6 класс

Задание на лето по биологии 6 класс пономарева – Биология, 6 класс, Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., 2013

Летнее задание по биологии для учащихся 6 класса. требования к исследовательской работе.

Летнее задание 6 класс задание № 5,6,7 стр. 227-228

Выберите задание на лето, запиши в тетрадь. Подготовьте отчет о выполнении задания к 1 сентября.

  1. Изготовить гербарий по теме «Внешнее строение цветкового растения »

Засушить небольшие экземпляры цветковых растений со всеми органами (корнем, стеблем и цветком), прикрепить по 1 растению с корнем и побегом, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме «Споры папоротника».

Засушить лист папоротника со спорами, прикрепить, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме «Внешнее строение корня цветкового растения»

Засушить небольшие экземпляры цветковых растений со стержневым и мочковатым корнем. Прикрепить на каждом листе по 2 растения: со стрежневой и мочковатой корневой системой, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме « Строение листа цветкового растения »

Засушить и прикрепить сидячие, черешковые, простые и сложные листья, подписать их название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме « Строение листа цветкового растения »

Засушить и прикрепить листья с сетчатым, параллельным и дуговым жилкованием, подписать их название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме « Соцветия».

Засушить растения с разными типами соцветий, прикрепить, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме « Семейство крестоцветные».

Засушить небольшие экземпляры цветковых растений со всеми органами — корнем, стеблем и цветком, если стебель длинный, часть стебля удалить. Прикрепить к листу бумаги по 1 растению, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме « Семейство розоцветные».

Засушить небольшие экземпляры цветковых растений со всеми органами — корнем, стеблем и цветком,если стебель длинный, часть стебля удалить. Прикрепить к листу бумаги по 1 растению, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме « Семейство бобовые».

Засушить небольшие экземпляры цветковых растений со всеми органами — корнем, стеблем и цветком, если стебель длинный, часть стебля удалить. Прикрепить к листу бумаги по 1 растению, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме « Семейство злаковые».

Засушить небольшие экземпляры цветковых растений со всеми органами — корнем, стеблем и цветком , если стебель длинный, часть стебля удалить. Прикрепить к листу бумаги по 1 растению, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме « Семейство лилейные».

Засушить небольшие экземпляры цветковых растений со всеми органами — корнем, стеблем и цветком, если стебель длинный, часть стебля удалить. Прикрепить к листу бумаги по 1 растению, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме « Многообразие моховидных».

Засушить небольшие экземпляры. Прикрепить к листу бумаги по 1 растению, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме «Многообразие лишайников».

Засушить небольшие экземпляры цветковых растений со всеми органами (корнем, стеблем и цветком (если стебель длинный, часть стебля удалить). Прикрепить к листу бумаги по 1 растению, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме «Многообразие Голосеменных».

Засушить небольшие экземпляры цветковых растений со всеми органами (корнем, стеблем и цветком (если стебель длинный, часть стебля удалить). Прикрепить к листу бумаги по 1 растению, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме «Растительное сообщество соснового бора».

Засушить побеги растений соснового бора. Прикрепить к листу бумаги по 1 растению, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме «Растительное сообщество березовой рощи».

Засушить побеги растений березового леса. Прикрепить к листу бумаги по 1 растению, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме «Растительное сообщество смешанного леса».

Засушить побеги растений смешанного леса. Прикрепить к листу бумаги по 1 растению, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме «Растительное сообщество болота».

Засушить побеги растений болота. Прикрепить к листу бумаги по 1 растению, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме «Растительное сообщество луга».

Засушить побеги растений луга. Прикрепить к листу бумаги по 1 растению, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

  1. Изготовить гербарий по теме «Растительное сообщество елового леса».

Засушить побеги растений елового леса. Прикрепить к листу бумаги по 1 растению, подписать название, дату, место сбора, ф.и. класс — 10 шт.

Структура исследовательской работы

I. Введение.

1.Содержит обзор литературы по данной теме, который должен подвести к нерешенной проблеме, показать, какой пробел в наших знаниях может восполнить данное исследование.

2. Сведения из литературы должны быть изложены словами автора. Если текст из какой –либо книги переписан дословно, его берут в кавычки и указывают автора (Книпович, 1983) или указывают № авторов из списка литературы ( 2, 6).

3. Если работа продолжается не один год, то во введении описывается, кто и когда начал работу, какие результаты были уже получены.

4. Во введении ставится и обосновывается цель работы:

  • Почему, зачем выполняется эта работа, какая в ней надобность?

  • Цель должна быть сформулирована конкретно.

Например, нельзя изучить поведение кошки, собаки, птиц. Правильно будет изучение приемов добывания пищи, суточной активности, отношения между отдельными особями, пищевые предпочтения и др.

  • Цель должна быть общественно значимой для науки (не должна быть сугубо личной и не интересной для других, например : «Я решил научиться …»)

5. Завершается введение четкой постановкой задач исследования ( т.е. кратким планом работы)

II. Описание материалов и методики изучения.

  • Описание места проведения наблюдения. (карты-схемы местности, маршрутов, фото)

  • Указание времени наблюдения, опыты ( с … и до…).

  • Кто проводил наблюдения, опыты.

  • Как проводились наблюдения, опыты.

  • С какой точностью проводились подсчеты.

  • Какие способы обработки данных использовались.

Полезно привести схемы, рисунки, таблицы. Описание методики работы лучше сделать очень подробно. Здесь необходимо указать: кто и какую помощь оказал автору в работе (учитель, родственники, рук. Кружка, экспедиции, соавторы). Следует поблагодарить за помощь здесь или в конце работы.

  1. Изложение результатов.

    • Полученные результаты должны быть описаны словесно со ссылками на графики, диаграммы, таблицы, рисунки. Нельзя писать «Как видно из таблицы IV…». Правильно будет «Как видно из данных, приведенных в таблице…»

    • Термины, изучаемые в пределах школьной программы, расшифровывать не следует. Если применяется термин, принятый в узкой области науки, его надо расшифровать со ссылкой на источник.

  2. Обсуждение результатов.

  • Сначала необходимо описание выявленные общие характерные черты (закономерности), потом частные, присущие отдельным частям материала.

  • Сравнить полученные результаты с ранее известными, полученными другими авторами. Выявить различия, попробовать объяснить их причины.

  • Необходимо показать умение мыслить, делать выводы, доказывать на основе полученных фактов.

  • Выводы должны быть связаны с целью и задачами исследования.

  1. Выводы.

В выводах кратко повторяется то, что было доказано в предыдущей главе при обсуждении результатов. Их можно пронумеровать.

  1. Используемая литература.

  • Статьи и книги располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов.

  • Порядок записи: фамилия, инициалы, название статьи, название журнала, том, место издания, название издательства, год, номер страницы.

Пример: Наумов А.Д., Нинбург Е.А. // Изменчивость формы раковины гребешков. Зоол. журн., т. 6, 1983, с. 45-50

  1. Приложения ( диаграммы, фото, схемы, описания, гербарии, коллекции, модели и др. )

Требования к компьютерной презентации.

( журн. «Исследовательская работа школьников» №2, 2007 с. 135)

  1. Презентация создается в программе PowerРoint.

  2. Презентация предназначена для иллюстрации выступления продолжительностью 5-7 мин.

  3. Презентация записывается на электронный носитель.

  4. Презентация состоит из 8 слайдов.

  5. Текст презентации выполняется прямым шрифтом, соотношение текстовой, графическо, табличной и фотоинформации сравнимо друг с другом, размер шрифта не менее 24.

  6. Докладчик во время доклада излагает его содержание своими словами ( а не зачитывает текст на слайде), периодически обращаясь к изображению. Смена слайда происходит по словам докладчика «следующий, пожалуйста».

  7. Примерный состав слайдов презентации:

№1 Название доклада, ФИО автора, руководителя, название организации ( можно поместить фото)

№2 Цели и задачи работы ( м.б. фото, рисунок объекта исследования)

№3 Блок –схема выполнения работы ( гипотеза-методика-эксперимент, массив данных, обработка анализ, вывоы).

№4 Демонстрация хода исследований. Фото автора или коллектива в работе. Карта-схема местности.

№5. Демонстрация объектов исследований (фото образцов с подписью).

№6. таблица полученных данных, графики, диаграммы .

№7. Выводы ( текст.)

№8. Благодарности руководителю, помощникам (возможно текст, рисунок, фото)

  1. Слайды презентации не должны быть перегружены информацией.

  2. Использование анимации минимальное, только в самых необходимых случаях.

  3. В случае необходимости презентация может включать фрагменты медиа — продуктов (фильмов, слайдов, аудио записей и т.д.)

infourok.ru

§2 Гдз по биологии 6 класс учебник Пономарёва, Корнилова, Кучменко

Авторы: ⁠Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

Гдз к учебнику Пономарёва И.Н. по биологии для 6 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные к итоговым вопросам каждой главы (подведём итоги).

Издательство: ⁠Вентана-Граф

Серия: «Алгорим успеха»

Параграф 2. Многообразие жизненных форм растений.

 

Вопрос 1. Назовите жизненные формы растений, которых вы встречали в природе.

 

В своей жизни я встречал наиболее крупные категории жизненных форм растений, то есть деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники и травы.

 

Вопрос 2. Укажите главное отличие трав-двулетников от однолетников.

 

Главное отличие – время появления цветков, плодов и семян у трав.

 

Например, у однолетних трав в первый год уже появляются цветки и плоды, в то время, как у двулетних только образуются вегетативные органы. А плоды и цветы на них появляются только на второй год.

 

Вопрос 3. К какой группе жизненных форм растений вы отнесёте одуванчик?

 

Одуванчик относится к однолетним травам. Он имеет травянистые зелёные побеги и ежегодно отмирает. А на следующий год снова отрастает из почек на подземных органах.

 

Вопрос 4. Почему среди однолетников оказалось много растений – сорняков поля и огорода?

 

Однолетники – растения, любящие свет. Поэтому в большей степени они прорастают на открытых пространствах, к которым и относятся огороды и поля.

 

К тому же вегетационный период у однолетников короткий, а это отличное приспособление для выживания и размножения сорняков.

 

Вопрос 5. Поясните, чем одревесневший стебель – ствол отличается от стволика.

 

Разница у них в том, что встречаются они у разных жизненных форм растений и имеют разные свойства.

 

Ствол у древесных растений, и как правило один у растения, в то время как стволик характерен для кустарников и их, как правило, у одного растения от корня отходит множество.

 

К тому же, стволики живут короткий срок и на протяжении всей жизни растения они постоянно меняются, в отличие от ствола.

 

Ещё они различаются по твёрдости. Ствол состоит из одревесневшего стебля, благодаря чему он довольно крепок, в отличие от стволика.

gdzznaniya.ru

Летние задания по биологии 5-6 класс » Мир учителя

Летние задания по ботанике для 5- 6-го класса

 

                                                                                    учитель биологии МБОУ СОШ

                                                                             с.п. «Поселок Молодежный»

                                                      Пильтяй О.А.

 

 

Выбор учащимися тех или иных летних заданий проводится до окончания учебного года по согласованию с учителем. Письменные отчеты о выполнении заданий и прилагаемые к ним гербарные листы, фотоколлекции,  композиции, панно, презентации  предоставляются учителю биологии в начале нового учебного года. Записи наблюдений осуществляются в дневнике наблюдений (обычная тетрадь) или в электронном дневнике.

 

Выберите любую интересную для вас тему.

 

Задание 1. Многообразие растительного мира.

 

Присмотритесь к растениям, которые вас окружают в городе или вашем поселке. Какие это растения? Постарайтесь определить их систематическую принадлежность; принадлежность к жизненным формам: деревьям, кустарникам, травам. Посмотрите, в каком состоянии их стволы и кроны, какие виды цветут, какие у них цветки и плоды, кто опыляет их и кто затем питается их плодами.

 

Задание 2. Споровые растения.

 

Будучи за городом, в парке, на даче,  в лесу или в другом природном сообществе, отправляясь туда за ягодами, грибами или просто для отдыха, обратите внимание на споровые растения. Посмотрите, как разнообразны и красивы зеленые мхи. Выберите по одному-два побега каждого вида. Сделайте коллекцию мхов для себя или для школы.

 

Задание 3. Флористические миниатюры.

 

Примите участие в изготовлении красивых флористических миниатюр-поделок, панно или композиций.  Соберите и засушите в расправленном виде красивые листья, побеги, цветки, соцветия, плоды и шишки. Создайте композицию в виде картины, подарочной открытки или закладки для книги.

 

Задание 4. Наглядные пособия.

 

Изготовьте наглядные пособия, например, по таким темам: «Многообразие листьев», «Жилкование листьев», «Повреждения листьев», «Сорные растения огорода», «Лишайники соснового леса», «Шишки хвойных растений». На клейкую ленту соберите для школы коллекцию спор разных мхов, папоротников, шляпочных грибов, надпишите их.

 

Задание 5. Исследование процесса цветения травянистых растений.

 

Найдите цветки насекомоопыляемые и цветки ветроопыляемые. Сравните их между собой. Понаблюдайте, какие насекомые посещают эти цветки, чем растения их привлекают.  Сделайте фотографии. Отметьте, как ведут себя цветущие растения в солнечную и пасмурную погоду, прохладным утром и в жаркий полдень. Оформите  записи об этом в дневнике наблюдений.

 

 

Задание 6. Наблюдения за состоянием растений барометров.

 

·         Проведите наблюдения состоянием цветков желтой акации, мальвы, вьюнка полевого, мокрицы и соцветий одуванчика, ноготков (календулы). Выясните, что происходит с их цветками или соцветиями в ненастную погоду перед наступлением дождя. Подумайте, в связи с чем возникли у них такие приспособления.

·         Выясните, какие другие растения и каким образом могут предсказать приближение дождя. Соберите по одному растению барометру, засушите их между листьями газетной бумаги и смонтируйте гербарные листы с подписями названий растений.

 

                             Задание 7. Наблюдения над растениями цветочными часами.

 

·         Проведите наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков или соцветий некоторых дикорастущих и садовых цветковых растений, например, одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи. Сделайте фотографии. Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких либо других наиболее известных вам цветковых растений.

·         Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений. Соберите для засушивания и изготовления гербарных листов несколько растений, открывающих цветки или соцветия в строго определенное время суток.

 

 

скачать dle 12.1

worldofteacher.com

Летнее задание по биологии для 6 классов

Летнее задание по биологии для 6 классов

Итак, поздравляю всех с успешным окончанием курса ботаники и рада, что летом вы сможете применить полученные знания на практике. Вы можете сделать одно (или более) заданий, предложенных в учебнике (стр.249-252) или приготовить гербарий по изученным систематическим группам (например, отделам или семействам растений) или морфологии растений (например, разновидности листьев, листовых пластинок и т.п.). Заостряю ваше внимание – выполнение летнего задания ОБЯЗАТЕЛЬНО. За него ставится отдельная оценка (некоторые, особо отличившиеся, могут получить и не одну). Те, чьи работы будут исследовательскими, будут выдвигаться для участия в конкурсах.

Желаю успеха!

Алена Геннадьевна.

Как правильно сделать гербарий:

Школьный гербарий лучше делать на плотном листе формата А4 (хотя обычный формат гербария – А3).

На листе располагают и закрепляют:

1) само растение с надземными и подземными частями,

2) основные данные (систематика растения, где, когда и кем оно собрано)

3) пакетик с семенами или плодами

Растения для гербария собирают в период цветения, потому что цветок – весьма значимый систематический признак. Замечательно, если на растении ещё окажутся и плоды с семенами. Но если нет, то их можно собрать в другое время, а затем в отдельном небольшом пакетике разместить на этом же листе. То же самое делают, например, когда семена осыпаются.

Как собрать гербарий:

Растения для гербария необходимо собирать в тех местах, где они массово произрастают, подбирая экземпляры стандартного вида и среднего размера. Если вы нашли всего одно растение за все время сбора, не берите его – возможно, оно является редким для этих мест, и, забрав его, вы навсегда лишите это место его присутствия.

Помните, что нельзя собирать гербарий в особо охраняемых территориях (заповедниках, заказниках, национальных и природных парках). В Москве такие территории есть, поэтому будьте внимательны – правила их посещения всегда есть на входе.

Собирайте растение целиком, извлекая его вместе с корнями, так как именно они дадут вам сведения о его экологических особенностях, однолетнее оно или многолетнее, размножается оно подземными частями или нет, и т. д.

Чтобы облегчить себе задачу по сушению, лучше прибегнуть к сбору в сухую солнечную погоду, после 11 часов, при этом необходимо хорошо, но аккуратно отрясать лишнюю землю с корней. Ни в коем случае нельзя обрывать засохшие, старые части растения. Они должно быть в гербарии такими, какие есть, конечно, это не касается растений с паразитами или кладками яиц насекомых. Такие растения лучше не брать.

-29146598425

Что нужно брать с собой для сбора растений:

Чтобы аккуратно выкопать подземную часть, необходимо взять копалку (садовый совок, нож или лопатку). Выбирайте что-нибудь прочное и острое.

Кроме того, необходимо позаботиться о том, во что собирать растения. Собирая растения, отметьте кратко у себя в тетрадке, где собрано каждое из растений, например, «опушка леса» или «вдоль дороги». Обязательно отмечайте число, месяц и год сбора растения.

Как сушить растения:

По возвращению домой, сразу же разберите содержимое пакета и займитесь обработкой растений. Удалите с корней всю землю и положите растение в сухой лист газеты. Растение нужно расправить максимально, – чтобы оно сохраняло естественный вид. При этом полностью должны быть видны как минимум несколько характерных цветков и листьев. Некоторые из них нужно загнуть, чтобы их обратная сторона была видна – это очень важно.

Газеты с растениями переложите сухими газетами, которые будут впитывать лишнюю влагу, и поместите всю эту стопку под пресс. Не содержащие растения газеты лучше менять ежедневно на сухие. Сушить на открытом солнце или при помощи утюга нельзя, так как растение теряет цвет.

Можно использовать в качестве пресса все что угодно. Класть прямо на гербарий тяжелые книги можно, только если вы впоследствии собираетесь их выбросить, так как от влажности они испортятся. Можно поместить растения между стеклами, если они имеют нужный формат, а книги и другие предметы положить сверху на стекло. Существуют прессы для растений, сделанные специально для этих целей. Их можно сделать самостоятельно. Он может состоять из двух деревянных рамок с натянутой на них сеткой из металла. Между рамок помещают газеты с растениями, и туго перевязывают конструкцию веревкой. К дальнейшей работе с растениями можно приступать только после полного их высушивания.

Этикетки:

-367665339090Каждое растение обязательно снабдите этикеткой, так как хороший гербарий должен быть настолько красноречивым и содержательным, чтобы информацию из него мог почерпнуть не только владелец, но и любой заинтересованный человек. На этикетках отметьте название растения, семейство, к которому оно принадлежит, также укажите информацию о том, кем, где и когда оно собрано. Для определения растений служат специальные таблицы и определители, в том числе и в Интернете.

На netklacc я разместила презентацию-определитель некоторых цветковых растений и атлас-определитель В.С.Новикова. Если вы все же испытываете затруднение с определением вида растения, не торопитесь печатать этикетку – придете в сентябре в класс и мы вместе определим вид растения.

Этикетка примерно такая:

Вид

Клевер средний

Семейство

Мотыльковые (Бобовые)

Класс

Двудольные

Отдел

Покрытосеменные (Цветковые)

Местонахождение

д. Крюково, Московская обл.

Местоположение

разнотравный луг

Дата

15.07.2013

Собрал и определил

Фамилия, имя,

6(бвг) класс гимназии № 1576

Пишите, что это 6 (а не 7) класс, так как это летнее задание для 6го класса.

4280535111760Иногда в гербарий можно добавить и другую информацию, такую, как лекарственные или другие интересные свойства данного растения. Этикетку напишите на небольшом отдельном листке бумаги и приклейте в левый нижний угол листа гербария. Если этикетка не помещается в положенное ей место, можно приклеить ее и в другое место – справа, либо переписать на этикетку более мелкого формата.

Заключительный этап: оформление.

Гербарный лист должен располагаться вертикально. Если растение умещается на нем полностью, то это хорошо. Но если растение имеет ползучие, вьющиеся или стелющиеся побеги, не влезающие на лист, то эти побеги следует изогнуть и уложить. Если побеги прямостоячие, то их для размещения придется на какой-то высоте надломить и направить в иную сторону, чтобы образовался острый угол на месте излома.

22860-4445Закрепить растение следует при помощи очень тонких полосок бумаги и белых ниток. Ни в коем случае не приклеивайте растение, особенно, при помощи скотча!

Корешки, веточки и другие крупные части необходимо пришить при помощи ниток, сделав несколько стежков на одном уровне и завязать после этого на узел концы. Стежки при этом должны быть опоясывающими. С помощью тонких полосок бумаги закрепите отдельные цветки, листья и другие мелкие части данного растения, которые отстоят от пришитых частей и грозят отвалиться. Для этого надо отрезать такую полоску, чтобы она перекрыла нужную часть растения. Концы намажьте клеем (ПВА или резиновым), затем приклейте полоску к гербарному листу так, чтобы прижать ею необходимую часть растения. Закрепленное растение должно совершенно свободно перемещаться под полоской.

Далее удобнее всего положить готовое растение в файл и поместить в папку с металлическими кольцами, которая будет подписана, например, так:

Гербарий

«Типичные представители семейства Мотыльковые (Бобовые) Московской области» или «Споровые растения Подмосковья»,

оформил – ученик (ученица) 6б(вг) класса гимназии № 1576

фамилия, имя

Учитель: Лысикова Алена Геннадьевна

Или – более хлопотный вариант, но более правильный и удобный в использовании. Готовое растение убираем не в файл, а приклеиваем тонкую бумажную «рубашку» формата А4 сверху, чтобы можно было открыть, внимательно рассмотреть экземпляр, и при этом он был бы надежно защищен. Помещаем в папку с тесемками, которую подписываем так же. Кстати, на уроках мы пользуемся именно такими экземплярами (правда, они уже очень старые).

Сбор гербария — долгое и хлопотливое занятие, тем не менее, оно способствует соприкосновению человека с природой и, если сделать все правильно, результат останется с нами на долгие годы.

freedocs.xyz

Летние задания по биологии для учащихся, окончивших 6 класс.

Летние задания по биологии для учащихся, окончивших 6 класс.

Цель данной работы: накопить сведения, необходимые для последующего изучения школьного курса биологии в 7 классе, развитие научного мышления у учащихся.

Задачи:

— дать учащимся программу самостоятельной работы на летний период в природе;

— знакомство с фауной и флорой родного края;

— расширение познавательного интереса, интереса к краеведению;

— проведение наблюдений за жизнью растений и животных в естественных условиях с целью накопления фактов, необходимых для усвоения биологических закономерностей;

— применение на практике знаний, полученных на уроках;

— выработка умений и навыков по гербаризации, сбору биологического материала, оформлению коллекций, изготовлению учебных наглядных пособий.

Для оформления своих наблюдений, выполнения работ, учащиеся заводят «Дневник летних наблюдений» — это может быть любая тетрадь, блокнот, удобный для ребят. Необходимо его подписать, указав фамилию, имя учащегося, дату создания дневника. В эту тетрадь вклеивается лист с напечатанными заданиями. Учащиеся делают записи своих наблюдений в любом порядке, удобном для них, но указывая номер задания. Возможно (и желательно) сопровождать свои наблюдения фотографиями, рисунками, схематическими зарисовками и т.д.

Задание № 1. Изучение особенностей строения водорослей.

Находясь на море, обратите внимание на многоклеточные водоросли. Рассмотрите форму тела водорослей в воде, а затем выньте из воды водоросль. Обратите внимание на форму, она осталась прежней или изменилась? Запишите свои наблюдения в дневник летних наблюдений.

Задание № 2. Коллекция грибов-трутовиков, лишайников, мхов, хвощей.

Из перечня объектов, которые вы встретите в природе, соберите некоторые их (грибы-трутовики, лишайники накипные — сросшиеся с корой деревьев, лишайники в виде листочков, кустиков на ветках кустарников или деревьев, мхи, хвощи). Коллекцию можно оформить в картонной небольшой коробочке, подписав названия объектов, пронумеруйте их, а в дневнике — укажите напротив номера объекта — где и когда вы его собрали.

Задание № 3. Коллекция шишек хвойных деревьев.

Соберите по одной шишке трёх-четырех видов хвойных деревьев, оформите коллекцию в небольшой картонной коробочке, поставьте номер и запишите название вида растения, напротив каждой шишки.

Задание № 4. Исследование процесса цветения травянистых растений. 

Найдите цветки насекомоопыляемые и цветки ветроопыляемые. Сравните их между собой. Понаблюдайте, какие насекомые посещают эти цветки, чем растения их привлекают.  Сделайте фотографии. Отметьте, как ведут себя цветущие растения в солнечную и пасмурную погоду, прохладным утром и в жаркий полдень. Оформите  записи об этом в дневнике наблюдений.

Задание № 5. Изучение строения, поведения и почвообразовательной деятельности дождевых червей.

Рассмотрите дождевых червей, ответьте на следующие вопросы, оформите свои наблюдения в дневнике наблюдений. Какова форма тела дождевого червя?
Почему дождевого червя называют кольчатым? Найдите передний (более утолщенный и темный) и задний концы тела червя, опишите их окраску. Найдите на теле червя утолщение – поясок.

Поверните червя брюшной стороной вверх, проведите пальцем по брюшной стороне от заднего конца тела к переднему. Опишите, что вы почувствовали. Пустите червя ползать по бумаге. Что слышите? При помощи лупы отыщите щетинки, опишите их расположение и значение. Определите, с какой скоростью передвигается червь по стеклу и по шероховатой бумаге, как при этом меняется форма, длина и толщина тела. Объясните наблюдаемые явления. Свой отчет о наблюдениях и экспериментах можно дополнить рисунками, фотографиями.

Задание № 6. Коллекция раковин моллюсков.

Соберите несколько раковин моллюсков — по одной каждого вида (количество видов в коллекции от 5 до 10). Определите, к каким классам относятся представленные моллюски (Класс Двустворчатые, Класс Брюхоногие).

Задание № 7. Рыбы.

Указать, в каком месте (в реке, пруду) местные любители ловят рыбу. Пронаблюдать за ловлей и узнать, какие рыбы водятся. Выяснить, реагируют ли рыбы на движение и шум на берегу реки. Рассмотрите живую рыбу. Какая она на ощупь? Почему? Запишите, какие особенности внешнего строения, обуславливают приспособленность рыб к водной среде.

Задание № 8. Земноводные. 

Пронаблюдайте, как лягушки передвигаются в воде и на суше, чем питаются, как добывают корм. Запишите время и дату «лягушачьих концертов» (по возможности запишите «концерт» на аудио-носитель). Попробуйте ответить на вопрос — почему земноводные получили такое название?

Задание № 9. Птицы. 

Изучите птиц водоема, леса, луга, поселка; запишите количество видов птиц, и названия тех видов, которых вы определили. Пронаблюдать за поведением птиц.

Задание № 10*. Жизнь муравьев. 

Найдя в лесу муравейник, зарисуйте или сфотографируйте его. С какой стороны дерева он расположен? Пронаблюдайте за поведением муравьев утром, днем, вечером; в яркую солнечную и пасмурную дождливую погоду. Найдите дорожки, проследите, куда они ведут. Пронаблюдайте, каких насекомых муравьи носят в муравейник. Запишите свои наблюдения в дневник, дополнив их фотографиями или рисунками.

Задание №11* . Коллекция насекомых

Соберите коллекцию различных насекомых: бабочек, жуков, мух, стрекоз (по одному экземпляру каждого вида). Оформите в небольшой картонной коробке. Для того, чтобы насекомых «заморить» их можно поместить на несколько часов в небольшую стеклянную баночку, поместив в неё также древесные опилки или ватный диск, пропитанный амилацетатом (можно использовать жидкость для снятия лака). Затем аккуратно расправив насекомого, наколоть булавкой и прикрепить к картону (дощечке). Возле насекомого прикрепите бумажку с номером; в дневнике около номера запишите, когда и где данное насекомое поймано; название вида, если вы смогли его определить.

* — задания со звёздочкой выполняются по желанию.

multiurok.ru

Ответ §54. Задание на лето

1) Понаблюдай, как дышат разные животные, живущие в одном водоеме: лягушка, рыба, прудовик, жук-плавунец

 

 

2) Ответь на вопросы

 *Зачем лягушка высовывает голову над поверхностью воды?

 *Как долго она может находиться над водой?

*Высовывает ли рыба голову из воды, как лягушка?

*Как долго она может находиться над водой?Зачем прудовик поднимается из воды по водному растению?

*Как долго может прудовик находится под водой?

 

 

3) Подумай, какие из этих животных поглощают кислород для дыхания из атмосферного воздуха, а какие получают его растворенным в воде

 

 

4) Понаблюдай и опиши способы передвижения различных животных: летающих, ползающих, бегающих, плавающих. Подумай, зачем всем им нужно двигаться

 

 

5) Пойди на лужайку, покрытую цветущими растениями, и осторожно, не тревожа насекомых, посмотри, что делается в это время в цветках. Постарайся описать и зарисовать свои наблюдения

 

 

6) Во время прогулок по лесу, полю, пустырю, в местах выгона скота подумай и попытайся ответить на вопрос, может ли растение защитить себя от врагов. Зарисуй растения, имеющие защитные приспособления

 

  • Ответ:-

      

    7) Вырасти за лето на грядке какие-нибудь овощи и опиши свои наблюдения

     *Приходилось ли молодым растеньицам бороться с неблагоприятными условиями?

    *Были ли у них враги?

     *Все ли посаженные тобой растения выжили?

     

     

    8) Запиши примеры отрицательного влияния человека на природу, которые ты наблюдал в своей местности. Предложи план улучшения состояния окружающей среды

     

     

    9) Понаблюдай по пять-семь минут в течение нескольких дней за муравейником. Опиши поведение муравьев

     

     

    Это нужно знать каждому!

    Правила поведения в природе

     

    • Ответ:

      1) Помни, что в лесу, в поле, на лугу мы – гости, а потому не должны создавать постороннего шума в мире, наполненном своими звуками – сигналами

      2) Собирать гербарии можно, используя только сорные растения или листья, поврежденные насекомыми-вредителями

      3) Старайся не навредить растениям, насекомым. Наблюдай за жизнью животных, но не уничтожай их даже для составления коллекции

      4) После правила или отдыха проверь, не остался ли мусор на чистой и красивой поляне. Веди себя в природе как Человек разумный

     

    10) Изучи правила поведения в природе. Составь вместе с одноклассниками свой «кодекс поведения» в природе, учитывая особенности местности, где вы живете. Запиши свои предложения

     

    • Ответ: На природе не следует ничего ломать, рвать просто так. Заботливо относиться к деревьям, кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву. Для костра собирают только сухостой. Заботливо относится к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного! Во время собирания ягод и плодов не повреждать  деревья и кусты, не срывать недозрелых плодов и ягод. Брать от природы только то, что можно употреблять. Собирать грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. Оставлять нижнюю часть ножки в земле.

     

    11) Выбери одну из тем для проведения летних наблюдений или опытов. Запиши название темы или план проведения опыта. Отчет о летней работе подготовь к началу нового учебного года

     

    • Ответ: Защита растений от врагов. Двулетнее травянистое растение борщевик из семейства зонтичных известно всем. Он растет на лугах, опушках, вдоль дорог. В высоту борщевик достигает 2,5 м, имеет полый стебель, большие листья и белые цветки, собранные в зонтики. Встречается два вида борщевика: обыкновенный и пушистый, и оба представляют опасность в течение всего лета. Даже срубленное, увядшее растение способно навредить ребенку, особенно тому, кто любит мастерить из стеблей трубочки, дудочки, брызгалки и лодочки. Все части этого ядовитого растения одержат эфирные масла и другие активные вещества. Капля сока борщевика при попадании на кожу или слизистую может вызвать сильнейшие ожоги, сопровождающиеся болью, покраснением, волдырями, эрозией

     

    * При выполнении заданий ты будешь вести наблюдения. Запиши результаты своих наблюдений в дневник

     

     

    1) Экскурсии

     

    • Ответ:

      Для того, чтобы ближе познакомиться с жизнью живых организмов, полезно совершать экскурсии в природу. Экскурсия (от латинского лова excursion – поездка) – коллективная прогулка с образовательной целью.

      На экскурсию возьми с собой блокнот или тетрадь. Туда ты будешь записывать или зарисовывать то, что удалось увидеть. Предлагаем тебе образец дневника наблюдений



      Дата

      Тема экскурсии

      Что наблюдаю

      Что думаю о причинах наблюдаемых явлений

      15.05

      Живая и неживая природа

      Окружающую среду

      Взаимодействие живой и неживой природы

       

      После экскурсии нужно будет подготовить отчет и сдать его на проверку учителю. Поэтому мы прилагаем к каждой экскурсии карточку-задание, которая поможет тебе не только во время проведения экскурсии, но и дома при подготовке отчета

     

    Экскурсия «Живая и неживая природа»

 

Цель экскурсии:

 

 

Дата проведения экскурсии 15.05

Карточка-задание

 1) Найди по три-четыре тела неживой и живой природы. Назови их

2) Собери образцы горных пород (гранит, песок, глину и др.), охарактеризуй их свойства. Результаты своих наблюдений внеси в таблицу

3) Нарисуй две березы (или две ели) разной высоты. Поясни, какое свойство живых организмов отражено на рисунке

4) Понаблюдай за каким-нибудь животным и опиши его движения

5) Объясни, какое значение имеет движение в его жизни

6) Сделай вывод о различиях тел неживой природы и живых организмов

7) Оформи отчет об экскурсии

 

Отчет об экскурсии

 

1) Тела неживой природы:

 

  • Ответ: камень, гранит, песок, глина

 

* Тела живой природы:

 

  • Ответ: береза, ель, муравей, паук

 

2) Свойства горных пород

  

Ответ:





Горная порода

Цвет

Блеск

(«+» или «-»)

Рыхлость («+» или «-»)

Плотность («+» или «-»)

Гранит

серый

+

+

Песок

коричневый

+

Глина

Красно-коричневый

+

+

 

3) Признаки живых организмов

 

  • Ответ: дышат кислородом, передвигаются, необходима вода

     

 

4) Способы передвижения животных

 

  • Ответ: плавают, летают, прыгают, бегают

 

* Значение движения в их жизни

 

 

Вывод: для живых организмов необходим кислород, вода, для животных большую роль играет скорость передвижения

 

Экскурсия «Живые организмы зимой»

 

Цель экскурсии: научиться наблюдать взаимосвязи организмов в живой природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм

Дата проведения экскурсии 20.01.2015

 

Отчет об экскурсии

 

1) Растения в лесу расположены ярусами

 

  • Ответ:

     

 

*Причина: светолюбивость растений, частота посадок

 

  • Ответ:

     

 

*Причина: водой и питательными веществами растению приходится делится с другими растениями

 

  • Ответ:

     

 

* Причина: достаточно света, питательных веществ, воды

 

  • Ответ:

     

 

* Листья-иголки – приспособление вечнозеленых растений. Это приспособление возникло в процессе эволюции для уменьшения скорости испарения воды листьями

 

  • Ответ:

     

 

* Эти животные питаются

 

  • Ответ: Многие лесные обитатели на зиму делают запас еды, чтобы зимой не умереть с голоду. Так, например, лесная мышь собирает желуди и орехи в качестве запасов, и складывает их в дупла, в норы и под пни, А белки прячут орешки в лесной подстилке, засовывают за кору деревьев, а между ветвей деревьев укрепляют грибы, собранные с осени. Все это им помогает пережить зиму в лесу

 

2) Пример положительного влияния человека на лес

 

  • Ответ: Защита насекомых и различных вредных насекомых химическими веществами. Восстановление зеленых участков зеленого насаждения, посредством посадки новых деревьев. Тушение пожаров (например, летом, когда горит торф, то есть виновата природа)

 

* Пример отрицательного влияния человека на лес

 

  • Ответ: 1) поджоги, в следствии,  неосторожности и безалаберности человека

    2) охота на редкие виды животных и птиц

    3) вырубка лесов в промышленных целях

 

Вывод: на живые организмы влияют различные факторы среды:

а) неживая природа: температура, вода, воздух, климат

б) живая природа: другие растения и животные, микроорганизмы

в) антропогенный фактор – человек воздействует на природу

 

Экскурсия «Живые организмы весной»

 

Цель экскурсии: наблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества; ознакомиться с многообразием живых организмов

 

Дата проведения экскурсии 20.04.2015

 

Отчет об экскурсии

 

1) Раннецветущие  растения

 

 * значение раннего цветения для этих растений

 

  • Ответ: пока вокруг почти нет других цветов, они гарантировано привлекут насекомых-опылителей. Нет молодой липкой листвы, которая задерживает пыльцу

 

2) Ярусное расположение растений в лесу

 

 * Значение ярусного расположения для растений

 

  • Ответ: Для того, чтобы каждое растение могло получить максимальное количество солнечной энергии, нужное для фотосинтеза

 

3) В темном еловом лесу у многих травянистых растений светлая окраска цветков

 

* Причина

 

  • Ответ: это приспособление к секундному освещению под пологом елового леса. Белые цветки лучше, чем любые другие, заметны в полумраке, их легче всего находят насекомые-опылители

 

4) Животные, встречающиеся в лесу

 

  • Ответ: волки, кабаны, зайцы, тетерев, дятел, муравей

 

5) С приходом весны на деревьях распускаются почки

 

* Причина распускания почек

 

  • Ответ: весной начинает таять снег, почва постепенно отмерзает и корневая система начинает всасывать воду с растворенными в ней минеральными веществами. И когда дереву будет не хватать этих самых веществ, то и будут образовываться почки для получения органических веществ из неорганических (фотосинтез)

 

6) Под влиянием деятельности человека происходят изменения в природе, в том числе в нашей местности. Положительное влияние деятельности человека

 

  • Ответ: строительство заповедников, заказников, национальных парков, подкармливание животных, создание новых видов растений

 

* Отрицательное влияние деятельности человека

 

  • Ответ: 1) Человек извлекает из природы невосполнимые природные ресурсы, которые образовывались тысячи лет так как: каменный уголь, нефть, газ

    2) вырубаются леса

    3) пожары ленные из-за нерадивого отношения людей к природе

    4) осушаются леса, что нарушается водный баланс в природных сообществах

    5) строительство промышленных сооружений, без специальных уловителей (по отношению к атмосфере, гидросфере, литосфере)

    6) выброс в природу бытовых и промышленных отходов производства

 

Выводы:

 

  • Ответ:

    а) в одном сообществе неслучайно живут разные растения. Это связано с тем, что для разных растений необходимы одни и те же условия

    б) животные играют важную роль в жизни растений, так как животные играют, прежде всего, важнейшую роль в образовании почв, особенно беспозвоночные – насекомые, клещи, кивсяки, дождевые черви и моллюски. Там, где много беспозвоночных – почвообразователей, очень хорошо развивается и растительный покров Земли. Вторая исключительно важная роль животных – уничтожение больных и недостаточно жизнеспособных экземпляров растений

 

2) Практические работы по экологии

 

В рабочей тетради представлены только те практические работы, которые требуют записей их проведении

 

Практическая работа «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»

 

Цель работы: научиться бережно относиться к природе

 

Заполните таблицу

 

  • Ответ:





    Количество деревьев (кустарников) на пробной площадке

    Количество поврежденных деревьев

    Санитарное состояние деревьев

    Предложения по уходу за поврежденными деревьями

    10

    5

    Удовлетворит.

    Опрыскивание от насекомых

    20

    12

    Удовлетворит.

    Удобрение почвы

    30

    18

    Удовлетворит.

    Защита от животных

 

 *Вывод:

 

  • Ответ:

    многие растения повреждены, причины этому могут быть разные – животные, плохая почва, нехватка удобрений, нападение насекомых, главное оказывать растениям посильную помощь

 

Практическая работа «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров»

 

Цель работы: принять участие в мероприятиях по учету расхода воды и электроэнергии в школе. Выявить неблагоприятные для человека условия окружающей среды

 

Дневник наблюдений

 

  • Ответ:





    Дата проведения наблюдения

    Напрасно горит свет

    Напрасно льется вода из крана

    Санитарное состояние помещений

    Состояние комнатных растений

    20.06

    +

    +

    Удовлетворит.

    Удовлетворит.

    30.06

    Удовлетворит.

    Удовлетворит.

    10.07

    +

    Хорошее

    Хорошее

 

Практическая работа «Подкормка птиц зимой»

 

Цель работы: оказать практическую помощь пернатым

 

Дневник наблюдений

 

  • Ответ:






    Дата проведения наблюдений

    Что наблюдаю

    10.10

    Птицам пока подкормка не нужна, питаются ягодами рябины, калины, боярышника

    11.12

    С опаской подлетают к кормушкам, но все-таки питаются из кормушек

    20.01

    Постоянно прилетают к кормушкам, уже практически не боятся даже наблюдателей

    6.03

    Привыкли к наблюдениям за ними, питаются, играют возле кормушек

 

Практическая работа «Красота и гармония в природе»

 

Цель работы: обратить внимание на красоту и гармонию во внешнем облике живых организмов

 

1) Дерево, которое мне больше всего понравилось

Почему мне понравилось именно это дерево?

 

  • Ответ:

     

     Оно стоит обособленно от всех остальных, на опушке недалеко от леса, оно очень красивое, у него огромная крона и оно очень высокое

 

* Листья растений, имеющие разные оттенки зеленого

 

  • Ответ:

     

 

2) Живой организм, у которого правая и левая половинки одинаковы (симметричны)

 

  • Ответ:

     

tetrab.ru

Презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему: презентация Задание на лето

Летние задания по ботанике для 6-го класса

Выбор учащимися тех или иных летних заданий проводится до окончания учебного года по согласованию с учителем. Письменные отчеты о выполнении заданий и прилагаемые к ним гербарные листы или коллекции предоставляются учителю биологии в начале нового учебного года.

Выберите любую интересную для вас тему.

  1. Многообразие растительного мира.

Присмотритесь к растениям, которые вас окружают в городе. Какие это растения? Постарайтесь определить их систематическую принадлежность; принадлежность к жизненным формам: деревьям, кустарникам, травам. Посмотрите, в каком состоянии их стволы и кроны, какие виды цветут, какие у них цветки и плоды, кто опыляет их и кто затем питается их плодами.

  1. Споровые растения.

Будучи за городом. в лесу или в другом природном сообществе, отправляясь туда за ягодами, грибами или просто для отдыха, обратите внимание на споровые растения. Посмотрите, как разнообразны и красивы зеленые мхи. Выберите по одному-два побега каждого вида. Сделайте коллекцию мхов для себя или для школы.

  1. Флористические миниатюры.

Примите участие в изготовлении красивых флористических миниатюр-поделок. Соберите и засушите в расправленном виде красивые листья, побеги, цветки, соцветия, плоды и шишки. Создайте композицию в виде картины, подарочной открытки или закладки для книги.

  1. Наглядные пособия.

Изготовьте наглядные пособия, например, по таким темам: «Многообразие листьев», «Жилкование листьев», «Повреждения листьев», «Сорные растения огорода», «Лишайники соснового леса», «Шишки хвойных растений». На клейкую ленту соберите для школы коллекцию спор разных мхов, папоротников, шляпочных грибов, надпишите их.

  1. Исследование процесса цветения травянистых растений.

Найдите цветки насекомоопыляемые и цветки ветроопыляемые. Сравните их между собой. Понаблюдайте, какие насекомые посещают эти цветки, чем растения их привлекают. Отметьте, как ведут себя цветущие растения в солнечную и пасмурную погоду, прохладным утром и в жаркий полдень. Сделайте записи об этом в дневнике наблюдений. Перечитывая потом свои записи, вы увидите, как много интересного в живой природе, в природе рядом с вами. Для этого совсем не надо ехать куда-то далеко.

Задание 6. Наблюдения за состоянием растений барометров.

  • Проведите наблюдения состоянием цветков желтой акации, мальвы, вьюнка полевого, мокрицы и соцветий одуванчика, ноготков (календулы). Выясните, что происходит с их цветками или соцветиями в ненастную погоду перед наступлением дождя. Подумайте, в связи с чем возникли у них такие приспособления.
  • Выясните, какие другие растения и каким образом могут предсказать приближение дождя. Соберите по одному растению барометру, засушите их между листьями газетной бумаги и смонтируйте гербарные листы с подписями названий растений.

                             Задание 7. Наблюдения над растениями цветочными часами.

  • Проведите наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков или соцветий некоторых дикорастущих и садовых цветковых растений, например, одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи. Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких либо других наиболее известных вам цветковых растений.
  • Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений. Соберите для засушивания и изготовления гербарных листов несколько растений, открывающих цветки или соцветия в строго определенное время суток.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *