9 класс

Учебник по истории беларусь 9 класс – История Беларуси. Конец ХVIІІ — начало ХХ в. 9 класс | Скачать

Содержание

Trojden | Морозова С. В.: Учебник по всеобщей истории. История Беларуси. Конец XVIII – начало XX в.

Прочитать описание

В 9-м классе вы приступаете к изучению нового периода в истории Беларуси: от разделов Речи Посполитой в конце XVIII в. до Первой мировой войны в начале XX в. В это время наши земли входили в состав Российской империи, в них осуществлялся переход от феодальных к буржуазным (капиталистическим) отношениям, происходили восстания и революции, гремели боевые действия войны 1812 г. и Первой мировой войны. В условиях польского и российского влияния шел процесс формирования белорусской нации, созревали и оформлялись белорусская национальная идея, культурное и политическое движение.

РАЗДЕЛ І. Беларусь на исходе феодализма: конец XVIII — середина ХІХ в.

§ 1. Положение белорусских земель в конце XVIII — середине ХІХ в. Общая характеристика

§ 2. Политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII — начале XІX в.

§ 3. Беларусь в период войны 1812 г.

§ 4. Общественно-политическое движение в первой трети ХІХ в.

§ 5. Изменения в политике российского правительства в Беларуси в 1830—1840-е гг.

§ 6. Конфессиональные отношения в конце XVIII — первой половине ХІХ в.

§ 7. Сельское хозяйство и положение крестьян в первой половине ХІХ в.

§ 8. Реформы в сельском хозяйстве в середине ХІХ в.

§ 9. Промышленность, торговля, города и местечки в Беларуси в первой половине ХІХ в.

§ 10. Образование и наука в первой половине ХІХ в.

§ 11. Литература и искусство в первой половине ХІХ в.

§ 12. Беларусь в конце XVIII — середине ХІХ в. Урок обобщения

РАЗДЕЛ ІІ. Утверждение капитализма на белорусских землях: вторая половина ХІХ — начало ХХ в.

§ 13. Положение Беларуси во второй половине ХІХ — начале ХХ в. Общая характеристика

§ 14. Отмена крепостного права

§ 15. Восстание 1863—1864 гг. в Польше, Литве и Беларуси

§ 16. Правительственная политика в Беларуси в последней трети ХІХ в.

§ 17. Развитие капиталистических отношений в деревне после отмены крепостного права

§ 18-19. Промышленное развитие и состояние городов, развитие торговли, финансов, транспорта в 1860-х гг. — начале ХХ в.

§ 20. Крестьянское и рабочее движение во второй половине ХІХ в.

§ 21. Формирование политических партий и движений

§ 22-23. Первая российская революция и события 1905 г. в Беларуси. Общественно-политическое положение в Беларуси в 1906—1914 гг.

§ 24. Столыпинские реформы и их осуществление в Беларуси

§ 25. События Первой мировой войны на белорусских землях

§ 26-27. Назревание кризиса в обществе. События Февральской революции 1917 г. в Беларуси. Обострение политической ситуации в Беларуси весной — летом 1917 г.

§ 28. Условия и особенности формирования белорусской нации

§ 29. Образование и наука в 1860-х гг. — начале ХХ в.

§ 30. Белорусские литература и театр в 1860-х гг. — начале ХХ в.

§ 31. Живопись и архитектура Беларуси в 1860-х гг. — начале ХХ в.

§ 32. Беларусь во второй половине ХІХ — начале ХХ в. Урок обобщения

Исторический словарь

Хронологическая таблица

trojden.com

Школьные учебники Беларусь добавлен 9 класс

Школьные учебники Беларусь онлайн PDF Легальные электронные копии школьных учебников. Министерство образования Беларуси приняло решение о размещении в открытом доступе электронных копий белорусских школьных учебников. Добавляются учебники за 9 класс по мере сканирования. Форматы в основном PDF и DJVU. Файлы учебников перенесены на GoogleDrive для более быстрого скачивания. Раздача учебников прекращена по требованию правообладателей. 

Полный список учебников: Алгебра 7 класс Е.П. Кузнецова, Белорусская литература 7 класс М.А. Лазарук, Русский язык 7 класс Л.А. Мурина, Русская литература 2 часть 7 класс Л. К. Петровская, Русская литература 1 часть 7 класс Л. К. Петровская, Информатика 7 класс Г.А. Заборовский, История средних веков 7 класс В.А. Федосик, История Беларуси 7 класс Ю.Н. Бохан, Геометрия 7 класс В.В. Шлыков, Физика 7 класс Л.А. Исаченкова, Английский 7 класс Н.В. Юнхель, Биология 7 класс В.Н. Тихомирова, Белорусский язык 7 класс Г.М. Валочко, История Беларуси 8 Класс В.А. Белозорович И.П. Крень Н.Н. Ганущенко, Биология 8 класс Л.В. Камлюк Е.С. Шалапенок, Геометрия 8 класс В.В. Шлыков, Алгебра 8 класс Е.П. Кузнецова Г.Л. Муравьева Л.Б. Шнеперман Б.Ю. Ящин, Физика 8 класс Л.А. Исаченкова Ю.Д. Лещинский География, 8 класс Е.А. Зыль П.С. Лопух Н.В. Науменко, Химия 8 класс И.Е. Шиманович Е.И. Василевская О.И. Сечко, Всемирная история 8 класс В.С. Кошелев, Беларуская мова 9 класс Н. М. Гардзей, П. Л. Навiцкi  З. М. Тамашэвiч, Беларуская літаратура 9 класс В. П. Рагойша, Т. I. Шамякiна, Т. В. Кабржыцкая, В. У. Праскаловiч, Немецкий язык 9 класс А. Ф. Будько, И. Ю. Урбанович, Нямецкая мова 9 класс А. П. Будзько, І. Ю. Урбановіч, Физика 9 класс Л. А. Исаченкова, Г. В. Пальчик, А. А.Сокольский, Фізіка 9 класс Л. А. Исачанкава, Г. У. Пальчык, А. А.Сакольскі, Химия 9 класс Е. И. Василевская, А. П. Ельницкий, Е. И. Шарапа, И. Е. Шиманович, Чарчэнне 9 класс В. Н. Вінаградаў, Черчение 9 класс В. Н. Виноградов, История Беларуси (Конец XVIII — начало ХХ в.) 9 класс С.В. Морозова В.А. Сосно С.В. Панов, Гісторыя Беларусі (Канец ХVІІІ — пачатак ХХ ст.) 9 класс С.В. Марозава, У.А. Сосна, С.В. Паноў, Алгебра Е.П. 9 класс Кузнецова, Г.Л. Муравьева, Л.Б. Шнеперман, Б.Ю. Ящин 2014, Геометрия 9 класс В.В. Шлыков 2012, Русский язык 9 класс Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Е.Е. Долбик, Г.И. Николаенко, Н.М. Пипченко, И.В. Татьяновская 2011, Биология 9 класс М.В. Мащенко, О.Л. Борисов 2011, Всемирная история нового времени XIX — начало XX в. 9 класс В.С. Кошелев 2010, Русская литература 9 класс О.И. Царева, В.А. Капцев, Н.П. Капшай, Английский язык 9 класс Н.В.Юхнель, Н.В. Демченко, Е.Г. Наумова, Н.А. Преснякова, Е.А. Родовская, О.В. Тихончук, Т.Н. Яковчиц Информатика Г.А. Заборовский, А.И. Лапо, А.Е. Пупцев

bymy.org

Аудио учебник по истории беларуси 9 класс

Самоучитель для бас гетары

Скачать Самоучитель для бас гетары – Словари, справочники. Электромонтер охранно пожарной сигнализации учебник, Самоучитель 3d max rapidshare depositefiles, Самоучитель для macromedia flash Преимущество

Подробнее

Учебник по истокам 6 класс

Скачать Учебник по истокам 6 класс – Учебники. Учебник биологии 8 класс колесов маш беляев pdf djvu, Создание приложений в visual studio учебник, Гдз по химии для 9 класса учебник габриелян 2009 год Конечно

Подробнее

7 клас + СD з додатковою, Решебник Англійська мова 7-й класс (О.Д.КАРП ЮК) скачать… Описание: В посібнику представлені розвязки всіх домашніх та. 08976351916 ГДЗ Планета: Английский язык карпюк 7 класс

Подробнее

Оценка инвестиции учебник 2010

Оценка инвестиции учебник 2010 -. Учебник якунина а в ценообразование, Книга с французского языка 6 класс старый учебник, Учебник чтения за 4 класс Джевецкий, К. Экономические блага и их классификация.

Подробнее

Starlight 5 workbook ответы addon

Starlight 5 workbook ответы addon >>> Starlight 5 workbook ответы addon Starlight 5 workbook ответы addon Авторы учебника: Баранова По этому номеру мы узнаем вас и расскажем о ваших скидках и персональных

Подробнее

Самоучитель asp net with visual basic урок

Скачать Самоучитель asp net with visual basic урок -. Говорящий словарь русско английский по темам, Междунaродное прaво учебник в pdf, Русско украинский словарь мед термин Изд-во Экономистъ, 2005 г. Например,

Подробнее

Сугоняев геометрия 10 класс скачать

Сугоняев геометрия 10 класс скачать >>> Сугоняев геометрия 10 класс скачать Сугоняев геометрия 10 класс скачать Моро, Решебник по математике для 4 класса Петерсон можно скачать бесплатно. Мне или решенное,или

Подробнее

Сугоняев геометрия 10 класс скачать

Сугоняев геометрия 10 класс скачать >>> Сугоняев геометрия 10 класс скачать Сугоняев геометрия 10 класс скачать Моро, Решебник по математике для 4 класса Петерсон можно скачать бесплатно. Мне или решенное,или

Подробнее

Учебник математика 5 класс bevz

Учебник математика 5 класс bevz – Учебники. Электронная детская энциклопедия все обо всем, Самый лучший итальяно русский словарь, Русский словарь ожегова википедия Глава 10 посвящена особенностям составления

Подробнее

Самоучитель игры на гитаре первые аккорды

Самоучитель игры на гитаре первые аккорды – Учебники. Биология 10 11 класс захаров профильный уровень учебник, Учебник по информатике 7 класс икт, Царенко игорь александрович энциклопедия Расчет и проектирование

Подробнее

Кобленц учебник шахматной игры

Скачать Кобленц учебник шахматной игры – Учебные пособия. Уроки игры на пианино самоучитель таблицы и схемы, Учебник по mac os maverick, Толковый словарь ударений ирины резниченко Формулировка проблемы

Подробнее

Видео самоучитель современным танцам

Видео самоучитель современным танцам – Учебники. Взаимодействие словарь по управлению, Мгсу муниципальное управление учебник, Через microsoft visual studio учебник Легенды Кавказа в творчестве Лермонтова.

Подробнее

Презумпции в уголовном праве учебник

Скачать Презумпции в уголовном праве учебник – Учебные пособия. Словарь для новичков в perfect world, Учебник история россии конец xvii xix век а н сахаров, Арбитражный процесс кананович и в учебник 1989.

Подробнее

Решебник workbook enterprise 3

Решебник workbook enterprise 3 >>> Решебник workbook enterprise 3 Решебник workbook enterprise 3 Четко структурированный материал Enterprise book, пошаговое обучение по которому направленно облегчить обучение,

Подробнее

Самоучитель фотошопа cs3 на русском

Скачать Самоучитель фотошопа cs3 на русском – Учебники. Хутызин м х сурженко п н энциклопедия права, Татар теле 5 класс харисов харисова учебник, Международное право учебник сотрудничество государств Плотный

Подробнее

Самоучитель по вокалу online

Скачать Самоучитель по вокалу online – Словари, справочники. Руссколатинский словарь для медиков, Русско испанский словарь на андроид 4 0, А шварценеггера энциклопедия бодибилдинга Правила разграничения

Подробнее

Обществознание учебник 8-9 класс

Обществознание учебник 8-9 класс – Учебные пособия. Анна петровский словарь имен личных, Современная медицинская мультимедийная энциклопедия, Энциклопедия рыб рыба линь Определение и принципы технического

Подробнее

Самоучитель дл яигры на трубе

Самоучитель дл яигры на трубе – Учебники. Толковый словарь вид операции, Теоретические основы финансового менеджмента учебник, Самоучитель по sony vegas онлаин обеспечения выполнения установленных нормативов

Подробнее

Энциклопедия гигантская водяная лилия

Скачать Энциклопедия гигантская водяная лилия – Учебные пособия. Гдз по английскому языку 7 класс афанасьева учебник 2014, Проблемы тгп учебник шаров а в, Энциклопедия тюремных татуировок александра фокина

Подробнее

Решебник хвостенко теория музыки

Решебник хвостенко теория музыки >>> Решебник хвостенко теория музыки Решебник хвостенко теория музыки Хвостенко Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. Хвостенко 1899 1979 и широко распространенном

Подробнее

Лучший учебник по биохимии кто автор

Лучший учебник по биохимии кто автор – Учебники. Экономика торгового предприятия учебник под общей редакцией а и гребнева м экономика 2007, Аудиокниги самоучитель английский язык для начинающих, Русский

Подробнее

Первой книгой был учебник биологии

Первой книгой был учебник биологии – Учебные пособия. Словарь матерных слов ахметовой, Учебник математике 2 класс 1982 г, Экологическое право петров вв элекронный учебник Организационноэкономическая сущность

Подробнее

Учебник по социологии конфликта

Скачать Учебник по социологии конфликта – Учебники. Учебник информатика 7-9 гейн а.г., Учебник ответов по математике н я виленкин в и жохов, Бизнес планирование черняк учебник Поставь в словах ударение.

Подробнее

Английский учебник строгого контрапункта

Английский учебник строгого контрапункта – Учебные пособия. Словарь даля толковый пидораст, Скатчать андреева энциклопедия обустройства садовых и приусадебных участков, Учебник по английскому языку 7 класса

Подробнее

Multitran ru словарь русская версия

Multitran ru словарь русская версия – Учебники. Учебник enjoy english 5-6 класс биболетова pdf на андроид, Каркасный дом технология учебник, Социология учебник для юридических вузов под ред в п сальникова

Подробнее

Starlight 9 workbook ответы

Starlight 9 workbook ответы >>> Starlight 9 workbook ответы Starlight 9 workbook ответы Радует тот ньюанс,что бесплатно. Стол заказов Доступно только зарегистрированным пользователям! Гдз сборник грамматических

Подробнее

Учебник по черчению 9 класса

Скачать Учебник по черчению 9 класса – Учебные пособия. Франко русский словарь для sony prs 600, Административное право курс учебник, Сколько лет даль создавал словарь Научитесь искусству интерпретации

Подробнее

Россия молдавской переводчик и словарь

Россия молдавской переводчик и словарь -. Учебник русского языка просвещение 9 класс, Самоучитель по переводам двоичных систем счисления в шестнадцатиричные, Толковый словарь абстракционное мышление Герд

Подробнее

docplayer.ru

История Беларуси 9 класс – расцвет государства

Шпоры по Истории Беларуси. 9 класс DOC (пароль-istmira)

Панов С.В. Истории Беларуси: билеты. 9 класс DOC (пароль-istmira)

Морозова С.В., Сосно В.А., Панов С.В. История Беларуси. Конец XVIII – начало XX в. 9 класс PDF (пароль-istmira)

Учебник истории Белоруссии за 9 класс посвящён лучшему периоду в истории Белоруссии и России эпохе XIX-начала XX в. Именно в это время Россия достигла пика своего национального и государственного величия. Это время в мировой историографии принято называть поздним новым временем. Оно началось с дня взятия Бастилии в ходе Французской революции и закончилось с отречением Михаила II от престола и падением в России самодержавия.

Позднее новое время не только лучшее время в истории России, но и Европы, всего белого арийского мира. В это время европейская цивилизация вообще достигла пика своего величия. Только, если для Европы лучшие годы пришлись на начало XIX столетия, период от 1813 до 1848 года, то у России это время попало на период с 1861 по 1914 г.

Главной чертой эпохи, которая делает её лучше предыдущих, является промышленная и научная революция. Промышленный переворот начался в Англии в XVIII века, но именно в XIX в. его результаты стали ощущаться во всей Европе. В 30-ые г. XIX века он начался в России. Рост промышленности привёл к росту благосостояния людей, облегчению промышленного труда, улучшению быта. Стали появляться доселе невиданные механизмы. Появились новые разделы науки (физика, химия, биология). Именно тогда был заложен фундамент всего того, чем мы пользуемся сейчас. Научная революция XIX века стала основой развития всей современной цивилизации.

Изменился быт людей, привычки, обычаи. Их внешность, темперамент, манеры поведения стали близки к современным, чего нельзя сказать о веке XVIII века Идеалы красоты, моды, воспитания тоже стали более близкими к нашим.

История Беларуси 9 класс повествует о том, что начало века для Белоруссии было характерно переносом на неё экономической системы России. Самой большой радостью для населения стало изгнания оккупантов-католиков и возврат в лоно Православной Церкви. Однако Александр I не торопился полностью заканчивать с влиянием шляхты. Среди его друзей был и видный поляк шляхтич А. Чарторыйский, который оказывал на Императора огромное влияние.

Поэтому экономическая жизнь белорусов в первые годы после воссоединения с Россией сильно не изменилась. Это не касается тех губерний, в которых имения и крестьяне были отданы русскому дворянству. Однако влияние шляхты было ещё сильно. Главный итог воссоединения политический и культурный. Народ оказался верен Православным традициям, а вот католицизм в Белоруссии сразу стал спадать к нулю и остался только среди поляков.

Белорусы сразу утратили свои западные привычки и приобщились к русской культуре, быту, образу жизни, праздникам. Ассимиляция продолжалась не больше 15-20 лет. Всё это доказывает, что как такового разделения на русских и белорусов нет, оно искусственное и служит вспомогательным средством обозначения местных диалектов внутри единого русского народа.

Польшу же постигла новая катастрофа в 1812 г. Наполеон надеялся создать Польшу и с её помощью захватить Россию, но его авантюра не удалась, и его полчища были разгромлены. Это привело к окончательному вхождению Польши вместе с Варшавой в состав России по итогам Венского конгресса.

Победа России над Наполеоном далась России с трудом, но укрепила её. Следующие 13 лет после неё Россия пыталась отстроить всё то, что сжёг наполеон. Бедствия были колоссальны. Только на территории Белоруссии было сожжено и разграблено до 70% сёл, городов и деревень. Бедой России, связанной с войной, пытались воспользоваться внешние враги, чтобы посеять смуту. Они забрасывали в Россию революционные идеи с целью дестабилизации государства, а в Белоруссии поощряли русофобские идеи мелкоэтнического белорусского национализма.

Пиком этого стало декабрьское восстание в Петербурге в 1825 г. и восстание в Польше в 1833 г. Александр I даровал Польше самоуправление, но она в ответ отплатила России десятками тысяч безвинно убитых русских людей. Николай I смог подавить декабрьский мятеж и обуздать революцию, на подавление польского восстания, охватившего Белоруссию, потребовалось больше времени.

История Беларуси 9 класс повествует о том, что главный итог восстания: полная потеря Польшей независимости и русификация Белоруссии. Шляхту лишили дворянских званий, почестей, поляки были заменены русскими, католические храмы во многих городах разрушены. С папской оккупацией Белоруссии было покончено окончательно. Казалось, что Белоруссия навсегда вошла в состав России.

Следующие 30 лет истории Белоруссии прошли спокойно без катаклизмов. Изменения начались в связи с промышленным переворотом и необходимостью ликвидировать намечавшееся отставание России от лидеров мировой экономики. С этой целью в 1861 г. Александр II отменил крепостное право.

Началась новая экономическая эпоха. Россия включилась в мировую экономику и стала развиваться бурными темпами. Началась научная революция, быт людей улучшался в геометрической прогрессии. Сделанные в разных областях наук открытия направленные на улучшение качества жизни людей можно перечислять на 10 страницах.

В конце XIX века Россия столкнулась с новым явлением – урбанизацией. Научный и бытовой прогресс подтолкнул людей к безудержному оптимизму и веры в счастливое будущее. Появились многодетные семьи по 10-12 детей!!! Что было неслыханно для более ранних эпох. Тогда это были единичные явления, в конце XIX в. такой была каждая третья семья, а нормой считалось 6-7 детей.

Это-то и сыграло с Россией злую шутку. Нельзя иметь столько детей, если у тебя нет земли и средств, чтобы их прокормить. Сегодня эту истину знает каждый, рожай мы сегодня столько, завтра бы случился октябрь, но тогда люди опьянённые верой в счастье, которую давала им жизнь, не понимали этого.

В результате вначале XX в. выросло голодное поколение крестьян, на которых просто не было земли. Ведь землю Царь давал семьям их расчёта на 1-2 наследников, а не 11-12. Это привело к экономическому кризису и революции 1905 г. Разрешить его взялся П.А. Столыпин и его аграрная реформа. Крестьян селили на хутора в Белоруссии, давали свободную, государственную землю, кому-то давали землю в Сибири, об этом школьникам будет рассказывать курс история Беларуси 9 класс.

На какое-то время аграрную проблему удалось решить, но это не помогло справиться с общей проблемой обнищания населения, даже при совершенно фантастических темпах роста развития экономики и ВВП, которых не видела истории России в своей истории. Численность населения росла подобно тому, что сейчас происходит в нищих африканских странах, если не хуже. Неспособность людей контролировать рождаемость привела к катастрофе.

Россия оказалась втянута в Первую мировую войну, немцы оккупировали большую часть белорусских земель. Иноземная оккупация сплотила народ вокруг Царя, но экономические проблемы в связи с войной усугубились. В итоге в Петербурге возник заговор среди дворян, подобный декабрьскому 1825 года, в столице был искусственно спровоцирован голод. Население вышло на улицу, чем воспользовались иностранные агенты и революционные политики, желавшие триумфа своих идей. Закончилось это отречением Николая II и падением самодержавия в России.

Эпоха XIX-начала XX в. стала символом того как можно многое создать и в одночасье потерять. Самый великий в истории России экономический рывок, освоение Сибири, промышленный переворот, Транссиб, появление электричества, плотин, гидроэлектростанций, общественного транспорта и многое другое – всё оказалось напрасным, потому что люди оказались не способны контролировать свою рождаемость. Вера, в светлое будущее основанная на том экономическом рывке помешала увидеть реальность, что каждому ребёнку нужен хлеб, а на участке земли в 10 соток никаким образом не вырастишь урожая больше, чем на нём можно вырастить, сколько бы людей на нём не работало.

www.istmira.com

Электронные учебники. ГУО “Средняя школа №30 г. Бобруйска”

Школьные учебники Беларусь

Актуальные Белорусские учебники 7-11 класс. Форматы в основном PDF и DJVU. Учебники взяты из открытых источников!

Просмотр файлов pdf программой Adobe Reader скачать тут. Просмотр файлов djvu программой WinDjView скачать тут. Для мобильных устройств и для андроид устройств тут.

P.S. Министерство образования Беларуси приняло решение о размещении в открытом доступе электронных копий белорусских школьных учебников.

                                                     7 класс          8 класс               9 класс

                                              10 класс         11 класс

Полный список учебников:
Алгебра 7 класс Е.П. Кузнецова, Белорусская литература 7 класс М.А. Лазарук, Русский язык 7 класс Л.А. Мурина, Русская литература 2 часть 7 класс Л. К. Петровская, Русская литература 1 часть 7 класс Л. К. Петровская, Информатика 7 класс Г.А. Заборовский, История средних веков 7 класс В.А. Федосик, История Беларуси 7 класс Ю.Н. Бохан, Геометрия 7 класс В.В. Шлыков, Физика 7 класс Л.А. Исаченкова, Английский 7 класс Н.В. Юнхель, Биология 7 класс В.Н. Тихомирова, Белорусский язык 7 класс Г.М. Валочко

История Беларуси 8 Класс В.А. Белозорович И.П. Крень Н.Н. Ганущенко, Биология 8 класс Л.В. Камлюк Е.С. Шалапенок, Геометрия 8 класс В.В. Шлыков, Алгебра 8 класс Е.П. Кузнецова Г.Л. Муравьева Л.Б. Шнеперман Б.Ю. Ящин, Физика 8 класс Л.А. Исаченкова Ю.Д. Лещинский География, 8 класс Е.А. Зыль П.С. Лопух Н.В. Науменко, Химия 8 класс И.Е. Шиманович Е.И. Василевская О.И. Сечко, Всемирная история 8 класс В.С. Кошелев

Беларуская мова 9 класс Н. М. Гардзей, П. Л. Навiцкi  З. М. Тамашэвiч, Беларуская літаратура 9 класс В. П. Рагойша, Т. I. Шамякiна, Т. В. Кабржыцкая, В. У. Праскаловiч, Немецкий язык 9 класс А. Ф. Будько, И. Ю. Урбанович, Нямецкая мова 9 класс А. П. Будзько, І. Ю. Урбановіч, Физика 9 класс Л. А. Исаченкова, Г. В. Пальчик, А. А.Сокольский, Фізіка 9 класс Л. А. Исачанкава, Г. У. Пальчык, А. А.Сакольскі, Химия 9 класс Е. И. Василевская, А. П. Ельницкий, Е. И. Шарапа, И. Е. Шиманович, Чарчэнне 9 класс В. Н. Вінаградаў, Черчение 9 класс В. Н. Виноградов, История Беларуси (Конец XVIII — начало ХХ в.) 9 класс С.В. Морозова В.А. Сосно С.В. Панов, Гісторыя Беларусі (Канец ХVІІІ — пачатак ХХ ст.) 9 класс С.В. Марозава, У.А. Сосна, С.В. Паноў, Алгебра Е.П. 9 класс Кузнецова, Г.Л. Муравьева, Л.Б. Шнеперман, Б.Ю. Ящин 2014, Геометрия 9 класс В.В. Шлыков 2012, Русский язык 9 класс Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Е.Е. Долбик, Г.И. Николаенко, Н.М. Пипченко, И.В. Татьяновская 2011, Биология 9 класс М.В. Мащенко, О.Л. Борисов 2011, Всемирная история нового времени XIX — начало XX в. 9 класс В.С. Кошелев 2010, Русская литература 9 класс О.И. Царева, В.А. Капцев, Н.П. Капшай, Английский язык 9 класс Н.В.Юхнель, Н.В. Демченко, Е.Г. Наумова, Н.А. Преснякова, Е.А. Родовская, О.В. Тихончук, Т.Н. Яковчиц 

Беларуская мова 11 класс Г.М. Валочка, Л.С. Васюкович, С.С. Михиенок, У.П. Савко Беларуская літаратура 11 класс З.П. Мельникова, Г.М. Ишчанка Физика 11 класс В.В. Жилко Л.Г. Маркович Химия 11 класс А.П. Ельницкий Е.И. Шарапа География 11 класс В.С. Антошко, Б.Н. Крайко, Е.Н. Мешечко, П.И. Рогач Обществоведение 11 класс М.И. Вишневского История Беларуси 11 класс В.М. Фомин, С.В. Панов, Н.Н. Ганущенко Русский язык 11 класс Л.А. Мурина Ф.М. Литвиненко, Е.Е. Долбик Биология 11 класс С.С. Маглыш, А.Е. Каревский Всемирная история XIX — начало XXI в. 11 класс В.С. Кошелев Английский язык 11 класс Н.В. Юнхель, Е.Г. Наумова, Н.В. Демченко, В.Б. Андрнианова, Н.А. Преснякова, Е.А. Родовская, О.В. Тихончук Информатика 11 класс Г.А. Заборовский А.Е. Пупцев 

Беларуская мова 10 класс Г.М. Валочка, В.У.Зелянко  Беларуская літаратура 10 класс З.П. Мельникова, Г.М. Ишчанка Физика 10 класс Е.В. Громыко, В.И. Зенькович, А.А. Луцевич, И.Э. Слесарь Химия 10 класс И.Е. Шиманович, Е.И. Василевская, В.А. Красицкий, О.И. Сечко, В.Н. Хвалюк Обществоведение 10 класс М.И. Вишневский, В.Н. Гирина, Ю.В. Аленькова, Л.О. Мурашко, Н.В. Черченко, Е.И. Шалашкевич История Беларуси (пособие) 10 класс Е.К. Новик Всемирная история новешего времени 1918-1945г.г. 10 класс Г.А. Космач Алгебра 10 класс Л.Б. Шнеперман Геометрия 10 класс В.В. Шлыков Русский язык 10 класс Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, В.Л. Леонович, В.А. Саникович, Е.Е. Долбик, И.В. Таяновская, Т.В. Игнатович Биология 10 класс Н.Д. Лисов, В.В. Шевердов, Г.Г. Гончаренко, М.Л. Дашков География Беларуси 10 класс М.Н. Брилевский Г.С. Смоляков Русская литература 10 класс Английский язык 10 класс Н.В. Демченко, Н.В. Юнхель, Т.Ю. Севрюкова, Е.Г. Наумова, И.В. Зубрилина, Л.М. Лапицкая, Д.В. Светлолобова Информатика 10 класс Г.А. Заборовский А.Е. Пупцев Математика (пособие) 10 класс Л.А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский Допризывная подготовка В.Б. Варламов Основы медицинских знаний Н.И. Федюкович

30bobruisk.schools.by

Чему учат белорусские учебники истории — Информационно-аналитический Центр (ИАЦ)

На нашем сайте уделяется много внимания историческому приоритету. Вот и в этой статье мы предлагаем нашим читателям рассмотреть один из имеющих принципиальное значение аспектов этой тематики — содержание белорусских учебников истории.

Актуальность этой темы — сомнений не вызывает, так как, вспоминая расхожий афоризм, приписываемый Бисмарку:

«Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя»,

можно смело утверждать, что будущее страны зависит напрямую от того, какая информация доводится о прошлом до новых поколений именно в учебниках истории.

После распада СССР, вновь образовавшиеся государства, не имевшие преемственности непрерывной линии развития и нуждающиеся в базовых несиловых основаниях, одним из которых является история, занялись конструированием прошлого как государствообразующего фактора, в том числе и в учебном формате. При этом процесс мистификации истории охватил, в той или иной степени, все без исключения республики постсоветского пространства. Испытывая своеобразный комплекс легитимности, национальные историки репродуцируют в учебной и особенно в историографической литературе даже мифологические конструкции, расходящиеся не только с исторической действительностью, но и со здравым смыслом. За всем этим — и это необходимо подчеркнуть — скрывается реальный политический курс государственного строительства.

О понятии приоритетов смотрите статью «Первая Мировая гибридная война XXI века», а об историческом приоритете смотрите статью «День стандартов или исторические масштабы (как померить историю)».

Видеоролик о роли истории в жизни общества:

https://www.youtube.com/watch?v=K_057-iAGHs&t=124s

Перейдём к главной тематике нашей статьи — белорусским учебникам истории.

Белорусские учебники истории – как они есть

http://katolik-gomel.by//media/k2/items/cache/4b0a3f295543bcdb7e84aacab1169fb5_L.jpg

Не будем их  идеализировать, однако отметим, что в отличие от абсолютного большинства учебной литературы, изданной в бывших республиках Советского Союза, в целом, в белорусских школьных учебниках по истории  присутствует взвешенный академический взгляд на прошлое. Нет, конечно, идеологическая компонента  представлена и в белорусской школьной исторической литературе, но   она в сравнении с учебниками других бывших союзных республик демонстрирует гораздо большую объективности в изложении исторического материала, к тому же рассматриваемого с позиций толерантности по отношению к России и русским, хотя, безусловно, без «шероховатостей» и здесь не обошлось.

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что учебники истории Беларуси единственные в своем роде на всём постсоветском пространстве, в которых советизация страны оценивается как историческое благо. Красная Армия периода Гражданской войны рассматривается как союзник белорусского народа в отражении иностранной интервенции. Подчеркивается, что идея о создании собственного государства, выразившаяся в учреждении в 1918 г. Белорусской народной республики, массовой поддержки не приобрела.

Материалы по теме: «25 марта — что празднуем?»

Как главная угроза для белорусов определяется колонизация края. Подчеркивается безусловное преимущество существования белорусов в Белорусской ССР в сравнении с теми их соотечественниками, территория проживания которых оказалась в составе Польши. В отличие от прибалтийских, украинских и молдавских учебников расширение советских границ в 1939–1940 гг. на Запад трактуется положительно. Вхождение Западной Белоруссии в СССР определяется не как оккупация, а как исторически закономерное воссоединение белорусского народа.

http://www.karty.by//wp-content/uploads/2011/03/BSSR-1971_funny.jpg

Нельзя вместе с тем сказать, что советский период истории преподносится в Беларуси исключительно в позитивной тональности. Указывается, в частности, на постепенный выход из обращения национального языка, русификацию образования.  Особое внимание уделяется фигуре первого секретаря компартии Белоруссии П.М. Машерова, обстоятельства гибели которого в 1980 г. усиливают его героизацию как национального лидера. Популярностью пользуется версия, что он рассматривался в качестве реального кандидата на пост председателя Совета Министров СССР, что и послужило мотивом заговора по его устранению.

Позитивно следует оценить, что  белорусские учебники большое внимание уделяют культурной компоненте, которая занимает от пятой части до половины всего содержания пособий и является особо значимым фактором определения национальной идентичности.

По объективности в определённых деталях учебная литература Беларуси может служить примером для других учебных пособий. Недаром в интернете чрезвычайной популярностью пользуется  выдержка из белорусского учебника, в котором при описании «сталинского»  периода в истории СССР подчёркивается, что «десятки миллионов жертв политических репрессий в СССР, про которые рассказывается в публикациях последних десятилетий, не что иное, как миф, запущенный в общественное сознание для дискредитации социалистической системы».

https://pp.vk.me//c623726/v623726257/25990/B9495fo2olQ.jpg

К тому же существует по этому эпизоду и весьма разумный комментарий  заместителя министра образования Раисы Сидоренко:

«Фразу из параграфа 15 «Общественно-политическая жизнь в конце 1920-х — 1930-е гг.» учебника истории для 10 классов   нельзя рассматривать вне контекста всего параграфа. Автор высказал сомнение в том, что цифра жертв политических репрессий составляет десятки миллионов человек. Точная цифра жертв политических репрессий неизвестна. В справке, подготовленной в 1954 году для Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева Генеральным прокурором СССР В. Руденко, министром внутренних дел С. Кругловым и министром юстиции К. Горшениным, указывалось, что за период 1921 — 1954 гг. за «контрреволюционные преступления» было осуждено 3 777 380 человек, в том числе к высшей мере наказания приговорено 642 980 человек».

Видео по теме:

https://www.youtube.com/watch?v=HMfubcxd4YY

Но особо много «шероховатостей» в учебниках обнаруживается при описании времени нахождения белорусских земель в составе Российской империи. И среди них тема «Белоруссия в период войны 1812 г». При этом понятие «Отечественная война 1812 г.» не упоминается, вместо неё употребляется термин «французско-русская» война, которая представляется как борьба великорусов и французов, хотя авторы не обходят вниманием ни героев войны, так или иначе связанных с Беларусью, ни мужество солдат-рекрутов из белорусских губерний в Бородинском сражении.

http://images.myshared.ru//4/126533/slide_2.jpg

В связи с войной 1812 г. следует отметить еще один присутствующий в учебниках идеологический мотив — о партизанах, образ которых, особенно после Второй мировой войны, стал символом народного сопротивления и позитивно воспринимается большинством населения Беларуси. Каждый советский школьник, изучая историю, читал о партизанском движении 1812 г. Однако в новом учебнике истории оказалось, что партизанских отрядов в 1812 г. на территории Беларуси  не существовало. Вместо них появились организованные с целью защиты имущества «отряды самообороны». Белорусским крестьянам полностью отказано в каких-либо иных причинах сопротивления нашествию, кроме как заботой сохранения собственного имущества. В Беларуси, по мнению авторов учебника, не было партизанских действий. Естественно, что жители территорий, недавно вошедших в состав Российской империи, были настроены менее патриотично, т.к. у них общий государственный патриотизм только начинал формироваться. Следует отметить, что и летучие партизанские отряды русской армии называются «небольшими войсковыми отрядами. Вместе с тем, если белорусские крестьяне были подданными Российской империи, а в Российской империи война стала Отечественной, то почему такое определение не может касаться и жителей белорусско-литовских губерний? Тем более, что авторы учебника заявляют, что «в победу России в войне 1812 г. внесли вклад и солдаты-рекруты из белорусских губерний».  

Также странным представляется расположение событий европейской, белорусской и русской истории в синхронической таблице в учебнике «История Беларуси для 9-го класса» (Морозова, Сосно, Панов). В таблице три столбца, в первом указаны события, которые происходили в Европе, т.е. на запад от границ Российской империи. Во втором столбце – события, происходившие на землях Беларуси, а в третьем – в России. То, что тогдашняя Беларусь являлась частью России, авторов не смущает. В результате такого деления таблицы встречается странная расстановка исторических событий. В частности, восстание 1830 – 1831 гг. указано в первом и втором столбцах, т.е. школьник понимает, что оно происходило в Европе и Беларуси. В третьем столбце событие не указано, т.е. в России этого восстания не было.  Точно также расположена информация и о восстании в  1863 – 1864 гг.

Ещё один вопрос. Как пишут авторы учебника, восстание 1830 – 1831 гг. было направлено «против российского самодержавия», восстание 1863 – 1864 гг. – «против самодержавия», т.е. против власти российского императора. По синхронической таблице учебника получается, что восстание против российского монарха происходило не в России. Это как-то странно отдаёт неким постмодерном. В итоге остаётся непонятным, по какому принципу в третий столбец синхронической таблицы не попал ряд событий, на территории России происходивший. Ответ угадывается определённо – события, которые происходили в основном в Северо-Западном крае Российской империи, не воспринимаются как общероссийские.

Вообще, учебники  белорусской истории, описывающие положение Беларуси в составе Российской империи, в определённой степени продолжают традиции белорусских националистов конца XIX – начала XX вв.

http://i1186.photobucket.com//albums/z377/ukraine2world/small/98Poland-Russia-s.jpg

Согласно этим идеям, у белорусов всегда было обострённое национальное чувство, кроме того, население постоянно подвергалось национальному гнёту. Белорусы рассматриваются как носители самосознания, которое практически совпадает с современной белорусской идентичностью. Однако в действительности проблема национальной государственности для белорусов встала именно только в конце XIX  XX вв. Наконец, следует также отметить, что идеи белорусского национализма не получили серьезного распространения в обществе и являлись (да и сегодня являются) уделом лишь узкой группы белорусской интеллигенции.

И всё-таки объективность следует признать, что в учебно-историческом формате в Беларуси доминируют  сравнительно объективный подход к прошлому страны, в отличие от белорусской историографической, научно-популярной литературы, не говоря уже о  псевдонаучной, выдаваемой за научную, которые в массе своей носят откровенно националистический и русофобский характер.

Дополнительная «историческая макулатура»

Понятно, что в эпоху Интернета школьники получают знания об истории своей страны не только из учебников, хотя их первостепенность в приобретении исторических знаний никто не оспаривает. И что же они могут узнать из «дополнительного» материала?

Для начала им предлагается ознакомиться с «критикой» содержания самих учебников. Кстати, обратите внимание — кто является авторами этих «критических» материалов. Например, сотрудник Европейского колледжа Liberal Arts в Беларуси (ECLAB) Алексей Браточкин пишет:

«Школьникам преподают специфический курс истории, в рамках которого можно получить представление о чем угодно, только не о действительно важных вещах».

https://mtdata.ru//u30/photo6944/20331253838-0/original.jpg

И далее расшифровывает свои претензии:   

— в учебниках неправильно констатируется факт наличия единой древнерусской народности: «школьная научная истина – это специфическая интерпретация о том, что белорусы были частью «древнерусской народности» и единственным их желанием после распада Киевской Руси было воссоединиться с соседями»;

— в современных учебниках для старшей школы оправдываются репрессии, не поднимается вопрос о государственном насилии, а довоенные реалии описываются  как «пронизанные пафосом созидательного труда»;

— о пакте Молотова—Риббентропа (договоре о ненападении, заключенном между Советским Союзом и Германией 23 августа 1939 года) в белорусских учебниках говорится, что он «восстанавливал историческую справедливость», что, по его мнению, не соответствует исторической правде. Да ещё и добавляет при этом,  что «такая же логика аргументов присутствовала при переходе Крыма к России в 2014 году».

А вот журналиста Британской вещательной корпорации Татьяну Мельничук особенно беспокоит, что в современных учебниках истории учтено требование президента Александра Лукашенко, кстати, историка по образованию, не очернять советских руководителей, включая Иосифа Виссарионовича Сталина. Она  также считает неправильным, что параграфы, посвященные событиям Великой Отечественной войны, превалируют по объёму над изложением в школьных учебниках иных исторических тем, сокрушаясь при этом отсутствием отдельной главы, посвященной «репрессиям сталинских времен».  

Впрочем, «недостаточное» внимание к вопросу «сталинских репрессий» в Беларуси волнует не только автора ВВС, но и «экспертов», привлеченных немецкой «Deutsche Welle».

Встретится юный пользователь интернета и с прямыми фальшивками так называемых «исторических документов». Как, например, вот этот «Указ Екатерины II 1796 года по новым землям Литовским», получивший широкое распространение в интернет-пространстве:

http://ic.pics.livejournal.com//vadim_i_z/4399805/524128/524128_original.jpg

Фальшивка рассчитана на то, что абсолютное большинство школьников примут её за истину и проверять её правдивость, хотя бы путём просмотра томов XXIII  и XXIV «Полного собрания законов Российской Империи» под редакцией М.М. Сперанского, в которых подобного законодательного акта нет, не будут. Что русофобам и требовалось «доказать».

А в книжных  магазинах можно ещё и приобрести сборник «Тайны беларуской истории», автор  В.В. Деружинский, в котором, согласно аннотации, на 560 страницах (!) «на хорошем языке изложены размышления о древности беларусов, об их истоках,  о кровавой российской экспансии на запад, об искусственно созданном в ХХ веке облике привычной нам Беларуси. Все главные «болевые точки», вокруг которых с переменным успехом велись местечковые идеологические баталии, обрели в текстах издания радикальную и вполне убедительную версию решения». В том числе и такие «перлы», антинаучность которых видна, как говорится, «невооружённым взглядом, но ведь изданы:

— «… антропологически и генетически беларусы неизменны минимум 3500 лет.. как этнос компактно проживают на своей территории 12 столетий подряд…беларусы генетически чисты…»;

— «беларусы, а не украинцы, вызывали головную боль у царизма тем, что за первые 70 лет пребывания в составе России устраивали антироссийские восстания. Поэтому именно беларусы подверглись самому жестокому этническому погрому со стороны царизма, страстно желавшего превратить мятежный народ в податливый воск или глину»;

— «Конечно, жизнь беларусов в СССР (восточных с 1922 года, западных – с 1939) оказала свое влияние на менталитет народа, причем негативное: была истреблена его политически активная часть, развилось равнодушие к жизни своего государства. Но все это касается только социального сознания, и лишь в малой части – сознания национального. Народ остался тот же самый. Со своим генофондом и антропологией, языком, материальным укладом жизни, национальными традициями, со своим национальным характером. Именно все это определяет национальную идентичность народа, и во всем этом произошло очень мало изменений».

Но самое «ценное» в этом сборнике, по утверждению таких же, как автор,  русофобов и националистов – это «жёсткое критическое  развенчание нелепых мифов царизма и СССР о братстве белорусов, украинцев и русских, о том, что «беларусы и украинцы являются (вместе с русскими) восточными славянами» и произошли от последних, что «литовцы в ВКЛ угнетали беларусов, а в Речи Посполитой изнывали под польским игом».  

И ладно бы желающие извратить историческую действительность действовали в привычном им жанре «фолк-хистори», нет, в последнее время прозападные националисты всё чаще выдвигают требования включить в школьные программы  псевдоисторические сведения, яркий примеры которых мы уже привели выше, анализируя «опус» В. Деружинского. И в качестве главного посыла этих требований всё чаще звучат утверждения, полная антинаучность и даже абсурдность которых неоднократно доказана, о том, что современные белорусы — это якобы этнические «литвины», так как «вплоть до XIX века жил самобытный «литвинский  народ, титульная нация Великого Княжества Литовского, а потом коварные россияне переименовали его в белорусов и самобытность народа порушили…».

http://minemshop.ru//images/books_covers/1013659838.jpg

Скажем прямо, до включения подобной ахинеи в учебники пока не дошло, и можно обоснованно говорить, что и не дойдёт. Однако и активного противодействия «литвинскому псевдоисторизму», да и другим националистическим и русофобским «изыскам» «свядомых», увы, тоже не наблюдается. А то, что подобным попыткам следует своевременно давать отпор,  и прежде всего путём активной  популяризации истинной академической истории, сомнений не вызывает.  Стоит только вспомнить украинские учебники истории и события в стране, одной из причин которых как раз и является информация этих учебных пособий.

Тенденции

Указанные выше книги подготавливают общественность для изменений, которые иногда достаточно сложно отследить. Процесс изменения общественного мнения по тем, либо иным вопросам порой занимает десятилетия. Так и учебники истории медленно, но всё-же изменяются. Активное влияние на этот процесс оказывают  белорусские либерал-националисты, которые, к слову, представлены и в научном сообществе, и в системе образования.

Изменение и переоценка истории начинается с тех процессов, которые происходят в политической и общественной жизни страны. Хорошая иллюстрация тому —  исследования на тему изменений вектора истории, в зависимости от политического вектора Беларуси, Татьяны Островской.  

Вот и сейчас мы можем наблюдать новый виток активизации националистических настроений в обществе, которые, к слову, совпадают во многом с политическим курсом. Одной из целью националистов Беларуси является, безусловно, изменение истории. Поэтому мы можем наблюдать попытки повлиять на официальную науку и власть. Попытки протолкнуть своё видение истории, свою оценку событий.

За примером далеко ходить не надо: на телеканале ОНТ в ноябре 2016 года вышла передача «Стары Новы Мінск. Акупацыя», в которой велись рассуждения об использовании бело-красно-белого флага и герба погоня в условиях фашистской оккупации. Дискуссию вели историк-архивист Антон Рудак и культуролог Сергей Хоревский. Предлагаем ознакомиться с содержанием программы:

https://www.youtube.com/watch?v=2g66mjtvPKo

Примечательно также и комментарий, который дал для «Нашей Нивы» Сергей Хоревский:

«Я сначала настороженно отнесся к предложению порассуждать о национальных символах во время оккупации на государственном телевидении, но, когда услышал слова ведущего «Беларусь-1» Бочкова о том, что бело-красно-белый флаг и «Погоня» — наше общее наследие, то я понял, что это звенья одной цепи»

Это пример мягкого воздействия — дискуссия на ТВ, предположения, мнения и т.д. Но вот какие ещё есть звенья у цепи?

Есть и более радикальные примеры. Активисты «Молодого фронта» собрали 10 тыс. подписей под петицией в минкульт с требованием придать бело-красно-белому флагу статус исторической ценности. Минкульт, к слову, дало отрицательный ответ, но борцы за независимость не успокаиваются. И лидер «Молодого фронта» заявил:

«Друзья, в 2016 году мы все вместе хорошо поработали на то, чтобы расширить громаду патриотов нашего настоящего флага. Так поможем академикам и ученым сделать 2017 год — годом 500-летия белорусской Библии Скорины, также и годом бело-красно-белого флага!»

И тут невольно возникает вопрос: кому это выгодно? Ведь за красивыми словами о независимости зачастую кроются вполне корыстные интересы определенной группы лиц.

Заключение

То, что история – одна из самых фундаментальных составляющих национальной идеи, без которой не может существовать ни государство, ни общество – истина общеизвестная. Тем более, что именно честные ответы на вопросы — откуда мы и кто мы, которые должны давать школьные учебники, используя только факты, подтверждённые наукой, и формируют в первую очередь чувство любви к Родине,  будущее которой определяет в решающей степени само существование патриотов.

И надо отдать должное белорусским школьным учебникам по истории, хотя и они, как и всё в нашем мире, далеко не идеальны, в целом они эту благородную функцию выполняют. Остаётся, правда, опасность со стороны носителей прозападного национализма «протолкнуть» в учебные программы, легитимировать и даже сакрализировать новый набор исторических ценностей, ничего общего не имеющего с объективной реальностью, научностью и коренными интересами белорусского народа. Не допустить этого – одна из главных сегодняшних задач настоящих учёных-историков, да и всех порядочных белорусов.

http://shorttermrental.ru//uploads/places/0/19_14_fJwMt6yt_big.jpg

Материалы:

Школьный учебник и государственная политика

http://rusrand.ru/files/13/07/23/130723083031_BLOK.pdf

История Беларуси, 9 класс (Морозова, Сосно, Панов)

https://botan.cc/uchebnik/istoriya/09/by001/

Атака на историю Белоруссии и «литвинский» фейк

http://politrussia.com/istoriya/ataka-na-istoriyu-932/

Образ Российской империи в школьном учебнике 2011 г. по истории Белоруссии

http://zapadrus.su/zaprus/istbl/983-obraz-rossijskoj-imperii-v-shkolnom-uchebnike-2011-g-po-istorii-belorussii.html

Как стирается историческая память белорусов

https://thinktanks.by/publication/2016/06/14/kak-stiraetsya-istoricheskaya-pamyat-belorusov.html

Белоруссия: как пишут учебники истории

http://www.bbc.com/russian/international/2013/11/131028_history_textbook_belarus

Тайны беларуской истории

http://nmnby.eu/news/analytics/1978.html

 

inance.ru

Электронные учебники. Библиотека. Филиал учреждения образования “Плещеницкая государственная областная средняя школа-училище олимпийского резерва” г. Борисов

Информатика 11 класс

.pdf 9,9 МБ | Загружен 28 августа 2015 в 11:15 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/информатика11.pdf

Информатика 8 класс

.pdf 10,0 МБ | Загружен 28 августа 2015 в 11:24 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/информатика_8.pdf

информатика 10 класс

.pdf 5,4 МБ | Загружен 28 августа 2015 в 11:26 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/информатика_10.pdf

Информатика 9 класс

.pdf 12,3 МБ | Загружен 28 августа 2015 в 11:30 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/информатика_9.pdf

Астрономия

.pdf 6,1 МБ | Загружен 28 августа 2015 в 11:33 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/астрономия_11.pdf

Физика 8 класс

.pdf 18,6 МБ | Загружен 28 августа 2015 в 11:38 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/физика_8.pdf

Физика 9 класс

.pdf 28,8 МБ | Загружен 28 августа 2015 в 11:47 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/физика_9.pdf

Физика 10 класс

.pdf 14,7 МБ | Загружен 28 августа 2015 в 11:52 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/физика_10.pdf

Физика 11 класс

.pdf 15,9 МБ | Загружен 28 августа 2015 в 11:57 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/физика_11.pdf

химия 8 класс

.pdf 10,3 МБ | Загружен 22 сентября 2015 в 20:31 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/himija-shimanovich-8kl-rus.pdf

химия 9 коасс

.pdf 27,0 МБ | Загружен 22 сентября 2015 в 20:40 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/himija-vasilevskaja-9kl-rus.pdf

химия 10 класс

.pdf 14,3 МБ | Загружен 22 сентября 2015 в 20:48 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/himija-10kl-rus.pdf

химия 11 класс

.pdf 48,9 МБ | Загружен 22 сентября 2015 в 21:10 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/himija-elnickij-11kl-rus.pdf

алгебра 8 класс

.pdf 7,7 МБ | Загружен 6 октября 2015 в 10:46 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/Algebra_Kuznecova_8_rus_2015.pdf

алгебра 9 класс

.pdf 5,8 МБ | Загружен 6 октября 2015 в 10:48 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/algebra-9kl-rus.pdf

алгебра 10 класс

.pdf 5,8 МБ | Загружен 6 октября 2015 в 10:51 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/algebra-10kl-rus.pdf

алгебра 11 класс

.pdf 6,9 МБ | Загружен 6 октября 2015 в 10:54 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/algebra-11kl-rus.pdf

геометрия 8 класс

.pdf 6,3 МБ | Загружен 6 октября 2015 в 10:56 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/geometrija-shlykov-8kl-rus.pdf

геометрия 9 класс

.pdf 8,1 МБ | Загружен 6 октября 2015 в 11:03 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/geometrija-shlykov-9kl-rus.pdf

геометрия 10 класс

.pdf 5,8 МБ | Загружен 6 октября 2015 в 11:05 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/algebra-10kl-rus_J6EIBv1.pdf

геометрия 11 класс

.pdf 6,9 МБ | Загружен 6 октября 2015 в 11:09 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/algebra-11kl-rus_ClN7cQE.pdf

Беларуская лiтаратура 8 клас

.pdf 17,8 МБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:18 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/bel-lit-lazaruk-8kl-bel-rus.pdf

Беларуская лiтаратура 9 клас

.pdf 2,7 МБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:19 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/bel-lit-ragojsha-9kl-bel-rus.pdf

Беларуская лiтаратура 10 клас

.pdf 2,2 МБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:21 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/bel-lit-melnikava-10kl-bel-rus.pdf

Беларуская лiтаратура 11 клас

.pdf 2,0 МБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:22 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/bel-lit-melnikava-11kl-bel-rus.pdf

Беларуская мова 8 клас

.pdf 4,3 МБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:23 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/Bel_mova_Badzevich_8_rus_bel_2015.pdf

Беларуская мова 9 клас

.pdf 962,2 КБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:24 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/bel-mova-gardzej-9kl-bel-rus.pdf

Беларуская мова 10 клас

.pdf 1016,5 КБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:25 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/bel-mova-valochka-10kl-bel_rus.pdf

Беларуская мова 11 клас

.pdf 962,4 КБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:26 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/bel-mova-valochka-11kl-bel-rus.pdf

Русский язык 8 класс

.pdf 2,0 МБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:39 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/rus-jaz-murina-8kl-bel-rus.pdf

Русский язык 9 класс

.pdf 2,1 МБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:40 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/rus-jaz-murina-9kl-bel-rus.pdf

Русский язык 10 класс

.pdf 2,7 МБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:41 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/Rus_yaz_Murina_10_rus_bel_2015.pdf

Русский язык 11 класс

.pdf 2,0 МБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:43 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/rus-jaz-murina-11kl-bel-rus.pdf

Русская литература 8 класс

.pdf 2,5 МБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:44 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/Rysskaya-literatyra-Myshinskaya-8kl-bel.pdf

Русская литература 9 класс

.pdf 3,1 МБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:45 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/Rysskaya-literatyra-Careva-9kl-bel.pdf

Русская литература 10 класс

.pdf 2,7 МБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:47 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/Rysskaya-literatyra-10kl-bel.pdf

Русская литература 11 класс

.pdf 2,3 МБ | Загружен 15 ноября 2015 в 16:48 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/Rysskaya-literatyra-11kl-bel.pdf

История Беларуси 11 класс

.pdf 7,4 МБ | Загружен 28 ноября 2015 в 19:00 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/ist-bel-fomin-11kl-rus.pdf

История Беларуси 11 класс

.pdf 7,4 МБ | Загружен 28 ноября 2015 в 19:03 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/ist-bel-fomin-11kl-rus_qIGCkcT.pdf

История Беларуси 10 класс

.pdf 14,1 МБ | Загружен 28 ноября 2015 в 19:07 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/ist-bel-1917-1945-novik-10kl-rus.pdf

История Беларуси 9 класс

.pdf 17,9 МБ | Загружен 28 ноября 2015 в 19:14 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/ist-bel-morozova-9kl-rus.pdf

История Беларуси 8 класс

.pdf 33,3 МБ | Загружен 28 ноября 2015 в 19:24 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/ist-bel-belozorovich-8kl-rus.pdf

Всемирная история 11 класс

.pdf 8,0 МБ | Загружен 28 ноября 2015 в 19:29 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/istorija-kosmach-11kl-rus-2012.pdf

Всемирная история 10 класс

.pdf 13,4 МБ | Загружен 28 ноября 2015 в 19:36 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/vsemirnaja-ist-novejshego-vremeni-kosmach-10kl-rus.pdf

Всемирная история 9 класс

.pdf 15,8 МБ | Загружен 28 ноября 2015 в 19:42 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/vsemirnaja-ist-novogo-vremeni-koshelev-9kl-rus.pdf

Всемирная история 8 класс

.pdf 33,6 МБ | Загружен 28 ноября 2015 в 19:52 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/vsemirnaja-ist-novogo-vremeni-koshelev-8kl-rus.pdf

Всемирная история 9 класс

.pdf 15,8 МБ | Загружен 28 ноября 2015 в 19:58 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/vsemirnaja-ist-novogo-vremeni-koshelev-9kl-rus_TK5K59B.pdf

Обществоведение 11 класс

.pdf 9,8 МБ | Загружен 28 ноября 2015 в 20:04 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/obschestvovedenie-11kl-rus.pdf

Обществоведение 10 класс

.pdf 3,2 МБ | Загружен 28 ноября 2015 в 20:08 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/obschestvovedenie-10kl-rus.pdf

Обществоведение 9 класс

.pdf 2,6 МБ | Загружен 28 ноября 2015 в 20:13 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/obschestvovedenie-9kl-rus.pdf

География 8 класс

.pdf 15,3 МБ | Загружен 29 ноября 2015 в 11:34 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/geografija-8kl-rus.pdf

География 9 класс

.pdf 22,8 МБ | Загружен 29 ноября 2015 в 11:40 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/geografija-naumenko-9kl-rus.pdf

География 10 класс

.pdf 22,6 МБ | Загружен 29 ноября 2015 в 11:47 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/geografija-belarusi-brilevskij-10kl-rus.pdf

География 11 класс

.pdf 5,4 МБ | Загружен 29 ноября 2015 в 11:51 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/obschaja-geografija-11kl-rus.pdf

Биология 8 класс

.pdf 18,0 МБ | Загружен 29 ноября 2015 в 11:56 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/biologija-kamluk-8kl-rus_1.pdf

Биология 9 класс

.pdf 9,0 МБ | Загружен 29 ноября 2015 в 15:17 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/biologija-maschenko-9kl-rus.pdf

Биология 11 класс

.pdf 12,7 МБ | Загружен 29 ноября 2015 в 15:24 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/biologija-maglysh-11kl-rus.pdf

Биология 10 класс

.pdf 19,7 МБ | Загружен 29 ноября 2015 в 15:31 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/biologija-10kl-rus.pdf

Английский язык 11 класс

.pdf 9,6 МБ | Загружен 30 ноября 2015 в 11:07 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/english-demchenko-gymn-11kl-bel-rus-2015.pdf

Английский язык 10 класс

.pdf 8,0 МБ | Загружен 30 ноября 2015 в 11:09 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/english-junhel-10kl-rus.pdf

Английский язык 9 класс

.pdf 8,8 МБ | Загружен 30 ноября 2015 в 11:12 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/english-lapickaja-9kl-rus.pdf

Английский язык 8 класс

.pdf 7,5 МБ | Загружен 30 ноября 2015 в 11:15 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/english-lapickaja-8kl-rus.pdf

Немецкий язык 11 класс

.pdf 9,6 МБ | Загружен 30 ноября 2015 в 11:19 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/nemeckij-budko-11kl-rus.pdf

Немецкий язык 10 класс

.pdf 8,3 МБ | Загружен 30 ноября 2015 в 11:21 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/nemeckij-budko-10kl-rus.pdf

Немецкий язык 9 класс

.pdf 7,8 МБ | Загружен 30 ноября 2015 в 11:25 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/nemeckij-budko-9kl-rus.pdf

Немецкий язык 8 класс

.pdf 12,8 МБ | Загружен 30 ноября 2015 в 11:29 | Автор: Тетерук Геннадий Анатольевич

URL-адрес файла: https://content.schools.by/bgouor/library/nemeckij-budko-8kl-rus.pdf

bgouor.schools.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *