7 класс

Учебник технологии мальчики 7 класс – учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко Вентана-Граф 2016

Урок технологии , 7 класс

Тема урока «Классификация и технология обработки металлов.»

Цель урока: Формирование знаний учащихся о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: образцы сталей, таблицы по термообработке сталей, тиски, печь муфельная, образец из незакаленной стали, напильники.

Ход урока

Организация учебной деятельности.

Проверка количества учащихся;

Выяснить знания учащихся в области металлургической промышленности:

  1. Где производят металл?

  2. Из чего производят металл?

  3. Назовите примеры металлургических предприятий города, страны?

  4. Какие виды продукции получают из металлов?

  5. Вспомните, какими свойствами обладают металлы?

Объявление темы и цели урока.

Изучение нового материала.

  • На ранней стадии развития человечества использовались природные материалы– дерево, кость, камень.

Следует отметить, что с помощью камня около 500 тыс. лет назад люди стали добывать огонь.

Использование огня для обжига глины при изготовлении предметов домашней утвари породило начало керамической технологии.

Следующим этапом развития стало использование металлов. Первыми применялись те, которые встречались в природе в чистом, самородном виде.

В четвертом тысячелетии до нашей эры начали применять сплавы: преобладали уже металлические инструменты из бронзы – сплавы меди с другими металлам, в первую очередь с оловом, имеющие лучшие свойства, чем чистая медь.

ХIХ века осваивается конвертерный метод производства стали, а концу века – мартеновский. 

Сплавы на основе железа и в настоящее время являться основными конструкционными материалами.

М е т а л л ы – материалы, обладающие высокой теплопроводностью, электрической проводимостью, блеском, ковкостью и другими характерными свойствами.

С п л а в ы – Сложные вещества, являющиеся сочетанием какого-либо простого металла (основы сплава) с другими металлами или неметаллами.

Виды металлов и сплавов:

Железоуглеродистые сплавы – Сплавы железа с углеродом и некоторыми другими элементами (марганцем, фосфором, серой и т.п.) 

Виды железоуглеродистых сплавов:

  • Чугун выплавляют из руды в доменных печах, а сталь – из чугуна в металлургических печах разных конструкций;

  • Углерод в чугуне может находиться в химическом соединении с железом или в свободном состоянии – в виде частиц графита: пластинок, зёрен, хлопьев или шариков.

Чугун выплавляют из руды в доменных печах, а сталь – из чугуна в металлургических печах разных конструкций.

Углерод в чугуне может находиться в химическом соединении с железом или в свободном состоянии – в виде частиц графита: пластинок, зёрен, хлопьев или шариков.

Термин “металл” происходит от греческого слова “металлон”, которое в свою очередь родилось от латинского “металлум” В переводе означает “шахта, руда, рудник”. Одно из значений термина “сталь” в немецком языке переводится как “резец”. Это говорит, об использовании стали для резания материалов.

Это интересно:

В глубокой древности люди познакомились с железом, которое содержалось в метеоритах. Египтяне называли этот металл небесным, а греки и жители Северного Кавказа – звёздным. Метеоритное железо вначале ценилось гораздо выше золота. Железные украшения носили в то время самые знатные и богатые люди.

Общая классификация сталей:

По способу производства;
По назначению;
По химическому составу;
По качеству.

Классификация сталей по способу производства:

  • Получают в мартеновских печах. Способ предложил в 1864 г. французский Металлург 

    Пьер Мартен;

  • Получают в конвертерах – стальных сосудах грушевидной формы. Бессемеровский процесс разработал в 1855-1856 гг. английский изобретатель Генри Бессемер, томасовский – в 1978 г. английский металлург Сидни Томас;

  • Выплавляют в электропечах. Это наиболее совершенный способ получения стали. Его предложил в 1802 г. русский физик и электротехник Петров.

Классификация сталей по назначению:

Конструкционные
Инструментальные;
Специальные с особыми свойствами.

Классификация сталей по химическому составу:

Углеродистые стали – сплавы железа с углеродом (до 2 %),в состав которых входят обычные примеси: кремний, марганец, сера, фосфор и др.

Легированные стали – сплавы, в состав которых, кроме железа, углерода (до2%) и обычных примесей, входят легирующие элементы (хром, никель и др.).

Основной показатель качества стали – наличие в ней вредных примесей: серы, фосфора, кислорода, азота и др. Чем меньше в стали вредных примесей, тем выше ее качество.

Классификация легированных сталей

  • Конструкционные;

  • Инструментальные;

  • Специальные с особыми свойствами.

Это интересно

Начало производству легированной стали в

России положил русский металлург Аносов. Ему удалось проникнуть в тайну кузнецов Древнего Востока – найти секрет изготовления булатной стали, узорчатого сплава с необычайно высокой твёрдостью и упругостью.

Термин “легирование” произошёл от немецкого слова, означающего “сплавлять”, а оно, в свою очередь, было образовано от латинского, означающего “связываю, соединяю»

Маркировка сталей (плакат с условными обозначениями некоторых видов сталей).

Продукция из разных видов сталей:

Углеродистая сталь – 0,4-2% углерода.

Конструкционная углеродистая сталь обыкновенного качества (Ст1,Ст2,Ст5…). Из нее изготавливают гайки, болты, листовой прокат и др.

Качественная конструкционная углеродистая сталь (05,08,10,20…). Из нее изготавливают зубчатые колеса, валы, оси и др.

Инструментальная углеродистая сталь (У10,У11,У12…): зубилы, ножницы по металлу, напильники.

Легированные стали (стали с добавлением других элементов во время плавки металла для изменения физических и механических свойств).

Легирующие добавки в сталях обозначают буквами: Х- хром, В- вольфрам, Н- никель, М- молибден и т.д. Например: 40ХН- 0,4% углерода и по 1% хрома и никеля.

РАСШИФРУЙТЕ МАРКИРОВКУ СТАЛЕЙ: 

  • 12ХНЗА–

  • 19ХГН–

  • 15Х25Т–

  • 08Х21Н6М2Т-

  • 09Х16Н15М3Б

Легированные стали применяют для изготовления рессор, пружин, фрез, плашек, метчиков, сверл и т.д.

Познакомимся с термической обработкой сталей и ее видами:

Термическая обработка сталей (термообработка) — она необходима для изменения свойств металлов с помощью теплового воздействия.

Виды термообработки:

Закалка. Металл нагревают до определенной температуры (например, до 750 градусов), выдерживают, а за тем быстро охлаждают в воде, масле или водных растворах солей. Закалка повышает твердость и прочность стали, но вместе с тем и хрупкость.

Отпуск. Служит для уменьшения хрупкости стали после закалки. Отпуск представляет собой нагрев остывшей закаленной стали до определенной температуры (например, до 400-500 градусов) с последующим охлаждением в воде или на воздухе. Отпуск повышает пластичность стали.

Отжиг. Служит для снижения твердости стали. Заготовку нагревают до определенной температуры, выдерживают и медленно охлаждают (часто вместе с печью).

На предприятиях термообработку материалов выполняют рабочие

 термисты.

Проводить перечисленные виды термообработки можно в школьной мастерской, пользуясь муфельными печами небольшого размера.

Практическая работа.

“Ознакомление с термической обработкой стали”

  1. Закрепите в тисках образец из незакаленной стали и проведите по ней несколько раз напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости незакаленной стали.

  2. Поместите образец в муфельную печь, нагретую до 800 градусов, и выдержите15-20 минут

  3. Опустите образец в воду или масло.

  4. Закрепите в тисках образец из закаленной стали и попытайтесь обработать его напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости закаленной стали.

  5. Поместите образец в муфельную печь, нагретую до 400-500 градусов, и выдержите 15-20 минут, после чего охладите его в воде или на воздухе.

  6. Опилите образец в тисках и сделайте вывод о его обрабатываемости после отпуска.

Закрепление материала.

Вопросы:

  1. Сколько углерода содержится в углеродистой стали?

  2. Чем отличаются углеродистые стали от легированных?

  3. Зачем нужна термическая обработка сталей?

  4. Какую продукцию выпускают металлургические предприятия?

  5. Как маркируются стали?

Подведение итогов урока.

Анализ выполнения практической работы, уборка рабочих мест, выставление оценок.

Домашнее задание.

Подготовить сообщение по темам:

  • Применение и использование металлов в жизни.

  • Металловедение как наука о свойствах металлов и сплавов.

 Список литературы:

Учебник “Технология” 7 класс. Под редакцией В. Д. Симоненко.-М.: “Вентана-граф”, 2002г.

И. П. Арефьев. “Занимательные уроки технологии для мальчиков. 7 класс. –М.: “Школьная пресса”, 2004г.

Муравьев Е. М. Технология обработки металлов. – 5-е изд., с измен. и доп. – М. : Просвещение, 2002.- 240 с.: ил.

Фотоальбом о Кемеровской области “Кузбасс”. Под ред. П. Дорофеева. –М.: “Планета”, 1986 г.

Стальное сердце Сибири. Под ред. А. М. Титова. Кемеровское книжное издательство, 1982 г.

А. Сыроваткин. Новокузнецк. Кемеровское книжное издательство, 1973 г.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по технологии (7 класс) на тему: План -конспект урока по технологии для 7 класса (мальчики )

                    План урока

Веселов Андрей Алексеевич

   Технология   7 класс

Тема урока : «Сталь ,её виды и свойства».

Цели и задачи урока :

1.Ознакомить учащихся с видами и свойствами сталей

2. Научить распознавать маркировку сталей .

3.Воспитывать у учащихся бережное отношение к материалам и инструментам.

4.Способствовать развитию логического мышления .

Тип урока : Изучение нового материала      Время- 45 минут

Методы обучения : фронтальный опрос ,рассказ учителя , показ приёмов работы , демонстрация наглядных пособий ,показ диафильма «Искровые методы определения марки стали ».

                                        Ход урока

  1. Организационная часть .

Приветствие учащихся , контроль посещаемости , проверка готовности учащихся к уроку , сообщение темы и целей урока .

  1. Теоретическая часть .

А) Повторение пройденного материала « Получение и применение чугуна » .

Вопросы для повторения пройденного материала .

  1. Что такое чугун ?
  2. Виды и свойства чугуна .
  3. Способы получения и область применения чугуна .

Б) Изучение нового материала

   План рассказа учителя :

  1. Сталь. Виды сталей ( углеродистые , легированные , конструкционные , инструментальные , специальные ).
  2. Маркировка сталей.
  3. Свойства сталей .
  4. Просмотр диафильма

                          Сталь . Виды сталей .

Сталь занимает особое место среди металлов и сплавов . Она служит материалом для практически всех отраслей техники и производства . В зависимости от состава стали подразделяются на углеродистые и легированные.

Углеродистые стали –это сплав железа с углеродом , в состав которых входят некоторые обычные примеси . Углерод придаёт стали твёрдость , но увеличивает хрупкость и снижает пластичность.

Легированные стали – сплавы железа с углеродом , в которые кроме железа, углерода и обычных примесей , входят так называемые легирующие элементы ( хром , никель , вольфрам и тд. ).Слово «легирование » произошло от немецкого слова , означающего сплавлять .Добавление этих элементов во время плавки изменяет её свойства .Одни элементы повышают твёрдость и прочность , другие упругость, третьи повышаю коррозионную стойкость стали , улучшают другие полезные свойства и качества .

По назначению стали делят на конструкционные ,инструментальные и специальные с особыми свойствами .

Конструкционные стали применяются для изготовления различных металлических конструкций, деталей механизмов и машин .

Конструкционная углеродистая сталь бывает обычного качества и качественной .

Сталь обыкновенного качества обладает невысокой прочностью и применяется для изготовления болтов , шайб ,мягкой проволоки и тд.

Качественная углеродистая сталь более прочная , и из неё изготавливают зубчатые колёса , шкивы и другие детали машин .

Все стали маркируются , то есть имеют условные обозначения которые показывают вид стали ,её состав , свойства .

Конструкционная углеродистая сталь обычного качества маркируется буквами « Ст» и порядковым номером от 0-7 .Чем выше номер тем больше в нём содержание углерода и выше прочность .Качественная углеродистая сталь обозначается цифрами обозначающими содержание углерода в сотых долях процента .Например « Сталь45 »- это сталь содержащая 0,45 % углерода . Более подробно по марке стали можно определить её состав и свойства , пользуясь специальным справочником .Инструментальные углеродистые стали тоже подразделяются на качественные и высококачественные .Инструментальные стали отличаются от конструкционных большей твёрдостью и прочностью. Они применяются для изготовления различного режущего и контрольно- измерительного инструмента .Инструментальные качественные и высококачественные стали маркируются буквами и цифрами , указывающими содержание углерода в десятых долях процента .

Специальные стали – это стали с особыми свойствами : нержавеющие , износостойкие и тд.

Рассказать учащимся о истории создания сталей ( получение домас

ской стали и булата , как ковались японские клинки).

Просмотреть диафильм « Искровой метод определения марки стали », по окончании просмотра отгадать кросворд по теме .

  1. Как называется сталь у которой при ковке на поверхности получаются узоры ?

             Ответ : Домасская

2 .Каким основным свойством отличается сталь от чугуна ?

                         Ответ : гибкостью

  1. Заключительная часть .

Установка на следующий урок .

А)На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки стали . Школьники получат новые знания о термической обработке металлов , изучат основные приёмы термической обработки , изучат основные орудия для обработки сталей , приобретут навыки графического изображения металлических деталей .

Б) Домашнее задание :

1. Повторить изученный материал ( учебник по технологии для 7 класса стр . 73-77.

                        Список использованной литературы .

  1. Занятия по техническому труду: Пособие для учителей труда

Г.Б .Волошин ; А.А. Воронов и тд.Под редакцией Тхоржевского. М.:Просвещение 1985.

nsportal.ru

Учимся с хорошим настроением. Материалы к урокам технологии ( мальчики) 5

Модель

Клён

Заказ

Веретено

Стиль

Узор

 кондитер

 почтальон

 парикмахер

 дворник

 портной

 сапожник

 воспитатель

 повар

 доктор

Головоломка «Чайнворд»

Задание. «Вычеркни». Найти ответы на вопросы. Ответы на вопросы можно найти в представленных формах с буквами, вычеркивая слова в любом направлении, кроме диагонали.

1. Помещение, в котором работает столяр.

2. Измерительный инструмент для разметки и нанесения прямых углов.

3. Нанесение на заготовку контурных линий будущей детали.

4. Инструмент для разметки параллельных линий на ровной поверхности древесины.

5. Инструмент для разметки окружностей и дуг.

Получить полный текст 

6. Приспособление для проверки готовой детали или разметки заготовки методом наложения.

7. Инструмент для линейных измерений и разметки на поверхности обрабатываемой заготовки.

8. Материал для изготовления детали.

9. Рисунок на продольном разрезе древесины.

10. Продукт обработки древесины.

11. Род хвойных вечнозеленых деревьев семейства сосновых.

И

Л

Е

Д

З

И

Ь

Л

У

К

Е

К

В

Й

Е

У

С

Ц

И

Р

Т

А

О

К

Н

М

М

З

А

Р

Е

Ь

Т

А

И

С

Е

У

А

Я

К

Л

О

З

Л

Й

Т

Г

К

М

С

Е

Г

А

Н

Е

К

О

С

А

Т

А

Б

Л

О

Р

А

Л

Р

С

У

Р

А

Ш

К

И

Н

Ь

Е

Т

Ответы на головоломку.1. Мастерская. 2. Угольник. 3. Разметка. 4. Рейсмус. 5. Циркуль. 6. Шаблон. 7. Линейка. 8. Заготовка. 9. Текстура. 10. Изделие. 11. Ель.

Загадки:

1. Он с рубанком и пилой,

Пахнет от него смолой.

Он не слесарь, не маляр.

Кто же он такой?

2. Топором обтешет бревна,

Дом построит иль сарай.

Что за мастер – отгадай.

3. Металлический солдатик

На одной стоит ноге,

Ногу, выставив другую

В мягком черном сапоге.

4. Линейку, карандаш возьмешь,

Прочертишь линии – получится…

5. Без линейки и размеров

Ты разметку проведешь.

На листок его положишь –

Аккуратно обведешь.

6. Кручу – верчу, кручу – верчу!

Любой шуруп я закручу.

7. Я слепляю и скрепляю

Без шурупов и винтов.

Ответы на загадки.

1.  Столяр. 2. Плотник. 3. Циркуль. 4. Чертеж. 5. Шаблон. 6. Отвертка. 7. Клей.

КОНКУРСЫ.

1 конкурс “РАЗМИНКА”

Пять Е”. Во всех предложенных словах присутствует буква “Е”. Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки:

Первая “Е” заключена в коре (бревно)

Этот “Е” у столяра в столе (инструмент)

Это «Е» имеет каждая деталь (размер)

Эта “Е” нужна везде: и на уроке, и на стройке (линейка)

Эта “Е” стоит в цехе (оборудование)

Эта “Е” нужна для снятия измерений в ателье (мерка)

Этими 2-мя “Е” занимаются модельеры (моделирование)

Эта “Е” нужна везде: и в мастерской и в ателье (творчество)

Этим “Е” удобно взбивать белки в пену, вместо миксера (венчик)

Из этой “Е” получаются вкусные булочки (тесто)

2 конкурс “ВИКТОРИНА”

 Закончи пословицу.

  • Сделал дело…(гуляй смело).

  • Дело мастера…(боится).

  • Что посеешь…(то пожнешь).

  • Делу время…(потехе час).

  • Терпение и труд…(все перетрут).

  • Поспешишь…(людей насмешишь).

  • Семь раз отмерь…(один раз отрежь).

  • Лес рубят…(щепки летят).

  • Умелые руки…(не знают скуки)

  • Без труда…(не вытащиш рыбку из пруда)

3 конкурс «БЛИЦ — ОПРОС»

Вопрос 1. Винты и шурупы можно ввернуть и вывернуть с помощью… (Отвертки).

Вопрос 2. Каким приспособлением пользуются для снятия мерок при пошиве изделия? (Метр)

Вопрос 3. Масштаб 1:4 указывает, что чертеж выполнен с уменьшением или увеличением?

(С уменьшением в 4 раза.)

Вопрос 4. Что необходимо добавить в тесто, чтоб тесто было пышное и быстро поднялось? (дрожжи)

Вопрос 5: О чем идет речь: трещины, сучки, глазки, смоляные кармашки, грибные поражения и т.д. все это — … (пороки древесины)

Вопрос 6: Как обозначается полуобхват талии при построении чертежа конструкции юбки. (Ст)

4 конкурс на «ЗНАНИЕ ЭТИКЕТА».

 Вопрос 1. Почему, входя в помещение, мужчины снимают головные уборы? (Чтобы показать свое уважение к этому дому.)

 Вопрос 2. Чтобы весело было ехать, ты садишься в автобус с мороженым?

(Нет.Можно испачкать других пассажиров.)

— Вопрос 3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь в маленький комочек и чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь его на газон.

(В ближайшую урну для мусора или в свой пакет.)

— Вопрос 4. Можно ли отказаться от подарка?

(Отказаться – значит серьезно обидеть дарящего).

— Вопрос 5. Проходя в дверь, мальчик встречает на встречу идущего пожилого человека. Что мальчик должен сделать?

(Мальчик должен пропустить пожилого человека)

5 конкурс “РЕБУСЫ”

Наперсток Булавка Строчка

Розетка Плотник Верстак

6 конкурс “АНАГРАММЫ”

1) АЗОГОТКВА (заготовка)

2) ИЕЕЛДЗИ (изделие)

3) ОНБЛША (шаблон)

4) ЯЛАТИ (талия)

5) УРАБОНК (рубанок)

6) ОМОЛОТК (молоток)

7) РЕВОСЛ (сверло)

8) ЦЫНИНОЖ (ножницы)

9) НОЛОКВО (волокно)

10) КАСЕТСМА(стамеска)

11) КИЛЬПАНИН(напильник)

12) АКОГИЛ (иголка)

7 конкурс «КТО БЫСТРЕЕ»:

За меньшее количество ударов вам необходимо забить гвоздь в деревянный брусок. Кто первый из команд сделает это быстрее – победит.

8 конкурс “ЗАГАДКИ”.

Кручу – верчу, кручу – верчу!

Любой шуруп я закручу! (Отвертка)

***

Я скрепляю и скрепляю

Без шурупов и винтов (Клей)

***

Бьют Ермилку, что есть сил по затылку!

А он не плачет, только ножку глубже прячет! (Гвоздь)

***

По реке Простыне идет пароход.

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. ( Утюг)

***

Из этого ведерка нельзя воды напиться. (Наперсток)

***

Я красуюсь на стене, не хватает вилки мне. (Розетка)

***

Сам худ, а голова с пуд. (Молоток.)

***

Он с рубанком и пилой, пахнет от него смолой.

Он не слесарь, не маляр. Кто же он такой? (Столяр)

***

Остра, как игла, а шить не годится. (Шило.)
***

Два конца, два кольца, посередине гвоздь. (Ножницы)

***

Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (Пила.)

***

9 конкурс “В МИРЕ ПРОФЕССИЙ”

К названию профессий подберите ее описание:

1) Портной

2) Столяр

3) Повар

4) Плотник

10 конкурс кроссворд “ ТЕХНОЛОГИЯ”

Командам предлагается один кроссворд. Каждая команда разгадывает его. Кто быстрее и правильнее – тот победит.

Кроссворд прилагается ниже (2 экземпляра)

Вопросы.

Центральное ключевое слово ТЕХНОЛОГИЯ.

по горизонтали:

  1. Плотничий или столярный ручной режущий инструмент. Используется для выборки небольших углублений в древесине, зачистки пазов, снятия фасок,рельефной и контурной резьбы.Состоит из лезвия и ручки.

  2. Столярный, слесарный, универсальный …

  3. Универсальный инструмент, которым можно и бумагу, и ткань, и металл разрезать.

  4. Инструмент, который применяется для резания заготовок из сортового проката.

по вертикали:

  1. Операция, выполняемая при машинных работах. Настрачной, накладной, расстрочной …

  2. Что можно увидеть в самом центре ствола при его поперечном разрезе.

  3. Деталь будущего изделия, выполненная из бумаги, кальки, ткани, кожи или других материалов. Другое названия «лекало» или «шаблон».

Длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества. Состоит из твердого основания. На одной стороне острие, а на другой — ушком для нити.

Ответы:

Центральное ключевое слово – ТЕХНОЛОГИЯ

по горизонтали:

  1. Стамеска

  2. Верстак

  3. Ножницы

  4. Ножовка

по вертикали:

  1. Шов

  2. Сердцевина

  3. Выкройка

  4. Иголка

Заключение

Подведение итогов конкурсов. Вручение грамот

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.