№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1 | Биологическая и социальная природа человека. | 1 | ||||
1.1 | Инструктаж по ТБ. Введение. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Биологическая и социальная природа человека. | урок изучения нового материала | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 03 — 07.09 | |
2 | Организм человека. Общий обзор. | 5 | ||||
2.1 | Науки об организме человека. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
2.2 | Структура тела. Место человека в живой природе. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 09-14.09 | |
2.3 | Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность. Демонстрация. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода. Лабораторная работа №1 «Клетки и ткани под микроскопом» | комбинированный урок | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
2.4 | Ткани, органы и их регуляция. | урок изучения нового материала | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 16-21.09 | |
2.5 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Практическая работа №1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение» | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
3 | Опорно-двигательная система. | 8 | ||||
3.1 | Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей. Демонстрации. Скелет, распилы костей, позвонков, строения суставов | урок изучения и первичного закрепления знаний | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 23-28.09 | |
3.2 | Строение и состав костей. Лабораторная работа №2 «Строение костной ткани» | комбинированный урок | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
3.3 | Скелет головы и скелет туловища. Практическая работа: №2 «Выявление нарушений осанки» | урок изучения и закрепления знаний, лабораторная работа | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 30.09-05.10 | |
3.4 | Скелет конечностей. Практическая работа: №3 «Выявление плоскостопия» | урок изучения и закрепления знаний, лабораторная работа | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
3.5 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 07-12.10 | |
3.6 | Мышцы человека. Работа мышц. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
3.7 | Развитие опорно-двигательной системы Профилактика нарушения осанки, плоскостопия и травматизма. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 14-19.10 | |
3.8 | Контрольная работа №1 по темам «Организм человека. Общий обзор», «Опорно-двигательная система» | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
4 | Кровь и кровообращение. | 9 | ||||
4.1 | Внутренняя среда человеческого организма. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №3 «Изучение микроскопического строения крови» | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 28.10-02.11 | |
4.2 | Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. | комбинированный урок | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
4.3 | Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 11-16.11 | |
4.4 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Демонстрации: торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
4.5 | Кровеносная и лимфатическая системы. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 18-23.11 | |
4.6 | Транспорт веществ. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
4.7 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Практическая работа: №4 «Кислородное голодание» Практическая работа: №5 «Измерение кровяного давления» | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 25-30.11 | |
4.8 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Практическая работа: №6 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
4.9 | Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Практическая работа: №7 «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений» | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 21-26.10 | |
5 | Дыхательная система. | 5 | ||||
5.1 | Значение дыхания. Органы дыхания. Демонстрации: торса человека, модели гортани и легких. | урок изучения нового материала | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
5.2 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | комбинированный урок | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 02-07.12 | |
5.3 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №4 «Дыхательные движения» Практическая работа: №8 «Измерение обхвата грудной клетки» (выполняется дома) | урок изучения и первичного закрепления знаний | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
5.4 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Гигиена дыхания. Первой помощь при поражении органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Практическая работа: №9 «Определение запылённости воздуха в зимнее время» | урок изучения нового материала | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 09-14.12 | |
5.5 | Контрольная работа № 1 по пройденным темам. | урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
6 | Пищеварительная система. | 6 | ||||
6.1 | Пища как биологическая основа пищи. Состав пищи. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 16-21.12 | |
6.2 | Органы пищеварения. Демонстрации: торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат). | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
6.3 | Строение и значение зубов. | урок изучения нового материала | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 23-28.12 | |
6.4 | Пищеварение в ротовой полости и желудке. Практическая работа №10 «Определение местоположения слюнных желез» Лабораторная работа №5 «Действие ферментов слюны на крахмал» | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
Пищеварение в кишечнике. Роль ферментов в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Лабораторная работа №6 «Изучение действия желудочного сока на белки» | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 13-18.01 | ||
6.5 | Регуляция пищеварения. | урок изучения нового материала | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
6.6 | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения, в том числе гепатита и кишечных инфекций. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 20-25.01 | |
7 | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 4 | ||||
7.1 | Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма. Практическая работа №11 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | урок изучения нового материала | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
7.2 | Нормы питания. | урок изучения нового материала | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 03-08.02 | |
7.3 | Жирорастворимые витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
7.4 | Водорастворимые витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 10-15.02 | |
8 | Мочевыделительная система. | 2 | ||||
8.1 | Выделение. Строение и работа почек. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
8.2 | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Питьевой режим. | урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 17-22.02 | |
9 | Кожа. | 4 | ||||
9.1 | Покровы тела. Кожа. Значение и строение кожи. Демонстрация: рельефной таблицы строения кожи. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
9.2 | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Практическая работа №12 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки». | комбинированный урок | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 24-28.02 | |
9.3 | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях. | урок изучения нового материала | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
9.4 | Контрольная работа №2 по темам «Выделение», «Кожа» | урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 27-01.02 | |
10 | Эндокринная система. | 2 | ||||
10.1 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Демонстрации: модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы. | урок изучения и первичного закрепления знаний | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
10.2 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | урок изучения и первичного закрепления знаний | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 03-07.03 | |
11 | Нервная система. | 5 | ||||
11.1 | Значение, строение и функционирование нервной системы. Демонстрации: модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга. Лабораторная работа №7 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)» | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
11.2 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Лабораторная работа №13 «Действие прямых и обратных связей» | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 10-15.03 | |
11.3 | Спинной мозг. Лабораторная работа №14 «Штриховое раздражение кожи» | комбинированный урок | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
11.4 | Головной мозг: строение и функции. Лабораторная работа №15 «Изучение функций отделов головного мозга человека» | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 17-22.03 | |
12 | Органы чувств. Анализаторы. | 5 | ||||
12.1 | Значение органов чувств и анализаторов. Демонстрации: модели черепа, глаза и уха. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
12.2 | Орган зрения и зрительный анализатор. Практические работы №16 «Принцип работы хрусталика» (выполняется дома) №17 «Обнаружение «слепого пятна» (выполняется дома) | урок изучения нового материала | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 24-01.03 | |
12.3 | Заболевания и повреждения глаз. Нарушение зрения и его профилактика. Лабораторная работа №8 «Изучение изменения размера зрачка» | урок изучения нового материала | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
12.4 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Нарушение слуха и его профилактика. Практическая работа №18 «Исследование равновесия» Органы, осязания, обоняния и вкуса. | комбинированный урок | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 31.03-05.04 | |
12.5 | Контрольная работа №3 по темам «Эндокринная система», «Нервная система», «Органы чувств и анализаторы» | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
13 | Поведение и психика. | 5 | ||||
13.1 | Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Демонстрации: модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 07-12.04 | |
13.2 | Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Практические работы №19 «Перестройка динамического стереотипа» №20 «Изучение внимания при разных условиях» | урок изучения и первичного закрепления знаний | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
13.3 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | комбинированный урок | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 14-19.04 | |
13.4 | Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание. | урок изучения нового материала | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
13.5 | Динамика работоспособности. Режим дня. | комбинированный урок | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 21-26.04 | |
14 | Индивидуальное развитие человека. | 7 | ||||
14.1 | Размножение и развитие. Половая система человека. Наследование признаков у человека. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
14.2 | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция, ее профилактика. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 12-17.05 | |
14.3 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Роль генетических знаний в планировании семьи. Демонстрации: модели зародышей человека и животных разных возрастов | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
14.4 | О вреде употребления никотина, алкоголя и наркогенных веществ. Профилактика употребления наркогенных веществ. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 19-24.05 | |
14.5 | Итоговая контрольная работа | урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | ||
14.6 | Круглый стол «Роль биологических знаний в жизнедеятельности человека» (мини-проекты, памятки, буклеты, мультимедийные презентации) | урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1 | Чтение текста и дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы | 26-31.05 | |
14.7 | Резерв. | 1 | ||||
70 |
nsportal.ru
Учебно-методическое пособие по биологии (8 класс) по теме: Лабораторный практикум «биология. Человек» — 8 класс
Министерство по физической культуре, спорту и туризму
Чувашской Республики
РГОУ «Чебоксарское среднее специальное
училище олимпийского резерва»
ЛАБОРАТОРНЫЙ
ПРАКТИКУМ
Биология
Человек
8 КЛАСС
Чебоксары – 2010
ББК 28.86. я 721
П 30
Методическое пособие
составлено в соответствии с программой
«Биология. Человек», 8 кл. — М.: Дрофа
Автор составитель: Петрова Ольга Витальевна
Лабораторный практикум: учебно-методическое
пособие для учащихся 8 классов.
Пособие включает в себя лабораторные работы
и самонаблюдения по биологии человека,
сгруппированные по темам.
Рецензенты: Московская Олеся Игоревна —
кандидат биологических наук,
ассистент кафедры медицинской биологии ЧГУ
имени Ульянова.
Павлова Галина Александровна —
преподаватель анатомии и физиологии ЧССУОР
ББК 28.86. я 721
ПРЕДИСЛОВИЕ
Лабораторные работы и самонаблюдения занимают важное место в изучении школьного курса биологии человека, так как способствуют более глубокому и осмысленному изучению этой науки, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практикой, облегчают понимание фактического материала.
В пособии представлены работы базового уровня сложности
Основными требованиями при отборе работ было соответствие школьной программе, наглядность, доступность и нетрудоемкость при выполнении экспериментов. Эти работы могут быть выполнены всеми учащимися 8 класса. Они не требуют специального оснащения и могут быть выполнены на том оборудовании, которое имеется в кабинетах биологии. Школьный практикум составлен к учебнику Н.И. Сонина и М.Р. Сапина «Биология. 8 кл. Человек».
Лабораторные работы и самонаблюдения сгруппированы по темам и соответствуют школьной программе. Их можно выполнять на уроке, на внеклассных мероприятиях, в качестве домашних заданий. Пособие можно использовать при изучении биологии человека и по другим учебникам
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ТЕМА
ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
РАБОТА №1
РАССМАТРИВАНИЕ МИКРОПРЕПАРАТОВ СТРОЕНИЯ ТКАНЕЙ (ЭПИТЕЛИАЛЬНОЙ, СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ, МЫШЕЧНОЙ, НЕРВНОЙ)
Цель работы: закрепить знания о тканях, умения различать их строение, знать их функции, продолжить отработку умений работать с микроскопом.
Оборудование: таблица «Типы тканей», тестовые задания, микроскопы, микропрепараты с различными видами тканей.
Ход работы
1.Тест
Выберите из перечня для каждого типа тканей особенность строения и функции тканей:
1. Эпителиальная.
2. Соединительная.
3.Мышечная.
4.Нервная.
Особенности строения ткани:
А) Клетки звездообразной формы с множеством отростков.
Б) Имеются 3 разновидности ткани, основной особенностью которых является способность клеток сокращаться.
В) Клетки лежат рыхло; межклеточное вещество хорошо развито.
Г) Клетки плотно лежат в один или несколько слоев и способны к быстрой регенерации; имеется большое количество желез.
Функции тканей:
а) двигательная;
б) осуществляет взаимосвязь тканей;
в) защитная;
г) опорная;
д) транспортная.
2.Рассмотрите микропрепараты тканей и зарисуйте небольшой участок ткани, показывающий характер расположения клеток, их строение и тип межклеточного вещества (если оно есть)
3.Сделайте выводы по работе.
ТЕМА
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
РАБОТА №2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕФЛЕКСОВ И ФУНКЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Цель работы: проведение функциональных проб и раскрытие функций различных отделов головного мозга.
Оборудование: таблицы с изображением головного и спинного мозга.
Ход работы
1. Выполните следующие задания, результаты занесите в таблицу:
НАБЛЮДЕНИЯ | ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ | ОТДЕЛ МОЗГА |
1.Раздражение внутреннего угла глаза | ||
2.Сделать подряд несколько глотательных движений, после 3-4 раза это становится невозможным. | ||
3.Попадание в нос посторонних частиц, вирусов. | ||
4.Учитель стучит по столу, прикасается к учащемуся – рефлекс «Что такое?» | ||
5.Пальцем отведенной руки коснуться кончика носа | ||
6.Один учащийся кладет на стол руку ладонью вверх. Его сосед должен удерживать руку, а затем неожиданно отпустить. | ||
7.Принять неустойчивое положение: руки соединить в замок, прижать к груди и сблизить локти, ноги поставить по одной линии: пятка – к носку, глаза закрыть. |
2.Сделайте выводы о проделанной работе.
ТЕМА
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
РАБОТА №3
СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КОСТИ
Цель работы: изучить химический состав, свойства и строения костей, костной ткани, выявить их причинно-следственные связи.
Материалы и оборудование: рыбьи или куриные кости, вымоченные в соляной кислоте, жженые кости, микроскопы, препараты костной ткани.
Ход работы:
1.Попробуйте согнуть, а затем растянуть натуральную кость животного
2.Что происходит при попытке согнуть прокаленную кость? Какими свойствами она обладает?
3.Можно ли растянуть кость, находящуюся в соляной кислоте? Какими свойствами она обладает?
4.Рассмотреть под микроскопом костную ткань, зарисовать один из канальцев, подсчитать число «колец», из которых состоит стенка канальца, показать расположение костных клеток и их ориентацию.
5.Сделайте вывод, ответив на вопросы:
1) Выявить причинно-следственные связи между свойствами (упругость, твердость, эластичность) и составом костей.
2) Рассмотреть причины и выявить следствия:
А) Детские кости редко ломаются, но легко деформируются, так как…
Б) От 20 до 40 лет наиболее прочные кости, так как…
В) У пожилых людей кости достаточно ломкие, так как…
3) Как доказать что костная ткань является разновидностью
соединительной ткани.
РАБОТА №4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИ ВНЕШНЕМ ОСМОТРЕ
МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ МЫШЦ И КОСТЕЙ.
Цель работы: систематизировать полученные знания по теме:
«Опорно-двигательный аппарат» и визуально научиться методом пальпации определять местоположение отдельных костей и мышц; рассмотреть их функциональную значимость.
Материалы и оборудование: скелет, таблицы.
Ход работы:
1.На себе или на натурщике методом пальпации определите кости плечевого пояса и свободной верхней конечности и их основное анатомические образования: ключицу, лопатку, плечевую кость, лучевую и локтевую кость, кости запястья – гороховидную кость, кости кисти, фаланги пальцев.
2.Определите кости нижней конечности и его пояса: тазовая кость, крыло подвздошной кости, бедренная кость, коленную чашечку, большую и малую берцовую кости, кости стопы, пяточную и таранную.
3.Рассмотреть скелет туловища: определить отделы позвоночника, показать грудную клетку, грудину.
4.Рассмотреть скелет головы, черепа: теменную кость, лобную кость, височную кость, носовую, нижнечелюстную, верхнечелюстную и затылочные кости.
5.Определите местоположение следующих мышц:
1) мышц головы — жевательной, височной, мышцы смеха, круговой мышцы глаза и круговой мышцы рта;
2) грудино-ключично-сосцевидной;
3) мышц туловища — большой грудной, мышц брюшного пресса, межреберных мышц, передней зубчатой, трапециевидной, широчайшей мышцы спины;
4) мышц руки — дельтовидной, трехглавой, двуглавой мышцы плеча;
5) мышц ноги – четырехглавой мышцы бедра, портняжной, икроножной.
6.Сделайте выводы по работе.
ТЕМА
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА
ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ
РАБОТА №5
МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КРОВИ ЧЕЛОВЕКА И ЛЯГУШКИ.
Цель работы: изучить строение крови человека и лягушки; сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Материалы и оборудование: микроскоп, готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки.
Ход работы:
1.Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и ядро лейкоцита.
2.Рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на форму, величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и ядро лейкоцита.
Найдите черты сходства и различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
3.Заполните таблицу:
Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки
.
Эритроциты | Относительный размер | Форма клетки | Наличие ядра | Окраска цитоплазмы |
Человек | ||||
Лягушка |
4.Сделайте вывод по работе: эритроциты, чьей крови – человека или лягушки – способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
РАБОТА №6
ПОДСЧЕТ ПУЛЬСА ДО И ПОСЛЕ ДОЗИРОВАННОЙ НАГРУЗКИ
Цель работы: научиться подсчитывать пульс; с помощью подсчета пульса научиться определять частоту сокращения сердца и делать выводы об особенностях его работы в разных условиях.
Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой.
Ход работы:
1.Запишите в тетрадь, что такое пульс, о чем говорит частота пульсовых ударов.
2.Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти, научитесь его подсчитывать.
3.Подсчитайте число ударов пульса за 1 минуту:
а) в положении сидя,
б) в положении стоя,
в) после 10 приседаний.
4.Заполните таблицу:
Изменение пульса при разной мышечной работе
Число пульсовых ударов в 1 мин. | ||
при покое | после 10 приседаний | |
в положении сидя | в положении стоя |
5.Сравните полученные результаты, сделайте выводы о работе собственного сердца в покое и при нагрузке.
6.Сделайте вывод по работе.
РАБОТА №7.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ
Цель работы: научиться накладывать жгут; уметь объяснять действия по наложению жгута при артериальном и сильном венозном кровотечении, применяя знания о строении и функциях кровеносной системе.
Материалы и оборудование: резиновые трубки для жгута, палочки для закрутки, бинт.
Ход работы:
1.Наложите жгут на предплечье товарища для остановки условного кровотечения.
2.Забинтуйте место условного повреждения артерии.
3.Опишите последовательность наложения жгута с объяснением своих действий:
а) сначала надо определить вид кровотечения, так как ……………..
б) Жгут следует накладывать ……….. места повреждения, так как …………….
в) Жгут надо накладывать так, чтобы …………………..
г) Жгут надо держать примерно ………… часа, так как ………………
4.Сделайте выводы о проделанной работе.
ТЕМА
ДЫХАНИЕ
РАБОТА №8
ИЗМЕРЕНИЕ ОБХВАТА ГРУДНОЙ КЛЕТКИ В СОСТОЯНИИ ВДОХА И ВЫДОХА
Цели работы: выяснить функциональные возможности дыхательной системы как показателя здоровья.
Материалы и оборудование: мерная лента.
Предварительные пояснения. При вдохе и выдохе поднимается и опускается грудная клетка, а следовательно меняется ее обхват. В состоянии вдоха он больше, а в состоянии выдоха меньше. Изменение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки. Чем она больше, тем больше может быть увеличена грудная полость, а легкие больше набрать воздуха.
Для того, чтобы измерить грудную клетку, необходимо приподнять руки и наложить измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток, а на груди проходила по нижнему краю сосковых кружков у мужчин и над молочными железами у женщин. Во время измерения руки должны быть опущены.
Ход работы:
1.Измерение на вдохе: глубоко вдохните — мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать.
2.Измерение на выдохе: сделайте глубокий выдох — плечи не опускать, не сутулиться.
3.Оцените полученные результаты: в норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха у взрослых равна 6 – 9 см.
4.Сделайте вывод по работе.
ТЕМА
ПИЩЕВАРЕНИЕ
РАБОТА №9
ДЕЙСТВИЕ ФЕРМЕНТОВ СЛЮНЫ НА КРАХМАЛ
Цели работы: убедиться, что в слюне имеются ферменты, способные расщеплять крахмал до глюкозы.
Материалы и оборудование: кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки.
Ход работы:
1.Приготовьте реактив на крахмал – йодную воду (в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая).
2.Смочите слюной ватную палочку и напишите ее букву на накрахмаленном бинте.
3.Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся -1-2 минуты (действие фермента проявляется только при температуре 36-38 С).
4.Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Наблюдайте, как окрасится кусочек бинта.
5.Сделайте вывод о действии ферментов слюны на крахмал.
РАБОТА №10
ДЕЙСТВИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛКИ
Цели работы: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.
Материалы и оборудование: штатив с 3 пробирками, пипетка, термометр, хлопья белка куриного яйца (к белку сырых куриных яиц добавить воды (1:1), тщательно перемешать, добавить к раствору 0,5 ч л соли, профильтровать через тонкий слой ваты и прокипятить; остудить), натуральный желудочный сок, 0,5% раствор NaОН, водяная баня, лед.
Ход работы:
1.В каждую пробирку поместите хлопья куриного белка и прилейте по 1 мл желудочного сока.
2.Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37С.
3.Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или снегом.
4.В третью пробирку добавьте 3 капли 0,5% раствора NaОН и поставьте ее на водяную баню при температуре 37С.
5.Через 30 минут рассмотрите содержимое пробирок.
6.Заполните таблицу:
Условия опыта | Наблюдения | Выводы из опыта |
7.Сделайте вывод о необходимых условиях, при которых ферменты желудочного сока действуют на белки.
РАБОТА №11
СОСТАВ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Цель работы: научиться составлять пищевой суточный паек с учетом расхода ккал (вида физического труда).
Ход работы:
1.Составьте пищевой паек, из расхода 3000 ккал и 4-х разового питания.
2.Укажите время приема пищи.
3.Подсчитайте число белков, жиров, углеводов и калорий в составе пищевого пайка.
4.Заполните таблицу.
Суточный рацион питания.
Время приема пищи | Этапы приема пищи | Продукты, питания в составе пайка | Ккал. | Содержание | ||
белки | жиры | углеводы | ||||
1. завтрак | ||||||
2.обед | ||||||
3.полдник | ||||||
4.ужин |
5.Сделайте вывод о проделанной работе.
ТЕМА
ПОКРОВЫ ТЕЛА
РАБОТА №12
СТРОЕНИЕ КОЖИ, ВОЛОС И НОГТЕЙ
Цель работы: изучить с помощью лупы и микроскопа внешнее и внутреннее строение кожного покрова, производных кожи – волос и ногтей.
Материалы и оборудование: лупа, микроскоп.
Ход работы:
1.Рассмотрите под лупой тыльную поверхность руки. Она как бы разделена на ромбики и треугольники, на углах которых находятся поры, из них выходят стержни волос.
А) Рассмотрите строение волоса. Найдите основные его части. Зарисуйте волос.
В) Объясните, почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими.
2.Изучите под лупой кожу ладонной поверхности кисти. Найдите мелкие отверстия устий протоков потовых желез. Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет?
3.Рассмотрите ноготь, чем он образован? Как доказать, что в ногте отсутствуют кровеносные и нервные окончания.
4.Обратите внимание на кожу подушечек пальцев. Что мы можем сказать об отпечатках пальцев каждого человека? Объясните, почему ощупывать предметы лучше подушечками пальцев.
5. Сделайте вывод о проделанной работе.
ТЕМА
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАБОТА №13
ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
Цель работы: выявление объема кратковременной памяти.
Материалы и оборудование: лист бумаги с подготовленным текстом из 25 слов, часы.
Ход работы:
1.В течение 1 минуты внимательно прочитайте предложенный текст, затем отложите и закройте его.
2.В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.
3.Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе 1 балл.
4.По сумме баллов определите, к какой категории относится объем вашей памяти.
Определение характеристик объема памяти
Число баллов | Характеристика памяти |
6 и меньше | Объем памяти низкий. |
7-12 | Объем памяти чуть ниже среднего. |
13-17 | Объем памяти хороший. |
18-21 | Объем кратковременной памяти отличный. |
Свыше 22 | Ваша память феноменальна. |
5.Сделайте вывод по объему вашей памяти.
РАБОТА №14
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ И КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ
Цель работы: изучить физиологические основы внимания. Определить величину колебания внимания.
Материалы и оборудование: крупный рисунок усеченной пирамиды на классной доске, часы с секундой стрелкой.
Ход работы:
1.Посмотрие рисунок усеченной пирамиды и пронаблюдайте иллюзию, при которой она вам видна то с вершины, то с широкого основания.
2.За 30 секунд (сигнал подает учитель) посчитайте, сколько раз изменялся образ пирамиды (пирамида будет казаться то обращенной к вам, то от вас).
При каждом изменении образа надо заносить в тетрадь штриховую линию, не глядя на нее. Отрывать глаза от рисунка нельзя.
3.Увеличьте полученное число на 2, запишите значение — число колебаний за 1 минуту.
4.Величину колебания можно уменьшить волевым усилием. Поставьте перед собой цель – как можно дольше удерживать каждое изображение. Измерьте величину колебания в этом случае.
5Оцените свои результаты: (не более 11- очень устойчивое внимание; 12-20 – средней устойчивости, более 20 раз – недостаточно устойчивое).
6.Сделайте вывод по работе.
САМОНАБЛЮДЕНИЯ
ТЕМА
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
1. Определение индивидуального профиля асимметрии головного мозга
Определение ведущей руки
-Быстро, не задумываясь, перекрестите пальцы рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки (сверху правая рука-1 балл, левая-0).
-Скрестите руки (встаньте в позу Наполеона). Ведущей считается та рука, кисть которой оказывается на предплечье другой руки (правая-1 балл, левая-0).
-Попробуйте завести часы. Ведущая рука выполняет активные точно дозируемые движения, с помощью которой производится завод часов. Неведущая рука фиксирует часы (часы заводит правая рука-1 балл, левая-0)
Определение ведущей ноги
-Закиньте ногу на ногу. Сверху оказывается ведущая нога (правая-1 балл, левая-0)
-Сделайте несколько шагов с места. Рулеткой измерьте длину шагов, сделанных правой и левой ногой, и вычислите среднюю арифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее (шаги правой ноги длиннее-1 балл, левой-0)
Определение ведущего глаза
-Моргните одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.
-Посмотрите в «подзорную трубу» из пальцев. Руки подносятся обычно к ведущему глазу (ведущий правый глаз в обоих заданиях-2 балла, левый глаз-0)
Определение ведущего уха
-Экспериментатор говорит испытуемому шепотом небольшие фразы. При равенстве остроты слуха, к говорящему подставляется ведущее ухо, т. е. ухо которым легче и быстрее осознается услышанное (ведущее правое ухо-1 балл, левое-0)
Оценка результатов:
Подсчитайте все полученные баллы.
8 баллов – «чистый правша»
0 баллов – «чистый левша»
1 – 7 баллов – амбидекстр
2. Иннервация кожи
Известно, что симпатические нервы сужают кровеносные сосуды кожи, а парасимпатические их расширяют. Ногтем проведите, но коже. Почему вначале появляется белая полоска, а спустя некоторое время – красная? Объясните, почему через некоторое время эта полоска исчезают и никаких следов от раздражения не остается.
ТЕМА
АНАЛИЗАТОРЫ ОРГАНЫ ЧУВСТВ
1. Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением.
Один конец трубки, свернутой из бумаги, приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга, возникнет иллюзия – «дырка в ладони».
2. Аккомодация глаза
Предварительные пояснения.
Под аккомодацией понимают способность глаза к ясному видению разноудаленных предметов. В основе аккомодации лежит способность глаза изменять преломляющую силу оптической системы за счет изменения кривизны хрусталика.
Через тонкую марлю, натянутую на деревянную рамку, посмотрите на печатный текст, находящийся на расстоянии около 50 см от ваших глаз. Если вы фиксируете свой взгляд на буквах, то нитки марли становятся плохо видимыми. Если же вы фиксируете взгляд на нитях марли, то невозможно ясно видеть текст, буквы постоянно расплываются. Следовательно, нельзя одинаково ясно видеть и сетку, и букву.
3. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза
Предварительные пояснения.
Участок сетчатки, на котором сходятся волокна, образующие зрительный нерв, носит название слепого пятна. При попадании лучей на слепое пятно изображение не возникает в результате отсутствия в этом участке светочувствительных элементов. В норме площадь слепого пятна колеблется от 2,5 до 6 мм2.
Поместите перед глазами заранее подготовленный рисунок. Закрыв левой рукой, левый глаз и держа карточку в вытянутой правой руке, медленно приближайте ее к открытому правому глазу. Зафиксируйте взгляд на левом изображении (крестике). На расстоянии 20 – 25 см от глаза правое изображение (круг) исчезнет. Это является доказательством наличия на сетчатке слепого пятна.
Затем опыт повторяется, в этом случае вы закрываете правый глаз и фиксируете левым глазом правое изображение на карточке.
4. Определение остроты слуха.
Приставьте к уху механические часы и отставляйте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние (в см.) между часами и ухом. Чем оно больше, тем лучше слуховая чувствительность. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука. Измерьте также расстояние. Вычислите среднюю цифру. Таким образом, найдите свою слуховую чувствительность
5. Выявление чувствительности языка к различным раздражениям
На разные участки языка поочередно нанесите стеклянной палочкой капельки растворов хинина, сахара, поваренной соли и лимонной кислоты, определите вкус раствора. Составьте карту вкусовой рецепции языка и зарисуйте ее.
ТЕМА
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
1. Определение гибкости позвоночника
1)Возьмите в руки линейку и встаньте на стул или ступеньку лестницы.
2)Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.
3)Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула (лестницы).
Оценка результатов: хорошая гибкость позвоночника – если палец опускается ниже уровня стула на 5-10 см.
Недостаточная гибкость позвоночника – палец достал уровень опоры.
Плохая гибкость позвоночника – палец не достал уровень опоры
2. Выявление нарушения осанки
1.Встаньте спиной к стене, чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.
2.Попробуйте между поясницей и стеной просунуть ладонь, а потом кулак.
Оценка результатов: осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, кулак проходить не должен
.
3. Определение наличия плоскостопия
1.Неоходимо взять лист мокрой бумаги и встать на нее. Обвести контуры следа карандашом.
2.Найдите центр пятки и центр третьего пальца.
3.Соедините две найденные точки прямой линией.
Оценка результатов: если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.
4. Сочетание статической и динамической работы мышц
1.Возьмите гантели, заметьте время, в течение которого вы сможете их удерживать в разведенных в сторону руках.
2.Отдохните, а затем выполняйте с теми же гантелями физические упражнения. Заметьте, в течение, какого времени наступит утомление.
3.Какая работа легче – динамическая, по перемещению груза или статическая , связанная с его удержанием?
5. Выяснение функций плечевого пояса
1) Докажите, что плечевой пояс не только соединяет кости руки с осевым скелетом, но и увеличивает подвижность руки.
Для этого положите левую руку на правую ключицу и медленно поднимайте правую руку. Правая ключица остается неподвижной, пока рука поднимается до горизонтального положения, после чего приходит в движение. Какое из этих движений происходит при участии плечевого пояса?
2) Выясните, участвует ли в движении руки вверх лопатка, или оно осуществляется только за счет ключицы.
Опустите поднятую руку, после чего нащупайте другой рукой нижний угол правой лопатки. Теперь поднимите правую руку вверх и убедитесь, что при подъеме руки до горизонтального уровня лопатка неподвижна, а при продолжении движения вверх до вертикального положения лопатка смещается вверх и в сторону. Это происходит потому, что мышцы спины, поворачивая лопатку плечевым суставом вверх, приводят плечо в вертикальное положение. Какова роль лопатки в движении руки?
ТЕМА
ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ
1.Выяснение функций венозных клапанов
Предварительные пояснения.
Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.
Поднимите одну руку вверх, а другую опустите вниз. Спустя минуту обе руки положите на стол. Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела? В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?
2.Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение
Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой. Обратите внимание на изменение цвета пальца. Почему он делается вначале красным, потом фиолетовым, а затем белым? Почему ощущаются признаки кислородной недостаточности? Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-либо предмета. Палец кажется как будто ватным. Почему нарушена чувствительность? Почему ткани пальца уплотнены?
Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу. Что достигается этим приемом?
ТЕМА
ДЫХАНИЕ
1.Сделайте глотательное движение. Что происходит в это время с дыханием? Объясните причину взаимосвязи дыхательных движений и глотания, используя знания о строении органов дыхания.
2.Нащупайте щитовидный хрящи, и не отнимая руки, сделайте глотательное движение. Изменяется ли при глотании положение хряща? Объясните результаты.
3.Сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание. Представьте, что вы находитесь под водой и вдох представляет угрозу для вашей жизни. Измерьте максимальное время задержки дыхания. Почему вы неизбежно сделаете вдох. Даже при этом вы можете захлебнуться и утонуть?
4.Проверьте проходимость воздуха через носовые ходы, используя следующий прием: необходимо закрыть одну ноздрю, а ко второй поднести легкий кусочек ваты. В случае проходимости носовых ходов струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать ее к носовому отверстию при вдохе.
5.Сила и тембр голоса во многом зависят от резонаторов. Убедитесь в этом, проделав следующий опыт: надуйте щеки и щелкните по щеке – раздастся довольно громкий звук. Теперь повторите опыт, не надувая щек. Почему звук слышится хуже?
ТЕМА
ПИЩЕВАРЕНИЕ
1.Изучите зубы с помощью зеркала: рассмотрите свои зубы. Какая часть зуба видна? Какая часть находится в ячейке челюстной кости?
2.Найдите резцы, клыки и коренные зубы. Почему клыки человека сравнительно мало отличаются от резцов (по сравнению с хищными животными)? С чем это связано?
3.Протрите зубы чистым носовым платком. Определите, есть ли налет на зубах. С чем он связан? Почему его надо регулировать?
4.Определите положение околоушных слюнных желез. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей, с левой и правой сторон. Почувствуйте, как во рту появляется слюна
5.Определите местоположение поднижнечелюстных слюнных желез. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2-3 см. от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.
6.Рассмотрите язык, десны, твердое и мягкое небо, язычок, миндалины. Почему эпителий слизистой оболочки твердого неба и десен имеют хорошо выраженное ороговение?
7.Высушить язык, положить на него кусок хлеба, лимона. Сравнить в каком случае слюна появляется быстрее.
8.Пронаблюдайте, как во рту пересыхает при волнении.
9.Найдите на теле проекцию желудка, печени, аппендикса.
ТЕМА
ПОКРОВЫ ТЕЛА
1.Вода не смачивает и не растворяет жир. В этом не трудно убедиться, если потереть пальцами лезвие безопасной бритвы и осторожно положить бритву плашмя на поверхность воды, налитой в блюдце. Бритва плавает, так как кожный жир, оставшийся на ее поверхности, отталкивает воду, не дает ей смочить металл. Добавьте в воду немного мыльной пены. Почему через некоторое время бритва тонет? Почему вода с мылом лучше очищает кожу?
2.Возьмите бумажную салфетку и крепко прижмите ее к лицу. Затем возьмите салфетку в руки и рассмотрите жирные пятна. Они помогут установить, на каких участках лица кожа жирная, а на каких – сухая. Вспомните, как надо ухаживать за лицом и волосами в зависимости от типа кожи.
3.Перед тем как употреблять шампунь, налейте воду в стакан и прилейте в него немного шампуня. Взболтайте и посмотрите, есть ли осадок. В случае его появления употреблять его не стоит: он рассчитан на воду другой жесткости.
ЛИТЕРАТУРА
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ:
1)Л. П. Анастасова, В. С. Кучменко. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы, 9 кл. – М.: Дрофа,2000
2) Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. Биология. Человек: учеб. для 8 кл. – М.: Дрофа, 2005
3)Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. Биология. Человек: рабочая тетрадь для 8 кл. – М.: Дрофа, 2003.
4)Б. А. Никитюк, А. А. Гладышева. Анатомия и спортивная морфология (практикум): учебное пособие – М.: Физкультура и спорт, 1992.
5)В. В. Пасечник. Школьный практикум. Экология. – М.: Дрофа, 2002.
6)В. С. Рохлов, В. И. Сивоглазов. Практикум по анатомии и физиологии человека: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1) В. С. Рохлов. Школьный практикум. Биология. Человек, 9 кл. – М.: Дрофа.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………………3
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ………………………………………4–15
Тема. Общий обзор строения организма человека………………….4
Работа №1. Рассматривание микропрепаратов строения тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной)………………4
Тема. Нервная система………………………………………………….5
Работа №2. Определение рефлексов и функций различных отделов головного мозга……………………………………………………………5
Тема. Опорно-двигательная система…………………………………6
Работа №3. Строение и свойства кости…………………………………6
Работа №4. Определение при внешнем осмотре местоположения определенных мышц и костей……………………………………………7
Тема. Внутренняя среда организма
Транспорт веществ………………………………………………8
Работа №5. Микроскопическое строение крови человека и лягушки…8
Работа №6. Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки………9
Работа №7. Первая помощь при кровотечениях….……………………..9
Тема. Дыхание……………………………………………………………10
Работа №8. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха……………………………………………………………………..10
Тема. Пищеварение………………………………………………………11
Работа №9. Действие ферментов слюны на крахмал………………….11
Работа №10. Действие желудочного сока на белки……………………12
Работа №11. Состав пищевых продуктов. Рациональное питание…..12
Тема. Покровы тела…………………………………………………….13
Работа №12. Строение кожи, волос, ногтей…………………………….13
Тема. Высшая нервная деятельность…………………………………14
Работа №13. Выявление объема кратковременной памяти …………..14
Работа №14. Измерение интенсивности и концентрации внимания…15
САМОНАБЛЮДЕНИЯ………………………………………………16-22
Тема. Нервная система……………………………………………………16
Тема. Анализаторы. Органы чувств…………………………………………………17
Тема. Опорно-двигательная система……………………………………18
Тема. Транспорт веществ…………………………………………………20
Тема. Дыхание………………………………………………………………21
Тема. Пищеварение…………………………………………………………21
Тема. Покровы тела………………………………………………………..22
Литература……………………………………………………………………23
nsportal.ru
План-конспект урока по биологии (8 класс) по теме: урок биологии по теме «Витамины» 8 класс учебник Драгомилов Маш
Тема урока: Витамины.
Цели урока: изучить физиологическое значение витаминов, установить связь витаминов с ферментами
Задачи:
образовательные: сформировать знания об их биологической роли, истории открытия, содержании в продуктах питания; выявить признаки основных авитаминозов, происходящих в организме, познакомить с основными правилами сохранения витаминов в пище при их приготовлении;
развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умения анализировать, сравнивать и систематизировать учебный материал, включать воображение и память, учить проводить научное исследование, оформлять результаты исследования, самостоятельно находить и анализировать дополнительную информацию;
воспитательные: воспитывать в учащихся сознательное отношение к своему здоровью, показать необходимость применения полученных знаний в жизни.
Оборудование: презентация в программе Smart Notebook, инструкции к лабораторной работе, шляпы из бумаги шести цветов, тесты на карточках, презентации учащихся в программе Power Point, пробирки с витамином С, раствором слюны, крахмалом, йодом, соком, коллекция упаковок от витаминных препаратов, система тестирования, документ-камера.
Ход урока:
- Вызов.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами. То есть мы желаем здоровья друг другу. Здоровье — это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только одно тело. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
- Актуализация знаний.
Слайд Вот уже несколько уроков мы с вами изучаем обменные процессы в организме.
- Какие вещества и как поступают в наш организм? (Вместе с пищей мы потребляем белки, жиры и углеводы).
- Зачем они нужны в организме? (Они служат строительным материалом и источником энергии).
- Что такое обмен веществ? Как он называется по другому? (Обмен веществ или метаболизм – это совокупность процессов поступления, преобразования и выделения веществ организмом).
- Слайд Какие стадии включает обмен веществ? (Обмен веществ включает подготовительную, основную и заключительную стадии).
- Слайд Какие виды обмена составляют основную стадию? (Основная стадия состоит из пластического и энергетического обмена).
- Что такое пластический обмен? (Совокупность реакций образования органических веществ и клеток называется пластический обмен).
- В чем суть и значение энергетического обмена? (Энергетический обмен даёт организму энергию, которая выделяется при окислении веществ, поступивших в клетку).
- Как связаны между собой пластический и энергетический обмен? (В результате пластического обмена синтезируются ферменты, которые ускоряют все химические реакции в клетке, в том числе и реакции окисления, в результате которых, выделяется энергия, необходимая для синтеза веществ).
- Осмысление.
Молодцы, ребята. Вы хорошо представляете себе суть процессов обмена веществ. На сегодняшнем уроке мы с вами изучим ещё одну группу веществ без которых обменные процессы в организме невозможны.
- Вы, конечно же догадались, о чем сегодня пойдёт речь?
- Постановка проблемы.
Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больным вместе с запасом провианта, ружья и порох на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”.
- Что же спасло моряков от гибели?
- Открытие нового знания.
Слайд. Витамины образуются растениями или животными и должны поступать в организм в микроскопических количествах для продолжения жизненных процессов.
В продуктах витаминов содержится такое малое количество, что долгое время их не могли открыть. Об истории открытия витаминов расскажет Викулина Марина. Ваша задача – записать определение витаминов в рабочей тетради на странице 7, кто и когда их открыл.
Слайд. Витамины – низкомолекулярные органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Были открыты Н. И. Луниным в 1880 г. (Запись в тетрадь)
Чтобы выяснить, почему полезны витамины проводим эксперимент. Проследите в какой пробирке реакция будет идти интенсивнее?
В две пробирки одновременно с раствором крахмала, окрашенным йодом, налейте: в первую, разведённую слюну в 20 раз, а во вторую разведённую слюну с витамином С.
– Почему исчезает окраска?
– В какой пробирке интенсивнее?
– Что содержится в слюне?
– Что такое фермент?
– Какой вывод можно сделать о влиянии витамина?
– Чем важны витамины?
СЛАЙД. Вывод: Витамины активизируют ферменты или входят в их состав. (Продолжите определение в тетради).
При отсутствии или недостатке витаминов в пище возникают различные заболевания: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз
- Что означает приставка «а»? (Отсутствие витаминов в пище).
При этом возникают серьезные отклонения в состоянии здоровья – заболевания.
- Что означает приставка «гипо»? (Малое, недостаточное количество витаминов в пище). При этом серьёзных заболеваний не возникает, но человек быстро утомляется, понижается работоспособность, повышается раздражимость, снижается сопротивляемость к инфекциям.
- Слайд Что означает приставка «гипер»? (Сверх, избыток витамина в организме)
Гипервитаминозы проявляются в виде интоксикации (отравления) организма.
Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.
Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом – бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины.
Слайд В настоящее время по различным данным известно 30-50 витаминов. Не исключено, что будут открыты новые витамины.
Для удобства витамины обозначают буквами латинского алфавита: ретинол – A, кальциферол – D, токоферол – E , аскорбиновая кислота – C. Сходным витаминам тиамину – B1, рибофлавину – B2, пиридоксину – B6, фолиевой кислоте – B9 названия давались по мере их открытия.
Мы будем изучать 4 витамина А, В, С, D.
- Составление алгоритмов.
Слайд Пользуясь учебником, § 38 на странице 155, заполните таблицу в рабочей тетради на странице 7.
- Слайд Почему апельсиновый сок можно пить в чистом виде, а морковь следует употреблять с добавлением растительного масла или сметаны? (Витамин С – водорастворимый, а витамин А — жирорастворимый). Слайд Отметьте в таблице водорастворимые и жирорастворимые витамины.
- Какие факты о нарушении работы организма при недостатке витаминов известны? Прочитайте в схеме «Фиш-боун».
- Каковы причины проявления данных фактов? Заполните схему «Фиш-боун» на индивидуальных листах, пользуясь учебником.
Что бы в холодное время противостоять простудным заболеваниям необходим витамин С. Бобровская Соня проводила исследование соков разных торговых марок на предмет содержания в них витамина С. О том какие результаты она получила мы сейчас узнаем. (Презентация проекта).
Фармацевтическая промышленность выпускает огромный ассортимент витаминных препаратов. Некоторые из них представлены на нашей выставке. В таком разнообразии не мудрено и растеряться. При выборе витаминного препарата следует проконсультироваться с лечащим врачом. А при приёме синтетических витаминов следует строго соблюдать дозировку.
С витаминами связано немало мифов. Попробуем развеять некоторые из них
МИФ 1. Гиповитаминоз – сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной. (Витамины нужны постоянно).
МИФ 2. Вместо того, чтобы глотать таблетки, можно просто побольше пить соков и есть свежих овощей и фруктов. (В зимний период большая часть витаминов в овощах и фруктах уже разрушена).
МИФ 3. Если постоянно принимать витамины, можно заработать гипервитаминоз. (Гипервитаминоз грозит только при неправильном приёме витаминов).
МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, Поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты – всё равно в итоге эффекта не будет. (Это всего лишь рекламный ход).
МИФ 5. Синтезированные, «химические» витамины менее полезны, чем натуральные. (Полезны любые витамины. Но все же лучше пить, так называемые нутрицевтики – витамины нового поколения, полученные из натуральных овощей и фруктов.).
При хранении и кулинарной обработке пищи витамины разрушаются. Как сохранить витамины расскажет Седых Дарья.
- Первичное закрепление.
— Что такое витамины?
— Почему витамины называют «Чудесная азбука здоровья»? Чем они полезны?
— Почему нельзя выпить сразу весь пузырёк, что бы запастись витаминами впрок? (Может возникнуть гипервитаминоз, который опасен не менее авитаминоза).
— Как помочь больным рахитом не используя витамин D?
— Почему молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике?
— В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?
Домашнее задание: § 38, доделать работу 128, составить синквейн «ВИТАМИНЫ», подготовить презентацию «Заболевания почек и мочевого пузыря»
III. Рефлексия: Самоконтроль.
Выполнение тестовых заданий быстрым тестированием при помощи пультов.
- При отсутствии какого витамина возникает цинга?
- Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
- Недостаток какого витамина вызывает судороги, параличи?
- При недостатке какого витамина развивается рахит?
- Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
Проверка теста на экране и выставление оценок за тест.
- Собственно рефлексия.
Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке при помощи шести шляп. Некоторые шляпы я раздам, а некоторые вы можете выбрать сами. (Шляпы на подносе раздаю детям и слушаем высказывания).
Рассказать присутствующим:
под Белой шляпой — факты, что нам известно, что не известно;
под Зеленой шляпой — каковы идеи по применению полученных знаний;
под Желтой шляпой — плюсы, позитивные моменты урока;
под Черной шляпой — трудности, с которыми столкнулся на уроке, какие появились вопросы; недостатки урока;
под Красной шляпой — свое эмоциональное отношение к уроку вцелом;
под Синей шляпой — обобщение и выводы к уроку;
Я благодарю вас за работу на уроке. (Выставление оценок). «Для здоровья и силы принимайте витамины». В холодное время противостоять простудным заболеваниям помогает витамин С (раздаю драже витамина С всем желающим). Все встали, урок окончен. До свидания!
Карточка 1.
- При отсутствии какого витамина возникает цинга?
- Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
- Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
- При недостатке какого витамина развивается рахит?
- Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
Карточка 1.
- При отсутствии какого витамина возникает цинга?
- Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
- Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
- При недостатке какого витамина развивается рахит?
- Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
Карточка 1.
- При отсутствии какого витамина возникает цинга?
- Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
- Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
- При недостатке какого витамина развивается рахит?
- Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
Карточка 1.
- При отсутствии какого витамина возникает цинга?
- Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
- Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
- При недостатке какого витамина развивается рахит?
- Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
Карточка 1.
- При отсутствии какого витамина возникает цинга?
- Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
- Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
- При недостатке какого витамина развивается рахит?
- Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
nsportal.ru