6 класс

Гдз родной башкортостан 6 класс азнагулов – Азнагулов, Рафаэль Гайнитдинович — Родной Башкортостан : 6 [класс : учебник]

Азнагулов, Рафаэль Гайнитдинович — Родной Башкортостан : 6 [класс : учебник]


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «
#
» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

«исследование разработка«~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

ГДЗ (ответы) по родному краю за 6 класс от Путина

ГДЗ от Путина
  • ГДЗ
  • Калькулятор
  • Стол заказов
  • Контакты
Главная › 6 класс ГДЗ от Путина по родному краю 6 класс Елена Енькка рабочая тетрадь с ответами
101-4 класс
Английский язык
Информатика
Истоки
Литература
Математика
Музыка
Немецкий язык
Окружающий мир
Русский язык
Технология
155 класс
Английский язык
Биология
География
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
Немецкий язык
ОБЖ
Обществознание
Природоведение

gdz-putina.cc

Культура Башкортостана 6 класс Родной Башкортостан Азнагулов Р

Культура Башкортостана

6 класс

Родной Башкортостан

Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А.

Страницы 23-28.

Тема урока: Верования древних башкир.

Ахмед ибн – Фадлан о верованиях древних башкир.

Цели урока: 1) повторение пройденного о легендах и преданиях;

2) дать понятие о тотемистических представлениях башкир;

3) воспитание интереса к верованиям древних башкир.

Оборудование: карта Исторического Башкортостана, учебник, иллюстрации, тестовые задания.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Повторение.

Самостоятельная работа.

а. Дать определение: предание, легенда.

б. Кого и почему назвали семиродцами? Почему этих семиродцев прозвали башкирами?

в. Как произошло слово «башкорт»?

г. Где живут потомки Гайны?

д. Что означает выражение «Кош юлы»?

е. Почему поселок называется Давлеканово?


  1. Новая тема.

1). Сообщение темы и цели.

2). Словарная работа:

тотем – первопредок в виде животного;

культ – почитание, преклонение перед кем-нибудь или чем-нибудь;

халиф – глава мусульманской общины;

Багдад – город;

Бухара – город;

Мусафиры – проповедники исламской религии.

3). Верования древних башкир.

Древние верования башкир – тотемистические представления.

Тотем – первопредок в виде животного для определенной группы людей.

Сведения о тотемах башкир отрывочны.

Отдельные пережитки тотемизма сохранились вплоть до начала 20 века.

Для защиты пришивали различные амулеты, пучки гусиного пуха, под порог закапывали волчью голову.

Некоторые имена собственные, образованные от слов «волк», «медведь»: Буребай, Айыухан.

Тотемизм был как формой религиозных представлений в первобытном строе.

4). Древние башкиры одухотваряли природу и ее явления (анимизм).

Пережитки культа сохранились и после принятия ислама до начала 20 века.

5). Совершение обрядов.

Остатки культа в свадебных обрядах.

Лесные духи (шуралэ-леший).

Водяные (хыу эйахы).

Господин ветра (пэрей-дух ветра).

Злые духи (албасты, аждаха, убыр, ен).

Мировое дерево (показ изображения мирового дерева).

Мировое дерево-это древо жизни.

В глубокой древности сохранилась концепция трехчленного строения мира. Считалось, что все мироздание состоит из трех ярусов: верхнего, среднего, нижнего.

Верхний мир — небеса, населенные богами.

Средний мир – земля, обиталище людей.

Нижний мир – преисподняя, живут злые духи, демоны.

6).Ахмед ибн – Фадлан о верованиях древних башкир.

Кто такой Ахмед ибн – Фадлан ?

Арабский путешественник, посол Багдадского халифата.

В 921 году посольство направляется в волжскую Булгарию.

В составе посольства арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан.

Он секретарь посольства.

Маршрут посольства:

Багдад – Бухара – степи Средней Азии – пустыни – река Яик (Урал) – страна башкир – Волга (волжская Булгария).

( Используется карта исторического Башкортостана, учебник, стр.27)

7). Чтение отрывков из дневниковых записей путешественника (стр. 26).

8). Господь на небе – Тенгре ( верховный бог). Небо как высшее божество.

У людей господь————-

Йер-су (Родина)

Господи земли и воды——

У смерти господь – это Эрлик (бог нижнего мира).

У дождя господь, у ветра господь.

Ветер и дождь – своеобразный ответ божеств, к которым люди обращались с просьбами о потомстве, благополучии.

Обряды с почитанием деревьев.

Ось между тремя мирами – гигантское Мировое дерево.

Божества зимы и лета, дня и ночи.

День и ночь – это свет и тьма, разрыв и соединение, начало и конец, круговорот времени, летние и зимние сезоны, оживает и умирает.

Рассмотренный пантеон башкирских богов является общеплеменным культом. Кроме этого, каждое племя или род имело своих тотемных богов, покровителей данного рода (племени).


  1. Закрепление.

Вопросы.

— Что такое тотем?

— Сохранились ли пережитки тотемизма в наши дни?

— Почему древние башкиры одухотворяли природу?

— Какие обряды совершали?

— Кто такой ибн — Фадлан?

— Когда он был среди башкир?

— Как описывает реку Яик?

— Кто такие мусафиры?

— Кто такой халфа?

— Что означает слово «культ»?


  1. Составление плана по теме « Ибн – Фадлан – первый исследователь башкирских земель».

1). Ибн-Фадлан – арабский путешественник, посол, секретарь.

2). Ибн- Фадлан в стране башкир.

3). Река Яик – самая большая река.

4). Записи о «господах» башкир.

5). Путевые записи о почитании башкирами журавлей.

6. Самостоятельная работа (проверка усвоения материала обучающимися).

Тестовые задания.

7.Итог урока.

Выставление оценок.

8.Домашняя работа.

Прочитать стр. 23-28.

www.velikol.ru

Урок истории и культуры Башкортостана 6 класс

Урок истории и культуры Башкортостана в 6 классе.

Тема. Религия в истории башкирского народа.

Цель: изучить роль религии в истории народов; основные идеи, выраженные в религии; узнать о распространении ислама среди башкир.

  1. Начало урока. Организационный момент.

  2. Ход урока. Изучение новой темы.

План урока:

1. Роль религии в истории народов.

2.Принятие ислама башкирами.

3. Столпы ислама и веры.

4. Коран – священная книга мусульман.

5. Религиозные праздники.

1. Рассказ учителя.

В истории разных народов большую роль играли мировые религии. Все существующие сегодня религии (буддизм, христианство, ислам) содержат комплекс моральных норм, в котором собран опыт нравственной жизни людей и выражены общечеловеческие ценности культуры.

В христианстве была сформирована одна их центральных идей гуманизма – идея равенства людей перед богом, равенства в вере: «Здесь нет различия между Иудеем и Эллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих его ». Именно эта идея стала одной из центральных в развитии европейской культуры, и из религиозного положения она постепенно вошла как ведущая идея в политическое сознание, право, экономику, мораль.

В исламе сложилось так, что право и мораль оказались неразрывно связаны. Поэтому в исламе больше внимания уделяется вопросам права. Если человек живет по закону, значит он живет по законам нравственности. Те кто исповедует ислам пожертвования в пользу бедных, вдов, сирот ценится больше, чем обязательный налог (закят). В исламе нет деления на священников и мирян. От всех верующих требуется, чтобы он просто верил в Аллаха, но и был грамотным, знал законы не понаслышке, а из книг.

2. Сообщение ученика о принятии ислама в Башкирии. В Башкортостане ислам начал распространяться в X веке благодаря деятельности миссионеров-проповедников и торгово-экономическим связям с исламским миром.

Запись в тетради.

1788 г.- в г.Уфе учреждено Оренбургское Магометанское духовное собрание

В середине 30х годов антирелигиозная борьба в стране приняла воинствующий характер: разрушались культовые здания, сократилась численность мусульманских общин.

Запись в тетради.

1989 г. – состоялось торжество по случаю 200- летия ДУМЕС и 1100- летия принятия ислама народами Поволжья и Урала.

Авг. 1992 г. – создано Духовное управление мусульман Республики Башкортостан.

По решению правительства Республики Башкортостан дни религиозных праздников Ураза-байрам, Курбан-байрам объявлены нерабочими.

3. Столпы ислама и веры. Работа по учебнику с.48-50.

Ислам стремится, чтобы все люди исповедовали истинную веру и чтобы они поступали в соответствии с ней. Мусульманин – тот, кто исповедует такую веру и поступает в соответствии со своей верой.

Всего 5 столпов. Записать в тетради.

  1. Иман (вера). Мусульманин верит, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – его посланник.

  2. Намаз (молитва).

  3. Закят (пожертвование в пользу бедных).

  4. Саум (пост).

  5. Хадж (паломничество).

4. Коран – священная книга мусульман, регламентирующая их жизнь: мирскую и духовную, личную и общественную.

Слово «коран» означает «то, что читают, произносят», то есть, то что было «сказано» Мухаммеду Аллахом и что он повторил. Официальная версия Корана записана по велению халифа Османа в 644-656 годах. Текст Корана записан на классическом арабском языке, состоит из 114 сур, которые делятся на аяты. Всего в Коране от 6204 до 6239 аятов. 28 сур содержат правовые предписания, регулирующие общественную жизнь мусульманского общества.

Коран переведен на многие языки мира. Лучшим переводом на русский язык считаются переводы Г.С. Саблукова, И.Ю. Крачковского.

В 1993 году издательство «Китап» выпустило полную редакцию текста корана на башкирском и арабском языках на башкирский алфавит.

5.Религиозные праздники – знаменательные дни мусульманского календаря, отмечаемые мусульманами и сопровождающиеся определенными культовыми действиями. Главными религиозными праздниками считаются – «Ураза-байрам», «Курбан-байрам», «Раджаб- байрам».

Сообщение учеников о религиозных праздниках («Ураза-байрам», «Курбан-байрам», «Раджаб- байрам»).

III. Закрепление: какова роль религии в истории народов? Где и когда возник ислам? Назовите 5 столпов ислама; что означает слово «коран»?; какие религиозные праздники у мусульман считаются главными?.

IV. Задание на дом: подготовить сообщение о других религиях народов.

Литература.

1. Родной Башкортостан. Учебник для 6 класса/Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х, Галлямов А.А. — Уфа:Китап — 2003 — 196 с: ил.

2.Рссказы по истории Башкортостана /под ред Акманова И.Г. — Уфа: Китап — 2001 -159

infourok.ru

Культура Башкортостана 6 класс Родной Башкортостан Азнагулов Р

Культура Башкортостана

6 класс

Родной Башкортостан

Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А.

Страницы 23-28.

Тема урока: Верования древних башкир.

Ахмед ибн – Фадлан о верованиях древних башкир.

Цели урока: 1) повторение пройденного о легендах и преданиях;

2) дать понятие о тотемистических представлениях башкир;

3) воспитание интереса к верованиям древних башкир.

Оборудование: карта Исторического Башкортостана, учебник, иллюстрации, тестовые задания.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Повторение.

Самостоятельная работа.

а. Дать определение: предание, легенда.

б. Кого и почему назвали семиродцами? Почему этих семиродцев прозвали башкирами?

в. Как произошло слово «башкорт»?

г. Где живут потомки Гайны?

д. Что означает выражение «Кош юлы»?

е. Почему поселок называется Давлеканово?


  1. Новая тема.

1). Сообщение темы и цели.

2). Словарная работа:

тотем – первопредок в виде животного;

культ – почитание, преклонение перед кем-нибудь или чем-нибудь;

халиф – глава мусульманской общины;

Багдад – город;

Бухара – город;

Мусафиры – проповедники исламской религии.

3). Верования древних башкир.

Древние верования башкир – тотемистические представления.

Тотем – первопредок в виде животного для определенной группы людей.

Сведения о тотемах башкир отрывочны.

Отдельные пережитки тотемизма сохранились вплоть до начала 20 века.

Для защиты пришивали различные амулеты, пучки гусиного пуха, под порог закапывали волчью голову.

Некоторые имена собственные, образованные от слов «волк», «медведь»: Буребай, Айыухан.

Тотемизм был как формой религиозных представлений в первобытном строе.

4). Древние башкиры одухотваряли природу и ее явления (анимизм).

Пережитки культа сохранились и после принятия ислама до начала 20 века.

5). Совершение обрядов.

Остатки культа в свадебных обрядах.

Лесные духи (шуралэ-леший).

Водяные (хыу эйахы).

Господин ветра (пэрей-дух ветра).

Злые духи (албасты, аждаха, убыр, ен).

Мировое дерево (показ изображения мирового дерева).

Мировое дерево-это древо жизни.

В глубокой древности сохранилась концепция трехчленного строения мира. Считалось, что все мироздание состоит из трех ярусов: верхнего, среднего, нижнего.

Верхний мир — небеса, населенные богами.

Средний мир – земля, обиталище людей.

Нижний мир – преисподняя, живут злые духи, демоны.

6).Ахмед ибн – Фадлан о верованиях древних башкир.

Кто такой Ахмед ибн – Фадлан ?

Арабский путешественник, посол Багдадского халифата.

В 921 году посольство направляется в волжскую Булгарию.

В составе посольства арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан.

Он секретарь посольства.

Маршрут посольства:

Багдад – Бухара – степи Средней Азии – пустыни – река Яик (Урал) – страна башкир – Волга (волжская Булгария).

( Используется карта исторического Башкортостана, учебник, стр.27)

7). Чтение отрывков из дневниковых записей путешественника (стр. 26).

8). Господь на небе – Тенгре ( верховный бог). Небо как высшее божество.

У людей господь————-

Йер-су (Родина)

Господи земли и воды——

У смерти господь – это Эрлик (бог нижнего мира).

У дождя господь, у ветра господь.

Ветер и дождь – своеобразный ответ божеств, к которым люди обращались с просьбами о потомстве, благополучии.

Обряды с почитанием деревьев.

Ось между тремя мирами – гигантское Мировое дерево.

Божества зимы и лета, дня и ночи.

День и ночь – это свет и тьма, разрыв и соединение, начало и конец, круговорот времени, летние и зимние сезоны, оживает и умирает.

Рассмотренный пантеон башкирских богов является общеплеменным культом. Кроме этого, каждое племя или род имело своих тотемных богов, покровителей данного рода (племени).


  1. Закрепление.

Вопросы.

— Что такое тотем?

— Сохранились ли пережитки тотемизма в наши дни?

— Почему древние башкиры одухотворяли природу?

— Какие обряды совершали?

— Кто такой ибн — Фадлан?

— Когда он был среди башкир?

— Как описывает реку Яик?

— Кто такие мусафиры?

— Кто такой халфа?

— Что означает слово «культ»?


  1. Составление плана по теме « Ибн – Фадлан – первый исследователь башкирских земель».

1). Ибн-Фадлан – арабский путешественник, посол, секретарь.

2). Ибн- Фадлан в стране башкир.

3). Река Яик – самая большая река.

4). Записи о «господах» башкир.

5). Путевые записи о почитании башкирами журавлей.

6. Самостоятельная работа (проверка усвоения материала обучающимися).

Тестовые задания.

7.Итог урока.

Выставление оценок.

8.Домашняя работа.

Прочитать стр. 23-28.

velikol.ru

Рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме: Рабочая программа для 6 класса по истории и культуре Башкортостана

Содержание темы

Количество часов

Сроки проведения уроков в начале учебного года

Корректировка

Практическая работа

Оснащение урока

Примечания

1

Повторение пройденного. Духовная и материальная культуры

1

06.09

Просмотр видеопособия

«Дружная семья»

Учебник, магнитофон

Картинки к теме

2

Башкиры в составе Золотой Орды.

1

13.09

Выполнение тестовых заданий

Учебник, книга А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы»

Статья из журнала

«Панорама Башкортостана»

3

Переселение русских крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана

1

20.09

Беседа на тему: «Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение»

Учебник,статья Р.Асылгужина «Расселение народов Исторического Башкортостана» из журнала «Ватандаш»

Статья из журнала «Ватандаш»№2 2010г.,стр.48-70

4

Феодальное башкирское общество, его структура

1

27.09

Беседа на тему: «Повинности башкир государству. Территория и административное устройство края»

Учебник, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы»

Тест

5

Основание г. Уфы. Колонизация края.

1

04.10

Сообщение уч-ся на тему: «Колонизация края. Рост налогов и повинностей башкир, попытка их христианизации. Строительство заводов на Урале»

Учебник «История Башкортостана» 8кл. стр.75-90, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы»

Набор фотографий «Уфа с высоты птичьего полёта»

6

Участие башкир в военных походах России

1

10.10

Учебник, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы»

Статьи из журнала

«Панорама Башкортостана»

7

Башкирские восстания в XVII – XVIII веках. Известные предводители  народных движений

1

18.10

Беседа на тему: «Известные предводители  народных движений: Алдар Исянгильдин, Кусюм Тюлекеев, Карасакал, Батырша»

Учебник, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы»

Статьи из журнала

«Панорама Башкортостана»

8

Башкирские сэсэны – духовные вожди в борьбе за национальную независимость.

1

25.10

Просмотр презентации

« С2с2нд2р»

Учебник, книги «С2с2н аманаты», «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

«Йырау6ар с И.». Шарапов

2с2нд2р м24риф2тсел2р»

М.Буран4олов «С2с2н аманаты»,

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

9

Понятие о башкирских легендах и преданиях, их многообразие

1

08.11

Слушание их фонохрестоматии легенд и преданий:  «Происхождение башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», «Табынцы»

Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 205-223 –с0 бит, «Происхождение башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», «Табынцы».

10

Предания о борьбе башкир против монголо-татарского нашествия

1

15.11

Слушание их фонохрестоматии легенд и преданий: «Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов»

Учебник, книга «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 214-223 –с0 бит, «Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов».

11

Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства

1

22.11

Слушание их фонохрестоматии песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал».

Учебник, книга «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады 214-223 –с0 бит, Песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал».

12

Предания о колонизации края под видом купли-продажи земель

1

29.11

Слушание их фонохрестоматии легенды

Слушание из фонохрестоматии «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен «Шарлы урман», «Ямаликай гора»

Учебник, книга «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 214-223 –с0 бит, «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен «Шарлы урман», «Ямаликай гора».

13

Песни и предания о башкирских восстаниях XVIII века

1

06.12

Беседа на тему: «Мотивы прославления батыров (марш «Карасакал») и проклинания палачей-карателей. Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев»

Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»,

С. Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 308-339–сы бит, Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев».

14

Легенды о небесных светилах и явлениях природы

1

13.12

Слушание из электронного учебника(тема № 29) легенды

«Етег2н йондо6»

Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 205-210 –сы бит, «Млечный путь», «Девушка и месяц», «Большая медведица».

15

Топонимические легенды

1

20.12

Слушание их фонохрестоматии легенды:«Млечный путь», «Девушка и месяц», «Большая медведица»

Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 209-211 –се бит

16

Г. Хусаинов «Семь родов».

1

27.12

Беседа на тему: «Роль Совета старейшин в обустройстве жизни башкир в составе Русского государства»

Учебник, книга

Легенда «Ете ырыу»

17

А. Бикчентаев. Жизнь и творчество. Отрывки из повести «Орел умирает на лету».

1

17.01

Сообщение на тему: «Героизм  башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны»

Учебник,книга А.Бикчантаева

«Б0рк0т 3ауала 1л2», памятник А.Матросову в г.Уфе

Сообщение на тему:»Героизм  башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны»Исследования Рауфа Насырова о Ш. Мухаметьянове (А. Матросове).

18

Произведения поэтов Башкортостана о родном языке

1

24.01

Слушание их фонохрестоматии легенды

Учебник,стихи Б. Бикбая, З. Биишевой, Р. Гарипова, Р. Шакура, Р. Бикбаева

«Баш7ортостан»,

Статьи из журнала

«Панорама Башкортостана»

19

Н. Мусин. Жизнь и творчество. Тема башкирских лесов в его произведениях.

1

31.01

Просмотр электронной книги «Баш7орт 262би2те»

Учебник, статья из книги А.Хабирова «Й2нле шишм2л2р»

статья из книги А.Хабирова «Й2нле шишм2л2р» стр.104-115, Цикл рассказов «Сказания Голубой речки».

20

А. Карнай. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе «Жаворонок».

1

07.02

Слушание их фонохрестоматии легенды

Учебник, рассказ «Жаворонок»

Тест по творчеству А.Карная

21

С. Агиш. Жизнь и творчество. Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко».

1

14.02

Слушание из фонохрестоматии , сообщение на тему : «Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко».

Учебник,рассказ «Гнедко»

Рисунки учащихся

22

К. Мэргэн, Жизнь и творчество. Рассказ «Высота тридцати батыров».

1

21.02

Беседа на тему: «Героизм защитников Родины»

Учебник, рассказ «Высота тридцати батыров».

Тест по творчеству К.Мэргэна

23

Г.Тукай. Жизнь и творчество. Произведения поэта для детей

1

28.02

Просмотр презентации

«;. Ту7ай»

Учебник, произведения  «Шурале», «Водяная», «Сказка об овце и козе».

Презентация

« Г.Тукай»

24

Скотоводство – основное занятие древних башкир

1

06.03

Сообщение на тему :  «Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира”,слушание мелодии “Азамат” («?урай» дискы, №39)  

Учебник, сказания “Акбузат”, “Кара юрга”, “Акхак кола”, песни “Ерен кашка”, “Азамат”, “Лети, мой гнедой”. Лечебные свойства конины и кумыса.

Рисунки:Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира.

Фотографии из интернета “Кумысолечебницы Башкортостана»

25

Обработка кожи. Домашняя утварь из кожи

1

13.03

Просмотр видеопособия «Искусство башкирских ремесел»

Учебник, набор открыток, диск «Искусство башкирских ремесел»

Видеопособие «Башкирские ремесла»

26

Земледелие. Орудия труда.

1

20.03

Учебник

Выращиваемые культуры: ячмень, просо, рожь.

27

Бортничество. Орудия труда.

1

03.04

Просмотр видеофильма «Башкирский мёд»

Учебник,выставка орудий труда музга, кирем, дымник

Видеопособие «Башкирский мёд», В.Власов «Баш7орт балы»

28

Лесные промыслы. Обработка дерева

1

10.04

Беседа на тему : «Резьба по дереву»

Учебник, Выставка посуды: тэпэн, батман, табак, ялгаш, ижау и бересты, коры и лыка.

Атлас РБ

29

Понятие о религии. Роль религии в истории народов.

1

17.04

Сообщение учащихся на тему : «Коран – священная книга мусульман»

Учебник, Мавзолей (кэшэнэ) Хусейнбека – памятник мусульманской архитектуры XIV века.

Статьи из газеты «Киске )ф0», Религии народов Республики Башкортостан: христианство, ислам.

30

Архитектура ислама. Мечети

1

24.04

Беседа «Мечети»

Учебник,фотографии мечети, книга «Башкортостан»

Народные приметы и поверья башкир, татар, русских и других народов Башкортостана, связанные с временами года и погодой.

31

Письменность башкир

1

30.04

Беседа о творчестве поэта XIII в. Кул Гали

Учебник,диск «Государственная символика Башкортостана : от тамги до герба»

Религиозно-нравоучительные поэмы «Тагир и Зухра», «Бузъегет», Дастан «Кысса и Йусуф».

32

Башкирские родословные – шежере как историко-литературный памятник

1

08.05

Просмотр видеопособия

«Шежере- генеалогическое древо»

Учебник, компьютер

Видеопособие

«Шежере -генеалогическое древо»

33

Театрализованные обряды и театр

1

15.05

Инсценировка обряда “Кэкук сейэ”

Учебник, обряды“Карга Буткахы” (“Воронья каша”), “Кэкук сейэ” (“Кукушкин чай”), “Нардуган”. Сабантуй как театрализованный народный праздник

Отрывки из поэмы А.Филиппова “Сабантуй”, стихотворения Мустая Карима “Сабантуй”.

34

Орнамент и декоративно-прикладное искусство. Живопись

1

22.05

Просмотр видеопособия «Башкирские ремесла»

Учебник, Башкирская юрта

Видеопособие «Башкирские ремесла», Башкирская юрта. Убранство юрты: ковры, кошмы, занавески, полотенца.

nsportal.ru

Учебник: родной Башкортостан / Р. Г. Азнагулов Страницы: стр. 110-115

Учебник: родной Башкортостан / Р. Г. Азнагулов Страницы: стр. 110-115 — страница №1/1


Жизнь и творчество М.В.Нестерова
Культура Башкортостана / 6 класс
Учебник: родной Башкортостан / Р.Г.Азнагулов
Страницы: стр.110-115

Наглядно-демонстрационные материалы:

выставка «Он выбрал Русь»; иллюстрации картин,
библиографический список (Нестеров М.В. Давние дни. Уфа, 1986; Михайлов А. Михаил Васильевич Нестеров. Жизнь и творчество. М., «Советский художник», 1958).

Вводная часть:

Время… Его сила в великой работоспособности. Оно сильнее огня. Время может низвергнуть большой город и возродить к жизни забытые имена. О русском художнике, нашем земляке, Михаиле Васильевиче Нестерове, пойдет наш рассказ.

Удивительные люди жили в незапамятные времена в Уфе. Одним из них был Сергей Тимофеевич Аксаков. Другим – Михаил Васильевич Нестеров. Ведь оба, покинув Уфу, до конца дней своих оставались и душой и творчеством в ней.
На том месте, где сейчас гостиница «Агидель», до революции стоял оштукатуренный дом, одноэтажный по фасаду, двухэтажный во дворе. Среди других домов постройки девятнадцатого столетия он выделялся цельностью, выдержанностью формы. С соседним одноэтажным кирпичным домом этой же усадьбы он был связан каменной стеной и арочными воротами. В этом доме по улице Центральной (ныне ул.Ленина,16) родился М.В.Нестеров. дом не сохранился. Но мемориальная доска, укрепленная на здании гостиницы «Агидель» и поныне напоминает: на этом месте стоял дом, где родился и жил (с 1862 по 1874гг.) выдающийся русский художник, академик живописи, заслуженный деятель искусств РСФСР М.В.Нестеров.
Сирень цветет повсюду целый год!
Остановилось в смолах веток время.
Она затоны переходит вброд.
Её соцветия сжигают темень.
От душных красок кисти не отмыть.
Хватает всем готических строений.
Как я, рожденный в мае, мог бы жить
Без хрупкой и застенчивой сирени.

Основная часть:

1 ученик. Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе 31 мая 1862 года, то есть 19 мая по старому стилю, в купеческой семье. Семья Нестеровых была для своей среды не совсем обычной: здесь живо интересовались литературой, искусством и театром, здесь ставились домашние «живые картины» и даже целые спектакли. В домашнем театре Нестеровых был сыгран «Ревизор» Н.В.Гоголя. в роли Добчинского выступил отец будущего художника Василий Иванович Нестеров.
2 ученик.
Домик Нестеровых- В близком и далеком
Соловей на крыше: Жить желая в мире,
Краше нету крова Богатырским оком
С кровлей сине-рыжей! Оглядело шири.
Он поет! Очнулись Домик Нестеровых!
На картине гуси, С твоего веленья
Старцы встрепенулись- Теремного крова
Оживают гусли. Множатся селенья.
Домик Нестеровых! Удаль-первородна.
Древнее, как синью, Удаль-звездный берег.
Затопило снова И кудрявы окна.
Внешнюю Россию. И стозвонны двери.
3 ученик.
Отец не принуждал сына к купеческой деятельности и не был против его поступления в художественное училище. С 1874 года в течение 9-ти лет Михаил Нестеров учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Петербургской академии художств. В этот период своей жизни М.Нестеров общался с такими известными художниками, как В.Г.Перов, П.П.Чистяков, И.Н.Крамской, Н.А. Ярошенко, В.И.Суриков, В.М. Васнецов. В этот период, а также во время работы в Москве и Киеве он бывал и в родном городе наездами. В Уфе М.В.Нестеров создал ряд своих картин. Среди них «Пустынник», «Под благовест», «Ведение отроку Варфоломею», Юность Сергия. (Показываю иллюстрации).
В картине «Домашний арест» художник использовал интерьер родного дома в Уфе. Уфа и её окрестности изображены в картинах: «Домик в Уфе» и «Родина Аксакова».
4 ученик.
Полтора века назад С.Т.Аксаков так писал о природе Приуралья:
Вот горы до небес чело свое возносящи,
Младые отрасли Рифейных древних гор,
И реки с пеною меж пропасти летящи,
Разливом по лугам пленяющие взор!
Вот окруженные Башкирцев кочевьями
Озера светлые, бездонны глубиной,
И кони резвые, несчетны табунами,
В них смотрятся с холмов, любуются собой!
Приветствую тебя, страна благословенна!
Страна обилия и всех земных богатств!
Не вечно будешь ты в презрении забвенна,
Не вечно для одних служить ты будешь паств!
Учитель. Никогда уже больше Михаил Нестеров постоянно на жил в Уфе, но как и Сергей Тимофеевич Аксаков, всегда помнил о ней. «Как я рад, что вы едете в прекрасную мою родину, и как бы мне самому хотелось туда!»- говорил С.Т.Аксаков, томясь по ней, уезжавшему в Уфу Е.И.Баратынскому.
«Хорош божий мир! Хороша моя Родина! – писал в своих воспоминаниях Михаил Нестеров. – и как мне не полюбить её так, и жалко, что не удалось отдать ей больше внимания, сил, изобразить все краски её, тем самым помочь полюбить и другим мою родину». Позже он повторял эту мысль в 1939 году в письме актрисе Малого театра Е.Д.Турчаниновой: «Радуюсь, что Ваша поездка в мои родные края, оставила в Вас так много хороших воспоминаний. Хорош Урал, хороша и моя родина – Приуралье. Жаль, что сидя то в Москве, то в Киеве, переходя с одних «лесов» на другие, я мало уделял времени родному краю, да и вообще он почти не затронут художниками. В литературе кое-что попало о нем яркое, например, у Мамина-Сибиряка…»
На полотне «Три старца» нетрудно узнать одно из самых красивейших озер Урала – Тургаяк. Родной уральский пейзаж изображен на картине М.Нестерова «Симеон Верхотурский».
5 ученик.
Словно пеной молодого кумыса
Пролились туманом тучи на леса.
Улетели мои думы на Урал,
В синеве небес рассеялись как тучи…
Лес зеленый, каменные кручи,
Я опять без вас, опять затосковал.
Никакое море не возьму взамен.
Вместо речки Демы, — хоть она неблизко.
Там стоят деревья в травах до колен
С дедовской уфимскою пропиской.
С берегов Кавказа я стремлюсь домой,
Улетаю мыслями к берегам Урала.
Если я негаданно холодел душой,
Мне земля родная душу согревала.
Я вернусь, вернусь… И упаду в траву.
И траву, травинку тонкую сорву,
Положу на зубы шелковую влагу,
И, вернувшись загореванным домой, 
Даже камни, на которых прилягу, 
Мне покажутся периной пуховой. (М.Гали)
6 ученик.
«Портрет Амазонки» — это портрет дочери Ольги, созданный в Уфе в 1906 году. Он находится сейчас в Русском музее в Петербурге и вызывает неизменный восторг зрителей.
Она была прекрасней тишины,
Законченнее точного рисунка,
Переместившегося со стены
На нотную строку сонаты Лунной.
Она была уступчивей вины,
Изысканнее трепета смущеньи…
Она очаровательней иных –
Моя печаль, надежда, очищенье.
Учитель. В творчестве каждого художника, который умеет рисовать, умеет слушать и слышать свое время, есть главная картина. У Нестерова такой картиной является «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890). Картина была показана на 18-ой выставке Товарищества передвижников и приобретена П.М.Третьяковым. её сюжет значителен и глубок. Ещё далеко до победы на поле Куликовом, ещё не родился князь Дмитрий Донской, ещё не написал свою «Троицу» Андрей Рублев, когда на лугу, в перелеске под древним Радонежем явилось отроку Варфоломею видение святого старца, предначертавшего его высокий путь. Прошли годы, и действительно стал отрок Варфоломей Сергием Радонежским, радетелем и заступником за родную землю, наставником князя, собирателем Руси Московской.
А в тех «радонежских» местах под Абрамцевом, под Хотьковым (всего-то шесть десятков верст от Москвы), где представил себе художник отрока Варфоломея, и ныне отыщет взгляд такой же золотистый луг и перелесок, такой же сильный дуб с бронзовой осенней листвой. И покажется – время не властно над этими ароматными красками осени, над этой прекрасной землей.
7 ученик.
Я поставил обычную раму, пустую,
На цветущий покров, представляя лицо.
Очертанья явились, вплетаясь в густую 
Разграфленность травинок под душной пыльцой.
В наложениях линий едва ощутимы
Беспокойство, ирония… Просится имя.
Кто позировал вымыслу, кто написал –
Чьи полощутся в поросли летней глаза?
Нет холста. Я игрой светотеней не скован,
Я фантазии верен, я жду и смотрю-
Вдруг портрет оживет
И потянется к слову?
Учитель. Вот уже 110 лет, как картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» находится в Третьяковской галерее.
Говорят, книги имеют свою судьбу и каждое поколение ищет свою судьбу. Не так ли и с картинками?не так ли и давнее это полотно заставляет нас сегодня остановиться, и задуматься? «Как-то с террасы абрамцевского дома, — писал в своем дневнике Нестеров, — моим глазам представилась такая русская, такая осенняя красота! Слева холмы, под ними вьется аксаковская Воря. Где-то там розовеют дали, поднимается дымок, ближе… малахитовые огороды, справа золотистая роща. Лишь кое-что изменить, кое-что добавить, и фон для моего «Варфоломея» таков, что лучше не придумаешь… Я принялся за этюд, он удался, и я, глядя на этот пейзаж, проникся чувством его подлинной историчности…»
Таким ли был пейзаж шесть столетий назад, когда жил Преподобный Сергий? Но художник-создатель имел право наделить его красками абрамцевской осени. Тем более, что природа в картине становится как бы действующим лицом в прочтении сюжета. И древняя быль развертывается живой повестью, поэтическим звучанием вечности. «Жить буду не я, — любил повторять Нестеров. – Жить будет «Отрок Варфоломей». Если через тридцать, пятьдесят лет он еще что-то будет говорить людям, значит, он живой. Значит, жив и я…»
Что же вело М.В. Нестерова по дорогам его исканий? Он, несмотря на академическое образование, не стал художников салонов и мастерских. Он любил ездить, путешествовать… Героями произведений художника были монахи, отшельники. По его представлению, это люди кроткие, чистые, ищущие спасения в уединении от мира, в общении с природой. Так, в канун семнадцатого года он закончил огромный холст и назвал его «На Руси». Мальчик, отрок, словно сама Русь, идет ко Христу за правдой и верой. Как и многие друзья художника, он повторял: «Нам нужна великая Россия, а не великие потрясения». И именно на этом холсте Нестеров написал слова из Евангельской проповеди: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное».
Про Нестерова порой говорили: он прожил две жизни, в нем явили себя два разных художника. И в самом деле, какой разрыв между Нестеровым «до семнадцатого года» и его хождением по «Святой Руси» и Нестеровым, каким он стал в советский период. «В жизни все предопределено, — говорил он. – Но дан выбор». И он выбрал. Он находит в жизни идеал благородного деятельного человека в лице ученых, мастеров искусств. Героями живописца становятся известные художники и реставраторы братья П.Д. и А.Д.Корины, академик И.П.Павлов, хирург С.С.Юдин, скульпторы И.Д.Шадр, В.И.Мухина. эти портреты находятся в Третьяковской галерее в Москве.
Последней работой 80-летнего художника был портрет А.В.Щусева. шел 1942 год.

Завершающая часть:

Умер М.В.Нестеров 18 октября 1942 года в Москве. Незадолго до смерти Михаил Васильевич, как бы подводя итог своей жизни, сказал: «природа моя была отзывчива на явления жизни, на людские поступки, но лишь искусство было и есть моим истинным призванием. Вне его я себя не мыслю…»
8 ученик.
Постоянной и крепкой была связь М.В.Нестерова с родным городом, с Уфой. Уехав, он всегда мыслями был в родном городе.
Занесенный белым снегом или вымыт
Самым грустным, самым ласковым дождем,
Он меня в любое время примет,
И согреет,
Словно голубь
Под крылом.
Без особенной шумихи и упрека
Просияет: что же, здравствуй и живи,
Вот она, твоя озерная осока,
Вот колодезные в снеге журавли.
Вот рассветы,
Вечера твои, закаты,
Купола церквей, сараи и мосты.
Учитель. 
В письме от 7 мая 1940 года М.В.Нестеров писал: «Радуюсь тому, что далекие мечты мои осуществились: Уфимский музей, собранное в нем искусство нашей страны входит в жизнь, в духовный обиход всех тех, кто с ним познакомился». Музей находится в особняке по улице Гоголя, 27 (бывший особняк купца М.А.Лаптева, построен в 1913 году). В основу создания музея был положен дар М.В.Нестерова, преподнесшего родному городу в 1913 году коллекцию произведений выдающихся русских художников.
Коллекцию картин для создания галереи, доступной широким массам, М.В.Нестеров начал собирать ещё в начале века. Коллекция находилась на хранении в Историческом музее в Москве, откуда была привезена в Уфу в сентябре 1919 года. Сегодня музей обладает уникальнейшей коллекцией полотен М.В.Нестерова (83 живописных, 7 графических работ). В январе 1920 года художественный музей был открыт. Таким образом, в январе 2000 года музей отметил свое 80-летие. В начале он носил название «Пролетарский художественный музей». Решением Уфимского городского совета от 30 июня 1943 года музею присвоено имя М.В.Нестерова.
«Если не будете как дети…» — это призыв-предупреждение человечеству, это главная мысль всего творчества Михаила Васильевича Нестерова, ради чего он жил. И не надо искать в этой истине узкого религиозного смысла: под царствием небесным он понимал счастье людское, миропорядок на земле… И даже уехав из Уфы, он никогда и не покидал родной город.
Память о прошлом храня,
В мире цветном живу,
Жизнь – память моя…

Домашнее задание

Первого уровня:

стр.110-111, прочитать, ответы на вопросы

Второго уровня:

посетить художественный музей им. М.В.Нестерова во время каникул

umotnas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *