Вводный урок по русскому языку в 10-м классе
Цель урока: познакомить учащихся с целями и задачами курса русского языка в старших классах, определить уровень сформированности у них умений и навыков по русскому языку.
Ход урока
« …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
Д.С.Лихачев
I. Вводное слово.
Учитель: Ребята, в 10 классе мы с вами должны повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи.
II. Повторение изученного в 5-9 классах.
1. Повторение фонетики
— Сколько звуков в русском языке? Почему мы не можем сказать конкретно?
В одном мультфильме-загадке есть такие строчки (Презентация, Слайд 1):
Далеко-далеко на лугу
Пасутся ко…
Ко… Нет, не кони!
Ко… Нет, не козы!
Ко… Правильно, коровы!
Назовите фонетическую ошибку.
2. Словообразование.
— Слово беруши означает «аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве». Как образовано это слово?
(Слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши — беруши.)
( Слайд 2)
Утреннее настроение
У папы настроение
Зазавтракомчитальное,
У мамы настроение
Напапуобижальное,
У брата настроение
Кричальнопогремучее,
А у меня,
А у меня –
Покомнатампрыгучее.
— Определите способ образования данных слов.
Зазавтракомчитальный — читать за завтраком, напапуобижальный — обижаться на папу. (Образованы сложно-суффиксальным способом.)
— Скажите, с какой целью автор использует окказионализмы (индивидуально-авторские неологизмы)?
— Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина. (Слайд 3)
Одиночила в комнате девушка
Взволновали ее звуки флейты…
Художники! Бойтесь мещанок:
Они обездарят ваш дар…
Я еду в серебряноспицной коляске…
Все звезды мира и все планеты
Жемчужу гордо в свои сонеты…
Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.
1. Одинок(ий) > одиноч-и(ть) – суффиксальный способ (грустный – грустить).2. Бездарн(ый) > о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).3. Серебрян(ая) спиц(а) > серебрян-о-спиц-н(ый) – сложение основ с суффиксацией (железная дорога – железнодорожный).
4. Жемчуг > жемчуж-и(ить) – суффиксальный (серебро – серебрить).
3. Морфология.
— Посмотрите, пожалуйста, на данный текст. (Слайд 4)
Пуськи бятые.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!». Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-то некузявая!».
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам: «Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся».
А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!».
(Л.Петрушевская. «Пуськи бятые»)
— На каком языке этот тест? Присмотримся повнимательнее и постараемся понять как можно больше. Здесь нет ни одного русского слова, кроме служебных. Что собственно происходит и с кем – неизвестно. Однако кое-что можно понять. Ясна последовательность событий, кто какое действие совершает и какое свойство к кому относится. Не сложно сделать и грамматический разбор.
— Сделайте разбор слов Калуша, подудонились.
4. Пунктуация.
— Знаки препинания появились позже, чем была изобретена письменность. Без пунктуации люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на овладение этой премудростью. А может быть напрасно? Конечно, не обойтись без пробелов – их важность воспета даже школьным фольклором: наполеонпосеяллен, полякипелижуравлями. (Слайд 5)
Но если все пробелы на местеи правила орфографии соблюдены, кажется, и без знаков препинания все будет понятно. Давайте проверим на следующих примерах (Слайд 6):
В.Вересаев рассказывает в своих «Воспоминаниях»: «Знал я наизусть и “Бородино”. Одну из строф читал так:
Мы долго молча отступали.
Досадно было, – боя ждали.
Ворчали старики:
“Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры?
О, русские штыки!”».
— Вспомните, как это сказано у М.Ю. Лермонтова. Какой смысл получается, если читать так, как рассказывал В.В. Вересаев?
При чтении наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» В.В. Вересаев неправильно прочитал последние строчки, превратив слова русские штыки в обращение и разбив две последние строки на два предложения: одно – вопросительное, другое – восклицательное. Строки эти звучат в стихотворении следующим образом.
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?
— Что изменится, если убрать первую запятую в помещенном отрывке из произведения А.С. Пушкина (Слайд7):
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стая галок на крестах.
Если убрать первую запятую в приводимом отрывке, получится, что бабы, мальчишки, лавки и т.д. мелькают мимо будки. Слово будки будет тогда не одним из подлежащих, а дополнением, при котором стоит предлог мимо.
— Расставьте знаки препинания в стихотворении Р. Чиарди. (Слайд 8)
За перекрестком,
Там, где аптека,
Встретил я странного человека.
Шел он без шляпы,
И потому
Я обратился
С вопросом к нему.
— Где ваша шляпа?-
Его я спросил.
— Братец, я сроду её не носил.
— Но отчего же ?
— Мой милый, увы,
Нет у меня для неё головы.
— Но почему нет у вас головы?
Может, на это ответите вы?
Он загрустил
И ответил так:
— Все потому, брат,
Что я дурак.
— Следующие предложения взяты из газет. Что в них обращает на себя внимание? (Слайд 9) Исправьте эти предложения.
1. И по-прежнему со всех концов страны едут в Москву опытные люди с опытной продукцией.
2. Очень исполнительная власть. Губернатор и его команда в услужении у криминального бизнеса.
3. Великий русский ученый Иван Павлов, создавший учение о высшей нервной деятельности человека, видимо, и не подозревал, что она может быть настолько нервной.
5. Шутке — минутка.
Чтобы у говорящего, да и пишущего не возникало в будущем подобных проблем, необходимо пользоваться словарями. Назовите известные вам словари.
Вы уже знаете, что такое этимологический словарь. Но, оказывается, некоторые лингвисты-озорники специально составляют словари энтимологические. Это шуточные, юмористические словари, где общеизвестным словам дается необычное, совершенно неожиданное толкование, основанное чаще всего на звуковом сходстве омонимичных морфем или их частей. Познакомьтесь с фрагментом одного из них. (Слайд 10)
Астрология — раздел ботаники: разведение астр.
Бездарь — человек, которому ничего не подарили.
Зазубрина — правило.
Изверг — действующий вулкан.
Папье-маше (франц.) — родители.
Ранец — контуженный. Ср. померанец
Сомнение — мнение коллектива.
Химера (сокр.) — эра химии.
Язычник (проф.) – лингвист.
— В заключение урока приведу слова из книги «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых XX века, академика Д.С.Лихачева, вынесенные в эпиграф: « …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
III. Домашнее задание.
Дома: выписать из художественной литературы 3-4 примера с авторскими неологизмами; определить способ словообразования.
urok.1sept.ru
РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
10 КЛАСС
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ (34 урока)
Уроки 1-2. Слово о русском языке
РАЗДЕЛ I. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Урок 3. Слово — центральная единица языка
Уроки 4-5. Слова однозначные и многозначные. Изобразительно-выразительные средства русского языка
Уроки 6-7. Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы
Уроки 8-9. Фразеологизмы и их употребление
Уроки 10-11. Готовимся к ЕГЭ
РАЗДЕЛ II. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
Уроки 12-13. Система гласных и согласных звуков русского языка. Слог. Фонетический разбор
Уроки 14-15. Орфоэпические нормы русского языка
Уроки 16-17. Готовимся к ЕГЭ
РАЗДЕЛ III. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Уроки 18—19. Система морфем русского языка. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ слова
Уроки 20—21. Словообразование в русском языке. Словообразовательный разбор слова
РАЗДЕЛ IV. ОРФОГРАФИЯ
Уроки 22—23. Принципы русской орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне слова
Уроки 24—25. Гласные после шипящих
Уроки 26—27. Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных
Уроки 28—29. Гласные и согласные в приставках. Ь и Ь. И или Ы после приставок
Урок 30. Готовимся к ЕГЭ
Уроки 31-32. Контрольный диктант
Уроки 33-34. Анализ контрольного диктанта. Зачет по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, орфографии
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ (34 урока)
РАЗДЕЛ I. ОРФОГРАФИЯ
Уроки 35—36. Употребление прописных букв. Правила переноса слов
РАЗДЕЛ II. МОРФОЛОГИЯ
Уроки 37—38. Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний
Уроки 39—40. Гласные в суффиксах имен существительных
Уроки 41—42. Имя прилагательное как часть речи. Правописание прилагательных
Уроки 43—44. Правописание суффиксов имен прилагательных
Уроки 45—46. Правописание сложных прилагательных и существительных
Уроки 47—48. Готовимся к ЕГЭ
Уроки 49—50. Имя числительное как часть речи
Уроки 51-52. Местоимение как часть речи
Урок 53. Контрольный диктант с грамматическим заданием
Урок 54. Анализ диктанта
Уроки 55-56. Глагол как часть речи
Уроки 57-58. Причастие как форма глагола
Уроки 59—60. Деепричастие как форма глагола
Урок 61. Готовимся к ЕГЭ
Уроки 62-63. Наречие как часть речи. Правописание наречий
Урок 64. Слова категории состояния
Уроки 65-66. Служебные части речи. Предлог
Уроки 67—68. Союз
Уроки 69-70. Частицы
Урок 71. Готовимся к ЕГЭ
Урок 72. Междометие и звукоподражательные слова
Урок 73. Контрольный диктант с грамматическим заданием
Урок 74. Анализ диктанта
11 КЛАСС
РАЗДЕЛ I. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Уроки 1—2. Принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание
Уроки 3-4. Предложение
Уроки 5—6. Простое предложение
Уроки 7—8. Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения
Уроки 9-10. Тире в простом предложении
Уроки 11-12. Готовимся к ЕГЭ
Уроки 13-14. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Уроки 15—16. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях
Уроки 17—18. Обобщающие слова при однородных членах
Уроки 19—20. Обособление определений
Уроки 21-22. Обособленные приложения
Уроки 23—24. Обособленные обстоятельства
Уроки 25—26. Обособленные дополнения
Уроки 27—28. Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции
Уроки 29—30. Вводные и вставные конструкции
Уроки 31—32. Обращения. Предложения с междометиями, утвердительными, отрицательными и вопросительными словами
Уроки 33-34. Конструкции с союзом КАК
Уроки 35—36. Диктант с грамматическим заданием
Уроки 37-38. Готовимся к ЕГЭ
РАЗДЕЛ II. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Уроки 39—40. Понятие о сложном предложении
Уроки 41—42. Классификация сложных предложений. Пунктуация в сложносочиненном предложении
Уроки 43—44. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
Уроки 45-46. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Уроки 47-48. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Уроки 49—50. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Урок 51. Период. Знаки препинания в периоде
Уроки 52-53. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи
Уроки 54-55. Знаки препинания при диалоге
Уроки 56—57. Знаки препинания при цитатах
Уроки 58. Готовимся к ЕГЭ
Уроки 59-60. Сочетание знаков препинания
Уроки 61-62. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация
Урок 63. Подготовка к контрольной работе по теме «Знаки препинания в сложном предложении»
Урок 64. Контрольное тестирование
Уроки 65-66. Диктант с грамматическим заданием
Уроки 67-68. Культура речи (семинар)
Уроки 69-70. Культура речи (лабораторная работа)
Уроки 71-72. Изложение с элементами сочинения «Бой мальчиков-гимназистов с партизанами» (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»)
Уроки 73-74. Функциональные стили речи
Уроки 75-76. Итоговое тестирование
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. ДИКТАНТЫ
Приложение 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ
Приложение 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ ЛИНГВИСТИКИ
Литература
compendium.su
Поурочное планирование 10 класс русский язык (по Гольцовой)
Количество часов в год/неделю: 34/1
Практическая работа. Лингвистический анализ текста.
4
Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Работа со словарями.
Комплексный анализ текста
5
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
6
Фразеология. Употребление фразеологизмов. Работа со словарями.
Комплексный анализ текста
7Р
Лексический анализ текста с решением тестовых задач (демоверсия ЕГЭ 2016: А2, АН, АЗО, В8)
Анализ и разбор контрольной работы. Работа над ошибками.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. (2 ч)
8
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.
Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы
9
Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. Решение грамматических задач в тестовой и др. формах.
Тестовые задания
Морфемика и словообразование (3 ч)
10
Повторение. Морфемика и словообразование. Корневые и аффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова. Работа со словарями.
Комплексный анализ текста
11
Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. Формообразование.
12
Речеведческий анализ текста
Комплексный анализ текста
Морфология и орфография (22 ч)
13
Принципы русской орфографии
14
Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова
15
Правописание гласных после шипящих и ц
16
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание двойных согласных.
Комплексный анализ текста
17
Контрольный диктант
Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками.
18Р
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
Комплексный анализ текста
19Р
Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста.
Комплексный анализ текста
20
Правописание приставок. Гласные ы, и после приставок.
21
Контрольный диктант
Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками.
22
Систематизация знаний о частях речи. Морфологические нормы.
23
Имена. Склоняемые части речи (имена существительные, прилагательные, числительные). Морфологические нормы.
24
Правописание склоняемых частей речи. Правописание сложных имен существительных и прилагательных.
Комплексный анализ текста
25
Именительный и родительный падежи множественного числа некоторых существительных мужского рода. Орфоэпические и морфологические нормы.
Комплексный анализ текста
26Р
Функционально-смысловые типы речи. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста-рассуждения.
27
Местоимение как лексико-грамматическая категория. Правописание местоимений. Морфологические нормы.
28
Глагол. Грамматические категории русского глагола. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Морфологические нормы.
29
Глагольные формы — причастие и деепричастие
Комплексный анализ текста
30
Значение и употребление, правописание причастий и деепричастий
Комплексный анализ текста
31
Наречия и наречные сочетания. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Слова категории состояния.
Упражнения по выбору учителя
32
Служебные части речи
Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы
33
Правописание служебных частей речи (производных предлогов, союзов и частиц)
Комплексный анализ текста
34
Итоговое повторение
Тестовые задания
35
Контрольный диктант. Тест.
Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками.
infourok.ru
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок о русском языке в 10-11 классах.
Урок русского языка в 10-11 классе.
Тема урока: Животворящий, полный разума русский язык.
Цели:
развитие творческих возможностей учащихся;
привить живой интерес к русскому языку;
способствовать проявлению творческих способностей учащихся.
Показать значение, роль и свойства слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом, дать рекомендации правильного употребления слов.
Ход урока.
1-й ученик: «Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).
2-й ученик: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
1-й: ученик Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Бродского и Пастернака.
2-й ученик: Язык национальной гордости и достоинства!
Учитель: Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно», а поэт Шефнер предупреждал:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
2-й: ученик: Слово — неоценимый дар Божий» (Избранные письма и проповеди, стр. 161). Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?
Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчами.
Учитель : 1 притча. «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: «Теперь иди собери до единой пушинки», на это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной». И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой»» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).
1-й ученик: По этому поводу у В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение «Слово о словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Учитель : 2 притча. «Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шел по пустыной дороге в один монастырь. Ученик его, ушедши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: «Куда бежишь, демон?» Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его и оставил едва живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Макарий приветствовал жреца словами: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!» Жрец был удивлен приветствием старца и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости, служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином. Братия, увидав святого Макария рядом с жрецом, удивились. Но святой Макарий сказал им: «Злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми»» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 163).
Учитель: Итак, в чем сила слова?
Ученики: Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом же можно и посеять зло, отравить душу, ранить.
Учитель : Каким же должно быть наше слово? Как необходимо относиться к этому Божьему дару?
Ученики: Изначально Слово было созидательным. Благим оно должно быть и у нас. Ведь это тот дар, который вверен нам Самим Богом. С какой осторожностью надо употреблять его!
1-й: ученик: Подумай, прежде чем сказать: «Зачем я это говорю? Для чего?»
2-й ученик: Хочу представить вашему вниманию стихотворение нашего современника поэта Эдуарда Асадова.
О скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное — Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как темная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут все-таки при чем?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идет от слова «мать»,
Сквернейшее — от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей:
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей
Учитель : «Наш язык — важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», — так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
1-й ученик : О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него в голове и на сердце. Поэтому иногда бывает полезней промолчать, чем показать свои некрасивые мысли. Отчего мы так часто говорим : «Язык мой – враг мой!» Ведь язык должен быть другом человека.
2-й ученик: Дмитрий Сергеевич утверждал «по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело», что «учиться хорошей, спокойной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
1-й ученик : Дмитрий Сергеевич утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слабость. “По- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».
2-й ученик: «А ведь бывает и так, что человек не говорит, а „плюется словами“. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность».
1-й ученик: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирайте достойное, а не легкое» И еще он писал молодежи: «Избегайте слов -„паразитов“, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли»
Учитель : «Как научиться высокой культуре речи?»
Ученики: Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка.
Учитель : Вам, ребята, предложено ознакомиться с текстом песни вашего современника , молодого поэта. Пожалуйста, найдите в тексте слова, выходящие за рамки общеупотребительной лексики, попробуйте дать им определение и заменить близкими по смыслу словами.
Полный невесел
Автор текста: Козырев Олег
Полный невесел
(читать невЕсел)
Почему, блин, говорят мне,
Что язык мой засорен, блин.
Я по типу все ж не ламер,
Я рулезный, клевый, модный.
Припев:
Невесел у меня,
Полный невесел.
Не модный типа я
И все, блин, такое.
Я на клаве текст фигачу,
Тэги трудные вставляю.
Я для вас же, блин, хреначу.
Я вэбмастер, понимаешь?
Припев.
Я страницу залудил, блин.
Гостевую, чат повесил.
А мне гости замутили,
Мол отстой тут и невесел
Творческий перевод текста:
Ламер (чайник) (от англ. lame – «слабак») «Ламер» – это прозвище, которым люди, претендующие на продвинутость в компьютерном деле, именуют тех, кто, по их мнению, плохо в этом разбирается.
Тэги — это специальные команды, написанные на HTML (Hyper Text Marker Language) — языке гипертекстовой разметки, заключенные между двумя треугольными скобками
Веб-мастер (англ. webmaster) — человек, профессионально или в качестве хобби занимающийся разработкой веб-сайтов в Интернете или корпоративных приложений в интранете.
Невесел –житуха , Находящийся в грустном настроении; скучный 2 Выражающий грусть, печаль 3 Вызывающий, содержащий в себе грусть, печаль. Воровской жаргон.
Залудить – запустить, открыть доступ.
Учитель: Я думаю, что вы согласитесь с тем, что подобный текст будет понятен и интересен далеко не всем. Поэтому , чтобы не выглядеть вычурно, нелепо или смешно , необходимо следить за чистотой речи. Я хочу привести для анализа речевые ошибки, допущенные в экзаменационных работах выпускников, а вы поможете мне их исправить.
Речевые ошибки
Выпускники нарушают коммуникативную точность высказываний, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений Люди, которые повязли в лени, много теряют. Наши чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры обличают поэта как романтика. Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень – это монстр современной молодежи.
Многочисленны примеры смешения паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями: Книга дает гормональное воспитание человеку. Кристаллическая честность. Он не хотел лечиться от алкоголя.
Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении лишнего слова: Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу. Но эти герои только пустословят и болтают. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Лестные комплименты. Денежный штраф.
Нарушение привычной лексической сочетаемости слов: Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор. Нервы и волнения переполнили автора. У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение
Нарушение норм употребления устойчивых сочетаний: С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем. Эти дети были обделены от радости. Тяжелая доля выпала на голову нашего народа .Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом. Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.
Стилистические ошибки. Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие смешения лексики разных исторических и социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили. Собственно стилистическими являются и ошибки в результате смешения выражений разных стилей, немотивированное использование диалектных, просторечных выражений, что противоречит нормам литературного языка: Я маленько не согласна с точкой зрения автора. Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире. Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.
Грамматические ошибки
Словообразовательные ошибки – это результат словотворчества с нарушением норм: слова образуются по не существующим в литературном языке моделям или не учитывается, что совокупность реально существующих лексем не полностью совпадает с системой слов, которые могли быть в языке, но в речи они не употребляются: Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери. Взятничество – бич нашего времени. Оплошки героев. Основная проблема – робкость молодого преподавателя. Бороться с нахальностью трудно. Просторечивые слова. С детства у нее были приклонности к музыке.
Недочеты при образовании форм тех или иных частей речи также разнообразны и многочисленны.
Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.
Более худшего примера не привести.
Мы узнаем об ихних планах.
Еще Гоголь писал о великости русского народа.
Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.
Меня захватили сердцетрепещущие мысли.
Среди синтаксических ошибок встречаются нарушения норм управления, норм согласования между сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в предложении, смешение прямой и косвенной речи, ошибки в построении сложного предложения:
С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.
Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.
Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.
За подвиг ученого он был удостоен орденом.
Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.
Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами:
Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.
Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли.
Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток.
Не став развивать талант, его можно загубить.
Этические ошибки- проявление речевой агрессии, недоброжелательности, обнаруживались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности:
Этот текст меня бесит.
Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.
Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.
Наличие грубых жаргонизмов также рассматривается в качестве этической ошибки: Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал.
Фактологические ошибки — ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.: Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось! Счастьем для Обломова, как известно, было одиночество и равнодушие. В повести Тургенева «Преступление и наказание
А теперь я предлагаю Вам найти и исправить речевые ошибки на карточках:
Примеры предложений для нахождения речевых ошибок:
- Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.
- Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания.
- В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.
- Этот человек был дворянином от мозга до костей.
- Это главная проблема, заложенная в тексте.
- От своего лица и автора советую путешествовать.
- Человек в наше время читает книгу по нужде.
- Автор, Д.Лихачев, умело подмечает проблему и убеждает своих сообщников, молодых людей, сохранять памятники культуры малых народов.
- Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.
- Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя.
- Это был рок судьбы.
- Она хотела помочь семье и отцу.
- Школьные годы пропали не зря.
- Человек в наше время читает книгу по нужде.
Домашнее задание:
Вспомним диалог Митрофанушки и Правдина.
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или
прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста
неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что
оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Это, конечно, была шутка. А сейчас – серьёзно.
Задания к тексту:
- Определите тип текста(монологический, диалогический)?
- Найдите слова , имеющие разговорную или просторечную окраску.
- Какую роль они играют в тексте? Зачем их использует автор?
- Укажите неполные предложения. Для какого стиля они они особенно характерны?
- Передайте содержание диалога в форме прямой и косвенной речи.
- Как Митрофан рассуждает о частях речи?
- Какой вывод делает Стародум , следуя логике Митрофанушки?
- Напишите, почему Митрофанушку называют недорослем.
Слово учителя: Язык — постоянно развивающееся, а потому – меняющееся социальное явление. Он постоянно реагирует на все реалии жизни. Только хотелось бы, чтобы в этих быстро меняющихся реалиях не потерялся сам человек. Человек, умеющий чувствовать, сопереживать, любить, делать добро.
Рефлексия : Завершить урок хотелось бы стихотворением замечательного поэта-современника Эдуарда Асадова
Они по-особенному звучат в преддверии весенних праздников
Нежные слова
То ли мы сердцами остываем,
То ль забита прозой голова,
Только мы всё реже вспоминаем
Светлые и нежные слова.
Словно в эру плазмы и нейтронов,
В гордый век космических высот
Нежные слова, как граммофоны,
Отжили и списаны в расход.
Только мы здесь, видимо, слукавили
Или что-то около того:
Вот слова же бранные оставили,
Сберегли ведь все до одного!
Впрочем, сколько человек ни бегает
Средь житейских бурь и суеты,
Только сердце всё равно потребует
Рано или поздно красоты.
Не зазря ж оно ему даётся!
Как ты ни толкай его во мглу,
А оно возьмёт и повернётся
Вновь, как компас, к ласке и теплу.
Говорят, любовь немногословна:
Пострадай, подумай, раскуси…
Это всё, по-моему, условно,
Мы же люди, мы не караси!
И не очень это справедливо –
Верить в молчаливую любовь.
Разве молчуны всегда правдивы?
Лгут ведь часто и без лишних слов!
Чувства могут при словах отсутствовать.
Может быть и всё наоборот.
Ну а если говорить и чувствовать?
Разве плохо говорить и чувствовать?
Разве сердце этого не ждёт?
Что для нас лимон без аромата?
Витамин, не более того.
Что такое небо без заката?
Что без песен птица? Ничего!
Пусть слова сверкают золотинками,
И не год, не два, а целый век!
Человек не может жить инстинктами,
Человек – на то и человек!
И уж коль действительно хотите,
Чтоб звенела счастьем голова,
Ничего-то в сердце не таите,
Говорите, люди, говорите
Самые хорошие слова!
Использованные ресурсы:
- Д. С. Лихачев «О языке устном и письменном, старом и новом». «Русская культура» (Изд. «Искусство», М., 2000)
- Денис Иванович Фонвизин. Недоросль ( Гос.изд. детской литературы министерства просвещения РСФСР, Л., 1952)
- Асадов Э. А. Лучшие стихотворения. Избранная проза.(Изд. « Эксмо» 2010 г.)
- stihi.ru
- Журнал «Глинские чтения» : июль-август 2007 г.
nsportal.ru
Поурочные разработки по русскому языку 11 классе по УМК. Гольцовой
5
Урок №_____ Дата__________
Тема: Р./О. № 1 Средства выразительности языка.
Цели: познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;
развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Тип урока: урок речевого общения.
Оборудование: приложения №1-№ 5, таблица в электронном варианте «Средства выразительности».
Ход урока.
I. Организационный момент. Запись темы урока.
II. Вступительное слово.
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его «модными», на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру. Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое. Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?
– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.
– Для чего могут использоваться средства выразительности?
– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.
III. Составление синквейна или диаманты. Формулирование задач.
– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах или диамантах, выберите формулировку темы: «Выразительные средства языка», «Речь», «Язык».
Синквейн | |
Средства выразительности | Средства выразительности |
Диаманта |
– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.
– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (Обсуждение в группах.)
Повторить термины;
Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;
Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.
IV. Проверка домашнего задания. Работа в малых группах
Учащиеся обмениваются заданиями, приготовленными дома, и работают в парах, тройках. Взаимные консультации. Социализация (защита задания – принцип составления). Результат выполнения. Чем были вызваны затруднения?
Задание 1. Кроссворд 1 «Стилистические фигуры речи».
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
Задание 2. Кроссворд 2
По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
– Как можно назвать этот кроссворд?
Задание 3
– Приведите примеры из текстов, иллюстрирующие термины, на которые указывают лучи. Какой термин «спрятан» в фокусе?
Задание 4 «Солнышко»
Задание 5
– Объясните схему. Назовите виды тропов в следующих предложениях:
Эвфемизм – разновидность перифразы. Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.
Синекдоха – частный случай метонимии: обозначение целого через его часть.
Задание 6 «Снежинка»
Объяснить схему, проиллюстрировать примерами из текстов.
Задание 7
– С помощью какой из данных схем можно проиллюстрировать антитезу, оксюморон, зевгму? Определите, какие средства выразительности использованы в следующих предложениях:
1. В парках показались молодые листочки и закупщики из западных и южных штатов. 2. Есть тоска весёлая в алостях зари (С. Есенин). 3. Наступило вечное мгновение (А. Блок). 4. Дома новы, да предрассудки стары (А. Грибоедов). 5. Чёрный вечер – белый снег. (А.Блок). 6. Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (М. Цветаева). 7. Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек! (А.Твардовский). 8. Шёл дождь и три студента, первый – в пальто, второй – в университет, третий – в плохом настроении.
V. Обобщение. Фронтальная беседа
– Какие два ряда терминов следует различать? Что такое тропы? Что такое стилистические фигуры? Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?
VI. Экспресс-опрос по теме «Тропы. Стилистические фигуры»
Работа по карточкам (группа № 1 – карточка красного цвета, группа № 2 – карточка синего цвета, группа № 3 – зелёного цвета). Можно выбрать любую форму работы: индивидуальную, взаимообучение в паре, тройке, группе (Приложение 1). Для проверки использовать код. Результаты отразить в листе успехов (Приложение 2). Социализация.
VII. Тестовые задания на применение знаний. «Выразительно» о языке, слове, речи
Работа по карточкам (Приложение 3). Лист успехов (Приложение 2). Социализация.
VIII. Обобщение
– В высказываниях звучит мысль о том, что язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – «исповедь народа», его душа, его нравственность, основа культуры…
Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М.Горького, «неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. Но! Чем он обогащается сейчас? Жаргонными словами и неологизмами, значение которых не понятно большинству людей, владеющих русским языком?
IX. Работа с текстом
1. Выразительное чтение текста:
(1) Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
(2) Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия.
(3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология.
(5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие.
(6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы.
(7) Иное дело – ценности культурные и нравственные.
(8) Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…
(9) Историк-археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия «экология культуры».
(10) Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое.
(11) Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти.
(12) Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной.
(13)Многое зависит от отношения к языку.
(14) Иначе и быть не может!
(15) В самом деле.
(16) Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове.
(17) Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.
(18) Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине.
(19) Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону.
(20) Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности.
(21) Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(22) В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями.
(23) Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. (По Л.И. Скворцову)
2. Объяснение значений слов и выражений («генетический код», «экология культуры», «нравственные ценности» и др.)
3. Что вам известно об авторе данного текста?
4. Кто впервые использовал понятие «экология культуры»? (Двадцать лет назад Д. С. Лихачев впервые использовал достаточно новое в то время понятие экология в необычном контексте — «экология культуры», «нравственная экология». Он писал: «…Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы».)
В последние годы все чаще ставится вопрос об экологии языка, непосредственно связанной с сознанием человека, с определяющими свойствами его личности; экология языка является неотъемлемой составляющей экологии культуры.
5. Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?
Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа.
Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то утрата культурных ценностей невосполнима.
Экология культуры – наука, занимающаяся исключительно проблемами защиты литературного языка.
Экология культуры – относительно молодая дисциплина.
6. Определите стиль и тип речи текста.
научный стиль; рассуждение с элементами повествования;
публицистический стиль; рассуждение;
разговорный стиль; рассуждение;
художественный стиль; рассуждение и описание
7. Укажите значение слова дейсвенная (предложение 12).
глубокая, всепоглощающая;
способная воздействовать, активная;
находящаяся в постоянном движении;
настоящая, подлинная.
8. Прочитайте фрагмент проекта сочинения, написанного на основе прочитанного вами текста. (Приложение 4) В этом фрагменте анализируются стиль текста, средства выразительности языка, использованные автором и др. Но, к сожалению, некоторые важные слова «потерялись». Восстановите текст, вставьте на места пропусков названия средств выразительности, цитаты из текста, определите роль названных средств выразительности и другие особенности текста. Запишите в тетрадь получившийся текст.
X. Работа по группам
1 часть текста – 1-я группа, 2 – 2-я группа, 3 – 3-я группа.
Результат работы отразить в листе успехов (Приложение 2).
Примерная работа учащихся (Приложение 5). Социализация
XI. Фронтальная беседа
– Какие средства выразительности не были проанализированы? (Метафоры и др.)
– Каких важных частей нет в данном фрагменте сочинения?
– Как иначе можно построить свои рассуждения? (Какие изменения вы бы внесли в предложенный проект?)
XII. Домашнее задание
– Завершить сочинение, дополнив его следующими составляющими: 1) вступительная часть; 2) чёткая формулировка проблем исходного текста и собственный комментарий к сформулированным проблемам; 3) отразить позицию автора; 4) изложить собственное мнение по проблеме; 5) заключительная часть (см. «Критерии оценивания ответа на задание С1». Демонстрационный вариант 2010 года). Отредактировать черновой вариант сочинения.
XIII. Подведение итогов урока
– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?
– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
– Вы через полгода станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к «дару бесценному», как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек». А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.
multiurok.ru
Конспекты уроков русского языка в 11 классе к учебнику Гольцовой, Шамшина
Урок 1 Русский язык 11 класс
Тема. Принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание
Цели: вспомнить основные понятия синтаксиса; познакомиться с основными принципами русской пунктуации; научиться производить синтаксический анализ словосочетания.
Ход урока
Фронтальный опрос
Что изучает синтаксис?
Что изучает пунктуация?
Почему синтаксис и пунктуация изучаются вместе?
Какие понятия синтаксиса вы помните? Дайте их определение.
Синтаксис (от греч. syntaxis — «порядок, строение»). Пунктуация (от лат.punctum — «точка»).
Работа со статьей учебника
Чтение § 66. Беседа по вопросам.
Что мы называем знаками препинания?
Сколько знаков препинания в современном русском языке?
Назовите основные функции знаков пунктуации.
Какие принципы легли в основу правил русской пунктуации?
Работа в тетрадях
Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Выполните пунктуационный анализ предложения:
Все смолкло одни кузнечики трещали сильнее из земли поднялись белые пары расстилавшиеся по лугу и по реке река присмирела в ней вдруг плеснул кто-то в последний раз затем она стала неподвижна.
— Составьте предложения, в которых были бы:
а) тире, двоеточие, три запятых;
б) двоеточие при наименьшем количестве слов в предложении;
в) двоеточие, а далее — тире;
г) точка с запятой, две запятых.
IV. Разбор основных единиц синтаксиса. Словосочетание
1. Заполнение таблицы.
Учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу 28.
Таблица 28
Основные единицы синтаксиса
Словосочетание
Простое предложение
Сложное предложение
Что называет
Отношения между явлениями
Событие
Отношения между событиями
Грамматическое значение
Отношения между словами (согласование, управление, примыкание)
Значение лица, времени, наклонения (предикативность)
Отношения между предикативными единицами
Строение
Не менее двух слов
Наличие одной предикативной единицы
Наличие двух и более предикативных единиц
Является ли единицей сообщения
Нет, не является
Одна единица сообщения
Одна единица сообщения
Работа над предложением.
Учащимся предлагается задание: выписать из предложения все возможные словосочетания:
Далеко в лесу огромном возле синих рек жил с детьми в избушке темной бедный дровосек.
— Какие сочетания слов нельзя было выписывать и почему?
3. Чтение § 67-68.
4. Составление логической схемы 8 «Словосочетания».
Составление схемы может производиться учащимися самостоятельно, коллективно (вместе с учителем: класс отвечает на наводящие вопросы), в парах.
Схема 8
Виды словосочетаний
5. Ознакомление с порядком синтаксического разбора словосочетаний на с. 242—243.
6. Выполнение упражнения 364.
V. Итог урока
Домашнее задание
1. § 66—68.
2. Упражнения 359, 362.
infourok.ru
Дата | Кол-во часов | Тема урока | Цели и задачи урока | Характеристика основных видов учебной деятельности | Примечание | |
Практические навыки | Правописные навыки | |||||
1. (1 ч.) | Слово о русском языке. | Формирование навыков создания связного монологического высказывания на лингвистическую тему. | Составление плана текста, развитие навыков составления связного монологического высказывания на лингвистическую тему, итоговая беседа. | |||
2. (1 ч.) | Лексика. Слово и его значение. | Повторить основные понятия лексики: слово, его значение, прямое и переносное значение, многозначность; совершенствовать навыки монологической речи; развивать языковое чутьё. | Работа с толковым словарём | Попутное повторение орфографии и пунктуации. | §1 – 3. Упр.4. 8 | |
3. (1 ч.) | Входной контроль (контрольное тестирование в форме ЕГЭ) Практическая работа. | Проверить знания учащихся, полученные в прошлые годы обучения в школе. | Контрольное тестирование в форме ЕГЭ | |||
4. (1 ч.) | Смысловые отношения между словами Омонимы. Синонимы. Паронимы. Антонимы. | Продолжить работу с основными лексическими понятиями; совершенствовать навыки грамматических разборов; развивать аналитические навыки. | Работа со словарями | Попутное повторение орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. | ||
5. (1ч.) | Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. | Повторение основных терминов и понятий лексики; формирование навыков монологической речи. | Работа со словарём иностранных слов и этимологическим словарём. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. | ||
6. (1 ч.) | Фразеология. Лексикография. | Повторить основные термины и понятия лексики; совершенствовать навыки связной речи; развивать чувство слова и языковое чутье учащихся. | Работа со словарями фразеологизмов | Попутное повторение орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. | ||
7. (1ч.) | Контрольная работа Лексический анализ текста. | Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка навыков лексического и грамматического разбора. | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | |||
8. (1ч.) | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии. | Дать представление о фонетической системе рус. яз.; развивать навыки грамматического разбора; формировать чувство языка, понимании гармонии красиво и четко произнесенного слова; закрепить представления учащихся о различии между звуком и буквой; развивать навыки связной монологической речи. | Фонетический анализ слова. Характеристика гласных и согласных звуков в слове. | Повторение написаний, опирающихся на фонетические принципы орфографии | ||
9. (1ч.) | Орфоэпия. | Дать представление об орфоэпии как одном из разделов науки о языке; формировать стремление следовать произносительным нормам речи; развивать языковое чутье. | Знакомство с орфоэпическими вариантами. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. | ||
10. (1ч.) | Состав слова. | Повторение основных терминов и понятий раздела; формирование навыков анализа языкового материала; отработка орфографических навыков. | Морфемный анализ слов | Правописание морфем | ||
11. (1ч.) | Словообразование и формообразование. | Повторение основных терминов и понятий раздела; совершенствование навыков связной речи учащихся. | Словообразовательный словарь. Словообразовательный разбор. | Морфологический принцип правописания. Правописание окончаний различных частей речи | ||
12. (1ч.) | Изложение с творческим заданием. | Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков. | Написание изложения с элементами сочинения. | |||
13. (1ч.) | Принципы русской орфографии. | Повторение и обобщение основных терминов и понятий раздела; развитие языкового чутья; формирование орфографической зоркости. | Орфографический анализ слова. Орфографический словарь. | Типы орфограмм | ||
14. (1ч.) | Употребление гласных после шипящих и Ц. Буквы Э, Ю, Я и сочетание ЙО в различных морфемах. | Повторение основных терминов и понятий; закрепление правописных навыков; совершенствование навыков аналитических разборов, навыков монологической речи. | Морфемный анализ слов, фонетический разбор. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. | ||
15. (1ч.) | Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных. | Совершенствование правописных навыков; обобщение и повторение лингвистического материала. | Морфемный анализ слов, фонетический разбор. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. | ||
16.(1ч.) | Правописание гласных и согласных в приставках. | Повторение основных правил правописания приставок; совершенствование орфографических умений учащихся; развитие языкового чутья. | Орфографический анализ слова. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. | ||
17. (1ч.) | Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса. | Повторение и обобщение орфографического материала; совершенствование правописных навыков; развитие общеучебных умений и навыков (работа со словарем, с текстом учебника). | Роль Ъ и Ь. Орфографический, морфемный, фонетический разбор слов. | Правописание Ь и Ъ. Написание строчных букв. Правила переноса. | ||
18. (1ч.) | Диктант с дополнительным заданием. | Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка навыков лексического и грамматического разбора. | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | |||
19. (1ч.) | Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний. | Повторить основные теоретические сведения об имени существительном как о части речи; совершенствовать навыки правописания имен существительных; закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи. | Морфологический разбор имён существительных. | Обобщение и повторение орфографии. Готовимся к ЕГЭ. | ||
20. (1ч.) | Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. | Повторить и обобщить орфографический материал; совершенствовать навыки морфологического разбора; развивать навыки аналитической работы со словарем. | Решение орфографических задач по алгоритму. Орфографический анализ слов | Гласные в суффиксах имен существительных. Слитные и дефисные написания. Готовимся к ЕГЭ. | ||
21. (1ч.) | Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. | Повторение и обобщение представлений учащихся об имени прилагательном как о части речи; совершенствование навыков грамматических разборов. | Морфологический разбор имён прилагательных. | Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Готовимся к ЕГЭ. | ||
22. (1ч.) | Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. | Обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имен прилагательных, правил правописания сложных имен прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора. | Написание суффиксов. морфемный анализ слов, словообразование имён прилагательных | Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. | ||
23. (1ч.) | Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных. | Повторение и обобщение знаний учащихся об имени числительном как о части речи; развитие речи учащихся; совершенствование навыков аналитической работы со словом. | Морфологический разбор имён числительных | Правописание числительных. | ||
24. (1ч.) | Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. | Повторение и обобщение знаний о местоимении как о части речи и его правописание. | Морфологический разбор местоимения. | Правописание местоимений. | ||
25. (1ч.) | Глагол как часть речи. Правописание глаголов. | Повторение и обобщение знаний учащихся о глаголе как о части речи; формирование навыков морфологического разбора глагола; развитие умений употреблять глаголы в речи. | Морфологический разбор глагола, образование разных форм глагола. | Правописание глаголов. Готовимся к ЕГЭ. | ||
26. (1ч.) | Причастие как глагольная форма. Правописание причастий. | Повторение и обобщение знаний учащихся о глагольных формах; формирование умений образовывать причастия разных форм; отработка навыков разбора причастий и употребления их в речи. | Морфологический разбор причастия, образование причастий. | Правописание причастий и отглагольных прилагательных. Готовимся к ЕГЭ. | ||
27. (1ч.) | Деепричастие как глагольная форма. | Повторение и обобщение знаний учащихся о глагольных формах; формирование навыков образования деепричастий, морфологического разбора деепричастия; употребление деепричастий в речи. | Морфологический разбор деепричастия, образование деепричастий. | Правописание деепричастий. Готовимся к ЕГЭ. | ||
28. (1ч.) | Наречие как часть речи. Правописание наречий. Слова категории состояния. | Повторение и обобщение знаний учащихся о наречии как о части речи; закрепление правописных навыков; формирование умения образовывать наречия и употреблять их в речи. | Морфологический разбор наречия. | Правописание наречий. | ||
29. (1ч.) | Сочинение по прочитанному тексту. | Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков. | Написание сочинения. | |||
30. (1ч.) | Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. | Повторение и обобщение знаний учащихся о служебных частях речи; развитие речевых навыков учащихся; совершенствование культуры речи. | Морфологический разбор предлога. | Правописание предлогов. Готовимся к ЕГЭ. | ||
31. (1ч.) | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов. | Повторение и обобщение знаний учащихся о союзе как о служебной части речи; формирование навыков разбора союза и употребление союза в речи. | Морфологический разбор союза. | Правописание союзов. Готовимся к ЕГЭ. | ||
32. (1ч.) | Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. | Повторение и обобщение знаний учащихся о частицах; закрепление навыков правописания частиц; развитие навыков связной монологической речи. | Морфологический разбор частиц. Определение значения частицы НЕ и частицы НИ. | Правописание частиц. Готовимся к ЕГЭ. | ||
33-34. (2ч.) | Контрольное тестирование в форме ЕГЭ. Анализ работы. | Проверить знания учащихся, полученные в прошлые годы обучения в школе. | Контрольное тестирование в форме ЕГЭ |
multiurok.ru