Разное

Лабораторная работа 6 по биологии – Лабораторные работы по биологии 6 класс

Методическая разработка по биологии (6 класс) по теме: Лабораторные работы по биологии 6 класс

Биология 6 класс

Лабораторная работа

«Строение семени»

Цель: изучить строение семян однодольных и двудольных растений на натуральных объектах. Определить функции различных частей семян.

О б о р у д о в а н и е: на каждом столе ванночки с набором семян фасоли и пшеницы ( по два сухих и два набухших семени фасоли, целые и разрезанные зерновки пшеницы), проростки фасоли, проростки пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы.

З а д а н и е для работы:

  1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.
  2.  Снимите семенную кожуру фасоли. Какова её роль для семени?
  3. Попробуйте снять покров с зерновки. Что вы снимите? Почему это не удаётся?
  4. Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.
  5. Сравните проростки фасоли и пшеницы.
  6. Сделайте вывод и запишите.

__________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа

«Строение семени»

Цель: изучить строение семян однодольных и двудольных растений на натуральных объектах. Определить функции различных частей семян.

О б о р у д о в а н и е: на каждом столе ванночки с набором семян фасоли и пшеницы ( по два сухих и два набухших семени фасоли, целые и разрезанные зерновки пшеницы), проростки фасоли, проростки пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы.

З а д а н и е для работы:

  1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.
  2.  Снимите семенную кожуру фасоли. Какова её роль для семени?
  3. Попробуйте снять покров с зерновки. Что вы снимите? Почему это не удаётся?
  4. Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.
  5. Сравните проростки фасоли и пшеницы.
  6. Сделайте вывод и запишите.

Лабораторная работа         Страница

nsportal.ru

Лабораторные работы по биологии 6 класс

Лабораторная работа № ___

Тема. “ Внешнее строение голосеменных растений ”.

Цель: изучение внешнего строения голосеменных растений их побегов, шишек и семян хвойных.

Оборудование: лупа ручная, побеги сосны и ели, шишки сосны и ели, семена сосны и ели.

Ход работы

  1. Рассмотрите внешний вид небольших веточек (побегов) сосны и ели. Укажите их основные отличия.

2. Изучите, как расположены хвоинки у растений. Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, размер. Отметьте особенности хвоинок.

4. Рассмотрите шишки сосны и ели. Укажите их различия.

Заполните таблицу:

Шишки

Определи растение по предложенной характеристике:

  1. Хвоинки длинные ( до 5 – 7 см.), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе….._____________________

  2. Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырехгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку………_______________

  3. Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с одной стороны………._________________

  4. Хвоинки светло – зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму….________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия Имя____________________________________ Оценка______________

Лабораторная работа № ____

Тема: «Изучение строения шишек и семян хвойных растений»

Цель: Изучить строение шишек и семян хвойных растений

Оборудование: побеги сосны и ели, шишки сосны и ели, семена сосны и ели.

Ход работы:

    1. Рассмотрите мужские и женские шишки сосны. В чем их отличие?

    2. Рассмотрите зрелую шишку. Осторожно отогните пинцетом одну чешуйку и выньте семя, лежащее на ней.

    3. Рассмотрите семя. Найдите крылышко.

Заполните таблицу:

название

шишка

размер

форма

Плотность чешуек

Определите мужские и женские шишки:


а)_______________________________

б)_______________________________

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова и определения:

На верхушках молодых побегов сосны в конце весны – начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые ______________ шишки. Шишки представляют собой ___________________________ побег. У шишки можно выделить стержень (или ось), на которой расположены

_______________ – видоизменные листья. На верхней стороне каждой чешуи расположено по два ____________________, в каждом из них образуется яйцеклетка.

_________________ шишки более мелкие, всего 1-2 см в длину, желтоватые, собраны в небольшие тесные группы. Мужские шишки расположены ____________ женских на тех же или на других ветках. На нижней стороне чешуек шишки расположено по 2 ______________________________, в которых созревает пыльца, из которой образуются _______________________.

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Фамилия Имя ___________________________________________ Оценка:_____________________

infourok.ru

Лабораторные работы для 6 класса по биологии

Лабораторная работа

«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Цель: изучить устройство лупы и светового микроскопа, познакомить учащихся с правилами работы с ними.

Оборудование: ручная лупа, микроскоп

  1. Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений.

  • Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение.

  • Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата и яблока. Что характерно для их строения?

  • Рассмотрите кусочки этих плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

2.Правили работы с микроскопом.

Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом све лил включите подсветку. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата. В окуляр смотрите одним глазом и при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появиться четкое изображение предмета. После работы уберите микроскоп в футляр, предварительно протерев предметный столик и другие части.

  1. Устройства микроскопа и приемы работы с ним.

    • Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Какое значение имеет каждая часть. Определите способность увеличения микроскопа.

    • Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

    • Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.

Лабораторная работа

«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Цель: изучить строение кожицы чешуи лука.

Оборудование: микроскоп, препаравальная игла, предметное и покровное стекло, пинцет, фильтровальная бумага, иод,пипетка.

  1. Рассмотрите на рисунке(5) последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

  2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

  3. Пипеткой нанесите на предметное стекло 1-2 капли воды.

  4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. осторожно положите его в каплю воды.

  5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

  6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.

  7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

  8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

  9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите оболочку, цитоплазму, вакуоль и ядро.

  10. Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука и обозначьте части клетки на рисунке.

Лабораторная работа

«Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»

Цель: изучить строение одноклеточных грибов на примере мукора и дрожжей.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат гриба

  1. Плесневый гриб мукор.

    • Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора( заранее на слой влажного песка, насыпанного в тарелку. положите кусок хлеба, накройте плотно крышкой. Поставьте в теплое место. Через несколько дней появиться белый пушок-это мукор.)

    • Рассмотрите препарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, плодовое тело и споры.

    • Зарисуйте гриб в тетрадь и подпишите название его частей.

  2. Дрожжи.

  • Рассмотрите под микроскопом культуру дрожжей.

  • Найдите почкующиеся клетки.

  • Зарисуйте в тетради

Лабораторная работа

«Изучение строения тел шляпочных грибов»

Цель: изучить строение шляпочных грибов

Оборудование: муляжи шляпочных грибов

1.Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.

2.Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учетом их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые.

3. зарисуйте в тетради строение шляпочного гриба и подпишите его основные части.

Лабораторная работа

«Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей»

Цель: познакомить учащихся с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей. Рассмотреть сходство и отличия строения.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат одноклеточных и многоклеточных водорослей

  1. Поместите на предметное стекло микроскопа каплю «цветущий воды», накройте предметным стеклом.

  2. Рассмотрите сначала при малом, а затем при большом увеличении. Найдите, пользуясь описанием учебника хлореллу и хламидоманаду Можно использовать готовые микропрепараты.

  3. Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро и хроматофор.

  4. Зарисуйте клетку и подпишите название ее составных частей.

  5. Пользуясь этим планом рассмотрите препарат спирогиры или др многоклеточной водоросли.

  6. В чем отличие одноклеточных водорослей от многоклеточных?

Лабораторная работа

«Изучение строения мха»

Цель: изучить строения мха на примере кукушкина льна.

Оборудование: микроскоп, растение мха( можно гербарий)

  1. Рассмотрите растения мха и найдите его составные части.

  2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

  3. Определить ветвистый или нет стебель растения.

  4. рассмотреть верхушку стебля, найти мужские и женские растения.

  5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мха?

  6. Сравните строение мха и водоросли в чем сходство и различие?.

Лабораторная работа

Строение шишек и хвои сосны.

Цель: рассмотреть строение шишек и хвои сосны, как представителя голосеменных растений.

Оборудование: лупа, шишка сосны, хвоя сосны, линейка

  1. рассмотрите форму хвои, расположение ее на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.

  2. Рассмотрите форму, размеры и окраску шишки.

  3. Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешнем строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным.

Лабораторная работа

«Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений»

Цель: Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений

Оборудование: лупа, препаровальная игла, чашка петри, семена фасоли и пшеницы.

1.Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли . Сравните их размеры и форму,

2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик

3. Над рубчикоп находиться маленькое отверстие-микропиле. Через него проникает воздух и вода.

4. Снимите плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли. Зародышевый корешок, стебелек, почечку.

5. зарисуйте семя и подпишите название его частей.

6. Где находятся у фасоли питательные вещества.

7. рассмотрите форму и окраску пшеницы.

8. Попробуйте снять часть околоплодника. Почему она не снимается?

9. разрежьте вдоль набухшую зерновку пшеницы. Найдите эндосперм и зародыш. Зарисуйте зерновку и подпишите название ее частей.

Лабораторная работа

«Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы»

Цель: рассмотреть типы корневых систем и виды корней.

Оборудование: гербарий

  1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.

  2. Отберите растения с стержневой и мочковатой корневой системой.

  3. Определите по типу системы какие растения однодольные, а какие двудольные.

  4. Заполните таблицу в учебнике.

Лабораторная работа

«Изучение строения цветка»

Цель: изучить строение цветка покрытосеменных.

Оборудование: модель цветка, цветок, гербарий, лупа

  1. Рассмотрите цветок . Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

  2. Расчлените цветок, посчитайте число чашелистиков, лепестков. тычинок. пестиков

  3. Определите тип околоцветника, чашечки и венчика.

  4. Рассмотрите под лупой строение тычинок. Найдите пыльник и тычиночную нить.

  5. Рассмотрите строение пестика. Почему пестик и тычинки называют главными частями растения?

  6. Зарисуйте части цветка и подпишите их название.

  7. Составьте формулу изученного цветка.

Лабораторная работа

«Классификация плодов»

Цель: познакомить учащихся с основными группами сухих и сочных плодов.

Оборудование: коллекция и натуральные плоды

  1. Рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие.

  2. Сочные разделите на односеменные и многосеменные. Определите их название с помощью учебника.

  3. Сухие плоды разделите на односеменные и многосеменные. Определите их название. Заполните таблицу в учебнике стр 136.

  4. .

Лабораторная работа

«Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Цель: изучить передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Оборудование: срез побега липы простоявший 4 суток в подкрашенной чернилами воде, лупа.

  1. Рассмотрите поперечный срез побега липы, простоявшего 4 суток в подкрашенной воде. Установите , какой слой стебля окрасился.

  2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите какой слой стебля окрасился. Сделайте вывод.

  3. Зарисуйте срезы.

  4. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

Лабораторная работа

«Вегетативное размножение комнатных растений»

Цель: познакомить учащихся с основными видами вегетативного размножения комнатных растений.

Оборудование: : склянки с водой, скальпель, комнатные растения

.

.1.Черенкование стеблей.

-Внимательно осмотрите побеги растений: пеларгонии, колеуса, традесканции. Обратите внимание, что придаточные корни появятся раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез нужно делать под узлом.

Осторожно срежьте стеблевые черенки с 3-4 листьями. Удалите с них 2 нижних листа и поместите в банку с водой так, чтобы нижний узел был в воде.

.2.Черенкование листьев.

-Срежьте у глоксинии, сенполии, бегонии листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в неглубокую воду.

– -Листья фиалки можно посадить во влажный песок. Нужно ,чтобы черенок его был плотно прижат к почве , а листовая пластинка приподнималась над землей.

.3.Размножение отводками.

Стебель колумнеи, фиттонии,плюща отвести в сторону и прикрепить его (приколоть), чтобы часть стебля прикасалась к почве.

4..Размножение подземными побегами.

-Отделить от луковицы тюльпана луковички-детки и рассадить. Помните: луковички нужно убирать ежегодно, чтобы не истощалась материнская луковица.

Лабораторная работа

«Определение всхожести семян растений и их посев»

Цель: познакомить учащихся со способами определения всхожести семян и требованиями к посеву различных культур.

Оборудование: семена пшеницы, свеклы, чашка петри, лоток с землей.

Дети заранее вместе с учителем за 10 дней заложили опыт. Замочили по 100 семян пшеницы и свеклы.

  1. посчитайте сколько семян проросло у пшеницы и свеклы . Это есть процент всхожести. Нормальная всхожесть не должна быть ниже 95%

  2. С помощью таблицы в учебнике выбрать оптимальные условия для посева семян.

  3. Посеять семена в лоток на глубину с учетом их размера.

Практикум по краеведению

«Описание и определение растений произростающих на территории проживания»

Оборудование: гербарная папка, копалка, лупа, определитель высших растений.

  1. Знакомимся с техникой безопасности при проведении полевых исследований.

  2. Выбираем площадку для описания с наиболее характерной растительностью для своей местности.

  3. Осторожно выкапываем растительный экземпляр ( исключения растения занесенные в Красную книгу, их описывают не срывая).

  4. Определяем семейство и определяем вид. Рассматриваем корневую систему и определяем тип

  5. Описываем условия произрастания .

  6. Закладываем растение в гербарную папку, для последующего создания гербария.

«Что мы знаем об экологических проблемах нашей местности»

1.. Учащимся дается понятие , что такое экологическая проблема.

2. Выделяют основные среды: воздушную. водную, наземно-подземную,

3. Рассматривают виды загрязнений, вызванные деятельностью человека.(индивидуальная, промышленная, перерабатывающая)

4. Предлагают пути решения проблемы

5. Создают групповые проекты.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка “5” ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка “3” ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка “2” ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя

infourok.ru

Учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему: Лабораторные работы 6 класс биология

Лабораторная работа

«Строение плесневого гриба »

Цель: Изучить строение и органы размножения плесневого гриба мукор.

Оборудование: плесневый гриб мукор, микроскоп, покровные и предметные стекла, лупа

Ход работы

  1. Рассмотрите невооруженным глазом плесневый   гриб   на   хлебе.   Опишите  его внешний вид.
  2. Рассмотрите микропрепарат «Мукор» под микроскопом. Что представляет собой мицелий плесневого гриба?
  3. Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами.  Это спорангии.   Рассмотрите  их. Найдите   на    микропрепарате   лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.
  4. Ответьте   на  вопросы: какой  цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется    на   продуктах    питания?   Как происходит размножение мукора?
  5. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Лабораторная работа

«Строение дрожжей»

Цель: дрожжи, микроскоп, предметные и покровные стекла.

Оборудование: Изучить особенности строения дрожжей.

Ход работы

  1. На предметное стекло нанесите каплю воды.  В  нее,  пользуясь  препаровальной  иглой,   поместите  маленький  кусочек дрожжей  и  все  тщательно  перемешайте. Накройте   препарат   покровным   стеклом.
  2. Рассмотрите дрожжевые клетки под микроскопом  при увеличении  в  300 раз. Какой вид имеют дрожжевые клетки? Зарисуйте и подпишите их.

Лабораторная работа

«Строение шляпочных грибов»

Цель: Изучить  строение пластинчатых и трубчатых грибов.

Оборудование: Препаровальный нож, лупа, трубчатые и пластинчатые грибы.

Ход работы

 

  1. Рассмотрите   плодовое   тело   трубчатого гриба. Отделите пенек от шляпки.
  2. Препаровальным   ножом   разрежьте пенек вдоль и с помощью лупы рассмотрите  плотно   прилегающие  друг  к   другу гифы, составляющие плодовое тело гриба.
  3. Рассмотрите    нижнюю    поверхность шляпки с помощью лупы. Найдите отверстия трубочек, в которых находятся споры.
  4. Рассмотрите плодовое тело пластинчатого гриба.
  5. В чем сходство и различие пластинчатых и трубчатых грибов?
  6. Зарисуйте строение грибов.

nsportal.ru

Лабораторная работа по биологии “Определение состава семян” (6 класс)

Лабораторная работа

Определение состава семян.

Цель. Доказать наличие органических и неорганических веществ в семенах растений.

Оборудование. Стеклянные стаканчики с водой, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, мука, семена подсолнечника.

1. Демонстрация опытов (учитель). Оборудование: спиртовка, держатель, пробирка, семена подсолнечника, химическая ложечка.

Опыт 1. Нагревание семян в сухой пробирке. Перед опытом детям показывают абсолютно сухую пробирку и сухие семена. Их насыпают в пробирку и слегка нагревают. На стенках пробирки появляются капельки воды. В ходе обсуждения дети видят, что вода выделилась из, казалось бы, сухих семян. Вывод – в состав семян входит вода.

Опыт 2. Сжигание семян. На химическую ложечку, помещенную в пламя спиртовки, кладут несколько сухих семян. Дети видят, что семена горят, образуя пламя. Учитель поясняет, что вещества, горящие в огне, являются органическими. Горение – свидетельство наличия органических веществ в семенах. После полного сгорания на дне ложечки остается зола. Учитель сообщает, что зола – это скопление неорганических веществ. В состав золы входят минеральные соли.

Ход лабораторной работы (Инструктивная карточка для учащихся).

1. Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипеткой и сделайте комочек теста.

2. Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек. Промойте тесто в стакане с водой.

3. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле,- это клейковина или белок.

4. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4 капли раствора йода. Жидк5ость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.

5. Положите на фильтровальную бумагу или бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их. Что появится на бумаге.

6. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.

7. Оформите выводы в тетради.

Вещества семян

Неорганические органические

вода минеральные

соли белки жиры углеводы

Вопросы для закрепления

1. Почему горят дрова, уголь, торф, а соль не горит?

2. Почему после горения всегда остается зола?

3. Почему существует подсолнечное масло, а пшеничного масла нет?

4. Продукты растительного и животного происхождения отличаются разным содержанием белков, жирок и углеводов. Чем это можно объяснить?

infourok.ru

Лабораторные работы по биологии 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8

Строение цветка, соцветия.

Цель: познакомиться со строением цветка и разнообразными соцветиями, научиться выделять главное и обосновывать свой выбор

Оборудование: 1. гербарные листы растений с разными соцветиями.

2. дидактический материал.

Ход работы:

1. Рассмотрите гербарные экземпляры растений и, пользуясь рисунком в учебнике, найдите все составные части цветка.

2. Рассмотрите на гербарных листах соцветия у разных растений и, пользуясь учебником, установите, как они называются.

Оформление результатов:

1. Запишите в тетрадь формулу цветка.

2. Заполните таблицу:

Название растения

Название соцветия

Схематический рисунок соцветия

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

Лабораторная работа № 6

Строение побегов растений Липецкой области.

Цель работы: изучить особенности строения побегов хвойных растений, произрастающих на территории нашей области.

Оборудование: побеги сосны, ели, лиственницы, лупы, иллюстративный материал.

Ход работы.

  1. У вас на столах находятся живые побеги сосны, ели и лиственницы, а также лист с иллюстративным материалом. Воспользуйтесь иллюстрацией для характеристики побега лиственницы, ведь это листопадное растение и сейчас на побеге нет хвоинок.

  2. Рассмотрите и зарисуйте побеги, а также заполните сравнительную таблицу. Обратите внимание на наличие или отсутствие укороченных побегов, особенности расположения хвоинок на побеге (одиночно, парами или пучками).

  3. Рассмотрите микрофотографию поперечного среза хвои сосны, найдите плотную кожицу, сосчитайте количество устьиц и ответьте на вопросы.

  4. Сформулируйте вывод об особенностях строения побегов и листьев хвойных растений.

  5. У каких хвойных растений вы обнаружили наличие укороченных побегов? (сосна, лиственница)

  6. На побеге какого растения хвоинки располагаются одиночно? (ель) Парами? (сосна) Пучками? (лиственница)

  7. Чем покрыта хвоинка сосны снаружи? (плотной кожицей с восковым налетом)

  8. Много ли в кожице устьиц? (мало)

  9. Какую функцию выполняют устьица в кожице листа? (испарение)

  10. Как узкая игловидная форма листа, небольшое количество устьиц и восковой налет влияют на интенсивность испарения? (уменьшают)

  11. С чем связаны такие особенности строения листьев хвойных растений? (с приспособлением к условиям обитания, защитой от потери влаги)

  12. Какие природные условия определили формирование таких приспособлений? (холодный климат, продолжительные зимы)

Лабораторная работа №10

Строение пищеварительной системы дождевого червя

Цель: изучить особенности строения пищеварительной системы дождевого червя.

Оборудование: готовый препарат дождевого червя, микроскоп, иллюстративный материал.

Ход работы.

1. Рассмотрите препарат дождевого червя под малым увеличением или рисунок внутреннего строения червя.

2. Пользуясь учебником, рисунком в инструкции определите, какие органы вы увидели.

3. Зарисуйте увиденное в тетрадь.

4. Заполните таблицу:

Система

Органы ее образующие

Лабораторная работа № 13

Движение дождевого червя.

Цель: изучить способ передвижениядождевого червя

Оборудование: сосуд с дождевыми червями (на влажной пористой бумаге), бумажная салфетка, фильтровальная бумага, лупа, стекло (примерно 10 х 10 см), лист плотной бумаги, пинцет.

Ход работы

1.Поместите дождевого червя на стекло. Рассмотрите спинную и брюшную стороны, переднюю и заднюю части, их отличие.

2.Рассмотрите с помощью лупы щетинки на брюшной стороне дождевого червя. Понаблюдайте, как он ползает по бумаге, и прислушайтесь, есть ли шуршание по мокрому стеклу.

3.Зарисуйте этапы движения дождевого червя, сделайте необходимые обозначения и надписи к рисунку.

4.Сделайте выводы. На основе наблюдений за дождевым червем назовите характерные внешние признаки класса Малощетинковые черви.

Лабораторная работа №12

Особенности строения кровеносной системы позвоночных и беспозвоночных животных.

Цель: познакомиться с особенностями строения кровеноснойсистемы позвоночных и беспозвоночных животных на примере некоторых представителей.

Оборудование: дидактический и иллюстративный материал.

Ход работы.

  1. Прочтите внимательно справочный материал. Заполните таблицу.

ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ.

Каждый членик тела имеет свою кровеносную систему, которая образована спинным ибрюшным кровеносным сосудом.  От них отходят мелкие кровеносные сосуды. Движениекрови происходит благодаря сокращению и расслаблению стенок кольцевых сосудов.Кровь движется по сосудам и с полостной жидкостью не смешивается. Такую кровеносную систему называют замкнутой. 

УЛИТКИ, РАКИ, ПАУКИ И НАСЕКОМЫЕ.

 Кровеносная система –  незамкнутая.  Кровь выталкивается из сосудов, омывает всевнутренние органы и  смешивается с  полостной жидкостью, затем вновь собирается всосуды и поступает в сердце.  Сердце состоит из  двух камер, предсердия и желудочка(улитка), а у остальных – однокамерное.

РЫБЫ.

Сердце двух камерное,  кровь артериальная и венозная.  У рыб один замкнутый  кругкровообращения.

ЗЕМНОВОДНЫЕ.

Сердце состоит из желудочка и двух предсердий.. Кровь собирается в вены  и поступает вправое  предсердие.  При  сокращении предсердий кровь выталкивается в желудочек,здесь кровь смешивается  и поступает ко всем органам. Два круга кровообращения.

Объекты сравнения

Беспозвоночные

Позвоночные

1

Представители

2

Вид циркулирующей жидкости

3

Особенности строения кровеносной системы

4

Тип кровеносной системы

  1. Сравните строение и функции кровеносной систем беспозвоночных и позвоночных животных. Сделайте вывод.

infourok.ru

Лабораторная работа по биологии по теме “Видоизмененные побеги” (6 класс)

Лабораторная работа №6.

Видоизмененные побеги. Строение клубня.

Вариант №1.

Цель: рассмотреть и изучить строение видоизмененных побегов на примере клубня картофеля.

Оборудование: клубень картофеля.

Ход работы:

1. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите верхушку и основание.

2. Рассмотрите глазки. Каково их расположение на клубне?

3. Зарисуйте клубень и надземный побег, сделайте подписи к рисунку.

4. Докажите, что клубень – видоизмененный подземный побег.

Вывод: рассмотрели и изучили строение видоизмененных побегов на примере клубня картофеля.

Лабораторная работа №6.

Видоизмененные побеги. Строение луковицы. Вариант №2.

Цель: рассмотреть и изучить строение видоизмененных побегов на примере луковицы репчатого лука.

Оборудование: луковица репчатого лука.

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение луковицы.

Какое значение имеют сухие чешуи?

  1. Разрежьте луковицу вдоль. Зарисуйте продольный разрез луковицы, сделайте подписи к рисунку.

  1. Докажите, что луковица – видоизмененный подземный побег.

Вывод: рассмотрели и изучили строение видоизмененных побегов на примере луковицы репчатого лука.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о