Викторина по биологи для 8-9 класов
Викторина по биологии.
8 класс – 9 класс
1.Раньше при остановке сердца, человек считался безоговорочно мертвым, но сегодня его можно спасти впервые минуты после остановки, введя медицинский препарат. Какой препарат нужно ввести человеку?
А) Инсулин;
Б) Адреналин;
В) Глюкагон;
Г) Димедрол.
Правильный ответ: б) адреналин, т. к. именно адреналин способствует значительному усилению и учащению сердечных сокращений, повышению автоматизма сердечной мышцы.
2. Каждый участок головного мозга, отвечает за определенные органы и их функции.
Человек с разрушенным участком коры в височной доле головного мозга, будет испытывать трудности в
А) Координации;
Б) Восприятии звука;
В) Различении цветов;
Г) Ощущении холода.
Правильный ответ: б) восприятии звука, т. к. в височной доле мозга находится слуховая зона.
3. Орган – обособленная часть организма, состоящая из нескольких тканей и выполняющая определенные функции. В соответствии с этим определением, органом не является
А) Щупалец гидры;
Б) Лепесток яблони;
В) Палец человека;
Г) Капилляр.
Правильный ответ: г) капилляр, потому что капилляр состоит из одного вида ткани и не является обособленной частью организма, он лишь часть кровеносной системы.
4. Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о предмете изучения. Как называется наука о грибах?
А) Микология;
Б) Ботаника;
В) Орнитология;
Г) Энтомология.
Правильный ответ: а) микология — (от греч. mykes—гриб и logos—наука) наука о грибах.
5. Известно, что комары являются переносчиками малярии. Какие комары переносят это заболевание?
А) Самки комара;
Б) Самцы комара;
В) Все комары;
Г) Комары возрастом до 3 дней.
Правильный ответ: в) Самка комара, т. к. комары являются лишь переносчиком малярии от больного человека к здоровому, а кусают людей только самки.
6. В организме человека постоянно происходят разнообразные процессы жизнеобеспечения. Также, человек воспринимает все изменения, происходящие в окружающей среде, реагирует на них. Все эти процессы регулируются и контролируются нервной и системой и железами эндокринного аппарата. Какая железа выделяет такой важный гормон, как гормон роста?
А) Щитовидная железа;
Б) Гипофиз;
В) Вилочковая железа;
Г) Поджелудочная железа.
Правильный ответ: Б) Гипофиз. Действительно, гормон роста выделяется гипофизом. В чистом виде гормон роста был выделен только в 1970-ых годах, сначала из гипофиза быка, а затем – лошади и человека.
7. Существование связи между мозгом и психической деятельностью учёные предполагали давно. Но на вопросы, по каким законам работает мозг человека, что лежит в основе психической деятельности, ответить не могли. Ответом на этот вопрос стало открытие физиологом И.М.Сеченовым рефлекторной основы работы головного мозга. Выберите учёного, который научно доказал правильность мыслей И.М.Сеченова в своём учении:
А) И.П.Павлов;
Б) Н.И.Пирогов;
В) К.И.Щепин;
Г) И.И. Мечников.
Правильный ответ:
А) И.П.Павлов. Именно он экспериментальным путём доказал, что в основе высшей нервной деятельности лежат условные рефлексы. Многолетней работой Павлова и его учеников были установлены главнейшие закономерности высшей нервной деятельности.
8. Тон человеческого голоса во многом зависит от состояния голосовых связок. Голосовые связки очень эластичны, их можно сравнить разве что с самыми лучшими и прочными струнами скрипки. Голосовые связки у мужчин и женщин различаются. У мужчин они:
А) короче и тоньше, чем у женщин;
Б) короче и толще, чем у женщин;
В) длиннее и толще, чем у женщин;
Г) длиннее и тоньше, чем у женщин.
Правильный ответ: В) длиннее и толще, чем у женщин. Голосовые связки у женщин короче и тоньше, чем у мужчин, поэтому их голос всегда выше.
9. В настоящее время известно около 80 витаминов. В большинстве случаев это различные органические вещества. Недостаток витаминов приводит к различным нарушениям в работе организма. Какой из нижеперечисленных витаминов участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей и при его недостатке возникает «куриная слепота» — заболевание, при котором человек теряет способность видеть в темноте?
А) Витамин А;
Б) Витамин В2;
В) Витамин С;
Г) Витамин D.
Правильный ответ: А) Витамин А. Именно при недостатке витамина А проявляется это заболевание. Суточная доза витамина А 900 мкг для взрослых, 400—1000 мкг для детей.
10. Наше сердце постоянно в работе. В чем же секрет его неутомимости? Во много это объясняется особенностями работы сердца. В одном сердечном цикле можно выделить три фазы. Что происходит с сердцем во время второй фазы?
А) И предсердия, и желудочки сокращаются;
Б) Предсердия сокращаются, желудочки расслаблены;
В) И предсердия, и желудочки расслаблены;
Г) Предсердия расслаблены, желудочки сокращаются.
Правильный ответ: Г) Предсердия расслаблены, желудочки сокращаются. А во время первой фазы сокращаются предсердия, желудочки расслаблены, в третьей – происходит общее расслабление сердца.
9 класс
11. Во время мезозойской эры из растений преобладали хвойные, голосеменные, саговниковые, под конец многие вымерли, а на смену им пришли ивы, пальмы, дубы. В животном мире был рассвет динозавров, пресмыкающихся, рептилий, млекопитающих, насекомых, в конце эры появились птицы, плацентарные млекопитающие. Разделялась мезозойская эра на 3 периода.
Какой из ниже предложенных периодов не относится к этим трем?
А) триас
Б) юра
В) мел
Г) неоген
Правильный ответ: неоге́н — геологический период, второй период кайнозоя.
12. Парапитеки — древнейшая ископаемая человекообразная обезьяна. Появилась около 35 миллионов лет тому назад. Кто из перечисленных не относится к парапитекам?
А) гиббоны
Б) низшие приматы
В) орангутанги
Г) дриопитеки
Правильный ответ:
Б- низшие приматы. Парапитеки – это ископаемые высшие приматы; предки человекообразных обезьян и человека.
13. Неорганические вещества — это химические вещества, которые не являются органическими, то есть оно не содержит углерода (кроме карбидов, цианидов, карбонатов, оксидов углерода и некоторых других соединений, которые традиционно относят к неорганическим). Неорганические соединения не имеют характерного для органических углеродного скелета.
Что из перечисленного относится к неорганическим веществам?
А) вода
Б) азот
В) липиды
Г) углеводы
Правильный ответ:
А- вода, так как неорганические соединения не имеют характерного для органических углеродного скелета.
14. Хемотрофы — группа микроорганизмов, которые для целей биосинтеза используют энергию, заключенную в химических веществах. Выделяют 2 группы: хемолитотрофы и хемоорганотрофы. Что из перечисленного относится к хемотрофам?
А) вирусы
Б) сапрофиты
В) серобактерии
Г) дрожжи
Правильный ответ: В. Хемосинтезирующие бактерии (хемолитоавтотрофы) — бактерии, использующие диоксид углерода в качестве единственного источника углерода, энергию получают в результате окислительно-восстановительных реакций, донором электронов являются неорганические соединения.
15. Высшие растения — одно из двух подцарств растительного мира. Объединяет не менее 300 тыс. видов растений следующих групп: риниовидные, моховидные, псилотовидные, плауновидные, хвощевидные, папоротники, голосеменные и цветковые, или покрытосеменные, растения. Что из перечисленного не относится к репродуктивным органам высших растений?
А) цветок
Б) семена
В) лист
Г) спорангии
Правильный ответ: В. В отличие от низших растений высшие растения представляют собой сложно дифференцированные многоклеточные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде (за исключением немногочисленных и явно вторичных водных форм), с правильным чередованием двух поколений: полового (Гаметофит) и бесполого (Спорофит).
16. В своих опытах Г. Мендель выбрал для экспериментов организмы, относящиеся к чистым линиям, т.е. такие растения, в ряду поколений которых при самоопылении все потомство было единообразным по изучаемому признаку. Г. Мендель использовал для этого следующие признаки: Форма семян, окраска семян, окраска цветков, положение цветков, длина стебля и форма плодов. Какое растение использовал Г.Мендель для своих опытов?
А) Фасоль
Б) Горох
В) Паслен
Г) Картофель
Правильный ответ: Б. Горох был выбран Менделем не случайно. Вид Pisum sativum L. очень удобен для изучения наследственности. Во-первых, его легко выращивать и весь жизненный цикл проходит быстро. Во-вторых, он склонен к самоопылению, а без самоопыления, как увидим далее, опыты Менделя были бы невозможны.
17. Постэмбриональное развитие делится на два вида: прямое и непрямое (с неполным превращением и с полным). Выберите ответ, в котором родившийся организм имеет сходства с родительскими формами:
А) Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие
Б) Членистоногие, кишечнополостные
В) Насекомые
Г) Вирусы
Правильный ответ:
А. При прямом развитии родившийся организм имеет сходство с взрослой особью и отличается только величиной, пропорциями и недоразвитием некоторых органов.
18. У крупного рогатого скота ген комолости (безрогости) доминирует над геном рогатости. Какое потомство получится при скрещивании комолой гомозиготной коровы с рогатым быком?
А) Все потомки будут комолые;
Б) Все потомки будут рогатые;
В) Половина потомков будут рогатыми, а половина комолыми;
Г) Две трети потомков будут комолыми, а остальные- рогатыми.
Правильный ответ: А. Все потомки будут комолые.
1 закон Менделя.
19. В 1900г. Гудо де Фриз, К. Корренс, Чермак подтвердили законы … . Как звали австрийскийского биолога и ботаника, сыгравшего огромную роль в развитии представления о наследственности?
А) Роберт Гук
Б) Рудольф Вирхов.
В) Матиас Шлейден
Г) Грегор Мендель
Правильный ответ: Г. 1900 году независимо друг от друга трое ботаников — К. Корренс (Германия), Г. де Фриз (Голландия) и Э. Чермак (Австрия) обнаружили в своих опытах открытые ранее Менделем закономерности.
20. Кто доказал закон зародышевого сходства: «эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа»?
А) Эрнест Геккель и Фриц Мюллер;
Б) Карл Бэр
В) Роберт Гук
Г) Маттиас Шлейден и Теодор Шванн.
Правильный ответ: Б- Карл Бэр. В 1828 г. Бэр сформулировал закономерность, которую называют Законом Бэра
Викторина по биологии.
8 класс – 9 класс
1.Раньше при остановке сердца, человек считался безоговорочно мертвым, но сегодня его можно спасти впервые минуты после остановки, введя медицинский препарат. Какой препарат нужно ввести человеку?
А) Инсулин;
Б) Адреналин;
В) Глюкагон;
Г) Димедрол.
Правильный ответ: б) адреналин, т. к. именно адреналин способствует значительному усилению и учащению сердечных сокращений, повышению автоматизма сердечной мышцы.
2. Каждый участок головного мозга, отвечает за определенные органы и их функции.
Человек с разрушенным участком коры в височной доле головного мозга, будет испытывать трудности в
А) Координации;
Б) Восприятии звука;
В) Различении цветов;
Г) Ощущении холода.
Правильный ответ: б) восприятии звука, т. к. в височной доле мозга находится слуховая зона.
3. Орган – обособленная часть организма, состоящая из нескольких тканей и выполняющая определенные функции. В соответствии с этим определением, органом не является
А) Щупалец гидры;
Б) Лепесток яблони;
В) Палец человека;
Г) Капилляр.
Правильный ответ: г) капилляр, потому что капилляр состоит из одного вида ткани и не является обособленной частью организма, он лишь часть кровеносной системы.
4. Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о предмете изучения. Как называется наука о грибах?
А) Микология;
Б) Ботаника;
В) Орнитология;
Г) Энтомология.
Правильный ответ: а) микология — (от греч. mykes—гриб и logos—наука) наука о грибах.
5. Известно, что комары являются переносчиками малярии. Какие комары переносят это заболевание?
А) Самки комара;
Б) Самцы комара;
В) Все комары;
Г) Комары возрастом до 3 дней.
Правильный ответ: в) Самка комара, т. к. комары являются лишь переносчиком малярии от больного человека к здоровому, а кусают людей только самки.
6. В организме человека постоянно происходят разнообразные процессы жизнеобеспечения. Также, человек воспринимает все изменения, происходящие в окружающей среде, реагирует на них. Все эти процессы регулируются и контролируются нервной и системой и железами эндокринного аппарата. Какая железа выделяет такой важный гормон, как гормон роста?
А) Щитовидная железа;
Б) Гипофиз;
В) Вилочковая железа;
Г) Поджелудочная железа.
Правильный ответ: Б) Гипофиз. Действительно, гормон роста выделяется гипофизом. В чистом виде гормон роста был выделен только в 1970-ых годах, сначала из гипофиза быка, а затем – лошади и человека.
7. Существование связи между мозгом и психической деятельностью учёные предполагали давно. Но на вопросы, по каким законам работает мозг человека, что лежит в основе психической деятельности, ответить не могли. Ответом на этот вопрос стало открытие физиологом И.М.Сеченовым рефлекторной основы работы головного мозга. Выберите учёного, который научно доказал правильность мыслей И.М.Сеченова в своём учении:
А) И.П.Павлов;
Б) Н.И.Пирогов;
В) К.И.Щепин;
Г) И.И. Мечников.
Правильный ответ:
А) И.П.Павлов. Именно он экспериментальным путём доказал, что в основе высшей нервной деятельности лежат условные рефлексы. Многолетней работой Павлова и его учеников были установлены главнейшие закономерности высшей нервной деятельности.
8. Тон человеческого голоса во многом зависит от состояния голосовых связок. Голосовые связки очень эластичны, их можно сравнить разве что с самыми лучшими и прочными струнами скрипки. Голосовые связки у мужчин и женщин различаются. У мужчин они:
А) короче и тоньше, чем у женщин;
Б) короче и толще, чем у женщин;
В) длиннее и толще, чем у женщин;
Г) длиннее и тоньше, чем у женщин.
Правильный ответ: В) длиннее и толще, чем у женщин. Голосовые связки у женщин короче и тоньше, чем у мужчин, поэтому их голос всегда выше.
9. В настоящее время известно около 80 витаминов. В большинстве случаев это различные органические вещества. Недостаток витаминов приводит к различным нарушениям в работе организма. Какой из нижеперечисленных витаминов участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей и при его недостатке возникает «куриная слепота» — заболевание, при котором человек теряет способность видеть в темноте?
А) Витамин А;
Б) Витамин В2;
В) Витамин С;
Г) Витамин D.
Правильный ответ: А) Витамин А. Именно при недостатке витамина А проявляется это заболевание. Суточная доза витамина А 900 мкг для взрослых, 400—1000 мкг для детей.
10. Наше сердце постоянно в работе. В чем же секрет его неутомимости? Во много это объясняется особенностями работы сердца. В одном сердечном цикле можно выделить три фазы. Что происходит с сердцем во время второй фазы?
А) И предсердия, и желудочки сокращаются;
Б) Предсердия сокращаются, желудочки расслаблены;
В) И предсердия, и желудочки расслаблены;
Г) Предсердия расслаблены, желудочки сокращаются.
Правильный ответ: Г) Предсердия расслаблены, желудочки сокращаются. А во время первой фазы сокращаются предсердия, желудочки расслаблены, в третьей – происходит общее расслабление сердца.
9 класс
11. Во время мезозойской эры из растений преобладали хвойные, голосеменные, саговниковые, под конец многие вымерли, а на смену им пришли ивы, пальмы, дубы. В животном мире был рассвет динозавров, пресмыкающихся, рептилий, млекопитающих, насекомых, в конце эры появились птицы, плацентарные млекопитающие. Разделялась мезозойская эра на 3 периода.
Какой из ниже предложенных периодов не относится к этим трем?
А) триас
Б) юра
В) мел
Г) неоген
Правильный ответ: неоге́н — геологический период, второй период кайнозоя.
12. Парапитеки — древнейшая ископаемая человекообразная обезьяна. Появилась около 35 миллионов лет тому назад. Кто из перечисленных не относится к парапитекам?
А) гиббоны
Б) низшие приматы
В) орангутанги
Г) дриопитеки
Правильный ответ:
Б- низшие приматы. Парапитеки – это ископаемые высшие приматы; предки человекообразных обезьян и человека.
13. Неорганические вещества — это химические вещества, которые не являются органическими, то есть оно не содержит углерода (кроме карбидов, цианидов, карбонатов, оксидов углерода и некоторых других соединений, которые традиционно относят к неорганическим). Неорганические соединения не имеют характерного для органических углеродного скелета.
Что из перечисленного относится к неорганическим веществам?
А) вода
Б) азот
В) липиды
Г) углеводы
Правильный ответ:
А- вода, так как неорганические соединения не имеют характерного для органических углеродного скелета.
14. Хемотрофы — группа микроорганизмов, которые для целей биосинтеза используют энергию, заключенную в химических веществах. Выделяют 2 группы: хемолитотрофы и хемоорганотрофы. Что из перечисленного относится к хемотрофам?
А) вирусы
Б) сапрофиты
В) серобактерии
Г) дрожжи
Правильный ответ: В. Хемосинтезирующие бактерии (хемолитоавтотрофы) — бактерии, использующие диоксид углерода в качестве единственного источника углерода, энергию получают в результате окислительно-восстановительных реакций, донором электронов являются неорганические соединения.
15. Высшие растения — одно из двух подцарств растительного мира. Объединяет не менее 300 тыс. видов растений следующих групп: риниовидные, моховидные, псилотовидные, плауновидные, хвощевидные, папоротники, голосеменные и цветковые, или покрытосеменные, растения. Что из перечисленного не относится к репродуктивным органам высших растений?
А) цветок
Б) семена
В) лист
Г) спорангии
Правильный ответ: В. В отличие от низших растений высшие растения представляют собой сложно дифференцированные многоклеточные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде (за исключением немногочисленных и явно вторичных водных форм), с правильным чередованием двух поколений: полового (Гаметофит) и бесполого (Спорофит).
16. В своих опытах Г. Мендель выбрал для экспериментов организмы, относящиеся к чистым линиям, т.е. такие растения, в ряду поколений которых при самоопылении все потомство было единообразным по изучаемому признаку. Г. Мендель использовал для этого следующие признаки: Форма семян, окраска семян, окраска цветков, положение цветков, длина стебля и форма плодов. Какое растение использовал Г.Мендель для своих опытов?
А) Фасоль
Б) Горох
В) Паслен
Г) Картофель
Правильный ответ: Б. Горох был выбран Менделем не случайно. Вид Pisum sativum L. очень удобен для изучения наследственности. Во-первых, его легко выращивать и весь жизненный цикл проходит быстро. Во-вторых, он склонен к самоопылению, а без самоопыления, как увидим далее, опыты Менделя были бы невозможны.
17. Постэмбриональное развитие делится на два вида: прямое и непрямое (с неполным превращением и с полным). Выберите ответ, в котором родившийся организм имеет сходства с родительскими формами:
А) Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие
Б) Членистоногие, кишечнополостные
В) Насекомые
Г) Вирусы
Правильный ответ:
А. При прямом развитии родившийся организм имеет сходство с взрослой особью и отличается только величиной, пропорциями и недоразвитием некоторых органов.
18. У крупного рогатого скота ген комолости (безрогости) доминирует над геном рогатости. Какое потомство получится при скрещивании комолой гомозиготной коровы с рогатым быком?
А) Все потомки будут комолые;
Б) Все потомки будут рогатые;
В) Половина потомков будут рогатыми, а половина комолыми;
Г) Две трети потомков будут комолыми, а остальные- рогатыми.
Правильный ответ: А. Все потомки будут комолые.
1 закон Менделя
19. В 1900г. Гудо де Фриз, К. Корренс, Чермак подтвердили законы … . Как звали
австрийскийского биолога и ботаника, сыгравшего огромную роль в развитии представления о наследственности?
А) Роберт Гук
Б) Рудольф Вирхов.
В) Матиас Шлейден
Г) Грегор Мендель
Правильный ответ: Г. 1900 году независимо друг от друга трое ботаников — К. Корренс (Германия), Г. де Фриз (Голландия) и Э. Чермак (Австрия) обнаружили в своих опытах открытые ранее Менделем закономерности.
20. Кто доказал закон зародышевого сходства: «эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа»?
А) Эрнест Геккель и Фриц Мюллер;
Б) Карл Бэр
В) Роберт Гук
Г) Маттиас Шлейден и Теодор Шванн.
Правильный ответ: Б- Карл Бэр. В 1828 г. Бэр сформулировал закономерность, которую называют Законом Бэра
infourok.ru
Вопросы по биологии для абитуриентов (9 класс)
для абитуриентов
(9 класс).
существование, естественный отбор.
Теории
возникновения жизни на Земле.
Гибридологический
метод изучения наследственности. Первый
закон Менделя.
Живое
вещество биосферы.
Приспособленность
организмов к жизни в наземно-воздушной
среде.
Общая
характеристика отдела покрытосеменные.
Отличительные особенности, позволяющие
занимать им господствующее положение.
Клетка-
структурно-функциональная единица
живых организмов. Строение клетки.
Общая
характеристика царства животных.
Отличия животных от растений и грибов.
Хромосомная
теория наследственности.
Общая
характеристика одноклеточных.
Многообразие видов. Роль в природе.
Биосфера,
её структура и свойства. Границы
биосферы.
Общая
характеристика земноводных как первых
наземных позвоночных. Происхождение.
Загрязнение
природной среды мутагенами, его
последствия.
Вид,
его характеристика. Многообразие видов.
Ядро,
его строение и роль в передаче
наследственной информации.
Общая
характеристика класса птиц. Происхождение.
Особенности строения, жизнедеятельности
птиц.
Химический
состав клетки. Роль воды и неорганических
веществ в жизнедеятельности клетки.
Общая
характеристика пресмыкающихся как
настоящих наземных позвоночных.
Происхождение.
Половое
размножение и его биологический смысл.
Особенности
организации членистоногих. Происхождение.
Многообразие видов.
Ядерные
и безъядерные организмы.
Экологические
факторы, их влияние на организм.
Приспособленность
живых организмов к водной среде.
Общая
характеристика царства грибы. Роль
грибов в жизни природного сообщества
и человека.
Вегетативное
и бесполое размножение.
Характеристика
класса млекопитающих. Роль млекопитающих
в жизни человека.
Основные
методы селекции растений и животных.
Вредные
привычки, их отрицательное влияние на
организм.
Доказательства
происхождения человека от животных.
Лишайники,
их строение, место в системе органического
мира, роль в природе.
Уровни
организации живой природы, их
характеристика.
Роль
и место человека в живом мире.
Многообразие
видов. Редкие и исчезающие виды растений
и животных, меры по их сохранению.
Загрязнение
природной среды мутагенами, его
последствия.
Транспорт
веществ в живых организмах.
Эволюция
органического мира, ее причины и
результаты.
Сходства
и отличия человека и млекопитающих
животных.
Дыхание
организмов, его сущность и значение.
Характеристика
царства животных. Роль животных в
биосфере.
Приспособленность
организмов к среде обитания – результат
эволюции.
Вирусы
– неклеточная форма жизни, особенности
их строения и функционирования. Вирусы
– возбудители заболевания.
Изменения
в экосистемах под влиянием деятельности
человека.
Общая
характеристика царства грибов, их
строение и жизнедеятель-ность. Роль в
природе и жизни человека.
Учение
Ч.Дарвина об эволюции органического
мира.
Биотические
связи, их роль в экосистеме.
Строение
и жизнедеятельность растительной и
животной клеток. Их сходство и различие.
Естественный
отбор – движущая сила эволюции.
Мутационная
изменчивость. Причина мутаций.
Доядерные
и ядерные организмы, их характеристика.
Питание,
его значение в жизни организма.
Особенности питания растений.
Наследственные
заболевания человека, их предупреждение.
Редкие
и исчезающие виды. Способы их охраны.
Красная книга.
Фотосинтез.
Космическая роль растений.
Общая
характеристика подцарства многоклеточные.
Особенности строения, жизнедеятельности
клетки многоклеточного организма.
Бактерии
– доядерные организмы. Особенности их
строения и жизнедеятельности, роль в
природе и жизне человека.
Естественные
и искусственные экосистемы, их
особенности.
Углеводы
и жиры, их роль в организме.
Современная
система органического мира.
Биологическое
значение размножения организмов.
Способы размножения.
Факторы,
сохраняющие и разрушающие здоровье
человека.
Организмы
– паразиты. Особенности строения и
жизнедеятельности. Профилактика
глистных заболеваний.
Наследственность
и изменчивость – движущие силы эволюции.
Усложнение
организации позвоночных животных в
процессе эвооюции
Экосистема,
ее основные звенья. Цепи питания.
Царство
растений, их строение и жизнедеятельность.
Роль в природе и жизни человека.
Деление
клеток – основа размножения и роста
организмов.
Усложнение
организации растений в процессе
эволюции. Причины эволюции.
Белки,
их роль в организме.
Вопросы по анатомии.
Свёртывание
крови как защитная реакция. Группа
крови. Значение переливания крови.
Воспроизведение
организмов. Половые железы и половые
клетки. Оплодотворение. Развитие
зародыша человека. Особенности развития
детского и юношеского организмов.
Железы
внутренней секреции их значение.
Понятие о гормонах. Роль гормональной
регуляции в организме.
Что
изучает анатомия, физиология и гигиена
человека. Гигиенические аспекты охраны
окружающей среды.
Что
такое ткань? Краткие сведения о строении
и функциях тканей – эпителиальной,
соединительной, мышечной, нервной.
Значение
опорно-двигательной системы. Строение
скелета человека.
Кость
как орган. Строение, состав и рост
костей. Соединение костей, суставы.
Движения в суставах.
Значение
нервной системы. Рефлекс, рефлекторная
дуга.
Внутренняя
среда организма: кровь, тканевая
жидкость, лимфа. Состав крови: плазма,
форменные элементы. Функции крови.
Изменение
питательных веществ в кишечнике.
Всасывание веществ. Гигиена питания.
Эритроциты
и лейкоциты, их строение и функции.
Малокровие. Учение И.И.Мечникова о
защитных свойствах крови. Иммунитет.
Органы
кровообращения: сердце и сосуды
(артерии, капилляры, вены).Большой и
малый круг кровообращения их значения.
Сердце,
его положение, строение и работа.
Автоматия сердца. Понятие о нервной и
гуморальной регуляции деятельности
сердца.
Движение
крови по сосудам. Пульс. Кровяное
давление. Гигиена сердечно-сосудистой
системы.
Значение
дыхания. Органы, их строение и функция.
Голосовой аппарат
Дыхательные
движения. Понятие о жизненной ёмкости
лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.
Понятие о гуморальной и нервной регуляции
дыхания. Гигиена дыхания.
Питательные
вещества и пищевые продукты. Пищеварение.
Роль ферментов в пищеварении. Строение
органов пищеварения.
Пищеварение
в полости рта. Глотание. Работы
И.П.Павлова по изучению деятельности
слюнных желез.
Витамины,
их значение для организма. Значение
правильного питания.
Обмен
белков, жиров, углеводов, воды, минеральных
веществ: значение для организма, суточная
норма потребления.
Обмен
веществ. Ассимиляция и диссимиляция –
две стороны единого процесса обмена
веществ. Распад и окисление органических
веществ в клетках. Ферменты.
Обмен
веществ между организмом и окружающей
средой. Пластический и энергетический
обмен.
Органы
мочевыделительной системы. Функции,
положение почек, их строение. Значение
выделения продуктов обмена веществ.
Строение
и функция кожи. Роль кожи в регуляции
теплоотдачи. Закаливание организма.
Гигиена кожи и одежды.
Спинной
мозг: положение, строение, функции.
Понятие о вегетативной нервной системе.
Большие
полушария головного мозга, строение.
Значение коры больших полушарий.
Органов
чувств, их значение. Анализаторы.
Строение и функции органов зрения.
Гигиена зрения.
Органы
чувств, их значение. Анализаторы.
Строение и функции органа слуха. Гигиена
слуха.
Высшая
нервная деятельность. Безусловные и
условные рефлексы, их отличие,
биологическая роль, значение условных
рефлексов.
Значение
слова. Сознание и мышление человека
как функции высших отделов головного
мозга. Гигиена физического и умственного
труда.
Головной
мозг: положение, строение продолговатого,
среднего, промежуточного мозга,
мозжечка. Их функции.
Органы
и система органов человека.
Печень,
поджелудочная железа и их роль в
пищеварении, положение в организме.
Пищеварение
в желудке. Понятие о нервно-гуморальной
регуляции желудочкового сокоотделения.
Работы И.П.Павлова по изучению
пищеварения в желудке.
gigabaza.ru
Биология 9 класс. Тесты, тренажеры.
Введение.
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира, в практической деятельности людей. Методы биологических исследований. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объек там, их охраны Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Раздел 1. Уровни организации живой природы.
1.1. Молекулярный уровень.
Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, ферменты, витамины. Вирусы.
1.2. Клеточный уровень.
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. Клетка как структурная и функциональная единица живого. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
1.3. Организменный уровень.
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Деление клетки — основа размножения, рос та и развития организмов.. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Нарушения в строении и функционировании клеток — одна из причин заболеваний организмов Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гены и хромосомы. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Хромосомная теория наследственности.
Генотип как целостная система. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная (наследственная и ненаследственная ), изменчивость изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции. Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению со става почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.
1.4. Популяционно- видовой уровень.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
1.5. Экосистемный уровень.
Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Движущие силы и результаты эволюции.
1.6. Биосферный уровень.
Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Раздел 2. Эволюция органического мира (8 часов)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле.
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Раздел 4.Основы экологии.
Экология как наука. Среда — источник веществ, энергии и информации Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Экологическая характеристика видов. Экология популяций. Факторы, влияющие на численность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции… Влияние экологических факторов на организмы. Приспособле ния организмов к различным экологическим факторам. Популяция.
Типы экологических взаимодействий. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Продуктивность сообщества. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в эко системе. Особенности агроэкосистем. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии.
Раздел 5. Биосфера и человек.
Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Рациональное природопользование. Ноосфера и место в ней человека.
xn--80aneebgncbebxz7l.xn--p1ai
Олимпиада по биологии 9 класс, задания с ответами
Чтобы подготовиться к олимпиаде по биологии, ученикам 9 класса нужно достаточно много практиковаться в решении заданий олимпиадного уровня. Традиционные задания контрольных или самостоятельных работы, подобные тем, которые школьники решают очень часто, не подойдут для подготовки. Дело в том, что их уровень сложности и содержание отличается от реальных заданий олимпиады. На этой странице подготовлены примеры заданий, среди которых есть тесты и открытые задания.
Предложенный комплект тренировочных заданий может использоваться учителями во время уроков, а также учениками для самостоятельной подготовки. Быстро проверить и оценить результаты помогут готовые ответы и решения. Они находятся внизу страницы, но мы советуем вам не смотреть в раздел с ответами раньше времени.
Скачайте задания, заполнив форму!
После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной
Тестовые задания
1. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?
А) Владимир Николаевич Сукачев
Б) Владимир Иванович Вернадский
В) Карл Линней
Г) Николай Алексеевич Северцов
2. Раздел ботаники, изучающий мхи:
А) Бриология
Б) Лихенология
В) Птеридология
Г) Альгология
3. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:
А) Бактерии
Б) Растению
В) Грибу
Г) Животному
4. Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:
А) Дыхания
Б) Передвижения веществ
В) Фотосинтеза
Г) Поглощения веществ из почвы.
5. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:
А) Не имеют клеточного строения
Б) Это одна клетка без ядра
В) Это одна клетка с ядром
Г) Это спора
6. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых состоит из гифов, — это:
А) Животные
Б) Грибы
В) Растения
Г) Лишайники
7. Факторы неживой природы:
А) Лишайники, мхи
Б) Грибы, бактерии
В) Вода, воздух, свет
Г) Одноклеточные растения и животные.
8. О единстве органического мира свидетельствует:
А) Связь организмов со средой
Б) Приспособленность организмов к среде обитания
В) Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств
живой природы
Г) Взаимосвязь клеток в организме
9. Только для живых организмов характерно:
А) Уменьшение веса
Б) Изменение окраски
В) Дыхание
Г) Взаимодействие со средой
10. Грибы питаются:
А) Образуя на свету органические вещества
Б) Готовыми органическими веществами
В) Только органическими веществами живых организмов
Г) Поселяясь на продуктах питания
Открытые вопросы
Вопрос 1
В чем заключается механизм двойного дыхания птиц?
Вопрос 2
Как называется железа внутренней секреции, гормоны которой регулируют другие эндокринные железы?
Вопрос 3
У некоторых рыб плавники видоизменились так, что и на плавники не похожи. Приведите примеры, указав, у каких рыб, какие плавники и как видоизменились.
Вопрос 4
Известно, что даже при небольшой мышечной работе артериальное давление возрастает. Согласно одной гипотезе это происходит потому, что работающие мышцы выделяют в кровь какие-то вещества, влияющие на сосуды, согласно другой гипотезе, когда мозг посылает к мышцам сигналы, заставляющие их работать, он одновременно посылает к сосудам сигналы, меняющие кровяное давление. Какие эксперименты надо поставить для проверки этих гипотез?
Вопрос 5
Каким образом в растительных сообществах одни виды могут вытеснять другие?
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | Б | А | А | В | А |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | Б | В | В | В | Б |
Ответы на открытые вопросы
Ответ на вопрос 1:
Особенностью дыхания птиц является то, что обогащенный кислородом воздух проходит через легкие дважды — на вдохе и выдохе, вытесняемый из воздушных мешков при сокращении мышц стенки тела.
Ответ на вопрос 2:
Гипофиз
Ответ на вопрос 3:
Плавники могут преобразовываться в средства защиты — колючки, иглы, иногда с протоками ядовитых желез (колюшка, ерш, бычки, скорпена и др.) Плавники могут использоваться также для маскировки под предметы окружающей среды (конек-тряпичник). Плавники могут использоваться как средство прикрепления для рыб, живущих в реках с быстрым течением или в отливно — приливной зоне моря (бычки), а также как средство передвижения по дну, по суше или по воздуху (летучие рыбы, тригла, илистый прыгун). У лабиринтовых рыб плавники преобразуются в органы осязания (осязательные нити, осязательные усики). У удильщиков плавники преобразуются в приманку для ловли добычи.
Ответ на вопрос 4:
Можно предположить разные варианты опытов. Первый вариант: блокировать передачу сигналов от нервов к мышцам, например, кураре, а затем подать сигнал, на который обычно животное отвечало выученным движением. В этих условиях мышцы реально работать не будут, несмотря на желание животного совершить движение (сигналы по мышечным нервам будут идти, но они не вызовут сокращений мышц). Если в этих условиях давление будет меняться, то это значит, что изменения вызывают сигналы, приходящие от мозга (конечно, этот опыт не доказывает, что давление меняется только от этих сигналов; для такого вывода требуются дополнительные эксперименты). Второй вариант: денервированная мышца искусственно раздражается током; мозг не участвует в сокращениях мышцы и не получает сведений про ее работу. Если в этих условиях давление изменится, то вещества, выделяемые мышцей, могут влиять на кровяное давление.
Ответ на вопрос 5:
Прежде всего можно указать несколько достаточно широко распространенных и достаточно прямых способов влияния растений друг на друга. Растение может побеждать конкурента в борьбе за свет, вытесняя его. Так, растения верхнего яруса с густой кроной (липа мелколиственная, ель европейская) используют основную часть света, необходимого для фотосинтеза. Растения, быстрее растущие после прорастания, затеняют соседей, тормозя их рост. Растения с более развитой корневой системой могут отбирать у своих конкурентов воду и неорганические соли. Растение может выделять в почву корневые яды — колины, мешающие росту других растений. Так, белая акация мешает росту других растений. Черника не дает прорастать лесной сосне. Майский ландыш, поселяясь под кустами дикой сирени, вытесняет этот вид.
Скачайте задания, заполнив форму!
После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной
Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токарева
ruolimpiada.ru
Категория: Биология | Добавил: (18.10.2017) Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai
Тест по биологии (9 класс) на тему: Примерные вопросы для подготовки к ГИА по биологии
Экзаменационные билеты по биологии 9 класс 2011-2012 учебный год.
Билет №1
Биология как наука, её достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.
2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы.
Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.
Билет № 2.
Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.
Экологические(биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?
Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?
Билет №3
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов.
Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приведите примеры паразитических отношений в природе и раскройте их значение. Среди гербарных экземпляров, коллекций и влажных препаратов найдите растения и животных, для которых характерен паразитический образ жизни.
Используя знания о нормах питания и расходования энергии человеком(сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.
Билет № 4
Клетка-единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.
Лишайники-симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.
Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.
Билет № 5
Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.
Царство грибов, их характерные особенности, получение из них продуктов питания, лекарств. По каким признакам вы отличите съедобные грибы от ядовитых, используя коллекцию муляжей? Какую первую доврачебную помощь необходимо оказать при отравлении грибами?
Объясните, с какой целью у человека измеряют пульс. Что такое пульс? Где он определяется и что можно узнать по пульсу? Подсчитайте свой пульс. Определите, имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ.
Билет № 6
Наследственность и изменчивость – свойства организмов, их значение в эволюции органического мира. Ген, генотип, фенотип.
Классификация растений на примере покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства (Пасленовые, Розоцветные, Бобовые и др.), по каким признакам вы их узнаете.
Раскройте особенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Назовите меры профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника и возникновения плоскостопия.
Билет № 7
Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.
Приспособленность птиц к полету во внешнем и внутреннем строении, размножении. Объясните, в чем проявляется относительный характер приспособленности.
Используя знания о строении и функциях скелета человека, раскройте особенности первой доврачебной помощи при переломе ребер, позвоночника, травмах черепа.
Билет № 8
Вид, его признаки. Многообразие видов. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения. Назовите известные вам редкие и исчезающие виды растений.
Приспособленность рыб к жизни в воде во внешнем и внутреннем строении, размножении. Как человек использует знания о жизнедеятельности рыб для их искусственного разведения?
Используя знания о строении и функциях мышц человека, объясните, почему тренировки повышают мышечную силу и выносливость, почему спортсменам запрещают принимать допинги?
Билет № 9
Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактериальные заболевания, их профилактика.
Раскройте роль витаминов в организме человека, способы сохранения витаминов в продуктах питания. Поясните, какие авитаминозы вам известны. С какой целью выпускают поливитаминные препараты?
Билет № 10
Автотрофное питание. Фотосинтез, его значение.
Характеристика царства животных. Роль животных в природе. Среди готовых микропрепаратов простейших найдите эвглену зеленую. Объясните, почему эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи – к животным.
Объясните биологическое значение безусловных и условных рефлексов. Составьте схему рефлекторной дуги (безусловного рефлекса) и объясните, из каких частей она состоит. Приведите примеры безусловных рефлексов человека.
Билет № 11
Биологическое значение размножения. Способы размножения, их использование в практике выращивания сельскохозяйственных растений и животных, микроорганизмов.
Позвоночные животные, их классификация. Усложнение млекопитающих в процессе эволюции. Определите место вида лисицы обыкновенной в системе животного мира (тип, класс, отряд, семейство, род).
Раскройте особенности газообмена в легких и тканях, взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. В чем состоит доврачебная помощь при остановке дыхания?
Билет № 12
Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Сохранение экосистем.
Покрытосеменные растения – господствующая группа растений на Земле. Классы покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров или живых растений найдите покрытосеменные, принадлежащие к разным классам. По каким признакам вы их отличите?
Объясните роль системы органов дыхания в поддержании постоянства внутренней среды организма человека. Заболевания органов дыхания. Какие меры профилактики позволят вам защитить себя от заболеваний гриппом, ОРЗ, туберкулезом?
Билет № 13
Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека (парниковый эффект, вырубка лесов, кислотные дожди и другие загрязнения окружающей среды).
Усложнение растений в процессе эволюции, классификация покрытосеменных. Определите место вида ландыша майского в системе растительного мира (отдел, класс, семейство, род).
Используя знания об иммунитете, объясните, с какой целью человеку делают прививки и вводят сыворотки. Как можно повысить защитные свойства организма? Как защитить себя от ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом?
Билет № 14
Биосфера – глобальная экосистема, ее границы. Живое вещество биосферы. Роль человека в сохранении биоразнообразия.
Приемы выращивания культурных растений, их научное обоснование. Объясните, почему минеральные удобрения необходимо вносить строго по норме и не хранить под открытым небом.
Раскройте роль желез внутренней секреции в организме человека. К чему приводят нарушения в деятельности эндокринной системы (щитовидной железы и надпочечников)?
Билет № 15
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в природе.
Многообразие пресмыкающихся, их приспособленность к наземному образу жизни. Объясните, почему они утратили свое господствующее положение на Земле. Назовите вымерших пресмыкающихся, обоснуйте причины их вымирания.
Дайте научное обоснование факторов, сохраняющих и разрушающих здоровье человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Объясните, почему в последнее время становится престижным вести здоровый образ жизни.
Билет № 16
Химический состав клетки. Роль воды и минеральных веществ в жизни клетки и организма.
Животные – возбудители и переносчики заболеваний человека. Профилактика заболеваний энцефалитом, малярией, дизентерией, чесоткой и др.
Используя знания о составе и группах крови, дайте научное обоснование значения переливания крови, ее свертывания. Почему при взятии проб крови на анализ следует пользоваться одноразовыми инструментами?
Билет № 17
Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистемах. Роль животных в природе и жизни человека. Домашние животные. Охрана животных. Назовите редких и исчезающих животных.
Раскройте роль сердца, кровеносных сосудов и кровообращения в организме человека.
Предупреждение сердечнососудистых заболеваний. Какие приемы первой помощи оказывают при кровотечениях?
Билет № 18
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Разнообразие растений, их значение в поддержании устойчивости биосферы. Причины, способствующие сокращению видового разнообразия растений. Роль ботанических садов, национальных парков, заповедников и т.п. в сохранении биоразнообразия.
Используя знания о строении и функциях пищеварительной системы, раскройте роль ферментов в пищеварении, назовите профилактику пищевых отравлений, кишечных инфекций. Объясните, почему в последнее время увеличилось число заболеваний гепатитом. Как защитить себя от этого опасного заболевания?
Билет № 19
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с млекопитающими животными и отличие от них.
Членистоногие, их классификация, многообразие, роль в природе. Объясните, почему насекомые заняли господствующее положение на Земле. В коллекции найдите насекомых, ведущих общественный образ жизни, раскройте их значение в природе и жизни человека.
Зрительный анализатор, строение и значение. Нарушения зрения, профилактика глазных болезней. Почему при работе на компьютере необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха?
Билет № 20
Питание, его значение в жизни организма. Различия организмов по способу питания.
Беспозвоночные животные, их многообразие, классификация, роль в природе, значение в хозяйственной деятельности человека. Раскройте роль дождевых червей в образовании почвы и повышении ее плодородия.
Слуховой анализатор, строение и значение. Нарушения слуха, профилактика болезней органа слуха. Объясните, почему в самолете при взлете и посадке у людей возникают болезненные ощущения в ушах и как этого избежать.
Билет № 21
Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема.
Взаимосвязь строения и функций органов растений (на примере покрытосеменных). Докажите, что растение – целостный организм. Объясните, будет ли увеличиваться масса клубней картофеля, если все его листья объедены колорадскими жуками.
Отделы нервной системы: центральный и периферический. Какие причины, вызывающие заболевания мозга, вам известны? Как можно предупредить некоторые заболевания мозга? В чем заключается вредное воздействие наркотических веществ и алкоголя на мозг?
Билет № 22
Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Значение экологических знаний на современном этапе.
Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений (трутовик, головня, спорынья и др.). В чем проявляется их вред для растений? Какие меры необходимо предпринять для предупреждения грибковых заболеваний растений?
Используя знания о мочевыделительной системе, ее строении и функциях, раскройте меры предупреждения мочеполовых инфекций для сохранения здоровья. Какое действие на почки оказывает употребление алкоголя и бесконтрольное применение лекарственных препаратов? Ответ поясните.
Билет № 23
Обмен веществ и превращение энергии – главный признак живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.
Многообразие животных – результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Почему одноклеточные организмы существуют в природе наряду с многоклеточными? Среди готовых микропрепаратов простейших найдите инфузорию-туфельку. По каким признакам вы ее определите?
Используя знания о строении и функциях кожи, дайте обоснование гигиенических требований, предъявляемых к одежде. Какова доврачебная помощь пострадавшим от теплового и солнечного удара, при обморожении? Почему очень вредно ходить в холодное время года без головного убора?
Билет № 24
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма (на примере растительного или животного организма).
Питание растений (минеральное, воздушное). Передвижение веществ в растении, его причины. Предложите опыт, с помощью которого можно доказать значение корневого давления в передвижении воды в растении.
Раскройте механизм вдоха и выдоха, значение чистоты атмосферного воздуха как фактора здоровья. Почему отравление угарным газом опасно для здоровья? Как оказать первую помощь при отравлении угарным газом и спасении утопающего?
Билет № 25
Дыхание – один из признаков живых организмов. Роль кислорода в энергетическом обмене. Образование конечных продуктов в результате жизнедеятельности, их удаление из организма. Перечислите основные правила гигиены дыхания.
Многообразие паразитических червей, их приспособленность к жизни в организме хозяина. Какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы не заразиться червями-паразитами?
Раскройте роль углеводов в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль в организме. Почему людям пожилого возраста не рекомендуется употреблять много пищи, содержащей углеводы?
nsportal.ru
Биология 9 класс Примерные ответы на вопросы билетов — Документ
МОУ
Назаровская ООШ
Биология
9 класс
Примерные
ответы на вопросы билетов
за
курс основной школы
2011
г.
Билет
№ 1
1. Биология
как наука, ее достижения, связи с другими
науками. Методы изучения живых объектов.
Роль биологии в жизни и практической
деятельности человека.
Биология –
наука, изучающая живые организмы. В
настоящее время подразделяется на
обширный перечень дисциплин, изучающих
различные уровни организации живого
(молекулярная биология, цитология,
морфология, экология и пр.), разные
царства (ботаника, зоология), различающихся
предметом рассмотрения (строение,
функционирование, взаимосвязь и т.д.) и
применяемыми методами. Биология изучает
живые объекты, построенные на основе
биополимеров (белков, нуклеиновых
кислот).
Среди достижений
биологии можно отметить описание
большого числа видов живых организмов,
существующих на Земле, создание клеточной,
эволюционной, хромосомной теории,
расшифровка структуры белка и нуклеиновых
кислот и т.д. На практике это способствовало
увеличению эффективности производства
сельскохозяйственной продукции, развитию
медицины, биотехнологии, созданию основ
рационального природопользования.
Биология тесно
связана с другими науками и широко
применяет их методы (география, история,
химия, физика, математические дисциплины,
кибернетика, философия и др.).
Методы изучения
живых объектов включают наблюдение,
эксперимент (а также описание, сравнение,
анализ, синтез, исторический метод,
математическое моделирование и пр.).
На сегодняшний
день роль биологии в жизни и практической
деятельности человека растет. Это
связано с обострением экологической
ситуации на Земле, вызванной ростом
населения, большим потреблением энергии,
обострением социальных противоречий.
Дальнейшее развитие и даже существование
современной цивилизации возможно только
в гармонии с окружающей средой, что
требует глубокого знания и соблюдения
биологических закономерностей, широкого
использования биотехнологии.
2. Царство
растений, его отличия от других царств
живой природы. Объясните, какая группа
растений занимает в настоящее время
господствующее положение на Земле.
Среди живых растений или гербарных
экземпляров найдите представителей
этой группы.
К царству
растений относятся эукариоты, способные
к автотрофному питанию за счет фотосинтеза
(некоторые представители перешли к
паразитическому образу жизни и утратили
хлорофилл). Для растений характерна
малая подвижность, рост в течение всей
жизни, минеральное (у высших растений
корневое) питание, на клеточном уровне
жесткая клеточная стенка, построенная,
как правило, из целлюлозы, отсутствие
центриолей, наличие вакуолей с клеточным
соком. В качестве запасного углевода –
крахмал. Характерно наличие хлорофилла
или других пигментов, способных поглощать
энергию солнечного света для дальнейшего
использования в процессах фотосинтеза.
В настоящее
время господствующее положение на Земле
занимает отдел Покрытосеменных
(Цветковых) растений, считающийся
наиболее эволюционно продвинутым и
определяющий вид большинства современных
биотопов. Для покрытосеменных характерно
наличие таких генеративных органов,
как цветок и плод.
Из предложенных
экземпляров следует выбрать представителей
изученных семейств (крестоцветные,
розоцветные, бобовые, пасленовые,
сложноцветные, злаки, лилейные) или
классов (однодольные, двудольные).
3. Используя
знания об обмене веществ и превращении
энергии в организме человека, дайте
научное объяснение влияния на обмен
веществ гиподинамии, стрессов, вредных
привычек, переедания.
Организм
человека представляет собой сложную
систему, в которой все происходящие
процессы согласованы и направлены на
поддержание гомеостаза, выживание особи
и оставление потомства. Если какие-то
системы органов не несут необходимую
нагрузку (не упражняются), это приводит
к их ослаблению, возникновению
физиологических расстройств и патологий.
Гиподинамия –
пониженная двигательная активность,
отсутствие физических нагрузок –
приводит к снижению работоспособности
мышц, сердечно-сосудистой системы и,
как следствие, нарушению обмена веществ
и ухудшению состояния всего организма
в целом. Неизрасходованные на физическую
активность питательные вещества
откладываются в запас, что зачастую
приводит к ожирению. Этому также
способствует переедание.
Стресс является
защитной реакцией организма, позволяющей
выжить в момент опасности. Стресс
мобилизует возможности организма,
сопровождается выбросом гормонов,
повышает интенсивность сердечно-сосудистой
деятельности и пр. Эта энергия в условиях
современной цивилизации часто не находит
естественного выхода и является
перегрузкой для нервной и других систем.
Вредные привычки:
курение, алкоголь и другие яды – приводят
к поступлению в организм чужеродных
вредных веществ, которые отравляют
организм и вызывают заболевания.
(Особенно недопустимо употребление
алкоголя во время приема антибиотиков
или наличия другой нагрузки на почки и
печень.) Наркотические вещества, участвуя
в обмене веществ, вызывают привыкание,
в дальнейшем прекращение поступления
никотина, алкоголя и др. сопровождается
ломкой – резким ухудшением самочувствия.
Таким образом, возникает физиологическая
и психологическая зависимость от
наркотиков.
Нарушение
режима дня, азартные игры, пресыщение
удовольствиями истощают организм и,
кроме того, отвлекают сознание человека
от решения насущных задач, занятий
физкультурой и препятствуют духовному
росту.
Билет
№2
1. Признаки
живых организмов. Основные отличия
живых организмов от тел неживой природы.
Признаки живых
организмов:
Живые организмы,
изучаемые биологией, содержат биополимеры:
белки и нуклеиновые кислоты, определяющие
их характерные свойства.Большинство
организмов имеет клеточное строение
(кроме вирусов)Обмен веществом
и энергией с окружающей средой: живые
существа питаются, на этом основан
пластический и энергетический обмен,
поддерживают постоянство внутренней
среды — гомеостаз и выделяют продукты
жизнедеятельности в окружающую среду.Способность
к размножению: воспроизведение потомства,
наследующего признаки родителей.
Совокупность
этих признаков отличает живые организмы
от тел неживой природы. Важнейшим
отличием является способность обрабатывать
информацию, получаемую из окружающей
среды, и осуществлять ответную реакцию
на внешнее раздражение.
Также отмечают
сложность организации, способность
эволюционировать, приспособленность
к среде обитания.
Нетрудно
видеть, что многие живые организмы
обладают не всеми названными свойствами
(например, споры бактерий в замороженном
состоянии). В то же время в неживой
природе существуют системы, обладающие
многими из названных признаков (например
насыщенные растворы, космические тела,
созданная человеком вычислительная
техника и автоматизированные системы).
Существует точка зрения (витализм
и др.), что основополагающим и принципиальным
отличием живого от неживого является
наличие особой субстанции (души),
покидающей физическое тело после смерти.
Данная точка зрения не пользуется
популярностью среди биологов, несмотря
на безуспешность многочисленных попыток
получения живого существа из неживой
материи.
2.
Экологические (биотические) факторы,
их влияние на организм. Приведите примеры
конкурентных отношений в природе и
раскройте их значение. Как человек
использует знания о конкуренции в
практической деятельности?
К биотическим
факторам относят влияние на организм
окружающих живых существ. В зависимости
от того, положительно или отрицательно
данные взаимодействия сказываются на
состоянии организмов, выделяют:
Нейтрализм
– организмы не оказывают заметного
влияния друг на друга (взаимодействие
минимально)Симбиоз
– организмы испытывают положительное
влияние, часто взаимное: примером
симбиотических связей считают лишайники
(гриб и водоросль), микоризу шляпочных
грибов и деревьев, опыление клевера
шмелём. К симбиозу зачастую относят
нахлебничество
(мелкие насекомоядные птицы подбирают
насекомых, падающих вниз при работе
дятла), квартирантство
(птицы селятся в дуплах, выдолбленных
дятлом), кооперацию
– необязательные взаимовыгодные связи
(опыление цветков неспециализированными
опылителями).Хищничество
(как правило, умерщвление активной
добычи) и паразитизм
– кратковременное или длительное
питание (или местожительство – гнездовой
паразитизм кукушки) за счет другого
организма, не сопровождающееся
немедленной гибелью жертвы – один
организм испытывает положительное
влияние, другой отрицательное.Конкуренция
– оба организма испытывают отрицательное
воздействие. Конкурентные взаимодействия
возникают у видов, испытывающих сходные
потребности, например, между деревьями
в лесу возникает «борьба» за доступ к
свету. Если потребности очень близки,
один вид может полностью вытеснить
другой (ель вытесняет светолюбивую
сосну).
Конкуренция
как существенный фактор в борьбе за
существование способствует различной
специализации (эволюционному расхождению
потребностей), что повышает видовое
разнообразие и устойчивость экосистем.
В практической
деятельности человека важно учитывать
нежелательную конкуренцию: не допускать
засорения полей сорняками, прудов для
рыборазведения сорными малоценными
породами рыб. Особая осторожность
требуется при заселении экосистем
новыми видами, которые могут вытеснить
ценные местные виды.
3. Объясните,
почему поджелудочную железу относят к
железам смешанной секреции. Как в крови
поддерживается постоянное количество
глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать,
чтобы не заболеть сахарным диабетом?
Поджелудочная
железа относится к железам смешанной
секреции. Она вырабатывает пищеварительный
сок, содержащий ферменты и поступающий
через проток в двенадцатиперстную кишку
(внешняя секреция). В то же время
поджелудочная железа синтезирует
важнейший гормон – инсулин, выделяемый
в кровь (внутренняя секреция). При
повышении содержания глюкозы в крови,
вырабатываемый инсулин способствует
усиленному потреблению глюкозы и
превращению её в гликоген, запасное
вещество. После чего излишки инсулина
достаточно быстро разрушаются.
При недостатке
инсулина развивается заболевание –
сахарный диабет, сопровождающееся
серьезным нарушением обмена веществ,
а в тяжелых случаях потерей сознания и
смертью. Больным, страдающим сахарным
диабетом, вводят в кровь препараты
инсулина.
Чтобы не заболеть
сахарным диабетом, нужно вести подвижный
образ жизни, не злоупотреблять углеводами,
избегать нервных перегрузок. Профилактике
сахарного диабета способствует включение
в рацион злака под названием полба и
некоторые другие продукты.
Билет
№3
Клеточное
строение организмов как доказательство
их родства, единства живой природы.
Сравнение клеток растений и грибов.
Большинство
известных на сегодня живых организмов
состоят из клеток (кроме вирусов). Клетка
– элементарная структурная единица
живого, как утверждает клеточная теория.
Отличительные свойства живого проявляются,
начиная с клеточного уровня. Наличие у
живых организмов клеточного строения,
единого кода ДНК, содержащего наследственную
информацию, реализуемую через белки,
можно рассматривать как доказательство
единства происхождения всех живых
организмов, имеющих клеточное строение.
Клетки растений
и грибов имеют много общего:
Наличие
клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы
с органоидами.Принципиальное
сходство процессов обмена веществ,
деления клетки.Жесткая
клеточная стенка значительной толщины,
способность к потреблению питательных
веществ из внешней среды путем диффузии
через плазматическую мембрану (осмоса).Клетки растений
и грибов способны незначительно изменять
свою форму, что позволяет растениям
ограниченно менять положение в
пространстве (листовая мозаика,
ориентация подсолнечника к солнцу,
закручивание усиков бобовых, капканы
насекомоядных растений), а некоторым
грибам захватывать в петли грибницы
мелких почвенных червей – нематод.Способность
группы клеток давать начало новому
организму (вегетативное размножение).
Отличия:
Клеточная
стенка растений содержит целлюлозу, у
грибов – хитин.Клетки растений
содержат хлоропласты с хлорофиллом
или лейкопласты, хромопласты. У грибов
пластиды отсутствуют. Соответственно,
в клетках растений осуществляется
фотосинтез – образование органических
веществ из неорганических, т.е. характерен
автотрофный тип питания, а грибы являются
гетеротрофами, в их обменных процессах
преобладает диссимиляция.Запасным
веществом в клетках растений является
крахмал, у грибов – гликоген.У высших
растений дифференциация клеток приводит
к образованию тканей, у грибов тело
образовано нитевидными рядами клеток
– гифами.
Эти и другие
особенности позволили выделить грибы
в отдельное царство.
2.
Приспособления организмов к различным
экологическим факторам. Приведите
примеры паразитических отношений в
природе и раскройте их значение. Среди
гербарных экземпляров, коллекций и
влажных препаратов найдите растения и
животных, для которых характерен
паразитический образ жизни.
Живые организмы
способны приспосабливаться к действию
неблагоприятных факторов внешней среды.
Растения, обитающие в условиях высокой
температуры и недостатка влаги, имеют
листья мелкие или видоизмененные в
колючки, покрытые восковым налетом, с
небольшим числом устьиц. Животным в
этих условиях помогает выжить
приспособительное поведение: они активны
ночью, а днем, в жару, прячутся в норы.
Организмы засушливых местообитаний
также имеют отличия в обмене веществ,
способствующие экономии воды.
У животных,
обитающих в условиях низких температур,
имеется толстый слой подкожного жира.
Для растений характерно высокое
содержание растворенных веществ в
клетках, что препятствует их повреждению
при отрицательных температурах.
Сезонность жизненных циклов также
позволяет растениям и перелетным птицам
использовать местообитания с холодной
зимой.
Яркий пример
приспособленности представляют взаимные
эволюционные приспособления травоядных
животных и растений, которые служат им
пищей, хищника и жертвы.
Паразитические
отношения возникают, когда один организм
использует другой как источник пищи,
местообитание, при этом организм хозяина
несет ущерб. Паразиты могут быть
временными (кровососущие насекомые из
отряда двукрылых) или постоянными
(гельминты, вши, чесоточный зудень).
Внешними (повилика – паразитическое
растение, обладающее присосками) или
внутренними (грибы-трутовики, поражающие
деревья). Паразитизм может быть гнездовым,
как у кукушки.
В процессе
эволюции вырабатывались приспособления,
снижающие вред, причиняемый паразитом
хозяину, что позволяет паразиту
использовать его длительное время.
Также характерно наличие приспособлений,
снижающих вероятность заражения у
хозяина (полагают, что шимпанзе строят
каждую ночь новое гнездо как средство
профилактики от эктопаразитов), и
защитных приспособлений у паразита
(плотная кутикула гельминтов).
Среди гербарных
экземпляров повилику отличает отсутствие
хлорофилла – желтый цвет нитевидных
побегов. Из животных могут присутствовать
плоские, круглые паразитические черви
и кровососущие насекомые, клещи.
3. Используя
знания о нормах питания и расходовании
энергии человеком (сочетание продуктов
растительного и животного происхождения,
нормы и режим питания и др.), объясните,
почему люди, употребляющие с пищей много
углеводов, быстро прибавляют в весе.
Питание человека
должно быть разнообразным, содержать
продукты животного и растительного
происхождения, чтобы обеспечивать
организм всеми необходимыми аминокислотами,
витаминами и другими веществами. Особенно
важно наличие в пище растительной
клетчатки, которая способствует
нормальному пищеварению.
Поступление с
продуктами энергии должно соответствовать
затратам организма (12000-15000 кДж в сутки)
и зависит от характера труда.
Углеводы
являются основным источником энергии.
Избыточное потребление сладкого и
мучного при низкой физической активности
приводит к увеличению жировых запасов.
Избежать переедания помогает соблюдение
режима питания, ограничение потребления
острых и сладких блюд, отказ от спиртного,
отсутствие отвлекающих факторов во
время принятия пищи.
Билет
№ 4
1. Клетка
– единица строения и жизнедеятельности
организмов. Сравнение клеток растений
и животных.
Основоположниками
клеточной теории являются немецкие
ботаник М.Шлейден и физиолог Т.Шванн, в
1838-1839 г.г. высказавшие идею, что клетка
является структурной единицей растений
и животных. Клетки имеют сходное строение,
состав, процессы жизнедеятельности.
Наследственная информация клеток
заключена в ядре. Клетки возникают
только из клеток. Многие клетки способны
к самостоятельному существованию, но
в многоклеточном организме их работа
скоординирована.
Клетки животных
и растений имеют некоторые отличия:
Клетки растений
имеют жесткую клеточную стенку
значительной толщины, содержащую
целлюлозу (клетчатку). Животная клетка,
не имеющая клеточной стенки, обладает
значительно большей подвижностью,
способна изменять форму.В клетках
растений содержатся пластиды: хлоропласты,
лейкопласты, хромопласты. У животных
пластиды отсутствуют. Наличие хлоропластов
делает возможным фотосинтез. Для
растений характерен автотрофный тип
питания с преобладанием в обмене веществ
процессов ассимиляции. Клетки животных
являются гетеротрофами, т.е. потребляют
готовые органические вещества.Вакуоли в
клетках растений крупные, заполненные
клеточным соком, содержащим запасные
питательные вещества. У животных
встречаются мелкие пищеварительные и
сократительные вакуоли.Запасным
углеводом у растений является крахмал,
у животных – гликоген.
2. Лишайники
– симбиотические организмы, их
разнообразие. Среди гербарных экземпляров
найдите лишайники. По каким признакам
вы их определите? Приведите другие
примеры симбиотических отношений в
природе и раскройте их значение.
Тело лишайника
– слоевище состоит из нитей-гифов гриба,
в которых заключены одноклеточные
зеленые водоросли или цианеи (цианобактерии,
старое название – сине-зеленые водоросли).
Лишайники рассматривают как симбиотические
организмы, где грибы поставляют воду с
растворенными минеральными солями, а
водоросли осуществляют фотосинтез,
обеспечивая поступление органических
веществ. Лишайники первыми заселяют
безжизненные местообитания, произрастают
на голых камнях. Этому способствует их
неприхотливость к субстрату, способность
переносить длительное высушивание,
впитывать атмосферную влагу поверхностью
тела. Необходимым условием произрастания
лишайников является наличие света,
необходимого для фотосинтеза.
Лишайники
делятся на накипные (в виде пленки на
камнях), листоватые (серо-зеленая
пармелия, желтая ксантория на коре
деревьев) и кустистые (олений мох –
ягель).
Определить
лишайник среди гербарных экземпляров
можно по отсутствию органов – стеблей,
листьев – и характерной расцветке.
Симбиотические
отношения в природе способствуют
процветанию видов, которые в них
участвуют. Можно назвать примеры из
билета №2.
3. Раскройте
роль белков в организме по следующему
плану: в каких продуктах содержатся,
конечные продукты расщепления в
пищеварительном канале, конечные
продукты обмена, роль белков в организме.
Объясните, почему в пищевом рационе
детей и подростков должны обязательно
присутствовать белки.
Богаты белком
пищевые продукты животного происхождения:
мясо, рыба, яйцо, молочные продукты.
Также содержат белки растительные
продукты, особенно бобовые культуры,
овес, твердые сорта пшеницы и изготовляемые
из них макаронные изделия.
В пищеварительном
канале белки распадаются на аминокислоты.
Конечным продуктом белкового обмена у
человека и других млекопитающих является
мочевина, удаляемая через почки.
Белки выполняют
в организме важнейшие функции:
структурную
– белки входят в состав всех органоидов
клетки;ферментативную
(каталитическую) – например, пищеварительные
ферменты;двигательную
– в составе мышечных волокон;транспортную
– гемоглобин крови переносит кислород
ко всем клеткам организма;энергетическую
– хотя есть мнение, что при окислении
белка промежуточные продукты обмена,
содержащие азот, токсичны для организма,
и потребление избыточной белковой пищи
снижает силу и выносливость человека.
У детей и
подростков активно идут процессы роста,
биосинтеза, что помимо повышенной
потребности в строительном материале
– аминокислотах повышает расход
ферментов. Поэтому растущий организм
должен получать с пищей большее количество
белка, чем взрослый. Недостаток белка
в рационе детей может быть причиной
низкого роста.
gigabaza.ru