8 класс

8 класс химия таблица 1: Химия 8 класс

Содержание

Урок 25. классификация химических элементов.понятие о группах сходных элементов.периодический закон и периодическая таблица д. и. менделеева — Химия — 8 класс

Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон и периодическая таблица Д. И. Менделеева
Для ориентировки в мире окружающих нас веществ необходима их классификация. Попытки ее создать предпринимались с давних пор. Металлы уже с давних времён выделяли в отдельную группу. Михаил Васильевич Ломоносов говорил про металлы так: «Металлы – суть светлые тела, которые ковать можно». В этих словах заключено общее свойство металлов – ковкость. Если посмотреть на внешний вид металла, то мы заметим ещё одно сходство – все металлы обладают металлическим блеском. И ещё все металлы хорошо проводят тепло и электрический ток. Существуют физические свойства – общие для всех металлов, которые позволили их объединить под этим названием. А у неметаллов общих физических свойств нет. Общим в простых веществах-неметаллах является только то, что для них не характерны свойства металлов. На металлы и неметаллы стали разделять и химические элементы. Такая классификация была слишком условной, учёные не оставляли попыток боле точно классифицировать химические элементы.
Дёберейнер Иоганн Вольфганг выявил сходство между химическими элементами, так называемое «Правило Триад»: элементы в триадах образуют сходные по составу со-единения и обладают сходными свойствами (например, общей формулой оксидов)
Li Na K;
Ca Sr Ba;
P As Sb;
S Se Te;
Cl Br I
В дальнейшем число элементов в триадах увеличилось до 4–5. Такие группы полу-чили своё название – естественные семейства химических элементов. К началу 60-х годов XIX века практически все известные химические элементы были объединены в естественные семейства.
Были предприняты и другие попытки создать единую систему химических элемен-тов. Александр Эмиль Бегье де Шанкуртуа Расположил химические элементы по спирали, пытаясь связать свойства с их атомной массой, Джон Александер Ньюлендс расположил элементы в таблицу по возрастанию их атомных масс и сформулировал закон Октав, Лотар-Юлиус Мейер рассмотрел общую систему химических элементов, расположив их по возрастанию атомных масс.
Все предложенные системы имели слишком много исключений из правил, в отли-чие от системы, созданной Дмитрием Ивановичем Менделеевым.
В основу системы были положены следующие подходы:
— расположение химических элементов в порядке возрастания их атомных масс;
учёт валентности и свойств образуемых ими соединений.
В таблице Менделеева были предусмотрены пробелы для ещё неоткрытых химиче-ских элементов. Открытие предсказанных химических элементов только подтвердило теорию Дмитрия Ивановича. С течением времени были изменены атомные массы некото-рых элементов, изменён порядок расположения элементов по сравнению с принципом возрастания атомной массы.
1869 год считается годом открытия периодического закона: «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов».
Периодическую систему химических элементов можно представить в виде перио-дической таблицы. Каждый элемент занимает определённое место (клетку) и имеет свой порядковый (атомный) номер. Расположив химические элементы по возрастанию их атомных масс, Менделеев разделил эту последовательность на ряды (периоды), которые начинались щелочным металлом, а заканчивались инертным газом.
Например, элементы третьего периода – 11Na 12Mg 13Al 14N 15P 16S 17Cl
В периодах постепенно увеличивается высшая валентность химических элементов, свойства металлов сменяются неметаллическими свойствами.
Вертикальные ряды химических элементов тоже получили своё название – группы.
Малые периоды состоят только из элементов главных подгрупп, символы химических элементов побочных подгрупп находятся сбоку от символов главных. Элементы одной подгруппы обладают сходными свойствами:
1. Одинаковое значение высшей валентности
2. Одинаковые общие формулы высших оксидов, летучих водородных соеди-нений, гидроксидов.
3. Сходство в свойствах простых веществ и соединениях химических элемен-тов.

Атомы химических элементов. 8 класс


Тип урока: урок обобщения (урок-путешествие).


Цели урока:

  1. Образовательные: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме: «Атомы химических элементов»
  2. Развивающие: Развивать умения сравнивать, анализировать, применять полученные знания на практике, делать выводы, развивать логическое мышление
  3.  Воспитательные: Совершенствовать умения самостоятельной работы и работы в группе, формировать естественно-научное мировоззрение; информационную культуру.


Задачи: Организация частично – поисковой деятельности. Работа в группах, индивидуальная работа. Проведение самостоятельной работы по вариантам. Рефлексия.


Использованные источники:

  1. учебник для общеобразовательных учреждений «Химия 8 класс» О. С. Габриелян , М.: Дрофа, 2010.
  2. «Химия 8 класс» контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна, М.: Дрофа, 2007.
  3. Рабочая тетрадь «Химия 8 класс» к учебнику О. С. Габриеляна, Дрофа 2010.


Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева; индивидуальные карточки – заготовки; компьютер; интерактивная доска.

Ход урока

Вводная часть


Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Атомы химических элементов».


Но это не обычный урок, а урок-путешествие. Чтобы оно было увлекательным и запоминающимся необходимо подумать, что мы хотим получить от него. Какие цели мы будем преследовать? (уч-ся пытаются назвать цели, учитель их корректирует)


Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по стране АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ. Жители этой страны очень разнообразны, порой противоречивы, но все они чтут законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. Прежде чем отправиться в путь, давайте проверим, а готовы ли мы с вами соблюдать обычаи и законы этой страны? Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них:


– Что такое атом?


– Из чего атом состоит?


– Назовите физический смысл порядкового номера элемента


– Охарактеризуйте массовое число атома


– Назовите типы химических связей


– Что такое валентность?


Я думаю, что разрешение на въезд в страну мы получили. А теперь давайте выполним задание

Задание №1: угадайте химический элемент.






1


а) 3-й период III группа ______;


б) 20 p+, 20 n0, 20 e ________;


2


в) 3717Э ____;


г) 1s22s22p5_______.


3


а) 2-й период IV группа ______;


б) 12 p+ , 12 n0, 12 e ________;


 4


в) 4019Э ____;


г) 1s22s22p3_______.

Задание №2: (работа в парах)

Карточка № 1 (синего цвета)


Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в таблице периодической системы, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам, образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 году астрономами Ж. Жансеном и Н. Локьером в солнечном спектре. Каждый участник команды выполняет одно задание и карточку передает другому ученику. (Этот элемент – гелий).









Строение атома


Положение химического элемента в таблице периодической системы Д.И. Менделеева


Порядковый номер


Номер периода


Номер группы


Заряд ядра


Г


Е


Д


Число электронов в атоме


Е


З


К


Число протонов в ядре атома


Л


В


М


Число электронов в наружном слое


О


А


И


Число электронных слоев


Р


Й


Я

Задание №3: Заполните таблицу по вариантам

Карточка № 2 ( желтого цвета)
Вариант 1






Знак


Название


Число протонов


Число нейтронов


Число электронов


S


 


 


 


 


 


алюминий


 


 


 


 


 


14


 


 

Вариант 2






Знак


Название


Число протонов


Число нейтронов


Число электронов


 


 


 


 


20


К


 


 


 


 


 


натрий


 


 


 


Взаимопроверка.


Учитель: Ребята, посмотрите! Пришла телеграмма: «Дорогие путешественники!!! Просим Вас оказать содействие в поисках потерявшихся жителей нашего государства. С уважением, Правитель страны “Атомы химических элементов”».


Давайте поможем найти заблудившихся жителей? Что нам необходимо сделать? (Разбиться на группы.)

Задание №4: (работа в группах) 


Определите виды химической связи в веществах и обведите в таблице соответствующие цифры. Порядковому номеру какого элемента равна сумма этих цифр?

(Карточка № 3 красного цвета)
1 группа







 


PCl3


N2


H2O


NaCl


Al


MgO


Ионная связь


1


1


1


1


1


1


Ковалентная неполярная связь


2


2


2


2


2


2


Ковалентная полярная связь


3


3


3


3


3


3


Металлическая связь


4


4


4


4


4


4


(Предполагаемый ответ: 14Si)

2 группа







 


Ca


MgBr2


O2


HCl


NaBr


I2


Ионная связь


1


1


1


1


1


1


Ковалентная неполярная связь


2


2


2


2


2


2


Ковалентная полярная связь


3


3


3


3


3


3


Металлическая связь


4


4


4


4


4


4


(Предполагаемый ответ: 13Al)

3 группа







 


Cl2


KF


Br2


SO2


CaO


Fe


Ионная связь


1


1


1


4


4


4


Ковалентная неполярная связь


2


2


2


3


3


3


Ковалентная полярная связь


3


3


3


2


2


2


Металлическая связь


4


4


4


1


1


1


(Предполагаемый ответ: 12Mg)

4 группа







 


CaO


F2


H2S


Zn


H2


CO2


Ионная связь


1


1


1


4


1


4


Ковалентная неполярная связь


2


2


2


3


2


3


Ковалентная полярная связь


3


3


3


2


3


2


Металлическая связь


4


4


4


1


4


1


(Предполагаемый ответ: 11Na)


Один обучающийся из каждой группы выходит к доске, находит на столе учителя карточку с изображением своего элемента и крепит магнитом к доске.


Последний обучающийся получает дополнительное задание: расположить полученные элементы в порядке увеличения металлических свойств


(SiAlMg Na)

Физкультминутка


Учитель: Ребята, предлагаю сделать привал, вы очень долго шли, устали. Давайте отдохнем!


А дальше мы идти не можем, речка с подводными камнями. Чтобы нам ее пересечь необходимо очень быстро решить задание 4 на стр. 80 учебника.


Какая команда справится быстрее?


Молодцы!!! Но посмотрите, совсем стемнело. Не видно куда идти, очень похоже на какой-то лабиринт. Давайте его пройдем (карточка № 4 зеленого цвета) .

Задание №5: Мини-лабиринт (карточка № 4)


Найдите выход из химического лабиринта. Начните прохождение с верхней левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжайте путь по стрелке с обозначением “Да”. Если данное суждение ошибочно, то вам следует продолжить путь по стрелке с обозначением “Нет”. Если Вы потеряли путь, то начните его сначала.

Лабиринт



Путь укажите карандашом на вспомогательной карте-схеме.


Тестовое задание (по вариантам)

Вариант 1


1. Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 1s22s22p63s23p1


А) Al


Б) В


В) Mg


Г) Si


2. Число протонов в атоме серы равно


А) 39


Б) 20


В) 16


Г) 4


3. Какой химический элемент имеет наиболее выраженные металлические свойства


А) Na


Б) Li


В) K


Г) Mg


4. Ковалентный полярный тип связи в соединении


А) О2


Б) КВr


В) HCl


Г) Al


5. Валентность кислорода в соединениях чаще всего равна


А) 1


Б) 2


В) 3


Г) 4

Вариант 2


1. Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 1s22s22p63s23p3


А) B


Б) Al


В) Na


Г) P


2. Число протонов в атоме хлора равно


А) 17


Б) 23


В) 14


Г) 6


3. Какой химический элемент имеет наименее выраженные металлические свойства


А) Al


Б) Na


В) Ca


Г) Si


4. Ионный тип связи в соединении


А) H2


Б) H2O


В) NaCl


Г) Mg


5. Валентность водорода в соединениях чаще всего равна


А) 1


Б) 2


В) 3


Г) 4

Заключительный этап. (Рефлексия)


Учитель: Наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним весь путь, который мы прошли. Что мы сегодня делали?


И в заключение мы проведем с вами предметную рефлексию, чтобы быть уверенным, что вы легко справитесь с заданиями на контрольной работе.


Для этого составим синквейн по сегодняшней теме: «Атомы химических элементов».


Учитель напоминает, что слово синквейн происходит от французского “пять”. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Задание №6: Составить синквейн на тему «атом».


Предполагаемый ответ:

  • атом
  • положительный, отрицательный
  • состоит, окружает, образует
  • наименьшая часть химического элемента
  • неделимый


Домашнее задание. Повторить §§ 7–13.

8 класс — первый год обучения

УРОКИ

Урок №1. Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства

Урок №2. Методы познания в химии

Урок №3. Практическая работа №1.Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием

Урок №4. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Урок №5. Практическая работа №2. Очистка загрязнённой поваренной соли

Урок №6. Физические и химические
явления. Химические реакции

Урок №7. Атомы и молекулы. Ионы

Урок №8. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения. Кристаллические решетки

Урок№9. Простые и сложные вещества.
Химический элемент. Металлы и неметаллы

Урок№10. Язык химии. Знаки
химических элементов. Относительная атомная масса

Урок №11. Закон постоянства состава
веществ

Урок №12. Химические формулы.
Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества

Урок №13. Массовая доля химического
элемента в соединении

Урок №14-15. Валентность химических
элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений.
Составление химических формул бинарных соединений по валентности

Урок №16. Атомно-молекулярное
учение

Урок№17-18. Закон сохранения массы
веществ. Химические уравнения

Урок№19. Типы химических реакций

Урок №20. Повторение и обобщение по
теме «Первоначальные химические понятия»

Урок №21. Контрольная работа №1 по
теме: «Первоначальные химические понятия»

Урок №22. Кислород, его общая
характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические
свойства

Урок №23. Химические свойства
кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе

Урок №24. Практическая работа №3.
Получение и свойства кислорода

Урок №25. Озон. Аллотропия
кислорода

Урок №26. Воздух и его состав.  Защита атмосферного воздуха от загрязнения

Урок №27. Водород, его общая
характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические
свойства. Меры безопасности при работе с водородом

Урок №28. Химические свойства
водорода. Применение

Урок №29. Практическая работа
№4.  «Получение водорода и исследование
его свойств»

Урок №30. Вода. Методы определения
состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация
воды 

Урок №31. Физические и химические
свойства воды. Применение воды

Урок №32. Вода — растворитель.
Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде

Урок №33-34. Массовая доля
растворенного вещества

Урок №35. Практическая работа №5.
Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного
вещества

Урок №36. Повторение и обобщение по
темам «Кислород», «Водород»,  «Вода. Растворы»

Урок №37. Контрольная работа №2 по
темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы»

Урок №38. Моль — единица количества
вещества. Молярная масса

Урок №39. Вычисления по химическим
уравнениям

Урок №40. Закон Авогадро. Молярный
объем газов

Урок №41. Относительная плотность
газов

Урок №42. Объемные отношения газов
при химических реакциях

Урок №43. Оксиды: классификация,
номенклатура, свойства, получение, применение

Урок №44. Гидроксиды. Основания:
классификация, номенклатура, получение

Урок №45. Химические свойства основа­ний. Реакция нейтрализации. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Применение оснований

Урок №46. Амфотерные оксиды и гидроксиды

Урок №47. Кислоты. Состав.
Классификация. Номенклатура. Получение кислот

Урок №48. Химические свойства
кислот

Урок №49. Соли. Классификация.
Номенклатура. Спо­собы получения солей

Урок №50. Свойства солей

Урок №51. Генетическая связь между
основными клас­сами неорганических соединений

Урок №52. Практическая работа №6. Решение
экспери­ментальных задач по теме «Основные клас­сы неорганических соединений»

Урок №53-54. Повторение и обобщениепо теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Урок №55. Контрольная работа №3 по
теме: «Основные клас­сы неорганических соединений»

Урок №56. Классификация химических
элементов. Понятие о группах сходных элементов

Урок №57. Периодический закон Д. И.
Менделеева

Урок №58. Периодическая таблица
химических элемен­тов (короткая форма): А- и Б-группы, периоды

Урок №59. Строение атома. Состав
атомных ядер. Изо­топы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом
ядра

Урок №60. Расположение электронов
по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона

Урок №61. Значение периодического
закона. Научные достижения Д. И. Менделеева

Урок №62. Повторение и обобщение по
теме: Периодический закон и периоди­ческая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атома

Урок №63. Электроотрицательность
химических элементов

Урок №64. Ковалентная связь.
Полярная и неполярная ковалентные связи

Урок №65. Ионная связь

Урок №66. Валентность и степень
окисления. Правила определения степеней окисления элементов

Урок №67-68. Окислительно-восстановительные
реакции

Урок №69. Повторение и обобщение по
теме: «Строение веществ. Химическая связь»

Урок №70. Контрольная работа №4 по
темам: «Периодический закон и периоди­ческая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»

Апрельская образовательная программа по химии: О программе

Положение об апрельской химической образовательной программе Образовательного центра «Сириус»

1. Общие положения

Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения апрельской химической образовательной программы Образовательного центра «Сириус» (далее – образовательная программа), ее методическое и финансовое обеспечение.

1.1. Образовательная программа по химии проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех») с 1 по 24 апреля 2019 года.

1.2. Количество участников образовательной программы: не более 150 школьников 8-10 классов, успешно прошедших конкурсный отбор, из них: 8 класс – до 25 человек, 9 класс – до 75 человек, 10 класс – до 50 человек.

Принять участие в образовательной программе могут только зарегистрировавшиеся школьники.

1.3. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации.

1.4. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее – Фонд) по направлению «Наука».

1.5. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют Химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Центр Педагогического мастерства г. Москвы.

1.6. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда по направлению «Наука».

1.7. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.

1.8. В течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) допускается участие школьников не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.

2. Цели и задачи образовательной программы

2.1. Цели проведения образовательной программы: подготовка к участию в олимпиадах по химии высшего уровня, развитие способностей учащихся и расширение кругозора путем интенсивных занятий по углубленной программе у ведущих педагогов России, развитие проектного мышления и умения работать в коллективе в процессе выполнения практико-ориентированных задач.

2.2. Задачи образовательной программы:

• углубление знаний участников образовательной программы в области химии и материаловедения;

• развитие умений, навыков и отработка приемов решения олимпиадных задач;

• развитие умений и навыков экспериментальной работы с веществами и материалами;

• развитие умений ставить перед собой задачи и самостоятельно их решать;

• формирование межпредметных связей путем решения практико-ориентированных задач;

• популяризация химии и смежных областей знания.

3. Порядок отбора участников образовательной программы

3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется Координационным советом, формируемым Руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также Порядку отбора школьников на профильные образовательные программы Фонда по направлению «Наука».

3.2. Для участия в образовательной программе приглашаются учащиеся образовательных организаций всех регионов РФ, показавшие высокие результаты на химических олимпиадах в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах.

3.3. Для участия в отборе на образовательную программу необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус». Регистрация будет доступна до 22 февраля 2019 года.

3.4. На образовательную программу приглашаются учащиеся 8-9-10 классов в соответствии с рейтингом, составленным на основании оценки академических достижений школьников.

3.5. При отборе на образовательную программу будут оцениваться следующие академические достижения школьников:

  • Победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2018-2019 учебного года – 10 баллов.
  • Призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2018-2019 учебного года – 7 баллов.
  • Участник регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2018-2019 учебного года (только для 8 класса) – 5 баллов.
  • Победитель олимпиад по химии 1-го уровня за 2017-2018 учебный год – 5 баллов.
  • Призер олимпиад по химии 1-го уровня за 2017-2018 учебный год – 3 балла.
  • Победитель олимпиад по химии 2—3-го уровней за 2017-2018 учебный год – 2 балла.
  • Призер олимпиад по химии 2—3-го уровней за 2017-2018 учебный год – 1 балл.

3. 6. К участию в конкурсном отборе также приглашаются школьники 8 класса – победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2018-2019 учебного года.

Учащиеся 8 класса, участвующие в конкурсном отборе, дополнительно должны предоставить мотивационное письмо, с указанием трех наивысших, по мнению школьника, академических достижений по химии и смежным дисциплинам.

Мотивационные письма необходимо загрузить в графу «Иные достижения».

За оценку мотивационного письма может быть дополнительно начислено от 0 до 3 баллов.

3.7. По итогам оценки академических достижений кандидатов формируется рейтинговый список кандидатов на участие в образовательной программе, который упорядочивается по убыванию суммы баллов, набранных школьниками (отдельно по 8-му, 9-му и 10-му классу).

3.8. При формировании рейтинга суммируются наивысшее достижение школьника за участие во Всероссийской олимпиаде школьников 2018-2019 учебного года и наивысшее достижение школьника за участие в олимпиадах по химии 1-2-3-го уровня 2017-2018 учебного года.

В случае равенства баллов в рейтинговом списке у двух и более школьников приоритет в приглашении на программу имеют школьники, показавшие лучший результат на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии 2018-2019 учебного года

3.9. От одного региона в образовательной программе могут принять участие не более 20% школьников по каждому классу, то есть, за 8 класс – до 5 человек, за 9 класс – до 15 человек, за 10 класс – до 10 человек.

3.10. Участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2018-2019 учебного года не могут принять участие в апрельской образовательной программе по химии. При этом они могут принять участие в августовской образовательной программе по химии Образовательного центра «Сириус».

3.11. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Решение о замене участников принимается Координационным советом программы.

3. 12. Список участников Образовательной программы будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 26 февраля 2019 года.

4. Аннотация образовательной программы

Программа включает в себя теоретические (лекции, семинары) и практические занятия в лабораториях по неорганической, аналитической и органической химии, лекции и семинары ведущих преподавателей. Также предусмотрены спортивные и культурно-досуговые мероприятия, экскурсии по Олимпийскому парку, в Красную Поляну. Помимо этого, в вечернее время школьникам предоставляется возможность посещать образовательные лекции, расширяющие их кругозор.

5. Финансирование образовательной программы

Оплата проезда, пребывания и питания школьников – участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».

‎App Store: Химия

Решайте химические уравнения, Таблица Менделеева 2021, Таблица Растворимости и другие — и всё в одном приложении! Незаменимый помощник по химии! Химия — это просто!

Приложение находит Химические Реакции и химические уравнения с одним и несколькими неизвестными. У вас всегда будет под рукой Таблица Менделеева и Таблица Растворимости. И даже калькулятор молярных масс!

Добавляйте виджеты с химическими элементами на рабочий стол – запоминайте полезную информацию подсознательно.

Находит уравнения химических реакций, даже если неизвестна правая или левая часть, поможет с органической и неорганической химией. Вам будут отображен список найденных реакций в обычном и ионном виде и нарисованы формулы органической химии.

Удобная интерактивная Таблица Менделеева с поиском и информацией о всех химических элементах доступной оффлайн. Нажмите на химический элемент в таблице, чтобы посмотреть справочную информацию.

Запоминайте химические элементы подсознательно с использованием виджетов для рабочего стола. Разместите один или несколько виджетов и время от времени смотрите информацию о химических элементах: порядковый номер и расположение в Таблице Менделеева, фотографии химических веществ, даты открытия элементов.

Калькулятор молярных масс. Введите правильно химическое соединение и калькулятор покажет молярные массы и процентные содержания элементов в заданном химическом веществе.

Таблица растворимости будет всегда под рукой, и вы сможете понять какая реакция идет, а какая нет. Теперь не придется открывать учебник, чтобы узнать нужную информацию.

Самый лучший решатель химических уравнений для iPhone и iPad.

* Таблица Менделеева
* Таблица растворимости
* Поиск химических реакций
* Оффлайн доступ к информации о химических элементах
* Калькулятор молярных масс химических веществ
* Ряд электроотрицательности элементов
* Молекулярные массы органических веществ
* Электрохимический ряд активности металлов
* Ряд активности кислот
* Названия кислот и кислотных остатков
* Виджеты для легкого изучения Химии

И все эти таблицы и калькуляторы в бесплатном приложении Химия.

Подробнее про условия использовани приложения можно прочитать по следующим ссылкам:
Terms of Use: http://getchemistry. io/terms-and-conditions/ios/
Privacy policy: http://getchemistry.io/privacy-policy/ios/

история открытия, интересные факты и байки – Москва 24, 24.10.2012

Фото: ИТАР-ТАСС

Открытие таблицы периодических химических элементов стало одной из важных вех в истории развития химии как науки. Первооткрывателем таблицы стал российский ученый Дмитрий Менделеев. Неординарный ученый с широчайшим научным кругозором сумел объединить все представления о природе химических элементов в единую стройную концепцию.

Об истории открытия таблицы периодических элементов, интересных фактах, связанных с открытием новых элементов, и народных байках, которые окружали Менделеева и созданную им таблицу химических элементов, М24.RU расскажет в этой статье.

История открытия таблицы

К середине XIX века было открыто 63 химических элемента, и ученые всего мира не раз предпринимали попытки объединить все существовавшие элементы в единую концепцию. Элементы предлагали разместить в порядке возрастания атомной массы и разбить на группы по сходству химических свойств.

В 1863 году свою теорию предложил химик и музыкант Джон Александр Ньюленд, который предложил схему размещения химических элементов, схожую с той, что открыл Менделеев, но работа ученого не была принята всерьез научным сообществом из-за того, что автор увлекся поисками гармонии и связью музыки с химией.

В 1869 году Менделеев опубликовал свою схему периодической таблицы в журнале Русского химического общества и разослал извещение об открытии ведущим ученым мира. В дальнейшем химик не раз дорабатывал и улучшал схему, пока она не приобрела привычный вид.

Суть открытия Менделеева в том, что с ростом атомной массы химические свойства элементов меняются не монотонно, а периодически. После определенного количества разных по свойствам элементов, свойства начинают повторяться. Так, калий похож на натрий, фтор — на хлор, а золото схоже с серебром и медью.

В 1871 году Менделеев окончательно объединил идеи в периодический закон. Ученые предсказал открытие нескольких новых химических элементов и описал их химические свойства. В дальнейшем расчеты химика полностью подтвердились — галлий, скандий и германий полностью соответствовали тем свойствам, которые им приписал Менделеев.

Байки о Менделееве

Гравюра, на которой изображен Менделеев. Фото: ИТАР-ТАСС

Об известном ученом и его открытиях ходило немало баек. Люди в то время слабо представляли себе химию и считали, что занятия химией — это что-то вроде поедания супа из младенцев и воровства в промышленных масштабах. Поэтому деятельность Менделеева быстро обросла массой слухов и легенд.

Одна из легенд гласит, что Менделеев открыл таблицу химических элементов во сне. Случай не единственный, точно также говорил о своем открытии Август Кекуле, которому приснилась формула бензольного кольца. Однако Менделеев только смеялся над критиками. «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы говорите: сидел и вдруг … готово!», — как-то сказал ученый о своем открытии.

Другая байка приписывает Менделееву открытие водки. В 1865 году великий ученый защитил диссертацию на тему «Рассуждение о соединении спирта с водою», и это сразу дало повод для новой легенды. Современники химика посмеивались, мол ученый «неплохо творит под действием спирта, соединенного с водой», а следующие поколения уже называли Менделеева первооткрывателем водки.

Посмеивались и над образом жизни ученого, а особенно над тем, что Менделеев оборудовал свою лабораторию в дупле огромного дуба.

Также современники подтрунивали над страстью Менделеева к чемоданам. Ученый в пору своего невольного бездействия в Симферополе вынужден был коротать время за плетением чемоданов. В дальнейшем он самостоятельно мастерил для нужд лаборатории картонные контейнеры. Несмотря на явно «любительский» характер этого увлечения, Менделеева часто называли «чемоданных дел мастером».

Открытие радия

Одна из наиболее трагичных и в то же время известных страниц в истории химии и появления новых элементов в таблице Менделеева связана с открытием радия. Новый химический элемент был открыт супругами Марией и Пьером Кюри, которые обнаружили, что отходы, остающиеся после выделения урана из урановой руды, более радиоактивны, чем чистый уран.

Поскольку о том, что такое радиоактивность, тогда еще никто не знал, то новому элементу молва быстро приписала целебные свойства и способность излечивать чуть ли не от всех известных науке болезней. Радий включили в состав пищевых продуктов, зубной пасты, кремов для лица. Богачи носили часы, циферблат которых был окрашен краской, содержащей радий. Радиоактивный элемент рекомендовали как средство для улучшения потенции и снятия стресса.

Подобное «производство» продолжалось целых двадцать лет — до 30-х годов двадцатого века, когда ученые открыли истинные свойства радиоактивности и выяснили насколько губительно влияние радиации на человеческий организм.

Мария Кюри умерла в 1934 году от лучевой болезни, вызванной долговременным воздействием радия на организм.

Небулий и короний

Фото: ИТАР-ТАСС

Таблица Менделеева не только упорядочила химические элементы в единую стройную систему, но и позволила предсказать многие открытия новых элементов. В то же время некоторые химические «элементы» были признаны несуществующими на основании того, что они не укладывались в концепцию периодического закона. Наиболее известна история с «открытием» новых элементов небулия и корония.

При исследовании солнечной атмосферы астрономы обнаружили спектральные линии, которые им не удалось отождествить ни с одним из известных на земле химических элементов. Ученые предположили, что эти линии принадлежат новому элементу, который получил название короний (потому что линии были обнаружены при исследовании «короны» Солнца — внешнего слоя атмосферы звезды).

Спустя несколько лет астрономы сделали еще одно открытие, изучая спектры газовых туманностей. Обнаруженные линии, которые снова не удалось отождествить ни с чем земным, приписали другому химическому элементу — небулию.

Открытия подверглись критике, поскольку в периодической таблице Менделеева уже не оставалось места для элементов, обладающих свойствами небулия и корония. После проверки обнаружилось, что небулий является обычным земным кислородом, а короний — сильно ионизированное железо.

Отметим, что сегодня в московском Центральном доме ученых РАН торжественно присвоят имена двум химическим элементам, открытым учеными из подмосковной Дубны.

Материал создан на основе информации из открытых источников. Подготовил Василий Макагонов @vmakagonov

Урок химии в 8 классе «Классификация и свойства кислот»

________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

__________________________________________

(Тема урока)

1.

ФИО (полностью)

Бурякова Елена Викторовна

2.

Место работы

МБОУ Кагальницкая СОШ №1

3.

Должность

учитель

4.

Предмет

химия

5.

Класс

8

6.

Тема и номер урока в теме

Тема5. «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Урок №7 «Классификация и свойства кислот».

7.

Базовый учебник

Химия 8. О.С. Габриелян

8. Цель урока: Сформировать представление о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот в свете ионных представлений.

9. Задачи:

— обучающие: совершенствовать знания учащихся о составе, физических свойствах кислот, изучить химические свойства кислот.

-развивающие: развивать мышление учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы, продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, применять эти понятия, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять результаты эксперимента.

-воспитательные: формировать у учащихся умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей; способствовать формированию научного мировоззрения через установление причинно-следственных связей, продолжить формирование таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда.

10. Тип урока урок-исследование

11. Формы работы учащихся знакомство с содержанием модулей, ответы на вопросы, выполнение заданий, выполнения лабораторных работ, составление схем и кластера, работа с тренажёром. Схема взаимодействия: учитель – компьютер – проектор – экран – ученики.

12. Необходимое техническое оборудование мультимедийное оборудование, реактивы (пробирки, медные и цинковые опилки, оксид меди, соляная кислота, гидроксид натрия, карбонат натрия, индикаторы, нумерованные пробирки с растворами.

13. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

П – познавательная деятельность;

К – коммуникативная деятельность;

Р – регулятивная деятельность

Время

(в мин. )

1

2

3

5

6

7

1

Организационный

Проверка готовности к уроку

Подготовка к уроку

1мин

2

Стадия вызова

Модуль 1(И-типа)

Фронтальный опрос.

Путём выбора активных зон ознакомит учащихся с видами классификации кислот по летучести, стабильности, основности, по степени электролитической диссоциации.

Ставит цель, организует беседу, комментирует ответы учащихся, корректирует их, просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

Ученики должны просмотреть и прослушать материал представленный в интерактивных схемах. И начать составлять в тетради кластер «Портрет кислоты».

П. Воспринимают информацию. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока.

К. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Р. Контролируют правильность ответов обучающихся.

3 мин

3

Стадия осмысления

Модуль 2(П-тип)

Анализирует выполнение учащимися задания, корректирует, оценивает их деятельность.

Ученику предлагается изучить классификацию кислот путем переноса формулы кислоты в ячейки с соответствующими характеристиками.

П. Обучающиеся, выходя к доске заполняют пустые клетки соответствующими характеристиками.

К. Озвучивают сделанный выбор, приводя аргументы.

3 мин

4

Изучение нового материала

Модуль 3,4,5 (И-тип)

Демонстрирует видеофрагмент.

Формулирует задание.

Задаёт проблемный вопрос.

Ученики должны просмотреть и прослушать материал.

Выполняют исследование по инструктивной карточке. Записывают свои наблюдения. Отвечают на вопросы.

10 мин

5

Выполнение лабораторной работы.

Модуль 6 (П-тип)

Анализирует выполнение учащимися задания, корректирует, оценивает их деятельность.

Инструктирует учащихся, выполняющих опыты на местах.

Обучающие выходят к доске и проводят реакции, используя модуль 6. На местах учащиеся также проводят эти же реакции, записывают уравнения и выводы в тетради.

После проведения опытов обсуждают полученные результаты.

10 мин

6

Закрепление изученного материала.

Модуль 7(И-тип)

Учитель демонстрирует интерактивную схему «Химические свойства кислот»

Учащиеся комментируют эту схему и записывают её в тетрадь.

5 мин

7

Выполнение учащимися контрольного задания (продуктивного уровня)

Модуль 8( К-тип)

Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке.

Организует проверку выполнения задания, взаимопроверку.

Анализируют ответы учащихся, оценивает их деятельность

П. Знакомятся с содержанием ЭУМ. Выполняют задание, отвечая на вопросы.

К. Участвуют в обсуждении содержания модуля. Учатся анализировать предложенный материал и формулировать собственное мнение.

Р. Контролируют правильность и полноту ответов. По мере необходимости дополняют ответы.

10 мин

8

Домашнее задание

Модуль 9 (П-тип)

Формулирует задание, комментируя его по необходимости.

Воспринимают информацию, фиксируют задание.

3 мин

Приложение к плану-конспекту урока

__________________________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

1

http://fcior.edu.ru/card/9472/sostav-i-klassifikaciya-kislot.html

Тип: И

Модуль состоит из одного кадра, на котором представлена интерактивная схема, представляющая классификацию кислот. В том числе, ученику предлагается путём выбора активных зон ознакомиться с видами классификации кислот по летучести, стабильности, основности, по степени электролитической диссоциации.

2

http://fcior.edu.ru/card/9265/trenazher-klassifikaciya-kislot.html

Тип: П

Модуль содержит формулы кислот и таблицу с некоторыми их характеристиками. Ученику предлагается изучить классификацию кислот путем переноса формулы кислоты в ячейки с соответствующими характеристиками.

3

Действие кислот на индикаторы

http://www.school-collection.edu.ru).

Тип:И

Видеофрагмнет

4

Взаимодействие кислот с металлами

http://www. school-collection.edu.ru).

Тип:И

Видеофрагмент

5

Взаимодействие кислот с солями

http://www.school-collection.edu.ru).

Тип: И

Видеофрагмент

6

Лабораторная работа “Типичные свойства кислот”

http://fcior.edu.ru/card/14696/laboratornaya-rabota-tipichnye-svoystva-kislot.html

Тип: П

Модуль включает необходимые модели оборудования и веществ, для проведения реакций характерных для кислот, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается провести реакции, на примере соляной кислоты с металлами различной активности, с основными оксидами, с основаниями, с солями, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений и выводы в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры, а уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и кратком ионном виде составить в редакторе уравнений.

7

http://fcior.edu.ru/card/9001/himicheskie-svoystva-kislot.html

Тип: И

Состоит из одного кадра, на котором представлена интерактивная схема, содержащая видеофрагменты, уравнения реакций. В том числе, ученику предлагается, с помощью интерактивной схемы ознакомиться с химическими свойствами кислот путём выбора активных зон в интерактивной схеме.

8

http://fcior. edu.ru/card/10839/testy-po-teme-kisloty-v-svete-teorii-elektroliticheskoy-dissociacii.html

Тип: К

Модуль включает 10 тестовых вопросов. В том числе ученик должен соотнести основность предлагаемых кислот с их химическими формулами, а так же распределить кислоты по силе переносом формул в соответствующие зоны.

9

http://fcior.edu.ru/card/7944/trenazher-himicheskie-svoystva-kislot.html

Тип: П

Модуль состоит из таблицы с формулами и названиями кислот и поля ввода. Ученику предлагается дописать уравнения реакций взаимодействия разбавленных растворов кислот с металлами и расставить коэффициенты путем ввода с клавиатуры необходимых формул и коэффициентов.

________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________

Основы таблицы Менделеева: 8-й класс Science-Brogden

    Приборная панель

    8-я наука

    Основы периодической таблицы

    Перейти к содержанию

    Приборная панель

    • Авторизоваться

    • Овал-95

      Приборная панель

    • значок-календарь

      Календарь

    • значок входящей почты

      Входящие

    • История

    • Помощь

    Закрывать

    Физические науки
    Академические стандарты штата Индиана 2016 Мероприятия, лабораторные работы или моделирование
    8.PS.1 Создание моделей для представления расположения и зарядов субатомных частиц в атоме (протонов, нейтронов и электронов). Поймите значение того, что 118 известных в настоящее время химических элементов объединяются, чтобы сформировать всю материю во Вселенной. Руководство по ядерной настенной диаграмме
    8.PS.2 Проиллюстрируйте схемами (рисунками), как атомы расположены в простых молекулах. Различайте атомы, элементы, молекулы и соединения. Постройте молекулу PhET
    8.PS.3 Используйте основную информацию, предоставленную для элемента (атомная масса, атомный номер, символ и название), чтобы определить его место в Периодической таблице. Используйте эту информацию, чтобы найти количество протонов, нейтронов и электронов в атоме. Атом PBS
    8.PS.4 Определите организационные модели (радиус, атомный номер, атомная масса, свойства и радиоактивность) в Периодической таблице. Происхождение и анатомия периодической таблицы
    8.PS.5 Изучить свойство плотности и предоставить доказательства того, что такие свойства, как плотность, не меняются для чистого вещества. Масса и объем
    8.PS.6 Сравните и сопоставьте физическое изменение с химическим изменением. Проанализируйте свойства веществ до и после взаимодействия веществ, чтобы определить, произошла ли химическая реакция. Химические и физические изменения
    8.PS.7 Химические уравнения баланса, чтобы показать, как общее количество атомов каждого элемента не изменяется в химических реакциях, и в результате масса всегда сохраняется в замкнутой системе.(Закон сохранения массы) Реагенты, продукты и остатки PhET
    Наука о Земле и космосе
    Академические стандарты штата Индиана 2016 Мероприятия, лабораторные работы и моделирование
    8.ESS.1 Исследование глобальной температуры за последнее столетие. Сравните и сопоставьте данные относительно теории изменения климата.
    8.ESS.2 Создайте диаграмму или проведите моделирование, чтобы описать, как вода циркулирует в земной коре, атмосфере и океанах. Объясните, как круговорот воды управляется энергией солнца и силой тяжести.
    8.ESS.3 Изучить, как потребление человеком ограниченных природных ресурсов (например, угля, нефти, природного газа и чистой воды) и деятельность человека повлияли на окружающую среду (т.е. световое и шумовое загрязнение). Гигиена окружающей среды Национальная медицинская библиотека
    Науки о жизни
    Академические стандарты штата Индиана 2016 Мероприятия, лабораторные работы или моделирование
    8.LS.1 Сравните и сопоставьте передачу генетической информации при половом и бесполом размножении. Исследуйте организмы, которые подвергаются этим двум типам воспроизводства. Репродукция
    8.LS.2 Продемонстрируйте, как генетическая информация передается от родителей к потомству через хромосомы в процессе мейоза. Объяснять, как живые существа растут и развиваются. Живые клетки мейоза
    8.LS.3 Создайте и проанализируйте квадраты Пеннета, чтобы вычислить вероятность передачи определенных черт от родителей к потомству с использованием различных моделей наследования.
    8.LS.4 Различать и приводить примеры приобретенных и генетически наследуемых признаков.
    8.LS.5 Объясните, как факторы, влияющие на естественный отбор (конкуренция, генетические вариации, изменения окружающей среды и перепроизводство), увеличивают или уменьшают способность вида к выживанию и воспроизводству. Естественный отбор
    8.LS.6 Создайте модели, чтобы показать, как структуры хроматина, хромосом, хроматид, генов, аллелей и молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) связаны и отличаются друг от друга. ДНК, гены, хромосомы
    8.LS.7 Распознавание организмов классифицируется по таксономическим уровням в соответствии с общими характеристиками. Объясните, как научное название организма соотносится с этими общими характеристиками. Биологический уголок
    8.LS.8 Исследуйте и прогнозируйте эволюционные отношения между видами, глядя на анатомические различия между современными организмами и ископаемыми организмами.
    8.LS.9 Изучите черты особей внутри вида, которые могут дать им преимущество или недостаток для выживания и воспроизводства в стабильной или изменяющейся среде. Научный канал
    8.LS.10 Собирать и синтезировать информацию о том, как люди изменяют организмы генетически с помощью различных методов.
    8.LS.11 Изучите, как вирусы и бактерии влияют на человеческий организм. Что вас действительно беспокоит? Атака гриппа! Вирус вторгается в ваше тело
    Инженерное дело
    Академические стандарты штата Индиана 2016 Мероприятия, лабораторные работы или моделирование
    6-8.E.1. Определите критерии и ограничения проекта, чтобы гарантировать успешное решение, принимая во внимание соответствующие научные принципы и потенциальные воздействия на людей и окружающую среду, которые могут ограничить возможные решения. Обучение и инженерия
    6-8.E.2 Оцените конкурирующие проектные решения, используя систематический процесс, чтобы определить, насколько хорошо они соответствуют критериям и ограничениям проблемы. Цикл инженерного проектирования
    6-8.E.3 Анализируйте данные исследований, чтобы определить сходства и различия между несколькими проектными решениями, чтобы определить лучшие характеристики каждого из них, которые можно объединить в новое решение, чтобы лучше соответствовать критериям успеха. НАСА Давайте спроектируем
    6-8.E.4 Разработайте прототип для создания данных для повторных исследований и измените предлагаемый объект, инструмент или процесс таким образом, чтобы можно было достичь оптимального дизайна. Design Squad PBS