6 класс

Лабораторная работа по биологии 6 класс строение семян – Лабораторная работа «Строение семени» 6 класс

Лабораторная работа «Строение семени» 6 класс

Лабораторная работа «Строение семян» 6 класс

Цель работы: изучение строения семени – генеративного органа цветкового растения, предназначенного для размножения и распространения растений; формирование навыков исследовательской работы с натуральными биологическими объектами; сравнение строения семян двудольных и однодольных цветковых растений.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы.

Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, сухие и набухшие зерновки пшеницы, сухие и набухшие зерновки кукурузы, арбуза препаровальные иглы, пинцет, лупа, линейка.

Ход работы:
1. Рассмотрите предложенные семена.

2. Нажмите пальцем на боковые поверхности набухшего семени. Что Вы наблюдаете?
С помощью иглы снимите с набухшего семени кожуру. Рассмотрите кожуру и убедитесь, что она плотная. Под кожурой находится зародыш. Рассмотрите его внешний вид.. Пользуясь лупой. Рассмотрите части зародыша.
3 Сравните между собой сухую и набухшую зерновки пшеницы, кукурузы. Попробуйте препаровальной иглой снять околоплодник с набухшей зерновки.

ЗАДАНИЕ1.

1 вариант

  1. Зарисуйте и обозначьте строение семени фасоли.

  2. Какие растения называют двудольными?

  3. Где располагается запас питательных веществ для зародыша у двудольных?

2 вариант

  1. Зарисуйте и обозначьте строение семеним пшеницы.

  2. Какие растения называют однодольными?

  3. Где располагается запас питательных веществ для зародыша у двудольных?

ЗАДАНИЕ 2

Напишите значение органов семени: семенной кожура, микропиле, зародыша, семядолей.

ЗАДАНИЕ 3

Распределите следующие растения по группам : двудольные и однодольные.

Фасоль. пшеница, кукуруза, арбуз, ландыш, миндаль, лук. частуха.

3адание *. Восстановите логическую цепь:

  1. Корешок + стебелек + ? + ? ––> зародыш семени двудольных растений.

  2. 1 семядоля + стебелек + корешок + ? ––> ?

  3. Семя двудольных растений ––> ? + зародыш семени.

  4. Семя однодольных растений ––> ? + зародыш семени + ?

Д/з п.1

infourok.ru

Методическая разработка по биологии (6 класс) на тему: Лабораторная работа «Строение семян» по биологии 6 класс

Лабораторная работа «Строение семян»

Цель: изучить особенности строения  семян двудольных и однодольных растений.

Препараты: семена фасоли, пшеницы, хурмы.

Ход работы:

  1. Рассмотрите семя хурмы на продольном срезе. Найдите семенную кожуру, эндосперм, зародыш. Сделайте рисунок, подпишите все части.
  2. Рассмотрите семя фасоли. Препаровальной иглой  вскройте семенную кожуру. Есть ли в нем эндосперм? Изучите строение зародыша. Сделайте рисунок, подпишите все части.
  3. Рассмотрите зерновку пшеницы и готовый препарат «Зерновка пшеницы». Найдите эндосперм и зародыш. Зарисуйте. Подпишите его части.
  4. Сравните строение двудольных и однодольных растений. Запишите вывод.

Оформление результатов работы:

Рисунок

Обозначения

Рисунок 1. Строение семени тыквы

1.

2.

3.

Рисунок 2. Строение семени фасоли

1.

2.

3.

Рисунок 3. Строение семени пшеницы.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

        Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

Лабораторная работа «Строение семян»

Цель: изучить особенности строения  семян двудольных и однодольных растений.

Препараты: семена фасоли, пшеницы, хурмы.

Ход работы:

  1. Рассмотрите семя хурмы на продольном срезе. Найдите семенную кожуру, эндосперм, зародыш. Сделайте рисунок, подпишите все части.
  2. Рассмотрите семя фасоли. Препаровальной иглой  вскройте семенную кожуру. Есть ли в нем эндосперм? Изучите строение зародыша. Сделайте рисунок, подпишите все части.
  3. Рассмотрите зерновку пшеницы и готовый препарат «Зерновка пшеницы». Найдите эндосперм и зародыш. Зарисуйте. Подпишите его части.
  4. Сравните строение двудольных и однодольных растений. Запишите вывод.

Оформление результатов работы:

 

        Вывод: Все семена покрыты семенной кожурой, у многих есть эндосперм, у всех есть зародыш.

nsportal.ru

Лабораторная работа по биологии в 6 классе «Строение семян двудольных растений»

Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение семян двудольных растений (на примере семян фасоли)


Просмотр содержимого документа

«Лабораторная работа по биологии в 6 классе «Строение семян двудольных растений»»

Лабораторная работа № 1 по биологии для 6 класса «Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли)»

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Задачи:
— Расширить знания о строении растительных организмов. 
— познакомиться с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.
— Сформировать представление о семени как генеративном органе цветкового растения. 
— Раскрыть значение семян в жизни растений.
Оборудование: лупа ручная, препаровальная игла, сухие и набухшие семена фасоли.
Теоретическая часть
Попав в благоприятные условия, семя прорастает. При этом из семени вначале появляется корень, затем маленький побег. Такое молодое растеньице называют проростком. Спустя некоторое время у него развиваются облиственные побеги, а позже цветки, плоды и семена. Иначе говоря, из семени вырастает новое растение, очень похожее на материнское. Семя считают органом полового размножения растения.
Снаружи у семян имеется плотный покров – кожура. Главная функция семенной кожуры – защита семени от повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных организмов и от преждевременного прорастания.
У одних растений семенная кожура плотная, но тонкая, у других она деревянистая, толстая и очень твердая (у сливы, миндаля, винограда и др.).
На кожуре есть рубчик – след от места прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Через семявход внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает.
Кожуру трудно снять с сухого семени. Но когда оно наберет через семявход воду и набухнет, кожура лопнет, ее легко снять, и тогда обнаружится внутреннее строение семени. Внутри семени под кожурой находится зародыш – маленькое новое растение.
У одних растений (фасоль, тыква, яблоня и др.) зародыш крупный, и его можно увидеть, если снять кожуру с семени. У других (перец, фиалка трехцветная, ландыш, лук и др.) зародыш очень мал, он лежит в семени, окруженный эндоспермом (от греч. эндон – «внутри», сперма – «семя») – особыми клетками, в которых содержится много запасных питательных веществ. В таких семенах кожура окружает не зародыш, а эндосперм, внутри которого находится зародыш растения.
Эндосперм – запасающая ткань семени.
Эндосперм представлен крупными клетками, целиком заполненными питательными веществами в виде крахмала, белков и различных масел. Все эти вещества служат зародышу первым источником питания при прорастании семени.
Зародыш нового растения в семени имеет две хорошо различимые части: зародышевый побег и зародышевый корень.
Зародышевый побег представлен зародышевым стеблем, семядолями (первые листья) и зародышевой почкой. Например, у фасоли, тыквы, яблони и огурца в зародыше всегда имеются две крупные мясистые семядоли, а у пшеницы, кукурузы, тюльпана и ландыша – только одна семядоля.

Практическая часть

Ход работы:
1.Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и внешнюю форму.
2. Возьмите семя фасоли рассмотрите его невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик- место, которым семя прикреплялось к стенке плода и микропиле – отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух.
3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени блестящую плотную кожуру. 
4.Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку. 
5.Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества. 
Задание 1. Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите его части. 
Задание 2. Зарисуйте строение семени фасоли (рисунок 1), подпишите его части.
Задание 3. Рассмотрите на рисунке схему строения семени однодольного растения (см. рис. учебника). Найдите основные части зародыша: корешок, стебелек, семядолю (зародышевый лист), почечку, щиток. 
Задание 4. Зарисуйте внешний вид зерновки (рисунок 2).

Рис. 1. Строение семени фасоли
Задание 5. Сравните, чем отличается строение семян двудольных растений от семян однодольных? В чем их сходство? Запишите в тетрадь вывод.
Задание 6. Подумайте и запишите: какое значение семена имеют в жизни растений?
Рис. 2. Строение семени однодольных растений – зерновка пшеницы

Вывод: В ходе работы ___________________________________________.

kopilkaurokov.ru

Строение семян — Пасечник 6 класс (ответы)

1. Заполните схему

Вегетативные – корень, побег

Генеративные – цветок, плод


2. Выполните лабораторную работу «Строение семян двудольных растений» ( см. с. 9 учебника). На рисунке подпишите части семени фасоли

1 — стебелек

2 – почечка

3 – корешок

4 – семядоли

5 – семенная кожура


3. Выполните лабораторную работу «Строение зерновки пшеницы» ( см. с. 10 учебника). На рисунке подпишите части зерновки пшеницы

1 – околоплодник

2 – эндосперм

3 – щиток

4 – почечка

5 – стебелек

6 – корешок

7 – зародыш

Вывод: фасоль является двудольным растением, поэтому имеет 2 семядоли. Пшеница – это однодольное растение, имеет одну семядолю и эндосперм



4. Заполните таблицу «Сравнение семян двудольных и однодольных растений»







РастенияЧасти семениЧасти зародышаЗапас питательных веществ

фасоль

Зародыш, семенная кожураСемядоли, корешок, стебелек, почечкасемядоли
пшеницаЗародыш, семенная кожура, эндосперм щиток, корешок, стебелек, почечкаэндосперм
миндальЗародыш, семенная кожура, остаток эндоспермакорешок, стебелек, почечка, семядолисемядоли
лукЗародыш, семенная кожура, эндоспермкорешок, стебелек, почечка, семядолиэндосперм
ясеньЗародыш, семенная кожура, эндоспермкорешок, стебелек, конус нарастания, семядолиэндосперм
частухаЗародыш, семенная кожуракорешок, стебелек, почечка, семядолисемядоли

5. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка

Вывод: Из почечки – листья, из стебелька – стебель, из корешка – корень, из семядолей – первые 2 листика. Вывод: из каждой части зародыша и семени развивается определенная часть растения.


6. Изучите строение семени яблони, тыквы или подсолнечника. Зарисуйте строение одного из семени. Проанализируйте строение изученного вами семени и сделайте вывод.

Семя тыквы состоит из зародыша, 2 семядолей, семенной кожуры. Эндосперма нет. Функцию запасания веществ выполняют семядоли. Тип семян у тыквы – семена двудольных без эндосперма.



7. Объясните, почему семенные растения наиболее распространены в природе.

Семенные растения имеют наиболее развитые приспособления для размножения – двойное оплодотворение, для которого не нужна вода, защита зародыша семенной кожурой, наличие для зародыша питательных веществ, заключенных в семядолях или эндосперме


pobio.ru

Ответ § 1. Строение семени

1) Заполните схему.

 

  • Ответ:

 

2) Выполните лабораторную работу «Строение семян двудольных растений» ( см. с. 9 учебника). На рисунке подпишите части семени фасоли.

 

  • Ответ:

 

3) Выполните лабораторную работу «Строение зерновки пшеницы» ( см. с. 10 учебника). На рисунке подпишите части зерновки пшеницы.

 

  • Ответ:

    Вывод: фасоль является двудольным растением, поэтому имеет 2 семядоли. Пшеница – это однодольное растение, имеет одну семядолю и эндосперм.

 

4) Заполните таблицу «Сравнение семян двудольных и однодольных растений».

 

  • Ответ:









    Растения

    Части семени

    Части зародыша

    Запас питательных веществ

    фасоль

    Зародыш, семенная кожура

    Семядоли, корешок, стебелек, почечка

    семядоли

    пшеница

    Зародыш, семенная кожура, эндосперм

    щиток, корешок, стебелек, почечка

    эндосперм

    миндаль

    Зародыш, семенная кожура, остаток эндосперма

    корешок, стебелек, почечка, семядоли

    семядоли

    лук

    Зародыш, семенная кожура, эндосперм

    корешок, стебелек, почечка, семядоля

    эндосперм

    ясень

    Зародыш, семенная кожура, эндосперм

    корешок, стебелек, конус нарастания, семядоли

    эндосперм

    частуха

    Зародыш, семенная кожура

    корешок, стебелек, почечка, семядоля

    семядоля

     

    5) Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.

     

    • Ответ:

     

    Вывод: Из почечки – листья, из стебелька – стебель, из корешка – корень, из семядолей – первые 2 листика. Вывод: из каждой части зародыша и семени развивается определенная часть растения.

 

6) Изучите строение семени яблони, тыквы или подсолнечника. Зарисуйте строение одного из семени. Проанализируйте строение изученного вами семени и сделайте вывод.

 

Ответ: 

Вывод: Семя тыквы состоит из зародыша, 2 семядолей, семенной кожуры. Эндосперма нет. Функцию запасания веществ выполняют семядоли. Тип семян у тыквы – семена двудольных без эндосперма.

 

7) Объясните, почему семенные растения наиболее распространены в природе.

 

  • Ответ: Семенные растения имеют наиболее развитые приспособления для размножения – двойное оплодотворение, для которого не нужна вода, защита зародыша семенной кожурой, наличие для зародыша питательных веществ, заключенных в семядолях или эндосперме.

tetrab.ru

Урок биологии в 6-м классе «Семя и его строение»

Разделы:
Биология


Л.р. № 4 Строение семян двудольных и однодольных растений».

Цель урока:

  • сформировать у учащихся знания о внутреннем и внешнем строении семян;
  • познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;
  • продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом;
  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
  • развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно;
  • воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.

Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, “Прорастание семян” коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, чёрный ящик, презентация к уроку, интерактивная доска.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный момент урока. Постановка учебной проблемы.1-2Сообщение учителя.
2. Изучение нового материала.15-20Рассказ учителя, демонстрация, беседа. Записи в тетради
3. Совершенствование знаний и умений. Подведение итогов.15-20Лабораторная работа, взаимоконтроль, составление синквейна.
4. Домашнее задание.1-3Запись на доске.

Ход урока

2. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания? (слайд (см. презентацию))

    1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.
    2. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
    3. С помощью него растения могут распространяться по Земле.

Это семя. (слайд)

Итак, сегодня на уроке мы начинаем изучать семена. Наш первый урок будет посвящён, в первую очередь, строению семян, кроме того, мы узнаем, что происходит при прорастании семян.

ченики записывают в тетради число и тему) (слайд)

Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений. (слайд)

(вопрос учащимся)

Какой вид размножения растений кроме полового вам известен? (вегетативное)

Форма, величина, окраска семян различных растений очень разнообразны (страница учебника 39-40). (слайд) Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой. Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков. (Можно предложить учащимся самим ответить на вопрос: Какова роль этих видоизменений в строении оболочки?). Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.

На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.

В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок. В свою очередь зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки, зародышевого стебелька и семядолей. Зародыш семени может содержать одну или две семядоли (слайд). Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).

В состоянии покоя семена могут находиться до 3-5 лет, а иногда и более. При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти. Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка) (слайд). Первым из семени, как я уже говорил, выходит зародышевый корешок.

(вопрос учащимся)

Почему именно корешок? (закрепляет растение в почве).

Затем появляется зародышевый побег.

Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш.

(физминутка)

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы есть в учебнике на странице 44 и у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).

Инструкция по технике безопасности

при выполнении лабораторной работы (у каждого учащегося на столе) (слайд).

  1. Работать за столом следует аккуратно.
  2. Не делать резких движений.
  3. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.
  4. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
  5. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Лабораторная работа № 4 (слайд).

Тема: Изучение строения семени фасоли.

Цель:

-изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

ХОД РАБОТЫ (слайд)

  1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
  2. Найдите рубчик и семявход.
  3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
  4. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
  5. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
  6. Зарисуйте семя и подпишите его части.
  7. Вывод.

3. Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок-сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

“Верю – не верю” (слайд)

 

Фамилия, имя

+/-

  1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
  2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.
  3. Строение семян всех двудольных растений одинаково.
  4. Первым у проростка появляется корешок.
  5. Молодое растение называют заростком.
  6. Снаружи семена покрыты корой.
  7. Через семявход в семя проникает вода.
  8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.
+

+

+

+

Задание проверил(а):Оценка:

А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

Покажи части семени фасоли (игра) (слайд).

  1. Зародышевый корешок.
  2. Кожура.
  3. Семядоли.
  4. Зародышевый стебелёк.

Подведение итогов работы: (составление синквейна) (слайд).

Пример синквейна:

Выставление оценок.

5. Домашнее задание: (слайд)

  1. (обязательное) § 10, прочитать, пересказать, выучить основные понятия.
  2. (познавательное) заполнить тетради на печатной основе, страницы…..
  3. (творческое) приготовить миниколлекцию семян, например в виде книжки.
  4. Лабораторная работа № 4.

    Тема:

    Изучение строения семени фасоли.

    Цель:

    -изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

    Оборудование:

    лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

    ХОД РАБОТЫ

    1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
    2. Найдите рубчик и семявход.
    3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
    4. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
    5. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
    6. Зарисуйте семя и подпишите его части.
    7. Вывод.

    11.02.2008

    urok.1sept.ru

    План-конспект урока по биологии (6 класс) по теме: Конспект урока с презентацией по биологии в 6 классе «Строение семян двудольных и однодольных растений.»

    Организационная информация

    Тема урока

    Строение семян

    Предмет

    Биология

    Класс

    6 класс

    Автор урока (ФИО, должность)

    Четвернина Августина Львовна, учитель химии и биологии

    Образовательное учреждение

    Муниципальное  казенное  общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа Кимовского района Тульской области

    Методическая информация

    Тип урока

    комбинированный урок с выполнением лабораторной работы.

    Цели урока

    изучить строение семян, выявить особенности строения семян однодольных и двудольных растений, выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения.

    Задачи урока

    Образовательные:

    • знать строение семян, распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, называть значение семян.

    Развивающие:

    • анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

    Воспитательные:

    • осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

    Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

    Формы представления учебной задачи:наглядный образ (презентация), рисунок,  схема, слушание, чтение

    Технологии формирования УУД

    1) проблемно-диалогическая технология

    2) организация учебного сотрудничества

    3) технология оценки образовательныхдостижений

    4) информационно-коммуникативные технологии

    Методы:

    1. метод проблемного изложения в обучении
    2. частично-поисковый метод обучения
    3. исследовательский метод обучения

    Организационные формы:  фронтальная,  индивидуальная, в парах, групповая работа

    Время реализации урока

    45 минут

    Планируемые результаты (универсальные учебные действия), которые актуализируют/приобретут/

    закрепят/ обучающиеся  в ходе урока

    Предметные универсальные действия

    — знать строение семян,

    — распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений,

    — называть значение семян.

    Личностные универсальные учебные действия

    — осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

       — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

       — оценивать собственный вклад в работу группы

    Метапредметные универсальные учебные действия

    • Регулятивные УУД

    Обучающийся научится:

            — самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

    — участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

    • Познавательные УУД

       — работать с учебником;

       — находить отличия;

       — работать с информационными текстами;

       — объяснять значения новых слов;

       — сравнивать и выделять признаки;

    • Коммуникативные УУД

    — обсуждать в рабочей группе информацию;

    — слушать товарища и обосновывать свое мнение;

    — выражать свои мысли и идеи.

    Термины и понятия

    растения двудольные и однодольные, кожура, семядоли, корешок, стебелек, почечка, эндосперм, околоплодник, зародыш.

    Необходимое оборудование и материалы

    сухие и набухшие семена фасоли и пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, модель зерновки пшеницы, микроскоп, компьютер, проектор, интерактивная доска;

    подготовить заранее: замочить семена фасоли и пшеницы (за 2-3 дня)

    Дидактическое обеспечение урока

    авторская  презентация “Строение семян”, выполненная в программе PowerPoint;

    сообщения по теме;

    карточки с заданиями для  групповой работы.

    Список учебной и дополнительной литературы

    Список литературы:

    1. Биология: Ботаника. 6 класс. Книга для учителя.-М. «Первое сентября», 2002 (Я иду на урок).

    2. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. Волгоград. Учитель.  2009.

    3. Биология. Живой организм.Опорные конспекты. М., Классикс Стиль, 2003.

    4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2004.

    5. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения». Пособие для учителя.

     Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник. М., Дрофа, 2002.

    6. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Авт.-сост. Н.И. Галушкова.  Волгоград, Учитель, 2005.

    7. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник дляобщеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.

    8. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс. Рабочая тетрадь. В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко.  М. Дрофа, 2005.

    Ход и содержание урока. Деятельность учителя и учеников.

    1. Мотивация и актуализация знаний.

    Цель этапа: включение учащихся  в деятельность, актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений

    Учитель: -Здравствуйте, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошо поработать на уроке и взаимного уважения друг к другу.

    Итак, продолжим знакомство с Покрытосеменными. На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:

    Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое  название? у которых образуется цветок; покрытосеменные – так как семена развиваются внутри плода. т.е. они защищены (покрыты) (слайд №2)

    Какие жизненные формы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)(слайд №3)

    Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №4)

    Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» — растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» — производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №5)

    2 . Создание проблемной ситуации.

    Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

    А сейчас, ребята, послушайте стихотворение и угадайте: что у меня в руке и о чём мыс Вами будем говорить на этом уроке?

    У меня в руке будущая жизнь

    Будущий побег и могучий корень.

    Дружно прорастут в глубину и ввысь,

    Лишь вода дождей землю всю напоит.

    А пока гостит осень на дворе,

    А пока зима вьюгою всё воет

    Спит и дышит жизнь у меня в руке.

    Будущий побег и могучий корень. (слайд №6)

    Предполагаемый ответ учеников (О семенах)

    Учитель:  Где находится будущий побег и могучий корень?

    Ученики: В семенах.

    Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

    Ученик: Так как из семян появляется новое растение.

    — Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что  они сеют? Конечно же, семена. В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение. (слайд №7)

    (слайд №8) – тема урока

    (слайд №9) – цели урока

     Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашого урока «Строение семян двудольных и однодольних растений». Запишите  тему урока в тетрадях. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольних растений, выполним лабораторную работу.

     К сегодняшнему уроку вы должны были принести из дома различные семена и продукты, изготовленные из семян. Какие семена вы принесли? Как и где их используют? Ответьте  на вопрос: «Для чего необходимо изучать семена?» Вывод: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека.

    А теперь, ребята, давайте послушаем интересные сообщения про семена, которые вы приготовили дома (сообщения учащихся):

    1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.

    Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть. (слайд №10)

    2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян  весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоитиз 30 клеток, мало запасних питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и бістро теряют всхожесть.Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. (слайд №11)

    3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя- это сухие семена.У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет. Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.

    4.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №12)

    5.Есть семена лекарственные. (слайд №13)

     а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

    Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.

    б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

    в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни.

    г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

    д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.

    6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово «карат» происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №14)

    Молодцы! Хорошо постарались, интересная информация.

    3. “Открытие нового знания”.

    Цель этапа: формирование основтеоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

    Ребята, но все ли семена, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение? Каким образом мы это можем узнать? (учащиеся предполагают план работы)

    Итак, сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?

    Для этого вы отправитесь в лабораторию, где проведете исследовательскую работу.Делимся на группы, у каждой группы на столах есть всё необходимое для выполнения работы: задания, опорные схемы и рисунки, необходимый набор семян. После выполнения заданий и их оформления по одному представителю от каждой группы выступят с докладами.

    Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольних растений» (слайд №15)

    Физкультминутка

    (слайд №16)

    Ветер веет над полями

    Ветер веет над полями,

    И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

    Облако плывет над нами,

    Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

    Ветер пыль над полем носит.

    Наклоняются колосья —

    Вправо-влево, взад-вперёд,

    А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

    Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

    Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

    Выступление представителей от каждой группы:

    1 Группа – строение семени фасоли(слайд №17).

    2 Группа – строение зерновки пшеницы(слайд №18).

    3 Группа — Каковы особенности строения семян других однодольных и двудольных растений(слайд №19,20).

    Обсуждение.

    4. Планирование.

    Цель этапа:      формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

    А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена(слайд №21) Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

    А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха  две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы  одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

    Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия (слайд №22)

     Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат (слайд №23).

    Итак, мы с вами выяснили, что: (слайд №24)

    1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

    2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

    3.  Семядоли – это первые листья зародыша растения.

    4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.

    5. Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.

    6. Применение нового знания.

    Цель этапа: применить знания в новой ситуации,работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.

    1.Работа со схемами строение семени фасоли (слайд №25,26) и зерновки пшеницы (слайд №27,28).

    2. Выполнение теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой(слайд №29,30).

    7. Рефлексия.

    Цель этапа: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

    Заполнение анкеты «Оцените урок»(слайд №31).

    8.Домашнее задание

    (слайд №32). Изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, прорастить семена для эксперимента.

    Задание-эксперимент:                                                    

    — Можно ли в домашних условиях вырастить из проросших семян полноценное растение, способное зацвести и дать плоды?

    Ребятам нужно высадить проросшие семена в почву в цветочные горшки, ухаживать за растениями. При выполнении данной работы ребята обязательно ведут дневник наблюдений, отмечая в нем все изменения, происходящие с растениями.

             

    nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *