7 класс

Химия 7 класс учебник шиманович онлайн читать – Учебник по химии 7 класс Шиманович читать онлайн

Учебник Химия 7 класс Шиманович

Учебник Химия 7 класс Шиманович — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

химия
Учебник для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения
Под редакцией И. Е. Шимановича
Утверждено
Министерством образования Республики Беларусь
4-е издание, исправленное и дополненное
Минск «Народная асвета» 2012
Правообладатель Народная асвета
УДК 54(075.3=161.1) ББК 24я721 Х46
Авторы:
И. Е. Шиманович, О. И. Сечко, В. Н. Хвалюк, В. А. Красицкий, А. С. Тихонов
Рецензенты:
кафедра общей и биоорганической химии учре:ждения образования «Гродненский медицинский университет» (кандидат химических наук, доцент, заведующий кафедрой В. В. Болтромеюк)
Химия : учеб. для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. Х46 обучения / И. Е. Шиманович [и др.] ; под ред. И. Е. Шимановича. — 4-е изд., испр. и доп. — Минск : Нар. асвета, 2012. — 222 с. : ил.
ISBN 978-985-03-1726-1.
Предыдущие издания под названием «Химия, 8» вышли в 2004, 2005 и 2008 гг.
УДК 54(075.3=161.1) ББК24я721
ISBN 978-985-03-1726-1
© Оформление. УП «Народная асвета», 2012
Правообладатель Народная асвета
Дорогие друзья!
Вы приступаете к систематическому изучению нового школьного предмета — химии. Но являются ли новыми для вас термины химия, химический? Наверное, вы еще раньше не раз слышали эти слова от взрослых, по радио и телевидению, в школе. Это говорит о том, что химия и все, что с ней связано, стало неотъемлемой частью жизни человека, его повседневной деятельности.
Именно об этом еще более 250 лет назад говорил великий русский ученый М. В. Ломоносов: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» Уже тогда человек мог выплавлять некоторые металлы из руд, получать стекло, фарфор, краски и другие материалы. Все это можно было осуществить только с помощью различных химических процессов, многие из которых человек освоил тысячи лет назад.
В наше время химия стала не только одной из основных наук, не только широким полем практической деятельности человека, но и просто естественной частью нашей повседневной жизни. Мы зажигаем газ в газовой плите, едем в автомобиле, пользуемся самыми разнообразными изделиями и материалами, готовим пищу, едим, ходим, дышим, наблюдаем за ростом растений. Все эти ставшие для нас привычными действия, материалы и явления были бы невозможны без химических веществ и химических процессов.
Мы почти каждый день сталкиваемся с информацией о химии, однако то, что мы узнаем о ней из средств массовой информации, часто связано с дымовыми завесами вокруг химических предприятий, авариями и катастрофами, приводящими к загрязнению окружающей среды, ядовитыми веществами в реках, овощами и фруктами, отравленными я,дохимикатами. Но виновата ли в этом химия? Может быть, эти нежелательные события происходят по вине людей, которые не задумываются о последствиях своей деятельности для природы, о правильном использовании химических веществ и процессов? Может быть, они не знают свойств тех или иных веществ, как из одних веществ получить другие, не нанося вреда окружающей среде, как правильно следует использовать вещества и химические процессы? Ответы на эти
Правообладатель Народная асвета
4
и многие другие вопросы вам поможет наити замечательная наука — химия.
Без знания химии нельзя понять, почему одни вещества превращаются в другие, какие процессы происходят в окружающем мире — в атмосфере, в почве, в воде, в живых организмах. Знание химии помогает человеку изменять окружающий мир, открывать и производить новые вещества и материалы, осваивать новые процессы и технологии. Вот почему каждый образованный человек должен иметь основы химических знаний.
Современная химия — огромная созидательная сила, которая оказывает большое влияние на развитие промышленности, сельского хозяйства, медицины, науки и техники.
Республика Беларусь располагает высокоразвитой химической промышленностью. Химические предприятия производят минеральные удобрения, пластмассы, волокна, лаки, краски, товары бытовой химии и многие другие изделия. В нашей стране есть ряд крупных научных лабораторий и научно-исследовательских институтов, где трудятся ученые-химики. Их достижения известны не только у нас, но и далеко за пределами Беларуси.
Пройдет совсем немного времени, и перед каждым из вас неизбежно встанет вопрос о выборе будущей профессии. Мы очень нцде-емся, что, познакомившись с удивительным миром химии, многие из вас полюбят эту науку и вопрос о выборе профессии будет решен.
В добрый путь!
Авторы
Правообладатель Народная асвета
Как пользоваться учебником
У вас в руках школьный учебник химии. Полистайте его, ознакомьтесь с содержанием. Посмотрите на рисунки, схемы. Как вы заметили, весь материал учебника разделен на главы и параграфы. Каждый параграф соответствует теме одного урока.
Рисунки и таблицы, иллюстрирующие свойства различных веществ, помогут вам нагляднее представить то, о чем идет речь в тексте учебника. Информация, представленная в таблицах, носит справочный характер и, как правило, не предназначена для запоминания.
Текст, напечатанный мелким шрифтом, содержит материал, выходящий за рамки программы курса химии 7-го класса. Он обычно поясняет отдельные положения основного текста. Вы можете прочитать его сразу или вернуться к нему после того, как прочитаете весь параграф.
В конце параграфов имеются выводы, приведенные на цветном фоне. Проверьте, насколько вы их усвоили и можете повторить.
Вопросы и задания в конце параграфа предназначены для самостоятельной работы. Внимательно прочитайте их. Выполните письменно те упражнения, которые заданы учителем. Звездочкой отмечены задания повышенной трудности. Ответы на все расчетные задачи вы найдете в конце книги.
В учебнике вы встретите следующие условные обозначения:
У
определения и правила;
— интересно знать.
Не забывайте пользоваться содержанием в конце книги. С его помощью вам будет легче отыскать материал, который следует изучить или повторить.
Правообладатель Народная асвета
5
Общие правила поведения и работы в кабинете химии
Вы пришли на свой первый урок химии, который проходит в специальном помещении — кабинете химии. Здесь вы будете изучать основы этой науки, проводить разные опыты. Для того чтобы уроки химии были не только интересными, но и безопасными, вы должны ознакомиться с правилами поведения и работы в кабинете химии и всегда их выполнять.
1. В кабинет химии можно входить только с разрешения учителя или лаборанта.
2. Каждый ученик должен находиться на своем рабочем месте, на другое место можно переходить только с разрешения учителя. Нельзя загружать рабочий стол посторонними предметами.
3. В кабинете химии необходимо проявлять осторожность, поддерживать порядок и чистоту.
4. В кабинете химии нельзя принимать пищу и класть на стол продукты питания, пить воду из химической посуды.
5. Категорически запрещается пробовать любые реактивы на вкус.
6. Перед выполнением каждого опыта необходимо тщательно ознакомиться с его описанием.
7. Запрещено самостоятельно брать реактивы и начинать работу с ними. Делать это можно только с разрешения учителя.
8. При выполнении опыта следует брать столько реактива, сколько указано в описании или учителем.
9. Если вы пролили (рассыпали) реактив или он попал на одежду, лицо, руки, немедленно сообщите об этом учителю или лаборанту.
С более подробными правилами поведения и с требованиями к мерам безопасности при работе в кабинете химии вы познакомитесь на последующих уроках.
Правообладатель Народная асвета
6
Введение
§ 1. Что изучает химия?
Нас окружает огромное многообразие самых различных предметов, каждый из которых имеет свое название: книга, компьютер, стол, ложка, автомобиль и т. д. Но у каждого из них, как вы уже знаете из курса физики, есть одно общее название — физическое тело.
Посмотрите на рисунки 1, 2, 3. Что общего у изображенных на них физических тел? Все физические тела на рисунке 1 состоят из стекла, на рисун-
Рис. 1. Физические тела, состоящие из стекла
Рис. 2. Физические тела, состоящие из алюминия
Рис. 3. Физические тела, состоящие из полиэтилена
Правообладатель Народная асвета
Введение
Рис. 4. Физические тела, состоящие из железа
Рис. 5. Физические тела, состоящие из нескольких веществ
ке 2 — из алюминия, на рисунке 3 — из пластмассы (полиэтилена). Следовательно, самые разные физические тела могут состоять из одного и того же вещества.
У
Вещества — это то, из чего состоят физические тела.
Одни тела состоят только из одного вещества (рис. 4), другие — из нескольких веществ (рис. 5).
В настоящее время известно более 60 млн различных веществ. В последние годы их число увеличивается примерно на 1 млн в год.
У каждого из веществ есть свое название. С правилами составления названий веществ вы познакомитесь при изучении химии.
Любое из веществ имеет свой ицдивидуальный набор признаков (своеобразные «отпечатки пальцев»), по которым его можно отличить от всех других веществ, а иногда обнаружить и сходство с ними.
У
Признаки, по которым различные вещества подобны между собой или отличаются друг от друга, называются свойствами веществ.
Каждое из веществ имеет свои физические и химические свойства.
К физическим свойствам относятся: агрегатное состояние вещества (твердое, жидкое или газообразное при определенных условиях),
Правообладатель Народная асвета
8
Что изучает химия?
Рис. 6. Образцы меди
Рис. 7. Поваренная соль в кристаллах и в мелкораздробленном состоянии
цвет, плотность, температуры кипения и плавления, растворимость в воде и других жидкостях, электропроводность, теплопроводность, твердость и др.
Например, медь —

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Сайт vpr-klass.com — впр-класс.ком : гдз, решебник, гиа, егэ, решение задач, задания, варианты, подготовка к экзамену, тесты, презентации.

Error in links file


Сайт vpr-klass.com — впр-класс.ком : гдз, решебник, гиа, егэ, решение задач, задания, варианты, подготовка к экзамену, тесты, презентации.

Загрузка. Пожалуйста, подождите…


Образовательный сайт vpr-klass.com (впр-класс.ком) — готовые решения задач!

У нас вы найдете много учебных материалов: решебники, ГДЗ, тестовые задания, видео уроки, генераторы задач, решения упражнений гиа и егэ.



Расскажи друзьям


Ищи САЙТ в Яндексе и Google по слову:
vpr-klass или впр-класс



Сохрани сайт в закладки — нажми Ctrl+D



Интересно


ГИА (ОГЭ) по математике


Много разных решений


Тесты ГИА онлайн.


Видео — ГИА 2013: геометрия


Видео — ГИА 2012


Видео — Демо-вариант 2012.


Решение Демо-варианта 2013 года (2014 года).


Задача №1, Вычислить.


Задача №2, Числа и прямая.


Задача №3, Сравнение чисел.


Задача №4, Уравнения.


Задача №5, Графики и формулы.


Задача №6, Прогрессии.


Задача №7, Упростить выражение.


Задача №8, Неравенства, системы неравенств.


Задача №9, Задания по геометрии.


Генератор вариантов ГИА 2014


ЕГЭ по математике


Много разных решений.


Онлайн тесты.


Видео уроки ЕГЭ по математике.


Генератор вариантов ЕГЭ 2014


Книги, справочники


Решение демо варианта ЕГЭ по математике 2014


Задания B1, задача.


Задания B2, диаграммы.


Задания B5, уравнения.


Задания B8, производная.


Задания B10, вероятность.


ОГЭ по информатике


Видео уроки

Copyright © 2017 vpr-klass.com | Если какой-либо из материалов нарушает ваши авторские права, просим немедленно связаться с Администрацией!!! Наш e-mail: [email protected] | Правообладателям |
sitemap.xml

vpr-klass.com

Учебник Химия 7 класс Габриелян Остроумов Ахлебинин

Учебник Химия 7 класс Габриелян Остроумов Ахлебинин — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

о. с. Габриелян И. Г. Остроумов А. К. Ахлебинин
химия
орофа
о. с. Габриелян И. Г. Остроумов А. К.Ахлебинин
ХИМИЯ
ВВОАНЫЙ КУРС
АШШ¥ iBBI
jmm
ЛШШ¥
А1
мштг
АШШ¥ КЛАСС
Учебное пособие
7-е издание, стереотипное
МОСКВА
орофа
2013
УДК 373.167.1:54 ББК 24.1я72 Г12
Габриелян, О. С.
Г12 Химия. Вводный курс. 7 класс : учеб, пособие / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин. — 7-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2013. — 159, [1] с. : ил.
ISBN 978-5-358-11010-6
Учебное пособие готовит учащихся к восприятию нового предмета, базируется на изучении веществ и химических процессов, знакомых школьникам из повседневной жизни, с минимальным использованием химических формул, уравнений, реакций и расчетных задач. Данное пособие дополняет учебно-методический комплект О. С. Габриеляна.
УДК 37,3.167.1:54 ББК24.1я72
ISBN 978-5-358-11010-6
ООО «Дрофа •. 2006
|ИМИЯ в ЦЕНТРЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Химия как часть естествознания. Предмет химии.
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.
Практическая работа № 1.
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.
Практическая работа № 2.
Наблюдение за горящей свечой.
Устройство и работа спиртовки.
Моделирование.
Химические знаки и формулы.
Химия и физика.
Агрегатные состояния веществ.
Химия и география.
Химия и биология.
Качественные реакции в химии.
§ 1. химия КАК ЧАСТЬ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ ХИМИИ
Человек связан с окружающим миром тысячами незримых нитей, и сам является частью его. Природа дает все необходимое для жизни человека, обеспечивает его повседневные потребности, дарит несказанное удовольствие от общения с ней.
Однако взаимоотношения человека с окружающей средой складываются очень непросто. С одной стороны, человек восторгается природой и воспевает ее в стихах, отражает природу на превосходных картинах и фотографиях (рис. 1).
С другой стороны, рост экологических проблем — печальная расплата за многочисленные промахи и ошибки человека: выруб-
Рис. 1. «Как прекрасен этот мир, посмотри!»
Химия в центре естествознания
Рис. 2. А вот так выглядит прекрасный мир в результате деятельноаи человека: а — вырубка леса; б — отравление атмосферы промышленными выбросами; в — загрязнение водоемов; г — превращенная в свалку лесная поляна
ку лесов, истребление животных, загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами и др. (рис. 2).
Чтобы взаимоотношения человека и природы были добрыми и гармоничными, необходимо знать и понимать ее, бережно к ней относиться, разумно и рационально использовать природные богатства. Пониманию окружающего мира, знанию законов его существования призваны обучать предметы естествознания: биология, география, химия, физика (рис. 3). С некоторыми из них вы уже познакомились на предыдущих этапах обучения в школе.
В этом году вы начинаете изучать физику. И только через год, в 8 классе будете знакомиться еще с одним учебным предметом — химией.
Химия как часть сстествознаиия. Предмет химии
, ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ ,
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ХИМИЯ
ФИЗИКА
Рис. 3. Биология, география, физика, химия относятся к естественным наукам
Химия — это наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях одних веществ в другие.
Все окружающие нас предметы принято называть физическими телами, а то, из чего они состоят, — веществами (рис. 4).
Всякое тело имеет форму и объем. В свою очередь, каждое вещество индивидуально и неповторимо по своим признакам — свойствам», агрегатному состоянию, плотности, цвету, блеску, запаху, вкусу, твердости, пластичности, растворимости в воде, способности проводить тепло и электрический ток.
деитре естествозмами11
Рис. 4. Физические тела и соответствующие им химические вещества: а — стальные изделия и порошок железа; б — комплектующая часть компьютера и различные пластмассы; в — солнечная батарея и кремний
Опишем, например, свойства трех веществ в разных агрегатных состояниях при обычных условиях; кислорода, уксусной кислоты и алюминия (табл. 1).
Свойства кислорода, уксусной кислоты и алюминия
Таблица 1
Вещества
Свойства Кислород Уксусная кислота Алюминий
Агрегатное состояние (при обычных условиях) Газ Жидкость Твердое вещество
Цвет Без цвета Без цвета Серебристо- белый
Вкус Без вкуса Кислый Безвкусный
Запах Не имеет Резкий специфический Не имеет
Растворимость Плохо Растворима Практически
в воде растворим нерастворим
Теплопроводность Низкая Небольшая Высокая
Электропровод- ность Отсутствует Малая Высокая
8
Химия как часть естестнознаиия. Предмет химии
Посуда
Пищевая Упаковка
фольга для напитков
Рис. 5. Области применения алюминия, обусловленные его свойствами
Знание свойств веществ необходимо для их практического применения. Например, на рисунке 5 представлены области применения алюминия, обусловленные свойствами этого металла.
Многие вещества являются ядовитыми, взрывоопасными, горючими, а поэтому требуют осторолаюго и грамотного отношения при работе с ними.
Наша книга призвана подготовить вас к изучению этого серьезного и важного предмета и поэтому называется «Химия. Вводный курс».
Является ли химия совершенно новой для вас дисциплиной, вы узнаете из следующих параграфов.
1 Химия — часть естествознания. 2 Взаимоотношения человека и окружающего мира. 3 Физические тела и вещества. 4 Свойства веществ. 5 Применение веществ на основе их свойств.
1. Какие учебные предметы относятся к естественным?
2. Приведите примеры положительного воздействия человека на окружающую среду.
3. Приведите примеры отрицательного воздействия человека на природу.
Химия в цеитр« всгаствознаиия
4. Что изучает химия?
5. Из следующего перечня названий выпишите отдельно тела и вещества: снежинка, капля росы, вода, льдинка, сахар-песок, кусочек сахара, мел, школьный мелок. Сколько тел и сколько веществ названо в этом списке?
6. Сравните свойства веществ (т. е. установите сходство и различие между ними):
а) углекислого газа и кислорода;
б) азота и углекислого газа;
в) сахара и соли;
г) уксусной и лимонной кислоты.
7. Какие свойства алюминия лежат в основе его применения (см. рис. 5)?
§2. НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ХИМИИ
Знания о природе человек получает с помощью такого важнейшего метода, как наблюдение.
Наблюдение — это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.
С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, которую затем систематизирует, выявляя общие закономерности результатов наблюдений. Следующий важный шаг — поиск причин, которые объясняют найденные закономерности.
Для того чтобы наблюдение было плодотворным, необходимо выполнить ряд условий:
1) четко определить предмет наблюдения, т. е. то, на что будет обращено внимание наблюдателя, — конкретное вещество, его свойства или превращение одних веществ в другие, условия осуществления этих превращений и т. д.;
2) сформулировать цель наблюдения, наблюдатель должен знать, зачем он проводит наблюдение;
3) составить план наблюдения, чтобы достигнуть поставленной цели. Для этого лучше выдвинуть предположение, т. е. гипо-
10
Наблюдение и эксперимент как методы изучении естествозиаиин и химии
Рис. 6. в химической лаборатории Московского городского педагогического университета
тезу (от греч. hypothesis — основание, предположение) о том, как будет происходить наблюдаемое явление. Гипотеза может быть выдвинута и в результате наблюдения, т. е. когда получен результат, который нужно объяснить.
Научное наблюдение отличается от наблюдения в житейском смысле этого слова. Как правило, научное наблюдение проводится в строго контролируемых условиях, причем условия эти можно изменять по желанию наблюдателя. Чаще всего такое наблюдение проводится в специальном помещении — лаборатории (рис. 6).
Эксперимент — научное воспроизведение какого-либо явления с целью его исследования, испытания в определенных условиях.
Эксперимент (от лат. experimentum — опыт, проба) позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу, возникшую при наблюдении, и сформулировать вывод.
Проведем небольшой эксперимент по изучению строения пламени.
Зажжем свечу и внимательно рассмотрим пламя. Оно неоднородно по цвету, имеет три зоны (рис. 7). Темная зона (1) находится в нижней части пламени. Она самая холодная по сравнению
11
Рис. 7. Строение пламени свечи
Химия в центре естествознания
С другими. Темную зону окаймляет яркая часть пламени (2), температура которой выше, чем в темной зоне. Однако самая высокая температура — в верхней бесцветной части пламени (зона 3).
Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместим лучинку или спичку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны.
»Вы увидите, что лучинка обугливается в зонах 2 ) 1 и 3. Значит, температура пламени там наиболее / j высокая.
1 Возникает вопрос, будет ли пламя спиртовки
или сухого горючего иметь такое же строение, как и пламя свечи? Ответом на этот вопрос могут служить два предположения — гипотезы; 1) строение пламени будет таким же, как и пламя свечи, потому что в его основе лежит один и тот же процесс — горение; 2) строение пламени будет различным, так как оно возникает в результате горения различных веществ. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть одну из этих гипотез, обратимся к эксперименту — проведем опыт.
Исследуем с помощью спички или лучинки строение пламени спиртовки (более подробно с устройством этого нагревательного прибора вы познакомитесь при выполнении практической работы) и сухого горючего.
Несмотря на отличия в форме, размерах и даже цвете, в обоих случа

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник Химия 7 класс Аскаров

Учебник Химия 7 класс Аскаров — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

И.Р. Аскаров, Н.Х. Тухтабаев, К.Г. Тапиров
ХИМИЯ
Учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных щкол
Издание 3-е, переработанное
Утвержден Министерством народного образования Республики Узбекистан
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ АКЦИОНЕРНОЙ КОМПАНИИ «SHARQ» ТАШКЕНТ-2009
Мой дорогой юкый друг!
С этого учебного года ты начинаешь изучать одну из естественных наук — химию. Мы желаем тебе удачи в постижении ее тайн. Не забывай, что ты являешься потомком таких великих ученых, как Абу Али ибн Сина, Абу Райхан Бе-руни, Мирзо Улугбек, Захириддин Мухаммад Бабур.
Твои родители, учителя, твоя Родина — Узбекистан хотят, чтобы ты вырос настоящим человеком, хорошим специалистом.
Помни! В мире науки еще много нераскрытых тайн. Их открытие возложено на тебя.
С пожеланием удачи и счастливого пути.
Авторы
Под общей редакцией И.Р. АСКАРОВА — доктора химических наук, профессора. Заслуженного изобретателя и рационализатора Узбекистана
К. Романова
О. Гаюпова Ф. Таджиева М. Рахимов
Ш. Гафуров, 3. Акбаров
Н. Рахматуллаев Г. Шоисаева
Рецензенты:
преподаватель химии высшей категории школы № 178 г. Ташкента, Отличник просвещения Узбекистана, преподаватель химии школы № 34 г. Ташкента, преподаватель химии школы № 102 г. Ташкента, преподаватель высшей категории школы с углубленным изучением химии № 2 Шахриханского тумана Андижанского ви-лоята.
преподаватели высшей категории школы с углубленным изучением химии № 53 Шахриханского тумана Андижанского вилоята.
профессор кафедры химии Ташкентского гос. пед. университета, гл. методист отдела преподавания химии Республиканского центра образования.
X. Исламова,
консультант по иллюстрациям, преподаватель химии высшей категории. Отличник народного образования Узбекистана.
Издан за счет Республиканского цслсвот книжного фонда для выдачи в apeioiy.
Все права, относящиеся к этому изданию, принадлежат авторам и защищаются на основе соответствующего законодательства. Полная или частичная перепечатка текста и иллюстраций из него без согласия авторов и издательства запрещаются.
ISBN 978-9943-00-073-5
© Аскаров И.Р., Ту-хтабасв H.X., Тапиров К.Г., 2(Ю4, гОО.»), 2009. © Главная редакция ИПЛК *Sharq», 2004, 2005, 2007, 2009.
ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ
§ I. ПРЕДМЕТ ХИМИИ И ЕЕ ЗАДАЧИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХИМИИ КАК НАУКИ
• Химия — это наука о веществах, их сгроепии, свойствах и взаимопревращениях.
• Химия — это точная наука, которая, основываясь на том,

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник Химия 7 класс Попель Крикля

Учебник Химия 7 класс Попель Крикля — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

П. П. Попель, Д С. Крикля
химия
Первоначальные
химические
понятия
Атом Молекула Ион
класс
Элементы
Оксиген и Шеррум
Простые
вещества
Кислород
Железо
Периодическая система химических ал^моитовД- И. Менделеева (короткий вариант)
Периоды ГоуппЫ ■
1 II 1 III 1 IV 1 V 1 VII VIH
1 Н 1 Гидроген 1,0079 Водород (Н) 2 Не 4,0026 Гелий
2 Li 3 Литий 6.941 Be 4 Бериллий 9,012 5 в 10.81 Бор 6 с 12,011 Карбон Углерод 7 N 14,0067 Нитроген Азот 8 0 15.999 Оксиген Кислород 9 F 18,998 Флуор Фтор 10 Ne 20,180 Неон
3 Na 11 Натрий 22,990 Mg 12 Магний 24,305 13 А1 26.982 Алюминий 14 SI 28,086 Силиций Иремний 15 Р 30.974 фосфор 16 S 32,06 Сульфур Сера 17 С1 35,453 Хлор 18 Аг 39,948 Аргон
4 к 19 Калий 39,098 Са 20 Кальций 40,08 Sc 21 Скандий 44,956 Ti 22 Титан 47.87 V 23 Ванадий so.941 Сг 24 Хром 51.996 Мп 25 Манган 54,938 Марганец Ре 26 Феррум 55,845 Железо Со 27 Кобальт 58,933 N1 28 Никель 58,69
29 Си 63,546 Куп|^ Медь 30 Zn 65,41 Цинк 31 Ga 69,72 Галлий 32 Ge 72,64 Германий 33 As 74,922 Арсен Мышьяк 34 Se 78,96 Селен 35 Вг 79,904 Бром 36 Кг 83,80 криптон
5 Rb 37 рубидий 85,468 Sr 38 Стронций 87,62 Y 39 Иттрий 88,906 Zr 40 Цирконий 91,22 Nb 41 Ниобий 92,906 Мо 42 Молибден 95,94 Тс 43 Технеций [98] Ru 44 Рутений 101,07 Rh 45 Родий 102,905 Pd 46 Палладий 106,4
107^8 Арген1ум Серебро 48 Cd 112,41 Кадмий 49 In 114,82 Индий 50 Sn 118,71 Станнум Олово 51 Sb 121,76 Стибий Сурьма 52 Те 127,60 Теллур 53 1 126,904 Иод 54 Хе 131,29 Ксенон
6 Cs 55 Цезий 132,91 Ва 56 Барий 137,33 La* 57 Лантан 138,905 Hf 72 Гафний 178,49 Та 73 Тантал I80,94s W 74 Вольфрам 183,84 Re 75 Рений 186,207 Os 76 Осмий 190,2 1г 77 Иридий 192.22 Pt 78 Платина 195,08
79 Аи 196,967 Аурум Золою 80 Hg 200,59 Меркурий Ртуть 81 Т1 204,38 Таллий 82 РЬ 207,2 Плюмбум Свинец 83 Bi 208,980 Висмут Висмут 84 Ро [209] Полоний 85 At [210] Астагт 86 Rn [222] Радон
7 Fr 87 франций [223] Ra 88 Радий [226] Ас** 89 Актиний [227] Rf 104 Резерфордий[2б1] Db 105 Дубний [262] Sg 106 Сиборгий Bh 107 Борий [264] Hs 108 Гассий [267] Mt 109 Майтнерий [268] Ds 110 Дармштадтий [271]
111 Rg [272] рентгений 112 Uub Унунбий 113 114 Uuq Унунквадрий 115 116 Uuh Унунгексий 117 118 Duo Унуноктий
♦Лантаноиды 58 Се 140,12 Церий 59 Рг 140,908 празеодим 60 Nd 144,24 Неодим 6L Рш [145] Прометий 62 Sm 150,4 Самарий 63 Ей 151,96 Европий 64 Gd 157^5 Гадолиний 65 ТЬ 158,925 Тербий 66 Оу 162,50 Диспрозий 67 Но 164,93 Гольмий 68 Ег 167,26 эрбий 69 Тт 168.93 Тулий 70 Yb 173,04 Иттербий 71 Lu 17497 Лютеций
♦♦Актиноиды 90 Th 232,038 Торий 91 Ра [231.036] Протактиний 92 и 238.029 Уран 93 Np [23Л Нептуний 94 Ри [244] Плутоний 95 Ат [243] Америций 96 Cm [247] Кюрий 97 Вк [24Л Берклий 98 Cf [251] Калифорний 99 Es [252] Эйнштейний 100 Fm [257] Фермий Ш Md [258] Менделевий 102 No 1259] Нобелий 103 Lr [262] Лоуренсий
8>элементы
Типы элементов
р-элементы
d-элементы
Элементы каждого типа имеют сходное электронное строение атомов.
f-элементы
П. П. Попель, Д С. Крикля
химия
Учебник
лля обшеобразовательных учебных заведений
класс
Рекомендовано
Министерством образования и науки Украины
Киев
Издательский иентр «Акаде^л1Я» 2008
П57
Рекомендовано Министерством образования и науки Украины
(Письмо Г\Р 1/11-2188 от 28.04.2007 г.)
Учебник -подготовлен в соответствии с программой по химии для 7—11 классов общеобразовательных учебных заведений. В нем изложен материал разделов «Первоначальные химические понятия» и «Элементы Оксиген и Феррум, Простые вещества кислород и железо». Содержит практические работы, лабораторные опыты, вопросы, упражнения, задачи, задания для домашнего эксперимента, дополнительный материал для любознательных, а также словарик химических терминов и предметный указатель.
Пщручник п1дготовлено за програмою з xiMii* для 7—11 кла-ciB загальноосв1тн1х навчальних заклад1в. У ньому розглянуто матер1ал 1з розд1п1в «Початков! х1м1чн1 поняття* та «Клементи Оксиген i Ферум. Прост! речовини кисень i зал!зо», М!стить практичн! роботи, лабораторн! досл1ди, запитання, вправи, зада-41, завдання для домашнього експерименту, додатковий матер1ал для допитливих, а також словничок х1м!чних терм!н1в 1 предмет-ний покажчик.
ISBN 978-966-580-238-9
© П. П. Попель, Л. С. Крикля. 2007 © ИЦ «Академия-, оригинал-макет, 2007
у’
Дорогие семиклассники!
В этом учебном году вы начинаете изучать очень интересную науку химию. Химики создают новые материалы различного назначения, лекарства, косметические средства, совершенствуют производство металлов и удобрений, переработку металлических руд, нефти, газа, промышленных и бытовых отходов. Человечество использует достижения химии для улучшения условий жизни, сохранения природы для будущих поколений. В наше время ни один человек не может обойтись без знаний, которые дает эта наука.
Химия охотно раскрывает свои тайны всем, кто интересуется ею и стремится понять, что такое вещество, как и почему одни вещества превращаются в другие. Эта наука имеет свои законы, логику, язык.
Каждый из вас научится наблюдать за веществами во время химических опытов, сопоставлять увиденное и услышанное с прочитанным в учебнике, анализировать и делать выводы. Химия поможет вам расширить кругозор, развить навыки проведения опытов. Знания, полученные на уроках химии, пригодятся вам в жизни.
Как изучать химию
Первый совет. Эффективно работайте на уроке, внимательно слушайте рассказ учителя, наблюдайте за опытами, которые он демонстрирует вам и которые вы сами выполняете в химическом кабинете; старайтесь все понять.
Второй совет. Выполняя домашнее задание, сначала прочитайте соответствующий материал в параграфе, внимательно рассмотрите рисунки, схемы, формулы. Затем приступайте к решению задач и упражнений. При необходимости обратитесь к записям, сделанным вами на предыдущем уроке химии.
Третий совет. Учитесь самостоятельно исследовать вещества. В этом вам помогут домашние эксперименты. Как их выполнить — описано в учебнике. Проводите эти химические опыты только после разрешения родителей.
Будьте всегда осторожны. Неумелое обращение с некоторыми веществами может нанести вред вашему здоровью.
Как пользоваться учебником
В начале каждого параграфа указано, какое значение имеет для вас изложенный материал, а в конце параграфа сформулированы выводы. Текст, напечатанный наклонным шрифтом и отмеченный вертикальной линией, адресован ученикам, желающим расширить и углубить свои знания. Дополнительная информация и интересные факты размещены на полях. Основные определения выделены цветом, а новые термины, важные положения и слова с логическим ударением — курсивом. Описание лабораторных опытов и практических работ подано на цветном фоне.
После каждого параграфа приведены задания, упражнения и задачи, которые расположены, в основном, по возрастанию сложности. В конце учебника содержатся ответы к некоторым задачам и упражнениям, словарик терминов, а также предметный указатель. Он поможет быстро найти страницу учебника, на которой идет речь об определенном термине, веществе, явлении и т. п.
Мы стремились создать такой учебник, по которому вам будет легко и интересно учиться. Надеемся, вы полюбите химию. Искренне желаем вам успехов.
Авторы
Введение
Что такое химия
Материал параграфа поможет вам:
> выяснить, что означает слово «химия»;
> осознать связь науки химии с другими науками;
> узнать об использовании человеком достижений химии;
> понять, почему изучают химию.
воздух
(азот, кислород, углекислый газ)
вода,
растворенные
вещества
попутный
(CMeci
Слово ♦химия* имеет несколько значений. Так называют науку и учебный предмет. Иногда слово ♦химия* употребляют как сокращенное название одной из отраслей промышленности.
Химия — естественная наука. На уроках природоведения вы узнали о существовании нескольких
наук о природе. К таким наукам относят и химию.
Рис. 1.
Вещества в природе
Химия — наука о веществах и их превращениях.
Вещества есть везде — в воздухе, природной воде, почве, в живых организмах (рис. 1). Они существуют не только на Земле, но и на других планетах.
В природе происходят превращения одних веществ в другие. Живые существа при дыхании потребляют часть кислорода, который содержится в воздухе, а выдыхают воздух с повышенным содержанием углекислого газа. Этот газ выделяется во время пожа-
ров, при гниении и разложении останков растений и животных. Зеленые листья поглощают углекислый газ и воду, которые вследствие фотосинтеза^ превращаются в кислород и другие вещества. В недрах планеты на протяжении миллионов лет происходило образование минералов, нефти, природного газа, угля. Множество химических процессов прюисходит в реках, морях и океанах.
Вещества и их превращения всегда интересовали человека. Ученые в разные времена осуществляли многочисленные химические эксперименты и стремились объяснить явления, которые наблюдали. Анализируя результаты своих опытов, они выдвигали гипотезы, создавали теории, а затем проверяли их новыми экспериментами. Поэтому химию называют экспериментальной наукой.
Химия и другие науки. Все естественные науки тесно связаны между собой (схема 1), влияют друг на друга и взаимно обогащаются. Обособленное развитие каждой из них невозможно.
с
Экология
^ Биологй^^-^фиохимия^^-»-
I
химия
—-^
Геохимия
Геология
3
Физическая химия
Космохимия
>
с
Физика
3
(Астрономи^
Схема 1.
Связь химии с другими естественными науками
Превращения одних веществ в другие сопровождаются различными физическими явлениями, например выделением или поглощением теплоты. Поэтому химикам необходимо знать физику. Основой существования живой природы является обмен веществ. Ученый-биолог, не сведущий в законах химии, не сможет понять и объяснить этот процесс.
‘ Термин происходит от греческих слов phos, photos — свет, synthesis соединение.
Рис. 2.
Сохраним окружающую среду
Химические знания необходимы и геологу. Используя их, он успешно будет проводить поиск полезных ископаемых. Врач, фармацевт, косметолог, металлург, кулинар, не имея соответствующей химической подготовки, не достигнут вершин мастерства

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *