7 класс

История россии 7 класс 6 параграф – Арсентьев, Данилов учебник 1 часть 7 класс история России 2016

Основные события и даты по истории России (7 класс)

Полезная информация

Основные события и даты по истории России (7 класс)

  • 1505-1533 гг. — княжение Василия III
  • 1510 г. — присоединение Псковской земли
  • 1514 г. — включение Смоленской земли в состав Московского государства
  • 1521 г. — присоединение Рязанского княжества
  • 1533-1584 гг. — княжение (с 1547 г. — царствование) Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного)
  • 1533-1538 гг. — регентство Елены Глинской
  • 1534 г. — польский король и великий литовский князь Сигизмунд I начал войну с Россией
  • 1537 г. — заключено перемирие, по которому Гомель переходил Литве, а Россия оставляла за собой пограничные Себеж и Заволочье
  • 1538-1547 гг. — период боярского правления
  • 1547 г. — Московское восстание
  • 1547 г. — принятие Иваном IV царского титула
  • 1547-1548 и 1549-1550 гг. — первый и второй Казанский походы (неудачные)
  • 1549 г. — первый Земский собор, собрание представителей всех русских земель
  • 1550 г. — принятие Судебника Ивана IV
  • 1550 г. — проведена военная реформа, ограничение местничества на время военных действий
  • 1551 г. — принят Стоглавый собор
  • 1551 г. — возведение крепости Свияжск для осады Казани
  • 1551 г. — астраханский хан предложил свою службу Ивану IV
  • 1552 г. — взятие русскими войсками Казани
  • 1552 г. — восстание марийцев, татар, чувашей, мордвы
  • 1553-1554 — английский путешественник Ричард Ченслор прибыл с грамотами к Ивану IV, начало торговых отношений между Россией и Англией
  • 1554 г. — астраханские татары нарушили договор, русские заняли Астрахань, ханство обязали платить дань России
  • 1555 г. — сибирский хан Едигер перешел в российское подданство
  • 1556 г. — присоединение к России Астраханского ханства
  • 1556 г. — принятие Уложения о службе
  • 1556 г. — реформа местного управления, отмена кормлений
  • 1558-1583 гг. — Ливонская война
  • 1563 г. — власть в Сибирском ханстве захватил хан Кучум, он перестал посылать ясак в Москву и возобновил набеги на русские поселения Пермской земли
  • 1564 г. — издание первой датированной российской печатной книги
  • 1565-1572 гг. — опричнина
  • 1569 г. — поход Ивана IV с опричным войском на Новгород, разгром Новгорода
  • 1571 г. — Крымский хан Девлет-Гирей осуществил поход на Москву, опричное войско оказалось неспособным отразить набег татар
  • 1572 г. — битва с крымским войском у деревни Молоди, татары разбиты
  • 1581 г. — Иван Грозный в припадке гнева убивает своего сына царевича Ивана
  • 1581-1585 гг. — покорение Сибирского ханства Ермаком
  • 1584 г. — Иван Грозный скончался
  • 1584-1598 гг. — царствование Федора Ивановича
  • 1587 г. — царь Кахетии Александр II выразил желание перейти под русское покровительство
  • 1589 г. — учреждение патриаршества в России
  • 1590-1593 г. — русско-шведская война, Россией возвращены захваченные шведами во время Ливонской войны земли
  • 1591 г. — смерть царевича Дмитрия, начало Угличского дела
  • 1598 г. — Сибирское ханство вошло в состав России
  • 1598-1605 гг. — царствование Бориса Годунова
  • 1604-1618 гг. — Смутное время в России
  • 1605-1606 гг. — правление Лжедмитрия I
  • 1606-1610 гг. — царствование Василия Шуйского
  • 1606-1607 гг. — восстание Ивана Болотникова
  • 1607-1610 гг. — движение Лжедмитрия II
  • 1611-1612 гг. — Первое и Второе ополчения; освобождение Москвы от польско-литовских войск 1613-1645 гг. — царствование Михаила Фёдоровича Романова
  • 1617 г. — Столбовский мир со Швецией
  • 1618 г. — Деулинское перемирие с Речью Посполитой
  • 1632-1634 гг. — Смоленская война
  • 1645-1676 гг. — царствование Алексея Михайловича
  • 1648 г. — Соляной бунт в Москве
  • 1648 г. — поход Семёна Дежнёва
  • 1649 г. — принятие Соборного уложения; оформление крепостного права в центральных регионах страны
  • 1649-1653 гг. — походы Ерофея Хабарова
  • 1653 г. — реформы патриарха Никона; начало старообрядческого раскола в Русской православной церкви
  • 8 января 1654 г. — Переяславская рада; переход под власть России Левобережной Украины
  • 1654-1667 гг. — война с Речью Посполитой
  • 1656-1658 гг. — война со Швецией
  • 1662 г. — Медный бунт
  • 1667 г. — Андрусовское перемирие с Речью Посполитой
  • 1670-1671 гг. — восстание под предводительством Степана Разина
  • 1676-1682 гг. — царствование Фёдора Алексеевича
  • 1682 г. — отмена местничества

history-gdz.ru

ГДЗ 6–7 параграф история 6 класс История России Баранов П.А., Ермолаева Л.К.

GDZ.RU
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 5 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык

gdz.ru

Даты по Истории России 7 класс

1505—1533 гг. — княжение Василия III

1510 г. — присоединение Псковской земли

1514 г. — включение Смоленской земли в состав Московского государства

1521 г. — присоединение Рязанского княжества

1533—1584 гг. — княжение (с 1547 г. — царствование) Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного) 1533—1538 гг. — регентство Елены Глинской

1538—1547 гг. — период боярского правления

1547 г. — принятие Иваном IV царского титула 1549 г. — первый Земский собор

1550 г. — принятие Судебника Ивана IV

1552 г. — взятие русскими войсками Казани

1556 г. — присоединение к России Астраханского ханства

1556 г. — отмена кормлений; принятие Уложения о службе

1558—1583 гг. — Ливонская война 1564 г. — издание первой датированной российской печатной книги

1565—1572 гг. — опричнина

1581—1585 гг. — покорение Сибирского ханства Ермаком

1584—1598 гг. — царствование Фёдора Ивановича

1589 г. — учреждение в России патриаршества

1598—1605 гг. — царствование Бориса Годунова

1604—1618 гг. — Смутное время в России

1605—1606 гг. — правление Лжедмитрия I

1606—1610 гг. — царствование Василия Шуйского

1606—1607 гг. — восстание Ивана Болотникова

1607—1610 гг. — движение Лжедмитрия II

1611—1612 гг. — Первое и Второе ополчения; освобождение Москвы от польско-литовских войск 1613—1645 гг. — царствование Михаила Фёдоровича Романова

1617 г. — Столбовский мир со Швецией

1618 г. — Деулинское перемирие с Речью Посполитой

1632—1634 гг. — Смоленская война

1645—1676 гг. — царствование Алексея Михайловича

1648 г. — Соляной бунт в Москве

1648 г. — поход Семёна Дежнёва

1649 г. — принятие Соборного уложения; оформление крепостного права в центральных регионах страны

1649—1653 гг. — походы Ерофея Хабарова

1653 г. — реформы патриарха Никона; начало старообрядческого раскола в Русской православной церкви

8 января 1654 г. — Переяславская рада; переход под власть России Левобережной Украины 1654—1667 гг. — война с Речью Посполитой

1656—1658 гг. — война со Швецией

1662 г. — Медный бунт

1667 г. — Андрусовское перемирие с Речью Посполитой

1670—1671 гг. — восстание под предводительством Степана Разина

1676—1682 гг. — царствование Фёдора Алексеевича

1682 г. — отмена местничества

infourok.ru

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть. Параграф 9

Параграф 9 — ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI В.: «СЛУЖИЛЫЕ» И «ТЯГЛЫЕ»

Вопросы в тексте параграфа

Как формировалось сословное общество в России? Какие факторы влияли на этот процесс?

Сословное общество формировалось в России XVI века не стихийно, не эволюционным путем, а по воле государя и для решения определенных задач. Права разных сословий не закреплялись юридически; внутри них не было корпоративной сплоченности, как это было в Западной Европе. В России на формирование сословий решающее влияние оказала государственная власть, поэтому они различались не столько правами, сколько обязанностями по отношению к государству. Так, знатные сословия – удельные и «служилые» князья владели землями, но были сильно ограничены в правах и имели четко описанные обязанности. Сословие помещиков тоже было полностью зависимо от воли государя. Усиливалось давление на крестьян и посадских людей. Все государственные вопросы, а иногда и просто амбиции государя финансировались за счет налоговых сборов, вся тяжесть которых легла на тяглых людей. А для того, чтобы сохранить доходы государства и рабочие руки в поместьях, были усилены меры для закрепления крестьян на определенных землях. С одной стороны это было выгодно для сохранения доходов государства, но с другой стороны сильно подрывало экономическое развитие страны.

Кого называли удельными князьями? Когда на Руси появились удельные княжества?

Удельные князья – обычно были ближайшими родственниками великого князя. Удельными княжествами на Руси в XII — XVI веках назывались территории, находившиеся во владении удельных князей. Они возникли еще во времена Древней Руси в период феодальной раздробленности. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Формально удельные княжества находились под властью великого князя, но обычно имели свою монету, учреждения, власть, то есть являлись практически независимыми государствами. Появление удельных княжеств прекратилось в связи с образованием Русского централизованного государства. Последнее удельное княжество в Московском царстве — Угличское — было ликвидировано в 1591 году после смерти Дмитрия, сына Ивана IV Васильевича.

Вспомните, что такое местничество.

Местничество — система распределения служебных должностей в России по происхождению и служебному положению предков. Зародилась в XIV в. Отменена в 1682 г.

Как вы думаете, почему в разных районах страны строили различные по конструкции избы?

Наличие различных по конструкции домов на территории России обусловлено этническими традициям народов и климатическими условиями. На данном рисунке представлены четыре самых распространенных типов русских домов.

Первый (верхний левый) дом – типичное строение финно-угорского типа, был распространен на севере русских территорий, населенных северными народами. Его конструкцию отличало наличие подклети – так называемого первого этажа, где обычно располагался хлев с домашним скотом, суровые климатические условия не позволяли держать скот зимой на открытом воздухе. Кроме того, дома такого типа строились для многочисленных семей, поэтому под крышей обустраивалась еще одна полноценная теплая комната.

Второй (нижний левый) дом характерен для славянских традиций, так называемый дом ильменских словен. Много подобных домов можно встретить в Новгородских землях. Конструкция дома пошла от традиционных полуземлянок, которые со временем стали перерождаться в полноценные жилые дома. Характеризует этот тип дома расположение на одной огороженной или закрытой территории жилого дома, хлева, сарая и других подсобных помещений – погода этих регионов тоже не была комфортной. Правда на картинке изображена одна двухскатная крыша, а вторая трех или четырехскатная – это не является характерной особенностью данного типа домов.

Третий дом (верхний правый) – типичная постройка русов. Четырехстенок или пятистенок, трехскатная крыша, светёлка, крыльцо. Этот тип домов распространен в средней полосе России в традиционно русских регионах.

Четвертый дом (нижний правый) – типичный представитель южных традиций, так называемый дом кыпчакского типа. Это не деревянное, а глинобитное здание, распространено в южных степных регионах России, где лес является редкостью, а следовательно, и ценностью. Небольшие по площади дома не предусматривали размещения домашнего скота, поскольку хорошая и теплая погода позволяла держать скотину под открытым небом круглый год. Крыша, крытая соломой, делалась четырехскатной, поскольку такая форма наиболее устойчива к степным ветрам.

Что такое крепостное право?

Крепостное право – это совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли, а также ставивших крестьян в зависимость от землевладельца.

Что такое слободы?

Слобода — название различных поселений в Русском государстве XI-XVII вв. (стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, белые и др.), население которых временно освобождалось от уплаты налогов в казну.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю.

Дворяне должны были:

  • служить государю в различных чинах;
  • являться на военные смотры и участвовать в военных походах.

2. Какую сферу отношений регулировало местничество?

Отношения между членами «государева двора» регулировались местничеством. Дети и внуки одного боярина должны были находиться на службе в таком взаимоотношении с потомками другого, в котором когда-то служили их предки.

3. Что нового произошло в положении крестьянства в XVI в? Чем были вызваны эти перемены?

К концу XVI века возросшие налоги и неурожаи привели к массовому запустению дворянских владений. Чтобы сохранить налогоплательщиков и рабочие руки в поместьях, был введен запрет крестьянам уходить из вотчин и поместий, так называемые заповедные лета. Также был введен пятилетний срок сыска беглых крестьян – урочные лета.

4. Какие повинности несли крестьяне в пользу господина?

Крестьянские хозяйства должны были нести государственные повинности – тягло. Кроме государственного тягла крестьяне несли повинности в пользу своего помещика (господина). Такие повинности определялись договором между господином и крестьянином. Помещик мог потребовать поставить избу, распахать поле, косить сено или просто «жить тихо и смирно». Кроме того, крестьяне обязаны были отрабатывать барщину на земле господина и выплачивать оброк в размере 20-25% урожая. Также крестьяне выплачивали «мелкий доход» продовольствием.

5. Что означает понятие «казённых» во фразе «…белые дворы и слободы, освобождённые от казённых платежей и повинностей…»?

Казенные платежи и повинности – это платежи и повинности в пользу государства. Жители белых слобод и дворов не платили государственных налогов в казну, они платили только своим господам.

6. Какое событие, на ваш взгляд, можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения.

Я считаю, что Судебник Ивана III положил начало юридического оформления крепостной зависимости крестьян от землевладельцев. Он ограничил право крестьян уходить от своего господина определенным сроком – за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после него. Уходя, крестьянин обязан был выплатить своему прежнему хозяину пожилое.

7. С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните порядок несения «тягла» в XVI в. Результат выполнения задания представьте в виде краткого сообщения перед одноклассниками.

Тягло — это система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов, крестьяне и посадские люди исполняли другие тяглые повинности (нередко переводившиеся в деньги). От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию.

Налоговая система XVI века предусматривала разделение населения на группы служилых людей, тяглых людей (платящих налоги) и нетяглых людей (не платящих налоги). Размер налога для тяглых людей был разным.

Люди тяглые разделись на людей посадских и уездных, т.е. городских и сельских. Люди посадские подразделялись на чины столичные и городовые или провинциальные. Чины посадские столичные были: гости, люди гостиной сотни, люди суконной сотни, люди московских черных сотен и дворцовых слобод. За чинами посадскими московскими следовали чины посадские провинциальные или посадские люди городовые. По торговой состоятельности или размерам оборотного капитала они так же разделялись на людей «лучших», «средних» и «младших». Со двора «лучшего» посадского человека шло тягло вдвое тяжелее, чем со двора «среднего», а со «среднего» — вдвое тяжелее, чем со двора «младшего» человека.

Люди тяглые уездные. В их среде существовало двоякое деление — по юридическому положению обрабатываемых ими земель и по размерам их рабочих сельскохозяйственных сил или средств. По юридическому положению земель различались: 1) крестьяне черные и дворцовые, жившие на казенной государевой земле, прикрепленные к своим участкам или, точнее, к своим сельским обществам, но лично свободные; 2) крестьяне крепостные, поселившиеся на землях частных владельцев и состоявшие в личной крепостной зависимости от них, но не прикрепленные ни к своим земельным участкам, ни к сельским обществам.

По рабочим средствам тяглые сельские обыватели также делились на два разряда: 1) крестьяне, обрабатывавшие полные или нормальные наделы, какие были приняты в известной местности по качеству почвы и по густоте населения, и платившие с них полные оклады поземельного тягла; 2) бобыли (маломочные крестьяне), подразделявшиеся также на два разряда: одни обрабатывали участки меньшего размера сравнительно с крестьянскими, другие совсем не имели средств пахать, владели только дворовыми усадьбами и жили сельскими промыслами или ремесленным трудом. Соответственно и крестьянское тягло падало на них в уменьшенном размере.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Какой была структура российского общества в XVI в.?

2. Объясните значение понятий «урочные лета» и «заповедные лета».

Урочные лета — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян.

Заповедные лета (от «заповедь» — повеление, запрет) — годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Ограничения стали появляться с 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570-1580-е годы.

3. С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, чем различалась система управления в крестьянских общинах и городах. Способствовала ли такая система управления развитию России?

Крестьянские общины – это самые низкие ступени административной единицы. В России для крестьян, подчиненных государю, они появились в XVI веке с учетом традиций общинных связей. Они создавались по инициативе государства, которое преследовало внутриполитические цели. Государство не собиралось взаимодействовать с крестьянином как личностью – гораздо проще объединять крестьян в общины, наделять их полномочиями самоуправления и взаимодействовать именно с общиной, собирая тягло с общины, в которой сбор тягла гарантировался круговой порукой.

Все домохозяева сельского общества, состоявшего обычно из крестьян, принадлежавших одному помещику, составляли сельский сход, избиравший сельского старосту, сборщика податей и других должностных лиц. В волости же, включавшей в себя ряд смежных сельских обществ, собирался волостной сход, состоявший из представителей сельских обществ и избиравший волостное правление с волостным старшиной во главе, и волостной суд. Крестьянское управление было ограничено в своей компетенции: подлежавшие ведению сходов вопросы касались преимущественно распределения и сбора податей и порядка отбывания всякого рода повинностей.

В городах мелкие торговцы, ремесленники, огородники объединялись в сотни и полусотни, в основе которых лежал не цеховой принцип, а территориальный. Только крупное купечество объединялось в особые профессиональные организации – гостиную и суконную сотни. В гостиную сотню входили московские купцы. В суконную сотню входили представители провинциального купечества. Члены купеческих организаций возглавляли городское самоуправление.

Системы управления в крестьянских общинах и городах были очень похожи. Такая система управления в рассматриваемый исторический период способствовала развитию государства, так как обеспечивала гарантированное поступление налогов в казну. Ведь и в городе, и в крестьянской общине существовала коллективная ответственность (круговая порука) за тягло и повинности.

4. С помощью Интернета найдите изображения древних гербов российских бояр. Выясните, что они обозначали.

Род Шереметевых

Род Шереметевых ведет свое происхождения от Андрея Кобылы. Праправнуком Андрея Кобылы был Андрей Константинович Беззубцев по прозвищу Шеремет, от которого и пошли Шереметевы. Из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, не только в силу личных заслуг, но и благодаря родству с царствующей династией. Так, правнучка Андрея Шеремета была выдана замуж за сына Ивана Грозного царевича Ивана, убитого отцом в порыве гнева. А пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы. Шереметевы принимали участие в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне и казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.

На изображении герба мы видим: золотой щит, на котором в лавровом венце расположена золотая корона – герб древних Прусских владетелей – и  два креста, под ними боярская шляпка, ниже – на полумесяце скрестились копье и  меч; сам щит увенчан графской короной и  шлемом дворянским; сверху между двух звезд разместился, так называемый, кумиропоклонный дуб; держателями щита являются стоящие на задних лапах два льва, которые держат во рту лавровую (символ славы, победы и мира)  и масличную (символ мира, победы, долголетия и  достатка) ветви, а в лапах скипетр и  державу (символы государственной власти).

Род Лопухиных

По преданию происходят от касожского (черкесского) князя Редеди — правителя Тмутаракани, который был убит в 1022 г. в единоборстве с Князем Мстиславом Владимировичем (сыном князя Владимира Святославовича, крестителя Руси). Однако этот факт не помешал сыну князя Редеди, Роману, жениться на дочери князя Мстислава Владимировича. Достоверно известно, что к началу XV в. потомки Касожского князя Редеди уже носят фамилию Лопухины, служат в разных чинах в Новгородском княжестве и в Московском государстве и владеют землями. А с конца XV в. они становятся московскими дворянами и жильцами при Государевом Дворе, сохраняя за собой новгородские и тверские вотчины и поместья. Выдающийся род Лопухиных дал Отечеству 11 воевод, 9 генерал-губернаторов и губернаторов, управлявших 15 губерниями, 13 генералов, 2 адмиралов, служили министрами и сенаторами, возглавляли Кабинет министров и Государственный Совет.

На изображении в щите, имеющем серебряное поле, изображен красный гриф, обращенный на правую сторону. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною, на поверхности которой видны семь павлиньих перьев. Намет на щите голубой и красный, подложенный серебром. Щит держат два вооруженные воина, имеющие в руках по одному копью.

Род Бутурлиных

Предком Бутурлиных считается Радша, прибывший, согласно родословной легенде, из Германии в Новгород в конце XII века. Правнук его, Гавриил Олексич, прославился в Невской битве (1240) и состоял боярином при великом князе Александре Невском. Его сыном в некоторых родословцах указан Акинфий Гаврилович, — переяславский боярин, перешедший потом на службу к тверскому великому князю и убитый в сражении под Переяславлем. От его правнука, Ивана Андреевича, по прозвищу Бутурля, имевшего двоих сыновей — Ивана и Юрия, и пошли Бутурлины.

Щит разделен на четыре части, из коих в первой части, в горностаевом поле, изображена Княжеская шапка. Во второй части, в голубом поле, рука с мечом, в золотые латы облеченная. В третьей части, в золотом поле, виден одноглавый орел голубого цвета в короне, с распростертыми крыльями, имеющий в правой лапе меч, а в левой лапе – державу. В четвертой части, в серебряном поле, птица, стоящая на зеленой траве с золотым на носу кольцом. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубого и красного цветов, подложенный золотом. По сторонам щита поставлены два венгра при сабле, держащие одною рукою щит, а в другой руке имеющие старинный славянский чекан с ручкою темного цвета, в обыкновенном их одеянии: в красной шапке, мехом опушенной, в шубах куньего меха, в синем полукафтане, у которого петли по обеим сторонам вышиты золотом, подпоясаны золотым поясом, в красном исподнем платье и желтых венгерских сапогах.

Во всех перечисленных гербах боярских родов есть символы, демонстрирующие служение и приближенное положение к правителям России.

5. Используя Интернет, подготовьте электронную презентацию «Москва и её жители в XVI в.». Проиллюстрируйте примерами повседневную жизнь горожан — выходцев из разных сословий.

Среди городов XVI в. столица Российского государства Москва занимала особенно значительное место. Город был большим и богатым. В Москве XVI века проживало около 100 тысяч жителей. Москва являлась центром не только внутренней, но и внешней торговли. В Москву стекались, по свидетельству современника, «купцы иноязычные — турцы и армены и немцы и литва». В XVI в. в Москве были Английский торговый двор, Панский торговый двор для купцов, приезжающих из Литвы и Польши, и Армянский торговый двор для восточных купцов.

XIV век был ознаменован большими успехами во внешней политике – существенно расширилась территория государства: присоединены Казанское ханство, Астраханское ханство, началось покорение Сибири. Москва как столица государства и по сей день отражает победы тех времен. Например, в середине XVI века на Взлобье Троицкой площади (нынешняя Красная площадь) ставились «походные» деревянные церкви в память об одержанных победах. Очередной поход закончился победой над Казанским ханством и присоединением города к Московскому государству. Это случилось 2 октября 1552 года в день памяти Киприана и Иустины, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда Иван Грозный повелел объединить все «походные» деревянные церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы — Покровский собор. После возвращения молодого царя с победой был воздвигнут деревянный храм Покрова с семью приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559-го. Тогда же освятили все его церкви, кроме центральной. Спустя полтора года, 29 июня 1561, был освящён весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма.

Вся московская торговля первоначально сосредоточивалась в Китай-городе, где в середине XVI в. было не менее 26 торговых рядов. В конце XVI в. в Китай-городе были построены новые каменные торговые ряды. К концу века насчитывалось много лавок, торговавших съестными припасами в Белом городе. О быстром росте территории Москвы свидетельствуют и воздвигнутые вокруг посада стены: так, стены Китай-города, построенные в 1534—1535 гг., охватывали площадь в 92 га, Белого города (сооружённого в 1585—1591 гг. по линии нынешнего Бульварного кольца) — 533 га, а Земляного города (выстроенного в 1591—1592 гг. по линии нынешнего Садового кольца) — уже 1878 га.

Москва была крупным потребляющим центром, получавшим продукты питания, сырьё и ремесленные изделия как из ближайшей округи, так и из более отдалённых мест: хлеб шёл из Рязани и других южных районов, рыба с Волги, масло из Вологды, соль из Поморья, железные изделия из Устюжны Железопольской, пушнина с Урала и из Сибири. Заграничные товары шли в Москву через Новгород Великий, Псков и Смоленск, позднее через Архангельск. Будучи крупным ремесленным центром, Москва снабжала своими изделиями также ряд рынков. Часть московских изделий вывозилась за границу. Укреплению экономического значения Москвы в XVI в. способствовали и мероприятия правительства, которое практиковало принудительные «своды» в Москву ремесленников и торговых людей из других городов.

Москва XVI века стала центром реформ Ивана IV. Одной из значимых для государства стала военная реформа. 1 октября 1550 года Иван IV Грозный подписал указ о переселении «тысячи лучших слуг» из различных городов и областей Русского царства и выделении им поместий для проживания в пределах 60-70 километров от Москвы. Опираясь на положение и выполняемые при царе обязанности, «тысячники» были разделены на три статьи, и получали в зависимости от этого земельный надел в 100, 75 или 50 гектар соответственно. Эти служилые люди стали основой «государева полка» — переселённые дворяне были обязаны участвовать в больших военных походах, предоставляя в зависимости от величины земельного надела определенное количество бойцов. Некоторые историки считают «избранную тысячу» прообразом последующей опричнины. Понимая чрезмерную зависимость от поместного войска, Иван Грозный принял решение о наборе на пожизненную службу 3000 стрельцов и создания из них 6 приказов по 500 человек. Стрельцами служили преимущественно бедные люди, но сотниками и командирами приказов были «дети боярские». Изначально стрельцы имели при себе холодное и ручное огнестрельное оружие, впоследствии стрелецким полкам были приписаны пушкарские расчёты — было положено начало профессиональной русской армии.

Москва XVI — презентация

Запоминаем новые слова

  • Гости — крупные купцы, ведущие торговлю с иностранными государствами, а также иноземные купцы.
  • «Государев родословец» — родословная книга русских княжеских и боярских родов.
  • Заповедные лета — годы, в течение которых в некоторых районах Российского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный статьёй 57 Судебника 1497 г.).
  • Посад — торгово-ремесленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города, которое иногда делилось на слободы и сотни.
  • Тягло — денежные и натуральные повинности, которые несли крестьяне и посадские люди.
  • Урочные лета — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян.

history-gdz.ru

ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 7

Параграф 7. ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть

РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ

Тестовый контроль

  1. Во главе восточнославянского пантеона языческих богов князь Владимир поставил:
    1. Стрибога
    2. Велеса
    3. Перуна
    4. Ярило
  2. Князь Владимир принял крещение в:
    1. Корсуни
    2. Константинополе
    3. Андрианополе
    4. Эфесе
  3. Одним из последствий Крещения Руси было:
    1. принятие великим князем короны от римского папы
    2. усиление роли волхвов в древнерусском обществе
    3. присоединение к русским землям Дунайской Болгарии
    4. укрепление связей Руси с Византией
  4. Главы церковных округов, образованных на Руси после принятия христианства:
    1. Архимандриты
    2. Епископы
    3. Игумены
    4. Дьяконы
  5. Годы правления князя Владимира Святославовича:
    1. 862-879
    2. 980-1015
    3. 912-945
    4. 1113-1125
  6. Одной из причин Крещения Руси было:
    1. поражение Руси в войне с Византией
    2. стремление великого князя сплотить свое государство
    3. заключение Русью союза с Хазарским каганатом
    4. провозглашение римским папой крестового похода против Руси
  7. Крещение Руси произошло в:
    1. 980 г.
    2. 998 г.
    3. 988 г.
    4. 990 г.
  8. Русь приняла христианство по:
    1. римскому образцу
    2. византийскому образцу
    3. польскому образцу
    4. болгарскому образцу
  9. Город, в котором первоначально княжил Владимир по указанию своего отца:
    1. Киев
    2. Перемышль
    3. Новгород
    4. Чернигов
  10. Что из названного относится к деятельности князя Владимира?
    1. установление полюдья
    2. создание оборонительных рубежей на юге страны
    3. борьба с Византией за Дунайскую Болгарию
    4. разгром Итиля — столицы Хазарского каганата

Задания

  1. Расположите события в хронологической последовательности.

A) Захват Херсонеса дружиной Владимира
B) Первое столкновение Руси с Польшей
C) Уничтожение языческих идолов
D) Женитьба князя Владимира на принцессе Анне
E) Провозглашение Перуна главным богом Руси

E —> B —> A —> D —> C

  1. Соотнесите даты и события.
972 г. D
984 г. C
987 г. B
988 г. А

A) Крещение Руси
B) Мятеж в войсках византийского императора Василия II
C) Разгром Владимиром ополчения радимичей
D) Гибель Святослава

  1. Причины принятия князем Владимиром христианства по византийскому образцу:
    1. византийское богослужение было самым красивым
    2. христианство исповедовала княгиня Ольга — бабушка князя Владимира
    3. Русь имела с Византией тесные торговые связи
    4. князь Владимир был женат на византийской принцессе
    5. византийцы не посягали на восточнославянские территории
    6. наличие в Византии сильной самостоятельной церкви
    7. наличие в Византии сильной императорской власти, от которой зависела церковь
  2. Соседями Киевской Руси при князе Владимире были:
    1. Поляки
    2. Готы
    3. Сарматы
    4. Авары
    5. Печенеги
  3. О каком событии идет речь в данном отрывке?

«Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, оплакивали его неверные… И, притащив, кинули его в Днепр… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб. — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошо, не приняли бы этого князь наш и бояре…»

Речь идет о крещении Руси.

Вопросы в тексте параграфа

1. Почему период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства?

Период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства потому, что Ярославу удалось укрепить княжескую власть, повысить международный авторитет Руси и окончательно избавить Русь от набегов печенегов. При Ярославе также был создан единый свод законов, развивалась торговля и ремесла, широко распространялось просвещение.

2. Как вы думаете, почему именно Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?

Борис и Глеб были погребены в Вышгороде у церкви святого Василия. Их могилы стали местом паломничества. При постройке новой церкви взамен сгоревшей предположительно обнаружилось, что тела Бориса и Глеба нетленны. По одной из версий, именно это обстоятельство и явилось поводом для объявления их святыми.

3. Как осуществлялось управление в государствах Западной Европы в XI в.?

Для государств Западной Европы XI века была характерна рассредоточенность политической власти. Большое значение в европейской политике играли городские общины, первоначально испытывавшие феодальную зависимость, даже сама основа городской жизни – производство и торговля – не были свободны от всевозможных феодальных пут. Но тем не менее по своей сути западноевропейские города были «чужими» в системе феодальных отношений, горожане все больше ориентировались на античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. История средневековый западноевропейских городов – это борьба городского населения за личную свободу и политическое самоуправление. Эта борьба была характерна для XI века, когда еще не получил силу процесс повсеместного усиления королевской власти. Впоследствии, конечно, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздробленности, являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом. Закрепляя феодальные формы поземельной собственности, сословные привилегии феодалов, средневековое государство, как любое другое государство, осуществляло общесоциальные функции (поддержание мира, традиционного правового порядка и т.д.). В средние века в странах Западной Европы сложилась и приобрела общесоциальную ценность национальная государственность, которая при всех ее различиях в разных странах стала стержнем единой европейской культуры и цивилизации.

4. Как вы думаете, почему принятие единого свода законов способствовало объединению и укреплению Древнерусского государства?

Государство без закона обречено на распад. Единый для всех закон необходим для определения правил жизни в обществе. В отсутствии этих правил общество начинает жить по понятиям справедливости, которые как известно, у всех разные, что в конце концов приводит к конфликтам и беспорядкам, а впоследствии и развалу государства.

Вопросы к параграфу

1. Как вы думаете, почему после смерти князя Владимира начались распри между его сыновьями?

Князь Владимир хотел нарушить принятое положение о престолонаследии, когда власть передается старшему сыну. Он хотел передать престол Борису, хотя старшим считался Святополк. Есть версия, что Святополк вообще не являлся сыном Владимиру. Это объясняет тот факт, почему Владимир не любил Святополка. Кроме того, Святополк еще при жизни Владимира готовил против него мятеж, за что был брошен в темницу. Опасаясь претензий на Киевский престол, Святополк организовал убийство трех своих братьев, что и положило начало междоусобной войне.

2. Чем деятельность князя Ярослава Мудрого отличались от деятельности других князей?

До Ярослава русские князья вели активную политику объединения славянских племен, создания единого государства. Князь Ярослав больше внимания уделял внутренним вопросам, укреплению границ и повышению международного влияния и авторитета Руси.

3. Какие изменения в управлении государством произошли при Ярославе Мудром?

Князь Ярослав обеспечил главенство власти киевского князя в русской земле, направив в крупнейшие земли (волости) своих сыновей в качестве наместников. Наместники имели собственные дружины, но не могли передать свою власть по наследству. В городских центрах сохранились вечевые традиции, и наместник обязан был прислушиваться к решению народного вече. Городские народные ополчения находились в распоряжении народного собрания. В самом Киеве новый статус приобрела дружина князя. Теперь она осуществляла не только военные функции, но и функции управления государством – старшей дружиной стали бояре.

4. Как Ярослав укреплял международный авторитет своего государства? С какими странами при Ярославе Мудром были установлены династические связи?

Ярослав укреплял международный авторитет своего государства при помощи оказания военной поддержки и за счет междинастических браков. Так династические связи были установлены со Швецией, Норвегией, Византией, Австрией, Францией, Польшей, Венгрией, Германией.

Работаем с картой

1. Покажите на карте государства, с правителями которых Ярослав Мудрый установил родственные связи.

Династические связи у Древнерусского государства (серый цвет на карте) были установлены со Швецией (синий цвет), Норвегией (желтый цвет), Византией (фиолетовый цвет),  Францией (розовый цвет), Польшей (красный цвет), Венгрией (оранжевый цвет), Германией (зелёный цвет).

2. Найдите на карте земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Рассмотрим карту в учебнике на странице 60.

Северо-Западные земли на границе владений племен чудь (красная обводка), водь (синяя обводка), латгалы (желтая обводка), земгалы (фиолетовая обводка). Основан город Юрьев (синее подчеркивание).

Изучаем документы

1. Почему Ярослав стремился широко распространить православие?

В те времена на Руси понятие православия было тесно связано с понятием просвещение. Дети учились грамоте в монастырях и школах при монастырях. А новые знания получали из переводных духовных текстов.

2. Поразмышляйте, чем отличается информация, которую мы получаем из сочинения историка, от информации из исторического источника.

Сочинения историка основываются на исторических источниках, зачастую сопоставляя информацию из нескольких источников. Также в своих сочинениях историки обычно делают анализ причин и следствий, а также дают результаты собственного осмысления исторического текста.

3. Установите, какие пережитки родового строя сохранялись в Древнерусском государстве при Ярославе Мудром.

Я считаю пережитком и варварством узаконенную кровную месть за убийство.

4. Приведите из документа цитаты, свидетельствующие о неравенстве между жителями Руси.

Эта цитата подтверждает неравенство между жителями Руси: «за голову боярина княжеского, тиуна, или граждан именитых, и тиуна конюшего – 80 гривен, или двойную виру; за княжеского отрока или гридня, повара, конюха, купца, тиуна и мечника боярского, за всякого людина, т.е. свободного человека русского или славянина, — 40 гривен, или виру, а за убиение жены полвиры». Также неравенство подтверждает разделение социальной структуры общества на: «княжие люди», «люди», «холопы».

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как усобица между сыновьями князя Владимира повлияла на развитие Руси?

Усобица между сыновьями князя Владимира показала, что объединение Руси было непрочным и некоторые земли по-прежнему стремились отделиться от Киева. Сомневаюсь, что раздробленность государства положительно бы сказалась на его развитие. Такое положение дел привело к пониманию, что для объединения страны недостаточно понятной налоговой политики, безопасности границ и единой веры – нужны еще единый закон, и государственное управление в административных округах.

2. Сравните Русь с западноевропейскими государствами раннего Средневековья. В чём состояли общие черты и различия?

Сходства:

  1. Феодальные государства
  2. Главный сектор экономики — аграрный. Ремесло вторично
  3. Форма правления – монархия
  4. Элементы управления в регионах – наместники
  5. Неравноправие различных категорий граждан

Различия:

  1. На Руси реальную власть имело вече. На Западе городские общины боролись с феодалами за право принимать решения.
  2. На Руси — православное христианство, в европейских государствах — католицизм

3. Лишь один правитель Российского государства получил прозвище Мудрый. Подготовьте сообщение на тему «Почему князь Ярослав считается мудрым правителем». Спросите у своих родителей, какое значение вкладывают они в понятие «мудрый правитель».

Князь Ярослав проявил себя как мудрый и дальновидный правитель. Его решения были разумными, продуманными, благонамеренными. Период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства потому, что Ярославу удалось укрепить княжескую власть, повысить международный авторитет Руси и окончательно избавить Русь от набегов печенегов. При Ярославе также был создан единый свод законов, развивалась торговля и ремесла, широко распространялось просвещение. Мои родители считают, что правитель может считаться «мудрым», если он при решении вопросов рассматривает советы и различные точки зрения, продумывает последствия, оценивает, как будет воспринято то или иное решение, и выбирает наиболее эффективный вариант.

4. Почему Ярослав стремился при помощи династических браков укрепить международное положение Руси?

Ярослав стремился при помощи династических браков укрепить международное положение Руси, поскольку такие браки позволяли повысить значимость государства и обеспечить мир с крупнейшими странами без осуществления крупных военных походов.

5. Вспомните, о каких сводах законов вы узнали при изучении курсов истории Древнего мира и Средних веков. В чём состоит сходство этих законов и Русской Правды?

Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4 тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право — важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам. В древние времена законам придавали божественный характер.

Одним из самых известных также является кодекс Юстиниана. В нем регулировались отношениях в торговле, в семье, между сословиями.

Общее и сходное: закон защищал в большей степени тех, кто занимал высокое положение, или, по крайней мере, был свободен. В Русской правде наказание сводилось к уплате штрафов. А в законах Хаммурапи наказание гораздо суровее. Вплоть до смерти. Из Русской правды видно, что от размера штрафа зависит, насколько высокое положение занимали данные категории населения.

Возможные вопросы на уроке

1. С какой целью князь Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси?

Владимир отправил своих сыновей в разные города для того, чтобы они правили там от его имени и держали земли под контролем.

2. Кому Владимир желал передать киевский престол?

Владимир желал передать киевский престол сыну Борису.

3. Как к этому намерению отнеслись его старшие сыновья — Святополк и Ярослав?

Святополку и Ярославу такое намерение отца не нравилось.

4. Каким образом Святополк занял киевский престол?

С помощью даров Святополк расположил к себе киевлян, и они освободили его из темницы, куда его бросил Владимир, и признали его своим князем.

5. Почему Святополк получил прозвище Окаянный?

По его приказу были убиты братья Борис, Глеб и Святослав.

6. Что предпринял Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев?

Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев, понял, что и его судьба предрешена. Князь Ярослав оказался под угрозой смерти от рук наемных убийц. Ярослав собрал новгородское войско и пошёл на Киев.

7. Мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?

Нет, не мог. Ярославу вообще грозила смерть, поскольку он был главным претендентом на княжество в Киеве. Поэтому ему пришлось ввязаться в междоусобную войну.

8. С помощью каких сил Ярослав и Святополк вели борьбу друг против друга?

На стороне Святополка было киевское войско и отряд печенегов. На стороне Ярослава – новгородское войско и отряды варяжских наемников.

9. Чем закончилась военная встреча Ярослава и Святополка поздней осенью 1016 г. у городка Любеч?

Отсутствие у Святополка какого-либо таланта к ведению военных действий выразилось в том, что он поставил отряды киевлян и печенегов по разные стороны озера. Ярослав атаковал именно киевскую дружину, а печенеги просто не смогли вступить в бой. Ярослав выиграл битву и вошел в Киев.

10. Каким образом Святополку вновь удалось занять киевский стол?

После поражения Святополк бежал к отцу своей жены, польскому королю Болеславу. Польское войско двинулось на Киев, чтобы посадить на престол Святополка. В битве на Буге поляки одолели войско Ярослава и заняли Киев. Не желая содержать польское войско Святополк отправил поляков с богатством и рабами в Польшу. В некоторых источниках говорится о восстании киевлян, которые за одну ночь вырезали множество поляков. В других источниках говорится о том, что Болеслав благополучно вернулся в Польшу с богатством. Так или иначе Святополк вновь оказался на киевском престоле. После этого новгородцы с Ярославом предприняли второй поход на Киев и разгромили войско Святополка, который опять бежал в Польшу, но по дороге умер.

11. Закончились ли со смертью Святополка усобицы на Руси?

Со смертью Святополка усобицы не прекратились. Сын Владимира Мстислав, правивший в Тьмутаракани (Тамань), собрал сторонников (иудеев-хазар, степняков ясов и касогов, племя северян) и двинулся на Киев. Киевляне отказались впускать Мстислава, помня поход иудейского полководца Песаха. Мстиславу пришлось вступить в бой с вернувшейся из похода на север варяжской дружиной Ярослава. Несмотря на то, что Мстислав формально выиграл битву, союзники покинули его, и он предложил Ярославу мир. Братья разделили Русь на две части по Днепру.

12. В каком году Ярослав становится полноправным правителем Руси?

Ярослав стал полноправным правителем только в 1036 году после смерти Мстислава.

13. Какие черты характера князя Ярослава показались вам наиболее сильными? Почему?

Считаю, что наиболее сильными чертами характера Ярослава были благоразумие, храбрость и сострадание к неимущим.

14. Какие черты характера князя Ярослава вы не приемлете?

При всех положительных качествах характер Ярослава был далеко не простым и противоречивым: жестокий диктатор и мудрый книголюб; лукавый политик и вдохновенный строитель; творец первого свода русских законов – «Русской правды» и человек, не знающий благодарности, который мог железной рукой покарать и верных сподвижников, много сделавших и для княжества и для него лично, и даже ближайших родственников.

15. О каких правилах жизни вы узнали из «Правды Ярослава»?

«Правда Ярослава» в основном регулировала уголовное право, однако были статьи по семейному, гражданскому (прежде всего наследственному) праву, а также она регулировала социальные отношения.

  • Дано определение преступления — это обида за причинение ущерба материального, физического или морального, за обиду нужно было нести наказание (в основном это материальная компенсация).
  • Содержала нормы права, касающиеся вопросов общественного порядка — защиты людей от грабежей, насилия, драк.
  • Определяла социальную структуру общества: «княжие люди», «люди», «холопы».
  • Закрепляла права на имущество, принципы наследования.
  • Определяла наказания, принципы возмещения за утраты и преступления, степень ответственности в зависимости от социального положения.
  • Предусматривала строгое наказание за умышленное убийство.
  • Допускалась кровная месть.
  • За побои и увечья предусматривался большой денежный штраф.

16. Какие законы вам представляются справедливыми? Почему?

Закон не может быть справедливым или несправедливым. Закон есть закон – он един для всех. В этом его сущность. Однако нам может нравится или не нравится тот или иной закон. Мне по душе те правила «Правды Ярослава», которые определяют необходимость наказания за причинение ущерба, а также направленные на защиту людей от грабежей и насилия. Такие законы определяют степень цивилизованности общества.

17. Какие из них вам кажутся несправедливыми? Почему?

Мне не по нраву закон, предусматривающий кровную месть за убийство. Это пережиток варварского общества.

18. Работая с пунктом 4 параграфа 7 учебника, заполните таблицу «внешняя политика Ярослава Мудрого».

Основные направления Цели и задачи Основные события Итоги
Борьбы с кочевниками Безопасность южных рубежей 1036 год – разбил войско печенегов Печенеги перестали совершать набеги
Отношения с Польшей Повышение престижа, влияние на политику в Европе 1038-1047 год – военная помощь внуку Болеслава Казимиру в его притязании на польский трон Династические браки и союз с Польшей
Отношения с Византией Антигреческие настроения, необходимость урегулировать отношения 1043 год – неудачное военное столкновение 1046 год – мирный договор и брак сына Ярослава с дочерью византийского императора

19. Итоги правления Ярослава Мудрого:

  • Укрепление международного авторитета Киевской Руси;
  • Укрепление княжеской власти;
  • Развитие торговли, ремесел;
  • Распространение просвещения;
  • Издание единого свода законов.

Домашнее задание

Сравнительная таблица деятельности русских князей в X-XI вв.

Игорь (912-945 гг) Присоединил племена угличей. В ходе военных походов в Византию в 941, 944 гг. продлил действие торгового договора с Византией.
Ольга (945-964) Провела реформы: отменила полюдье, заменила его фиксированной уплатой дани, которая собиралась в погостах – административных центрах. В 955 году приняла христианство.
Святослав (964-972) Присоединил земли вятичей, разгромил Хазарию, много времени уделял военным походам, мало – внутриполитическим проблемам.
Владимир (980-1015) Заново объединил славян в единое государство. В 988 году крестил Русь, что способствовало росту культуры, архитектуры, литературы, искусств, повысило международный авторитет Руси. Возникла славянская письменность.
Ярослав (1016-1054) В 1036 году разгромил печенегов. Создал единый свод законов. Укрепил княжескую власть. Развитие торговли и ремесел, распространение просвещения. Укрепление международного авторитета – междинастические браки.

Запоминаем новые слова

Гривна — на Руси денежная единица.

Династический брак — брак между представителями правящих династий разных государств.

Наместник — глава местного управления, назначенный центральной властью.

Политика — искусство управлять государством.

Усобицы — вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми или группами людей (родственниками, представителями одного народа, жителями одной области, страны, членами одного коллектива).

history-gdz.ru

История России. XVII-XVIII века. 7 класс — История России

Издательство «РУССКОЕ СЛОВО»

Презентационный материал представлен издательством. 

 

Концепция

линии учебников по истории России

Издательства «РУССКОЕ СЛОВО»  

6–9 классы

 

В линии учебников издательства «Русское слово» представлено систематическое изложение содержания курсов истории России для 6 9 классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и Примерной программой основного общего образования.

Структура представленных учебников по курсу Истории России выстроена в соответствии с Базисным учебным планом (по два учебных часа в неделю в 6–8 классах и три часа в 9 классе).

Учебно-методический комплект учебников по курсу Отечественной истории вместе с УМК по курсу Всеобщей истории представляют собой систему учебников, состоящую из завершенных линий, которые обеспечивают преемственность изучения предмета в полном объеме на соответствующей ступени общего образования. Система учебников по курсу «история России» обеспечивает достижение следующих требований к результатам освоения Основной образовательной программы общего образования:

– формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
– овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
– формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
– формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
– развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;
– воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Внутренняя (УМК для каждого класса друг с другом) и внешняя (с УМК курса Всеобщей истории) интеграция линии по истории России для 6–9 классов в систему учебников обеспечивается за счет:

– Общих принципов структурирования основного текста учебника (Раздел/глава – параграф – пункт; в основе структуры лежит с одной стороны принцип блочно-тематической организации учебного материала, с другой общепринятые принципы периодизации мирового исторического процесса).
– Сбалансированное распределение материала с целью раскрытия основных содержательных линий (культура и быт, экономика, политика, человек в истории и пр.) во всех учебниках системы.
– Единой методической системы учебника, разработанной доктором педагогических наук, профессором О.Ю. Стреловой, включая методический аппарат (структура и оформление), дополнительные рубрики («Это интересно» и «Документ» в 5–7 классах и «История в лицах» и «Документ» в 8–9 классах), вводные преамбулы к главам и т.д.
– Наличие в конце каждого учебника словаря терминов и понятий, а также перечня основных дат.
– Единые принципы аппарата ориентировки (оформление содержания, цветовые и графические обозначения рубрик, разделов и пр.)
– Единства художественного оформления и макета.

Содержание каждого учебника по истории России структурировано по разделам в соответствии с хронологическим принципом, внутри разделов (параграфы) – по основным содержательным линиям (экономика, политический строй, внутренняя и внешняя политика, культура и быт). Сами параграфы разбиты на отдельные пункты, каждый из которых является самостоятельной содержательной единицей в рамках параграфа (урока).

Материал учебников выстроен логически и включает несколько содержательных линий (культура и быт, экономика, политика, человек в истории и пр.), отражающих содержательные единицы Стандарта и Примерной программы. Это позволяет сформировать умения и навыки по различным отраслям и тематике исторических знаний – экономической и политической истории, истории культуры, основ исторической антропологии и т.д.

Концепция системы учебников основана на устоявшихся достижениях научной историографии. Признание важности материального (развитие промышленности, техники и технологий) и социально-политического (совершенствование правовых норм, политической системы общества и государственных институтов) прогресса человечества сочетается с необходимостью оценивать исторические события и явления с позиций их современников, уделять внимание не только внешней эволюции человеческого бытия, но и переменам в сознании и духовной культуре. Следует особенно отметить, что в учебниках для 6–9 класса по истории России, как в линии для первого концентра, методологические и философско-исторические аспекты представлены имплицитно, с использованием общепринятых терминов и символики и на доступном языке, чтобы не перегружать учащихся теоретическими проблемами.

Структура и последовательность изложения материала обеспечивают содержательную и методическую преемственность каждого последующего курса истории с предшествующим. Это достигается путем осуществления главной задачи курса – поступательного формирования системы знаний, умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых социальных компетенций на основе ряда сквозных содержательных линий. Структурное содержание учебников основано на движении от общего, целого к частному, более конкретному.

Аппарат ориентировки учебников постоянен от курса к курсу и представлен содержанием (с указанием номера, названия раздела, параграфа и страницы), а также системой специальных обозначений по тексту параграфов. В обращении к учащимся авторы учебников расшифровывают каждую из тематических рубрик. Важные для запоминания даты, имена исторических личностей, понятия и термины выделены особым шрифтом.

Учебники соответствуют возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного материала каждого из учебников не превышают максимальное количество часов, выделенное на изучение курса истории в каждой возрастной группе. Это позволяет учителю иметь возможность вариативности обучения на основе представленных в учебниках материалов дополнительного и источниковедческого характера.

Содержание учебников стимулирует развитие познавательных интересов учащихся, их индивидуальных и творческих способностей. Это достигается путем сбалансированного сочетания основного, дополнительного текстов и методического аппарата.

Материалы рубрики «Это интересно» в учебниках 6–7 класса дадут возможность учащимся, интересующимся историей, расширить свои знания об изучаемых событиях, познакомиться с интересными подробностями. С рубрикой «Это интересно» прямой преемственностью связана рубрика «История в лицах» для 8–9 классов. Здесь дополнительный материал приобретает уже более предметный и конкретный характер, ориентированный на внимание к роли личности в истории, связи перипетий биографии конкретного человека с событиями мирового масштаба. Вопросы и задания к данным рубрикам, интегрированные в общий комплекс вопросов и заданий позволяют расширять и углублять знания и навыки с опорой на основной материал учебника. Главная функция данных рубрик – поддержка любознательности и избирательности интересов.

Особое место в учебниках занимает рубрика «Документ», проходящая сквозной линией через все книги комплекта. Эта рубрика вкупе с вопросами и заданиями к ней играет не только особую роль в развитии аналитических и творческих способностей учащихся, но и в формировании комплекса познавательных УДД, связанных развитием критического мышления, усовершенствованием навыков по работе с информацией – ключевой компетенции, столь необходимой и важной в сегодняшнем информационно-насыщенном и быстроменяющемся мире.

Представленные учебники по истории России позволяют не только продемонстрировать определенные научные знания для усвоения учащимися, но и провести проверку их усвоения учителем через методический комплекс УМК, включающий разноуровневую систему вопросов и заданий. Расположенные в начале раздела т.н. «ключевые вопросы» носят опережающий характер и задают направление последующей работе с учебным материалом. Вопросы и задания по тексту параграфа позволяют провести текущую проверку усвоения учебного материала, а вопросы в конце параграфа и в конце раздела – провести двухступенчатую систематизацию и итоговый контроль ранее полученных знаний. Каждый тип вопросов и заданий имеет специальную символику, что заранее настраивает учащихся на определенный ритм работы.

Достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и формирование универсальных учебных действий при изучении курса осуществляется через использование всего учебно-методического комплекса по истории России.

Через представленные учебники четко проводится мысль о необходимости уважения к собственному прошлому, умения ценить не только победы и достижения предков, но и цену, которая была за них заплачена, сопереживать трагедиям, пережитым российским народом на разных этапах его истории. Подобный подход способствует формированию таких личностных УДД, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Разнообразие иллюстративного материала позволяет сформировать УУД работы с историческими реконструкциями, изображениями реальных памятников и предметов прошлого, рисунками современных художников, картами, схемами, таблицами и т.д. К данным УУД можно отнести: описание, сравнение, анализ, чтение, сопоставление и т.п. Задания по работе с иллюстрациями (описание, сравнение, анализ) особенно способствуют развитию речевой деятельности учащихся, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Учебники позволяют проводить различные виды работ с текстом: анализ, составление плана, тезисов, выделение главной мысли, составление альтернативного описания, ответы на вопросы и их составление и т.п.

Красочность и вариативность описания событий и явлений Отечественной истории позволяет заинтересовать учащихся содержанием курса, подвигнуть их на самостоятельную или проектную деятельность по изучению какой-либо темы. С этой целью методический аппарат содержит различные задания, касающиеся проектной деятельности (подготовка презентаций, рефератов и т.д.)

Особая роль среди итоговых вопросов и заданий отводится умению работать с Интернетом (поиск и отбор исторической информации) и компьютером (подготовка презентаций), что способствует предусмотренным Основной образовательной программой совершенствования навыков работы с информацией при помощи компьютера (поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; поиска, организация и хранение информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; формирование первичных навыков организации собственного информационного пространства).

Наглядность учебного материала достигается посредством использования различного рода иллюстративных и иных материалов, которые служат для формирования не только универсальных учебных действий, но и образа исторического события, личности, характеристики повседневной жизни человека в разные эпохи. Все представленные иллюстративные материалы имеют хорошее качество, и их использование методически оправдано и связано с основным текстом.

Разнообразие учебного материала, наличие опережающих, попутных и итоговых вопросов, вариативность возможностей их использования позволяет учащимся сформировать навыки работы как индивидуальной, так и групповой. Использование творческих заданий послужит средством не только развития креативных способностей учащихся, но и средством для самостоятельной познавательной активности, умения учиться, планировать и организовывать свою деятельность.

Система вопросов и заданий в учебниках позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, их жизненный опыт. Вопросы и задания соответствуют возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Учитель может организовывать не только контроль и самоконтроль, но и взаимоконтроль учащимися, что способствует сотрудничеству с педагогом и сверстниками.

Межпредметные связи такими предметами, как география, литература, цикл естественных дисциплин (в разделах по истории научных открытий) прослеживаются во всех учебниках линии.

Метапредметный характер учебников определяется возможностью формирования универсальных учебных действий на основе тематического содержания курсов. Сформированные УУД являются условием учебной адаптации учащихся и повышения мотивации обучения.

Содержание учебников имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю. Материал курсов носит поликультурный характер, отражает многообразие и единство современного мира, культур народов мира и России. Воспитание и развитие учащихся средствами исторической науки возможно как через использование дополнительной научно-популярной и художественной литературы, так и через специфику текстового материала, который предельно корректен, четок и интересен по содержанию.

Учебники написаны в доступном стиле, текстовый материал учебников соответствует нормам современного русского языка.

В УМК данной предметной линии к каждому учебнику входят:

– Программа для общеобразовательных учреждений по истории для 6–9 классов;
– Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по истории для 6–9 классов;
– Рабочая тетрадь для учащихся;
– Методическое пособие для учителя;
– Мультимедийное приложение к учебнику.

 

Пчелов Е.В.
История России. XVII-XVIII века
7 класс

Содержание учебника соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и Примерной программе по истории.

Курс истории России 7 класса разделен на 38 параграфов и рассчитан на 40 часов учебного времени, что соответствует количеству учебных часов, отводящихся на изучение истории России в 7 классе.

Учебник освещает историю России XVII – XVIII в.: период Смуты, развитие России при первых Романовых, преобразования Петра I, дворцовые перевороты, эпоху Екатерины Великой и правление Павла I. Доступным для учащихся 7 класса, ярким и образным языком, автор освещает все основные проблемы развития Российского государства, делая акцент на социально-экономических вопросах и истории русской культуры. Наглядность в учебнике обеспечивается большим количеством цветных иллюстраций, а также картами, отражающими основные события истории России изучаемого времени. Все важнейшие определения и даты выделены в тексте специальным шрифтом.

Методический аппарат учебника носит разноуровневый характер и ориентирован на развитие аналитических и творческих способностей учащихся, представляет широкие возможности контроля и углубления полученных в ходе изучения курса знаний. Разноуровневые вопросы и задания к разделам, параграфам, иллюстрациям и картам способствуют овладению приемами анализа, синтеза и систематизации материала, работы с различными источниками информации.

Обращение 

 

Содержание

 

Введение

 

 

Пример разворота

histrf.ru

ГДЗ по истории для 7 класса Панов С.В.

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *