6 класс

Конспект по биологии 6 класс пасечник – Поурочные планы по биологии 6 класс В.В.Пасечник

Разработки и конспекты уроков по биологии для 6-го класса – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

  • Интернет-магазин

  • Где купить

  • Контакты

  • Аудио

  • Новости

  • LECTA

  • Программа лояльности

Мой личный кабинет

Методическая помощь
Вебинары
Курсы
Каталог

Дошкольное образование

Начальное образование

Алгебра

Английский язык

Астрономия

Биология

Всеобщая история

География

Геометрия

Естествознание

ИЗО

Информатика

Искусство

История России

Итальянский язык

Китайский язык

Литература

Литературное чтение

Математика

Музыка

Немецкий язык

ОБЖ

Обществознание

Окружающий мир

ОРКСЭ, ОДНК

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Французский язык

Химия

Черчение

Шахматы

Экология

Экономика

Финансовая грамотность

Психология и педагогика

Внеурочная деятельность

Дошкольное образование

Начальное образование

Алгебра

Английский язык

Астрономия

Биология

Всеобщая история

География

Геометрия

Естествознание

ИЗО

Информатика

Искусство

История России

Итальянский язык

Китайский язык

Литература

Литературное чтение

Математика

Музыка

Немецкий язык

ОБЖ

Обществознание

Окружающий мир

ОРКСЭ, ОДНК

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Французский язык

Химия

Черчение

Шахматы

Экология

Экономика

Мой личный кабинет

Методическая помощь

Дошкольное образование

Начальное образование

Алгебра

Английский язык

Астрономия

Биология

Всеобщая история

География

Геометрия

Естествознание

ИЗО

Информатика

Искусство

История России

Итальянский язык

Китайский язык

Литература

Литературное чтение

Математика

Музыка

Немецкий язык

ОБЖ

Обществознание

Окружающий мир

ОРКСЭ, ОДНК

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Французский язык

Химия

Черчение

Шахматы

Экология

Экономика

Психология и педагогика

Внеурочная деятельность

Вебинары

Курсы

Каталог

Дошкольное образование

Начальное образование

Алгебра

Английский язык

Астрономия

Биология

Всеобщая история

География

Геометрия

Естествознание

ИЗО

Информатика

Искусство

История России

Итальянский язык

Китайский язык

Литература

Литературное чтение

Математика

Музыка

Немецкий язык

ОБЖ

Обществознание

Окружающий мир

ОРКСЭ, ОДНК

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Французский язык

Химия

Черчение

Шахматы

Экология

Экономика

Интернет-магазин

Где купить

Контакты

Аудио

Новости

LECTA

Программа лояльности

  • Главная
  • Методическая помощь
  • Материалы и мероприятия
  • Биология

rosuchebnik.ru

План-конспект урока по биологии (6 класс) на тему: Поурочные разработки 6 класс

УРОК №1.

Тема: БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.

Задачи:  дать представление о биологии – науке о живом, ботанике – науке о растениях; познакомить  с разнообразием цветковых растений; продолжить знакомство со значением растений в природе и жизни человека.

Оборудование: удобрения (для фиалок), лекарство, ткань, витамины, йогурт, сыр, таблица «Жизненные формы растений», муляжи плодов, грибов, чучела птиц, коллекции.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Правила поведения в кабинете биологии, техника безопасности.

III. Изучение нового материала.

  1. Актуализация  знаний.

Задачи урока:  Усвоить, что изучает биология? Какие разделы существуют в биологии? Как называется наука, которая изучает растения? Какова их роль?

Записываем тему урока.  

 Вариант 1.(на усмотрение учителя) Творческое задание (работа в парах): На доске записаны слова: наука о живом, царства живого, биология, растения, питание,  природа, обмен веществ, животные, рост, грибы, размножение, бактерии, клеточное строение, дыхание, биосфера, питание, животные.

Составьте рассказ о том, что изучает биология?

Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.

Рис. 1. в учебнике. Назовите разделы биологии.

Вариант 2. Вспомните:

  • Что изучает биология?
  • Какие царства живого известны вам?
  • Назовите признаки живого.

Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.

Рис. 1. Назовите разделы биологии. Почему экологию выделили  отдельно?

Записываем определение «БИОЛОГИЯ», «ЭКОЛОГИЯ».

  1. Значение биологии (рассказ с демонстрацией продукции)

Биология тесно связана с сельским хозяйством (помогает в создании новых сортов растений, пород животных), медициной (которая основывается на знаниях о строении организма человека и работе его органов), ветеринарией,  различными отраслями промышленности (микробиологической, пищевой, лёгкой), охраной природы.

  1. Многообразие растений (рассказ с элементами беседы)

Всего на Земле около 500 000 видов  растений (150 часов для перечисления). Наука, изучающая растения – ботаника. Основоположник науки – древнегреческий ученый ТЕОФРАСТ (370-286 до н.э.). В тетрадь: БОТАНИКА – наука о растениях, их жизнедеятельности, внешнем и внутреннем строении, об их роли и взаимосвязи с окружающей средой.

Подумайте: Где на Земле больше всего растений? Где их нет? Почему? Какие условия им необходимы для жизни? Чем растения отличаются от других организмов?

  1. Значение растений (обсуждение в парах).

Заполните таблицу «Значение растений» (письменно: 1 вариант – первый столбик, 2 вариант – второй столбик, обсуждение результатов в парах):

Значение растений.

В природе

В жизни человека

Выделяют кислород.

Служат пищей

Служат пищей и убежищем для животных

Используют в строительстве  и изготовление мебели

Укрепляют почву, задерживают рост оврагов.

Получают бумагу, ткани, красители.

Смягчают климат

Топливо

Эстетическое значение

  1. Охрана растений (беседа с учащимися).

Растений на Земле много, но почему же биологи постоянно говорят о необходимости их охранять? Докажите, что растения необходимо охранять. Запишите термин: «ФЕНОЛОГИЯ»

IV. Закрепление.

Игра «Колдун». Учитель задает первый вопрос по изученной теме любому ученику класса. Например, «Что изучает ботаника?»  Если ответ есть,  ученик  сам  задает вопрос однокласснику. Если ответа нет, то ученик считается «заколдованным». Он будет «расколдован», если кто-нибудь из одноклассников задаст ему вопрос по объявленной теме, и он ответит на вопрос.  «Расколдованный» ученик может сам  задать вопрос. Игра может продолжаться до звонка с урока.

     

        V. Домашнее задание: статья, введение, вопросы, принести лупу, вспомнить строение микроскопа и лупы.

nsportal.ru

План-конспект урока по биологии (6 класс) на тему: Конспект урока биологии в 6 классе на тему «Мхи» по УМК В.В.Пасечника

Открытый урок по биологии на тему «Мхи» 6 класс.

Учитель биологии МБОУ «Каракулинская СОШ»,  Шаклеина Л.В.

Цели урока:

1. Формирование  представления о строении мхов, об их многообразии и роли в природе и жизни людей.

2. Развитие умения систематизировать, выделять главное и существенное из текста учебника.

 3.Воспитание ответственного отношения к учебе.

Тип  урока: урок изучения нового учебного материала 

Подготовка к уроку, оборудование:

  • На стендах – таблицы «Зелёный мох кукушкин лён», «Болотный мох сфагнум»;
  • На столах для групп учащихся: образцы торфа; гербарий мхов: кукушкин лён, сфагнум; инструктивные карточки к лабораторной работе;  дидактические карточки для заполнения схемы «Классификация мхов» и сравнительной таблицы «Внешнее строение и размножение мхов»; тесты для проверки усвоенного на уроке; оценочные листы.
  • На презентации –  рисунки различных видов мхов; схема классификации мхов; сравнительная таблица  «Внешнее строение и размножение мхов»; тест на проверку усвоения знаний.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • условия жизни мхов;
  • о том, что мхи – высшие растения;
  • признаки, свойственные высшим растениям;
  • особенности строения зеленого мха кукушкина льна;
  • размножение кукушкина льна;
  • особенности строения белого мха сфагнума;
  • значение мхов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • различать зеленые и белые мхи;
  • называть черты отличия между высшими и низшими растениями.

Ход урока:

Этап урока

Задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно-целевой этап:

— Орг. момент 

-Создание проблемной ситуации

Подготовка учеников к уроку, Настрой на плодотворную работу.

Побуждение учащихся к формулированию проблемы – постановке учащимися вопросов о неизвестном;

совместной постановке цели деятельности

Вступление-приветствие.

-Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица!  

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать!

— Я желаю вам плодотворной работы на уроке!

Предлагает рассмотреть образцы торфа на столах и ответить на вопрос:

— Какое отношение имеет торф к нашему уроку?

Обобщает ответы детей и предлагает им сформулировать тему урока.

После формулирования темы и записи её в тетради предлагает учащимся нарисовать мох на отдельных листочках.

Предлагает показать свои рисунки классу, организует беседу:

— Одинаковые ли рисунки?

— Легко ли было выполнить это задание?

— Что недостаёт для хорошего выполнения задания?

— Какие вопросы у вас возникли?

Во время обсуждения вопросов учащихся обобщает их и вывешивает на доске заготовленные таблички со словами: строение, обитание, представители, значение.

На основании их предлагает сформулировать  задачи урока.

— Что же сегодня на уроке мы должны узнать?

Контролируют  готовность.

Рассматривают образцы торфа, отвечают на вопрос:

— торф образуется из мха.

Формулируют  тему урока:

 — «Мхи».

Записывают тему в тетради.

Рисуют мох по своим представлениям.

Демонстрируют свои рисунки.

Отвечают на вопросы.

— Нет.

Формулируют проблему о недостаточности знаний о мхах.

Формулируют свои вопросы.

— Из чего состоят мхи?

— Где обитают мхи?

— Как называются мхи?

— Какое значение имеют?

Формулируют задачи урока:

изучение строения мхов, их разнообразия и значения в природе и в жизни человека.

Поисково-исследовательский этап

Физ.минутка.

Изучение:

1.Общей характеристики мхов.

2.Классификации мхов.

3.Внешнего строения листостебельных мхов.

4.Значения мхов в природе и в жизни человека.

Снятие утомления, первичное закрепление знаний об особенностях строения мхов.

— Ребята, где мы найдём ответы на наши вопросы?

Предлагает дать общую характеристику мхам, используя текст учебника (стр.65-66).

Обобщает ответы детей, подчёркивая, что мхи – это высшие споровые растения. Они разнообразны, делятся на группы.

Предлагает  заполнить схему классификации мхов.

Для изучения внешнего строения мхов выполняется лабораторная работа.

Предлагает рассмотреть гербарий мхов: кукушкин лён и сфагнум.

— Ребята, вы познакомились с внешним видом мхов. Давайте подробнее изучим особенности их внешнего строения по тексту. Прочитайте текст, приготовьтесь  рассказать друг другу о строении одного из мхов.

— Для обмена информацией расскажите друг другу материал об изучаемом вами мхе.

 — Ребята, вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнём и одновременно повторим особенности мхов. Я буду называть признаки, а вы приседайте, если услышите признак своего мха.

— С заданием справились.

— Я предлагаю вам сравнить кукушкин лён и сфагнум, найти черты их сходства и различия.

Предлагает заполнить сравнительную таблицу о строении и значении мхов.

После заполнения таблицы, организует её проверку.

— В учебнике.

Читают текст, рассказывают общую характеристику мхов.

Читают текст учебника (стр.66), заполняют на карточке схему классификации мхов.

(Приложение №1)

Выполняют лаборатор-ную работу по инст-руктивным карточкам.

 (Приложение №2)

Рассматривают гербарий мхов.

 Читают тексты о внешнем строении мхов по вариантам:

1 – о внешнем строении кукушкина льна;

2 – о внешнем строении сфагнума.

(Приложение №3)

 Рассказывают друг другу строение мхов.

Встают с мест. Приседают, когда учитель называет признаки мхов:

2 – о внешнем строении кукушкина льна;

1 – о внешнем строении сфагнума.

Заполняют таблицу на основе полученных знаний и работе с текстом учебника. (Приложение №4)

Практический этап

Закрепление знаний  и умений использовать полученные знания в новой ситуации.

Предлагает выполнить тест с выбором одного правильного ответа.

Выполняют тест, проверяют, оценивают себя. (Приложение №5)

Рефлексивно-оценочный этап

Соотнести цель и результаты учебной деятельности, орга-низовать рефлексию и самооценку учени-ками собственной деятельности на уроке.

Акцентирует внимание на теме урока, конечном результате.

Предлагает учащимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке.

— Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Домашнее задание прочитать текст параграфа 14, ответить на вопросы.

Дают оценку собственной деятельности.

Приложение к уроку.

Приложение №1

Мхи

                                                                   

      Риччия и маршанция                                                                  Кукушкин лён и сфагнум

Приложение №2

Лабораторная работа «Внешнее строение мхов»

1. Рассмотрите растения.

2. Определите особенности их внешнего строения, найдите стебель и листья.

3. Определите окраску листьев.

Приложение №3

Кукушкин лён – многолетнее растение. Его коричневато-зеленые стебли иногда достигают в высоту 30 см. Стебли густо покрыты узкими зелёными листьями. Корней у кукушкина льна нет. На нижних частях стебля имеются нитевидные выросты. Эти выросты называются ризоидами. Ризоиды всасывают воду и минеральные вещества из почвы.

Сфагнум – многолетнее растение. Он имеет сильно ветвящийся стебель. Стебель и ветви покрыты мелкими светло – зелёными листьями. В листьях сфагнума два вида клеток: одни – зелёные, другие – прозрачные, мёртвые, воздушные. Сфагнум не имеет ризоидов. Он поглощает воду  мёртвыми прозрачными клетками листьев.

Приложение №4

Сравнительная характеристика мхов

Черты сравнения

Кукушкин лён

Сфагнум

1.Стебель (ветвится или нет)

2.Цвет листьев

3.Наличие воздушных клеток

4.Наличие ризоидов

5.Наличие коробочек

6.Размножение

7.Образует ли торф

8.Место обитания (где растёт)

Приложение №5

Установите соответствие между номерами предложений, в которых отражены характерные признаки мхов, и видами мха.

А) Кукушкин лён          Б) Сфагнум

1) У растения имеются ризоиды.
2) Стебель ветвистый.
3) Стебель покрыт мелкими светло-зелёными листьями.
4) Ни корней, ни ризоидов нет.
5) Стебель не ветвистый.
6) Можно различить женские и мужские растения.
7) В клетках листа имеются клетки с хлоропластами и мертвые клетки, запасающие воздух и воду.
8) Коричневые стебельки покрыты темно-зелёными листочками.

Ответы запишите в таблицу:

nsportal.ru

Конспект урока по биологии в 6 классе «Пасечник В.В»

Конспект урока по биологии в 6 классе «Пасечник В.В»

Жукова Надежда Николаевна

учитель биологии МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»

Верховажского района Вологодской области

Тема: «Введение в биологию»

Слайд 1.

Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов».

Имя урока: «Ах, кружева, кружева!..»

Образовательные цели:

Способствовать усвоению учащимися классификации живых организмов на царства бактерий, грибов, растений и животных; классификации сред обитания организмов на водную, почвенную, наземно-воздушную, организменную среды.

Способствовать пониманию учащимися многозначности термина «кружева» («кружевной»).

Развивающая цель:

Способствовать формированию общеучебных умений и навыков: учебно-информационных умений классификации, схематизации учебного материала.

Воспитывающая цель:

Способствовать эстетическому восприятию учащимися объектов живой и неживой природы.

Мотивация:

Ребята! В русском языке существует слова, имеющие не одно, а несколько значений. С одним из таких многозначных терминов мы и познакомимся сегодня.

Определим это понятие.

Слайд 2. Что общего?

1 группа фотографий: белый гриб, воздушный купол плодов одуванчика, гроздь винограда, закат солнца.

Озвучивание ответов учащихся: округлая форма, круг…

2 группа фотографий: вязаное изделие, бусы, паутина, парашют.

Озвучивание ответов учащихся: нитки, нить…

3 группа фотографий: Эйфелева башня, кованная решётка моста, узор из бумаги –квиллинг, флюгер.

Озвучивание ответов учащихся: ажурность, красивый узор.

У нас появилось три ключевых слова:

Круг + нить + ажурный узор = ? Слайд 3.

Обобщающее слово – кружево. Итак, мы нашли многозначный термин – «кружево». Поэтому и имя нашего урока «Ах, кружева, кружева!..»

Вот уже больше двух столетий вологодские мастерицы плетут с помощью иголок, крючка и коклюшек волшебной красоты кружева. Отличительной особенностью вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. Белоснежные узоры вологодского кружева называют «нетающим инеем».

Раньше кружево плели только с помощью иголок и поэтично называли его «стежком в воздухе».

Слово «кружево» происходит от слова «окружать» — украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века — из хлопчатобумажных нитей.

Кружево используется также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, покрывал. Кружевоплетение развито в таких странах как Бельгия, Мальта, Россия, Турция, Франция.

Кружевоплетение – древнее, таинственное и удивительное рукоделие. Оно всегда привлекало внимание своим изяществом, тонкостью исполнения, затейливостью рисунка. Коклюшечное кружево воспроизводит разнообразные природные мотивы.

Пальцы, легкие и проворные,

Заплетают, вспорхнув едва,

Как мороз по стеклу, узорные

Вологодские кружева. /Рождественский Всеволод /

Все Вы ловили зимой летящие снежинки, удивляясь их красоте, вырезали их из бумаги на Новый год. Производственное объединение кружевниц в г. Вологде тоже называется «Снежинка». Примеры вологодских кружев в виде снежинок мы видим на Слайде 3.

Обратимся к этимологии слова «кружево»

Кружево, по Ожегову — узорное сетчатое плетение из нитей.

Синонимы слова «кружевной»: легкий, сетчатый, сквозной, узорчатый, ажурный.

Общим признаком всех видов кружева являются дырки разных диаметров между нитками, которые образуют узор. Ребята! Давайте поработаем со словом кружево (кружева). Создадим «снежинку» из слов с корнем «круг», «круж» (в русском языке существует замена букв: например, берег – бережок).

Озвучивание ответов учащихся:

Кружатся

Окружение

Кружевница

Кружевной

Кружевце

Круг

Окружался (диалектное вологодское слово – заблудился)

Закружило (диалектное вологодское слово – образовался вихрь)

Головокружение

Какие устойчивые словосочетания со словами кружево (кружева), кружевной Вы можете назвать?

Отделать платье кружевами.

Плести кружево на коклюшках.

Плести кружева – обманывать

Тем, кто выше, лесть как кружево плели. (В.И.Даль)

Кружево молодых листьев

Кружевной промысел

Кружевная накидка

Кружевной воротник

Ажурные кружева

Снежные кружева

Каменное кружево

Грибное кружево

Пенные кружева

Цветочные кружева

Кружева Деда Мороза

Кружева ветвей

Причудливое кружево

Рукотворное кружево

Нерукотворные кружева

Кружевная вуаль

Кружево паутины

Круги по воде, как кружева

Кружевные облака

Праздничные кружева

Кружевная тень листвы

Вологодские кружева

Старинные кружева

Кружевная свадьба (13 лет)

Кружевной платочек…

Тем, кто затрудняется в выполнении данного задания, я предлагаю подсказки – стихи.

(Приложение № 1. Стихи о кружевах)

Ребята! Классифицируем кружева! (Классификация – разбиение на классы (группы) по определенным признакам.) Какие бывают кружева?

Слайд 4.

Классификация кружев:

Кружева в неживой природе

Сезонные кружева (весенние, летние, осенние, зимние кружева)

Кружева в растительном мире

Цветочные кружева

Кружева в животном мире

Грибные кружева

Необычные кружева…

С данного слайда по гиперссылкам (подчеркнутый текст) осуществляется произвольный показ фотографий кружев в природе. Слайды 5 – 14.

По ходу просмотра учащиеся подписывают на лучах снежинки «виды» кружев. (Приложение № 2. Снежинка «Классификация кружев».)

Слайд 15.

Окружают меня кружева —

Одуванчик, дрожащий едва,

Пенный гребень на гладкой волне

И узор на морозном окне.

Кружева — в стрекозиных крылах,

И в летящих сквозных облаках,

В паутине воздушной лесной,

В невесомой тени вырезной.

Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава-

Кружева, кружева, кружева.

Леонид Яхнин

Чем же мы занимаемся сегодня на уроке биологии? Плетём словесные кружева! Итак, кружево – это круги + переплетение нитей + ажурный узор. Когда мы сплетём кружево на бумаге, Вы сразу скажете, что это такое (схема), ведь на других предметах Вы уже их составляли.

По ходу изучения материала учащиеся заполняют схему – кружево. (Приложение № 3. Схема-кружево »Царства живой природы. Среды обитания организмов. Биологические науки».)

Вся организмы в природе условно классифицированы учёными на царства. (Сверху на схеме «плетём» корону «Царства».)

Изучает всё живое наука биология (от лат. «биос» — «жизнь, живое» и «логос» — «наука, учение»). Запись в схеме ниже слова «царства».

Царств природы — четыре. Дайте названия царствам, используя фотографии.

Слайд 16.

Береза.

Представили данного царства могут быть названы «зелёными», благодаря им всё живое дышит, питается.

Озвучивание ответов учащихся:

Царство Растения.

Лось.

Представители данного царства могут быть названы и растительноядными, и хищниками, и падальщиками. Большинство из них активно передвигается.

Озвучивание ответов учащихся:

Царство Животные.

Подберёзовик.

Представили данного царства имеют нити грибницы.

Озвучивание ответов учащихся:

Царство Грибы.

Бактерии гниения.

Представили данного царства — микроскопически малы, их не увидишь невооруженным глазом. За быстроту размножения их называют «дробянки».

Озвучивание ответов учащихся:

Царство Бактерии.

А почему же нет царства «Человек»? Куда учёные относят человека? Почему?

Постройте свой вывод с помощью клише:

«Мы не такие…., значит, мы не…» «Следовательно, человек — …»

Озвучивание ответов учащихся:

Не «зелёные», значит, не растения.

Нет грибницы, значит не грибы.

Не «маленькие» (микроскопически маленькие), значит, не бактерии.

Следовательно, человек – животное.

Подпишем названия царств на схеме. В каком порядке будем подписывать?

Бактерии (плетешок «круг»), Животные (плетешок «заяц»), Растения (плетешок «цветок»), Грибы (плетешок 2гриб»).

Каждое царство изучается специальной биологической наукой: бактерии – бактериологией, животные – зоологией (от лат. «зоон»- «животное»), растения – ботаникой (от лат. «ботанэ» — «трава, растение»), грибы – микологией (от лат. «микес» — «гриб»). Запись учащимися названий наук в схеме-кружеве.

Все живые организмы взаимосвязаны.

Приведите примеры таких взаимодействий. Покажите на схеме стрелками взаимосвязи организмов между собой – это трофические (пищевые), топические (место обитания), фабрические (использование для построек частей других организмов) и форические (распространение) взаимоотношения.

Озвучивание ответов учащихся.

Учащиеся заполняют схему. (Приложение № 4. Взаимосвязи живых организмов.)

Кроме биологии общей наукой является экология – наука о взаимоотношениях организмов и среды обитания (от лат. «ойкос» — «дом»). Запись на схеме «экология».

Что такое среда обитания?

Озвучивание ответов учащихся:

Обобщение: Среда обитания – все факторы (условия) окружающей среды, действующие на организм.

Факторы делятся на биотические и абиотические факторы. А к каким факторам мы отнесём воздействие человека на организмы?

Озвучивание ответов учащихся:

К биотическим. Человек – живой… Он убивает животных… Он садит растения…

К абиотическим. Он строит плотины, через которые не могут проходить рыбы… Он забывает потушить окурок, от пожара погибает лес…

Действительно, некоторые ученые называют воздействие человека на природу специальным термином – «антропогенный фактор» (от лат «антропос» — «человек»).

Учеными определены 4 среды обитания организмов. Найдите на схеме – кружеве условные обозначения этих сред, постарайтесь назвать их. Проверим их с помощью Слайда 17.

Подпишем среды обитания организмов.

Рефлексия:

Какой иностранный язык (международный) Вы начали изучать на биологии?

Где встречаются кружева?

Как на научном языке называется «сплетенное» нами кружево?

Что необходимо, чтобы перевести текст в схему? Каков алгоритм составления схемы?

Домашнее задание по выбору:

1.Сочинение «Мотивы бабушкиных кружев».

2.Фотографии «Кружева в природе».

3. Схема — «кружево» на тему «Осенние явления в природе».

4. Свой выбор домашнего задания.

Литература:

  1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника /авт.-сост. Г.М.Палядьева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 92[4] с.

  2. Пасечник В.В. Биология 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 6-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2010. – 272 с.: ил.

5

doc4web.ru

План-конспект урока по биологии (6 класс) на тему: Урок биологии 6 класс ФГОС Особенности строения семян однодольных растений ( В.В.Пасечник)

А сейчас послушайте стихотворение и угадайте: что у меня в руке и о чём мы с Вами будем говорить на этом уроке?

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень. (слайд №6)

 (О семенах)

Учитель:  Где находится будущий побег и могучий корень?

(В семенах, в зародыше семени)

Учитель: Правильно. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

(Так как из семян появляется новое растение).

— Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что  они сеют? Конечно же, семена. В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение. (слайд №7)

На прошлом уроке мы знакомились со строением семян двудольных растений. Почему они так названы? (в зародыше семени 2 семядоли). Какие растения к ним относятся? ( фасоль, горох, дуб , яблоня). Каково строение семян двудольного растения? ( у доски работа со схемой семени фасоли). С какими растениями вы еще знакомы? (однодольными). Каково строение их семян? ( проблема)

(слайд №8) – тема урока. Какова тема нашего урока?

(слайд №9) – цели урока. Каковы цели нашего урока?

 Тема нашого урока «Особенности строения семян  однодольних растений». Запишите  тему урока в тетрадях. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольних растений, выполним лабораторную работу.

 Ответьте  на вопрос: «Для чего необходимо изучать семена?» Вывод: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека.

Давайте послушаем интересные сообщения про семена:

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.

Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть. (слайд №10)

2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян  весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоитиз 30 клеток, мало запасних питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и бістро теряют всхожесть.Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. (слайд №11)

3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя- это сухие семена.У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет. Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.

4.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №12)

5.Есть семена лекарственные. (слайд №13)

 а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни.

г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.

6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово «карат» происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №14)

nsportal.ru

конспект по биологии «Семейство Бобовые» 6 класс Пасечник ВВ

Урок следует начать с проверки домашнего задания. Так как на предыдущем уроке мы познакомились с семейством пасленовых, его представителем картофелем, историей этой культуры, строением и его агротехникой, то считаю необходимым проверку домашнего задания построить так, чтобы можно было всесторонне проверить полученные знания.

Параллельно ведется индивидуальный опрос и фронтальный. У доски работает ученик по таблице: “Общие признаки семейства пасленовых”.

Ученику даются карточки с признаками нескольких семейств, необходимо определить только признаки семейства пасленовых и написать их на доске.

Общие признаки семейства пасленовых — табл по слайду.

В то время, пока идет индивидуальная работа у доски, с классом провожу игру “цветик-восьмицветик”. Эта игра заключается в том, что на 8 лепестках цветка написаны вопросы по пройденному материалу. Ученики, отрывая лепестки, должны ответить на вопросы.(каждый вопрос -1 слайд)

Лепесток 1. Назовите родину картофеля.

Лепесток 2. Как называется плод картофеля?

Лепесток 3. Сколько лепестков образуют венчик цветка картофеля?

Лепесток 4. Кто первым в нашу страну завез картофель?

Лепесток 5. Как называются видоизмененные побеги картофеля?

Лепесток 6. Как использовали цветки картофеля в XVII веке?

Лепесток 7. Как размножается картофель?

Лепесток 8. Где и как используют картофель?

После фронтального опроса проверяется индивидуальная работа у доски. Ученик дает объяснение по выполненному заданию. После чего с учениками проводится игровой момент “Срочная телеграмма”…………

-Мы получили телеграмму от наших друзей, но прочитать полностью не можем, так как телеграмма попала под дождь и часть букв смыта.

— Помогите восстановить текст телеграммы.(слайд)

ТЕЛЕГРАММА — Просим срочно прислать семена пищевых пасленовых растений:

П_м___ров, ___л_ж_нов, _ер_ев.

Ученики помогают восстановить текст телеграммы. (помидоров, баклажанов, перцев)

— Мы изучили семейство, где много пищевых культур, но это не единственное семейство, представители которого обладают ценными пищевыми качествами. Отгадав загадки, которые я вам сейчас загадаю, вы узнаете какие растения, мы будем изучать на уроке.(на слайд)

КАК вариант загадка – семена этого растения нельзя перевозить на деревянных судах в трюме, т.к. это грозит катастрофой – судно может утонуть – о каких семенах идет речь…?

1. Голова на ножке, в голове горошки… . (горох)

2.Раскололся темный домик на две половинки,

И посыпались в ладонь бусинки-дробинки. (горох)

3.Что же это за подвох?

Вдруг на дереве горох? (акация)

4. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков … . (горох)

Целевая установка.

— На все загадки вы дали верные ответы. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с???? семейством бобовых и их представителями горохом и фасолью. Ваша задача ??????

infourok.ru

Конспект урока по биологии «Введение» (6 класс).

Поурочный план

Дата

Класс ____6 -ые____

Предмет: биология

Урок № 1

Тема урока Введение

Тип урока изучение нового материала с первичным закреплением.

Цель урока познакомить учащихся с наукой о живых организмах – биологии, наукой о растениях — ботаникой.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о новой науке — ботанике, организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний, придать занятию творческий характер;

Развивающие: развивать представление о растении как живом организме, логическое мышление; создать условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности анализировать информацию с позиции логики;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.

Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный метод (при решении проблемных заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.

Оборудование:  презентация, «Открытая биология», видеоролик «Красная книга», интерактивная доска, компьютер.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг.

момент

I нт.

II. Зна II. Знакомство с

организацией учебных занятий по курсу биологии «Растения»

Во

Ш. Изучение н/м:

IV. Физминутка для глаз (музыкальная).

V. Закрепление:

VI. Подведение итогов урока.

VII. Д/З:

V. Рефлексия.

Правила поведения в кабинете, знакомство с техникой безопасности, требования к урокам

Рассмотреть учебник, познакомиться с его структурой, с тетрадью.

А). Общие сведения о биологии (слайд 1).

Учебники 6-8 классов все называются «биология» (демонстрация учебников).

Но оказывается, каждый из них посвящен изучению разных объектов:

в 6 классе — растения, бактерии, грибы;

в 7 классе — животных,

в 8 классе — организм человека.

Ребята, как вы думаете, с какого раздела мы начнем изучать биологию?

Правильно, в 6 классе мы будем изучать раздел биологии — ботанику,

в 7 классе — зоологию, а в 8 классе — анатомию.

А в 9 -11 классах мы будем с вами изучать общую биологию, рассматривающие общебиологические закономерности.

Вспомните, как переводится слово «биология»?

Запись в тетради: Биология (от греч. «биос» – жизнь, «логос» – наука) — наука о живой природе (слайд 2).

Ребята, перечислите какие школьные предметы имеют корень «логос»? (лихенология, зоология, цитология, вирусология, физиология, этология, экология, орнитология и другие).

Кто из ученых впервые предложил термин «биология»? (слайд 3).

Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан Батист Ламарк.

Все живые организмы на Земле объединены в царства (слайд 4).

Вспомните, какие царства существуют на Земле?

(Царства: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные).

Б). Характеристика царства растений (слайд 5).

Каждый из нас привык к тому, что его окружают растения. Это цветы на клумбах, разнообразные растения в саду и огородах, деревья и кустарники в лесу и парках.

Скажите, ребята, а какая наука занимается изучением растений?

Все растения изучает наука, которая называется ботаника. Ботаника- слово греческого происхождения, ботане — трава, растение (запись в тетради).

(слайд 6).

Теофраст, или Феофраст, или Тиртамос, или Тиртам —

— основоположник ботаники.

Карл Линней – основоположник систематики растений и животных.

Растения относятся к царству растений, в котором насчитывается около 500 000 тысяч видов растений. Раньше это царство носило название «прозябаемое».

Как вы понимаете такое название?

В. Общие признаки живых организмов.

Какими бы разнообразными ни были живые организмы, они имеют общие признаки.

Работа в парах по заданиям:

  1. Используя свои знания из курса естествознания, перечислите и запишите их в тетради.

(дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост и развитие).

2. Используя учебник 6 класса на странице 4 под редакцией Р.Алимкулова, выпишите,

— что еще объединяет живые организмы? (клеточное строение).

— На какие группы делятся живые организмы по количеству клеток? (одноклеточные или простейшие и многоклеточные) (слайд 7).

Г). Черты различия растений и животных (слайд 8).

Работа в группах по заданию:

Заполните таблицу «Различия растений и животных»:

Признак сравнения

Растения

Животные

Питание

Рост

Движение

Газообмен

Строение клетки

Д). Роль растений в природе и жизни человека (слайды 9 – 14).

Как вы думаете, давно человек знаком с миром растений?

(Учащиеся высказывают свои предположения о применении растений в Древнем Египте, Древней Греции, о земледелии древних ацтеков).

Работа в группах:

Используя материал учебника на стр. 4 – 5 под редакцией Р.Алимкулова, в виде кластера составьте

1 и 3 группы — значение растений в природе;

2 и 4 группы – значение растений в жизни человека.

В природе

  • Выделяют кислород

  • Дают пищу животным

  • Задерживают рост оврагов и движение песков

  • Смягчают климат

  • Участвуют в поддержании полноводия рек

  • Оздоравливают воздух

  • Хвойные выделяют фитонциды

Для человека

  • Дают пищу

  • Строительный материал

  • Витамины

  • Лекарства

  • Ткани

  • Декоративно-эстетическое

  • Дикорастущие – резерв для получения новых сортов

  • Защита от шума

  • Познавательное значение (ботанические сады)

Д). Охрана растений (слайды 15 – 19).

После просмотра видеоролика ответьте на вопросы:

  • Знаете ли вы, что такое Красная книга?

  • Для чего она создана? Какие растения охраняются в Казахстане?

  • Сколько заповедников в РК?

Слайд 20.

1. Работа в группах по заданию (слайд 21):

Прослушав стихотворение А.Сеньковой на фоне музыки «Вальс цветов», выпишите признаки растений как живых организмов, перечисленных в нем.

стихотворение «ЦВЕТЫ»:
Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
К примеру, мак проснулся в пять, а лен —
В шесть-семь, а бархатцы — лишь в восемь.
Календула — та в девять. Ну, а сон:
Картофеля — часа в 3 дня уносит,
Тюльпан в 4 дня уж крепко спит,
Мак и кислица в пять во всю зевают.
А лилия садовая твердит:
Они с шиповником лишь в восемь засыпают.
Таинственен, красив цветочный мир.
Войди в него — услышишь утром рано,
Как светлой музыкой наполнился эфир:
Поют луга, овраги и поляны…
Звучит Симфония Цветов! Вдали, окрест —
Глядят «антенны» в Космос повсеместно
Земля — концертный зал, цветы — оркестр,
Цветок — волшебный инструмент оркестра.
(Альбина Александровна Сенькова)

2.Откуда растения получают питательные вещества?

3.Как отличить растение от других живых организмов?

4. Какова роль растений в природе?

5. Как называют растения, которые выращивает человек?

6. Какова роль растений в жизни человека?

7. Почему растения считают источником здоровья?

8. Как называют растения, растущие без участия человека?

(слайд 22):

Биология – наука о живых организмах. Ботаника – наука о растениях. Живые организмы делятся на одноклеточные и многоклеточные. Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.

(Слайд 23)

Параграф 1,

Творческие задания по выбору:

  • Составьте листовку по теме «Мы сохраним природу».

  • Какие растения выращивают для того, чтобы иметь натуральные ткани и нитки для пошива рубашек, джинсов, курток и другой одежды? Расскажи о них. (электронная презентация приветствуется)

(Слайд 24)

— Какие открытия для себя вы сделали сегодня?

— Какие знания, приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?

Р

Р

Р

ИП

Р

Р

ЧП,

П

П

ИП

ЧП

Р

ЧП

Нагляд

ный

ЧП

Нагляд

ный

Н

ЧП

ЧП

П

Р

Р

Р

Р

Коллективная

Коллективная

Коллективная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Коллективная

Работа в парах

Работа в группах

Работа в группах

Индивидуальная

Работа в группах

Фронтальная

Коллективная

Индивидуальная

Индивидуальная

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *