Конспект вводного урока литературы по теме «Литература и история» (8 класс, к учебнику В.Я.Коровиной)
Вводный урок литературы в 8 классе по учебнику В Я.Коровиной.
Тема: Литература и история.
Цели: познакомить восьмиклассников с учебником литературы, дать краткую характеристику содержания курса литературы; актуализировать читательский опыт учащихся и знания, полученные в 5-7 классах; развивать монологическую речь учащихся, умение вести конструктивный диалог, выслушивать выступления одноклассников, уважительно относиться к чужому мнению при работе в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас — отдохнувших, набравшихся сил и готовых к покорению новых вершин — на первом в этом году уроке литературы. Заранее скажу, что в этом году мы превратимся в опытных исследователей. Ведь нам предстоит работать не просто с сюжетами литературных произведений, а с сюжетами, взятыми из самой жизни России, критически освещёнными писателями, болью или радостью, тревогой или восхищением откликнувшимися в сердцах многих поколений россиян.
Однако позвольте для начала узнать, что из прочитанного вами в период летних каникул особенно затронуло ваши души.
2. Беседа (выявление читательских интересов):
— Какие произведения вы прочитали летом?
— Какие авторы вам встретились впервые? Хотите ли вы продолжить знакомство с этими писателями?
— Какие произведения вы бы с удовольствием перечитали ещё раз?
— Беседовали ли вы о вашем любимом произведении с друзьями, родственниками? Как они относятся к произведению? Сумели ли вы заинтересовать их?
— Что из прочитанного вам показалось сложным для восприятия, непонятным?
— Обращались ли вы к лирическим произведениям? Стихотворения каких поэтов вам понравились?
3. Работа с учебником.
Слово учителя. Тема нашего сегодняшнего урока: «Литература и история». Это и тема всего курса литературы 8 класса. Подумайте и ответьте, в чём вы видите связь литературы с историей?
(выслушать несколько ответов учащихся, добиваться точности и ясности в выражении мыслей)
Задание 1: Прочитать оглавление учебника, названия произведений, рассмотреть иллюстрации на форзацах, полистать учебник. В ходе устного ответа доказать, что центральной темой курса литературы 8 класса действительно будет связь её с историей.
(выслушать несколько ответов учащихся)
Задание 2 . «Мозговой штурм»(для выполнения задания целесообразно разделить учащихся на три группы, дав им возможность обсуждать в составе групп ответы на предложенные вопросы). Прочитать статью Л.В.Черепнина «Русская литература и история» в учебнике (стр.3-4). В группах обсудить ответы на следующие вопросы
(* группы получают распечатки с вопросами).
Задание для 1 группы
— Бегло прочитайте статью учебника «Русская литература и история».
— В курсе древнерусской литературы в 7 классе вам встречалась «Повесть временных лет». Расскажите, что представляет собой это литературное явление.
— Был ли у «Повести…» автор?
— Для чего она создавалась?
— Почему «Повесть временных лет» относят уже к литературе, а не к устному народному творчеству?
— В статье учебника написано, что история стала самостоятельной наукой лишь в 18 веке. Как вы понимаете эти слова?
Задание для 2 группы
— Прочитайте статью учебника «Русская литература и история».
— Как вы поняли слово историзм?
— Какое отношение это слово имеет к литературе?
— Назовите писателей-историков.
— Вспомните, в чём проявляется историзм повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, поэмы «Русские женщины» Н.А.Некрасова, изученных вами в 7 классе?
Задание для 3 группы
— Прочитайте статью «Русская литература и история» в учебнике.
— Какие качества, присущие русской литературе, называет автор статьи? (народность, гражданственность, историзм)
— Как вы их понимаете?
— В чём, например, отражается народность «Песни… про купца Калашникова» М.Ю Лермонтова, изученной в 7 классе?
— Даёт ли эта «Песнь…» нам представление об истории русского народа?
* На совещание в группах отводится 5-7 минут. Учащиеся могут сами выбирать ответчиков и делить вопросы между участниками группы.
3. Работа с таблицей.
Как мы уже подчеркивали, что к историческому прошлому своего народа, к вопросам развития гражданственности, любви к Родине, воспитанию граждан обращались все русские писатели-классики. Но делать это они могли по-разному. Вы уже знаете, что, в зависимости от того, каким образом действительность отражается в литературных произведениях, вся литература делится на три рода (учащиеся вспоминают о разделении литературы на три рода: эпос, лирику и драму).
Задание 3. Учащиеся получают распечатку с заданием. Выполнив его, школьники приступают к заполнению таблицы «Роды литературы», где отражают основные особенности каждого рода.
Задание
Прочитайте описание трёх родов литературы. В скобках укажите, о каком роде идёт речь. Свой ответ обоснуйте.
1) Повествовательный род литературы. Произведения отражают действительность максимально объективно. Сюжет протекает во времени, события сменяют друг друга, как и в обычной жизни. Образ автора произведения будто возвышается над всем происходящим и одновременно рисует читателю обстановку, условия действия, исторический и социальный фон событий, душевные терзания героев. Также автор иногда «выходит на первый план» и разбавляет повествование своими собственными мыслями, взглядами на жизнь, восклицаниями, риторическими вопросами. (________)
2) Род литературы, в котором действительность отражается субъективно. Событийность зачастую отсутствует, но может и присутствовать. Однако главенствующую роль здесь играет не само действие, а чувства, глубокие переживания, которые испытывает автор по отношению к нему. Могут существовать в форме прозы, но чаще оформлены в стихах. (__________)
3) Род, произведения которого написаны в форме диалога и предназначены для постановки на сцене. Автора произведения, его собственных мыслей, его позиции будто не заметно. Однако именно характер диалогов, монологов и полилогов (особенности речи, жесты, мимика, подсказанные в скобках) помогает читателям отделить правду от неправды, добро от зла, и таким образом понять позицию самого автора. (____________)
Форма таблицы:
Роды литературы
ЭПОС
ЛИРИКА
ДРАМА
Также учащиеся с помощью учителя вспоминают о лиро-эпических жанрах, в которых событийность и повествовательность гармонично уживаются с образом и чувствами лирического героя (приводятся в пример изученные поэмы А.С Пушкина «Руслан и Людмила», Н.А. Некрасова «Русские женщины»)
4. Подведение итогов урока.
Учащимся предлагается подумать над вопросом, чем для них интересен курс литературы 8 класса.
Учителем оценивается работа совещательных групп и каждого отвечающего в отдельности.
5. Домашнее задание:
— Внимательное чтение статьи «Русская литература и история», ответы на вопросы в учебнике;
— Работа с рубрикой «Обогащаем свою речь». Подготовить пересказ вступительной статьи, сопроводив его примерами из прочитанных произведений. Использовать слова и словосочетания судьба страны, общество, летописные своды, публицистика, несомненные художественные достоинства, многие века, гордость русской литературы, страницы русской истории, большое историческое полотно.
infourok.ru
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ. (8 класс)
8 КЛАСС ПЛАНЫ УРОКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
УРОК № 1
Тема: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ.
ПЕРВЫЙ ВВОДНЫЙ УРОК.
Цели: 1. Объяснить связь литературы с историей. Вспомнить и обобщить знания учащихся за прошлый год. Вспомнить жанры устного народного творчества.
2. Развивать навыки самостоятельного мышления, размышления, умение вспоминать и формулировать свои мысли.
Оборудование: 1. Оформление доски.
2. Проигрыватель.
Эпиграф: «Времена не выбирают:
В них живут и умирают…»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Слово учителя. Беседа.
? — Подумать и объяснить, как может быть связана художественная литература с историей.
История и литература всегда шли рядом. Человек сызмальства связан с историческими судьбами страны и общества, частью которого он является. Кроме того, он всегда на себе испытывает воздействие мировой истории. (Объяснить, как). Когда-то история, публицистика и литература были вообще нерасчленимы. Достаточно назвать летописные своды: «Повесть временных лет», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Эти сочинения одновременно исторические, литературные и публицистические. Примерно с ХVIII века историческая наука в России выделилась в самостоятельную область знания, но близость к художественной литературе сохранилась.
? – Какие качества присущи русской литературе?
Народность, гражданственность, историзм. Действительно, нельзя
правильно отразить жизнь, чувства и мысли народа, не зная пройденного им сложного исторического пути, не поняв всего того, чем он жил, что радовало и печалило его в течение многих веков, как формировался его быт и характер
? – Как обращались писатели к вопросам истории?
— В отдельных произведениях. Здесь писатель выступает как историк-профессионал и тем самым вносит непосредственный вклад в развитие исторической науки в России.
— Опосредованно, не ставя перед собой исследовательских задач по истории, но оставили в своих заметках, дневниках, письмах оригинальные мысли об историческом прошлом.
? – Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях? Попытаться назвать эти произведения.
? – Как ощущается история Отечества в произведениях, подобных повести В.Распутина «Уроки французского»?
3. Повторение. Устное народное творчество.
? – Какие произведения устного народного творчества вы знаете?
? — Какие бывают русские народные песни?
Величальные, обрядовые, лирические, любовные (семейные), шуточные, причитания-плачи, колыбельные, хороводные, исторические, частушки, потешки, прибаутки…
(Прослушать аудиозапись русских народных песен).Ответить на вопросы:
? – К каким видам относится каждая из прослушанных песен?
? – Почему и для чего в хороводных песнях звучит сочетание сольного пения с хоровым многоголосием?
? – В каких песнях более чётко доносится текст песни? Почему?
? – Почему фольклорный коллектив исполняет песни без музыкального сопровождения?
Д/З – 1. Стр. 3 – 12 ( читать и ответить на вопросы). 2. Повторить информацию о песнях, загадках, скороговорках, пословицах и поговорках.
www.metod-kopilka.ru
План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: Конспект урока литературы «Литература и история», 8 класс
Технологическая карта учебного занятия
План занятия № 1 по дисциплине «Литература» в 8 классе
Тема занятия: Литература и история.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Вид занятия: беседа, работа с учебником.
Цели:
а) образовательные:
– повторить изученное в 7 классе;
– познакомить учащихся с учебником литературы;
– дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности;
– учить развернутым высказываниям с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки;
б) развивающие:
– развивать общекультурную эрудицию;
– продолжить работу по развитию мыслительных операций: отбор и анализ материала по заданным вопросам;
в) воспитательные:
– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;
– способствовать формированию основ мировоззренческой нравственной и культуры учащихся;
– на основе сопоставления взаимосвязи между автором и героем произведения подвести учащихся к пониманию необходимости вдумчивого чтения.
Оборудование: учебник.
Ход занятия:
I. Организационный момент (1 – 2 мин.).
Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.
II. Проверка знаний студентов (0 мин.).
III. Подведение итогов проверки (0 мин.).
IV. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 – 5 мин.).
Сегодня мы приступим к изучению темы «Литература и история». Наша задача – повторить изученное в 7 классе; познакомиться с учебником литературы; получить представление о художественной литературе как особой форме познания действительности; учиться развернутым высказываниям с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки;
V. Изложение нового материала.
1. Слово учителя.
Сегодня мы с вами откроем страницы хрестоматии для 8 класса, прочитаем вступительную статью Л.В. Черепнина, выяснив, когда же литература в России выделилась в самостоятельную область знания, отметим характерные черты русской литературы, попытаемся пересказать эту статью, сопровождая свой рассказ примерами из прочитанных вами стихотворений, поэм.
2. Чтение статьи «Русская литература и история» (учебник, с. 3 – 4).
3. Беседа по вопросам.
– В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?
– Вспомните, с какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.
– Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения.
4. Рассматривание учебника-хрестоматии.
Классики русской литературы XIX в. и русские писатели XX в., представляющие собой гордость русской литературы, связаны своим творчеством с самыми значительными страницами русской истории.
Научиться внимательно читать, замечать верно найденное авторами слово, понимать характер героя, уяснять позицию автора и призваны уроки литературы и учебник.
Рассмотрим учебник-хрестоматию: посмотрите оглавление (обе части) и скажите, какие писатели знакомы вам, какие встречаются впервые. Расскажите о рисунках на обложке, форзаце.
5. Чтение стихов, помещенных на форзацах учебников.
Несколько слов нужно сказать о структуре книги и ее содержании: состоит из 2 частей; I часть включает следующие разделы: устное народное творчество, произведения из древнерусской литературы, из русской литературы XVIII века, из русской литературы XIX века; II часть завершает изучение произведений из литературы XIX века, знакомит нас с писателями-эмигрантами, Буниным и Куприным; пролетарским писателем XX века Горьким; исследователь древнерусской литературы Д.С. Лихачев, отмечая огромную роль русской литературы в осознании необходимости единства Русской земли, подводит нас к изучению творчества Блока и Есенина, Осоргина и Шмелева. Познакомимся мы и с журналом «Сатирикон», в котором история человечества – от древнейших времен до начала XIX века – рассказана не учеными мужами, черпающими знания из старинных книг, изучающими письмена и манускрипты, а веселыми и остроумными людьми – писателями-сатириками. Обращение к давно ушедшим событиям и людям для авторов было лишь поводом, чтобы с юмором взглянуть на современную жизнь. Тэффи, Аверченко, Зощенко… Лучшая часть обширного наследия этих писателей-юмористов принадлежит к литературной классике. Имя Александра Трифоновича Твардовского вам уже хорошо известно. В новом учебном году мы познакомимся с поэмой про бойца, знаменитым «Василием Теркиным», пройдем вместе с солдатом трудную дорогу войны, узнаем о тех немногих радостях, которые выпали на его долю в военные будни. Встреча с Андреем Платоновичем Платоновым напомнит об уже любимых произведениях: «Юшка», «Неизвестный цветок», «Корова», познакомит с новым рассказом «Возвращение», рассказом, которым А. Платонов восполнял урон, нанесенный душам людей в войну. Ведь война не только отстаивала сокровенно-человеческое, но и вносила огрубелость в сердца. Требовалось возобновление частей души, которые обгорели на поле боя. В этом так нуждается и капитан Иванов, герой рассказа Платонова «Возвращение».
Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаше во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны войны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах… Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоем, прочитаем, посмотрим фрагменты из фильмов, в которых они звучат.
Не менее интересной будет встреча с героями астафьевских рассказов. Мы прочитаем главу из книги «Последний поклон». Виктор Петрович Астафьев убежден, что дружба имеет решающее значение в формировании характера человека. Мягкая, задушевная интонация героя-рассказчика высвечивает не столько суровую, часто жестокую действительность предвоенных лет, сколько добрые поступки людей, которые окружали героя рассказа «Фотография, на которой меня нет», их взаимное уважение, их трогательную заботу друг о друге.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна, –
писал Н. Заболоцкий в стихотворении «Вечер на Оке». В чем выражалась любовь поэта к Родине? Какие картины окружающего мира остаются в его сердце, греют душу? Ответить на эти и многие другие вопросы мы сможем, изучая раздел «Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе». Читая стихи Анненского и Мережковского, Рубцова и Заболоцкого, мы постараемся понять их настроение, услышать музыку, преобладающую в стихотворениях разных поэтов, поговорим о том, почему так «трудно без России» поэтам-эмигрантам, что они вспоминают на чужбине.
А завершит наше литературное образование в 8 классе творчество У. Шекспира, Дж. Свифта, В. Скотта – классиков зарубежной литературы.
Рассматривая хрестоматию, знакомясь с ее разделами, вы, вероятно, обратили внимание на эпиграфы. Эпиграфы определяют главное в разделе, подчеркивают наиболее важное в произведении, в творчестве того или иного писателя.
6. Чтение и обзорный анализ 2 – 3 эпиграфов (на выбор учащихся).
VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала (1 – 2 мин.).
Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.
Сегодня на уроке
Повторили…
Узнали…
Учились…
Наблюдали…
Познакомились…
Сделали вывод…
Кроме этого…
VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.).
VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время (1 мин.).
Подготовить пересказ вступительной статьи (с. 3 – 4 учебника), сопроводив его примерами из прочитанных стихотворений.
IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию.
1. Литература: 8 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2009.
Подпись преподавателя:
nsportal.ru
Методическая разработка по литературе (8 класс) по теме: Поурочные планы по литературе в 8 кл. Коровина В. Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое календарно-тематическое планирование по литературе, 6 кл, уч. Коровина В. Я.
Программа рассчитана на 68 ч., 2 часа в неделю…
Развернутое календарно-тематическое планирование по литературе, 5 кл, уч. Коровина В. Я.
программа рассчитана на 102 ч., 3 ч. в неделю…
Поурочное планирование ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ-ХРЕСТОМАТИИ В.Я.КОРОВИНОЙ (70 ЧАСОВ)
№ урока Тема урока 1Введение. Литература и история2 Устное народное творчество. Лирические и исторические песни. Частушка3Предания как исторический жанр русской народной прозы.4 Жи…
Рабочая пограмма по литературе. 8 класс УМК Коровина В.Я. Рассчитана на 68 часов в год
Данная рабочая программа содержит также поурочно-тематическое планирование….
Поурочные планы по литературе в 7 классе. Учебник Коровиной В. Я.
Подробные разработки уроков ….
Рабочая программа по литературе в 5 классе. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного ра…
Рабочая программа по литературе в 8 классе. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного ра…
nsportal.ru