1 класс

Вопрос по биологии 11 класс – Тесты по биологии 11 класс

Олимпиада по биологии 11 класс, задания с ответами

Изучение школьного курса биологии в 11 классе становится более глубоким и сложным. Учащиеся знакомятся с генетикой и учатся решать задачи на наследование. Олимпиадные задания для одиннадцатиклассников достаточно сложные и чтобы справиться с ними, школьники должны отнестись к подготовке более чем ответственно. Мы подготовили примеры олимпиадных заданий среди которых: тесты с выбором варианта ответа, задачи и открытые вопросы.

Использовать эти задания можно на уроках биологии в 11 классе, а также во время домашних занятий, посвященных подготовке к олимпиаде. Ко всем заданиям указаны правильные ответы и решения, а значит оценить и проверить уровень своих знаний для учащихся не составит никакого труда.


Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Биополимерами являются:
А) белки
Б) полисахариды
В) нуклеиновые кислоты
Г) всё перечисленное

2. Урацил образует комплиментарную связь с:
А) аденином
Б) тимином
В) цитозином
Г) гуанином

3. Гликолизом называется:
А) совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке
Б) бескислородное расщепление глюкозы
В) полное расщепление глюкозы
Г) полимеризация глюкозы с образованием гликогена

4. Очерёдность стадии митоза следующая:
А) метафаза, телофаза, профаза, анафаза
Б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза
В) профаза, метафаза, телофаза, анафаза
Г) телофаза, профаза, метафаза, анафаза

5. Удвоение хромосом происходит в:
А) интерфазе
Б) профазе
В) метафазе
Г) телофазе

6. В основе геномных мутаций в клетке лежит изменение
А) структуры цитоплазмы
Б) числа хромосом
В) числа нуклеотидов в ДНК
Г) структуры хромосом

7. Какое значение имеет предупреждающая окраска животных?
А) делает животных незаметными
Б) отпугивает врагов
В) привлекает особей своего вида
Г) обостряет внутривидовую борьбу

8. У папоротниковидных растений в отличие от покрытосеменных отсутствуют
А) корни
Б) стебли
В) плоды
Г) споры

9. Ротовое отверстие на нижней стороне головы, жаберные щели, не прикрытые жаберными крышками, имеют
А) акулы и скаты
Б) сазаны и карпы
В) щуки и окуни
Г) осетры и белуги

10. В скелете человека с помощью сустава соединяются
А) кости таза
Б) теменная и затылочная кости
В) шейные позвонки с грудными
Г) бедренная кость с тазовой

Открытые вопросы

Вопрос 1
Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос.
Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих четырёхкамерного сердца в процессе эволюции?

Вопрос 2
Решите задачу.
Чёрный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – чёрное оперение (А) и хохлатость (В).

Вопрос 3
Какие основные процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?

Вопрос 4
Докажите, что корневище растений — видоизмененный побег

Вопрос 5
Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу?

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветГАББА
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветББВАГ

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:
В результате появление четырёхкамерного сердца у птиц и млекопитающих артериальная и венозная кровь в сердце не смешивалась, и все органы, кроме лёгких, получали чистую артериальную кровь. Больший приток кислорода, более активно идут окислительные процессы, больше высвобождается энергии и, как следствие, постоянная температура тела.

Ответ на вопрос 2:
Поскольку получено 4 фенотипических формы организмов, следовательно, родители были гетерозиготны. Их генотипы: ♀АаВв и ♂АаВв. Генотипы потомков: чёрные хохлатые А-В-; бурые хохлатые ааВ-; чёрные без хохла А-вв; бурые без хохла аавв.

Ответ на вопрос 3:
поступление из атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом за счет НАДФ • 2Н; Использование в реакциях энергии молекул АТФ, синтезированных в световой фазе ; Синтез глюкозы и крахмала.

Ответ на вопрос 4:
Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки; на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега; от корневища отходят придаточные корни .

Ответ на вопрос 5:
появление покровной ткани — эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения; — появление слабо развитых проводящей и механической тканей, обеспечивающей транспорт веществ и опору; — образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.


Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы

Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

30 вопросов по биологии за 11 класс. | Биология

30 вопросов по биологии за 11 класс.

1.К прокариотам относятся:
А) растения
В) животные
С) грибы
Д) бактерии и цианобактерии

2. Грибы и бактерии размножаются:
А) спорами
В) семенами
С) частью корня
Д) частью стебля

3.Лишайники — это:
А) водоросли
С) симбиоз гриба и водоросли
В) грибы
Д) мхи

4.К признакам класса земноводных относят:
А) хитиновый покров
В) голую кожу
С) жабры
Д) размножение откладыванием яиц

5.Вторичную полость (целом) имеют:
А) все хордовые
С) только черепные
В) только бесчерепные
Д) хордовые с менее интенсивным
обменом веществ
6.Рефлекс — ответная реакция на раздражение, осуществляется:
А) мускулатурой
С) нервной системой
В) пищеварительной системой
Д) всеми системами органов

7.Биологический прогресс — это:
А) только усложнение организации
В) вымирание данного вида
С) уменьшение численности данного вида
Д) повсеместное распространение живой организации

8.Ферменты:
А) транспортируют кислород и радикалы
В) участвуют в химической реакции, превращаясь в другие вещества
С) ускоряют химическую реакцию и имеют белковую природу
Д) являются основным источником энергии

9.Расщепление белков происходит:
А) в ротовой полости
С) правильных ответов нет
В) в желудке
Д) в толстом кишечнике

10.Мышечная ткань имеет следующие свойства:
А) возбудимость и сократимость
С) сократимость
В) возбудимость и проводимость
Д) проводимость

11.Ногти относятся к производным:
А) собственно клетки
В) подкожной клетчатки
С) кожного эпителия
Д) рудиментов мышечных волокон

12.Эритроциты вырабатываются:
А) в печени
С) в красном костном мозге
В) в селезенке
Д) в желтом костном мозге

13.К малокровию приводит недостаток витамина
А) В12
В) В6
С) В2
Д) С

14.СПИД передается:
А) воздушно-капельным путем
В) при пользовании вещами больного
С) при укусе комара
Д) половым путем

15.У человека количество резцов в обеих челюстях равно:
А) 2
В) 8
С) 4
Д) 16

16.Первичная структура белка удерживается:
А) водородными связями
С) гидрофобными связями
В) пептидными связями
Д) дисульфидными связями

17.Фагоцитоз — это:
А) захват клеткой жидкости
С) транспорт веществ через мембрану
В) захват твердых частиц
Д) ускорение биохимических реакций

18.В состав ДНК не входит нуклеотид:
А) тимин
С) урацил
В) гуанин
Д) цитозин

19.В результате мейоза количество хромосом в образовавшихся клетках:
А) удваивается
С) уменьшается вдвое
В) остается прежним
Д) утраивается

20.С изменением последовательности нуклеотидов ДНК связаны:
А) генные мутации
С) хромосомные мутации
В) геномные мутации
Д) точечные мутации

21.Черный и белый цвет мышей определяется двумя аллельными аутосомными генами. При скрещивании черных (MMnn) и белых (mmNN) мышей в F1 были получены серые мыши. Каким будет потомство от скрещивания гибридов F1 с белыми мышами.
А) 25% серых и 75% черных
В) по 50 % белых и серых
С) по 25% белых и черных и 50% серых
Д) по 25% серых и черных и 50% белых

22.Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является:
А) сходство процессов деления клеток у всех организмов
В) сходство в строении скелетов млекопитающих разных отрядов
С) сходство ранних стадий развития зародышей разных классов

23.Основным критерием возникновения нового вида является:
А) появление внешних различий
С) репродуктивная изоляция популяций
В) географическая изоляция популяций
Д) различия в характере пищи

24.Одним из важнейших этапов возникновения жизни можно считать:
А) появление аминокислот
С) появление углеводов
В) появление нуклеиновых кислот
Д) появление липидов

25.Предком приматов является отряд:
А) зверозубые
С) человекообразные
В) насекомоядные
Д) плацентарных

26.Зигота образуется в процессе:
А) митоза
С) онтогенеза
В) мейоза
Д) оплодотворения

27.Информация одного триплета в нуклеотидах соответствует:
А) полипептидной цепи
С) молекуле углевода
В) молекуле белка
Д) аминокислоте

28.Удвоение молекулы ДНК происходит:
А) в анафазе
С) в интерфазе
В) в профазе
Д) в цитокинезе

29.Только у прокариот встречаются органоиды:
А) пластиды
С) клеточный центр
В) митохондрии
Д) рибосомы

30.Для питания животные организмы используют:
А) готовые органические вещества
В) органические вещества на свету
С) продукты окисления органических веществ
Д) минеральные соли

Порядок вывода комментариев:
По умолчаниюСначала новыеСначала старые

testent.ru

Материал по биологии (11 класс) по теме: Примерные вопросы для подготовки к экзамену по биологии

Вопросы к экзамену по биологии

1.  Происхождение жизни на Земле.

2. Многообразие живого мира.

3.  Уровни организации живой материи.

 4.   Основные положения клеточной теории Шванна.        

5.   Строение животной клетки, функции ее органоидов.

 6.  Ядро клетки, его строение и функции. Роль ядра в передаче наследственной информации

7.  Хромосомы, их строение, функция, постоянство числа и формы.

8.   Отличия животной и растительной клеток.        

9.  Химический состав клетки.

10. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

11. Белки, жиры, углеводы, их роль в клетке.

12. Белки, их строение и роль в организме человека.

13. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности клетки.

14. АТФ — строение и функция, её значение.

15. Основные процессы жизнедеятельности клетки.

16. Обмен веществ и энергии в клетки.

17. Пластический обмен. Фотосинтез.

18. Биосинтез белка.

19. РНК — строение и функция, значение.

20. ДНК — строение и функция. Репликация ДНК.

21.Деление клетки, его значение. Митоз.

22. Половое размножение организмов. Мейоз.

23. Гаметогенез — образование половых клеток. Овогенез и сперматогенез.

24. Оплодотворение развитие зародыша.

25. Бесполое размножение организмов.

26. Биогенетический закон Геккеля и Мюллера.

 27. Постэмбриональное развитие организмов.

28. Хромосомная теория наследственности

29.Основные задачи и методы генетики.

30. Генотип и фенотип.

31. Основные законы наследственности, установленные Г. Менделем.

32. Анализирующее скрещивание, его роль.

33. Взаимодействие неаллельных генов. Группы крови.

34. Генетика пола.

35. Изменчивость, ее основные виды.  

36. Модификационная изменчивость, причины ее возникновения, особенности.

37. Мутационная изменчивость, её формы и причины.

38. Комбинативная изменчивость.

39. Мутации, их особенности и причины возникновении. Мутагенные факторы.

 40. Значение генетики для развития медицины и селекции.

41. Селекция животных и ее основные методы.

42. Искусственный отбор, его особенности.

43. Различия искусственного и естественного отбора. Выведение пород домашних животных и сортов культурных растений.

44. Значение теории эволюции для развития естествознания.

45. Додарвиновский период развития биологии, Линней, Ламарк — особенности их теорий.

46. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.

47. Движущие силы эволюции.

48. Естественный отбор, его особенности.

49. Микроэволюция, направление и ее формы.

50. Макроэволюция, направления и формы.

51. Вид и видообразование, критерии вида.

52. Биологический прогресс и регресс.

53. Главные направления эволюции развития мира: ароморфоз и идиоадаптация.

54. Ароморфоз в развитии животного мира, соотношение различных направлений эволюции.

55. Краткая история развития органического мира.

56. Происхождение человека, характеристика основных этапов антропогенеза.

57. Человеческие расы, их происхождение и единство.

nsportal.ru

Тесты по Биологии для 11 класса

Тесты по «Биологии» для 11 класса

задания с одним и несколькими ответами.

Биология 11 класс  |  Дата: 10.4.2019

подборка заданий на тему уровни организации

Биология 11 класс  |  Дата: 31.3.2019

подборка заданий на тему органические вещества

Биология 11 класс  |  Дата: 27.3.2019

Тест с одним и несклькими ответами. При установлении соответствия цифры писать без пробелов.

Биология 11 класс  |  Дата: 28.2.2019

Тесты с одним правильным ответов. Выбор нескольких правильных ответов (писать строчными буквами без пробелов).

Биология 11 класс  |  Дата: 25.2.2019

Тест с одним и несколькими ответами. Задание на соответствие писать строчными буквами и цифрами без пробелов.

Биология 11 класс  |  Дата: 5.1.2019

подборка заданий по теме Пресмыкающиеся. Несколько правильных ответов

Биология 11 класс  |  Дата: 19.12.2018

подборка заданий на тему биология как наука

Биология 11 класс  |  Дата: 19.12.2018

Для подготовки к ЕГЭ

Биология 11 класс  |  Дата: 11.11.2018

обобщающий тест

Биология 11 класс  |  Дата: 3.4.2018

Страница 1 из 15

testedu.ru

Рабочая программа по биологии (11 класс) на тему: Рабочая программа по курсу «Избранные вопросы биологии», 11 класс

          Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 85

                                                                                       

УТВЕРЖДЕНО    

решением педагогического совета      

от «29» августа  2016 года протокол №1     Председатель _______ В.Н. Бондаренко

                                 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По __курсу      «Избранные вопросы биологии»__________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования (класс):  среднее  общее образование,10-11  классы___    (начальное общее, основное общее образование, с указанием классов)

Количество часов:    34

                        

Учитель:   _____Донцова Елена Григорьевна___________________________

Программа разработана в соответствии и  на основе  ФКГОС, авторской  программы  «Биология». 10 -11  классы, автор В. В. Пасечник. —  М.: Дрофа, 2009г._________________________________________________________

(указать  ФГОС. ПООП,  УМК, авторскую  программу/программы, издательство, год издания)

Программа  курса «Избранные вопросы биологии», 11 класс

Программа курса «Избранные вопросы биологии», 11 класс, составлена  в соответствии и на основе ФКГОС, авторской программы «Биология», 10-11  классы, автор В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2009г.

  1. Содержание обучения.

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (1ч)

Методы  исследования в биологии. Уровни организации живой материи.

Раздел 2. Клетка (9ч)

Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки. Строение клетки. Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

Раздел 3. Организм (12ч)

Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Митоз. Амитоз. Мейоз. Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный период. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Хромосомная теория наследственности. Изменчивость. Виды мутаций. Методы исследования генетики человека.

Раздел 4. Вид (5ч)

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Главные направления эволюции органического мира. Основные методы селекции и биотехнологии. Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза.

Раздел 5. Экосистемы (7ч)

Среда обитания организмов и её факторы. Основные типы экологических взаимодействий. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды.  Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

  1. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Темы

Количество часов

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

1

Методы  исследования в биологии. Уровни организации живой материи.

1

Раздел 2. Клетка

9

Клеточная теория.

1

Особенности химического состава клетки.

1

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

 Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Строение и функции белков.

1

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

Строение клетки.

1

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

1

Раздел 3. Организм

12

Обмен веществ и энергии в клетке.

1

Питание клетки. Фотосинтез. Хемосинтез.

1

Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке.

1

Митоз. Амитоз.

1

Мейоз.

1

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.

1

Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный период.

1

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

1

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

Хромосомная теория наследственности.

1

Изменчивость. Виды мутаций.

1

Методы исследования генетики человека.

1

Раздел 4. Вид

5

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

1

Главные направления эволюции органического мира.

1

Основные методы селекции и биотехнологии.

1

Положение человека в системе животного мира.

1

Основные стадии антропогенеза.

1

Раздел 5. Экосистемы

7

Среда обитания организмов и её факторы.

1

Основные типы экологических взаимодействий.

1

Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах.

1

Пищевые цепи.

1

Экологические пирамиды.

1

Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

1

Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

1

nsportal.ru

Элективный курс по биологии (10, 11 класс) на тему: Программа спецкурса по биологии «Сложные вопросы общей биологии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. НЕРЮНГРИ

Им.М.К. АММОСОВА

Программа спецкурса по биологии

«Сложные вопросы общей биологии»

для изучения общей биологии в профильных 10-11-х классах

(136 часов)

Автор-составитель: учитель биологии

высшей категории

Кользенова Г.Ш.

Г.Нерюнгри, 2012г.


Пояснительная записка.

Реальностью последних лет стало резкое повышение уровня требований, предъявляемых ВУЗами к знаниям абитуриентов. Сдающие экзамен по биологии оказываются при этом в особо сложном положении: от них требуется видение всей биологии, включающие в себя разнообразные области. Системный взгляд на всю биологию, умение выявлять внутрипредметные и межпредметные связи являются главным критерием оценки качества знаний.

 На базовом уровне биология в 10 – 11 классах изучается 1 час в неделю и знания, полученные на уроках недостаточны для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену.  В содержание курса включены наиболее трудные для понимания учеников темы биологии с углублением материала, которые позволяют расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки.

Цель данного курса – не только помочь выпускникам грамотно подготовиться к сдаче выпускного экзамена по биологии за курс среднего (полного) общего образования общеобразовательной школы, но и поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.

Данный курс рассчитан на 136 часов, с расчетом по 2 часа в неделю.

Цели курса:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по общей биологии.

2. Развитие познавательных интересов обучающихся.

3. Целенаправленная профессиональная ориентация учащихся.

Задачи курса:

  1. При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях живой материи.
  2. Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.
  3. Развивать интеллектуальное и творческое мышление, способствующее развитию интереса к предмету.
  4. Закрепить систему биологических понятий, законов и  закономерностей;
  5. Подготовить учащихся к сдаче выпускных экзаменов по биологии за курс средней школы.
  6. Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач.

Ожидаемые результаты обучения:

1. Расширение и углубление теоретической базы учащихся по общей биологии.

2. Сформированность навыков при решении биологических задач из сборников ЕГЭ.

3. Мотивированный интерес к предмету.

4. Сформированность «биологической зоркости» в понимании специальной терминологии.

5. Уверенность в своих возможностях при сдаче ЕГЭ на государственной (итоговой) аттестации.

Для достижения  указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические и семинарские занятия, посвященные решению биологических задач, тестирование и защита проектов.

Контролирующие материалы:

1. Для подведения итогов реализации учебной программы будут использованы зачеты (тематический контроль)

2. Решение заданий, включенных в КИМ ЕГЭ.

3. Защита рефератов (проектов).

Обучающиеся должны знать:

Уровни организации живой материи, взаимосвязь биологических систем разных уровней.

Сущность и критерии живых систем.

Историю представлений о возникновении жизни на Земле.

Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов — особенности клеток

прокариот и эукариот, животных,  растений и грибов;

Основные положения биологических теорий — Положения клеточной теории и теории симбиогенеза;

Сущность биологических процессов: обмен веществ, размножение, оплодотворение,

развитие — основные методы изучения биохимических процессов, методы описания кинетики

ферментативных реакций, методы определения последовательностей нуклеотидов ДНК и РНК; строение,

состав и функции основных классов органических соединений клетки, принцип удвоения ДНК, основные

этапы и механизмы синтеза белка; строение и функции клеточных мембран; основные метаболические

процессы клеток животных и растений, их роль в обеспечении организма веществами и энергией

Закономерности наследственности и изменчивости организмов.

Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.

Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, составлять элементарные схемы скрещивания.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде.

Сравнивать биологические объекты, природные биологические процессы и делать выводы на основе сравнения:

  • использовать знания о химических и физических процессах и законах для объяснения механизмов работы живых систем, а именно: принципы термодинамики, их приложимость к живым системам; понятие катализа, его приложимость к ферментативным реакциям; взаимосвязь между строением, химическими свойствами и биологическими функциями углеводов, липидов, ДНК, РНК и белков; взаимосвязь между строением, химическим составом, физическими свойствами и биологическими функциями мембран;
  • сравнивать особенности обмена веществ клеток эукариот и прокариот, растений и животных;
  • связывать строение органоидов клетки и клеток мышечной и нервной ткани с особенностями строения и функционирования их белков и биомембран;
  • раскрывать взаимосвязи между процессами анаболизма и катаболизма; процессами обмена белков, углеводов и липидов;
  • раскрывать роль АТФ и мембранного потенциала в обмене веществ клеток;
  • объяснять роль фотосинтеза, дыхания и брожения в функционировании клеток, в природе и в жизни человека;
  • объяснять роль различных компонентов пищи (углеводов, жиров, аминокислот, витаминов) в пластическом и энергетическом обмене человека;
  • связывать нарушения в обмене веществ (мутации генов ферментов, нехватка аминокислот и витаминов) с различными патологиями.

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Содержание курса.

1. Возникновение жизни на Земле (6ч)

-История представлений о возникновении жизни на Земле.

-Теории происхождения жизни на Земле.

-Начальные этапы биологической эволюции.

2. Цитология- наука о клетке (44ч)

— Химический состав клетки.

-Реализация генетической информации в клетке.

-Решение биологических задач на комплементарность, траскрипцию, трансляцию, определение размеров макромолекулмолекул.

-Ферменты- биокатализаторы в клетке. Функции белков.

— Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.

-Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.

-Фотосинтез, его значение для жизни на Земле.

-Основные положения клеточной теории. Структура и функции клетки.

-Естественная классификация органического мира.

-Прокариоты. Бактерии, археи.

-Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.

-Вирусы — облигатные внутриклеточные паразиты.

-Решение биологических задач по цитологии.

3. Размножение и развитие организмов (18ч)

-Деление клетки — митоз- основа размножения и роста организмов.

-Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение.

-Половое размножение.

-Мейоз – редукционное деление клетки.

-Митоз и мейоз в сравнении.

-Решение биологических задач.

-Индивидуальное развитие организмов.

4. Основы генетики и селекции (50 ч)

-Закономерности наследственности.

-Моногибридное скрещивание.

-Законы доминирования и расщепления при моногибридном скрещивании.

-Полное и неполное доминирование.

-Анализирующее скрещивание.

-Дигибридное скрещивание.

-Законы независимого и сцепленного наследования.

— Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

-Полигибридное скрещивание.

-Взаимодействие генов. Комплементарность, полимерия, эпистаз.

-Решение генетических задач повышенной сложности.

-Генетика определения пола. Сцепленное с полом наследование. Наследование, ограниченное полом.

-Основные закономерности изменчивости.

-Комбинативная и мутационная изменчивость.

-Причины возникновения мутаций.  Мобильные генетические элементы.

-Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменичвость.

-Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.

5. Эволюционная теория (12ч)

— Возникновение и развитие эволюционных взглядов в додарвиновский период.

— Возникновение эволюционного учение Ч. Дарвина.

— Происхождение видов путем естественного отбора.

— Учение о движущих силах эволюции.

— Учение о естественном отборе.

— Видообразование как результат микроэволюции.

— Биологические последствия приобретения приспособлений — макроэволюция.

— Закономерности эволюционного процесса.

— Развитие жизни на Земле.

— Антропогенез.

6. Экологические системы. Основы экологии (6ч)

— Жизнь в сообществах, экологические системы.

— Взаимоотношения организма и среды.

— Биосфера. Условия сохранения равновесия в биосфере. Ноосфера.

Тематическое планирование курса

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Деятельность обучающихся

10 класс

Возникновение жизни на Земле

1

История представлений о возникновении жизни на Земле

2

Работа с модульными картами

2

Современные представления о происхождении жизни на Земле.

2

Работа с модульными картами, тест

3

Эволюция протобионтов.

2

Работа с модульными картами

4

История изучения клетки. Клеточная теория. Клетка – целостная система. Прокариоты. Бактерии. Археи.

2

Работа с модульными картами

Цитология

5

Органические вещества клетки. Биополимеры. Белки. Уровни организации белков. Функции белков. Ферменты-биологические катализаторы.

4

Работа в малых группах, моделирование

Защита проекта

6

Углеводы. Моно-, ди-, полисахариды. Функции углеводов. Липиды.

2

Работа в малых группах

7

Нуклеиновые кислоты. ДНК. Комплементарность. ДНК – носитель наследственной информации. Функции ДНК в клетке.

6

Работа в малых группах, моделирование, решение задач

8

Нуклеиновые кислоты. РНК. Виды и функции РНК. АТФ – специфический нуклеотид. Функции АТФ.

6

Работа в малых группах, моделирование, решение задач

9

Генетический код. Свойства генетического кода.

4

Решение задач

10

Метаболизм – основа существования живых организмов. Анаболизм – пластический обмен, биосинтез белка. Матричный принцип реализации информации.

6

Решение задач

11

Энергетический обмен – катаболизм. Гетеротрофный и автотрофный типы обмена веществ. Роль АТФ в обмене веществ.

4

Работа с модульными картами, тест

12

Клеточные структуры и их функции. Биологические мембраны. Свойства биологических мембран. Межклеточные контакты.

4

Работа с модульными картами, тест

13

Эукариотическая  клетка. Цитоплазма и ее органоиды. Мембранные структуры клетки.  ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы – единая мембранная система. Пластиды и митохондрии – полуавтономные органеллы клетки.

4

Работа с модульными картами, тест

14

 Немембранные органеллы клетки – рибосомы, клеточный центр и центриоли, органоиды движения, клеточные включения.

4

Работа с модульными картами

15

Ядро. Хроматин и хромосомы. Кариотип – хромосомный набор клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Вирусы – неклеточные формы жизни.

4

Работа с модульными картами, тест

Защита проекта

16

Воспроизведение биологических систем. Деление клетки – митоз – основа бесполого размножения.

2

Работа с модульными картами, тест

Решение задач

17

Половое размножение. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение. Партеногенез. Двойное оплодотворение у высших растений.

4

Работа с модульными картами, тест

Решение задач

18

Онтогенез. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков.  Биогенетический закон. Взаимодействие клеток в многоклеточном организме. Развитие организмов и окружающая среда.

6

Работа с модульными картами, тест

Защита проекта

11 класс

Основы генетики и селекции

1

Закономерности наследственности. Моногибридное скрещивание. Законы доминирования и расщепления при моногибридном скрещивании.

4

Знакомство с генетической терминологией

Составление схем

Часть А

2

Аллельные гены. Полное и неполное доминирование.

Анализирующее скрещивание.

2

Решение генетических задач

Часть С

3

Дигибридное скрещивание. Законы независимого и сцепленного наследования.

4

Составление схем

Решение генетических задач

Часть С

4

Решение задач на моногибридное (полное и неполное доминирование) и дигибридное скрещивание (независимое и сцепленное наследование)

4

Решение генетических задач

Часть С

5

Полигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Комплементарность, полимерия, эпистаз.

2

Решение генетических задач

Часть С

6

Решение генетических задач повышенной сложности

4

Решение генетических задач

7

Генетика определения пола. Сцепленное с полом наследование. Наследование, ограниченное полом.

4

Решение генетических задач

Часть С

8

Основные закономерности изменчивости. Комбинативная и мутационная изменчивость. Причины возникновения мутаций.  Виды мутаций.

4

Работа с модульными картами, тест

Защита проекта

Часть А, В

9

Множественный аллелизм. Мобильные генетические элементы. Цитоплазматическая наследственность.

4

Работа с модульными картами, тест

Часть А, В

10

Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменичвость. Норма реакции. Вариационные ряды модификационной изменчивости.

4

Работа с модульными картами, тест Практическая работа

11

Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития. Дифференцировка и детерминация.

4

Работа в малых группах. Моделирование

12

Проявление генов в развитии. Плейотропное действие гена. Летальные мутации. Химеры и трансгенные организмы. Генетические основы поведения.

2

Работа в малых группах, дискуссия

13

Генетика человека. Методы изучения генетики человека- биохимический и цитогенетический методы.

2

Работа в малых группах, дискуссия

Часть А, В

14

Методы изучения генетики человека – генеалогический метод, близнецовый метод.

2

Анализ родословных

Часть А, В

15

Наследственные болезни человека и их предупреждение.

2

Работа в малых группах, дискуссия

Защита проекта

16

Селекция. Методы селекции. Порода, сорт, штамм – искусственные популяции организмов. Биотехнология.

2

Работа в малых группах, дискуссия

Часть А, В

Эволюционная теория

17

Возникновение и развитие эволюционной теории в додарвиновский период. Работы К. Линнея, Ж.Б. Ламарка. Взгляды Ж.Кювье, Э. Дарвина. Учение Ч. Дарвина о происхождении видов.

2

Работа в малых группах, дискуссия

Часть А, В

18

Движущие силы эволюции. Учение о естественном отборе. Адаптации – результат естественного отбора – микроэволюция.

4

Дискуссия

Часть А, В

19

Закономерности эволюционного процесса. Макроэволюция. Главные направления эволюции. Дивергенция, конвергенция, параллелизм – основные пути эволюционных преобразований.

4

Дискуссия

Часть А, В

20

Развитие организмов в разные геологические эпохи. Антропогенез.

2

Защита рефератов

Часть А, В

Экологические системы. Основы экологии.

21

Сообщества, популяции. Жизнь в сообществах, экологические системы – биогеоценозы.

2

Дискуссия

Часть А, В, С

22

Взаимоотношения организма и среды. Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Роль факторов на состояние  организмов в сообществах.

2

Дискуссия

Часть А, В, С

23

Биосфера. Условия сохранения равновесия в биосфере. Ноосфера.

2

Дискуссия

Часть А, В

Литература:

Албертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. 2000г.

Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. 1988г.

Биология. Справочник школьника и абитуриента под редакцией З. Брема и И. Мейнке. 1999 г.

Гвоздев В.А. и др. Структура и биосинтез нуклеиновых кислот. 1989г.

Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. 1998г.

Льюин Б. Гены. 1987г.

Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. 1981г.

Рувинский А.О.и др. Общая биология. 2001г.

Степанов В.М. Структура и функции белков. 1996г.

Филиппович Ю.Б. Основы биохимии. 1999г.

Хесин Р.Б. Непостоянство генома. 1985г.

Уиллет Э. Генетика без тайн. 2009г.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *