Разное

Учебник химии 10 – Учебник по химии 10 класс скачать бесплатно

Учебник Химия 10 класс Шиманович

Учебник Химия 10 класс Шиманович — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

ХИМИЯ
Учебник
для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения
Под редакцией И. Е. Шимановича
Утверждено Министерством образования Республики Беларусь
Минск
«Адукацыя i выхаванне» 2013
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
УДК 54(075.3=161.1)
ББК 24я721 Х46
Авторы: И. Е. Шиманович, Е. И. Василевская, В. А. Красиц-кий, О. И. Сечко, В. Н. Хвалюк
Рецензенты: заместитель директора по научной работе государственного научного учреждения «Институт общей и неорганической химии Национальной академии наук Беларуси» доктор химических наук, профессор А. И. Кулак; учитель химии высшей категории государственного учреждения образования «Гимназия № 29 г. Минска» Е. А. Белова
Химия : учеб. для 10-го кл. учреждений общ. сред. образо-Х46 вания с рус. яз. обучения / И. Е. Шиманович [и др.]; под ред. И. Е. Шимановича. — Минск : Адукацыя i выхаванне, 2013. — 296 с. : ил.
ISBN 978-985-471-581-0.
Предыдущее издание под названием «Химия, 11» вышло в 2008 г.
ISBN 978-985-471-581-0
УДК 54(075.3=161.1) ББК 24я721
© Оформление. РУП «Издательство “Адукацыя i выхаванне”», 2013
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
Дорогие друзья!
В этом учебном году, опираясь на уже имеющийся опыт изучения химии, на знания, полученные на уроках физики, математики, биологии, вы продолжите знакомство с основами неорганической химии, начатое в предыдущие годы. Используя этот учебник, вы более детально познакомитесь со свойствами многих неорганических веществ, с особенностями их строения и закономерностями их химических превращений. Это позволит вам глубже проникнуть в интересный, многогранный и удивительный мир неорганической химии, обладающей мощным научным и производственным потенциалом. Открытия, сделанные химиками-неорганиками, легли в основу новых, прогрессивных технологий, которые позволяют получать не известные ранее вещества и материалы на их основе с уникальными свойствами. Они уже находят практическое применение во многих областях науки и техники.
Более глубоко, чем в предыдущие годы, вы изучите вопросы, связанные с ролью химии в современном обществе, решением многих экологических и научно-технических проблем развития химии в нашей стране.
Рисунки и таблицы, имеющиеся в учебнике, помогут вам представить процессы, рассматриваемые в тексте, проиллюстрируют физические и химические свойства различных веществ. Информация, представленная в таблицах, носит справочный характер и, как правило, не предназначена для запоминания.
В конце каждого параграфа приведены обобщающие вывод^1 — самое главное, что должно быть обязательно усвоено в результате изучения данной темы. Если вам необходимо вспомнить или повторить какой-либо учебный материал, отдельные понятия или термины, обратитесь к предметному указателю в конце книги.
Вопросы и задания, предназначенные для самостоятельной работы, дифференцированы по уровням сложности. Большинство заданий достаточно просты и доступны каждому из вас после изучения текста параграфа. Вместе с тем имеются и более сложные задания, отмеченные звёздочкой (*), выполнение которых также основано на учебном материале данного издания.
В учебнике вы встретите условные обозначения:
Ц определения и правила;
QQ интересно знать.
В конце книги приводятся ответы на расчётные задачи и предметный указатель.
Желаем вам успехов в изучении химии!
Авторы
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
3
\
Глава I
. • важнейшие классы
НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
: 1
§ 1. Важнейшие классы и номенклатура неорганических веществ
В настоящее время известно около 400 тысяч различных неорганических веществ, среди которых есть знакомые вам соединения четырёх важнейших классов — оксиды, кислоты, основания и соли. Их современные названия составляются в соответствии с правилами, предложенными Международным союзом чистой (теоретической) и прикладной химии (IUPAC)1. Совокупность этих правил, используемых химиками всех стран, называется международной, или систематической, номенклатурой. Согласно её нормам для составления названия неорганического вещества его химическую формулу условно разделяют на две противоположно заряженные составляющие — электроположительную и электроотрицательную.
Международные {систематические) названия оксидов, кислот, оснований и солей составляются из названий их составных частей в именительном падеже, соединённых дефисом. IUPAC рекомендует при этом вначале указывать название электроположительной, а затем электроотрицательной составляющей, читая формулу в направлении слева направо, например: CuO — медь(П)-оксид, NaQ — натрий-хлорид, Al(OH)3 — алюминий-гидроксид, Ca(NO3)2 — кальций-нитрат, h3SO4 — водород-сульфат. Такие названия, однако, встречаются только в иностранной химической литературе. В русском язы-
1 IUPAC (ИЮПАК) — от первых букв английского названия данной организации — International Union Pure and Applied Chemistry.
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
Важнейшие классы и номенклатура неорганических веществ
5
ке традиционно используется обратный порядок составления названий сложных веществ — формулы читаются в направлении справа налево. Вначале даётся название электроотрицательной части в именительном падеже, а затем без дефиса указывается название электроположительной части в родительном падеже: CuO — оксид меди(П), NaCl — хлорид натрия, Al(OH)3 — гидроксид алюминия, Ca(NO3)2 — нитрат кальция, h3SO4 — сульфат водорода. Что касается кислородсодержащих кислот, то IUPAC разрешает использовать их традиционные (т. е. ставшие привычными) названия. Они составлены не в соответствии с нормами IUPAC, но всё же частично отражают качественный состав кислот и их принадлежность к одному классу. Например, h3SO4 — серная кислота, HNO3 — азотная кислота, h4PO4 — фосфорная кислота.
Кроме того, для ряда веществ, находящих широкое практическое применение, нормами IUPAC предусмотрено использование специальных названий. Например, Nh4 — аммиак, h3O — вода, h3S — сероводород, HCl — хлороводород, Сh5 — метан.
В практической деятельности наряду с международными, традиционными и специальными названиями химики иногда используют и устаревшие тривиальные (т. е. «нехимические») названия веществ. Это, например, чилийская селитра, олеум, угарный газ, сусальное золото. К тривиальным относятся названия минералов, например FeS2 — пирит, NaCl — галит. Хотя IUPAC рекомендует отказаться от использования таких названий, они всё ещё достаточно широко распространены. Некоторые из таких названий вы встретите в данной книге.
Теперь рассмотрим классификацию неорганических веществ, кратко охарактеризуем их состав и важнейшие свойства, приведём примеры названий.
Как вы уже знаете, все неорганические вещества делятся на простые (состоят из атомов одного элемента) и сложные (состоят из атомов двух и более элементов). Простые вещества, в свою очередь, подразделяются на металлы и неметаллы. Названия простых веществ, как правило, совпадают с названиями соответствующих химических элементов, например железо, кремний, натрий, кислород, хлор. Исключение составляют названия аллотропных модификаций углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен) и аллотропной модификации кислорода (озон).
Сложные неорганические вещества подразделяются на бинарные, в состав которых входят атомы двух элементов, и многоэлементные, образованные атомами трёх или большего числа элементов. Все такие вещества классифицируются на основе их состава и свойств (рис. 1).
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
Важнейшие классы неорганических веществ
Рис. 1. Схема классификации неорганических веществ
Бинарные соединения (от лат. bi (би) — два) состоят из атомов двух химических элементов. Если в состав бинарного вещества входят атомы металла, то его символ в химической формуле данного вещества записывается первым, например NaH, Mg3N2, AlP, K2S. Если же бинарное соединение образовано атомами двух неметаллов, то в формуле вещества на первом месте записывается знак элемента, расположенного левее в ряду:
B, Si, C, As, P, H, Te, Se, S, I, Br, Cl, N, O, F
Примеры формул: h3O, CCl4, P2S5, SeCl2, I3N, NF3, OF2. Исключением из этого правила является аммиак, формула которого традиционно записывается в обратном порядке — Nh4 вместо h4N.
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
6
Важнейшие классы и номенклатура неорганических веществ
7
В русскоязычной химической литературе международные названия сложных веществ, в том числе и бинарных, составляются по их химическим формулам в направлении справа налево и включают в себя два слова. Первое из них состоит из корня латинского названия «правого» элемента и суффикса -ид-. Второе слово — название «левого» элемента на русском языке в родительном падеже. Примеры названий: NaCl — хлорид натрия, Cah3 — гидрид кальция, Mg3N2 — нитрид магния, AlP — фосфид алюминия, K2S — сульфид калия, OF2 — фторид кислорода.
К важнейшим бинарным неорганическим соединениям относятся оксиды, галогениды (фториды, хл

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Органическая химия. Учебник для 10-11 классов. Цветков Л.А.

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Классический учебник по органической химии выдержал 25 изданий. Его содержание полностью отвечает как Государственному образовательному стандарту по химии, так и задачам изучения этого предмета в школах естественнонаучного профиля. Предмет органической химии. Изучая неорганическую химию, мы знакомились с веществами самого разнообразного состава и при этом ни разу не встречали, чтобы какой-нибудь один химический элемент непременно присутствовал во всех веществах. Органические вещества в своем составе наряду с другими элементами всегда содержат углерод. Изучение соединений углерода — их строения, химических превращений — и составляет предмет органической химии.

Пример из учебника

Вещества органические и неорганические. Наряду с углеродом в состав органических веществ чаще всего входят водород, кислород и азот, сравнительно реже — сера, фосфор, галогены и другие элементы. Известно несколько миллионов органических соединений, неорганических же веществ значительно меньше. Из всех химических элементов только углерод образует такое большое число соединений.
С органическими веществами мы встречаемся на каждом шагу. Они содержатся во всех растительных и животных организмах, входят в состав нашей пищи (хлеба, мяса, овощей и т.п.), служат материалом для изготовления одежды, образуют различные виды топлива, используются нами в качестве лекарств, красителей, средств защиты урожая и т.д.
Почти все органические вещества горючи и сравнительно легко разлагаются при нагревании. По образованию оксида углерода (IV) при горении или по обугливанию вещества при нагревании легко установить принадлежность его к органическим соединениям.
Резкой грани между органическими и неорганическими веществами не существует. Оксиды углерода, угольная кислота, ее соли и некоторые другие вещества по наличию в них углерода должны считаться органическими, но по свойствам они близки к неорганическим соединениям подобного типа и изучаются обычно в неорганической химии. Из курса биологии вам известно, что из неорганических веществ образуются органические, которые могут превращаться в неорганические. Все вещества природы взаимосвязаны, между ними существует единство.

Содержание

Введение 3
1. Теория химического строения органических соединений
Электронная природа химических связей 6
§ 1. Предпосылки теории строения
§ 2. Теория химического строения 8
§ 3. Изомерия 11
§ 4. Электронное строение атомов элементов малых периодов. Химическая связь 14
2. Предельные углеводороды 21
§ 5. Метан, его строение
§ 6. Строение и номенклатура углеводородов ряда метана 25
§ 7. Химические свойства предельных углеводородов 32
§ 8. Применение и получение предельных углеводородов 39
§ 9. Циклопарафины 42
3. Непредельные углеводороды 44
§ 10. Этилен, его строение
§ 11. Строение и номенклатура углеводородов ряда этилена 49
§ 12. Химические свойства углеводородов ряда этилена 54
§ 13. Применение и получение этиленовых углеводородов 60
§ 14. Диеновые углеводороды 63
§ 15. Каучук 64
§ 16. Ацетилен и его гомологи 68
4. Ароматические углеводороды 7g
§ 17. Бензол
§ 18. Гомологи бензола 84
§ 19. Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов 88
5. Природные источники углеводородов 91
§ 20. Природный и попутный нефтяной газы
§ 21. Нефть. Нефтепродукты 93
§ 22. Переработка нефти 96
§ 23. Коксохимическое производство 106
6. Спирты и фенолы 110
§ 24. Строение предельных одноатомных спиртов
§ 25. Химические свойства и применение предельных одноатомных спиртов 117
§ 26. Спирты как производные углеводородов. Промышленный синтез метанола 122
§ 27. Многоатомные спирты 126
§ 28. Фенолы 128
7. Альдегиды и карбоновые кислоты 133
§ 29. Альдегиды
§ 30. Одноосновные карбоновые кислоты 141
§ 31. Представители одноосновных карбоновых кислот 147
§ 32. Связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и кислотами 152
8. Сложные эфиры. Жиры 156
§ 33. Сложные эфиры
§ 34. Жиры 159
9. Углеводы 156
§ 35. Глюкоза
§ 36. Рибоза и дезоксирибоза 172
§ 37. Сахароза 174
§ 38. Крахмал 176
§ 39. Целлюлоза 180
10. Амины. Аминокислоты. Азотсодержащие гетероциклические соединения 197
§ 40. Амины
§ 41. Аминокислоты 192
§ 42. Азотсодержащие гетероциклические соединения 197
§ 43. Пиримидиновые и пуриновые основания 201
11. Белки и нуклеиновые кислоты 203
§ 44. Белки
§ 45. Нуклеиновые кислоты 212
12. Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе 218
§ 46. Общая характеристика синтетических высокомолекулярных веществ
§ 47. Пластмассы 225
§ 48. Пластмассы (продолжение) 230
§ 49. Синтетические волокна 235
§ 50. Синтетические каучуки 240
Заключение 246
Лабораторные опыты 257
Практические работы 263
Оглавление 269

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

Учебник Химия 10 класс Кузнецова Гара Базовый уровень

Учебник Химия 10 класс Кузнецова Гара Базовый уровень — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

I 5f’6d>7s‘^|
I )РИИ
247.0703 5f6d’7s=’i БЕРКЛИЙ о
Н.Е. Кузнецова Н.Н. Гора
Учебник для учащихся
общеобразовательных
учреждений
Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва
Издательский центр «Вентана-Граф» 2012
ББК 24я72 К89
Учебник включён в федеральный перечень Кузнецова Н.Е.
К89 Химия : 10 класс : базовый уровень : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Тара. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 288 с. : ил.
ISBN 978-5-360-03177-2
Учебник предназначен для изучения химии в старшей школе на базовом уровне. Разделение текста на основной и дополнительный позволит использовать его также в тех образовательных учреждениях, которые имеют возможность выделить на изучение химии дополнительный час в неделю. В это.м случае рекомендуется изучение .материала, отмеченного знаком В, выделенного в учебнике шрифтом, отличным от основного, и дополнительного материала, приведённого в конце каждой главы. Учебник может быть использован также при изучении химии в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (2004 г.).
ББК 24я72
Условные обозначения
I ? I Вопросы, над которыми полезно поднимать, собираясь на очередной урок химии, а также вопросы по ходу урока
^ Химический опыт
^ Простые вопросы, для ответа на них необходимо внимательно прочитать текст учебника
□ Вопросы и задания посложнее
О Наиболее трудные задания
* Творческие задания
ISBN 978-5-360-03177-2
©Кузнецова Н.Е., Тара Н.Н., 2010 ©Издательский центр «Вентана-Граф», 2010
Предисловие
Дорогие старшеклассники!
В основной школе вы познакомились с важнейшей областью химической науки — неорганической хихмией, с её основными объектами: химическими элементами, веществами, химическими реакциями — и с её фундаментальными понятиями, законами и теориями. Вы изучали ведущие теоретические основы химии — периодический закон и периодичесю’ю систем)’ Д.И. Менделеева, а также электронн)’ю теорию строения веществ, которые будут необходимы вам и для изучения химии в старших классах. В 8-9 классах вы получили представление не только о теоретической, но и о прикладной стороне этой науки. Вы поняли огромную значимость данной науки, её проникновение во все области нашей жизни. Она позволила вам глубже познать окружающий хмир, правильно применять вещества и материалы в быту. Полученные вами из курса химии в 8 и 9 классах знания, у’хмения и своё позитивное отношение к миру веществ вы будете активно использовать при дальнейшем изучении хи.мии в старших классах.
В 10 классе общеобразовательной школы вам предстоит изучать органическую химию, имею1цую много общих понятий и теоретических представлений с неорганической химией, но в то же время — свою специфику и свой предмет изучения, которые выделяют её в самостоятельную область науки, очень тесно связанную с жизнью.
Кроме собственно химического содержания, направленного на усвоение основ органической химии, в курс химии для 10 класса авторами включены вопросы, обеспечивающие понимание научной картины природы; исторические сведения, отражающие этапы становления и развития органической химии как науки; экологические вопросы, связанные с производством и применением органических веществ, с современным синтезом важнейших органических соединений, которые имеют огромное практическое значение, с проблема.ми окружающей среды; вы познакомитесь с основами химии живого с опорой на знания курса биологии, с включением некоторых медицинских аспектов, отражающих участие оргаЕшческой химии в сохранении и преобразовании окружающей среды, жизни и здоровья человека, в формировании здорового образа жизни.
Учебник для 10 класса — двухуровневый. Первый уровень ориентирован на государственный стандарт образования, является базовым, т. е. обя.затель-ным для всех учащихся.
Второй уровень предназначен для учащихся начальных средних профессиональных учебных заведений нехимического направления, а также для учеников, которые хотят более глубоко изучить отдельные вопросы школьного курса химии. Этот материал дан шрифтом, отличным от основного, и отмечен знаком ■. После каждой главы у’чебиика приводится дополнительный материал теоретического, прикладного, биохимического, медицинского и исторического характера, предназначенный все.м любознательным ученикам.
3
Для актуализации знаний, служащих опорой для изучения нового материала, и выработки умений использовать их на практике в начале каждого параграфа вам предложены вопросы и задания, дифференцированные по уровню сложности.
С учётом ваших знаний в области органической химии, полученных в 9 классе, курс химии 10 класса начинается блоком теоретического материала о строении органических соединений и их реакциях, далее учебный материал разделов и тем изложен по принципу «от общего к частному». Для развития ваших творческих способностей в текст параграфов включены проблемные задания. Проверить, как усвоен материал, вам помогут помещённые в конце параграфов вопросы и задания, которые различаются по уровню сложности. В них включены межпредметные проблемы и комплексные творческие задания, которые дают возможность реализовать ваш творческий потенциал, повышают интерес к органической химии.
Обобщающие выводы в конце глав, выделение в конце параграфов основных понятий, которые должны быть обязательно усвоены, классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы способствуют пониманию и систематизации полученных знаний. Осознанно воспринять и усвоить учебный материал вам по.могут рисунки, описания демонстрационных и лабораторных экспериментов, инструкции к практическим работам, алгоритмы решения качественных заданий и расчётных химических задач.
Вместе с тем вы должны понимать, что даже самый хороший учебник не обеспечит вам прочного и действенного усвоения данного ку^рса, если в процессе его изучения вы не будете систематически работать самостоятельно над овладением материала этого курса химии. Только в этом случае вы сможете свободно оперировать знаниями и применять их для решения разнообразных задач и проблем, а химия станет понятной, интересной и нужной, независимо от того, какую вы выберете профессию.
Авторы учебника желают вам успехов в изучении увлекательного курса органической химии!
Раздел I
Теоретические основы органической химии
Глава 1
Введение в органическую химию
1.
Органическая химия. Отличительные признаки органических соединений
Вспомните, какие вещества называют органическими. Какая химия называется органической?
Какое место занимают органические вещества в химии живого?
Приведите примеры некоторых органических веществ. В чём их сходство?
Выясним, почем)’ углерод называют элементом жизни.
Вы уже знаете, что углерод — уникальный химический элемент, имеющий огромное значение в жизни природы. Углерод образует множество органических соединений. В настоящее время их число достигло десяти миллионов и продолжает расти. Всё живое на нашей планете — это мир элемента углерода. Начальным этапом появления жизни было первичное образование на земной поверхности органических веществ, из которых состоят все без исключения живые существа. Химия жизни — это химия углерода.
Из органических веществ состоит весь растительный и животный мир. Углеродные соединения составляют разнообразнейшие белки, жиры, углеводы, витамины, входящие в состав клеток и тканей живых организмов. Они являются основным компонентом пищи человека. Многие органические вещества и материалы стали необходимы людям.
Органическая химия прошла длительный путь исторического развития.
В с древних времён человек использовал органические вещества для своих нужд. Позже он стал изучать их, постепенно создавая базу для возникновения органической химии как науки.
Такие органические вещества, как сахар, крахмал, жиры, спирт, уксус, природные красители и др., были известны человечеству с глубокой древности. Многие органические соединения были получены в Средние века. Но наиболее ин

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник Химия 10 класс Рудзитис Фельдман

Учебник Химия 10 класс Рудзитис Фельдман — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

Е. Рудзитис Г. Фельдман
____®______
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
г. Е. РУДЗИТИС Ф. Г. ФЕЛЬДМАН
ХИМИЯ
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 10 класс
УЧЕБНИК ДЛЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ПРИЛОЖЕНИЕМ НА ЭЛЕКТРОННОМ НОСИТЕЛЕ
Базовый уровень
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
15-е издание
Москва «Просвещение» 2012
УДК 373.167.1:547 ББК 24.2я72 Р83
Учебник получил положительные заключения Российской академии наук (Х» 2-10106-5215/1587 от 13.11.2006 г.) и Российской академии образования (Х» 03-2528 от 24.11.2006 г.)
А Материал для повторения
■ Дополнительный материал
Вопросы и упражнения для самопроверки • Задачи
Рудзитис г. Е.
Р83 Химия. Органическая химия. 10 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — 15-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 192 с.’: ил.-ISBN 978-5-09-026516-4.
УДК 373.167.1:547 ББК 24.2я72
Учебное издание
Рудзитис Гунтис Екабович. Фельдман Фриц Генрихович ХИМИЯ
Органическая химия 10 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе
Базовый уровень
ЦЕНТР ЕСТЕСТВОЗН AFIPW. Руководитель Центра В.И.Е/удип. Редактор Л. Н. Кузнецова. Художники Т. Я. Демина, К. В. Парцевская. Художественный редактор Е. А. Михайлова. Оформление О. Г. Ивановой. Технический редактор и верстальщик И. В. Лукина. Корректор Л. Ю. Ру.чянцева
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 00.5-93-9.53000. Изд. лиц. Серия ид №05824 от 12.09.01. Подписано в печать 18.08.11. Формат 70×90’/.^. Бумага офсетная. Гарн1пл’ра Петербург. Печать офсетная. Уч.-н.зд. л. 12,45 + 0,39 форз. Доп.тираж 35000 экз. Заказ № 183.
Открытое акционерное общество *И.здательство «Просвещение».
127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных издательством материа.юв в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени полифафкс).мбииат детской литературы им. 50-летия СССР». 170040, г. Тверь, проспект .50 лет Октября, 46.
ISBN 978-5-09-026516-4
© И.здатсльство «Просвещение», 2007 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2007 Все права защищены
Как пользоваться учебником
Учебный материал в учебнике изложен по единому плану:
1. Строение молекул и определение данного класса соединений.
2. Изомерия и номенклатура.
3. Получение: а) в лаборатории; б) в промышленности.
4. Физические свойства.
5. Химические свойства.
6. Применение.
7. Генетическая связь с другими классами органических соединений.
Чтобы помочь вам в работе с учебником, наиболее важный материал,
например формулировки главнейших понятий, в книге выделен различным шрифтом.
Начало текста дополнительного материала и учебного материала, предназначенного для более глубокого усвоения темы при повторении и при подготовке к выпускному экзамену по химии, отмечено условными знаками А и ■, окончание — горизонтальной чертой___
Для самоконтроля используйте приведенные в конце каждой главы вопросы, упражнения и задачи. Задачи к дополнительному материалу отмечены звездочкой*. Особое внимание уделите схемам, отражаюши.м генетические связи между классами органических соединений. В этих схемах цветные стрелки указывают связи между органическими вешествами, изучаемыми на уроке. Вы должны составить уравнения соответствующих химических реакций с указанием условий их протекания. Черными же стрелками в этих схемах обозначена связь между органическими веществами, которые рассматриваются в да-яьнейшем при обобщающем повторении и при подготовке к экзамену.
Только тогда, когда по схе.мам генетических связей вы правильно составите все уравнения соответствующих химических реакций, вы можете быть уверены, что основной учебный материала вами усвоен. Соответствующие связи между отдельными веществами отражены и на рисунках, показывающих применение отдельных веществ. В этих рисунках цветные и черные стрелки использованы по тому же принципу, что и в схемах, отражающих генетические связи.
Дорогие друзья, приступая к изучению органической химии, вы должны понимать, что сведения, полученные на уроках, нужны не только для сдачи экзаменов. Они очень пригодятся вам в трудовой деятельности и в вашей повседневной жизни.
Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей
ГЛАВА
§ 1. Формирование органической химии как науки
Вещества органические и неорганические. Возникновение органической химии, в обыденной жизни вы уже успели ознакомиться с уксусной и аскорбиновой кислотами, природным газом, бензином, резиной, различными пластмассами, шерстяными, хлопчатобумажными изделиями, изделиями из синтетических волокон и многими другими веществами.
В начале XIX столетия все известные вещества делили по их происхождению на две фуппы: вещества минеральные и вещества органические. Многие ученые тех времен считали, что органические вещества могут образоваться только в живых организмах при помощи «жизненной силы». Такие взгляды ученых назывались виталистическими (от лат. vita — жизнь).
Большой удар взглядам виталистов нанес немецкий химик Ф. Вёлер. В 1828 г. он впервые получил органическое вещество из неорганического: это была мочевина, которая образуется в организме человека и животных.
Дальнейшие органические синтезы (в 1845 г. немецкий ученый
А. В. К о л ь б е искусственным путем получил уксусную кислоту, в 1854 г. французский ученый М. Берт л о синтезировал жир, а в 1861г. русский ученый А. М. Бутлеров получил сахаристое вещество) полностью опровергли утверждение виталистов о том, что органические вещества могут образоваться только в живых организмах.
Непреодолимой пропасти между неорганическими и органическими веществами действительно не существует. Они отличаются лишь некоторыми особенностями. Большинство неорганических веществ имеет немолекулярное строение, поэтому они обладают высокими температурами плавления и кипения (8 класс). Органические же вещества, как правило, имеют молекуляр-
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ.
ЧТО…
…в 1827 г. был издан первый учебник органической химии, автором которого был шведский ученый Й. Берцелиус.
Немецкий химик. Иностранный член Пе- Вёлер тербургской АН (с 1853 г.). Его исследо- Фридрих вания посвящены как неорганической, так (1800—1882) и органической химии. Открыл циановую кислоту (1822), получил алюминий (1827), бериллий и иттрий (1828).
те строение, поэтому у них низкие температуры плавления. Почти все органические вещества горючи и легко ра.злагаются при нагревании.
К середине XIX столетия было установлено, что в состав всех органических веществ входит углерод. Органическую химию стали называть химией соединений углерода.
Однако такие соединения углерода, как оксид углерода(1У), оксид уг-лсрода(П), угольная кислота, карбонаты и ряд других соединений, содержащих углерод, из-за их свойств относят к неорганическим веществам.
В настоящее время синтезированы не только те органические вещества, которые встречаются в природе, но и такие, каких в природе нет: красящие вещества, лекарственные препараты, различные полимеры, искусственные и синтетические волокна и др.
Число известных органических веществ уже превышает 25 млн и продолжает быстро увеличиваться. Число же исследованных неорганических веществ значительно меньше. Свойства органических и неорганических веществ также различаются. Поэто.му органическую химию, как и неорганическую, выделяют в самостоятельный раздел химии.
Возникает вопрос: почему органических веществ так много? Их многообразие связано с тем, что атомы углерода могут соединяться между собой как простой, так и двойной и тройной связью, образуя различные цепи (линейные, разветвленные и замкнутые). К атомам углерода могут присоединяться атомы или группы атомов других элементов.
В 50-е годы XIX в. в науку вошло понятие «валентность». В 1858 г. немецкий ученый Ф. Кекуле установил, что yviepod в органических соединениях всегда четырехвалентен. Поэтому соединение атомов углерода в цепи можно изобразить так:
—С—(:—С—С—
к свободным связям атома углерода присоединяются атомы или ipyii-пы атомов других элементов, например атомы водорода:
5
н н н н н
н—с- -с- —с- -с- —с—н
н н н н н
пентан
Во многих соединениях атомы углерода располагаются вдоль прямой, образуя линейные цепи, как, например, в молекуле пентана. В других соединениях атомы углерода образуют разветвленные цеп

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник по химии 10-11 класс Цветков читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по химии за 10-11 класс — Цветков. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:


2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120;


121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272


Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *