7 класс

Литература 7 класс коровина 1 урок – Поурочные планы по литературе Коровина В. Я. ( 7 класс)

Вводный урок литературы в 7 классе

Класс: 7

Тема урока: Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Учебная дисциплина: литература

Номер урока в КТП: 1

Программа: Программа по литературе для 5-11 классов. Авторы:B.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2011.

УМК, учебник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Автор: В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2010.

Цель: выявить, насколько кадеты подготовлены к восприятию нового курса литературы, каковы их читательский кругозор, культура речи, реакция на вопросы учителя.

Задачи:

  1. Когнитивная: познакомить с советами по технике чтения, значением вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий.

  2. Операциональная: развивать воображение, умение рассказывать о прочитанных произведениях

  3. Аксиологическая : воспитывать интерес к чтению художественных произхведений как духовную потребность, пополнить словарный запас.

Элементы технологий: технология обучения на основе опорных конспектов,

ИКТ, здоровьесберегающая, групповая

Тип урока:

Комбинированный урок

Формируемые компетенции:

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Учебно-познавательные: умение видеть в произведениях важнейшие идейно-нравственные проблемы литературы.

Общекультурные: умение находить взаимосвязи русской литературы с культурой и историей России и мира.

Форма организации урока: урок

Социализация: готовность кадета к саморазвитию, освоение межпредметных понятий и УУД. Воспитанник получит возможность научиться самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Оборудование:

Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Автор: В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2010.

Дифференцированные задания (карточки)

Средства ИКТ

Анкета для каждого воспитанника.

План сочинения – рассуждения (на карточках)

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Вот и закончилось лето, и мы с вами снова вместе, снова начинаем делать шаги к познанию нового, интересного. В этом учебном году нам предстоит совершить путешествие в мир произведений писателей разных столетий, открыть для себя их мир, их чаяния, надежды, научиться чему-то новому, что – то осознать.

Давайте возьмем в руки учебник и познакомимся с этим «проводником в новое», который будет с нами на протяжении всего 7 кл.

Знакомство с учебником – хрестоматией для 7 кл:

Слайды 2-6

  1. Оформление (титул, форзацы, портреты писателей, иллюстрации). Содержание.

  2. Справочный аппарат учебника, словари.

  3. Блоки вопросов и заданий.

Анкетирование по выявлению читательских интересов воспитанников:

  1. Все ли произведения из списка литературы для летнего чтения вы прочли?

  2. Какое произведение вам больше запомнилось? Почему?

  3. О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?

  4. О ком из писателей вам хотелось бы побольше узнать?

  5. Какие герои книг вам близки, кому бы вы хотели подражать?

  6. Какое произведение вы хотели бы перечитать? Назовите его (их).

  7. Какое произведение вы посоветовали бы прочитать одноклассникам?

  8. Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.

  1. Стадия вызова

Когда вы открываете незнакомую книгу, вы словно остаетесь один на один с умным и взрослым другом – писателем.Читая одну страницу за другой, вдруг понимаете, что с вами происходит что – то чудесное: вы словно проживаете вместе с героями в их мире: путешествуете, попадаете в различные приключенческие истории, видите неповторимые картины. Сражаетесь с врагами, вместе с героями терпите поражения и побеждаете. Задумывались ли вы, почему писателю удается покорять нас силой своего художественного слова?

  1. Актуализация знаний. Работа по теме урока.

Слайд 7

Работа в группах:

Перед вами высказывания о чтении, о роли книг в жизни человека. Обсудите в группе данные высказывания, объясните их смысл, аргументируйте свою позицию, приведите примеры. ( Преподаватель раздает карточки сформированным по рядам группам. После бсуждения в течение 3-4 минут воспитанники выступают, поясняя свою позицию, аргументируя ее, подтверждая примерами).

Слайд 8

Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.Блок)

Слайд 9

Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. (В. Сухомлинский)

Слайд 10

Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги…( Юрий Бондарев)

Слайд 11

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку. ( Шарль Блан — французский художественный критик, историк, искусствовед и гравёр, член Французской академии. )

Слайд 12

Просматривать, перелистывать книгу — это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть. ( К.А.Федин)

Слайд 13

Шесть — семь лет занятий классической литературой сообщают уму такое благородство, такое изящество, силу и красоту которых не достичь никакими иными средствами. (А.Франс- французский писатель и литературный критик. )

Слайд 14

Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим. (Джордж Бернард Шоу)

Слайд 15

Главное в чтении — не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя. (Н.А.Рубакин)

Подводится итог выступлениям.

Слайд 16

Чтение на стр. 3 учебника «Читайте не торопясь…»

Как вы понимаете слова С.Я. Маршака о том, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели»?

Слайд 17

В этом году мы познакомимся с удивительной исторической повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», которую он переписывал множество раз, переделывал, совершенствуя свое произведение. «Только после восьмой переписки, непременно собственной рукой, – писал Гоголь, – труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания!..»

Но чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству.

  1. Стадия осмысления

Слайд 18

Давайте с вами составим для себя «Памятку читателя», сформулировав в ней советы по технике чтения, значением вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий.

(Н – р: Выбирайте подходящую окружающую среду для чтения

Вы будете читать быстрее и понимать больше, если делаете это в обстановке, которая наиболее удобна для вас.

Если вы начали читать, то не бросайте

Прочтите то, что выбрали, до конца. Если вы закончили, но у вас остались вопросы, вернитесь назад и перечитайте соответствующие разделы. Если у вас нет вопросов, значит, вы получили то, что вам нужно, и готовы двигаться дальше.

Сосредоточьтесь

Помните, что вы читаете с определенной целью, поэтому сосредоточьтесь на этой цели и читаемом материале. Если вы начинаете терять интерес, сделайте перерыв или почитайте что-нибудь другое. Вы можете отслеживать то, что читаете, помогая себе рукой или пальцем. Этот простой прием поможет вам сосредоточиться и повысить концентрацию внимания.

Практикуйте

Чем больше вы читаете, тем более хорошим читателем вы становитесь (и более умным тоже). Поэтому читайте больше, чтобы питать и закалять свой ум.)

  1. Рефлексия деятельности

Чему вы сегодня научились на уроке, что нового узнали?

  1. Задание на самоподготовку:

Слайд 19

Стр.3-5 (познакомиться с советами по чтению, выбрать наиболее, на ваш взгляд, интересное, написать мини – рассуждение по плану:

Основная мысль высказывания.

Позиция автора.

Согласны ли вы с позицией автора ( Я согласен / я не согласен с позицией автора, потому что…)

Аргументы (не менее двух):

Во – первых,….

Во – вторых, … .

В – третьих,… .

Слайд 20

Или:

«Читаем. Думаем. Спорим.», стр. 9 – 10. По юмористическим рисункам датского художника Х.Бидструпа составить рассказ о читателях разных темпераментов.

Литература:

И.М. Халабаджах «Литература 7 класс», Ростов- на- Дону, Феникс, 2013

Афоризмы о чтении: http://www.wisdoms.ru/191.html

infourok.ru

Конспекты уроков 14-39 по литературе УМК Коровиной ФГОС 7 класс



Урок 14А. С. Пушкин. поэма «полтава». образы поэмы
Цели: показать интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначению поэта; отметить внимание к судьбе «маленького человека» и искреннее сочувствие ему; развивать внимание, устную речь, воображение.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с поэмой А. С. Пушкина «Полтава».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
 познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;
 регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
 коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии качеств личности.
Методические приемы: аналитическая беседа, чтение произведений.
Сценарий урока
I. Проверка домашнего задания.
Рассказ учащегося о Г. Р. Державине.
Чтение стихотворений поэта.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
– «У каждого возраста свой Пушкин», – писал С. Я. Маршак. Мы привыкаем к чуду поэзии А. С. Пушкина если не с детства, то с младших классов. Седьмой класс приоткроет нам еще одну страницу, введет нас в круг мыслей и переживаний юного поэта, познакомит с пушкиным-лицеистом.
2. Рассказ подготовленного ученика (индивидуальное домашнее задание) о Пушкине-лицеисте, сопровождаемый разбором картины И. Е. Репина и показом фотографий царскосельского парка.
– Именно тогда, в лицее, Пушкин понял, что музой его станет Свобода. Тема Родины, ее судьба, историческое прошлое России, желание воскресить минувший век вновь и вновь заставляли поэта обращаться к изучению «дел давно минувших дней».
3. Работа над поэмой «Полтава».
– Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695–1696) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).
Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII века земли. В долголетней Северной войне (1700–1721) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.
Рассматривание репродукции «Полтавская баталия», с. 98.
– В поэме «Полтава» описывается эта баталия.
Чтение отрывка из поэмы, беседа по вопросам.
– Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье… служить… начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Падают на землю ядра, свистят пули, солдаты готовы ринуться в штыковую атаку: «нависли хладные штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое» (рок – судьба). От победы на поле или поражения зависит судьба солдат,

schoolfiles.net

В. Я. Коровина литература 7 класс методические советы введение Первый урок — Литература


В. Я. КОРОВИНА

ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Введение

Первый урок

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Былины

Пословицы и поговорки

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XVIII века

М. В. ЛОМОНОСОВ, Г. Р. ДЕРЖАВИН

ЛИТЕРАТУРА XIX века

В. А. ЖУКОВСКИЙ. «Лесной царь»

А. С. ПУШКИН. «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Повести Белкина»

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «Песня про┘ купца Калашникова», «Когда волнуется желтеющая нива┘», «Ангел», «Молитва»

Н. В. ГОГОЛЬ. «Тарас Бульба»

И. С. ТУРГЕНЕВ. «Бирюк», «Бежин луг», «Стихотворения в прозе»

Н. А. НЕКРАСОВ. «Русские женщины», «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом┘»

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «Детство»

A. П. ЧЕХОВ. «Хамелеон», «Злоумышленник»

И. А. БУНИН. «Цифры», «Лапти», стихотворения

«Край ты мой, родимый край». Стихотворения о родной природе

Повторение пройденного материала

ЛИТЕРАТУРА XX века

М. ГОРЬКИЙ. «Детство»

Л. АНДРЕЕВ. «Кусака»

B. В. МАЯКОВСКИЙ. «Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение
к лошадям»

А. П. ПЛАТОНОВ. «Юшка», «Неизвестный цветок»

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. Стихотворения

Стихи, рожденные войной

Ф. А. АБРАМОВ. «О чем плачут лошади»

Е. И. НОСОВ. «Кукла», «Живое пламя»

А. В. ВАМПИЛОВ. «Свидание»

Ю. П. КАЗАКОВ. «Тихое утро»

Д. С. ЛИХАЧЕВ. «Земля родная»

«Тихая моя родина┘»

Повторение пройденного материала

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2

Р. БЁРНС. «Честная бедность»

Дж. Г. БАЙРОН. «Ты кончил жизни путь┘»

Японские трехстишия

Дж. ОЛДРИДЖ. «Отец и сын» (По повести «Последний дюйм»)

О. ГЕНРИ. «Дары волхвов»

Л. ПИРАНДЕЛЛО. «Черепаха»

Повторение прочитанного

Уроки развития устной речи учащихся

Организация самостоятельного чтения

Примерное планирование

Советуем познакомиться с некоторыми изданиями

3

ВВЕДЕНИЕ

В усовершенствованное издание учебника-хрестоматии вошли тексты художественных произведений русских и зарубежных писателей, высоко оцененные искушенными читателями: критиками, литературоведами, писателями, актерами, искусствоведами. Эти произведения помогут семиклассникам осмыслить прошлое и глубже понять современность, будут содействовать нравственному воспитанию и интеллектуальному развитию ребят.

Темы и проблемы, волнующие авторов художественных произведений, всегда современны и близки нам, даже если это литература XVIII и XIX веков, — это проблемы нравственности, гуманизма, добра и зла, войны и мира, взаимоотношений взрослых и детей, проблемы экологии и пр. Вечные вопросы, над которыми размышляют писатели и ученые, общественные и государственные деятели многих поколений, затронут и молодых людей, только начинающих осознавать свою причастность к окружающему миру.

В самом деле, в чем смысл «Поучения» Владимира Мономаха? Как воспитывались дети в дворянских семьях и каковы особенности взаимоотношений между взрослыми и детьми в современном мире? Что об этом говорят русские и зарубежные писатели? Поймут ли семиклассники высокую мысль писателей о самосовершенствовании и необходимости сострадания всему живому?

В практической работе школ различных регионов многое будет зависеть от творчества учителя. Важно организовать работу так, чтобы школьники не только с вниманием, но и с искренним сочувствием отнеслись к героям, их взаимоотношениям, например, сердечно восприняли судьбу жен декабристов — героинь поэмы Некрасова, глубоко осознали юмор и сатиру произведений Щедрина, Чехова, душевно откликнулись на горестную долю платоновского Юшки, вместе с Евгением Носовым и его героем возмутились бездумным отношением людей к природе. Словом, пусть не останутся равнодушными учащиеся там, где автор зовет их радоваться или горевать, сочувствовать или замереть от негодования.

Помочь учащимся увидеть, как непросто создается шедевр, как сложен и тернист путь писателя к нему, научить ценить титанический труд автора, открывающего перед читателем огромный мир, и работу литературоведов, помогающих осваивать литературное наследие, — это задачи учителя, приступающего к подготовке уроков литературы в седьмом классе. Именно поэтому в учебнике не только рассказано о писателе, но и дан материал о его творческой лаборатории, который призван содействовать лучшему пониманию личности автора и вместе с тем выработке умения видеть и радоваться точно найденному слову, образу, что и будет залогом формирования читательского таланта.

Попробуем вместе с семиклассниками осмыслить некоторые особенности художественных произведений, проникнув в тайны творческой лаборатории Пушкина и Лермонтова, Толстого и Тургенева, Бунина и Чехова. Подводя итог пройденному, учитель поможет ребятам отметить сходство (все авторы живо интересовались впечатлениями, которые оставляли у современников их создания, тщательно изучали и отбирали материал, множество раз переделывали написанное, учитывая мнение собратьев по перу, и пр.) и различие процесса создания шедевра (Толстой, например, при доработке корректуры постоянно уточнял, добавлял, а Чехов, напротив, отсекал, сокращал даже самый короткий текст).

4

Мы никогда не узнаем всех секретов писательского труда, но заглянуть в лабораторию великих мастеров слова с помощью воспоминаний современников мы можем. Эти знания помогут ребятам глубже постигнуть творческую манеру писателя, художественные особенности изучаемого литературного произведения.

Не менее важно показать школьникам, как строится рассказ о писателе (начало, ход сообщения, концовка, цитирование произведений писателя, его высказываний, воспоминаний современников), а также рассмотреть на занятиях различные варианты рассказов, сообщений о писателе.

В учебнике содержится материал для классного чтения и изучения художественного произведения, для самостоятельного чтения и обсуждения прочитанного в классе, для внеклассного домашнего чтения и осмысления прочитанного, т. е. от программных произведений к расширению круга чтения. В процессе работы можно поменять местами тексты первого и второго круга чтения, более подробно рассмотрев в классе произведения, предлагаемые для самостоятельного чтения с последующим обсуждением в классе, поэтому во многих случаях в учебнике даны вопросы, помогающие такой работе.

Учителю важно, чтобы ученик постепенно накапливал серьезный опыт работы с книгой, вот почему даны объемные материалы для справок (словарь литературоведческих терминов, словарь имен, материалы по художественному чтению, список книг для самостоятельного чтения, небольшой справочник по теории литературы).

В учебной хрестоматии по литературе для седьмого класса объем биографических и мемуарных материалов, рассказов об авторе несколько расширен по сравнению с прежними учебниками. Они, как правило, построены на материале статей или книг крупных литературоведов (Н. Гудзий, С. Бонди и др.) или содержат автобиографические материалы, высказывания родственников, друзей писателя, помогающие воссоздать его облик, своеобразие его личности и труда: здесь раскрывается позиция писателя, его вкусы и взгляды, его отношение к чтению, к литературному творчеству.

Рассказывая о писателе, учащиеся выражают свое отношение к предложенному в учебнике его портрету. Школьники, побывавшие в Спасском, Ясной Поляне или других памятных местах, рассказывают об этом. Возможна и «заочная» экскурсия, т. е. рассказ учителя или учащихся по предварительно прочитанным книгам.

Продолжая тему фольклора (после изученных в пятом классе русских и зарубежных народных сказок), учитель знакомит учащихся с фольклорными жанрами: былинами и пословицами. Нам представляется, что особый торжественный склад былин, несколько усложненный язык семиклассники смогут понять и усвоить гораздо более полно.

В седьмом классе пословицы предстанут и как теоретическая тема со своими особенностями, и как средство обогащения речи ребят, удивляя своей мудростью, красотой, вдохновляя на запоминание и использование в собственной речи.

Наряду с русскими пословицами школьники познакомятся с пословицами других стран. В чем их своеобразие? Как народная мудрость выразилась в пословице? Как отразились в ней характер, привычки, идеалы народов мира, их отношение к вечным проблемам — любви, дружбе, мастерству и лености, мужеству и трусости? В пословицах звучит тема труда, прославления мастерства, присутствует она и в былине «Вольга и Микула Селянинович». Обозначим эту связь.

5

Древнерусская литература и русская литература XVIII и XIX веков дает возможность проникнуть в духовный мир героев, осмыслить исторические темы, проблемы жизни и смерти, добра и зла, сострадания, справедливости и т. д.

Пушкинские произведения известны детям с малых лет — они слышали и читали его сказки и стихотворения, знакомились с его прозой. Семиклассники познакомятся с текстами «Песни о вещем Олеге», с фрагментами из «Полтавы», «Медного всадника», «Бориса Годунова», открывающими подросткам новые значительные и яркие характеры.

Глубоко воспринимают семиклассники юмор и сатиру А. Чехова и М. Салтыкова-Щедрина, стремятся осмыслить гиперболу и гротеск, получившие особую окраску сказочные формулы в щедринском тексте и другие детали сатирических произведений.

Тема долга, защиты собственного достоинства, мир взаимоотношений взрослых и детей, мир наших меньших братьев предстанут в произведениях М. Лермонтова и Н. Некрасова, И. Бунина и Л. Андреева, Ф. Абрамова и А. Платонова, вызывая у читателя-подростка чувства сострадания и возмущения, восхищения и негодования. Как видится прекрасное в мире природы современным подросткам? Откроются ли их сердца навстречу стихотворениям о родной природе и пойдут ли, воспримут ли они высказанные в стихах настроения авторов? Полюбятся ли им произведения И. Бунина и Ф. Абрамова, А. Платонова и Л. Андреева, смогут ли они по-настоящему глубоко не только понять героев, но и сострадать обездоленному платоновскому Юшке, посочувствовать оставленной людьми Кусаке? Сумеют ли оценить и восхититься «живым пламенем» расцветающих ненадолго маков в рассказе Е. Носова и почувствовать особую жизнь и силу «неизвестного цветка» А. Платонова?

Отпылали пожары Великой Отечественной войны. Для семиклассников эта война — далекая история, знакомая им лишь по рассказам, фильмам, стихотворениям, пьесам, но живы еще участники этой войны, которая по праву считается народной, живы солдаты, в полной мере испытавшие ее ужасы: голод, холод и смерть. Что более всего интересует сегодняшних мальчиков и девочек, юношей и девушек из истории об этой войне?

Вслушаемся в интервью школьников с участником Великой Отечественной войны поэтом Юрием Георгиевичем Разумовским.

Для учащихся интервью на тему о военной поэзии в учебнике непривычно. Однако именно этот жанр дает им возможность активно участвовать в разговоре о горестной поре нашей Родины, посмотреть на прошедшую войну глазами очевидцев — поэтов, воспроизвести прочитанное, может быть, инсценировать или самим создать интервью со знакомыми, родными, соседями, друг с другом, наполнив его собственными высказываниями и чтением знакомых стихотворений.

Зарубежная литература в учебнике представлена гораздо шире, чем прежде. Ученики встретятся с уже знакомыми авторами. Например, Рей Брэдбери стал известен школьникам по предыдущему, шестому классу (рассказ «Каникулы»), в седьмом мы рекомендуем для внеклассного чтения рассказ этого писателя «Звук бегущих ног», повествующий о том, как сбывшаяся, казалось бы, самая обычная мечта — иметь новые туфли — становится для героя фантастической, освещается особыми чувствами (см.: «Читаем, думаем, спорим…», 7 класс).

Другие зарубежные авторы большинству учеников не известны, например Р. Бёрнс, О. Генри, Л. Пиранделло, Д. Олдридж, авторы японских хокку и др.

6

Специальный справочный раздел включает в себя небольшие справки по теории литературы, художественному чтению, справочник имен и словарь литературоведческих терминов. Он имеет целью дать подростку большую самостоятельность, свободу в использовании справочного материала, формировать умение работать с учебной книгой.

Знакомясь с новыми произведениями, учащиеся открывают для себя новых писателей и новых героев, вникают в особенности их взаимоотношений, анализируют жизненные ситуации.

Вместе с открытиями, которые появятся в процессе чтения, постепенно будет совершенствоваться умение анализировать прочитанное, умение воспроизвести его, обсудить, выразить собственное суждение, мнение в отзыве или в рецензии. В дальнейшем будут обостряться чувства, укрепляться убеждения, воспитываться вкус.

На уроках литературы виды работы с учащимися известны и традиционны, однако важно в каждом случае выбрать наиболее целесообразные, учитывая особенности изучаемого произведения и возможности семиклассников, будь то чтение статей и художественных текстов, беседа с ребятами, пересказ прочитанного, словарная работа и т. д.

Чтение статей и текстов художественных произведений, помимо знакомства с новым писателем, с его произведением, с творческой манерой, совершенствует важнейшие умения — бегло и выразительно читать текст, с помощью интонаций, логических ударений выявлять самое значительное в прочитанном. Как же читать выразительно? Как читали авторы и в чем своеобразие их чтения? Чего требовали они от чтецов своих произведений? С некоторыми воспоминаниями об этом можно познакомиться в справочном разделе учебника.

Какими читателями были сами писатели? Как относились к книге? Как начиналось их чтение в самом раннем детстве? Ответы на эти вопросы есть во многих рассказах о писателях, в воспоминаниях современников.

Разнообразные формы чтения (выразительное чтение и чтение про себя, чтение наизусть, по ролям, инсценированное чтение и пр.) помогают глубже понять прочитанное, одновременно совершенствуют навыки чтения, обогащают устную речь школьника.

Беседа. Формулирование вопросов и ответов учащимися, составление диалогов, интервью в связи с прочитанными текстами или заданной учителем темой — важные средства уяснения смысла прочитанного и одновременно развития диалогической речи подростка. Такая форма работы с классом наиболее плодотворна при изучении литературы Великой Отечественной войны или стихотворений о родной природе.

Диалоги, интервью часто включают в себя фрагменты рассуждений, характеристики героев, т. е. все, что связано с углублением понимания текста и началом работы над обогащением диалогической речи.

Осмысливая рассказы о писателе и тексты художественных произведений, включенных в учебник, учащиеся готовятся к пересказам (сжатому, подробному, свободному, художественному — с учетом особенностей текста, от другого лица, выборочному и пр.). Именно пересказ, по свидетельствам психологов, сопровождает человека во всей его последующей жизни, так как лишь немногие из выпускников школы будут впоследствии писать книги, статьи, выступать с оригинальными произведениями

7

перед большой аудиторией слушателей. Умение хорошо пересказать услышанное, увиденное, прочитанное понадобится большинству учащихся. Учебник дает огромные возможности для пересказов произведений самых разных жанров (былина и повесть, рассказ и драма, поэма и поучение и т. д.).

Создание индивидуальных, групповых, сравнительных характеристик героев поможет семиклассникам лучше понять их поступки, слова, взаимоотношения, разобраться и в собственном отношении к проблемам, поднимаемым авторами. Рассказывая о героях, школьники восхищаются и возмущаются, сострадают и негодуют, увлекаются или остаются равнодушными. Какой след оставят в памяти учащихся характеры, созданные Гоголем и Толстым, Буниным и Горьким? Вот вопрос, который должен волновать учителя, организующего работу по созданию характеристик героев.

Разумеется, в основе изучения художественного произведения — словарная работа. Она включает не только объяснение того или иного слова, но и особенности использования слова автором, особенности употребления слова героями. Как понято слово и какую жизнь обретает оно в художественном тексте? Как живет и какие значения приобретает в произведениях различных жанров? Насколько многозначно слово, использованное автором? Как меняется текст от редакции к редакции и как идет поиск единственного нужного слова? Какие слова незаслуженно забыты нами, какие введены в обиход именно этим автором? Какие слова устарели, но играют в тексте существенную роль? Понять, как поэт заставляет слово «сиять» заново, семиклассники смогут в процессе словарной работы.

Многочисленные анкеты, письма подростков говорят о том, что им хочется иметь в учебнике минимум вопросов и заданий, с тем чтобы была большая свобода для их собственных размышлений над текстом, что и сделано в данном учебнике-хрестоматии.

Работа с иллюстративным материалом. Учебник по литературе для седьмого класса снабжен небольшим количеством визуального материала — фотографии литературных мест, связанных с жизнью и творчеством писателя, его портрет, в некоторых случаях — кабинет, иллюстрации к произведениям.

С самого первого обращения к учащимся, в котором даются советы писателей и высказано их отношение к книге, предлагается фотография самой большой в нашей стране Российской государственной библиотеки. в разделе древнерусской литературы — изображения старинных книг, так как речь идет о том, как делались книги в давние времена, кто участвовал в их создании, какими они были. При соответствующем комментарии учителя это иллюстративное введение может сослужить хорошую службу, настроив ребят на трепетное отношение к книге, к процессу чтения.

Портрет и фотография литературных мест, связанных с именем писателя, как бы встречают семиклассника, приступающего к изучению нового художественного произведения. Не только в процессе первого, вводного урока рассмотрим эти материалы, но и приступая к изучению каждой новой темы. Внимательно вглядываются учащиеся в портрет, составляя первое представление о внешнем облике писателя. В седьмом классе не повторяются портреты Пушкина, выполненные Кипренским или Тропининым, а предлагается к рассмотрению гравюра Уткина, — отец поэта признавал, что это самое похожее изображение. Портреты Кипренского и Тропинина известны учащимся, поэтому они могут сопоставить их с гравюрой, найти различие и сходство с портретом кисти Кипренского, сравнить гравюру с портретами, выполненными Гейтманом и Фаворским1 .

8

Иллюстрации, выполненные разными художниками к литературному произведению, помогут осознать, каким неодинаковым может быть представление о героях. С иллюстрациями каких художников совпадает наш взгляд на эпизод, на героя прочитанного рассказа или повести? Какая иллюстрация ближе к замыслу писателя? Какой момент изображен художником? Какие слова текста можно подписать под ней? Какие диалоги можно составить по иллюстрации на основании прочитанного текста? Какие изобразительные материалы лучше отражают характер героя или смысл представленной сцены, эпизода?

Репродукции пейзажных картин на форзацах могут быть соотнесены с текстами стихотворений о родной природе. Разумеется, подростки в дополнение к имеющимся визуальным материалам подыскивают и другие, которые можно использовать на уроках литературы.

В учебнике-хрестоматии даны и иллюстрации художников Палеха, с тем чтобы школьники привыкали и к этой необычной художественной манере, заодно знакомились дополнительно с одним из замечательных русских художественных промыслов.

Визуальные материалы помогут создать при желании сценарии мультфильмов.

Вопросы по теории литературы и работа с ними. Небольшие преамбулы перед произведениями дополняются освещением вопросов теории литературы, словарем литературоведческих терминов и словарем имен, помещенными в справочном разделе учебника-хрестоматии. К этому разделу школьников следует отсылать при изучении любой темы.

Сведения по теории литературы уместно было бы учителю ввести в свой рассказ, предваряющий изучение того или иного текста: более подробно, если понятие только вводится (хокку, или хайку, стихотворение в прозе), лаконично, если учащиеся уже встречались с данным понятием (например, юмор). Итак, особого рассказа потребуют более сложные теоретические понятия. Рассказ учителя закрепляется чтением учащимися статьи, помещенной перед произведением или в справочном разделе учебника.

Вопросы, завершающие статьи по теории литературы, также помогут закрепить полученные знания и использовать их в процессе ознакомления с текстами художественных произведений, включенных в учебник-хрестоматию.

Какие бывают баллады? Что такое поэма? Эти и другие вопросы решают семиклассники при чтении и изучении программных произведений. Кроме того, справочные материалы могут использоваться и в процессе внеклассного чтения.

Седьмой класс открывает вторую группу первого концентра изучения литературы в школе, подготовительного перед изучением историко-литературного курса в старших классах, следовательно, необходимо серьезное знакомство со словарями, более свободное пользование ими, нужно не только формировать у подростков умение отыскивать слово, но и вырабатывать потребность в работе со словарями (толковым, мифологическим, литературоведческих терминов, орфоэпическим и пр.). Полезно создавать собственные небольшие справочники. Семиклассников необходимо приобщать к мемуарной и критической литературе, показывать им многообразие серий книг (воспоминания, мемуары, серии «Биография писателя», «Жизнь замечательных людей», «Литературные памятники», «Школьная библиотека» и др.), научить ценить работы критиков

refdb.ru

Рабочая программа по литературе (7 класс) по теме: Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

СОГЛАСОВАНО                                                             СОГЛАСОВАНО                                                            УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО учителей                                      Заместитель директора по УВР                                   Директор МБОУ «СОШ №3» гуманитарного цикла_                                  МБОУ «СОШ № 3»                                                             __________               _Барабанова И.В. /                              

______________ _/_Лучер Е. В. /                                  ______________/Колотухина Н.В/                                    Приказ  №____ от___________

Протокол № 1 от_ 29 . 08 . 2012

Рабочая программа педагога

Лучер Елены Владимировны, высшей квалификационной категории

по литературе в 7 «В» классе (базовый  уровень)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета.

Протокол № 1 от_30 .08 .2012

2012 – 2013 учебный год

Раздел 2
Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и  учебника «Литература 7 класс. Учебник.для общеобразовательных учреждений в двух частях (авторы – В.Я.Коровина. —  М.: «Просвещение», 2008г.).

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

        Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     — составление планов;

     — краткие и подробные пересказы текста;

     — устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     — анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

     — развитие художественной фантазии у детей;  

     — прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     — придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

       Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

     Программа призвана обеспечить:

— приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

— развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

—  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

— формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

— воспитание речевой культуры учащихся.

     Задача курса литературы 7 класса:

— развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

— совершенствовать навыки выразительного чтения;

— сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

— использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

— расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Раздел 3.

Учебно-тематический план.

Раздел

Кол-во часов

Количество контрольных работ

сочинений

Тестир.

Развитие речи

1

Введение.

1

2

Устное народное творчество

4

1

1

1

3

Древнерусская литература.

3

4

Из русской литературы 18  века.

2

5

Из русской литературы 19  века.

27

3

4

3

6

Из русской литературы 20  века.

24

1

1

7

Из литературы народов России.

1

8

Из зарубежной литературы.

4

9

Прочитайте летом. Итоговый  тест.

2

1

Итого:

68

5

6

5

Раздел 4
Содержание тем учебного курса7 класса  (68 часов)

Введение (1 час).

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч.)

Былины. (3 ч.)

«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

Теория. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).

Пословицы и поговорки. (1 час).

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).

ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА (3 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

Теория. Поучение (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов (1ч.)

Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестолея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория.Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин.(1ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи … », «На птичку … », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27ч.)

Александр Сергеевич Пушкин (5 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Полтава»( «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн … »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория.Летопись.

«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

Теория. Повесть (развитие представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч.).

Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива … », «Молитва», «Ангел».

Теория. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь (5ч.) .Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев (3 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

«Бирюк». Для чтения и обсуждения.

Теория. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.

Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой (2ч.)Краткий рассказ о писателе.Роман «Василий Шибанов» Историческая тематика в творчестве Толстого. Нравственная проблематика произведения.

Теория. Роман.(начальное понятие).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести …». «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Теория. Гротеск (начальное понятие).

Лев Николаевич Толстой (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Теория. Сатира и юмор как формы комического.

«Край ты мой, родимый край» (1 ч.)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  ХХ ВЕКА (26ч.)

Иван Алексеевич Бунин (3 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).

«Лапти». Для чтения и обсуждения.

Максим Горький (4 ч.).

 Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль», «Данко». Создание легенды.

Теория. Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.).

 Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче … ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Андрей Платонович Платонов (2ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире».Прекрасное — вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

Борис Леонидович Пастернак. (1 ч.)

Лирика. Чтение и анализ стихов.

Александр Трифонович Твардовский (1 ч.).

 Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие … », «Июль -макушка лета.. », «На дне моей жизни .. » — воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория. Лирический герой (развитие понятия).

Час мужества (1 ч.)

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова.«Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины … », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.

Федор Александрович Абрамов (1 ч.).

 Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков (1 ч.).

 Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1 ч.).

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).

Михаил Зощенко (1 ч.)

«Беда».Смеяться или плакать.

«Тихая моя родина…» (2ч.)

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего(В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на стихи поэтов 20 века.(1ч.)

Краткое изучение творчества поэтов.(И.А.Гофф, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

Расул Гамзатов (1ч.)

Знакомство с творчеством поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)

Роберт Бернс. (1ч.)

Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. (1ч.)

«Ты кончил жизни путь, герой! .. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Японские хокку (трехстишия). (1ч.)

Теория. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри.(1ч.)

 «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Прочитайте летом. (2ч.)

Раздел 5
Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.

                            Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                      Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.    

Раздел 6
Календарно-тематический план.

Тема урока

Кол-во часов

Использова-

ние ИКТ и ТСО

Использование проектной технологии

Дата по плану

Дата по факту

Коррек

ти-

ровка плана

1.

Введение.

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

4

2.

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович».

1

3.

Урок внеклассного чтения. Новгородский цикл былин. «Садко».

1

Просмотр и анализ м/ф «Садко»

4.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению «Художественные особенности русских былин».

1

5.

Пословицы и поговорки.

1

Подготовка презентации.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

3

6.

«Повесть временных лет», «Поучение»Владимира Мономаха.

1

7-8.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

2

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

18 ВЕКА.

2

9.

Стихотворения М.В.Ломоносова.

1

Подготовка презентаций

10.

Стихотворения Г.Р.Державина.

1

Подготовка презентаций

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА

27

11.

А.С.Пушкин «Медный всадник».

1

12.

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

1

13.

А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена вЧудовом монастыре.

1

14-15.

А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

2

Электронное приложение «Литература» 1 сентября №9-12 , 2011,Использование индивидуального раздаточного тестового материала

Подготовка презентаций

16.

М.Ю Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

Использование индивидуального раздаточного тестового материала

17.

Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

1

18.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению. «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова».

1

19.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои.

1

20.

Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

Просмотр к/ф «Тарас Бульба»

21.

Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

Просмотр к/ф «Тарас Бульба»,

22-23.

Уроки развития речи. Сочинение на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства в повести», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», «Изображение природы в повести»

2

24-25.

Рассказы И.С.Тургенева «Бирюк» и «Бежин луг».

2

26.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

1

Электронное приложение «Литература» 1 сентября №1-4, 2011

27.

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины».

1

28.

Стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день , часу в шестом…».

1

Использование индивидуального раздаточного тестового материала

29-30.

А.К.Толстой. «Василий Шибанов».

2

31-32.

М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

2

Электронное приложение «Литература»     1 сентября №5-8, 2011

33-34.

Л.Н.Толстой «Детство».

2

35.

А.П.Чехов «Хамелеон».

1

36.

Урок внеклассного чтения. Рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

1

Использование индивидуального раздаточного тестового материала

37.

 Край ты мой родимый. Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин.

1

Подготовка презентаций

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА.

24

38.

И.А.Бунин «Цифры»

1

39.

Урок внеклассного чтения.И..А.Бунин  «Лапти».

1

40-42.

М. Горький «Детство».

3

Использование индивидуального раздаточного материала

43.

М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко.

1

44-45.

Л.Н.Андреев «Кусака».

2

46.

Слово о Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

Электронное приложение «Литература» 1 сентября № 5-8, 2011

47.

Урок внеклассного чтения. Стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

1

48.

А.П.Платонов «Юшка». Неизвестный цветок».

1

49.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

50.

Б.Л.Пастернак. Лирика.

1

51.

А.Т.Твардовский. Лирика. «Василий Тёркин».

1

52.

Урок внеклассного чтения. Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне.

1

Электронное приложение «Литература»   1сентября №8, 2010

Подготовка презентаций

53.

Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади».

1

 54-55

Е.И.Носов «Кукла», «Живое  пламя»

2

56.

Ю.П.Казаков «Тихое утро».

1

57.

Д.С.Лихачёв «Земля родная».

1

58.

М.Зощенко. Рассказы.

1

59-60.

Урок  внеклассного чтения. «Тихая моя родина» Стихотворения о родной природе. (В.Брюсов, С.Есенин, Н.Заболоцкий)

2

Подготовка презентаций

61.

Песни на стихи поэтов 20 века. (И.Гофф, Б.Окуджава)

1

Электронное приложение «Литература» 1 сентября №8, 2010

Подготовка презентаций

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

1

62.

Р.Гамзатов «Земля как будто стала шире…»

1

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

4

63.

Роберт Бернс. «Честная бедность».

1

64.

Джордж Гордон Байрон«Ты кончил жизни путь герой!..»

1

65.

Японские хокку (трехстишия).

1

Электронное приложение «Литература» 1сентября № 5-8 2011

66.

О. Генри «Дары волхвов».

1

67-68.

Прочитайте летом. Итоговый тест.

2

Использование индивидуального раздаточного тестового материала

Раздел 7

Учебно-методическое обеспечение

   Для учителя.

1.  «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»  в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. —  М.: «Просвещение», 2009г.

2.  Универсальные поурочные  разработки по литературе: 7 класс. — 3-е изд , перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2010.

3. Липина  Е.Ю.  Литература.  Тесты  к  учебникам-хрестоматиям  под  ред.  Т.Ф.  Курдюмовой.5-9  классы

4. Мультимедиа энциклопедия.  

5.Литература.5-10 классы.  Изучение  творчества  Пушкина/ авт.-сост. Ромашина Н.Ф.-Волгоград: Учитель,2008

6.Уроки  литературы  №6/2003,№4/2003.

Для учащихся.

Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.

Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.

Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М., 2000.

Фогельсон И.А. Литература учит. — М., 1998.

Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.

8. Использование интернет –ресурсов :

http:/www.1september.ru

http:/www.internet-scool.ru
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *