9 класс

Карта населения россии 9 класс – Атлас гео 8-9 класс стр12

Технологическая карта по географии Население России (9 класс)

Технологическая карта урока

  1. Учитель:

  2. Предмет: география

  3. Класс: 9

Формирование представления об особенностях размещения населения по территории России.

Задачи урока

  1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:

  • давать определения понятиям по тематике урока;

  • определять особенности размещения населения России;

  • приводить примеры территорий с разной плотностью населения;

  • выявлять и называть причины, влияющие на размещение населения;

  • выявлять и называть зоны расселения в стране и их специфические черты;

  • называть закономерности размещения населения;

  • называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока.

  1. Продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока.

  2. Сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.

II. Блок инструментальный

Тип урока

Урок освоение новых знаний и видов деятельности

Учебно-методический комплекс

С.В. Банников, С.В. Жукова «Методические рекомендации к учебнику», учебник Е.М. Домогацких, «ГЕОГРАФИЯ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ», рабочая тетрадь, атлас, контурная карта

Оборудование

Политическая карта России, атласы, компьютер, мультимедийный проектор

Оформление доски

Тема, понятия

III. Блок организационно-деятельностный — Таблица-схема «План урока»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

1.Организационный – мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке

  • приветствует

  • отмечает присутствующих

  • организует внимание

  • настраивает учащихся на работу

  • желает успеха

  • приветствуют учителя

  • контролируют готовность к уроку

  • настраиваются на работу

  • слушают учителя

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие

2. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

— Активизирует знания учащихся — беседует по вопросам рубрики «Давайте вспомним»

Давайте вспомним

— В каких районах мира сосредоточено большинство населения?

-В чем особенность природы районов с наибольшей концентрацией населения?

-Отчего зависит расселение человека на Земле?

— Какие условия называют комфортными для проживания?

— О чем речь пойдет сегодня на уроке?

Тема «Размещение населения на территории России»

— Слушают учителя, отвечают на вопросы

— Записывают тему урока

Личностные: осознание своих возможностей

Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии

Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению

3. Целеполагание

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы, раскрытие сущности новых понятий

— Вводит в тему урока и создает условия для осознанного восприятия нового материала

-Нужны ли вам знания по теме «Население России»?

-Для чего нужны вам знания по данной теме?

-Исходя из темы урока, какие цели вы можете поставить к нему?

— Подводит обучающихся к осознанию целей и задач – рубрика «Вы узнаете»

— Определение понятия «плотность населения»

— Расчет плотности населения России и ее отдельных частей

— Закономерности размещения населения по территории страны

-Зоны расселения на территории России и их специфические характеристики

— Слушают учителя

— Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания

-Слушают учителя

Личностные: самоопределение

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения

Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель этапа:восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний

-Как вы уже знаете, в России на площади 17.1 млн. кв. км проживает 145 млн. человек. Таким образом, в среднем на 1 кв. км приходится 8.5 человека.

-Что мы назовём плотностью населения, найдите в тексте учебника?

Работа с текстом учебника

«Плотность населения» – это отношение численности населения к площади территории, на которой оно проживает, или, что это количество человек, приходящихся на елиницу площади территории.

Плотность населения характеризует уровень заселённости территории. По плотности населения Россия занимает одно из последних мест в мире. Она в 5 раз ниже среднемировой (44 чел./кв. км) и в12 раз ниже, чем в зарубежной Европе. Многие страны мира имеют намного большую плотность населения. В Бангладеш она — более 900 чел./кв.км. Однако  в некоторых странах, например в Австралии, она ещё ниже, чем в России (4 чел./кв.км)

Анализ интерактивной карты плотности населения и эквидемической карты, на которой площадь региона соответствует численности региона.

Кто знает, какова численность на селения РФ? Кто из Вас знает, поделитесь с нами.

-Скажите, пожалуйста, где можно найти данные переписи о численности населения России?

  1. Энциклопедия

  2. Интернет

  3. Учебник

  4. СМИ

Интернет – великое изобретение человечества.

Если вдруг, например, при подготовке к экзаменам (ГИА и ЕГЭ) у вас будет такой вопрос, я предлагаю Вам воспользоваться сайтом «Счетчик населения России»http://priroda.inc.ru/naselenie.php

Кроме этого здесь можно узнать много интересного. Например, первая перепись в России была в 1897 году. Главный инициатор этой переписи был вам наверняка известный географ и путешественник, статист, общественный деятель Семенов-Тянь-Шанский. В ней принимал участие и Д.И.Менделеев, известный вам из курса химии.

-Какова численность населения? (Численность населения России 143 млн. человек) (запись в технологическую карту)

Проблемами населения занимается … Кто знает, какая наука? А Вы знаете, как называется наука, изучающая население? Найдите определение в учебнике стр.50

Это слово греческое Демография (от греч. demos – народ, grapho — пишу) – наука о населении.

Итак, первую задачу мы с Вами решили. Узнали численность. —Посмотрите на экран и ответьте мне на вопрос:

-Какое место занимает Россия по численности населения в мире? (Рис.20 стр. 51)

-Не смотря на то, что Россия занимает первое место по площади, а по численности 9 место.

-А теперь внимание, перед вами два графика «Динамика численность населения мира» и «Динамика численности населения России» (рис.19, стр50)

  1. Что показывает график численности населения мира? (быстрое увеличение численности населения Земли)

  2. А что мы видим на графике динамики численности населения России (снижение численности населения)

  3. Что Вас удивило? Что нам предстоит выяснить?

Ставится проблемный вопрос

-Почему в Росси снижается численность населения?

-Как будем решать проблему? (обратимся к учебнику, к интернету, к правительству, выслушать учителя, посмотреть статистику и т.д.)

-А я предлагаю Вам самим решить данную проблему и провести заседание круглого стола по проблемам демографии.

-Вы готовы отправиться на поиски Причин низкой численности населения в России?

Организуется работа по группам.

Историки — нельзя жить в настоящем, прогнозировать будущее не зная истории.

Демографы — раз уж речь у нас о проблемах демографии

Правительство-без него невозможно решать какие-то государственные дела.

Выберите руководителя группы. Им я дам инструктивные карточки к работе.

Каждый из вас должен решить какую-то свою задачу, а потом вместе найти ответ на поставленный вопрос. А я буду вашим советником, если нужна помощь — поднимите руку.

Договорились? Тогда за работу.

Выполнение 5-7 минут

— Организует физминутку

Слайд таблица, демографические кризисы.

Заполните таблицу «Демографические кризисы ХХ в.»

Демографические кризисы

События

Потери с учетом снижения рождаемости

11914-1922

Первая мировая война, революция, гражданская война, эпидемия, голод, эмиграция

12-18 млн.человек

2 1933-1934

Голод, ссылки(репрессии)

5-6.5 млн.человек

3 1940-1946

Великая отечественная Война

21-24 млн.человек

4 1990- 2006

Социально-экономические, экологические

5 млн. человек

-Ребята еще более наглядно это можно увидеть на графике. Вот эти провалы, демографические ямы здесь очень видны.

-В тетради запишем демографический кризис – снижение численности населения

Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию

— Предлагает найти в тексте определение понятия «социально-экономическая география»

— Задает вопрос:

— Что изучает экономическая география?

— Объектами изучения этой науки являются

  • природно-ресурсный потенциал страны,

  • населённые пункты,

  • промышленные центры,

  • транспортные пути,

  • экономические районы,

  • отрасли хозяйства.

— Эти социально-экономические объекты связаны между собой не менее закономерно, чем компоненты природных комплексов.

— Представьте неосвоенный район планеты.

Много людей будут жить здесь?

— Предлагает найти в тексте определение понятия «хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс»

— Запомним очень важное: это сочетание предприятий и населённых пунктов — взаимосвязанное; это не простой их набор, не склад случайно забытых вещей.

В отличие от компонентов природного комплекса, элементы хозяйственного комплекса могут быть изменены в результате целенаправленной деятельности человека.

Возвращается к проблемному вопросу: Чем отличаются физическая, социальная и экономическая география?

— Слушают учителя

-отвечают на вопрос

— Находят определение понятия, записывают в тетрадь

— Слушают учителя

-делают анализ карты

-Записывают в тетради

-Работают с текстом учебника, записывают определение

-Анализируют график «Численность населения крупнейших стран мира»

-Анализируют графики, сравнивают. Делают вывод

— Находят определение понятия, записывают в тетрадь

— Отвечают на проблемный вопрос

-Ребята работают в группах, учитель в роли консультанта

Выступление учащихся первой группы историков.

Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других

Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок

5. Первичная проверка понимания

Цель этапа:установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

— Организует практическое задание — стр.10, предварительно проинструктировав его выполнение

  1. Внимательно прочитайте задание.

  2. Составьте план работы по выполнению практического задания.

  3. Определите перечень источников информации, необходимы для выполнения практического задания.

  4. Проанализируйте источники информации.

  5. Выберите из всего спектра информации ту, которая непосредственно относится к выполняемому заданию.

  6. Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания.

— Следит за самостоятельностью выполнения

— Проверяет осмысление учащимися изученного материала, ликвидирует неясности осмысления

— Слушают учителя, ищут информацию в учебнике

— Систематизируют учебный материал — обучающиеся по своему усмотрению выбирают хозяйственны комплекс, рассматривают его характеристики (размеры, составные части, связи между компонентами). В заключение работы формулируется вывод о целостности хозяйственного комплекса

— Проговаривают алгоритм действий

— Выполняют ПЗ

Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний, составление и анализ схемы

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации,аргументация своего мнения и позиции

Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля

6. Первичное закрепление

Цель этапа: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

— Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

Вопросы по параграфу

  1. Что такое ландшафт?

  2. Что изучает социально-экономическая география?

  3. Что такое хозяйственный комплекс?

Кто быстрей? – работа со сложными вопросами учебника

  1. Как человек может изменить неблагоприятные природные условия?

  2. С какой целью человек изменяет природные условия территории?

  3. В чём разница между природным и хозяйственным комплексами?

Самостоятельное применение знаний

  1. Работа с ключевыми понятиями – стр.9

  2. Задания в рабочей тетради – стр.5

— Осуществляют учебные действия по намеченному плану

— Задают друг другу вопросы, слушают ответы, исправляют ошибки.

— Работают с учебником стр.10

— Работают с ключевыми понятиями

— Работают в РТ в парах с взаимопроверкой

Личностные: самоопределение.

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний обучающихся

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Задает и комментирует дифференцированное задание

&1

Вопросы по уровням — стр.10

Практические задания – стр.10

Индивидуально. Приготовить сообщения по темам:

1. Изменение территории страны с XIV по XIX вв.

2.Россия в XX в.

— Записывают домашнее задание.

— Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные: выделение существенной информации

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные:

регуляция учебной деятельности — умение выбрать задание по силам

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке

  • Какова была ваша учебная задача?

  • Чему вы научились на уроке?

  • Где можно применить полученные знания?

— Предлагает дать анализ своей деятельности на уроке (с использованием слайда дополнить схему)

Я знаю, что такое

Я могу

Я научился

— Выставляет оценки за работу на уроке

— Анализируют свою деятельность на уроке.

— Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

infourok.ru

Технологическая карта по географии Расселение населения России (9 класс)

Технологическая карта урока

  1. Учитель:

  2. Предмет: география

  3. Класс: 9

Формирование представления об особенностях размещения населения по территории России.

Задачи урока

  1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:

  • давать определения понятиям по тематике урока;

  • определять особенности размещения населения России;

  • приводить примеры территорий с разной плотностью населения;

  • выявлять и называть причины, влияющие на размещение населения;

  • выявлять и называть зоны расселения в стране и их специфические черты;

  • называть закономерности размещения населения;

  • называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока.

  1. Продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока.

  2. Сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.

II. Блок инструментальный

Тип урока

Урок освоение новых знаний и видов деятельности

Учебно-методический комплекс

С.В. Банников, С.В. Жукова «Методические рекомендации к учебнику», учебник Е.М. Домогацких, «ГЕОГРАФИЯ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ», рабочая тетрадь, атлас, контурная карта

Оборудование

Атласы, компьютер, мультимедийный проектор

Оформление доски

Тема, понятия

III. Блок организационно-деятельностный — Таблица-схема «План урока»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

1.Организационный – мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке

  • приветствует

  • отмечает присутствующих

  • организует внимание

  • настраивает учащихся на работу

  • Вижу, что вы готовы к работе. Мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране География. Удачи вам и новых открытий!

  • приветствуют учителя

  • контролируют готовность к уроку

  • настраиваются на работу

  • слушают учителя

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие

2. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

— Активизирует знания учащихся — беседует по вопросам рубрики «Давайте вспомним»

Давайте вспомним

— В каких районах мира сосредоточено большинство населения?

-В чем особенность природы районов с наибольшей концентрацией населения?

-Отчего зависит расселение человека на Земле?

— Какие условия называют комфортными для проживания?

— О чем речь пойдет сегодня на уроке?

Тема «Размещение населения на территории России»

— Слушают учителя, отвечают на вопросы

— Записывают тему урока

Личностные: осознание своих возможностей

Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии

Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению

3. Целеполагание

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы, раскрытие сущности новых понятий

— Вводит в тему урока и создает условия для осознанного восприятия нового материала

-Нужны ли вам знания по теме «Население России»?

-Для чего нужны вам знания по данной теме?

-Исходя из темы урока, какие цели вы можете поставить к нему?

— Подводит обучающихся к осознанию целей и задач – рубрика «Вы узнаете»

— Определение понятия «плотность населения»

— Расчет плотности населения России и ее отдельных частей

— Закономерности размещения населения по территории страны

-Зоны расселения на территории России и их специфические характеристики

— Слушают учителя

— Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания

-Слушают учителя

Личностные: самоопределение

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения

Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель этапа:восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний

-Как вы уже знаете, в России на площади 17.1 млн. кв. км проживает 145 млн. человек. Таким образом, в среднем на 1 кв. км приходится 8.5 человека.

-Что мы назовём плотностью населения, найдите в тексте учебника?

Работа с текстом учебника

Плотность населения – это отношение численности населения к площади территории, на которой оно проживает, или, что это количество человек, приходящихся на елиницу площади территории.

Плотность населения характеризует уровень заселённости территории. По плотности населения Россия занимает одно из последних мест в мире. Она в 5 раз ниже среднемировой (44 чел./кв. км) и в12 раз ниже, чем в зарубежной Европе. Многие страны мира имеют намного большую плотность населения.

Проблемный вопрос: Почему Россия слабо заселена? (неблагоприятные природно-климатические условия на большей части ее территории затруднена. 60% ее территории отличает небольшая численность и плотность населения).

Размещение населения

роанализируйте таблицу

Европейская часть

Азиатская часть

СССР

25 % территории

71 % населения

75 % территории

29 % населения

Россия

(после распада СССР)

25 % территории

78 % населения

75 % территории

22 % населения

-Как после распада СССР изменилась доля территории в европейской части страны? А в азиатской? Сделайте вывод?

-Как после распада СССР изменилась доля населения в европейской части страны? А в азиатской? Сделайте вывод?

Работа по алгоритмам и текстам учебника «Две зоны расселения», рис.22 и рис.23

1.Какие зоны расселения сложились в России в зависимости от характера природных условий?

2.Где проходит главная полоса расселения?

3.Каковы особенности основной (главной) полосы расселения?

4.Какой район России наиболее густо заселен?

5.Назовите крупные города главной полосы расселения?

6.Какова характеристика зоны Севера?

7.Какие районы России наименее заселены?

Анализ интерактивной карты плотности населения и эквидемической карты, на которой площадь региона соответствует численности региона.

-Соответствует ли карта зоне расселения?

— Организует физминутку

— Слушают учителя

-отвечают на вопрос

— Находят определение понятия, записывают в тетрадь

— Слушают учителя

— Отвечают на проблемный вопрос

-Анализ таблицы

-Делают вывод

-Работа с учебником, анализируя рис. 22 и 23 отвечают на вопросы

-делают анализ карты

Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других

Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок

5. Первичная проверка понимания

Цель этапа:установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

— Организует практическое задание

Сравните Россию и Бангладеш по следующим показателям:

а) площадь территории

б) численность населения

в) плотность населения (Определяется расчетным путем)

  1. Внимательно прочитайте задание.

  2. Составьте план работы по выполнению практического задания.

  3. Определите перечень источников информации, необходимы для выполнения практического задания.

  4. Проанализируйте источники информации.

  5. Выберите из всего спектра информации ту, которая непосредственно относится к выполняемому заданию.

  6. Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания.

— Следит за самостоятельностью выполнения

— Проверяет осмысление учащимися изученного материала, ликвидирует неясности осмысления

— Слушают учителя, ищут информацию в учебнике

— Выполняют ПЗ

Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний, составление и анализ схемы

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации,аргументация своего мнения и позиции

Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля

6. Первичное закрепление

Цель этапа: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

— Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

Повторим главное

Что такое плотность населения?

Какова средняя плотность населения в России?

Что такое зоны расселения?

Где размещена главная полоса расселения?

Через какие города проходит граница этих зон?

С чем это связано?

Где размещена Северная зона?

С чем это связано?

Какие районы России густо населены, какие слабо населены?

По рис. 23 объясните, как приведенные на нем данные связаны с историей формирования территории России.

Какие крупные города расположены в главной полосе расселения?

— Осуществляют учебные действия по намеченному плану

— Отвечают на вопросы, слушают ответы, исправляют ошибки.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний обучающихся

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Задает и комментирует дифференцированное задание

&10

-На контурную карту России нанести границу главной полосы расселения, отметить густонаселенный и слабозаселенный район условными знаками (выбрать самостоятельно).

Обозначить крупные города главной полосы расселения. Соблюдать требования к заполнению контурной карты – печатный шрифт, черная гелевая ручка).

-Составить каждому обучающемуся 5 вопросов в виде теста по теме «Население России» с вариантами ответов (подготовка к ГИА).

— Записывают домашнее задание.

— Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные: выделение существенной информации

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные:

регуляция учебной деятельности — умение выбрать задание по силам

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

«Барометр настроения» — мое настроение по окончании урока (учащиеся наклеивают справа от барометра цветные листочки: зеленый – спокойное, красный – тревожное).

— Анализируют свою деятельность на уроке.

Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

infourok.ru

Атлас География России Население и хозяйство 9 класс с комплектом контурных карт

Атлас География России Население и хозяйство 9 класс с комплектом контурных карт — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

УНИВЕРСАЛЬНЫМ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ЛЮБОЙ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Я
О.
Ui
о
о
I-H
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ НАСЕЛЕНИЕ,ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ
KAPGKOE
м/ур1
Шйксону’Т J
/ I >1
ipo
Контурные карты и сборник задач
Ис
СЕВЕРНЫЙ Л Е А О В И Т .,Ы Й ОКЕАН
» ; КрА|»^ий
БАР Е НЦ Е ВО
морж’
.Ои^га.г
г
о. Колгу^’\
£e/iO30f^f( ‘ рР’® zr
% х .■’ ! ‘
?■ ® л ч. Коноша ‘1*р-^реЬЬ^^С’^
jfPoVAjy-TjyB л Ale’T
1Яти1|ли’ _
^Тотьма
■\
» м ^ я-
iSw
г о ‘Т
у ‘ ■■■ 1
к о м и)>^ Интд нот
ык^кар ^ Е №с€7?к’ И Й V • ,
цд^нкр
Л«л1йг
^ ‘ А^в-‘^ о’у-р- У-.г/;’ , //»ье» ‘
О/ ]
л I назоо’ ■©”—’Z^/‘)?’\ У ч ^ А лА°*Ь’ ‘С.-^^ И» — Й
Иж^к Jr^%0e4\/A7aiwb^
L
^амтищнлт. — — ‘
_болокобрч, J.7^pe/raow® ‘ ,’Л С» УйИсТ
IJTI Ь’ с Х^к W — Й
&т!^- йжмек
LI ‘Хмтнш>^о^Щхр\ ^
.-^ргаркрг: j . ■ \ \ \ f«e^
)
UWJf—’
(U>ECnyBJ] ау»3ла^ тавот
i’vy/;
Ф Г
о с ^
r^N
7-,^^,,уКурган,^®
%
Ишим^
Г>- >-
>s.
иебоА
/л^
IkS»-‘ I*,
Ер1^гачён^ Ванавара \ V^_

Л
/ i ‘^P9i ■’ НОмск
‘’•»-j{teA70*^i. Чв^
Л*’-
.. йыв«^^
ypySapp6uHCK
^1П4:
Контурные карты и сборник задач
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ НАСЕЛЕНИЕ, ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ
Издательство ACT Москва 2016
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА
20
Ж
БАЛТИЙСКОЕ
21
русне^ Калининградская область

Ладушкин :i
4р^ :^ы,^ое
I г^-о а \
20 Прененусно 2Т ‘ Венгрж^ МаСШТЭб 1:2 300 000
Россия или Российская Федерация (РФ) — федеративное государство.
Столица России — город Москва.
600
■ ^^цберг®
(Норв.) о. Виктория
А 4
I
/• /
‘^3
к
о./еНТнарг
СЕВ
м. Нордкап … м.Нордкин
Б АР Е Н ЦЕ во %
п-ов Рыбачий
МОРЕ
»АКШАОЯ .^ильнюе
Г»? ч°
Р_______ / ‘Брест
f % ^
-е ^
/ . са 5|
Г { ^ ^
U) л
/ ■’ .о» S
о •-* “(р о
т : — V-h’ *К^й4 » /
Новый Уренгой °
Mzaplca
а
н
п.г»ь,
Камень
^Ноябрьск ^
Новороссийск
2
О
МЬ15копч»,^ ^
*. у (!/авро71вл ь
СУХУЙ Элиста ч •■.■
г-ЭлмруЬшк^ \ / Н . ••■■
Самара
с ) ^ U ‘
V- I Со г. ^мантау
/ . Т». кТ‘
тс, Ха»»-Ма»сийск. сурсуш ‘—-л
..Крас^да,,^^;,_р^ .Уфа’^: ^ »
1 I .V I. ’■ч’-’ ^fюмeнь о
Челябинск’?’ ®
Р С
° фжневартовск >
ч 291-
Тобо/ibCK
(Осл^^^^ ^ Е»р^”РУР’;.-„») / Ч -^.т Курган i.,^ / Нарым v
о ■—Ор’с» ■’-■I ■■•^■■-.^_.^шимр-^
.’VI ^
18.8 Красногвардейское
АЗОВСКОЕ
МОРЕ
чхЛ,0®
.Л»
и ‘^^сМ.Казантир^^^,;^ ^ ^
xt о ^ Октябрьское cj» TT^-^ .» Л/ — ‘ ’
Л ЛГир«б/й bA-CV… i ■ i
Г^рдвйсКое ‘ } \ л^~^ЬимОрский ^
\ Г Л Ф^ЬдбшшЛ ■ ‘Л if
1^ Каламитскии •: — \ ■. ,8 ч ..■ ш ^
Николаевка о ■ ■ Л\ ‘ \ ‘^ пт Р- ‘^»’‘■’Х ‘Ч-
залиб — Симферс^оль^/^’ ° Орджоникидзе
Hyiywi^^/vii/ О tsjymumAno а Оудак
К
Бахчисарай г. Чатырдаг Z
о /52/ с> ptajjQpeueHCKoe
Севастополь ‘ ь- оАлушта
181 -кз 3.PoMOH-K^.igyf^
«.Херсон^ ^ орур,уф
^ К р Ялта 1609 ]Vl
форос °Алупка О Е : зоы Л
О
24 Масштаб 1 ;3 000 000
Жезказган
> Омск ар а б и’Н’с; кая » ^ ‘ ®1омск-}’
оАСТАНА НовбкузнеиИ-f
Барнауле , о L-‘. г А Абакан*’
азахский •1^Лорно-Алтай«.^»—^/ ^
лко^сопочниK^^r^i ’Л-в.4мзлМ»■
Балкаш ф. зквйсан
о МИНСК
• Тверь о Котлас
Столицы государств Центры и столицы субъектов Российской Федерации Прочие населённые пункты Границы
государственные субъектов Российской Федерации полярных владений Российской Федерации
Субъектами Российской Федерации являются; республики, края, области, автономные образования и города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
Площадь Российской Федерации 17,1 млн кв. км Протяжённость государственной границы —
60,9 тыс. км, из них морских границ — 38,8 тыс. км, сухопутных — 14,5 тыс. км, речных и озёрных — 7,6 тыс. км.
,60^6 Jb- Jj 8 / 9 jio^ll \ 12\13 ,1415СГ 15
16 Ij’O» 80′ к воаоку 180’хмпнду Б _ 0^ Грчт ”!ча огТричекча
\
Е Р Н Ы Й А Е А ОВИТ Ы Й
(ЖЮ
о к Е А и
О
Оч о
О о. Врангеля
ЧУКОТСКоГ’’^»‘^’*^ ‘9
3- % о. Св. Лаврентия
^(США) 7170’
о. Ушакова
—0. Комсомолец
О. Пионер^
о. Октябрьской’у Революции о. Большевик
i4
о
р ^ 5
— ^
^ л,
Оленек
Ср

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Технологическая карта по географии Миграции населения России (9 класс)

Технологическая карта урока

  1. Учитель:

  2. Предмет: география

  3. Класс: 9

Формирование представлений об экономической и социальной географии как науке

Задачи урока

  1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:

  • давать определения понятиям по тематике урока;

  • определять причины миграций населения;

  • приводить примеры территорий с разными значениями миграционного прироста (убыли) населения;

  • выявлять и называть причины, влияющие на миграции населения;

  • называть закономерности формирования миграционных потоков России;

  • устанавливать влияние миграций на демографические показатели и экономические характеристики территорий;

  • называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока.

  1. Продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока.

  2. Сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.

II. Блок инструментальный

Тип урока

Урок освоение новых знаний и видов деятельности

Учебно-методический комплекс

С.В. Банников, С.В. Жукова «Методические рекомендации к учебнику», учебник Е.М. Домогацких, «ГЕОГРАФИЯ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ», рабочая тетрадь, атлас, контурная карта

Оборудование

Политическая карта России, атласы, компьютер, мультимедийный проектор

Оформление доски

Тема, понятия

III. Блок организационно-деятельностный — Таблица-схема «План урока»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

1.Организационный – мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке

  • приветствует

  • отмечает присутствующих

  • организует внимание

  • настраивает учащихся на работу

  • желает успеха

  • приветствуют учителя

  • контролируют готовность к уроку

  • настраиваются на работу

  • слушают учителя

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие

2. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

-Ребята, мы несколько уроков знакомимся с населением России. Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. Тот, кто пашет землю, строит, кто владеет техникой и наукой, создаёт будущее и всегда готов встать на защиту своей Родины. Для того чтобы беззаветно любить свою страну, надо знать её историю, уметь ценить и понимать красоту, созданную и завещанную нам нашими славными предками. А главное, любить свой край.

На фоне мелодии песни «Уголок России — отчий дом» учитель читает:

У каждого есть Родина своя,

У каждого есть маленькое солнце.

На родине заботы не томят,

На родине и радостней поётся.

У каждого есть Родина своя,

У каждого есть дом, где он родился,
А где родился, там и пригодился

Вот так у нас в народе говорят.

У каждого есть Родина своя,

А Родина солгать не позволяет,

И если я встречаюсь с негодяем,

То Родина мне силы умножает

У каждого есть Родина своя,

А Родина для каждого святая.

Николай Дружков

стихе есть такие строки:

У каждого есть Родина своя,

У каждого есть дом, где он родился…”

-Вспомнили?!..

-А теперь я прошу поднять руки тех, кто родился в г. Кызыле? Спасибо.

-А теперь, тех –кто не из города.

Вот видите ребята, среди вас есть одноклассники которые приехали в наш город, т.е. изменили своё место проживания.

— Слушают учителя

-Отвечают на вопросы, те, кто из районов поднимают руки.

Личностные: осознание своих возможностей

Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии

Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению

3. Целеполагание

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы, раскрытие сущности новых понятий

— Вводит в тему урока и создает условия для осознанного восприятия нового материала

.О чём мы сегодня узнаем на уроке?

Именно об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке, — и так тема нашего урока:

Учитель. Всем вам известна поговорка: «Рыба ищет – где глубже, а человек – где лучше».  

Велика Россия, но россияне уже почти тысячу лет стремятся увидеть весь свет, кто-то остаётся на Родине, кто-то уезжает из России, кто-то возвращается, т.е. постоянно происходит перемещение населения или миграции. Сегодня на уроке мы будем находить ответ на вопрос: что заставляет людей переезжать с места на место, как и почему происходят эти переселения.

-Подумайте и скажите, какова цель нашего урока, воспользовавшись ключевыми словами

Сегодня на уроке узнаем:

План:

  1. Что такое миграция и виды миграции

  2. Направленная внутренняя миграция в России

  3. Внешняя миграция

-Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из демографических процессов – миграцией, видами, причинами, последствиями. -Ребята, записываем число, тему и эпиграф к нашему уроку:

« Люди, не перелетные птицы, и их перемещение объясняется не биологическими, а общественными причинами»

Н.Н. Баранский

— Слушают учителя

-дети отвечают какая тема сегодняшнего урока “Миграции населения”. Записывают тему урока

— Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания

-Делают записи в тетради

Личностные: самоопределение

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения

Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель этапа:восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний

— Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию

-Дайте определение, что такое миграция?

— Предлагает найти в тексте определение понятия «миграция»

Миграция — это переселение людей из одного места в другое на некоторое время или навсегда.

-Каковы бывают причины миграции? (Приведите причины миграции населения)

-Какая из этих причин самая главная?( самая главная- экономическая).

Виды миграции (слайд)

Внешние миграции связанны с переселением из одной страны в другую.

Внутренние миграции происходят в пределах одной страны.

Скажите какая из этих видов миграции влияют на численность населения страны?

Внешняя миграция по направлению движения людей подразделяется на эмиграцию и иммиграцию.

Эмиграция – выезд людей из своей страны.

Иммиграция – въезд населения в страну.

— Ребята приведите примеры, когда люди меняют место жительство в стране. С чем это связано?

  1. СЕЗОННЫЕ связанные с определением временами года (сезонные рабочие из других районов отдых на море.) В прошлом в России крестьяне уходили зимой на заработки в город, а весной и летом возвращались.

  2. МАЯТНИКОВЫЕ самые массовые миграции. Изучение маятниковой миграции очень важно. От них зависит напряженность работы городского и пригородного транспорта к месту работы или учебы людей и обратно.

3.СЕЛО-ГОРОД

4.ТРУДОВЫЕ

— Скажите кто в основном осуществляет миграцию?

5.ДЕПОРТАЦИЯ

Миграции населения бывают добровольными и вынужденными.

-Назвовите причины добровольных миграций? Вынужденных

-Ребята вспомните два крупных периода усиления внешней миграции.

Внешняя миграция

Так, не приняв социальную революцию в России, с 1917 по 1930 гг. из страны эмигрировали Бунин, Куприн, Набоков, Цветаева и многие другие. Будучи за границей, эти люди сохраняли любовь к родине, были настоящими патриотами своей страны. Сергей Есенин, оказавшись за границей в качестве путешественника, ощутил на себе силу чувства тоски по родине и выразил его в строчках стихотворения: “Я покинул родимый дом…

Но миграции вынужденные были характерны не только для 17-30-х. годов, но и для 60-х, 90-х. В связи с распадом СССР русские были вынуждены покидать территории бывших союзных республик (Казахстана Средней Азии, стран Закавказья и др.) т.к их всячески притесняли на территориях других государств. Эти люди явились беженцами, либо вынужденными переселенцами.

-Какова география потока иммигрантов и эмигрантов

Внешняя миграция первая крупная миграционная волна возникла после отмены крепостного права. Освобожденные крестьяне мигрировали на УРАЛ, в южные районы СИБИРИ для освоения новых земель. Но многие отправились и в Америку Канаду, США, Аргентину.

Работа с текстом учебника рисунок 27

-Определите, какие группы иммигрантов приезжают в Россию.

Разность между числом прибывших в страну и числом выбывших за ее пределы за определенный срок называется миграционным приростом.

Он рассчитывается так же, как естественный прирост.

Фронтальная беседа с классом:

  1. Что, по-вашему, может считаться экономической причиной миграций? Приведите примеры таких миграций из жизни.

  2. Какие причины мы можем считать политическими? Есть в нашей стране миграции по политическим причинам?

  3. По религиозным причинам?

— Организует физминутку

— Слушают учителя, просматривают слайды

— Находят определение понятия, записывают в тетрадь

— Отвечают на вопрос, делаю записи в тетрадь

-Записывают определения

-Слушают учителя, делают записи в тетради

-Отвечают на вопрос

-участвуют в беседе, слушая ответы своих одноклассников

-Отвечают на вопрос, работая с текстом учебника и атласами

-Работают с текстом учебника

-Записывают определения в тетради

Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других

Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок

5. Первичная проверка понимания

Цель этапа:установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

— Организует практическое задание

Определите по картам атласа регионы России, наиболее привлекательные для мигрантов. Классифицируйте выбранные территории. Сформулируйте вывод о влиянии внешних условий на миграционные процессы.

— Следит за самостоятельностью выполнения

— Проверяет осмысление учащимися изученного материала, ликвидирует неясности осмысления

— Слушают учителя, работают с атласами

— Выполняют ПЗ

Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний, составление и анализ схемы

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации,аргументация своего мнения и позиции

Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля

6. Первичное закрепление

Цель этапа: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Задание: Определи, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно.

Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал — в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы. Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию. “Вот это миграции”, — подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.

Ответ: Иванов – временная, сезонная, эпизодическая. Сидоров – эмигрант. Прабабушка Сидорова – в годы войны – насильственная; после победы – репатриация. Наталья (сестра Иванова) – трудовая вахтово-экспедиционная миграция. Тетка Иванова

— Осуществляют учебные действия по намеченному плану

— Внимательно слушают текст, определяют вид описанной миграции

Личностные: самоопределение.

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний обучающихся

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Задает и комментирует дифференцированное задание

&11

Вопросы по уровням — стр.65

Практические задания – стр.65

— Записывают домашнее задание.

— Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные: выделение существенной информации

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные:

регуляция учебной деятельности — умение выбрать задание по силам

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Наш урок подошел к концу, мне хотелось бы узнать, что вам на уроке понравилось или не понравилось.

Учитель; вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на уроке. — Какую учебную задачу мы решали?

  1.  Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  2. Что вас удивило?

Что было для вас более интересным? Спасибо всем за помощь и участие, благодарю за работу. Я ставлю сегодня оценки…

— В завершении урока я предлагаю вам составить синквейн о миграции

Правила составления перед вами на слайде:

  1. Первая строка – существительное обозначающее тему урока.

  2. Вторая строка – два прилагательных, раскрывающие интересные признаки предмета.

  3. Третья строка – 2 глагола, раскрывающих действия, свойственные данному предмету.

  4. Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть явления.

— Анализируют свою деятельность на уроке.

— Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

infourok.ru

Карточка -задание к изучению темы «Население России» (9класс)

Карточка. Население России. Городское и сельское население .

1.Какой населенный пункт называется городом?________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите функции городов______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какими города бывают по людности?_______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Перечислите города-миллионеры (табл 13)___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что такое агломерация?_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. По карте плотность населения (условные знаки) перечислите городские агломерации_________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Причины сдерживания роста городов?_________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие населенные пункты называют поселками городского типа?__________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Почему наш поселок не является поселком городского типа_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Презентация к уроку по географии (9 класс) на тему: презентация 9 класс «Численность и размещение населения России»

Слайд 1

Численность и размещение населения РОССИИ Презентация к уроку географии в 9 классе.

Слайд 2

План урока Численность населения России, ее динамика. Демографические кризисы. Размещение населения. Плотность населения.

Слайд 3

Численность постоянного населения Российской Федерации на 2015 г. составила 14 3 9 75 9 23 чел. ( 14 3 ,9 млн. чел. ) Рассмотрите диаграмму (2005 г.) Назовите крупнейшие страны мира по численности населения. Какое место в мире занимает Россия? Численность населения Демография — наука о народонаселении и его воспроизводстве.

Слайд 4

Численность населения Как изменилась ситуация к началу 2009 г.? Запишите крупнейшие страны мира по численности населения в тетрадь. Место Страна Население Дата % Мирового населения 1 Китай 1,367,510,000 6 января 2015 18.9% 2 Индия 1,264,990,000 6 января 2015 17.5% 3 США 320,132,000 6 января 2015 4.44% 4 Индонезия 252,164,800 1 июля 2014 3.49% 5 Бразилия 203,692,000 6 января 2015 2.82% 6 Пакистан 188,611,000 6 января 2015 2.61% 7 Нигерия 178,517,000 1 июля 2014 2.47% 8 Бангладеш 157,609,000 6 января 2015 2.18% 9 Россия 146,270,033 1 января 2015 2.02% 10 Япония 127,130,000 1 августа 2014 1.76%

Слайд 5

Динамика численности Первая перепись населения в России проводилась в 1897 году, тогда численность населения РФ составила 67,5 млн. человек. В каком году проходила последняя перепись населения? Как часто проводятся переписи населения? Когда будет проводиться следующая перепись? Рассмотрите диаграмму. Как изменялась численность насе-ления России на протяжении трех столетий? Как изменялась численность насе-ления в 20 веке? Периоды снижения численности населения называют демографи-ческим кризисом .

Слайд 6

Естественный прирост – превышение рождаемости над смертностью Естественный прирост определяется по формуле: Е. п. = Р-С Естественная убыль – превышение смертности над рождаемостью

Слайд 7

Рождаемость – число родившихся за год на 1000 человек населения. Смертность – число умерших за год на 1000 человек населения.

Слайд 8

В течение ХХ века Россия пережила несколько демографических кризисов . Демогра-фический кризис Временной период Причины демографического кризиса Демогра-фические потери Используя содержание следующих слайдов и текст учебника, заполните таблицу. Демографические кризисы в России. первый четвертый второй третий Демогра-фический кризис Временной период Причины демографического кризиса Демогра-фические потери первый 1914-1922 гг. Первая Мировая война, революция, голод 1921-1922 гг., эмиграция из России после революции. 11-18 млн. чел. второй 30-е гг. Свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод 1933-1934 гг. 5-13 млн. чел. третий 40-е гг. Великая Отечественная война. 21-27 млн. чел. четвертый 90-е гг. — по настоящее время Экономический кризис в стране (инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Демографические кризисы

Слайд 12

Основные задачи по выходу из демографического кризиса: 1) увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни; 2) снижение преждевременной смертности, в первую очередь младенческой; 3) сокращение заболеваемости, травматизма, инвалидности; 4) стимулирование многодетных семей, усыновление; 5) поддержка семейно-брачных отношений;

Слайд 13

Какова демографическая ситуация в России сегодня? Прогноз численности Прогноз изменения численности населения России, млн. чел.

Слайд 14

Размещение населения Европейская часть Азиатская часть СССР 25 % территории 71 % населения 75 % территории 29 % населения Россия (после распада СССР) 25 % территории 78 % населения 75 % территории 22 % населения Проанализируйте данные таблицы. Как после распада СССР изменилась доля территории в европейской части страны? А в азиатской? Сделайте вывод? Как после распада СССР изменилась доля населения в европейской части страны? А в азиатской? Сделайте вывод? Россия по числу жителей стала более «европейской» страной. Сделайте вывод по данным таблицы, как размещается население по территории страны? Население Россия размещается по территории страны НЕРАВНОМЕРНО .

Слайд 15

Плотность населения Рассмотрите карту. Каким способом в карте показано размещение населения (плотность)? Изучите легенду карты. Назовите районы страны, имеющие наибольшую плотность. зона Крайнего Севера главная полоса расселения

Слайд 16

Плотность населения Плотность населения — количество жителей (человек) на 1 кв. км территории. Средняя плотность населения России — 8,3 чел. на 1 кв. км. Зона сплошного заселения называется главной полосой расселения . Северная граница главной полосы расселения в Европейской части страны проходит по линии, соединяющей города Петрозаводск — Киров — Пермь. В Азиатской части страны главная полоса заселения проходит по югу Сибири и Дальнего Востока. Эта зона занимает 1/3 территории , на ней проживает 93 % населения . Она характеризуется высокой плотностью, большим количеством городов. Средняя плотность 50 чел. на 1 кв. км . На территории России большую территорию занимает зона Крайнего Севера ( 2/3 территории страны, проживает 1/15 населения ). Плотность — 0,9 чел. на 1 кв. км .

Слайд 17

Спасибо за урок!

Слайд 18

Использованные ресурсы: 1.В помощь школьному учителю. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс. Москва, «ВАКО», 2005 г. 2.А.И.Алексеев. География: население и хозяйство России. 9 класс. 3.Интернет-ресурсы (фотоматериалы). http://www.varson.ru/images/Geography_jpeg_big/geogr4prirodarus9.jpg — динамика численности населения (диаграмма) http://img.rl0.ru/005b7782ea7e65b998bb10bd4d56b1ea/200×200/pics.top.rbc.ru/top_pics/uniora/58/1271427290_0758.250×200.jpeg — фотография на титульной странице http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:fi2HDtaaGf03RM::&t=1&usg=__UOwAVjsmR9LO1Kfr2sdAdpTtwXU = — карта «Плотность населения» http://school-collection.edu.ru/collection/ http://school-sector.relarn.ru/

nsportal.ru

Презентация к уроку (география, 9 класс) на тему: Урок в 9 классе по теме «Численность и естественный прирост населения России»

Тема:               Численность и естественный прирост                              населения России.

Цель  урока: Изучение особенностей воспроизводства населения, демографической ситуации. Определить численность населения России; сформулировать определение понятий «демографический кризис»; «естественный прирост населения»; выявить источники получения сведений о численности населения страны.

Задачи:

— формировать представление обучающихся о демографической ситуации в  России;

— формировать навыки использования информационных технологий;

      —  развивать наблюдательность, память, логическое мышление,  речь (при работе с                 ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого  материала;

— развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

— развивать навыки по поиску информации  и ее обработке;

— формировать навыки использования икт;

  • воспитательные:

— воспитывать информационную культуру;

— воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию. 

— формировать  научное мировоззрение.

Планируемые результаты обучения: 

    Предметные:

  • Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и ЭОР и дает определение понятия «Демография», «Демографический кризис», «Демографический взрыв»,             « Воспроизводство населения».
  • Учащиеся самостоятельно определяют динамику населения России в XX веке.
  • Учащиеся  устанавливают,   какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны.

Метапредметные:

  • Умеют  определять понятия (демография) по существенным признакам.
  • Умеют  находить причины и следствия (на примере анализа половозрастной структуры населения России).
  • Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,

выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований

собственных действий.

   Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

   Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

   Ценностный компонент урока:  человек — высшая ценность.

Оборудование: политическая карта мира, политико-административная, физическая карта России, карта плотности населения,  компьютер, проектор, Интернет, учебник, атлас, презентация к уроку ,терминологический словарь, опорный конспект по уроку и по разделу «Население России», фрагменты документальных фильмов «Гражданская война», «Сталинский режим», и художественного фильма «Офицеры».

 

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Что может быть более не познано и загадочно. Чем тайна человечества. И как тут не вспомнишь стихи поэта путешественника и романтика Николая Гумилева:

И кажется, в мире, как прежде, есть страны,                                                                                           Куда не ступала людская нога,                                                                                                           Где в солнечных рощах живут великаны                                                                                            И светят в прозрачной воде жемчуга.                                                                                                     И карлики с птицами спорят за гнёзда,                                                                                                     И нежен у девушек профиль лица…                                                                                                     Как будто не все пересчитаны звёзды,                                                                                               Как будто наш мир не открыт до конца!

                                               Н. Гумилев

Нам предстоит изучать население России. 

Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя.

«Россия слишком мало известна русским»-                                                                                            писал А.С. Пушкин, великий знаток человеческой души.

В какой последовательности и что нам предстоит изучать. Назовите характеристики населения любой страны.(составление плана раздела). (Слайд №3)

Работа с опорным конспектом «План раздела».

Итак с чего начнем изучать население России?

Тема урока: Численность и естественный прирост  населения России.

Смерть каждого человека – это потеря для человечества.
Эрнест Хемингуэй 

Сформулируйте  самостоятельно, или используя  текст учебника понятие «демография». Работа с терминологическим словарем. Выясните, что такое демография? Зачем нам необходимы знания о населении нашей страны? (Слайд № 4)

Проанализируем табл.№1,                                                                                                        Выясним какое место занимает Россия среди стран «рекордсменов по численности населения».                                                                                                                                              Работа с контурной картой. Обозначить цифрами 10 стран мира самых больших по численности населения. ( Слайд №5)

Страны «рекордсмены по численности населения».

  • В мире 7 млр. чел.
  1. Китай (Пекин)-1 млр.300млн.
  2. Индия (Дели)-1095млн.чел.
  3. США ( Вашингтон)-298,4 млн.ч.
  4. Индонезия (Джакарта)-246.5млн.чел.
  5. Бразилия(Бразилиа)-188.1млн.чел.
  6. Пакистан (Исламабад)-165.2 млн.чел.
  7. Бангладеш (Дакка)-147.4млн.чел.
  8. Нигерия (Абуджа)-132млн.чел.
  9. Россия(Москва)-141.9млн.чел.
  10. Япония(Токио)-127млн.чел.

По прогнозу ООН, Россия будет постепенно вытеснятся из списка стран с большой численностью населения.

Какой на ваш взгляд должна быть численность населения России?

Среди 6.5 млрд землян 2.2% россияне. Это 142 млн чел.

Чтобы выяснить основные тенденции динамики численности населения России, области, района, нам предстоит большая работа по анализу статистического материала. Графиков. Диаграмм. Представьте себя сотрудниками отдела статистики. Каждый из вас работая индивидуально и в паре, следуя инструкции, выполняет поручения. Успех вашей работы влияет на конечный результат и на объем знаний ваших коллег.

Задания: ( заполняют распечатанную схему)

  1. Кто главный враг стабильного роста населения?                                                                                  ( войны, экологические катастрофы, социально-экономический фактор, эпидемии, ДТП, терроризм)                                                                                                      Фрагменты документальных фильмов  http://www.youtube.com/watch?v=Bknc2lLj_N4 —  «Гражданская война»,
  2. С какими социальными потрясениями связаны критические периоды истории России в первой половине 20 века?                                                                                              (Войны, репрессии)

Фрагменты документальных фильмов «Сталинскийрежим».- http://www.youtube.com/watch?v=INAlYJXNCiU Русская песня. Сталинские лагеря. Беломорканал

  1. Почему демографические катастрофы 20 века не только количественные потери, но и качественные?

Фрагмент художественного фильма «Офицеры». http://www.youtube.com/watch?v=sZM8gfEkwCw 

Изменение численности  населения происходило не только за счет присоединения новых территорий или выхода из состава страны. Оно связано прежде всего с особенностями естественного движения населения. (Слайд № 7, 8)

        Годы переписи в РФ: 1926, 1937,1939,1959,1970,1979,1989,2002,2010.

Объяснение учителя по конспекту (у каждого ученика гиперкарточка по естественному движению населения). 

Переход от одного типа воспроизводства к другому называется демографической революцией или демографическим переходом.

  • Демографическая политика- система мер направленная на регулировку воспроизводства.
  • Демографический кризис-снижение численности населения в рез. социальных потрясений.
  • Демографический взрыв- процесс, сопровождающийся естественным приростом населения за счет высокой рождаемости.
  • Естественный прирост-разница между числом родившихся и числом умерших за определенное время. ( стране, регионе за год) ЕП=Р-С;  ЕП «+» и « -«
  • Воспроизводство населения- процесс смены поколений(естественный)

В последнее десятилетие в России постепенно сокращается рождаемость. При уменьшении доли детей, растет доля пенсионеров, приводит к повышению смертности.

Проанализируйте Слайд № 15

ПРИМЕР:  В России самая высокая рождаемость на территории Сев. Кавказа, где часты многодетные семьи.

Сокращение рождаемости представляет собой общую тенденцию промышленно развитых стран, государств с высокой долей городского населения. 1992г. Стал отрицательным ЕП.

2.  Основными демографическими показателями являются рождаемость, смертность, естественный прирост, характеризующие естественное движение населения. Данные понятия раскрываются при помощи опорного конспекта.

Закрепление материала:

  • Тесты на компьютере-6 чел.
  • Тесты на листе в форме ЕГЭ- 8  чел.
  • Работа с табл №4. Посчитать ЕП по РФ, Р.Карелия, -6чел

Оцените свою работу на уроке. Рефлексия.

Д/З: Предположите, каков был бы состав вашей семьи, если  бы Россия избежала социальных потрясений в 20 веке. ( Слайд № 16)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *