История России 7 класс 1 часть Арсентьев, Данилов
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить
Аннотация
Учебник для общеобразовательных организаций Под редакцией академика РАН А. В. Торкунова. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник создан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Пример из учебника
Курс истории России в 7 классе включает два века – XVI и XVII. Но как много событий произошло за это время в жизни нашей страны! От создания единого государства Россия начала путь к построению великой державы, охватившей огромные просторы Восточной Европы и Азии. Это было время деятельности таких исторических личностей, как Иван Грозный и Борис Годунов, Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович Романовы, патриарх Никон и реформатор А.Л. Ордин-Нащокин.
Содержание
Как работать с учебником 4
Введение 5
Глава I. Россия в XVI веке 7
§ 1. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий 8
§ 2. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в 14
§ 3. Формирование единых государств в Европе и России 21
§ 4. Российское государство в первой трети XVI в 27
§ 5. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в 35
§ 6. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 42
• Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся 50
§ 7—8. Внешняя политика России во второй половине XVI в 58
§ 9. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» 70
• Народы России во второй половине XVI в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся 76
§10. Опричнина 81
§ 11. Россия в конце XVI в 89
§ 12. Церковь и государство в XVI в 95
• Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся 100
Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.
znayka.pro
Учебник История России 7 класс Арсентьев Данилов часть 1
Учебник История России 7 класс Арсентьев Данилов часть 1 — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
Учебник
ДЛЯ общеобразовательных организаций
Под редакцией
академика РАН А. В. Торкунова
В двух частях
Часть 1
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва
«Просвещение»
2016
.Tyi
УДК 373.167.1:94(47) ББК 63.3(2)я72 И90
Г80М2Г7-7826-11 «i-Obe 1-ООбОбвОс 7d18
Авторы:
Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева Автор методического аппарата: А. В. Иванов
Разработано в соответствии с требованиями Концепции нового УМК по отечественной истории и Историко-культурного стандарта.
Учебник имеет положительные заключения по результатам научной историко-культурной (заключение Российского исторического общества № РИО-Э-002 от 22.04.2015 г.), педагогической (заключение Российской академии образования № 499 от 20.02.2015 г.) и общественной (заключение Российского книжного союза № 1117 от 24.04.2015 г.) экспертиз.
Научно-редакционный совет:
А. В. Т орку нов (председатель) — академик РАН, ректор МГИМО;
Н. М. Арсентьев — член-корреспондент РАН, сопредседатель Научного совета РАН по российской и мировой экономической истории;
М. А. Гареев — генерал армии, президент Академии военных наук;
A. Ю. Лазебникова — член-корреспондент РАО, главный редактор журнала «Преподавание истории и обществознания в школе»;
П.П. Панкин — директор школы № 1741 г. Москвы, руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания;
B. А. Тишков — академик РАН, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН;
В. И. Уколова — доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО.
История России. 7 класс. Учеб, для общеобразоват. организа-И90 ций. В 2 ч. Ч, 1 / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова. — М. : Просвещение, 2016. — 112 с. : ил., карт. — ISBN 978-5-09-037930-4.
Учебник создан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В нём освещаются ключевые проблемы и основные события истории России с XVI до конца XVII в. С учётом современных научных исследований авторы показывают процесс перехода от раздробленных русских княжеств к единому и многонациональному Российскому государству. События российской истории освещены как часть мирового исторического процесса.
В основу методического аппарата учебника положен системно-деятельностный подход в обучении, направленный на формирование у школьников универсальных учебных действий. Этому способствуют разноуровневые вопросы и задания, отрывки из исторических источников, темы для проектов, исследований, творческих работ и т. п.
УДК 373.167.1:94(47)
ББК 63.3(2)я72
ISBN 978-5-09-037930-4(1) ISBN 978-5-09-037931-1(общ.)
Издательство «Просвещение», 2016 Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2016 Все права защищены
Оглавление
Как работать с учебником …………………………………. 4
Введение ……………………………………………….. 5
Глава I. Россия в XVI веке ……………………………… 7
§ 1. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий ……………………………………………………. 8
§ 2. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.. 14
§ 3. Формирование единых государств в Европе и России ………. 21
§ 4. Российское государство в первой трети XVI в……………. 27
§ 5. Внешняя политика Российского государства в первой трети
XVI в…………………………………………………. 35
§ 6. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады ……. 42
• Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в сере-
дине XVI в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся …………………………………….. 50
§ 7—8. Внешняя политика России во второй половине XVI в……. 58
§ 9. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» ……. 70
• Народы России во второй половине XVI в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся ………….. 76
§ 10. Опричнина ………………………………………… 81
§11. Россия в конце XVI в………………………………. 89
§12. Церковь и государство в XVI в………………………. 95
• Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Матери-
ал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся …………………………………………………… 100
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ
т
I к-” ”
ш
■^1.
Уважаемые семиклассники!
В этом учебном году вы продолжаете изучать историю России. Данный учебник имеет такую же структуру, как и учебник для 6 класса.
В учебник включено два варианта текстов: традиционные параграфы и материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Перед каждым параграфом помещён вопрос (
Работая с текстом
параграфов, вы обязательно найдёте ответы на эти вопросы. В конце всех параграфов есть рубрика «Подведём итоги», которая поможет вам узнать, правильно ли вы ответили.
Вопросы и задания внутри параграфов отмечены значком . Они по-
зволят вспомнить ранее изученный материал из курсов истории, общество-знания, литературы, географии и др.
Иллюстративный ряд учебника поможет вам наглядно представить образ изучаемой эпохи. К некоторым иллюстрациям даются вопросы и задания.
В ряде параграфов имеется рубрика «История в лицах: современники», в которой помещены краткие сведения о видных исторических деятелях разных стран мира, живших примерно в одно время.
Вопросы и задания после параграфов разделены на два уровня. «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа» направлены на закрепление изученного материала. При работе с рубрикой «Думаем, сравниваем, размышляем» вас ждут собственные исследования, размышления и дискуссии по важным проблемам отечественной истории. Выполнить многие из таких заданий можно лишь с привлечением дополнительных источников информации (в том числе материалов Интернета). Выполнение всех заданий данной рубрики не является обязательным.
Многие проблемные вопросы истории России продолжают вызывать споры учёных. О некоторых из таких вопросов вы узнаете из рубрики «Историки
спорят» (
В рубрике «Изучаем документ» представлены отрывки из исторических источников и извлечения из работ учёных. Работая с этими текстами, вы сможете побывать в роли историка-исследователя.
Огромное значение при изучении истории имеет работа с картами. Этому
посвящена рубрика «Работаем с картой» ( . При необходимости можно
использовать карты не только из учебника, но и из исторических атласов, а также настенные и электронные карты.
В конце каждой главы в рубрике «Повторяем и делаем выводы» представлены обобщающие вопросы и задания. Они помогут вам подготовиться к контрольным и проверочным работам.
Желаем успеха!
\
ВВЕДЕНИЕ
ч
Дорогие ребята!
Вам предстоит знакомство с новым учебником по истории нашей Родины — России. В 5 и 6 классах, изучая всеобш;ую, а затем отечественную историю, вы знакомились со значительными временными отрезками — тысячелетиями, веками, целыми эпохами. Курс истории России в 7 классе включает два века — XVI и XVII. Но как много событий произошло за это время в жизни нашей страны! От создания единого государства Россия начала путь к построению великой державы, охватившей огромные просторы Восточной Европы и Азии. Это было время деятельности таких исторических личностей, как Иван Грозный и Борис Годунов, Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович Романовы, патриарх Никон и реформатор А. Л. Ордин-На-щокин.
Особенность предлагаемого вашему вниманию учебника заключается в том, что значительное место в нём уделено истории населяющих Россию народов. Вы узнаете, как жили люди не только в Москве и на землях Центральной России, но и в Поволжье, Сибири, казачьих областях на Дону, Урале и Северном Кавказе, у границ казахских степей.
XVI—XVII столетия занимают особое место в истории России. Завершилось формирование единого многонационального Российского государства, территория которого существенно расширилась после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Урала и Сибири. Границы России достигли берегов Тихого океана. В этот период в основном сложилось нынешнее географическое пространство нашей страны.
Сходные процессы происходили и в Европе. На рубеже XV—XVI вв. во Франции, в Англии и Испании были созданы единые национальные государства.
Противоречивость этой эпохи в истории нашей страны нашла своё отражение в годы правления первого российского царя — Ивана IV Грозного, когда царская власть приобрела ярко выраженный деспотический характер.
Затяжная и неудачная для России Ливонская война за выход к Балтийскому морю породила социально-экономический кризис, ставший причиной начала закрепощения крестьянства.
Борьба за власть между боярскими семействами на фоне обострения социально-экономического кризиса, а также вмешательство соседних государств (в первую очередь объединённого польско-литовского гос
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Учебник История России 7 класс Арсентьев Данилов часть 2
Учебник История России 7 класс Арсентьев Данилов часть 2 — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
■. ^’-‘vA
-■’М ‘ »’%
класс
Учебник
для общеобразовательных организаций
Под редакцией
академика РАН А. В. Торкунова В двух частях
Часть 2
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва
«Просвещение»
2016
УДК 373.167.1:94(47)
ББК 63.3(2)я72 И90
Авторы:
Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева
Автор методического аппарата: А. В. Иванов
0 Разработано в соответствии с требованиями Концепции нового УМК по отечественной истории и Историко-культурного стандарта.
Учебник имеет положительные заключения по результатам научной историко-культурной (заключение Российского исторического общества № РИО-Э-002 от 22.04.2015 г.), педагогической (заключение Российской академии образования № 499 от 20.02.2015 г.) и общественной (заключение Российского книжного союза № 1117 от 24.04.2015 г.) экспертиз.
История России. 7 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. И90 В 2 ч. Ч. 2 / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова. — М. : Просвещение, 2016. — 128 с. : ил., карт.— ISBN 978-5-09-037932-8.
Учебник создан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В нём освещаются ключевые проблемы и основные события истории России с XVI до конца XVII в. С учётом современных научных исследований авторы показывают процесс перехода от раздробленных русских княжеств к единому и многонациональному Российскому государству. События российской истории освещены как часть мирового исторического процесса.
В основу методического аппарата учебника положен системно-деятельностный подход в обучении, направленный на формирование у школьников универсальных учебных действий. Этому способствуют разноуровневые вопросы и задания, отрывки из исторических источников, темы для проектов, исследований, творческих работ и т. п.
УДК 373.167.1:94(47) ББК 63.3(2)я72
Учебное издание Арсентьев Николай Михайлович Данилов Александр Анатольевич Курукин Игорь Владимирович Токарева Александра Яковлевна
ИСТОРИЯ РОССИИ 7 класс
Учебник для общеобразовательных организаций В двух частях Часть 2
Центр гуманитарного образования
Редакция истории, обществознания и права. Зав. редакцией О. С. Хлебников. Редактор и ответственный за выпуск Е. Е. Бакаляр. Художественный редактор Е. В. Степанова. Редакторы карт Р. С. Авизбаева, Н. В. Заболотная, С. А. Минаева, Н. С. Рогозова. Компьютерная вёрстка и техническое редактирование О. В. Храбровой. Корректоры Т. С. Крылова, Н. А. Ерохина.
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц.
Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать 24.06.15. Формат 84 х lOSVie- Бумага офсетная. Гарнитура SchoolBookCSanPin. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 9,5. Тираж 40 000 экз.
Заказ № 5441.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение*. 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной
рощи, 41.
Отпечатано по заказу ОАО «ПолиграфТрейд* в филиале «Тверской полиграфический комбинат детской литературы* ОАО «Издательство «Высшая школа*. 170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября, д. 46. Тел.: -1-7 (4822) 44-85-98. Факс: Н-7 (4822) 44-61-51.
Гв0в>«ЭаЬ-7926-11o4«i91-00SO5a0c7die
ISBN 978-5-09-037932-8(2) ISBN 978-5-09-037931-1(общ.)
Издательство «Просвещение*, 2016 Художественное оформление. Издательство «Просвещение*, 2016 Все права защищены
§13
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ С ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ В КОНЦЕ XVI — НАЧАЛЕ XVII в.
Какова была главная внешнеполитическая задача России в конце XVI — начале XVII в.?
1. Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны
Во второй половине XVI в. крупнейшим и наиболее могупдественным государством Европы была Испания. Испанский король и император Свяш;енной Римской империи Карл V Габсбург смог объединить под своей властью обширные владения в Америке, а также территории в Австрии, Италии, Нидерландах. Его наследник испанский король Филипп II сумел присоединить к своим землям Португалию с её колониями в Азии, Африке и Америке. Испания имела самую сильную и хорошо вооружённую армию в Европе.
Что такое Реформация? Кто положил ей начало в Европе?
Своей главной задачей Испания считала борьбу с Реформацией и заш;иту католической веры. Поэтому её главными противниками на рубеже XVI— XVII вв. выступали Франция (в которой после заключения Нантского эдикта в 1598 г. установилась веротерпимость, а французские протестанты получили вероисповедальные права), а также протестантские государства Англия и Голландия. Но так как эти страны были наиболее развитыми в экономическом плане, победить их Испания не могла. Однако и они не имели достаточно сил, для того чтобы успешно противостоять Испании в будущем.
В конце XVI в. продвижение турок в Европу продолжилось. Это вызвало в 1593—1606 гг. войну между Османской империей (и её союзниками, в числе которых было и Крымское ханство) со Священной Римской империей. Война шла с переменным успехом и завершилась подписанием мирного договора, по которому за каждой из сторон закреплялись те территории, которые она в тот момент удерживала.
В Восточной и Северной Европе положение дел определялось взаимоотношениями между протестантской Швецией, католической Речью Посполи-той и православной Россией.
Дипломатическая активность России заметно усилилась при Борисе Годунове. Он пытался использовать в интересах России противоречия между различными европейскими странами. Так, надеясь решить внешнеполитические задачи по выходу в Балтийское море, Борис Годунов попытался заключить союз со Священной Римской империей. Условием договора должно было стать признание императором зависимости от России Риги и Нарвы
Царевна Ксения у портрета умершего жениха-королевича.
Художник В. М. Суриков
в обмен на поддержку российским государем Священной Римской империи в борьбе со Швецией. Для закрепления этих возможных договорённостей царь предлагал брак своей дочери Ксении с австрийским эрцгерцогом Максимилианом. Эта пара должна была взойти на российский престол после смерти Бориса Годунова. Однако это неминуемо обострило бы отношения Священной Римской империи с католической Речью Посполитой. Понимая это, император отказался от союза с Россией.
России пришлось искать других союзников в Европе. Ради датско-российского союза царь Борис предлагал заключить династический брак между своей дочерью Ксенией и датским принцем Иоанном. Принц даже прибыл в Москву, но заболел и умер.
Попытки Бориса Годунова найти союзников в Европе с помощью обещаний в будущем возвести на российский престол иноверца вызвали недовольство боярства и обострили и без того сложную внутриполитическую ситуацию в России. В Европе же подобные переговоры в условиях, когда у царя Бориса имелся сын-наследник, вызывали вопросы по поводу стабильности царской власти в России. Всё это ослабляло позиции Бориса Годунова как в своей стране, так и за её пределами.
2, Россия и Речь Посполитая
Когда образовалась Речь Посполитая? Какие государства вошли в её состав?
Польша и Литва и в прежние времена выступали соперниками России в спорах за территории. Эти противоречия обострились в результате поражения России в Ливонской войне и пресечения династии Рюриковичей. В самой Речи Посполитой в конце XVI в. начался экономический спад. Выход из положения поляки видели в присоединении новых территорий, прежде всего на востоке. Польско-литовские правители считали, что Россия может объеди-
тяшшштщтттщщяятяшттттшттттштттщяшятшщтттт
и? ‘
ш
Польский шляхтич. Художник Рембрандт
ниться с Речью Посполитой так же, как уже прежде объединились Польша и Литва, — посредством унии.
В 1600 г. в Москву прибыл польский посол Л. Сапега, который предложил заключить между Россией и Речью Посполитой договор о военном союзе, предполагавший проведение единой внешней политики обоих государств. Другим условием договора было то, что в случае смерти российского государя польский король мог быть возведён на российский престол, а в случае смерти польского короля российский царь мог быть избран королём Речи Посполитой. Польской сторо-___________________________ ной было также предложено уравнять в правах польскую и литовскую шляхту с российским дворянством. Это давало бы возможность получения поляками и литовцами за службу земель в России. Однако самым неприемлемым положением предполагаемого договора для Бориса Годунова был пункт, разрешавший свободное проповедование католицизма в России. Проект русско-польского договора был отвергнут. Однако осталось стремление Речи Посполитой использовать сложности внутренней ситуации в России для ослабления власти царя Бориса Годунова. Для этого нужен был лишь подхо-дяпдий претендент на российский престол. Им стал беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, появившийся в Речи Посполитой сразу после провала посольства Л. Сапеги в Москву.
uchebnik-skachatj-besplatno.com