Историческое краеведение 8 класс
Примерная рабочая программа по «Историческому краеведению Воронежской области»
(для 8 класса общеобразовательных учреждений).
1. Пояснительная записка
Программа курса «Историческое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшего использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В программе учитывались современные подходы к школьному историческому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы исторического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.
Региональный курс «Историческое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 8, 9 классах, связан с содержанием федерального курса школьной истории.
2. Общая характеристика учебного предмета
Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.
В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов, поэтому программа и учебник должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.
Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.
Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.
Задачи образовательные:
познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
изучить особенности истории Воронежской области в различные исторические периоды;
выяснить особенности заселения территории области, формирования ее территории и современного населения.
Задачи воспитательные:
развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;
укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;
Задачи развивающие:
развивать историческое мышление учащихся;
научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных общественных процессов, происходящих в Воронежской области и России в целом;
развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории;
развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.
3. Место краеведения Воронежской области в учебном плане
Курс «Историческое краеведение Воронежской области» рассчитан на 70 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 8 и 9 классах, в том числе в 8 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 9 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.
Изучение курса предусматривается в региональном (школьном) компоненте базисного учебного плана.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностным результатом обучения историческому краеведению в 8-9 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и краеведения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории Воронежской области, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» в 8-9-х классах
Знать (понимать):
основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;
изученные виды исторических источников.
Уметь:
соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения.
5. Содержание курса «Историческое краеведение Воронежской области»
8 класс
Тема 1. Историческое краеведение.
Что изучает краеведение. История воронежского краеведения.
Краеведческие знания: топонимика, геральдика, генеалогия, другие вспомогательные исторические дисциплины (метрология, хронология, сфрагистика, нумизматика и др.).
Археология, археологические исследования, археологические памятники, в том числе в Воронежской области.
Тема 2. Воронежский край в древности.
Четвертичный период на Земле, наш край в четвертичном периоде. Каменный век, периодизация. Жизнь людей в палеолите, переселения людей. Первые поселенцы в нашем крае. Поселения в Костёнках – «жемчужина палеолита».
Эпохи мезолита и неолита: природные условия, жизнь населения, основные занятия.
Медный и бронзовый века. Жизнь людей на территории Воронежского края. Изменения в орудиях труда и жизни людей.
Железный век. Появление и распространение железных орудий труда и оружия. Железный век на территории нашей области. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Скифские и сарматские находки, курганы. Великое переселение народов.
Тема 3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств.
Славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине. Первые славяне на Дону и Воронеже. Занятия и жилища донских славян. Верования и торговые связи донских славян.
Южные соседи славян: Хазарский каганат (Маяцкое городище), печенеги, половцы.
Наш край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание Воронежа в летописях. Монгольское нашествие, разорение Рязанского княжества. Наш край в составе Золотой Орды. Ордынское иго.
Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках.
Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа. Население Воронежа. Основные занятия жителей. Воронеж в Смутное время. Воронежский уезд в начале XVII в.
Строительство Белгородской засечной черты. Украинские переселенцы в Воронежском крае. Хозяйственная жизнь в нашем крае в XVII в. Народные восстания XVII в. Фрол Разин на Дону.
Тема 5. Воронежский край в Петровскую эпоху.
Время правления Петра I. Азовские походы 1695, 1696 гг. Строительство флота в Воронеже. Кумпанства.
Положение населения. Народные возмущения в крае.
Развитие экономики Воронежского края в петровское время. Заселение Воронежского края. Азовская (Воронежская) губерния.
Святитель Митрофаний.
Воронеж в петровское время.
Тема 6. Развитие Воронежской губернии в XVIII в.
Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Торговля.
Изменения границ Воронежской губернии. Освоение края. Изучение природы Воронежской губернии (С. Гмелин, П.С. Паллас, И. Гюльденштедт и др.).
Город Воронеж во второй половине XVIII в.
Тема 7. Воронежский край в первой половине XIX в.
Отечественная война 1812 г. Её влияние на Воронежскую губернию. Восстание декабристов. Декабристы на воронежской земле.
Воронеж в первой половине XIX в.
Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля.
Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века. Учебные заведения. Театр.
Воронежские поэты – А. В. Кольцов и И. С. Никитин.
8. Сословия русского общества
Сословное деление русского общества. Духовенство, купечество, крестьянство, дворянство. Дворянские роды Воронежской губернии.
Донское казачество – формирование казачества, образ жизни, был казаков. Роль казачества в отечественной истории.
infourok.ru
Учебник 8 класс
Немыкин А.Я., Немыкина И.В. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века).
Количество страниц — 192.
Переплет — термоклей.
|
Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 176 с.
Содержание
|
Все книги.
|
По всем вопросам обращайтесь по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Спрашивайте книгу в магазинах Амиталь; в Интернет-магазине Амиталь.
www.xn--36-6kc0bd0b.xn--p1ai
Книга по краеведению (8 класс) по теме: Учебник по истории Московского края
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по истории родного края 10 класс. «По страницам истории родного края»
В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его «Каспийский поход» и влияние, оказанное на развитие Астраханской области….
Урок по истории Красноярского края, 7 класс. Развитие научных исследований на территории Приенисейского края.
Материал к уроку по истории Красноярского края содержит опорный конспект темы «Развитие научных исследований на территории Приенисейского края» и тестовые задания с ответами…
зачёт по истории Тверского края №3 на тему » В составе Московского княжества»
тест…
Новые учебники по истории Нижегородского края
Новость о новых учебных пособиях и хрестоматии по истории Нижегородского края…
Презентация по истории Нижегородского края на тему Промышленно — торговые центры Нижегородского края .
Презентация по истории Нижегородского края для 7-го класса….
«Уголок России — отчий край». Интегрированный урок истории и ИКН РМЭ по истории марийского края в 18 веке.
Урок обобщения. Ученики на уроке в ходе работы при помощи учителя через разнообразные приёмы, используя презентацию, вспоминая пройденный материал проводят паралель в изучении истории Росс…
Своя игра по истории Нижегородского края. Урок обобщения и систематизации знаний (учебник Ф.А. Иткин, Ф.А. Селезнев, В.К. Романовский.).
Тема урока: Итоговое повторения курса история Нижегородского края XVI-XVII век.Класс: 7Тип урока:Урок обобщения и систематизации знаний (учебник Ф.А. Иткин, Ф.А. Селезнев, В.К. Романовский.) в форме и…
nsportal.ru
Все ГДЗ 8 класс + ответы к учебникам восьмой класс.
Представленный в учебных программах содержание образования конкретизируется в учебниках и учебных пособиях.
Личностно ориентированное обучение предусматривает реализацию в учебнике развивающей, мотивационной, информационной и воспитательной функций, обеспечивая развитие личности ученика средствами учебного предмета, которую решает технология обучения, раскрывается в учебнике. Также мы представляем родителям все гдз 8 класс + ответы к учебникам восьмой класс, которые находиться в этом разделе.
Школьный учебник для умственно отсталых учеников — оригинальная книга, в которой изложены основные сведения по определенному учебному предмету. Он должен соответствовать содержанию программы, возрастным и психофизическим возможностям учащихся и задачам, которые стоят перед учебными заведениями для них, обеспечивая коррекционно-воспитательное направления учебного процесса. В учебнике реализуется материал содержательных линий Государственного стандарта образования соответствующего образования, которую представляет предмет. Его материал дидактически обоснован, знания подаются последовательно, во взаимосвязи, чем обеспечивается их системность.
До 30-х годов XX века в России специальных учебников для вспомогательных школ не было. Использовались так называемые «рабочие книги» и россыпные учебники, подготовленные по комплексным планам и проектам, которые подавали материал, сгруппирован по определенной идеей, поскольку основным источником содержания образования считалось окружающую жизнь. Но эти средства не обеспечивали изучение основ наук, поэтому в 1933 году их приостановили выдавать. Возникла проблема создания стабильных учебников для вспомогательных школ, поскольку учебные планы для них адаптировались из них планов массовой школы, заставляло пользоваться учебниками для массовой школы.
Основные требования к учебникам для детей с интеллектуальной достаточностью заключаются в том, чтобы материал излагался научно верно, но доступно, без значительного количества понятий и терминов, понятными для учеников словам, в определенной системе, информация и задачи по ее усвоения способствовали коррекции развития познавательной деятельности. Назначение учебников для вспомогательной школы обеспечивают, кроме информационной, такие функции, как развивающей, воспитательная, мотивационная, интегрирующая, систематизации, самообразования, закрепления и контроля, и снова хочется добавить, что в этом разделе есть все ГДЗ 8 класс + ответы к учебникам восьмой класс, по которым вы можете проверять домашнее задание.
Существенно важным среди них выступает мотивационная функция, которая направлена на формирование мотивационной сферы умственно отсталого ученика, его желание учиться. Этому способствует, в частности, подача эмоционально значимой для ученика информации на интересном, доступном материале, включении задач на анализ переживаний и поступков действующих лиц (персонажей).
newgdz.com
8 класс География, учебники онлайн ГДЗ
Что бы я хотел рассказать об вновь испеченном разделе «8 класс География онлайн, учебники и ГДЗ» который дает нам возможность улучшать свои знания по географии. В нем хранятся все пройденные наши уроки, также есть ответы на поставленные вопросы учителем Викторам Петровичем. Лучше сегодня заглянуть в раздел и проверить себя на правильность выполненного домашнего задания, дабы завтра на уроке географии не пришлось краснеть переде одноклассниками. Вам не нужно сильно быть эрудированным, только стоит прочитать книжку в разделе 8 класс География онлайн, учебники и ГДЗ и вы легко без принужденно запомните прочитанное задание. Также пригодится для повторения поза прошлого урока, пусть вы его даже проходили пол года назад, вы открываете учебник и смело ищете то упражнение которое желаете повторить.
newgdz.com
Блаженов Владимир Александрович — Краеведение 8 класс
Краеведение 8 класс
Авторский электронный учебник по краеведению для 8 класса. Дано этнографическое описание Воронежской области. Рассказывается об истории и происхождении, проживавших здесь в разное время народов. Излагается характеристика современного населения и расселения области.
1 глава. «Понятие о этносе.»
Глава 2 «Этнические признаки»
Глава 3 «Ираноязычные народы на территории Воронежской области»
Глава 4 «Тюркоязычные народы на территории Воронежской области»
Глава 5 «Тюркоязычная топонимика области»
Глава 6 «Формирование русского этноса»
Глава 7 «Славянская колонизация Воронежского края»
Глава 8 «Русская колонизация Воронежского края»
Глава 9 «Появление русских фамилий»
Глава 10 «Русская топонимика на территории Воронежской области»
Глава 11 «Русские обычаи и традиции»
Глава 12 «Обычаи зимне-весеннего периода»
Глава 13 «Обычаи летне-осеннего периода»
Глава 14 «Народный костюм Воронежской губернии»
Глава 15 «Фольклор Воронежской губернии»
Глава 16 «Казаки и украинцы на территории Воронежской губернии»
Глава 17 «Историко-географические особенности заселения Воронежской области»
Глава 18 «Городские поселения Воронежской области»
Глава 19 «Сельское население Воронежской области»
Глава 20 «Современное население области»
Глава 21 «Демографические процессы»
Глава 22 «Миграционные процессы»
Глава 23 «Современная структура населения»
Дан ряд слайдов посвященных географии расселения славян и особенности их образа жизни.
infourok.ru
ГДЗ 8 класс — решебники, ответы, готовые домашние задания онлайн
загрузка…
Язык учебника: Русский.
Издательство: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА.
Год издательства: 2011
Количество страниц: 12
Учебник в формате: PDF Читать дальше »
Язык учебника: Русский.
Авторы учебника: Габриелян О.С., Сладков С.А.
Издательство: Москва, «Дрофа».
Год издательства: 2013
Количество страниц: 288
Учебник в формате: PDF Читать дальше »
Язык учебника: Русский.
Авторы учебника: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
Издательство: Москва, «Просвещение».
Год издательства: 2012
Количество страниц: 190
Учебник в формате: PDF Читать дальше »
Язык учебника: Русский.
Авторы учебника: Габриелян О.С.
Издательство: Москва, «Дрофа».
Год издательства: 2013
Количество страниц: 288
Учебник в формате: PDF Читать дальше »
Язык учебника: Русский.
Авторы учебника: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.
Издательство: Москва, «Просвещение».
Год издательства: 2014
Количество страниц: 384
Учебник в формате: PDF Читать дальше »
wordgdz.ru