7 класс

География карта мира 7 класс – Климатическая карта мира 12

Различие стран между собой. Политическая карта — урок. География, 7 класс.

Страна — территория, которая имеет определённые государственные границы и живёт по определённым законам.

 

Государственная граница — это линия, которая отделяет одно государство от другого и устанавливается по соглашению между этими странами.

 

Столица — главный город, в котором размещаются учреждения, осуществляющие управление страной.

Все государства мира различаются между собой по ряду показателей:

  • особенности географического положения;
  • размер территории;
  • численность населения;
  • форма государственного правления;
  • уровню развития экономики.

Политическая карта мира — это географическая карта земного шара, на которой обозначены все страны мира, их столицы, крупные города.

Все государства мира отмечены на политической карте мира. Страны мира на карте обозначаются различными цветами и оттенками. Цвет, обозначающий государство, на разных картах может отличаться. Цвета используются для того, чтобы лучше различать границы между соседними государствами.

 

 

 

Названия стран подписываются на изображении их территории. Небольшие государства обозначаются цифрами, их названия выносятся в легенду карты.

 

Острова, которые принадлежат данному государству, окрашиваются в тот же цвет. Рядом с названием острова указывается название этой страны.

www.yaklass.ru

Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Страны мира»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ в 7 классе

І. Блок целеполагания.

Тема урока:

Страны мира

Цель урока:

Сформировать умения классифицировать страны мира по основным показателям

Планируемый результат: классификация стран мира по показателям, составление контурной карты « Ведущие страны мира»

  • знания: перечень ведущих стран мира, характеристика их основных показателей

  • умения: организация своей работы в строго отведенное время; работа с текстом учебника, работа с картами атласа , работа с контурными картами

  • навыки: работа с тематическими и контурными картами

Личностно формирующая направленность урока:

личностные:

организация целенаправленной познавательной деятельности

коммуникативные:

умение работать в микрогруппе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, уважительно относиться к другому человеку, прислушиваться к его мнению;формирование коммуникативных компетенций в общении и представлении

информации; умение свободно отвечать у доски (на публику)

регулятивные:

умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в

процессе достижения результата

познавательные:

выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и

работа с картографическим материалом;

рефлексия

ІІ. Блок инструментальный.

Задачи урока:

1. Определить по картам атласа страны мира и их типологию.

2. Охарактеризовать признаки деления стран мира.

3. Составить контурную карту «Разнообразие стран мира Примеры»

Тип урока:

Урок изучения нового

Учебно-методический комплекс:

Источники информации

учебник 7 кл, Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский «География. Русское слово»

изд «Просвещение»; атласы и контурные карты для 7-ого класса, изд «АСТ-

ПРЕСС»

ноутбук, мультимедийный проектор, карта « Политическая карта мира» для проектора

инструктивные карточки для групп

ІІІ. Блок организационно-деятельностный.

Этапы

Время

Содержание этапа

Основная форма работы

УУД

деятельность учителя

деятельность учащихся

1.

Организационный этап

1 мин

приветствует учеников, проверяет количество учащихся в микрогруппах, что бы уравновесить состав групп, так как класс заранее поделен

настраиваются на предстоящую работу

фронтальная

личностные

2.

Постановка цели и задач урока

4 мин

помогает уч-ся, при необходимости, сформулировать тему и задачи урока,

Изучение новой темы мне хотелось бы начать с вопроса:

А сколько человек проживает на планете Земля?

А где размещается население планеты?

Проанализируйте карты атласа и определите карту, на которой отображен еще один вид размещения людей

формулируют тему урока, ставят задачи достижения результата, при необходимости отвечая на вопросы учителя

ответ: более 7 млрд.человек

(слайд №1)

варианты ответов:

— в городах

— в сельской местности

— на равнинной территории

— на берегах морей и океанов

(слайд №2)

Работа с картами атласа

— в государствах

— в странах (слайд №3)

фронтальная

личностные

регулятивные

коммуникативные

3.

Актуализация знаний

4 мин

актуализирует знания уч-ся по классификациям стран мира, которые необходимые для изучения нового материала; помогает уч-ся составить план описания ведущих стран мира

Вопрос:

Исследуя политическую карту мира определите черты различия стран мира

План описания классификации стран мира:

1.Ведущие страны по территории

2. Ведущие страны по числу жителей

3. Ведущие страны по экономическому развитию

4. Страны с разным географическим положением

5. Страны с разным государственным устройством

обговаривают понятия, необходимые для изучения нового материала: политическая карта, страна, размеры территории, государственное устройство, уровень экономического развития, численность населения

совместно с учителем составляют план описания отличительных особенностей

стран мира

Варианты ответов:

— не все страны одинаковы по территории

— есть страны, удаленные от морей и океанов

— проживает разное количество людей

(слайд №4)

фронтальная

регулятивные

коммуникативные

познавательные

4.

Первичное усвоение новых знаний

10 мин

организует и координирует деятельность групп и при необходимости оказывает помощь

заполняют инструктивные карты, сопоставляют страны и анализируют классификационные различия

1 группа – карты атласа, текст учебника

2 группа – карты атласа, текст учебника

3 группа – карты атласа, текст учебника

4 группа – карты атласа, текст учебника

5группа – карты атласа, текст учебника

(приложение №1)

групповая

регулятивные

коммуникативные

  • умение устанавливать рабочие отношения

  • эффективное сотрудничество, обеспечение бесконфликтной совместной работы

познавательные

работа с картографическим материалом

5.

Первичная проверка понимания и первичное закрепление

20 мин

координирует выступления групп, при необходимости задает вопросы

каждая из групп представляет характеристику своей группы стран, показывает их расположение на карте, проектируемой на доску

(слайд №5 — №10)

по итогам представленной информации представителей других групп, заполняют контурную карту

(слайд №11)

(приложение №2)

фронтальная, групповая

индивидуальная

регулятивные

коммуникативные

познавательные

6.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

4 мин

учитель объявляется свои отметки за представление характеристики

при выставлении отметки в журнал, учитывается и самоанализ групп с выставленными отметки всем членам группы

микрогруппы проводят самоанализ работы – сопоставляют свои контурные карты с картой на доске,

анализируют работу всех членов групп, оценивают по 5-ти балльной системе достижение результатов

задачи урока

оценка учителя

оценка

группы

план описания классификации стран

Составление инструктивной карты

выполнение контурной карты

работа в микро-группах

коммуникативные

познавательные

личностные

7.

Информация о д/з

2 мин

задает вопрос о д/з

объявляют домашнее задание

запись д/з: §7, выучить ведущие страны, столицы

составить сообщение по одной из ведущих стран мира, используя ресурсы Интернета (особенности, интересные факты)

(слайд №12)

индивидуальная

личностные

познавательные

коммуникативные

Инструктивная карточка №1

  1. Из текста учебника выбрать 5 ведущих стран мира по территории

  2. Проанализировать текст учебника и карту атласа, заполнить таблицу:

Страна

Столица

Материк

Площадь страны

  1. Сделать вывод:

  • На каких материках сосредоточены крупнейшие по территории страны мира

  • На каких материках не расположены крупнейшие по территории страны мира

  • Какой материк представлен одной страной

Инструктивная карточка №2

  1. Из текста учебника выбрать 5 ведущих стран мира по числу жителей

  2. Проанализировать текст учебника и карту атласа, заполнить таблицу:

Страна

Столица

Материк

Численность

населения

  1. Сделать вывод:

  • На каких материках сосредоточены ведущие по числу жителей страны мира

  • На каких материках не расположены ведущие по числу жителей страны мира

  • На каком материке отсутствует население

Инструктивная карточка №3

  1. Из текста учебника и карте атласа выбрать 5 стран мира по особенностям географического положения

  2. Проанализировать текст учебника и карту атласа, заполнить таблицу:

Страна,

столица

Материк

Приморское положение

Континентальное положение

Полуостровное положение

Островное положение

Страна — материк

  1. Сделать вывод:

  • Каких стран на политической карте больше – островных или полуостровных

  • Каких стран на политической карте больше – континентальных или приморских

Инструктивная карточка №4

  1. Из текста учебника и карте атласа выбрать 5 крупнейших стран мира по экономическим показателям

  2. Проанализировать текст учебника и карту атласа, заполнить таблицу:

Страна

Столица

Материк

Структура хозяйства

Аграрная структура хозяйства

Индустриальная структура хозяйства

Постиндустриальная структура

хозяйства

  1. Сделать вывод:

  • На каких материках сосредоточены крупнейшие по экономическим показателям страны мира, на каких материках они отсутствуют

  • Страны какого материка лидируют по производству сельскохозяйственной продукции

Инструктивная карточка №5

  1. Из текста учебника выбрать 5 стран мира по государственному устройству

  2. Проанализировать текст учебника, заполнить таблицу:

Страна

Столица

Материк

Монархический строй

Республиканский строй

  1. Сделать вывод:

  • Страны с каким государственным устройством наиболее распространены в мире

  • Привести пример зависимых государств и в чем их отличие от независимых стран

Практическая работа

В контурных картах обозначить ведущие страны мира и столицы:

    1. Китай – Пекин

    2. Индия – Нью-Дели

    3. США – Вашингтон

    4. Индонезия – Джакарта

    5. Бразилия – Бразилиа

    6. Россия – Москва

    7. Канада – Оттава

    8. Австралия — Канберра

infourok.ru

Материал по географии (7 класс) по теме: Практическая работа «Политическая карта мира» 7класс

        Наряду с учебником карты являются основным средством обучения географии, выступая ,с одной стороны ,как объект изучения, с другой — как источник географической информации. Для эффективности работы с картой необходимо использовать задания, проверяющие:

  • понимание карты
  • чтение карты
  • знание карты

 А также комплексные задания, проверяющие сразу несколько видов деятельности с географической картой.

       Практическая работа с политической картой мира диагностирует все три вида деятельности (знание, чтение и понимание карты). Например:

в-с №3:учащиеся для начала должны найти государства и назвать материки ,на которых они находятся(это-знание карты),затем разделить их на северную, южную, западную и восточную части (это- понимание, т.к здесь задействована градусная сетка),чтобы назвать столицы необходимо обратиться к условным обозначениям(это-чтение карты).Обобщающие задания требуют  от учащихся умения анализировать , обобщать полученную информацию и делать выводы. Так же помогают формированию культуры географической речи.

Практическая  работа

«Политическая карта мира»

7класс

Цель : формирование навыков работы с новой тематической (политической) картой.

  1. Как называется эта карта?
  2. Дайте ее характеристику (по охвату территории, по масштабу, по содержанию, по способам изображения).
  3. Покажите Канаду, Китай, Бразилию, Анголу. На каких материках они располагаются и в каких их частях? Назовите их столицы.
  4. Каким цветом окрашены эти государства? Если на политической карте государства окрашенные одним цветом? Несет ли цвет, в которые окрашены государства, смысловую нагрузку?
  5. Назовите самую южную и самую северную столицу.
  6. Назовите государства, располагающиеся в двух частях света. С какими государствами они граничат? Как называются их столицы?
  7. Назовите государство, располагающееся одновременно в северном, южном, западном и восточном полушариях.
  8.  (Обобщающее задание). Составьте устный  рассказ из 6-8 предложений о политической    карте мира.
  9. Найдите на карте и сравните по размерам следующие государства: Россию, Канаду, США, Ватикан, Монако, Сан-Марино.
  10. Найдите на политической карте мира государства занимающие: а) большие острова,           б) архипелаги, в) небольшие по площади острова, г) государство – материк,                           д) полуостровные государства.
  11. Назовите 10 государств имеющих и 10 государств ,не имеющих выхода к морю.
  12. На какие группы делятся государства мира по уровню развития экономики?
  13. Сопоставляя политическую и физическую карту мира, назовите государства: а) с разнообразным рельефом, б) высокогорные государства, в) с равнинным рельефом.
  14. (Обобщающее задание.) Составьте устный рассказ из 8-10 предложений о разнообразии стран мира. Определите тему своего рассказа и отберите содержание, которое позволит вам его раскрыть.

nsportal.ru

Географическая карта. Учимся читать карту. Видеоурок. Окружающий мир 3 Класс

Тема: Планета, на которой мы живём

Урок: Географическая карта. Учимся читать карту

Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к богатому добычей месту. Это, вероятно, одна из древнейших карт. Карты рисовали на кусках коры, вырезали на деревянных дощечках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы процарапывали карты острым предметом на сырых глиняных плитках, которые после высушивания становились прочными, с четким изображением.

Этой карте мира, в центре которой расположен город Вавилон, более 3 тысяч лет.

 

Рис. 1. Карта мира Древнего Вавилона (Источник)

Так же были найдены наскальные рисунки местности в пещерах, где люди обитали тысячи лет назад.

 

Рис. 2. Наскальный рисунок местности (Источник)

С изобретением бумаги карты стали рисовать на ней. На карты наносились все сведения, полученные учеными и путешественниками во время странствий по разным землям.

 

Рис. 3. Древняя карта мира на бумаге (Источник)

Изготовление карты было длительным процессом, ведь все детали прорисовывались вручную, поэтому карты стоили очень дорого.

Долгий период времени на картах присутствовали только четыре материка: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка. Прошло много лет, прежде чем мореплаватели отрыли Австралию и Антарктиду.

Когда ищешь какую-нибудь страну на глобусе, видишь только одно полушарие. А чтобы увидеть другое, глобус нужно повернуть.

 Рис. 4. Глобус (Источник)

На глобусе невозможно обозначить большое количество географических объектов, не увеличив его размеров. А глобус большого размера неудобен для использования в путешествиях.

Масштаб – это отношение длины линий на карте или чертеже к действительной длине. Масштаб физической карты России говорит нам, что каждый сантиметр карты соответствует 200 км на местности.

Рис. 7. Физическая карта России (Источник)

На карте можно показать сразу две половины Земли. Если делить земной шар по экватору, получится карта Северного и Южного полушарий,

Рис. 5. Северное и Южное полушария

а если по линии нулевого меридиана – Западного и Восточного полушарий.

Рис. 6. Западное и Восточное полушария

Географическая карта – это уменьшенное изображение земной поверхности принятыми условными знаками. Чтобы понять, во сколько раз уменьшено изображение, нужно посмотреть масштаб карты.

Географические карты бывают разные. На физической карте, можно увидеть материки и океаны, там обозначены различные географические объекты.

Рис. 8. Физическая карта Евразии (Источник)

На карте полезных ископаемых особыми значками отмечены места залежей полезных ископаемых.

Рис. 9. Карта полезных ископаемых (Источник)

На картах обитания животных указаны места обитания различных видов птиц и животных.

 

Рис. 10. Карта обитания птиц и животных (Источник)

На контурных картах нет цветовых обозначений и изображены, но не подписаны, всевозможные географические объекты. Они удобны для прокладывания маршрутов.

 

Рис. 11. Контурная карта

На политической карте мира изображены страны и их границы.

 

Рис. 12. Политическая карта Евразии (Источник)

На синоптических картах условными значками показаны наблюдения за погодой.

 

Рис. 13. Синоптическая карта (Источник)

Разные карты объединяют в атласы.

 

Рис. 14. Географический атлас (Источник)

Карты изображают различные территории. Есть карты районов, городов, областей, государств, материков, океанов, карты полушарий и мировые карты.

Условные обозначения на карте такие же, как и на глобусе. Они называются легендой и обычно помещаются внизу карты.

 

Рис. 15. Легенда карты (Источник)

Их необходимо знать, чтобы читать карту – находить на ней географические объекты, реки и моря, города…

Найдем на физической карте России Западно-Сибирскую равнину.

 

Рис. 16. Западно-Сибирская равнина (Источник)

Мелкие горизонтальные черточки, покрывающие немалую часть её территории, означают болота.

Здесь находятся одни из самых больших мире болот – Васюганские. Линиями изображаются реки, границы и дороги, кружочками – города.

Рис. 17. Васюганские болота

Моря и горы имеют реальные очертания и окрашиваются разными цветами. Синим и голубым – водоемы, желтым – возвышенности, зеленым – низменности, коричневым цветом – горы.

В нижней части карты размещают шкалу глубин и высот, с помощью которой можно увидеть какую высоту или глубину означает тот или иной оттенок цвета на карте.

Чем глубже океан, тем темнее цвет. На карте Северного Ледовитого океана самый темный оттенок синего в Гренландском море, где глубина достигает 5 тысяч 527 метров; самый светлый оттенок бледно-голубого цвета, там глубина моря – 200 метров.

 

Рис. 18. Физическая карта Северного Ледовитого океана

Чем выше горы, тем темнее цвет, которым они обозначены. Так, Уральские горы, которые считаются сравнительно невысокими (высочайшие вершины от 1000 до 2000 м над уровнем моря), на карте окрашены светло-коричневым цветом.

 

Рис. 19. Уральские горы

Гималаи – самые высоки горы в мире (10 вершин с высотой более 8 км) обозначены темно-коричневым цветом.

 

Рис. 20. Гималайские горы

 

Рис. 21. Горы Гималаи (Источник)

В Гималаях расположена Джомолунгма (Эверест) – высочайшая вершина мира (8848 м).

 

Рис. 22. Гора Джамалунгма (Источник)

Пользуясь шкалой высот, легко определить высоту Кавказских гор.

 

Рис. 23. Кавказские горы

Их коричневый цвет указывает, что высота гор более 5 тысяч метров. Наиболее известные вершины — гора Эльбрус (5642 м) и гора Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками.

 

Рис. 24. Гора Эльбрус (Источник)

 

Рис. 25. Гора Казбек (Источник)

С помощью карты можно определить точное местоположение какого-либо объекта. Для этого нужно знать его координаты: широту и долготу, которые определяют по градусной сетке, образованной параллелями и меридианами.

Рис. 26. Градусная сетка

Экватор служит началом отсчета – на нем широта равна 0⁰. Широта отсчитывается от 0⁰ до 90⁰ по обе стороны от экватора и называется северной или южной. Например, координата 60⁰ северной широты означает, что эта точка лежит в Северном полушарии и находится под углом 60⁰ к экватору.

 Рис. 27. Географическая широта

Долгота отсчитывается от 0⁰ до 180⁰ по обе стороны от Гринвичского меридиана и называется западной или восточной.

 

Рис. 28. Географическая долгота

Координаты Санкт-Петербург – 60⁰ с.ш., 30⁰ в.д.

Координаты Москвы – 55⁰ с.ш., 37⁰в.д.

Рис. 29. Политическая карта России (Источник)

 

Список рекомендованной литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Академик (Источник).
  2. Выживание (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Найдите на физической карте мира Тихий океан. Определите его глубочайшее место, укажите его название и глубину. Опишите, как Вы определили это место.
  2. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Географические карты».
  3. Подготовьте памятку с правилами работы с картами.

 

interneturok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *