8 класс

Мхк учебник 8 класс данилова – читать МХК 7-9 класс Данилова онлайн

Учебник МХК 7-9 класс Данилова

Учебник МХК 7-9 класс Данилова — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

г. и. Данилова
МИРОВАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
7-9 классы
л.
— у
ь > — — —W ‘
■Г.: -Л*’
г. и. Данилова
МИРОВАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
7-9 классы
Учебник для общеобразовательных учреждений
15-е издание, стереотипное
Москва
орофа
2013
УДК 373.167.1: ББК 85я72 Д18
7.03
Данилова, Г. И.
Д18 Мировая художественная культура. 7—9 кл. : учеб, для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. — 15-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2013. — 204, [4] с. : ил., 32 с. цв. вкл.
18БК 978-5-358-11873-7
Данный учебник знакомит учащихся с выдающимися достижениями художественной культуры народов мира, раскрывает характерные особенности и взаимодействие культур, ставших художественным достоянием человечества. Особое внимание уделено своеобразию отечественной культуры, ее эстетической значимости и непреходящим нравственным ценностям.
Учебник может быть рекомендован также для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного и художественно-эстетического профиля.
УДК 373.167.1:7.03 ББК 85я72
ISБN 978-5-358-11873-7
© Г. и. Данилова, 2000
©ООО «Дрофа», 2002
©Г. И. Данилова, 2006, с изменениями
© ООО «Дрофа», 2006, с изменениями
Мы живём на огромной и в то же время очень хрупкой планете Земля. «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы — команда одного корабля», — писал Антуан де Сент-Экзюпери. К началу третьего тысячелетия на ней, кажется, уже не осталось «белых пятен», неведомых уголков и неоткрытых истин. Но это не так. «Планета людей» по-прежнему хранит в себе множество тайн и загадок. А каждый из нескольких тысяч народов, живших в далёком прошлом и живущих в настоящее время, по-своему интересен и до конца не познан.
На страницах учебника вы познакомитесь с художественной культурой народов мира, оставивших глубокий след в истории человеческой цивилизации. Вам предстоит совершить путешествие в мир искусства, развернувшийся не только во времени, но и в пространстве. Что же необходимо для того, чтобы отправиться в путь? Ответ на этот вопрос даёт древняя истина: «У соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но, чтобы ужиться с ним, надо знать его характер». Поэтому мы будем не просто знакомиться с шедеврами искусства народов мира, а попробуем понять душу и характер народов, создавших эти великие творения. Приобщение к культуре народов мира позволит лучше понять не только единство мировой цивилизации, но и её своеобразие, характерные закономерности развития.
Во введении и в первой главе учебника вы познакомитесь с ключевыми понятиями — «цивилизация», «культура» и «искусство». Мы пригласим вас к разговору о том, что значит быть сегодня культурным и цивилизованным человеком, рассмотрим вопросы единства и своеобразия художественной культуры древнейших цивилизаций — Египта, Греции, Древнего Востока и доколумбовой Америки.
Вторая глава «Мир и Человек в художественных образах» посвящена определению роли и места человека в художественной культуре народов мира. Обращение к этим вопросам не случайно. Оно объясняется тем, что произведениям искусства всегда был свойствен особый, повышенный
интерес к человеческой личности, являющейся главным творцом всех материальных и духовных ценностей. Многовековую историю искусства мы воспринимаем как вечные поиски духовной красоты и идеала Человека. Они нашли отражение в его религиозных представлениях, в художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, в идеалах благородного рыцарства.
Третья глава познакомит вас с художественными традициями народов мира, которые нашли отражение во многих сферах творчества: в героическом эпосе, в обрядах и праздниках, в различных видах искусства. Известный французский учёный и писатель Ф. Вольтер справедливо отмечал: «Путешественник обыкновенно крайне недостаточно знает страну, в которой находится. Он видит лишь фасад здания. Почти всё, что внутри — ему неизвестно». Поэтому не будем ограничиваться только знакомством с внешними проявлениями культуры отдельных народов, попробуем познать их внутреннюю сущность и характерные особенности.
Приобщение к шедеврам художественной культуры народов мира безгранично и многогранно. Разумеется, мы не сможем отразить все аспекты этой интереснейшей темы, поэтому наше внимание привлекут лишь наиболее существенные и значительные явления художественной культуры. За вами, как и прежде, мы оставляем право их дальнейшего самостоятельного и более глубокого изучения. Вот почему в конце каждого подраздела приведены варианты заданий для самостоятельной работы, которые помогут вам определить личные пристрастия и интересы в области художественного творчества.
Учебник содержит богатый иллюстративный материал, который позволит наглядно представить многие шедевры художественной культуры. В конце помещены «Словарь понятий» и список литературы для самостоятельного чтения.
——-———————-
В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦИВИЛИЗАЦИЯ и КУЛЬТУРА
1.1. Соотношение понятий «цивилизация» и «культура»
« Моё положение представилось мне в самом мрачном свете. Меня забросило бурей на необитаемый острюв, который лежал далеко от места назначения нашего корабля и за несколько сот миль от обычных торговых морских путей, и я имел все основания прийти к заключению, что так было предопределено небом, чтобы здесь, в этом печальном месте, в безвыходной тоске одиночества я и окончил свои дни. Обильныеслёзы струились у меня из глаз, когда я думал об этом, и не раз недоумевал я, почему провидение губит свои же творения, бросает их на произвол судьбы, оставляет без всякой поддержки и делает столь безнадёжно несчастными, повергает в такое отчаяние, что едва ли можно быть признательным за такую жизнь*.
Вы, вероятно, узнали отрывок из замечательной книги английского писателя Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», написанной в 1719 году. Судьба действительно оказалась не очень благосклонной к человеку, выброшенному в результате кораблекрушения на необитаемый остров. Прожив там 28 лет в самых безнадёжных условиях, он всё же нашёл силы подчинить себе природу и обстоятельства жизни.
Многое пришлось испытать и испробовать Робинзону Крузо, оказавшемуся вне цивилизации и человеческого общества! Из горсти зёрен ячменя и риса с помощью одной деревянной лопаты этот неутомимый труженик сумел вырастить первый урожай; он освоил плотницкое и гончарное дело, проявил большую изобретательность в шитье одежды и плетении корзин, научился приручать диких животных, доить коз и делать из молока масло и сыр. Настоящим гимном «естественному человеку», его знаниям, опыту и созидательному труду прозвучала эта удивительная книга, на которой воспитывалось не одно поколение молодых людей. Роман Д. Дефо о Робинзоне Крузо явился своеобразным
ответом на вопрос: «Может ли выжить человек, отказавшись от достижений цивилизации?»
Итак, что же такое цивилизация? На протяжении многих веков это слово воспринималось по-разному и употреблялось в нескольких значениях. Первоначально, по представлениям римлян, оно переводилось с латинского (civilis) как «гражданский, общественный, государственный» и было связано с достойным поведением гражданина, противоположным варварству и дикости. Позднее, в XVII-XVIII веках, понятие «цивилизация» стали соотносить с совершенствованием образа жизни общества, с достигнутым им материальным и духовным благополучием.
Отношение человечества к достижениям цивилизации было неоднозначным. Выдающиеся просветители XVIII века (Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро) осудили городскую цивилизацию и противопоставили ей «естественного человека», воспитанного вдали от города, на лоне природы. По их мнению, цивилизация не только не сделала людей счастливыми, но, напротив, привнесла в человеческое общество испорченность и моральную извращённость.
Отрицание научно-технического прогресса, «машинной» цивилизации, характерно и для мыслителей XX века. Поэт М.А. Волошин в цикле стихов «Путями Каина» говорит о губительном воздействии подобной цивилизации на душу человека:
Машина научила человека Пристойно мыслить, здраво рассуждать.
Она ему наглядно доказала,
Что духа нет, а есть лишь вещество.
Что человек — такая же машина…
Что бытие определяет дух.
Что гений — вырожденье, что культура -Увеличение числа потребностей.
Что идеал —
Благополучие и сытость…
Итак, под «цивилизацией» обычно понимают уровень материального и духовного развития общества. Цивилизация, направленная на удовлетворение практических нужд и духовных запросов общества, играет прогрессивную роль, обеспечивая улучшение жизненного существования человека.
Теперь необходимо определить другое важное для нас понятие -«культура». С незапамятных времён оно восходило к слову «культ», то есть «поклонение, почитание», и было связано с религиозными пред-
8
ставлениями наших предков. Человек понимал, что за видимыми явлениями стоит таинственный и непостижимый мир, которым управляют высшие силы. Вот почему в человеческом обществе начали складываться обряды и ритуалы служения и поклонения богам, которых надо было чем-то задабривать. Культовые вещи, приносимые им в жертву, выделяли из множества обычных, бытовых предметов: их украшали гравировкой, рисунками и т. д. Появление ритуальных, культовых предметов послужило одной из причин возникновения искусства.
Со временем понятие «культура* претерпело значительные изменения. В переводе с латинского слово «cultura* означало «возделывание, обрабатывание». Первоначально оно соотносилось с возделыванием и обработкой почвы, то есть с земледельческим трудом. Потом этот термин был перенесён римлянами на человека: он стал обозначать образование и воспитание д

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Гдз по мхк 8 класс данилова ответы

Учебник, мХК 7-9 класс, данилова читать онлайн

Многие люди уничтожены окружающей средой; уничтожено отсутствием материального благосостояния или, наоборот, пресыщением от него; уничтожено систематическим разрушением всего, что формировалось на основе святости и традиции: семьи, сообщества, всякого рода человеческой стабильности, а вместе с ней — среды. Думаю, что главный вызов, который ставит мир перед Церковью, состоит в том, что все более очевидным становится то, что мы живем не по-человечески. В этом радикальном динамизме имеет также место определенного рода политический радикализм, который исключает возможность мириться с системой беззакония и насилия и подводит к идее, что настоящая действительность — это мир любви.

Рабочая тетрадь по объему охватывает 112 страниц. Здесь имеется и отдельная категория «Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности». Издание состоит из готовых решений на разнообразные задания, включая ответы на тематические тесты и упражнения с особым уровнем сложности. Контрольный урок Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу.

Выберите номер задания или страницу (при отсутствии номера задания):

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

belparts.ru

Учебник МХК 8 класс Солодовников

Учебник МХК 8 класс Солодовников — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

Ю.А. СОЛОДОВНИКОВ
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕН НАЯ
КУАЬТУРА
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
УДК 373. 167. 1:7.0 ББК 87.8я72 С60
Солодовников Ю. А.
СбО Мировая художественная культура: человек в мировой ху-дож. культуре. Ь класс: учеО. дл>1 оОщсиС/раъсгь?^. /
Ю. А Солодовников. — 2-е изд.-М. : Просвещение, 2010. — 256 ил. — ISBN 978-5-09-023940-0.
Учебник дает [фсдсгаклсние о художеспзенной культуре народон .Западной Европы и Рсхгсии эпохи Возрождеиид и XVII—XV1I1 вв.
УДК 373. 167. 1:7.0 ББК 87.8Я72
Учебное издание
Солодовников ЮриР! Алексеевич
Мировая художественная культура
Человек в мировой художественной культуре
8 класс
Учебник 7У1Я общеобразовательных учреждений
■Зав. рсдакц1гей Л. И.Льнягияя. Редактор Н. В. Евстигнеева Младшип pe/iaicnjp Т, С. Ухова. Художественный редактор А Я Гончарова .Художники Л, В Гончарова, Л. Л. Глазков. Элскгронная верстка и дизайн /1. В. lbh5apoeof4, Д. II. Глазкпва. Корректор Н. В. Белтерова
Налоювая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93-953000. Изд. лиц. Серия ИД N- 05824 от 12.09.01 Подписано в печать 11.12.09. Формат 70xi000ift. DyMUia офсетная Гарнитура GaramondC. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 17,5.540,54 4х)рз. Тираж 5000 экз. .Заказ № 585.
Открытое акционерное общество *Мздатсльетво ■»Просвещение» 127521, г. Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, 41
ОАО ■‘■Тверской ордена Т^зудового Красного Знамени полиграфический ко.мбж гл детской .’1И1ературы it.vt. ЗО-лстты СССР».
170040, г Тверь, проспект 50 viC’T Оеттбря. 46.
ISBN 978 5 09-023940-0
© Игздатсльспю “Ilpi.icBcineHiic*. 2008 © Художественное офпр.мленис. И.здательство «Просвещен ие+, 2008 Все права защищены
предисловие
Учебник ^Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» для 8 класса продолжает знакомить с художественным наследием народов мира. Сначала в учебнике для 6 класса были рассмотрены художественные системы древнейших цивилизаций и античного мира, в которых человечество в мифолого-поэтической форме ответило на главный вопрос эпохи: «Что есть мир?» Затем в учебнике для 7 класса были раскрыты отношения между ис-ку^сством и тремя мировыми религиями — буддизмом, христианством, исламом, в религиозно-МИСТИ ческой форме ответившими на главный вопрос эпохи: «В чем смысл жизни?»
Первый раздел учебника для 8 класса посвящен величашиему перевороту, совершенному человечеством в XIV-XV^ вв. Этот период в истории художественной культуры был назван эпохой Возрождения, так как деятели этой эпохи полагали, члх) возрождают 1щеи античного гуманизма, которые считали образцом для подражания. Однако главный итог Возрождения -это поворот к человеку и окружающей действительности, которая отньше, по выражению философа А, Ф. Лосева, стала предметом живейшего любования.
Второй раздел данного учебника рассматривает художественную культуру XVII в. и ее главные стили и направления — барокко, классицизм, реализм. Искусство этого века расширило свой тематический диапазон, открыв красоту человека и мира, который его окружает.
Тфетий раздел учебника дает представления о художественной культуре XVITI в., отличающегося новым, аналиточеским отношением к действительности, стремлением к познанию, теоретическим и практическим осмыслением природы художественного творчества и самого искусства.
Таким образом, содержанием всего учебника, по сути, является постановка в рамках художественной системы этого времени pcrV-XVIII вв.) еще одного вопроса эпохи: «Каков мир, окружающий меня?», и ответ на него, данный уже в новой — рационально-эстетической форме познания.
Раздел первый
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КуЛЬТуРА
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Западная Европа
Что мы будем изучать в этом разделе, в первом разделе учебника предстанет ряд имен выдающихся представителей эпохи Возрождения. Среди fihx в центре внимания окажутся Данте, Джотто, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Себастьян Брант, Питер Брейгель Старший (Мужицкий) и многие другие авторы произведений искусства, которые станут предметом изучения и анализа. В истории художественной культуры Западной Европы эпохой Возрождения называют XIV— XVI вв. Хронологически этот период относится к средневековому типу культуры. Однако по сути происходящих процессов он является вполне самостоятельным. 14деи Возрождения впервые возникли в Италии, а затем охва1Т1Ли все страны Западной Европы. Поэтому основным содержанием данного раздела станет художественная культура Италии, Нидерландов, Германии. Идеями Возрождения были охвачены практически все виды искусства: литература, архитектура, изобразительное искусспю (скульптура, живопись), музыка, театр.
На что необходимо обратить внимание, при
изучении содержания первого раздела учебника следует отметить главную идею каждого параграфа, которые выстроены в логической последовательности. Вначале раскрыты предпосылки Возрождения, затем показан процесс освобождения человеческого разума от схоластики средневековой культуры. На примере творчества титанов Возрождения объясняется формирование художественного языка эпохи, с помощью которого создается новая художественная модель мироздания. Завершается данный раздел «портретом» эпохи, своеобразным подведением итогов Возрождения.
К каким выводам предстоит прийти
• В истории художественной культуры эпоха Возрождения является переходным периодом между Средними веками и Новым временем.
• Опираясь на классические традиции Античности, эпоха Возрождения осуществила переход от религиозного мьпиле-ния к светскому, создав единую художеелвенпо-образную систему, котор)ло отзывают последним большим европейским стилем.
Андреа Мантенья. Прелат дома Гонзаго. XV в.
последовательность эпизодов, сопоставление характеров, жеевописееыс приемЕЯ, с помощью которых художЕЕИК передал ощущснЕЕС объема и пространства. При изучениЕЕ литсратурнЕ.Ех текстов следуег обратить вееимзееис иа сложность их содержания и особенностЕЕ языка.
Что необходимо запомнить. СредЕЕевековую картину’ мира в произведСЕЕЕЕЕЕ Данте, осиовееыс сюжсеы фресок Джотто.
К каким выводам надо прийти
• По.эт Данте и художник Джотто создава;ЕЕг свои проЕЕзведе-ЕЕия в традицЕяях средневековой Есу’льтуры.
• Впервые обратив внимание ш челоЕчека, они подготовеели ЕЕачало перехода к eiobo.w понеемию картины мира и места человека в ЕЕем.
А Бенедетто да Майаигк Портрет Джотто.
Церковь Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция.
1. Последний поэт Средневековья, в очличие от ДрсвнеР! Римской империи средневековая Италия не была единым и мощным государством. Она делилась на области, каждая из которых имела свою столицу; правителя и армию. Жители этих областей говорили на одном языке, принадлежали одной нации и одной культуре. Они гордились свои.ми достижениями, но больше всего ценили людей, принесших их городам всемирнуто славу. Таки.м человеком и был у^тоже-нец Флоренции Данте Алигьери, о котором уже при жизни ходили легенды. Одну’ из них запис^ш его младший современник Джованни Боккаччо:
«Был наш поэт роста ниже среднего, а когда достиг зрелых лет, начал к тому же сутулиться, ходил всегда неспешно и плавно, одежду носил самую скромную, как подобашо его годам. Лицо у него было продолговатое и смуглое, нос орлиный, глаза довольно большие, челюсти крупные, нижняя губа выдавалась вперед, густые черные волосы курчавились, равно как и борода, вид был неизменно задумчивый и печальный. Это, надо полагать, и послужило причиной следующего случая. Когда творения Данте уже повсюду славились, особенно та часть его «Комедии», которую он озаглавил «Ад», и поэта знали по облику многие мужчины и женщины, он шел однажды по улице Вероны мимо
Т Данте. «Божественная кочедия-».
Фронтиспис и первая страница «Рая». Лион. 1551-
ел ш 7 9 к I т$т
I >гт New», ег fi» 1/« vMfeflvfHCr твтМ»
мак,
Й, we

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Тест МХК 8 класс. Учебник Г. И.Даниловой

Тест по МХК 8 класс составила Изместьева Валентина Геннадьевна.

Какой из этих терминов не является одним из принципов классификации видов искусств?

1.Пространственно – временные 2. Временные

3.Пространственные 4.Комические

Какой из данных видов искусств не является пространственным?

1. Скульптура 2. Архитектура

3. Музыка 4. Живопись

Какой из данных видов искусств является временным?

1. Кино 2. Театр

3. Музыка 4. Графика

Какой из данных видов искусств не является пространственно – временным?

1. Живопись 2. Цирк

3. Балет 4. Киноискусство

Что такое художественный образ?

1. Отражение действительности 2. Копирование действительности

3.Изображение действительности 3. Сканирование действительности

Изменение привычных форм предметов и явлений по воле художника это:

1. Реальность в искусстве 2. Действительность в искусстве

3. Условность в искусстве 4. Романтизм в искусстве

Художник – это понятие…

1. Замечательное 2. Удивительное

3. Собирательное 4. Действительное

Как называется картина Левитана, на которой изображён яркий осенний день?

1. «Осенние сумерки» 2. «Красивая осень»

3. «Золотая осень» 4. «Осенний день»

Как называется картина Ван Гога?

1. «Жёлтые виноградники» 2. «Спелые виноградники»

3. «Красивые виноградники» 4. «Красные виноградники»

Что обозначает термин «архитектура»?

1. Строительство 2. Красивое строительство

3. Высокое строительство 4. Сверх строительство

Какой из терминов не обозначает основные виды архитектуры?

1. Ландшафтная архитектура 2. Градостроительство

3.Архитектура объёмных сооружений 4. Плоская архитектура

Какой из терминов не определяет главные «буквы» языка архитектуры?

1. Стена 2. Столб

3. Арка 4. Перекладина

Какой из терминов не обозначает архитектурные ордеры Древней Греции?

1. Индийский 2. Ионийский

3. Коринфский 3. Дорический

Что символизирует стиль в архитектуре?

1. Эпоху 2. Столетие

3. Страну 4. Континент

Что обозначает термин «ансамбль»?

1. Гурьбой 2. Вместе

3. Врозь 4. В одиночку

Что не включает в себя станковое искусство?

1. Скульптуру 2. Архитектуру

3. Живопись 3. Графику

Какой вид искусства тесно связан с архитектурой?

1.Монументальное искусство 2. Станковое искусство

3. Музыкальное искусство 4. Изобразительное искусство

Что обозначает термин «композиция»?

1. Сочинение 2. Исполнение

3. Определение 4. Искоренение

Что может служить основой для графического произведения?

1. Доска 2. Мольберт

3. Станок 4. Стена

Что является выразительным средством живописи?

1. Краски 2. Кисти

3. Колорит 4.Холст

Что обозначает термин «живописец»?

1. Писатель счастья 2. Писатель жизни

3. Писатель современности 4. Писатель эпохи

Что не является жанром живописи?

1. Натюрморт 2. Портрет

2. Пейзаж 4. Орнамент

Визуальные виды искусства воспринимаются:

1. С помощью слуха 2. С помощью зрения

3. С помощью слуха и зрения 3. С помощью обоняния

Что является основными архитектурными конструкциями?

1. Стоечно – балочная 2.Стрельчато – арочная

3. Арочно – купольная 4. Купольно – балочная

Синтез искусств это…

1. Воплощение 2. Соединение

3. Оснащение 4. Высказывание

Что не является требованием к архитектуре?

1. Прочность 2. Красота

3. Польза 4. Высота

infourok.ru

Учебник по мхк 7-9 класс Данилова читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по мхк (культурологии) за 7-9 класс — Данилова. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:


2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106;


107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240


Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com

Учебно-методический материал по МХК (8 класс) на тему: Материалы по мировой художественной культуре в 8 классе по программе Г.Даниловой.

§2.2 Мировое Древо как отражение единства мира.

Язык искусства универсален,  а следовательно, понятен людям, живущим в разных регионах мира.  Для него не существует и временных барьеров. Общность тем, мотивов и образов вытекает из общечеловеческой  сущности бытия. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле. Его интересовали устройство  Вселенной (т.е. макрокосм) и место человека в общей картине мироздания (т.е. микрокосм). На языке искусства уже в глубокой древности отражались художественные представления человека о строении мира.

      Одним из ключевых образов искусства выступает «Мировое Древо», воплотившее универсальную концепцию многих народов о пространстве Вселенной. Этот образ нашел свое отражение в произведениях устного народного творчества разных народов, в памятниках архитектуры и изобразительного искусства (в живописи, скульптуре, произведениях декоративно-прикладного творчества).

     Образ Мирового Древа роднит мифологические представления народов Европы, Древней Америки и Востока, Африки и Австралии. По представлениям любого из древнейших народов, мир (космос, Вселенная) противопоставляется беспорядку и хаосу. (Вспомните известные вам картины мироздания в античной мифологии и в Библии).

  Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его «осью», воплощает стержневое начало его строения. Основу мироздания составляют Небо и Земля, вот почему в Мировом Древе различают нижнюю часть (корни), среднюю (ствол) и верхнюю (ветви, крону). Верхняя часть дерева ассоциируется  с небесным царством, средняя — с землей, а нижняя — с подземным царством. С представлениями о строении Мирового Древа связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трех природных стихий: земли, воды, огня. Троичность этого образа связана с существованием всего живого на земле. С нею ассоциируется жизнь предков, нынешнего поколения и потомков, трех частей человеческого тела (голова, туловище, ноги). С верхней частью связана жизнь птиц, обитающих в кроне деревьев. Со средней (стволом) — копытные: олени, лоси, коровы, лошади и т.д., а с нижней (корнями) — земноводные и пресмыкающиеся: змеи, лягушки, ящерицы, мыши, бобры, рыбы и т.д.

Так, например, в шумерском эпосе о Гильгамеше в ветвях Мирового Древа живет птица Анзуд, посередине — дева Лилий, в корнях- змея. Египетский бог солнца Ра (в образе кота) поражает змею у ствола древа жизни, в ветвях которого восседает богиня, льющая драгоценную «влагу глубин» в чашу, поставленную больным.

Не менее интересны представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа.

На  памятном  камне древних германцев воспроизведена картина Вселенной. Символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего -Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.

 В «Старшей Эдде» (Xв.)-замечательном памятнике древнеисландского эпоса представлена картина мироустройства. В песне «Прорицания вëльвы» (т.е. провидицы) говорится о ее пробуждении от мертвого сна. Верховный странствующий бог  Óдин пытается узнать у вëльвы историю начала жизни и заглянуть в будущее. Прорицательница хорошо помнит те далекие времена, когда еще не проросло Мировое Древо — ясень Иггдрасиль, пронизывающий все девять  миров Вселенной, от преисподней до неба. Его ветви раскинуты над всем миром и определяют границы пространства Земли. Высшие боги во главе с Óдином некогда подняли землю из мировой бездны. Вот что поведала об этом вëльва:

 …Помню девять миров    и девять корней

    и древо предела,   еще не проросшее.

     В начале времен,  не было в мире

    ни песка, ни моря,   земли еще не было  и небосвода,

    бездна зияла,   трава не росла.

Солнце не ведало,   где его дом,  

звезды не ведали,   где им сиять,

    месяц не ведал   мощи своей.

   Ясень я знаю  по имени Иггдрасиль,

    древо, омытое  влагою мутной;

    росы с него   на долы нисходят;

    над источником Урд   зеленеет он вечно.

Возле источника, где растет дерево, появляются  три «девы судьбы» — норны.

    Мудрые девы  оттуда возникли,   судьбы судили, жизнь выбирали

    детям людей,  жребий готовят.

Вëльва видит все: небесное и земное царства, преисподнюю Хель, где дракон грызет трупы тех, кто нарушал клятвы, соблазнял чужих жен, совершал подлые убийства. Наконец, вëльва  прорицает и грядущую гибель богов.

Интересно отметить, что в других песнях «Старшей Эдды» содержатся иные описания Вселенной. Например, в мировой бездне смешиваются ледяные потоки и жар «огненного мира». Иней таял от жара, и то него возникло первое существо — великан Имир. Боги, живущие в кроне Мирового Древа, убили Имира, а из его тела создали мир. Череп великана стал небом, плоть — землей, кровь — морем, кости — горами. У корней Мирового Древа начинаются все реки — источники судьбы человека, его ветви объедают четыре оленя — символизирующие четыре стороны света.

     Свои представления  о мироустройстве существовали и у славянских народов. Замечательный исследователь славянской культуры А.Н.Афанасьев (1826-1871) в книге «Древо жизни» говорит о том, что славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд ,  совершали жертвоприношения, приписывали ему целебные свойства. Вот что мы читаем об этом: «А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того дерева до небес. Дерево то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоухание, а от корня его текут млеком и медом двенадцать источников»

В вот как представлен этот образ в стихотворении поэта К.Бальмонта (1867-1942) «Славянское Древо»:

Корнями гнездится глубоко, вершиной восходит высоко,

Зеленые ветви уводит в лазурно-широкую даль.

Корнями гнездится глубоко в земле,

Вершиной восходит к высокой скале,

Зеленые ветви уводит широко в безмерную синюю аль.

Корнями гнездится глубоко в земле, и в бессмертном подземном огне,

Вершиной восходит высоко-высоко, теряясь светло в вышине,

Изумрудные ветви в расцвете уводит в бирюзовую вольную даль.

Мировое Древо растет вглубь, ввысь, вширь. Создается впечатление, что его силы  повсеместно проникают во все три измерения. Но в его власти оказывается и четвертое измерение — Человек, его эмоциональный  и духовный мир:

 И знает веселье, и знает печаль.

И от Моря до Моря раскинув свои ожерелья,

Колыбельно поет над умом, и уводит мечтание в даль.

С Мировым Древом связана идея вечной жизни и бессмертия. Оно всегда недоступно для злых и темных сил. Славянское древо-источник красоты, добра и чуда — хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно:

 Свежительны бури, рожденье в них чуда,

Колодец, криница, ковер-самолет.

И вечно нам, вечно, как сон изумруда,

Славянское Древо цветет.

Варианты заданий для самостоятельной работы:

1.Что вам известно о символическом образе Мирового Древа, художественно отразившем мифологические представления о строении Вселенной?

Попробуйте нарисовать Мировое Древо и объясните особенности его строения.

nsportal.ru

Учебник по мхк 8 класс Рябцев Козленко читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по истории русской культуры (культурологии) 18-19 век за 8 класс — Рябцев Козленко. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:


2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140;


141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289; 290; 291; 292; 293; 294; 295; 296; 297; 298; 299; 300; 301; 302; 303; 304; 305; 306; 307; 308; 309; 310; 311; 312; 313; 314; 315; 316; 317; 318; 319; 320; 321


Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *