Контрольно-измерительные материалы по русскому языку (9 класс)
Контрольная работа №1.
Контрольный диктант по теме «Повторение материала, изученного в 5-8 классах».
«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.
Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки» и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.
Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце XVIII века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов.) (По Б.Рыбакову.)
Тест по теме «Повторение»
А1. В каком слове букв больше, чем звуков?
1)язык 2)маячить
3)объём 4)меньше
A2 В каком слове ударение на первом слоге?
1)звонит 2)начата
3)прибывший 4)торты
А3.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1)зачеркнув
2)возвращение
3)полосатый
4)отрезанный
А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.
1)1, 2 2)2 3)2, 3 4)1, 3
А5.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1)усво..шь, независ..мый
2)брос..шь, увид..нный
3)встрет..шь, измер..нный
4)постав..шь, промасл..нный
А6. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1)Киты часто глотают предметы, явно (не)служащие для них кормом.
2)Я поселился в (не)большой, но уютной комнате.
3)В квартире все оставалось (не)тронутым со дня отъезда Лизы.
4)Альпиниста влекут (не)покорённые вершины.
А7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
www.prodlenka.org
Егорова н.в. Контролно-измерителные материалы. Русский язык. 9 класс
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. М.: ВАКО, 2010. 96 с. (Контрольно-измерительные материалы).
Содержание
От составителя ..2
Тест 1. Повторение пройденного в 58 классах: фонетика, орфография .9
Тест 2. Повторение изученного в 58 классах: лексика,
фразеология, культура речи 11
Тест 3. Повторение пройденного в 58 классах: морфемика
и словообразование ..13
Тест 4. Повторение пройденного в 58 классах: морфология .15
Тест 5. Повторение изученного в 58 классах: синтаксис
словосочетания и простого предложения; текст ..17
Тест 6. Обобщение повторения 21
Тест 7. Сложносочинённые предложения …25
Тест 8. Строение сложноподчинённого предложения …27
Тест 9. СПП с придаточными определительными
и изъяснительными ..31
Тест 10. СПП с придаточными обстоятельственными …33
Тест 11. Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными (условия, причины, цели, уступки,
следствия) и придаточными присоединительными ..35
Тест 12. Сложноподчинённые предложения с несколькими
придаточными ..39
Тест 13. Обобщение темы «Союзные сложные предложения» .43
Тест 14. Бессоюзные сложные предложения ..48
Тест 15. Сложные предложения с различными видами союзной
и бессоюзной связи ..52
Тест 16. Итоговый тест по программе 9 класса ..56
Тест 17. Итоговый тест ..64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Словарные диктанты ..71
Индивидуальные задания ..72
Диктанты .76
Тексты для изложений …81
Ключи к тестам …84
От составителя
Цель данного пособия помочь учителю подготовить учеников 9 класса к экзаменационной работе.
Актуальность данного издания несомненна: учителям и ученикам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки и к итоговой аттестации в 9 классе, и к Единому государственному экзамену, недавно ставшему обязательным в нашей стране.
В течение многих лет в качестве экзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений предлагалось изложение с элементами сочинения.
Новый вид экзаменационной работы более полно охватывает курс русского языка основной школы. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) включают задания, проверяющие лингвистическую компетенцию (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его лексикой и грамматикой, соблюдение языковых норм), коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также об
educontest.net
Контрольно-измерительные материалы для 9 класса по русскому языку
Утверждаю: ______
Директор школы :
2016-2017 учебный год
Контрольный диктант в 9 классе № 1 (Нулевой срез)
Цель : проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся за курс 8 класса в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных:
— правописание корней с чередованием;
— н-нн в причастиях;
— не с прилагательными, наречиями и глаголами;
— написание производных предлогов;
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— запятые при обособлении определений.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— синтаксического разбора предложения;
— определять типы односоставных предложений;
— определять способ связи слов в словосочетании;
— группировать орфограммы.
Звёзды
Летом звезд не увидишь. Когда бы Сережа ни проснулся, когда бы ни лег – на дворе светло. Если даже тучи и дождь, все равно светло, потому что за тучами солнце. В чистом небе иногда можно заметить прозрачное пятнышко, похожее на осколок стекла. Это месяц, дневной, ненужный, он висит и тает в солнечном сиянии, тает и исчезает.
Зимой дни короткие. Темнеет рано. Задолго до ужина Дальнюю улицу, с ее тихими заснеженными садами и белыми крышами, обступают звезды. Их тысячи, а может, и миллионы.
Посреди неба звезды, мелкие и крупные, они его не интересовали, потому что он не знал, что у них есть названия. Но мама показала ему Млечный Путь. И Сириус. И Большую Медведицу. И красный Марс. Сережа хотел знать все названия, но мама не помнила, зато она показала ему горы на Луне, и он как будто прикоснулся к ним.
(170 слов). (По В. Пановой).
Грамматическое задание
1. Сгруппировать слова по видам орфограмм.
2. Определить типы односоставных предложений:
Из первого абзаца — 1-й вариант;
из второго абзаца — 2-й вариант.
3. Выписать из текста по два словосочетания на каждый способ подчинительной связи. Разберите словосочетания.
4. Выполните полный синтаксический разбор предложения:
В чистом небе иногда можно заметить прозрачное пятнышко, похожее на осколокстекла. — 1-й вариант
Это месяц, дневной, ненужный, он висит и тает в солнечном сиянии, тает и исчезает. — 2-й вариант.
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;
«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшими недочетам;
«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Утверждаю: ______
Директор школы :
2016-2017 учебный год
Контрольный диктант в 9 классе № 2 (1 четверть)
Цель : проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-й четверти в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных:
— написание з – с на конце приставок;
— буквы О – Ё после шипящих в корне слова;
— н-нн в прилагательных и причастиях;
— не в местоимениях и наречиях.
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложносочинённом предложении;
— запятые при обособлении определений, обстоятельстве;
— запятая при уточняющих членах предложения.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— синтаксического разбора предложения;
— разбирать слова по составу;
— определять способ связи слов в словосочетании;
— фонетический разбор слова.
Лес поздней осенью
И как этот же самый лес хорош поздней осенью! Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит в дали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, живые и мертвые, приходят на память, давно-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображение реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душой владеет человек. И ничего кругом ему не мешает – ни солнца нет, ни ветра, ни шуму.
(168 слов). (По И. Тургеневу)
Грамматическое задание
1. Сделать фонетический разбор слова:
Поздней — 1-й вариант;
движения — 2-й вариант.
2.Выписать по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их.
3. Разобрать слова по составу:
Движения, обнажёнными, заснувшие — 1-й вариант
Неподвижное, просыпаются, побледневшей — 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. — 1-й вариант
Сердце то вдруг задрожит и забьётся, страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. — 2-й вариант
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;
«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшими недочетам;
«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Утверждаю: ______
Директор школы :
2016-2017 учебный год
Контрольный диктант в 9 классе № 3 (2 четверть, 1 полугодие)
Цель : проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на конец 2-й четверти и 1-го полугодия по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными.
Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные в корне слова;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний существительных;
— написание слов с пол-;
— написание приставок пре-, при-;
— н-нн в прилагательных;
— написание сложных наречий.
Постановка знаков препинания:
— запятая в ССП;
— запятая в СПП;
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая при обособленных членах предложения.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— синтаксического разбора предложения;
— умение разбирать слова морфологически
— разбора слова по составу;
— работы со словосочетаниями.
Диктант
Затопив в землянке печурку, Поля сварила чай и, как только стемнело, легла спать. Первые полчаса было как-то тревожно и неуютно. Все казалось, что кто-то крадется к землянке. Вот-вот откроется дверь – и войдут чужие люди. Потом поднимала голову, прислушивалась. Оказывается, это похрустывало сено под ее телом. В конце концов, Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит. Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать. Она уснула крепко, проспав без сновидений всю ночь напролет.
С рассветом Поля, встав на лыжи, пошла дальше. Шла, как вчера, легко, излишне не торопилась, но и не мешкала зря на остановках. Посидит где-нибудь на валежнике, похрустит сухарями — и снова в путь.
Тайга лежала, закутанная в снега, притихшая, задумчивая. День выдался светлее вчерашнего. Несколько раз выглядывало солнышко, и тогда макушки деревьев со своими белыми пушистыми шапками становились золотыми и светились, как горящие свечи. Виднее становились и затесы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза, чтобы не сбиться с пути.
(167 слов). (По Г. Маркову).
Грамматическое задание
1. Разобрать слова по составу:
Похрустывало, закутанная, затопив — 1-й вариант;
притихшая, проспав, прислушивалась — 2-й вариант
2. Выполнить морфологический разбор слова:
Закутанная — 1-й вариант
притихшая — 2-й вариант
3. Сделать синтаксический разбор предложения:
Всё казалось, что кто-то крадётся к землянке. — 1-й вариант
Виднее становились и затёсы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза. -2-й вариант.
4. Выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи:
Из первого абзаца — 1-й вариант
из остального текста — 2-й вариант
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;
«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшими недочетам;
«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Утверждаю: ______
Директор школы :
2017-2018 учебный год
Контрольный диктант в 9 классе № 4 (3 четверть)
Цель : проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на конец 3-й четверти по теме «Сложные бессоюзные предложения».
Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные в корне слова;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний существительных;
— написание о- после шипящих и ц;
— н-нн в прилагательных;
— написание производных предлогов
Постановка знаков препинания:
— запятая в ССП;
— запятая в СПП;
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая при причастном и деепричастном оборотах.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— умение работать со СБП;
— определять смысловые отношения между частями СБП;
— синтаксического разбора предложения.
Летние дни
Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, вспорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но тихо, как невыразительно тихо кругом! Все проснулось, и все молчит. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите – лес превращается в высокую гряду полыни на меже. Над вами, кругом вас – всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется – клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу, — и вот опять все заволоклось. Долго продолжается борьба; но как нескладно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой, нежно сияющей тишине…
(144 слова). (По И.С. Тургеневу).
Грамматическое задание
Выписать СБП, произвести синтаксический разбор.
Определить смысловые отношения между частями СБП.
Найти в тексте СПП, построить схемы, определить вид придаточных предложений.
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;
«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшими недочетам;
«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Утверждаю: ______
Директор школы :
2016-2017 учебный год
Контрольный диктант в 9 классе № 5 (4 четверть, годовой диктант)
Цель : проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта и программы по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала за 9-й класс и направлено на повторение:
— правописание проверяемых безударных гласных;
— правописание непроверяемых безударных гласных;
— написания з-с на конце приставок;
— правописание окончаний прилагательных и причастий;
— гласные в приставках пре- и при;
— написание не с наречиями и глаголами;
— правильное написание наречий;
— написание н-нн в прилагательных и причастиях;
— дефисное написание сложных прилагательных.
Знаки препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении
— обособленных определениях, обстоятельствах, дополнениях с предлогом.
Грамматические задания направлены на выявления умений:
1. Находить и подбирать синонимы;
2. Разбора слова по составу;
3. Находить орфограммы и приводить примеры;
4. Синтаксического разбора предложения.
Перевал
Ночь давно, а я все еще бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадежно, но покорно идет за мной поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами.
В сумерки, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот голый, пустынный подъем, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особым чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты.
Еще можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на побережье тесного залива, который все расширялся и обнимал полнеба.
Но в горах уже наступила ночь. Темнело быстро, я шел, приближаясь к лесам, — и горы вырастали все мрачней и величавее, а в пролеты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес, надвигаясь на меня вместе с глухим, глубоким и нелюдимым гулом сосен. Повеяло зимней свежестью, понесло снегом и ветром.
(167 слов). (По И. Бунину).
Грамматическое задание
1. Найдите в тексте 2-3 орфограммы, назовите их, приведите другие примеры.
2. Найдите в тексте синонимы, подберите к ним ещё 2-3 синонима.
3. Разберите слова по составу:
Приближаясь, (в) темнеющей, вырастали — 1-й вариант
Срывался, надвигаясь, мрачней — 2-й вариант
4. Произведите синтаксический разбор анализ предложения:
Ещё можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на побережье тесного залива, который всё расширялся и обнимал полнеба. — 1-й вариант
Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. — 2-й вариант.
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;
«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшими недочетам;
«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
multiurok.ru
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 9 класс
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 9 классе
Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения»
Гроза.
Лена проснулась ночью. Было душно, и она открыла окно. Занавеска, сбив жестяную банку, взлетела вверх и захлопала.
По двору дул порывистый ветер, и осина шумела так, словно листва её кипела.
Надвигалась гроза.
Через несколько минут ветер утих, и Лена услышала, как в сенях сонно и робко по очереди квохчут проснувшиеся куры. Потом стало слышно, как к избе подкрадывается дождь. Вот он зашуршал по соломенной крыше дальнего сарая, вот перешёл через дорогу, вот ударил по ступенькам и, наконец, захватив весь двор, стал набирать силу. Возле крыльца забулькало, зажурчало, застучало, с улицы пахнуло сырой землёй, и сразу стало прохладно.
Воздух на дворе вдруг судорожно вспыхнул, осветилась осина с белыми листьями и трава возле осины, и сверкнули косые и упругие прутья ливня. Потом снова наступила мутная темень, и где-то за сараями неохотно прогрохотал гром.
(132 слова)
Грамматические задания:
Выполнить синтаксический и пунктуационный разбор одного сложносочинённого предложения (на выбор).
Выписать слово с орфограммой «Чередующаяся гласная в корне».
Заменить словосочетание СОЛОМЕННАЯ КРЫША со связью согласование на синонимичное со связью управление.
Графически обозначить в тексте обособленные распространённые обстоятельства.
Выписать предложение, в котором средством выразительности является метафора.
Контрольный диктант с грамматическим заданием «Сложноподчинённые предложения»
В наше время добрая половина людей живёт в больших городах. Между тем тяга к природе у человека остаётся, потому что общение с ней необходимо. Оно благотворно влияет как на душу, так и на тело. Человек старательно создаёт ниточки, которые связывали бы его с природой. Когда выпадает свободный день, горожанин торопится уехать за город, чтобы подышать свежим воздухом, насмотреться на свежую зелёную траву, искупаться в речке.
Итак, горожанин стремится к природе, но и природа даёт о себе знать.
Живя в большом городе, всё же по некоторым признакам определяешь, что природа за его пределами живёт своим чередом. Своевременно появляются на улицах букетики ландышей или купальниц, ветви расцветшей черёмухи, жасмина, а на базарных рядах земляника, черника, клюква, калина и прочие ягоды. О движении времён года можно судить, конечно, и по чередованию на рынках разнообразных грибов.
Грамматические задания:
Определить виды придаточных предложений (надписать)
Выполнить синтаксический и пунктуационный разбор одного сложноподчинённого предложения (на выбор).
Выписать слова, в которых правописание приставки зависит от звонкости/ глухости последующей согласной.
Заменить словосочетание ветви черёмухи со связью управление на синонимичное со связью согласование.
Графически обозначить в тексте обособленное распространённое обстоятельство.
Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Медвежий характер.
Про волка всякий охотник скажет: свирепый и злой зверь. А вот про медведей спросишь охотников – мнутся, в затылках чешут. Сам я медведей на воле не встречал: случай не представился. А очень хотелось.
Случай – душа охоты. Пробирался я раз по склону, поросшему редкими пихтами и берёзками. И вижу: медведь! Близко медведь: в бинокль видно, как шевелятся от дыхания травинки у медвежьего носа.
.. Вдруг зверь вздрогнул и зашарил носом по земле. Что-то унюхал! Мне, конечно, сверху не видно, но догадываюсь: жучок прохожий защекотал медведя по носу. Жучишка удирает, а медведь башку склонил набок и одним глазом на него смотрит. Отползёт жучишка – медведь его носом назад, чтобы видней.
Прижал медведь носом жука да как фуркнет! Пыль вверх, а жук так и отлетел!
Не найдёт медведь жука. Камни ворочает, топчется на одном месте и ревёт глухо, будто гром вдали.
Если кто спросит, какой же у медведя нрав, я, как и другие охотники, буду чесать в затылке. Кто его разберёт! Но одно бесспорно: интересный зверь.
(162 слова)
Дополнительные задания:
Выполнить синтаксический и пунктуационный разбор указанного бессоюзного сложного предложения (по вариантам).
2. Выписать слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости/ глухости последующей согласной.
3. Выписать слова с орфограммой «Чередующаяся гласная в корне».
4. Заменить словосочетание медвежий характер со связью согласование на синонимичное со связью управление.
kopilkaurokov.ru
Тест по русскому языку (9 класс) по теме: КИМЫ ГИА-2012 по русскому языку
Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант № 8
Часть 1.
________________________________________________
С1. Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – вариант сжатого изложения.
_________________________________________________
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратным, разборчивым почерком.
Часть 2.
____________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания А1 — А7 на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
(1)Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. (2)От льна,
цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой.
(3)Но есть и другая сторона дела – человеческая. (4)Не всякому дано стать истинным музейным работником. (5)Этому научиться почти невозможно.
(6)Иной всю музейную науку одолеет, всё знает, умеет объяснить и
разъяснить, что, как и почему, но вещи в его руках не оживают, остаются мёртвыми. (7)У другого – жизнь во всём, до чего он только дотронется. (8)Трудно объяснить причину этого удивительного явления, но это так.
(9)Много лет работала музейной смотрительницей Михайловского
простая крестьянская женщина Александра Фёдоровна Фёдорова. (10)Она действительно была настоящим музейным работником, хотя не было у неё никакой специальной подготовки.
(11)По утрам, приведя музей в порядок, любила она садиться у окна
самой памятной комнаты – кабинета – и что-нибудь рукодельничала.
(12)Наверное, вот так же сиживала у окна и старая няня Пушкина, Арина Родионовна. (13)Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!» (14)И действительно, она любила Пушкина и всё пушкинское – его бумаги, книги, вещи – особой, материнской любовью.
(15)В руках Александры Фёдоровны – «тёти Шуры», как звали её
сослуживцы и посетители Михайловского, – всегда было добро, в них всё преображалось и оживало. (16)Убирала ли она комнаты Пушкина, стирала ли пыль с мебели, составляла ли букеты, расставляла ли цветы на столы и комоды, – всегда у неё получалось делать это с душой, и все приходившие в музей восклицали: «Ах, как красиво!»
(17)За двадцать лет, что проработала Александра Фёдоровна
в Михайловском, она хорошо узнала, при каком свете лучше смотреть ту или иную картину, и как и чем можно чистить красное дерево, бронзу, зеркала.
(18)Ей не нужно было указывать, как и что поправить, не пора ли заменить васильки на ромашки. (19)Она сама всё видела и делала.
(20)Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой
студент-практикант – все они обязательно просили тётю Шуру послушать их экскурсию и сказать своё слово. (21)Старушка внимательно слушала, давала советы и почти никогда не ошибалась.
(22)По понедельникам дом Пушкина обычно закрыт для посетителей –
экскурсанты всё равно приходят и стучатся в двери. (23)Если приходили люди добрые, вежливые, старуха согрешит и впустит их в музей, только скажет: (24)«Сейчас всё прибрала, полы вымыла. (25)Снимайте сапоги, идите уж быстрёхонько». (26)И её слушались и, сняв обувь, смиренно входили в дом Пушкина, словно в храм.
(27)Она обладала чудесным даром останавливать время. (28)Проводя
людей по комнатам, давала пояснения. (29)Это не было экскурсией, какие проводят профессиональные экскурсоводы. (30)Это была великолепная народная сказка.
(31)В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины
Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно.
(32)После её ухода Михайловское словно осиротело. (33)Долго не
верилось, что нет уже среди нас старой нянюшки, что уже не услышим мы её ласковых слов: (34)«Вот послушай, сынок, мой совет…».
(35)И прав, конечно, поэт М.А. Дудин, который сказал о ней:
(36)«Александра Фёдоровна – истинное чудо».
(По Е. Осетрову)
Осетров Евгений Иванович (1923–1993) – писатель, литературный
критик. Его художественные произведения, литературоведческие и
критические статьи посвящены русской поэзии, истории русской культуры, фольклору, памятникам старины.
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания
прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны
4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Александру Фёдоровну автор называет настоящим музейным работником?»
1) Александра Фёдоровна убирала комнаты Пушкина, стирала пыль с мебели, составляла букеты, расставляла цветы на столы и комоды.
2) За двадцать лет, что проработала Александра Фёдоровна в
Михайловском, она хорошо узнала, при каком свете лучше смотреть ту или иную картину, как и чем можно чистить красное дерево, бронзу, зеркала.
3) Даже по понедельникам, когда дом Пушкина закрыт, Александра
Фёдоровна пускала посетителей в музей.
4) Александра Фёдоровна любила свою работу и вкладывала в неё душу.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «простая» (предложение 9).
1) не сложный, не трудный
2) обыкновенный, ничем не примечательный
3) недалёкий, наивный
4) элементарный, однородный
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет
солнцем, чистотой.
2) Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой студент-практикант – все они обязательно просили тётю Шуру послушать их экскурсию и сказать своё слово.
3) Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!»
4) В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины
Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и
в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно.
А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СЧАСТЛИВ согласный звук [т]
является непроизносимым.
2) В слове УПРЯЖЬ (предложение 11) последний звук – [ш].
3) В слове ОБЪЯСНИТЬ (предложение 6) мягкость согласного
[Т ‘] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
4) В слове ЕГО (предложение 14) букв больше, чем
звуков.
А5. Укажите слова с чередующейся гласной в корне.
1) убирала 2) одолеет
3) памятная 4) стирала
А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С».
1) разъяснить 2) рассказчицы 3) впустит 4) услышим
А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из
правила?
1) белоснежный 2) ветреная
3) диковинные 4) позолоченных
Задания B1–B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами.
В1. Замените разговорное слово «одолеть» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
В2. Замените словосочетание «дом Пушкина» (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Ответ: ___________________________.
В4. Среди предложений 9–12 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
В5. Среди предложений 22–26 найдите предложение с обособленным
обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
За двадцать лет,(1) что проработала Александра Фёдоровна
в Михайловском,(2) она хорошо узнала,(3) при каком свете лучше смотреть ту или иную картину,(4) и как и чем можно чистить красное дерево,(5) бронзу,(6 ) зеркала.
Ответ: ___________________________.
В8. Среди предложений 32–36 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
В9. Среди предложений 20–22 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.
C2.1
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
C2.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете
смысл начала текста: «Дом Пушкина в Михайловском хоть и
музей, а живой».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
nsportal.ru
Контрольно- измерительные материалы по русскому языку 9 класс ФГОС
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Кошелихинская основная школа»
городской округ город Первомайск Нижегородская область
Разработчик: учитель русского языка и литературы Яшина Анастасия Николаевна
с. Кошелиха, 2016 г
Входной контрольный диктант №1
1.Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.
Звезды – это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.
Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.
И расположение звезд в созвездиях, и расстояния их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет.
( 156 слов.)
Грамматические задания.
1.Из предложения 7 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.
2.Из предложений 9-13 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
3.Из предложения 3-5 выпишите глагол, правописание суффикса которого зависит от спряжения.
4.Замените словосочетание парчовая ткань, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление
5.Выпишите грамматическую основу предложения 5.
6. выпишите из предложений 1-5 предложение(я) с обособленным(и) определениями
7.Среди предложений 10-13 найдите предложение с вводной конструкцией
8.Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
Контрольный диктант №2
по теме «Сложносочиненные предложения»
I вариант
«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.
Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных кня
educontest.net
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 9 класс.
Предлагаемые материалыпомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффектным средством …
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по русскому языку для 9 класса
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по русскому языку для 9 классаСоставила Кремнева Татьяна Ивановнаучитель русского языка и литературыМБОУ Средне-Лопатинской основной общеобразовательной …
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)
Данный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка…
Материалы по русскому языку. 9 класс.
Данные материалы могут пригодиться при проведении проверочных, тестовых работ, а также при подготовке к экзамену….
Контрольно — измерительные материалы по русскому языку по теме «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс.
Данный материал адресован учителям русского языка и литературы и может использоваться на уроках при выполнении практических и контрольных заданий по теме «Бессоюзное сложное предложение». …
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)
Анонс материалаДанный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, та…
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 5, 8 и 9 классе
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 5, 8 и 9 классе…
nsportal.ru