Разное

Биология учебник 9 – читать Биология 9 класс Каменский онлайн

Биология Учебник 9 класс Цузмер Петришина

Биология Учебник 9 класс Цузмер Петришина — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

А.М. Цузмер О.Л. Пе I ришина
БИОЛОГИЯ
Человек и его здоровье
МЕТОДЫ ИЗУ ЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНСК’ТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА эндоаюпин-
ВВЕДЕНИЕ в полости ТЕЛА И ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ДЛЯ ИХ ОСМОТРА И ФОТОГРАФИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТРУБКИ С ОСВЕТИТЕЛЬНЫМ УСТРОЙСТВОМ-ЭНДОСКОПА (ЯИЧНИК)
аТЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ “ ЗАПИСЬ БИОТОКОВ МОЗГА ПРИ РАЗНЫХ СОСТОЯНИЯХ ОРГАНИЗМА (ПОКОЙ, УМСТВЕННАЯ РАБОТА. СОН)
РЕНТГЕНОГРАФИЯ-ПОЛУЧЕНИЕ РЕНТГЕНОВСКИХ СНИМКОВ РАЗНЫХ ОРГАНОВ (ВЕТВИ ПЕЧЕНОЧНЫХ ПРОТОКОВ И ЖЕЛЧНЫЙ ПУЗЫРЬ)
. 1.^
».
скен«рс;йание —
ВВЕДЕНИЕ в ОРГАНИЗМ чЕлоав(А ьЕзвреаных доз РАДИСАКТИенЫХ вЕШЕСТВ и ОБНАРУЖЕНИЕ С их ПОИОШЬЮ сольных ОРГАНОВ (ШитоеканАЯ железа)
ББК 28.86я72 Ц84
Как пользоваться учебником
Выполнение домашнего задания начинайте с чтения параграфа. При этом пользуйтесь рисунками, на которые есть ссылки.
Закончив чтение параграфа, объясните термины и понятия, напечатанные курсивом. Это главное из всего, что вы узнали при чтении После этого надо
приступить к ответам на вопросы, отмеченные значком? . Только тогда вы сможете ответить на вопросы, требующие самостоятельного решения Эти во-
I
просы отмечены значком ■
Если на какой-либо ступени работы вы испытаете затруднение, вам придется вновь обратиться к соответствующей части текста параграфа.
Текст параграфов 40 и 41 и.зучаетея самостоятельно. В конце этих параграфов даны вопросы для самопроверки.
К некоторым параграфам даны задания. Перед ними стоит значок ^
В этом случае домашнюю работу заканчивайте выполнение.м задания. Задания по самонаблюдениям, рассчитанные на долгий срок, выполняйте в течение всего учебною года. Их итоги будут подведены при изучении последней темы курса.
Внимательно рассмотрите рисунки на форзацах учебника и прочитайте подписи, в которых содержатся краткие характеристики современных методов изучения строения и функций организма. В учебнике вы встретите фотографии, полученные некоторыми из указанных методов: растровой микроскопией (рис. 15, 26. 27. 41, 42. 52, 55. 73. 77, 87. 88, 92, 105. 106, ИЗ. 115, 120, 131, 139, 140. 143, 145, 146), термографией (рис. 70, 157), эндоскопией (рис. 117) и световой микроскопией (рис. 83, 84 , 96)
В конце книги помещены задания к лабораторному практикуму. Лабо раторные работы проводятся в Ю1ассе на соответствующих уроках. Завершает книгу ука.затсль терминов.
Цузмер А. М., Петришина О. Л.
Ц84 Биология: Человек и его здоровье: Учеб, для 9 кл. обще-образоват. учеб, заведений.—21-е изд,—М.; Просвещение, 1994,—240 с.: ил,—I5ВN 5—09 005151-8.
18 е издание выходило под названием «Человек. Анатомия, физиология, гигиена».
ББК 28.86я72
,,4306021100—140 . од м, о.;
10^)-1Г’^
I5ВN 5—09 — 005151—8 @ И,здательство «Просвещение». 1986
А. М. Цузмер, О. Л. Петришина
БИОЛОГИЯ
Человек и его здоровье
Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации
21-е издание
Москва
«Просвещение»
1994
V;’ -■
■;.л: ■(^;»»
содЕРЖАН И Е
Введение
ОБ1Щ »: чнлкомг гво в
I оргАни.^мом чиюврк
§ I. Кдетка, ее строение и химический состав …. —
§ 2. Жизненные свойства клетки. Внутренняя среда
организма……………… II
§ 3. Ткани и органы. Системы органов………….. 14
§ 4. Организм — единое
целое…………………. 17
§ 5. Организм и среда … 21
НГРВПЛЯ СИГТГМЛ…………… 24
§ 6. Общий план строения
нервной системы………… —
§ 7. Рефлекторный принцип работы нервной системы . . 30
§ 8. Спииной мозг …. 32
§ 9. Головной мозг……… 35
§ 10. Большие полушария
головного мозга………… 38
§ II. Нарушения деятель ностн нервной системы и их предупреждение…………. 40
ОПОРА И ДВИЖРНИГ …. 43
§ 12. Значение опорио-дви-гательной системы. Строение
и рост костей ……….
§ 13. Скелет че.мовека …. 4$
$ 14. Первая помощь при повреждениях скелета…….. 55
§ 15. Мыш1(Ы и их функции.
Работа мышц…………… 58
§ 16. Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц……… 66
КРОВЬ……………….. 70
§ 17. Состав и функции
крови. Плазма крови……. —
§ 18. Эритроциты. Переливание крови…………….. 74
§ 19. Лейкоциты. Иммунитет 76
КРОРООЬРЛШ» НИГ……….. 82
§ 20. Движение крови в организме. Органы кровообращения …………………. —
§ 21. Работа сердца…. 88
§ 22. Движение крови по сосудам. Лимфообращение . . 90
§ 23. Предупреждение сердечно-сосудистых Заболева- ‘ инй……………….. 96
ДМХЛПИГ……………… 101
§ 24. Органы дыхания … —
§ 25. Газообмен в легких и
тканях………………■ 106
§ 26. Регуляция дыхания. Оказание первой помощи при
остановке дыхания….. 109
§ 27. Болезни органов дыхания и их предупреждение ………………… 111
ПИ1ЦРВЛРЕНИЕ…………. 115
§ 28. Органы пищеварения . —
§ 29. Пищеварение в ротовой
полости…………… 120
§ 30. Пищеварение в желудке ………………. 124
§ 31 Изменение питательных веществ в кишечнике . . . 125
§ 32. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний ………………….. 129
> Содержание
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ………………. 133
§ 33. Обмен органических
веществ……………….. —
§ 34. Обмен неорганических веществ. Регуляция обмена
веществ………………. 136
§ 35. Витамины………… 138
4 36. Энергетический обмен. Гигиена питания ………. 142
КОЖА………………….. 146
§ 37. Строение и функции
кожи………………….. —
$ 38. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях н ожогах……………. 151
ВЫДЕЛЕНИЕ………………. 155
. § 39. Мочевыделительиая система …………………… —
РАЗМНОЖЕНИЕ И
РАЗВИТИЕ………………. 160
§ 40. Органы размножения . —
§ 41. Половое созревание. Характеристика подросткового периода . ….. … 165
§ 42. Оплодотворение и внутриутробное развитие…… 167
§ 43. Рост и развитие ребенка …………….. 174
ОРГАНЫ ЧУВСТВ……………178
§ 44. Органы чувств и их
значение ……………… —
§ 45. Строение органа зрения ……………….. 179
§ 46. Функции органа зрения. Предупреждение нарушений зрения…………. 184
§ 47. Орган слуха. Предупреждение нарушений слуха 186
§ 48. Органы равновесия, мышечного чувства и осязания, обоняния и вкуса….. 190
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……… 199
$ 49. Безусловные рефлексы
и их значение…………. —
§ 50. Условные рефлексы. Торможение рефлексов . . . 201
§ 51. Особенности высшей нервной деятельности человека ……………….. 204
§ 52. Эмоции………… 207
§ 53. Память…………. 210
§ 54. Сон и бодрствование. Предупреждение нарушений
сиа………………… 212
$ 55. Нарушения высшей нервной деятельности и их предупреждение………. 216
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА……………….220
§ 56. Основы физиологии труда и краткая характеристика основных форм труда ………………….. —
§ 57. Деятельность человека в необычных условиях …. 224 § 58. Здоровье человека и способы его сохранения . . . 227
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ…………….. 232
УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ. . . 2.35
Введение
Первейшая потребность человека — сохранение его жизни и здоровья. Отсутствие болезней, физических дефектов — непременное условие человеческого счастья, всестороннего развития личности, ощущения полноты жизни. Одновременно здоровье населения — это народное достояние, важнейшее условие развития общества. Здоровье позволяет человеку учиться, трудиться, служить в армии, заниматься спортом.
Большинство людей не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлнФь активную и счастливую жизнь.
Чтобы сохранить здоровье, нужно изучить свой организм, процессы, происходящие в нем, условия, предупреждающие болезни. Узнать это помогут такие науки, как анатомия, физиология и гигиена.
Анатомия — наука о строении и форме организма и его органов.
Физиология — наука о жизненных функциях целого организма, его отдельных органов и их систем.
Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья.
Эти три науки тесно связаны между собой. Поэтому в школе их основы изучают вместе.
Наши отечественные ученые внесли огромный вклад в развитие анатомии, физиологии и гигиены.
Выдающийся врач-анатом Н. И. Пирогов заложил основы многих областей современной анатомии и хирургии. И. М. Сеченов, С. П. Боткин, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, Л. А. Орбе-ли создали и развили теорию нервизма, основанную на представлениях о целостности организма и ведущей роли нервной системы, регулирующей и согласующей функции всего организма и приспосабливающей его жизнедеятельность к условиям существования. В разработке теоретических положений гигиенической науки, особенно школьной гигиены, большая роль принадлежит Н. А. Семашко.
Введение
ПИРОГОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
(1810-1881)
Хирург и анатом, исследования которого положили начало экспериментальному на правлению в анатомии, основоположник военно-полевой хирургии, член-корреспондент Петербургской академии наук. Н. И. Пирогов впервые в хирургии применил эфир для наркоза, иод и спирт для предупреждения нагноений рай, создал ряд новых методов операций, носящих его имя. Труды Н. И- Пирсиова выдвинули русскую хирургию на одно из первых мест в мире. Его «Топографическая ана-томия> (1854) принесла ему мировую славу и до сих пор пользуется популярностью у врачсй-хирургов. Именем Н. И. Пирогова назван 1 Московский медицинский институт.
В конце прошлого века средняя продолжительность жизни человека составляла всего 32 года. За прошедшие годы благодаря научно-техническому прогрессу, повышению уровня жизни и развитию системы здравоохранения снижена вероятность массовых эпидемий холеры, чумы, сыпного и брюшного тифа и других инфекционных заболеваний, введены обязательные прививки, полностью ликвидированы оспа и малярия.
Создана современная аппаратура, с помощью которой ученые и врачи исследуют процессы жизнедеятельности отдельных органов человеческого организма без вреда для его здоровья. Разработаны экспресс-методы (срочные) диагностики многих заболеваний человека, проводятся регулярные

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник Биология 9 класс Пономарева Корнилова Чернова

Учебник Биология 9 класс Пономарева Корнилова Чернова — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

И.Н. Пономарева
О.А. Корнилова Н.М. Чернова
Биология
И.Н. Пономарева
О.А. Корнилова Н.М.Чернова
Биология
9 класс
Учебник
для учащихся
общеобразовательных
учреждений
Издание пятое, исправленное
Под редакцией
проф. И.Н. Пономаревой
I Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва
Издательский центр «Вентана-Граф»
2013
ББК 28.0я72 П41
Учебник включён в федеральный перечень
Главы 1-8 написаны И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, глава 9 — Н.М. Черновой, И.Н. Пономаревой
Пономарева И.Н.
П41 Биология : 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова ; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. — 5-е изд., испр. — М.: Вентана-Граф, 201.8. — 240 с.: ил.
ISBN 978-5-360-0410.8-0
Учебник разработан в соответствии с программой курса биологии, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе основами общей биологии. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.).
ББК 28.0я72
Как работать с учебником
Изучение материала начинайте с просмотра терминов и выводов в конце главы. Это поможет вам целенаправленно работать с текстом, выделяя в нем главное. Когда читаете параграф, внимательно рассматривайте иллюстрации. Одновременно развивайте у себя умение использовать знания по биологии, приобретенные в 6-8 классах.
Термины, которые надо запомнить, даны жирным шрифтом. Восклицательным знаком (!) обозначены важные положения и выводы. Термины и понятия, на которых следует остановить свое внимание при изучении материала, выделены светлым курсивом. Часть текста дана шрифтом, отличным от основного. Этот материал предназначен для тех, кто хочет больше узнать о живой природе. Каждая глава .завершается перечнем вопросов и проблем для обсуждения. С их помощью вы проверите, как усвоен изученный материал. Здесь же представлен список основных понятий, необходимых для запоминания. В конце учебника приведен указатель основных терминов.
ISBN 978-5-860-04108-0
© Пономарева И.Н., Корнилова О.А.,
Чернова Н.М., 2004
© Издательский центр «Вентана-Граф», 2004 © Пономарева И.Н., Корнилова О.А.,
Чернова Н.М., 2012, с изменениями © Издательский центр «Вентана-Граф», 2012, с изменениями
Глава 1
Введение в основы общей биологии
Изучив главу, вы сумеете:
• объяснить, что такое наука биология, и пояснить назначение курса «Биология» для 9 класса;
• выделить общие свойства живого;
• описать организм как биосистему;
• различать существующие в природе биосистемы по уровню их организации.
Биология — наука о живом мире
Биология кок наука. Биология изучает живой мир нашей планеты. Название этой науки произошло от двух греческих слов; bios — «жизнь»; logos — «учение». Поэтому биологию называют наукой о живом мире.
Биология изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхож,дение и развитие организмов, их связи друг с другом и с неживой природой.
Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества — оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, грибы опасны или ядовиты, а какие могут быть использованы в пищу, чем лечиться, из чего изготовлять одежду, охотничьи приспособления и другие орудия труда, из чего лучше строить жилье. Эти знания люди запоминали, передавали из поколения в поколение, позднее начали составлять списки полезных растений и животных, характеризовать их свойства, указывать места обитания, особенности использования, способы выращивания — культивирования.
Из литературных памятников египтян, вавилонян, евреев, индийцев, китайцев известно, что уже в древние времена люди многое знали о строении растений и животных, применяли эти знания в медицине и сельском хозяйстве. Например, на клинописных табличках (XIV в. до н. э.), найденных в Месопотамии, есть сведения о различных растениях и животных, о делении животных на плотоядных и травоядных, а растений — на деревья, овощи и лекарственные травы. В древнеиндийских памятниках «Махабхарата» и «Рамаяна» (VI-II вв. до н. э.) говорится о повадках и образе жизни более 50 видов животных и о свойствах многих растений. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посева различных культурных растений, перечисляются животные — вредители урожая.
Первой энциклопедией, содержащей сведения о природе, можно считать 37-томный труд римского писателя и ученого Плиния Старшего (I в. н. э.) «Естественная
3
история». Кроме знаний по искусству, истории и быту Древнего Рима в этой работе изложены многочисленные сведения о растениях, животных (культурных и диких).
В работе Плиния Старшего и в последующих трудах по естественной истории помимо достоверных сведений о растениях и животных содержалось много вымышленных, поскольку методы биологических исследований были еще несовершенны и сводились в основном к описанию и систематизации наблюдаемых природных явлений.
Естественной историей с того времени вплоть до XIX в. стала именоваться область знаний о живой природе.
Термин «биология» впервые был употреблен в 1779 г. немецким профессором анатомии Т. Рузом. В 1802 г. французский нат)ралист Ж.Б. Ламарк предложил использовать этот термин для обозначения науки, изучающей живые организмы.
Методы исследования в биологии. Исследования по биологии проводятся непосредственно в природе (наблюдения, описания, сравнение, измерения, мониторинг) или в лаборатории (эксперименты, моделирование). Биология, в отличие от естественной истории, наряду с описанием и систематизацией широко использует aHiuiHTHnecKHe и сравнительные, исторические, экспериментальные методы исследования и применяет их в комплексе. Благодаря этому она открывает закономерности проявлений жизни и ее развития, устанавливает принципы систематизации живых сугцеств, особенности существования и взаимодействия организмов и их сообществ (живых систем) в изменяющихся условиях окружающей среды. Биология относится к фундаментальным наукам, так как ее выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение. Вот почему добытые биологией знания жизненно важны для каждого человека.
Современная биология. В настоящее время биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Так, растения изучает ботаника, животных — зоология, анатомо-физиологические свойства человека — биологам человека, бактерии — микробиология и т. д.
Для современной биологии характерно глубокое взаимопроникновение идей и методов биологических и других наук. Наиболее тесно биология связана с потребностями человека в пищевых продуктах и лекарствах, в безопасной для жизни среде (сельское хозяйство, охрана природы, медицина). Обогащение биологии идеями и методами других наук, открытия в различных областях человеческой дея-Жан Батист тельности, новые выводы и проблемы жизни
Ламарк (1744-1829) и особенно практические .запросы людей определя-
ют направления дальнейшего развития биологических наук. Так, изучение молекулярного строения единиц наследственности — генов лежит в основе создания генной инженерии, позволяющей получать организмы с признаками, н)окными человеку. Достижения биотехнологии позволяют получать промышленны.м путем необходимые для человека вещества (в том числе антибиотики, витамины).
Знание биологии очень важно для решения проблем сохранения окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, улучшения здоровья людей, сбережения природных ресурсов и обеспечения устойчивого развития природы и общества.
Наступило время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний.
Наиболее общие закономерности, присущие живой природе, рассматриваются в курсе общей биологии, к)’да обычно включают биохимию, цитологию, генетику, биологию развития, эволюционное учение и экологию. К изучению этих областей знаний вы и приступаете.
1. Объясните, почему биология, будучи одной из древнейших наук,
необходима современному человек)’.
2. Докажите, что биология — фундаментальная наука.
3. Поясните, что вы будете изучать в курсе «Биология» для 9 класса.
Общие свойства живых организмов
Живой мир Земли представлен великим разнообразием живых организмов — бактерий, растений, грибов, животных. Человек тоже часть живой природы, живое существо, представитель биологического вида Homo sapiens — Человек разумный. Все это — уникальные формы жизни. Исторически возникшее биологическое разнообразие форм жизни на нашей планете — важнейшее свойство и ценность живой природы. В то же время у всех форм живого много общего, отличающего живую природу от неживой, что может служить свидетельством единства происхождения живой материи.
Определяя отличия живой природы от неживой, часто называют такие особенности живых существ, как питание, дыхание, размножение, выделение, подвижность, раздражимость, приспособленность, рост и развитие. В

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник по биологии 9 класс Пономарева Корнилова Чернова читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по биологии за 9 класс — Пономарева Корнилова Чернова. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:


2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107;


108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242


Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *