Разное

Разумовская учебник русского языка – Русский язык 5 класс Учебник Разумовской Леканта

Русский язык 5 класс Учебник Разумовской Леканта

Русский язык 5 класс Учебник Разумовской Леканта – 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) – Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа – СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа – СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения – просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов РУССКИЙ ЯЗЫК Синтаксис — НПО раздел науки о тыке, в котором илучаются I •. I овосочетания предложения. Ралдел науки о ялыке, н учантцш правильное прои.шошение лвуков, \ов и ударение 6 словах, и -ывается орфоэпией. /// / f Л 4Г РУССКИЙ язык Учебник для общеобразовательных учреждений Под редакцией доктора педагогических наук, профессора М. М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П. А. Леканта Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации ВЕРТИКАЛЬ Москва ■» орофа 2012 УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 Р89 За создание учебно-методического комплекта «Русский язык» для 5—9 классов общеобразовательных учреждений коллективу авторов присуждена премия Правительства Российской Федерации в области образования Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова, Т. С. Тронина, Н. Н. Сергеева I а зсп Условные обозначения: теоретический материал задания повышенной трудности материал по развитию речи дополнительные задания к упражнению задания для работы с электронным приложением к учебнику упражнения, раскрывающие щачение, троение, правописание слов Русский язык. 5 кл. : учеб, для общеобразоват. учреж-Р89 дений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М.: Дрофа, 2012. — 317, [3] с. : ил., 8 л. цв. вкл. ISBN 978-5-358-09786-5 УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 ISBN 978-5-358-09786-5 ООО «Дрофа», 2012 о ЯЗЫКЕ И РЕЧИ Язык всем знаниям и всей природе ключ. Г. Р. Державин ^ -Э Зачем человеку нужен язык Объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа, с которого начинается учебник. Спишите высказывание Гавриила Романовича Державина без ошибок. Эпиграф — фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста Лингвистика (от лат. лингва — «язык») — наука о языке Учимся читать и понимать лингвистический текст. 1- Прочитайте текст. Объясните, о чём он. С давних пор люди задумывались над загадкой языка, тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества! Одни доказывают, что язык — бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного, многовекового превращения животных (обезьян) в человека. Четвёртые думают, что человеческий язык — это подарок какой-то неведомой космической цивилизации. Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком. Мы разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем… И во всех этих случаях используем язык. Без языка общество людей не могло бы существовать. 2, Прочитайте последнее предложение текста. Попробуйте доказать справедливость этой мысли, отвечая на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?» 3. Придумайте заголовок, запишите его и те предложения, которые выражают главную мысль текста. Д 4. Спишите без ошибок первый абзац, проговаривая по слогам * трудные для написания слова. Обращайте внимание на знаки препинания. ЗСП-1 Знайте значение данных слов, их строение и правописание (ЗСП). Внимательно прочитайте эти слова, подберите к ним однокоренные, составьте предложения. Так работайте со всеми словами серии ЗСП. Промё^а\ть\, , ^вл^аЩ^ (увлёчь[^^), тт^истП! — (от лат. лингва — «язык»), и^1^йгпел^\ый\ человечйтв(^, 1/твержда\тъ\ (ист.: от твёрдый). R Учимся читать и понимать лингвистический текст. 1. Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Озаглавьте его. Вы, конечно, хорошо знаете сказку замечательного английского писателя Киплинга «Маугли». Но ведь это только в сказке ребёнок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребёнок растёт не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны. Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребёнок уже в четыре года. 2. Найдите предложение, которое передаёт главную мысль текста. Спишите без ошибок это предложение, разберите по составу глаголы. QI 1. Спишите без ошибок, объясните, как вы понимаете смысл предложений. 1) Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л. Толстой) 2) Язык — инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. Щ. Горький) 3) Язык — удивительное орудие, посредством которого люди, обгцаясь между собой, передают друг другу любые мысли. (Л. Успенский) 2. К выделенным словам подберите однокоренные. ЗСП-2. ^66рижй\ть\^, под6гре^\гпь\, /гоглотп|у?гь| {глбтйЩ), знаменйт\ый\ (ист.: от знамя^ букв, «ознаменованный»), и^дораз^етЩ (ист.: отразум)^ разъединить] (ед^^ыШ). Учимся читать и понимать лингвистический текст. 1. Внимательно прочитайте текст о М. В. Ломоносове. Расскажите, что нового вы узнали об учёном. Удивительным человеком был Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711—1765). Сын поморского крестьянина, он испытывал непреодолимую тягу к учению. В возрасте девятнадцати лет покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но, преодолев все препятствия, он стал великим учёным и блестягцим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета. Кроме того, М. В. Ломоносов был создателем русской лингвистики — науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников. М. В. Ломоносов всегда подчёркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и науку. «Все науки в грамматике нужду имеют», — писал учёный. И он был прав. Чтобы правильно и грамотно изложить мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи. ‘t 2. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста. 3. Спишите выделенные слова, обозначая корни и объясняя значения. Д 4. Спишите второй и третий абзацы, начиная со слов М. В. Ломоносов был… Имя и отчество учёного напишите полностью. Что мы знаем о русском языке 3 Учимся читать и понимать лингвистический текст. 1- Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? На земном шаре насчитывается более двух тысяч языков. Все они отличаются друг от друга. Есть, например, такие, в которых всего два гласных звука и восемьдесят согласных. Встречаются языки, где насчитывается пятьдесят два падежа, а бывают такие, где нет ни одного. Разные языки. И всё-таки у каждого из них есть языки-родственники. Ближайшими братьями русского являются украинский и белорусский языки. Тесная связь наших народов отражается и в языках, где встречается множество обпцих слов и выражений. 2. Спишите текст, проговаривая слова. К выделенным словам подберите однокоренные. ^1 1. Прочитайте тексты о русском языке. Один из них спишите, другой выучите наизусть (на выбор). 1) Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого прймеса, течёт, как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н. Карамзин) 2) С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовс

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9) – издательство Дрофа – Вентана-граф

Эта линия учебно-методических комплексов пользуется наибольшей популярностью среди учителей русского языка, так как благодаря речевой направленности, разнообразию пособий и заданий обеспечиваются качественная подготовка учеников, эффективная диагностика и контроль, а следовательно, высокие результаты и успешная сдача экзаменов. В ходе работы с компонентами УМК у ребят формируются не только коммуникативные компетенции, но и навыки работы с разными формами представления информации. Электронные учебники позволяют сделать уроки динамичнее и увлекательнее, чему способствуют интерактивные задания, аудио- и видеоматериалы.

В издательстве «Дрофа» вышел в свет обновлённый УМК «Русский язык. 5–9 классы» под редакцией М. М. Разумовской. Переработанный УМК получил положительную экспертную оценку Института русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук, прошёл научную, педагогическую и общественную экспертизы и по их итогам в 2019 году включён Министерством Просвещения РФ в Федеральный перечень учебников. В этом УМК раздел «Наречие» находится в учебнике для 6, а не для 7 класса. Поэтому для тех, кто занимался по старым учебникам для 6 класса и перешёл на обновлённые учебники для 7 класса, мы публикуем необходимые материалы раздела «Наречие» учебника и методического пособия к нему.


Линия учебно-методических комплексов «Русский язык» для основной школы под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта, подготовленная к изданию профессором С. И. Львовой, является одной из самых популярных среди учителей русского языка. Учебники и широкий спектр пособий обеспечивают качественную лингвистическую подготовку школьников, диагностику и контроль достижения планируемых результатов обучения.

Акцент на развитии устной и письменной речи

Одно из главных достоинств линии — речевая направленность. На разных этапах занятий, как при изучении теории, так и при выполнении упражнений, учащиеся проводят информационную переработку текста, а способ подачи материала обеспечивает формирование коммуникативных компетенций. Кроме того, предусмотрены вопросы на понимание смысла написанного и задания «Учимся говорить на лингвистическую тему». Информация представлена в разных формах — в виде текстов, схем, таблиц, инструкций, планов, рисунков, словарей — это помогает школьникам лучше понять лингвистические явления и получить навыки работы с различными типами данных.

Межпредметные связи и эффективная подготовка к экзаменам


Блок цветных репродукций в разделе «Речь» обеспечивает реализацию межпредметных связей с помощью аналогий между изобразительным искусством и искусством слова. Связи внутри учебной области «Русский язык и литература» осуществляются через развитие понимания выразительных средств речи — необходимого навыка для восприятия текстов художественной литературы.

Большое количество упражнений на анализ содержания текста, его композиции и авторского замысла имеют разный уровень сложности, что позволяет применить дифференцированный подход, обеспечив эффективную подготовку всех школьников с учетом их особенностей. Задача подготовки к итоговой аттестации упрощается включением в учебники всех видов заданий, содержащихся в ОГЭ и ЕГЭ.

Разнообразие заданий для повторения и контроля

В линию УМК входят рабочие тетради, сборники контрольных и диагностических работ, тетради для оценки качества знаний и диагностики результатов образования. В пособии «Диагностические работы» собраны все необходимые материалы для организации входящего, текущего и итогового контроля: тесты распределены по разделам «Повторение изученного», «Проверочные работы», «График изменения качества знаний и умений». Разнообразные тренировочные упражнения рассчитаны на индивидуальную, парную и групповую работу школьников.

Электронные формы учебников содержат интерактивные задания, тесты, контрольные работы, тренажеры, ссылки на мультимедийные ресурсы. Их использование позволит учителю сократить время на поиск дополнительных материалов, придаст необходимую динамику уроку, расширит возможности для дифференциации обучения. Аудио- и видеоматериалы помогут повысить интерес школьников к изучению русского языка.

rosuchebnik.ru

Русский язык Разумовской М.М., Львовой С.И., Капинос В.И. и др. для 5-9 классов

Русский язык Разумовской М.М., Львовой С.И., Капинос В.И. и др. для 5-9 классов

Учебно-методический комплект (УМК) «Русский язык» (авторы: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.) под редакцией Разумовской М.М. и Леканта П.А. написан по оригинальной авторской программе и предназначен для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Этот комплекс прошел многолетнюю экспериментальную проверку с 1980 года. УМК был удостоен премии Правительства РФ в области науки и образования за 2002 г. как научное достижение, имеющее большое значение для развития теории, методики и практики обучения. УМК «Русский язык» выпускает издательство «Дрофа»

.

Учебники русского языка Разумовской и др. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Состав УМК «Русский язык» Разумовской М.М. и др. для 5-9 классов: 
– Учебник + электронное приложение (на сайте издательства). 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
– Рабочая тетрадь «Орфография». 5, 6, 7 классы. Автор: Ларионова Л.Г.
– Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 5, 6, 7 классы. Автор: Львов В.В.
– Диагностика результатов образования. 5, 6 классы. 

Автор: Львов В.В.
– Методическое пособие. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
– Книга для учителя. 8, 9 классы. Авторы: Львов В.В., Репина Н.А., Литвинова М.М.

В учебниках реализована идея синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Нетрадиционно авторы излагают теоретический материал: определения и правила представлены в виде образцов рассуждений и лингвистических рассказов, т. е. учебники ориентируют на понимание и освоение материала, а не на механическое его заучивание. Языковой и речевой материал подается в учебниках в органическом единстве. Таким образом преодолевается разрыв между теорией и практикой обучения. Методический аппарат учебников содержит задания разных уровней сложности, что позволяет учителю вариативно подходить к построению уроков, в зависимости от степени подготовленности класса и отдельных учеников. Учебники построены так, что на уроке родного языка ученику приходится не только много писать, но и много читать, думать и говорить.

Рабочие тетради «Орфография» предназначены для закрепления и проверки знаний учащихся по орфографии и совершенствованию их способностей понимать и осмыслять чужие высказывания, а также свободно и правильно выражать собственные мысли в устной и письменной речи с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Они содержат разнообразные задания, которые помогут глубже и осмысленнее воспринять материал учебника.

Тетради для оценки качества знаний содержат разнообразные задания, направленные на проверку теоретических знаний и практических умений школьников. Тетради предназначены для проведения на уроках текущего и итогового контроля по основным темам курса.

Рабочие тетради «Диагностика результатов образования» и «Диагностические работы»  помогут учителю объективно диагностировать предметные, метапредметные и личностные результаты освоения школьниками учебного предмета в формате входного, тематического и итогового контроля, учащимся – вести подготовку к ГИА и ЕГЭ по русскому языку, прибегая к самопроверке, а родителям – организовать работу над ошибками учащихся в домашних условиях.

В методических пособиях для учителя приведены конкретные советы и рекомендации, как изучать наиболее сложные темы курса, представлены контрольные работы, материалы для текущего и итогового контроля. Методический аппарат УМК содержит задания двух уровней сложности, что позволяет учителю вариативно подходить к построению уроков в зависимости от степени подготовленности класса и отдельных учеников.

По материалам сайта: www.drofa.ru


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
 

schoolguide.ru

Материал по русскому языку на тему: Экспертиза учебника русского языка М.М. Разумовской. 5 класс.

Заключение  Российской  Академии  Образования

на учебник Русский язык 5 класс: Учебник для образовательных учреждений,19 –е издание, переработанное, 2011 г. – 317 стр., ил. – 16,

под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта;

авторский коллектив: М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов и др.,

издательство –  Дрофа.

   

   В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык  под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, предназначенный для 5 класса  общеобразовательной школы.

   По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.

1.                 Общая краткая  характеристика учебника.

   Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 5 класса (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников) и пояснительная записка к данной линии учебников.

   Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык.

2.                 Оценка по критериям с  комментариями.

    Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту  общего образования второй ступени.

    Учебник обеспечивает возможность формирования предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, специфических для русского языка  и обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей ступени.

2. 1.Содержание учебника  и специальные задания направлены на формирование языка науки данной предметной области – этому способствуют образцы рассуждений, лингвистические тексты, предлагаемые для   чтения, анализа и пересказа; специальные задания по информационно – смысловой обработке текстов лингвистического содержания, схем, таблиц, инструкций (упр.66,743). В 5 классе важным является формирование навыков смыслового чтения текстов лингвистического содержания и способности строить рассуждения на лингвистическую тему.  Учебник ориентирован также  на развитие языкового чутья, на работу с обобщающими понятиями (например,  «язык» и «речь» – упр.9).

2.2.  Учебник содержит задания, направленные на освоение обучающимися видов деятельности по получению, преобразованию и применению  нового знания в учебных, в учебно – проектных  и социально – проектных ситуациях (упр. 276). Особое внимание уделяется усвоению системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими, формированию и совершенствованию основных видов компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.

2.3. Обучение направлено на формирование научного типа мышления и научных представлений. В учебнике 5 класса особое внимание уделено выработке осознанного, беглого, выразительного чтения; грамотного письма; осмысленного и точного понимания речи; правильного выражения собственных мыслей  в устной и письменной речи (например, после упражнения № 2 предложено, прочитав последний абзац, доказать справедливость этой мысли, ответив на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?»).

3. 3.1. Учебник учитывает возможность достижения межпредметных результатов обучения и универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных (в нём использованы отрывки из произведений, изучаемых на уроках литературы: «Иван – крестьянский сын…» – упр.14, «Васюткино озеро» В.Астафьева, загадки и пр.).

3. 2. Вместо правила в учебном процессе предлагается научный способ действия  – это образец рассуждения, схема, таблица и пр. Пятиклассник постепенно овладевает способом осмысления теории и механизмом действия (упр. 240, 241). Разрыв между теорией и практикой обучения преодолевается с помощью ориентира на усвоение ключевых умений. Например, предлагаемый способ  определения  написания проверяемых гласных и согласных корня с помощью правила заменён в учебнике способом определения написания путём опоры на ближнеродственное слово (объяснение написание слов «моряк», «линейка», «облегчить» – упр.58, 322) .  В учебнике использованы оптимальные способы формирования важнейших общеучебных умений и навыков. Например, опора на обобщающие понятия и соответствующие ключевые умения (понятие орфограммы в 5 классе, ключевое умение – обнаруживать её).

  Работа по учебнику помогает развитию универсальных учебных действий пятиклассников. Система предъявления заданий  отражает направленность курса  на усвоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Например, с 5 по 9 класс в учебниках повторяется несколько серий упражнений, обеспечивающих преемственность и перспективность  в работе, нацеленность на формирование важных умений на каждом этапе обучения. В 5 классе это 2 блока упражнений: 1-Учимся читать лингвистический текст, 2 –Учимся говорить на лингвистическую тему.  

   Учебник содержит упражнения на развитие способностей и их использование в учебной, познавательной и социальной практике (задание найти на рисунке – схеме три условия речевого общения – упр.11). Усилено внимание к устной речи: систематически проверяется усвоение норм орфоэпии и формирование навыков выразительной устной речи (упражнения на интонацию, логическое ударение, темп и тембр речи – упр. 51; предлагается понаблюдать за произношением дикторов телевидения).

3. 3. Учебник содержит задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (упр. 29), классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение («Объясните, как вы понимаете высказывание А. Толстого – упр. 16) и делать выводы (упр. 38: «Наблюдаем и делаем выводы»). Этому способствует систематическое проведение разнообразных видов языкового анализа (орфографического, лексического, морфологического). Ученик приобретает способность осуществлять разные виды деятельности и самостоятельно получать новые знания, применяя их в учебной  деятельности.

3. 4. Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в  сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность: рубрика «Учимся читать…», «Учимся проводить анализ….» Учимся понимать…», «Создаём текст…», «Пробуем редактировать…», «Совершенствуем текст…»  и т.д., работу в парах – упр. 63, ЗСП – 3,4).

3. 5. Обучение направлено  на развитие умения осознанно использовать речевые средства  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.  Три группы понятий составляют в учебнике теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Пятикласснику предложены  различные виды речевой деятельности: чтение, восприятие и анализ высказывания, его воспроизведение и создание, а также совершенствование собственного высказывания.

3. 6. Содержание и методика обучения по данному учебнику направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции) в процесс изучения русского языка в школе (по мультимедийному пособию),  на формирование экологического мышления (тексты о природе).

4. Возможность достижения личностных результатов обучения.

   ФГОС предусматривает возможность  достижения личностных результатов обучения.

4. 1. С этим связана направленность учебника на формирование ответственности пятиклассников, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе ( в том числе к словарям учебника), интернет – справочникам, мультимедийному приложению.

   В учебнике представлено содержание, формирующее социальную роль учащегося: оно требует самооценки пятиклассника, повышает его ответственность и самостоятельность. С первых уроков 5 класса учебник помогает ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку – ГИА и ЕГЭ (приведены высказывания о языке Л. Толстого  и др.– упр.4, Н. Карамзина, К.Паустовского – упр.7; регулярны задания – найти  в тексте главную мысль, ответ – доказательство; даётся понятие о микротеме, строении абзаца; орфоэпии и пр.) Каждый речевой блок, включённый в учебник, содержит  в себе рефлексивный компонент, который направлен на развитие навыков самопроверки, умение редактировать тексты – упр.784, совершенствовать их  – упр. 789.

 4. 2. Содержание и методика обучения направлены на формирование готовности и способности пятиклассников к саморазвитию и личностному самоопределению, способствуют выработке способности к самооценке, развитию познавательных интересов; направлены на всестороннее развитие личности пятиклассника средствами русского языка: развивают мышление и речь, эмоционально – волевую сферу, логическое мышление.

4. 3. Обучение по данному учебнику способствует формированию и развитию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в их деятельности.    

 4. 4. Содержание учебника позволяет формировать социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Этому способствует формирование у пятиклассников культуроведческой компетенции – с помощью  сведений об истории языка, этимологии, анализа произведений искусства, текстов о национально – культурных традициях русского народа и о русских учёных – лингвистах (о Ломоносове, Гроте, Аванесове,  Дале, Виноградове, Пешковском),  даётся понятие о старославянизмах, изучаются устаревшие слова (отрывок из словаря Даля – упр. 322, текст о деревенской избе – упр. 335). Всё это способствует выработке ценностных ориентаций и  воспитанию любви к русскому языку и  литературе (анализ пословиц, поговорок, прибауток, считалок, загадок – упр. 622, 626, 656, 638, 631). Обучение идёт на текстах  Крылова, Пушкина, Лермонтова,  Фета,  Тургенева, Толстого,  Бунина, Есенина, Чехова, Блока, Ахматовой, Пришвина, Рубцова,  Друни-ной, Ошанина и др.

4. 5. Учебник содержит большой воспитательный потенциал, обладает социально – гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации (предложение составить устный отзыв на фильм в разговоре с другом – упр.15, обучение с помощью вопросов отзыву о фотографии – упр. 50; обучение оценке действительности – § 69).

5. Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим возможностям обучающихся.

5.1. Объём теоретического материала и текстов соответствуют нормам учебного времени. Компоновка дидактического материала и количество информации в нём продуманы с точки зрения физиологии пятиклассника (отрывки из сказок;  материал на форзаце предусматривает постоянное обращение к нему в случае надобности, что обеспечивает твёрдые знания по важнейшим разделам фонетики, морфологии и речеведения  в 5 классе).

   Оформление учебника соответствует возрастным особенностям пятиклассников – 16 цветных репродукций  картин природы и художественных фотографий  (Шишкин, Юон, Грабарь, Левитан, Герасимов и др.; В. Гиппенрейтер) помогают ученикам в постижении родного языка.  Доступность  материала обеспечена выделением теоретической информации на цветном поле, аппарат ориентировки учебника снабжён системой сигналов – символов (дополнительные задания и задания повышенной сложности, мультимедийное приложение), продумана наглядность (рисунки,  в том числе шутливые, репродукция картины Васнецова и пр.), даны образцы записи, учебник снабжён системой словариков пяти  типов, при выполнении заданий повышенной сложности предусмотрены подсказки – упр. 702.  

5. 2. В учебнике учтена ведущая деятельность, характерная для детей 5 класса, – общение (предложены в качестве дидактического материала отрывки из произведений детских писателей, изучаются этикетные слова).

  5. 3. Учебник предполагает использование разных форм организации обучения (экскурсия, эксперимент – упр. №184 , диалог, самостоятельная работа по мультимедийному пособию, кроссворд – упр. 325  и пр.)

 5. 4. Содержание учебника обеспечивает  учёт индивидуальных особенностей и успешность продвижения пятиклассника, предусматривая, например,  обучение его самоорганизации, проверке и оценке своей самостоятельной работы   (мультимедийное пособие – упр. 661).

 5. 5. Гармоничны и оправданы для учеников 5 класса в структуре методического аппарата пропорции репродуктивных и развивающих заданий. В основу методической системы учебника положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, усиление коммуникативного аспекта в изучении русского языка.

  5. 6. Подобранный учебный материал учитывает предполагаемый уровень личностного развития учащихся 5 класса, а также психологические новообразования и уровень развития абстрактного мышления для возможного адекватного восприятия. Авторы учебника ставят целью курса русского языка усвоение системы знаний о языке и речи, способов оперирования  ими и совершенствование на этой основе важнейших видов речевой деятельности. Прекрасным подспорьем являются справочные материалы с планами языкового разбора.

   Учебник 5 класса является стартовым по отношению к систематическому курсу русского языка.

6. Пояснительная записка соответствует реализованным в учебнике целям, а также содержанию и технологии обучения.

7. Учебник принадлежит к завершённой предметной линии.

8. Общий вывод об оценке рассматриваемого материала.

   -Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (5 класс)   второй ступени.

   -Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Закладываются основы базовых понятий, идёт формирование навыков проведения различного вида анализа слова (фонетического, морфологического, словообразовательного, лексического, морфемного), а также многоаспектного анализа.

   -Учебник принадлежит к завершённой предметной линии учебников.

                                                         

Рецензент: Перепёлкина Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, учительница школы № 75 г. Черноголовка Московской области.

Заключение  Российской  Академии  Образования

на учебник Русский язык 5 класс: Учебник для образовательных учреждений,19 –е издание, переработанное, 2011 г. – 317 стр., ил. – 16,

под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта;

авторский коллектив: М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов и др.,

издательство –  Дрофа.

   

   В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык  под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, предназначенный для 5 класса  общеобразовательной школы.

   По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.

1.                 Общая краткая  характеристика учебника.

   Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 5 класса (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников) и пояснительная записка к данной линии учебников.

   Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык.

2.                 Оценка по критериям с  комментариями.

    Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту  общего образования второй ступени.

    Учебник обеспечивает возможность формирования предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, специфических для русского языка  и обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей ступени.

2. 1.Содержание учебника  и специальные задания направлены на формирование языка науки данной предметной области – этому способствуют образцы рассуждений, лингвистические тексты, предлагаемые для   чтения, анализа и пересказа; специальные задания по информационно – смысловой обработке текстов лингвистического содержания, схем, таблиц, инструкций (упр.66,743). В 5 классе важным является формирование навыков смыслового чтения текстов лингвистического содержания и способности строить рассуждения на лингвистическую тему.  Учебник ориентирован также  на развитие языкового чутья, на работу с обобщающими понятиями (например,  «язык» и «речь» – упр.9).

2.2.  Учебник содержит задания, направленные на освоение обучающимися видов деятельности по получению, преобразованию и применению  нового знания в учебных, в учебно – проектных  и социально – проектных ситуациях (упр. 276). Особое внимание уделяется усвоению системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими, формированию и совершенствованию основных видов компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.

2.3. Обучение направлено на формирование научного типа мышления и научных представлений. В учебнике 5 класса особое внимание уделено выработке осознанного, беглого, выразительного чтения; грамотного письма; осмысленного и точного понимания речи; правильного выражения собственных мыслей  в устной и письменной речи (например, после упражнения № 2 предложено, прочитав последний абзац, доказать справедливость этой мысли, ответив на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?»).

3. 3.1. Учебник учитывает возможность достижения межпредметных результатов обучения и универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных (в нём использованы отрывки из произведений, изучаемых на уроках литературы: «Иван – крестьянский сын…» – упр.14, «Васюткино озеро» В.Астафьева, загадки и пр.).

3. 2. Вместо правила в учебном процессе предлагается научный способ действия  – это образец рассуждения, схема, таблица и пр. Пятиклассник постепенно овладевает способом осмысления теории и механизмом действия (упр. 240, 241). Разрыв между теорией и практикой обучения преодолевается с помощью ориентира на усвоение ключевых умений. Например, предлагаемый способ  определения  написания проверяемых гласных и согласных корня с помощью правила заменён в учебнике способом определения написания путём опоры на ближнеродственное слово (объяснение написание слов «моряк», «линейка», «облегчить» – упр.58, 322) .  В учебнике использованы оптимальные способы формирования важнейших общеучебных умений и навыков. Например, опора на обобщающие понятия и соответствующие ключевые умения (понятие орфограммы в 5 классе, ключевое умение – обнаруживать её).

  Работа по учебнику помогает развитию универсальных учебных действий пятиклассников. Система предъявления заданий  отражает направленность курса  на усвоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Например, с 5 по 9 класс в учебниках повторяется несколько серий упражнений, обеспечивающих преемственность и перспективность  в работе, нацеленность на формирование важных умений на каждом этапе обучения. В 5 классе это 2 блока упражнений: 1-Учимся читать лингвистический текст, 2 –Учимся говорить на лингвистическую тему.  

   Учебник содержит упражнения на развитие способностей и их использование в учебной, познавательной и социальной практике (задание найти на рисунке – схеме три условия речевого общения – упр.11). Усилено внимание к устной речи: систематически проверяется усвоение норм орфоэпии и формирование навыков выразительной устной речи (упражнения на интонацию, логическое ударение, темп и тембр речи – упр. 51; предлагается понаблюдать за произношением дикторов телевидения).

3. 3. Учебник содержит задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (упр. 29), классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение («Объясните, как вы понимаете высказывание А. Толстого – упр. 16) и делать выводы (упр. 38: «Наблюдаем и делаем выводы»). Этому способствует систематическое проведение разнообразных видов языкового анализа (орфографического, лексического, морфологического). Ученик приобретает способность осуществлять разные виды деятельности и самостоятельно получать новые знания, применяя их в учебной  деятельности.

3. 4. Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в  сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность: рубрика «Учимся читать…», «Учимся проводить анализ….»Учимся понимать…», «Создаём текст…», «Пробуем редактировать…», «Совершенствуем текст…»  и т.д., работу в парах – упр. 63, ЗСП – 3,4).

3. 5. Обучение направлено  на развитие умения осознанно использовать речевые средства  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.  Три группы понятий составляют в учебнике теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Пятикласснику предложены  различные виды речевой деятельности: чтение, восприятие и анализ высказывания, его воспроизведение и создание, а также совершенствование собственного высказывания.

3. 6. Содержание и методика обучения по данному учебнику направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции) в процесс изучения русского языка в школе (по мультимедийному пособию),  на формирование экологического мышления (тексты о природе).

4. Возможность достижения личностных результатов обучения.

   ФГОС предусматривает возможность  достижения личностных результатов обучения.

4. 1. С этим связана направленность учебника на формирование ответственности пятиклассников, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе ( в том числе к словарям учебника), интернет – справочникам, мультимедийному приложению.

   В учебнике представлено содержание, формирующее социальную роль учащегося: оно требует самооценки пятиклассника, повышает его ответственность и самостоятельность. С первых уроков 5 класса учебник помогает ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку – ГИА и ЕГЭ (приведены высказывания о языке Л. Толстого  и др.– упр.4, Н. Карамзина, К.Паустовского – упр.7; регулярны задания – найти  в тексте главную мысль, ответ – доказательство; даётся понятие о микротеме, строении абзаца; орфоэпии и пр.) Каждый речевой блок, включённый в учебник, содержит  в себе рефлексивный компонент, который направлен на развитие навыков самопроверки, умение редактировать тексты – упр.784, совершенствовать их  – упр. 789.

 4. 2. Содержание и методика обучения направлены на формирование готовности и способности пятиклассников к саморазвитию и личностному самоопределению, способствуют выработке способности к самооценке, развитию познавательных интересов; направлены на всестороннее развитие личности пятиклассника средствами русского языка: развивают мышление и речь, эмоционально – волевую сферу, логическое мышление.

4. 3. Обучение по данному учебнику способствует формированию и развитию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в их деятельности.    

 4. 4. Содержание учебника позволяет формировать социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Этому способствует формирование у пятиклассников культуроведческой компетенции – с помощью  сведений об истории языка, этимологии, анализа произведений искусства, текстов о национально – культурных традициях русского народа и о русских учёных – лингвистах (о Ломоносове, Гроте, Аванесове,  Дале, Виноградове, Пешковском),  даётся понятие о старославянизмах, изучаются устаревшие слова (отрывок из словаря Даля – упр. 322, текст о деревенской избе – упр. 335). Всё это способствует выработке ценностных ориентаций и  воспитанию любви к русскому языку и  литературе (анализ пословиц, поговорок, прибауток, считалок, загадок – упр. 622, 626, 656, 638, 631). Обучение идёт на текстах  Крылова, Пушкина, Лермонтова,  Фета,  Тургенева, Толстого,  Бунина, Есенина, Чехова, Блока, Ахматовой, Пришвина, Рубцова,  Друни-ной, Ошанина и др.

4. 5. Учебник содержит большой воспитательный потенциал, обладает социально – гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации (предложение составить устный отзыв на фильм в разговоре с другом – упр.15, обучение с помощью вопросов отзыву о фотографии – упр. 50; обучение оценке действительности – § 69).

5. Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим возможностям обучающихся.

5.1. Объём теоретического материала и текстов соответствуют нормам учебного времени. Компоновка дидактического материала и количество информации в нём продуманы с точки зрения физиологии пятиклассника (отрывки из сказок;  материал на форзаце предусматривает постоянное обращение к нему в случае надобности, что обеспечивает твёрдые знания по важнейшим разделам фонетики, морфологии и речеведения  в 5 классе).

   Оформление учебника соответствует возрастным особенностям пятиклассников – 16 цветных репродукций  картин природы и художественных фотографий  (Шишкин, Юон, Грабарь, Левитан, Герасимов и др.; В. Гиппенрейтер) помогают ученикам в постижении родного языка.  Доступность  материала обеспечена выделением теоретической информации на цветном поле, аппарат ориентировки учебника снабжён системой сигналов – символов (дополнительные задания и задания повышенной сложности, мультимедийное приложение), продумана наглядность (рисунки,  в том числе шутливые, репродукция картины Васнецова и пр.), даны образцы записи, учебник снабжён системой словариков пяти  типов, при выполнении заданий повышенной сложности предусмотрены подсказки – упр. 702.  

5. 2. В учебнике учтена ведущая деятельность, характерная для детей 5 класса, – общение (предложены в качестве дидактического материала отрывки из произведений детских писателей, изучаются этикетные слова).

  5. 3. Учебник предполагает использование разных форм организации обучения (экскурсия, эксперимент – упр. №184 , диалог, самостоятельная работа по мультимедийному пособию, кроссворд – упр. 325  и пр.)

 5. 4. Содержание учебника обеспечивает  учёт индивидуальных особенностей и успешность продвижения пятиклассника, предусматривая, например,  обучение его самоорганизации, проверке и оценке своей самостоятельной работы   (мультимедийное пособие – упр. 661).

 5. 5. Гармоничны и оправданы для учеников 5 класса в структуре методического аппарата пропорции репродуктивных и развивающих заданий. В основу методической системы учебника положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, усиление коммуникативного аспекта в изучении русского языка.

  5. 6. Подобранный учебный материал учитывает предполагаемый уровень личностного развития учащихся 5 класса, а также психологические новообразования и уровень развития абстрактного мышления для возможного адекватного восприятия. Авторы учебника ставят целью курса русского языка усвоение системы знаний о языке и речи, способов оперирования  ими и совершенствование на этой основе важнейших видов речевой деятельности. Прекрасным подспорьем являются справочные материалы с планами языкового разбора.

   Учебник 5 класса является стартовым по отношению к систематическому курсу русского языка.

6. Пояснительная записка соответствует реализованным в учебнике целям, а также содержанию и технологии обучения.

7. Учебник принадлежит к завершённой предметной линии.

8. Общий вывод об оценке рассматриваемого материала.

   -Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (5 класс)   второй ступени.

   -Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Закладываются основы базовых понятий, идёт формирование навыков проведения различного вида анализа слова (фонетического, морфологического, словообразовательного, лексического, морфемного), а также многоаспектного анализа.

   -Учебник принадлежит к завершённой предметной линии учебников.

                                                         

Рецензент: Перепёлкина Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, учительница школы № 75 г. Черноголовка Московской области.

 

nsportal.ru

Русский язык. 5 класс. Учебник

Учебник русского языка под редакцией Разумовской, Леканта 5 класса входит в УМК  5–9  классов под редакцией этих же авторов, заслуживший премию Правительства РФ.  В новом издании учебника внесены серьезные изменения, которые соответствуют новым стандартам образования. Так, отдельные блоки “речь” и “правила” в прошлом издании теперь перемежаясь составляют единое целое. Новое издание Учебника выходит в облегченной обложке. Это соответствует санитарным нормам, установленными в учебной литературе. Учебник обладает грифом РФ и внесен в ФПУ.

-Содержание-

ОГЛАВЛЕНИЕ 0
О языке-речи 03
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО 10
Фонетика. Графика 12
Текст 17
Письмо. Орфография 22
Строение слова 38
Слово часть речи 45
Текст (продолжение) 54
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС 62
Фонетика. Орфоэпия 62
Лексика. Словообразование. Правописание 78
Стили речи 118
Синтаксис и пунктуация 125
Типы речи 179
Строение текста 188
Морфология. Правописание 191
Глагол 195
Строение текста 220
Имя существительное 229
Строение текста (продолжение) 249
Имя прилагательное 260
Справочный материал 277
Орфографический словарик 277
Орфоэпический словарик 279
Толковый словарик 280
Словарик значения морфем 281
Словарик синонимов 283

Скачать

 


Размер файла: 66 Мб; Формат: pdf/

Издание 2010 г.
Размер файла: 20 Мб; Формат: pdf, djvu/zip.

download

Электронное приложение :
Размер файла: 51 Мб; Формат: exe/zip.

download

Вместе с «Русский язык 5 класс Разумовская» скачивают:

Admin

skachaj24.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о