Лабораторный практикум по биологии. 5-й класс
Разделы:
Биология, Конкурс «Презентация к уроку»
Класс:
5
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (1,1 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Введение
Важную роль в изучении биологии в школе играют
лабораторные работы, которые способствуют
лучшему усвоению знаний и умений учащихся,
способствуют более глубокому и осмысленному
изучению биологии, формированию практических и
исследовательских умений, развитию творческого
мышления, установлению связей между
теоретическими знаниями и практической
деятельностью человека, облегчают понимание
фактического материала.
Учебный эксперимент имеет огромный потенциал
для всестороннего развития личности
обучающихся. Эксперимент включает в себя не
только источник знаний, но и способ их
нахождения, знакомство с первичными навыками
исследования природных объектов. В ходе
эксперимента обучающиеся получают
представление о научном методе познания.
Методическое пособие “Лабораторный практикум.
Биология. 5 класс” предназначено для организации
исследовательской деятельности школьников на
уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных
работ, представленных в методическом пособии,
соответствует содержанию учебника “Биология”
для 5 класса общеобразовательных учреждений
(авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А.
Корнилова), открывающему линию учебников по
биологии для основной школы и входящему в
систему “Алгоритм успеха”. В учебнике нет
точного соответствия параграфов количеству
часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее
количество параграфов позволяет учителю
использовать оставшееся время для проведения
лабораторных работ.
При проведении лабораторных работ
используются технологии здоровьесбережения,
проблемного обучения, развития
исследовательских навыков. В ходе практических
занятий у обучающихся формируются такие
универсальные учебные действия, как:
- познавательные
- регулятивные
- коммуникативные
– осуществлять
исследовательскую деятельность;
– сверять свои действия с целью
и при необходимости исправлять ошибки;
– слушать и слышать друг
друга, с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
В разработках практических занятий перед
школьниками ставится проблемный вопрос, указаны
планируемые результаты и необходимое
оборудование. Каждая разработка имеет
инструкцию по проведению лабораторной работы.
Важно перед выполнением лабораторных работ
познакомить обучающихся с требованиями по их
оформлению (приложение 1), с правилами техники
безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение
2), с правилами выполнения рисунков природных
объектов (приложение 3).
Для визуального сопровождения практических
занятий к данному методическому пособию
прилагается электронная презентация (презентация).
Методические рекомендации к практическим
занятиям
Лабораторная работа № 1 “Изучение строения
увеличительных приборов”
Планируемые результаты: научиться
находить части лупы и микроскопа и называть их;
соблюдать правила работы в кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием; использовать текст
и рисунки учебника для выполнения лабораторной
работы.
Проблемный вопрос: как люди узнали о
существовании в природе одноклеточных
организмов?
Инструктивная карточка по выполнению
лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Изучение строения увеличительных
приборов”.
Цель: изучить устройство и научиться
работать с увеличительными приборами.
Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани
плода арбуза, готовый микропрепарат листа
камелии.
Ход работы
Задание 1
1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные
части (рис. 1). Узнайте их назначение.
Рис. 1. Строение ручной лупы
2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть
арбуза.
3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой.
Каково строение мякоти арбуза?
Задание 2
1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные
части (рис. 2). Узнайте их назначение.
Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом
(с. 18 учебника).
Рис. 2. Строение микроскопа
2. Рассмотрите под микроскопом готовый
микропрепарат листа камелии. Отработайте
основные этапы работы с микроскопом.
3. Сделайте вывод о значении увеличительных
приборов.
Задание 3
1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для
этого перемножьте числа, указывающие на
увеличение окуляра и объектива.
Увеличение окуляра | Увеличение объектива | Общее увеличение микроскопа |
4 | 8 | |
10 | 40 |
2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен
рассматриваемый вами объект с помощью школьного
микроскопа.
Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками
растений”
Планируемые результаты: научиться
различать основные части растительной клетки;
соблюдать правила обращения с лабораторным
оборудованием; использовать текст и рисунки
учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как устроена клетка
живого организма?”
Инструктивная карточка по выполнению
лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с клетками растений”.
Цель: изучить строение растительной
клетки.
Оборудование: микроскоп, пипетка,
предметное и покровное стёкла, пинцет,
препаровальная игла, часть луковицы, готовый
микропрепарат листа камелии.
Ход работы
Задание 1
1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3).
Для того, чтобы приготовить микропрепарат,
познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.
Рис. 3. Приготовление микропрепарата
кожицы лука
2. Рассмотрите препарат под микроскопом.
Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при
малом увеличении, а затем при большом.
3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на
рисунке основные части растительной клетки (рис.
4).
1. Клеточная стенка
2. Цитоплазма
3. Вакуоли
4. Ядро
Рис. 4. Клетки кожицы лука
4. Сделайте вывод о строении растительной
клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть
под микроскопом?
Задание 2
Сравните клетки кожицы лука и клетки листа
камелии. Объясните, с чем связаны отличия в
строении этих клеток.
Лабораторная работа № 3 “Определение состава
семян”
Планируемые результаты: научиться
различать основные части растительной клетки;
соблюдать правила обращения с лабораторным
оборудованием; использовать текст и рисунки
учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как можно узнать,
какие вещества входят в состав клетки?”
Инструктивная карточка по выполнению
лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Определение состава семян”.
Цель: изучить способы обнаружения веществ
в семенах растений, исследовать их химический
состав.
Оборудование: стакан с водой, пестик,
раствор йода, марлевая и бумажная салфетки,
кусочек теста, семена подсолнечника.
Ход работы
Задание 1
Выясните, какие органические вещества входят в
состав семян растений, используя следующую
инструкцию (рис. 5):
1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте
мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).
2. Раскройте мешочек с промытым тестом.
Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое
осталось на марле, – это клейковина или белок.
3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость
добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость
синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
4. Положите на бумажную салфетку семена
подсолнечника и раздавите их с помощью пестика
(Г). Что появилось на бумаге?
Рис. 5. Обнаружение органических
веществ в семенах растений
5. Сделайте вывод о том, какие органические
вещества входят в состав семян.
Задание 2
Заполните таблицу “Значение органических
веществ в клетке”, используя для этого текст
“Роль органических веществ в клетке” на с. 27
учебника.
Вещества клетки | Значение вещества |
Белок | |
Углевод (крахмал) | |
Жир |
Лабораторная работа № 4 “Знакомство с внешним
строением растения”
Планируемые результаты: научиться
различать и называть части цветкового растения;
зарисовывать схему строения цветкового
растения; соблюдать правила обращения с
лабораторным оборудованием; использовать текст
и рисунки учебника для выполнения лабораторной
работы.
Проблемный вопрос: “Какие органы имеет
цветковое растение?”
Инструктивная карточка по выполнению
лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с внешним строением
растения”.
Цель: изучить внешнее строение цветкового
растения.
Оборудование: лупа ручная, гербарий
цветкового растения.
Ход работы
Задание 1
1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового
растения (василёк луговой). Найдите части
цветкового растения: корень, стебель, листья,
цветки (рис. 6).
Рис. 6. Строение цветкового растения
2. Зарисуйте схему строения цветкового
растения.
3. Сделайте вывод о строении цветкового
растения. Какие части различают у цветкового
растения?
Задание 2
Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис.
7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ
относят к споровым растениям, а картофель – к
семенным?
Хвощ
Картофель
Рис. 7. Представители разных групп
растений
Лабораторная работа № 5 “Наблюдение за
передвижением животных”
Планируемые результаты: научиться
рассматривать одноклеточных животных под
микроскопом при малом увеличении; соблюдать
правила обращения с лабораторным оборудованием;
использовать текст и рисунки учебника для
выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Какое значение для
животных имеет их способность передвигаться?”
Инструктивная карточка по выполнению
лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Наблюдение за передвижением
животных”.
Цель: познакомиться со способами
движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и
покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой;
культура инфузорий.
Ход работы
Задание 1
1. Приготовьте микропрепарат с культурой
инфузорий (с. 56 учебника).
2. Рассмотрите микропрепарат под малым
увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис.
8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте
скорость и направление движения.
Рис. 8. Инфузории
Задание 2
1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько
кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за
тем, как ведут себя инфузории. Объясните
поведение инфузорий.
2. Сделайте вывод о значении движения для
животных.
Литература
- Алексашина И.Ю. Естествознание с основами
экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн.
для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И.
Орещенко. – М.: Просвещение, 2005. – 174 с.: ил. –
(Лабиринт). - Константинова И.Ю. Поурочные разработки по
биологии. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 128 с. –
(В помощь школьному учителю). - Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: методическое
пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А.
Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 80 с. - Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных организаций / И.Н.
Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред.
И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.: ил.
7.02.2016
urok.1sept.ru
Учебно-методическое пособие по биологии на тему: Лабораторные работы по биологии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Заполярного района
«Средняя общеобразовательная школа с. Несь»
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС
БИОЛОГИЯ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ
Н.И. Сонин
Урок 5. Химический состав клетки
Лабораторная работа № 1
«Определение состава семян пшеницы»
Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.
Оборудование: стеклянные стаканчики с водой, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, немного пшеничной муки.
Ход работы
- Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипеткой и сделайте комочек теста.
- Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек. Промойте тесто в стакане с водой.
- Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле,- это клейковина или белок.
- В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4 капли раствора йода.
- Сделайте выводы.
Урок 7. Строение растительной клетки
Лабораторная работа № 2
«Строение клеток живых организмов»
Цель: познакомиться с особенностями строения клеток живых организмов.
Оборудование: микроскопы, марлевые салфетки, пипетки, стаканчики с водой, препаровальные иглы, покровные и предметные стекла, чешуйки репчатого лука, раствор йода.
Ход работы
- Возьмите предметное стекло, тщательно протрите его марлей.
- С помощью пипетки нанесите 1-2 капли раствора йода на середину предметного стекла.
- Осторожно снимите кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. При помощи препаровальной или непосредственно руками. Положите кусочек кожицы в каплю водного раствора йода и аккуратно расправьте кончиком иглы.
- Накройте препарат покровным стеклом.
- Поместите препарат под объектив микроскопа и рассмотрите его.
- Сделайте схематический рисунок клеток кожицы лука в тетради.
- Укажите на рисунке оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Урок 9. Строение животной клетки
Лабораторная работа № 3
«Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах)
Цель: познакомиться с особенностями строения клеток разных живых организмов.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.
Ход работы
- Протрите готовый микропрепарат тканей животных марлей.
- Рассмотрите препарат под микроскопом.
- Найдите клетки и их структуры.
- Отметьте особенности строения клеток животных.
- Запишите в тетради отличия клеток животных от клеток растений.
Урок 13. Ткани растений
Лабораторная работа № 4
«Ткани растительных организмов»
Цель: показать особенности строения и функции образовательной, основной, механической и проводящей тканей. Сравнить ткани между собой.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.
Ход работы
- Рассмотреть под микроскопом препараты «поперечный срез листа», «строение корня», «строение ветки липы». Найдите участки листа, стебля и корня, образованные разными тканями. Как вы определили тип ткани?
- Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике, рельефными и простыми таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.
- Нарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.
- Заполните таблицу.
Типы тканей | В какой части органа обнаружена | Формы и размера клеток | Особенности внутреннего строения клеток | Особенности жизнедеятельности клеток | Какую функцию ткани выполняют |
- Сделайте вывод.
Урок 16. Нервная ткань
Лабораторная работа № 5
«Ткани животных организмов»
Цель: раскрыть особенности строения и функции эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной тканях. Продолжать формировать умение работать с микроскопами, рисунками и текстами как источником информации. Сравнить ткани между собой.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.
Ход работы
- Рассмотреть под микроскопом препараты разных типов тканей животных: эпителиальную, мышечную, соединительную и нервную.
- Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике и таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.
- Зарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.
- Заполните таблицу.
Типы тканей (рисунок) | Виды тканей | Особенности строения | Свойства клеток (выполняют) | Какую функцию |
- Сделайте вывод.
Урок 19. Цветок и плод
Лабораторная работа № 6
«Изучение органов цветкового растения»
Цель: определить типы корневых систем; сформировать представление о почке как о зачаточном побеге.
Оборудование: гербарии.
Ход работы
- Рассмотрите корневые системы пшеницы и фасоли. Из каких корней они состоят?
- Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте её.
- Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте ее, подпишите части.
- Рассмотрите побеги смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные рисунки расположения почек на стебле.
- Запишите выводы.
Урок 22. Органы и системы органов животных.
Лабораторная работа № 7
«Распознавание органов у животных»
Цель: рассмотреть органы позвоночных животных
Оборудование: муляжи животных.
Ход работы
- На препарате (муляже) рассмотрите органы.
- Рассмотренные органы соотнеси с системами органов.
- Заполните таблицу
Система органов | Особенности строения (органы) |
Урок 33. Передвижение органических веществ в растении
Лабораторная работа № 8
«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Цель: познакомиться с особенностями передвижения минеральных веществ и воды по стеблю растения.
Оборудование: ветки древесных растений (береза, рябина) с подкрашенной древесиной, скальпель, лупы, таблицы строения стебля.
Ход работы
- Рассмотрите поперечный срез ветки березы или другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной чернилами воде. Установите, какой слой стебля окрасился?
- Сделайте скальпелем продольный срез ветки. Рассмотрите его и укажите, какой слой стебля окрасился?
- Сделайте рисунки и запишите выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю. Вспомни, как называется ткань, проводящая минеральные вещества.
Урок 41. Опорные системы растений и позвоночных животных
Лабораторная работа № 9
«Разнообразие опорных систем животных»
Цель: изучить и сравнить опорные образования у различных животных.
Оборудование: раковины моллюсков, покровы ракообразных, кости позвоночных животных.
Ход работы
- Рассмотрите предложенный материал, изучите текст и рисунки учебника на с. 97- 101.
- Заполните таблицу
Признаки | Раковины моллюсков | Панцирь рака | Кости позвоночных |
Тип скелета | |||
Типы тканей | |||
Вещества | |||
Свойства | |||
Могут ли расти? |
- Выводы.
Урок 42. Движение
Лабораторная работа № 10
«Движение инфузории туфельки»
Цель: сформулировать представление о движении, как одном из свойств жизни. Иметь представление о приспособлениях животных к разным способам движения.
Оборудование: микроскопы, вата, стаканчики с водой и культурой простейших, пипетки, препаровальные иглы, предметные и покрывные стекла, фильтровальная бумага, готовая культура инфузории туфельки.
Ход работы
- На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.
- Накройте каплю покровным стеклом.
- Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.
- Рассмотрите препарат при малом и большом движении.
- Запишите наблюдения в тетрадь.
Урок 44. Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушной средах
Лабораторная работа № 11
«Перемещение дождевого червя»
Цель: провести наблюдения за передвижением дождевого червя.
Оборудование: живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.
Ход работы
- Рассмотрите дождевого червя.
- Понаблюдайте за движением червя.
- Понаблюдайте, как червь закапывается в землю.
- После работы не забудьте вымыть руки!!!
- Сделайте вывод.
Урок 52. Вегетативное размножение растений
Практическая работа № 1
«Вегетативное размножение комнатных растений»
Цель: научиться размножать комнатные растения черенками.
Оборудование: стакан с водой, комнатное растение.
Ход работы
- Выберите комнатное растение, которое вы хотите размножить.
- Осторожно срежьте лист с черешком.
- Поместите его в стакан с водой, так чтобы только черешок был в воде.
- Поставьте стакан с листом в теплое и освещенное место.
- Меняйте воду каждые 3 – 4 дня.
- Наблюдайте за появлением корешков. Когда они достигнут 2 см, высадите листовой черенок в цветочный горшок с почвой.
- Горшок с черенком накройте стеклянной банкой и поставьте его в теплое место с рассеянным светом.
- Наблюдайте за развитием растения, появлением почки и первых листьев.
- Ведите регулярные наблюдения за развитием и ростом растения. Наблюдения записывайте в свой дневник.
Дневник для наблюдений
Этапы | Рисунок | Дата |
Начало опыта | «_____» ________ 20 __г. | |
Появление корня | «_____» ________ 20 __г. | |
Образование корневой системы (4 – 5 корней длиной до 1 см) | «_____» ________ 20 __г. | |
Высадка в почву | «_____» ________ 20 __г. | |
Появление первого нового листа | «_____» ________ 20 __г. | |
Прирост побега составил 1 см | «_____» ________ 20 __г. |
Урок 58. Рост и развитие животных
Лабораторная работа № 12
«Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале)
Цель: познакомиться с особенностями прямого и непрямого развития насекомых.
Оборудование: коллекции насекомых с разным типом развития: бабочки, майского жука, медоносной пчелы, саранчи или кузнечика, стрекозы. Таблицы «Развитие насекомых».
Ход работы
- Непрямое развитие насекомых
- Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с полным превращением (майский жук, бабочка белянка, пчела медоносная).
- Выделите этапы развития: яйца — личинка >куколка >имаго (взрослое насекомое).
- Сравните личинку и имаго.
- Объясните причину возникновения стадии куколки.
II. Прямое развитие насекомых
- Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с неполным превращением (кузнечик, клоп, стрекоза).
- Выделите этапы развития: яйцо личинка – имаго.
- Сравните личинку и имаго.
- Объясните причину отсутствия стадии куколки.
- Сделайте вывод о значении стадии личинки в развитии насекомых.
nsportal.ru
Сборник лабораторных работ по биологии
Лабораторная работа № 1
Устройство увеличительных приборов
Цель: изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними.
Оборудование: лупа, микроскоп, плоды томата, арбуза, яблока.
Ход работы
Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений
1.Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?
2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?
3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?
Устройство микроскопа и приемы работы с ним.
Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
Порядок работы с микроскопом.
Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет.
Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
Пользуясь винтами, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата.
В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
После работы микроскоп уберите в футляр.
Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
Лабораторная работа № 2
Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом
(строение клеток кожицы лука)
Цель: изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.
Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.
Ход работы
Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.
При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.
Окрасьте препарат раствором йода. Ля этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Лабораторная работа № 3
Приготовление микропрепаратов и рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника.
Цель: приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата и шиповника под микроскопом.
Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата и шиповника
Ход работы
Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.
Зарисуйте строение клетки листа элодеи.
Приготовьте препараты клеток плодов томата, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид.
Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?
Лабораторная работа № 2
Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом
(строение клеток кожицы лука)
Цель: изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.
Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.
Ход работы
Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.
При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.
Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Лабораторная работа № 4
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи
Цель: приготовить микропрепарат листа элодеи и рассмотреть под микроскопом движение цитоплазмы в нём.
Оборудование: свежесрезанный лист элодеи, микроскоп, препаровальная игла, вода, предметное и покровное стекла.
Ход работы
Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.
Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы.
Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.
Сформулируйте вывод.
Лабораторная работа № 5
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей
Цель: рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей.
Оборудование: микропрепараты различных растительных тканей, микроскоп.
Ход работы
Настройте микроскоп.
Под микроскопом рассмотрите готовые микропрепараты различных растительных тканей.
Отметьте особенности строения их клеток.
Прочтите П. 10.
По результатам изучения микропрепаратов и текста параграф заполните таблицу.
Название ткани | Выполняемая функция | Особенности строения клеток |
Лабораторная работа № 6.
Особенности строения мукор и дрожжей
Цель: вырастить плесневый гриб мукор и дрожжи, изучить их строение.
Оборудование: хлеб, тарелка, микроскоп, тёплая вода, пипетка, предметное стекло, покровное стеклышко, влажный песок.
Условия проведения опыта: тепло, влажность.
Ход работы
Плесневый гриб мукор
Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок , состоящий из мелких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.
Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.
Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.
Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.
Строение дрожжей
Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1 – 2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло.
Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рис. 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки.
Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.
На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.
Сформулируйте вывод об особенностях строения гриба мукор и дрожжей.
Лабораторная работа № 7
Строение зеленых водорослей
Цель: изучить строение зеленых водорослей
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, одноклеточная водоросль (хламидомонада, хлорелла), вода.
Ход работы
Поместите на предметное стекло микроскопа каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом.
Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду (тело грушевидной формы с заостренным передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы).
Оттяните часть воды из – под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.
Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.
Зарисуйте клетку и попишите названия её частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.
Сформулируйте вывод.
Лабораторная работа № 8.
Строение мха, папоротника, хвоща.
Цель: изучить строение мха, папоротника, хвоща.
Оборудование: гербарные экземпляры мха, папоротника, хвоща, микроскоп, лупа.
Ход работы
СТРОЕНИЕ МХА.
Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
Определите форму, расположение. Размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.
Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.
Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
Сравните строение мха со строением водоросли. В чём сходство и различие?
Запишите свои ответы на вопросы.
СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ХВОЩА
С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.
Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща?
Зарисуйте побеги хвоща.
СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ПАПОРОТНИКА
Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища: форму, размеры и окраску вай.
Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?
Сравните папоротника с мхами. Найдите признаки сходства и различия.
Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.
? Каковы черты сходства мха, папоротника, хвоща
Лабораторная работа № 9.
Строение хвои и шишек хвойных
Цель: изучить строение хвои и шишек хвойных.
Оборудование: хвоинки ели, пихты, лиственницы, шишки данных голосеменных растений.
Ход работы
Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.
Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.
Хвоинки длинные (до 5 – 7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе…… Сосна обыкновенная
Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку…………………….Ель
Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с оной стороны………………………………Пихта
Хвоинки светло – зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму………………………………..Лиственница
Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.
Название растения | Хвоя | Шишка | |||||
длина | окраска | расположение | размер | форма чешуек | плотность | ||
Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?
Лабораторная работа № 10.
Строение цветковых растений
Цель: изучить строение цветковых растений
Оборудование: цветковые растения (гербарные экземпляры), лупа ручная, карандаши, препаровальная игла.
ход работы
Вопросы для формирования вывода. — из каких органов состоит цветковое растение? — из чего состоит цветок? |
videouroki.net
Лабораторные работы по биологии 5 класс
Лабораторные работы. 5 класс
Лабораторная работа№1
Тема: Разнообразие отделов растений
Цель: формировать умение различать представителей царств, отделов растений и типов животных.
Оборудование и материалы: гербарные экземпляры представителей различных отделов царства Растения и живые растения.
Ход работы:
Рассмотрите гербарные экземпляры и живые растения.
Изучите рисунок 1.3 учебника.
Найдите и определите среди изучаемых образцов представителей отделов царства Растения. Заполните таблицу.
Представители отделов царства Растения
Отдел | Представители |
Зарисуйте по одному представителю каждого отдела и дайте названия рисункам.
Сделайте вывод о том, представители каких отделов имеют наиболее сложное строение.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 3 -5 баллов,
за выполнение задания №4-5 баллов,
за выполнение задания №5-1балл.
Итого 11 баллов.
5,5-7,5баллов — оценка «3»
8-9,5 баллов – оценка «4»
10-11 баллов — оценка «5»
Лабораторная работа№2
Тема: Экологические группы наземных растений по отношению к воде.
Цель: формировать умение устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и условиями обитания.
Оборудование и материалы: гербарные экземпляры и живые растения: влаголюбивые, растения, приспособленные к условиям умеренной влажности, сухолюбивые.
Ход работы:
Рассмотрите предложенные вам растения и найдите среди них влаголюбивые. Зарисуйте одно из растений, напишите его название. Объясните, по каким признакам вы определили влаголюбивые растения.
Определите растения, приспособленные к жизни в условиях умеренной влажности. Зарисуйте одно из растений, напишите его название. Объясните, по каким признакам вы определили растения, приспособленные к жизни в условиях умеренной влажности.
Установите, какие из растений являются сухолюбивыми. Зарисуйте одно из растений, напишите его название. Объясните, по каким признакам вы определили сухолюбивые растения.
Сделайте вывод о характерных особенностях влаголюбивых, сухолюбивых растений и растений, приспособленных к условиям умеренной влажности.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 — №3 по 2 балла,
за выполнение задания №4-1 балл.
Итого 7 баллов.
3,5-5 баллов — оценка «3»
5,5-6 баллов – оценка «4»
6,5-7 баллов — оценка «5»
Лабораторная работа№3
Тема: Устройство увеличительных приборов.
Цель: начать формировать умение работать с микроскопом.
Оборудование и материалы: лупа, микроскоп, кусочки мякоти плода (арбуза или помидора) и клубня вареного картофеля, готовый микропрепарат элодеи.
Ход работы:
Выясните, из каких частей состоит ручная лупа и каково их назначение. Ответ запишите.
Рассмотрите кусочки мякоти плода помидора или арбуза, клубня вареного картофеля с помощью лупы. Зарисуйте увиденное. Дайте названия рисункам.
Запишите указанные части микроскопа и их назначение. Рассчитайте увеличение вашего микроскопа.
Используя инструкцию, приведенную в учебнике, рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа элодеи. Зарисуйте то, что вы видите, дайте название рисунку.
Сделайте выводы:
-о назначении лупы и микроскопа
-о различии этих двух приборов.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 -1 балл,
за выполнение задания №2-№3 по 2 балла,
за выполнение задания №4-1 балл
за выполнение задания №5-2балла.
Итого 8 баллов.
4-6 баллов — оценка «3»
6,5-7 баллов – оценка «4»
7,5-8 баллов — оценка «5»
Лабораторная работа№4
Тема: Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Цель: начать формировать умение готовить временные микропрепараты.
Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная бумага, пинцет, пипетка, стакан с водой, фильтровальная бумага, луковица лука репчатого.
Ход работы:
Рассмотрите на рисунке последовательность приготовления микропрепарата кожицы чешуи лука репчатого. Дайте название каждому этапу работы и опишите его содержание.
Приготовьте самостоятельно микропрепарат кожицы чешуи лука согласно инструкции.
Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа. Зарисуйте продолговатые клетки кожицы. Дайте название рисунку.
Рассмотрите микропрепарат при большом увеличении микроскопа. Найдите в клетках кожицы чешуи лука оболочку, ядро, цитоплазму, вакуоль. Зарисуйте 2-3 клетки. Подпишите их части.
Сделайте вывод об отличиях увиденного при малом и большом увеличении микроскопа.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 — 4 балла,
за выполнение задания №2-1 балл,
за выполнение задания №3-№4- по 2 балла
за выполнение задания №5-1балл.
Итого 10 баллов.
5-7 баллов — оценка «3»
7,5-8,5 баллов – оценка «4»
9-10 баллов — оценка «5»
Лабораторная работа№5
Тема: Состав клеток растений.
Цель: выявить значение органических и неорганических веществ для клетки и организма в целом.
Оборудование и материалы: стакан с водой, пробирка, баночка с раствором йода, пипетка, спиртовка, спички, металлическая пластинка, держатель, фильтровальная бумага, семена подсолнечника, семена пшеницы или кусочки корней, листьев, стеблей, марлевые мешочки с кусочками теста.
Ход работы:
Промойте марлевый мешочек с тестом в стакане с водой до появления в нем тягучей клейкой массы. Запишите, что осталось после промывания. В стакан с водой, в котором промывали тесто, добавьте 2-3 капли йода. Запишите свои наблюдения. Объясните причину наблюдаемого явления.
Положите на фильтровальную бумагу семена подсолнечника и раздавите их. Запишите свои наблюдения. Объясните причину наблюдаемого явления.
Положите в пробирку несколько семян пшеницы или кусочки стебля, корня, листьев и нагревайте на слабом огне. Обратите внимание на появление капелек на внутренней стороне пробирки. Объясните причину наблюдаемого явления.
Сожгите кусочки растения на металлической пластинке. Обратите внимание на вещества, образовавшиеся после сжигания. Назовите их. Объясните причину наблюдаемого явления.
Заполните таблицу «Состав клеток растений»
Органические вещества | Неорганические вещества |
Сделайте вывод о составе клеток растений
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 -№6 по 1 баллу.
Итого 6 баллов.
3- 4 балла — оценка «3»
4,5-5 баллов – оценка «4»
5,5-6 баллов — оценка «5»
Лабораторная работа№6
Тема: Строение клетки листа элодеи.
Цель: развивать умение работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, препаровальная игла, пинцет, стакан с водой, фильтровальная бумага, побеги элодеи.
Ход работы:
Приготовьте микропрепарат листа элодеи согласно инструкции, рассмотрите при малом увеличении микроскопа, зарисуйте увиденное.
Рассмотрите микропрепарат листа элодеи при большом увеличении микроскопа, зарисуйте 2-3 клетки листа, подпишите их части.
3.На основе наблюдений заполните таблицу «Строение растительной клетки», отмечая наличие органоида знаком « +»
Органоид | наличие |
Ядро | |
Клеточная оболочка | |
Цитоплазма | |
Вакуоль | |
Хлоропласты |
Сделайте вывод о строении растительной клетки листа элодеи.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 — 2 балла,
за выполнение задания №2-2 балла,
за выполнение задания №3- 1 балл
за выполнение задания №4-1балл.
Итого 6 баллов.
3- 4 балла — оценка «3»
4,5-5 баллов – оценка «4»
5,5-6 баллов — оценка «5»
Лабораторная работа№7
Тема: Строение животной клетки.
Цель: развивать умение работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, препаровальная игла, пинцет, стакан с водой, вата, поваренная соль, фильтровальная бумага, пробирка с культурой инфузории туфельки,
Ход работы:
Наберите пипеткой каплю воды с простейшими и нанесите ее на предметное стекло. Для замедления движения инфузорий положите немного волокон ваты. Накройте препарат покровным стеклом. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа форму тела инфузории и особенности ее движения. Запишите свои наблюдения.
Рассмотрите микропрепарат при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте строение инфузории туфельки, подпишите части клетки.
Поместите на предметное стекло микропрепарата каплю чистой воды и положите в нее кристаллик соли. Соедините водным мостиком с каплей, в которой находятся инфузории. Рассмотрите препарат под микроскопом. Запишите свои наблюдения. Объясните происходящее явление.
Сравните строение растительной и животной клеток, заполните таблицу, отмечая наличие органоида знаком «+»
Части клетки
Растительная клетка
Животная клетка
Клеточная оболочка
Мембрана
Цитоплазма
Ядро
Вакуоль
Пластиды
Органоиды движения
Сделайте вывод об особенностях строения животной и растительной клетки.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 — №4 по 2 балла,
за выполнение задания №5 -1 балл.
Итого 9 баллов.
4,5 – 6,5 баллов — оценка «3»
7-7,5 баллов – оценка «4»
8-9 баллов — оценка «5»
Лабораторная работа№8
Тема: Строение покровной и фотосинтезирующей ткани растений.
Цель: развивать умение работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, препаровальная игла, пинцет, стакан с водой, фильтровальная бумага, листья традесканции, готовый микропрепарат «Лист камелии. Поперечный срез».
Ход работы:
Срежьте кусочек кожицы с нижней поверхности листа традесканции и рассмотрите его на свет. Убедитесь, что кожица прозрачная.
Положите кусочек кожицы на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом.
Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении.
Зарисуйте увиденное.
Найдите на микропрепарате устьица. Рассмотрите и зарисуйте их строение. Дайте название рисунку.
Рассмотрите микропрепарат «Лист камелии. Поперечный срез». Найдите под слоем клеток кожицы клетки фотосинтезирующей ткани. Зарисуйте 2-3 клетки фотосинтезирующей ткани листа.
Найдите в клетках фотосинтезирующей ткани зеленые овальные тельца-хлоропласты. Напишите, какова их функция.
На микропрепарате найдите участок ткани с большими межклетниками. Опишите их значение.
Сделайте выводы об особенностях строения покровной и фотосинтезирующей ткани. Как взаимосвязано строение ткани и их функции?
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 — №6 по 2 балла.
Итого 12 баллов.
6- 8,5 балла — оценка «3»
9-10 баллов – оценка «4»
10,5-12 баллов — оценка «5»
Лабораторная работа№9
Тема: Строение соединительных тканей животных.
Цель: формировать знания о характерных особенностях тканей животных в ходе лабораторной работы.
Оборудование и материалы: микроскоп, готовые препараты «Кость в поперечном разрезе», «Кровь лягушки», «Кровь человека», «Жировая ткань»
Ход работы:
Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты «Кость в поперечном разрезе». Зарисуйте несколько клеток костной ткани. Дайте название рисунку.
Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты «Кровь лягушки», «Кровь человека». Зарисуйте несколько клеток крови человека и лягушки. Дайте название рисунку.
Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты «Жировая ткань»
Зарисуйте несколько клеток жировой ткани с межклеточным веществом.
Заполните таблицу «Функции соединительной ткани»
Вид соединительной ткани
Выполняемая функция
Кровь
Жировая ткань
Костная ткань
Сделайте вывод о взаимосвязи между строением клеток и функциями разных видов соединительной ткани.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 — №5 по 2 балла,
Итого 10 баллов.
5-7 баллов — оценка «3»
7,5-8,5 баллов – оценка «4»
9-10 баллов — оценка «5»
Лабораторная работа№10
Тема: Строение мышечных и нервной ткани животных.
Цель: развивать умение устанавливать взаимосвязь строения и функций, работать с различными информационными ресурсами, в том числе и с микропрепаратами.
Оборудование и материалы: микроскоп, готовые микропрепараты «Гладкая мышечная ткань», «Поперечно-полосатая мышечная ткань», «Нервные клетки».
Ход работы:
1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани. Зарисуйте 3-4 клетки мышечных тканей.
2. На основе наблюдений заполните таблицу «Виды мышечной ткани»
Виды мышечной ткани | |
Сходство в строении | Различия в строении |
3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат нервной ткани. Зарисуйте участок нервной ткани. Подпишите части нервной клетки.
4. Сделайте вывод о взаимосвязи между строением и функциями мышечных и нервной тканей.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 — 2 балла,
за выполнение задания №2-2 балла,
за выполнение задания №3- 1 балл
за выполнение задания №4-2балла.
Итого 7 баллов.
3,5-5 баллов — оценка «3»
5,5-6 баллов – оценка «4»
6,5-7 баллов — оценка «5»
multiurok.ru
Практические и лабораторные работы по биологии для 5-9 классов (УМК Сонин Н.И.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований»
Цель работы: Познакомиться с оборудованием и техникой безопасности при работе.
Оборудование: плакат по технике безопасности, лабораторное оборудование, лабораторная посуда
Инструктивная карточка:
1) Зарисовать выданное вам оборудование и подписать.
2) Допишите недостающие слова:
При работе со штативом следует чётко уяснить, какой винт нужно ……… при передвижении зажима или кольца по стержню штатива.
При работе со спиртовкой следует строго выполнять следующее правило: зажигать фитиль можно только …….. или ……….., гасить пламя — с помощью ……….
Пробирку в зажиме штатива следует закрепить так, чтобы она ……….., но и при нагревании ……….
При нагревании веществ в пробирке следует держать её отверстием в ………. от ….. и от ……., чтобы не травмировать людей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
по теме: «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд»
ЦЕЛЬ: 1. научиться одному из методов изучения природы — наблюдению.
2. учиться умения анализировать и делать выводы.
ОБОРУДОВАНИЕ: рабочая тетрадь, авторучка, линейка, карандаш, ластик, бинокль.
Инструктивная карточка:
1. Вести наблюдение за Солнцем и звездами в течение четырех дней.
2. Занести данные наблюдений в таблицу.
3. Проанализировать данные таблица и сделать вывод.
Дата | Состояние | Время восхода Солнца | Время захода Солнца | Состояние | Время появления |
небосвода | небосвода | первых звезд | |||
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
по теме: «Работа с подвижной картой звездного неба»
Цель: научиться работать с картой звездного неба. Найти на карте созвездия Малой и Большой Медведицы и определить стороны горизонта.
Оборудование: подвижная карта звездного неба
Инструктивная карточка:
1) Найдите на карте звездного неба ковш Большой Медведицы. Напишите сколько звёзд образуют ковш.
2) Найдите полярную звезду, указывающую на север. Для этого проведите линию, как показано на рисунке определив по полярной звезде направление на север, найдите другие стороны горизонта и подпишите.
3) Сравнив с картой звезд, нарисуйте Малую Медведицу так, как она располагается относительно ковшу Большой Медведицы.
4) Найдите на карте звёздного неба созвездия Кассиопея, Цефея и Рыбы. Зарисуйте их и напишите, сколько звёзд образуют эти созвездия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
по теме: «Описание и сравнение признаков 2-3 веществ»
ЦЕЛЬ: Научиться описывать и сравнивать свойства веществ.
ОБОРУДОВАНИЕ: железо, сера, 2 стакана с водой, стеклянная палочка, магнит.
Инструктивная карточка:
1. Рассмотрите вещества, заполните таблицу:
Признаки | Название вещества № 1 | Название вещества № 2 | Что общего и чем отличаются предложенные вещества |
1. В каком агрегатном состоянии — газообразном, жидком или твердом находится предложенное вещество. | |||
2. Какого цвета вещество? | |||
3. Имеет ли оно блеск? | |||
4. Имеет ли вещество запах? | |||
5. Растворяется ли вещество в воде? | |||
6. Притягивается вещество магнитом или нет? |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
по теме: «Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений»
Цель: Познакомиться с химическими реакциями и физическими явлениями.
Оборудование: свеча, предметное стекло, горячая и холодная вода, сахар, бумага, ручка
Инструктивная карточка:
Начертите таблицу и данные наблюдений запишите.
Что делали? | Что наблюдали? | Вывод. | Какое явление |
1) С учителем. Зажгите свечу и в зону пламени внести предметное стекло. Что наблюдали?
Вывод: В состав свечи входит углерод, который при сгорании образует сажу.
2) Налейте в один стакан горячей воды в другой холодной. Насыпьте по 1 ложке сахара (или соли) и размешайте. Что наблюдали?
Вывод: От чего зависит время растворения сахара?
3) Бросьте листок бумаги и ручку на пол с одинаковой высоты. Что вы наблюдали?
Вывод: От чего зависит скорость падения?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
по теме: «Работа с физической картой мира и контурной картой (подписать материки, крупные острова, архипелаги)»
Задание №1 .Найдите на физической карте полушарий материки, нанесите их на контурную карту, подпишите названия.
Задание № 2. Найдите на физической карте полушарий крупные острова и архипелаги, нанесите их на контурную карту, подпишите названия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
по теме: «Измерение температуры воздуха, направления, скорости ветра»
Цель: Научиться вести наблюдения за погодой.
Оборудование: термометр, тетрадь, ручка, флюгер.
Инструктивная карточка:
Ежедневно в течении недели понаблюдайте за погодой, измеряйте температуру воздуха. Результаты измерений и наблюдений внесите в таблицу.
Дата | Температура | Облачность | Осадки | Ветер |
Температуру воздуха измеряйте в одно и тоже время.
В графе «Облачность» отмечайте:
В графе «Осадки» отмечайте:
Ветер обозначайте стрелкой в графе «Ветер». Если ветра нет, стрелку не ставьте.
По результатам наблюдения сравните погоду в разные дни недели.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8
по теме: «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»
Цель: выяснить, как влияет погода и погодные явления на самочувствие, и здоровье людей.
Оборудование: атласы географических карт для 5 класса.
Инструктивная карточка:
№ | Задания | Ответы |
1. | Почему люди, приехавшие работать и жить на север из средней полосы России, вынуждены иногда вернуться обратно? | |
2. | С какой целью метеослужба предупреждает население: «Осторожно, гололёд!»? | |
3. | Чем опасны сильные ветра? | |
4. | Как вы понимаете выражение: «У природы нет плохой погоды, есть неправильно выбранная одежда».? | |
5. | Что бы вы посоветовали метеозависимому человеку? |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
по теме: «Работа с контурной картой (подписать моря, омывающие Россию, крупнейшие реки)»
Задание №1 .Найдите на физической карте полушарий океаны и моря, которые омывают материк Евразия, нанесите их на контурную карту, подпишите названия.
Задание № 2. Найдите на физической карте России крупнейшие реки, нанесите их на контурную карту, подпишите названия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
по теме: «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян»
Цель: Определить, какие условия благоприятны для прорастания семян.
Оборудование: чашки Петри, семена, тряпочки
1) Возьмите три ёмкости и приготовьте семена растений (огурцов, фасоли, или пшеницы).
2) В первую ёмкость положите семена, прикрытые влажной тряпочкой, и поставьте в тёплое светлое место.
Во вторую ёмкость положите семена, прикрытые влажной тряпочкой, и поставьте в холодное светлое место.
В третью емкость положите семена, прикрытые влажной тряпочкой, и поставьте в теплое темное место.
В третью емкость положите семена, прикрытые влажной тряпочкой, и поставьте в теплое темное место.
В четвертую ёмкость положите сухие семена и поставьте в тёплое место.
3) Наблюдайте за прорастанием семян и свои наблюдения запишите:
Варианты опыта | Условия опыта | Результаты опыта | ||
1 вариант | Семена смочены водой | Находятся в тёплом светлом месте | ||
2 вариант | Семена смочены водой | Находятся в холодном светлом месте | ||
3 вариант | Семена смочены водой | Находятся в тёплом темном месте | ||
4 вариант | Семена сухие | Находятся в теплом светлом месте |
Время проведения опыта: с _________ до _____________
Количество и название семян: ____________________________________
Вывод: Какие условия наиболее благоприятные для прорастания семян
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11
по теме: «Примеры приспособленности организмов к среде обитания»
Цель: Выяснить, как приспособились живые организмы к жизни в той или иной среде обитания.
Инструктивная карточка:
1) Рассмотрите растение – одуванчик. Зарисуйте его. Напишите, как одуванчик приспособился к наземно-воздушной среде.
2) Рассмотрите в учебнике внешнее строение рыбы. Зарисуйте её.
Напишите, какие приспособления имеет рыба для жизни в воде?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12
по теме: «Определение растений и животных с использованием разных источников информации»
Цель: научиться узнавать (определять) наиболее распространённые растения и животных Нижегородской области.
Оборудование: чучела птиц, гербарий, иллюстрации растений и животных, муляжи грибов.
№ п/п | Задания | Ответы |
1. | Перед вами муляжи грибов. Запишите названия грибов в два столбца: — съедобные — ядовитые. | |
2. | Игра «Кто лишний?» (На доске прикреплены красочные картинки жуков, у каждого жука свой номер). — под каким номером изображён жук, который является вредителем с/х культур; — как называется этот жук? — какой культуре он приносит вред? | |
3. | Рассмотрите растения в гербариях. Определите, к каким группам они относятся? |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13
по теме: «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»
Цель: выяснить основные экологические проблемы Нижегородской области и доступные пути их решения на данном этапе.
Оборудование: рабочая тетрадь, авторучка, карандаш, линейка.
Задание: Заполни таблицу.
№ п/п | Экологическая проблема | Пути решения |
1. | Тепловое загрязнение. | |
2. | Вырубка лесов. | |
3. | Загрязнение вод. | |
4. | Охота. | |
5. | Парниковый эффект (потепление климата) |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14
по теме: «Измерение массы и роста тела»
ЦЕЛЬ: освоить на практике пользование ростомером и медицинскими весами для измерения своего роста и своего веса.
ОБОРУДОВАНИЕ: Ростомер, медицинские весы (работа проводится на базе школьного
медицинского кабинета)
Задание:
| Цена деления = ____________г. |
Если равновесие нет, то сдвинь большую гирю вправо — в сторону больших, значений. | |
не получишь равновесие. Запиши полученный результат: | 1. Большая гиря показывает __________кг 2. Малая показывает _________г Значит мой вес _______кг ____г |
5. Встань спиной к ростомеру. Плотно прижми пятки к линейке, распрями плечи. Опусти планку до касания головы. Зафиксируй результат в тетрадь. | Мой рост |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15
по теме: «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»
ЦЕЛЬ: отработать навыки оказания первой медицинской помощи.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки «Виды ран», «Типы повязок», бинт, зеленка, йод, перекись водорода.
1. Определите тип ранения по виду раны. | 1. | ||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
2. Укажите, с какой целью используют данные повязки: | Укрепляющие | Давящие | Фиксирующие |
3. Выберите необходимый перевязочный материал для наложения круговой повязки, если: вид раны — колотая область ранения — кисть | |||
4. Наложите повязку на область предплечья. |
multiurok.ru
Лабораторные работы по биологии для 5-6 классов
5-6 классы
Лабораторная работа №1
Тема: «Определение состава семян подсолнечника»
Цель: познакомить учащихся с химическими веществами клетки, её органическими веществами; раскрыть разнообразие органических веществ и их роль в жизнедеятельности клеток.
Оборудование: семена подсолнечника, плоды грецкого ореха, лист белой бумаги.
Ход работы:
1.Очистить плоды и семена от твердых оболочек.
2. Нанести их на лист белой бумаги и надавить рукой.
3.Объяснить появление жирного пятна на листе белой бумаги.
4.Сделать выводы о составе семян растений.
Лабораторная работа №2
Тема: «Строение растительной клетки»
Цель: раскрыть особенности строения растительной клетки, её разнообразие и функции; формировать умение работать с микроскопом, рисунками учебника.
Оборудование: микроскопы, предметные стекла, пипетки, лук, растение элодея, таблицы по теме работы.
Ход работы:
1.Приготовить микропрепарат листа элодеи и кожицы лука.
2.Рассмотреть приготовленные микропрепараты под микроскопом.
3.Зарисовать растительную клетку, подписать органоиды клетки.
4.Назвать виды пластид в растительной клетке.
5. Сделать вывод о строении растительной клетки.
Лабораторная работа №3
Тема: «Ткани растений»
Цель: сформировать представления о тканях, показать особенности строения, функции тканей, продолжить формирование умений работать с микроскопом.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты «типы тканей растений»
Таблица «Внутреннее строение листа»
Ход работы:
1.Рассмотреть готовые микропрепараты различных тканей растений.
2.Зарисовать увиденные типы тканей (покровную, основную).
3.Подписать название клеток этих тканей.
4.Сделать выводы о разнообразии тканей растений; о связи строения и функций различных тканей.
Лабораторная работа №4
Тема: «Ткани животных»
Цель: показать разнообразие тканей животных, формировать умения работать с микроскопом, сравнивать, работать с рисунками учебника
Оборудование: микроскопы, микропрепараты,
рисунки учебника
Ход работы:
1.Привести микроскопы в рабочее положение.
2.Положить готовый микропрепарат на предметный столик.
3.Рассмотреть клетки тканей, зарисовать их, обратить внимание на особенности строения.
4.Сделать выводы о связи строения и функции тканей животных, а также об их многообразии.
Лабораторная работа №5
Тема: «Вегетативное размножение комнатных растений»
Цель: сформировать умения размножать комнатные растения с помощью вегетативных органов.
Оборудование: комнатные растения, таблицы «Вегетативное размножение растений»
Ход работы:
1.Взять лист фиалки, побег традесканции, луковицу тюльпана.
2. Посадить растения в приготовленную посуду (горшок) с почвой.
3. Наблюдать за ростом и развитием нового растения, ухаживать за ним.
4. Сделать вывод о значении вегетативного размножения в жизни растений.
Лабораторная работа №6
Тема: «Размножение растений семенами»
Цель: сформировать умения размножать растения с помощью семян, умения ухаживать за прорастающим растением.
Оборудование: семена гороха, фасоли, ящики с подготовленной почвой.
Ход работы
1.Записать условия прорастания семян.
2. Посеять семена в подготовленную почву, исходя из их размера.
3. Наблюдать за появлением и развитием проростков фасоли, гороха.
4.Сделать вывод о преимуществе полового размножения растений по сравнению с бесполым.
infourok.ru
Лабораторные работы 5-6 класс — биология, прочее
Лабораторная работа № 1
Устройство увеличительных приборов
Цель: изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними.
Оборудование: лупа, микроскоп, плоды томата, арбуза, яблока.
Ход работы
Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений
1.Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?
2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?
3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?
Устройство микроскопа и приемы работы с ним.
Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
Порядок работы с микроскопом.
Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет.
Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
Пользуясь винтами, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата.
В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
После работы микроскоп уберите в футляр.
Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
Лабораторная работа № 2
Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом
(строение клеток кожицы лука)
Цель: изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.
Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.
Ход работы
Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.
При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.
Окрасьте препарат раствором йода. Ля этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Лабораторная работа № 3
Приготовление микропрепаратов и рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника.
Цель: приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата и шиповника под микроскопом.
Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата и шиповника
Ход работы
Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.
Зарисуйте строение клетки листа элодеи.
Приготовьте препараты клеток плодов томата, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид.
Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?
Лабораторная работа № 2
Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом
(строение клеток кожицы лука)
Цель: изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.
Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.
Ход работы
Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.
При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.
Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Лабораторная работа № 4
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи
Цель: приготовить микропрепарат листа элодеи и рассмотреть под микроскопом движение цитоплазмы в нём.
Оборудование: свежесрезанный лист элодеи, микроскоп, препаровальная игла, вода, предметное и покровное стекла.
Ход работы
Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.
Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы.
Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.
Сформулируйте вывод.
Лабораторная работа № 5
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей
Цель: рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей.
Оборудование: микропрепараты различных растительных тканей, микроскоп.
Ход работы
Настройте микроскоп.
Под микроскопом рассмотрите готовые микропрепараты различных растительных тканей.
Отметьте особенности строения их клеток.
Прочтите П. 10.
По результатам изучения микропрепаратов и текста параграф заполните таблицу.
Название ткани | Выполняемая функция | Особенности строения клеток |
Лабораторная работа № 6.
Особенности строения мукор и дрожжей
Цель: вырастить плесневый гриб мукор и дрожжи, изучить их строение.
Оборудование: хлеб, тарелка, микроскоп, тёплая вода, пипетка, предметное стекло, покровное стеклышко, влажный песок.
Условия проведения опыта: тепло, влажность.
Ход работы
Плесневый гриб мукор
Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок , состоящий из мелких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.
Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.
Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.
Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.
Строение дрожжей
Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1 – 2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло.
Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рис. 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки.
Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.
На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.
Сформулируйте вывод об особенностях строения гриба мукор и дрожжей.
Лабораторная работа № 7
Строение зеленых водорослей
Цель: изучить строение зеленых водорослей
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, одноклеточная водоросль (хламидомонада, хлорелла), вода.
Ход работы
Поместите на предметное стекло микроскопа каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом.
Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду (тело грушевидной формы с заостренным передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы).
Оттяните часть воды из – под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.
Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.
Зарисуйте клетку и попишите названия её частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.
Сформулируйте вывод.
Лабораторная работа № 8.
Строение мха, папоротника, хвоща.
Цель: изучить строение мха, папоротника, хвоща.
Оборудование: гербарные экземпляры мха, папоротника, хвоща, микроскоп, лупа.
Ход работы
СТРОЕНИЕ МХА.
Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
Определите форму, расположение. Размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.
Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.
Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
Сравните строение мха со строением водоросли. В чём сходство и различие?
Запишите свои ответы на вопросы.
СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ХВОЩА
С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.
Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща?
Зарисуйте побеги хвоща.
СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ПАПОРОТНИКА
Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища: форму, размеры и окраску вай.
Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?
Сравните папоротника с мхами. Найдите признаки сходства и различия.
Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.
? Каковы черты сходства мха, папоротника, хвоща
Лабораторная работа № 9.
Строение хвои и шишек хвойных
Цель: изучить строение хвои и шишек хвойных.
Оборудование: хвоинки ели, пихты, лиственницы, шишки данных голосеменных растений.
Ход работы
Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.
Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.
Хвоинки длинные (до 5 – 7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе…… Сосна обыкновенная
Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку…………………….Ель
Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с оной стороны………………………………Пихта
Хвоинки светло – зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму………………………………..Лиственница
Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.
Название растения | Хвоя | Шишка | |||||
длина | окраска | расположение | размер | форма чешуек | плотность | ||
Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?
Лабораторная работа № 10.
Строение цветковых растений
Цель: изучить строение цветковых растений
Оборудование: цветковые растения (гербарные экземпляры), лупа ручная, карандаши, препаровальная игла.
ход работы
Вопросы для формирования вывода. — из каких органов состоит цветковое растение? — из чего состоит цветок? |
kopilkaurokov.ru