ГДЗ 4 работа география 7 класс практические работы Витченко А.Н., Обух Г.Г.
GDZ.RU
1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Французский язык
- Биология
- Истори
gdz.ru
7 класс_Практическая работа №4
В одних и тех же природных зонах на разных материках растительность и животный мир имеют сходные черты. Вместе с тем на особенности распространения растений и животных, помимо климата, оказывают влияние и другие факторы: геологическая история материков, рельеф и особенности горных пород, человек. Объединение и разделение материков, изменение их рельефа и климата в геологическом прошлом стали причиной того, что в сходных природных условиях, но на разных материках обитают разные виды растений и животных.
Просмотр содержимого документа
«7 класс_Практическая работа №4»
Ф.И., класс____________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Анализ тематических карт с целью выявления особенностей расположения географических поясов и природных зон
Цели: научиться читать карту природных зон; выявить географические закономерности в расположении природных зон.
Оборудование: атлас, учебник, дополнительная литература, интернет-ресурсы.
Ход работы
Дайте определение понятиям:
Природная зона ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Географический пояс __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Что влияет на формирование природных зон? __________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Какие вы можете назвать закономерности изменения ПК суши? С чем это связано?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Используя карту природных зон мира, определите, какие природные зоны сформировались на каждом из материков. Обозначьте в таблице знаком «+» наличие природной зоны на материке. Какие материки имеют схожие природные зоны? Чем это можно объяснить?
Природные зоны материков
Название природных зон | Материки тропических широт | Материки Северного полушария | ||||
Африка | Южная Америка | Австралия | Северная Америка | Евразия | ||
Арктические и антарктические пустыни | ||||||
Тундра и лесотундра | ||||||
Тайга | ||||||
Смешанные и широколиственные леса | ||||||
Степи и лесостепи | ||||||
Пустыни и полупустыни | ||||||
Саванны и редколесья | ||||||
Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники | ||||||
Переменно-влажные леса | ||||||
Влажные экваториальные леса |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используя карту природных зон мира, проследите, как на территории Евразии меняются природные зоны с севера на юг по 50 ° в.д., и с запада на восток по 50 ° с.ш. Результаты запишите в таблицу. Как вы объясните смену природных зон в Евразии?
Закономерности смены природных зон на равнинах Евразии
План сравнения | Смена природных зон | |
по 50 ° в.д. | по 50 ° с.ш. | |
Последовательность природных зон, встречающихся на данной линии | ||
Направление смены природных зон | ||
Название закономерности в смене природных зон |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
multiurok.ru
Практические работы 7 класс
Практические работы по географии 7 класс
на 2015 -2016 учебный год
№
урока
Раздел программы.
Тема оценочной практической работы
Сроки проведения
Факт. дата проведения
5
I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ
Практическая работа № 1 «Обозначение на контурной карте литосферных плит и сейсмических поясов»
16.09
8
Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли»
28.09
18
II. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ
Практическая работа № 3 «Характеристика одного из океанов по плану»
9.11
22
Практическая работа № 4 «Определение ГП Африки» (Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек).
23.11
23
Практическая работа № 5 «Обозначение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых на к/к»
25.11
30
Практическая работа № 6 «ГП Австралии» (Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек).
21.12
35
Практическая работа № 7 «ГП Южной Америки» (Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек).
20.01
37
Практическая работа № 8 «Обозначение на к/ к речных систем Южной Америки»
27.01
46
Практическая работа № 9 «Описание ГП материка по плану». (Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек).
29.02
51
Практическая работа №10 «Особенности ГП Евразии по сравнению с другими материками» (Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек).
16.03
всего
10
infourok.ru
Методическая разработка по географии (7 класс) по теме: Практические работы по географии материков и океанов. Разработки с алгоритмом выполнения.
География материков и океанов (VII класс)
Программные практические работы, обязательные для выполнения всего класса
Раздел, тема | Практическая работа, форма ее выполнения | Оценка |
I раздел | № I. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (карты, древники путешествий, справочники, словари и др.), составление «летописей» наиболее важных путешествий разных исторических эпох. (Заполнение путевого дневника и итоговой таблицы в тетради, обозначение маршрутов экспедиций на к/к.) | Поэтапно. Всему классу |
№ 2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Прокладка по карте маршрутов путешествий с определением местоположения, абсолютных и относительных высот мест остановок, а также направлений от пункта к пункту. (В тетради и на к/к.) | Всему классу | |
II раздел | № 3. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение возможного размещения материков и океанов через миллионы лет. (Работа с картами учебника и атласа, задания в тетради.) | Одновременно всем |
№ 4. Объяснение приемов приспособления человека к особенностям того или иного типа климата. (Анализ карт, текста учебника, заполнение таблицы в тетради.) | Одновременно всем | |
№ 5. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально- аквальных природных комплексов. (Заполнение к/к и таблицы или текст в тетради.) | Поэтапно всем | |
III раздел | № 6. Анализ схем круговоротов веществ и энергии. (Работа выполняется в классе, оцениваются устные комментарии и письменные ответы в тетрадях.) | Одновременно всем |
№ 7. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения. (Заполнение к/к.) | Одновременно всем | |
№ 8. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка. (Работа с тетрадью и к/к.) | Всем поэтапно | |
№ 9. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. (Работа с к/к.) | Всем учащимся одновременно | |
IV раздел | № 10. Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района. (Работа с атласом, климатограммами.) | Всему классу одновременно |
№11. Определение причин разнообразия природных зон материка. (Работа с атласом, заполнение таблицы.) | Всему классу поэтапно | |
№ 12. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран (по выбору). (Письменное описание стран по выбору в тетради по атласу, план предлагается.) | Всему классу поэтапно | |
№ 13. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков. (Письменное сравнительное описание в тетради на основе анализа атласа и других ИГИ. Возможна работа и в классе, и дома, группами по отдельным заданиям.) | Всему классу поэтапно | |
№ 14. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка. (Анализ атласа и записи в тетради.) | Всему классу одновременно | |
IV раздел | № 15. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки (Анализ атласа и выводы в тетради.) | Всему классу одновременно |
№ 16. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения этих рек. (Работа с атласом и учебником, результаты фиксируются в таблице или на к/к.) | Всем учащимся поэтапно | |
№ 17. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор места для создания охраняемых территорий. (Анализ атласов, текста учебника, составление к/к.) | Всем учащимся одновременно | |
№ 18. Изображение на контурной карте шельфа океана и видов хозяйственной деятельности на нем, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору). (Анализ карт, самостоятельное составление карты.) | Всем учащимся поэтапно | |
№ 19. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности. (Работа выполняется по вариантам дома, защищается в классе, результаты — в таблице.) | Всем учащимся поэтапно | |
№ 20. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. (Работа по вариантам, результаты или в табличной форме в тетради, или на к/к.) | Всему классу поэтапно | |
IV раздел | №21. Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования. (Работа выполняется в течение большей части урока в классе или дома, маршрут выбирают сами учащиеся.) | Всему классу поэтапно |
№ 22. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности. (Выполнение в классе, итоги — в тетради в табличной форме.) | Всему классу поэтапно | |
№ 23. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. (Работа в классе с таблицами, результаты — в тетради.) | Всему классу поэтапно | |
IV раздел | № 24. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. (Работа в классе с атласами и учебниками, результаты — в табличной форме в тетради). | Всему классу поэтапно |
№ 25. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии. (Работа с атласами по вариантам с использованием типового плана, результаты — в тетради.) | Всему классу поэтапно | |
№ 26. Составление простейших картосхем размещения культурно- исторических центров зарубежной Евразии или картосхем крупнейших городов и разработка заданий для ориентирования по ним. (Работа по к/к.) | Всему классу одновременно | |
V раздел | № 27. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также в степени антропогенного воздействия. (Работа на местности — весенняя экскурсия.) | Всему классу одновременно |
№ 28. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы. (Работа на местности.) | Всему классу поэтапно |
Практическая работа № 1
Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (карты, дневники путешествий, справочники, словари и др.), составление «летописей» наиболее важных путешествий разных исторических эпох
Цели работы:
1. Познакомиться с существующими источниками географической информации.
2. В процессе самостоятельной работы с картами, дневниками
путешествий, справочниками, словарями и другими имеющимися источниками географической информации изучить основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении, составить «летопись» наиболее важных исторических путешествий разных исторических эпох.
Последовательность выполнения работы
- Оргмомент. Учитель делит класс на группы (5 или 6) и предлагает следующее задание.
Дорогие друзья! Каждый из вас в составе своей группы (экспедиции) получает задание пройти по следам одного из наиболее важных путешествий различных исторических эпох и составить «летопись» путешествия (отчет о проделанной работе). Группа выбирает руководителя — начальника экспедиции. Начальник экспедиции распределяет обязанности внутри группы, контролирует выполнение заданий, осуществляет помощь, оценивает работу участников экспедиции. Решать поставленные перед группой задачи вы будете самостоятельно, используя различные источники географической информации (карты, дневники путешествий, справочники, словари и другие источники географических знаний, имеющиеся дома или в библиотеке). Экспедиция отправляется в путь немедленно. Время возвращения — следующий урок, к которому в дневнике экспедиции должен быть готов письменный отчет о проделанной работе (один на группу). На контурную карту каждый участник экспедиции наносит ее маршрут. (Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.) Кроме того, вы должны быть готовы познакомить учащихся класса с результатами своей работы. Для этого определите план и объем выступления (время выступления
- мин), назначьте выступающего.
- В ходе заслушивания отчетов каждый ученик класса составляет в тетради «летопись» наиболее важных путешествий различных географических эпох в форме таблицы и прокладывает на контурной карте маршруты экспедиций.
Период времени | Имя путешественника, исследователя | Вклад в географическую науку |
Таким образом, в результате оцениваются умения работать с к/к, заполнять таблицу, анализировать текст учебника и дополнительную литературу, делать сообщения на заданную тему. Поэтому можно ставить за данную работу по две оценки тем учащимся, которые успешно выполнили задание в своей группе и успешно справились с заполнением общей таблицы.
Путевой дневник участников экспедиции № 1
Наша группа получила задание пройти по следам экспедиции Христофора Колумба.
Участники экспедиции (фамилия, имя):
Руководителем группы назначен (а)
Отчет о проделанной работе
Путевой дневник участников экспедиции № 2
Наша группа получила задание пройти по следам экспедиции португальского мореплавателя Васко да Гама.
Участники экспедиции (фамилия, имя):
Руководителем группы назначен (а)
Отчет о проделанной работе
Путевой дневник участников экспедиции № 3
Наша группа получила задание совершить кругосветное плавание по следам экспедиции Фернана Магеллана.
Участники экспедиции (фамилия, имя):
Руководителем группы назначен (а)
Отчет о проделанной работе
Путевой дневник участников экспедиции № 4
Наша группа получила задание совершить путешествие по следам экспедиции, которую возглавлял английский мореплаватель Джеймс Кук.
Участники экспедиции (фамилия, имя):
Руководителем группы назначен (а)
Отчет о проделанной работе
Путевой дневник участников экспедиции № 5
Наша группа получила задание совершить путешествие по следам Первой русской антарктической экспедиции, которую возглавляли русские путешественники Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.
Участники экспедиции (фамилия, имя):
Руководителем группы назначен (а)
Отчет о проделанной работе
Путевой дневник участников экспедиции № 6
Наша группа получила задание совершить путешествие по следам английской экспедиции на судне «Челленджер».
Участники экспедиции (фамилия, имя):
Руководителем группы назначен (а)
Отчет о проделанной работе
Таким образом работа выполняется в несколько этапов: в классе, дома. В классе учащиеся работают в группах и занимаются достаточно много времени и индивидуально (по заданиям), когда в тетрадях записывают самое важное из отчетов других групп. Оценки выставляются поэтапно: вначале тем, кто наиболее активен и быстрее всех завершил работу, всем остальным — после того, как работа завершена дома.
Практическая работа № 2
Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Обозначение на карте маршрутов путешествий с определением местоположения, абсолютных и относительных высот мест остановок, а также направлений и расстояний от пункта к пункту
Карты и атласы представляют собой не просто яркие иллюстрации, а источник точной информации, накопленной человечеством, окно в окружающий мир. Стоит распахнуть его — и тогда человек не станет «скользить по картам скучным взглядом», а сумеет
разглядеть в них живой и постоянно меняющийся мир нашей планеты Умение читать карту, решать по ней задачи различного содержания имеет в географии очень важное значение.
Цели работы:
1. Учиться решать по географической карте и глобусу задачи различного содержания.
2. Повторить и закрепить умения определять по глобусу и карте расстояния между точками в градусной мере и километрах; прокладывать на контурной карте маршруты путешествий; определять географические координаты точек, абсолютные и относительные высоты, направления от пункта к пункту.
Последовательность выполнения работы
- По географическим координатам Ставрополя определите его местоположение на глобусе.
- Определите расстояние от Ставрополя до Северного полюса, экватора, нулевого меридиана в градусной мере и километрах.
- Результаты вычислений запишите в тетрадь в виде таблицы:
Ставрополь 45° с.ш., 42° в.д. | ||
Расстояние | В градусной мере | В километрах |
До Северного полюса | ||
До экватора | ||
До нулевого меридиана |
Материал для справок Длина 1° меридиана — 111 км Длина Г по 45-й параллели 78,2 км
- В настоящее время расширяются и укрепляются научные, культурные, производственные, торговые связи нашей страны и нашего края как части единого целого — хозяйства России — со многими странами мира: странами зарубежной Европы, Америки, Азии, в том числе Японией, Индией, Турцией и др. Вы имеете уникальную возможность совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре по маршруту: Ставрополь — Париж — Мехико — Токио — Дели — Ставрополь. Пользуясь физической картой атласа, на мировой контурной карте проложите маршрут путешествия.
- За время путешествия определите:
- географические координаты мест остановок;
- абсолютную и относительную высоту мест остановок;
- направления и расстояния от пункта к пункту.
6. Результаты работы отразите на контурной карте.
Практическая работа № 3
Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения
материков и океанов через миллионы лет (на основе теории литосферных плит)
Цели работы:
1. Закрепить знания основных положений теории литосферных плит.
2. Научиться читать карту «Строение земной коры» и прогнозировать по карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем.
Последовательность выполнения работы
- Найдите на карте «Строение земной коры» в атласе крупнейшие литосферные плиты.
- Обозначьте на контурной карте крупнейшие литосферные плиты, укажите направление и скорость их движения.
- Учение о литосферных плитах дает возможность заглянуть в будущее Земли. На основе теории литосферных плит представьте модель поверхности Земли в будущем: предположите, как будут размещаться материки и океаны через миллионы лет.
- Краткий ответ по третьему вопросу запишите в тетрадь, можно составить рисунок.
Практическая работа № 4
Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата
Цели работы:
1. Объяснить примеры приспособления человека к особенностям того или иного типа климата.
2. Продолжить формирование умения объяснять процессы и явления, происходящие в природе и жизни населения.
Последовательность выполнения работы
- Из приведенных ниже примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата выберите несколько (не менее 5). На основе ранее полученных знаний укажите, о каком климате идет речь в каждом конкретном случае, объясните то или иное приспособление на основе анализа карт.
- Результаты работы оформите в виде таблицы.
Примеры приспособления человека к тому или иному типу климата | Особенности климата | Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата |
1. Темная окраска кожи и темные глаза, волнистые или курчавые волосы | Жаркий климат | Большое количество пигмента в коже защищает людей от солнца. Курчавые волосы создают защитную «воздушную подушку», предохраняющую голову от жары |
2. Дома на сваях | Жаркий влажный климат | Чтобы в домах было сухо |
И т.д. |
- Темная окраска кожи и темные глаза, волнистые или курчавые волосы.
- Утолщенные губы и широко открытые ноздри.
- Узкие глаза с дополнительной складкой на веках.
- Люди, живущие в странах с пасмурной погодой, возможно, всегда имели бледную кожу.
- В жарких сырых местах дома строят на сваях.
- В Швейцарии дома, называемые шале, строят из дерева. Нижний этаж кладут из камня, а в окнах двойные стекла.
- В наши дни в Лапландии большинство людей живут в малых городах за Полярным кругом. Но есть еще оленеводы, которые живут в ярангах. Их собирают из длинных шестов и покрывают оленьими шкурами.
- Многие деревни в Африке построены из глины, высушенной солнцем.
- Исландия — крыши домов торфяные.
- Средиземноморье — многие дома выкрашены в белый цвет, имеют деревянные ставни.
- Швейцария — крыши домов длинные и покатые.
- В пустыне Сахара кочевники живут в шатрах, изготовленных из козьих шкур.
- На Крайнем Севере в Сибири некоторые кочевые племена делают временные жилища их моржовых шкур.
- В арктических областях Канады и Гренландии люди носят одежду, подбитую мехом.
- Во многих жарких странах люди ходят в длинных легких накидках.
- Обязательным компонентом костюма араба, жителя пустыни, является полотнище в 2-3 м, которым наподобие чалмы обертывают голову, закрывая шею, нос, щеки.
Практическая работа № 5
Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов
Цели работы:
1. Выделить территориально-аквальные природные комплексы.
2. Учиться работать с дополнительными источниками географической информации, выделять главное, делать обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы
- Изучив предложенную дополнительную информацию, кратко в тетради ответьте на вопрос: что послужило причиной выделения побережий и шельфа Мирового океана как особых территориально-аквальных комплексов?
- На контурной карте выделите побережье и шельф одного из океанов (по вашему выбору).
- На побережье и на шельфе океана условными знаками (легенду карты придумайте самостоятельно) покажите некоторые районы наиболее интенсивного взаимодействия человека и окружающей среды. Это могут быть основные районы рыбного промысла, основные районы добычи полезных ископаемых, крупнейшие порты, основные транспортные пути, районы отдыха и туризма и т.д.
Справочная информация
Ныне из 102 городов-миллионеров 57 расположены на берегу или в непосредственной близости от него. Из 136 столиц государств, выходящих к морю, 79 располагаются непосредственно на побережье или в эстуариях крупных рек, доступных для морского судоходства.
В береговой зоне человек использует минеральные, биологические, энергетические и рекреационные ресурсы.
Ежегодная мировая добыча россыпей на берегах дает примерно 50 млн долларов и приходится главным образом на олово, алмазы, железный и титановый пески. Береговая зона располагает запасами строительных материалов, прежде всего песка и гравия, ракушечника.
Из морской воды добывают 1/5 мирового производства соли, свыше 2/3 брома, магния и его соединений, более половины «вырабатываемой» пресной воды. Нефть и газ также добывают в основном в пределах береговой зоны. Бурное развитие нефтепромыслов привело к тому, что в неглубоких водах, например, Персидского залива сосредоточено множество кранов, буровых вышек, плавучих заводов.
Большое значение имеет использование энергии приливов и отливов для получения электроэнергии на приливных электростанциях.
Не менее важно рекреационное использование береговой зоны. Миллионы людей в различных странах мира отдыхают на берегах морей.
Одна из достопримечательностей береговой зоны — материальные и прежде всего духовные богатства ранних культур. Ценные открытия и находки сделаны археологами и подводниками при изучении мелководий.
Практическая работа № 6
Анализ схем круговоротов веществ и энергии
Цели работы:
1. Научиться анализировать схемы круговоротов: воды, биологического вещества в земной коре, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
2. Познакомиться с одним из основных свойств географической оболочки — круговоротом веществ и энергии.
Последовательность выполнения работы
I. Круговорот воды
Устно прокомментируйте схему круговорота воды. В тетради дайте краткие ответы на вопросы:
- На примере круговорота воды в природе докажите, что круговорот — это непрерывно повторяющиеся процессы превращения и перемещения веществ в природе.
- Какие компоненты природы связаны между собой круговоротом воды?
- Круговорот не образует замкнутого круга, поэтому какое-то количество воды постоянно содержится в компонентах географической оболочки и иногда накапливается в них. Подтвердите это примерами.
- Докажите, что круговорот воды на Земле происходит под действием солнечной энергии, что в его процессе совершает круговорот и тепловая энергия.
- Докажите, что круговорот воды — это важнейший механизм природных процессов.
- Почему необходимо учитывать круговороты в хозяйственной деятельности людей? С результатами своей работы познакомьте других учащихся класса, определив план и объем выступления.
Устно прокомментируйте схему биологического круговорота. В тетради дайте краткие ответы на вопросы:
- Что произойдет с живыми организмами, если прекратится биохимический круговорот вещества и энергии?
- На примере биологического круговорота докажите, что каждый последующий круговорот отличается от предыдущих, т.е. не образует замкнутый круг.
- Почему необходимо учитывать круговороты в хозяйственной деятельности людей? С результатами своей работы познакомьте других учащихся класса.
III. Круговорот веществ в земной коре
Устно прокомментируйте схему круговорота веществ в земной коре (рис. 31, с. 52). В тетради дайте краткие ответы на вопросы:
- Что называется выветриванием? Перечислите основные факторы выветривания.
- Под действием каких процессов магматические и осадочные горные породы оказываются на глубине, в недрах земли?
- Почему необходимо учитывать круговороты в хозяйственной деятельности людей? Результаты своей работы доложите другим учащимся класса, определите план и объем краткого выступления.
Практическая работа № 7
Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения
Цели работы:
1. Выделить ареалы высокой плотности населения, направления миграций людей в прошлом и современные перемещения.
2. Учиться отражать результаты работы картографическими средствами.
Последовательность выполнения работы
- Пользуясь текстом учебника с. 62, абзац 2 и 3, картой атласа «Народы и плотность населения», обозначьте на контурной карте ареалы высокой плотности населения.
- Установите причины большой плотности населения в разных частях земного шара. Сделайте вывод, от каких причин зависит размещение населения по территории Земли. Краткий вывод запишите в тетрадь.
- Пользуясь рис. 38 на с. 62, обозначьте на контурной карте направления миграций людей в прошлом.
- Обозначьте на контурной карте современные перемещения людей. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.
Справочная информация
В настоящее время людей, прибывающих на постоянное место жительства, продолжают принимать Северная Америка (США, Канада), Австралия, Новая Зеландия, Израиль.
Западная Европа притягивает рабочую силу из стран Средиземноморья, Азии. Новый крупный район, притягивающий рабочую силу, сложился в странах Ближнего Востока, где в качестве главного «миграционного насоса» выступают нефтедобывающие страны — Саудовская Аравия, Кувейт и др.
Практическая работа № 8
Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка
Цели работы:
- Выявить особенности физико-географического
- положения Африки.
- Научиться определять физико-географическое положение материка по плану, используя карты атласа.
- Закрепить умение определять географические координаты точек, протяженность материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
- Установить влияние физико-географического положения (ФГП) на природу материка.
Последовательность выполнения работы
Определите географическое положение материка Африка, пользуясь планом и картами атласа. Устная работа по определению физико-географического положения материка сочетается с заполнением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.
План определения ФГП материка
I. Определите положение материка на градусной сетке (по отношению к экватору, нулевому меридиану, Северному и Южному тропикам):
- По отношению к экватору — пересекается материк линией экватора или нет? Если пересекается, то в какой части? В каком полушарии расположен материк — в Северном или Южном? На контурной карте красным цветом выделите линию экватора.
- По отношению к нулевому меридиану — пересекается материк нулевым меридианом или нет? Если пересекается, то в какой его части? В каком полушарии расположен материк — в Западном или Восточном? На контурной карте синим цветом выделите линию нулевого меридиана.
- Как расположен материк по отношению к тропикам? Если материк пересекается тропиками, выделите их на контурной карте.
- По физической карте Африки определите крайнюю северную и крайнюю южную точки материка.
- Обозначьте на контурной карте крайнюю северную и крайнюю южную точки материка, определите их географические координаты, запишите географические координаты на контурной карте.
- Между какими градусами широты расположен материк?
- Определите протяженность материка с севера на юг в градусах и километрах. Расчеты запишите в тетрадь.
- Положение по долготе. Найдите на физической карте Африки крайнюю западную и крайнюю восточную точки. Обозначьте их на контурной карте. Определите географические координаты крайней западной и крайней восточной точек, подпишите на контурной карте.
II. Определите положение материка относительно других объектов (материки, океаны):
- Какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются? На контурной карте подпишите близлежащие материки, моря и проливы, которые их отделяют от Африки.
- Какие океаны, моря, заливы и проливы омывают берега Африки? Подпишите их на контурной карте.
- Определите характер береговой линии (сильно изрезана — выделяется много островов, полуостровов, заливов, проливов; слабо изрезана — мало островов, полуостровов, заливов, проливов). Крупные острова и полуострова подпишите на контурной карте.
Сделайте вывод о величине и протяженности материка, особенностях физико-географического положения материка, определяющих его природу. Краткий вывод запишите в тетрадь в виде таблицы.
Особенности ФГП материка | Особенности природы |
1. Материк почти посередине пересекается экватором; большей своей частью лежит между Северным и Южным тропиками | |
2. Большая протяженность материка с севера на юг и с запада на восток | |
3. Слабая изрезанность береговой линии |
Практическая работа № 9
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
Цели работы:
1. Закрепить знания о современном рельефе Африки, размещении полезных ископаемых.
2. Учиться правильно работать с контурной картой.
Последовательность выполнения работы
- Обозначьте на контурной карте крупные формы рельефа материка: горы — Атлас, Капские, Драконовы, нагорья — Ахаггар, Тибести, Эфиопское; плоскогорье Восточно-Африканское; вулкан Килиманджаро. Цветовой фон контурной карты должен соответствовать цветовому фону карты атласа.
- Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых. Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам карты атласа.
Прием обозначения на контурной карте объектов литосферы (горы, равнины, вулканы, отдельные вершины)
Определив географическое положение объекта на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.
- Обозначить объект на контурной карте таким же условным знаком, как это сделано на карте физической, обратив внимание на точность нанесения объекта относительно основных ориентиров.
- Надписать название объекта так, как это сделано на карте физической.
- В условных знаках к карте пояснить, как обозначен объект.
Практическая работа № 10
Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану
Цели работы:
1. Научиться анализировать климатограммы, составлять описание климата по плану.
2. Оценить климатические условия жизни одного из африканских народов.
Последовательность выполнения работы
- По карте атласа «Народы и плотность населения мира» определите ареал распространения народов берберской группы — туарегов.
- С помошью наложения карт определите, какому типу климата соответствует ареал распространения туарегов
- Определите, какая из климатограмм, данных в атласе (климатическая карта Африки), соответствует этому типу климата.
- В тетради дайте характеристику климатограммы по предложенному плану: а) максимальная и минимальная температуры, на какие месяцы приходится максимум и минимум температур; б) амплитуда температур; в) годовое количество осадков; г) режим выпадения осадков.
- На основе полученного описания оцените климатические условия жизни туарегов: используя комплексную карту атласа, ранее полученные знания, определите характерные черты образа жизни, основные занятия этого народа.
Практическая работа № 11
Определение причин разнообразия природных зон материка
Цели работы:
1. Определить причины разнообразия природных зон материка.
2. Анализировать и сопоставлять карты, делать на основе анализа и сопоставления карт обобщения и выводы.
Последовательность выполнения работы
1. По результатам анализа и сопоставления климатической карты Африки, карты природных зон Африки и карты климатических поясов и областей мира заполните таблицу.
Природная зона | Климатический пояс | Причины образования природной зоны (соотношение тепла и влаги) |
Влажные экваториальные леса | Экваториальный | Много тепла и влаги |
Саванны | ||
Пустыни | ||
Жестколистные вечнозеленые леса |
2. Что является причиной разнообразия природных зон материка? Сделайте вывод.
Практическая работа № 12
Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран (по выбору)
Цели работы:
1. Составить описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
2. Учиться использовать карты атласа и другие источники географической информации для решения поставленных задач.
Вариант 1 — Ливия.
Вариант 2 — Ангола.
Последовательность выполнения работы
Используя прием наложения карт (карты атласа подобрать самостоятельно), составить краткое письменное описание страны по предложенному плану.
План описания страны
I. Название страны и ее столица. И. Физико-географическое положение страны:
- В какой части материка расположена страна или занимает островное положение?
- С какими странами граничит?
- Положение страны по отношению к морям и океанам (имеет выход к морям или океанам? Если да, то к каким?).
- Природные условия:
- Особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые.
- Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков).
- Крупные реки и озера.
- Почвы.
- Природные зоны и их основные особенности.
II. Население и хозяйственная жизнь:
- Численность населения и размещение по территории страны, примерная плотность населения.
- Состав населения (основные народы).
- Особенности быта населения (жилища, традиции).
- Хозяйственная жизнь населения (добыча полезных ископаемых, какие отрасли промышленности, транспорта есть в стране, крупные города, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются, какие породы животных разводятся).
- Влияние хозяйственной деятельности населения на окружающую природную среду. Меры по рациональному использованию и охране природы.
Практическая работа № 13
Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков
Цели работы:
- Сравнить географическое положение Австралии и Африки.
- Определить черты сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.
- Выявить степень природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.
- Научиться сравнивать, делать выводы о сходстве и различии природы материков.
Последовательность выполнения работы
I. Определите географическое положение материка Австралия, пользуясь планом и картами атласа. Устная работа по определению физико-географического положения материка сочетается с заполнением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.
Учащиеся используют план характеристики ФГП материка, полученный при выполнении практической работы № 8.
II. Сделайте вывод о величине и протяженности материка, особенностях физико-географического положения материка, определяющих его природу. Краткий вывод запишите в тетрадь в виде таблицы.
Особенности ФГП материка | Особенности природы | ||
1 Материк почти посередине пересекается Южным тропиком | |||
2. Слабая изрезанность береговой линии | |||
С какой частью Африки Австралия имеет сходное географическое положение? В чем вы видите это сходство? Краткий вывод запишите в тетрадь. | |||
Сравниваемые признаки | Австралия | Африка | Причины сходства или различия |
1. Какая тектоническая структура лежит в основании материка? | |||
2. Какие формы рельефа преобладают? |
nsportal.ru