Русский язык
1 курс. Преподаватель — Двоеглазов Владимир Викторович
Форма контроля — экзамен
1. Программа курса:
Русский язык. Уч. программа.
2. Рекомендуемая литература:
- Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи / Е.С Антонова, Т.М. Воителева.– М.: Academia, 2007 (и др. годы изд.)
- Баранов, М.Т. и др. Русский язык. Справочные материалы.– М.: Просвещение (любое издание)
- Введенская, Л.А.. Черкасова, М.Н. Русский язык и культура речи.– Ростов н/Д.: Феникс, 2013
- Греков, В.Ф., Крючков, С.Е., Чешко, Л.А. Русский язык. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2012
- Злобин, А.А. Русский язык и культура речи. Нормативный аспект / А.А.Злобин.– Киров, 2010
- Русский язык и культура речи / под ред. В.Д.Черняк.– М.: Юрайт (любое издание)
- Степанова, А.Д. Русский язык и культура речи. Практикум для студентов нефилологических специальностей / А.Д.Степанова.– Киров, 2004
- Материалы к пособию по русскому языку для духовной семинарии. Глава 1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mpda.ru/publ/text/61392.html
- Материалы к пособию по русскому языку для духовной семинарии. Глава 2. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mpda.ru/publ/text/61400.html
3. Дополнительная литература:
- Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи / Е.С Антонова, Т.М. Воителева.– М.: Academia, 2007 (и др. годы изд.)
- Баранов, М.Т. и др. Русский язык. Справочные материалы.– М.: Просвещение (любое издание)
- Введенская, Л.А.. Черкасова, М.Н. Русский язык и культура речи.– Ростов н/Д.: Феникс, 2013
- Греков, В.Ф., Крючков, С.Е., Чешко, Л.А. Русский язык. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2012
- Злобин, А.А. Русский язык и культура речи. Нормативный аспект / А.А.Злобин.– Киров, 2010
- Русский язык и культура речи / под ред. В.Д.Черняк.– М.: Юрайт (любое издание)
- Степанова, А.Д. Русский язык и культура речи. Практикум для студентов нефилологических специальностей / А.Д.Степанова.– Киров, 2004
- Материалы к пособию по русскому языку для духовной семинарии. Глава 1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mpda.ru/publ/text/61392.html
- Материалы к пособию по русскому языку для духовной семинарии. Глава 2. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mpda.ru/publ/text/61400.html
Словари и справочники
Орфоэпические
- Горбачевич, К. С. Словарь трудностей: произношение и ударение. – СПб., 2000.
- Каленчук М.Л.. Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка.– М.: АСТ-Пресс, 2012 (серия «Словари XXI века»)
- Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / ред. Р.И. Аванесов. – М., 1983.
- Резниченко, И.Л. Словарь ударений русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2010 (серия «Словари XXI века»)
- Словарь ударений для работников радио и телевидения / сост. Ф.А. Агеенко, М.В. Зарва, ред. Д. Э. Розенталь.
Орфографические
- Валгина, Н.С., Светлышева, В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник / Н.С.Валгина, В.Н.Светлышева (любое издание)
- Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник.– М.: АСТ-ПРЕСС, 2011(серия «Словари XXI века»)
- Русский орфографический словарь /отв. ред. В.Лопатин.– М.: АСТ-ПРЕСС, 2010 (серия «Словари XXI века»)
- Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация / Д.Э. Розенталь (любое издание)
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь.– М., 1967 (и др. годы издания).
Словообразовательные и морфемные
- Потиха, З.А. Школьный словарь строения слов русского языка
- Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 томах: ок. 145 000 слов. – М.: «Русский язык», 1985.
- Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.– М., 2005 (и др.годы изд.)
Толковые
- Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусскаго языка: В 4 т. (любое издание)
- Толковый словарь русского языка / под ред.Д.Н.Ушакова.– М., 1935-1940
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.– М., 2005 (и др. годы изд.)
- Львов М.Р. Толковый словарь русских антонимов.– М.: АСТ-ПРЕСС, 2011(серия «Словари XXI века»)
- Большой толковый словарь синонимов русской речи / отв.ред. Л.Бабенко.– М.: АСТ-ПРЕСС, 2009 (серия «Словари XXI века»)
Фразеологические
- Большой фразеологический словарь русского языка / отв. ред. В.Н. Телия.– М.: АСТ-ПРЕСС, 2009 (серия «Словари XXI века»)
- Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И.Молоткова.– М., 1967
- Фразеологический словарь русского литературного языка / сост. А.И.Федоров.– М., 1995
Этимологические
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка.– М., 1994
- Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т.– М., 1994 (и др. годы изд.)
- Черных, П.Я Историко-этимологический словарь русского языка».– М., 1993 .
4. Письменные работы:
Русский язык. Контрольная работа
5. Экзаменационные вопросы к сессии:
Русский язык. Вопросы к экзамену
vdschool.ru
Оглавление | СОДЕРЖАНИЕ | |
Предисловие | ||
Раздел 1 НАУКА О РУССКОМ ЯЗЫКЕ | ||
§ 1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык и языковая норма | 6 | |
§2. Язык как система. Основные уровни языка | 9 | |
§ 3. Язык как развивающееся явление | 12 | |
§ 4. Русский язык в современном мире | 14 | |
Раздел 2 ЯЗЫК И РЕЧЬ | ||
§ 5. Понятие речевой коммуникации, виды речевой деятельности | 17 | |
§ 6. Текст: Структурно-смысловые признаки | 21 | |
§ 7. Функционально-смысловые типы речи | 26 | |
§ 8. Стилистика. Функциональные стили языка | 29 | |
Разговорный стиль | 30 | |
Научный стиль | 32 | |
Официально-деловой стиль | 34 | |
Публицистический стиль | 36 | |
Стиль художественной литературы | 38 | |
§ 9. Культура речи | 46 | |
§ 10. Лингвостилистический анализ текста | 52 | |
Задания для самопроверки | 57 | |
Раздел 3 ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ | ||
§ 11. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка | 61 | |
§ 12. Многозначность слова и омонимы | 66 | |
§ 13. Синонимы, антонимы, паронимы. Понятие антитезы | 69 | |
§ 14. Лексика с точки зрения ее происхождения | 73 | |
§ 15. Лексика с точки зрения ее употребления | 75 | |
§ 16. Активный и пассивный словарный запас. Лексический разбор слова, предупреждение лексических ошибок | 77 | |
§ 17. Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи | 82 | |
§ 18. Лексические и фразеологические словари | 84 | |
Задания для самопроверки | 87 | |
Раздел 4 ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ | ||
§ 19. Звуки речи. Фонема, транскрипция, фонетический разбор слова | 89 | |
§ 20. Соотношение звука и буквы. Слог, ударение, орфоэпическая норма, книжный и разговорный стили произношения | 94 | |
§ 21. Фонема и орфограмма | 99 | |
§ 22. Орфографические правила | 102 | |
Принципы русской орфографии, фонемные правила | 102 | |
Правописание ыи и | 104 | |
Правописание букв е и о после шипящих и ц | 105 | |
Правописание приставок на з- (с-) | 105 | |
§ 23. Благозвучие речи: фонетические средства выразительности, ассонанс, аллитерация | 106 | |
Задания для самопроверки | 109 | |
Раздел 5 МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | ||
§ 24. Состав слова | 111 | |
Морфема как значимая часть слова | 111 | |
Морфемный разбор слова | 114 | |
§ 25. Понятия производной и производящей основ. Словообразовательный анализ слова | 115 | |
§ 26. Способы словообразования- | 117 | |
§ 27. Понятие об этимологии. Этимологический анализ слова | 119 | |
§ 28. Многозначность и омонимия морфем, синонимия и антонимия морфем | 121 | |
§ 29. Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях слов, правописание приставок пре- и при- | 123 | |
Задания для самопроверки | 126 | |
Раздел 6 МОРФОЛОГИЯ И ЗАКОНЫ ПРАВОПИСАНИЯ | ||
§ 30. Словоформа как единица морфологии. Грамматическое значение слова | 128 | |
§ 31. Имя существительное | 130 | |
Категория одушевленности / неодушевленности существительных | 131 | |
Род существительных | 132 | |
Число существительных | 135 | |
Склонение существительных | 136 | |
Падеж существительных | 138 | |
Словообразование существительных | 140 | |
Правописание существительных | 142 | |
§ 32. Имя прилагательное | 143 | |
Разряды прилагательных по значению | 144 | |
Степени сравнения прилагательных | 145 | |
Склонение качественных и относительных прилагательных | 148 | |
Словообразование прилагательных | 149 | |
Правописание прилагательных | 151 | |
§33. Имя числительное | 153 | |
Морфемный состав числительных | 154 | |
Склонение числительных | 156 | |
Разряды числительных по значению | 157 | |
§ 34. Местоимение | 160 | |
Разряды местоимений | 160 | |
Грамматические разряды местоимений | 162 | |
§35. Глагол | 167 | |
Вид глагола | 170 | |
Наклонение глагола | 172 | |
Время глагола | 174 | |
Лицо глагола | 175 | |
Спряжение | 175 | |
§ 36. Глагольные формы: причастие и деепричастие | 178 | |
Залог причастий | 180 | |
Полная/краткая форма причастий | 181 | |
Деепричастие | 185 | |
Вид деепричастий | 187 | |
§ 37. Наречие | 189 | |
Разряды наречий по значению | 189 | |
• Роль наречий в предложении | 191 | |
Степени сравнения наречий | 191 | |
Словообразование наречий | 192 | |
Правописание наречий | 193 | |
§ 43. Слова категории состояния | 199 | |
Степени сравнения слов категории состояния | 199 | |
Роль в предложении слов категории состояния | 199 | |
Словообразование слов категории состояния | 200 | |
§ 39. Служебные части речи | 201 | |
Предлог | 201 | |
Разряды предлогов по значению | 202 | |
Разряды предлогов по структуре | 203 | |
Разряды предлогов по происхождению | 203 | |
Правописание предлогов | 204 | |
Союз | 207 | |
Разряды союзов по структуре | 207 | |
Разряды союзов по происхождению | 207 | |
Разряды союзов по значению и грамматическим функциям | 207 | |
Правописание союзов | 209 | |
Частицы | 211 | |
Разряды частиц по структуре и значению | 211 | |
Правописание частиц | 212 | |
§40. Междометия и звукоподражательные слова | 215 | |
Задания для самопроверки | 217 | |
Раздел 7 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | ||
§41. Основные единицы синтаксиса. Виды синтаксических связей, интонационное и пунктуационное оформление синтаксических конструкций | 221 | |
§ 47. Словосочетание | 224 | |
Виды связи слов в словосочетании | 226 | |
Смысловые отношения словосочетаний | 227 | |
Стержневое слово в словосочетании с точки зрения принадлежности к части речи | 229 | |
§48. Простое предложение | 230 | |
Предложение по цели высказывания | 230 | |
Эмоциональная окраска предложений | 231 | |
Структура простого предложения | 233 | |
Грамматическая основа предложения | 233 | |
Типы сказуемого | 236 | |
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым | 240 | |
Второстепенные члены предложения | 241 | |
Односоставные предложения | 247 | |
§45. Понятие о простом осложненном предложении | 252 | |
Однородные члены предложения | 252 | |
Пунктуация при однородных членах предложения | 253 | |
Обобщающие слова при однородных членах предложения | 256 | |
Однородные и неоднородные второстепенные члены предложения | 258 | |
Обособленные члены предложения | 259 | |
Обособление согласованных определений | 260 | |
Обособление приложений | 261 | |
Обособление дополнений | 263 | |
Обособление обстоятельств | 263 | |
Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения | 264 | |
§46. Сложное предложение | 267 | |
Сложносочиненное предложение | 271 | |
Типы сложносочиненных предложений | 271 | |
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях | 273 | |
Сложноподчиненное предложение | 275 | |
Основные группы придаточных предложений | 279 | |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным | 284 | |
Многочленное сложноподчиненное предложение | 286 | |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 288 | |
Бессоюзное сложное предложение | 291 | |
Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении | 293 | |
§47. Сложное синтаксическое целое | 296 | |
§48. Способы передачи чужой речи | 302 | |
Задания для самопроверки | 307 | |
Список дополнительной литературы | 312 |
psbatishev.narod.ru
КНОРУС, 2007. – 464 с.
Учебники
Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С.Антонова.— М. : КНОРУС, 2007. – 464 с.
Багряецева В.А., Литневская Е.И. Методика русского языка в средней школе: Учеб пособие для ВУЗов.— М.:2006. Серия Gaudeamus
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб пособие для вузов.— М.: Дрофа, 2006.
Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. М.Т.Баранова. М., 2000.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
Теория и практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.; Под ред. Р. Б. Сабаткоева. М., 2005.
Хрестоматии
Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания. Пособие для учителей / Сост. А.В.Текучев. М., 1982.
Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях / Автор-сост. М.Р.Львов. М., 1996.
Словари-справочники
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей.— М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999.
Методы обучения
Капинос В.И. О методах обучения русскому (родному) языку // Методы обучения в современной школе. М., 1983. С. 26—42.
Богданова Г.А. Виды и формы опроса на уроках русского языка. М., 1989.
Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях / Автор-сост. М.Р.Львов. М., 1996.
Типы уроков
Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. М., 1986.
Методика фонетики
Гребенкина Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка. Книга для учителя. М., 1984.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе.— М., 1989.
Методика лексики
Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. М., 1991.
Методика орфографии
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 1992.
Методика пунктуации
Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. М., 1990.
Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. М., 1982.
Методика развития речи
Методика развития речи на уроках русского языка / Ред. Т.А.Ладыженская. М., 1991.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. М., 1991.
Система обучения сочинениям в 4—8 классах / Ред. Т.А.Ладыженская. М., 1973.
Оценка ЗУН
Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Пособие для учителя / Сост. В.И.Капинос, Г.А.Костяева. М., 1986.
Внеклассная и воспитательная работа
Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. М., 1980.
Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка. Из опыта работы. М., 1988.
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М., 1985.
Программы
Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. М., 1992.
Русский (родной) язык. Временный государственный образовательный стандарт.
Учебники
Русский язык. Учебник для 5 класса средней школы (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба) / Научный редактор Н.М.Шанский. 28-е изд. М., 2001.
Русский язык. Учебник для 6 класса средней школы (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба) / Научный редактор Н.М.Шанский. 23-е изд. М., 2001.
Русский язык. Учебник для 7 класса средней школы (М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба) / Научный редактор Н.М.Шанский. 20-е изд. М., 2001.
Русский язык. Учебник для 8 класса средней школы (С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др.). 26-е изд. М., 2003.
Русский язык. Учебник для 9 класса средней школы (С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко). 24-е изд. М., 2002.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. 5-е изд. М., 2000.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд. М., 1993 (и др.).
Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / Сост.: А.Ю.Купалова. Науч. Рук. В.В.Бабайцева. М., 1993.
Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 6-7 классов общеобразовательных учебных заведений. М., 1993.
Русский язык: Учебник для средней школы. 5 класс / Ред. М.В.Панов. М., 1994.
Русский язык. Учебник для средней школы. 5 класс (М.М.Разумовская, П.А.Лекант). М., 1995.
Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. 3-е изд. М., 2000.
Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. М., 1999.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 5-го класа основной школы. Под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева. М., 2002.
Активные методы обучения
Дмитриева З.И., Федосеева С.А. Ролевая игра на уроке подготовки к сочинению // РЯШ. 1988. № 3.
Косолапкова А.А. Дидактические игры при изучении темы «Лексика» // РЯШ. 1990. № 6.
Никитенко Г.Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка // РЯШ. 1991. № 6.
Савенкова Н.П. Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка // РЯШ. 1988. № 3.
Нетрадиционные уроки
Александровская В.М. Уроки-практикумы в 6 классе // РЯШ. 1988. № 3.
Александровская В.М. Урок-практикум в 6 классе // РЯШ. 1989. № 6.
Бабкина М.В., Скрипкина В.В. Интегрированный урок — подготовка к сочинению «Цветок» (с элементами описания и рассуждения) // РЯШ. 1998. № 2.
Богданова Г.А. Имя прилагательное (5 класс) // РЯШ. 1998. № 2.
Богданова Г.А. Урок-зачет по теме «Имя прилагательное» // РЯШ. 1992. № 2.
Баландина О.П. Урок-игра «А что у вас?…» в 5 классе // РЯШ. 1990. № 6.
Орг А.О. Уроки по лексике и фразеологии в 6 классе // РЯШ. 1990. № 6.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. V класс. М., 1995.
Лойченко А.В. Урок повторения темы «Фонетика» // РЯШ. 1999. № 2.
Матвеева А.П. О преемственности в изучении лексики // РЯШ. 1978. № 5.
Милованова Н.Н., Львова О.Н. Интегрированный урок-игра «Сказки и речевой этикет» // РЯШ. 1995. № 2.
Сабинина О.И. Урок-семинар на тему «Имя числительное» // РЯШ. 1989 . № 5.
Савельева О.В. Урок в форме дидактической игры (Урок-зачет по теме «Имя числительное» // РЯШ. 1988. № 3.
Сорокина С.А. Урок-зачет по теме «Имя числительное» // РЯШ. 1990. № 2.
Федорова М.В. Урок-семинар по теме «Наречие» // РЯШ. 1990. № 3.
Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе / Авторы-сост. Б.Т.Панов, Л.Б.Яковлева. М., 1991.
Чекаева З.Н. Интегрированный урок на тему «Весна» (5 класс) // РЯШ. 1997. № 4.
Методика орфографии
Хрестоматия по методике русского языка. Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях / Авторы-сост. В.Ф.Иванова, Б.И.Осипов. М., 1995.
Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М., 1987.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966.
Приступа Г.Н. О системе орфографических упражнений // РЯШ. 1978. № 6.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 1996.
Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М., 1994.
Шатова Е.Г. Работа над орфографическим правилом. М., 1998.
Шатова Е.Г. Структурирование и группировка учебного материала при обучении орфографии // РЯШ. 2001. № 2. С. 3—10.
Левушкина О.Н. Этимологический анализ на уроке орфографии // РЯШ. 1999. № 6. С. 39—41.
Володина Е.Г. О роли взаимопроверки при совершенствовании орфографических навыков // РЯШ. 2001. № 2. С. 41—42.
Сидоренко Л.Д. Диагностика при обучении орфографии // РЯШ. 2002. № 1. С. 36—37.
Журавлева А.И. Урок на тему «Правописание Ы — И после Ц» // РЯШ. 2002. № 1. С. 38—40.
Методика пунктуации
Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе. М., 1978.
Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. М., 1982.
Ломизов А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе. М., 1975.
Основы методики русского языка в 4—8 классах / Под ред. А.В.Текучева и др. М., 1982.
Пешковский А.М. Вопрос о «вопросах» // Избранные труды. М., 1959.
Обухова Л.Н. Тексты для решения пунктуационных задач // РЯШ. 2002. № 1. С. 28—29, 32.
Диктанты
Левушкина О.Н. Виды словарных диктантов с опорой на этимологический анализ «трудных» слов // РЯШ. 1999. № 2.
Колесник Е.В. Творческий диктант // РЯШ. 2002. № 1. С. 22—27.
Гацуцын В. Индивидуально-предупредительный диктант // РЯШ. 2002. № 3. С. 47—48.
Словарная работа
Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка — один из путей повышения языковой культуры учащихся // РЯШ. 1998. № 2.
Анализ текста
Степанова Л.С. Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам // РЯШ. 2001. № 2. С 21—26.
Щепина О.Б. Анализ текста в X классе как форма подготовки к сочинению // РЯШ. 2002. № 2. С. 30—36.
Сочинения
Мистратова О.П. Сочинения-этюды // РЯШ. 1990. № 6.
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе // РЯШ. 2001. № 2. С. 27—31.
Попкова Л.В. Из опыта работы над сочинениями // РЯШ. 2002. № 2. С. 23—29.
Попкова Л.В. Сочинение в VII—VIII классах // РЯШ. 2002. № 3. С. 12—19.
Внеклассная работа
Текучев А.В. Внеклассная работа по русскому языку // Методика РЯ в СШ. М., 1980. С. 273—280.
Успенская М.Б., Голованова М.В., Кеворкова З.Г. Когда закончились уроки… . СПб., 1992.
Мартынова С.С. Формы и приемы групповой работы на уроках и во внеурочное время // РЯШ. 1990. № 3.
Янченко В.Д. Лингвистический вечер для учащихся 5-6 классов «Праздник славянской письменности и культуры» // РЯШ. 1998. № 2.
Попова Н. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» // РЯШ. 1990. № 3. С. 51—53.
Розенберг И.В. Организация и проведение праздника русского языка в школе // РЯШ. 1988. № 3.
Сухар С.С. КВН юных филологов // РЯШ. 1992 . № 5-6.
Шарапова О.Ю. Фонетический КВН // РЯШ. 1997. № 4.
Лыжова Л.К. Праздник славянской письменности и культуры (Материалы к устному журналу) // РЯШ. 1995. № 2.
Тихонова Е.Н. Кружок любителей русской лексикографии // РЯШ. 2001. № 2. С. 45—51.
Синягина Л.М. Материалы для проведения праздника «Слово о словах» // РЯШ. 2002. № 2. С. 47—50.
Работа с сильными учащимися
Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя // Завуч. 2000. № 1. С. 59—64.
Косолапкова А.А. Некоторые формы и приемы работы с сильными учащимися на уроках русского языка // РЯШ. 1991 . № 5.
Факультативы
Ивченков П.Ф. Русский язык: Пособие для факультативн курса // РЯШ. 1988. № 3.
Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» / Сост. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. М., 1986, 1990 и др.
Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»: Пособие для учителя / Сост. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. М., 1990.
Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9) классы. М., 1987.
Олимпиады по русскому языку
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М., 1994.
Вопросы и задания 2 Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. 1997. № 4.
Петрова Н.А., Коростенко Е.Н. Олимпиада в аспекте ее контрольных функций // РЯШ. 1997. № 6.
«Русский медвежонок»—2001 // Русский язык. 2002. № 35 (347). 2002.
Архипова Е.А. Материалы рязанской областной олимпиады школьников по русскому языку 2001 г. // РЯШ. 2002. № 1. С. 41—43.
Гольцова Н.Г., Копосов Л.Ф., Шамшин И.В. Материалы III областной олимпиады школьников Подмосковья по русскому языку // РЯШ. 2002. № 4. С. 44—50.
Материалы VII Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. 2002. № 5. С. 47—51.
Вопросы и задания VIII Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. 2003. № 4. С. 49—52.
Соловьева Т.В. Материалы олимпиады по русскому языку // РЯШ. 2003. № 6. С. 43—46.
Педагогическая практика
Ротова Л.Н., Серикова Г.О., Махаманова М.Н. Схемы и таблицы к курсу методики преподавания русского языка. Алма-Ата, 1993.— 52 с.
Ты идешь на педпрктику… / Автор и составитель Л.Н.Ротова. Нижневартовск, 2000.— 78 с.
Учебники
Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С.Антонова.— М. : КНОРУС, 2007. – 464 с.
Багряецева В.А., Литневская Е.И. Методика русского языка в средней школе: Учеб пособие для ВУЗов.— М.:2006. Серия Gaudeamus
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб пособие для вузов.— М.: Дрофа, 2006.
Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. М.Т.Баранова. М., 2000.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
Теория и практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.; Под ред. Р. Б. Сабаткоева. М., 2005.
Хрестоматии
Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания. Пособие для учителей / Сост. А.В.Текучев. М., 1982.
Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях / Автор-сост. М.Р.Львов. М., 1996.
Словари-справочники
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей.— М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999.
Методы обучения
Капинос В.И. О методах обучения русскому (родному) языку // Методы обучения в современной школе. М., 1983. С. 26—42.
Богданова Г.А. Виды и формы опроса на уроках русского языка. М., 1989.
Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях / Автор-сост. М.Р.Львов. М., 1996.
Типы уроков
Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. М., 1986.
Методика фонетики
Гребенкина Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка. Книга для учителя. М., 1984.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе.— М., 1989.
Методика лексики
Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. М., 1991.
Методика орфографии
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 1992.
Методика пунктуации
Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. М., 1990.
Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. М., 1982.
Методика развития речи
Методика развития речи на уроках русского языка / Ред. Т.А.Ладыженская. М., 1991.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. М., 1991.
Система обучения сочинениям в 4—8 классах / Ред. Т.А.Ладыженская. М., 1973.
Оценка ЗУН
Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Пособие для учителя / Сост. В.И.Капинос, Г.А.Костяева. М., 1986.
infopedia.su