Статья по географии (8, 9 класс): География и ФГОС
Ходос Ольга Валентиновна,
учитель географии ГБОУ СОШ №188
Внедрение ФГОС в образовательную область география
ФГОС — Федеральный государственный образовательный стандарт. Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт в Российской Федерации — документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту.
Образовательный стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.
Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Основной же задачей образования становится ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.
Преподавание географии и ФГОС основной образовательной школы
Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – веление времени.
1) ФГОС — это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование.
2) Это поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно — деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
3) Преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной и основной школы.
ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования — формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. В результате цель школьной географии имеет три уровня:
1) формирование научной картины мира;
2) приобретение школьниками знаний и умений;
3) воспитание и всестороннее развитие личности.
Изменились цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии. Деление предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем, т.е. изучается географическая среда, в которой живет человек. География теперь относится к общественно-научным предметам. На первый план в содержании географического образования выходит деятельностная составляющая.
Место учебного предмета «География» в учебном плане: «География» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 272 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю в 5-6 классах и по 2 часа в неделю в 7, 8, 9 классах.
Несколько иная методическая задача стоит перед учителем географии. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на местности. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью.
Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC
География включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием. Такой предмет как природоведение (естествознание) в составе федерального компонента в 5 классе новым стандартом не предусмотрен, поэтому в 5 классе изучаются систематические курсы географии и биологии. Таким образом, курс «География. Землеведение» изучается в течении двух лет (по одному часу в неделю). Наличие дополнительного часа на изучение географии поможет решить проблему с изучением достаточно сложных понятий и формированием практических умений и навыков, предусмотренных содержанием курса географии в 5-6 классах. Особого внимания, а, следовательно, и увеличения количества часов требует такая важнейшая тема курса, как «План и карта», при изучении которой формируются важнейшие географические компетенции.
ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования.
Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний.
Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6 классах, являются умения ориентироваться на местности. Предусматривается проведение специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной съемок, определение направлений и расстояний на местности.
Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компоненов содержания. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран. Увеличение страноведческого вектора в содержании данного курса важно и по причине изучения курса географии в 10-11 классах по выбору.
Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс. Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как ГОС(ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.
Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации. Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.
Именно эти направления в методике преподавания представляются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы.
Представленная тема рассматривается в курсе 8 и 9 классов.
В 8 классе в теме «Внутренние воды и водные ресурсы» (урок №21 и урок №22), в теме «Природопользование и охрана природы» (уроки №44-46).
В 9 классе в теме «Северо-Западный район» (урок №33).
Межпредметная задача №5. «Полюстрово»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Учебный предмет | Вопрос/задание | Правильный ответ | Класс | Раскрываемая тема в предмете, изучаемые понятия |
География |
|
Да, можно. В 18-19 в.в. существовал курорт, который являлся рекреационно-лечебным ресурсом (лечение минеральными водами) Нет, нельзя. В наши дни курорта нет. | 8, 9 | Темы: «Внутренние воды и водные ресурсы», «Природопользование и охрана природы», «Северо-Западный район». Понятия: рекреационные ресурсы (это совокупность природно-технических, природных и социально-экономических компонентов и их элементов, способствующих восстановлению и развитию духовных и физических сил человека. Бывают: рекреационно-лечебные (лечение минеральными водами), рекреационно-оздоровительные (купально-пляжные), рекреационно-спортивные (горные базы), рекреационно-познавательные (исторические и природные памятники, туризм, религиозное паломничество) Минеральная вода |
nsportal.ru
Патриотическое воспитание на уроках географии в 8-9 классах
Патриотическое воспитание на уроках географии
Россия! Любима нами, дорога.
В ней родились, и в ней растем.
И как младенец, как грудной ребенок,
Впитываем мы ее и познаем…
В.В. Невротов
В свое время Н. Н. Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать».
Задачи патриотического воспитания на уроках географии:
— Показывать могущество нашей Родины – Российской Федерации, раскрывать разнообразие, красоту и богатства её природы;
— Воспитывать бережное отношение к природным богатствам и к тому, что создано трудом человека;
— Освещать героическую историю страны, боевые подвиги народа в годы Великой Отечественной и других войн, знакомить с местами боевой славы;
— Широко использовать краеведческий материал;
— Знакомить учащихся с новейшими достижениями географической, геологической, экономической и другими науками, с достижениями НТР;
— Пользоваться материалами СМИ.
Основные принципы патриотического воспитания на уроках географии:
а) принцип единства мысли и чувства учащихся, заключающийся в эмоциональной подаче смыслового материала урока;
б) принцип связи с жизнью. Связь обучения географии с жизнью для воспитания патриотизма имеет несколько аспектов:
– краеведческий аспект, самый благодатный для патриотического воспитания, зависящий от глубокого знания учителем местной истории и географии;
– политический аспект, заключающийся в отражении и оценке на уроках новейших политических событий;
– научно-проблемный, открывающий для школьников достижения отечественной науки и техники;
– природоохранительный, правовой, знакомящий учащихся с законодательными актами РФ, воспитывающий бережное отношение к природе;
– практический (профориентационный), готовящий учащихся для работы, для службы в армии;
в) принцип межпредметных связей, заключающийся в привлечении истории, биологии, химии, экономики, экологии для патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание не может складываться из отдельных более или менее удачных воспитательных моментов, вносимых от случая к случаю в отдельные уроки. Оно будет действенным только тогда, когда будет охватывать весь предмет в целом, когда и воспитательные, и образовательные задачи будут решаться в единстве по тщательно продуманному плану и осуществляться систематически.
Духовно-нравственному патриотическому воспитанию служат такие темы уроков в 8 классе, как:
— Байкал – жемчужина России;
— Численность населения России;
— Этнический состав населения;
— Миграция населения России;
— Люди и труд;
— Природно-ресурсный потенциал России.
Изучение курса «Физическая география России» в 8 классе обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края.
Духовно-нравственному патриотическому воспитанию служат такие темы уроков в 9 классе, как:
— Сельское хозяйство;
— Металлургия;
— География чёрной и цветной металлургии;
— Машиностроение;
— Пищевая промышленность;
— География крупных регионов России;
— Центральная Россия.
В разделе «Литосфера и рельеф РФ» для патриотического воспитания можно использовать несколько тем.
При изучении внутреннего строения Земли, говоря об исследовании земных глубин, можно рассказать о большом вкладе в мировую науку российских ученых, инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Глубинное бурение, приоткрывающее тайны строения планеты, – сложный геологический процесс, ставящий нашу страну в число пионеров научно-технического прогресса в этой области.
На уроке по теме «Горы России» можно использовать иллюстрации, картины, фотографии, раскрывающие неповторимую красоту горных мест нашей страны. Задавать ребятам несколько вопросов о том, какие горы им известны в России, кто когда-либо бывал в горах, просить описать красоту горных мест.
На уроке по теме «РавниныРоссии» можно знакомить школьников с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Дать понять учащимся, что равнинная форма рельефа наиболее характерна для России, еще раз дать почувствовать величие нашей Родины, разнообразие и красоту ее природы.
Урок о реках используется для воспитания глубокой любви к Родине. Раскрывая сущность понятий «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», нельзя не сказать о том, что во все времена река была одним из самых удивительных, прекрасных и необходимых для жизни человека явлений природы. Многие человеческие поселения возникали на берегах рек. Река соединяла людей, была защитницей, кормилицей, служила транспортным путем. Жизнь человека была бы невозможной без речной воды. А как огромна радость, приносимая общением с рекой. Сколько прекрасных картин, песен, стихов, книг посвящено рекам.
В разделе «Население Земли» речь идет о численности населения, плотности и его приросте. Наша страна занимает 9 место в мире по населению (146 млн. чел.). Однако, эта цифра была бы значительно больше, если бы развивалась исключительно в мирных условиях. Тяжкими, непоправимыми жертвами заплатил наш народ за независимость своей Родины в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Более 26 млн. человек недосчиталась страна после победы над гитлеровской Германией. Это огромная цифра и забывать ее нельзя. Глубоко воздействуют на души учеников стихи Расула Гамзатова:
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям,
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.
А в День Победы сходим с пьедесталов
И, в окнах свет покуда не погас,
Мы все, от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.
Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться развить в ребёнке чувство святости дорогого и близкого, культивировать вдохновение и воодушевление перед священным. В этом процессе не нужно, да и нельзя к этому принуждать, ибо святое – это то, что дано, а священное – это то, что окружает.
Патриотическое воспитание – это пробуждение мотивационно-ценностного ядра нравственных поступков, социальных поступков, ориентированных на служение Отечеству и своим близким.
Патриотические взгляды формируются на основе глубоких и разносторонних знаний о своей стране, ее героическом прошлом и настоящем. Особенно большое значение имеет ознакомление школьников с природными особенностями нашей страны, а также того региона, где живут ребята. Эти знания дети приобретают именно на уроках географии, и поэтому так велико значение этой науки в патриотическом воспитании. Познав и полюбив свою Родину, сегодняшние школьники смогут сделать ее богаче и привлекательнее в будущем.
infourok.ru
География
Программа по географии
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам рабочие предметные программы для основной школы (5–9 классы), подготовленные для вас авторами учебников.
Программы имеют статус рабочих, так как с 2005 года в соответствии с приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2005 г. № 107 «Об экспертизе учебников» государственной экспертизе подлежат только используемые в образовательном процессе учебники.
Рабочие программы по русскому языку, литературе, математике и другим предметам приведены авторами в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования и включают в себя
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Рабочая предметная программа «География» (ФГОС)
Примерное тематическое планирование:
5 кл. (ФГОС)
6 кл. (ФГОС)
7 кл. (ФГОС)
7 кл. (Федеральный компонент)
8 кл. (Федеральный компонент)
9 кл. (Федеральный компонент)
Программа «География» (Федеральный компонент)
3.151567685463
www.el.school2100.ru