9 класс

Лабораторная работа 1 по биологии 9 класс многообразие клеток – Лабораторная работа по биологии 9 класс Многообразие клеток

Многообразие клеток

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык

resheba.me

Презентация к уроку (биология, 9 класс) по теме: многообразие клеток

Слайд 1

Многообразие клеток Цель: научиться по особенностям строения узнавать клетки разных организмо в

Слайд 2

Что общего между кирпичом и клеткой? Разве между ними может быть что-то общее… Зачем человеку кирпичи, а организмам клетки? Строительство.. А что строим? Выводы. Выводы… Подтвердите свои выводы одним из положений клеточной теории

Слайд 3

Они были первыми…Прокариоты Какие живые организмы были первыми обитателями планеты Как устроена бактериальная клетка? Приведите примеры бактерий Кто такие прокариоты? Выводы

Слайд 4

Клетки эукариот устроены сложнее Кто такие эукариоты? Строение эукариотической клетки Приведите примеры эукариотических клеток. Почему их считают эукариотами? Выводы

Слайд 5

Они такие разные. А почему? Найдите главные отличия растительной клетки А зачем им это надо? Автотрофы и гетеротрофы Примеры автотрофов и гетеротрофов Выводы

Слайд 6

Грибные клетки – кто такие? Сравните грибную клетку с клеткой растений и животных К автотрофам или гетеротрофам вы их отнесете? Почему вы так считаете? Как можно питаться готовеньким и при этом не передвигаться? Симбиоз и паразитизм Выводы

Слайд 7

Каждому царству- свои клетки По наличию ядра Название царства По способу питания Типы клеток Пример живых организмов 1 1 2 2 3 4

Слайд 8

Выводы В 1838 году Шванн и Шлейден сформулировали клеточную теорию, согласно которой… 1) 2) 3)

Слайд 9

Задания группам №1 Хлоропласты Ядро Митохондрии Вакуоли Клеточная стенка ( про- или эукариотическая , авто- или гетеротрофная, какому царству принадлежит) №2 Цитоплазма Ядро Митохондрии Аппарат Гольджи Клеточный центр (про- или эукариотическая , авто- или гетеротрофная, какому царству принадлежит)

Слайд 10

Задания группам №3 В этой клетке нет ядра, а хромосома расположена прямо в цитоплазме, гетеротрофный способ питания ( сапротрофы и паразиты) К какому царству принадлежит клетка клетка №4 Эти клетки гетеротрофы, симбионты или паразиты, имеют ядро, цитоплазму и другие органоиды К какому царству принадлежит клетка клетка

Слайд 11

Самостоятельная работа

Слайд 12

Самостоятельная работа

Слайд 13

Лабораторная работа Рассмотрите препарат под микроскопом и обсудите в группе Узнайте, каким организмам принадлежит клетка : прокариотам или эукариотам К какому царству живой природы она относится?

Слайд 14

Итоги урока Цель: научиться по особенностям строения узнавать клетки разных организмов Достигли ли мы цели урока? Оцените работу вашей группы Отлично !!! Хорошо! Могли бы лучше…

nsportal.ru

План-конспект урока по биологии (9 класс) на тему: Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.

Тема урока: Основные положения клеточной теории

Цель урока: рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов.

Задачи:

  • рассмотреть историю изучения клетки, основные положения клеточной теории; доказать, что клетка – элементарная биологическая система;
  • формировать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать выводы. Слайд 1. Слайд 2.

План урока: Слайд 3.

1. Организационный момент.

2. Обсуждение поставленной проблемы.

3. Развитие знаний о клетке.

4. Создание клеточной теории.

5. Значение клеточной теории.

6. Основные методы изучения клеток.

7. Решение творческих задач.

8. Закрепление.

9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие обучающихся. Выявление отсутствующих.

2. Обсуждение поставленной проблемы: Слайд 4.

Наука о клетке называется? (Цитология)

Почему клетку принято считать единицей всего живого?

(Клетка является единицей всего живого, так как она обладает способностью размножаться, видоизменяться и реагировать на раздражителя)

3. Развитие знаний о клетке.Слайд 5-6.

Организм человека состоит приблизительно из 220 миллиардов клеток! Если все эти клетки выложить в один ряд, то этот ряд протянется на 15000 км. Обычно клетки невелики; наименьшие диаметром 0,5 мкм (шаровидные бактерии микрококки). Средними по размеру можно считать клетки диаметром от 20 до 100 мкм. Но клетки могут быть и очень крупными. Например, длина отростка нервной клетки – аксона – может достигать одного метра. Многоядерные волокна поперечнополосатой мышцы имеют длину до 10-12 см.

Год открытия

Ученый

Сущность открытия

№ слайда в презентации

1590 г.

ЗахарийЯнсен

Этот голландец изобрел микроскоп.

Слайд 7.

1665 г.

Роберт Гук

Англичанин рассматривая, под микроскопом срез пробкового дуба, увидел что пробка состоит из ячеек, которые затем назвал клетками. Правда, Гук думал, что клетки пусты, а живое вещество – это клеточные стенки.

Слайд 8.

1683 г.

Антони ван Левенгук

Этот голландский учёный усовершенствовал микроскоп, после чего смог

пронаблюдать и описать бактерии.

Слайд 9.

1827 г.

Карл Максимович Бэр

Доказал предположение Уильяма Гарвея, что все живые организмы развиваются из яйца. Открыл яйцеклетку. Также сделал вывод о том, что каждый живой организм развивается из одной клетки.

Слайд 10.

1831-1833 г.

Роберт Броун

Обнаружил в растительной клетке сферическую структуру, которую затем назвал ядром.

Слайд 11.

4. Создание клеточной теории. Слайд 12.

Двое немецких ученых в 1838 – 1839 годах – ботаник Матиас Шлейдени зоолог Теодор Шванн обобщили знания о клетке и сформировали “клеточную теорию”, утверждавшую, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ.

Спустя примерно 20 лет после провозглашения Шлейданом и Шванном клеточной теории немецкий ученый Рудольф Вирхов написал: “Всякая клетка происходит из другой клетки. Там, где возникает клетка, ей должна предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит только от животного, растение – только от растения”. Слайд 13.

5. Значение клеточной теории.

Демонстрация изображения различных клеток. Слайд 14 – 20.

– Что общего у всех клеток? Слайд 21.

Страница 25, последний абзац – страница 27, первый и второй абзац.

– Каково значение клеточной теории для развития науки?

Работа с учебником. Страница 27-28. Выпишите положения современной клеточной теории.

6. Основные методы изучения клеток. Слайд 22.

А) Использование светового микроскопа. Слайд 22.

Б) Использование электронного микроскопа. Слайд 22.

В) Использование центрифугирования. Слайд 23.

Для биохимического изучения клеточных компонентов клетки необходимо разрушить – механически, химически или ультразвуком. Высвобожденные компоненты оказываются в жидкости во взвешенном состоянии и могут быть выделены и очищены с помощью центрифугирования.

Г) Хроматография. Слайд 24.

Хроматография – метод основан на том, что в неподвижной среде, через которую протекает растворитель, каждый из компонентов смеси движется со своей собственной скоростью, независимо от других; смесь веществ при этом разделяется.

Д) Электрофорез. Слайд 24.

Электрофорез применяется для разделения частиц, несущих заряды, широко применяется для выделения и идентификации аминокислот.

Е) Радиоавтография. Слайд 25.

Радиоавтография – сравнительно новый метод, обязанный своим возникновением развитию ядерной физики, которое сделало возможным получение радиоактивных изотопов различных элементов. Один из способов обнаружения радиоактивности основан на ее способности действовать на фотопленку подобно свету. Радиоактивное излучение проникает сквозь черную бумагу, используемую для того, чтобы защитить фотопленку от света, и оказывает на пленку такое же действие, как свет.

7. Решение творческих задач.Слайд 26.

Задача 1. Слайд 27. Известно, что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только продукты питания , но и живую ткань. Действуя по специальной методике, охлаждая организм с помощью жидкого гелия или водорода соответственно до t -269 или -253 градуса, можно добиться полной остановки всех жизненных процессов. Положительный результат был достигнут в опытах с целым рядом живых организмов. Так же успешно размораживали и потом восстанавливали культуры человеческих тканей. Как можно использовать этот процесс для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных?

Ответ к задаче 1.Слайд 28.Создание банка глубоко замороженных половых и соматических клеток нужных живых организмов. В будущем можно будет возродить содержащуюся в клетках генетическую информацию. Возможно вынашивание эмбриона самкой другого, родственного вида.

Задача 2. Слайд 29. В середине прошлого века зоолог Теодор Зибольд обратил внимание учёных мира на одно весьма странное обстоятельство. В телах пресноводной гидры, некоторых червей и инфузорий он обнаружил хлорофилл. Позднее хлорофилл обнаружили и у других животных: губок, гидроидных полипов, медуз, кораллов, коловраток, моллюсков. Они, как показали опыты, могли месяцами обходиться без пищи. Это обещало интересное открытие. И оно было сделано. Правда, оказалось, что “животный хлорофилл” создан тоже растениями. Назовите это открытие.

Ответ к задаче 2. Слайд 30.Микроскопические водоросли переселились под кожу некоторых прозрачных животных и стали питать себя и приютившего их хозяина. Водоросли используют углекислый газ, выделяемый организмами животных. Это “симбиоз”.

8. Закрепление.Слайд 31.

  • Кто первым ввёл понятие “клетка”?
  • Кто является создателем клеточной теории?
  • Какой вклад в создание клеточной теории внёс Рудольф Вирхов и Карл Бэр?
  • Какие методы изучения клетки существуют?
  • Для каких представителей органического мира понятие “клетка” и “организм” совпадают?

9. Домашнее задание.Слайд 32.

Параграф 2.1, стр. 28 вопросы.

nsportal.ru

Инструктивные карточки к лабораторным работам по биологии 9 класс

Инструктивные карточки к лабораторным и практическим работам по учебному предмету «биология 9 класс»

Инструкция № 1

Лабораторная работа № 1

“Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»”

Цель: сравнить особенности клеток растений и животных

Оборудование: 1) микроскоп

2) готовые микропрепараты растительных и животных тканей

3) клетки спирогиры, эвглены зеленой

4) нервная клетка

5) клетка гладкой мускулатуры

Ход работы:

1. Приведите в рабочее состояние микроскоп.

2. Рассмотрите препараты внутреннего строения листа при малом и большом увеличении. Определите типы растительных тканей на поперечном срезе листа. Рассотрите отдельные клетки различных тканей.

3. Сравните клетки столбчатой, губчатой и покровной тканей. Выявите особенности клеток этих тканей в связи с их функциями у растений.

4.Рассмотрите препараты с клетками животных тканей. Укажите особенности строения клеток в связи с их функциями в организме животного.

5.Результаты наблюдений и выводы запишите в таблицу

Оформление результатов:

Инструкция № 2

Лабораторная работа № 2

“Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения”

Цель: изучить делящиеся клетки

Оборудование: 1) микроскоп

2) микропрепараты с делящимися клетками кончика корня

Ход работы:

1.Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепараты.

2.Найдите на микропрепарате делящиеся клетки. Определите, какие фазы деления клеток зафиксированы на препарате.

3.Сосчитайте количество делящихся клеток, которые находятся в поле зрения.

4.Сосчитайте количество неделящихся клеток, находящихся в поле зрения.

5.Зарисуйте делящиеся клетки в таблице по образцу

Оформление результатов: зарисуйте в тетрадь увиденное.

Инструкция № 3

Лабораторная работа № 3

“Решение генетических задач “

Цель: – развить умения пользоваться решеткой Пеннета,

– определять гаметы и генотипы потомства.

Оборудование: 1) карточки с заданиями для учащихся

2) сборники задач для школьников по генетике

Ход работы:

1. Решение задач по моногибридному скрещиванию.

2. Решение задач по дигибридному скрещиванию.

3.Сравнение генотипов родителей и их потомства в первом и втором поколениях.

1.а) Скрестили белых кроликов с черными кроликами (черный цвет — доминантный признак). В F1 — 50% белых и 50% черных. Определите генотипы родителей и потомства.

б) Скрестили высокие растения с низкими растениями. В F1 — все растения среднего размера. Какое будет F2?

в) Скрестили белого кролика с черным кроликом. В F1 все кролики черные. Какое будет F2?

г) Скрестили двух кроликов с серой шерстью. В F1 — 25% с черной шерстью, 50% — с серой и 25% с белой. Определите генотипы и объясните такое расщепление.

2)а) Скрестили томаты нормального роста с красными плодами с томатами-карликами с красными плодами. В F1 все растения были нормального роста; 75% — с красными плодами и 25% — с желтыми. Определите генотипы родителей и потомков, если известно, что у томатов красный цвет плодов доминирует над желтым, а нормальный рост — над карликовостью.

б) Скрестили черного безрогого быка с белой рогатой коровой. В F1 получили 25% черных безрогих, 25% черных рогатых, 25% белых рогатых и 25% белых безрогих. Объясните это расщепление, если черный цвет и отсутствие рогов — доминантные признаки.

в) Скрестили дрозофил с красными глазами и нормальными крыльями с дрозофилами с белыми глазами и дефектными крыльями. В потомстве все мухи с красными глазами и дефектными крыльями. Какое будет потомство от скрещивания этих мух с обоими родителями?

г) Скрестили растения земляники с красными плодами и длинночерешковыми листьями с растениями земляники с белыми плодами и короткочерешковыми листьями. Какое может быть потомство, если красная окраска и короткочерешковые листья доминируют, при этом оба родительских растения гетерозиготны?

3)а) Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине с карими глазами и 1 группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с 1 группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.

б) Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары?

в) У матери и у отца 3 группа крови (оба родителя гетерозиготны). Какая группа крови возможна у детей?

г) У матери 1 группа крови, у ребенка — 3 группа. Какая группа крови невозможна для отца?

Инструкция № 4

Лабораторная работа № 4

“Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях”

Цель: изучить наследственные признаки на примере растений

Оборудование: 1) ручная лупа

2) семена гороха разных сортов

3) семена различных растений

4) комнатное растение колеус

Ход работы:

Задание 1.

1.Изучите внешний вид семян разных сортов гороха. Определите общие признаки семян: окраска, форма кожуры и рубчика.

2.Распределите семена по сортам.

3. Найдите общие видовые признаки семян гороха и их сортовые отличия.

Оформление результатов: Сделайте записи в таблице по образцу

Задание 2.

1.Сравните растение колеус, выращиваемое при ярком освещении, с колеусом, произрастающим в затененном месте.

2.Определите генотипические признаки растения (форма листовой пластинки, тип жилкования, тип листорасположения, строение цветка, тип соцветия)

3.Сравните у тех и других растений их фенотипические признаки (количество листьев на побеге, окраска листьев, размеры листовой пластинки, длина междоузлий, наличие и размеры соцветий)

Оформление результатов: Сделайте записи в таблице по образцу

колеус светолюбивое растение, окраска листа более якая и пестрая чем у растения произрастающего в тени.

листья крупные, на побеге их много.

листья менее яркие и пестрые. характерна листовая мозаика, для того чтоб все листья получали достаточное количества света.листьев на побеге меньше чем у растений на свету, они мельче.

Инструкция № 5

Лабораторная работа № 5

“Изучение изменчивости у организмов”

Цель: доказать, что изменчивость-общее свойство организмов

Оборудование: 1) 15-20 опавших листьев клена

2) 5-7 раковин прудовика большого

3) линейка, лист бумаги в клеточку

Ход работы:

Задание 1. Обнаружение изменчивости у растений и животных.

1.Сравните 5 опавших листьев клена. Найдите у них черты сходства и различия в окраске листа, форме и размерах. Сделайте соответствующие измерения листовой пластинки. Расположите листья в порядке количественного изменения признака.

2.Определите неизменяемые признаки и признаки, свидетельствующие о явлении изменчивости у клена.

3.Сравните раковины прудовика. Найдите у них черты сходства и различия в форме и размерах, в окраске раковин. Расположите раковины в порядке количественного изменения признака.

4.Определите видовые признаки прудовика и признаки, свидетельствующие о явлении изменчивости у клена.

Оформление результатов: Сделайте записи в таблице по образцу

Задание 2. Выявление статистических закономерностей модификационной изменчивости.

1.Возьмите 15-20 листьев клена и расположите их в один ряд в порядке возрастания длины листовой пластинки.

2.Определите частоту встречаемости листьев с короткой, длинной и средней листовой пластинкой. Для этого измерьте длину листовой пластинки всех листьев.

На основе полученных данных постройте на миллиметровой бумаге вариационный ряд длины листовой пластинки. Для этого на оси абсцисс отложите значения длины листовых пластинок каждого листа. Вычислите интервал, в котором лежат все значения длины листовой пластинки. Границы интервала равны наибольшей и наименьшей длине. Разделите полученный интервал на три равных отрезка. На оси абсцисс отметьте точками границы интервалов. Подсчитайте число листьев в каждой из трех получившихся групп. На оси ординат отметьте значения, равные числу листьев с короткой, средней и длинной листовой пластинкой. Соединяя точки, указанные на оси абсцисс и оси ординат, получите диаграмму, состоящую из трех столбцов, которая отражает изменчивость исследуемого признака.

3.Выполните такую же работу по материалам измерений ширины листовой пластинки листа.

Сделайте вывод: сформулируйте выявленную вами закономерность модификационной изменчивости

Инструкция № 6

Лабораторная работа № 6

“Приспособленность организмов к среде обитания”

Цель: доказать, что приспособленность-общее свойство организмов

Оборудование: 1) коллекция плодов и семян

2) фотографии или рисунки животных

Ход работы:

1.Рассмотрите плоды и семена разных растений. Определите способы распространения семян этих растений.

2.Определите, какие приспособительные особенности обеспечивают распространение семян с помощью ветра и с помощью животных

3.Сравните раковины прудовика. Найдите у них черты сходства и различия в форме и размерах, в окраске раковин. Расположите раковины в порядке количественного изменения признака.

4.Определите видовые признаки прудовика и признаки, свидетельствующие о явлении изменчивости у клена.

Оформление результатов: Сделайте записи в таблице по образцу

Инструкция № 7

Лабораторная работа № 7

Оценка качества окружающей среды

Цель: ознакомиться с наиболее доступными методами оценки загрязнения окружающей среды

Оборудование: 1) лист белой бумаги

2) скотч

3) лупа

Ход работы:

1.В помещении класса произведите сбор проб с различных поверхностей (рабочие столы, подоконники, оконные стекла, стены). К поверхности 2-3 объектов приложите скотч. Затем снимите пленку с прилипшей к ней пылью и клейкой стороной прикрепите пленку к листу белой бумаги.

2.Такую же работу выполните в коридоре, собирая пробы со стен на высоте 0,5-1,2 м.

3.На площади 1 см2 каждой полученной пробы сосчитайте количество пылинок. Сравните запыленность разных поверхностей в классе.

4.Сравните данные своих наблюдений с результатами других учеников.

5. В таблицу занесите общее от класса количество проб с одинаковой запыленностью.

Оформление результатов: Сделайте записи в таблице по образцу

Сделайте вывод об уровне запыленности в классе и коридоре

infourok.ru

Лабораторные работы по биологии в 9 кл.

  1. Ответьте на вопросы:

– О чем свидетельствует сходство клеток растений, бактерий и животных?

– О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?

– Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.

Напишите отчет:

-указать номер лабораторной работы, тему, цели, оборудование

– выполните задания методических указаний

– ответьте на вопросы

– сформулируйте и запишите вывод

Лабораторная работа №2

«Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках растений»

Цель: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует; обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей;

Оборудование и реактивы: 3% раствор пероксида водорода, раствор йода, лист элодеи (другого растения), кусочки сырого и вареного картофеля, сырого мяса, микроскопы, пробирки.

Методические указания:

Теория. Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2О2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н2О2:

2 Н2О2 = 2 Н2О + О2

Эксперимент:

  1. на срез картофеля капните разведенным раствором йода, наблюдайте явление. Объясните изменение окраски среза.

  2. – поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек вареного картофеля.

– прилейте в пробирки по 2-3мл 3-% раствора Н2О2.

– опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.

  1. – на предметное стекло, в каплю воды положите лист элодеи (тонкий срез) и рассмотрите под микроскопом при малом увеличении место среза.

– нанесите на лист 1-2 капли Н2О2, накройте покровным стеклом и вновь рассмотрите срез.

– объясните явление.

Ответьте на вопросы:

– Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода?

– Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?

Напишите отчет:

-указать номер лабораторной работы, тему, цели, оборудование и реактивы

– схематически зафиксируйте эксперимент, подпишите наблюдения к нему и объяснения наблюдений

– в качестве вывода ответьте на вопросы

Лабораторная работа №3

«Изучение изменчивости: построение вариационной кривой»

Цель: познакомиться со статистически закономерностями модификационной изменчивости, научиться строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Оборудование: линейка или сантиметр.

Методические указания:

1. Измерьте рост каждого обучающегося в группе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7 см, запишите, что рост – 166 см.

2. Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150-155 см, 156-161 см и т. д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные запишите:

Рост, в см

150-154

155-159

160-164

165-169

170-174

175-179

180-184

185-189

Количество учащихся

3. Постройте вариационный ряд изменчивости роста учеников, а также вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост учащихся в миллиметрах, а на вертикальной оси количество учащихся определенного роста.

Количество учащихся

Рост, в см

4. Вычислите средний рост учеников вашего класса путем деления суммы всех измерений на общее число измерений.

5. Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.

Ответьте на вопросы:

Какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто, какой – наиболее редко?

Какие отклонения встречаются в росте учеников?

Каков средний рост девочек и мальчиков в вашем классе?

Каковы причины отклонений в росте?

Напишите отчет:

-указать номер лабораторной работы, тему, цели, оборудование

– составьте таблицу, а на ее основе вариационную кривую

– ответьте на вопросы

– сформулируйте и запишите вывод

Лабораторная работа №4

«Изучение способов адаптации организмов к среде обитания»

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы

1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби­тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи­тельность».

Приспособленность организмов и её относительность

Название

вида

Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

В чём выражается относительность

приспособленности

2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на осно­вании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникно­вения приспособлений и запишите общий вывод.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *