Рабочая программа Музыка 7 класс. ФГОС
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Музыка» для VII классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения, с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы»: Музыка. Искусство.5-9 классы: рабочие программы по учебникам Е.Д.Критской Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой ( / авт.кол.издательства « Учитель». – Волгоград: Учитель, 2017. – 111с..; учебник для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой : «Музыка. 7 класс», М: Просвещение, 2015. – 159с.:ил.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Задачи:
— развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
— освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
— овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
— воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.
Основные методические принципы построения программы V—VII классов:
Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.
Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.
Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
Принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.
Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть истина, добро, красота? А также выяснение значимости музыкального классического наследия для современного подростка, его духовно-нравственных приоритетов как человека XXI в.
В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентации, эмоционально-эстетического отношения к музыкальному искусству и жизни.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально- ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся проявляется в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой,
А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях:
а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя;
б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, формирование личностных установок учащихся; в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям. Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.
Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на выявление связей и отношений между отдельными художественными явлениями, на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства. Этому могут способствовать приемы интонационно-образного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации — сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.
Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития учеников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.
Метод концентричности изучения музыкального материала способствует организации всего музыкального материала:
а) на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы): одни и те же произведения повторяются с разными задачами;
б) на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Это повторение можно сравнить с движением по восходящей концентрической спирали, каждый виток которой выявляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. Выявляя возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которых ранее не было в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, нахождение связей знакомого музыкального материала с новым расширяют музыкальный словарь учащихся, пополняют запас их жизненно-музыкальных впечатлений.
Метод создания композиций (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоциональному освоению содержания музыкального искусства.
Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V—VII классов. Изучение конкретных музыкальных произведений в контексте культурной жизни того времени, художественных творений других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.
Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) её сюжетно-образные, жанровые, стилистические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие виды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая проблематика концентрируются вокруг художественно-педагогической идеи — содержательного стержня урока музыки.
Связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами работы. Программа не только предполагает изучение музыкального искусства на уроках, входящих в инвариантную часть учебного плана общеобразовательного учреждения, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по художественно-эстетическому воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного и дополнительного образования учащихся.
Исследовательские проекты. Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не только на обобщение фактических знаний учащихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.
Проект («брошенный вперед») — прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Метод проектов в образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащихся — это средство активизации познавательной деятельности, развития креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств, умения учиться.
Начиная с VI класса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект». Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни (например, «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе», «Музыка в храмовом синтезе искусств», «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы», «Авторская песня: любимые барды», «Что такое современность в музыке», «Классика в обработке: поиски и находки» и др.).
Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов у учащихся развивались познавательные интересы, универсальные учебные действия, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки выполненного проекта. Учитель не столько учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться, направляет их деятельность, подсказывает пути добывания информации, присвоения знаний и формирования опыта, выступает в роли независимого консультанта. Учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Они активные участники процесса, а не пассивные статисты. Происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной, урочной форме обучения.
В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация (драматизация) художественных произведений, жизненных впечатлений школьников, творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.
Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа учащихся, которую они публично защищают. Защита проекта может проходить в форме компьютерной презентации, коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН), музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации), представления для младших школьников и др.
Основные критерии оценки ученического проекта:
— актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;
-полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;
-умение делать выводы и обобщения;
-самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, решений;
-умение аргументировать собственную точку зрения;
-художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).
Полноценная реализация программы требует выявления специфики развития музыкальной культуры конкретного региона (народное и профессиональное музыкальное искусство, возможности изучения искусства различных религиозных конфессий, особенности музицирования и пр.), а также установления множественных связей с мировой музыкальной культурой. Традиции конкретного региона, так же как и традиции школы, могут быть отражены и в содержании уроков музыки, и во внеурочных мероприятиях: в проведении народных праздников, клубов по интересам и др. В них найдет выражение идея интеграции различных видов искусства и многообразие творческой художественно-эстетической деятельности учащихся.
Организация внеурочных мероприятий, защита исследовательских проектов, посещение театров, концертных залов, музеев, центров прикладного искусства, коллективные просмотры видеофильмов по музыкальной тематике (оперы, балеты, музыкальные фильмы, мюзиклы) возможны за счет часов школьного компонента. Познавательная деятельность учащихся наиболее полно может раскрываться благодаря включению в образовательный контекст эстетического всеобуча для родителей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На предмет «Музыка» по учебному плану МОУ …….отводится:
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству; знание музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных) и др.; способы учебно-познавательной, исследовательской деятельности; коммуникативные умения, способность к контролю и самоконтролю.
Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:
-формирование представления роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
-осознание восприятия конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
-формирование логических рассуждений о специфики музыки, особенностях музыкального языка,
отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
— устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам
музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о
музыкальной картине мира;
-освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
-знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах
учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
-использование разных источников информации ; стремление к самостоятельному общению с
искусством и художественному самообразованию;
-применение полученных знаний о музыке, как виде искусства для решения разнообразных
художественно – творческих задач;
-наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных
явлений отечественной и зарубежной культуры;
-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями
-сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов
искусства;
-умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно
сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.
Личностными результатами изучения музыки являются:
-чувство гордости и любви к Родине, осознание своей национальной принадлежности на основе изучения
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, русской духовной музыки,
различных направлений современного музыкального искусства;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
-умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности;
-уважительное отношение к культуре других народов;
-развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
-формирование эстетических чувств;
-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально- ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования
при воплощении музыкальных образов;
-позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношние к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
— развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
-освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
-формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
— развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
— освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия:
тема первого полугодия — «Особенности драматургии сценической музыки» — 18ч.;
тема второго полугодия — «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» — 16 ч.
Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности.
№
п\п
Раздел. Тема урока
Кол.
часов
Характеристика видов учебной деятельности
Особенности драматургии сценической музыки
( 18 ч)
Выявить особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.
Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.
Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнительских коллективов.
Собирать коллекции классических произведений.
Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, в школе и т.п.
Заниматься музыкально – просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.
1
Классика и современность
1
2
В музыкальном театре
1
3
Опера М.И. Глинки – Иван Сусанин
1
4-5
Опера А.П. Бородина – “ Князь Игорь”
2
6
В музыкальном театре. Балет.
1
7-8
Балет Тищенко – “ Ярославна”
2
9
Героическая тема в русской музыке
1
10-11
Дж. Гершвин — “ Мой народ – американцы”
2
12-13
Опера Ж.Бизе – “ Кармен”
2
14
Балет Р.К. Щедрина – “ Кармен”
1
15
Сюжеты и образы духовной музыки
1
16
Рок – опера – “ Иисус Христос – суперзвезда’
1
17
Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского “Ромео и Джульетта”
1
18
“ Гоголь – сюита” из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю “ Ревизская сказка”
1
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
( 16ч)
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.
Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально – эстетической жизни класса, школы ( музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)
Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения ( театры оперы и балета, концертные залы, музеи).
Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.
Анализировать и обобщать жанрово – стилистические особенности музыкальных произведений.
Размышлять о модификации жанров в современной музыке.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных исполнительских коллективов и т.п.
Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуру и за рубежом.
Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.
Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.
Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки.
Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.
Осуществлять проектную деятельность.
Участвовать в музыкальной жизни класса, школы, района.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений.
Защищать творческие исследовательские проекты ( вне сетки часов)
19
Музыкальная драматургия – развитие музыки
1
20
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.
1
21
Камерная инструментальная музыка. Этюд.
1
22
Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.
1
23
Циклические формы инструментальной музыки музыки
1
24-25
Соната
2
26-29
Симфоническая музыка
4
30
Симфоническая картина “ Празднества” К. Дебюсси
1
31
Инструментальный концерт
1
32
Дж. Гершвин – “ Рапсодия в стиле блюз”
1
33
Пусть музыка звучит
1
34
Итоговое занятие по музыке. Наполним музыкой сердца
1
Тематическое планирование представлено в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, : «Музыка. 7 класс», М: Просвещение,2015.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы»: Музыка. 5-7. Искусство.8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской:пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, К ашекова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 104с
Музыка. 7 кл.:для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. – 4 – е изд. М.:Просвещение, 2015 – 159с.:ил., нот.
Мультимедийные уроки по Музыке 7 класс по программе Е.Д. Критской.
Дополнительная литература для учащихся
Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Дополнительная литература для учителя
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ
ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно – методическое пособие /Т.А. Затямина. – 2 –е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с.
http://morferskachat.ru/raznoe/testi-po-muzike-57-klassi.php
http://samarapedsovet.ru/load/muzyka/olimpiadnye_zadanija/olimpiada_v_shkole_po_muzyke_5_7_klassy/130-1-0-81
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По окончании 7 класса школьники научатся:
Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
Понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
Раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме воплощения в музыке;
Понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интепретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
Осуществлять исследовательскую деятельность художественно – эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
Разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения;
Определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
Применять информационно – коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
infourok.ru
Рабочая программа по музыке 5, 7-8 классы (ФГОС Алеев)
Структурное подразделение
Муниципального общеобразовательного учреждения
Новомалыклинской средней общеобразовательной школы
имени Героя Советского Союза М.С. Чернова
Станционноякушкинская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА. УТВЕРЖДЕНО.
на заседании Заместитель заведующего Директор школы:
педагогического совета структурным подразделением ___________ А.Р. Хамидуллина
школы ____________ Сафина А.А. Приказ №____ от 30 августа 2016 г.
Протокол №1 от 25 августа 2016 г. 26.08.2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет | Музыка |
Указание класса, параллели, уровня образования | 5, 7, 8 классы |
Количество часов – годовых и недельных | В неделю — 1 час, в год — 35 часов |
Срок реализации программы | 2016-2017 учебный год |
Учебная программа (примерная или авторская), на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания) | Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Новомалыклинской СОШ. Примерные программы основного общего образования. Искусство. Стандарты второго поколения: М.: Просвещение, 2010. |
Учебник, с указанием авторов, издательства, года издания | Т.И. Науменко. Искусство. Музыка. 5 кл.:учебник /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2013. Т.И. Науменко. Искусство. Музыка. 7 кл. : учебник /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2015. Т.И. Науменко. Искусство. Музыка. 8 кл. : учебник /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2016. |
Фамилия, имя и отчество разработчика рабочей программы | Сурадеева Любовь Дмитриевна, соответствие занимаемой должности |
Наименование населенного пункта | с. Станция Якушка |
Год разработки программы | 2016 год |
Содержание
Разделы | Страницы |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. | |
2. Содержание учебного предмета. | |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы. | |
4. Приложение | |
4.1. Календарно – тематическое планирование | |
4.2. Контрольно – измерительные материалы |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
— становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
— умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты изучения музыки в основной школе:
активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике. Взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения. В
В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность научиться:
— представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
— наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл ( концепцию) художественного образа, музыкального произведения;
— различать музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
— различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
— описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
— классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
— структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки;
— представлять систему общечеловеческих ценностей;
— осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;
— уважать культуру другого народа, осваивать духовно нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях;
— использовать методы социально- эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;
— развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
— стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический кругозор;
— понимать условность языка различных видов музыкального искусства;
— определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
— реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно- образном материале:
— применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.
1.2. Карта контрольно-оценочной деятельности.
5 класс
Вид контроля | Форма контроля | № урока |
1 четверть | ||
Текущий | Урок- концерт | 8 |
2 четверть | ||
Текущий | Тест | 15 |
3 четверть | ||
Текущий | Проект | 26 |
4 четверть | ||
Текущий | Защита проекта | 35 |
Итоговая промежуточная аттестация | Итоговая контрольная работа | 34 |
7 класс
Вид контроля | Форма контроля | № урока |
1 четверть | ||
Текущий | Тест | 4 |
2 четверть | ||
Текущий | Тест | 12 |
3 четверть | ||
Текущий | 26 | |
Тематический | Защита творческих работ | |
4 четверть | ||
Текущий | Защита проекта | 34 |
Итоговая промежуточная аттестация | Итоговая контрольная работа | 35 |
8 класс
Вид контроля | Форма контроля | № урока |
1 четверть | ||
Текущий | Урок- концерт | |
2 четверть | ||
Текущий | Тест | 15 |
3 четверть | ||
Текущий | Проект | |
4 четверть | ||
Текущий | Защита проекта | 35 |
Итоговая промежуточная аттестация | Итоговая контрольная работа | 34 |
2. Содержание учебного курса
2.1. Содержание учебного курса.
5 класс
Тема года « Музыка и другие виды искусства»
Музыка рассказывает обо всем.
Древний союз
Истоки.
Искусство открывает мир.
Искусства различны, тема едина.
Часть первая. Музыка и литература
Слово и музыка
Два великих начала искусства.
«Стань музыкою, слово!»
Музыка «дружит» не только с поэзией.
Песня
Песня- верный спутник человека.
Мир русской песни.
Песни народов мира.
Романс
Романса трепетные звуки.
Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.
Что может изображать хоровая музыка.
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки.
Из чего состоит опера.
Балет
Единство музыки и танца.
«Русские сезоны» в Париже.
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова.
Музыкальные сюжеты в литературе.
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство
Образы живописи в музыке
Живописность искусства.
2Музыка- сестра живописи».
Музыкальный портрет
Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке
Образы природы в творчестве музыкантов. Проект «Тема осени в произведениях искусства»
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Волшебная красочность музыкальных сказок.
Сказочные герои в музыке.
Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи.
«Хорошая живопись- это музыка, это мелодия»
Подводим итоги. Проект «Музыка и другие виды искусств»
7 класс
Тема года: «Содержание и форма в музыке»
Часть первая. Содержание в музыке
Музыку трудно объяснить словами.
В чем состоит сущность музыкального содержания.
Каким бывает музыкальное содержание
Музыка, которую можно объяснить словами.
Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского.
Восточная тема у Н.Римского- Корсакова: «Шехеразада».
Когда музыка не нуждается в словах.
Музыкальный образ
Лирические образы в музыке.
Драматические образы в музыке.
Эпические образы в музыке.
О чем «рассказывает» музыкальный жанр
«Память жанра».
Такие разные песни, танцы, марши.
Часть вторая. Форма в музыке
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.
Что такое музыкальная форма.
«Художественная форма- это ставшее зримым содержание».
Виды музыкальных форма
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.
О роли повторов в музыкальной форме.
Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.
«Ночная серенада» Пушкина- Глинки: трехчастная форма.
Многомерность образа: форма рондо.
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича: вариации.
Музыкальная драматургия
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии. Проект «Музыкальные формы и окружающий мир: диалоги и параллели»
Музыкальный порыв.
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Формула красоты. Проект «Содержание и форма в музыке»
8 класс
Тема года «Традиция и современность в музыке»
Музыка «старая» и «новая» (вместо введения)
Настоящая музыка не бывает «старой».
О традиции в музыке
Живая сила традиции.
Вечные темы в музыке
Сказочно- мифологические темы
Искусство начинается с мифа.
Мир сказочной мифологии: опера Н Римского- Корсакова «Снегурочка».
Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского.
«Благословляю вас, леса…».
Мир человеческих чувств
Образы радости в музыке.
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
«Слезы людские, о слезы людские…».
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.
Два пушкинских образа в музыке.
Трагедия любви в музыке. П.Чайковский. «Ромео и Джульетта».
Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. «Увертюра «Эгмонд».
Мотивы пути и дороги в русском искусстве.
В поисках истины и красоты
Мир духовной музыки.
Колокольный звон на Руси.
Рождественская звезда.
От Рождества до Крещения.
«Светлый праздник». Православная музыка сегодня.
О современности в музыке
Как мы понимаем современность.
Вечные сюжеты.
Философские образы XX века: «Турангалила- симфония» О.Мессиана.
Диалог Запада и востока в творчестве отечественных современных композиторов.
Новые области в музыке XX века (джазовая музыка). Проект «Выдающиеся джазовые исполнители»
Лирические страницы советской музыки.
Диалог времен в музыке А.Шнитке.
«Любовь никогда не перестанет».
Подводим итоги. Проект «Традиция и современность в музыке»
2.2. Прохождение практической части программы по предмету
5 класс
Общее количество | |||
Всего часов | Контрольных работ | проектов | |
1 четверть | |||
2 четверть | 1 | ||
3 четверть | 1 | ||
4 четверть | 1 | 1 |
7 класс
Общее количество | |||
Всего часов | Контрольных работ | проектов | |
1 четверть | 1 | ||
2 четверть | 1 | ||
3 четверть | 1 | ||
4 четверть | 1 | 1 |
8 класс
Общее количество | |||
Всего часов | Контрольных работ | проектов | |
1 четверть | |||
2 четверть | 1 | ||
3 четверть | 1 | ||
4 четверть | 2 | 1 |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
5 класс
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
Музыка рассказывает обо всем | 1 | |
Древний союз | 3 | |
3. | Слово и музыка | 3 |
4. | Песня | 4 |
5. | Романс | 2 |
6. | Хоровая музыка | 3 |
7 | Опера | 2 |
8 | Балет | 2 |
9 | Музыка звучит в литературе | 2 |
10 | Музыкальный портрет | 1 |
11 | Пейзаж в музыке | 3 |
12 | «Музыкальная живопись» сказок и былин | 3 |
13 | Музыка в произведениях изобразительного искусства | 3 |
14 | Подводим итоги | 2 |
15 | Урок-концерт | 1 |
Итого | 35 |
7 класс
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
1 | О единстве содержания и формы в художественном произведении | 1 |
2 | Содержание в музыке | 3 |
3. | Каким бывает музыкальное содержание | 5 |
4. | Музыкальный образ | 3 |
5. | О чем «рассказывает» музыкальный жанр | 4 |
6. | Форма в музыке | 1 |
7 | Что такое музыкальная форма | 1 |
8 | Виды музыкальных форм | 9 |
9 | Музыкальная драматургия | 8 |
Итого | 35 |
8 класс
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
1 | Музыка «старая» и «новая» (вместо введения) | 1 |
2 | Настоящая музыка не бывает «старой» | 1 |
3. | Сказочно- мифологические темы | 6 |
4. | Мир человеческих чувств | 10 |
5. | В поисках истины и красоты | 5 |
6. | О современности в музыке | 9 |
7. | Подводим итоги | 1 |
8. | Заключительные уроки | 2 |
Итого | 35 |
kopilkaurokov.ru
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (музыка)» (7 класс)
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Искусство. Музыка» для 7 класса (Авторы: Т. И. Науменко, В. В. Алеев) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, 2010 г, авторской программы « Музыка» 5-7 кл., Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение, 2010 год), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерных программ «Музыка» основного общего образования.
Цель программы – духовно-нравственное воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи:
— развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
— освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
— овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
— воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
— метод эмоциональной драматургии;
— метод интонационно-стилевого постижения музыки;
— метод художественного контекста;
— метод создания «композиций»;
— метод перспективы и ретроспективы.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка«:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества:
— целостный социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера;
— умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Весь материал — в документе.
videouroki.net
№ п/п | Дата | Тема урока. (страницы учебника) | Художественно-педагогическая идея урока, раздела | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||
I раздел: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (17ч) | |||||||
1 | 04.09 | Классика и современность | Пробудить интерес к выдающимся музыкальным произведениям. Осознание образных, жанровых и стилевых основ музыки, как вида искусства. | Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки. | Распознавание специфических особенностей произведений разных жанров. | Л — осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки. П – сопоставление терминов и понятий. К – хоровое пение. И — Презентация «Классика» | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия музыкальной культуры. |
2 | 11.09 | В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин» | Углубление знаний об оперном спектакле. Введение понятия музыкальная драматургия – законы искусства тождественны законам жизни. | Музыкальная драматургия. Этапы сценического действия. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Речитатив. | Развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений. Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов. | Л — Присвоение духовно-нравственных ценностей. П – пение по нотной записи. Р – выведение универсальной, общей для всех сюжетов, схемы: завязка – конфликт – кульминация – развязка; К – проект-постановка одной из сцен оперы. И — Модуль ФЦИОР «Музыкально-театральные жанры. Опера. Практическое занятие» | Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. |
3 | 18.09 | В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» | Усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольных — князь Игорь, хан Кончак, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски). | Композитор А.П. Бородин. Русская эпическая опера. Ария. Музыкальные образы оперных героев. | Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». | Л – Смысловое чтение и пение. Присвоение духовно-нравственных ценностей. П – оценка прослушанных эпизодов оперы. К – пение хором. И — Модуль ФЦИОР » Эпическая образность как характерная особенность русской классической музыки» | Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. |
4 | 25.09 | В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» | Усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольных — князь Игорь, хан Кончак, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски). | Конфликт. Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Плач, причет (причитания) | Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». | Л — Присвоение духовно-нравственных ценностей. П – пение – выделение характеристик муз. образа. Р — эссе на тему «Плач Ярославны» К – работа в группах: проанализировать конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). И — Видео: Фильм-опера «Князь Игорь» (фрагменты). | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. |
5 | 02.10 | В музыкальном театре. Балет | Обобщение знаний о музыкально-сценической интерпретации различных литературных произведений в жанре балета. | Формы драматургии балета. Па-де-де, па-де-труа, гран-па. Адажио. Балетмейстер, дирижер. | Понимание роли взаимопроникновения искусств. Воспитание компетенций любителей искусства, слушательской и зрительской культуры восприятия. | Л – свободное дирижирование, пластическая импровизация. П — Формы драматургии балета (сюжеты). И — Модуль ФЦИОР «Музыкально-театральные жанры. Балет». | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
6 | 09.10 | В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна» | Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. | Хор в балете. Батальные сцены. Пластический монолог. Современный и классический балетный спектакль. | Углубление знаний о жанре балета. | Л — развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П – Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина. Р – эссе на тему хора «Молитва». К – пение хором. И — Видеофрагмент: балета «Ярославна» | Понимание чувств других людей и сопереживание им. |
7 | 16.10 | Героическая тема в русской музыке. Урок – обобщение. | Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры. Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. | Галерея героических образов. | Пополнение интонационного тезаруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. | Л — Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. П — Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Р – сравнительный анализ муз. сочинений и произведений изобразительного Искусства. К – исполнение песен патриотического характера. И — Презентация «Галерея героических образов» | Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. |
8 | 23.10 | В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». | Проанализировать, как развитие джаза в сфере лёгкой музыки привело к рождению рок-музыки, а в сфере духовной музыки – к симфоджазу. | Д. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века. Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Банджо. Хит. | Воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира; | П — Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Р и К; Л — Разделившись на группы составить музыкальную фонограмму хитов из популярных мюзиклов и рок-опер. П — Подведение под понятие – хит. И — Презентация «Мой народ — американцы…» | Уважительное отношение к истории и культуре других народов. |
9 | 30.10 | В музыкальном театре. Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». | Знакомство с первой оперой в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. | Симфоджаз Понятие лёгкой и серьёзной музыки | Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов. | Л — Какие нравственные проблемы были подняты в опере «Порги и Бесс»? П — Какие черты европейской музыки и негритянского фольклора соединил Гершвин в этом сочинении? П — Прослушать, сравнить и сопоставить разные трактовки. И — Видео: Фильм-опера «Порги и Бесс» (фрагменты). | Понимание чувств других людей и сопереживание им; Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
10 | 13.11 | Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен. | Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. | Оперный жанр драмы. Увертюра. Хабанера. Сегидилья. | Знакомство с творчеством французского композитора Ж. Бизе. | Л — осознание личностных смыслов. Р – презентация на тему: «О чём может рассказать увертюра к опере». П, К – работа по группам музыкальные характеристики персонажей. И — Модуль ФЦИОР «Взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств. Кармен». | Презрение к корысти в человеческих отношениях. |
11 | 20.11 | Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и Эскамильо. | Преобразование жанра комической оперы в новый тип музыкально-драматического представления. | Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Непрерывное симфоническое развитие в опере. | Пополнение интонационного тезаруса в процессе знакомства с оперой. | Л — развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П – сравнение разных исполнительских трактов. Р — эссе на темы: Образ Кармен, Образы Хозе и Эскамильо. И — Видео: Опера «Кармен» (фрагменты). | Презрение к корысти в человеческих отношениях. |
12 | 27.11 | Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» | Проанализировать вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Новое прочтение оперы Ж. Бизе в балете Р. Щедрина. | Сюита. Современная трактовка темы любви и свободы. Музыкальная драматургия балета Р. Щедрина | Интонация – ключ к раскрытию образа. | Л – присвоение духовно-нравственных ценностей произведения. П – анализ музыкальных образов — портретов. Р — Сопоставление фрагментов оперы и балета. И — Видео: Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). | Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. |
13 | 04.12 | Сюжеты и образы духовной музыки. | Нравственно-эстетическое воспитание школьников на основе восприятия духовных ценностей, запечатлённых в произведениях музыкальной классики. | Сюита, фуга, месса. Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Полифония. | Знакомство с творчеством немецкого композитора И.С. Баха. | Л – Актуализация музыкального опыта, связанного с образами духовной музыки. П – спеть и прослушать в записи фрагменты знакомых сочинений Баха. Р – эссе: какие чувства вызывает у Вас эта музыка? К – разработка и обсуждение мини-проекта «Музыка Баха в мобильных телефонах». | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; |
14 | 11.12 | Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов. | Пробудить интерес к русской духовной музыке на примере музыки Рахманинова. | Понятие — Духовная музыка. Всенощная. | Знакомство с творчеством русского композитора С. Рахманинова. | Л — присвоение духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. П – Открыть для себя «истинно русскую народную полифонию». Р – сравнительный анализ «Всенощной» и «Высокой мессы». К — вокализация хоров. И — «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты). | Чувство гордости за свою Родину, освоение основ культурного наследия России и человечества. |
15 | 18.12 | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер. | Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок-оперы. | Жанр рок-опера. Лирические и драматические образы оперы. Контраст главных образов рок-оперы, как основа драматургического развития. | Знакомство с рок-оперой – традиции и новаторство в жанре оперы. | Л — Составить словарь направлений современной популярной музыки. П – Сопоставление музыкальных образов первой и последней частей оперы; Спеть и прослушать тему «Колыбельной» (анализ). Р – эссе на прослушанный фрагмент «Небом полна голова». К – пение хором отрывков из рок-оперы. И — Видео: Фильм-опера «Иисус-Христос — суперзвезда» (фрагменты). | Понимание чувств других людей и сопереживание им; Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
16 | 25.12 | «Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке. | Выявить значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле «Ревизская сказка». | Сюита. Симфонический театр. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. | Знакомство с музыкой А. Шнитке. Роль музыки в сценическом действии. | Л — расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства; П — познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов. Р — провести интонационно-образный и сравнительный анализ музыки в виде эссе. И — Видео: «Ревизская сказка» — концертное исполнение (фрагменты). | Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. |
17 | 15.01 | Музыканты – извечные маги. | Обобщение представлений учащихся об особенностях музыкальной драматургии сценической музыки. Защита исследовательских проектов. | Произведения сценических жанров – опера, балет, рок. | Значимость музыкального творчества в жизни человека. | Л — активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П — проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности. Р — самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности. И – презентации на выбранные темы. | Способность к саморазвитию и самообразованию. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности. |
II раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч) | |||||||
18 | 22.01 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | Систематизировать представление учащихся о закономерностях развития музыки, о музыкальной драматургии на основе актуализации их жизненно-музыкального опыта. | Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Вариация, разработка, секвенция, имитация. | Расширение музыкального кругозора. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. | Л – пение – почувствовать и понять выразительное значение повторов. П – слушание музыки — какую роль играет секвенция в развитии образа? Р, К – пение хором, в ансамбле. И — Модуль ФЦИОР «Разнообразие музыкальных образов в симфонической и камерно-инструментальной музыке» | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира. |
19 | 29.01 | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного, осознание их социальных функций. | Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Фуга. Соната, трио, квартет. | Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки. | Л – формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение. П – слушание музыки – какую роль выполняет имитация в развитии музыкальных образов? Р, К – разделившись на группы составить программы концертов камерной музыки. Оценка работ. И — Презентация «Духовная и светская музыка» | Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. |
20 | 05.02 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист. | Формировать у учащихся представление о существенных чертах эпохи романтизма на основе осмысления особенностей развития музыки в камерных жанрах. Создать на уроке атмосферу светского (салонного) музицирования. | Камерная музыка. Концертный этюд. | Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах — этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена. | Л – слушание музыки – какие чувства вызвали эти пьесы? П – анализ прослушанных произведений – средства музыкальной выразительности. Р – «Обозреватель музыкального журнала» – отзыв на концерт. И — Видео: Кинофильм «Шопен. Желание любви» (фрагмент). | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
21 | 12.02 | Транскрипция. | Актуализировать музыкальный опыт семиклассников и вспомнить классические произведения в новой интерпретации для выявления отличий транскрипций от оригинала. | Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Роль Ф. Бузони в развитии пианистического искусства. | Ознакомление с понятием «транскрипция» на примере творчества Ф.Шуберта, Ф.Листа, Н.Паганини, И.С.Баха. | Л – постижение музыки композиторов романтиков через пение. П – слушание музыки – анализ произведений. Р, К – подбор современных трактовок Баха – дискуссия на тему «В чём секрет современности сочинений Баха?» И — Презентация «Этюд» | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. |
22 | 19.02 | Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. | Углубление знакомства с циклическими формами музыки — инструментальным концертом. Осмысление роли музыки прошлого в формировании музыкальной культуры современного слушателя. | Циклические формы музыки. Полистилистика. Рондо. | Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо. | Л — расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. П – сравнительный анализ «Кочерто гроссо» и «Чаконы». Р – эссе на тему «Настоящее и прошлое» И — Видео: А.Шнитке «Кончерто гроссо» — концертная запись (фрагмент). | Расширенные представления о единстве мира и человеческой культуры. |
23 | 26.02 | «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. | Углубление знакомства с циклическими формами музыки — и сюитой. Освоение характерных черт стиля современных композиторов. | Особенности формы сюиты. Музыкальная драматургия сюиты. | Закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки. | Л — осознание личностных смыслов музыкального произведения (сочетание разных жанров, стилей, направлений). П – слушание музыки – анализ музыкальных образов. И — Модуль ФЦИОР «Сюита. Сонатно-симфонический цикл» | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. |
24 | 05.03 | Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена. | Выявление содержания и идеи произведения, выраженных в сонатной форме, и понимание особенностей развития музыки в сонатной форме, как отражение жизненных противоречий. | Форма сонатного allegro. | Углублённое знакомство с музыкальным жанром камерной музыки – соната. | Л — развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П – слушание музыки – анализ муз. формы. Р – эссе на тему – «Контрасты, противоречия жизни и специфика их отражения в музыке». К — умение вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа муз. произведений. И — Видео: «Сказка о сонатной форме» («AD LIBITUM или в свободном полёте» (цикл бесед о музыке М. Казиника)). | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. |
25 | 12.03 | Соната № 11 В. Моцарта. Соната № 2 С. Прокофьева. | Расширение знаний о сонате – возможность нетрадиционной трактовки сонатного цикла. | Закрепления понятия сонатная форма. Тема. Вариация. Менуэт. Финал. | Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки С. Прокофьева и В. Моцарта. | Л — осознание личностных смыслов музыкального произведения. П – слушание музыки и анализ муз. формы. Р – эссе – «Традиция и новаторство в сонатной форме» И — Видео: «Рондо в турецком стиле» — Венский оркестр Моцарта. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
26 | 19.03 | Симфония. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта. | Осмысление принципа симфонизма, как категории музыкального мышления. Четыре части симфонии — воплощающие стороны жизни человека. | Симфония. Симфония в творчестве венских классиков. Строение симфонического произведения. | Углублённое знакомство с музыкальным жанром — симфонией. Расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. | Л — развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе; П – слушание музыки и размышление о ней. Р, К – разделившись на группы подготовить мини-проекты о симфонии в целом, симфонии Гайдна и 40 симфонии Моцарта. И — Модуль ФЦИОР «Сюита. Сонатно-симфонический цикл. Практика». | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. |
27 | 02.04 | Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена. | С. Прокофьев — традиции и новаторство. Л. Бетховен – тема судьбы. Продолжение знакомства с симфоническим творчеством. | Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. | Закрепление понимания сонатного аллегро в симфонии на основе драматургического развития музыкальных образов. | Л — осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р – эссе «Судьба властвует над человеком или человек над судьбой?» И — Видео: Кинофильм «Переписывая Бетховена» (фрагмент) | Понимание чувств других людей и сопереживание им. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
28 | 09.04 | Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова | Особенности развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках в музыке композиторов-романтиков. | Симфония в эпоху романтизма. Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. | Знакомство с симфоническим творчеством Ф. Шуберта и В. Калинникова. | Л — осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р , К – разделившись на группы обсуждение темы «Лирический герой» И — Модуль ФЦИОР «Симфонические музыкальные жанры. Симфония» | Целостный, взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и народа. |
29 | 16.04 | Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича. | П. Чайковский – урок постижения симфонии №5. Д. Шостакович — симфоническая музыка, как документ эпохи. | Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. | Знакомство с симфоническим творчеством П. Чайковского, Д. Шостаковича. | Л – пение — осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р – сравнительный анализ, в форме эссе, симфонии №5 Чайковского и симфонии №5 Бетховена. И — Видео: Кинофильм «Ленинградская симфония» (фрагменты). | Чувство гордости за свою Родину, компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора. |
30 | 23.04 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. | Закрепление представления об импрессионизме на основе сравнения музыкального языка «Празднеств» с другими знакомыми произведениями русских и зарубежных композиторов на тему праздника. | Симфоническая картина. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Ноктюрн. Инструментальный концерт — трехчастная форма, характерная для жанра. | Знакомство с музыкой К. Дебюсси. Продолжение знакомства с жанром инструментального концерта. | Л — осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р – подготовить вопросы для анализа фрагментов известных концертов. К – дискуссия по заданным вопросам. И — Модуль ФЦИОР «Инструментальная музыка. Концерт. Симфония» | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. |
31 | 30.04 | Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин | Определение образного строя знакомых концертов (инструментальных и хоровых). Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». | Концерт. Рапсодия. Блюз. Симфоджаз. | Знакомство с музыкой А. Хачатуряна. Закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж. Гершвина. | Л — осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыке и размышление о ней. Р, К – создание музыкально-литературной композиции о музыке своего края. И — Видео: «Rhapsody in blue» (Летний гала-концерт в Графенеге) Мультфильм «Фантазии Диснея» | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
32 | 07.05 | Музыка народов мира. | Систематизация жизненно-музыкального опыта учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов. | Наигрыш. Народные инструменты. Знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции. | Обобщение представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. | Л – формирование толерантности к музыкальной культуре разных народов. П – пение и слушание народных песен. Р – эссе моя любимая народная песня(танец, музыка). К – хоровое пение. И – Презентация: «Музыка народов мира» | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
33 | 14.05 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | Расширение знаний о роли лёгкой и серьёзной музыки в развитии музыкальной культуры разных стран мира. | Закрепление понятий – «Мюзикл», «Рок-опера», «Хит». | Актуализация слухового опыта школьников. Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов. | Л — активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества. П – слушание музыки и размышление о ней. Р, К – презентация на тему «Хит – парад: мои музыкальные предпочтения» И — Видео: Видеозаписи мюзиклов, рок-опер, концертов (фрагменты) | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. |
34 | 21.05 | Исследовательский проект. | Защита исследовательских проектов. | Защита самостоятельных работ. | Значимость музыкального творчества в жизни человека. | Л — активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П — проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности. Р — самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности. И – презентации на выбранные темы. | Способность к саморазвитию и самообразованию; Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности; |
35 | 29.05 | «Пусть музыка звучит!» Итоговый урок. | «Великое искусство требует великих читателей, великих слушателей, великих зрителей» Д.С. Лихачёв | Музыкотерапия. | Обобщение представлений учащихся о значении музыкального искусства в жизни человека. Воздействие музыкальных звуков на эмоционально-образную сферу человека. | Л – осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. И — Видео: «Сила музыки», «Музыка исцеляет», «Орфическая музыка», «Физика музыки» — фрагменты передачи «Абсолютный слух» | Эстетические потребности, ценности и чувства. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание чувств других людей и сопереживание им. |
nsportal.ru