8 класс

Гдз по географии 8 класс типы климатов россии таблица – Типы климата России и их характеристика (Таблица)

Типы климата России и их характеристика (Таблица)

Климатический пояс

Тип климата

Территория

Характеристика

Арктический

Арктических пустынь

Острова Северного Ледовитого океана и его сибирские побережья

Холодные арктические ВМ, зимой – полярная ночь: t° до -50° С, летом – полярный день: t° до +4° С. Господствует облачная погода, осадков до 300 мм/год, в основном в виде снега.

Субарктический

Субарктический

Районы, расположенные за северным полярным кругом, в Восточной Сибири до 60° широты

Летом влажные ВМ умеренных широт, зимой -арктические ВМ; t° летом до +14°, зимой – до -40° С. Суровость климата нарастает с 3 на В. Характерны циклоны, осадков до 600 мм/год, больше, чем испаряется.

Умеренный

Умеренно-континентальный

Европейская часть России

Большое в лияние Атлантических ВМ и западного переноса вторгаются Арктические ВМ. 41 летом до +22°, зимой до -18° С. Осадков до 800 мм/год (убывают с 3 на В).

Умеренный

Континентальный

Западная Сибирь

Характерна меридиональная циркуляция ВМ, ослабевает циклоническая деятельность. Осадки от 300 мм до 600 мм/год, континен-тальность климата возрастает с С на Ю. t° летом до +25°, зимой до -25°.

Умеренный

Резко- континентальный

Восточная Сибирь, горы юга Сибири

Весь год господствуют континентальные ВМ умеренных широт, Азиатский максимум давления. Осадки до 400 мм/год. t° летом до +26°, зимой около -40°.

Умеренный

Муссонный

Дальний Восток

Теплое влажное лето (+16°), морозная сухая зима (до -25°), большое к-во осадков (800 мм летом), влияет муссон, Тихоокеанский циклон – летом, зимой – Азиатский максимум.

infotables.ru

§12. Климаты России. География 8 класс Домогацких

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

Конспект урока по географии на тему “Климат России” (8 класс)

8 класс.

Тема. Типы климатов России.

Цель урока. Познакомить с основными типами климатов России.

Задачи.

1) Закрепить и систематизировать полученные знания и умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы», «Распределение тепла и влаги по территории страны»;

2) Сформировать обобщенное представление о климатических поясах и типах климата на территории России.
3) Способствовать развитию умения работать с различными источниками географической информации (климатической картой, текстом учебника, таблицей, климатограммой).

Оборудование. Физическая и климатическая карта России, атлас, интерактивная доска.

Тип урока. Комбинированный, урок-практикум.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок, посвященный типам климата России.

Наша задача – составить характеристику климатов России, совершив путешествие с севера на юг; познакомиться с климатом Ставропольского края.

Проверить готовность к уроку (учебник, тетрадь для практических работ, атлас).

II. Актуализация знаний.

Устные вопросы.

– Что такое климат?

– Назовите климатообразующие факторы. (ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, близость морей и океанов, рельеф)

– Назовите основные элементы климата. (температура, количество осадков и распределение по сезонам года, испаряемость, коэффициент увлажнения, ВМ)

– Как распределяется температура по территории России? (летом – субширотно, т.е. с севера на юг, влияет солнечная радиация, зимой – субмеридианально понижается с юго-запада на северо-восток)

– Как распределяются осадки? (неравномерно, уменьшается с запада на восток, на Дальнем Востоке снова увеличивается)

– Что такое коэффициент увлажнения? (это отношение годовой суммы осадков к испаряемости)

– Каким может быть увлажнение? (достаточное К=1, избыточное К≥1, недостаточное К≤1, скудное К≤0,3)

III. Изучение новой темы.

Ах, как же прекрасна наша планета!
Вот – белая лента,
Вот – синего цвета,
А вот голубеет под ней полоса…
Земля в разноцветные ленты одета,
Точней – в КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА.

Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,
Вы сразу ПОЛЯРНЫЙ увидите пояс.
А что означает пояс ПОЛЯРНЫЙ?
Там климат суровый и жутко коварный:
Холодные ветры летят как ножи,
И мерзнут медведи, и даже моржи.

Чуть ниже – пояс УМЕРЕННЫЙ,
И климат в нем тоже нужный:
Не то чтобы очень северный,
Но и не так, чтобы южный.

Зачем же наш глобус так разрисован,
Располосован
И распоясован?
Зачем? –
Чтобы было ясней для народа,
Где климат какой,
И какая природа!

(А. Усачёв)

  1. Типы климата на территории России.

– В результате неравномерного распределения тепла и влаги по территории различаются и особенности климата. Назовите, какие климатические пояса имеются.

– Посмотрите на климатическую карту и скажите, в каких климатических поясах располагается Россия?

– Какие пояса основные?

– Какие переходные?

– Самый большой по площади пояс.

– Что вы заметили в этом климатическом поясе? (выделяются климатические области: умеренно-континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, т.к. меняются с запада на восток температура, количество осадков)

– Какие показатели характеризуют тип климата? (средняя температура января и июля, амплитуда, количество осадков, господствующие ВМ)

2. Практическая работа по группам.

а) Подготовка таблицы (в тетрадях для практических работ сделать таблицу заранее).

Тип климата

Где распространен

ВМ

Температура

Осадки

января

июля

амплитуда

б) Характеристика типов климата в группах по 2 человека. Презентация.

(самостоятельная работа детей)

Тип климата

Где распространен

ВМ

Температура

Осадки

января

июля

амплитуда

Арктический

Субарктический

Умеренный

а) умеренно-континентальный

б) континентальный

в) резко – континентальный

г) муссонный

Острова Ледовитого океана и его сибирское побережье

Территория за полярным кругом на Русской и З.Сибирской равнин, В.Сибири до 60º с.ш.

Европейская часть России

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Южные районы Дальнего Востока

АВМ

УВМ

АВМ

мВУШ

кУВМ

кУВМ

мУВМ

-32ºС

-7ºС, -40ºС

-4ºС, -20ºС

-15ºС, -25ºС

-25ºС, -45ºС

-15ºС, -30ºС

+2ºС,

+4ºС, +12ºС

+12ºС, +24ºС

+15ºС, +26ºС

+16ºС, +20ºС

+10ºС, +20ºС

34º

11º –

52º

16º –

44º

30º –

51º

41º –

65º

25º –

50º

100 -200 мм

200 -400 мм

800 – 500 мм

600 мм

на севере

200 мм

на юге

меньше 500 мм

600 – 800 мм

г) Сравнение типов климата.

– Какой самый холодный климат? (арктический)

– В каком самая холодная зима? (резко-континентальный)

– В каком самое холодное лето? (арктический)

– Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температуры? (резко-континентальный)

– В каком климате зима холодная, сухая, а лето влажное? (муссонное)

3. Климатические рекордсмены России (разместить эти территории на карте)

  • Самая холодная зима — в Республике Саха (Якутия) (средняя температура января -50°С).

  • Самая низкая температура зарегистрирована в районе Оймякона: -71°С.

  • Самая теплая зима — в Сочи (средняя температура января +6,1°С).

  • Самое жаркое лето — в полупустынях Прикаспия (средняя температура июля +25°С).

  • Самое холодное лето — на северном побережье Сибири (средняя температура июля -1°С).

  • Самое большое количество осадков выпадает на западных склонах Кавказа и Алтая — 2000 мм в год.

  • Самое малое количество осадков характерно для полупустынь Прикаспия (менее 150 мм в год) и арктических пустынь Новосибирских островов (141 мм в год).

4. Изучение климата Ставропольского края. (просмотр видео ролика)

– В каком климате мы живем? (умеренно-континентальный)

Ставропольский край расположен в центральной части Предкавказья и на сереном склоне Большого Кавказа.

Климат Ставропольского края умеренно-континентальный. Существенное влияние на климат оказывают Кавказские горы, а также близость Черного и Каспийского морей. Климат гор и предгорий отличается от климата степной зоны. Восточная часть края отличается засушливостью.

Здесь пролегает граница между Европой и Азией. Вот почему климат Ставрополья немного европейский (морской) и немного азиатский (континентальный). Высокие Кавказские горы не пропускают к нам теплый воздух из Закавказья. А студеные массы воздуха, которые приходят с севера, горы задерживают, и они, словно холодные реки, растекаются по нашим степям.

С востока к нашему краю вплотную подошли пустыни, в которых летом нестерпимо жарко, а зимой – очень холодно. Мелкое Каспийское море никак не может смягчить дыхания пустынь. Это во многом определяет климат в восточных районах Ставрополья.

Мы живем на юге России, и солнце высоко поднимается над горизонтом. 22 июня, например, высота солнца в Ставрополе болые, чем в это же самое время на экваторе: в полдень солнце “взбирается” на 68 с половиной градусов! У нас солнечных дней почти столько же сколько в Крыму.

Климат нашего края во многом зависит от рельефа. На Ставропольской возвышенности, которая занимает значительную часть края, можно провести своеобразные климатические границы между восточными, центральными и западными районами. На западных склонах ветры сильнее, здесь выпадает больше осадков. В центральной части, где расположены Ставропольские и Прикалаусские высоты, где возвышается гора Стрижамент, климат похож на климат предгорий. Самый мягкий климат – на юге. А в Кисловодске, например, почти горный климат.

По территории нашего края “разгуливают” все ветры, за исключением экваториальных. Зимой часто навещают арктические ветры Баренцева моря. Они приносят пасмурную погоду, туманы и метели.


Часто нас навещают тропические ветры. Это сухой, горячий, часто запыленный воздух. С ним связана знойная, суховейная погода. Летние грозы в край приносят морские тропические воздушные массы. Иногда они проникают к нам даже зимой, вызывая резкие потепления. И в январе сверкали молнии, гремел гром.

Большую часть территории края осадки обходят стороной, и год от года их количество в одном и том же месте значительно разнится, что приводит к неурожаям на неполивных землях в засушливые годы. Южное положение в стране предопределило неустойчивость зим – не зря старожилы утверждают, что в крае «Тридцать зим» в году.

Этим объясняются дожди зимой, иногда и грозовые. А такие зимние осадки, как изморозь, гололед и гололедица – частые «гости» в крае в связи с тем, что температуры зимой часто переходят через ноль градусов в обе стороны. Эти явления приносят жителям края много неудобств. Частые туманы зимой – тоже следствие колебаний температуры. Снежный покров в связи с южным положением Ставрополья в стране неустойчив.

Дожди, обложные, распространяющиеся на всю территорию края, типичны для осени. Летние грозовые дожди, зачастую с градом, проходят полосами. На северо-востоке и востоке края грозы наблюдаются реже и проявляются слабее.

Опрос учащихся по просмотренному видео ролику.

1.Какие факторы влияют на климат Ставропольского края? ( широта местности, положение по отношению морских бассейнов, пустынь и горных систем, движением воздушных масс, разнообразием рельефа).

2.Какие воздушные массы влияют на климат? ( мВУШ, кВУШ, АВМ Баренцева и Карского моря, кВТШ).

3.Каковы средние температуры воздуха лета и зимы? ( летом +22-25 ºС, зимой -5ºС)

4.Сколько осадков выпадает в крае? (на западе – 500мм, на востоке – 300мм, максимальное 700мм на Ставропольской возвышенности, большая часть осадков выпадает летом)

5.На какие зоны увлажнения можно разделить территорию края? (крайне засушливая, засушливая, зона неустойчивого увлажнения, зона достаточного увлажнения).

Самый-самый (карточки вклеиваются в тетрадь)

Самые ветреные места края – Ставрополь, Невинномысск и Курсавка.

Самое холодное место – на Кабардинском хребте. Средняя июльская температура здесь не достигает и +15С, а январская приближается к -10С.

Самая большая амплитуда температур отмечена на метеостанции Светлограда – 80 градусов. Зимой -37С, летом – +43С.

Самое «сухое» место в крае – село Величаевское. Здесь за год выпадает всего 20 мм осадков.

Самое большое количество осадков за год выпало в 1932 году в Кисловодске – 903 мм.

Самая малоснежная и теплая зима – в Кисловодске.

IV. Закрепление.

– Чем мы с вами сегодня познакомились?

Игра «Мозаика»

V. Домашнее задание. § 10, к/к.

Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

Автор   В. Духанин

infourok.ru

План-конспект урока по географии (8 класс) на тему: Урок географии в 8 классе “Климат России”

МКОУ Горбатовская СОШ

КОНКУРС

«Современный урок в школе: опыт, традиции, новаторство».

Урок географии «Климат России».

 8 класс.

Участник: Фролова Нина Васильевна

                                            МКОУ Горбатовская СОШ

                                                учитель географии и биологии

                                                      высшая категория, стаж 33 года

Горбатовский 2014г.

Программа: Примерная программа основного общего образования  по географии, «География России»  (8-9 классы), авторская программа по географии, 6-9 классы Домогацких Е.М. – М: Русское слово, 2010.

УМК: 1.Домогацких Е.М Алексеевский Н.И. Физическая география России.8класс, -М. Русское слово, 2012.

 2. Географический атлас. 8 класс, -М Дрофа, 2010 

Аннотация  к уроку географии на тему «Климат России».

Урок является заключительным по теме «Климат России», обучающиеся систематизировали знания по теме, смогли показать уровень своих знаний  по теме «Климат», закрепили умения  составлять характеристику климата территории, анализировать закономерности распределения основных элементов климата, высказывали и отстаивали свою точку зрения, сопоставляли, оценивали собственные силы и довольно объективно оценивали товарищей внутри группы.  смогли проанализировать взаимосвязи климата и человека и выразить своё отношение к изменению климата под воздействием человека, на основе использования краеведческого материала смоли привести примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу, на атмосферу.                                                             В представленном уроке учащиеся на этапе проверки знаний дают определение понятиям «Климат», «Погода», вспоминают элементы и признаки погоды, по которым определяют ясную и пасмурную погоду, и таким образом подходят к определению понятия климат, вспоминают климатообразующие факторы.

Урок воспитывает уважение к участникам группы, эстетический вкус. Урок проводится с помощью использования презентации в программе Microsoft PowerPoint. На уроке используется межпредметная связь с уроками литературы, изобразительного искусства. Применяются элементы игровых и интерактивных технологий. Данный урок был проведен мною в 8 классе нашей школы во время прохождения курсовой подготовки по географии  и был засчитан как контрольная работа  по педагогике в ВАГПО РО.

« Климат России»

  1. Ф.И.О. учителя: Фролова Нина Васильевна.
  2. Образовательное учреждение: МКОУ Горбатовская СОШ.
  3. Класс: 8 класс
  4. Тема урока: «Климат России».
  5. Тип урока: Контроль, коррекция и оценка знаний. 

Цели и задачи урока: Выявление уровня овладения знаниями, умениями и навыками обучающихся по теме «Климат России», обобщение единичных знаний в систему. Помочь обучающимся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы

Организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях, содействовать развитию у детей умений общаться.

Образовательный аспект:

  • Систематизировать  знания и представления об особенностях климата России, климатообразующих факторах;
  • вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия, связанные с климатом.                                          

Развивающий аспект:

  • развивать навыки и умения сопоставлять разные карты;
  • развивать навыки работы в группах и выдвижения новых идей;
  • содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности;
  • устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
  • развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся.

 Воспитательный аспект:

  • создать у обучающихся положительную мотивацию к уроку географии путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • помочь осознать ценность совместной деятельности;
  • воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи,  продолжать формирование коммуникативных компетенций.

Метапредметные результаты:

 

совершенствование  умений работать  с  разными источниками информации – текстом учебника,  тематическими картами,  климатограммами, картосхемами;

выявление причинно-следственных взаимосвязей – влияния атмосферной циркуляции и особенностей  рельефа на климат;

выделение главного или  существенных признаков при характеристике типов климата;

умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;

Тема урока: «Климат России»

Цели , получаемые обучающимися на уроке:

1. Обучающиеся смогут показать уровень своих знаний  по теме «Климат».

2. Обучающиеся закрепят умения  составлять характеристику климата территории, анализировать закономерности распределения основных элементов климата, разовьют умение высказывать свою точку зрения, сравнивать, сопоставлять, оценивать собственные силы.

3. Обучающиеся смогут проанализировать взаимосвязи климата и человека и выразить своё отношение к изменению климата под воздействием человека.

4. Обучающиеся смогут задуматься и выразить свое отношение к воздействию человека на климат.

Педагогические технологии:

-сотрудничества;

– информационные;

– технологии развивающего обучения;

– игровые технологии;

-технология коллективного обучения.

Тип урока: Контроль, коррекция и оценка знаний.

Методы и приемы: практические, наглядный, частично-поисковый, мотивирования, оценивания, рефлексивный

Форма: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: Мультимедийный  проектор, физическая карта России, климатическая карта России, атласы, атрибуты для игры (молоток, гонг, «Чёрный ящик», картины, кроссворды, условные денежные единицы).

Ход урока.

  1. Этап. Организация начала урока.

Цель: обеспечить готовность к уроку.

Ожидаемый результат: Готовность обучающихся к уроку. Постановка учебных задач на основе соотнесения известного и неизвестного по теме. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Педагогические приемы: приветствие

Учитель на фоне презентации:

Планета Земля – это люди и страны,

Озёра и горы, моря, океаны!

Пустыни и реки, леса и равнины!

Живая природа, живые  картины!

Климатическими лабиринтами

К вершине   проложим наш путь с эрудитами!

Блесни, эрудит, яркой вспышкой познания!

Игра-аукцион для души и внимания.

Урок мы проводим с особенной пользой!

Ответов вам чётких и знаний серьёзных!

  1. Этап. Подготовка  к основному этапу занятия. 

Цель:  Выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала,  определить  исходный уровень знаний  по теме «Климат»; уметь разъяснять смысл изученных понятий.                                                                                             Мотивация:  Самооценка деятельности. Осознание необходимости получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета.   Умение планировать свою учебную работу                            

Методы: эмоционального стимулирования, эвристический.                                                                    

Планируемые  образовательные результаты:  Готовность обучающихся  к уроку. Постановка учебных задач на основе  соотнесения известного и неизвестного по теме. Быстрое включение учащихся в деловой ритм, совместную деятельность по определению целей урока.

Педагогические приемы: Географический диктант (Приложение)

Содержание этапа учебного занятия:

  1. Сообщение темы учебного занятия.
  2. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
  3. Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
  4. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Учитель: Мы изучили обширную тему «Климат России». На данном уроке мы должны повторить и обобщить учебный материал по разделу программы, а также закрепить в памяти определения, понятия. Возможно, кто-то из вас пополнит и расширит свои знания, сможет применять их в жизни.

Урок будет проходить в форме игры-аукциона. Аукцион – продажа с публичного торга, при котором товар выставляется для осмотра. Товаром будут ваши знания. Вы работаете для себя. Ведёт торги спикер (учитель), результаты аукциона будут фиксироваться на общем табло. Каждый получает в банке стартовый капитал в условных денежных единицах – 1000 у.е. Первоначальная цена лота – 100 у.е. В ходе аукциона можно поднимать цену любого лота, выставленного на продажу. За быстрый, правильный и полный ответ вы получаете денежное вознаграждение в банке – 100 у.е.

Участники, набравшие более 2500 у.е., получают оценку «пять», от 2000 у.е. до 2400 у.е. – «четыре», менее 2000 у.е. – «три». Начинаем игру.

3.этап. Основной этап.

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, воспитание ответственности, взаимовыручки. Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы. Создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала. Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях. 

Мотивация: развитие личностно-смысловой сферы учащихся, их интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры. Мотивации учащихся на совершенствование имеющихся знаний. Мотивация на успех, на необходимое сотрудничество, на оказание взаимопомощи,  на знание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибок и их причин, путей их устранения, на  формирование  чувства долга и ответственности в учении.         

Методы:  практические в сочетании с репродуктивными и эвристическими методами обучения. Методы «Фишбоун», «Кластер».

Планируемые  образовательные  результаты: Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных связей.

Лот №1. Проверка акционеров на платежеспособность, т.е. подготовленность по теме (10 вопросов,  ответы «да» или «нет», конкурс не оценивается).  

1. Основное влияние на климат России оказывает Тихий океан? (Нет)

2. Оймякон – самое холодное место в России? (Да)

3. Самые высокие температуры воздуха наблюдаются летом на   Прикаспийской низменности? (Да)

4. Циклон – это область пониженного атмосферного давления? (Да)

5. В Сибири очень холодные зимы из-за циклональной погоды? (Нет)

6. Суховеи – это сильные продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы? (Нет)

7. Трансформация – это изменение свойств  воздушных масс? (Да)

8. Полоса столкновения двух воздушных масс – это инверсия? (Нет)

9. Величина суммарной радиации зависит от близости к океану? (Нет)

10. Самая тёплая зима в Сочи? (Да)

Лот №2. Внимание вопрос!

«Над омрачённым Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом.

Плеская шумною волной

В края своей ограды стройной,

Нева мешалась, как больной

В своей постели беспокойной.

Ужасный день! Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури…»

Почему катастрофический подъём уровня воды в Неве, описанный Пушкиным А.С. в поэме «Медный всадник», часто происходит осенью, а не весной? (Ответ: Наводнения в Санкт-Петербурге связаны с нагонными явлениями. В осеннее время происходит активизация циклонов, западные ветра останавливают сток в Неве, а так как город находится в дельте Невы на высоте от 0 до 2 м, то и затопление улиц,  подвалов бывает сильное).

Лот №3. Объясните смысл местных признаков погоды.

  1. Назвать признаки ясной погоды.
  2. Назвать признаки ненастной  погоды.

Лот №4. «Чёрный ящик» (по описанию определить, чей портрет находится в ящике). ( Ученый, основоположник климатологии в России, впервые установил зависимость разнообразных климатических явлений соотношения и распределения тепла и влаги, выявив особенности общей циркуляции атмосферы, главный, классический труд – «Климаты земного шара, в особенности России»). (Ответ: Воейков Александр Иванович)

Физкультминутка

Поднимает руки класс – это “раз”,
Повернулась голова – это “два”,
Руки вниз, вперед смотри – это “три”,
Руки в стороны, пошире развернули на “четыре”,
С силой их к плечам прижать – это “пять”,
Всем ребятам тихо сесть – это “шесть”.

Лот №5. Сравните климатограммы городов, которые расположены почти на одной широте, и ответьте на вопросы:

  1. В какой сезон (зимой или летом) температурные различия между этими пунктами более значительны?
  2. Определите наибольшую и наименьшую среднемесячную температуру в каждом пункте. Какова амплитуда в каждом из них? Где наибольшая?
  3. Где выпадает максимальное количество осадков? Почему?
  4. Какой тип климата характеризует каждый из этих пунктов?
  5. Какая климатограмма характерна для Якутска? Петрозаводска? Сургута?

 

Лот №6. Кроссворд по  теме «Климат»:

По горизонтали: 1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре. (Антициклон). 2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре. (Циклон).       5. Состояние тропосферы в данном месте в данное время. (Погода) 8. Изменение свойств воздушных масс при перемещении. (Трансформация). 9. Линия, соединяющая точки с равными средними температурами. (Изотерма).                    12. Длительная сухая погода при повышенной температуре воздуха. (Засуха).        13. Атмосферные осадки в твёрдом виде, приводящие к гибели сельскохозяйственных культур. (Град). 14. «Полюс холода» России. (Оймякон).

По вертикали: 1. Разница между самой высокой и самой низкой температурами воздуха. (Амплитуда). 3. Максимально возможное испарение. (Испаряемость). 4. Совокупность погод, повторяющихся в данной местности из года в год. (Климат). 6. Тип климата Западной Сибири. (Континентальный). 7. Знаменитый русский климатолог. (Воейков). 9. Явление повышения температуры воздуха с высотой. (Инверсия). 10. Ветер, меняющий направление два раза в год. (Муссон). 11. Понижение температуры воздуха ниже 0 градусов весной и осенью. (Заморозок).

        

Лот №7. Найдите  ошибки в описании климата.

Резко континентальный климат Восточной Сибири сложился в условиях значительной близости к океанам, положения территории в умеренном поясе, наличия высоких гор, которые свободно пропускают морские воздушные массы с Тихого океана. Здесь круглый год преобладают морские массы воздуха. Из-за этого зима холодная и продолжительная, а лето сравнительно тёплое, в южных районах даже жаркое. Зимой случаются морозы до – 60о С и ниже. Чем объясняются такие низкие зимние температуры? Поверхность Земли в это время года медленно охлаждается. Постепенно охлаждаются, уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает устойчивый антициклон. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода.

Лот №8.  Участники задают  вопросы друг другу (вопросы подготовлены заранее, на ответ даётся 1 минута).

  1. Докажите, что крупные города – это важный климатообразующий фактор.
  2. Какие неблагоприятные явления связаны с климатом?
  3. Какое влияние на  жизнь и деятельность человека оказывают неблагоприятные климатические условия?
  4. Какие климатические условия установились бы в средней полосе Русской равнины, если бы вдоль побережья северных морей располагались горы?
  5. Дайте характеристику климата своей  области.
  6. Из перечисленных предметов выбрать те, которые используются в климатологии (психрометр, курвиметр, барометр, отвес, анемометр, гигрогаф).

4.Заключительный этап. Подведение итогов.  Выставление оценок.

Цель: подведение итогов. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Мотивация: на успех  в достижении учебной задачи.

Методы: репродуктивный, эвристический.

Планируемые результаты: Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Понятие учащимися важности климата для большой территории нашей страны, воспитание чувства любви к своей Родине,

Педагогические приемы: межпредметная связь с литературой (чтение стихов)

1.Какие стихи, песни о погоде, климате, природе вы знаете?

2. Составьте «Фишбоун»  по схеме (Опережающее задание).

3. Составьте кластер «Климат»

5.Этап. Рефлексия.  

Цель: Развитие способностей учащихся к рефлексии. Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения 

Мотивация: Ощущение чувства успеха. Развитие способностей к рефлексии, самопознанию.

Метод: незаконченных предложений

Планируемые  образовательные  результаты: Осознание обучающимися значимости полученных знаний и готовности использовать их для достижения учебных целей. Умение давать самооценку учебной деятельности. Умение творчески выражаться.

Педагогические приемы: итоговая форма, метод незаконченных предложений.

Вспомните еще раз цели урока. Достигли вы заданных целей?

В какой степени?

Что мешало?

Оцените свою работу на уроке.

Посмотрите на экран и продолжите предложения:

-Мне урок понравился (не понравился), потому что…

-Этот урок лучше (хуже) чем обычный, потому что…

-Мои успехи…

-Мои промахи…

-Каким бы я хотел видеть на уроке себя…

-Я бы хотел ещё………………

-Главным своим результатом я считаю………

6.этап. Информация о домашнем задании.  

Цели: Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; создание условий для выбора учащимися домашних заданий.

Мотивация: создание ситуации успеха, обучающиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания. Мотивация на самореализацию через творческую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов

Методы: Эвристический, репродуктивные методы. Самостоятельная работа с книгой, картами.

Планируемые  образовательные  результаты:  Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Домашнее задание. Вспомните, какие воды относятся к внутренним? Как они связаны с другими компонентами природы?

Результаты урока.  В конце урока я предложила ученикам выполнить задание   «Незаконченное предложение». Всем понравилось составлять кластер. (Такую форму работы использую на уроках часто и это всегда проносит хорошие результаты). С трудностями на уроке учащиеся справились. Своим главным результатом учащиеся класса назвали то, что она усвоили, что такое климат, какое влияние оказывает климат на планету в целом и на здоровье человека, и, что каждый человек должен  чувствовать свою ответственность за состояние климата планеты. Дети сами наметили вопросы, над которыми необходимо работать, а также сделали вывод о своей причастности к изменению окружающей среды.

Я считаю, что урок достиг своих целей. Главное это было интересно всем: и детям и мне. Мы были единым целым и урок прошел на одном дыхании. Все были вовлечены в учебный процесс, старались помогать друг другу.

В ходе проведения таких уроков с применением ИКТ и межпредметных связей возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений не только между детьми, но и между учителем и классом

Информационные ресурсы 

  • Орлёнок В.В., Курков А.А.и др. Физическая география: Учебное пособие. Калининград, 1998.

nsportal.ru

Типы климата России – география, уроки

Типы климата России.

                                                                          Подготовила:

                                                                                                                                Девяткина Светлана Ивановна,

                                                                                                                          Учитель географии и биологии

                                                                                                              МБОУ СОШ № 39 г. Пенза.    

 2012 г

Цель:  изучить особенности  климата России.

Задачи:

  1. Обучающая: Изучить характерные черты климата России. Выяснить причины разнообразия климата.
  2. Развивающая: развивать   причинно-следственных связей.
  3. Воспитательная :  Воспитать умение работать  в группе. Воспитывать интерес к теме

Тип урока: урок изучения нового  материала. Урок практикум.

  Методы: 1. Репродуктивный.

                    2. Частично-поисковый.

Оборудование: атлас России. 8 класс., Физическая карта России, интерактивная доска, учебник географии, контурная карта.

Структурные части  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

Работа по готовой схеме «Климатообразующие факторы»

Схеме на доске.

Схема была составлена уч-ся на предыдущем уроке.

 7 – 8 мин.

Учитель приветствует класс, проверяет посещаемость и готовность к уроку.

1.Беседа по схеме о значении климатообразующих факторов.

1.Географическое положение.

2.Влияние постоянных

ветров.

3.Влияние морей и океанов.

4.Влияние рельефа.

5.Влияние размеров страны.

2.В каких климатических поясах расположена Россия?

3.Какие воздушные массы формируют климат субарктического пояса?

3.Почему?

Приветствуют  учителя, делают последние приготовления к уроку.

  1. Увеличение суммарной солнечной радиации с севера на юг. Смена климатических поясов и природных зон.
  2. Северо-восточные ветры со стороны Северного Ледовитого океана. Иногда  «побеждают» западные ветры и проникают на юг вглубь страны, принося с собой холодную погоду.

Западные ветры господствующие в умеренном поясе. Летом приносят осадки, прохладную погоду. Зимой потепление и осадки в виде мокрого снега.

Муссоны. Летом с Тихого океана – осадки, зимой с суши на море. 

3.Усиливается благодаря постоянным ветрам. Атлантический океан сильнее всех влияет на климат России. Воздух с Атлантики делает климат западной части  России мягким и влажным.

Летний муссон – сезон дождей на побережье Тихого океана. Воздушные массы- похолодание.

4.Дальневосточные хребты- препятствие на пути ветров с Тихого океана.

На наветренных склонах Уральских гор (Предуралье) осадков выпадает больше чем на подветренных ( Зауралье). Арктический воздух, не встречая преград, может проникать далеко на юг страны.

5.Возрастание континентальности с запада на восток.

Арктический, субарктический, умеренный.

Летом – ВУШ, зимой-ВАШ.

Переходный.

Вывод: Территория России расположена в трех климатических поясах. Это определяет большое разнообразие   климатических условий.

3.Изучение нового материала.

30 мин.

Мы продолжаем  изучение климата России.

Тема урока: Типы климатов России.

Цель: выяснить особенности  климата России.

Скажите, какие показатели  необходимо проанализировать для того, чтобы дать характеристику климата?

Учитель предлагает определить детям задачи урока

Учитель организует  работу в группах.   

1группа – арктический климат.

2группа – субарктический климат.

3 группа – умеренно-континентальный климат.

4 группа – континентальный климат.

5 группа – резко – континентальный климат.

6 группа – муссонный климат.

Учащиеся получают  план изучения типов климата.

  1. Какие территории располагаются в пределах данного типа климата.
  2. Средние температуры января и июля. Амплитуда температур.
  3. Типы воздушных масс. Преобладающее атмосферное давление.
  4. Количество осадков и их режим.
  5. Преобладающие типы погод.
  6. Предложите перечень одежды для данного климата (на все времена года)

Средние температуры января и июля, количество осадков, режим осадков, воздушные массы, преобладающие типы погод.

Задачи:

1.выяснить климатические показатели для каждого типа климата. Сравнить их.

2.Выяснить причины разнообразия климата.

3.Выяснить причины выделения климатических областей в пределах умеренного пояса.

Каждая группа изучает определенный тип климата, отмечает основные показатели. Во второй половине урока учащиеся выступают с отчетом по своей работе. По итогам выступлений составляется опорный конспект  в контурных картах, где отмечаются основные показатели каждого типа климата.  Представители от каждой группы составляют опорный конспект в контурной карте на интерактивной доске.

Учащиеся отмечают границы климатических поясов и климатических областей. Составляют опорный конспект. См. приложение1.

  1. Коррекция и закрепление знаний.

5 -6 мин.

Подведение итогов урока.

  1. Почему в пределах умеренного климатического пояса формируются несколько типов климата.
  2.  

Определить тип климата для предлагаемых территориях.

1вариант:

Карелия-

Пензенская область-

Алтай-

Север Западной Сибири

Приморье-

2вариант:

Мордовия-

Г.Тюмень-

Республика Саха Якутия-

Камчатка-

Чукотка-

Учитель обращает внимание учащихся на цель урока.

1.Цель урока выполнена?

2. В каких климатических поясах расположена Россия?

3.Каковы причины разнообразия климата?

4.Сочинить синквейн.

Учитель оценивает работу групп.

  1. Большая протяженность России с запада на восток.

2.Взаимопроверка выполненной работы.

Ответы  и критерии   оценки на доске.

«5» – нет ошибок

«4» – 1 -2 ошибки

«3» – 3 ошибки.

3.Причины разнообразия климата:

– географическое положение;

– большая протяженность с запада на восток. Климат большей части территории страны  формируются под влиянием воздушных масс с Атлантического океана. Поэтому  континентальность климата нарастает с запада на восток)

– особенности рельефа. Влияние Тихого океана на климат ограничивают береговые хребты Дальнего Востока, в результате чего оно сказывается лишь на узкой прибрежной  полосе.

Учащиеся кратко записали причины разнообразия климата.

Климат России

Теплый, холодный

Катайся, плавай, отдыхай

У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать.

Скоро Новый год!

Климат России

 От Умеренно-континентального до Муссонного

Морозит, согревает,напоминает

Готовь сани летом, телегу зимой

Ну, очень весело.

И др.

4.Домашнее задание.

1 мин

Учитель записывает на доске.

Дети записывают в тетрадях. П.12. Продолжить работу в  контурных картах  по составлению опорного конспекта.

Заполнить морской тип климата ( Камчатка)

Литература.

  1. Дронов В.П., Баринова И.И.,Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России: Учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений: В 2 кн. Кн.1: Природа,население,хозяйство.8кл.- М.: Дрофа,2004.- 272с.: ил.,карт.
  2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География : Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений: География России 8 кл. – 3-е изд. –М.: ООО « ТИД « Русское слово -РС»,2010. – 336с.: ил.
  3. Раковская Э. М. География: природа России: учебник для 8 кл.  общеобразоват. учреждений / Э.М. Раковская. – ил., карт. М.: Просвешение, 2002. -301с.: ил., карт.
  4. Жижина Е.А. Универсальное поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М,: ВАКО, 2009. – 352с.- ( в помощь учителю).
  5. Элькин Г.Н. География России. Природа. 8класс: Метод. Пособие. – СПб.: « Паритет», 2003. – 256 с. ( Серия поурочное планирование)

Просмотр содержимого документа
«Типы климата России»

Типы климата России.

Подготовила:

Девяткина Светлана Ивановна,

Учитель географии и биологии

МБОУ СОШ № 39 г. Пенза.

2012 г

Цель: изучить особенности климата России.

Задачи:

  1. Обучающая: Изучить характерные черты климата России. Выяснить причины разнообразия климата.

  2. Развивающая: развивать причинно-следственных связей.

  3. Воспитательная : Воспитать умение работать в группе. Воспитывать интерес к теме

Тип урока: урок изучения нового материала. Урок практикум.

Методы: 1. Репродуктивный.

2. Частично-поисковый.

Оборудование: атлас России. 8 класс., Физическая карта России, интерактивная доска, учебник географии, контурная карта.

Структурные части урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

Работа по готовой схеме «Климатообразующие факторы»

Схеме на доске.

Схема была составлена уч-ся на предыдущем уроке.

7 – 8 мин.

Учитель приветствует класс, проверяет посещаемость и готовность к уроку.

1.Беседа по схеме о значении климатообразующих факторов.

1.Географическое положение.

2.Влияние постоянных

ветров.

3.Влияние морей и океанов.

4.Влияние рельефа.

5.Влияние размеров страны.

2.В каких климатических поясах расположена Россия?

3.Какие воздушные массы формируют климат субарктического пояса?

3.Почему?

Приветствуют учителя, делают последние приготовления к уроку.

  1. Увеличение суммарной солнечной радиации с севера на юг. Смена климатических поясов и природных зон.

  2. Северо-восточные ветры со стороны Северного Ледовитого океана. Иногда «побеждают» западные ветры и проникают на юг вглубь страны, принося с собой холодную погоду.

Западные ветры господствующие в умеренном поясе. Летом приносят осадки, прохладную погоду. Зимой потепление и осадки в виде мокрого снега.

Муссоны. Летом с Тихого океана – осадки, зимой с суши на море.

3.Усиливается благодаря постоянным ветрам. Атлантический океан сильнее всех влияет на климат России. Воздух с Атлантики делает климат западной части России мягким и влажным.

Летний муссон – сезон дождей на побережье Тихого океана. Воздушные массы- похолодание.

4.Дальневосточные хребты- препятствие на пути ветров с Тихого океана.

На наветренных склонах Уральских гор (Предуралье) осадков выпадает больше чем на подветренных ( Зауралье). Арктический воздух, не встречая преград, может проникать далеко на юг страны.

5.Возрастание континентальности с запада на восток.

Арктический, субарктический, умеренный.

Летом – ВУШ, зимой-ВАШ.

Переходный.

Вывод: Территория России расположена в трех климатических поясах. Это определяет большое разнообразие климатических условий.

3.Изучение нового материала.

30 мин.

Мы продолжаем изучение климата России.

Тема урока: Типы климатов России.

Цель: выяснить особенности климата России.

Скажите , какие показатели необходимо проанализировать для того, чтобы дать характеристику климата?

Учитель предлагает определить детям задачи урока

Учитель организует работу в группах.

1группа – арктический климат.

2группа – субарктический климат.

3 группа – умеренно-континентальный климат.

4 группа – континентальный климат.

5 группа – резко – континентальный климат.

6 группа – муссонный климат.

Учащиеся получают план изучения типов климата.

  1. Какие территории располагаются в пределах данного типа климата.

  2. Средние температуры января и июля. Амплитуда температур.

  3. Типы воздушных масс. Преобладающее атмосферное давление.

  4. Количество осадков и их режим.

  5. Преобладающие типы погод.

  6. Предложите перечень одежды для данного климата (на все времена года)

Средние температуры января и июля, количество осадков, режим осадков, воздушные массы, преобладающие типы погод.

Задачи:

1.выяснить климатические показатели для каждого типа климата. Сравнить их.

2.Выяснить причины разнообразия климата.

3.Выяснить причины выделения климатических областей в пределах умеренного пояса.

Каждая группа изучает определенный тип климата, отмечает основные показатели. Во второй половине урока учащиеся выступают с отчетом по своей работе. По итогам выступлений составляется опорный конспект в контурных картах, где отмечаются основные показатели каждого типа климата. Представители от каждой группы составляют опорный конспект в контурной карте на интерактивной доске.

Учащиеся отмечают границы климатических поясов и климатических областей. Составляют опорный конспект. См. приложение1.

  1. Коррекция и закрепление знаний.

5 -6 мин.

Подведение итогов урока.

  1. Почему в пределах умеренного климатического пояса формируются несколько типов климата.

Определить тип климата для предлагаемых территориях.

1вариант:

Карелия-

Пензенская область-

Алтай-

Север Западной Сибири

Приморье-

2вариант:

Мордовия-

Г.Тюмень-

Республика Саха Якутия-

Камчатка-

Чукотка-

Учитель обращает внимание учащихся на цель урока.

1.Цель урока выполнена?

2. В каких климатических поясах расположена Россия?

3.Каковы причины разнообразия климата?

4.Сочинить синквейн.

Учитель оценивает работу групп.

  1. Большая протяженность России с запада на восток.

2.Взаимопроверка выполненной работы.

Ответы и критерии оценки на доске.

«5» – нет ошибок

«4» – 1 -2 ошибки

«3» – 3 ошибки.

3.Причины разнообразия климата:

– географическое положение;

– большая протяженность с запада на восток . Климат большей части территории страны формируются под влиянием воздушных масс с Атлантического океана. Поэтому континентальность климата нарастает с запада на восток)

– особенности рельефа. Влияние Тихого океана на климат ограничивают береговые хребты Дальнего Востока, в результате чего оно сказывается лишь на узкой прибрежной полосе.

Учащиеся кратко записали причины разнообразия климата.

Климат России

Теплый, холодный

Катайся, плавай, отдыхай

У природы нет плохой погоды , каждая погода благодать.

Скоро Новый год!!!

Климат России

От Умеренно-континентального до Муссонного

Морозит, согревает ,напоминает

Готовь сани летом, телегу зимой

Ну, очень весело.

И др.

4.Домашнее задание.

1 мин

Учитель записывает на доске.

Дети записывают в тетрадях. П.12. Продолжить работу в контурных картах по составлению опорного конспекта.

Заполнить морской тип климата ( Камчатка)

Приложение 1.

Рельеф

Горы Равнины

Низкие средние высокие Низменности Возвышенности Плоскогорья

1000м 2000м более3000 От 0-200м 200-500м 500-1000м

Приложение 2.

Рельеф – продукт противоречия эндогенных и экзогенных сил.

Приложение3.

Номенклатура.

Равнины: Русская, Западно- Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность, Северо – Сибирская низменность, Северные Увалы, Валдайская возвышенность, Мещера, Окско -Донская равнина, Приволжская возвышенность.

Горы: Кавказ (г. Эльбрус) , Уральские (г. Народная) , Алтай (г. Белуха), Саяны, Бырранга; Хребты: Черского, Верхоянский, Становой, Сихотэ – Алинь.

Дополнительные задания для любознательных.

– найдите следующие вершины. На каких горах они находятся?

Г. Победа (хр. Черского), Ледяная ( Корякское нагорье), Тардоки- Янги (Сихоте- Алинь), Мунку-Сардык( Саяны) ,Казбек ( Кавказ), Кызыл –тайга ( Западные Саяны), Базардюзю ( Кавказ).

-Распределите перечисленные формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих факторов: каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, курганы, барханы, морены, наледи, терриконы, озы, курчавые скалы. дамбы, карьеры, овраги.

1. Флювиальные (деятельность текучих вод):

2. Гляциальные ( ледниковые):

3. Эоловые (деятельность ветра):

4. антропогенные (деятельность человека):

Приложение 4.

Учащиеся получили определения в начале урока.

Морена- вытянутые гряды из песка и валунов. Ледниковая форма рельефа.

Бараньи лбы- скалистые выступы коренных, сглаженные и отполированные движущимся ледником.

Зандровые равнины – пологая, волнистая равнина, расположенная перед внешним краем конечных морен. Внешняя зона ледникового комплекса.

Озы- линейно – вытянутые валы высотой до нескольких десятков метров, шириной от 100- 200м, до 1-2км длиной с небольшими перерывами. Скопление галечника и песка.

Барханы- положительная форма рельефа; подвижное скопление сыпучего песка, навеянное ветром и слабо закрепленное растительностью( прочно закрепленное растительностью. Достигают до 100м в высоту.

Дюны – песчаные холмы, образующиеся как в пустынях, так и на морских побережьях, имеют форму либо длинных гребней, либо асимметричных холмов.

Террикон- искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной разработке полезных ископаемых.

Овраг –

Балка-

Литература.

  1. Дронов В.П., Баринова И.И.,Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России: Учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений: В 2 кн. Кн.1: Природа,население,хозяйство.8кл.- М.: Дрофа,2004.- 272с.: ил.,карт.

  2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География : Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений: География России 8 кл. – 3-е изд. –М.: ООО « ТИД « Русское слово -РС»,2010. – 336с.: ил.

  3. Раковская Э. М. География: природа России: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Э.М. Раковская. – ил., карт. М.: Просвешение, 2002. -301с.: ил., карт.

  4. Жижина Е.А. Универсальное поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М,: ВАКО, 2009. – 352с.- ( в помощь учителю).

  5. Элькин Г.Н. География России. Природа. 8класс: Метод. Пособие. – СПб.: « Паритет», 2003. – 256 с. ( Серия поурочное планирование)

kopilkaurokov.ru

Конспект урока географии на тему “Климаты России”. 8 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Учебник «Физическая география России» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский,

Предмет

география

8 класс

Урок № 21. §17 .

Тема урока

Климаты России.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся смогут

дать определение понятиям: изотерма;

выявлять и называть особенности климатов России; выявлять территории с экстремаль­ными кли­матическими показателя­ми;

читать и анализиро­вать темати­ческие карты и климатограммы.

Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством  учителя.

Уметь работать с различными источниками информации, вести диалог, вырабатывая общее решение.

Работать с текстом: выделять главное, составлять логические цепочки, таблицы,

Выявлять причинно-следственные связи, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение,

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Обучающиеся смогут использовать источники географических знаний для решения учебных и практико-ориентированных задач;

понять и осознать особеннос­ти климатов России;

использова­ть знания

о климатах в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья;

понять и принять правила проведения практической работы

Решаемые учебные проблемы

Как вы думает, в каком направлении климат России меняется сильнее: с севера на юг или с запада на восток?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Арктический, субарктичес­кий, умерен­но континен­тальный, континентальный, резко конти­нентальный, морской, мус­сонный

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийный проектор с экраном, электронная презентация «Климаты России», карты: «Физическая карта России», «Климатическая карта России»

Образовательные интернет-ресурсы

Интернет-энциклопедия Википедия – Коэффициент увлажнения территории

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя:

  1. Тестирование учащихся по теме «Распределение тепла и влаги по территории России»

  2. Проверяет выполнение задания 2 из раздела «От теории к практике» . С помощью карт (рис. 56 и 59) определите Кув. для Москвы. Красноярска, Читы, Якутска

Определяют тему и план урока

2. побуждающий диалог

Вспомните

1.Что такое климат?

2.Какие факторы влияют на формирование климата?

3.В чем состоит закономерность смены типов климата?

(Слайд № 1)

Деятельность учащихся

  1. Пишут тест

  2. Выполняют работу на основе использования указанных рисунков

Населенный пункт

Среднегодовое количество осадков, мм

Испаряемость, мм

Коэффициент увлажнения

Москва

650

550

1,2

Красноярск

500

500

1

Чита

400

600

0,7

Якутск

250

450

0,6

Вывод: достаточное увлажнение характерно для Москвы, недостаточное для Якутска и Читы из-за большой удаленности данных городов от океана

Отвечают, что главным источником информации будет текст учебника и рисунки, читая пункты текста, выделенные жирным шрифтом, намечают план изучения новой темы.

План урока:

1.Арктический пояс. 2.Субарктический пояс;

3. Умеренный пояс

Отвечают на поставленные вопросы, вспоминая изученный ранее материал, делают содержательные обобщения.

II. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя:

Проблемный вопрос:? (Слайд № 1) –

Как вы думает, в каком направлении климат России меняется сильнее: с севера на юг или с запада на восток?

Деятельность учащихся

Вступая в диалог с учителем, определяют, что не хватает знаний о основных параметрах типов климата

Беседа: Высказывают предположение о том, в каком направлении климат меняется больше.

Вывод →На климат влияют несколько факторов

III. ЭТАП Целеполагание

Уметь характеризовать, используя картографические источники информации, различные типы климатов;

Оценивать климатические условия с точки зрения жизни людей.

Обучающиеся формулируют цель урока – разнообразие типов и подтипов климата – разнообразие условий жизни и деятельности людей. Повторим …причины, влияющие на климат.
Изучим… особенности климатических поясов.
Узнаем… какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование климатических поясов России.
Проверим….изменение амплитуды температур по мере удаления от океана.

IV ЭТАП. “Открытие” нового знания.

Деятельность учителя.

1.Типы климатов, формирующиеся на территории России.

Задание1. Пользуясь картой атласа на стр.20 определите в пределах, каких климатических поясов расположена территория России.

Задание 2.Перечислите типы климата умеренного пояса

Вопрос. Какой климатический пояс занимает 80%

2.Параметры, характеризующие типы климатов.

Работа в тетради: на основе анализа карт учебника и атласа дайте характеристику типов климатов России заполните таблицу в тетради . (Слайды № 4-5)

Работа в группах ( Слайд 12)

Деятельность учащихся

ЗНАЕМ (записывается на доске):

  1. Что такое климат

  2. Факторы, влияющие на климат

  3. Климатические пояса и области Евразии

ХОТИМ УЗНАТЬ (записывается на доске):

  1. Какие типы климата формируются на территории России

  2. Почему в пределах умеренного климатического пояса выделяются отдельные климатические области

Находят данные, пользуясь картой атласа на стр.20-21.

Находят данные, пользуясь картой атласа на стр.20-21 и (рис. 56 и 59)

Климатич. области

t января

t июля

Амплитуда t

Среднегодовое кол-во осадков

Испаряемость

Кув

Оценка климатических условий для жизни человека

V ЭТАП. Применение нового знания.

Практ. работа.

Характеристика одной из климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и климатических карт.

Задание из рубрики «От теории к практике» №2 (стр.113)

Используя климатограмму в тексте параграфа, определите …

Практическая работа. Характеристика одной из климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и климатических карт.

Показатели:

1 Средняя температура января

2. Средняя температура июля

3.Годовая амплитуда температур

4. Годовое количество осадков, время выпадения осадков

VI этап. Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу?

Деятельность учащихся

Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Выделяют наиболее активных учащихся.

Отмечают роль главного климатообразующего фактора на климат России. Отвечают на вопросы.

VII ЭТАП. Домашнее задание

1. Выучить §18,

2. Ответьте на вопросы 1- 5 из рубрики «А теперь более сложные вопросы на стр.

infourok.ru

Факторы, определяющие климат России – Рабочая тетрадь по географии 8 класс

1. Что такое климат?

Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности в силу её географического положения.



2. Укажите факторы, влияющие на климат России, выпишите наиболее значимые.


3. На основе анализа рисунка 30 учебника определите, какие территории России получают наибольшее количество суммарной солнечной радиации и какие – наименьшее.

Наибольшее количество суммарной солнечной радиации получают южные районы нашей страны, а наименьшее – северные.


4. Какие воздушные массы формируют климат нашей страны?

Морской воздух умеренных широт, морской тропический воздух, арктический воздух.


5. Что такое трансформация воздушных масс? Приведите примеры.

Трансформация – процесс изменения свойств воздушной массы под влиянием подстилающей поверхности.

Например, арктические воздушные массы, проходя летом через всю Русскую равнину, прогреваются до такой степени, что приводят к образованию суховеев в Предкавказье.



6. Заполните самостоятельно.

Циклоны – это вихри с низким давление в центре Антициклоны – вихри с высоким давлением в центре 
Циклоны особенно активны над европейской частью страны  Антициклоны характерны для юга Русской равнины (зимой и летом) и для Восточной Сибири 
Циклоны приносят основную массу осадков  Антициклоны – погода ясная, безоблачная, с большими суточными колебаниями температуры, без осадков 

7. На основе анализа карт атласа и учебника (рис. 36, 37) объясните, от чего зависит распределение осадков на территории России.

Распределение осадков зависит от циркуляции воздушных масс, особенностей рельефа, температуры воздуха, близости или удалённости от моря.


8. Укажите в таблице свойства воздушных масс, господствующих над территорией России, а также погоду, которую они приносят в указанные районы страны зимой и летом.

Названия воздушных масс Район формирования Район действия

Арктический воздух – АВ

Континентальный арктический воздух – КАВ

Морской арктический вздух – МАВ

Арктика

Северо-восток страны

Баренцево море

Северные районы страны

Воздух умеренных широт – ВУШ

Континентальный воздух умеренных широт – КВУШ

Морской воздух умеренных широт – МВУШ

Россия, Монголия, Китай

Северная Атлантика, северная часть Тихого океана

Умеренные широты

Западная часть Дальнего востока

Тропический воздух – ТВ

Континентальный тропический воздух – КТВ

Морской тропический воздух – МТВ

Северная Африка, Предняя Азия, Средняя Азия, Казахстан, Закавказье

Средиземное море, центральная часть Тихого океана

Южные районы Русской равнины

Юго-запад Русской равнины, Кавказ, юг Дальнего Востока


Свойства воздушных масс
Какую погоду приносят воздушные массы
температура влажность прозрачность

Январь -24 -30

Июль +2 +5

200-300 мм высокая характеризуется низкими температурами, малым содержанием влаги, при этом морской арктический воздух более влажен, чем континентальный. Способствует образованию суховеев

Январь -4 -20

Июль +12 +24

500-800 мм хорошая ясная морозная погода. Летом воздух сух и сильно нагрет. Воздушные массы умеренных широт влажные, умеренной температуры; зимой приносят оттепели, летом – пасмурную погоду и похолодание

Январь -5 -15

Июль +10 +25

600-800 мм пониженная обычно морская их разновидность отличается высокой влажностью и температурой, а континентальная – запыленностью, сухостью и еще более высокой температурой

9. Что такое коэффициент увлажнения? Почему этот показатель так важен?

Коэффициент увлажнения – отношение годового количества осадков к годовой величине испаряемости для данного ландшафта, является показателем соотношения тепла и влаги. Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат. Если коэффициент увлажнения равен единице, то увлажнение считается достаточным.


geodz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *