Разное

Физика гуревич класс 6 – Физика, химия, 5-6 класс, Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С., 2011

ГДЗ рабочая тетрадь по физике 6 класс Гуревич, Краснов



ГДЗ и решебники.




  • 1 класс

    • Английский язык
    • Информатика
    • Литература
    • Математика
    • Окружающий мир
    • Русский язык

  • 2 класс

    • Английский язык
    • Информатика
    • История
    • Литература
    • Математика
    • Немецкий язык
    • Окружающий мир
    • Русский язык

  • 3 класс

    • Английский язык
    • Информатика
    • История
    • Литература
    • Математика
    • Окружающий мир
    • Русский язык

  • 4 класс

    • Английский язык
    • Информатика
    • История
    • Литература
    • Математика
    • Немецкий язык
    • Окружающий мир
    • Русский язык

  • 5 класс

    • Английский язык
    • Биология
    • География
    • Информатика
    • История
    • Математика
    • Немецкий язык
    • Обществознание
    • Окружающий мир
    • Русский язык
    • Физика

  • 6 класс

    • Английский язык
    • Биология
    • География
    • Информатика
    • История
    • Математика
    • Немецкий язык
    • Обществознание
    • Русский язык
    • Физика
    • Химия

  • 7 класс

    • Алгебра
    • Английский язык
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • Информатика
    • История
    • Литература
    • Немецкий язык
    • Обществознание
    • Русский язык
    • Физика
    • Химия

  • 8 класс

    • Алгебра
    • Английский язык
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • Информатика
    • История
    • Литература
    • Немецкий язык
    • Обществознание
    • Русский язык
    • Физика
    • Химия

  • 9 класс

    • Алгебра
    • Английский язык
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • История
    • Литература
    • Немецкий язык
    • Обществознание
    • Русский язык
    • Физика
    • Химия

  • 10 класс

    • Алгебра
    • Английский язык
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • Немецкий язык
    • Русский язык
    • Физика
    • Химия

  • 11 класс

    • Алгебра
    • Английский язык
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • Немецкий язык
    • Русский язык
    • Физика
    • Химия

torgu.net

ГДЗ Физика рабочая тетрадь 6 класс А.Е. Гуревич, М.В. Краснов

    • 1 класс

      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
    • 2 класс

      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Технология
    • 3 класс

      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Испанский язык
    • 4 класс

      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык

gdz-putina.org

Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 классы [PDF]

М.: Дрофа, 2011. — 192 с.

Концептуально курс 5-9 классов разбит на две ступени. Первую ступень составляет интегрированный пропедевтический курс физики и химии 5-6 классов. Изучив этот курс, ученики получат представление о некоторых законах физики и начала химии, смогут объяснить с научной точки зрения основные природные явления, научатся обращаться с простейшими техническими устройствами.

Оглавление:Дорогие ребята!
Введение.
Природа.
Человек преобразует природу.
Тела и вещества.
Что изучает физика.
Что изучает химия.
Научный метод.
Лабораторное оборудование.
Измерительные приборы.
Измерения.
Лабораторная работа № 1 «Определение размеров физического тела».
Лабораторная работа № 2 «Измерение объема жидкости».
Лабораторная работа № 3 «Измерение объема твердого тела».
Тело и вещество.
Форма, объем, цвет, запах.
Лабораторная работа № 4 «Сравнение характеристик физических тел».
Состояния вещества.
Лабораторная работа № 5 «Наблюдение различных состояний вещества».
Масса.
Правила измерения массы тела с помощью рычажных весов.
Лабораторная работа W 6 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Температура.
Лабораторная работа № 7 «Измерение температуры воды и воздуха».
Строение вещества.
Лабораторная работа № 8 «Наблюдение делимости вещества».
Движение частиц вещества.
Лабораторная работа № 9 «Наблюдение явления диффузии».
Взаимодействие частиц вещества.
Лабораторная работа № 10 «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ».
Частицы вещества и состояния вещества.
Строение атома.
Химические элементы.
Вещества простые и сложные.
Кислород.
Лабораторная работа № 11 «Наблюдение горения».
Водород.
Вода.
Раствор и взвесь.
Лабораторная работа № 12 «Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием».
Лабораторная работа № 13 «Измерение плотности вещества».
Взаимодействие тел.
К чему приводит действие одного тела на другое?
Сила.
Действие рождает противодействие.
Всемирное тяготение.
Деформация — изменение формы.
Сила упругости.
Лабораторная работа № 14 «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.
Условие равновесия тел.
Измерение силы.
Лабораторная работа № 15 «Измерение силы».
Трение.
Лабораторная работа № 16 «Измерение силы трения».
Электрические силы.
Лабораторная работа № 17 «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел».
Магнитное взаимодействие.
Лабораторная работа № 18 «Наблюдение магнитного взаимодействия».
Давление.
Лабораторная работа № 19 «Определение давления тела на опору».
Давление в жидкостях и газах.
Давление на глубине.
Сообщающиеся сосуды.
Действие жидкостей на погруженное в них тело.
Лабораторная работа № 20 «Измерение выталкивающей силы».
Лабораторная работа № 21 «От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила?».
Лабораторная работа № 22 «Выяснение условия плавания тел».
Физические и химические явления.
Механические явления.
Механическое движение.
Путь и время.
Скорость.
Лабораторная работа № 23 «Вычисление скорости движения бруска».
Задачи.
Всегда ли движущееся тело движется?
Лабораторная работа № 24 «Наблюдение относительности движения».
Относительность механического движения.
Звук.
Лабораторная работа № 25 «Наблюдение источников звука».
Распространение звука.
Тепловые явления.
Тепловое расширение.
Лабораторная работа № 26 «Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении».
Плавление и отвердевание.
Лабораторная работа № 27 «Отливка игрушечного солдатика».
Лабораторная работа № 28 «Нагревание стеклянной трубки».
Лабораторная работа ЛГ° 29 «Наблюдение за плавлением снега».
Испарение и конденсация.
Лабораторная работа № 30 «От чего зависит скорость испарения жидкости».
Лабораторная работа № 31 «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении».
Теплопередача.
Лабораторная работа № 32 «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха».
Электромагнитные явления.
Электрический ток.
Источники тока. Напряжение.
Сила тока.
Проводники и диэлектрики.
Электрические цепи.
Последовательное и параллельное соединения.
Лабораторная работа № 33 «Последовательное соединение».
Лабораторная работа № 34 «Параллельное соединение».
Тепловое действие тока ЮО.
Лабораторная работа № 35 «Наблюдение теплового действия тока».
Магнитное действие тока.
Лабораторная работа № 36 «Наблюдение магнитного действия тока 10i.
Действие магнита на ток.
Лабораторная работа № 37 «Действие на проводник с током».
Химическое действие тока ЮЗ.
Лабораторная работа № 38 «Наблюдение химического действия тока».
Световые явления.
Источники света.
Свет и тень.
Лабораторная работа № 39 «Свет и тень».
Лабораторная работа № 40 «Изготовление камеры-обскуры».
Отражение света.
Лабораторная работа № 41 «Отражение света зеркалом».
Зеркала и их применение.
Преломление света.
Лабораторная работа № 42 «Наблюдение за преломлением света».
Линза.
Лабораторная работа № 43 «Наблюдение изображений в линзе».
Оптические приборы.
Глаз и очки.
Цвет.
Химические явления.
Химические реакции.
Лабораторная работа № 44 «Наблюдение физических и химических явлений».
Закон сохранения массы.
Вспомните!
Реакции соединения и разложения.
Оксиды.
Кислоты.
Основания.
Лабораторная работа № 45 «Действие кислот и оснований на индикаторы».
Соли.
Углеводы.
Жиры.
Белки.
Углеводы, жиры, белки.
Крахмал.
Лабораторная работа № 46 Распознавание крахмала».
Природный газ и нефть.
Человек и природа.
Земля — планета Солнечной системы.
Древняя наука — астрономия.
В мире звезд.
Названия созвездии.
Карта звездного неба.
Лабораторная работа № 47 «Изготовление астролябии и определение с ее помощью высоты звезд».
Солнце.
Луна — естественный спутник Земли.
Космические исследования.
Земля — место обитания человека.
Литосфера, мантия, ядро.
Гидросфера.
Исследования морских глубин.
Из истории судостроения.
Атмосфера.
Барометры.
Влажность.
Гигрометр и психрометр.
Атмосферные явления.
Из истории развития авиации.
Воздухоплавание.
Человек дополняет природу.
Механизмы.
Лабораторная работа № 48 «Изучение действия рычага».
Лабораторная работа № 49 «Изучение действия простых механизмов».
Механическая работа.
Лабораторная работа № 50 «Вычисление механической работы».
Энергия.
От чего зависит энергия.
Источники энергии.
Тепловые двигатели.
Двигатель внутреннего сгорания.
Электростанции.
Автоматика в нашей жизни.
Микрофон и громкоговоритель.
Радио и телевидение.
Наука сегодня.
Материалы для современной техники.
Искусственные кристаллы.
Полимеры.
Лабораторная работа № 51 «Изменение свойств полиэтилена при нагревании».
Химические волокна.
Лабораторная работа № 52 «Распознавание природных и химических волокон».
Каучук и резина.
Загрязнение окружающей среды.
Наука и безопасность людей.
Контроль за состоянием атмосферы.
Экономия ресурсов.
Использование новых технологий.
До свидания.

www.twirpx.com

ГДЗ по физике-химии 6 класс рабочая тетрадь Гуревич, Краснов, Нотов



ГДЗ по физике-химии 6 класс рабочая тетрадь Гуревич, Краснов, Нотов

  • 1 класс
    • Математика
    • Окружающий мир
    • Русский язык
    • Литература
    • Информатика
  • 2 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Математика
    • Информатика
    • Окружающий мир
    • Литература
    • Технология
  • 3 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Математика
    • Информатика
    • Окружающий мир
    • Литература
  • 4 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Математика
    • Окружающий мир
    • Информатика
    • Литература
  • 5 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Математика
    • Физика | Химия
    • Биология
    • История
    • Информатика
    • География
    • Технология
    • Литература
    • Обществознание
    • ОБЖ
  • 6 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Математика
    • Физика | Химия
    • Биология
    • История
    • Информатика
    • География
    • Технология
    • Литература
    • Обществознание
    • ОБЖ
  • 7 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Алгебра
    • Геометрия
    • Физика
    • Химия
    • Биология
    • История
    • Информатика
    • География
    • Технология
    • Литература
    • Обществознание
    • ОБЖ
  • 8 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Алгебра
    • Геометрия
    • Физика
    • Химия
    • Биология
    • История
    • Информатика
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • ОБЖ
  • 9 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Алгебра
    • Геометрия
    • Физика
    • Химия
    • Биология
    • История
    • Информатика
    • География
    • Обществознание
    • ОБЖ
    • Литература
  • 10 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Алгебра
    • Геометрия
    • Физика
    • Химия
    • Биология
    • Информатика
    • География
    • Обществознание
  • 11 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Алгебра
    • Геометрия

rugdz.com

Программа пропедевтического курса «Физика. Химия. 5-6 класс». Автор: А.Е. Гуревич

Программа

Учебник А.Е.Гуревича, Д.А.Исаева, Л.С.Понтак «Физика и химия. 5–6 классы»

Изучение данного курса должно способствовать развитию мышления учащихся, повышать их интерес к предмету, готовить к углубленному восприятию материала на второй ступени обучения. Оно позволяет решить ряд практических задач: первоначально ознакомить учащихся с теми физическими и химическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире; привить интерес к изучению физики и химии; подготовить учеников к систематическому изучению этих курсов.

Введение физики и химии на ранней стадии обучения – в 5–6-м классах – требует изменения как формы изложения учебного материала в учебнике, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в процессе преподавания должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.

5-й класс (68 ч: 2 ч в неделю, резерв 6 ч)

Введение (6 ч)

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Физика и химия – науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок). Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Лабораторные работы

  • Знакомство с лабораторным оборудованием.

  • Знакомство с измерительными приборами.

  • Определение размеров физического тела.

  • Измерение объема жидкости и емкости сосуда с помощью мензурки.

  • Измерение объема твердого тела.

Тела и вещества (22 ч)

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества.

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.

Температура. Термометры.

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.

Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.

Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).

Кислород. Горение в кислороде.

Фотосинтез.

Водород.

Растворы и взвеси.

Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.

Воздух – смесь газов.

Плотность вещества.

Лабораторные работы

  • Наблюдения тел и веществ.

  • Сравнение физических тел по их характеристикам.

  • Наблюдение воды в различных состояниях.

  • Измерение массы с помощью рычажных весов.

  • Определение плотности вещества.

  • Наблюдение делимости вещества.

  • Наблюдение явления диффузии.

  • Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ.

  • Знакомство с химическими элементами при помощи периодической системы Менделеева.

  • Наблюдение горения в кислороде.

  • Приготовление раствора с определенной массовой долей поваренной соли.

  • Разделение фильтрованием растворимых и нерастворимых в воде веществ.

  • Обнаружение кислорода в составе воздуха.

Взаимодействие тел (20 ч)

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.

Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.

Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.

Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.

Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюсы магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов.

Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.

Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Артериальное давление.

Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.

Лабораторные работы

  • Измерение силы с помощью динамометра.

  • Наблюдение зависимости инертности от массы тела.

  • Наблюдение электролизации различных тел и их взаимодействия.

  • Изучение свойств магнита.

  • Изучение трения.

  • Наблюдение различных видов деформации.

  • Исследование зависимости силы упругости от деформации.

  • Изучение зависимости давления от площади опоры.

  • Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

  • Наблюдение зависимости давления жидкости от глубины погружения.

  • Исследование действия жидкости на погруженное в нее тело.

  • Выяснение условия плавания тел в жидкости.

Физические и химические явления (45 ч)

1. Механические явления (6 ч)

Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике.

Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения.

Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание – необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

2. Тепловые явления (7 ч)

Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике.

Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.

Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация.

Теплопередача.

6-й класс (68 ч: 2 ч в неделю)

3. Электромагнитные явления (7 ч)

Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр. Ампер – единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.

Напряжение. Вольтметр. Вольт – единица измерения напряжения.

Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).

Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.

Действия тока. Нагревательное действие тока. Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.

Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.

4. Световые явления (11 ч)

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.

Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала.

Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.

Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).

Глаз и очки.

Разложение белого света в спектр. Радуга.

5. Химические явления (14 ч)

Химические реакции, их признаки и условия их протекания.

Сохранение массы вещества при химических реакциях.

Реакции разложения и соединения. Горение как реакция соединения.

Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц). Нахождение в природе, физические и химические свойства; применение.

Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические и некоторые химические свойства, применение.

Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос и др.). Наиболее характерные применения солей.

Наиболее известные органические вещества – углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение; белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике; природный газ и нефть, продукты их переработки.

Лабораторные работы

  • Наблюдение относительности механического движения.

  • Измерение пути и времени движения.

  • Измерение скорости движения.

  • Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении.

  • Наблюдение изменения объема тела при нагревании и охлаждении.

  • Нагревание стеклянной трубки.

  • Отливка игрушечного солдатика.

  • Наблюдение испарения и конденсации воды.

  • Растворение соли и выпаривание ее из раствора.

  • Изучение испарения жидкостей.

  • Наблюдение охлаждения жидкости при испарении.

  • Наблюдение кипения воды.

  • Разметка шкалы термометра.

  • Наблюдение теплопроводности различных веществ.

  • Сборка простейшего электромагнита.

  • Наблюдение различных действий тока.

  • Наблюдение теней и полутеней.

  • Изучение отражения света.

  • Наблюдение отражения света в зеркале.

  • Наблюдение преломления света.

  • Получение изображений с помощью линзы.

  • Наблюдение спектра солнечного света.

  • Ознакомление с источниками звука.

  • Наблюдение физических и химических явлений.

  • Проверка принадлежности вещества к кислотам или основаниям различными индикаторами.

  • Выяснение растворимости солей в воде.

Человек и природа (31 ч)

1. Земля – планета Солнечной системы (6 ч)

Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце.

Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости ее орбиты, смена времен года.

Луна – спутник Земли. Фазы Луны.

Изменение горизонтальных координат небесных тел в течение суток.

Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астрономический посох, астролябия, телескоп.

Исследования космического пространства. К.Э.Циолковский, С.П.Королев – основатели советской космонавтики. Ю.А.Гагарин – первый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового использования. Программы освоения космоса: отечественные, зарубежные, международные.

2. Земля – место обитания человека (6 ч)

Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и температуры Земли с глубиной. Изучение земных недр.

Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин.

Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния. Освоение атмосферы человеком. Кругообороты углерода и азота.

3. Человек дрполняет природу (17 ч)

Простые механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.

Механизмы – помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки, их назначение.

Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы.

Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания, их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.

Создание материалов с заранее заданными свойствами: твердые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы.

Полимеры, свойства и применение некоторых из них.

Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение.

Каучуки и резина, их свойства и применение.

4. Взаимосвязь человека и природы (2 ч)

Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы.

Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли; энергия Солнца.

5. Резервное время (5 ч)

Современные наука и производство. Средства связи. Знания, их роль в жизни человека и общества. Как люди познают окружающий мир (наука вчера, сегодня, завтра).

Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация производства. Роботы. Цехи-автоматы.

Средства связи и передача информации: телеграф, телефон, радиосвязь (радиостанция, радиоволны, антенна, приемник, громкоговоритель), телевидение.

Лабораторные работы

  • Наблюдение звездного неба.

  • Наблюдение Луны в телескоп.

  • Определение азимута Солнца с помощью компаса.

  • Изготовление астролябии и измерение высоты Солнца.

  • Измерение атмосферного давления барометром.

  • Изготовление простейшего гигрометра.

  • Знакомство с простыми механизмами.

  • Вычисление механической работы.

  • Знакомство с коллекцией пластмасс.

  • Знакомство с коллекцией волокон.

  • Изучение устройства и принципа действия телеграфного аппарата.

Рекомендации для учителя

Учебник предназначен для ознакомления учащихся 5–6-го классов средней школы с широким кругом явлений физики и химии, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Объединение физики и химии в одном курсе продиктовано, во-первых, неразрывной связью этих важнейших областей естествознания; во-вторых, глубоким проникновением открытий этих наук в повседневную жизнь.

Материал излагается нетрадиционно, с учетом психологических особенностей детей раннего школьного возраста (10–11 лет), когда рисунок концентрирует внимание гораздо больше, чем текст, и из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. В пособии рисунок является основным средством подачи учебного материала, а не просто иллюстрацией к тексту.

Особое внимание уделено эксперименту. В процессе изучения курса учащиеся должны выполнить более 50 лабораторных работ или простых опытов, изготовить ряд самодельных приборов.

Курс рассчитан на 136 учебных часов (занятия по 2 урока в неделю в течение двух лет). Наблюдения показывают, что учащиеся в целом с интересом относятся к изучению курса. Особенно активны они при выполнении лабораторных работ. Несомненно, что изучение многих понятий, законов и явлений вызывает больший интерес, чем изучение на старших ступенях обучения. Текущий опрос, результаты тематических и годовых контрольных работ убеждают, что учебный материал в целом доступен пониманию. Это отнюдь не означает, что не было двоек и троек. Однако можно утверждать, что средние показатели успеваемости учащихся по данному курсу были выше, чем аналогичные показатели по всем предметам за год. Наблюдения показывают также, что учителя физики и химии вполне способны справиться с преподаванием данного курса (если, правда, они в принципе не боятся нового, готовы к самосовершенствованию, к расширению пределов своих педагогических возможностей). Сложнее приходится учителям химии. Однако и им удавалось достигать хороших результатов.

Учителям, приступающим к преподаванию курса «Естествознание (физика-химия)-5–6», необходимо учесть выводы и наблюдения, полученные в ходе его экспериментальной проверки:

1. Несмотря на увлекательность, кажущуюся простоту, курс не так прост для усвоения учащимися и для преподавания. Потребуется серьезная работа. Это надо учесть учителю и дать понять учащимся.

2. У учителей физики и химии, обычно начинающих преподавание в 7–8-м классах, возникает необходимость скорректировать стиль своей работы, учесть возрастные особенности нового для них контингента учащихся.

Рекомендуем объяснения делать более подробными, не давать учащимся сразу большие порции нового материала для запоминания. Необходимо разнообразить приемы работы, широко используя стремление ребят к игре, интерес к истории, легендам, сказкам. Однако здесь же учителя подстерегает другая опасность. Учащиеся начинают воспринимать курс как конфетку, которую можно проглотить, не прикладывая никаких усилий. Важно, чтобы ученики понимали, что, выполняя опыты, решая кроссворды, слушая сказки, участвуя в играх, они усваивают очень важный предмет, познают явления природы, учатся использовать открытия науки и техники. В этом может помочь хорошо продуманная система опроса.

3. Значительная часть учебного времени курса уделена проведению лабораторного эксперимента. Опыт показывает, что организация учащихся данного возраста на эту форму работы сопряжена с серьезными трудностями. Очень сложно бывает довести до сознания учащихся, что опыт – не игра, что опыт надо не только проделать, но и осознать его результаты, сделать вывод из него. Работа с приборами порой вызывает излишние эмоции у детей, желание сравнить свои действия с действиями соседа. Учителю необходимо учесть все это и направить деятельность учащихся в нужное русло. Особенно важно этот стиль ввести на самых первых уроках. Выполнению работы должна предшествовать серьезная беседа. Очень важна комплектация учебного оборудования для опытов, система его раздачи учащимся и сбора. Лучше всего, чтобы все необходимое для проведения опытов было уложено в лотки (хотя бы картонные коробки, банки и т.д.). Эти лотки можно очень быстро раздавать перед самым опытом и тут же после его проведения собирать. С первых же уроков надо требовать бережного отношения к приборам. Хорошо привлечь детей к подготовке работ, к комплектованию наборов. На первых порах следует проводить опыты под непосредственным руководством учителя. Учитель показывает, как делать опыт, ученики одновременно выполняют его, делают записи в тетради, а затем выполняют следующий опыт и т.д. Только постепенно, по мере готовности класса, учитель может увеличивать долю самостоятельности выполнения работы.

4. Значительные сложности возникают у учащихся в процессе измерений, а также при округлении значений физических величин. У слабо подготовленных возникают большие трудности при выполнении математических подсчетов, особенно при делении. Здесь учителю можно порекомендовать следующее:

– заблаговременно обсудить с учителями начальных классов и учителем математики необходимые предварительные меры и совместную работу в процессе изучения курса. Эта работа одинаково необходима для процесса обучения как физике, так и математике;

– при решении задач и проведении опытов подбирать значения величин, облегчающих процесс вычисления;

– учесть, что проводится только начальный этап обучения, поэтому нет необходимости добиваться формирования умений учащихся (особенно слабо подготовленных) в полном объеме. На втором этапе им проще будет выполнять расчеты по определению плотности и давления, чем это они делали бы без предварительного изучения данного материала.

5. Очень важно научить детей правильно вести записи в тетради. Здесь многое зависит от творчества учителя. Многие используют метод опорных конспектов, некоторые предлагают отражать изученный материал через рисунки или рассказ.

6. Учащиеся намного раньше, чем прежде, встречаются с понятиями химический элемент, атом, изучают знаки химических элементов. Опыт показывает, что все эти понятия вполне доступны для большинства. Но для некоторых информация, которую следует запомнить, оказывается слишком большой. В этом случае не следует специально требовать от учащихся заучивания, запоминания учебного материала. Это может снизить интерес к предмету. Полезнее чаще возвращаться к этому материалу, и он непроизвольно запомнится. Опять же и здесь следует учесть, что это лишь первый этап обучения.

7. Для привития интереса к изучению явлений природы многое позволяют сделать домашние самостоятельные задания по наблюдениям различных явлений природы, проведению простых опытов, изготовлению самодельных приборов. Желательно предложить родителям помочь детям в создании простейшей домашней лаборатории.

8. Недостатком данного курса является то, что он слишком линейный. В нем описывается много разнообразных физических и химических явлений. Они настолько распространены, что с ними учащихся необходимо знакомить. Но возврат к изученному материалу в курсе не так часто встречается, как это нужно для запоминания учебного материала. Учитывая сказанное, учителю важно систематически проводить тематический контроль, организовывать повторение материала, в конце года провести повторение и дать годовую контрольную работу.

9. Важно, чтобы к концу изучения курса учащиеся имели первые представления о физических и химических явлениях, были знакомы с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества, знали устройство атома, ознакомились с расположением химических элементов в периодической системе, умели обращаться с простейшим физическим и химическим оборудованием, производить простейшие измерения, снимать показания со шкалы прибора. (Последнее для учащихся данного возраста сопряжено с большими трудностями, так что данное умение может быть сформировано еще не в полном объеме.)

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *