8 класс

География практическая работа 5 8 класс – Оценочные практические работы по географии 5-8 классы

Оценочные практические работы по географии 5-8 классы

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. 
Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. 
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

В ходе практических работ ученики приобретают практические навыки ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, формируют первоначальные навыки работы с картой, как основного источника географической информации, а также навыки работы с рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами.Формируют приемы проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, навыки оформления отчетов и графических материалов.

Практические работы представляют собой усложняющуюся систему:
В 5 классе – формирование базовых навыков наглядной практической и измерительной деятельности;
В 6 классе способствуют формированию умений в определении, измерении и фиксировании объектов;
В 7 классе – знание номенклатуры, определение, измерение и сравнении географических объектов по разным параметрам;
В 8 классе заключаются в объяснении и установлении причинно – следственных связей;
В 9 классе представляют собой работы сравнительно – аналитического характера;

Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
• находить и анализировать в разных источниках географическую информацию ;

• приводить примеры географических объектов, явлений и составлять географическую характеристику территорий источников географической информации;
• определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме.

Примерный перечень оценочных практических работ

5класс

УМК

  • программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева – Дрофа М. – 2016г. стр. 282.

  • учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «География. Землеведение», 5 класс. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева – 3-е издание, стереотип. – М. Дрофа, 2015.

Авторская программа предусматривает 6 практических оценочных работ:

Практическая работа 1. Работа с электронными картами.

Практическая работа 2. Характеристика видов движений Земли и их географических следствий.

Практическая работа 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.

Практическая работа 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сети.

Практическая работа 5. Определение горных пород и описание их свойств.

Практическая работа 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

6 класс


УМК

  • Авторская программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева – Дрофа М. – 2016г. стр. 284.

  • учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «География. Землеведение», 5 класс. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева – 3-е издание, стереотип. – М. Дрофа, 2015.

Авторская программа предусматривает 5 практических оценочных работ:

Практическая работа1Обоб­щение данных о температуре воздуха в дневнике наблюде­ний за погодой.

Практическая работа 2.По­строение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой.

Практическая работа 3. Срав­нительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карты погоды.

Практическая работа 4. Описа­ние вод Мирового океана на ос­нове анализа карт. Определение по картам крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Обозна­чение на контурной карте холодных и теп­лых течений.

Практическая работа 5. Опреде­ление состава (строения) почвы. Изучение образцов почв своей местности, выявление их свойств.

7 класс

УМК

  • Авторская программа основного общего образования по географии. 5-9 классыИ.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, Л.Е. Савельева. М.: Дрофа. 2016г.стр. 287

  • Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «География. Материки, океаны, народы и страны», 7 класс. И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв., под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрофа, 2014.

Авторская программа предусматривает 29 практических работ, которые являются частью уроков. Из них 13 работ являются оценочными для учащихся всего класса.

Раздел I. Главные особенности природы Земли.

Практическая работа 2.Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение об изменении. Расположения материков и океанов через млн. лет (на основе теории литосферных плит).

Практическая работа 4. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

Раздел II. Население Земли.

Практическая работа 5. Анализ изменения численности и плотности населения Земли.

Практическая работа 6. Характеристика размещения этносов и распространения религий в мире.

Практическая работа 7

.Сравнение образа жизни горожанина и жителя сельской местности. Характеристика функций городов, разных типов сельскихпоселений.

Раздел III. Материки и океаны.

Африка

Практическая работа 9. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Практическая работа 11. Определение причин разнообразия природных зон материка.

Австралия

Практическая работа 13. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

Южная Америка

Практическая работа 16. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся) определение черт сходства и различий, формулирование вывода по итогам сравнения. Оценка возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.

Северная Америка

Практическая работа 21. Составление проекта возможного путешествия по одной из стран континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.

Практическая работа 23.Сравнение природных зон по40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Евразия

Практическая работа 26. Составление описания Южной Европы.

Раздел IV. Земля – наш дом.

Практическая работа 28.Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

8 класс

УМК

  • Авторской программы И.И. Бариновой. География России. Природа 8 класс. Сборник «География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы». Классическая линия. Составитель – С.В.Курчина. М. «Дрофа», 2010 г.

  • Учебник География России. Природа. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / И.И Баринова – М.: Дрофа, 2013.

Авторская программа предусматривает 17 практических работ, которые являются частью уроков. Из них 7 работ являются оценочными для учащихся всего класса.

Практическая работа №2 Определение поясного времени для разных пунктов России.

Практическая работа № 3 Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Практическая работа №5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Практическая работа № 6 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Практическая работа №11 Сравнение двух природных зон (по выбору).

Практическая работа № 13. Оценка природных условий и ресурсов региона. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа № 17 Характеристика экологического состояния одного из регионов (по выбору).

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ

Отлично Практическая/самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения работы источники знаний, самостоятельно применяли практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Приведена верная последовательность шагов решения.
Хорошо Практическая/самостоятельная работа выполнена в полном объеме с нарушение последовательности шагов выполнения, которые не повлияли на правильность выполнения работы. Использованы указанные учителем источники знаний. Допущена небрежность и неточности в оформлении результатов работы.
Удовлетворительно Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или других учеников. На выполнение работы затрачено много времени(можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся испытывают затруднения в работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами и пр.

НеудовлетворительноВыставляется в том случае, когда учащиеся оказались неподготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено отсутствие необходимых знаний и умений. Руководство учителя/учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

multiurok.ru

Практические работы по географии 5,6,8,9,10,11 классы

Практические работы 9 класс

Практическая работа № 1

.

Тема. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материала.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам, учебнику и статистическим показателям.

***

Задание учащимся.

Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных энергетических баз страны, сравнить два угольных бассейна и дать им краткую характеристику.

План сравнения

Географическое положение относительно потребителей.

Условия добычи.

Мощность пласта.

Калорийность угля.

Экологические проблемы.

Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данных угольных бассейнов.

***

На выбор сравнение двух нефтяных баз.

План сравнительной характеристики нефтяных баз

Географическое положение относительно потребителей.

Как разведаны бассейны.

Степень разработки бассейна.

Способ добычи.

Качество нефти.

Условия транспортировки.

Эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяных баз.

Практическая работа №2.

Тема. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы базы по картам, учебнику и статистическим показателям.

***

Задание учащимся.

Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных металлургических баз страны, составить характеристику одной (по выбору учащегося) металлургической базы страны.

План сравнения

Географическое положение относительно потребителей.

Условия добычи.

Мощность пласта.

Качество руды

Экологические проблемы.

Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данной металлургической базы.

Практическая работа № 3.

Тема. Определение по картам закономерностей в размещении отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

***

Задание учащимся.

Используя текст учебника, привести примеры отраслей, относящихся к наукоемкому, трудоемкому и металлоемкому машиностроению.

Используя карту атласа, определить центры размещения отраслейнаукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Группа отраслей машиностроения

Название отраслей

Крупные промышленные центры

Принципы размещения

Трудоемкое и наукоемкое

Металлоемкое

Нанести на контурную карту крупнейшие центры машиностроения по группам отраслей.

Оценивается правильность заполнения таблицы и оформление карты.

Практическая работа №4

Тема. Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

Цель работы: формирование умений давать характеристику транспортной магистрали, используя разные источники информации.

***

Задание учащимся.

На контурной карте показать направление грузопотоков, транспортные узлы на выбранной для характеристики транспортной магистрали.

2. Дать характеристику одной из транспортных магистралей нашей страны по типовому плану:

1) протяженность магистрали;

2) направление магистрали;

3) природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность ее работы;

4) крупнейшие транспортные узлы магистрали;

5) состав и направление основных грузопотоков;

6) перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.

Практическая работа №5.

Тема. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану.

Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умение составлять такие характеристики.

***

План экономико-географической характеристики

ЭГП.

Природные ресурсы.

Население и трудовые ресурсы.

Характеристика межотраслевых комплексов.

Крупнейшие города.

Перспективы развития.

Для характеристики ЭГП используется план его описания.

Типовой план характеристики ЭГП (района) территории

Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное).

Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства).

Положение относительно крупных (главных) топливных энергетических и сырьевых баз страны.

Положение по отношению к транспортным магистралям (ж/д, водным и т.д.)

Изменение ЭГП района в течение времени.

Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства.

Практическая работа проводится под руководством учителя в начале изучения регионального раздела курса.

Учащиеся выполняют задание: используя текст учебника, характеризующий экономику какого-либо района страны, составить план.

Практическая работа №6.

Тема. Составление картосхемы внешних территориально-производственных связей Центральной России.

Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между районами.

***

Вариант 1

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту основные транспортные магистрали и границы экономических районов, входящих в состав Центральной России.

Проанализировать экономическую карту атласа и отметить стрелками разного цвета основные направления грузопотоков. Какую продукцию Центральная Россия отправляет и какую продукцию получает?

Выписать в тетрадь в виде таблицы основные грузы, составляющие ввоз и вывоз; объяснить, от чего зависит их состав.

Груз, ввозимый в Центральную Россию

Груз, вывозимый за пределы Центральной России

Общий вывод:

Вариант 2

Определить, какие экономические районы входят в состав Центральной России.

Из текста учебника выбрать материал, отображающий внешние территориально-производственные связи районов Центральной России.

Сделать краткие записи в тетради.

На контурной карте указать внешние экономические связи района:

синие стрелки – ввоз;

красные стрелки – вывоз.

Сделать вывод о значении Центральной России в хозяйстве страны.

Практическая работа №7.

Тема. Изучение и оценка природных условий Западно- Сибирского района для жизни и быта человека.

Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и быта человека в Западно- Сибирском районе.

***

Задание учащимся.

Вариант 1

Заполнение таблицы.

Географическое положение

Климат

Почва

Растительность

Животный мир

Внешний облик

Деятельность населения

Вывод:

Вариант 2

Составление письменной характеристики в форме репортажа, дневника исследователя-путешественника.

Оценка природных условий для работы и быта человека

Особенности климата.

Особенности воды.

Особенности почв.

Особенности рельефа.

Особенности природных зон.

Реки и озера.

Вывод:

Практические работы по Курской области

Практическая работа №1.

Тема. Экономико-географическое положение Курской области.

Цель работы: установить особенности экономико-географического положения Курской области.

***

Задание учащимся.

Определить положение территории своей области по отношению к другим республикам, областям.

Определить географические координаты крайних точек, площадь и протяженность территории с севера на юг и с запада на восток, сравнить с другими районами (административными единицами).

Сделать вывод с вычленением всех положительных и отрицательных черт географического положения.

Работа выполняется на контурной карте: подписывают названия пограничных районов, координаты крайних точек, обозначают протяженность территории.

Практическая работа № 2.

Тема. Административно-территориальное деление.

Цель работы: формирование представления об административно-территориальном делении Курской области, знакомство с городами.

***

Задание учащимся.

На контурную карту Курской области нанести границы районов и подписать их названия.

Нанести на контурную карту города Курской области.

Проверяется правильность и аккуратность выполнения работы.

Практическая работа №3.

Тема. Отраслевая структура экономики Курской области.

Цель работы: формирование знаний учащихся об отраслевой структуре Курской области на основе текста учебника.

***

Задание учащимся.

На основе текста учебника заполните таблицу «Отрасли специализации области».

Название отрасли

Основные предприятия

Основная выпускаемая продукция

Составьте список пищевой продукции, которую вы можете приобрести в магазинах области, укажите, где она производится. Каковы причины импорта отдельных видов продовольствия в Курскую область?

Вид продукции пищевой промышленности

Регион России, страна мира – поставщик

Вывод:

Практическая работа №4.

Тема. Достопримечательности Курской области.

Цель: формирование знаний учащихся об исторических, культурных, природных объектах Курской области, их значении для страны.

***

Задание учащимся.

Составить описание одного, двух объектов, которые относятся к достопримечательностям области.

2. Нанести на контурную карту 10 объектов, которые относятся к достопримечательностям области.

Практическая работа №5.

Тема. Внешнеэкономические связи.

Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между странами СНГ и дальнего зарубежья.

***

Задание учащимся.

Используя данные в учебнике «Географии Курской области», выполните следующие задания:

Нанесите на контурную карту разными цветами внешнеэкономических партнеров Курской области среди стран СНГ и дальнего зарубежья.

Основными странами дальнего зарубежья, имеющими торговые отношения с Курской областью являются:

1 ________________________

2________________________

3________________________

4________________________

5________________________

С этими странами СНГ Курская область не имеет внешнеэкономических связей_______________________________

Какие импортные товары чаще всего вы и ваши родители покупаете? Какая страна их производит.

Вывод:

Практические работы 10 класс

Практическая работа №1

Тема. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.

Цель работы: формирование умений обрабатывать статистическую информацию в виде графиков, картосхем и диаграмм.

***

Задание учащимся.

Используя статистические данные таблиц 4,5 стр.24-25 учебника «География» часть, построить диаграммы, графики.

На контурную карту нанести разными цветами страны «Большой восьмерки», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Практическая работа №2

Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов

Цель работы: формирование умений наносить на контурную карту крупнейшие агломерации и мегалополисы.

***

Задание учащимся.

Используя данные таблиц параграфа 8 стр. 61-67 учебника «География» часть 1, обозначить с помощью условных знаков (разного цвета) на контурной карте крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.

Практическая работа №3

Тема. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

Цель работы: формирование умений оценивать обеспеченность стран различными видами природных ресурсов.

***

Задание учащимся.

Используя карты атласа, приложения к учебнику, статистические материалы, выполнить следующие задания:

На контурную карту нанести основные районы размещения важнейших природных ресурсов.

Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами отдельных стран (регионов).

Вывод:

Практическая работа №4

Тема. Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.

Цель работы: формирование умений определять страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.

***

Задание учащимся.

Используя карты атласа, определить страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг. Работу оформить в таблице:

Страны-экспортеры основных видов сырья

Страны-экспортеры промышленной продукции

Страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции

Вывод:

Практические работы 11 класс

Практическая работа №1

Тема. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.

Цель работы: формирование умений выделять на контурной карте границы субрегионов Европы.

***

Задание учащимся.

На контурной карте Европы выделить границы ее субрегионов, заштриховать соответствующие территории и подписать их.

Практическая работа №2

Тема. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.

Цель работы: развитие умений сравнивать отдельные страны, выделяя основные особенности природы, населения, хозяйства, отмечать черты сходства и черты различия.

***

Задание учащимся.

Дать краткое описание двух стран Азии, используя типовой план характеристики государств.

Найти черты сходства и различия в географическом положении, ресурсах населении и хозяйстве.

Сформулировать краткие выводы о причинах различия и сходства между рассматриваемыми странами.

Практическая работа №3

Тема. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

Цель работы: развивать умения учащихся, используя карты атласа, статистическую информацию, оценивать природно-ресурсный потенциал страны и составлять его характеристику.

***

Задание учащимся.

Используя карты атласа, статистическую информацию, оценить природно-ресурсный потенциал страны и составить его характеристику по типовому плану.

План характеристики природно-ресурсного потенциала страны

Природные ресурсы и их использование.

Экологические проблемы, связанные с использованием природных ресурсов.

Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

Перспективы развития природно-ресурсной базы страны.

Практические работы 6 класс

Тема 1. Земля как планета

Практическая работа №1.

Тема. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Цель работы: формирование умений определять географические координаты по глобусу и карте.; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.

***

Задание учащимся.

Определить географические координаты заданных объектов и нанести их на контурную карту.

Название географического объекта

Географические координаты

Гора Джомолунгма

Вулкан Везувий

Город Сантьяго

Гора Мак-Кинли

Город Москва

Город Белгород

Тема 2. Географическая карта

Практическая работа №1

Тема. Определение направлений и расстояний по карте

Цель работы: формирование умений определять направления и расстояния по глобусу и карте; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.

***

Задание учащимся.

Определить по карте направление от города Курска до Москвы и до ближайшего моря.

Определить по карте примерное расстояние от города Курска до Москвы и ближайшего моря.

Нанести на карту направление стрелок и расстояние от Курска до Москвы и ближайшего моря.

Практическая работа №2

Тема. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.

Оборудование: компас.

***

Задание учащимся.

В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.

Сделать записи в тетради.

Практическая работа №3

Тема. Составление простейшего плана местности.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности и обучение учащихся умению составлять простейший план местности.

Оборудование: компас, планшет, линейка, карандаш.

***

Задание учащимся.

С помощью условных знаков, в масштабе составить простейший план школьного двора.

Тема 3. Литосфера

Практическая работа №1

Тема. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Цель работы: формирование знаний учащихся об изменении земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

***

Задание учащимся.

На примере обнажения (оврага) определить и объяснить причину изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Зарисовать обнажение по горизонтам.

Практическая работа №2

Тема. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

Цель работы: формирование умений определять географическое положение изучаемых географических объектов: островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

***

Задание учащимся.

Составить описание географического положения по одному географическому объекту: остров, полуостров, равнина, низменность, используя план:

название;

где расположен;

между какими объектами расположен;

каковы размеры.

Нанести объекты на контурную карту.

Тема 4. Атмосфера

Практическая работа №1

Тема. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, выявлять причины изменения погоды.

Оборудование. Дневники наблюдений учащихся.

***

Задание учащимся.

Составить график изменения температур (за месяц).

Составить диаграмму осадков за осенние месяцы.

Построить «розу ветров» и диаграмму облачности (за месяц).

Описание погоды за день и выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера

Практическая работа №1

Тема. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

Цель работы: формирование умений комплексной работы с картами атласа и контурными картами.

***

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту гидрографические объекты, упоминаемые в тексте учебника параграфа 23.

Практическая работа№2

Тема. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Цель работы: формирование умений составлять характеристику реки, используя карту атласа, учебник, дополнительную литературу.

***

Задание учащимся.

Составить описание одной из крупнейших рек Земли по плану.

Географическое положение реки:

а) в какой части материка находится

б) исток, направление течения, устье, длина реки

в) к бассейну какого океана относится.

2. Зависимость течения от рельефа.

3. Хозяйственное использование реки.

Тема 6. Биосфера

Практическая работа№1

Тема. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Цель работы: формирование знаний о наиболее распространенных растениях и животных своей местности.

***

Задание учащимся.

Используя литературу по Курской области, выписать в таблицу наиболее распространенных представителей растений и животных своей местности:

Растения

Животные

Вывод:

Практические работы 5 класс

Практическая работа №1

Тема. Составление схемы наук о природе.

Цель работы: формирование знаний учащихся о составе наук природы; формирование умений преобразовывать текстовый материал в схематический и вычерчивание его в виде схемы.

***

Задание учащимся.

Из текста §1 выбрать информацию, которая характеризует состав наук о природе.

Преобразовать текстовый материал в схематический и вычертить схему наук о природе.

Практическая работа №2

Тема. Организация наблюдений за погодой.

Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

***

Задание учащимся.

Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.

Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.

КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ НА СЕНТЯБРЬ

Дни

недели

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Состояние

облачности

О

Виды

облаков

Осадки

Направление ветра

Сила

ветра

Фенологические наблюдения

Практическая работа №3

Тема. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.

Оборудование: компас.

***

Задание учащимся.

В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.

Сделать записи в тетради.

Практическая работа №4

Тема. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

Цель работы: формирование представлений о разных способах изображения земной поверхности.

Оборудование: глобус, географическая карта, топографическая карта, космические фотографии.

***

Задание учащимся.

Определить сходство и отличие фотографического изображения земной поверхности, с поверхности Земли, сделанного с борта самолета, с борта космического корабля.

Результаты работы оформить в виде таблицы, в которой указываются черты сходства и отличий перечисленных изображений земной поверхности.

Фотография с поверхности Земли

Фотография с борта самолета

Фотография с борта космического корабля

Сходства

Отличия

Практическая работа №5

Тема. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Цель работы: формирование навыков работы на контурной карте: обозначение маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

***

С помощью карандашей на контурную карту нанести линиями маршруты путешествия, указывающие направление движения.

На контурную карту нанести географические объекты, относящиеся только к первому путешествию открытия Америки.

Примечание. Подобная практическая работа выполняется по каждому маршруту путешествий.

Практическая работа №6

Тема. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»

Цель работы: формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.

***

Задание учащимся.

На основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».

Результаты работы оформить в виде таблицы:

Имя путешественника, род деятельности

Годы жизни

Район исследования

Дата путешествия

Географический объект, названный в честь путешественника

Практическая работа №7

Тема. Обозначение на контурной карте материков и океанов.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований.

***

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту материки и океаны.

Практическая работа №8

Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований

***

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту крупнейших государств материка.

Практическая работа №9

Тема. Организация фенологических наблюдений в природе.

Цель работы: формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

***

Задание учащимся.

Проанализировать фенологические изменения, происходившие в природе за весенние месяцы

infourok.ru

Практические работы по географии 8 класс

Введение

Тема 1.1. Наша Родина на карте мира

Практическая работа №1.

Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран.

Цель: дать характеристику ГП России, сравнить ГП России с географическим положением других стран.

Последовательность выполнения задания:

  1. Изучить материал по теме.

  2. Дать характеристику ГП страны по плану.

  3. Сравнить ГП России с другими странами. Заполнить таблицу.

  4. Сделать вывод.

  1. Характеристика географического положения страны:

Какими морями, океанами омывается

Крайние точки

Сухопутные границы

Морские границы

Климатические пояса

2.Сравнение географического положения России с другими странами.

  1. Какие страны мира могут быть сопоставимы с нашей страной по площади?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Введение

Тема 1.2. Границы и административно-территориальное устройство России

Практическая работа №2.

Определение поясного времени для разных пунктов России.

Цель: Научиться определять поясное время.

Поясное время – это время в границах одного часового пояса.

Местное время – это время на одном меридиане.

Декретное время – перевод поясного времени на один час вперед.

Летнее время – перевод стрелки часов на один час вперед по сравнению с поясным и

декретным временем.

Линия перемены дат – 180 меридиан, начало новых суток. Пересекая, эту линию, мы

попадаем из одних суток в другие.

Разница во времени между часовыми поясами на 1 час. Двигаясь на восток, при пересечении часового пояса, время прибавляется на 1 час. При движении на запад один час убавляется.

Счет часовых поясов начинается от Гринвичского меридиана.

В России 11 часовых поясов.

Поверхность всего Земного шара разделена на 24 часовых пояса.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Определить, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг оси за 1 час, за 4 минуты.

3.Определить в каком часовом поясе находится ваш населенный пункт.

4.Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 ч. вечера.

5.Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.

6.В Чите 18 часов, определите поясное время в Москве.

7.Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 часов.

8.Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Практическая работа №3.

Анализ карт «Физическая карта», «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геологическая карта».

Цель: Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Платформы – древнейшие, относительно устойчивые и выровненные участки земной коры.

Плиты – это молодая платформа.

Щиты – выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность.

Формы рельефа – равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья) и горы.

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Полезные ископаемые: рудные (металлические) в магматических породах нерудные (неметаллические) в осадочных породах

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Найдите на тектонической карте платформы, плиты. Обозначьте наиболее крупные на контурной карте.

3. Найдите на тектонической карте щиты. Обозначьте.

4. Определите области складчатости. Выделите в к/к цветом.

5. Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре. Нанесите обозначения полезных ископаемых на карту.

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Практическая работа №4.

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа от строения земной коры.

Цель: Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Заполните таблицу.

Крупная тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

Наиболее распространенные полезные ископаемые

Восточно-Европейская платформа

Западно-Сибирская плита

Сибирская платформа

Области кайнозойской складчатости

Области герцинской складчатости

Балтийский щит

Алданский щит

3.Выводы об установленной зависимости.

Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы, нагорья.

Какова закономерность в размещении полезных ископаемых.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Практическая работа №5.

Составление характеристики рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Западной Сибирской равнины.

Цель: научиться составлять характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Западной Сибирской равнины.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Ответить на вопросы согласно плану.

План: 
1) где расположена территория; 
2) к какой тектонической структуре приурочена; 
3) породы какого возраста слагают территорию; 
4) средние, минимальные и максимальные высоты территории; 
5) какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа; 
6) какие стихийные явления связаны с тектоническим и геологическим строением, с особенностями рельефа, возможные меры борьбы с ними.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.2. Климат и климатические ресурсы

Практическая работа №6.

Анализ климатической карты.

Цель работы: развитие знаний о взаимосвязях элементов климата; формирование умений считывать информацию с климатической карты и представлять информацию в виде суждений; формирование умения комплексного использования различных карт.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Ответьте на вопросы:

1.По карте определите, на каких материках среднегодовая температура воздуха опускается ниже 0°С?

2.По карте определите, какой материк можно назвать самым жарким на Земле? А какой материк – самый холодный? Ответ поясните.

3.Какие среднегодовые температуры воздуха в тропическом, умеренных и полярных поясах освещенности?

4.Определите абсолютные минимумы и максимумы температуры воздуха зафиксированные:

  1. на северо-востоке Евразии;

  2. на севере Африки:

5.Определите средние температуры самого теплого и холодного месяца и вычислите годовую амплитуду. Запишите вычисления и полученные результаты:

    1. в пустыне Сахара;

    2. на острове Гренландия.

6.Определите, какое количество осадков выпадает:

  1. в Антарктиде;

  2. на полуострове Камчатка;

7.Выделите территории на Земле с наиболее благоприятными климатическими условиями для жизни людей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Практическая работа №7.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Цель: Научиться составлять прогноз погоды, используя различные источники географической информации.

Погода – состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени.

Атмосферный фронт – своеобразные переходные зоны, разделяющие различные по своим свойствам воздушные массы.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Ответьте на вопросы.

Определите состояние погоды по синоптической карте на территории Урала и Центральной части Восточно – Европейской равнины по плану:

1. Температура воздуха.

2. Направление и сила ветра.

3. Облачность, осадки.

4. Какой атмосферный фронт оказывает воздействие на состояние погоды.

5. Какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время.

Сделайте вывод:

Установите причины различия погоды. Объясните различие в циркуляции атмосферы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.2. Климат и климатические ресурсы

Практическая №8.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения температур января и июля, годового количества осадков.

Цель: определить закономерности распределения суммарной радиации, объяснить выявленные закономерности; изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения; учиться работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Определите суммарную радиацию для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Пункты

Суммарная радиация, ккал/см2

Мурманск

Санкт-Петербург

Якутск

Екатеринбург

Хабаровск

  1. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.3. Внутренние воды и водные ресурсы.

Практическая работа №9.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Цель: установить связь между водами суши, рельефом и климатом территории; проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Сопоставьте воды суши и опасные природные явления, связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны. Заполните таблицу.

Опасные природные явления:
  • Наводнения

  • Засухи

  • Ливни

  • Снегопады

  • Сели

  • Лавины

  • Наледи

  • Гололед

  • Оползни

Районы распространения:

  • Районы Кавказа

  • Реки Северного стока

  • Горы Южной Сибири

  • Реки Дальнего Востока

  • Западно-Сибирская равнина

  • Северо-запад Русской равнины

  • Бассейн Амура

  • Васюганье

  • Алтай

  • Восточная Сибирь

  • Камчатка

  • Северный Урал

Воды суши

Опасные природные явления

Районы распространения

Реки

Озера

Болота

Ледники

Многолетняя мерзлота

Подземные воды

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.3. Внутренние воды и водные ресурсы.

Практическая работа №10.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогнозов и их использование.

Цель: закрепление понятий по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».

Формирование умений определять причинно-следственные связи, давать характеристику по плану.

Формирование умений переводить картографическую информацию в письменную речь.

Формирование умений работать с различными источниками информации.

Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное, прогнозировать, выполнять оценочные действия.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Дайте характеристику водным ресурсам по плану:

а) значение;

б) категория по степени исчерпаемости;

в) составные части;

г) распространение по территории;

д) пути и способы рационального использования.

3.Выберите виды ВР, оказывающие положительное и отрицательное влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.3. Внутренние воды и водные ресурсы.

Практическая работа №11.

Нанесение на контурную карту географических объектов по теме.

Цель: закрепление понятий по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».

Формирование умений определять причинно-следственные связи.

Формирование умений работать с различными источниками информации.

Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное, прогнозировать, выполнять оценочные действия.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Нанести на контурную карту географических объектов.

Болота

  • Байкал

  • Ладожское

  • Онежское

  • Таймыр

  • Ханка

  • Чудское

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.4. Почвы и почвенные ресурсы

Практическая работа №12.

Выявление условий почвообразования основных типов почв.

Цель: познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны; определить условия их образования; проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Заполните таблицу.

Географическое положение

Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги, характер растительности)

Особенности почвенного профиля

Содержание гумуса

Плодородие

Тундрово-глеевые

Подзолистые

Дерново-подзолистые

Серые лесные

Черноземы

Бурые полупустыни

Серо-бурые пустыни

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Практическая работа№13.

Анализ карт «Растительность», «Животный мир».

Цель: показать взаимосвязь между компонентами природной зоны.

Последовательность выполнения задания:

  1. Изучить материал по теме.

  2. Заполнить таблицу.

  3. Сделать вывод.

Природные

зоны

Почвы

Осадки

Растительный мир

Животный мир

Арктические пустыни

Тундра

Лесотундра

Тайга

Смешанные и широколиственные леса

Степь

Лесостепь

Пустыни и полупустыни

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 2.1. Природное районирование

Практическая работа № 14.

Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

Цель: показать взаимосвязь между компонентами природной зоны.

Последовательность выполнения задания:

  1. Изучить материал по теме.

  2. Выбрать две природные зоны и составить их характеристику по плану.

  3. Заполнить таблицу.

  4. Сделать вывод.

Особенности

Географического положения

Особенности климата

Особенности рельефа

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 2.2. Природа регионов России

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Практическая работа№15.

Оценка природных условий и ресурсов. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.

Цель: – Составление учащимися системного образа природно-ресурсного потенциала России. Оценка природно-ресурсного потенциала страны.

– Формирование у учащихся представления о природных условиях, о способе оценки природных условий для развития сельского хозяйства, санаторно-курортного хозяйства, для строительства дорог и др.

– Расширение и углубление знаний учащихся о природных ресурсах России, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры, формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Ответьте на вопросы.

3.Сделать вывод.

1) Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влияние на жизнь и деятельность человека?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Какие природные ресурсы вам известны?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) По картам определите, какие территории нашей страны обладают наиболее благоприятными природными условиями для жизни и хозяйственной деятельности человека.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) По картам атласа и учебника определите, какие крупные месторождения России (нефть, газ, медь, золото, серебро, алмазы)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) С какими материками и странами схож растительный и животный мир нашей страны? Как вы думаете почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Как проявляется влияние человека на состав и численность живых организмов?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 2.3. Природа Республики Татарстан

Практическая работа №16.

Характеристика географического положения РТ.

Цель: изучить главные черты географического положения Татарстана и их влияния на природу и хозяйственную деятельность населения, дать знания о границах Татарстана и пограничных государствах.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Ответьте на вопросы согласно плану.

3.Сделать вывод.

План характеристики ГП страны.

  1. Площадь ____________________________________________________________

  2. Сухопутные границы. Соседи:

На востоке и юго-востоке

На юге

  1. Положение в природных зонах. Климат.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Влияние ГП на природу и хозяйственную деятельность населения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 2.3. Природа Республики Татарстан

Практическая работа №17.

Оценка природных условий и ресурсов зоны лесов и лесостепей.

Цель: формирование у учащихся представления о природных условиях, о способе оценки природных условий.

– Расширение и углубление знаний учащихся о природных ресурсах Республики Татарстан, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры, формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Заполните таблицу.

3.Сделать вывод.

Климат

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Использование в хозяйстве страны

infourok.ru

Практические работы по географии для 8 класса.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Богатищевская средняя общеобразовательная школа»

Практические работы

по географии

8 класс.

Учитель географии

высшей квалификационной категории

Болотова Ольга Леонидовна.

2014 год.

Виды практических работ по географии.

Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по использованию для их выполнения источникам географической информации, по уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов. Определяется это разнообразие прежде всего особенностями содержания изучаемого материала. Используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьников.

По источникам используемой географической информации:

-карта, текст, профиль, диаграмма, картина, рисунок, схема, таблица, кино, диафильм, аэрокосмические снимки, компьютер.

По форме фиксации результатов:

-в тетради в виде схемы, таблицы, описания;

-на контурной карте;

-подготовка реферата, заполнение полевого дневника во время экскурсии;

-построение плана местности;

По содержанию:

-определение географического положения объекта, расстояний, географических координат и другое;

-характеристика компонента природы, природного комплекса отрасли хозяйства;

-оценка природных ресурсов территории, условий жизни и деятельности человека;

-объяснение закономерностей размещения полезных ископаемых, отраслей хозяйства, населения, влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

-прогнозирование последствий влияния деятельности человека на природу.

По уровню самостоятельности:

-работа в классе под руководством учителя;

-работа в группе с помощью одноклассников;

-работа в классе или дома с использованием инструктивных карточек, памяток, приемов;

-самостоятельная работа дома в классе или на местности.

По форме организации деятельности учащихся:

-индивидуальная работа дома, в классе или на местности;

-групповая работа в классе.

Общие требования к организации практических работ.

У школьников возникают проблемы при выполнении практических работ и связаны они прежде всего с тем, что они многие действия выполняют неосознанно, на основе подражания, копирования. Все это приводит к перегрузке, к низкой успеваемости по предмету. Чтобы избежать этого желательно выполнять следующие требования .

1. Знакомить школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.

2. Использовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.

3. Создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели.

4. Использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации резу

multiurok.ru

Практическая работа № 2 по географии (8 класс)

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ

Практическая работа № 2

Определение поясного и местного времени, определение положения Донецкой области в пределах часовых поясов

Цель работы: закрепить знания о часовых поясах, сформировать умения и навыки определять местоположение Донецкой области в часовых поясах, рассчитывать местное время разных географических объектов.

Источники знаний: карта часовых поясов, карты атласа Донецкой области, контурная карта Европы и Донецкой области, дополнительная информация.

Примерное время проведения работы: 20 минут.

Опорная информация

Поясное время – местное среднее солнечное время на срединном меридиане географического часового пояса. По этому времени на земной поверхности в пределах географического часового пояса средний полдень  попадает в интервал 11:30 – 12:30.

Местное время – время, одинаковое для всех точек одного меридиана. Для определения местного времени исходят из того, что Земля за сутки (24 часа) поворачивается вокруг своей оси на 360, следовательно, за один час – на 15, а за 4 минуты – на 1.

Географический часовой пояс – условная полоса на земной поверхности шириной ровно 15° (± 7,5° относительно среднего меридиана). Средним меридианом нулевого часового пояса считается гринвичский меридиан. 

Ход работы

  1. Задача. Определите границы 1-го, 2-го, 3-го часовых поясов, если известно, что границы 0-го часового пояса 730 з.д. – 730 в.д. (протяженность одного часового пояса – 15). Определите средние меридианы 0-го, 1-го, 2-го, 3-го часовых поясов. Нанесите границы указанных часовых поясов на контурную карту Европы и Донецкой области.

Решение.

Границы часовых поясов.

  1. Границы 1-го часового пояса. Западная: 730 в.д., восточная: 730 в.д.+ 15 = 2230 в.д. Т.е.: 730 в.д. – 2230 в.д.

  2. Границы 2-го часового пояса. Западная:2230 в.д., восточная: 2230 в.д.+ 15 = 3730 в.д. Т.е.: 2230 в.д. – 3730 в.д.

  3. Границы 3-го часового пояса. Западная:3730 в.д., восточная: 3730 в.д.+ 15 = 5230 в.д. Т.е.: 3730 в.д. – 5230 в.д.

Средние меридианы часовых поясов.

  1. Средний меридиан 0-го часового пояса: 730 з.д. + 730 = 0.

  2. Средний меридиан 1-го часового пояса: 0 + 15 = 15 в.д. (или 730 в.д. + 730 = 15 в.д.).

  3. Средний меридиан 2-го часового пояса: 15 в.д. + 15 = 30 в.д.

  4. Средний меридиан 3-го часового пояса: 30 в.д. + 15 = 45 в.д.

  1. Задача. Определите местное время Киева, если в Донецке 13:17.

Решение.

  1. Долгота городов: Киев – 303124 в.д., Донецк – 374815 в.д.

  2. Расстояние между городами в градусах: 374815 в.д. – 303124 в.д. = 71651 ( 7,28).

  3. За 4 минуты Земля поворачивается вокруг своей оси на 1, значит, на 7,28 она повернется за 7,28 * 4 = 29,12 минут (29 минут 17 секунд  29 минут).

  4. Местное время в Киеве меньше, чем в Донецке на 29 минут, т.е.:

13:17 – 00:29 = 12:48.

  1. Задача. Определите местное время Астрахани, если в Донецке 02:15.

Решение.

  1. Долгота городов: Астрахань – 480200 в.д., Донецк – 374815 в.д.

  2. Расстояние между городами в градусах: 480200 в.д. – 374815 в.д. = 101345 = 10,23.

  3. За 4 минуты Земля поворачивается вокруг своей оси на 1, значит, на 10,23 она повернется за 10,23 * 4 = 40,92 минуты ( 41 минута).

  4. В Астрахани местное время больше, чем в Донецке на 41 минуту, т.е.:

02:15 + 00:41 = 02:56.

  1. Выберите правильный ответ или заполните пропуски:

  1. Серединный меридиан 2-го часового пояса проходит вблизи города:

а) Варшава; б) Киев; в) Харьков; г) Ростов.

  1. Серединный меридиан 3-го часового пояса проходит вблизи города:

а) Донецк; б) Екатеринбург; в) Пенза; Санкт-Петербург.

  1. Донецкая область находится в __________ часовых поясах (2-м и 3-м).

  2. В Донецкой области пользуются временем _________ часового пояса (2-го и 3-го (ДНР)).

Вывод. Чем отличается поясное от местного времени? (Местное – в данной местности, время в один момент суток в точках, расположенных на одном меридиане.
Поясное – в данном поясе (полосе с севера на юг). Поясное время, система счёта времени, основанная на разделении поверхности Земли на 24 часовых пояса: во всех пунктах в пределах одного пояса в каждый момент поясное время одинаково, в соседних поясах оно отличается ровно на один час).

infourok.ru

Методическая разработка по географии (8 класс) на тему: Практические работы по географии 8 класс

Практическая работа №1

«Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с другими странами»

Цель: Дать характеристику  географического положения России.

Оборудование: контурная карта России, атлас стр.2-3,  чёрная ручка, цветные карандаши, ластик.

                                                      Ход работы:

Запиши дату:_____________________________________________

Задание 1. Сравни  площадь России с площадью материков и крупнейших государств

Площадь материков

Материк

Площадь, млн. кв. км.

Евразия

54

Африка

30,3

Северная Америка

24,2

Южная Америка

18,2

Антарктида

14

Площади крупнейших государств мира

Государство

Площадь, млн. кв. км.

Россия

17,1

Канада

9,98

Китай

9,56

США

9,36

Бразилия

8,51

Австралия

7,59

Сделай вывод———————————————————————————————————————————————————————————————————————

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

2. Определи отношение России к экватору ——————————————–

нулевому меридиану————————————————————————-

тропикам—————————————————————————————

полярным кругам—————————————————————————–

—————————————————————————————————-

3. Определи, на каком материке,——————————————————–

В каких частях света————————————————————————-

4. Определите моря и океаны, омывающие Россию—————————————————————————————————————————————

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Определи с какими странами самая протяженная граница——————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Определи с какими странами граница проходит по горам——————————————————————————————————————————-

 рекам————————————————————————————————————————————————————————————————

Определи, с какими странами Россия граничит только по морю.———————————————————————————————————————————————————————————————————————–

Сделай вывод о протяженности сухопутных и морских границ России.

——————————————————————————————————————————————————————————————————–

6. Найди крайние точки России. Определите их координаты

Северная

 материковая———————————————————————————–

островная—————————————————————————————

Южная——————————————————————————————

Восточная

материковая————————————————————————————

островная—————————————————————————————

Западная————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

—————————————————————————————————-

7. Определи протяженность России

А) с севера на юг

в градусах——————————————————————————————————————————————————————————————

в километрах———————————————————————————–

Б) с запада на восток

в градусах————————————————————————————–

в километрах———————————————————————————–

Задание 3. Выдели положительные и отрицательные черты географического положения России.

Положительные черты географического положения России

Отрицательные черты географического положения России

                                           Практическая работа № 2

«Определение поясного времени  для разных пунктов России»

Цель: Научиться определять поясное время.

Оборудование: Атлас . Карта часовых поясов России.

                                                    Ход работы:

Запиши дату:______________________________________________

Задание 1. Исследуя текст учебника и карты атласа :

1.Определи, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг оси     за 1 час, за  4 минуты.—————————————————————————–

2.Определи, в каком часовом поясе находится ваш населенный пункт———

3.Определи время во Владивостоке, Магадане, Якутске, если в Москве 12 часов———————————————————————————————

Вариант 1

 1.  Самолет вылетел из Читы ( 8-й часовой пояс ) в Мурманск ( 2-й часовой пояс ) в 15 ч по местному времени. Время полета из Читы до Мурманска 5 ч. Сколько времени будет в Мурманске, когда самолет приземлится? 

—————————————————————————————————-2.  Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве  ( 2-й часовой пояс )самолет, вылетевший из Екатеринбурга ( 4-й часовой пояс ) в 11 ч по местному времени и находившийся в полете 2 ч—————————————————————————————————————————— 3.  Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве  ( 2-й часовой пояс )самолет, вылетевший из Новосибирска  ( 5-й часовой пояс ) в 11 ч по местному времени и находившийся в полете 5 ч——————————————————————————————————————————4.  Самолет вылетел в 9 ч из Москвы  ( 2-й часовой пояс ) в Якутск  ( 8-й часовой пояс ). Когда по местному времени совершит посадку в Якутске самолет, находившийся в полете 5 ч? Ответ: 

5.  Сколько времени ( с учетом декретного ) будет в Красноярске ( 6-й часовой пояс ), если в Лондоне полночь—————————————————————————————————————————————————————-

6.  Сколько времени ( с учетом декретного ) будет в Мурманске ( 2-й часовой пояс ), когда в Лондоне 12 ч дня? ————————————————————————————————————————————————————-

7.  Определите поясное время ( с учетом декретного ) Красноярска ( 6-й часовой пояс ), если в Лондоне 11 ч.  ——————————————————————————————————————————————————–

8.  Сколько времени в Омске ( 5-й часовой пояс ), когда в Москве 15 ч?————————————————————————————————————-  9.  Сколько времени, с учетом декретного, будет во Владивостоке ( 9-й часовой пояс ), когда в Лондоне полночь?  Ответ:  ———————————

Практическая работа № 3

«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.»

Цель:  Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Оборудование: Атлас: тектоническая карта России, физическая карта России, минеральные ресурсы России.

                                                     Ход работы:

Запиши дату:__________________________________________________

Задание 1. Сравни  содержание карты тектонической и физической.

Неподвижные участки – это—————————————————————-

Подвижные————————————————————————————

Задание 2. Установи наличие взаимосвязи между тектоническим  строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.

                  Фактический материал оформите в форме таблицы                                                                                                                                

Форма рельефа

Крупная тектоническая структура

Наиболее распространенные полезные ископаемые

Восточно-Европейская равнина

Западно-Сибирская низменность

Уральские

горы

Кавказские

 горы

 Горы

Алтай

Горы

Хибины

Становой

 хребет.

Сделай вывод:

На платформах всегда находятся———————————————————-так как—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————на древних складчатостях расположены—————————————————————————————————————————————————————————————

В области молодой кайнозойской складчатости находятся——————————————————————————————————————————там  происходят________________________________________________

Практическая работа № 4

«Определение по синоптической  карте особенностей погоды для различных  пунктов. Составление прогноза погоды».

Цель:  Научиться составлять прогноз погоды, используя различные источники географической информации.  

Оборудование: синоптическая карта в рабочей тетради на стр. 14

                                                   Ход работы:

Запиши дату:_________________________________________________

Задание 1. Определи состояние погоды по синоптической карте на территории Новосибирска и Оймякона

.

Результаты исследования занеси в таблицу.

Города

Температура воздуха.

Направление и сила ветра.

Атмосферное давление

Атмосферные

фронты

Облачность и виды  осадков.

Новосибирск

Оймякон

Сделай вывод:

 Какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в Новосибирске

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

в Оймяконе——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Практическая работа № 5

«Объяснение закономерностей  размещения различных видов вод суши и связанных с ними опасных  природных явлений на территории страны  в зависимости от рельефа и климата»

Цель:  Установить зависимость между водами суши, климатом и рельефом.

Оборудование: атлас стр. 4-5 Физическая карта России, стр.30-31 Опасные природные явления.

Ход работы:

Запиши дату:——————————————————————————–

 Задание 1. Сопоставьте воды суши и опасные природные явления связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны.

 Воды суши:

 Реки∙  Озера∙  Болота∙  Ледники∙  Многолетняя мерзлота∙  Подземные воды∙

Опасные природные явления:

 Наводнения∙  Засухи∙  Ливни∙  Снегопады∙  Сели∙  Лавины∙  Наледи∙  Гололед∙  Оползни∙

 Районы распространения:

 Районы Кавказа∙  Реки Северного стока∙  Горы Южной Сибири∙  Реки Дальнего Востока∙  Западно-Сибирская равнина∙  Северо-запад Русской равнины∙  Бассейн Амура∙  Васюганье∙  Алтай∙  Восточная Сибирь∙  Камчатка∙  Северный Урал∙

                                                                                                               

Воды суши

Опасные природные явления

Районы распространения

Реки

Озера

Болота

Ледники

Многолетняя мерзлота

 Подземные воды

Задание 2. Предложите меры борьбы с  одним из   стихийных  природных явлений—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————–

Практическая работа № 6

 «Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия»

Цель: Выявить  условия почвообразования основных типов почв и дать оценку их плодородия.

Оборудование: карты атласа, учебник, интернет ресурсы     

                                       

Ход работы:

Запиши дату———————————————————————————–

1 Исследуя источники географической информации, заполни таблицу.

 

Природная зона

Температура июля.

Осадки.

Рельеф

Характер растительности.

Типы почв и оценка их плодородия

 .

Арктические пустыни

тундра

лесотундра

тайга

смешанные леса

широколиственные леса

лесостепи

степи

полупустыни

высотная поясность

2  Анализируя  данные таблицы  выяви  условия почвообразования, установи  от каких факторов зависит плодородие  почв

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

nsportal.ru

Практические работы по географии 8 класс

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ, НЕОБХОДИМЫХ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ГЕОГРАФИИ

8 класс

Программа для общеобразовательных учреждений М.Просвещение 2000 год

Автор И.В.Душина

Оборудование

в наличии

Р.1. Пространства России – 8 часов

2.

Гео.пол. России.

№1. На к.к. нанести границы России и сопредельных гос-в, отметить кр.точки, моря

К.карты – 25

Атласы – 25

Физ.карта – 1

25

25

1

8.

Россия на карте часовых поясов

№2. Опр. Поясного времени для разных пунктов России

Карта часовых поясов России – 1

Атласы – 25

1

25

Р2. Особенности природы и природные ресурсы – 20 часов

Т.1. Рельеф и недра России – 4 часа

12.

Минеральные ресурсы России

№3. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и П.И.

Карта строения з.к. – 1

Карта минеральные ресурсы – 1

Атласы – 25

1

1

25

Т.2. Климат и кл.ресурсы – 5 часов

15.

Закономерности распределения тепла и влаги

№4.Опр. по картам закономерностей распределения суммарной и поглащенной солнечной радиации

Климатическая карта – 1

Атласы – 25

Учебники – 25

1

25

25

17.

Климат и погода

№5. Опр. По синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.

Атласы – 25

Кл.карта – 1

Синоптиченская карта-1

25

1

19.

Зависимость человека от кл.условий

№6. Оценка осн.кл.показателей одной из территорий страны

Атласы – 25

Кл.карта – 1

25

1

Т.3. Вн.воды и водные ресурсы – 5 часов

21.

Реки

№7. Сост. Хар-ки одной из рек

Физ.карта – 1

Атласы – 25

1

25

22.

Озера. Болота.Подземные воды

№8. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши

Физ.карта – 1

Атласы – 25

1

25

23.

Водные ресурсы. Охрана вод

№9. Оценка обеспеченности водными ресурсами кр.регионов

Физ.карта – 1

Атласы – 25

1

25

Т.4. Почва и почвенные ресурсы – 3 часа

25.

Образование почв и их разнообразие

№10. Выявление условий почвообразования осн.локальных типов почв и оценка их плодородия

Атласы – 25

Почвенная карта – 1

Учебник – 25

25

1

25

Т.5. Растительный и животный мир – 4 часа

29.

Растительный и животный мир

№11. Составление прогноза изменений растительного и жив.мира в зависимости от изменения других компонентов природного комплекса

Карта растительного и животного мира – 1

Атласы – 25

Р 2. Природные комплексы – 24 часа

Т.!. Природное районирование – 5 часов

35.

Безлесные зоны на юге России: степи, п.пустыни, пустыни

№12. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной ПЗ

Карта ПЗ – 1

Атласы – 25

Р 4. Население – 11 часов

59.

Численность и размещение населения

№13. Объяснение закономерностей в размещении населения

Карта население России – 1

Атласы – 25

1

25

63.

Рынок труда и занятость населения России

№15. Определение по стат. Материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства

Стат.материалы – 1

Учебники – 25

1

25

65.

Национальный состав населения

№14. Опр. По стат.материалам и картам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением России

Карта административно-территориальное деление – 1

Карта народов – 1

Атласы – 25

Стат.материалы – 1

1

1

25

1

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *