8 класс

География 8 класс конспект параграф 4 – Конспекты по географии 8 класс

План-конспект урока географии (8 класс) по теме: Конспекты уроков географии для 8 класса

Урок № 3

Экономико- и транспортно-географическое положение России.Геополитическое положение России.

Практическая работа №3

“Определение по картам, статистическим и текстовым материалам геополитического и экономико-географического положения России”.

Цели урока

1. Выяснить сущность понятия экономико- ,транспортно-  и политико-географического положения;

2. Ознакомиться с особенностями геополитического положения СССР “Россия в разное время”;

3. Сформировать представление об особенностях ЭГП России;

Оборудование

1. Учебник

2. Атлас, контурные карты;

3. Политико-административная карта;

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка д.з..

3.Введение в тему.

1.-Вспомните, что такое географическое положение.

(положение к экватору и нулевому меридиану океаном, климатическим поясом)

– Сегодня мы изучаем географическое положение России.

Запишите тему урока: “Географическое положение России: Экономико-географическое,транспортно-географическое  и политико-географическое положение”.

Эпиграфом урока являются слова Ивана Никитина из стихотворения “Русь.

Сделайте запись:

“Это ты моя Русь державная

Моя Родина православная!
Широко ты, Русь, по лицу Земли
В красе царственной развернулася!…”

Граница СССР – 12 государств (Каких?)

Граница России – 16 государств (Каких?)

.- Из скольких субъектов состоит РФ?

4. Изучение нового материала.

На уроке вводятся новые термины

 “Экономико-географическое положение страны -это ее положение по отношению к объектам, имеющим экономическое значение:транспортным путям, государствам, сырьевым базам.

 (Положение на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики).

Транспортно-географическое положение-оценивает особенности и возможности транспортных связей с другими странами.

Политико-геграфическое положение (геополитическое положение) – это оценка страны на политической карте мира, ее отношения к различным государствам.

План изучения

1. Экономико-географическое положение (ЭГП)

а) Границы России

2.Транспортно-географическое положение(ТГП)

2. Политико-географическое положение (ПГП)

а) отношения с соседями (страны СНГ, охрана границ, военные базы Армения, Таджикистан. Азербайджан; таможенный союз: Россия-Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан; страны АТР, США, Канада, Япония).

б) территориальные проблемы.

1)Экономико-политическое положение.

1 .Каковы границы России? (рис. 4,стр 17)

  1. С какими странами ранее граничил Советский Союз?
  2. С какими из них продолжает граничить Россия?
  3. С какими новыми независимыми государствами Россия граничит на западе и юге?
  4. Какие из них входят в СНГ, а какие нет?

-Какие страны СНГ не являются непосредственными соседями 1 -го порядка? – Какие из них 2-го и 3-го порядка? – Назовите самую протяженную границу России?

(Запись в тетради. Термины: таможенный союз – Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Белоруссия. Прозрачные границы – Страны СНГ. Прохладные отношения – страны Балтии (ущемление интересов русских).

2) Транспортно-географическое положение.

Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами.

На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты .Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга.

В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.

В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).

Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере.

С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать.


Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.

На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки.

Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.

Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.

При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.

Вывод: Важным для ЭГП является использование территории России для грузов из Японии в Западную Европу, из США в страны Южной и Юго-Восточной Азии.

3)Политико-географическое положение.

Геополитические приоритеты на современном этапе

Если раньше СССР существовал в биополярном мире (США – НАТО, СССР – организация Варшавского договора), то распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты:

Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса – Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России – 50 %.
-Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.
-Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА, Индия ).
-Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей).
-Большое значение приобретает связь России со странами севера (Канадой, США (Аляска), странами Северной Европы).

В России 64% территории относится к зоне Севера, что составляет 50% площади планетарного Севера. Опыт в освоении этих территорий очень важен для нашей страны.

Изменение геополитического положения привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы, ЛЭП).

Изменение геополитического положения России в равнении с СССР.

СССР

Россия

Выгода

  1. 2-х полярный мир
  2. 2 военных блока: НАТО (США, Западная Европа, Канада)
  3. Варшавский пакт (страны Восточной Европы, СССР)

Многополярный мир:

1. Экономические связи с СНГ

2.Страны Европы (ЕС)

3.Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – особенно новый полюс мировой экономики – Китай, Юго-Восточная Азия, Япония, Индия

4.США (договор о разоружении, об освоении космоса, о развитии экономических и научно-технических связей)

Связь со странами, где выгодно продавать свою продукцию и купить нужные для себя товары.

Крупнейшие внешнеторговые партнеры России с 1995 года.

Доля стран во внешнеторговых связях России, %

В экспорте

В импорте

1. Украина – 8,5

1. Украина – 14,2

2. Германия – 7,6

2. Германия – 14,0

3. США – 5,4

3. Казахстан – 5,9

4. Швейцария – 4,4

4. США – 5,7

5. Китай – 4,2

5. Финляндия – 4,4

6. Италия – 4,1

6. Белоруссия – 4,0

7. Нидерланды – 4,4

7. Италия – 4,0

8. Великобритания – 3,9

8. Нидерланды – 3,5

9. Япония – 3,9

9. Польша – 2,8

10. Белоруссия – 3,7

10. Великобритания – 2,4

Вывод: ЭГП и ПГП не остаются неизменными: меняются отношения между странами, прокладываются новые дороги (мировоззренческие идеи). Неизменно лишь географическое положение.

5. Заключение.

Практическая работа №3

“Определение по картам, статистическим и текстовым материалам геополитического и экономико-географического положения России”.

Цели и задачи работы:

1. Углубление знаний о географическом положении России по отношению к группам стран

или отдельным странам на границах России.

2. Оценка коренных изменений связей России с окружающими странами: геополитическое,

экономико-географическое, транспортно-географическое положение.

Средства обучения: карта мира, карта России.

Ход работы

Порядок выполнения работы:

1. Используя карту атласа, определите изменение границ России на востоке и севере по сравнению с границами бывшего СССР (выход к морям, транспортным переходам).

2. Определите, какие государства играют наибольшую роль во внешнеторговых связях.

Понятие: “Экспорт” (Вывоз товара) “Импорт” (Ввоз товара в страну)

3. Посмотрите на карту, с какими странами Россия имеет лишь морскую границу?

4. Вспомните, с какими государствами, территория которых входит в планетарную зону Севера, Россия установила тесные связи?

5. На основе проделанной вами работы по картам и статистическим материалам, определите особенности современного геополитического и ЭГП России, составьте прогноз их изменения в будущем с учетом транспортных проблем.

6. Домашнее задание.

1. Учить П. №3,4

nsportal.ru

План конспект урока по географии. 8 КЛАСС

Россия на карте мира.

Цели: 1. Рассмотреть главные черты географического положения России и их влияние на особенности природы.

2. познакомить учащихся с морскими и сухопутными границами, пограничными государствами России.

3.формировать умения выполнять практические задания по географическим картам.

Оборудование: физическая карта России, политико-административная карта России, атласы.

Ход урока:

  1. С 1922 до 1991 года Россия входила в состав СССР, в который входило 15 республик. С 1991 года Россия и остальные республики стали самостоятельными государствами и объединились в СНГ (в него вошли 12 республик).

Россия – Москва

Украина – Киев

Белоруссия – Минск

Молдавия – Кишинев

Армения – Ереван

Грузия – Тбилиси

Азербайджан – Баку

Казахстан – Астана

Узбекистан – Ташкент

Киргизия – Бишкек

Таджикистан – Душанбе

Туркмения – Ашхабад

Российская Федерация – федеративное государство, т.е. объединение 89 равноправных регионов – субъектов федерации. В федерации имеются единые органы власти: президент, Государственная Дума, Правительство и др. В числе 89 субъектов:

21 республика

6 краев

49 областей

1 автономная область

10 автономных округов

2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург.

20

21

Бурятия

Якутия (Саха)

Улан-Уде

Якутск

По указу Президента России в мае 2000 года с целью укрепления федеральной государственной власти и контроля за исполнением законов Конституции России, решений федеральной власти с субъектах Федерации Россия была поделена на 7 федеральных округов:

Центральный – Москва

Северо-Западный – Санкт-Петербург

Южный – Ростов-на-Дону

Приволжский – Нижний Новгород

Уральский – Екатеринбург

Сибирский – Новосибирск

Дальневосточный – Хабаровск

Федеральные округа подчиняются Президенту через назначенных им полномочных представителей Президента.

В 2010 году из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский округ, с центром в Ставрополе.

  1. Территория страны (государственная территория) включает в себя:

  • Суша в пределах государственных границ

  • Внутренние воды

  • Недра под поверхностью суши

  • Территориальные воды (200-мильная, т.е. 370-километровая зона вдоль береговой линии, где страна может вести добычу полезных ископаемых, рыбы и морепродуктов)

  • Воздушное пространство над страной

Россия – самая большая по площади страна мира. Её площадь равна приблизительно 17,1 млн.кв.км. Это составляет 11,3% мировой суши.

Россия расположена в двух частях света:

1/3 – в Европе

2/3 – в Азии

Протяженность России с севера на юг 4400 км, с запада на восток – около10000км.

Крайние точки России:

Северная – материковая м. Челюскин, островная – м. Флигели на о. Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Южная – г. Базардюзю на границе с Азербайджаном.

Восточная – материковая м. Дежнева, островная – на острове Ратманова в Беринговом проливе.

Западная – Балтийская коса Гданьского залива в Калининградской области.

  1. Большая площадь государства: это благо или вред для страны?

Положительные черты:

  • Богатство и разнообразие природных ресурсов

  • Наличие широкого фронта морских границ – развитие морского транспорта и использования ресурсов морей.

  • Наличие экологически чистых неиспользованных территорий.

Отрицательны черты:

  • Большие государственные границы требуют охраны и содержания

  • Большую территорию трудно осваивать.

  • Разнообразие природных условий подразумевает и наличие неблагоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности.

  • Большая территория требует больших транспортных расходов.

  • Моря, омывающие Россию, замерзают на длительный период.

  1. Границы России.

Россия граничит на суше с 14 государствами:

Норвегия Украина

Финляндия Грузия

Эстония Азербайджан

Латвия Казахстан

Литва Монголия

Польша Китай

Белоруссия Северная Корея

Морская граница :

Япония (пролив Лаперуза)

США (Берингов пролив)

Западная граница не привязана к каким-либо природным рубежам, проходит по довольно плотно заселенным равнинным территориям.

Южная граница с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа, с Казахстаном по степям, с Китаем по рекам Амур, Уссури, Аргунь, с Монголией по горным районам Южной Сибири.

Наиболее протяженные у России границы – морские, на севере и востоке.

На севере Россия омывается морями Северного Ледовитого океана:

Белое крупные порты: Архангельск, Мурманск

Баренцево

Карское

Лаптевых

Восточно-Сибирское

Чукотское

На востоке морями Тихого океана:

Берингово крупные порты: Владивосток, Находка

Охотское

Японское

К Балтийскому морю Россия имеет выход через Финский залив ,(порт Санкт-Петербург), а также в Калининградской области.

На юге выход в Черное море – порты Новороссийск, Туапсе.

3. После распада СССР географическое положение России изменилось.

  • Россия отдалилась от стран Европы.

  • Западная граница сдвинулась к востоку.

  • Южная граница сместилась к северу, так как отделились Казахстан и республики Средней Азии.

  • Россия лишилась прямого выхода ко многим европейским и азиатским странам.

  • Сократилось число портов на Балтийском и Черном морях.

4.Работа в контурных картах: границы, республики, моря, океаны, порты, пограничные государства (СНГ, дальнее зарубежье).

5. Домашнее задание параграфы 1,2.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

1. Определите координаты крайних точек:

а) крайняя северная материковая – мыс Челюскин________________________________

б) крайняя южная – близ горы Базардюзю ________________

в) крайняя восточная материковая — мыс Дежнева____________________________

г) крайняя западная точка — коса Гданьского залива (близ Калининграда)________________

2. Найдите ошибки в перечне стран, граничащих с Россией:

а) Польша,

б) Япония,

в) КНДР,

г) Армения,

д) Таджикистан,

е) Эстония,

ж) Казахстан,

з) Украина,

и) Молдова,

к) Литва,

л) Монголия,

м) Германия

  1. В каком направлении от Москвы находятся:

а) о. Новая Земля_______________________ б) Астрахань ______________________

в) оз. Байкал ________________________ г) Кавказ_________________________

  1. Определите “адрес” Москвы: широта____________, долгота_____________, преобладающие абсолютные высоты_______________м

  2. На сколько градусов г. Калининград (Калининградской обл.) восточнее или западнее, чем г. Новосибирск?____________________________

  3. Через какие моря проплывают суда из Владивостока в Мурманск?

А)_________________________

Б) _________________________

В) _________________________

Г) _________________________

Д) _________________________

Е) _________________________

Ж) ________________________

З) _________________________

И) _________________________

  1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

А) Какие порты обозначены на рисунках?

Б) На берегах каких морей они расположены?

В) Определите координаты этих портов.

I


II

III

А) ________________________

Б) ________________________

В) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

В) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

В) ________________________

  1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

А) Какие острова изображены на рисунке?

Б) Какие моря их омывают?

В) Как называются проливы, отделяющие их от материка?

Г) Какой из этих островов находится в двух полушариях?



А) ________________________

Б) ________________________

________________________

В) ________________________

Г) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

________________________

В) ________________________

Г) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

________________________

В) ________________________

Г) ________________________

  1. Подпишите крайние точки, моря, омывающие территорию России

Россия на карте часовых поясов.

Цели: 1. Познакомить учащихся с положением России на карте часовых

поясов.

2. сформировать умения решать задачи на определение местного

и поясного времени.

Ход урока:

  1. С географическим положением России и величиной ее территории связаны понятия местное и поясное время.

Время на территории нашей страны не может быть везде одинаковым, так как наша страна сильно вытянута с востока на запад.

Одинаковое время будет лишь для пунктов расположенных на

одном меридиане. Это местное время.

Чем дальше расстояние по долготе, тем больше различие во времени.

Для удобства в1884 году введена единая система отсчета времени.

В России введена в 1919 году.

Вся поверхность Земли поделена на 24 часовых пояса (от 0 до 23). За нулевой пояс принят тот по середине которого проходит 0-й меридиан.

На 360 градусов Земля поворачивается за 24 часа,

На 15 градусов поворачивается за 1 час,

На 1 градус поворачивается за 4 минуты.

Это значит, что на меридианах , отличающихся по долготе хотя бы на 1 градус, время будет различаться на 4 минуты. Время каждого меридиана называется местным. Пользоваться таким временем неудобно.

Для удобства человечества введено поясное время.

Территория России находится в 11 часовых поясах (со 2 по 12), но 11 и 12 объединены в один пояс, поэтому получается 10.

Границы поясов проведены с учетом границ областей, краев, республик.

В СССР в 1930 году специальным постановлением (декретом) время по всей стране перевели на 1 час вперед – декретное время.

Для избежания путаницы с сутками, международным соглашением установлена линия перемены дат. Она проведена по 180 меридиану в обход суши. По обе стороны от этой линии часы и минуты совпадают, а даты отличаются на одни сутки. Если пересечь эту линию с запада на восток, нужно дважды считать один и тот же день. А двигаясь с востока на запад нужно пропускать один день (например, после 31 декабря сразу 2 января).

1.Решение задач на определение поясного времени:

Москва – 12 часов

Узнать время в Магадане.

Москва 2 пояс Магадан 10 пояс

10-12=8

12+8=20 часов.

Ответ: в Магадане 20 часов.

Якутск -24 часа

Узнать время в Саратове

Якутск – 8 пояс Саратов 3 пояс

8-3=5

24-5=19 часов

Ответ: в Саратове 19 часов.

Решение задач на определение местного времени:

Архангельск – 6 часов

Узнать время в Иркутске.

Архангельск – 41 в.д.

Иркутск – 104 в.д.

104-41=63

63*4=252 мин

252:60=4ч 12мин

6 +4ч 12мин=10ч 12мин.

Ответ: местное время в Иркутске 10ч 12 мин.

Домашнее задание: & 3

Практическая работа.

Определение поясного и местного времени.

1 вариант

Волгоград – 8 часов

Определить местное время во Владивостоке.

Волгоград – 45 в.д.

Владивосток – 133 в.д.

133-45=88

88*4=36=352мин

352:60=5ч 52мин

8+5ч 52мин=13ч 52мин.

Ответ: местное время во Владивостоке 13ч 52 мин.

Верхоянск – 18 часов

Определить поясное время в Перми

Верхоянск – 9 пояс

9-4=5

18-5=13 часов Ответ: поясное время в Перми 13 часов

На сколько часов и куда надо перевести стрелки часов, если вы прилетели из Хабаровска в Вологду?

Хабаровск -9 пояс

Вологда – 3 пояс

9-3=6

Ответ: на 6 часов назад

2 вариант.

Чита – 21 час

Определить местное время в Москве

Чита – 114 в.д.

Москва – 37 в.д.

114-37=77

77*4=308 мин

308:60=5ч 8мин

21-5ч 8мин=15ч 52мин

Ответ: местное время в Москве 15ч 52мин.

Санкт-Петербург 10 часов

Определить поясное время в Хабаровске

С-Петербург – 2 пояс

Хабаровск –9 пояс

9-2=7

10+7=17 часов Ответ: поясное время в Хабаровске 17 часов

На сколько часов и куда надо перевести стрелки часов, если вы прилетели из Волгограда в Анадырь?

Волгоград – 3 пояс

Анадырь – 11 пояс

11-3=8 Ответ: на 8 часов вперед

Строение земной коры на территории России.

Цели: 1. Сформировать представление об особенностях

строения земной коры

2 Актуализировать понятия 7-го класса «литосферные

плиты», «геологические часы», «геологические эпохи».

3 Формировать умения работать с картами.

Оборудование: карта строения земной коры, физическая карта России.

Ход урока:

1.Более ½ территории России – это крупные равнины, окаймленные на юго-востоке и востоке горами и горными хребтами.

Чтобы понять размещение основных форм рельефа, необходимо знать историю его развития, т.е. геологическую историю.

Особенности рельефа и размещение полезных ископаемых зависит:

от геологической истории формирования территории

– от строения земной коры

– от возраста слагающих горных пород

Многие годы геологи, изучая горные породы , пытались определить возраст Земли. Но еще недавно они были далеки от успеха. В начале 17 века архиепископ Армы Джеймс Ашер вычислил дату сотворения мира по Библии, и определил ее как 4004 г. до н. э.
(рис. 1). Но он ошибался более чем в миллион раз. Сегодня ученые считают, что возраст Земли – 4600 миллионов лет. Он приблизительно равен возрасту Солнца и других планет.

По условиям залегания горных пород можно определить их относительный возраст: слои лежащие выше более молодые, чем нижние.

Современными научными методами определяют абсолютный возраст горных пород, т.е. количество миллионов и тысяч лет, при помощи изучения остатков ископаемых растений и животных.

Палеонтология – это наука о вымерших (ископаемых) организмах и о развитии органического мира Земли.

Геохронология – это учение о возрасте, продолжительности и последовательности формирования горных пород, слагающих земную кору.

На основе изучения возраста и взаимного расположения горных пород вся геологическая история Земли делится на крупные временные отрезки – эры.

Архейская – древнейшая (архаическая) жизнь

Протерозойская – время простой ранней жизни

Палеозойская – эра древней жизни

Мезозойская – эра средней жизни

Кайнозойская – эра новой жизни

Продолжительность эр несколько десятков или сотен миллионов лет.

Эры разделены на менее длительные отрезки – периоды.

Все эры и периоды сведены в единую геохронологическую шкалу (таблицу) – своеобразную геологическую историю Земли.

Работа с таблицей в учебнике.

2 Рассмотрим положение России относительно литосферных плит Земли. Вспомним, что литосферные плиты перемещаются по поверхности мантии, которая находится в расплавленном состоянии. Они скользят одна относительно другой.

В истории Земли было несколько эпох, связанных с планетарно-космическими причинами, когда изменялась скорость вращения Земли, подвижность плит возрастала, учащались их столкновения и происходили процессы горообразования. Эти эпохи назвали эпохами складчатости. Их было несколько:

– байкальская складчатость

– каледонская

– герцинская

– мезозойская

– кайнозойская

3 Тектонические структуры.

Тектоника – это наука, изучающая строение и развитие земной коры.

Большая часть территории России расположена на Евразийскрй литосферной плите. На ней выделяются обширные относительно устойчивые участки – платформы.

На платформах располагаются равнины.

Платформа – это обширный участок земной коры с устойчивым малоподвижным фундаментом, который сложен кристаллическими магматическими породами и покрыт мощным осадочным чехлом.

Наибольшие площади занимают платформы

-Восточно-Европейская

-Сибирская

-Западно-Сибирская плита

Щиты – это участки древних платформ, лишенные осадочного чехла, где кристаллический фундамент выходит на поверхность.

На Восточно- Европейской платформе – Балтийский щит

На Сибирской – Алданский и Анабарский щиты.

По краям Евразийской плиты находятся тектонически активные районы – подвижные складчатые пояса. Здесь движение плит приводит к формированию гор, впадин, разломов.

В России встречаются складчатые пояса разного возраста. Кайнозойские пояса активны и сейчас. Палеозойские и мезозойские пояса были образованы на границах плит, многие из них разрушались и вновь поднимались.

Платформы и складчатые пояса, впадины и разломы – это тектонические структуры.

Работа с тектонической картой.

Особенности рельефа России.

Цели: 1.познакомить учащихся с главными чертами рельефа России.

2 выявить закономерности размещения гор и равнин.

3 формировать представление о рельефе как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов.

Ход урока:

1 Рельеф – это совокупность форм земной поверхности, различных по очертанию, размерам, происхождению, возрасту.

Россия – страна огромных равнин, окаймленных горами разной высоты.

Наивысшая точка – гора Эльбрус (5642м )

Наименьшая точка – на побережье Каспийского моря (-28м )

Разница высот почти 6 км.

Средняя высота рельефа России 430 метров.

Большая часть территории России представляет собой амфитеатр, склоненный к северу. По южным рубежам страны протянулся пояс высоких гор: Кавказ, Алтай, Саяны, горы Забайкалья. Поэтому большинство крупных рек (Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма) — текут с юга на север. Общий наклон рельефа к северу связан с поддви-гом Африкано-Аравийской и Индостанской литос-ферных плит под Евразиатскую. В зоне их контакта происходит вздымание и смятие в складки осадочных слоев земной коры, образование высоких гор. В зоне контакта плит происходят интенсивные подвижки участков земной коры. Они сопровождаются землетрясениями.

На востоке нашей страны, в Прибайкалье и Забайкалье происходит взаимодействие частей Евразийской литосферной плиты — Китайской и Сибирской платформ. В зоне их контакта растрескиваются обширные участки земной коры, формируется глубокая впадина озера Байкал.

Долиной Енисея Россия делится на две части — восточную приподнятую и западную — с преобладанием низких равнин.

2 Равнины.

Восточно-Европейская (Русская) равнина.

Почти вся Европейская часть страны.

Для нее характерно чередование низменностей и возвышенностей в пределах 400 метров.

Возвышенности: Подольская

Среднерусская

Валдайская

Приволжская

Северные Увалы

Тиманский кряж

На Кольском полуострове низкие горы Хибины.

Низменности: Прикаспийская

Приволжская

Причерноморская

Западно-Сибирская равнина.

Отличается однообразием рельефа.

Средние высоты не более 200 метров.

Блюдцеобразный рельеф.

Среднесибирское плоскогорье.

Средние высоты 500-700 метров

На северо-западе плато Путорана (до1700м). это куполообразное поднятие.

На полуострове Таймыр горы Бырранга

На севере Северо-Сибирская низменность.

3 Горы.

Урал – древние, низкие, разрушенные горы. Наивысшая точка гора Народная (1895м)

Кавказ – молодые горы, остроконечные вершины, есть потухшие вулканы и ледники. Самая высокая точка гора Эльбрус (5642м), Казбек (5033м). образовались в кайназойскую эпоху складчатости.

Алтай и Саяны – складчато-глыбовые горы. Образовались на древнем фундаменте байкальской, каледонской и герцинской складчатости. Самая высокая точка гора Белуха (4506 м).

Хребты Прибайкалья и Забайкалья – средневысотные. Крупнейшие – Яблоновый, Становой, Байкальский, Хамар-Дабан. Средние высоты 1500 – 2500 м. чередуются с нагорьями – Становое, Патомское, Алданское.

Северо-Восток – хребты Верхоянский, Черского. Нагорья – Колымское, Корякское, Чукотское. Образовались в мезозойской складчатости, разрушились, затем в кайнозое обновились.

Дальний Восток – хребты Джугджур, Сихотэ-Алинь. История форсмирования та же.

Камчатка, о. Сахалин и гряда Курильских островов относятся к области молодой тихоокеанской складчатости. Здесь находится около 200 уснувших и действующих вулканов, а также ежегодно фиксируется много землетрясений. Это свидетельствует о продолжающихся в наши дни интенсивных процессах в земной коре на стыке Тихоокеанской и Евразийской литосферных плит.

Развитие форм рельефа.

Цели: 1 познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа.

2 показать динамичность и непрерывность процесса формирования рельефа.

3 систематизировать знания о внешних факторах, рассмотрев различные формы рельефа.

Ход урока.

Эндогенные процессы вызваны движениями земной коры. Современные с точки зрения геологии эндогенные процессы называются неотектоническими, или новейшими. Они проявляются как на равнинах, так и в горах. Современные тектонические движения часто сопровождаются землетрясениями (Кавказ, Сахалин, Камчатка, Курильские острова, Прибайкалье).

Экзогенные процессы – это процессы, происходящие под влиянием внешних сил природы (ледников, ветра, текучих вод). Они формируют в основном средние и мелкие формы рельефа.

Ледниковые формы рельефа:

– «бараньи лбы

– моренные холмы

-зандровые равнины

– озерные котловины

Север Европейской части России, Скандинавия, Полярный Урал, горы Бырранга, Валдайская возвышенность, Северные Увалы, Карелия, Северо-Запад России.

2.текучие воды

– постоянные потоки

– временные потоки

– подземные воды

Эрозионные формы рельефа:

– речные долины

– поймы

– террасы

– овраги, балки

– карстовые пещеры, воронки

Повсеместно.

Большое количество сосредоточено в южной части Восточно-Европейской равнины.

В районах, где в земной коре имеются растворимые горные породы (мел, известняк).

3.деятельность ветра

– эоловый рельеф

– дюны

– барханы

Там, где на поверхности имеются пески (Куршская коса, Прикаспийская низменность).

4.Деятельность моря

Различные типы берегов:

– фьордовые берега

– лагунные берега

– шхерные берега

Баренцево море у берегов Кольского полуострова

Каспийское море

Ладожское и Онежское озера

5.деятельность человека

Антропогенный рельеф: карьеры, терриконы, тоннели, дороги.

В районах активной хозяйственной деятельности человека.

Полезные ископаемые России.

Цели: 1. Изучить состав полезных ископаемых, особенности их размещения,

2 сформировать представление о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническим строением,

3 учить анализировать и делать выводы о влиянии природных процессов и явлений на условия жизни людей и их хозяйственную деятельность.

Ход урока:

1 Закономерности размещения полезных ископаемых.

Горы магматические горные породы рудные (металлические ) полезные ископаемые

Равнины осадочные горные породы горючие и неметаллические полезные ископаемые

Исключение: на равнинах могут встречаться металлы только на щитах или в местах где осадочный чехол очень тонкий и близко к поверхности подходят магматические породы фундамента.

Русская равнина

Горы Южной Сибири

Восточная Сибирь и Дальний Восток

Печорский бассейн

Кузнецкий, Иркутский бассейны

Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Зырянский бассейны и остров Сахалин

Бурый уголь

Русская равнина

Горы Южной Сибири

Восточная Сибирь

Подмосковный бассейн

Канско-Ачинский бассейн

Ленский бассейн

Нефть

Русская равнина, Урал

Кавказ

Западная Сибирь

Дальний Восток

Печорский, Волго-

Уральский бассейны

Северо-Кавказский

Самотлор и другие месторождения

Сахалин

Газ

Русская равнина

Кавказ

Западная Сибирь

Печорское

Северо-Кавказское

Уренгой, Ямбург

Железные руды

Русская равнина

Урал

Горы Южной Сибири

Восточная Сибирь

КМА, Кольский полуостров

Магнитогорское

Абаканское, Таштагол,Рудногорское

Нижнеангарское,Нерюнгринское

Медные руды

Урал

Орское

Никелевые руды

Русская равнина

Урал

Горы Южной Сибири

Город Никель

Кыштым

Норильское

Полиметаллический руды

Урал

Горы Южной Сибири

Дальний Восток

Орское

Салаирское, Змеиногорское, Зыряновское, Нерчинское

Дальнегорск

Золото

Урал

Горы Южной Сибири

Сибаевское

Бодайбо

Фосфориты

Русская равнина

Горы Южной Сибири

Вятско-Камское, Егорьевское

Белкинское, Телекское

Асбест

Урал

Горы Южной Сибири

Асбест

Ильчирское, Молодежное

Алмазы

Восточная Сибирь

Мирный

Добывая полезные ископаемые, человек тем самым изменяет облик земли, нарушает природные ландшафты. Наибольшие изменения земной поверхности происходят при открытой разработке недр: отвалы пород, заброшенные карьеры. При подземной добыче часто происходят проседания поверхности.

Поэтому необходима рекультивация – мероприятия, направленные на восстановление нарушенных земель.

Практическая работа.

Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Цель: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт.

Ход работы:

Заполнить таблицу и сделать выводы.

1 Восточно-Европейская платформа

2 Сибирская платформа

3 Области кайнозойской складчатости

4 Области байкальской складчатости

5 Западно-Сибирская плита

6 Области герцинской складчатости

Нанесение на контурную карту основных форм рельефа России.

Зачет по теме: «Рельеф и недра России»

Диктант – проверка определений.

1 платформа

2 карстовые формы рельефа

3 щит

4 морена

5 эоловый рельеф

6 палеонтология

7 тектоника

8 рельеф

Подберите пару.

1 Кавказ

2 Среднесибирское плоскогорье

3 Урал

4 Западно-Сибирская равнина

5 Хибины

6 Русская равнина

А. Балтийский щит

Б. Западно-Сибирская плита

В. Области герцинской складчатости

Г. Сибирская платформа

Д. Восточно-Европейская платформа

Е. Области кайнозойской складчатости

Викторина.

1 какие две противоположные силы влияют на формирование рельефа?

2 на какие эры делится геологическая история Земли?

3 как определяют абсолютный возраст горных пород?

4на какие периоды делится палеозойская эра?

5 закономерности размещения полезных ископаемых

6 чем отличается Западно-Сибирская равнина от Среднесибирского плоскогорья?

7 какие низменности и возвышенности есть на Восточно-Европейской равнине?

8 наивысшая и наименьшая точки России

9 какие эпохи горообразования были на протяжении геологической истории Земли

Тест.

1 крупнейшими равнинами России являются

А) Восточно-Европейская

Б) Прикаспийская

В) Колымская

Г) Западно-Сибирская

2 наука о вымерших организмах называется

А) минералогия

Б) петрография

В) палеонтология

Г) геология

3 молодыми складчатыми горами являются

А) Алтай

Б) Кавказ

В) Урал

Г) Хибины

4 крупнейшие месторождения нефти залегают

А) Курильские острова

Б) Западная Сибирь

В) Поволжье

Г) Кавказ

5 самый сейсмоактивный район России

А) Урал

Б) Курильские острова

В) Алтай

Г) Камчатка

6 золото и алмазы добывают

А) Карелия

Б) Чувашия

В) Якутия

Г) Бурятия

Факторы, определяющие климат.

Цели:1 сформировать знания о климатообразующих факторах и их роли в формировании климата России

2 дать представление об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах

3 показать их влияние на погоду

Ход урока:

Климатообразующие факторы

Климат – это многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.

Основные климатические показатели:

1 температура

2 осадки

3 давление

4 ветер

5 влажность воздуха

Разберем отдельные климатообразующие факторы:

  1. Солнечная радиация – энергия Солнца, излучаемая в виде тепла и света.

Измеряется в ккал/см2/.

Солнечная радиация, проходящая через атмосферу, делится на прямую, рассеянную, поглощенную и отраженную.

Прямая рассеяная

отраженная

поглощенная

Солнечная радиация, достигшая поверхности Земли, называется прямая.

Солнечная радиация частично рассеивается в атмосфере облаками, каплями воды, частицами пыли, остальная доходит до Земли – это рассеянная.

Суммарная солнечная радиация – вся солнечная радиация, достигшая поверхности Земли (прямая + рассеянная).

Часть радиации отражается от поверхности Земли – это отраженная радиация.

Радиация, которая нагревает Земную поверхность, называется поглощенная.

На количество солнечной радиации, которое получает территория, влияет:

1 географическая широта, т.е. угол падения солнечных лучей.

2 состояние атмосферы (наличие облаков, влажность воздуха).

3 характер подстилающей поверхности. Снег отражает до 80 % солнечной радиации. Чернозем поглощает больше радиации, чем песок.

2 Циркуляция воздушных масс.

Воздушные массы – это большие объемы воздуха, формирующиеся над территорией и обладающие определенными свойствами.

В формировании климата России участвуют арктические, умеренные, тропические воздушные массы.

На европейской территории России влияет умеренный морской воздух, который приносится с запада с Атлантики, на азиатской части его влияние ослабевает. На востоке умеренные морские массы с Тихого океана влияют только летом, за счет муссонной циркуляции. В западных районах Восточной Сибири круглый год преобладает континентальный воздух умеренных широт.

С Северного Ледовитого океана приходят летом арктические морские массы, а зимой континентальные, потому что океан зимой замерзает и над ним формируется сухой воздух, как над континентом.

Проходя над огромной территорией России, воздушные массы меняют свои свойства, то есть трансформируются.

АВм (с Северного Ледовитого океана) летом прогревается, двигаясь на юг образует суховеи в Предкавказье.

УВм, двигаясь на запад теряет влагу, прогреваясь летом

формируется УВк .

3 Атмосферные фронты – это переходные зоны, разделяющие разные по своим свойствам воздушные массы (теплые и холодные). Ширина их достигает несколько десятков километров. Здесь происходит быстрое изменение температур, влажности и давления.

Над территорией России чаще всего располагаются:

арктический фронт – разделяет арктические и умеренные воздушные массы.

infourok.ru

Конспект по географии 8 класс на тему

Конспект урока по географии

для учащихся 8 класса

Тема урока:

Реки России

Цель урока:

  1. Познакомиться с крупными речными системами России, определить их зависимость от климата и рельефа, сформировать понятия падение и уклон реки, расход воды и годовой сток.

  2. Формирование умений, навыков работы с географическими источниками;

  3. Формирование чувства любви к родной природе.

Оборудование: физическая карта России, учебник, карты, атласы.

Ход урока

«Счастье дается только знающим»

Паустовский

  1. Какие темы по природе России уже изучены?

  2. К изучению какого компонента природы нужно приступить сегодня? Почему?

(Реки можно рассматривать , как продукт климата. (Воейков)

Климат – отец вод. (Вернадский)

  1. Какие виды внутренних вод вы знаете?

  2. Какое значение имеет пресная вода?

Изучение нового материала.

Особенности природы рек России будем изучать в виде путешествия по реке, на которой мы живем. А начнем с повторения определения: что такое река?

Это постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении.

Река Волга – крупнейшая река Европы.

Семь тысяч рек, ни в чем не равных:

И с гор стремящих бурный бег

И меж полей в изгибах плавных,

Текущих вдаль,- сем тысяч рек.

Она со всех концов собрала –

Больших и малых – до одной,

Что от Валдая до Урала ,

Избороздили шар земной. (Твардовский «За далью даль»)

Любая река имеет начало. Как называется начало реки? (Исток)

Что может быть истоком?

Что является истоком реки Волги? (Валдайская возвышенность, озеро Селигер)

Стихи.

А куда впадает Волга? Как называется место впадения реки в другой водоем? (Каспийское море – озеро, устье)

Реки, впадающие в замкнутые водоемы, относятся к внутреннему стоку, а куда еще могут впадать реки? (Моря, океаны)

В какие моря и океаны могут впадать реки России? (Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий)

Значит реки России относятся к бассейнам трех океанов и внутреннего стока.

Почему крупнейшие реки текут на Север?(Особенности рельефа, общий уклон территории России)

Вернемся опять на Волгу. По ходу течения в нее впадают другие реки. Как они называются? (Притоки)

Назовите главные притоки Волги (Кама , Ока).

Где впадают эти реки? (Казань, Нижний Новгород).

Река Ока – Волги правая рука,

Кама – левая рука.

Сливаются здесь Волга и Ока

И вдаль стремятся как одна река.

И знают стены древнего Кремля,

Что породила их одна земля.

Барашки волн бегут за рядом ряд –

О чем они неспешно говорят?

Родная Волга, русская река!

Ты многое видала за века.

Что образует река со своими притоками? (Речную систему)

Как называется территория, по которой течет река? (Речной бассейн)

Река это живое природное тело. И как все живое, она живет, течет и питается.

Что является питание реки? Источники воды, пополняющие реки – талые воды снегов , льдов, дождевые воды, подземные воды.

Виды питания: снеговое, ледниковое, дождевое, подземное, смешанное.

Питание реки Волги – смешанное с преобладанием снегового.

Что такое режим рек? (Изменение уровня воды в реке).

Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке.

Межень – самый низкий уровень воды в реке.

Ледостав – замерзание рек.

Ледоход – вскрытие рек ото льда.

Работа с учеником стр.99-102

Определить режим Волги.( Половодье весной, ледостав- ноябрь, декабрь

Ледоход – март.)

Вспомните произведение Некрасова «Дед Мазай и зайцы», во время половодья или паводка деде Мазай сапасал зайцев ? (Половодье)

«Только весенние воды нахлынут…»

А от чего зависит режим и питание рек? (Климат)

А теперь ответьте: Волга равнинная или горная река? (Течение медленное , спокойное – равнинная река)

Характер течения реки можно определить с помощью таких величин, как падение и уклон реки

Для хозяйственного использования реки важно знать о их полноводности, которую можно определить показателями: годовой сток и расход воды в реке.

Самой полноводной рекой является Енисей = 630 куб.км

Формирование понятия – «Твердый сток». С внутренними водами, как и с другими природными компонентами связаны стихийные явления – наводнения (определение, кинофрагмент)

Д/з:Сообщение о наводнении на реках России.

infourok.ru

План-конспект урока по географии (8 класс) на тему: Конспект открытого урока по географии 8 класс

МКОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа»

План-конспект открытого урока по географии 8 класс

Составила: учитель I категории

Биолог-географ

Боровцова А. В.

Тогул – 2017

Тема: Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

 

Цели урока: познакомить учащихся с природными ресурсами Восточной Сибири и проблемами их освоения, углубить знания о взаимосвязях между компонентами природы; познакомить с наиболее интересными объектами Восточной Сибири, закрепить знания основных терминов и понятий.

Оборудование: Карты России: физическая, климатическая, природных зон; коллекция горных пород и минералов; гербарии; картины.

Ход урока

  1. Орг. Момент

(приветствие учащихся, проверка готовности к уроку)

Здравствуйте ребята! Сегодня мы заканчиваем знакомство с Восточной Сибирью. Тема нашего урока «Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения». Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.

Я пришла к вам на урок вот с такой целью: Цели урока: познакомить учащихся  с природными ресурсами Восточной Сибири и проблемами их освоения. Углубить знания о взаимосвязях между компонентами природы.

А с какой целью вы пришли сегодня на урок? У вас на столах есть «растапырки» с темой сегодняшнего урока, я предлагаю вам подумать и каждому участнику группы на обороте записать цель, с которой он пришел на урок.

  1. Мотивация. Посмотрите на слайд. Перед вами слова знаменитого русского ученого М. В. Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью» 

                        М. В. Ломоносов  

Согласны ли вы с этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы будем знакомиться с природными богатствами Восточной Сибири. Особенно богата Восточная Сибирь минеральными ресурсами.

Как мы определим какие ресурсы распространены на территории Восточной Сибири? ( с помощью карты)

Каковы условные знаки полезных ископаемых, которые нам сегодня понадобятся? У вас на столах есть задание №1, внимательно ознакомьтесь с ним и какая группа будет готова, поднимите руку и представьте результат.

Задание №1. Внимательно познакомьтесь с минеральными ресурсами в таблице, с помощью атласа найдите и нарисуйте их знаки напротив каждого полезного ископаемого.

Каменный уголь

Никелевая руда

Графит

Бурый уголь

Оловянная руда

Поваренная соль

Медная руда

Золото

Асбест

Железная руда

Алмазы

 

Восточная Сибирь имеет разнообразные минеральные ресурсы: минеральные, водные, лесные, биологические. Наибольшее значение имеют минеральные. Я вам предлагаю выполнить задание №2, которое вы найдете у себя на столах. С помощью карты рассмотрите месторождения и прокомментируйте их особенности. По ходу изучения заполните таблицу. Свой результат представьте.

Задание №2. С помощью карты рассмотрите месторождения и прокомментируйте их особенности. По ходу изучения заполните таблицу. Свой результат представьте

Вид полезного ископаемого

Название месторождений

Уголь

 

Железные руды

Медно-никелевые руды

Золото

Алмазы

Тунгусский угольный бассейн, Ленский, Южно-Якутский, Канско-Ачинский

Коршуновское, Абаканское, Ангаро-Питское месторождения

Г. Норильск

Забайкалье

Г. Мирный

Итак, мы выяснили, что Восточная Сибирь имеет богатейшие месторождения полезных ископаемых, Минеральные ресурсы не только богаты, но и разнообразны по набору их видов. Почему?

Какие проблемы возникают при добыче и переработке минеральных ресурсов?

  • Назовите и покажите на карте крупные реки и озера Восточной Сибири.
  • Значение водных ресурсов.
  • Существуют ли проблемы, связанные с использованием водных ресурсов?
  • Какими природными ресурсами Восточная Сибирь богата, а каких недостаточно?

Что осложняет использование природных ресурсов Восточной Сибири? Молодцы! Вы хорошо поработали, а сейчас я предлогаю вам отдохнуть и послушать сообщение «Освоение Таймыра. Норильск»

Ну вот теперь мы с вами имеем полное представление о Восточной Сибири, о строении и составе ее территории, о ее богатствах и проблемах. Я предлагаю вам выполнить задание №3 Составить Кластер. 1-ая группа составляет кластер «Природные условия Восточной Сибири» 2-ая группа составляет кластер «Минеральные ресурсы Восточной Сибири»

Давайте проверим, что у вас получилось.

  1. А теперь давайте вернемся к тем целям, которые мы поставили в начале урока. Я считаю, что я своих целей достигла. А вы? Озвучьте, пожалуйста, ваши цели и скажите, достигли ли вы их? Если вы их достигли, возьмите розовую ладонь и прикрепите ее на доску, если достигли, но не полностью – оранжевую, ну а если вы совсем далеки от ваших целей, желтую.

Спасибо вам за работу! Урок окончен до свиданья!

nsportal.ru

Конспект урока по географии 8 класс

Тема: Человек в ландшафте.

Класс: 8

Тип урока: обобщения знаний.

Цели урока:

Выявить особенности природного и антропогенного ландшафта,

рассмотреть влияние человека на природные ландшафты.

Задачи:

– развивать коммуникативные способности,

– формировать навыки работы в коллективе,

– воспитывать умение слушать друг друга,

– учить декларировать полученный результат.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, тексты на листах, конверт с заданиями, конверт с изображениями ландшафтов, фломастеры, листы бумаги.

Ход урока Слайд 1

  1. Организационный момент.

Приветствие класса.

Я рада видеть каждого из вас

И пусть зима в окно прохладой дышит

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и дышит.

  1. Обобщение знаний.

1. Индуктор:

Давайте посмотрим на доску и ответим на вопрос: Слайд 2

– Что объединяет эти иллюстрации?

– А в чем связь этих объектов?

Ответы учащихся могут быть разнообразны (ПТК, городские ландшафты, антропогенные ландшафты, красота, гармоничность).

Правильно это ландшафты.

То есть о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Давайте запишем тему урока «Человек в ландшафте» Слайд 3

А какую цель сегодня поставим на урок?

Слайд 4. Цель: выявить особенности природного и антропогенного ландшафта, рассмотреть влияние человека на природные ландшафты.

О ландшафте нам расскажет ____________. Слайд 5

Спасибо! Определение ландшафта в наше время очень много. Давайте посмотрим несколько определений. И запишем одно из них. Слайд 6

На парте у вас лежит конверт с ландшафтами, нужно определить какие это ландшафты. Подсказка на слайде. Слайд 7

Обсуждение ответов.

Городской Слайд 8

Природный Слайд 9

Культурный Слайд 10

2. Деконструкция

На парте лежит маленький конверт с заданиями.

Задание 1. Определите, что общего у ландшафтов. Какова сохранность компонентов ПТК? Слайд 11

Вам нужно составить кластер по этому заданию, пользуясь текстом на листочках и в учебнике параграф 24.

3.Реконструкция.

Решение задания 1:.Кластер: Наличие всех компонентов ПТК является общим для всех ландшафтов, а взаимодействие и сохранность компонентов разная.

4. Афиширование.

У доски демонстрируется полученный кластер, сообщают о полученных результатах: сохранность компонентов ПТК наиболее низкая у городских ландшафтов, особенно страдают почва, вода, растительный и животный мир.

Учитель помогает правильно сформулировать мысль, если это необходимо.

Задание 2. Какую роль играет человек в ландшафте? Определить в каком равновесном состоянии находятся ландшафты: в равновесии или дисбалансе. Слайд 12

В помощь у вас есть текст.

5. Реконструкция. Решение задания 2.

Называют городской ландшафт, как наименее равновесный, а природные – сбалансированными. Остается культурный ландшафт, который можно отнести как к равновесному, так и к дисбалансному.

6. Афиширование.

Выступление ученика.

  1. Закрепление.

Давайте выполним тест на листочках. Слайд 13

  1. Какой вид ландшафтов создан деятельностью человека?

А) широколиственный лес

Б) сад

В) степь.

2. Какие компоненты природы в большей степени влияют на разнообразие природных ландшафтов:

А) рельеф, климат, горные породы.

Б) человек, климат.

  1. Для какого вида ландшафтов характерен замкнутый сбалансированный круговорот веществ:

А) антропогенный,

Б) природный.

  1. На какой территории России преобладают природные ландшафты:

А) Восточно-Европейская равнина,

Б) Северная часть Среднесибирского плоскогорья.

  1. Культурный ландшафт это:

А) городские постройки,

Б) промышленные предприятия,

В) сады, парки, пляжи.

Поменяйтесь листочками и проверьте их. Слайд 14

IV. Итог. Давайте посмотрим фильм о планете Земля, как она изменялась, и измениться в будущем.

По фильму мы увидели к чему может привести не правильная деятельность человека в ландшафтах.

Какой можно сделать вывод по уроку?

Ответ ученика.

V. Домашнее задание. §24, сделать рисунок «Город будущего» Слайд 15

VI.Рефлексия

На доске изображение трех ландшафтов природного, городского и промышленного

Где бы вы хотели увидеть себя? Перед вами человечки 3х цветов. Зеленый цвет означает, что вам понравился урок и вы все поняли; желтый цвет – урок не очень и материал поняли через раз; красный – урок не понравился и вы ничего не поняли.

infourok.ru

Урок по географии 8 класс Границы России

Автор: Амирова Г.Р.

учитель биологии и географии.

Конспект урока

Тема: Границы России

Дата:

Класс: 8

Цели:

Образовательная: сформировать знания о протяжённости границ России; а также о сухопутных и морских пограничных государствах;.

Развивающая: научить определить пограничные государства; определить моря, омывающие территорию страны с помощью карты, продолжить развивать умения анализировать, делать выводы на основании полученной информации

Воспитательная: выработать коммуникативные навыки при работе в паре

Оборудование: физическая карта России, политико-административная карта России, атласы.

Ход урока:

Орг момент.

Актуализация и домашнее задание.

Задание 1. Определите верно утверждение (+) или нет (-)

  1. Площадь России составляет 17,1 млн.км2

  2. По площади территории Россия занимает 2 место, после США

  3. Россия расположена в северо-восточной части материка Евразия

  4. Наша страна находится в 4 климатических поясах, а большая часть в умеренном климатическом поясе.

  5. Россия омывается водами 4 океанов

  6. Крайняя островная точка России на севере находится на о. Рудольфа

Задание 2. Установите соответствие

Крайние материковые точки России

Название

1. Крайняя северная точка

А. гора Базардюзю

Б. мыс Флигели

В. о. Ратманова

Г. мыс Дежнева

Д. Песчаная Балтийская коса

Е. Мыс Челюскин

2. Крайняя южная точка

3. Крайняя западная точка

4. Крайняя восточная точка

Ответ: 1+; 2-; 3+; 4 +; 5-; 6+

Ответ: 1-Е; 2-А; 3-Д; 4-Г

Изучение нового материала:

С 1922 до 1991 года Россия входила в состав СССР, в который входило 15 республик. С 1991 года Россия и остальные республики стали самостоятельными государствами и объединились в СНГ (в него вошли 12 республик).

Россия – Москва

Украина – Киев

Белоруссия – Минск

Молдавия – Кишинев

Армения – Ереван

Грузия – Тбилиси

Азербайджан – Баку

Казахстан – Астана

Узбекистан – Ташкент

Киргизия – Бишкек

Таджикистан – Душанбе

Туркмения – Ашхабад

Российская Федерация – федеративное государство, т.е. объединение 89 равноправных регионов – субъектов федерации. В федерации имеются единые органы власти: президент, Государственная Дума, Правительство и др. В числе 89 субъектов:

21 республика

6 краев

49 областей

1 автономная область

10 автономных округов

2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург.

20

21

Бурятия

Якутия (Саха)

Улан-Уде

Якутск

По указу Президента России в мае 2000 года с целью укрепления федеральной государственной власти и контроля за исполнением законов Конституции России, решений федеральной власти с субъектах Федерации Россия была поделена на 7 федеральных округов:

Центральный – Москва

Северо-Западный – Санкт-Петербург

Южный – Ростов-на-Дону

Приволжский – Нижний Новгород

Уральский – Екатеринбург

Сибирский – Новосибирск

Дальневосточный – Хабаровск

Федеральные округа подчиняются Президенту через назначенных им полномочных представителей Президента.

В 2010 году из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский округ, с центром в Ставрополе.

  1. Территория страны (государственная территория) включает в себя:

  • Суша в пределах государственных границ

  • Внутренние воды

  • Недра под поверхностью суши

  • Территориальные воды (200-мильная, т.е. 370-километровая зона вдоль береговой линии, где страна может вести добычу полезных ископаемых, рыбы и морепродуктов)

  • Воздушное пространство над страной

Россия – самая большая по площади страна мира. Её площадь равна приблизительно 17,1 млн.кв.км. Это составляет 11,3% мировой суши.

Россия расположена в двух частях света:

1/3 – в Европе

2/3 – в Азии

Протяженность России с севера на юг 4400 км, с запада на восток – около10000км.

Крайние точки России:

Северная – материковая м. Челюскин, островная – м. Флигели на о. Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Южная – г. Базардюзю на границе с Азербайджаном.

Восточная – материковая м. Дежнева, островная – на острове Ратманова в Беринговом проливе.

Западная – Балтийская коса Гданьского залива в Калининградской области.

  1. Большая площадь государства: это благо или вред для страны?

Положительные черты:

  • Богатство и разнообразие природных ресурсов

  • Наличие широкого фронта морских границ – развитие морского транспорта и использования ресурсов морей.

  • Наличие экологически чистых неиспользованных территорий.

Отрицательны черты:

  • Большие государственные границы требуют охраны и содержания

  • Большую территорию трудно осваивать.

  • Разнообразие природных условий подразумевает и наличие неблагоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности.

  • Большая территория требует больших транспортных расходов.

  • Моря, омывающие Россию, замерзают на длительный период.

  1. Границы России.

Россия граничит на суше с 14 государствами:

Норвегия Украина

Финляндия Грузия

Эстония Азербайджан

Латвия Казахстан

Литва Монголия

Польша Китай

Белоруссия Северная Корея

Морская граница :

Япония (пролив Лаперуза)

США (Берингов пролив)

Западная граница не привязана к каким-либо природным рубежам, проходит по довольно плотно заселенным равнинным территориям.

Южная граница с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа, с Казахстаном по степям, с Китаем по рекам Амур, Уссури, Аргунь, с Монголией по горным районам Южной Сибири.

Наиболее протяженные у России границы – морские, на севере и востоке.

На севере Россия омывается морями Северного Ледовитого океана:

Белое крупные порты: Архангельск, Мурманск

Баренцево

Карское

Лаптевых

Восточно-Сибирское

Чукотское

На востоке морями Тихого океана:

Берингово крупные порты: Владивосток, Находка

Охотское

Японское

К Балтийскому морю Россия имеет выход через Финский залив ,(порт Санкт-Петербург), а также в Калининградской области.

На юге выход в Черное море – порты Новороссийск, Туапсе.

3. После распада СССР географическое положение России изменилось.

  • Россия отдалилась от стран Европы.

  • Западная граница сдвинулась к востоку.

  • Южная граница сместилась к северу, так как отделились Казахстан и республики Средней Азии.

  • Россия лишилась прямого выхода ко многим европейским и азиатским странам.

  • Сократилось число портов на Балтийском и Черном морях.

4.Работа в контурных картах: границы, республики, моря, океаны, порты, пограничные государства (СНГ, дальнее зарубежье).

Закрепление изученного материал.

Тест по теме «Географическое положение России»

  1. Россия расположена:

а) в северном и западном полушариях;

б) в северном и восточном полушариях;

в) в северном, восточном и западном полушариях;

г) только в северном полушарии.

2. Найдите соответствие:

Крайние точки России:

а) северная; 1) м. Дежнёва;

б) южная; 2) м. Челюскин;

в) западная; 3) г. Базардюзю;

г) восточная; 4) песчаная коса (Куршская).

3. На каком из островов находится крайняя восточная точка России?

а) остров Ратманова

б) остров Рудольфа

в) остров Крузенштерна

г) остров Святого Лаврентия

4. Самая северная точка России находится:

а) в архипелаге Северная Земля

б) в архипелаге Шпицберген

в) в архипелаге Земля Франца Иосифа

г) в архипелаге Новая Земля

5. На границе с каким из перечисленных государств расположена крайняя западная точка России?

а) Норвегия

б) Молдова

в) Эстония

г) Польша

6. Какое утверждение о крайних точках России является верным?

а) Крайняя южная точка находится в Дагестане на границе с Азербайджаном.

б) Крайняя восточная материковая точка находится на полуострове Камчатка.

в) Крайняя северная материковая точка находится на полуострове Ямал.

г) Крайняя западная точка расположена на песчаной косе Гданьского залива Баренцева моря.

7. С каким из перечисленных государств Россия имеет самую длинную по протяжённости сухопутную границу?

а) Казахстан

б) Монголия

в) Белоруссия

г) Финляндия


8. С какой из стран Россия не имеет сухопутной границы?

а) Украина

б) Норвегия

в) Япония

г) Эстония

9. Сухопутную границу с Россией имеют:

а) Азербайджан, Киргизия

б) Польша, Белоруссия

в) Монголия, Молдавия

г) Туркмения, Грузия

10. Какое утверждение о географическом положении России является верным?

а) На северо-западе Россия граничит с Норвегией и Швецией.

б) На юго-востоке Россия граничит с Украиной.

в) Крайняя северная точка страны находится на полуострове Таймыр.

г) Протяжённость морских границ России больше сухопутных.


Ответы:

1.а

2. а-2; б-3; в-4; г-1.

3. а

4. в

5. г

6. а

7. а

8. в

9. б

10. в

Рефлексия.

Закончите предложение:

 1.  Самым интересным на уроке для меня было ___________________

 2.Сегодня на уроке я узнал____________________________________

3.Вопросы, рассмотренные на занятии для меня ___________________

4.Самым скучным на занятии для меня было______________________

5.Теперь бы я хотел ещё узнать о _______________________________

6.Мне понравилось _________________________________________

7.Я научился_______________________________________________ 

Итог урока.

Домашнее задание. параграфы 1,2., изучить границы России.

Приложение

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

1. Определите координаты крайних точек:

а) крайняя северная материковая – мыс Челюскин________________________________

б) крайняя южная – близ горы Базардюзю ________________

в) крайняя восточная материковая — мыс Дежнева____________________________

г) крайняя западная точка — коса Гданьского залива (близ Калининграда)________________

2. Найдите ошибки в перечне стран, граничащих с Россией:

а) Польша,

б) Япония,

в) КНДР,

г) Армения,

д) Таджикистан,

е) Эстония,

ж) Казахстан,

з) Украина,

и) Молдова,

к) Литва,

л) Монголия,

м) Германия

  1. В каком направлении от Москвы находятся:

а) о. Новая Земля_______________________ б) Астрахань ______________________

в) оз. Байкал ________________________ г) Кавказ_________________________

  1. Определите “адрес” Москвы: широта____________, долгота_____________, преобладающие абсолютные высоты_______________м

  2. На сколько градусов г. Калининград (Калининградской обл.) восточнее или западнее, чем г. Новосибирск?____________________________

  3. Через какие моря проплывают суда из Владивостока в Мурманск?

А)_________________________

Б) _________________________

В) _________________________

Г) _________________________

Д) _________________________

Е) _________________________

Ж) ________________________

З) _________________________

И) _________________________

  1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

А) Какие порты обозначены на рисунках?

Б) На берегах каких морей они расположены?

В) Определите координаты этих портов.

I


II

III

А) ________________________

Б) ________________________

В) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

В) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

В) ________________________

  1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

А) Какие острова изображены на рисунке?

Б) Какие моря их омывают?

В) Как называются проливы, отделяющие их от материка?

Г) Какой из этих островов находится в двух полушариях?



А) ________________________

Б) ________________________

________________________

В) ________________________

Г) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

________________________

В) ________________________

Г) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

________________________

В) ________________________

Г) ________________________

  1. Подпишите крайние точки, моря, омывающие территорию России

infourok.ru

Конспект урока по географии на тему “Реки России”(8 класс)

Конспект урока

по географии 8 класс

учитель географии

МБОУ СОШ №3 им. А.С.Пушкина

г.Воткинска УР

Ольга Николаевна Артемьева

Тема: Реки России.

Цель урока:

Образовательная:

  • помочь учащимся целостно представить объект изучения урока;

  • систематизировать знания учащихся о крупных речных системах России; питании и режиме;

  • сформировать понятия: падение реки, уклон реки, годовой сток;

  • научить определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны.

Развивающая:

  • содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и коррекцию учебных действий;

  • содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте;

  • развивать самостоятельное мышление, речь учащихся.

Воспитательная:

  • воспитание чувства видеть прекрасное и восхищаться красотой своей страны;

  • создать атмосферу коллективного поиска, радости познания;

  • умение слушать других и высказывать свою точку зрения.

Учебно-наглядный комплекс:

  • физическая карта России,

  • атлас 8класс

  • статистические данные

  • авторская презентация,

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы обучения: индивидуальная, парная, фронтальная.

Ход урока.

1.Организационный этап.

Проверка готовности школьников к занятию.

учитель. Предлагает отгадать загадки:

  • Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит.

лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

а широкий в море

(река)

Учитель. Да, это чудесный дар природы – река, и мы сегодня с вами будем изучать тему «реки России» насколько красивы и удивительны наши реки, А для чего нам это нужно?

ученики. Чтобы использовать в своей хозяйственной деятельности.

Учитель Сообщает план урока.

Мы сегодня с вами познакомимся, послушаем сообщение ребят о самых крупных реках на территории нашей страны.

ученики основные данные записывают в тетради.

ученик. Сообщение о Волге (слайд 2-5)

ученик. Сообщение о реке Лене (слайд 6-8)

ученик. Сообщение о реке Енисей (слайд 9-11)

2. Этап проверки знаний.

Для проверки д/з, мы воспользуемся «листом заданий на урок»

учитель инструктирует условия выполнения работы.

2.1 задание1. дайте определение

исток-______________________________________________

устье-_______________________________________________

речная система-______________________________________

русло-_______________________________________________

река-________________________________________________

ученики работают в парах

Учитель. проверяем правильность заполнения

исток- начало реки

устье – место впадения реки в ….

речная система – главная река с притоками

русло- углубление, по которому течет река

река – постоянный поток воды, текущий в естественном углублении.

ученики оценивают свои ответы в баллах (за каждый правильный ответ 1балл).

2.2 на интерактивной доске показать:

исток: Лены, Волги, Енисея

устье Волги, Амура, Оби

3.Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний

Учитель: А почему одни реки длинные, другие короткие?

Есть реки полноводные, а другие теряются в песках?

Какие природные факторы влияют на реки и как?

ученик. На реки влияют климат и рельеф. (слайд 13-17)

Учитель: разберем как климат и рельеф оказывают влияние на речную систему.

4.Этап изучения новых знаний

Объяснение нового материала чередуется с работой по карте и записью в тетради.

Учитель: Для оценки реки в жизни и деятельности человека очень важно знать следующие характеристики: падение и уклон и величину стока.

Падение реки – разность отметок высот между истоком и устьем.

Рассчитывается по формуле Н = Н1 – Н2,

Н1 – абсолютная высота истока,

Н2 – абсолютная высота устья (слайд 13)

задание 1

Определить падение р.Волги:

Н истока Валдайская возвышенность 343 метров

Н устья Прикаспийская низменность -28 метров (слайд 14-15)

Уклон реки – отношение падения реки (в см.) к ее длине (в км.)

I = H : L

I – уклон реки;

H – падение реки;

L – длина реки.

задание 2

Определить уклон реки Волги:

Н =371 м переводим в см

L =3531 км

Решение:

Н = 371м = 37100см.

L = 3531км.

I = 37100 : 3531 = 10.5 см/км

Уклон Волги = 10.5 см/км (слайд 16- 17)

Учитель: падение и уклон являются результатом влияния рельефа на реки, а вот влияние климата проявляется через источники питания рек

Питание реки – это источник поступления воды в реку

Виды питания: подземное, снеговое, дождевое, ледниковое, смешанное (слайд 18)

От вида питания реки будет зависеть годовой сток.

Годовой сток – это количество воды, протекающее в русле за год (слайд 19).

Учитель: Объясняет, как при помощи карты определить годовой сток

В результате разнообразного питания образуются различные режимы рек

половодье- максимальный уровень воды в рек

паводок- кратковременный подъем воды в реке

межень- минимальный уровень воды в реке

В результате, какого питания образуются эти явления?

ученики: половодье образуется в результате подземного и снегового питания;

паводок образуется в результате дождевого питания;

межень образуется в результате только подземного питания.

5.Физкультминутка. Игра «Да. Нет. Не знаю, но хочу узнать»

да – киваем головой

нет – поднимаем плечи

Не знаю, но хочу узнать- топаем носочками

вопросы:

1.Самая длинная река – Нил

2.Самая полноводная река – Амазонка

3.Волга относится к бассейну СЛ океана.

4.Ижевск стоит на реке Иж, Воткинск на Вотке, а Глазов на Глазовке?

5.Вотка впадает в Сиву, а Сива в Волгу.

6.По территории нашего города течет речка Митюковка, и Ложкомойка.

7.Воткинский пруд создан руками человека, а Ижевский природой.

8.В нашем пруду рыбаки ловят морского окуня.

9.Наши предки создали пруд, что бы оставить о себе хорошие воспоминания.

10.Наши малые речки: Березовка, Вотка, Шаркан и другие нуждаются в нашей защите.

6. Этап закрепления нового материала.

Практическая работа «Характеристика рек»

Используя полученные знания на уроке, статистические материалы, атлас учащиеся выполняют задание №2 (лист заданий на урок.)

7. Интересные факты (слайд 23-30)

  • Самая длинная река мира – Нил. Однако благодаря последним исследованиям стало известно, что Амазонка уже превзошла его. Интересный факт: Нил покрывался льдом всего дважды за всё существование – в IX и XI веках.

  • Геологически Кама древнее Волги. До эпохи оледенения Кама впадала в Каспийское море, в то время как Волга была притоком Дона. Ледниковый период изменил речную систему. Сегодня Волга течет в Камской, а не Волжской долине.

Начало строительства 1955год,а 1961годы ввод агрегатов.

Высота платины 44,5 метра, длина 4770м

8.Рефлексия

Используется прием, закончи предложение

Я знал, что …

Я узнал, что…

Я хотел бы …

Выразить свое отношение к уроку, свой эмоциональный настрой через изображение «смайлик» в листе заданий.

9.Этап информации учащихся о домашнем задании

1.выучить новые определения

2.параграф 12 стр. 75-78

10. Подведение итогов урока

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *