8 класс

Интересные задания русский язык 8 класс – Занимательные факты по русскому языку (8 класс) по теме: Игра “Битва интеллектуалов”

Интеллектуальная игра “Знатоки русского языка” (8 класс)

Внеклассное мероприятие.

Игра «Великий и могучий русский язык».

Цель: способствовать развитию навыков грамотности, правильной устной и письменной речи;

способствовать созданию условий толерантного общения и общения в классах; развитие социальных и общих компетенций.

привитие любви к русскому языку, показать его изучение с занимательной точки зрения.

Ход игры.

1. Вступительное слово учителя.

«Корень учения горек», – говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры. Никто не спорит. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда учителя представляли с плёткой.

Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложный предмет, который требует большого труда, чтобы его изучить. Мне хочется, чтобы, играя, вы поняли, что изучение русского языка это не только трудно, но и увлекательно.

Эпиграф. Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель, древнегреческий философ

2. Конкурсы (по 5-6 человек в команде)

А. «Разминка»

С древних времён люди ценили мудрую речь. Одна из книг библии – Книга притчей Соломоновых – говорит о том, что надо «разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их». Умение отгадывать загадки считалось признаком мудрости.

Ваша задача – отгадать загадки (кто отгадает, той команде и засчитывается балл, по 5 загадок на команду)

Загадки

Шёл долговяз, в сыру землю увяз.

(дождь)

Землю кусает, в сторону бросает. (лопата)

Летом одет, зимой раздет. (дерево, лес)

Ни вода, ни суша, в лодке не проплывёшь и пешком не пройдёшь. (болото)

Кверху дном – полная, книзу дном пустая. (шапка)

Днём обручем, ночью змеёй. (пояс) Свернёшь – клин, развернёшь – блин. (зонтик)

Висит свито, не руками свито. (паутина) Только родился, а уже с усами. (котёнок)

Крыльями машет, а улететь не может. (ветряная мельница)

Овца в корове. (шерстяной носок в ботинке)

Что было завтра и будет вчера? (сегодня)

Когда он нужен – его выбрасывают, когда не нужен – поднимают. (якорь)

Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (туча)

Без ног – бежит, не догонишь, без крыльев – летит, не поймаешь

. (время)

Чем больше от неё отбавишь, тем она больше становится. (яма)

Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (гвоздь)

Ты от неё – она за тобой, ты за ней – она от тебя. (тень)

Не видно и не слышно её. Стоит заговорить о ней – и она исчезнет. (тишина)

Перья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь. (рыба)

Б. «Грамматическая арифметика» (2 задания на 1 команду)

ЯР + любимое лакомство собаки (яркость)

ЯР + необходимый предмет для отправления письма (ярмарка)

РОВ + ПОЗА = вид транспорта (паровоз)

ТОСКА + ПАР + ШОВ = молочный продукт (простокваша)

РОВ + ГРОЗА = ? (разговор)

БА + большой деревянный сосуд = ? (бабочка)

БА + музыкальный звук = ? (батон)

КАР + знак препинания = ? (карточка)

Дополнительно

КИТ + РАНА = ? (картина)

ПАРК + ИВА =? (крапива)

В. Задание: «Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания»

Но ведь игрушка это не забава.

Она закладывает в душу пЕрвоначальные пОнятия добра и зла, дает яркие обрАзы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависИт фОрмирОвание нравствеННых качеств личности.

Игрушка должна сОздавать условия для рАзвития

, оставляя вОзможность для самОстятельного творчества, должна учить добру и красоте, мудрости и спОсобности к сопЕрЕживанию.

Г. «Своя игра» (группа выбирает задание, по 5 заданий на команду)

1. Часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы: что делать? что сделать? (глагол)

2. Инфинитив (неопределенная форма глагола)

3. Часть речи, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы: кто? что? (существительное)

4. Причастие с зависимыми словами (причастный оборот)

5. Особая форма глагола, обозначающая добавочное действие, отвечающая на вопросы: что делая? что сделав? (деепричастие)

6. Самостоятельная неизменяемая часть речи (наречие)

7. Буквы алфавита, не обозначающие звука (ь, ъ)

8. Служебные части речи (союз, предлог, частица)

9. Раздел науки о языке, в котором описываются знаки препинания и правила их употребления в предложении (пунктуация)

10. Части слова, морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

11. Члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение)

12. Часть речи, обозначающая признак и отвечающая на вопросы: какой? чей? (прилагательное)

13. Падежи (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

14. Деепричастие с зависимыми словами (деепричастный оборот)

15. Раздел русского языка, изучающий части речи (морфология)

16. Раздел русского языка, изучающий лексическое значение слов (лексикология)

17. Часть речи, обозначающая число или количество, отвечающая на вопрос: сколько? (числительное)

18. Раздел науки о языке, изучающий звуки, ударения, слоги (фонетика)

19. Виды звуков (согласные, гласные)

20. Какая часть речи спрягается? (глагол)

В. Задание:

«Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания»

Но ведь игрушка это не забава.

Она закладывает в душу п..рвоначальные п..нятия добра и зла дает яркие обр..зы мира и (от)того какими они будут (за)частую завис..т ф..рмир..вание нравстве..ых качеств личности.

Игрушка должна с..здавать условия для р..звития оставляя в..зможность для сам..ст..ятельного творчества должна учить добру и красоте мудрости и сп..собности к соп..реж..ванию.

——————————————————————————————————-

В. Задание:

«Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания»

Но ведь игрушка это не забава.

Она закладывает в душу п..рвоначальные п..нятия добра и зла дает яркие обр..зы мира и (от)того какими они будут (за)частую завис..т ф..рмир..вание нравстве..ых качеств личности.

Игрушка должна с..здавать условия для р..звития оставляя в..зможность для сам..ст..ятельного творчества должна учить добру и красоте мудрости и сп..собности к соп..реж..ванию.

———————————————————————————————————-

В. Задание:

«Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания»

Но ведь игрушка это не забава.

Она закладывает в душу п..рвоначальные п..нятия добра и зла дает яркие обр..зы мира и (от)того какими они будут (за)частую завис..т ф..рмир..вание нравстве..ых качеств личности.

Игрушка должна с..здавать условия для р..звития оставляя в..зможность для сам..ст..ятельного творчества должна учить добру и красоте мудрости и сп..собности к соп..реж..ванию.

———————————————————————————————————-

В. Задание:

«Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания»

Но ведь игрушка это не забава.

Она закладывает в душу п..рвоначальные п..нятия добра и зла дает яркие обр..зы мира и (от)того какими они будут (за)частую завис..т ф..рмир..вание нравстве..ых качеств личности.

Игрушка должна с..здавать условия для р..звития оставляя в..зможность для сам..ст..ятельного творчества должна учить добру и красоте мудрости и сп..собности к соп..реж..ванию.

Листок оценивания для жюри

Конкурс

«Разминка»

«Грамматическая арифметика»

«Своя игра»

«Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания»

Общие баллы

Место

Примечание

1 конкурс «Разминка» – 1 правильный ответ – 1 балл

2 конкурс «Буквенные заморочки» -1 правильный ответ – 1 балл

3 конкурс «Грамматическая арифметика»- за каждый правильный ответ – 1 балл

5 конкурс «Пословицы перевертыши» – 1 правильный ответ – 1 балл

6 конкурс «Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания» – 1 правильный ответ – 1 балл (максимум – 24 балла)

7 конкурс «Своя игра» – 1 правильный ответ – 1 балл

ЯР + любимое лакомство собаки

РОВ + ГРОЗА = ?

  1. ТОСКА + ПАР + ШОВ = молочный продукт

  2. КАР + знак препинания = ?

  1. РОВ + ПОЗА = вид транспорта

  2. БА + музыкальный звук = ?

  1. ЯР + необходимый предмет для отправления письма

  2. БА + большой деревянный сосуд = ?

БАГОР

ГАРАЖ

(РОСА)

(….)

ТЕСАК

ТАБАК

ФЛЯГА

КОСЯК

(АЛЬТ)

(….)

ЖЕСТЬ

МИРАЖ

ЛОТОК

ОЛИМП

(КЛАД)

(….)

ЛОДКА

КАТЕР

ПИРОГ

РЫНОК

(ПОЛЕ)

(….)

СЛЕЗА

ОСАДА

Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет.

Чем больше от неё отбавишь, тем она больше становится.

Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только ножку прячет.

Ты от неё – она за тобой, ты за ней – она от тебя.

Что было завтра и будет вчера?

Шёл долговяз, в сыру землю увяз.

Землю кусает, в сторону бросает.

Когда он нужен – его выбрасывают, когда не нужен – поднимают.

Перья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь.

Только родился, а уже с усами.

Висит свито, не руками свито.

Крыльями машет, а улететь не может.

Овца в корове.

Не видно и не слышно её. Стоит заговорить о ней – и она исчезнет.

Без ног – бежит, не догонишь, без крыльев – летит, не поймаешь.

Летом одет, зимой раздет.

Ни вода, ни суша, в лодке не проплывёшь и пешком не пройдёшь.

Кверху дном – полная, книзу дном пустая.

Днём обручем, ночью змеёй.

Свернёшь – клин, развернёшь – блин.

Ответы

Что было завтра и будет вчера? (сегодня)

Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (туча)

Чем больше от неё отбавишь, тем она больше становится. (яма)

Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (гвоздь)

Ты от неё – она за тобой, ты за ней – она от тебя. (тень)

Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (дождь)

Землю кусает, в сторону бросает. (лопата )

Только родился, а уже с усами. (котёнок)

Перья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь. (рыба)

Когда он нужен – его выбрасывают, когда не нужен – поднимают. (якорь)

Не видно и не слышно её. Стоит заговорить о ней – и она исчезнет. (тишина)

Без ног – бежит, не догонишь, без крыльев – летит, не поймаешь. (время)

Овца в корове. (шерстяной носок в ботинке)

Висит свито, не руками свито. (паутина)

Крыльями машет, а улететь не может. (ветряная мельница)

Летом одет, зимой раздет. (дерево, лес)

Ни вода, ни суша, в лодке не проплывёшь и пешком не пройдёшь. (болото)

Кверху дном – полная, книзу дном пустая. (шапка)

Днём обручем, ночью змеёй. (пояс) Свернёшь – клин, развернёшь – блин. (зонтик)

Ответы

ЯР + любимое лакомство собаки (яркость)

РОВ + ГРОЗА = ? (разговор)

ТОСКА + ПАР + ШОВ = молочный продукт (простокваша)

КАР + знак препинания = ? (карточка)

БА + музыкальный звук = ? (батон)

РОВ + ПОЗА = вид транспорта (паровоз)

ЯР + необходимый предмет для отправления письма (ярмарка)

БА + большой деревянный сосуд = ? (бабочка)

Ответы

БАГОР

ГАРАЖ

(РОСА)

(ЖАБА)

ТЕСАК

ТАБАК

ФЛЯГА

КОСЯК

(АЛЬТ)

(КОЖА)

ЖЕСТЬ

МИРАЖ

ЛОТОК

ОЛИМП

(КЛАД)

(ПОРТ)

ЛОДКА

КАТЕР

ПИРОГ

РЫНОК

(ПОЛЕ)

(РОСА)

СЛЕЗА

ОСАДА

Ответы

[ быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам общ’иств’э вофс’и нит’ашкай’а аб’азанаст’/ апрастой’э разв’ит’ийэ внутр’ин’эй патр’эбнаст’и/ н’икто н’игавар’ит што напч’ил’э л’ижит св’ищ’эный’ долк д’элат’ м’от/ патамушта ана пч’ила// ] А.И. Герцен

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Никто не говорит, что на пчеле лежит долг делать мед, потому что она пчела. (А. И. Герцен)

Пословицы-перевертыши

Курица кабану подружка – Гусь свинье не товарищ

Завести на грязную сушу – Вывести на чистую воду.

Собак страшиться – по городу не гулять – Волков бояться в лес не ходить

На полицейском валенки мокнут – На воре шапка горит

infourok.ru

Игра по русскому языку для 8 класса

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛАСС

Красота русского языка, его богатство,, точность, меткость, выразительность вызывают восторженные отзывы. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг…» Н. Гоголь

КАТЕГОРИИ

Историческая страничка

10

Части речи

10

20

Загадки, ребусы, шарады

10

20

Фразеологизмы

30

30

Лексика

40

20

10

20

10

30

40

50

40

30

20

50

40

30

50

40

50

50

ФИНАЛ

10 В каком словаре можно найти информацию о происхождении слова?

Ответ

ОТВЕТ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

20

20

Какая буква неофициально появилась в русском алфавите с приходом Интернета?

Ответ

ОТВЕТ Буква @, которая часто используется в рекламе для обозначения звука «а» в некоторых словах: «соб@ка» вместо «собака».

30

Как правильно: «в «Песн и о вещем Олеге» или «в «Песн е о вещем Олеге»?

Ответ

ОТВЕТ

В современном русском языке существительное песня относится к 1 склонению. Следовательно, надо произносить и писать в песне (предложный падеж), но Пушкин, повествуя о делах давно минувших дней, использовал устаревшую форму этого слова песнь. Поэтому, говоря о произведении Пушкина, надо произносить и писать « в «Песни о вещем Олеге».

50

Сгруппируйте данные слова в соответствии с этимологическими корнем:

горло, воздух, ведьма, дань, ожерелье, вежливый, подать, невежда, дыхание, невежа, вдохновение, дать, вежливость, подарок, душа, сведущий, Дарья, дышло, жерло, вздох.

Ответ

ОТВЕТ

1) горло, жерло, ожерелье;

2) ведьма, вежливый, сведущий, невежда, вежливость;

3) подарок, Дарья, дать, подать, дань;

4) душа, воздух, вдохновение, дыхание, дышло, вздох

40

Закончилось театральное представление. Зазвучали бурные аплодисменты. Один восторженный зритель стал кричать «бис». Вдруг к нему подошёл администратор и стал говорить, что так кричать нельзя. Почему?

Ответ

ОТВЕТ

БИС в переводе с французского языка обозначает «повтор», «повторить».

Всё представление повторить невозможно!

10

Родители этой части речи Глагол и Наречие.

Ответ

ОТВЕТ

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

20

Отрывок из стихотворения Бориса Слуцкого:   Цепляюсь за слежавшийся, сложившийся,  Служивший многим людям оборот.  Я поверну его наоборот,  И он, привычной тяжести лишившийся,  Ввысь воспарит и ринется вперед.

Сколько в этом отрывке причастий?  

Ответ

ОТВЕТ

Цепляюсь за слежавшийся , сложившийся,  Служивший многим людям оборот.  Я поверну его наоборот,  И он, привычной тяжести лишившийся ,  Ввысь воспарит и ринется вперед. 

30

Образуйте прилагательные от имен собственных.

Кривой Рог, Белая Церковь, Париж, Воронеж, Чернигов, Винница, Западная Европа.

Ответ

ОТВЕТ

Кривой Рог – криворожский,

Белая Церковь -белоцерковский,

Париж – парижский,

Воронеж – воронежский,

Чернигов – черниговский,

Винница – винницкий,

Западная Европа – западноевропейский .

40

Назовите имена существительные, образованные от прилагательных, обозначающих название…

Кушаний;

Магазинов;

Поездов;

Профессий.

Ответ

ОТВЕТ

Кушанье жаркое, заливное, мороженое;

Магазины булочная, кондитерская ;

Поезда скорый, пассажирский, товарный, почтовый;

Профессии рабочий, дежурный, портной, военный, пожарный.

50

Дорогая моя иваси!

Иваси – какого рода?

Ответ

ОТВЕТ

Иваси – женского рода, происходит это слово от японского iwasi – селёдка.

Селедка – небольшая промысловая рыба сем. сельдевых; дальневосточная сардина. Жирная и. Сельдь и. // Мясо такой рыбы. Приготовить иваси в томате.

10

Как зовут каждую из трёх упрямых девочек, одна из которых никогда не выходит из комнаты, другая – из квартиры, а третья – с веранды?

Ответ

ОТВЕТ

Ната, Ира, Вера

20

Со стенки светит первый слог,

Наездник мчится на втором,

А третий (кто б подумать мог?)

В славянской азбуке найдём.

А в целом неприятен он,

Его преследует закон.

Ответ

ОТВЕТ

БРАКОНЬЕР

50

Поговорка о храбрости, смелости и решительности

Ответ

ОТВЕТ

30

Ответ

ОТВЕТ

ЧЕСТЬ

40

Ты найдёшь меня на дне

В синем море. И во мне

От начала до конца

Два предлога и три «ца».

Ответ

ОТВЕТ

У – С- ТРИ- ЦА

10

В какой из пословиц пропущено название не того животного, что в остальных? Какие это животные?

Страшнее …. зверя нет

Знает …, чье мясо съела.

Ночью все … серы.

Доброе слово и … приятно.

Кот из дома – … в пляс.

Ответ

ОТВЕТ

Кот из дома – мыши в пляс.

В остальных – кошка (и).

20

Фразеологическая загадка

  • Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.
  • Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
  • Ее просит рваная обувь.

Ответ

ОТВЕТ

КАША

30

Исправьте фразеологизм:

«Молчать, как рыба об лед»

Ответ

ОТВЕТ

Молчать, как рыба.

Биться, как рыба об лед.

40

Угадай фразеологизмы

Ответ

ОТВЕТ

Крокодиловы слёзы

Кот наплакал

Как кошка с собакой

Сесть в лужу

50

Разгадай ребус

Ответ

ОТВЕТ

АРШИН С ШАПКОЙ

Так говорят о человеке, который очень маленького роста.

Аршин – русская мера длины, равная 71 см.

10

Как с точки зрения происхождения называются слова злато, длань, уста?

Ответ

ОТВЕТ

АРХАИЗМЫ

Злато – золото

длань – ладонь

уста – рот

20

Сколько различных смыслов имеет фраза

«Знакомые учителя вернулись из командировки в Москву»?

Ответ

ОТВЕТ

4

30

Как-то первоклассник Саша в книге про индейцев увидел слово «пироги». «Интересно, – подумал мальчик, – какие пироги пекли индейцы?» На самом деле Саша перепутал слова «пирог и » и «пир о ги». Как называются подобные слова?

Ответ

ОТВЕТ

ОМОНИМЫ

(ОМОГРАФЫ)

40

Найдите во фразе “Устами младенца глаголет истина” заимствованные слова .

Замените их исконно русскими соответствиями.

 

Ответ

ОТВЕТ

Все слова в этом предложении заимствованы из старославянского и церковно-славянского языков.

Русский вариант :

Ртом ребенка говорит правда

 

50

Расшифруйте аббревиатуры, которые исчезли из употребления.

РОСТА,

губком,

ликбез,

НЭП,

Совнарком,

Коминтерн,

ЧК.

Ответ

ОТВЕТ

РОСТА – Российское Телеграфное Агентство, губком – губернский комитет,

ликбез – ликвидация безграмотности,

НЭП – новая экономическая политика,

Совнарком – Совет народных Комиссаров,

Коминтерн – Коммунистический Интернационал,

ЧК – чрезвычайная комиссия.

ФИНАЛ

Расшифровать фразу – строчку из известного стихотворения, песни, басни.

Даны три толкования: на научном языке (3 балла), в юридически-бюрократическом стиле (2 балла), на языке антонимов (1 балл).

А) Индивид в возрасте от 2 до 5 лет физически переместился в направлении лица мужского пола, находящегося с ним в кровно-родственных отношениях по восходящей линии .

Б) Субъект права с ограниченной дееспособностью по возрастному признаку нанёс визит родственнику по мужской линии, законным наследником первой очереди которого он является.

В) Дылда дочь от мамы смылась.

Ответ

ОТВЕТ

Крошка сын к отцу пришёл

А) У женщины гораздо старше средних лет существовали до биологической смерти два представителя водоплавающей птицы с явным проявлением сангвинического темперамента.

Б) Гражданка преклонных лет на законных основаниях обладала правом владения, пользования и распоряжения домашней водоплавающей птицей в количестве двух голов.

В) У деда скончалась одна грустная курица.

Ответ

ОТВЕТ

Жили у бабуси два весёлых гуся

А) Субъект находится в помещении с повышенным содержанием водяного пара в воздухе, имеющем отверстие в стене, покрытое металлической сеткой, в позе, при которой туловище опирается на пол своей нижней частью, а ноги согнуты или вытянуты.

Б) Осуждённый сделал публичное заявление о том, что отбывает свой срок в камере, не соответствующей санитарным нормам: малоосвещённой, с влажным воздухом, с металлическим заграждением в проёме.

В) Стою у распахнутого настежь окна залитой светом сухой комнаты.

Ответ

ОТВЕТ

Сижу за решёткой в темнице сырой…

Спасибо за игру!

kopilkaurokov.ru

Интерактивная игра по русскому языку для 8 класса

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛАСС

Красота русского языка, его богатство,, точность, меткость, выразительность вызывают восторженные отзывы. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг…» Н. Гоголь

КАТЕГОРИИ

Историческая страничка

10

Части речи

10

20

Загадки, ребусы, шарады

10

20

Фразеологизмы

30

30

Лексика

40

20

10

20

10

30

40

50

40

30

20

50

40

30

50

40

50

50

ФИНАЛ

10 В каком словаре можно найти информацию о происхождении слова?

Ответ

ОТВЕТ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

20

20

Какая буква неофициально появилась в русском алфавите с приходом Интернета?

Ответ

ОТВЕТ Буква @, которая часто используется в рекламе для обозначения звука «а» в некоторых словах: «соб@ка» вместо «собака».

30

Как правильно: «в «Песн и о вещем Олеге» или «в «Песн е о вещем Олеге»?

Ответ

ОТВЕТ

В современном русском языке существительное песня относится к 1 склонению. Следовательно, надо произносить и писать в песне (предложный падеж), но Пушкин, повествуя о делах давно минувших дней, использовал устаревшую форму этого слова песнь. Поэтому, говоря о произведении Пушкина, надо произносить и писать « в «Песни о вещем Олеге».

50

Сгруппируйте данные слова в соответствии с этимологическими корнем:

горло, воздух, ведьма, дань, ожерелье, вежливый, подать, невежда, дыхание, невежа, вдохновение, дать, вежливость, подарок, душа, сведущий, Дарья, дышло, жерло, вздох.

Ответ

ОТВЕТ

1) горло, жерло, ожерелье;

2) ведьма, вежливый, сведущий, невежда, вежливость;

3) подарок, Дарья, дать, подать, дань;

4) душа, воздух, вдохновение, дыхание, дышло, вздох

40

Закончилось театральное представление. Зазвучали бурные аплодисменты. Один восторженный зритель стал кричать «бис». Вдруг к нему подошёл администратор и стал говорить, что так кричать нельзя. Почему?

Ответ

ОТВЕТ

БИС в переводе с французского языка обозначает «повтор», «повторить».

Всё представление повторить невозможно!

10

Родители этой части речи Глагол и Существительное.

Ответ

ОТВЕТ

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

20

Отрывок из стихотворения Бориса Слуцкого:   Цепляюсь за слежавшийся, сложившийся,  Служивший многим людям оборот.  Я поверну его наоборот,  И он, привычной тяжести лишившийся,  Ввысь воспарит и ринется вперед.

Сколько в этом отрывке причастий?  

Ответ

ОТВЕТ

Цепляюсь за слежавшийся , сложившийся,  Служивший многим людям оборот.  Я поверну его наоборот,  И он, привычной тяжести лишившийся ,  Ввысь воспарит и ринется вперед. 

30

Образуйте прилагательные от имен собственных.

Кривой Рог, Белая Церковь, Париж, Воронеж, Чернигов, Винница, Западная Европа.

Ответ

ОТВЕТ

Кривой Рог – криворожский,

Белая Церковь -белоцерковский,

Париж – парижский,

Воронеж – воронежский,

Чернигов – черниговский,

Винница – винницкий,

Западная Европа – западноевропейский .

40

Назовите имена существительные, образованные от прилагательных, обозначающих название…

Кушаний;

Магазинов;

Поездов;

Профессий.

Ответ

ОТВЕТ

Кушанье жаркое, заливное, мороженое;

Магазины булочная, кондитерская ;

Поезда скорый, пассажирский, товарный, почтовый;

Профессии рабочий, дежурный, портной, военный, пожарный.

50

Дорогая моя иваси!

Иваси – какого рода?

Ответ

ОТВЕТ

Иваси – женского рода, происходит это слово от японского iwasi – селёдка.

Селедка – небольшая промысловая рыба сем. сельдевых; дальневосточная сардина. Жирная и. Сельдь и. // Мясо такой рыбы. Приготовить иваси в томате.

10

Как зовут каждую из трёх упрямых девочек, одна из которых никогда не выходит из комнаты, другая – из квартиры, а третья – с веранды?

Ответ

ОТВЕТ

Ната, Ира, Вера

20

Со стенки светит первый слог,

Наездник мчится на втором,

А третий (кто б подумать мог?)

В славянской азбуке найдём.

А в целом неприятен он,

Его преследует закон.

Ответ

ОТВЕТ

БРАКОНЬЕР

50

Поговорка о храбрости, смелости и решительности

Ответ

ОТВЕТ

30

Ответ

ОТВЕТ

ЧЕСТЬ

40

Ты найдёшь меня на дне

В синем море. И во мне

От начала до конца

Два предлога и три «ца».

Ответ

ОТВЕТ

У – С- ТРИ- ЦА

10

В какой из пословиц пропущено название не того животного, что в остальных? Какие это животные?

Страшнее …. зверя нет

Знает …, чье мясо съела.

Ночью все … серы.

Доброе слово и … приятно.

Кот из дома – … в пляс.

Ответ

ОТВЕТ

Кот из дома – мыши в пляс.

В остальных – кошка (и).

20

Фразеологическая загадка

  • Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.
  • Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
  • Ее просит рваная обувь.

Ответ

ОТВЕТ

КАША

30

Исправьте фразеологизм:

«Молчать, как рыба об лед»

Ответ

ОТВЕТ

Молчать, как рыба.

Биться, как рыба об лед.

40

Угадай фразеологизмы

Ответ

ОТВЕТ

Крокодиловы слёзы

Кот наплакал

Как кошка с собакой

Сесть в лужу

50

Разгадай ребус

Ответ

ОТВЕТ

АРШИН С ШАПКОЙ

Так говорят о человеке, который очень маленького роста.

Аршин – русская мера длины, равная 71 см.

10

Как с точки зрения происхождения называются слова злато, длань, уста?

Ответ

ОТВЕТ

АРХАИЗМЫ

Злато – золото

длань – ладонь

уста – рот

20

Сколько различных смыслов имеет фраза

«Знакомые учителя вернулись из командировки в Москву»?

Ответ

ОТВЕТ

4

30

Как-то первоклассник Саша в книге про индейцев увидел слово «пироги». «Интересно, – подумал мальчик, – какие пироги пекли индейцы?» На самом деле Саша перепутал слова «пирог и » и «пир о ги». Как называются подобные слова?

Ответ

ОТВЕТ

ОМОНИМЫ

(ОМОГРАФЫ)

40

Найдите во фразе “Устами младенца глаголет истина” заимствованные слова .

Замените их исконно русскими соответствиями.

 

Ответ

ОТВЕТ

Все слова в этом предложении заимствованы из старославянского и церковно-славянского языков.

Русский вариант :

Ртом ребенка говорит правда

 

50

Расшифруйте аббревиатуры, которые исчезли из употребления.

РОСТА,

губком,

ликбез,

НЭП,

Совнарком,

Коминтерн,

ЧК.

Ответ

ОТВЕТ

РОСТА – Российское Телеграфное Агентство, губком – губернский комитет,

ликбез – ликвидация безграмотности,

НЭП – новая экономическая политика,

Совнарком – Совет народных Комиссаров,

Коминтерн – Коммунистический Интернационал,

ЧК – чрезвычайная комиссия.

ФИНАЛ

Расшифровать фразу – строчку из известного стихотворения, песни, басни.

Даны три толкования: на научном языке (3 балла), в юридически-бюрократическом стиле (2 балла), на языке антонимов (1 балл).

А) Индивид в возрасте от 2 до 5 лет физически переместился в направлении лица мужского пола, находящегося с ним в кровно-родственных отношениях по восходящей линии .

Б) Субъект права с ограниченной дееспособностью по возрастному признаку нанёс визит родственнику по мужской линии, законным наследником первой очереди которого он является.

В) Дылда дочь от мамы смылась.

Ответ

ОТВЕТ

Крошка сын к отцу пришёл

А) У женщины гораздо старше средних лет существовали до биологической смерти два представителя водоплавающей птицы с явным проявлением сангвинического темперамента.

Б) Гражданка преклонных лет на законных основаниях обладала правом владения, пользования и распоряжения домашней водоплавающей птицей в количестве двух голов.

В) У деда скончалась одна грустная курица.

Ответ

ОТВЕТ

Жили у бабуси два весёлых гуся

А) Субъект находится в помещении с повышенным содержанием водяного пара в воздухе, имеющем отверстие в стене, покрытое металлической сеткой, в позе, при которой туловище опирается на пол своей нижней частью, а ноги согнуты или вытянуты.

Б) Осуждённый сделал публичное заявление о том, что отбывает свой срок в камере, не соответствующей санитарным нормам: малоосвещённой, с влажным воздухом, с металлическим заграждением в проёме.

В) Стою у распахнутого настежь окна залитой светом сухой комнаты.

Ответ

ОТВЕТ

Сижу за решёткой в темнице сырой…

Спасибо за игру!

kopilkaurokov.ru

Дополнительные задания по русскому языку. 8 класс

ВСТАВЬТЕ ОРФОГРАММЫ, РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.

                                                                           Текст №1

Солнце зак..тил..сь и ноч..  послед..вала за днем без пр..межутка  как это обыкнове(н,нн)о бывает на юге. Я в последний раз огл..нулся (в)низ на д..лину густой туман нахлынувший из ущелий покрывал ее соверше(н,нн)о и н.. единый звук (не)дол..тал до нашего слуха. До станц..и оставал..сь еще с версту. Слев.. ч..рнело глубокое ущелье а за ним и (в)переди нас темные верш..ны гор изрытые м..рщинами рисовались на бледном неб..склоне еще сохранивш..м последний о..блеск з..ри. На темном неб.. нач..нали м..лькать звезды и мне показал..сь что они гораздо выше чем у нас на севере. (Кое)где (из)под снега выгляд..вали кустарн..ки но н..  один сухой листок (не)ш..в..лился и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и побрякиванье русского колокольч..ка. Мы уже стали разл..чать (в)дали почтовую станц..ю и крыши саклей и (в)скоре перед нами зам..лькали пр..ветливые огоньки. Нам отв..ли ночлег в дымной закопче(н,нн)ой сакле. Я пр..гл..сил своего спутника выпить стакан чаю ибо со мною был чайник  единстве(н,нн)ая моя отрада в пут..шествиях по Кавказу. (По Лермонтову).

                                                                             Текст №2

После многодневной (не)прекращающ..йся осады весна в..рвалась в город. Рушились подточе(нн,н)ые солнцем снежные в..лы и креп..ст..  в..здвигнутые реб..тишками а в лужах терпели бед..ствие бумажные фл..тилии дымил..сь еще (не)очищенные от снега скаты (темно)синих крыш. Грачи словн.. минеры озабоче(н,нн)о прощуп..вали длинными белыми носами(не)ста..вший снег. 

     Зима отступила в сады укрыл..сь за сараями и заборами и только по ночам осмел..валась на вылазки  перехват..вала морозцем руч..и.  Под всеми крышами б..рабанила капель во всех дворах зв..нели детские голоса а над домами и дворами над улицами и пер..крестками выпис..вали вираж.. грачи (не)смолкавшие н.. на минуту. За городом уже п..стрел.. от пр..талин. Ч..рнели гребни прошл..годней п..хоты бурели пролысины старой травы. Солнце плавил.. остатки снега.. и воздух зв..нел от стекля(н,нн)ого ш..роха бе(с,сс)четного множ..ства подта..вавших льдинок от стекающ..й капля за каплей где(то) в тайниках сугробов талой воды. (По Е.  Носову).

                                                                      Текст №3

     Вод..ная мельн..ца. На другом берегу омута стояла старая водя..ная мельница. Это был (не)большой деревя(н,нн)ый дом..к. Одна его стена п..дходила к самой вод.. и к ней были пр..деланы два огромных колеса с широкими лопастями как у пар..хода. Вдруг огромные деревя(н,нн)ые колеса дрогнули задр..жали и нач..ли вороча..ься. Сначал.. медле(н,нн)о как(бы) с усилием потом быстрее  быстрее и с них с шумом и с плеск..м нач..ли ст..кать целые потоки воды.Вода под колесами запен..лась и п..бежала через омут и дальше бурлящ..м кипуч..им ..отоком. Я видел все это первый раз и (не)мог оторватьглаз от чудесного зрелища.  

                                                                        Текст №4

Лист..пад был в полном разгар… Лес с каждым днем все более и более пр..н..мал моното(н,нн)о-серую, бе..жизне(н,нн)ую окраску  знамену..щую пр..бл..жение зимы. Только дубняки сохр..нили еще листву но и она пож..лтела и от этого к..залась еще печальнее. Кусты лише(н,нн)ые пышных нарядо, стали уд..вительно похож.. друг на друга. Ч..рная п..хол..девшая земля пр..крытая опавш..й листво, погружал..сь в крепкий сон р..стения п..корно без протестов готовились к смерти. (В.Арсеньев).

                                                                                    Текст 5

На свете есть страна которую мы узнаем и нач..наем любить с самого ра(н,нн)его возраста это  Дания  окруже(н,нна)я с трех сторон морем. Маленькая северная страна она пл..няет нас потому что в ней жил и писал Ганс Христиан Андерсен   ве..ичайший  сказочник мира. Чего только нет в его сказках! Эльфы и тролли крошеч..ная девочка Дюймовочка  выш..дшая на белый свет из т..льпана п..чальная маленькая русалочка подпл..вающая под самые окна человеч..ского жилья и прозрач..ный дворец из тончай..его китайского ф..рфора и летящ..е в холодн..м вихре (в)след за санями снежной королевы детские салазки…

                                                                                 Текст №6

Чуде..сная осень сухая и теплая в этом году долго (не)покидала землю долго (не)сбрас..вала багряных ж..лтых и розовых листьев осины липы и клена. Красота земли тр..вожила сердце Сергея напом..нала о прошлых днях так ярко зап..ч..тлевшихся в памяти. Осень м..нила в опустевш..е поля в сквозное пор..девшее чернолесье. Однажды утром выйдя во двор Сергей увид..л п..белевшую от ин..я крышу сарая пос..девшую землю прихваче(н,нн)ую морозцем затв..рдевшую траву покрытую редким сн..жком словно солью. Он пош..л узкой тропкой через к..ртофельное поле все изрыт..е л..патами. Подо(ж,жже)нные осенью березы и осины били в глаза яркими красками. В д..рожных колеях с..нели тонкие пл..стинки льда зат..нувшего лужиц… Такая тиш..на была в лесу что щеб..танье синиц прыг..вших по веткам к..залось н..обычайно звонким. Все вокруг к..залось н..обычайно четким и (не)вида(н,нн)о красивым и белые стволы берез и яркие листья и бледно-синее будто выцв..тшее небо.(По  Улицкой).

                                                                             Текст №7

Журавль так сказать самая извес..ная отлетная птица. Он живет в речи и в пословицах и в пр..метах народных. Дли(н,нн)оногого и дли(н,нн)ошеего человека как раз прозовут журавлем. Не же..лая менять верное малое на неверное большое говорят Не сули журавля в небе а дай синицу в руки. Выр..жение это уже показ..вает высоту журавлиного п..лета. Кто (не)слыхал их пр..нзительного курлыканья похожего на отдале(н,нн)ые звуки валторн и труб пад..ющего с неба с вышины недоступной иногда глазу человека? В строгом смысле журавль (не)степная а полевая птица. В настоящих степях редко встретиш.. журавлей они любят хлебные поля и всп..ха(н,ннную землю. Тогда журавль сер..ез..н и важно расхаж..вает по полям подб..рая корм и в нем нет н..чего смешного но как начнет он бегать играть пр..седать подпрыг..вать (в)верх с распуще(н,нн)ыми крыльями то нельзя без смеха смотреть на его пр..делки. Разумеется такие сцены можно вид..ть или (из)дали или подкравш..сь так ост..рожно что(бы) журавли (не)пр..метили человека. Журавль (не)может поднят..ся с места вдруг. Ему нужно два-три метра что(бы) разб..жат..ся. Весьма естественно что журавль  очень сильная птица. (По Пришвину).

                                                                      Текст №8

 Туман частью подн..мался откр..вая мокрые камыш..вые крыши частью пр..вращался в р..су увл..жняя дорогу и траву около заборов. Охотники шли рядом по сырой п..росш..й травою дороге. Собаки м..хая хвостами и огляды..ваясь на хозяина бежали по сторонам. Мириады к..маров в..лись в воздухе и пр..следовали охотников покр..вая их спины лица и руки. Пахло травой и лесною сыростью. Оленин ш..л бе..преста(н,нн)о огляд..ваясь на арбу в которой сидела Марьянка и подг..няла хв..р..стиной быков. Было тихо. Звуки станицы слышные прежде теперь уже не д..ходили до охотников только собаки тр..щали по тернам и изредк.. откл..кались птицы. Оленин знал что в лесу опас..но. Не то чтоб ему было страшно но он чувствовал что другому на его месте могло  быть страшно и с особе(н,нн)ым напр..жением вгляд..ваясь в тумА(н,нн)ый сырой лес вслуш..ваясь в редкие слабые звуки п..р..хват..вал ружье и испыт..вал пр..ятное и новое для него чувство. Дядя Ерошка идя (в)переди при каждой луже на которой были следы зверя остан..вливался и вн..мательно разгляд..вая указ..вал на них Оленину. Он почти не говорил только изредк… и ш..потом делал свои зам..чания. Этот лес опасность старик со своим таинстве(н,нн)ым ш..потом Марьянка со своим мужественным и стройным станом и горы все это к..залось сном Оленину. (По Л. Н. То л с т о м у).

                                                                               Текст №9

Лес окончательно стр..хнувший с себя остатки ночного мрака встал во всем своем зеленом величии… (Не)смотря на вчерашн.. метель день об..щал быть ясным морозным ядреным.  С..рока чист..вшая на ветке ольховника острый клюв вдруг пов..рнула голову (на)бок пр..слушалась пр..села готовая с..рват..ся и улететь. Тр..вожно хрустели суч..я. Кто(то) большой сильный ш..л скво..ь лес не разб..рая дороги. Затр..щали кусты зам..тались вершины маленьких сосенок заскр..пел ос..дая, наст. С..рока вскрикнула и распустив хвост похож..й на оп..рение стрелы по прямой пол..тела проч…Из припудренной утре(н,нн)им инее..м хвои высунул..сь длинная бурая морда увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Старый лось застыл в сосняке. Настороже(н,нн)ые уши ловили каждый звук и слух его был так остер что слышал зверь как короед точ..т древ..сину проклад..вая ход под корой сосны. Но даже и эти чуткие уши (не)слышали здесь в лесу н..чего кроме птич..ей треск..тни стука дятла и ровного звона сосновых вершин. (По Полевому.)

                                                                               Текст №10

Снег падал густыми хлоп..ями. По саратовской дорог.. медле(н,нн)о т..щилась кибитка запряже(н,нн)ая тремя изнуре(н,нн)ыми лошадьми. Кругом ра(с,сст)..лалась снежная р..внина раскид..валась белая степь. Резкий ветер гулял на простор… Было холодно грус..но и мрачно. Кто (не)езжал по нашим степям тот (не)может составить себе н..какого понятия о степной метел… Сп..рва валит снег и ветер порыв..сто сыпл..т им во все стороны не зная отпора и пр..грады. Земля как скова(н,нн)ое море покрытое беспр..дельною хрупкою скатерт..ю резко отделя..тся от черного неба нависшего над ней другой сплошною ч..рною степью. Н.. птица н.. пролетит н.. заяц н.. пром..лькнет все безлюдно мертво дико беспр..дельно и полно суровой таинств..нности. Один голос нач..нающ..йся бури раздается свободно по плоскому пространству и плачет и воет и ревет страшными одной степи извес..ными голосами. Вдруг вся природа содро..гается. Л..тит метель на крыльях ветра. Нач..нается что(то)  н..понятное чудное (не)выр..зимое. Земля ли в судорогах рвется к небу небо ли рушится на землю но все вдруг смеш..вается вертится сл..вается в адский хаос. Глыбы снега как исполинские саваны подн..маются шатаясь (к)верху и клубясь с страшным гулом бор..тся между собой падают кувыркаются ра(с,сс)ыпаются и снова подн..маются еще больше еще страшнее. Кругом н.. дороги н.. села. Метель со всех сторон. Тут ее царство ее разгул ее дикое веселье. Беда тому кто попался ей в руки она замучит заверт..т засыпл..т снегом да насмеется (в)доволь а иной раз таки живого (н..)отпустит. (По Соллогубу)

Текст №3

     Вод..ная мельн..ца. На другом берегу омута стояла старая водя..ная мельница. Это был (не)большой деревя(н,нн)ый дом..к. Одна его стена п..дходила к самой вод.. и к ней были пр..деланы два огромных колеса с широкими лопастями как у пар..хода. Вдруг огромные деревя(н,нн)ые колеса дрогнули задр..жали и нач..ли вороча..ься. Сначал.. медле(н,нн)о как(бы) с усилием потом быстрее  быстрее и с них с шумом и с плеск..м нач..ли ст..кать целые потоки воды.Вода под колесами запен..лась и п..бежала через омут и дальше бурлящ..м кипуч..им ..отоком. Я видел все это первый раз и (не)мог оторватьглаз от чудесного зрелища.  

Текст №3

     Вод..ная мельн..ца. На другом берегу омута стояла старая водя..ная мельница. Это был (не)большой деревя(н,нн)ый дом..к. Одна его стена п..дходила к самой вод.. и к ней были пр..деланы два огромных колеса с широкими лопастями как у пар..хода. Вдруг огромные деревя(н,нн)ые колеса дрогнули задр..жали и нач..ли вороча..ься. Сначал.. медле(н,нн)о как(бы) с усилием потом быстрее  быстрее и с них с шумом и с плеск..м нач..ли ст..кать целые потоки воды.Вода под колесами запен..лась и п..бежала через омут и дальше бурлящ..м кипуч..им ..отоком. Я видел все это первый раз и (не)мог оторватьглаз от чудесного зрелища.  

Текст №3

     Вод..ная мельн..ца. На другом берегу омута стояла старая водя..ная мельница. Это был (не)большой деревя(н,нн)ый дом..к. Одна его стена п..дходила к самой вод.. и к ней были пр..деланы два огромных колеса с широкими лопастями как у пар..хода. Вдруг огромные деревя(н,нн)ые колеса дрогнули задр..жали и нач..ли вороча..ься. Сначал.. медле(н,нн)о как(бы) с усилием потом быстрее  быстрее и с них с шумом и с плеск..м нач..ли ст..кать целые потоки воды.Вода под колесами запен..лась и п..бежала через омут и дальше бурлящ..м кипуч..им ..отоком. Я видел все это первый раз и (не)мог оторватьглаз от чудесного зрелища.  

Текст №3

     Вод..ная мельн..ца. На другом берегу омута стояла старая водя..ная мельница. Это был (не)большой деревя(н,нн)ый дом..к. Одна его стена п..дходила к самой вод.. и к ней были пр..деланы два огромных колеса с широкими лопастями как у пар..хода. Вдруг огромные деревя(н,нн)ые колеса дрогнули задр..жали и нач..ли вороча..ься. Сначал.. медле(н,нн)о как(бы) с усилием потом быстрее  быстрее и с них с шумом и с плеск..м нач..ли ст..кать целые потоки воды.Вода под колесами запен..лась и п..бежала через омут и дальше бурлящ..м кипуч..им ..отоком. Я видел все это первый раз и (не)мог оторватьглаз от чудесного зрелища.  

Текст №3

     Вод..ная мельн..ца. На другом берегу омута стояла старая водя..ная мельница. Это был (не)большой деревя(н,нн)ый дом..к. Одна его стена п..дходила к самой вод.. и к ней были пр..деланы два огромных колеса с широкими лопастями как у пар..хода. Вдруг огромные деревя(н,нн)ые колеса дрогнули задр..жали и нач..ли вороча..ься. Сначал.. медле(н,нн)о как(бы) с усилием потом быстрее  быстрее и с них с шумом и с плеск..м нач..ли ст..кать целые потоки воды.Вода под колесами запен..лась и п..бежала через омут и дальше бурлящ..м кипуч..им ..отоком. Я видел все это первый раз и (не)мог оторватьглаз от чудесного зрелища.  

Текст №3

     Вод..ная мельн..ца. На другом берегу омута стояла старая водя..ная мельница. Это был (не)большой деревя(н,нн)ый дом..к. Одна его стена п..дходила к самой вод.. и к ней были пр..деланы два огромных колеса с широкими лопастями как у пар..хода. Вдруг огромные деревя(н,нн)ые колеса дрогнули задр..жали и нач..ли вороча..ься. Сначал.. медле(н,нн)о как(бы) с усилием потом быстрее  быстрее и с них с шумом и с плеск..м нач..ли ст..кать целые потоки воды.Вода под колесами запен..лась и п..бежала через омут и дальше бурлящ..м кипуч..им ..отоком. Я видел все это первый раз и (не)мог оторватьглаз от чудесного зрелища.  

Текст №3

     Вод..ная мельн..ца. На другом берегу омута стояла старая водя..ная мельница. Это был (не)большой деревя(н,нн)ый дом..к. Одна его стена п..дходила к самой вод.. и к ней были пр..деланы два огромных колеса с широкими лопастями как у пар..хода. Вдруг огромные деревя(н,нн)ые колеса дрогнули задр..жали и нач..ли вороча..ься. Сначал.. медле(н,нн)о как(бы) с усилием потом быстрее  быстрее и с них с шумом и с плеск..м нач..ли ст..кать целые потоки воды.Вода под колесами запен..лась и п..бежала через омут и дальше бурлящ..м кипуч..им ..отоком. Я видел все это первый раз и (не)мог оторватьглаз от чудесного зрелища.  

infourok.ru

Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс

Олимпиада по русскому языку

Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2014-2015 учебный год

8 класс

Задание 1

Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы: воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример?

7 баллов

Ответ

Воз – вёз, нос – нёс, пыл – пил, быт – бить, даль – дал, быль – бил, пример – примерь.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 7 баллов

Задание 2

Расставьте ударения в следующих словах: балуясь, понявший, мельком, досуха, удобнее, нанесена, километр, по двое, начатый, до смерти.

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

БалУясь, понЯвший, мЕльком, дОсуха, удОбнее, нанесенА, киломЕтр, пО двое, нАчатый, дО смерти

Задание 3

Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

  • птицы одинакового оперения держатся вместе –

  • у него еще за ушами не просохло –

  • не стоит пороха и дроби –

  • птичка в руке стоит двух в кустах –

  • просто, как пирог –

  • возить уголь в Ньюкасл –

  • хранить в вате –

  • не стоит и пуговицы –

  • по самые локти –

  • убить двух птиц одним камнем –

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Ответ

  • птицы одинакового оперения держатся вместе – два сапога пара, одного поля ягодки

  • у него еще за ушами не просохло – молоко на губах не обсохло

  • не стоит пороха и дроби – овчинка выделки не стоит

  • птичка в руке стоит двух в кустах – лучше синица в руке, чем журавль в небе

  • просто, как пирог – как дважды два

  • возить уголь в Ньюкасл – ездить в Тулу со своим самоваром

  • хранить в вате – беречь как зеницу ока

  • не стоит и пуговицы – гроша ломаного не стоит

  • по самые локти – сыт по самое горло

  • убить двух птиц одним камнем – убить двух зайцев

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Задание 4

Объясните происхождение наречия восвояси.

5 баллов

Ответ

К себе домой (восвояси отправился, убраться восвояси). Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания «во своя вђси» – « в свои деревни, домой».

Задание 5

Приведите как можно больше однокоренных слов к слову привет.

За каждый пример по 1 баллу, но не больше 6 баллов

Ответ

Приветливый, приветствие, приветствовать, поприветствовать, приветливость, приветственный.

Задание 6

Укажите, в чем особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час».

От ликующих, праздно болтающих,

обагряющих руки в крови

уведи меня в стан погибающих

за великое дело любви.

3 балла

Ответ

Причастия ликующих, болтающих, обагряющих, погибающих воспринимаются здесь как существительные.

Задание 7

Подберите к словам в правой колонке слова из левой колонки так, чтобы они образовали словосочетания: научный термин или образное выражение. Если словосочетания будут подобраны правильно, то по первым буквам левого столбика вы прочтете сверху вниз название известной картины. Вспомните, кто ее написал.

Прокруст узел

избиение изобилие

Лукулл конюшня

Елисейский футляр

Тришкин шпат

Авгий ложе

лебедь Пенелопа

имя младенец

рог пир

Гордий поле

человек кафтан

Исландия натр

Работа песня

едкий число

7 + 3 = 10 баллов

Ответ

Гордиев узел
Рог изобилия
Авгиевы конюшни
Человек в футляре
Исландский шпат
Прокрустово ложе
Работа Пенелопы
Избиение младенцев
Лукуллов пир
Елисейские поля
Тришкин кафтан
Едкий натр
Лебединая песня
Именованное число

(Картина А. Саврасова «Грачи прилетели»)

Задание 8

Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания. Напишите сочинение, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора.

Вош…л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап…ротники окружающие плотно дерево. От капли пап…ротник дрогнул и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м…рщинами как ( будто) по нему плуг п…хал и живые папо…ротники такие чуткие что от одной капли скл…няются и шепчут что (то) друг другу и вокруг плотный к…вер заяч…ей к…пусты – все распол…жилось ( в) порядке образующем к…ртину.

10баллов + сочинение

Ответ

Вошел в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на папоротники, окружающие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты – все расположилось в порядке, образующем картину.

Качественными характеристиками созданного текста должны являться:

  1. убежденность и доказательность в защите принципиально важного суждения;

  2. логика в аргументации основного тезиса;

  3. умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста;

  4. грамотность (соблюдение норм русского литературного языка).

infourok.ru

План-конспект урока русского языка (8 класс) по теме: “Лингвистическое ассорти”(занимательная игра для 7-8 классов по русскому языку).

«Лингвистическое  ассорти» для 7- 8-х классов

в рамках недели русского языка и литературы 27.01.2012

                                                        Я ко всем наукам ключ      имею,

                                                  Я со всей вселенною знаком –

            Это потому, что я владею

    Русским всеохватным языком.

 Семен Данилов

В1. Вас рад приветствовать, друзья!

В2. Бонжур, хелло,  а вот и я!

                              Я рада приветствовать всех вас!

                               Большой словарный мой запас

                               На всех я изолью тотчас.

В1. Вы что?

В2. Я оседлала Парнас.

                               Не сразу – мне помог Пегас.

В1. Мы не за этим…

В2. Вот те раз!

                               А для чего же все мы тут

                               Создали творческий уют?

                               Народу полный класс собрали,

                               Всех от работы оторвали?

В1.  Вам все сейчас я объясню.

                                Мы восьмиклассников собрали,

                                Чтобы они здесь играли в  прекрасную игру –

                                Ей «Лингвистическое ассорти» названье,

                                Сегодня мы узнаем, кто в русском языке силён.

В2. А –а! поняла!

                                Мы здесь затем, чтоб насладиться

                                Игрой, которой равных нет.

                                И от команд мы ждём привет.

В1. Просим команды представиться.

                                   Команды представляются.

В1. В дорогу отправляться так

                                  Опасно. Это знает всяк.

                                   Хоть мы большие знатоки,

                                   Но нам нужны проводники.

В2. Без них нам всем придётся туго.

                                 Хоть выручаем мы друг друга,

                                 Порою нужен нам совет:

                                 Мы правильно идём иль нет.

В1. Жюри нас по пути направит

                                   И без вниманья не оставит.

                                   Коль ошибёмся, то поправит.

                                   Коль скажем правильно – прославит.

                                   Ему передаём привет – ведь без жюри дороги нет.

В2. Сегодня нашу игру судит многоуважаемое жюри в составе:

В1. Вот начинается игра.

                                   Теперь мы думаем, пора

                                   Командам начинать сражаться,

                                   В словесных играх упражняться.

Вместе.                      Желаем всем ни пуха, ни пера!

 1конкурс «Разминка»

В2. Задание: ответьте на вопросы (кто быстрее из команд даст правильный ответ, заработает 1балл).

  1. 1. У какого слона нет хобота? (у шахматного).
    2. Что случилось 31 февраля? (такого дня нет).
    3. Крышка стола имеет четыре угла. Один угол отпилили. Сколько у стола стало углов? (пять).
    4. Кто в половодье спасал зайцев? (дед Мазай).
    5. Какими нотами можно измерять расстояние? (ми-ля-ми).
    6. Чем кончаются день и ночь? (мягким знаком).
    7. В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? («Двенадцать месяцев»).
    8. Домашний дед Мороз. (Холодильник).
    9. Какие две ноты растут в огороде? (фа-соль).
    10. Назвать автора: «Вороне где-то бог послал кусочек сыра»? (Крылов).
    11. Что в огне не горит, а в воде не тонет? (лед).
    12. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое? (корова).
    13. Какие часы показывают правильное время только два раза в сутки? (которые стоят).
    14. Назовите детский юмористический киножурнал. («Ералаш»).
    15. Какой страшный зверь падок до малины? (медведь).
    16. Какой жук носит название того месяца, в котором он родился? (майский).
    17. Какие птицы не умеют летать? (пингвины и страусы).
    18. Продукт, который получают из свеклы и тростника? (сахар).
    19. Подземная железная дорога? (метро).
    20. Какое государство можно носить на голове? (Панама).
    21. Какое топливо добывают на болоте? (торф). 

3 конкурс «Отгадай пословицу»

В 2. Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл.

Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

  1. Два сапога – тара.
  2. Ус хорошо, а два лучше.
  3. Первый клин комом.
  4. Сашу маслом не испортишь.
  5. Старый друг лучше большого таракана.
  6. Два сапога пара, да оба в воду упали.
  7. У семи нянек кулаками не машут.
  8. Держался Авоська за Небоську и оба на левую ногу.
  9. Чем хвалишься, от того и наберешься.
  10. Скучен день до вечера, коли хвост телкин.
  11. Маленькая рыбка лучше новых двух.
  12. После драки дитя без глазу.
  13. С кем поведешься, на том и провалишься.
  14. Не суйся в волки, коли делать нечего.

4конкурс «Грамматическая арифметика»

В 1. Для каждой команды раздается по три примера. Задание: решите примеры.

Первой команде: РОВ + ПОЗА = ? вид транспорта. (Паровоз). 1балл

     КИПА + САТИН = ? музыкант. (Пианистка). 1балл

ТОСКА + ПАР + ШОВ = ? молочный продукт. (Простокваша). 1 балл

Второй команде: ОХРА + ПОД = ? вид водного транспорта. (Пароход). 1балл

ПАСТА + КЛИН = ? один из видов воспроизведения музыки. (Пластинка). 1балл

         ЛИК + ПЕНА = ? птица с большим зобом. (Пеликан). 1балл

Третьей команде: РИС + ПИКА =? дерево. (Кипарис.) 1балл

СИЛА + ПЕНЬ = ?плод. (Апельсин.) 1балл

МЕДЬ + ДВЕРЬ – РЬ =? зверь. (Медведь.) 1балл

5 конкурс «Образцовая речь»

Не зная орфоэпии

Во всём великолепии,

Не ощутишь её волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением,

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

Возил не шoфер, а шофёр.

Не фaрфор, а фарфoр.

Был оглашён не прuговор –

Судебный приговoр.

Строгал не стoляр, а столЯр,

Но дoску – не доскy.

И слушал в одиночестве

Не «Тoску», а тоскy.

В2. Задание№1: поставьте ударение в словах:

каталог, ходатайствовать, облегчит, одновременно, квартал, сорвала, премировать, торты, обеспечение, включит, банты, жалюзи, факсимиле.

За каждое правильно поставленное ударение по 1 баллу.

В1. Сколько речевых и сколько орфографических ошибок допущено в тексте? Как правильно поставить ударение в форме сравнительной степени прилагательного КРАСИВЫЙ?

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивeе», «Мы так хoчим»,

«Дoсуг, шoфер, прoцент, зaем,

Квaртал, пoртфель, бюлитeнь»,

«Пoверх плана выполняем»,

«Агент звoнит целый день».

          6 конкурс «Как об этом говорят?»

  В 2. Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

Подбери фразеологизм к его толкованию. За каждый правильно подобранный фразеологизм – 1 балл.

Подбери фразеологизм

Ответы

1. Овладевать собой, успокаиваться.
2. Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным.
3. Прежде всего, в первую очередь.
4. Недружно, в постоянной ссоре.
5. Становиться благоразумнее, образумливаться.
6. Тревожить, беспокоить кого-нибудь.
7. Испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком или о чём.
8. Совершенно безразлично, всё нипочём, ничего не действует.
9. Помогать в трудную минуту, выручать.
10. Временно, незаконно.
11. Поступать так, как прежде, в молодости.
12. Перестать беспокоить, тревожить кого-либо.
13. Притворяться, прикидываться, не быть самим собой.
14. Очень близко, рядом.
15. Постепенно, неуклонно, последовательно.
16. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе.
17. Прийти в состояние крайнего раздражения.
18. Усиленно думать над трудным вопросом.
19. Всё хорошо, всё в порядке (об успешном завершении дела).
20. Иногда, не часто.

1. Брать себя в руки.
2. Бросаться в глаза кому-либо.


3. В первую голову.
4. Как кошка с собакой.
5. Браться за ум.


6. Не давать покоя.
7. Болеть душой.


8. Как с гуся вода.


9. Протянуть руку помощи.
10. На птичьих правах.
11. Тряхнуть стариной.
12. Оставить в покое.


13. Играть роль.


14. В нескольких шагах.
15. Шаг за шагом.


16. Выходить в люди.

 
17. Выйти из себя.


18. Ломать голову.


19. Дело в шляпе.


20. Время от времени.

7 конкурс «Глаголъ»

Сказка про спряжения

Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, куда-то спешил, чем-то занимался.

Было у царя два сына : I спряжение и II спряжение.

Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им :

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили : II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах.

Это были глаголы : гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пришли они к царю с просьбой:

– Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

– Что случилось ?

– По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

– Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.

  8 конкурс «Строители»

  Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.

МЕ( )ОЛАД    ФОР( )НИК     ЖЕЛ( )СИН    ТАМ( )КА    ВАМ( )АТ ДРА( )УРА КИШ( )ЕЙ

КАР( )ЕМЕЦ    ВАМ( )АМИДА    ВОС( )АРЬ   ВОК( )ЕЖЬ   ПО( )ОТОК У( )ОВА

ГОР( )ОЛАД   НА( )НЯ   ЗА( )ЕЦ   СВИР( )НИК   КАР( )НА ПО( )АТКА  АМ( )АК

ГО( )КОТ   КОВ( )НЯ   КАБ( )ОШКО

          9 конкурс «Наборщики»

 В 1. Задание: наберите наибольшее количество слов из слова «литературоведение»  за одну минуту.

 За каждое слово по 1 баллу. 

10 конкурс «Занимательный синтаксис»

В 2. Исправьте ошибки в объяснительной Васи Сидорова по поводу пропусков уроков.

11 конкурс «Алфавит» Прочитайте отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Возок несется чрез ухабы,                                  Купцы, лачужки, мужики,
Мелькают мимо будки, бабы,                            Бульвары, башни, казаки,
Мальчишки, лавки, фонари,                              Аптеки, магазины моды,
Дворцы, сады, монастыри,                                Балконы, львы на воротах
Бухарцы, сани, огороды,                                    И стаи галок на крестах.

Перепишите в алфавитном порядке все предметы, которые “мелькают мимо” несущегося возка.

nsportal.ru

КВН по русскому языку для учащихся 7 – 8 классов. Тема: «Занимательная грамматика».

КВН по русскому языку для учащихся 7 – 8 классов. Тема: «Занимательная грамматика».

Цели: Расширение кругозора учащихся; развитие познавательных интересов учащихся к предметам гуманитарного цикла; тренировка логического мышления; увеличение словарного запаса.

Задача: Повторить теоретические сведения по русскому языку.

Ход мероприятия.

Вступление (учащиеся декламируют стихи).

1 ученик.

Выучи русский язык.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,

Выучи русский язык!

2 ученик.

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи-

Выучи русский язык!

3 ученик.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Учитель.

В школе проходит неделя русского языка и литературы. Сегодня у нас КВН. Встречаются команды 7 – 8 классов. Ребята, добро пожаловать в страну « Русского языка».

  1. Девиз нашей игры: Выучи русский язык!

Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. А оценивать нашу игру будет строгое, но справедливое жюри.

Мы начинаем КВН!

Пусть будут интересны всем

Словесной битвы результаты,

Удачи всем! Вперёд, ребята!

Представление команд.

А сейчас каждая команда представит себя.

1 команда «Знатоки».

Мы команда « Знатоки».

Быть в хвосте нам не с руки.

Мы должны дружнее быть,

Чтоб в КВНе победить!

2 команда «Лингвисты».

У «Лингвистов» нет проблем,

Пусть начнётся КВН,

И мы сможем доказать,

Что нас трудно обыграть.

1 конкурс «Разминка».

Каждой команде задаётся вопрос, правильный ответ 1 балл, если команда не отвечает на поставленный вопрос, отвечает 2 команда.

1. Какие 3 местоимения самые чистые (Вы-мы-ты).

2.Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам (Я-мы).

3.Какое местоимение требует чистоты (Мой).

4.Какое местоимение можно считать и самым скромным и самым хвастливым ( Я ).

2 конкурс «Фразеологизмы»(1 балл за правильный ответ).

– Доскажите фразеологизм.

1 команда.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят. (Водой не разольёшь).

2 команда.

Мы исходили городок буквально (вдоль и поперёк).

1 команда.

И так устали мы в дороге что еле (волочили ноги).

2 команда.

Фальшивят, путают слова,

Поют (кто в лес, кто по дрова).

А сейчас вы должны объяснить фразеологизм.

1 команда.

Во весь дух (быстро бежать).

2 команда.

Запираться в четырёх стенах (уединяться).

1 команда.

Черепашьим шагом (медленно).

2 команда.

Раз плюнуть (легко).

3 конкурс «Капитанов».

Задание. Нужно переставить буквы в словах так, чтобы получилось новое существительное и определить род этого существительного(2 балла).

СОСНА – НАСОС

КУСТ – СТУК

КАРП – ПАРК

КОРМА – КОМАР

КОЛОС – СОКОЛ

Учитель.

Внимание! Ждёт вас новое испытание.

Ох, и трудное предстоит вам задание!

Пассивных сейчас быть не должно.

Помните: «Один за всех, и все за одного!»

4 конкурс «Чёрный ящик».

В ящике: яблоко, хлеб, игла, соль.

Каждой команде читаю по одной подсказке, в которой объясняется лексическое значение слов. Должны отгадать, о чём идёт речь.(1 балл за правильный ответ).

1команда.

Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть.

2 команда.

Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью.

1 команда.

Глупый человек будет искать её в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть.

2 команда.

Давным – давно она была на вес золота. Она была только у богатых людей .

5 конкурс «Анаграммы» (1 балл).

Поиграем в анаграммы, будет одно условие: слова меньше четырёх букв не учитываются.

Слово.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

6 конкурс «Гонки за лидером или дальше, дальше, дальше». За одну минуту дать как можно больше правильных ответов, на заданные вопросы. 1 балл за правильный ответ.

Вопросы для 1 команды.

1.Сколько звуков в слове лью (3).

2.Антоним к слову высокий (низкий).

3.У меня зазвонил телефон? Кто говорит (слон)?

4.Прилагательное с корнем мороз (морозный).

5.Объясните значение выражения «работать спустя рукава» (плохо).

6.Как проверить написание словарного слова (по словарю).

7.Часть слова без окончания (основа).

8.Проверочное слово к слову кормушка (корм).

9.Слово не воробей (Вылетит – не поймаешь).

2 команда.

1.Сколько звуков в слове ель (3).

2.Синоним к слову отважный (храбрый).

3.Кто спас Муху – Цокотуху (комар).

4.Прилагательное с корнем дом (домашний).

5.Объясните значение выражения «ворон считать» (отвлекаться).

6.Часть слова, стоящая перед корнем (приставка).

7.Проверочное слово к слову трава (травка).

8.Не спеши языком,(а спеши делом).

9.Слово с приставкой под- (подъезд).

7 конкурс «Пантомима». Каждая команда показывает пантомиму на два фразеологизма. 2 балла за показ и 2 за отгадывание.

1 команда.

Руки чешутся. Топтаться на месте.

2 команда.

Задирать нос. Положа руку на сердце.

8 конкурс «Домашнее задание» (5 баллов).

Итог игры.

Стихи.

1 команда.

И, соревнуясь, всё же, с вами

Мы останемся друзьями

Пусть борьба кипит сильней.

И наша дружба крепнет с ней.

2 команда.

Мы – весёлые ребята,

И не любим мы скучать

С удовольствием мы свами.

Будем в КВН играть.

Слово предоставляется жюри. Называют победителей. Награждение.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о