Презентация к уроку (география, 9 класс) по теме: География 9 класс. 1 урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку «Поволжье» география 9 класса
Эта перзентация облегчит подготовку к уроку географии 9 класса по теме: «Поволжье»…
презентация к уроку «Поволжье» география 9 класса
Эта перзентация облегчит подготовку к уроку географии 9 класса по теме: «Поволжье»…
Контрольная диагностическая работа по географии, 9 кл. 1 четверть
Контрольная диагностическая работа по географии, 9 кл. 1 четвертьКонтрольная диагностическая работа по географии, 9 кл. 1 четверть. 2 варианта…
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)…
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр…
Итоговый контрольный тест по географии 9 класс 1 полугодие
Тест позволяет проверить знания за 1 полугодие…
Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»
Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп…
nsportal.ru
Урок-игра по географии в 9 классе «Все о России»
Урок-игра по географии в 9 классе
«Всё о России »
Класс: 9
Учитель: Чурилова Е.В
Количество учащихся: 11чел.
Тип урока: урок-игра (урок обобщения знаний)
Цели урока:
1. Образовательная: повторить изученный материал в игровой форме.
2. Развивающие: — развить географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решений проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; — развивать навыки и умения работы с картами (настенными, атласа).
3. Воспитательные: воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе; самостоятельно и ответственно готовиться к уроку; повысить интерес к изучению географии.
Оборудование: 1. Оформление доски:
эпиграф к уроку: (что-то о России)
-название игры;
2. Раздаточный материал: отчетные листы для заполнения результатов
выступления команд в каждом туре, конверты для жетонов.
3. Настенные карты: «Политико-административная карта РФ»,
«Физическая карта России», атласы для 9 класса.
Ход занятия:
Организационный момент. (1 минута)
Класс делиться на 2- команды, им даются карточки с номерами, (варианты ответов появляются на доске)
Ход игры.
Слово учителя: (1 минута)
Приветствует команды и знакомит с краткими правилами игры .
Первый тур Географическая разминка
(8карточек, по 4 для каждой команды, на решение каждой карточки дается 5минут)
1балл за каждый правильный ответ
1. Города России-1команда
1.Город-курорт в России, расположен на северо-восточном побережье Чёрного моря в Краснодарском крае, на расстоянии 1700 км от Москвы. Сочи является самым крупным курортным городом России
2.На левом берегу Волги чинно расположился город . Издавна этот город был торговым посредником между Западом и Востоком.
3. Город называют «столицей Урала». Город выгодного расположился в районе Среднего Урала, где проходят основные транспортные магистрали из Центральной части России в Сибирь.
4.Эта земля во все века славилась красивейшими украшениями из янтаря, ведь на территории города находятся крупнейшие запасы этого минерала в мире. Главной достопримечательностью является Кафедральный собор.
5.Важный транспортный и промышленный узел России . Именно здесь находится Государственный Аэрокосмический Университет, ставший одним их первых ВУЗов страны работать в области инноваций в космической отрасли.
Варианты ответов:
1.Калининград 2.Москва 3.Сочи 4.Казань 5.Екатеринбург 6.Самара 7.Волгоград
2.Достопримечательности России-2 команда
1.Построенный еще в 16 веке Кремль в Новгороде удивляет непреступными стенами с глухими башнями, тянущимися на несколько уровней, и крепостными сооружениями. Здесь же расположен Михайло-Архангельский собор. До сих пор Кремль остается культурным и административным центром города, здесь находятся два музей и Центр современного искусства.
2.Самый крупный российский музей, собравший массу шедевров работы отечественных мастеров и не только. Начавшись с частной коллекции, сегодня галерея известна во всем мире и является музеем федерального значения. Бродить по залам этой галереи можно часами, а многие картины заслуживают отдельного рассказа, настолько большое значение они имеют для мировой культуры.
3.Достопримечательностью города Волгограда является мемориальный комплекс (?) с уникальным огромным монументом «Родина-Мать».
5.Этот объект называют «Деревянное кружево».
5.Город основан в 1147 году. Центр России, «сердце» России.
Варианты ответов: 1.Золотое кольцо России 2.Мамаев Курган 3. Город Москва 4. Третьяковка 5. Архитектура Кижей 6. Нижегородский Кремль 7. Дворцы и фонтаны Петергофа
Ответы: 1 – 7, 2 – 5, 3 – 3, 4- 6, 5 – 4.
3. Рекордсмены природы России-1 команда
Вопросы:
Самое жаркое лето в России
Самый большой по площади полуостров России
Самая высокая вершина России
Самая холодная зима
Море, на котором наблюдаются самые высокие в стране приливы.
Варианты ответов: 1.Эльбрус 2.Чукотка 3.Оймякон 4.Волгоград 5.Волга 6.Берингово море 7.Таймыр 8.Чукотское море
Ответы: 1-4, 2-7, 3-1, 4-3, 5-6
4. Природные зоны России-2 команда
Вопросы:
Природная зона, в которой много озер и болот. Избыточное увлажнение.
Природная зона нашей местности.
Самая большая по площади природная зона.
Природная зона. Расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири.
Природная зона, в которой леса пострадали из-за хозяйственной деятельности человека.
Варианты ответов:
1. Арктические пустыни2. Тундра3. Лесотундра4. Тайга 5. Смешанные леса
6. Лесостепь 7. Степь 8. Полупустыни
Ответы: 1 – 1, 2 – 6, 3 – 4, 4 –7 , 5 –5
5.Моря России —1команда
Вопросы:
Самое мелкое море России со средней глубиной в 7 метров.
Самое пресное море России с соленостью в 2 промилле.
Море, где находятся Соловецкие острова.
Самое холодное море России
Самое большое по площади море России.
Варианты ответов: 1.Баренцево 2 Чукотское 3. Азовское 4. Балтийское 5. Берингово 6. Восточно- Сибирское 7. Японское
Ответы: 1 – 4, 2 – 5, 3 – 2, 4 – 3, 5 – 6
6. Горы России-2команда
Вопросы:
1. Горы, где самой высокой вершиной является гора Белуха.
2. Горы, где имеется минералогический Ильменский заповедник
3. Горы на Кольском полуострове.
4. Горы с самой высокой вершиной России
5. Горы на полуострове Таймыр.
Варианты ответов:
1.Кавказ 2.Алтай 3.Урал 4.Сихоте – Алинь 5.Бырранга 6.Хибины 7.Саяны 8.Верхоянский хребет
Ответы: 1-2, 2-3 , 3-6, 4-1,5-5
7.Чемпионы леса- 1 команда
1.Самое долговечное дерево, живущее до 900 лет
2.Самое гибкое дерево. Лесная балерина
3.Самое распространенное дерево
4.Самое высокое дерево
5.Самое распространенное лиственное «дерево-пионер»
Варианты ответов: 1.Береза 2.Кедр 3.Рябина 4.Сосна 5.Лиственница 6.Ель 7.Пихта
Ответы:1-2, 2-3, 3-4, 4-2, 5-1
8. Районы России -2 команда
Вопросы:
Район, имеющий больше всего населения в России.
Самый курортный район России
Район больше всего добывающий нефти и газа
Район, где производятся автомобили «ГАЗ»
Район, где расположен незамерзающий порт за полярным кругом.
Варианты ответов:
Центральный 2.Северо-Кавказский 3.Северный 4.Западно-Сибирский 5.Восточно-Сибирский 6.Волго-Вятский 7.Уральский 8.Поволжский
Ответы: 1 – 1, 2 – 2, 3 – 4, 4 – 6, 5 – 3.
Второй тур Карта России. Задание для обеих команд-10минут.
1балл за каждый правильный ответ
1. Что не принадлежит России.
2. Исправь ошибки Третий тур.
( на задание отводится 10 минут) -1балл за каждый правильный ответ.
Вопросы для первой команды:
Что западнее: Смоленск или Кострома? ( Смоленск)
Языковая группа, к которой относятся чуваши;
Крупнейший остров на востоке России; (Сахалин)
Столица Мордовии; ( Саранск)
Крайняя южная точка России;( г.Базардюзю)
Самая полноводная река России ( р.Енисей)
Приливная ЭС в России; ( Кислогубская)
Пролив, отделяющий о. Сахалин от материка; (Татарский)
Наука, изучающая население; (Демография)
Как до недавнего времени назывался город Санкт-Петербург? (Ленинград)
Вопросы для второй команды:
Что южнее: Омск или Барнаул? ( Барнаул)
Языковая группа, к которой относятся марийцы;
Крупнейший озеро в России; (Байкал)
Столица Чувашской республики (Чебоксары)
Крайняя островная северная точка России; (мыс Флигели)
Самая длинная река в России. (Обь с притоком Иртыш)
Гейзерная электростанция в России; ( Паужетская)
Пролив, отделяющий о. Сахалин от Японии; (Лаперуза)
Наука, изучающая народы?; ( этнография)
Как до недавнего времени назывался город Самара? ( Куйбышев)
4. Подведение итогов игры.(3мин)
Слово учителя: Подошла к концу наша игра. Давайте посмотрим, с какими результатами дошли команды. (Сообщаются итоговый результат для каждой команды.)
infourok.ru
План-конспект по теме: «Введение» 9 класс
Здравствуйте ребята, садитесь.
Я вас поздравляю с началом учебного года и желаю Вам успехов в новом учебном году.
Тема сегодняшнего урока “Введение”. Рассмотрим первую задачу урока, познакомиться с названием курса географии 9 класса.
Положите перед собой учебники, с помощью которых вы будете получать новые географические знания.
1) Посмотрите на обложке учебника и ответьте, как называется курс географии?
2) Взяв, учебник 8 класса географии посмотрим, как называется курс географии, пройденный в 8 классе?
3) Почему название курса географии в 8 и 9 классе одинаковое?
4) Вспомним, что мы изучали по географии России в прошлом учебном году?
Реки, озера, моря омывающие территорию России, особенности климата, рельефа, растительного и живого мира. То есть изучали особенности природы России.
5) Вспомните, как называется география, которая занимается изучением природы?
Курс географии 9 класса называется экономическая и социальная география России.
Переходим ко второй задачи урока, узнаем, что изучает экономическая и социальная география.
Для того чтобы вы самостоятельно назвали, что изучает ‘экономическая и социальная география’, разберём значение трёх понятий входящих в её название (учитель вешает на доску таблички “социальная и экономическая география”): экономика, география и социум.
6) что такое экономика?
Экономика – это развитие предприятий, транспорта, сферы услуг
Слово экономика в переводе с греческого буквально означает “хозяйственная деятельность”, то есть экономика – это развитие хозяйственной деятельности.
Итак, мы выяснили, что такое экономика (учитель вешает на доску таблички “развитие”, “хозяйственная деятельность”).
7) Вспомним, что такое география?
География — это наука о природе и земной поверхности, о развитии и размещение населения и его хозяйственной деятельности.
8) Как вы думаете, что изучает из перечисленного именно экономическая и социальная география?
Табличка с “хозяйственной деятельностью” у нас есть, добавляем табличку с “населением”, “размещением”, “развитием”
Н
Социальная и экономическая география мира
а доске
развитие
хозяйственная деятельность
размещение
население
наука
9) Назовите синонимум слова “социум”?
10) Скажите, а из представленных табличек уже присутствует слово общество, в другом понятии?
11) В каком?
Верно.
Но так же мы с вами знаем, что мы говорим о науке (учитель добавляет табличку “наука”)
12) А теперь ваша задача, сформулировать определение из выбранных нами слов определяющих значение науки “социальной и экономической географии” склоняя их окончание.
Итак, запишем значение понятия экономической и социальной географии.
Открываем тетради, записываем на полях сегодняшнее число. Тема урока: “Введение”
Записываем определение
Экономическая и социальная география – это наука, изучающая развитие и размещение население и его хозяйственной деятельности.
Экономическая и социальная география – это не только школьная дисциплина и серьёзная наука, основателем которой является Николай Николаевич Баранский.
Н.Н. Баранский родился 27 июля 1881 г. в семье учителя гимназии города Томска, преподававшего русский язык, литературу и географию, — человека “крупного ума и широкой натуры”. Николай Николаевич блестяще учился, окончив в 1899г. гимназию с золотой медалью, владел “древними” – латинским и греческим – и современными языками – французским, немецким, английским.
В 13 лет он начал помогать отцу в его репетиторской работе.
В 1910 – 1914 гг. Баранский окончил Экономическое отделение ныне Института народного хозяйства им. Плеханова.
С юных лет Н.Н. Баранский, практически не переставая, занимался просветительской и пропагандисткой деятельностью, которая постепенно перерастала в профессорско-преподавательскую, а центр его интересов всё более перемещался из области политики, политэкономики и экономии в географию, что подготавливалось самой его жизнью, практической работой, наблюдениями. Баранский сам задавал себе вопрос: “Почему я стал заниматься экономической географией?” – и в качестве одной из главных причин называл следующее: “…поездки …, в которых я исколесил около 200 тыс. км…а затем сверх того ещё около 100 тыс. км, показали мне наглядно, до чего значительно изменяются от места к месту и природа, и люди, и их хозяйство. А в этом ведь суть экономической географии и интереса к ней”.
Н.Н. Баранский умер 29 ноября 1963 года. Он умер, увенчанный заслуженными наградами и всемирно известный.
Запишем
Основатель экономической и социальной географии советский географии Н.Н. Баранский.
Теперь выясним, что конкретно в 9 классе по географии вы изучите.
13) Откройте учебник на странице 3 — 4 посмотрите и ответьте, на какие три крупных раздела разбит материал, изучаемый в 9 классе? Обратите внимание, что разделы отмечены римскими цифрами.
Откройте учебники на странице 3, в первом разделе мы с вами познакомимся с новыми понятиями, которые будем использовать в течение всего учебного года. Познакомимся с отраслями промышленности.
Открываем учебники на странице 4. В разделе “районы России” мы узнаем, на какие районы разделена территория нашей страны в зависимости от особенностей природы, и уровня развития хозяйства. И детально будем их изучать.
И закончим изучение географии 9 класса рассмотрением 3 раздела, из которого узнаем какую роль, играет Россия в мировом хозяйстве.
Переходим к решению следующей задачи урока. Для того чтобы успешно работать с учебником, нужно знать, как он построен, для этого познакомимся с его структурой.
Откройте учебники на странице 7 и параллельно страницу 87. Главы учебника открываются рубрикой “Самое… Самое…”, которая включает наиболее яркие факты, касающиеся содержания главы.
Откройте учебники на странице 8. Каждый параграф начинается с вводных рубрик: “Вы узнаете …”, “Вспомните…” – и вступительного текста, содержащего его главную идею. Рубрика “Вы узнаете …” познакомит вас с основными вопросами, которые предстоит изучить. Рубрика “Вспомните …” позволит повторить предыдущие уроки и освежить в памяти материал, необходимый для изучения нового.
Основной текст учебника сопровождают рубрики “Географический блокнот” и “Мои географические исследования”.
Рубрика “Географический блокнот” содержит интересные факты и другую дополнительную информацию. Выполнение заданий рубрики “Мои географические исследования” поможет нам научиться самостоятельно работать с разными источниками знаний.
В основном тексте параграфов можно встретить рубрику “Геофокус”. Она иллюстрирует основной текст конкретными примерами.
Откройте страницу учебника 54. Если рядом с основным текстом вы встретите ссылку в виде значка – стрелки с буквой А, то это будет означать, что при изучении данного материала вам потребуется географический атлас.
Завершают каждый параграф “Вопросы и задания’. Ответив на вопросы и выполнив задания, вы определите, насколько хорошо усвоили материал нового урока.
Откройте учебники на странице 86. Последняя страница каждой главы содержит рубрики “Подведём итоги”, “Вопросы для обсуждения” и “Подробнее …”. “Вопросы для обсуждения” носят, как правило, проблемный характер, для ответа на них нужно использовать дополнительные источники информации.
Перечень литературы и сайтов в Интернете показывает, где вы можете получить дополнительную информацию для углубления знаний и развития навыков самостоятельной работы.
Рассмотрим, какие задачи выполняет наука география.
Разобраться с тем, какие задачи выполняет наука география, нам помогут небольшие отрывки текстов.
Итак, слушаем внимательно первый отрывок и с помощью него пытаемся назвать первую задачу, которую наука география выполняла в давние времена, в период открытия новых земель.
1) К зоне экваториальных лесов примыкает зона саванн – равнин, покрытых травами, среди которых возвышаются редкие деревья и разбросаны группы кустарников. Среди животных количественно преобладают растительноядные: антилопы, грызуны, в Австралии – кенгуру. Кроме этих млекопитающих, траву в большом количестве поедают насекомые, например саранча. В саваннах много крупных хищников: в Африке это лев, гепард.
Для того чтобы ответить на главный вопрос, какую первую задачу выполняет география разберем прочитанный текст.
13) О чем в данном тесте идёт речь?
Саванны, это одна из природных зон.
14) Что вы узнали о саваннах?
Рассмотрим следующий небольшой отрывок текста, который также поможет нам узнать первую задачу географии.
Арктические и антарктические пустыни раскинулись на побережье и островах Северного Ледовитого океана и в Антарктиде. Это царство снега и льда. Полярный день и полярная ночь на полюсах длятся по полгода. Из растений встречаются только некоторые виды лишайников, мхов. В Арктике живёт белый медведь. В Антарктиде — пингвины. Антарктический материковый ледник – крупнейшая на Земле ледяная пустыня.
15) О чём в данном тексте идёт речь?
16) Что вы узнали о арктических и антарктических пустынях?
17) На примере данных отрывков подумайте и ответьте, что первоначально делали исследователи, путешественники, учённые чтобы передать людям, представление о новых открытых землях или участках земли?
18) Представим, что мы с вами путешественники плаваем по морским просторам в поисках новых материков, островов и вдруг перед нами открылись берега неизведанного ещё материка или острова. Что нужно нам с вами сделать, чтобы мир мог прочитать о растительном, животном мире, климате и население открытого материка или же острова?
На протяжении многих веков наука география только собирала сведения и описывала вновь открываемые земли.
Узнаем также с помощью текста № 3 и 4, какую вторую задачу выполняет наука география.
… Африка самый жаркий материк, потому что на большей его части среднегодовая температура выше + 20 С. ..
… Австралия самый сухой материк, потому что на большей части его территории выпадает мало осадков.
19) Итак, что делает вторая задача науки географии.
Вторая задача, которую выполняет география – объяснить те или иные процессы, закономерности или особенности характерные для природы того или иного материка или острова.
Назвать третью задачу, которую выполняет наука география, нам поможет учебник.
20) Откройте учебник на странице 31 посмотрите и ответьте, как называется последний раздел?
21) В этом разделе на будущее, что делают?
Ещё более сложна задача управления объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или заселить опустевшие сельские территории? Общество, в том числе и российское, очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснилось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов и внешними усилиями далеко не всегда можно что – либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому).
Создание новых объектов с заранее заданными свойствами – одна из наиболее сложных задач любой науки. Вначале она была решена в “чисто естественных” науках – механике (создание машин), химии (новые материалы), биологии (выведение новых сортов растений, новых пород животных). Географические объекты, разнородные по своему составу, гораздо труднее спроектировать и тем более создать.
Один из самых сложных вопросов при этом – выбор места для нового объекта. История сохранила нам примеры удачных решений: например, создание Петром I на пустом месте Санкт – Петербурга, ставшего одним из прекраснейших городов мира, крупным экономическим и культурным центром. Но гораздо большее число городов исчезло с географической карты – часто из – за того, что при их создании не был учтён комплекс местных условий.
Один из последних примеров неудачных решений – создание на Крайнем Севере в неблагоприятных природных условиях больших городов, население которых было призвано обеспечить добычу полезных ископаемых, хотя её можно было осуществить гораздо меньшим числом жителей. В результате происходил “обвальный” отток населения из этих районов, а построены там города и посёлки оказываются ненужными.
Перечертите в тетрадь схему задачи географической науки.
Задачи географической науки.
doc4web.ru
Урок 1. Что мы будем изучать? | Поурочные планы по географии 9 класс
Цели: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии
России. Показать значение географии, как науки, в изучении окружающего мира.
Познакомить с учеными географами России. Вызвать интерес к изучению географии
хозяйства и населения. Познакомить учащихся с особенностями структуры
учебника.
Оборудование: Физическая и политико-административная карты Российской
Федерации, портрет Н. Н. Баранского.
Ход урока
I.
Организационный
момент
II.
Вводная
беседа
На доске слова географа Юрия
Константиновича Ефремова: «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю».
—
В 8
классе мы познакомились с природой нашей Родины, самой большой по площади
страны мира. Страны, обладающей разнообразными природными ресурсами и
природными условиями.
В 9 классе мы будем знакомиться с
хозяйством на территории России и ее населением. Эта часть географии
называется социально-экономическая или общественная география.
Найдите краткий словарь терминов на с. 376
(уч. Д.[1]) и с. 328
(уч. А.[2]). В курсе
экономической географии много новых терминов, которые необходимо понимать, в
этом нам и поможет краткий словарь терминов. Найдите объяснение слова анклав.
Это часть территории государства, окруженная со всех сторон
другими государствами и не имеющая морского берега. Если анклав имеет морской
берег, его называют полуанклавом. Ребята, что такое Калининградская область
России? (Полуанклав.) Назовите другие слова из словаря, не
знакомые вам.
В 9 классе мы будем также использовать
цифровой справочный (статистический) материал, который помещен в таблицах
приложения (уч. А. с. 308), а у авторов Рома и Дронова в тексте учебника
(например, на с. 338, табл. 69, на с. 4, табл. 1).
В учебнике А. И. Алексеева перед каждым
параграфом имеется рубрика «Вам предстоит узнать», которая выделяет основные
вопросы параграфа. В конце параграфа имеется ряд вопросов: первая рубрика
«Вопросы для самооценки» — по ним вы сможете проверить уровень усвоения
материала параграфа. На вопросы этой рубрики есть ответы в учебнике.
В рубрике «Моя точка зрения» вы можете
подумать и высказать свою точку зрения, свое суждение на решение проблем,
связанных с экономикой России. Может быть, ваше решение и будет неправильным,
но вы в будущем столкнетесь в своей жизни с проблемами хозяйства России и
решить их очень полезно.
В учебнике также есть рубрика
«Представьте, что…», которая приглашает вас к дискуссии, моделирует
какую-либо ситуацию, диалог, в котором вы участвуете. Вам необходимо определить
свою позицию и убедить собеседника в своей правоте или понять позицию другого
человека.
В рубрике «Проблема ждет вашего решения»
вам предлагается смоделировать географический процесс, построить прогноз
развития экономики района, или решить проблему, стоящую перед территорией
страны.
Рубрика «Мой край в судьбе России»
позволит вам на уроке и во внеурочное время познать особенность своей малой
родины: города, села, района. А «Социокультурный практикум» позволит вам
провести исследование своего края: экономики, населения, проблем своей родины.
Каждая часть имеет тематическое обобщение
«Подведем итоги» с рубриками «Оценка ваших достижений» и «Обмен ценностями»,
вопросы которых позволяют подвести итоги изученной части учебника.
Экономическая и социальная география — это
не только школьная дисциплина, но и серьезная наука, основателем которой
является Николай Николаевич Баранский. (Возможна подготовка одним или несколькими
учениками сообщения о
Н. Н. Баранском, его биографии и
деятельности.)
Экономическая география изучает хозяйство
страны и делится на отрасли: география промышленности, география сельского
хозяйства, география транспорта, география населения и т. д.
Мы будем изучать географию населения и хозяйства
России.
И первая часть нашего курса — это
география компонентов хозяйства и населения. Но, изучив географию транспорта,
промышленности, сельского хозяйства, очень трудно представить образ какой-то
отдельной части страны, необходимо и комплексное изучение отдельных районов:
хозяйства Урала, Европейского Севера, Западной Сибири и т. д.
В настоящее время география занимается не
только описанием, но и объяснением, прогнозом, управлением и правильным
размещением новых хозяйственных объектов — дорог, городов, ГЭС, заводов и т.
д. На доске схема, показывающая задачи географии, как науки:
[описание}—»1объяснение|—Предсказание)—>[управление|—>1создание
новых объектов|
(Схема есть в учебнике Алексеева, в
учебнике Дронова, Рома ее нет.)
В 9 классе мы познакомимся с проблемами
хозяйства России экономическими, социальными, экологическими, демографическими.
Выявив отличительные черты территории (ее хозяйства, населения, проблемы), мы
должны и предположить, а затем аргументировано объяснить (что очень сложно
сделать), какое будущее имеет эта территория. Например, Сибирь и Дальний Восток
слабо заселены, здесь на огромных площадях нет дорог, между населенными
пунктами большие расстояния. В будущем здесь необходимо осваивать богатейшие
природные ресурсы, строить города, заводы, дороги. А в некоторых городах
Сибири настолько много «грязных» предприятий (например, в Кузбассе), что
дальнейшее строительство с экологической точки зрения невозможно.
Где и почему построены в России города и
заводы, дороги и порты, дома отдыха и шахты? Почему город Санкт-Петербург,
основанный Петром Великим, процветает и сейчас, а из Воркуты люди уезжают?
Почему исчезли тысячи деревень, десятки городов? Как избежать ошибочного выбора
места для создания новых объектов? Сейчас в России тысячи недостроенных
заводов, дорог, электростанций и т. д. Это — выброшенные на ветер деньги
населения страны.
География должна помочь обществу в решении
хозяйственных проблем и создать у каждого жителя России «образ страны», «образ
республики, области, образ города», «образ села», то есть образ его Родины.
Для понимания образа территории необходимо
знать, как исторически развивалась экономика (хозяйство) территории, как
заселялась территория, какими природными ресурсами она обладает. И, конечно же,
нам очень пригодятся знания о природных условиях России и ее частей. Мы помним,
что люди селятся в районах с благоприятными условиями. Таковыми являются —
равнинный рельеф; наличие реки, озера, моря; теплое лето и мягкая зима;
достаточное увлажнение, пышная растительность и т. д.
Но этого нет в Воркуте, Норильске, Новом
Уренгое. В этих городах холодное и короткое лето, длинная и суровая зима, здесь
тундра и вечная мерзлота. Почему же люди живут в таких неблагоприятных
условиях?
III.
Закрепление
—
Что
изучает экономическая и социальная география России? (Экономику (хозяйство) и население и их
размещение на территории страны.)
—
Кто
является основателем экономической географии России? (Н. Н. Баранский.)
—
Каковы
основные задачи географии? (Описание, объяснение процессов происходящих в стране,
предсказание или прогноз изменений, которые могут наступить при том или ином
воздействии человека, управление географическими объектами, создание новых
объектов, т. е. география должна помогать обществу решать те или иные
конкретные проблемы, т. е. выполнять практические жизненные важные для
населения и хозяйства страны задачи.)
—
Поясните
слова царя Бориса из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов»:
Царь. А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Федор. Чертеж земли московской; наше
царство Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море.
Вот пермские дремучие леса.
А вот Сибирь.
Царь. А это что такое
Узором здесь виется?
Федор. Это Волга.
Царь. Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть Все
царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись мой сын: наука сокращает Нам опыты
быстротекущей жизни — Когда-нибудь, и скоро, может быть.
Все области, которые ты ныне Изобразил так
хитро на бумаге Все под руку достанутся твою Учись мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать.
Домашнее задание
1.
Ответить
на вопросы §1, уч. А. с. 9 (вопросы для самооценки).
2.
Ответьте
на вопрос: «В чем значение географии для каждого человека?» (По желанию.)
3.
Определите,
откуда привезены товары (одежда, продукты питания) используя этикетки (3-5
видов).
4.
Нарисуйте
на одном листке «образ мира» — образ России, области или республики, города, села,
используя символы.
tak-to-ent.net
Презентация к вводному уроку в 9 классе «Что такое экономика. Что изучает экономическая география»
Автор учитель географии МБОУ СОШ №3
г. Петровска Саратовской области Ермакова Надежда Александровна
Цели и задачи
- Составить характеристику термина « экономика»;
- рассмотреть формы, уровни экономики;
- узнать об экономике как науке;
- найти интересные факты об экономике
СОДЕРЖАНИЕ
- Что такое экономика?
- Когда и у кого появляется слово “экономика”?
- Каковы главные функции экономики?
- Уровни экономики
- Формы экономики
- Экономика как наука
- Функции экономической науки
- Что такое экономическая география?
- Интересные факты об экономике
- Ресурсы
Каждый человек буквально на каждом шагу сталкивается с различными экономическими проблемами: как удовлетворить свои потребности в еде, одежде, образовании, отдыхе и т. п., какой хозяйственной деятельностью заняться, купить или не купить тот или иной товар, достаточно ли дохода для приобретения нужного продукта и т. д.
Экономика — это часть повседневной жизни людей, люди принимают ежедневное участие в экономической деятельности, живут в экономической среде, постоянно используют термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.).
Жить и быть вне экономики невозможно. Каждому из нас знакомо слово «экономика» , хотя разные люди вкладывают в него неодинаковое содержание.
И многих сегодня вопрос «что такое экономика?» может поставить в тупик. Не следует удивляться тому, что, живя в окружении экономики, мы затрудняемся сказать, что это такое. Данное обстоятельство объясняется тем, что экономика — настолько общее, емкое, многозначное понятие, что определить ее одной фразой не представляется возможным.
Что такое экономика ?
Эконо́мика (от греч. οίκοςνομος — «искусство ведения домашнего хозяйства») имеет несколько значений:
- Экономика — наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования.
- Экономика как хозяйственная деятельность — организация, структура и состояние какой-нибудь отрасли хозяйственной деятельности:
1) Мировая экономика
2) Региональная экономика
3) Экономика страны
- Экономика — совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе.
Когда появляется слово “ экономика ”?
Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Аристотеля, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости .
Каковы главные функции экономики ?
Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов.
Уровни экономики
Деление экономической деятельности
в экономической науке
Макроэкономика
(предстаёт как национальная
экономика
или экономика
государства)
Мегаэкономика
(характеризует закономерность
возникновения и развития
мирового хозяйства)
Микроэкономика
(выступает как
обособленное производство
или предприятие)
Формы экономики
Выделяют четыре основные формы экономики:
- рыночная ( развивается на основе частной собственности и
товарно-денежных отношений)
- административно-командная ( материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством )
- традиционная ( традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов )
- c мешанная ( включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства )
Экономика как наука
Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук. Экономическая действительность является объектом экономических наук.
Экономические науки
Теоретическая экономика —
наука о том,
как люди и общество выбирают
способ использования
ограниченных ресурсов.
Прикладная экономика —
изучает возможности приложения
законов, теорий, предложений,
разработанных экономической теорией
непосредственно для функционирования
отдельных элементов
экономических систем.
Функции экономической науки
- Познавательная
- Практическая
- Прогностическая
- Мировоззренческая
- Методологическая
- Идеологическая
- Критическая
- Теоретическая
Виды выбора
Каждая экономическая система сталкивается с необходимостью совершать определённые основные виды выбора .
Среди них наиболее важны следующие:
- какие товары производить,
- как их следует производить,
- кто и какую работу должен выполнять, и
- для кого предназначены результаты этой работы .
Что такое экономическая география ?
Экономи́ческая геогра́фия —
общественно-географическая наука, изучающая территориальную организацию экономической жизни общества, законы и закономерности его развития.
Часто понятие используется для обозначения всей социально-экономической географии и противопоставляется физической географии.
Интересные факты об экономике
Американский анархист Джосайя Уоррен
в 1827 году открыл магазин Cincinnati Time Store,
где можно было купить товары по их
себестоимости с наценкой 7% —
намного дешевле чем у конкурентов.
Причём рассчитывались покупатели
не деньгами, а обязательствами выполнить
эквивалентную этой сумме работу.
Стандартной ценой был один рабочий час
за 5 кг зерна. Такими обязательствами
люди могли оплатить не только товары, но и услуг других людей по объявлениям на доске в этом магазине.
Сегодня кредитной карточкой никого не удивишь. Но когда-то покупатели обязаны были расплачиваться только наличными. В интересные факты об экономике попала история американца Фрэнка Макнамаре. По легенде он зашел пообедать в ресторан, а кошелек забыл дома, но нужно было обязательно расплатиться за обед, причем только наличными. Было это в начале 20 века, и в то время универсальной кредитки еще не существовало. Пришлось гражданину Макнамаре посылать за женой. После этой неприятной ситуации он вместе с друзьями организовал фирму «Diner’s Club» — первую компанию-посредника в кредитовании. Конечно, сразу люди отнеслись с подозрением к такому новаторству, но в 50-ые годы началась инфляция, и американцы прочно подсели на «жизнь в долг». Постепенно из США эта традиция распространилась в другие страны.
Ресурсы
- bibliotekar.ru›biznes-38/1.htm
- ru.wikipedia.org›wiki/ Экономика
- ru.wikipedia.org›wiki/Экономическая_ география
kopilkaurokov.ru
План-конспект урока по географии (9 класс) на тему: Урок по географии в 9 классе «Население России»
Тема: Численность и естественный прирост населения России.
Цель урока: Изучение особенностей воспроизводства населения, демографической ситуации. Определить численность населения России; сформулировать определение понятий «демографический кризис»; «естественный прирост населения»; выявить источники получения сведений о численности населения страны.
Задачи:
— формировать представление обучающихся о демографической ситуации в России;
— формировать навыки использования информационных технологий;
— развивать наблюдательность, память, логическое мышление, речь (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
— развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
— развивать навыки по поиску информации и ее обработке;
— формировать навыки использования икт;
- воспитательные:
— воспитывать информационную культуру;
— воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.
— формировать научное мировоззрение.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и ЭОР и дает определение понятия «Демография», «Демографический кризис», «Демографический взрыв», « Воспроизводство населения».
- Учащиеся самостоятельно определяют динамику населения России в XX веке.
- Учащиеся устанавливают, какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны.
Метапредметные:
- Умеют определять понятия (демография) по существенным признакам.
- Умеют находить причины и следствия (на примере анализа половозрастной структуры населения России).
- Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,
выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их, аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
- Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Ценностный компонент урока: человек — высшая ценность.
Оборудование: политическая карта мира, политико-административная, физическая карта России, карта плотности населения, компьютер, проектор, Интернет, учебник, атлас, презентация к уроку ,терминологический словарь, опорный конспект по уроку и по разделу «Население России», фрагменты документальных фильмов «Гражданская война», «Сталинский режим», и художественного фильма «Офицеры».
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Что может быть более не познано и загадочно. Чем тайна человечества. И как тут не вспомнишь стихи поэта путешественника и романтика Николая Гумилева:
И кажется, в мире, как прежде, есть страны, Куда не ступала людская нога, Где в солнечных рощах живут великаны И светят в прозрачной воде жемчуга. И карлики с птицами спорят за гнёзда, И нежен у девушек профиль лица… Как будто не все пересчитаны звёзды, Как будто наш мир не открыт до конца!
Н. Гумилев
Нам предстоит изучать население России.
Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя.
«Россия слишком мало известна русским»- писал А.С. Пушкин, великий знаток человеческой души.
В какой последовательности и что нам предстоит изучать. Назовите характеристики населения любой страны.(составление плана раздела). (Слайд №3)
Работа с опорным конспектом «План раздела».
Итак с чего начнем изучать население России?
Тема урока: Численность и естественный прирост населения России.
Смерть каждого человека – это потеря для человечества.
Эрнест Хемингуэй
Сформулируйте самостоятельно, или используя текст учебника понятие «демография». Работа с терминологическим словарем. Выясните, что такое демография? Зачем нам необходимы знания о населении нашей страны? (Слайд № 4)
Проанализируем табл.№1, Выясним какое место занимает Россия среди стран «рекордсменов по численности населения». Работа с контурной картой. Обозначить цифрами 10 стран мира самых больших по численности населения. ( Слайд №5)
Страны «рекордсмены по численности населения».
- В мире 7 млр. чел.
- Китай (Пекин)-1 млр.300млн.
- Индия (Дели)-1095млн.чел.
- США ( Вашингтон)-298,4 млн.ч.
- Индонезия (Джакарта)-246.5млн.чел.
- Бразилия(Бразилиа)-188.1млн.чел.
- Пакистан (Исламабад)-165.2 млн.чел.
- Бангладеш (Дакка)-147.4млн.чел.
- Нигерия (Абуджа)-132млн.чел.
- Россия(Москва)-141.9млн.чел.
- Япония(Токио)-127млн.чел.
По прогнозу ООН, Россия будет постепенно вытеснятся из списка стран с большой численностью населения.
Какой на ваш взгляд должна быть численность населения России?
Среди 6.5 млрд землян 2.2% россияне. Это 142 млн чел.
Чтобы выяснить основные тенденции динамики численности населения России, области, района, нам предстоит большая работа по анализу статистического материала. Графиков. Диаграмм. Представьте себя сотрудниками отдела статистики. Каждый из вас работая индивидуально и в паре, следуя инструкции, выполняет поручения. Успех вашей работы влияет на конечный результат и на объем знаний ваших коллег.
Задания: ( заполняют распечатанную схему)
- Кто главный враг стабильного роста населения? ( войны, экологические катастрофы, социально-экономический фактор, эпидемии, ДТП, терроризм) Фрагменты документальных фильмов http://www.youtube.com/watch?v=Bknc2lLj_N4 — «Гражданская война»,
- С какими социальными потрясениями связаны критические периоды истории России в первой половине 20 века? (Войны, репрессии)
Фрагменты документальных фильмов «Сталинскийрежим».- http://www.youtube.com/watch?v=INAlYJXNCiU Русская песня. Сталинские лагеря. Беломорканал
- Почему демографические катастрофы 20 века не только количественные потери, но и качественные?
Фрагмент художественного фильма «Офицеры». http://www.youtube.com/watch?v=sZM8gfEkwCw
Изменение численности населения происходило не только за счет присоединения новых территорий или выхода из состава страны. Оно связано прежде всего с особенностями естественного движения населения. (Слайд № 7, 8)
Годы переписи в РФ: 1926, 1937,1939,1959,1970,1979,1989,2002,2010.
Объяснение учителя по конспекту (у каждого ученика гиперкарточка по естественному движению населения).
Переход от одного типа воспроизводства к другому называется демографической революцией или демографическим переходом.
- Демографическая политика- система мер направленная на регулировку воспроизводства.
- Демографический кризис-снижение численности населения в рез. социальных потрясений.
- Демографический взрыв- процесс, сопровождающийся естественным приростом населения за счет высокой рождаемости.
- Естественный прирост-разница между числом родившихся и числом умерших за определенное время. ( стране, регионе за год) ЕП=Р-С; ЕП «+» и « -«
- Воспроизводство населения- процесс смены поколений(естественный)
В последнее десятилетие в России постепенно сокращается рождаемость. При уменьшении доли детей, растет доля пенсионеров, приводит к повышению смертности.
Проанализируйте Слайд № 15
ПРИМЕР: В России самая высокая рождаемость на территории Сев. Кавказа, где часты многодетные семьи.
Сокращение рождаемости представляет собой общую тенденцию промышленно развитых стран, государств с высокой долей городского населения. 1992г. Стал отрицательным ЕП.
2. Основными демографическими показателями являются рождаемость, смертность, естественный прирост, характеризующие естественное движение населения. Данные понятия раскрываются при помощи опорного конспекта.
Закрепление материала:
- Тесты на компьютере-6 чел.
- Тесты на листе в форме ЕГЭ- 8 чел.
- Работа с табл №4. Посчитать ЕП по РФ, Р.Карелия, -6чел
Оцените свою работу на уроке. Рефлексия.
Д/З: Предположите, каков был бы состав вашей семьи, если бы Россия избежала социальных потрясений в 20 веке. ( Слайд № 16)
nsportal.ru
План-конспект по теме: «Введение» 9 класс
Здравствуйте ребята, садитесь.
Я вас поздравляю с началом учебного года и желаю Вам успехов в новом учебном году.
Тема сегодняшнего урока “Введение”. Рассмотрим первую задачу урока, познакомиться с названием курса географии 9 класса.
Положите перед собой учебники, с помощью которых вы будете получать новые географические знания.
1) Посмотрите на обложке учебника и ответьте, как называется курс географии?
2) Взяв, учебник 8 класса географии посмотрим, как называется курс географии, пройденный в 8 классе?
3) Почему название курса географии в 8 и 9 классе одинаковое?
4) Вспомним, что мы изучали по географии России в прошлом учебном году?
Реки, озера, моря омывающие территорию России, особенности климата, рельефа, растительного и живого мира. То есть изучали особенности природы России.
5) Вспомните, как называется география, которая занимается изучением природы?
Курс географии 9 класса называется экономическая и социальная география России.
Переходим ко второй задачи урока, узнаем, что изучает экономическая и социальная география.
Для того чтобы вы самостоятельно назвали, что изучает ‘экономическая и социальная география’, разберём значение трёх понятий входящих в её название (учитель вешает на доску таблички “социальная и экономическая география”): экономика, география и социум.
6) что такое экономика?
Экономика – это развитие предприятий, транспорта, сферы услуг
Слово экономика в переводе с греческого буквально означает “хозяйственная деятельность”, то есть экономика – это развитие хозяйственной деятельности.
Итак, мы выяснили, что такое экономика (учитель вешает на доску таблички “развитие”, “хозяйственная деятельность”).
7) Вспомним, что такое география?
География — это наука о природе и земной поверхности, о развитии и размещение населения и его хозяйственной деятельности.
8) Как вы думаете, что изучает из перечисленного именно экономическая и социальная география?
Табличка с “хозяйственной деятельностью” у нас есть, добавляем табличку с “населением”, “размещением”, “развитием”
Н
Социальная и экономическая география мира
а доске
развитие
хозяйственная деятельность
размещение
население
наука
9) Назовите синонимум слова “социум”?
10) Скажите, а из представленных табличек уже присутствует слово общество, в другом понятии?
11) В каком?
Верно.
Но так же мы с вами знаем, что мы говорим о науке (учитель добавляет табличку “наука”)
12) А теперь ваша задача, сформулировать определение из выбранных нами слов определяющих значение науки “социальной и экономической географии” склоняя их окончание.
Итак, запишем значение понятия экономической и социальной географии.
Открываем тетради, записываем на полях сегодняшнее число. Тема урока: “Введение”
Записываем определение
Экономическая и социальная география – это наука, изучающая развитие и размещение население и его хозяйственной деятельности.
Экономическая и социальная география – это не только школьная дисциплина и серьёзная наука, основателем которой является Николай Николаевич Баранский.
Н.Н. Баранский родился 27 июля 1881 г. в семье учителя гимназии города Томска, преподававшего русский язык, литературу и географию, — человека “крупного ума и широкой натуры”. Николай Николаевич блестяще учился, окончив в 1899г. гимназию с золотой медалью, владел “древними” – латинским и греческим – и современными языками – французским, немецким, английским.
В 13 лет он начал помогать отцу в его репетиторской работе.
В 1910 – 1914 гг. Баранский окончил Экономическое отделение ныне Института народного хозяйства им. Плеханова.
С юных лет Н.Н. Баранский, практически не переставая, занимался просветительской и пропагандисткой деятельностью, которая постепенно перерастала в профессорско-преподавательскую, а центр его интересов всё более перемещался из области политики, политэкономики и экономии в географию, что подготавливалось самой его жизнью, практической работой, наблюдениями. Баранский сам задавал себе вопрос: “Почему я стал заниматься экономической географией?” – и в качестве одной из главных причин называл следующее: “…поездки …, в которых я исколесил около 200 тыс. км…а затем сверх того ещё около 100 тыс. км, показали мне наглядно, до чего значительно изменяются от места к месту и природа, и люди, и их хозяйство. А в этом ведь суть экономической географии и интереса к ней”.
Н.Н. Баранский умер 29 ноября 1963 года. Он умер, увенчанный заслуженными наградами и всемирно известный.
Запишем
Основатель экономической и социальной географии советский географии Н.Н. Баранский.
Теперь выясним, что конкретно в 9 классе по географии вы изучите.
13) Откройте учебник на странице 3 — 4 посмотрите и ответьте, на какие три крупных раздела разбит материал, изучаемый в 9 классе? Обратите внимание, что разделы отмечены римскими цифрами.
Откройте учебники на странице 3, в первом разделе мы с вами познакомимся с новыми понятиями, которые будем использовать в течение всего учебного года. Познакомимся с отраслями промышленности.
Открываем учебники на странице 4. В разделе “районы России” мы узнаем, на какие районы разделена территория нашей страны в зависимости от особенностей природы, и уровня развития хозяйства. И детально будем их изучать.
И закончим изучение географии 9 класса рассмотрением 3 раздела, из которого узнаем какую роль, играет Россия в мировом хозяйстве.
Переходим к решению следующей задачи урока. Для того чтобы успешно работать с учебником, нужно знать, как он построен, для этого познакомимся с его структурой.
Откройте учебники на странице 7 и параллельно страницу 87. Главы учебника открываются рубрикой “Самое… Самое…”, которая включает наиболее яркие факты, касающиеся содержания главы.
Откройте учебники на странице 8. Каждый параграф начинается с вводных рубрик: “Вы узнаете …”, “Вспомните…” – и вступительного текста, содержащего его главную идею. Рубрика “Вы узнаете …” познакомит вас с основными вопросами, которые предстоит изучить. Рубрика “Вспомните …” позволит повторить предыдущие уроки и освежить в памяти материал, необходимый для изучения нового.
Основной текст учебника сопровождают рубрики “Географический блокнот” и “Мои географические исследования”.
Рубрика “Географический блокнот” содержит интересные факты и другую дополнительную информацию. Выполнение заданий рубрики “Мои географические исследования” поможет нам научиться самостоятельно работать с разными источниками знаний.
В основном тексте параграфов можно встретить рубрику “Геофокус”. Она иллюстрирует основной текст конкретными примерами.
Откройте страницу учебника 54. Если рядом с основным текстом вы встретите ссылку в виде значка – стрелки с буквой А, то это будет означать, что при изучении данного материала вам потребуется географический атлас.
Завершают каждый параграф “Вопросы и задания’. Ответив на вопросы и выполнив задания, вы определите, насколько хорошо усвоили материал нового урока.
Откройте учебники на странице 86. Последняя страница каждой главы содержит рубрики “Подведём итоги”, “Вопросы для обсуждения” и “Подробнее …”. “Вопросы для обсуждения” носят, как правило, проблемный характер, для ответа на них нужно использовать дополнительные источники информации.
Перечень литературы и сайтов в Интернете показывает, где вы можете получить дополнительную информацию для углубления знаний и развития навыков самостоятельной работы.
Рассмотрим, какие задачи выполняет наука география.
Разобраться с тем, какие задачи выполняет наука география, нам помогут небольшие отрывки текстов.
Итак, слушаем внимательно первый отрывок и с помощью него пытаемся назвать первую задачу, которую наука география выполняла в давние времена, в период открытия новых земель.
1) К зоне экваториальных лесов примыкает зона саванн – равнин, покрытых травами, среди которых возвышаются редкие деревья и разбросаны группы кустарников. Среди животных количественно преобладают растительноядные: антилопы, грызуны, в Австралии – кенгуру. Кроме этих млекопитающих, траву в большом количестве поедают насекомые, например саранча. В саваннах много крупных хищников: в Африке это лев, гепард.
Для того чтобы ответить на главный вопрос, какую первую задачу выполняет география разберем прочитанный текст.
13) О чем в данном тесте идёт речь?
Саванны, это одна из природных зон.
14) Что вы узнали о саваннах?
Рассмотрим следующий небольшой отрывок текста, который также поможет нам узнать первую задачу географии.
Арктические и антарктические пустыни раскинулись на побережье и островах Северного Ледовитого океана и в Антарктиде. Это царство снега и льда. Полярный день и полярная ночь на полюсах длятся по полгода. Из растений встречаются только некоторые виды лишайников, мхов. В Арктике живёт белый медведь. В Антарктиде — пингвины. Антарктический материковый ледник – крупнейшая на Земле ледяная пустыня.
15) О чём в данном тексте идёт речь?
16) Что вы узнали о арктических и антарктических пустынях?
17) На примере данных отрывков подумайте и ответьте, что первоначально делали исследователи, путешественники, учённые чтобы передать людям, представление о новых открытых землях или участках земли?
18) Представим, что мы с вами путешественники плаваем по морским просторам в поисках новых материков, островов и вдруг перед нами открылись берега неизведанного ещё материка или острова. Что нужно нам с вами сделать, чтобы мир мог прочитать о растительном, животном мире, климате и население открытого материка или же острова?
На протяжении многих веков наука география только собирала сведения и описывала вновь открываемые земли.
Узнаем также с помощью текста № 3 и 4, какую вторую задачу выполняет наука география.
… Африка самый жаркий материк, потому что на большей его части среднегодовая температура выше + 20 С. ..
… Австралия самый сухой материк, потому что на большей части его территории выпадает мало осадков.
19) Итак, что делает вторая задача науки географии.
Вторая задача, которую выполняет география – объяснить те или иные процессы, закономерности или особенности характерные для природы того или иного материка или острова.
Назвать третью задачу, которую выполняет наука география, нам поможет учебник.
20) Откройте учебник на странице 31 посмотрите и ответьте, как называется последний раздел?
21) В этом разделе на будущее, что делают?
Ещё более сложна задача управления объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или заселить опустевшие сельские территории? Общество, в том числе и российское, очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснилось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов и внешними усилиями далеко не всегда можно что – либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому).
Создание новых объектов с заранее заданными свойствами – одна из наиболее сложных задач любой науки. Вначале она была решена в “чисто естественных” науках – механике (создание машин), химии (новые материалы), биологии (выведение новых сортов растений, новых пород животных). Географические объекты, разнородные по своему составу, гораздо труднее спроектировать и тем более создать.
Один из самых сложных вопросов при этом – выбор места для нового объекта. История сохранила нам примеры удачных решений: например, создание Петром I на пустом месте Санкт – Петербурга, ставшего одним из прекраснейших городов мира, крупным экономическим и культурным центром. Но гораздо большее число городов исчезло с географической карты – часто из – за того, что при их создании не был учтён комплекс местных условий.
Один из последних примеров неудачных решений – создание на Крайнем Севере в неблагоприятных природных условиях больших городов, население которых было призвано обеспечить добычу полезных ископаемых, хотя её можно было осуществить гораздо меньшим числом жителей. В результате происходил “обвальный” отток населения из этих районов, а построены там города и посёлки оказываются ненужными.
Перечертите в тетрадь схему задачи географической науки.
Задачи географической науки.
globuss24.ru