9 класс

Гдз по истории россии 9 класс ляшенко: ГДЗ Вертикаль — Учебник, История

Содержание

ГДЗ Вертикаль — Учебник, История

Введение. XIX столетие — особый этап в истории России

(с. 11) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3

§ 1. Сельское хозяйство

(с. 13) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2

(с. 16) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

(с. 18) Работа с источниками

  • 1
  • 2

§ 2. Развитие промышленности, транспорта и торговли

(с. 21) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2

(с. 24) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 25) Работа с источниками

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 26) Главный вопрос главы

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 27) Проблемные задачи

  • 1
  • 2

§ 3. Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1811 гг.

(с. 30) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

(с. 39) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

(с. 40) Работа с источниками

  • 1
  • 2
  • 3

Героический 1812 год»>§ 4. Героический 1812 год

(с. 43) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 47) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

(с. 49) Работа с источниками

  • 1
  • 2

§ 5. Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816-1825 гг.

(с. 51) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2

(с. 55) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 5

(с. 56) Работа с источниками

  • 1
  • 2

Общественная жизнь в России»>§ 6. Общественная жизнь в России

(с. 59) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 62) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 63) Работа с источниками

  • 1
  • 2

§ 7. Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов

(с. 66) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 69) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

(с. 72) Работа с источниками

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 72) Главный вопрос главы

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 73) Проблемные задачи

  • 1
  • 2
  • 3

§ 8. Охранительный курс Николая I во внутренней политике

(с. 77) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 82) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 5
  • 6

(с. 83) Работа с источниками

  • 1
  • 2
  • 3

§ 9. Политика правительства в социально-экономической сфере

(с. 85) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 88) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 89) Работа с источниками

  • 1
  • 2
  • 3

§ 10. Россия в «европейском оркестре» в 1826-1856 гг. Крымская война

(с. 90) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 97) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

§ 11. Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.

(с. 99) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

(с. 105) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

(с. 107) Работа с источниками

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 108) Главный вопрос главы

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 108) Проблемные задачи

  • 1
  • 2

§ 12. Просвещение и наука в 1801-1850-е гг.

(с. 113) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 116) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

§ 13.

Литература как главное действующее лицо российской культуры

(с. 118) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2

(с. 120) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

§ 14. Живопись, театр, музыка, архитектура

(с. 123) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

(с. 127) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 129) Работа с источниками

  • 1
  • 2

(с. 130) Главный вопрос главы

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 130) Проблемные задачи

  • 1
  • 2

«>§ 15. «Распалась цепь великая…»: подготовка и содержание крестьянской реформы 1861 г.

(с. 135) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 139) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 140) Работа с источниками

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

§ 16. Последующие реформы

(с. 143) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 4
  • 5

(с. 147) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

(с. 149) Работа с источниками

  • 1
  • 2

Внешняя политика России в 1850-е — начале 1880-х гг.»>§ 17. Внешняя политика России в 1850-е — начале 1880-х гг.

(с. 151) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

§ 18. Либеральный и революционный общественно-политические лагери в России 1860-1870-х гг.

(с. 159) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 162) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 163) Работа с источниками

  • 1
  • 2

«>§ 19. Основные направления в народничестве 1870-х — начала 1880-х гг.

(с. 165) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 170) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

(с. 172) Главный вопрос главы

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 172) Проблемные задачи

  • 1
  • 2
  • 3

§ 20. Внутренняя политика правительства Александра III: контрреформы.

(с. 177) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2

(с. 179) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

(с. 181) Работа с источниками

  • 1
  • 2

§ 21. Внешняя политика России в 1880-е — начале 1890-х гг.

(с. 182) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

(с. 185) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

(с. 186) Работа с источниками

  • 1
  • 2
  • 3

§ 22. Общественное и рабочее движение в 1880-е — начале 1890-х гг.

(с. 187) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 194) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 195) Работа с источниками

  • 1
  • 2

§ 23. Религиозная политика в России в XIX в.

(с. 197) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

(с. 201) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

(с. 202) Главный вопрос главы

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 202) Проблемные задачи

  • 1
  • 2

§ 24. Развитие сельского хозяйства

(с. 206) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 209) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 210) Работа с источниками

  • 1
  • 2

§ 25. Промышленность, банковское дело, торговля, транспорт

(с. 216) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2

(с. 218) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 219) Работа с источниками

  • 1
  • 2

«>§ 26. Повседневная жизнь основных слоёв населения России в XIX в.

(с. 221) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 224) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 225) Работа с источниками

  • 1
  • 2

(с. 226) Главный вопрос главы

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 227) Проблемные задачи

  • 1
  • 2

§ 27. Просвещение и наука

(с. 231) Вопросы к пунктам параграфа

  • 2
  • 3
  • 4

(с. 236) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

(с. 237) Работа с источниками

  • 1
  • 2

§ 28. Периодическая печать и литература

(с. 239) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 243) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

§ 29. Новые течения в архитектуре, живописи, театральном искусстве, музыке

(с. 245) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

(с. 251) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 252) Главный вопрос главы

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 253) Проблемные задачи

  • 1
  • 2
  • 3

§ 30. Экономическое развитие России: город и деревня

(с. 255) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

(с. 265) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 266) Работа с источниками

  • 1
  • 2

§ 31. Социальные, религиозные и национальные отношения в империи.

(с. 269) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 273) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

§ 32-33. Государство и общество на рубеже XIX-XX вв.

(с. 276) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

(с. 286) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

(с. 288) Работа с источниками

  • 1
  • 2
  • 3

§ 34. 1905 год: революция и самодержавие

(с. 289) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 295) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

(с. 298) Работа с источниками

  • 1
  • 2

§ 35. Начало многопартийности

(с. 300) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

(с. 300) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

(с. 307) Работа с источниками

  • 1
  • 2

§ 36. Завершающий период революции 1905-1907 гг.

(с. 309) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 315) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(с. 316) Работа с источниками

  • 1
  • 2

§ 37. Общество и власть после Первой российской революции

(с. 320) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 324) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

(с. 326) Работа с источниками

  • 1
  • 2

§ 38-39. Серебряный век российской культуры

(с. 328) Вопросы к пунктам параграфа

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 337) Вопросы и задания к параграфу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

(с. 338) Главный вопрос главы

  • 1
  • 2
  • 3

(с. 338) Проблемные задачи

  • 1
  • 2
  • 3

ГДЗ по Истории для 9 класса Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонов Е.В. на 5

ГДЗ по Истории для 9 класса Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонов Е.В. на 5

Часто ищут

    • Немецкий язык 9 класс
      Рабочая тетрадь Horizonte

    • Авторы:
      М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Роман, М. Михалак

    • Издательство:

      Просвещение 2016

    • Русский язык 9 класс

    • Авторы:
      С.И. Львова, В.В. Львов

    • Издательство:

      Мнемозина

    • Физика 9 класс
      Сборник задач

    • Авторы:
      Лукашик В. И., Иванова Е.В.

    • Издательство:

      Просвещение 2016

    • Английский язык 9 класс
      Starlight Углубленный уровень

    • Авторы:
      Баранова К. М., Дули Д., Эванс В., Копылова В., Мильруд Р.

    • Издательство:

      Просвещение 2017

    • Немецкий язык 9 класс
      Рабочая тетрадь

    • Авторы:
      И. Л. Бим, Л.В. Садомова

    • Издательство:

      Просвещение 2016

    • Алгебра 9 класс
      Рабочая тетрадь

    • Авторы:
      Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева, Н.Е. Фёдорова, М.И Шабунин

    • Издательство:

      Просвещение 2016

    • Физика 9 класс
      Классический курс

    • Авторы:
      Громов С. В., Родина Н.А., Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А.

    • Издательство:

      Просвещение 2018

    • Химия 9 класс
      Дидактические материалы

    • Автор:
      А.М. Радецкий

    • Издательство:

      Просвещение 2016

    • География 9 класс

    • Авторы:
      В. П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе

    • Издательство:

      Дрофа 2015

Долгая история России и войн

Чтобы понять, что движет президентом России Владимиром Путиным во время вторжения в Украину, полезно ознакомиться с историей войн России, говорит Грег Карлтон, профессор русистики.

«Россия всегда была милитаризованной страной — она сделала это, по сути, для собственного выживания», — говорит он.

Более десяти лет назад, когда Карлтон проводил лето в России, занимаясь исследованиями, его поразили частые упоминания о войне, которые он видел на рекламных щитах, по телевидению и в книжных магазинах. «Это было просто постоянное присутствие, от которого невозможно убежать», — говорит он.

Задаваясь вопросом, что происходит, он сделал это новым направлением своих исследований — он профессор русистики на факультете международной литературы и культурологии. Результатом стала его книга « Россия: история войны », вышедшая пять лет назад и дающая перспективу на нынешнюю войну.

Окруженная Европой и Азией, Россия за свою историю пережила три крупных нашествия: монголов в XIII веке, Наполеона в 1812 году и Гитлера в 1941 году. «, — говорит Карлтон.

Война пронизывает всю культуру, говорит он. Возьмите самый большой праздник в России, День Победы 9 мая, который знаменует собой окончание Второй мировой войны. На церемониях по всей стране — в ее 11 часовых поясах — миллионы людей проходят парадом с фотографиями своих родственников, сражавшихся в той войне, в которой Россия потеряла около 14 миллионов военных и гражданских лиц. Это больше, чем церемония в честь Дня ветеранов — телевизионные станции показывают фильмы о войне в течение всей недели — это захватывает общественное сознание.

Этот акцент на национальном сознании войны использовался политическими лидерами в своих целях, особенно с 19-го века, с ростом национализма. «Это слишком частое явление, чтобы его игнорировать», — говорит Карлтон, который преподает русскую литературу и ведет курсы «Нации-воины» об исключительности США и России, а также «Военные истории» о подъеме современной войны. Путин не исключение. «Он следует образцу, который был установлен на протяжении веков».

«Этот ритуал в День Победы чем-то похож на гражданскую религию, — говорит Карлтон. «Это способ никогда не отпускать Вторую мировую войну. Но даже более того, сама война почти никогда не считается оконченной».

Лучшая защита — это нападение

Хотя культура войны имеет глубокие корни в российской истории, «это очень тщательно отобранная история», — говорит Карлтон. Несмотря на то, что в русском повествовании об истории войны рассматриваются как оборонительные, далеко не все они велись по оборонительным соображениям.

«Путин изо всех сил пытался найти правильную историю — обычно это признак того, что на войне что-то идет не так», — говорит Грег Карлтон.

Возьмем ранний случай — войну против соседней Казани в 1552 году под предводительством Ивана Грозного, русского царя. Казань была мусульманским государством примерно в 450 милях к востоку от Москвы, преемницей монгольской империи. Россия начала и выиграла войну, которая подготовила почву для ее имперской экспансии вплоть до Тихого океана.

Это был первый пример российского «оборонительного экспансионизма», — говорит Карлтон. «Мысль такая: у нас есть враждебный сосед — или потенциально враждебный сосед, — поэтому лучшее, что можно сделать, чтобы защитить себя, — это пересечь нашу границу и раздавить этого соседа. А потом следующее: ну, теперь у нас новая граница, с новым враждебным соседом. И так мы атакуем — до бесконечности. Это защитная экспансия».

Иван Грозный оправдывал вторжение в Казань тем, что там православные подвергались гонениям. Россия «заявила, что «защищает наших братьев, по сути, от угрозы геноцида», — отмечает Карлтон.

Перенесемся в 2022 год и заменим казанских православных на русскоязычных украинцев, и это «именно то, о чем говорит Путин», — говорит Карлтон. В конце февраля Путин охарактеризовал вторжение в Украину как военную операцию по защите людей, столкнувшихся с геноцидом, учиненным властями в Киеве, — утверждение, которое независимые ученые отвергают как искажение истории. Россия продолжает заявлять, что «денацифицирует» Украину, ссылаясь в своей риторике на Вторую мировую войну, несмотря на то, что демократически избранный президент Украины является евреем и потерял родственников во время Холокоста.

Попытка подключиться к мифу о войне в России

16 марта на видеоконференции Путин произнес длинную речь, «разбирая весь этот список жалоб на Запад, этот прогон российской истории, эти вещи, которые они все имеют столкнулись», — говорит Карлтон. «Для постороннего это не имеет смысла. Похоже, он бормочет и разглагольствует».

Для внутренней аудитории в России Путин «может показаться гиперэмоциональным, но это не разглагольствования», — говорит он. «Все это имеет смысл и складывается воедино, если поместить это в рамки русского военного мифа» — выборочные истории, которые нация рассказывает о себе.

Этот контекст может «помочь понять, что происходит в России», — говорит Карлтон. «Мы не можем просто отмахнуться от этого как от чего-то нелепого или фантастического — это имеет глубокие корни в российской истории. Хотя, конечно, это очень яркая история. Это как если бы вы взяли американскую историю и проигнорировали рабство и политику геноцида в отношении коренных американцев».

Что действительно поразительно, говорит Карлтон, так это прохладное отношение России к войне на Украине, несмотря на пропагандистские усилия Путина, подавление независимых источников информации и подавление инакомыслия.

Попытки Путина связать нынешнюю войну с историей России, похоже, не находят отклика у российской общественности, говорит Карлтон. «Я думаю, что ключевым признаком является просто оглушительное отсутствие поддержки войны в России», — говорит он. «Я был в России, когда в марте 2014 года произошла аннексия Крыма, и реакция внутри страны тогда была совсем другой».

Одной из причин такого различия, по словам Карлесона, является то, что Крым долгое время административно и культурно был частью России. «Только в 1954 было внезапно передано Украинской республике Хрущевым, что в то время не имело большого значения в реальном выражении, поскольку все это находилось под эгидой Советского Союза», — говорит он. «Поэтому его «возвращение домой» в 2014 году имело смысл для многих россиян. Кроме того, помогли масштаб этого вторжения, быстрота операции и относительно небольшое кровопролитие».

Тем не менее, по его словам, «отсутствие внутренней поддержки сейчас так глубоко ошеломляет».

Достаточно лгать, и ты тоже начинаешь верить

Почему на этот раз мифотворчество не работает? Карлтон считает, что проблема может заключаться в том, насколько изолированным стал Путин. Карлтон цитирует высказывание нацистского лидера Йозефа Геббельса о том, что если лгать достаточно долго, люди в это поверят. «Я думаю, что с Путиным может быть правдой то, что если вы лжете достаточно долго, вы поверите в это», — говорит Карлтон.

«В начале 2000-х у меня было ощущение, что Путин был холодным реалистом и точно знал, что то, что он говорил, было пропагандой», — говорит он. «Примерно 20 лет спустя он окружен поддакивающими людьми — сила может сделать это с человеком — и теперь он поверил этой лжи».

21 февраля, накануне вторжения в Украину, Путин произнес речь, полную сарказма, и Карлтон не думает, что просто играл роль. «Похоже, что он действительно верит в это сейчас — он верит в свой собственный миф. Это не неслыханно. Советские лидеры поверили собственной пропаганде».

Возьмите рассказ Путина о «нацификации» украинского правительства. «Это такая вопиющая ложь, что сегодня он просит свое население дома проглотить», — говорит Карлтон.

Что касается того, что российская общественность покупает эту ложь, то некоторые, безусловно, покупаются, «в первую очередь потому, что у них нет другого источника информации, учитывая государственный контроль над телевидением — основным источником для многих россиян — и интернетом в России», — говорит он. «Можно также предположить, что некоторые россияне отказываются верить в то, что происходит, просто потому, что они думают, что их страна не за это».

Семена гибели Путина?

Будучи давним наблюдателем за Россией, Карлтон считает, что Путин «полностью перестарался со вторжением в Украину — он совершил колоссальную ошибку. Он разрушил две страны, Украину и Россию. У меня разбивается сердце, что один человек за один день может сделать это».

Если бы Путин умер год назад, «он вошел бы в российскую мифическую историю как одна из великих фигур этой истории, как человек, который вернул Россию из состояния, когда она стояла на коленях в 1990-е годы, и сделал ее в нацию, которая имела какой-то авторитет в мире», — говорит Карлтон.

С вторжением, правда, «не знаю, чем это кончится, но, наверное, кончится тем, что его больше нет в Кремле».

Это предположение основано на истории. По его словам, российские «войны выбора» — ничем не спровоцированные наступательные войны — которые заканчивались трясиной или поражением, как правило, приводили к катастрофическим результатам. Потери русских в русско-японской войне 19 г. 04-1905, например, привели к революции 1905 года, волне политических и социальных волнений, которые привели к конституционным реформам и подготовили почву для русской революции 1917 года, в ходе которой монархия была упразднена, а царь казнен.

Совсем недавно советское вторжение в Афганистан в 1979 году и последующее десятилетие боевых действий способствовали распаду Советского Союза. Советские лидеры первоначально заявили, что их войска были запрошены афганским правительством, которое вело гражданскую войну. Эта история «развалилась за пару лет», — говорит Карлтон.

Это «хорошее эмпирическое правило для любой страны, которая вступает в войну по выбору: если ваша история начинает меняться, это плохой знак», — говорит он. То же самое и сегодня на Украине, отмечает он: «Путин изо всех сил пытается найти правильную историю — обычно это признак того, что что-то идет не так на войне».

Россия встречает свою историю | Wilson Center

Те, кто решил проигнорировать или не узнать темную историю России, теперь страдают за это. Многие в России в настоящее время на горьком опыте обнаруживают, что увлечение «великим прошлым» — верный путь к катастрофе.

Уже более двадцати лет российские государственные СМИ, консервативные писатели и кинематографисты воспевают героическое прошлое страны, советское и имперское. Многим это показалось бы неприятным, но мало кто ожидал бы, что дебаты об истории будут иметь какие-то ощутимые последствия для их повседневной жизни.

Тем не менее, эти последствия пришли и достигли миллионов, а не только откровенных активистов, интеллектуалов или журналистов. В ходе так называемой частичной мобилизации в России власти без разбора арестовывали мужчин на заводах, в общежитиях, административных зданиях, в метро и на улице. Полиция забрала мужчин из приютов для бездомных и нуждающихся, а также из общежитий трудовых мигрантов, самых незащищенных групп любой страны.

Точные цели проекта никогда не разглашались. Оценки варьируются от 700 000 до миллиона и более. Единственное, что известно точно, это то, что эти цели количественные. Для кремлевской администрации эти цифры сейчас являются главным приоритетом.

Есть план количества душ для набора и задача выполнить норму любыми способами. Отброшена даже видимость законности. Даже политическая или экономическая целесообразность, которая советовала бы действовать осторожно, чтобы предотвратить недовольство и избежать привлечения ценных специалистов для смягчения удара по экономике, была отвергнута перед лицом команд Путина. Явная интенсивность и хаос призывной кампании выдают панику, охватившую Кремль.

Российское государство сейчас пытается провернуть один из своих самых архаичных институтов, массовую мобилизацию, которая не работала в таком экстраординарном режиме на памяти живущих поколений. На этом фоне даже циничные пропагандисты, пытающиеся уберечь себя и своих сотрудников от призыва, выглядят почти современно, потому что призывают к соблюдению правил и законов.

Однако это не обычная мобилизация. В конце концов, в 1940-х годах, несмотря на некоторые смешанные чувства по поводу выполнения приказов Сталина, народное стремление вести справедливую и патриотическую войну было подавляющим.

На этот раз все иначе. Нынешнюю кампанию боятся и ненавидят, в то время как целевые цифры не разглашаются и, по-видимому, могут быть произвольно изменены. Некоторым регионам были даны новые мобилизационные задания после выполнения первоначальных. Абсолютный приоритет, который Кремль отдает своим квотам, увязывает нынешнюю мобилизацию не с кампаниями массовой вербовки времен Второй мировой войны, а с массовым террором 1930-х годов.

Во время Великой чистки 1930-х годов Москва вводила квоты на аресты региональных властей по всему СССР. Кремль наметит социальные группы, подлежащие «карательным мерам», но Москва оставит на усмотрение местных чиновников, кто будет выполнять эти квоты. Чтобы попасть на расстрел или принудительные работы, советским гражданам достаточно было произвольно заклеймить их «кулаками» или «антисоветскими» элементами.

Хотя некоторые из наиболее ужасающих подробностей массовых репрессий в Советском Союзе могут быть затушеваны, большинство учебных программ по современной истории в России адекватно отражают общеизвестные истины — казни, чистки, голод, депортации. Однако система образования (и фильмы, и публикации в государственных СМИ) представляет эти факты на фоне государственных решений и событий таким образом, что репрессии кажутся неизбежными и почти оправданными. Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне неизменно считается вершиной истории России.

Это хорошо согласуется с триумфальным прочтением истории, которое Владимир Путин отстаивал с самого начала своего пребывания у власти. Историки должны правдиво излагать факты, но так, чтобы «молодые люди гордились своей страной», — сказал Путин еще в 2003 году в своем обращении к школьным учителям. Конечно, это не были ваши типичные дебаты между различными школами мысли. Путин, самопровозглашенный любитель истории, нуждался в истории для своей политики.

Важно понимать, что превращение истории в предмет национальной гордости не было детищем Путина. С тех пор, как начались регулярные выборы, в 1994, по вопросу о национальной гордости, «история России, ее прошлое» всегда был на первом месте. На просьбу расположить карточки с надписями типа «язык моего народа», «земля, на которой я живу», «великий народ моего народа», «военная мощь моей страны» в порядке убывания важности, большинство опрошенных поставил бы историю на первое место.

Не научные достижения, не культура и не какое-то видение будущего позволили большинству россиян построить связь со своим народом, а прошлое страны. Путин не изобрел акцент российского общества на истории как таковой. Вполне вероятно, что в начале своего правления, изучив опросы общественного мнения, он увидел в повествовании о патриотической истории полезный политический инструмент. Он только что сделал «великое прошлое» России все более заметным в своей пропаганде.

Постоянный акцент российского общества на исторических триумфах теперь стал преследовать его. Те русские, которые позволили победе во Второй мировой войне, сталинской индустриализации или космическим прорывам Хрущева скрыть суровую правду прошлого своей страны, теперь узнают свою советскую историю на горьком опыте.

Поскольку преступления российского государства так и не были осуждены или привлечены к ответственности, советские институты, в том числе бесчеловечная пенитенциарная система, неустойчивые правоохранительные органы и предвзятая судебная система, сохранились и в постсоветской России. Сам акцент на централизованно устанавливаемых квотах является неотъемлемой чертой всех этих институтов.

Ученые и интеллектуалы всегда понимали это, но Кремль яростно боролся за свой пропагандистский триумф. Важной вехой в этой борьбе стала ликвидация «Мемориала», самой видной общественной организации России, которая вместе с украинским Центром гражданских свобод и белорусским активистом Алеся Беляцкого несколько дней назад была удостоена Нобелевской премии мира. Более тридцати лет «Мемориал» расследовал советские политические репрессии. Если бы ее наследие легло в основу преподавания истории в России, мы бы не увидели ни этой войны, ни повальных облав граждан по всей стране.

Но Россия — и ее общество, и ее лидеры — решили успокоить себя победами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *