7 класс

Конспект 5 параграфа по истории 7 класс – Конспекты Всеобщая история 7 класс

Содержание

План-конспект урока по истории (7 класс) на тему: конспекты уроков по истории России 7 класс

Мы продолжаем изучение курса «Истории России», начатой вами в 6 классе. В этом году мы будем говорить об истории России в Новое время. Хронологические рамки – к. 16 века –  к. 18 века, а точнее 1584-1801 гг. По историческим меркам это совсем небольшой отрезок времени. Но именно в этот период Россия прошла сложный путь от молодого государства до империи.

        Российскую историю вы изучали в прошлом году. Вспомните основные события и процессы, которые проходили на территории нашей страны в эпоху Средних веков. Древнерусское государство после принятия христианства (православия) и образования цивилизованного общества вступило в этап государственной раздробленности. С XV века начинает складываться единое, централизованное государство. Закончили мы правлением Ивана Грозного. Что вы помните о его царствовании? В каком положении он оставил страну?

Последние дни Ивана Грозного были отягощены не только физическими страданиями, но и размышлениями о своём наследнике. Выбор у царя был невелик. После трагической смерти старшего сына Ивана царём мог стать его второй сын, царевич Фёдор, или младший сын, царевич Дмитрий. По воспоминаниям современников, личность Фёдора заставляла серьёзно задуматься о способностях управлять государством.  Дмитрий был ещё в младенческом возрасте. Это понимал и Иван Грозный. Оставляя престол Фёдору, он поручил сына и государство заботам бояр – Ф.И.Мстиславского, Н.Р.Юрьева, И.П. Шуйского и Б.Ф. Годунова.

Царь Фёдор не отличался ни задатками государственного деятеля, ни хорошим здоровьем. Основным занятием нового царя были молитвы, посещение монастырей. Началась борьба за влияние на нового царя, основными участниками которой стали Шуйский и Годунов. Победу одержал близкий родственник царя – Б.Годунов, Шуйский погиб в тюрьме. Положение Годунова упрочило и то, что его сестра Ирина была женой нового царя.

14 лет занимал престол Фёдор, 13 из них фактически правил Борис Годунов.

        Тема урока: «Внутренняя политика Бориса Годунова». 

План: 1. Внутренняя политика БГ. 2. Царь Борис. 3. Экономические трудности. 4. Самозванец.

1. Внутренняя политика БГ. После смерти Ивана 4 на престол вступил его сын Федор (1584-1598). Говоря о правлении Федора Ивановича, мы, прежде всего, говорим о политике Бориса Годунова. Борис был незаурядным, энергичным человеком, обладал тонким политическим чутьём.

К концу 16 века Русское государство находилось в тяжелом экономическом кризисе. Новое правительство должно было решить две основные задачи: восстановить нормальную хозяйственную жизнь и сплотить верхушку общества. Меры, которые использовало правительство, привели к оформлению системы крепостного права. Крепостное право – система юридических норм, которая закрепляет крестьянскую зависимость от феодала.

Вы помните, что служилые люди на Руси получали за свою службу поместье, которое обрабатывали крестьяне. Крестьяне не были привязаны к конкретному помещику, могли переходить к другому помещику в поисках лучших условий. Еще в 1497 году Иван 3 установил единый для всей страны срок перехода крестьян – Юрьев день, а точнее неделя до 26 ноября и неделя после. Это было первое ограничение крестьянской свободы. Запросы помещиков росли, удовлетворить их они могли, только повышая крестьянские повинности. Правительство, заботясь о благосостоянии служилого сословия, стремилось прочнее привязать крестьян к владельцам земли.

1581 год – Указ о «заповедных летах» — отмена Юрьева дня, запрет свободного перехода крестьян от одного хозяина к другому («заповедь» — запрет). Сначала это была временная мера, но в силу заинтересованности помещиков она стала действовать постоянно. Самой обычной и массовой формой протеста крестьян против усиления феодального гнета было бегство.

1597 год – Указ об «урочных летах» — 5-летний срок сыска беглых крестьян. Землевладельцы, у которых сбежали крестьяне за 5 лет до 1597 года и которые успели в этот срок подать челобитье о сыске беглых, имели право рассчитывать на содействие государственной власти.

Эти меры способствовали укреплению хозяйства помещиков.

Годунов стремился заручиться поддержкой православной церкви. В 1589 году в России было введено патриаршество. До этого главой русской православной церкви был митрополит, который подчинялся непосредственно константинопольскому патриарху. Таким образом, российская церковь получила независимость от константинопольского патриарха, но в то же время усилился контроль государства над ней — ведь кандидатура будущего патриарха фактически одобрялась царем. Первым патриархом стал митрополит Иов, сторонник Годунова. Да и сама инициатива учреждения патриаршества исходила не от церкви, а от государства.

2. Царь Борис. У царя Федора не было детей. Наследником считался Дмитрий — младший сын Ивана Грозного от последней, восьмой жены, Марии Нагой. Дмитрий вместе со своей матерью был сослан в Углич, где погиб в 1591 году. До сих пор остается непонятным, был ли царевич убит, или же произошел несчастный случай, и он сам напоролся на нож во время эпилептического припадка. Комиссия, во главе с боярином Василием Шуйским, отправленная в Углич для изучения дела, заявила, что царевич погиб в результате несчастного случая, однако сам Шуйский впоследствии несколько раз менял свое мнение.

В 1598 году умер царь Федор. Династия Рюриковичей пресеклась. Жена Федора Ирина отказалась от престола и ушла в монастырь. Патриарх Иов высказал мысль о венчании на царство Бориса Годунова. Был собран Земский собор, на котором царем был избран Годунов. Но Борис от престола отказался. Почему? Несмотря на своё высокое положение, не имел кровного родства с правящей династией, в отличие от Шуйских или Романовых. Он понимал, что никаких прав на престол не имеет. Были организованы народные шествия к Годунову, Иов грозился отлучить  Бориса от церкви за неповиновение. В итоге Годунов согласился (1598-1605). Впервые на Руси на трон вступал неприрожденный государь.

3. Экономические трудности. После того, как Годунов формально стал царем, многие проблемы, возникавшие в Российском государстве, начали объяснять тем, что на престол взошел боярин, а не природный государь. Годунова начали обвинять в убийстве царевича Дмитрия Ивановича.

Бориса, много сил и денег вложившего в благоустройство Москвы, называли виновником разорившего город пожара, говорили, что именно его правление привело к страшному голоду, обрушившемуся на Русь в 1601—1603 годах. В России три года подряд из-за ужасных погодных условий (засухи, дождей, ранних заморозков) был сильный неурожай, что вызвало массовый, невиданный по масштабам голод. Погибли тысячи людей. Правительство Годунова приложило максимум усилий для того, чтобы смягчить социальную напряженность в стране: оно организовало общественные работы в городах и массовую бесплатную раздачу хлеба голодающим из государственных хранилищ.

Однако эти меры не имели большого эффекта, и ситуация продолжала ухудшаться. На юго-западные и южные окраины страны бежали сотни крестьян, холопов, посадских людей. Они представляли собой «горючий материал», готовый вспыхнуть в любое время. Власти называли этих людей «разбойниками», «лихими людьми», ведь они покушались на имущество других людей.

Кульминацией социально-экономического кризиса и «голодных бунтов» в стране стало движение холопов под предводительством атамана Хлопка (1603), с трудом подавленное правительственными войсками. О том, насколько Годунов был встревожен происходившим, можно судить по тому, что в это время он впервые нарушил свою клятву никого не казнить, данную им при вступлении на престол. Вожди восстания Хлопка были казнены.

Таким образом, первые годы правления Бориса Годунова были отмечены успехами во внутренней и внешней политике России. Но в начале 17 века ситуация резко изменилась – в стране начался голод, вспыхнули народные волнения.

4. Самозванец. В накаленной до предела обстановке на исторической арене России появилась фигура Лжедмитрия I. Под этим именем, скорее всего, скрывался бывший холоп бояр Романовых, а затем монах Чудова монастыря в Москве Григорий Отрепьев, бежавший в Польшу. По знаменитому выражению В. О. Ключевского, самозванец «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве», так как, судя по всему, он был в курсе всех политических тонкостей своего времени и прекрасно осведомлен о судьбе царевича Дмитрия. До сих пор не совсем понятно, откуда Отрепьев мог получить такие исчерпывающие сведения. Это даже давало некоторым историкам возможность предполагать, что он был не самозванцем, а действительно спасшимся царевичем. Большинство исследователей, однако, считает, что Лжедмитрий все-таки был Григорием Отрепьевым, получавшим поддержку, скорее всего, от влиятельного, хотя и опального клана Романовых.

Оказавшись в Речи Посполитой, Отрепьев назвал себя царевичем Дмитрием, чудом спасшимся от убийц, подосланных Борисом Годуновым, и заявил свои права на московский престол. Его поддержали король Сигизмунд, польские дворяне, а также католическое духовенство, надеявшееся распространить в России католичество. Будучи человеком одаренным и тщеславным, «царевич» мечтал о славе и богатстве. Он щедро раздавал обещания своим союзникам, хотя, судя по всему, вовсе не собирался их выполнять. Лжедмитрий обручился с Мариной, дочерью сандомирского воеводы Юрия Мнишека, пообещав ее отцу русские земли, привилегии и деньги.

Весной 1604 года, получив разрешение от польского короля Сигизмунда III, Лжедмитрий начал собирать под свои знамена войско для похода на Москву. Ему удалось набрать лишь немногочисленный отряд, состоявший в основном из запорожских и донских казаков, а также мелкопоместной польской шляхты. С таким разношерстным войском в 1604 году Лжедмитрий вступил в пределы Руси. Выбранный им маршрут лишний раз показывает, как хорошо самозванец был осведомлен в российских делах. Его войско не пошло по самому короткому пути прямо на Москву. Лжедмитрий заходил с юга, через земли, известные своими мятежными настроениями. Сначала ему сопутствовал успех, однако уже в декабре Лжедмитрию пришлось отступить после столкновения с правительственными войсками. Однако известие о поражении не поколебало народной веры в «доброго царя». К остаткам войска Лжедмитрия со всех сторон сбегались недовольные. Что особенно важно, ему на помощь с юго-востока шли многочисленные казачьи отряды. Посадские жители открывали ему ворота городов.

Неожиданным подарком судьбы для авантюриста стала внезапная смерть царя Бориса. В апреле 1605 года в Москве умер Борис Годунов, передав трон своему молодому и неопытному сыну Федору. Уже в мае на сторону самозванца перешли правительственные войска, и он начал свое триумфальное шествие к столице.

В Москве сторонниками Лжедмитрия было спровоцировано восстание против царя Федора Годунова, которое закончилось низложением и гибелью молодого царя и его матери. 20 июня 1605 года Лжедмитрий вступил в Москву.

Д.з. § 1, раб. тетрадь № 1,2,3,4.

nsportal.ru

План-конспект урока по истории (7 класс) на тему: Конспекты уроков 7 кл. история

Конспект 15 история 7 класс.

Задание 1. По какому принципу образованы ряды?

1. Лютеранство, кальвинизм, пресвитерианство___________________________________________

         

2. Габсбурги, Тюдоры, Бурбоны________________________________________________________

3. А.Ф. Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий _________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 2. Что (кто) является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

1. Бартоломеу Диаш (Диас), Вильгельм Оранский,  Васко да Гама, Фернан Магеллан

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.  Наемные рабочие, фермеры, феодалы, буржуазия._______________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Юрий Звенигородский, Владимир Андреевич, Серпуховский, Дмитрий Донской, Дмитрий Боброк-Волынский

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 3. Из приведенных слов составьте определения исторических  понятий и запишите их. Напишите сами понятия. Слова не могут быть использованы дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по числам и падежам.

1. Территории, собирал,  с, которую, подвластные, объезжая, ее, продуктами, дань, платили, князь, деньгами,  или._______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.Наследство, обязанности, отличающиеся, группа, права, люди, большие, закрепленные, передающиеся________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 4. Расположите события в хронологической последовательности, внеся свой ответ в таблицу:

А) государственная деятельность кардинала Ришелье  Б) Крестьянская война в Германии  В) первое кругосветное путешествие  Г)  подписание Нантского эдикта  Д) гуситские войны  

Е) карательная экспедиция герцога Альбы в Нидерланды  Ж) Открытие морского пути в Индию

З) Варфоломеевская ночь  И) разгром «Непобедимой армады»  

Задание 5. Соотнесите имя исторического деятеля с основным содержанием его деятельности.  Свой ответ внесите в таблицу:

1

Владимир Мономах

А

Тверской купец, совершивший путешествие по Персии, Индии и Турции

2

Иван Калита

Б

Русский правитель, при котором был введена в оборот серебряная копейка

3

Елена Глинская

В

С его именем связано присоединение Западной Сибири к России

4

Андрей Боголюбский

Г

Русский правитель,  первый совершивший официальный визит в Константинополь

5

Афанасий Никитин

Д

Русский правитель, при котором русский митрополит обосновался в Москве

6

Иван III

Е

Русский князь, захвативший и разграбивший Киев

7

Ермак Тимофеевич

Ж

Автор произведения «Поучение детям»

8

Княгиня Ольга

З

Русский правитель, ликвидировавший независимость Великого Новгорода

         

Задание 6.  В Варфоломеевскую ночь вождей гугенотской партии – Генриха Наваррского и принца Конде доставили к королю Карлу IX, за королем маячила фигура его матери Екатерины Медичи. Размахивая кинжалом, Карл угрожающе прорычал: «Обедня, смерть или Бастилия!»

Объясните смысл слов короля. _________________________________________________________

Критерии и указания к оцениванию

Задание 1. По какому принципу образованы ряды?

1. Направления протестантизма

2. династии европейских монархов(королей)

3. Избранная рада.

По 2 балла. Всего за задание 6 баллов.

Задание 2. Что (кто) является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

1. Вильгельм Оранский-вождь освободительного движения в Нидерландах, остальные великие мореплаватели

2.  Феодалы сословия – остальное классы.

3. Юрий Звенигородский не является участников Куликовской битвы

1 балл за указание лишней позиции и по 2 балла за объяснение. Всего за задание 9 баллов.

Задание 3. Из приведенных слов составьте определения исторических  понятий и запишите их. Напишите сами понятия. Слова не могут быть использованы дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по числам и падежам.

1. Князь объезжая подвластные территории, собирал дань, которую платили продуктами и деньгами — ПОЛЮДЬЕ

2. Закрепленные права и обязанности передающиеся по наследству, отличающие большие группы людей – СОСЛОВИЯ.

По 1 баллу за понятие и по 1 баллу за составленное определение.

Итого за задание 4 балла

Задание 4. 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Д

Ж

В

Б

Е

З

И

Г

А

За полностью верную хронологию 7 баллов. За хронологию с одной ошибкой 4 балла.

Задание 5. 

По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Итого за задание 8 баллов.

Задание 6.  Генрих должен был принять католическую веру (обедня), иначе его ждала смерть или тюрьма (Бастилия). До 3 баллов за ответ. 

Задание 7. 

1. 60-е годы XVI в.

2. Борьба народа Нидерландов против испанского владычества. Происходит в Нидерландах.

3. Герцог Альба и Вильгельм Оранский. Герцог Альба наместник испанского короля в Нидерландах, проводивший репрессии против местного населения. Предводитель освободительного движения против Испании.

4. Жители Нидерландов были обложены налогом составляющим 1/10 части всего продававшегося, что разоряло их.

По 2 балла за 1 и 2 пункты. По 2 балла за каждое имя и пояснение к нему. (если названо имя без пояснения – по 1 баллу за имя). До 2 баллов за разъяснение названия.

Всего за задание 10 баллов.  

Задание 8 . 

Военная галерея Зимнего дворца, посвященная полководцам Отечественной войны 1812 года.

По 2 балла за каждую позицию. Всего за задание 6 баллов.

Задание 9 .

1. Опричнина. 1565-1572.  2 балла за позицию – 4 балла

2. Иван IV.           1 балл

3. Могут быть названы: Г.Л. Бельский (Малюта Скуратов), Ф. и А. Басмановы, А.И. Вяземский,  по 2 балла за имя – 4 балла

4. Могут быть названы:

Укрепление неограниченной, деспотической власти царя;

Закрепощение крестьянства;

Неудачи в Ливонской войне;

Хозяйственное разорение и кризис;

Могут быть высказаны и иные, имеющие основания суждения.

По 3 балла за каждую позицию

Всего за задание 18 баллов.

_____________________________________________________________________________________

nsportal.ru

План-конспект урока по истории (7 класс) на тему: Разработка урока по ФГОС 7 класс

Общая часть

Цель урока:

Охарактеризовать социальную структуру российского общества XVII века, экономические и политические положения разных сословий российского общества. Раскрыть причины изменений, произошедших в положении представителей различных слоев общества. Знакомство с жизнью и бытом  разных сословий. (слад 1)

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Предметные

Метапредметные

Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века., проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения

Знакомство с жизнью, традициями и бытом различных слоев населения.

Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания положения основных сословий в России в XVII веке и проведению сравнительной характеристики.

Задачи:

Воспитывающая

Развивающая

Обучающая

— формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.

— формирование эстетического восприятия, уважения и трепетного отношения к традиционным ценностям.

— развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.

— формировать навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями  и текстом учебника.

— формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

— углубленное знакомство с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий.

— формирование понимания роли изменений происходящих в повседневной жизни людей в течение одного столетия

Основные понятия изучаемые на уроке:  «белые» слободы; черносошные крестьяне, барщина, оброк, крепостные, приказные люди, ясак, «приборные» служилые люди. (слад 2,3)

Важнейшие даты: 1649 г. – Соборное уложение, определение (слад 4)

Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедиа (компьютер, проектор), электронное приложение к учебнику «История. Россия конец XVI-XVIII век. 7класс» Данилов А.А. (УМК «Сферы»), схема «Сословия России»

Организационная структура урока

Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: заинтересовать учащихся.

Форма работы: индивидуальная (в т.ч. у доски)

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок истории мы начнем с    просмотра     «Иллюстративного ряда».  (слад 5,6,7,8,9,10)    Кто хочет поработать у доски?

Задание:

Ребята вы должны систематизировать исторический материал в таблице в рабочей тетради «Сословия России XVII века», для выполнения этого задания вам необходимо внимательно работать с текстом учебника, отвечая на следующие вопросы:

а) название сословия;

б) состав сословия;

в) права и обязанности.

Дети: Мы будем изучать положение (привилегии, права и обязанности и т.д.) основных сословий  России XVII века.

Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Сословия российского общества XVII века». Мы будем говорить о жизни и быте социальной структуре российского общества, экономическом и политическом положении разных сословий.

Если данный вопрос вызывает затруднение, учитель уточняет – О чем говорится в задании? (о жизни и быте людей). Исторические события и культура (традиции,  не разделимы). Именно их мы и будем сегодня изучать.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дает задание для выполнения. При помощи вопросов подводит к формулировке темы.

Выполняют задания самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски. Отвечают на вопросы учителя.

— развитие навыка выполнения простейших заданий..

— формирование способности к сопоставлению и выделению главного.

— развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний.

Этап 2. Актуализация знаний.

Цель: актуализация имеющихся знаний по теме, выявление мест и причин затруднения. Формулировка цели урока. (слад 11)

Форма работы: фронтальный опрос

— Что вы знаете о России первой половины XVII века?

— Дайте характеристику слову «сословия»

— Какие сословия вы знаете?

— Что хотели бы вы сегодня на уроке узнать  о сословиях России XVII века?

Что бы разобраться с этими вопросами наверняка, нам необходимо проделать большую работу. Ребята, какую цель нам необходимо поставить перед собой, для того чтобы разобраться в этих вопросах? (узнать о жизни и быте сословий России XVII века, об их в развитии России)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Задает вопрос. Фиксирует все высказывания детей о сословиях России (любое из них, даже не верное будет важным для дальнейшей работы). При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели.

Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока.

— формирование рефлексивных умений определения границы между знанием и незнанием.

— формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем.

Этап 3. Открытие новых знаний

Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы.

Форма работы: в группах

Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, предлагаю каждой из групп работать по составленному плану. Класс делится на группы по количеству сословий. Каждая пара представляет свое сословие (рассказывает о составе сословия, службе и повинностях, образе жизни, костюмах и т.д.). Давайте попытаемся словесно нарисовать художественные образы людей живших в XVII веке. (слад 12)

  1. группа: Феодалы /дворяне, бояре/ — права и обязанности, особенности быта.
  2. группа: Духовенство /черное, белое/ — права и обязанности, особенности быта.
  3. группа: Посадские люди /купцы, ремесленники и т.д./ — права и обязанности, особенности быта.
  4. группа: Крестьяне / владельческие, черносошные/ — права и обязанности, особенности быта.
  5. группа: Казачество — права и обязанности, особенности быта.

Перед тем как приступить изучите критерии оценки, согласно которой будет оцениваться ваш результат.

Каждая пара представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. В случае затруднения группа имеет право обратиться к учителю. Далее учитель сопоставляет  заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся.

Пожалуй, теперь информации о сословиях России XVII века достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения  в начале нашего урока.   (Установило полное крепостное право)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные  таблицы и обращает внимание на неизученные вопросы в делении сословий России XVII века. Возвращает к первоначальному вопросу.

Изучают информацию о своем сословии, оформляют в виде красочных плакатов и представляют остальным учащимся. Оценивают выступления и представленные работы по определенным критериям. Слушают учителя.

— формирование навыка расширенного поиска информации.

— формирование навыка изучающего и поискового чтения.

— формирование умения выделять главное и второстепенное

— формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

— отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

— формирование умения самостоятельно контролировать  свое время и управлять им.

— привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

— формирование позитивной моральной самооценки.

Этап 4. Первичное закрепление изученного.

Цель: закрепление полученных знаний.

Форма работы: групповая

Ребята давайте, немного подумаем и предположим основываясь на выполненных нами заданиях, какое влияние оказало Соборное уложение 1649 года на саму историю, жизнь людей  и развитие человека. (слад 13)

— Возможно, ли говорить о том, что к XVII веку в России сложилось сословие крестьян? (Нет, так, как в данный период времени существовало очень много категорий крестьян, их нельзя назвать единым сословием)  

— Назовите новое сословие России XVII века, особенности быта? (Казаки, землепашцы, скотоводы, войны, вольные люди)

— Назовите самую стесненную категорию крестьян? (Самой стесненной категорией являлись холопы, так как вообще были лишены каких-либо прав)

— Какое сословие в обществе оставалось господствующим, на какие группы делилось (Феодалы, бояре, дворяне)

А теперь попробуйте заполнить схему самостоятельно (заполняется схема электронного приложения, возможны различные варианты)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дает задания, координирует работу.

Моделирует ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняет электронную схему.

— формирование способности владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

— формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных.

— формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации.

— развитие креативного мышления  и способности к сопоставлению данных.

— формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

— отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

— формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

— развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.  

Этап 5. Включение в систему знаний, повторение.

Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний.

Форма работы: групповая (слад 14)

— Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) 

— Как именно? (Знание о делении сословий, правах и обязанностях людей помогут нам получить больше знаний о быте и жизни России XVII века, о культурных, архитектурных, художественных, политических и исторических событиях)

— Как вы думаете, какую роль в жизни сословий России сыграло Соборное уложение 1649 года?  (Универсальный кодекс феодального права, устанавливал нормы во всех сферах жизни общества – социальной, экономической, административной, семейной, духовной, военной и т.д.,  окончательно закрепостило крестьян, одновременно укрепив права феодалов)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Задает вопросы

Включает полученные знания в единую систему знаний

— развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.

— формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

— отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

— формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Этап 6. Рефлексия учебной деятельности

Цель: самооценка собственной деятельности на уроке.

Форма работы: индивидуальная

«Нотный стан успеха»

Ребята на доске изображен нотный стан, у вас на столах лежат нотки с изображением смайликов. Сейчас каждый из вас должен взять одну нотку со смайликом изображающим нужную эмоцию, которая осталась у вас при окончании урока. После этого подумайте, насколько данный урок был интересен для вас, было ли все понятно, или какая-то информация осталась не понятой. Сопоставив все факты, найдите на нотном стане место для своей нотки (верхняя линия стана – все удалось, удовлетворен уроком, средняя – что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком,  нижняя – ничего не понятно, не удовлетворен уроком) и поместите свою нотку на нотный стан.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат

Размещаю нотки на лесенке, в зависимости от полученных эмоций на уроке.

— развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели.

— формирование позитивной моральной самооценки

Этап 7. Домашнее задание

Цель: закрепление и углубление знаний по теме.

Форма работы: индивидуальная (слад 15)

Базовое:

Повторить изученный на уроке материал, прочитать документ, ответить на вопросы после параграфа §5.

Углубленное:

Подробно изучить и подготовить проект: «Чрезвычайная значимость роли «Соборного уложения» 1649года в формировании сословий России».

Творческое:

Составить кроссворд по теме: «Жизнь и быт сословий России XVII века»

Подготовить презентацию на тему: «Сословный строй России XVII века».

 

— развитие способности к самоорганизации и самоконтролю.

— развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся.

— формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи.

— формирование творческого подхода в решении поставленных задач.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Объясняет домашнее задание

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы

— развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов.

-формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

nsportal.ru

Конспект урока по Новой истории в 7 классе

Конспект урока по Новой истории в 7 классе по теме: «Новые ценности преобразуют общество»

Учитель: Щербакова Ольга Александровна

Цели: — Способствовать осознанию учащимися многообразия форм в обществе взаимоотношений людей через изучение социальной структуры европейского общества Нового времени.

Задачи урока:

— с формировать знания об основных формах социального взаимодействия в обществе в эпоху Раннего нового времени в XVI XVIII вв.; знать основные понятия урока: капиталист, батрак, новое дворянство

— Способствовать развитию у учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о формах взаимодействия в обществе в эпоху Раннего нового времени . Уметь составлять и представлять сообщения.

— продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, навык работы с историческими документами.

Оборудование: компьютер, презентация.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания по теме: « Дух предпринимательства преобразует экономику»

Ответьте только «да или нет»

1. В эпоху нового времени о роли рынка в жизни общества говорила пословица: « Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке» ( да)

2. В возникших лавках, располагавшихся на первых этажах, свои изделия продавали ремесленники ( нет)

3. Активно практиковалась торговля вразнос ( да)

4. После Великих географических открытий центрами мировой торговли стали Франция и Англия ( нет)

5. Первоначально торговые компании были семейным товариществом ( да)

6. Приметой нового времени было то, что некоторые крупные компании, занимавшиеся международной торговлей, добивались для себя права на монополию ( да)

7. Ост-Индская компания обладала исключительным правом ввозить в страну хлопок ( нет).

8. Практически все слои населения были охвачены духом предпринимательства ( да)

9. Биржа- это место, где могли встречаться банкиры, купцы, заказчики для заключения сделки ( да)

10. Централизованная мануфактура характеризовалась тем, что работники выполняли свою операцию, находясь у себя дома. ( нет)

3. Сообщение темы и целей урока.

( сл.2) План урока:

  1. Буржуазия Нового времени.

  2. Крестьянская Европа.

  3. Новое дворянство.

4. « Люди с дорожной обочины»

4. Изучение нового материала

— Происходящие изменения, рост предпринимательской деятельности, развитие капиталистического хозяйства меняли состав и занятия европейского населения

Сегодня на уроке вы буде работать в группах, готовить небольшие сообщения, мини доклады.

Для этого я раздам вам задания, с помощью которых вы и будете работать. В этих задания содержится вопрос, на который необходимо ответить, и ключевые понятия темы, которые надо раскрыть.

Задание №1

Прочитайте пункт 1, стр. 47 и ответьте на вопросы:

  • Кого называли «буржуа» в XVII в.?

  • Какие категории населения входили в состав буржуазии» ?

Буржуа –

Откупщик –

Задание №2

Ответьте на вопрос используя текст учебника –стр. 47, пункт 2:

Фермеры –

Батраки –

Задание №3

Ответьте на вопрос используя текст учебника –стр. 49, пункт 3:

Что такое «огораживание»? Почему в Англии начался процесс огораживания?

Новое дворянство (джентри) –

Старое дворянство –

Старинное родовое дворянство –

Воздушные дворяне –

Неродовитые дворяне —

Задание №4

Прочитайте п.4, стр.50 и ответьте на вопрос:

1.

2.

3.

4.

Задание №5

Работа с документом «Комиссия по расследованию дел об огораживании. 1517 г.» (с. 52)

5.Закрепление

Какие изменения в составе населения, происходящие в XVIXVII вв., говорят о разрушении традиционного общества?

Вывод: изменился состав европейского общества, изменилось положение и занятия различных слоёв населения. Растёт и богатеет буржуазия, втягивается в предпринимательскую деятельность дворянство, освобождается от личной зависимости крестьянство, растёт число наёмных работников.

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание: Параграф 5, вопросы

infourok.ru

План-конспект урока по истории (7 класс) на тему: План-конспект урока истории в 7 классе на тему «Основные сословия российского общества в 17 веке»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 35

 имени Героя Советского Союза  А.В. Гусько

станица Новоминская Каневской район

Конспект урока  по истории России

в 7 классе   на тему

«Основные сословия российского общества в 17 в.»

                                                                                            подготовила

учитель истории

Сергиенко Марина Владимировна

станица Новоминская Каневской район

План-конспект урока истории в 7 классе

Тема: «Основные сословия российского общества в XVII в.»

Цель урока: дать представление о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенностях каждого из них.

 — развивать логическое мышление в процессе формирования представлений об особенностях каждого сословия;

  — воспитывать внимание и интерес к истории своей страны.

Основные понятия: барщина, белые слободы, черносошные крестьяне, оброк, крепостные, подворная подать, ясак, приказные люди.

Важнейшие даты: 1649 г – Соборное Уложение

Оборудование: карта «Россия в XVII веке».

План урока:

1.Феодалы

2.Крестьяне

3.Городское население

4.Духовенство.

Ход урока.

1.Оргмомент

2.Проверка д/з

1) Опрос по параграфу 16.

— Назовите новы черты в развитии сельского хозяйства

— Какова была специализация районов России?

— Какие изменения произошли в XVII веке в ремесленном производстве? Что такое мануфактура? Какие мануфактуры вы знаете?

— Каковы особенности торговли в XVII веке?

— Какие же новые явления зарождались в экономике России?

2) Работа у доски с терминами:

Мелкотоварное производство, бобыли, мануфактура, всероссийский рынок, засечная черта.

3)Работа по карточкам:

№1: Последствия Смуты.

№2: Дайте характеристику развития мануфактурного производства в 17 веке.

   3.  Изучение нового материала.

               В России наступают новые времена после окончания Смуты. На предыдущем уроке вы рассмотрели, какие изменения произошли в экономике, т.е. в хозяйстве страны. Постепенно налаживается жизнь в сельском хозяйстве, появляются районы, специализирующие на производстве отдельных культур. Происходят изменения и в ремесленном производстве, появляются новый тип предприятия – мануфактуры. Сегодня на уроке мы с вами охарактеризуем сословный строй российского общества, постараемся  определить права и обязанности основных сословий.

Тема нашего урока «Основные сословия российского общества».

А скажите, что такое «общество», «сословие»

.Задача класса, слушая рассказ учителя, заполнять таблицу.

Основные сословия российского общества.

Сословие

Состав сословия

Служба или повинность

Феодалы

Вотчинники

Помещики

Владельцы вотчины

Владельцы поместья

Несли государеву службу на общих основаниях

Посадское

население

Ремесленно-торговое население городов

Платили налоги (тягло)

Духовенство

Белое (приходские священники), черное (монахи).

Церковная служба. Белое духовенство вносило платежи церковным и светским властям.

Крестьяне

Крестьяне вотчинников и помещиков; монастырские и церковные; черносошные .

Работали на земле и выполняли различные повинности.

Приказные люди

Служащие государственных учреждений.

Служили в государственных учреждениях. По статусу приравнивались к дворянам.

Приборные люди

Стрельцы, пушкари, городовые казаки, проживающие в приграничных районах и городах.

Несли военную сторожевую службу. Получали государственное содержание.

Казаки

Военное население Дона, Терека и Яика.

Несли военную службу.

Ясачные люди

Нерусские народы, платившие ясак (дань пушниной).

Платили подать мехами.

Работа с документами.

Бояре.

До недавнего времени только мы были _________________ сословием в России, т. к. исправно состоим на государевой службе. Представляя феодальное сословие, мы имеем родовые земельные владения –__________. Царская власть относится к нам благосклонно, укрепляет наши ________на землю и подвластных крестьян, так розыск __________  _________увеличен до 15 лет. А в 1649 году Земский собор принял новое__________, по которому закреплялось вечное наше _______ на зависимых крестьян, и запрещался переход от одного хозяина к другому. Мы этому очень рады. Но нам  принадлежит _____% крестьянских дворов.

 И в отношении государственного управления,  нас постепенно теснит _______________. К сожалению, прежняя система замещения высших должностей в государстве, по родовитости происхождения, так называемая ________________, в 1682 году была отменена окончательно.

Дворянство.

Мы, дворяне – главная ________царской власти. Мы исправно несём государственную службу, за что царь жалует нам земли с крестьянами –__________. И мы тоже рады новому Уложению______ г, по которому мы дворяне имеем _______ право на зависимых крестьян. И нам, принадлежит около ___ % крестьянских дворов, и постепенно хозяевами земли и крестьян становимся мы.

И мы дворяне несказанно рады отмене ____________, т. к теперь феодалы уравнены в правах. И это означает нашу победу в соперничестве со старой родовой знатью.

Крестьянство.

Основную массу населения по-прежнему составляем мы – крестьяне. Наше положение остаётся быть трудным. Именно на наши плечи легло тяжкое бремя________. Среди нас есть _______________ и черносошные. Владельческие являются полной собственностью дворян, _______, царской семьи и ______________.

Черносошные крестьяне лично свободные и несём мы только ______________   ________________. Мы, крестьяне, живущие на землях бояр и дворян, полностью ____________от их произвола. И имущество наше тоже принадлежит _____________. По Соборному Уложению 1649 г. вводился бессрочный розыск беглых крестьян, что закрепило полное _____________________ право.

Мы отрабатываем барщину, платим натуральный и денежный оброк. Кроме работ в поместье феодалов, нас привлекают к работам на________________________.

С каждым годом меняется система налогообложения: вместо поземельной подати введена _____________подать. А земли у нас как было немного, так и осталось всего по 1-2 десятины.

Городское население.

Численность нас горожан в XVII веке выросла. Наряду с крепостями появляются ________. Посадское население  это ремесленники и торговцы, _______, стрельцы, дворяне и бояре.

Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые _________________ и купцы. Они занимались торговлей, мануфактурным производством и также платили налоги и пошлины государству. А мы мелкие ремесленники и торговцы несли всю тяжесть налогового бремени. Конечно,  было завидным положение боярских, дворянских и монастырских ________, которые в свободное от службы время промышляли ____________ и ремеслом. Они, как и их хозяева были жителями белых слобод и не несли повинности в пользу государства. Но в1649 г эти права белых слобод были отменены и теперь все платят государственные __________.  А жители черных слобод платят оброк боярам и монастырям.

 И среди нас горожан появляются зажиточные ремесленники, которые начинают применять _____________ труд.

Духовенство.

Численность нашего сословия к концу XVII века значительно _______________. Число церквей и монастырей  по всей стране росло.  В их владения входили земли с крестьянами. А с принятием ___________________ в конце XVI века Русская православная церковь стала полностью __________________. И мы этим довольны.

Высшим слоем среди нас являются епископы, ________________ и митрополиты. Возглавляет русскую православную церковь – патриарх Московский и всея Руси.

Мы, приходские священники, относимся к белому духовенству, самые многочисленные из духовенства и мы ближе всех к ___________. Мы имеем право на семью и имущество. Наша обязанность проповедовать слово Божие.

Черное духовенство – монахи, живущие в монастырях, подают пример служения Богу. Лично они ничего не имеют, но монастырям принадлежат земли с крестьянами.

Наша церковь является крупнейшим ______________ земли. Конечно,  Соборное Уложение 1649 г. запретило церкви увеличивать владения и ликвидировало право белых слобод. Но всё равно церковь остаётся быть крупным  владельцем земли, ей принадлежало до _____ % земель.

4. Закрепление нового материала.

1: Главной опорой  царской власти было:

1. боярство  2. дворянство  3. посадское население  4. духовенство

2: В Соборном Уложении:

1. подтверждался указ об «урочных летах»

2. восстанавливался Юрьев день

3. увеличивался срок розыска беглых крестьян до 15 лет

4. закреплялось вечное право феодалов на зависимых крестьян

3: Система местничества была окончательно отменена:

1. 1649г.  2. 1653г.  3. 1662г.  4. 1682г.

4: Повинности в пользу государства не несли:

1. черносошные крестьяне

2. жители белых слобод

3. мелкие ремесленники и купцы

4. владельческие крестьяне

5: Новое для России сословие:

1.стрельцы  2. казачество  3. купечество  4. наёмные рабочие.

6: Соборное Уложение было принято в:

1. 1645г.  2. 1649г.  3. 1654г.  4. 1667г.

7: Основным хозяином земли и крепостных крестьян стало:

1. боярство  2. духовенство  3. дворянство  4. представители царской семьи

8: В начале XVII в. была введена новая система налогообложения:

1. полюдье  2. ясак  3. поземельная  4. подворная

9: Главная обязанность служивых людей по отечеству (дворян):

1. военная служба  2. сбор налогов

3. участие в работе приказов  4. осуществление управления

10: Основную часть доходов казачество получало от:

1. занятия скотоводством и земледелием

2. промыслов

3. государственного жалованья и военной службы

4. части, положенного им государственного налога

5.Д/З: параграф 17.

Список литературы:

1.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История конец16-18  век. Учебник для общеобразовательных организаций. М., Просвещение, 2013 г.

2 Поурочные разработки к учебнику. А.А. Данилова и  Л.Г. Косулиной История России 6-7 класс». М., Интеллект-Пресс, 2002 г.

3.Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина История сборник заданий. М., ЭКСМО, 2009 г.

4.Россия. Иллюстрированная энциклопедия. Редактор-составитель к.и.н. Ю. А. Никифоров. М., ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2008 г.

5.История в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов. Издание 2-е. Составитель  А. С. Тимофеев. Санкт-Петербург, ООО «Виктория плюс», 2010 г.

6. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конец 16-18 век. Рабочая тетрадь. М.,Просвещение,2013 г.

7. К. А. Соловьев,Б. Н. Серов Поурочные разработки по истории конец16-18 век. М., « ВАКО», 2009 г.

nsportal.ru

Конспект урока по всеобщей истории 7 класс по теме «Повседневная жизнь»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тымская основная общеобразовательная школа»

Урок истории в 7 кл. по теме

«Повседневная жизнь европейцев в Новое время»

Конкурс: «Профессиональная копметентность педагога» — 2016

Номинация: Использование современных методов обучения, воспитания и развития

Тема:   Повседневная жизнь европейцев в Новое время

Урок приводит информацию о количестве населения Европы в XVI–XVIII веках, продолжительности жизни и факторах, влияющих на эти показатели. Описывает жилье, питание, моду и досуг как высших слоев населения, так и простых людей. Изучение данной темы помогает учащимся понять, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.

Познакомить учащихся с различными сторонами повседневной жизни европейцев в XVI – XVIII вв.;

Урок построен в соответствии с деятельностным методом обучения.

Используемые технологии: РКМЧП, кластер, эвристическая беседа.

Рассказ, картинное описание (описание бедствий – голода, болезней, войн, питания; описание моды и пр.), беседа, сравнительная характеристика (сравниваются одежда, питание в обществе в XVI-XVIII вв., средневековый город и город в Новое время и пр.). 
Межпредметные связи: курс литературы. 

Оборудование:   учебник А.Я.Юдовской, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкиной “Новая история 1500 – 1800”., раздаточный материал, компьютер, проектор, электронная презентация «Повседневная жизнь».

                                                                   

2. Актуализация полученных ранее знаний.

а) Исторический диктант (учитель зачитывает определения, а учащиеся в тетрадях пишут термин, затем следует взаимопроверка)

Термины: абсолютизм, талия, джентри, монополия, биржа, капитал, мануфактура, буржуазия, откупщик.

— Какие изменения произошли в обществе в XVI-XVII вв.?

(Рост предпринимательской деятельности, развитие внутренней и международной торговли, развитие рыночного хозяйства, развитие мануфактур, зарождение капитализма, возникновение в обществе новых ценностей)

— Как изменились состав европейского населения в раннее Новое время по сравнению со Средневековьем?

(Буржуазия нового времени, крестьяне, новое дворянство, рабочие мануфактур)

3. Мотивация учебной деятельности.

— Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале Нового времени. Но о какой стороне жизни людей в раннее Новое время мы с вами еще не говорили? Чего не хватает для составления полной картины жизни человека в раннее Новое время?

(Повседневная жизнь).

— Действительно вы еще не представляете, в каких условиях изо дня в день жили люди того времени? Какова была продолжительность их жизни? Что люди ели, чем болели, чего боялись и о чем просили Бога.

(Познакомиться с различными сторонами повседневной жизни европейцев в XVI – XVIII вв.)

— Какие ассоциации у вас возникают в связи с названием темы? (Выполнить индивидуально, вынести свои ассоциации на обсуждение классу) Учитель записывает ассоциации на доске. В результате работы формируется план урока, который вывешивается на доске. Затем учитель знакомит учащихся с познавательным заданием и тоже помещает его на доску.

Познавательное задание (написано на доске): подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI-XVIII века в сравнении с повседневной жизнью человека XIV-XV веков. Чем эти изменения были вызваны?

Далее учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы “да”, “нет” записать на карточке с утверждениями в колонке “до изучения”.

  1. Изучение новой темы.

     

1. «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» (самостоятельная работа, анализ текста учебника)

— Из истории средневековья вы знаете, что крестьяне не раз поднимали восстания против сеньоров, вели настоящие войны. Боролись за свои вольности и города. Но это бывало не так уж и часто. Свою личную несвободу и многочисленные повинности крестьяне воспринимали как должное: ведь так было при отцах и дедах. Сеньоры тоже понимали, что худой мир лучше доброй ссоры.

— А какие же бедствия преследовали человека в повседневной жизни, я предлагаю вам выяснить самостоятельно, прочитав пункт 1 учебника? По окончании прочтения вы должны сформулировать его основную мысль и сделать вывод.

Вывод (в тетрадь): Повседневные враги человека – чума, голод и война.

2. «Столетия редкого человека» (проблемно-эвристическая беседа, работа с таблицей, анализ статистических данных)

— Как вы думаете, какими темпами росла численность населения, учитывая перечисленные вами беды?

В таких условиях европейское население росло медленно, а то и не росло совсем.

Как вы думаете среди кого была особенно высока смертность?

Особенно высока была смертность среди новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Сказывалось отсутствие медицинской помощи. Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения. В те времена сорокалетние считались стариками, и мало кому удавалось дожить до 70 лет. Средняя продолжительность жизни была 30 лет.

Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали между двадцатью и сорока годами.

Как вы думаете – почему?

Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле и дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы.

Кто, как не женщина, при недостатке еды отдает свой кусок детям и мужу, кто больше заботится о том, чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? В XVI в. две трети населения европейских стран составляли мужчины и только одну треть – женщины.

— Работа с таблицей «Численность населения»

— Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод, как менялась численность населения с XVII века.

Численность населения

(млн. человек)

Страна

Численность населения

(млн. человек)

В XVII веке

В XVIII веке

Начало XVII в

95

Франция

Около 20

Около 26

Начало XVIII в

130

Англия

Около 5

Свыше 6

Начало XIX в

190

Пруссия

Свыше 1

Свыше 5,5

Испания

Около 7,5

Около 10,4

— А как обстоит дело сейчас? Как вы думаете, с чем это связано?

Вывод: (в тетрадь): Рост численности населения начинается с XVIII в. «Столетия редкого человека» уходят в прошлое.

3.«Грим и пудра вытесняют мыло» (работа с источниками письменными и иллюстративными и их анализ, работа в парах)

– Другие причины размаха эпидемий и медленного роста населения вы сможете назвать, проанализировав текст дополнительных источников и иллюстраций .

Дополнительные исторические источники (на партах, для работы в парах)

Гигиена европейцев в раннее Новое время

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века (то есть совсем недавно) вообще не существовало… Однако атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары.

Вонь распространялась на всю округу.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка Мердерон («мерд» в переводе — дерьмо).

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц.

«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждалось в одном медицинском трактате ХV века. Считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. Если в ХV—ХVI вв. богатые горожане мылись раз в полгода, то в ХVII—ХVIII вв. они вообще перестали принимать ванну. Порой водные процедуры использовались только в лечебных целях.

Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.

«Общественных бань практически не знали. Еще в 1735 году в Амстердаме было всего одно такое заведение. Моряки и рыбаки, насквозь пропахшие рыбой, распространяли невыносимую вонь. Личный туалет носил чисто декоративный характер».

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались исключительно ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья… Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Вопрос: Какие причины размаха эпидемий и медленного роста населения вы сможете назвать?

-низкий уровень личной гигиены

— почти полное отсутствие медицинской помощи

— отсутствие канализации в городах

4. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!…» (работа с историческим документом, графиком-диаграммой)

— Как вы понимаете эту фразу? Что можно определить по еде?

Давайте убедимся в правильности этого высказывания, исходя из документов того времени.

Работа с документом

«Обычаи питания в Германии» (начало XVI века, Иоганн Боэмус)

В то время как знати присуща дорогая еда, бюргеры живут очень умеренно. Работающие едят четыре раза в день, праздные – только два. Немного хлеба, затируха (каша) из овса или вареные бобы – пища крестьян, вода или сыворотка – их питье. Саксонцы пекут белый хлеб, пьют пиво, их пища тяжела и нелепа: сало, сухая колбаса, сырой лук, подсолнечное масло. Готовят много на воскресенье, чтобы потом есть всю неделю. Детей они не вскармливают, как у нас, кашей из муки с молоком, но дают жесткую пищу, которая проталкивается через детский ротик после того, как няня ее хорошо разжует… Вино потребляют только богатые, потому что оно привозится издалека, с Рейна, и стоит дорого.

Описание парадного обеда французского короля Людовика XVI (XVIII век)

По возвращении во дворец … праздничный обед. Он сервирован в одной из передних комнат … зал маленький и, как того требует этикет, квадратный стол, заставленный серебром, садятся друг против друга король с королевой… Не будем подробно останавливаться на меню – это заняло бы не менее двух страниц. Оно состоит из пятидесяти различных кушаний – тут и четыре супа, и два очень солидных главных блюда: говядина с капустой и задняя часть телятины на вертеле… Затем подают еще шестнадцать блюд: тут и индюшачьи потроха в бульоне, и сладкое мясо в папильотках (т.е. приготовленное завернутым в промасленную бумагу), и молочный поросенок на вертеле, и бараньи котлетки, и телячья голова под острым соусом… Затем появляются четыре вида закусок… куски телятины, филе молодого кролика, холодные индюшата, телячьи поджилки; за ними следуют шесть жарких, два основательных салата и шестнадцать легких – из овощей, яиц и молочных продуктов; и наконец, на десерт – дивные фрукты: виноград, гранаты, груши, необыкновенного сорта вишни и т.д. и т.п. Четыреста каштанов и сорок восемь кексов завершают трапезу.

Разумеется, Людовик XVI не обязан был одолеть всего, просто ему был предложен широкий выбор любимых яств.

  1. В чем различия трапез простонародья и аристократов?

  2. Какие продукты преобладали на столе простых бюргеров?

  3. Что вас удивило в описании обеда короля?

  4. Что бы вы хотели попробовать из меню Людовика XVI ?

Сообщение о картофеле

Работа с графиком-диаграммой

В доиндустриальную эпоху подавляющая часть европейцев более половины того, что производила или зарабатывала, потребляла или тратила на приобретение продуктов питания. Исследователи приводят следующие данные: в Антверпене, где в XVI в. был самый высокий уровень жизни в Европе, семья каменщиков из пяти человек тратила на питание 79 % дохода, из них 49 % — на хлеб; 11 % — на оплату жилья, отопление и освещение; на одежду и прочее – 10 % .

(График-диаграмма)

  1. Менялись эпохи – менялась мода. (рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом)

— А сейчас мы побываем на дефиле. Что это такое? (Показ мод).

Изменения происходили и в моде.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдовой презентации.

Все знают, что мода не стоит на месте, что прически, фасоны одежды бесконечно меняются. Новый идеал красоты появился в начале нового времени в Италии, где пробудился интерес к личности человека. Люди Возрождения установили новые каноны красоты лица и тела. Идеалом красоты стали высокий рост, широкие плечи, тонкая талия, красивый рот, белые зубы. В моду вошли белокурые волосы и высокий лоб, поэтому волосы стали красить и над лбом их сбривать, а брови выщипывать. Наиболее модными женскими прическами становятся толстые и длинные косы. Прически дам из высшего общества украшались тонкими сеточками, изготовленными из золота и серебра. Этот идеал красоты воплощен на портретах художников эпохи Возрождения.

При помощи одежды старались показать, к какой группе населения относится человек.

Женские платья богато украшались вышивкой, золотыми цепями и другими драгоценностями. В мужской моде стали популярны плащи: для молодых – короткие, для пожилых – длинные. И сейчас такие длинные плащи сохранились в ряде стран как университетская одежда.

Одним из самых модных головных уборов считался берет, украшенный перьями.

Возвышение в XVI в. Испании привело к тому, что моде и нравам испанского двора стали подражать во всех странах. В отличие от моды итальянского Возрождения, стремящейся подчеркнуть красоту тела, испанская мода оказалась под влиянием геометрических форм. Костюмы шились из дорогого бархата и парчи, расшивались золотыми и серебряными нитями, украшались драгоценными камнями и жемчугом, золотыми цепочками и поясами, а также очень дорогими воздушными кружевами. После открытия Нового Света золота и драгоценных камней в стране имелось достаточно.

Испанская мода естественные формы тела заменяет искусственными. Этому помогают подбитые тканью мужские куртки (их называли «гусиное брюхо»), корсеты, металлические пластинки на лифе женского платья. Юбка поддерживалась металлическими обручами, на которые ткань натягивалась как на барабан. Платья были тверды и неподвижны, и женщина в них выглядела как неприступная крепость. Талию делали очень узкой, а на треугольном лифе (прямая линия плеч и зауженная талия) носили нагрудные крестики, украшенные драгоценными камнями, которые должны были демонстрировать всем веру и богатство.

Мужские костюмы напоминали рыцарские доспехи. Испанская куртка, подбитая ватой, с короткими полами, подчеркивающая тонкую талию, напоминала рыцарские латы, а жесткие кружевные воротники как бы защищали шею. Средневековый шлем заменила жесткая шляпа с узкими полями. Испанские костюмы являлись образцом портновского мастерства – испанская мода славилась на всю Европу.

Во второй половине XVII в., в пору расцвета абсолютизма, центром моды становится Франция. С этого времени моду в Европе стал диктовать Париж.

Мужчины носили камзолы из парчи, нижний жилет и брюки до колен. Около 1640 г. в моду вошли мужские парики с завитыми локонами. Дамы носили сложные прически, поддерживающиеся проволочным каркасом. Их платья шились из парчи и шелка, богато украшались кружевами. Модными дополнениями являлись шейные платки, веера, пуговицы, бахрома. Обувь украшали серебряными пряжками. Талия по предписанию моды должна была быть не толще, чем у осы, и для этого ее нещадно затягивали в корсет.

Как вы поняли костюм был визитной карточкой человека – по нему можно было определить, к какому слою общества он принадлежал. А мог ли крестьянин или горожанин, если у него имелись денежки одеваться как представитель высшего общества мы узнаем, прочитав отрывок из свода полицейских законов г. Нюренберга (XV в).

Читаем отрывок на стр. 70-71 в пособии Познавательные задания.

Какую цель преследовал этот закон?

В 1584 году Карл V издал указ, в котором говорилось, что одежда должна помогать отличать “князя от графа, графа от барона, барона от бюргера, бюргера от крестьянина”. Так что одежда- это не только средство защиты от холода, дождя или солнца и не только стремление человека проявить свой личный вкус

Чем вы можете объяснить бесконечные изменения в моде 16-17 вв?

Закрепление.

Ответы на познавательное задание. (Кластер)

  1. Закрепление.

А сейчас давайте вернемся к карточкам и проанализируем утверждения. Есть ли несоответствия?

Далее класс делится на две группы.

(На экране слайд «За столом семья бедняков и семья зажиточных горожан»).

Задание №1: составить меню на день: завтрак, обед, ужин.

1 группа – для бедной семьи, 2 группа – для зажиточной.

Задание №2: (на экране появляются по очереди слайды с модой разных стран в Новое время) Определить мода какой страны представлена на каждом слайде. Порядок запишите.

Задание №3: 1 группа – сочинить молитву бедного крестьянина XVII в. (не менее 10 слов), 2 группа – вы, жители XXI века посылаете совет людям, жившим в Европе в XVII в., как им поправить демографическую ситуацию, сократив смертность.

Рефлексия: учащимся предлагается закончить предложение или предложения на выбор

  1. На уроке я понял …

  2. Я узнал, что …

  3. Для меня было неожиданным …

  4. Оказывается, что до наших дней …

  5. Теперь я …

Домашнее задание: § 6, на выбор:

А) составить несколько верных и неверных утверждений по изученной теме (2 б)

Б) составить кроссворд по теме (5 б)

В) подготовить и провести экскурсию по Лондону XVII в. по одной из тем: «Лондон XVII века – самый большой европейский город», «Лондон – крупный торговый центр», «В гостях у лондонского богача», «В гостях у лондонского бедняка», «Развлечения лондонцев», используя дополнительные материалы учебника и интернет-ресурсы. (10 б)

Список использованной литературы и источников:

  1. Учебник А.Я.Юдовской, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкиной “Новая история 1500 – 1800”.

  2. Хрестоматия «Художественная литература в преподавании Новой истории (1640-1917)», А.А. Вагин, М., «Просвещение», 1978.

  3. Новая история. 7 класс. Тесты (по типу ЕГЭ). Работа с историческими текстами. Познавательные задания: учеб.пособие/ А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. – М.: Дрофа, 2005

  4. Рабочая тетрадь по Новой истории 500-1800, выпуск 1, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2005

Источники дополнительной информации:

  1. Таблица «Численность населения некоторых европейских стран в XVII-XVIII веках»

  2. Исторический текст «Гигиена европейцев в раннее Новое время»

  3. Документ «Обычаи питания в Германии» (начало XVI века, Иоганн Боэмус)

  4. Описание парадного обеда французского короля Людовика XVI (XVIII век)

  5. График-диаграмма «Траты семьи каменщика. Антверпен. XVI в.»

  6. Отрывок из свода полицейских законов г. Нюренберга (XV в)

infourok.ru

конспекты уроков по истории России 7 класс

Главная /
Старшие классы /
История

Скачать

30 КБ, 415733.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

44.5 КБ, 415735.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

40 КБ, 415736.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

46 КБ, 415739.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

34 КБ, 415741.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

27 КБ, 415742.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

44 КБ, 415743.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

35 КБ, 415746.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

20.5 КБ, 415747.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

42.5 КБ, 415748.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

32.5 КБ, 415749.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

49 КБ, 415750.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

46 КБ, 415753.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

35 КБ, 415754.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

41.5 КБ, 415755.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

51 КБ, 415756.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

63 КБ, 415757.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

35 КБ, 415760.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

34 КБ, 415762.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

27.5 КБ, 415764.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

42.5 КБ, 415765.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

37 КБ, 415767.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

46.5 КБ, 415768.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

33.5 КБ, 415770.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

33.5 КБ, 415772.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

41 КБ, 415773.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

конспекты уроков по истории России 7 класс

Автор: Иванова Марина Евгеньевна

Похожие материалы

pedportal.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *