природа, население, хозяйство. 9 класс»
Данный учебник продолжает линию учебно-методических комплексов «Сферы» по географии. Издание подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по географии и является второй частью раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство».
Содержательно материал учебника продолжает формирование у учащихся представлений о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства. Главы учебника посвящены изучению особенностей хозяйства России, его отраслевому составу, а также комплексному изучению районов страны и положению России в мире.
Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, жесткая и лаконичная структурированность текста, обширный и разнообразный иллюстративный ряд. Использование электронного приложения к учебнику позволит значительно расширить информацию (текстовую и визуальную) и научиться применять ее при решении разнообразных географических задач и подготовке творческих работ. |
Выдержка из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253.
Порядковый номер учебника | Автор/авторский коллектив | Наименование учебника | Класс | Наименование издателя(ей) учебника |
---|---|---|---|---|
1.2.2.4.7.4 | Дронов В.П., Савельева Л.Е. | География | 9 | Издательство «Просвещение» |
sfery.ru
природа, население, хозяйство. 9 класс (СФЕРЫ) ФГОС
Дронов В.П.
Аннотация
Данный учебник завершает линию учебно-методических
комплектов «Сферы» по географии для 6-9 классов.
Издание подготовлено в соответствии с федеральным
компонентом государственного образовательного
стандарта основного общего образования по географии и
является второй частью раздела «География. Россия:
природа, население, хозяйство». Содержательно материал
учебника продолжает формирование у учащихся
представлений о России как целостном географическом
регионе и субъекте мирового географического
пространства. Главы учебника посвящены изучению
особенностей хозяйства России, его отраслевому
составу, а также комплексному изучению районов страны
и положению России в мире. Главными особенностями
данного учебника являются фиксированный в тематических
разворотах формат, жесткая и лаконичная
структурированность текста, обширный и разнообразный
иллюстративный ряд. Использование электронного
приложения к учебнику позволит значительно расширить
информацию (текстовую и визуальную) и научиться
применять ее при решении разнообразных географических
задач и подготовке творческих работ.
Дополнительная информация
Регион (Город/Страна где издана): | Москва |
Год публикации: | 2016 |
Тираж: | 10000 |
Страниц: | 208 |
Ширина издания: | 205 |
Высота издания: | 260 |
Вес в гр.: | 454 |
Язык публикации: | Русский |
Тип обложки: | Мягкий / Полужесткий переплет |
Цвета обложки: | Многоцветный |
Иллюстрирована: | Да |
Тип иллюстраций: | Цветные иллюстрации, Карты |
Полный список лиц указанных в издании: | Дронов В.П. Савельева Л.Е. |
www.dkmg.ru
География. Россия. Природа, население, хозяйство. 9 класс. Учебник, В. П. Дронов, Л. Е. Савельева
Автор: В. П. Дронов, Л. Е. Савельева
Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2
Страниц: 207
Год издания: 2015
Язык: Русский
Данный учебник продолжает линию учебно-методических комплексов «Сферы» по географии. Издание подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является второй частью блока «География. Россия: природа, население, хозяйство». Содержательно материал учебника продолжает формирование у учащихся представлений о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства. Главы учебника посвящены изучению особенностей хозяйства России, его отраслевого состава, а также комплексному изучению районов страны и положения России в мире. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, жёсткая и лаконичная структурированность текста, обширный и разнообразный иллюстративный ряд. Использование электронного приложения к учебнику позволит значительно расширить информацию (текстовую и визуальную) и научиться применять её при решении разнообразных…
Отзывы
Виталий, Иркутск, 27.04.2017
Замечательные книги замечательных авторов. Сайт – кладезь полезностей на просторах интернета.
Денис, Чернигов, 03.03.2017
Спасибо за сайт. Легко нашел нужную мне книгу «География. Россия. Природа, население, хозяйство. 9 класс. Учебник», а главное — быстро и бесплатно. Удачи вам!
Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:
Часто задаваемые вопросы
1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как
на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться
и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF,
а для смартфона — EPUB.
2. Можно ли книги с вашего сайта читать на смартфоне?
Да. Как для iOS, так и для Android есть много удобных программ для чтения книг.
3. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com
cepheusbook.info
География Учебник 9 класс Дронов Ром
География Учебник 9 класс Дронов Ром — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
I В.П.Дроыов, В.Я.Ром
ГЕОГРМ>ИЯ
Н A-G
Н И Е
В Я Т В О
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РАССЕЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Города — экономические центры перспективных систем хозяйственного развития
• региональные крупные районные средние районные
А Опорные центры хозяйства
ryi Перспективные центры ^ технополисов ^ Формирующиеся свободные экономические зоны Крупнейшие международные
©
аэропорть!
Крупные промышленные и агропромышленные районы с системами городов
Промышленные и агропромышленные районы с системами городов
Зоны среднего уровня хозяйственного развития
Зоны очагового расселения и развития хозяйства
Зоны сезонного и экспедиционного освоения
Основные
транспортно-экономические оси
международного значения регионального значения
Воздушные транспортные связи
международного
значения
_ ^ ^ ______ регионг^льного
значения
Т рансроссийская система связи
Д’
в. П. Дронов, В. Я. Ром
ГЕОГРАФИЯ
РОССИИ
НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЁ1СТВО
класс
Учебник
для общеобразо15ательных учреждений
Рекомендовано
Мннисгерством образования и науки Российской Федерации
*
18-е шОапие, стереотыгтое
Мскква
4^~ррофа
2011
УДК 373.167.1:91 ББК 26.8я72 Д75
Дронов, В. П.
Д75 География России. Население и хозяйство. 9 кл. : учеб, для общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, В. Я. Ром. — 18-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011. — 285, [3]с.: ил., карт.
ISBN 978-5-358-09762-9
в учебнике рассматриваются общие положения экономической и социальной географии России, ее регионов, стран СНГ и Балтии. Учебник продолжает курс ♦ География России. Природа» и построен с учетом основных направлений современной школьной географии — исторического, экологического и др. Учебник имеет обширный, хорошо проработанный методический аппарат, содержит большое количество иллюстраций.
Учебник одобрен Федеральным экспертным советом и рекомендован к изданию Министерством образования и науки Российской Федерации.
УДК 373.167.1:91 ББК 26.8я72
ISBN 978-5-358-09762-9
ООО ♦Дрофа*, 1995
ООО *Дрофа*. 2009, с изменениями
Введение
Вы уже познакомились с природой России, разнообразием ее природных условий и ресурсов. Теперь вы приступаете к изучению географии населения, хозяйства и отдельных районов своей Родины. Эти вопросы изучает новая для вас географическая дисциплина — социально-экономическая, или общественная, география. Знакомясь с общественной географией России, вы узнаете о том, как заселялась и осваивалась территория нашей страны, каковы условия жизни людей в ее разных частях, как формировалась российская экономика, какие сложные и разнообразные проблемы приходится решать на современном этапе ее развития.
Курс «Население и хозяйство России» состоит из двух частей — общей и региональной. Каждый параграф учебника кроме основного текста включает географические проблемы и задачи. И это не случайно. Окончив школу, вам нужно, прежде всего, хорошо знать географию своей страны, особенности ее районов, городов и сел. Но не менее важно понимать многочисленные проблемы каждой территории и находить пути их решения. Этому тоже нужно учиться. Поэтому в учебнике вам предлагается высказывать свои собственные предложения по разнообразным вопросам, обосновывать собственные проекты, прогнозировать пути дальнейшего развития отдельных частей хозяйства и районов нашей огромной страны.
Перемены, происходящие сейчас в России, очень динамичны и не могут быть полностью отражены в учебнике. Поэтому, чтобы лучше понимать географию своей Родины, в дополнение к нему рекомендуется самостоятельно собирать новые данные, используя прессу, радио и телевидение, Интернет.
Выдающийся русский поэт Ф. И. Тютчев в свое время писал: «Умом Россию не понять…» Но великие люди тоже могут ошибаться. Авторы надеются, что учебник, который вы держите в руках, поможет вам не только любить, но и понимать свою Родину.
Общая часть курса
Место России в мире
Место России в мире.
Политико-государственное устройство Российской Федерации
Великий русский ученый-энциклопедист Д. И. Менделеев в своей работе «К познанию России» писал: «Как отдельного человека нельзя понимать, не зная его окружающих и их взаимные отношения, так и народы и страны могут быть хоть сколько-нибудь понимаемы только в связи с другими странами и народами, а поэтому познание России требует данных, относящихся не только к ней самой, но и к другим странам». Следуя указанию Д. И. Менделеева, кратко оценим положение России в современном мире.
Площадь территории России — примерно 17,1 млн км^, что составляет Vg часть суши. По площади наша страна занимает первое место в мире, намного опережая следующих за ней Канаду (второе место, примерно 10 млн км^), США (третье место,
9,6 млн м^), Китай (четвертое место, около 9,6 млн км^), Бразилию (пятое место, около 8,5 млн км^).
По числу жителей — 142 млн чел. (2008 г.) — Россия занимает девятое место в мире после таких стран, как Китай (более 1,3 млрд чел.), Индия (более 1,1 млрд чел.), США (более 300 млн чел.), Индонезия (примерно 230 млн чел.), Бразилия (около 190 млн чел.), Пакистан (примерно 170 млн чел.), Бангладеш (примерно 150 млн чел.) и Нигерия (144 млн чел.). Найдите эти страны на политической карте мира.
Россия — одна из самых многонациональных стран. В ней проживает более 160 народов,
Россия — мировой лидер по запасам и разнообразию природных ресурсов. По величине валового внутреннего продукта (ВВП)^ Россия входит в первую десятку стран, уступая США, Китаю, Японии, Индии, Германии.
* ВВП — стоимость всех товаров и услуг, произведенных на территории страны в течение года.
Место России в мире
Велико политическое значение России в мировом сообществе. Она играет важную роль в Организации Объединенных Наций (ООН), являясь одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН с правом решающего голоса. Россия, наряду с США, Великобританией, Германией, Францией, Италией, Японией и Канадой, — член «большой восьмерки» государств, имеющих наибольшее политическое и экономическое влияние в мире.
Россия обладает огромным оборонным потенциалом, исключающим посягательства на ее территорию и природные богатства. Мировое значение имеют российские культура и наука.
Согласно Конституции Российской Федерации (Основному Закону нашего государства) Россия является федерацией (от лат. federatio — союз) — союзным государством, состоящим из федеративных единиц: республик, автономных округов и областей.
Приведите примеры различных субъектов Российской Федерации по рисунку 1.
Федеральные единицы имеют собственные законодательные, судебные и другие органы. Наряду с этим существуют единые органы государственной власти, для всего государства устанавливается единое гражданство, денежная единица и т. д.
Субъекты Федерации, в свою очередь, подразделяются на низовые административные районы. На их территории существуют города, наиболее крупные из которых, как правило, являются столицами республик, краевыми, областными и окружными центрами, а также другие, более мелкие, города, поселки городского типа и крупные сельские поселения.
Б крупных городах, в свою очередь, выделяются округа, районы и муниципальные образования^ (так, в Москве — 10 округов и 128 муниципальных районов). Б сельской местности создаются сельские администрации (управления). Они имеют разные названия: сельские округа, волости, сельские советы (см. рис. 2).
Бее субъекты Федерации объединяются на территории России в крупные районы. Б европейской части страны это — Европейский Север, Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Европейский Юг, Урал.
^ Муниципальные образования — от лат. municipium — самоуправляющиеся общины.
Северный район
1 Мурманская обл
2 Республика Карелия
3 Вологодская обл
4 Архангельская обл 4а Ненецкий авт округ
5 Республика Коми Северо-Западный райо^
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Рабочая программа по географии к линии учебников «Сферы»(9 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«ЗЕМСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ
«Земская гимназия»
________Г.В.Кравченко
01.09.2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
9А, 9Б КЛАССЫ
Составитель: Гераськина Елена Владимировна
учитель высшей категории
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе авторской программы (авторы — В.П. Дронов, Л.Е. Савельев.).
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Курс «География России: природа, население, хозяйство» изучается в 8-9 классах и завершает страноведческий компонент базового географического образования изучением природы и хозяйства самой большой страны материка Евразии – России. Данный курс опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении курса «География. Земля и люди» (особенно темы «Евразия»), что позволяет акцентировать внимание на специфике проявления общих географических закономерностей на территории нашей страны. Курс «География России: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Основная часть данного курса – комплексная географическая характеристика России. На основе формирования представлений у учащихся о каждом компоненте природы страны, их взаимосвязей рассматриваются комплексы «природа – население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон.
Главная цель курса – сформировать целостный географический образ нашей страны на основе её комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения главной цели курса изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
сформировать у учащихся знания и представления о своей Родине на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные и социально-экономические процессы;
сформировать представления о территориальной организации России в целом и отдельных её составляющих; географических аспектах современных социально-экономических проблем страны;
продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих социально-ответственному поведению в российском пространстве;
продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение (1 час)
Тема 1. ХОЗЯЙСТВО (31 час)
Особенности хозяйства России. Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства страны. Секторы хозяйства и динамика соотношений между ними. Межотраслевые комплексы. Факторы и условия размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства, её основные элементы и типы. Основная зона хозяйственного освоения. Изменения территориальной структуры хозяйства в перспективе.
Географическое положение России как фактор развития хозяйства. Влияние на развитие хозяйства северного, транспортного, соседского, геополитического и геоэкономического положения России.
Человеческий капитал и качество населения. Человеческий капитал, его доля в национальном богатстве страны. Оценка и географические различия качества населения. Перспективы развития человеческого капитала России.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Соотношение понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население». Безработица. Основные сферы занятости населения. Перспективы развития рынка труда.
Природно-ресурсный капитал. Доля природно-ресурсного капитала в национальном богатстве страны. Место России в мире по запасам природных ресурсов. Геологическая изученность территории России. Основные черты географии природных ресурсов страны. Перспективы использования природно-ресурсного капитала России.
Производственный капитал. Доля производственного капитала в национальном богатстве России, его современное и перспективное распределение по территории страны.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве страны. Динамика структуры потребления топливно-энергических ресурсов.
Газовая промышленность. Место России в мире по запасам и добыче природного газа. География его запасов и добычи в стране. Основные сферы использования природного газа. География основных газопроводов. Влияние газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Нефтяная промышленность. Место России в мире по запасам и добыче нефти. География её запасов и добычи в стране. Основные сферы использования нефти. География основных нефтепроводов. Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Угольная промышленность. Место России в мире по запасам и добыче угля. География его запасов и добычи в стране. Основные сферы использования угля. Влияние угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Электроэнергетика. Место России в мире по производству электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии. Энергосистемы. Влияние электроэнергетики на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Машиностроение. Значение в хозяйстве, объёмы и особенности производства, состав. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей машиностроения, их влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Чёрная металлургия. Значение в хозяйстве, объёмы производства. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства чёрных металлов. Влияние чёрной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Цветная металлургия. Значение в хозяйстве, объёмы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства тяжёлых и лёгких цветных металлов. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Химическая промышленность. Значение в хозяйстве, объёмы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География химической промышленности. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Лесная промышленность. Значение в хозяйстве, объёмы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География лесной промышленности. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Сельское хозяйство. Значение в хозяйстве. Отличия от других отраслей хозяйства. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Состав сельского хозяйства. Влияние сельского хозяйства на окружающую среду. Растениеводство и животноводство: объёмы производства продукции, состав, география основных направлений, перспективы развития.
Пищевая и лёгкая промышленность. Агропромышленный комплекс. Значение в хозяйстве, объёмы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География пищевой и лёгкой промышленности, их влияние на окружающую среду. Перспективы развития отраслей. Состав агропромышленного комплекса.
Транспорт. Значение в хозяйстве. Виды транспорта, их доля в транспортной работе. Транспортные узлы и транспортная система. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства. География железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта: уровень развития и особенности, основные магистрали, морские бассейны и речные системы, влияние на окружающую среду и перспективы развития.
Связь. Значение в хозяйстве. Виды связи и уровень их развития. География связи. Перспективы развития отрасли.
Наука и образование. Значение в хозяйстве. Уровень развития. География и перспективы развития науки и образования.
Жилищное хозяйство. Величина жилищного фонда России. Уровень развития жилищного хозяйства страны, особенности его географии. Перспективы развития.
Практические работы. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.
Составление характеристики одного из нефтяных (угольных) бассейнов по картам и статистическим материалам.
Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
Определение по картам и эколого-климатическим показателям районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Тема 2. РАЙОНЫ РОССИИ (34 часа)
Европейская и азиатская части России. Территория, географическое положение, особенности природы, природных ресурсов, населения и хозяйства.
Характеристика районов России: Европейский Север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Площадь территории, численность населения, состав района. Особенности его физико-, экономико-географического и геополитического положения.
Особенности природы: характер поверхности, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции. Размещение населения. Народы и религии. Занятость и доходы населения.
Хозяйство: место района в производстве валового регионального продукта. Особенности хозяйства и территориальная структура района. География ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района.
Практические работы. Анализ разных видов районирования России.
Сравнение географического положения районов страны и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, регионов России.
Анализ взаимодействия природы и человека на примере одного из районов.
Тема 3. РОССИЯ В МИРЕ (2 часа)
Россия и мировое хозяйство. Виды внешнеэкономических связей. Роль России в мировой торговле. Состав импортной и экспортной продукции. Основные внешнеторговые партнёры. Перспективы внешней торговли.
Россия в системе мировых транспортных коридоров. Мировые транспортные коридоры. Россия в системе формирующихся транспортных коридоров мира. Перспективы улучшения транс-портно-географического положения страны.
Практические работы. Анализ и сравнение показателей внешней торговли России с различными странами мира по статистическим данным.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик должен знать/понимать
Основные географические понятия и термины;
Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, природно-хозяйственных зон;
Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Ученик должен уметь
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий страны, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем;
Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
Составлять краткую географическую характеристику разных природных объектов на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Определять на карте географические координаты и местоположение географических объектов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Примерная дата проведения
Элементы дополнительного содержания
Примечание
1
Введение.
сентябрь
I неделя
Тема 1. Хозяйство России (31 часов)
Общая характеристика хозяйства (7 часов)
2
Особенности хозяйства России.
сентябрь
I неделя
3
Географическое положение как фактор развития хозяйства.
сентябрь
II неделя
4
Человеческий капитал и качество населения.
сентябрь
II неделя
5
Трудовые ресурсы и экономически активное население.
сентябрь
III неделя
6
Природно-ресурсный капитал
сентябрь
III неделя
Практическая работа № 1 «Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России»
7
Производственный капитал
сентябрь
IV неделя
8
Контрольно-обобщающий урок по теме «Общая характеристика хозяйства».
сентябрь
IV неделя
Промышленность (12 часов)
9
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).
сентябрь — октябрь
10
Газовая промышленность.
сентябрь — октябрь
11
Нефтяная промышленность.
октябрь
I неделя
12
Угольная промышленность.
октябрь
I неделя
Практическая работа № 2 «Характеристика угольного бассейна России»
13
Электроэнергетика.
октябрь
II неделя
14
Машиностроение.
октябрь
II неделя
15
Машиностроение.
октябрь
III неделя
Практическая работа № 3 «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения»
16
Чёрная металлургия.
октябрь
III неделя
.
17
Цветная металлургия.
октябрь
IV неделя
.
18
Химическая промышленность.
октябрь
IV неделя
19
Лесная промышленность
ноябрь
II неделя
20
Контрольно-обобщающий урок по теме «Промышленность
ноябрь
II неделя
Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (5 часов)
21
Сельское хозяйство
ноябрь
III неделя
22
Растениеводство.
ноябрь
III неделя
23
Животноводство.
ноябрь
IV неделя
Практическая работа № 4 «Определение главных районов растениеводства и животноводства»
24
Пищевая и лёгкая промышленность. Агропромышленный комплекс.
ноябрь
IV неделя
25
Контрольно-обобщающий урок по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс»
декабрь
I неделя
Сфера услуг (7 часов)
26
Транспорт. Железнодорожный транспорт.
декабрь
I неделя
27
Автомобильный и воздушный транспорт.
декабрь
II неделя
28
Морской и внутренний водный транспорт.
декабрь
II неделя
29
Связь.
декабрь
III неделя
30
Наука и образование.
декабрь
III неделя
31
Жилищное хозяйство.
декабрь
IV неделя
32
Контрольно-обобщающий урок по теме «Сфера услуг»
декабрь
IV неделя
Тема 2. Районы России (35 часов)
33
Европейская и Азиатская части России
январь
II неделя
Европейский Север (4 часа)
34
Географическое положение Европейского Севера
январь
II неделя
35
Особенности природы Европейского Севера
январь
III неделя
36
Население Европейского Севера
январь
III неделя
37
Хозяйство Европейского Севера
январь
IV неделя
Практическая работа № 5 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера»
Европейский Северо-Запад (4 часа)
38
Обобщение по теме «Европейский Север». Географическое положение Европейского Северо-Запада.
январь
IV неделя
39
Особенности природы Европейского Северо-Запада
февраль
I неделя
40
Население Европейского Северо-Запада
февраль
I неделя
41
Хозяйство Европейского Северо-Запада
февраль
II неделя
Центральная Россия (4 часа)
42
Обобщение по теме «Европейский Северо-Запад». Географическое положение Центральной России.
февраль
II неделя
43
Особенности природы Центральной России.
февраль
III неделя
44
Население Центральной России.
февраль
III неделя
45
Хозяйство Центральной России.
февраль
IV неделя
Европейский Юг (4 часа)
46
Обобщение по теме «Центральная Россия». Географическое положение Европейского Юга.
февраль
IV неделя
47
Особенности природы Европейского Юга.
март
I неделя
48
Население Европейского Юга.
март
I неделя
49
Хозяйство Европейского Юга.
март
II неделя
Поволжье (4 часа)
50
Обобщение по теме «Европейский Юг». Географическое положение Поволжья.
март
II неделя
51
Особенности природы Поволжья.
март
III неделя
52
Население Поволжья.
март
III неделя
53
Хозяйство Поволжья.
март — апрель
Урал (4 часа)
54
Обобщение по теме «Поволжье». Географическое положение Урала.
март — апрель
55
Особенности природы Урала.
апрель
I неделя
56
Население Урала.
апрель
I неделя
57
Хозяйство Урала.
апрель
II неделя
Западная Сибирь и Восточная Сибирь (5 часа)
58
Обобщение по теме «Урал». Географическое положение Западной Сибири и Восточной Сибири.
апрель
II неделя
Практическая работа № 6 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство»
59
Особенности природы Западной и Восточной Сибири.
апрель
III неделя
60
Население Западной и Восточной Сибири.
апрель
III неделя
61
Хозяйство Западной и Восточной Сибири.
апрель
IV неделя
62
Обобщение по теме «Западная и Восточная Сибирь».
апрель
IV неделя
Дальний Восток (5 часов)
63
Географическое положение и особенности природы Дальнего Востока.
май
I неделя
64
Население Дальнего Востока.
май
I неделя
65
Хозяйство Дальнего Востока
май
II неделя
66
Обобщение по теме «Дальний Восток».
май
II неделя
Практическая работа № 7 «Анализ взаимодействия природы и общества»
Тема 3. Россия в мире (2 часа)
67
Россия и мировое хозяйство
май
III неделя
68
Россия в системе мировых транспортных коридоров
май
III неделя
69-70
Резерв
май
IV неделя
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ УЧЕБНАЯ, МЕТОДИЧЕСКАЯ И ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
География России: природа, население, хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, – М.: Просвещение, 2013
География России: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажёр. 9 класс / Е.C. Ходова, Н.В. Ольховая. – М.: Просвещение, 2013
География России: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 9 класс / В.В. Барабанов – М.: Просвещение, 2013
География России: природа, население, хозяйство. 8-9 класс: атлас для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013
Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Просвещение, 2011.
География России: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 9 класс: пособие для учителей образовательных учреждений под ред. В.П. Дронова –М.: Просвещение, 2009
Электронное приложение к учебнику. — М.: Просвещение, 2010
infourok.ru