Биология Учебник 9 класс Каменский
Биология Учебник 9 класс Каменский — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
тг-
\ я
л ?•
1Н’ •
I . ;■
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов,
В. В. Пасечник „ _ ,
^ ^ Г
‘М* I. #
к ЙКГ;,. ‘ ^
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОЕИЮ \ И ЭКОЛОЕИЮ
УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я721
К82 _
Каменский А. А.
К82 Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб, для 9 кл, общеобразоват. учеб, заведений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 304 с.: ил.
I8ВN 5—7107—5287—8
Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологии для основной школы (о — 9 классы), созданный на основе оригинальной авторской програЕдмы под руководством В. В. Пасечника,
УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я721
Учебное издание
Каменский Андрей Александрович Криксунов Евгений Аркадьевич Пасечник Владимир Васильевич
. БИОЛОГИЯ
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ И ЭКОЛОГИЮ
Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений
Ответственный редактор Е.Д. Богданова Редактор М. В. Куликова Художественный редактор М. Г. Мицкевич Оформление М. Г. Мицкевич
Художники Л.Л- Жиличкин, Б. А. Гомон, О.М. Руновская Технический редактор Н. И. Герасимова Сканирование и компьютерная обработка иллюстраций Т, Ю. Губарь Компьютерная верстка Г. М. Татаринова Корректор Н. С. Соболева Цветоделение А.Е. Косых, О. А. Молочков Изд. лиц. У» 061622 от 07.10.97.
Подднсадо к печати 19,10.02. Фор.чат бОхЭО^/^^. Бумага офсетная. Гарнитура «Школьная». Печать офсетная. Уел. печ. л. 19,0, Тираж 100 000 экз. Заказ Л1: 5264 ш-к-га). ООО «Дрофа». 127018, Москва, Сущевский вал, 49,
По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа» обращаться по адресу: 127018, Москва, Сущевский вал, 49,
Тел.; (095) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (095) 795-05-52.
Торговый дом «Шко.чьник* .109172, Москва, ул. Малые Каменщики, д. 6, стр. 1А. Тел,: (095) 911-70-24, 912-15-16, 912-45-76.
Магазин «Переплетные птицы», 127018, Москва, ул. Октябрьская, д, 89, стр. 1. Тея.: (095) 912-45-76.
Федеральное государственное ^-нитарное предприятие Смоленский полиграфический комбинат Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1.
1ЙВХ 5—7107—5287—8 © ООО «Дрофа», 2000
Введение
X.
Накоплежные человечеством знания столь обширны, что ни один человек не способен усвоить их полностью. Но каждый из нас должен иметь четкое представление об окружающем его мире и законах, по которым он развивается. Без этих знаний человек не сможет чувствовать себя полезным членом современного общества, оценивать состояние окружающей природы, частью которой он является, принимать правильные решения в повседневной жизни.
Содержание введения поможет вам:
— узнать, что изучает биология и как происходило ее становление как науки;
— познакомиться с методами, применяемыми в биологии;
— понять, чем живое отличается от неживого;
— уяснить роль биологических знаний в современном мире.
1-
1. Биология — наука о жизни
1. Что изучает биология?
2. Какие биологические науки вам известны?
3. Каких ученых-биологов вы знаете?
Биология — наука о жизни. Она изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами.
Биология — одна из древнейших наук, хотя сам термин «биология* для ее обозначения был предложен лишь в 1797 г. немецким профессором Т. Рузом (1771—1803). Общепринятым, однако, он стал после того, как его в 1802 г. начали употреблять в сврих работах Ж. Б. Ламарк (1744— 1829), Л. К. Тревиранус (1779—1864).
Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий.
В наши дни биология — комплексная наука, сформировавшаяся Б результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин.
Например, из ботаники выделились микология, (наука о грибах), бриология (наука, изучающая мхи), альгология (наука, изучающая водоросли), палеоботаника (изучающая остатки древних растений) и другие дисциплины.
Происходит дифференциация и в сравнительно молодых биологических науках. Так, генетика дифференцировалась на общую и молекулярную генетику, генетику растений, животных, микроорганизмов, человека, популяционную генетику и т. д.
В результате интеграции наук возникли биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология и т, д.
Биологические знания не только позволяют составить научную картину мира, но и могут быть использованы в практических целях.
Так, связи биологических знаний с медициной и сельским хозяйством уходят в далекое прошлое. А в наше время они приобрели еще большее значение.
Благодаря достижениям биологии промышленным путем получают медицинские препараты, витамины, биологически активные вещества. Открытия, сделанные в генетике, ана-
I
гомии, физиологии и биохимии, позволяют поставить больному человеку правильный диагноз и выработать эффективные пути лечения и профилактики различных болезней, в том числе и тех, которые раньше счита,тись неизлечимыми.
Благодаря знанию законов наследственности и изменчи-юсти ученые-селекционеры получили новые высокопродуктивные породы домашних животных и сорта культурных растений. На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы е вредителями сельскохозяйственных культур.
В настоящее время изучаются механизмы биосинтеза белка н фотосинтеза. Ученые надеются, что в будущем это по-тзолит решить проблему промышленного получения ценных :рганических веществ.
Изучение строения и принципов работы различных систем живых организмов помогли найти оригинальные решения в технике и строительстве.
Благодаря достижениям биологии все большее значение приобретает новое направление материального производства — биотехнология. Уже сейчас она оказывает значительное влияние на решение таких глобальных проблем, как производство продуктов питания, поиск новых источников :-нергии, охрана окружающей среды и др.
До недавнего времени люди считали, что восстановительные способности природы безграничны. Но оказалось, что :-то не так. Незнание или игнорирование законов природы приводит к тяжелым экологическим катастрофам, которые грозят гибелью всем живым организмам, в том числе и человеку. Настало время, когда от каждого из нас зависит буду-~ее нашей планеты, вот почему значение биологических :наний возрастает с каждым годом. Биологическая грамотность необходима каждому человеку — так же, как умение читать, писать и считать.
Биология. Биофизика, Биохимия. Микробиология. Генетика. Радиобиология.
1. Что изучает биология?
2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
3. Какова роль биологии в современном обществе?
2 • Методы исследования в биологии
1. Что такое на>»ка?
2. Какие биологические науки вам известны?
3. Какие методы исследования, применнемые в биологии, вы знаете?
Мы обычно говорим «научное знанием», «научный факт», «научная картина мира». А в чем отличие научного знания от ненаучного? Какой факт можно считать научным?
Наука — один из способов изучения и познания окружающего мира. Биология помогает понять мир живой природы.
Мы уже знаем, что люди с древнейших времен изучают живую природу. Сначала они изучали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину — естественной историей. Естественная история является предшественницей биологии.
Каждая наука имеет свои методы исследования. Однако независимо от того, какие методы используются, для каждого ученого важнейшим должен оставаться принцип «Ничего не принимай на веру». Это принцип отказа от слепого доверия к авторитету.
Научный метод — это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
В биологии применяются различные методы, к наиболее важным из них можно отнести наб.п.юдение, эксперимент и сравнение.
Первоисточником всех научных данных являются точное, внимательное, непредвзятое наб.людение и эксперимент.
Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены и перепроверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами.
Например, в средствах массовой информации неоднократно сообщалось о так называемом «снежном человеке», приводились рассказы очевидцев о встречах с ним, зарисов-
ки и фотографии якобы его следов и даже самого «снежного человека*>. Было организовано несколько экспедиций для поиска «снежного человека». Но до сих пор никто не смог представить ни живого «снежного человека», ни его останков, ни каких-то других неопровержимых доказательств его существования. Поэтому, несмотря на многочисленные сви-петельства «очевидцев», существование «снежного человека» не может быть признано научным фактом.
Обычно научное исследование начинается с наблюдения над объектом или ЯБ.тением. После обобщения полученных в результате данных выдвигаются гипотезы, (предположения), которые могут объяснить наблюдения.
На следующем этапе исследования разрабатываются и проводятся эксперименты для проверки выдвинутых гипотез.
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Читать книгу Биология. Введение в общую биологию. 9 класс В. В. Пасечника : онлайн чтение
Текущая страница: 1 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]
В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, Г. Г. Швецов
Биология. Введение в общую биологию. 9 класс
Как работать с учебником
Уважаемые девятиклассники!
Пришло время обобщить все те знания о живых организмах (биологических системах), которые вы получили в предыдущих классах. В текущем учебном году вам предстоит изучить общебиологические закономерности функционирования биосистем на различных уровнях организации живого. Кроме того, вы сможете подвести определённые итоги своей учебной работы за весь период изучения школьного курса биологии (с 6 по 9 класс). Как и в предыдущие годы, вашим помощником будет учебник.
Текст учебника разделён на главы и параграфы. Нужный материал вы найдёте по оглавлению или с помощью указателя терминов, размещённого в конце учебника.
Приступая к работе, внимательно прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь. Это поможет вам понять, на какой материал следует обратить особое внимание. Перед каждым параграфом помещены вопросы, предлагающие вам актуализировать ранее полученные знания, настроиться на усвоение нового материала. Понятия, на которые нужно обратить особое внимание при чтении текста параграфа, напечатаны курсивом. Все новые для вас термины вынесены на цветную плашку в конце каждого параграфа. Их следует запомнить и уметь объяснять сущность заложенного в них понятия или давать его определение.
Внимательно рассматривайте и изучайте иллюстрации, содержащиеся в параграфе, читайте подписи к ним. Это поможет вам лучше понять содержание текста, получить новые знания о рассматриваемых в параграфе объектах, процессах или явлениях природы.
Обязательно отвечайте на вопросы в конце параграфа. Они призваны проверить усвоение вами материала параграфа, обратить ваше внимание на наиболее важные аспекты приведённой информации.
Помещённые после вопросов задания направлены на приобретение вами навыков анализа, обобщения, сравнения, классифицирования, доказательства; умения вести дискуссию, выстраивать межпредметные связи, выполнять творческие задачи.
Важным условием успешного овладения вами новыми знаниями и умениями является выполнение лабораторных и практических работ. Их описание дано в учебнике после соответствующего по содержанию параграфа.
После некоторых параграфов приведён дополнительный материал по теме, а также даны ссылки на дополнительные источники информации, представленные на CD-дисках и в сети Интернет.
В конце каждой главы кратко излагаются основные её положения, что позволяет обобщить изученный материал.
В целях лучшего усвоения учебного материала старайтесь делать собственный конспект параграфа на бумаге или на компьютере в виде краткого текста или схемы. Конспект должен содержать главную идею, новые термины и их связь с ранее усвоенными понятиями, ваши основные мысли по теме и выводы.
В процессе самостоятельной работы, например при подготовке домашнего задания, ищите дополнительную информацию, пользуясь школьной библиотекой или электронными ресурсами сети Интернет. Собранный материал вы сможете использовать в дальнейшем в процессе подготовки различных работ творческого характера (докладов, рефератов, презентаций и рукописей научно-исследовательских проектов).
Огромную помощь в учёбе может оказать ваше сотрудничество с другими учащимися, учителями и родителями. Интересные результаты могут быть получены в процессе коллективного обсуждения результатов вашей работы, например во время проведения итоговых семинаров или конференций.
Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета. Дополнительную информацию по темам курса вы можете найти на сайтах: http://school-collection.edu.ru/catalog/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов), http://sbio.info/ (Современная биология, научные обзоры, новости науки), http://www.krugosvet.ru/ (Энциклопедия Кругосвет), http://rosolymp.ru/ (Информационный портал Всероссийской биологической олимпиады для школьников), http://www.ecoinform.ru/ (Сайт агентства экологической информации «ИНЭКО»), http://ecodelo.org/ (Интернет-портал для поддержки экологических проектов и общественных организаций России. Конкурсы экологических проектов, календарь событий и карта проектов), http://www.sci.aha.ru/ (Веб-атлас содержит статистические и демографические материалы о населении России, природных условиях страны, антропогенных воздействиях на природные экосистемы, социальных процессах и др.).
Желаем вам успехов в учёбе и новых открытий в интересном и разнообразном мире живой природы!
Введение
Накопленные человечеством знания столь обширны, что ни один человек не способен усвоить их полностью. Но каждый из нас должен иметь чёткое представление об окружающем его мире и законах, по которым он развивается. Без этих знаний человек не сможет чувствовать себя членом современного общества, оценивать состояние окружающей природы, частью которой он является, принимать правильные решения в повседневной жизни.
Содержание введения поможет вам
• узнать, что изучает биология и как происходило её становление как науки;
• познакомиться с методами, применяемыми в биологии;
• понять, чем живое отличается от неживого;
• уяснить роль биологических знаний в современном мире.
§ 1. Биология – наука о живой природе
1. Что изучает биология?
2. Какие биологические науки вам известны?
3. Каких учёных-биологов вы знаете?
Биология – наука о живой природе. Биология изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами. Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий (рис. 1).
Биология – одна из древнейших наук, хотя сам термин для её обозначения – «биология» – был предложен лишь в 1797 г. немецким профессором Т. Рузом (1771–1803). Однако общепринятым этот термин стал после того, как в 1802 г. его стали употреблять в своих работах Ж. Б. Ламарк (1744–1829), Л. К. Тревиранус (1779–1864).
В наши дни биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. Например, из ботаники выделились микология (наука о грибах), бриология (наука, изучающая мхи), альгология (изучающая водоросли), палеоботаника (изучающая остатки древних растений) и другие дисциплины.
Происходит дифференциация и в сравнительно молодых биологических науках. Так, генетика разделилась на общую и молекулярную генетику, генетику растений, животных, микроорганизмов, человека, популяционную генетику и т. д.
В результате интеграции наук возникли биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология и т. д.
Значение биологических знаний в современной жизни. Биологические знания не только позволяют составить научную картину мира, но и могут быть использованы в практических целях. Так, связи биологических знаний с медициной и сельским хозяйством сформировались в далёком прошлом. А в наше время они приобрели ещё большее значение.
Благодаря достижениям биологии промышленным путём получают медицинские препараты, витамины, биологически активные вещества. Открытия, сделанные в генетике, анатомии, физиологии и биохимии, позволяют поставить больному человеку правильный диагноз и выработать эффективные пути лечения и профилактики различных болезней, в том числе и тех, которые раньше считались неизлечимыми.
Рис. 1. Биология – наука о живой природе
Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости учёные-селекционеры получили новые высокопродуктивные породы домашних животных и сорта культурных растений. На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
В настоящее время изучаются механизмы биосинтеза белка и фотосинтеза. Учёные надеются, что в будущем это позволит решить проблему промышленного получения ценных органических веществ.
Изучение строения и принципов работы различных систем живых организмов помогли найти оригинальные решения в технике и строительстве.
Благодаря достижениям биологии всё большее значение приобретает новое направление материального производства – биотехнология. Уже сейчас она оказывает значительное влияние на решение таких глобальных проблем, как производство продуктов питания, поиск новых источников энергии, охрана окружающей среды и др.
До недавнего времени люди считали, что восстановительные способности природы безграничны. Но оказалось, что это не так. Незнание или игнорирование законов природы приводит к тяжёлым экологическим катастрофам, которые грозят гибелью всем живым организмам, в том числе и человеку. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, поэтому значение биологических знаний возрастает с каждым годом. Биологическая грамотность необходима каждому человеку, так же как умение читать, писать и считать.
Профессии, связанные с биологией. Биология включает около 70 научных дисциплин, и по каждой из них готовятся специалисты, например ботаник, зоолог, биохимик, генетик и т. д. Биология является научной базой для медицины и сельского хозяйства. Поэтому все медицинские работники – медсёстры разных направлений, фельдшеры, врачи-педиатры, хирурги, терапевты, стоматологи и другие имеют специальное биологическое образование. В сельском хозяйстве наиболее известны профессии агрономов, зоотехников, ветеринаров. Большое число специалистов требуется для бурно развивающихся микробиологической промышленности и биотехнологии. Активно ведётся подготовка по различным направлениям экологии. В настоящее время вузы готовят не только биоэкологов или геоэкологов, но всё большую востребованность имеет, например, такая профессия, как инженер-эколог. В последнее время стала очень популярной профессия ландшафтный дизайнер. Существует очень много профессий, связанных с биологией, и любую из них вы можете выбрать.
Биология. Микология. Бриология. Альгология. Палеоботаника. Генетика. Биофизика. Биохимия. Радиобиология. Космическая биология
Вопросы
1. Что изучает биология?
2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
3. Какова роль биологии в современном обществе?
4. Какая область человеческой деятельности называется биотехнологией? Как она связана с биологией?
5. Какие современные профессии требуют биологического образования?
Задания
1. Выясните у ваших родителей, какие биологические знания они считают значимыми в повседневной жизни, какие они используют в профессиональной деятельности?
2. Подготовьте мультимедиапрезентацию об интересующей вас профессии. В презентации раскройте её возможные связи с биологией.
§ 2. Методы исследования в биологии
1. Что такое наука?
2. Какие биологические науки вам известны?
3. Какие методы исследования, применяемые в биологии, вы знаете?
Понятие о науке. Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира. Биология как наука помогает понять мир живой природы.
Мы уже знаем, что люди с древнейших времён изучают живую природу. Сначала они описывали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину – естественной историей. Естественная история является предшественницей биологии.
Методы научного познания. Научный метод – это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний в ходе научного исследования. Каждая наука имеет свои методы исследования. Однако независимо от того, какие методы используются, для каждого учёного важнейшим должен оставаться принцип «Ничего не принимай на веру». Это принцип отказа от слепого доверия к авторитету.
В биологии применяются различные методы. Первоисточниками всех научных данных являются точное, внимательное, непредвзятое наблюдение и эксперимент. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами.
Например, в средствах массовой информации неоднократно сообщалось о так называемом «снежном человеке», приводились рассказы очевидцев о встречах с ним, зарисовки и фотографии якобы его следов и даже самого «снежного человека». Было организовано несколько экспедиций для поиска «снежного человека». Но до сих пор никто не смог представить ни живого «снежного человека», ни его останков, ни каких-то других неопровержимых доказательств его существования. Поэтому, несмотря на многочисленные свидетельства «очевидцев», существование «снежного человека» не может быть признано научным фактом.
Жизнь удивительно многообразна. Чтобы разобраться в этом многообразии, необходимо выявить и упорядочить сходство и различия у живых организмов. Для решения этих задач применяется сравнительный метод. Он позволяет сопоставить результаты наблюдений для выявления общих закономерностей.
Биологи используют и другие методы исследования. Например, описательный метод широко применялся ещё учёными древности, но не потерял своего значения и сегодня.
Исторический метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставив их с ранее известными результатами.
В науке любые новые открытия способствуют устранению прежних неправильных представлений и указывают на новые взаимосвязи между явлениями. В биологии новые открытия создают базу для множества практических достижений в медицине, сельском хозяйстве, промышленности и других областях человеческой деятельности.
Многие считают, что следует заниматься только теми биологическими исследованиями, которые помогут решить конкретные практические проблемы сегодняшнего дня. Безусловно, развитие прикладных наук имеет очень важное значение, но нельзя забывать о важности исследований в «чистой» науке. Знания, полученные в фундаментальных исследованиях, могут показаться бесполезными для повседневной жизни человека, но они помогают понять законы, по которым развивается окружающий нас мир, и почти наверняка рано или поздно найдут практическое применение.
Этапы научного исследования. Обычно научное исследование начинается с наблюдения над объектом или явлением. После обобщения полученных в результате данных выдвигаются гипотезы (предположения), которые могут объяснить наблюдения (рис. 2).
Рис. 2. Этапы научного исследования
На следующем этапе исследования разрабатываются и проводятся эксперименты для проверки выдвинутых гипотез. Научный эксперимент должен непременно сопровождаться контрольным опытом, условия которого отличаются от условий эксперимента одним (и только одним) фактором. Анализ результатов эксперимента позволит решить, какая из гипотез верна.
Гипотеза, которая была проверена и оказалась соответствующей фактам и способной служить основой для верных предсказаний, может быть названа теорией или законом. Называя какое-либо положение законом, учёные как бы подчёркивают его универсальность, неоспоримость, большую достоверность. Однако часто термины «закон» и «теория» употребляются как равнозначные.
Рассмотрим этапы научного исследования на примере изучения условий, необходимых для прорастания семян.
Наблюдения за семенами показали, что они далеко не всегда прорастают. Очевидно, для их прорастания необходимы определённые условия.
Итак, мы можем сформулировать проблему исследования: какие условия необходимы для прорастания семян?
Следующий этап – выдвижение гипотез. Мы можем предположить, что для прорастания семян необходимы свет, темнота, вода, определённая температура, воздух, почва.
Теперь, для того чтобы проверить, какие условия действительно необходимы для прорастания семян, разработаем и проведём эксперимент.
Возьмём шесть проб по 100 семян одного вида, например кукурузы, и поместим в условия, различающиеся только по одному признаку.
Сосуд с первой пробой поместим в светлое тёплое место. В сосуд нальём воды так, чтобы она до половины покрывала семена. В этом случае воздух будет свободно проникать к семенам.
Вторую пробу семян поместим в такие же условия, что и первую, но сосуд заполним кипячёной водой доверху, лишив таким образом семена воздуха.
Сосуд с третьей пробой поместим в такие же условия, что и первый, но в тёмном месте.
В четвёртом сосуде оставим семена сухими.
Пятую пробу будем держать при температуре 1 °С.
Шестой сосуд заполним влажной почвой и поставим в тёплое место.
Проанализировав результаты эксперимента, мы придём к выводу, что свет и почва не являются обязательными условиями для прорастания семян. Семена кукурузы прорастают при наличии воды, воздуха и определённой температуры. Однако если мы внимательно рассмотрим наши пробы, то увидим, что и при благоприятных условиях не все семена проросли. Изучив эти семена, мы выясним, что их зародыш мёртв. Следовательно, прорасти могут только семена с живым зародышем.
Если вы будете сравнивать условия, необходимые для прорастания семян растений разных видов, то убедитесь, что они сильно различаются. Например, для прорастания зерновок кукурузы воды потребуется в два раза меньше их собственной массы, а для прорастания клевера воды должно быть в полтора раза больше массы семян. В то же время семена клевера прорастают уже при температуре 1 °С, кукурузы – при температуре выше 8 °С, а для семян дыни температура прорастания будет составлять 15 °С. Вы установите, кроме того, что большинство семян прорастает как на свету, так и в темноте, но есть растения (например, табак, череда), для прорастания семян которых свет необходим. Напротив, семена рыжика мелкоплодного прорастают только в темноте.
Итак, даже самое простое научное исследование требует чётко продуманного и тщательно проведённого эксперимента, на основании которого можно сделать научно достоверные выводы. При проведении наблюдений и экспериментов применяют самые современные приборы, аппаратуру, инструменты – электронные микроскопы, радиолокаторы, хроматографы и др.
Научное исследование. Научный метод. Научный факт. Наблюдение. Эксперимент. Гипотеза. Закон. Теория
Вопросы
1. Какова основная цель науки?
2. Что такое научный метод? В чём его основной принцип?
3. Что такое научный эксперимент?
4. Какой факт может считаться научным?
5. Чем гипотеза отличается от закона или теории?
6. Какова роль прикладных и фундаментальных исследований в науке?
Задания
Сформулируйте проблему исследования, интересную для вас. Предложите этапы этого исследования.
§ 3. Сущность жизни и свойства живого
1. Какие живые организмы вы знаете?
2. Чем живые организмы отличаются от неживых?
3. Какие свойства живого вам известны?
Сущность понятия «жизнь». Обычное определение биологии как «науки о жизни» имеет смысл лишь в том случае, если мы представляем себе, что такое жизнь. На первый взгляд всё кажется просто. Даже маленький ребёнок скажет, что камень неживой, а кошка живая. На самом деле дать определение жизни очень сложно.
Во второй половине XIX в. немецкий философ Ф. Энгельс, обобщив естественно-научные знания своего времени, дал самое известное определение жизни: это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков.
Свойства живого. Последующие открытия в биологии показали, что данное определение не раскрывает всей сущности жизни. Попытки современных учёных дать полное определение жизни также не увенчались успехом. Дело в том, что живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства объектов неживой природы, но среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Например, для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут. Поэтому проще всего дать определение жизни, перечислив основные свойства живого, или жизненные свойства.
1. Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.
Живые организмы «построены» из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Однако соотношение их в живом и неживом различно. Живые организмы на 98 % состоят из четырёх элементов – углерода, кислорода, азота и водорода, которые участвуют в образовании сложных органических молекул – белков, нуклеиновых кислот, углеводов, жиров.
Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка является единой структурной и функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов на Земле.
2. Все живые организмы представляют собой открытые биологические системы (от греч. systema – целое, состоящее из взаимосвязанных частей), т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.
Зелёные растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые. Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и питательные вещества извне.
3. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из неё они получают вещества, необходимые для жизни, а в неё выделяют продукты жизнедеятельности.
В неживой природе можно наблюдать, казалось бы, сходные процессы. Так, например, в процессе горения поглощаются органические вещества (дрова, воск) и кислород воздуха, а выделяются углекислый газ и другие вещества. Однако пламя костра или свечи никто не назовёт живым, да и в основе работы многих механизмов, созданных человеком, также лежат «обменные процессы».
В отличие от «обменных процессов» в неживой природе, у живых организмов самыми важными стали процессы биосинтеза и распада веществ. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.
В процессе эволюции у живых организмов выработалась способность избирательно реагировать на внешние воздействия – раздражимость. У одних реакции проявляются быстро (например, животные убегают, нападают, прячутся и т. д.), у других – медленно (например, растения поворачивают листья к свету).
5. Живые организмы развиваются.
Развитие характерно как для живой, так и для неживой материи. Но живым организмам свойственно упорядоченное, постепенное и последовательное развитие. У каждого живого организма развитие связано с реализацией наследственной программы и обычно сопровождается увеличением его массы. Последнее происходит за счёт образования новых молекул, элементарных клеточных структур и самих клеток.
Развитие характерно не только для отдельного организма, но и для живой природы в целом. В результате её исторического развития появилось всё многообразие живых организмов на нашей планете.
6. Всё живое размножается.
Новые организмы – от бактерии до человека – возникают только в результате бесполого или полового размножения особей данного вида.
7. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Информация о том, каким должен быть организм, закодирована в его генетическом материале – хромосомах. Хотя потомки и похожи на родителей, но двух совершенно одинаковых организмов не существует. Это объясняется ещё одним свойством живого – изменчивостью.
8. Живые организмы приспособлены к определённой среде обитания.
Даже по внешнему виду часто можно определить, какой образ жизни ведёт данный организм. Например, вы сразу отличите хищную птицу от зерноядной, влаголюбивые растения от растений пустынь.
Таким образом, живые биологические системы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства.
Уровни организации живой природы. Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем разного уровня организации и различной соподчинённости. Учёные выделяют следующие уровни организации живого: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный и биосферный (рис. 3).
Всем живым системам, независимо от уровня организации, присущи общие черты, а сами системы находятся в непрерывном взаимодействии.
Рис. 3. Уровни организации живой природы
Жизнь. Свойства живого. Биологические системы. Обмен веществ. Процессы биосинтеза и распада. Раздражимость. Размножение. Наследственность. Изменчивость. Развитие. Уровни организации живого
Вопросы
1. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?
2. В чём заключается различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы?
3. Каковы основные свойства живого?
4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов от аналогичных процессов, встречающихся в неживой природе?
5. В чём может проявляться приспособленность организмов к среде обитания? Приведите соответствующие примеры.
Задания
1. Объясните, почему живые организмы называют открытыми биологическими системами.
2. Перечислите известные вам уровни организации живого. Попробуйте привести примеры соответствующих им биологических систем.
iknigi.net
Учебник Биология 9 класс Сапин Сонин
Учебник Биология 9 класс Сапин Сонин — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин Биология. Человек. 9 класс
Вертикаль (Дрофа) —
УМК «Живой организм» —
Текст предоставлен правообладателем http://w^^^w.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8344319
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: «Биология. Человек. 9 класс»
2
«Биология: Человек. 9 кл.: учебник /М. Р. Сапин, Н. И. Сонин»: Дрофа; Москва; 2013
ISBN 978-5-358-09879-4
Аннотация
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников.
Учебник адресован учащимся 9 класса и входит в учебно-методический комплекс «Живой организм», построенный по линейному принципу.
Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, дополнительные сведения и любопытные факты, а также возможность параллельной работы с электронным приложением способствуют эффективному усвоению учебного материала.
М. Р. Сапин, Н. И. Сонин Биология. Человек. 9 класс
Дорогие друзья!
В этом году вы продолжите изучать основы биологии. Познакомившись в предыдущих классах с общими закономерностями строения и жизнедеятельности живых организмов, с многообразием форм жизни, вы готовы к познанию человека как высшей формы живой материи.
Человек — часть живой природы. Ему свойственны все процессы, присущие другим живым организмам, он подчиняется биологическим законам и сам является доказательством их справедливости.
Знания, которые вы получите на протяжении курса «Человек», не только интересны, но и необходимы для сохранения вашего здоровья и здоровья окружающих вас людей. Вы узнаете не только о строении собственного тела, о процессах, протекающих в вашем организме, но и получите сведения о месте человека в системе органического мира, о доказательствах эволюции, о человеческих расах и их происхождении. Но главное, вы узнаете, как сохранить своё здоровье, как уберечься от инфекции, как помочь самому себе и оказать первую помощь другим людям.
Знания, приобретённые вами при изучении данного курса, помогут вам понять, что организм — очень хрупкая система. Она может дать сбой или вовсе разрушиться под действием никотина, наркотиков, алкоголя, при несоблюдении режима питания, режима работы и отдыха, при неразумном риске здоровьем и жизнью во время занятий некоторыми экстремальными видами спорта. С другой стороны, возможности человеческого организма огромны. При разумном, грамотном с точки зрения биологических знаний отношении к своему организму вы можете достичь физического совершенства, развить свои умственные и творческие способности, совершенствовать эмоциональную сферу, сохранить здоровье и тем самым продлить свою жизнь.
Приступая к работе с учебником, вспомним, как следует им пользоваться. Учебник построен так, чтобы обучение было интересным. Каждая тема содержит основной материал, который обязателен для изучения, и дополнительный.
Внутри основного текста вам встретится материал в рамке. Обратите на него внимание. Эти дополнительные сведения важны при изучении основного материала темы. Текст, ограниченный сбоку бежевой полосой, содержит любопытные факты, которые расширяют кругозор и могут пригодиться в будущем. Многие темы учебника содержат ещё дополнительный материал для чтения — короткие рассказы, например «Жизнь и деятельность И. М. Сеченова», «Пропорции тела», «Работы А. А. Ухтомского и П. К. Анохина» и многие другие.
Каждая тема заканчивается блоком вопросов и заданий. Они помогут вам проверить и обобщить полученные знания. Закрепить знания поможет выполнение заданий в рабочей
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: «Биология. Человек. 9 класс»
3
тетради, решение тестов и проведение лабораторных и практических работ. Выполняя эти задания, вы будете работать с рисунками и схемами, таблицами и дополнительным материалом. Вы научитесь сравнивать и анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал и доказывать свою точку зрения.
В рабочей тетради каждая тема курса завершается большим блоком тренировочных заданий, построенных в полном соответствии с ГИА и ЕГЭ. Не забывайте выполнять их. Это поможет вам подготовиться и успешно пройти ГИА, а в дальнейшем и сдать ЕГЭ.
Работая с учебником, постоянно оценивайте свои результаты. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета.
Большую помощь при изучении курса вам окажет электронное приложение, созданное к учебнику. Пользуясь им, вы сможете не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения.
Используя интернет-ссылки, вы сможете найти интересный материал, расширяющий и углубляющий школьные знания.
Этот материал поможет вам подготовить разнообразные проекты, сообщения и презентации. Список примерных тем для самостоятельной творческой работы вы найдёте в конце учебника. Многие из этих работ вы можете делать совместно с вашими одноклассниками. Для этого составьте план вашей будущей работы и распределите задачи.
Мы уверены, что изучать человека вам будет интересно и что изученное обязательно пригодится вам в вашей жизни.
Желаем успехов!
Авторы
Место человека в системе органического мира
Необычайно сложен окружающий нас мир, и человек является его неотъемлемой частью. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Как и все живые организмы, тело человека построено из клеток и межклеточного вещества. Человек связан многочисленными нитями родства с живыми организмами Земли.
Во внешнем облике и внутреннем строении каждого из нас много общего, и это можно объяснить не иначе как наследованием сходных особенностей от наших близких и далёких предков.
Вы уже знаете, что в системе животного мира учёные относят человека к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens).
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: «Биология. Человек. 9 класс»
4
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: «Биология. Человек. 9 класс»
Это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.
ЧЕЛОВЕК — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ХОРДОВЫХ. Как у всех хордовых, у человека на ранних стадиях развития обязательно формируется осевой скелет — хорда, над ней развивается нервная трубка, а под ней — первичная кишка.
Опорой тела человека служит внутренний скелет, по его устройству человек близок к другим позвоночным животным. Как и у них, наша центральная нервная система имеет
5
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: «Биология. Человек. 9 класс»
6
трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом и расположена ближе к спинной поверхности тела. Кровеносная система замкнутая, центральный орган кровообращения — сердце. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через глотку, полости носа и рта.
СХОДСТВО ЧЕЛОВЕКА С МЛЕКОПИТАЮЩИМИ ОСОБЕННО ВЕЛИКО. Это
прежде всего живорождение и вскармливание потомства молоком. Самки млекопитающих так же, как и женщины, долго — по несколько недель или даже месяцев — вынашивают плод в своём теле.
Тело человека имеет постоянную температуру, близкую к 37 °С.
В строении тела человека можно выделить целый ряд признаков, характерных для представителей класса млекопитающих. Это наличие грудобрюшной преграды — диафрагмы, участвующей в дыхании и отделяющей грудную полость от брюшной; семи шейных позвонков; двух поколений дифференцированных зубов; оформленных губ и мускулистых щёк; четырёхкамерного сердца; наружного и внутреннего уха; кожи, покрытой волосяным покровом; молочных желёз с сосками.
ЧЕЛОВЕК, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТРЯДА ПРИМАТОВ, имеет пятипалую конечность с очень подвижными пальцами, снабжёнными плоскими ногтями. Большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.
Особенно много общего у человека с человекообразными обезьянами. Это и внешние особенности (пропорции тела — короткое туловище и длинные ноги; сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины; мимика), и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).
Михаил Романович Сапин, Николай Иванович Сонин: «Биология. Человек. 9 класс»
РУДИМЕНТЫ И АТАВИЗМЫ — важное доказательство родства человека и животных.
Рудименты — это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение. Они закладываются во время эмбриогенеза, но полностью не развиваются. К
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Учебник Биология 9 класс Сухорукова Кучменко
Учебник Биология 9 класс Сухорукова Кучменко — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
… -Российская академия наук Российская академия образования Издательство «Просвещение»
Академический школьный учебник
Л.Н. Сухорукова В.С. Кучменко
БИОЛОГИЯ
Живые
системы
экосистемы
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ИЗДАТЕ1льСТ0О
П’.,>
Российская академия наук [
Российская академия образования :
Издательство «Просвещение» ^
Академический школьный учебник
f линия УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ «СФЕРЫ» по БИОЛОГИИ для ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ:
‘• — Биология. Живой организм.
6 класс
— Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс — Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс
— Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс — Биология. 10-11 классы
— Биология. 10 класс.
Профильный уровень
— Биология. 11 класс.
Профильный уровень
УМК «Биология. Живые системы и экосистемы» включает:
ИВЯЯТЯ
Электронное приложение к учебнику (DVD-ROM)
Тетрадь-тренажёр — Тетрадь-экзаменатор ■ Тетрадь-практикум Методические рекомендации
т
4>\Г- л
Российская академия наук Российская академия образования Издательство «Просвещение»
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЙК
Л.Н. Сухорукова В.С. Кучменко
&ЮЛОГИЯ
Живые системы и экосистемы
|.!»Ь.’м:()ТЕКА
у класс
Учебник
для общеобразовательных учреждений
Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва
«ПРОСВЕЩЕНИЕ^
2010
г. Гк. .
аК«КиЙ ОбЛ.
УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72 С91
1
1^
Серия «Академический школьный учебник» основана в 2005 году
Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» — российской школе»
Руководители проекта:
вице-президент РАН акад. В.В. Козлов, президент РАО акад. Н,Д. Никандров, генеральный директор издательства «Просвещение» чл.-корр. РАО А.М. Кондаков
На>»чные редакторы серии:
акад. РАО, доктор пед. наук А.А. Кузнецов,
акад. РАО, доктор пед. наук М.В. Рыжаков, доктор экон. наук С.В. Сидоренко
Серия ^Сферы» основана в 2003 году Руководители проекта:
чл.-корр. РАО, доктор пед. наук А.М. Кондаков чл.-корр. РАО, доктор геогр. наук В.П. Дронов
Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по биологии Научный консультант доктор пед. наук Т.В. Иванова
На учебник получены положительные заключения Российской академии наук (Л’9 10106-5215/31 от 03.08.09) и Российской академии образования (№ 01-5/7д-80 от 10.07.09)
Сухорукова Л.Н.
С91 Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2010. — 143, [1] с. : ил. — (Академический школьный учебник) (Сферы). — ISBN 978-5-09-018819-7.
Данный у^шбник продолжает линию учебно-методических комплектов «Сферы* по биологии. Издание соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. В содержании курса раскрываются идеи и положения об организме (включая организм человека), виде, биоценозе и экосистеме. В связи с эволюцией живой природы и этапами антропогенеза рассматриваются особенности высшей нервной деятельности человека.
Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста. Использование электронного приложения к учебнику позволит значительно расширить информацию и научиться применять её при решении разнообразных биологических задач и подготовке творческих работ.
УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72
ISBN 978-5-09-018819-7
Издательство «Просвещение*, 2010 Художественное оформление. Издательство «Просвещение*, 2010 Все права защищены
СОДЕРЖАНИЕ
Работаем с учебником ………………………. 5
1. Живые системы и экосистемы.
Почему важно их изучать ………………… 8
2. Методы биологического познания ………….. 10
Подведём итоги ……………………….. 12
3. Организм — целостная
саморегулирующаяся система …………….. 14
4. Размножение и развитие организмов ……….. 16
5. Определение пола.
Возрастные периоды онтогенеза человека ….. 18
6. Наследственность и изменчивость —
свойства организма ……………………. 22
7. Основные законы наследования признаков …… 24
8. Закономерности наследственной изменчивости __ 28
9. Экологические факторы
и их действие на организм ……………… 30
10. Адаптация организмов к условиям среды …… 32
11. Влияние природных факторов
на организм человека ………………….. 34
12. Ритмичная деятельность организма ……….. 36
13. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна …. 38
14. Влияние экстремальных факторов
на организм человека. Стресс …………… 40
15. Влияние курения и употребления алкоголя
на организм человека ………………….. 42
16. Влияние наркотиков на организм человека …. 46
Подведём итоги ……………………….. 48
■
17. Вид и его критерии ……………………. 50
18. Популяционная структура вида …………… 52
19. Динамика численности популяций …………. 54
20. Саморегуляция численности популяций …….. 56
21. Структура популяций …………………… 58
22. Учение Дарвина об эволюции видов ……….. 60
23. Современная эволюционная теория ………… 62
24. Формирование приспособлений —
результат эволюции ……………………. 66
25. Видообразование — результат действия
факторов эволюции ……………………..
Глава II. ВИД. ПОПУЛЯЦИЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ВИДОВ
III. БИОЦЕНОЗ, ЗКОСИСГЕМА
26. Селекция эволюция, направляомяя
человеком ……………………………. 70
27. Систематика и эволюция ………………… 72
28. Доказательства и основные этапы
антропогенеза ………………………… 74
29. Биологические и социальные факторы
эволюции человека …………………….. 78
30. Высшая нервная деятельность ……………. 80
31. Особенности высшей нервной
деятельности человека …………………. 84
32. Мышление и воображение ………………… 86
33. Речь ………………………………… 88
34. Память ………………………………. 90
35. Эмоции ………………………………. 92
36. Чувство -тюбви — основа брака и семьи …… 94
37. Типы высшей нервной деятельности ……….. 96
Подведём итоги ……………………….. 98
38. Биоценоз.
Видовая и пространственная структура …… 100
39. Конкуренция — основа поддержания
видовой структуры биоценоза …………… 102
40. Неконкурентные взаимоотношения
между видами ………………………… 104
41. Организация и разнообразие экосистем …… 106
42. Круговорот веществ и поток энергии
в экосистеме ………………………… 108
43. Разнообразие и ценность естественных
биогеоценозов суши …………………… 110
44. Разнообразие и ценность естественных
водных экосистем …………………….. 112
45. Развитие и смена сообществ и экосистем …. 114
46. Агроценоз. Агроэкосистема …………….. 116
47. Биологическое разнообразие
и пути его сохранения ………………… 118
Подведём итоги ………………………. 120
48. Среды жизни. Биосфера и её границы …….. 122
49. Живое вещество биосферы и его функции ….. 124
50. Средообразующая деятельность
живого вещества ……………………… 126
51. Круговорот веществ — основа целостности
биосферы ……………………………. 128
52. Биосфера и здоровье человека ………….. 130
Подведём итоги ………………………. 132
Заключение ………………………………. 133
Приложения ………………………………. 134
Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому важно знать основные законы организации живой природы, изложенные в учебнике «Живые системы и экосистемы».
Изучение живых систем начинается с организма. Вы более подробно изучите такие его свойства, как индивидуальное развитие, наследственность и изменчивость, приспособленность к условиям среды обитания. Узнаете о закономерностях действия на организм различных факторов. При этом будете иметь возможность применить знания о строении и функциях организмов растений и животных, а также организма человека. С этой целью закономерности индивидуального развития, законы наследования признаков рассматриваются на примере человека.
Человек в центре внимания и в следующей главе — «Вид. Популяция. Эволюция видов». Учёные считают, что современный человек — результат биологической эволюции продолжительностью в несколько миллионов лет. Вместе с тем он неотъемлем от общества, культуры, истории. Многие свои исключительные свойства человек приобретает благодаря общению с себе подобными. Вы узнаете, что в высшей нервной деятельности человека, его мышлении, памяти скрыты невероятные возможности.
Современный человек выступает и в качестве важнейшего экологического фегктора, преобразующего природу Земли. Порой он оставляет после себя колоссальные разрушения. Вместе с тем он способен строить свои отношения с природой на основе взаимного гармоничного развития. Поэтому в учебнике уделяется внимание организации природных сообществ и экосистем, включая глобальную экосистему — биосферу.
Ж
ш
БИОЛОГИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Биологический блокнот
Исключение из правил
1»1
«Ж
L
БИОФОКУС
-jit’ ~
Учебник СОСТОИТ из введения и четырёх глав. Темы разделены на развороты. Каждый разворот начинается с рубрик «Вы узнаете…», «Вспомните…», вводного текста, выражающего его главную идею. Основной текст параграфа сопровождают рубрики «Мои биологические исследования», «Биологический блокнот», «Исключение из правил», «Имена в биологии».
При выполнении заданий рубрики «Мои биологические исследования» вы научитесь добывать знания из различных источников информации, проводить наблюдения за объектами природы и самонаблюдения, ставить
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Биология: 9 класс
Биология: 9 класс
Термин «биология» произошел от греческих слов «био» – жизнь и «логос»- наука; буквально понимается как «наука о жизни». Понятие охватывает все сферы жизни – размножение, строение, развитие, взаимодействие с окружающей средой, происхождение живых организмов, включает классификацию и систематизацию этих знаний.
Лекции биологии
- Зарождение биологии произошло еще в античные времена, самым известным трудом являются трактаты Аристотеля «О частях животных» и «История животных»;
- В средние века естественные науки и медицина уступили место богословию и философии, лишь арабские ученые продолжали работу по изучению строению и физиологии тела. В зоологии Аль-Джахиз уже тогда высказал гипотезу об эволюции и пищевых цепях, Аль-Динавари считается основателем арабской ботаники, а книга врача Авиценна «Канон врачебной науки» еще долгие годы была основой для европейских медиков;
- Эпоха возрождения по праву считается золотым веком для наук: Везалий положил начало анатомии, Конрад Геснер – зоологии; также получила развитие фармакология и лечение травами;
- Однако подлинным рождением биологии как науки принято считать конец 18 – начало 19 века. Изобретение микроскопа в конце 17в. значительно продвинуло исследования ученых, а развитие естественной истории, анатомии и физиологии подготовило почву для возникновения новой науки – биологии. Этот термин был использован одновременно тремя авторами: Бурдах, Тревиранус, Ламарк – в своих трудах говорили о биологии, как о науке об общих особенностях живых тел.
В 20в. на основании законов Менделя произошло развитие генетики, а улучшение технической базы породило биохимию, молекулярную биологию, что в результате привело в конце 20в. к понятию генного кода организмов.
Клетка
а) Цитология:
С момента изобретения микроскопа одним из направлений биологии стала цитология – клеточная биология. Роберт Кук в 1665 году впервые употребил термин «клетка», а Антони ван Левенгук отметил упорядоченное размещение веществ внутри нее и обнаружил ядро. Цитология напрямую связана с клеточной теорией Маттиаса Шлейдена и Теодора Шванна: все живые организмы состоят из одинаковых единиц, обладающих свойствами живого организма. В начале 19 в. было описано два способа деления клеток эукариот – митоз и мейоз. Цитологические исследования заложили фундамент хромосомной теории наследственности.
b) Физиология клетки:
Большинство клеток живых оргазмов являются эукариотическими – имеющими ядро. Клетки бактерий и некоторых одноклеточных микроорганизмов (архей), не имеющие ядра, называют прокариотами.
Любая клетка состоит из оболочки (наружной клеточной мембраны) и цитоплазмы, в которой размещены органоиды и ядро (у эукариот). Органоиды выполняют функции насыщения клетки кислородом (митохондрии), транспорта и расщепления веществ (лизосомы).
Основу физиологии клетки составляет способность дели
www.13min.ru
Учебник Биология 9 класс — Т.И. Базанова
§ 27. Дыхательные движения. Регуляция
Раздел 6 ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ
§ 28. Функции питания. Строение пищеварительной системы
§ 29. Ротовая полость, глотка, пищевод
§ 30. Пищеварение в желудке и кишечнике
§ 31. Всасывание веществ. Пищеварение в толстом кишечнике
§ 32. Печень и поджелудочная железа
§ 33. Регуляция пищеварения
§ 34. Питания и потребности организма
Раздел 7 ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ
§ 35. Строение и функции кожи
§ 36.Теплообмен и терморегуляция
Раздел 8 ВЫДЕЛЕНИЯ
§ 37.Функция выделения, органы выделения. Строение мочевыделительной системы
§ 38. Строение нефрона. Образование мочи
Раздел 9. ЭНДОКРИННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
§ 39.Принципы работы эндокринной системы
§ 40.Поджелудочная, щитовидная и паращитоподібні железы
§ 41. Надпочечники и половые железы
§ 42.Центральные механизмы регуляции эндокринной системы
§ 43.Эндокринная система и развитие стрессовых реакций и адаптация организма
§ 44.Связь эндокринной системы с другими регуляторными системами организма
Раздел 10 РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
§ 45.Половая система человека
§ 46. Гаметогенез. Менструальный цикл
§ 47. Оплодотворение. От чего зависит пол ребенка? Эмбриональное развитие
§ 48. Беременность и роды
§ 49. Детство. Подростковый возраст
§ 50. Зрелость. Пожилой возраст и старость
§ 51. Онтогенез человека. Роль эндокринной системы в регуляции онтогенеза
Раздел 11 НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
§ 52. Функции нервной системы. Нервная ткань. Функции нейронов
§ 53. Передача информации в нервной системе
§ 54. Строение нервной системы. Спинной мозг — отдел центральной нервной системы
§ 55. Головной мозг. Ствол головного мозга и мозжечок
§ 56. Головной мозг. Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария
§ 57. Вегетативная (автономная) нервная система
§ 58. Регуляция двигательной активности
§ 59. Связь нервной, гуморальной и иммунной регуляторных систем
Глава 12 ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
§ 60. Общая характеристика сенсорных систем
§ 61. Зрительная сенсорная система. Строение глаза. Оптическая система глаза
§ 62. Зрительная сенсорная система. Восприятие световых стимулов
§ 63. Центральный отдел зрительного анализатора. Свойства зрительной сенсорной системы
§ 64. Слуховая сенсорная система
§ 65. Сенсорные системы вкуса и обоняния
§ 66. Вестибулярная сенсорная система. Соматосенсорна и висцеральная сенсорная системы
Раздел 13 ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
§ 67. Мозг и психика. Виды психических процессов
§ 68. Функциональные состояния организма человека. Биоритмы
§ 69. Ощущение и восприятие
§ 70. Внимание
§ 71. Память. Виды памяти
§ 72. Процессы памяти и способы ее развития
§ 73. Потребности, мотивации и эмоции
§ 74. Врожденная и приобретенная поведение человека
§ 75. Приобретенное поведение. Виды обучения
Глава 14 СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ
§ 76. Сознание
§ 77. Мышление
§ 78. Вещание
§ 79. Функциональная асимметрия коры больших полушарий головного мозга
§ 80. Темперамент и характер
§ 81. Способности и одаренность
§ 82. Личность
§ 83. Психические свойства человека и выбор профессии
schooled.ru