Вопросы для 6 класс по русскому языку с ответами I вариант
Тесты для 6 касса
I вариант
1. Состав какого слова соответствует следующей схеме: приставка, корень, окончание, суффикс
А) разговаривать С) Удивляться
В) перепрыгнуть +D) Переписать
2. Укажите проверочное слово к существительному ч…стота (рук)
А) часть В) честь С) часто +D) чисто
3. Укажите приставку на «С»
А) ра..дуть В) в…думать +С) …делать D) чре…вычайно
4. В каком слово -ин- входит состав корня?
А) седина +В) смородина С) сестрина D) глубина
5. В каком слове основа равна корню?
А) съезд В) кричать С)багровый +D) матрос
6. Какие слова называются родственными?
А) с одинаковой основой С) с одинаковым корнем
+В) близкие по значению D) с одинаковым окончанием
7. Найдите правильный вариант ответа чес…ный, извс…ный, чудес…ный
А) Т,Т,Т В) -,Т,- +С) Т,Т,- D) -, -, Т
8. Найдите правильный вариант ответа ра…чет, рас…чётливый, ра…читать
А) С,С,С В) СС,С,С С) С,СС,С +D) С,С,СС
9. Какие слова мы называем заимствованным?
+А) Слова, вошедшие в русский из других языков
В) слова, вошедшие с развитием культуры
С) слова, возникшие в языке
D) устойчивые словосочетания
10. Выберите слова – профессионализмы
А) палитра, проявитель, наждак, тубус
В) Сливки, ворота, негатив, гамма
С) хлопок, форте, стамеска
+D) трактор, огород, пломба, машина
11. Когда и где родился А.С.Пушкин? — 1799 в Москве
12. Когда и где родился М.Ю.Лермонтов? — 1814 в москве
13. Кто автор « Очерк зимнего дня»? — Т. Аксаков
14. Кто автор стихотворения «Парус»? — М.Ю.Лермонтов
15. Кого мы называем баснописцем? — Крылов
Ответы:
1.D 11. 1799 в Москве
2.D 12. 1814 в москве
3.С 13. Т. Аксаков
4.В 14. М.Ю.Лермонтов
5.D 15. Крылов
6.В
7.С
8.D
9.А
10.D
Тесты для 6 касса
II вариант
1. Закончите формулировку правила: «Переходными глаголами называется глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными…
А) в именительном падеже без предлога С) в винительном падеже с предлогом
+В) в винительном падеже без предлога D) в дательном падеже с предлогом
2. Глаголы совершенного вида в изъявительном наклонении имеют следующие формы направления:
+А) Настоящего, прошедшего и будущего С) Будущего, прошедшего
В) Настоящего и будущего D) Нет правильного ответа
3. Укажите разноспрягаемый глагол:
А) Верт…шь головой +В) беж…шь быстро С) бре…шься по утрам D) побед…ть соперника
4. В каком времени глагол не изменяется по лицам:
А) в настоящем времени +С) в прошедшем времени
В) в будущем времени D) в настоящем, в будущем
5. Определите, каким членом предложения является фразеологизм:
Мне бросился в глаза автопортрет художника.
А) подлежащее +В) сказуемое С) определение D) дополнение
6. Любимое увлечение Кирилла Петровича Троекурова
А) чтение В) музыка С) театр +D) собаки
7. Узнайте героя романа по описанию: «Он лишился, матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста»
А) Троекуров В) Андрей Дубровский С) князь Верейский +D) Владимир Дубровский
8. Как звали няньку Владимира Дубровского написавшую ему письмо о болезни батюшки
А) Арина Родионовна Яковлева +С) Арина Егоровна Бузырева
В) Прасковья Матвеева Птушкина D) Простакова Арина Петровна
9. Как называлось поместье где жил и воспитывался М.Ю.Лермонтов?
+А) Тарханы В) Ясная поляна С) Михайловское D) Петербург
10. Определите жанр стихотворения «Три пальмы».
А) Баллада +В) элегия С) поэма D) роман
11. Кого из персонажей повести характеризуют данные строки: « Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума…» — В. Дубровский
12. Определите стихотворный размер стихотворения —
«Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя» — Ямб
13. Определите падеж выделенного существительного
Капли дождя падали на листики березы — р.п.
14. Как называется вид речи, при котором один человек говорит, а другой слушает? — Монолог
15. Изменение глагола по лицам, числам, -….. спряжением
Ответы:
1. В 10.В
2. А 11. В. Дубровский
3. В 12. Ямб
4. С 13. Р.п
5. В 14. Монолог
6. D 15. спряжением
7. D
8. С
9. А
testdoc.ru
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе.
РАЗДЕЛ IV. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ РАЗДЕЛ V. МОРФОЛОГИЯ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
54
1
Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе
Составление мини-сочинения
55
2
Имя существительное как часть речи
Работа по вопросам учителя
56
3
Р.р. Выборочное изложение
Изложение
57
4
Разносклоняемые имена существительные
Работа с таблицей
58
5
Несклоняемые имена существительные
Работа со словарными словами
59
6
Род несклоняемых имен существительных
Работа по редактированию текста
60
7
Имена существительные общего рода
Работа со словосочетаниями, которые дают характеристику человека
61
8
Морфологический разбор имени существительного
Работа с текстом
62
9
Р.р. Сжатое изложение с элементами
Изложение
63
10
сочинения
64
11
НЕ с существительными
Работа с таблицей
65
12
Тренировочные упражнения на НЕ с существительными
Работа в группах
66
13
Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –ЧИК- и –ЩИК-
Работа с карточками
67
14
Тренировочные упражнения на Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных
Составление текста
68
15
Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-
Работа с русскими народными сказками
69
16
Тренировочные упражнения на гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-
Составление текста
70
17
Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных
Работа с таблицей
71
18
Тренировочные упражнения на гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных
Работа с текстом по составлению предложений
72
19
Р.р. Сочинение
Работа с текстом художественного стиля
73
20
Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»
Работа по анализу художественного текста
74
21
Диктант с дополнительным заданием
75
22
Работа над ошибками
Работа по составлению словарного диктанта
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
76
1
Обобщение и систематизация изученного в 5 классе
Работа с текстом
77
2
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этические темы на основе прочитанного в художественном стиле. (по рассказу В.Распутина “Уроки французского”)
Работа текстами художественного стиля
78
3
Р.р. Сочинение-рассуждение на нравственно-этические темы на основе прочитанного в художественном стиле. (по рассказу В.Распутина “Уроки французского”)
Работа текстами художественного стиля
79
4
Разряды прилагательных
Работа с текстом
80
5
Тренировочные упражнения на разряды прилагательных
Разбор словосочетаний
81
6
Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень
Работа с лингвистическим текстом
82
7
Значение, образование и изменение имен прилагательных в превосходной степени
Работа по написанию сочинения миниатюры
83
8
Морфологический разбор имени прилагательного
Работа с текстом
84
9
Правописание НЕ с именами прилагательными
Работа с учебником
85
10
Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными
Тест
86
11
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
Работа с таблицей
87
12
Р.р. Сочинение рассуждение в научном стиле
Сочинение
88
13
Образование прилагательных при помощи суффиксов –Н-, -ОНН-, -ЕНН-
Работа с учебником
89
14
Образование прилагательных с помощью суффиксов –ИН-, -АН-, -ЯН-
Работа с орфограммой, ее обозначение
90
15
Правописание Н и НН в суффиксах
Работа с текстом-описанием
91
16
Повторение изученного.
Образование прилагательных с помощью суффиксов –К- и –СК-
Работа с морфемами и словообразовательными анализами
92
17
Образование прилагательных сложением основ
Работа с текстом-описанием
93
18
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Составление текста
19
94
20
Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное»
Работа с инструкцией
95
21
Контрольный диктант с дополнительными заданиями
Диктант
96
22
Работа над ошибками
Работа с орфограммами
III ЧЕТВЕРТЬ
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
97
1
Имя числительное как часть речи
Работа с терминами
98
2
Простые, сложные и составные числительные
Составление таблицы
99
3
Мягкий знак на конце и в середине числительных
Ответы на вопросы
100
4
Тренировочные упражнения на мягкий знак на конце и в середине числительных
Работа в парах со словарем
101
5
Разряды количественных числительных
Работа с таблицей
102
6
Склонение количественных числительных
Работа с таблицей
103
7
Р.р. Подготовка к изложению повествовательного характера с изменением лица рассказчика и авторской позиции. (эпизод возвращения Левши на родину из сказа Н.С.Лескова “Левша”)
Работа по составлению многологического высказывания на математическую тему
104
8
Р.р. Изложение повествовательного характера с изменением лица рассказчика и авторской позиции. (эпизод возвращения Левши на родину из сказа Н.С.Лескова “Левша”)
Работа по составлению многологического высказывания на математическую тему
105
9
Порядковые числительные
Работа с вопросами учителя
106
10
Склонение порядковых числительных. Правописание и употребление в речи
Исправление ошибок в тексте
107
11
Морфологический разбор числительного
Работа со схемами
108
12
Р.р. Составление монологов и диалогов
Составление монологов диалогов
109
13
Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя числительное»
Работа с таблицей
110
14
Комплексный анализ текста на систематизацию и обобщение изученного по теме «Имя числительное»
Работа с тестами
111
15
Контрольная работа по теме «Имя числительное»
Тест
МЕСТОИМЕНИЕ
112
1
Местоимение как часть речи
Работа по редактированию текста
113
2
Разряды местоимений. Личные местоимения
Работа с таблицей
114
3
Личные местоимения
Редакторская правка текста
115
4
Возвратное местоимение СЕБЯ
Графическое обозначение орфограмм
116
5
Р.р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам
Работа с иллюстрацией в учебнике
117
6
Вопросительные местоимения
Мозговой штурм
118
7
Относительные местоимения
Работа с текстом
119
8
Неопределенные местоимения
Графическое обозначение орфограмм
120
9
Тренировочные упражнения на неопределенные местоимения
Работа с текстом. Диктант. Проверь себя.
121
10
Отрицательные местоимения
Составление теста
122
11
Тренировочные упражнения на отрицательные местоимения
Работа по творческому списыванию из текста учебника
123
12
Комплексный анализ текста на отрицательные местоимения
Работа по творческому списыванию из текста учебника
124
13
Притяжательные местоимения
Работа с синтаксическим разбором предложения
125
14
Тренировочные упражнения на притяжательные местоимения
Принятие участия в конкурсе
126
15
Р.р. Сочинение-рассказ по воображению
Составление рассказа по воображению
127
16
Указательные местоимения
Работа с текстом по исправлению ошибок в тексте
128
17
Тренировочные упражнения на указательные местоимения
Работа с басней И.Крылова
129
18
Определительные местоимения
Работа с текстом изложение-миниатюра
130
19
Тренировочные упражнения на определительные местоимения
Работа в парах над планом в тексте
131
20
Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение изученного о местоимении
Творческая работа в группах
132
21
Р.р. Сочинение-этюд
Подбор рабочих материалов к сочинению-этюду
133
22
Диктант по теме “Местоимение”
Работа с текстом диктанта
134
23
Работа над ошибками
Работа с орфограммами
ГЛАГОЛ
135
1
Глагол. Обобщение и систематизация изученного о глаголе в 5 классе
Заполнение таблицы «Личные окончания глаголов» своими примерами
136
2
Р.р. Сочинение-рассказ на основе услышанного
Сочинение- рассказ на основе услышанного
137
3
Разноспрягаемые глаголы
Работа по исправлению ошибок в тексте
138
4
Глаголы переходные и непереходные
Работа с таблицей
139
5
Тренировочные упражнения на глаголы переходные и непереходные
Работа в парах
140
6
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение
Работа над вопросами учителя
141
7
Р.р. Изложение на основе текста учебника (устное)
Работа с текстом учебника
142
8
Условное наклонение глагола
Работа с разными ситуациями
143
9
Тренировочные упражнения на условное наклонение глагола
Составление текста на тему «Если бы я…»
144
10
Повелительное наклонение
Создание текста
145
11
Различение повелительного наклонения и будущего времени
Заполнение таблицы
146
12
Диктант по теме “Глагол”
Диктант
147
13
Работа над ошибками
Работа с орфограммами
148
14
Р.р. Простой и сложный план
Составление рассказа по составленному плану
149
15
Употребление глаголов в речи
Работа по анализу текста «Как надо себя вести», устный пересказ текста
150
16
Безличные глаголы
Работа по составлению текста
151
17
Тренировочные упражнения на безличные глаголы
Работа с пословицами
152
18
Морфологический разбор глагола
Составление письменного научного описания цветка, используя в тексте глаголы
153
19
Правописание гласных в суффиксах глаголов
Работа по составлению таблицы «Суффиксы глаголов»
154
20
Тренировочные упражнения на правописание гласных в суффиксах глаголов
Заполнение своими примерами таблицы «Суффиксы глаголов»
155
21
Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»
Письмо по памяти. Создать текст «Книги просят…»
156
22
Повторение изученного по теме “Глагол”
Работа с текстом по данному началу: “Весна! И все ей рады…”
IV ЧЕТВЕРТЬ
157
23
Комплексный анализ текста по теме “Глагол”
Рассказ с глаголами в форме изъявительного и условного наклонения.
158
24
Р.р. Подготовка к изложению повествовательного характера с элементами рассуждения.
Текст автора
159
25
Р.р. Изложение повествовательного характера с элементами рассуждения.
Текст автора
НАРЕЧИЕ
160
1
Наречие
Работа с текстом по составлению таблицы
161
2
Смысловые группы наречий
Составление таблицы
162
3
Употребление наречий для связи предложений в тексте
Анализ текста
163
4
Р.р. Подготовка к сочинению-описанию действий (на основе наблюдений)
Поэтапное создание текста
164
5
Р.р. Сочинение описание-описание действий (на основе наблюдений)
Поэтапное создание текста
165
6
Степени сравнения наречий
Работа с таблицей
166
7
Морфологический разбор наречия
Работа со схемой
167
8
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е
Работа по формулированию вывода
168
9
Тренировочные упражнения на слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е
Заполнение таблицы своими примерами
169
10
Буквы Е-И в приставках НЕ-/НИ- отрицательных наречий
Работа с орфограммами
170
11
Тренировочные упражнения на буквы Е-И в приставках НЕ-/НИ- отрицательных наречий
Работа по составлению лингвистического рассказа
171
12
Р.р. Подготовка к выборочному изложению-описанию внешности и действий человека.
Образец плана
172
13
Р.р. Выборочное изложение
Описание внешности и действий человека
173
14
Н и НН в наречиях на О-Е
Работа со схемой рассуждения
174
15
Тренировочные упражнения на Н и НН в наречиях на О-Е
Работа с предложениями в тексте
175
16
Буквы О-Е после шипящих на конце наречий
Мозговой штурм
176
17
Тренировочные упражнения на буквы О-А на конце наречий с приставками
Работа с толковым словарем
177
18
Р.р. Сочинение описание книги. Собирание и систематизация рабочего материала.
Работа с иллюстрацией
178
19
Дефис между частями слова в наречиях
Работа со схемами
179
20
Тренировочные упражнения на дефис между частями слова в наречиях
Работа со стихотворением А.Яшина «Лирическое беспокойство»
180
21
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных
Составление таблицы «Слитное и раздельное написание наречий»
181
22
Тренировочные упражнения на слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных
Составление текста
182
23
Ь после шипящих на конце наречий
Работа с орфограммой по теме
183
24
Тренировочные упражнения на Ь после шипящих на конце наречий
Работа с таблицей
184
25
Слова категории состояния и модальные слова
Работа с предложениями текста
185
26
Тренировочные упражнения на слова категории состояния и модальные слова
Работа с текстом
186
27
Р.р. Выборочное изложение-описание состояния человека или природы
Работа с контрольными вопросами
187
28
Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие»
Редактирование текста
188
29
Тренировочные упражнения на систематизацию и обобщение изученного по теме «Наречие»
Работа над сочинением-этюдом
189
30
Диктант по теме “Наречие”
Работа над языковым разбором
190
31
Работа над ошибками
Составление словаря
РАЗДЕЛ VI. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА КУРС 6 КЛАССА
191
1
Части речи в русском языке
Чтение и анализ текста
192
2
Словообразования самостоятельных частей речи
Составление слов по схемам
193
3
Употребление знаменательных частей речи
Элементарный анализ текста (по группам)
194
4
Тренировочные упражнения на употребление знаменательных частей речи
Работа с пословицами и поговорками
195
5
Правописание НЕ с различными частями речи
Работа по составлению плана устного высказывания «Правописание НЕ с различными частями речи»
196
6
Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречиях на -О
Составление устного высказывание на основе обобщенной таблицы
197
7
Правописание сложных слов
Работа с орфографическим словарем
198
8
Гласные О, Е, Ё в разных частях слова после шипящих
Работа с таблицей
199
9
Р.р. Текст, его признаки (тема, основная мысль, заголовок)
Составление плана сочинения на тему «Моя любимая книга»
200
10
Р.р. Текст, его признаки (строение текста, типы и стили речи)
Сочинение
201
11
Гласные в окончаниях слов
Работа с текстом
202
12
Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных частей речи
Работа по редактированию текста
203
13
Контрольная работа по теме “Повторение изученного в 6 классе”
Словарь трудных слов
204
14
Комплексный анализ текста (композиционно-содержательный, стилистический)
infourok.ru
Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: КВН по русскому языку, 6 класс, «Лексика»
КВН по русскому языку(6 класс)
Вступительное слово ведущего. Здравствуйте, ребята, уважаемые учителя и дорогие гости. Мы начинаем КВН. Сегодня мы увидим не просто выступление веселых и находчивых ребят. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительную страну, полную загадок и открытий. Называется она — Страна Русского Языка.
В этой удивительной стране хранятся несметные богатства человеческой мысли и опыта. Однако богатства эти доступны тем людям, которые умеют бережно и аккуратно обращаться со словом. А насколько хорошо умеете обращаться со словом вы, нам предстоит выяснить. Впереди вас ждут нелегкие испытания. Итак, добро пожаловать в страну Русского Языка!
Мы побываем в удивительном городе строителей Словообразовании, погуляем по тропам пунктуации, посетим экзотический остров Фразеология, окунемся в глубины океана языковой Древности, посетим дебри Лексики,
А поскольку все наши конкурсы так или иначе будут связаны с русским языком, хочу представить вам председателя нашего сегодняшнего жюри, учителя русского языка и литературы Кузнецову Ларису Николаевну(Панфилову Лидию Владимировну). Помогать в судействе будет очень представительная судейская бригада:
А сейчас мы начинаем КВН. Слово для приветствия и представления имеют команды
(после приветствий по 10 человек от каждой команды приглашаются на сцену)
1 конкурс. Для разминки перед дальней дорогой предлагаю вам вспомнить алфавит. В шеренгу друг за другом постройтесь, пожалуйста, по алфавиту, используя ваши фамилии. Время – 30 секунд.
Молодцы! Продолжим разминку. Каждая команда сейчас услышит по 3 вопроса, они содержат долю юмора. Каждый правильный ответ принесет вашей команде 1 балл.
- Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы?
- Какую часть слова можно найти в земле?
- Какую строчку нельзя прочитать?
- В каком глаголе «нет» слышится сто раз?
- В каких словах по сто согласных?
- В каком слове сорок гласных?
- Какое государство можно носить на голове?
- Как большой дом сделать маленьким?
- Что за часть речи? Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
2 конкурс. Первая остановка на нашем пути – океан языковой древности. Вы, наверное, знаете, что раньше, когда еще не было букв, люди вместо слов рисовали картинки. Такое письмо рисунками называется «пиктография». Приглашаю на сцену по 1 участнику от каждой команды. Попробуйте расшифровать следующие надписи. Три картинки, каждый участник по очереди отгадывает.
А знаете ли вы, кто был создателем первого славянского алфавита? Греческие миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий. Современный русский алфавит – это видоизмененная кириллица. Реформировал русскую азбуку Петр 1, он «узаконил» букву «э», а буква «Ё» даже имеет свой собственный день рождения. Ей более
-2-
210 лет. Писатель и историк Николай Михайлович Карамзин впервые использовал её в своем альманахе стихов в 1797 году.
История возникновения слов тоже очень интересна, наука, которая изучает историю возникновения слов, называется «этимологией».
Но поскольку у нас с вами КВН, мы поиграем в смешную этимологию. Например, пусть слово весельчак будет обозначать гребца,
Бодяга – корова
Заголовок – затылок
Жатва — обмен рукопожатиями и т. д.
3 конкурс. Приглашаю на сцену по 3 этимолога от каждой команды. Участники получают карточки с 7 словами, происхождение которых нужно объяснить.
А в это время такое же задание предлагается для болельщиков. Объясните значения слов, взглянув на них по-новому.
Баранка
Хлопоты
Этажерка
Четвертовать
Грабли
Простынь
А еще уже в древности люди поняли, что гораздо приятнее слушать человека, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, ко времени.«Без пословицы не проживешь» — считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Говорят: «Пословица – всем делам помощница». Предлагаю вам посоревноваться в знании пословиц и поговорок. Приглашаю на сцену по 4 человека от каждой команды. Закончите начатые мной пословицы и поговорки.
-Лучше синица в руке…
-На чужой каравай…
-Ум хорошо…
-Не было бы счастья…
-Слово не воробей…
-Кто старое помянет…
-Под лежачий камень…
-Скоро сказка сказывается…
-Взялся за гуж…
-И в воде не тонет…
-Один в поле…
-За двумя зайцами погонишься…
-Семеро одного…
-Семь бед…
-Семь раз отмерь…
-У семи нянек… Участники этимологического конкурса должны сдать свои работы.
А сейчас приглашаю на сцену самого артистичного участника от каждой команды. 4 конкурс. Вам нужно будет изобразить пословицу при помощи только мимики и жестов так, чтобы команда могла отгадать ее. Каждый получает карточку с написанной пословицей.( Язык до Киева доведет. Лес рубят – щепки летят. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться) Я знаю, что каждый класс готовил к сегодняшнему КВНу домашнее задание. Поэтому сейчас мы посмотрим домашнее задание на тему «Мой класс на уроках русского языка» 6 класса .
— Отправляемся дальше в наше путешествие. На нашем пути джунгли Лексики. Эти дебри очень густо населены. Например, как называются слова-близнецы, которые
-3-
одинаковы по форме, но не имеют ничего общего по смыслу? –Правильно, омонимы. 5 конкурс. Приглашаю на сцену по 1 участнику от каждой команды, им предстоит узнать слова-омонимы в зашифрованных строчках.
1. Я – все, что есть на свете.
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины.
2. Со мной ходи стрелять учиться
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А часто попадаю в щи.
3. Нас много в играх набирают.
А иногда и на нос надевают.
Со словами-близнецами вы справились. Посмотрим, знакомы ли вы со словами, разными по звучанию, но близкими по значению.
6 конкурс. Приглашаю по 3 участника от каждой команды для блицконкурса. А в это время еще по 2 участника от команды будут соревноваться в составлении слов из одного большого(лекарство). Подберите синонимы к словам:
Бездельник Быстрый Жара
Мокрый Враг Знаменитый
Бой Очи Несчастье
Дерзкий Горячий Летчик
Беспокойство Дорога Пища
Бояться Мыслить Преподаватель
— А как называются слова, имеющие противоположное значение? Антонимы. Попробуем справиться и с ними.
Молодой
Быстрый
Храбрый
Больной
Голодный
Полезный
Горячий
Чистый
Рано
Мало
Тихо
Худой
Вниз
Далеко
Темный
Собиратели слов сдают свои работы.
— Есть еще в лексических джунглях одно почти непреодолимое препятствие- многословие. Вы знаете, что у А.П.Чехова есть замечательное изречение о том, что краткость – сестра таланта. Попробуйте и вы проявить свои таланты и заменить выделенные выражения более краткими или одним словом.
7 конкурс. Каждый участник получает карточку с написанными выражениями и предлагает свой вариант.
1. Он смотрел в широко раскрытое окно.
Все взглянули друг на друга.
Он смял в комок снятые с рук перчатки.
-4-
Очень большой.
Очень замерз.
2. По улице торопливо двигались взад и вперед пешеходы.
Лица у геологов были шершавые от ветра, загорелые.
В этой части река была доступна для плавания судов.
Очень маленький.
Очень хвалить.
3. От холода она скорчилась, сжалась в комок.
Сентябрь был у нас с частыми дождями.
Это был очень старый, немощный старик.
Очень громко кричать.
Очень плакать.
И снова сцена предоставляется для показа домашнего задания 6 классу .
-Продолжаем наше путешествие. Сейчас мы попали на удивительный, экзотический остров Фразеологию. Здесь живут обороты речи, которые делают нашу речь очень красивой, меткой, выразительной. Происхождение фразеологизмов, историю их возникновения разъясняют «Фразеологический словарь» и словарь «Крылатые слова». А знаете ли их вы?
8 конкурс. Приглашаю на сцену по3 человека для участия в письменной части конкурса и еще 2 участника от команды. Те, кто будет работать письменно, должны вспомнить как можно больше фразеологизмов со словом, написанным на карточке. А ваша задача – заменить фразеологизм одним словом или словосочетанием.
Кот наплакал
Бить баклуши
Спустя рукава
Мухи дохнут
В поте лица
Море по колено
Падать духом
На скорую руку
Хоть шаром покати
В два счета
Ломать комедию
Родиться в рубашке
9 конкурс. А еще на острове Фразеология есть фразеологический зверинец. Попробуем разгадать, кого мы можем здесь встретить. Продолжите фразеологизм названием животного. Конкурс для болельщиков.
Голоден как…
Хитер как…
Труслив как…
Здоров как…
Изворотлив как…
Нем как…
Грязен как…
Упрям как…
Болтлив как…
Участники письменной части конкурса сдают свои работы.
Очередное домашнее задание покажут ученики 6 класса .
-5-
— Мы покидаем удивительный остров и попадаем в пунктуационный лес. Чтобы пробраться его тропами, нам нужны самые умные игроки – наши капитаны. Им предстоит преодолеть пунктуационные заросли, составить предложение по схеме-маршруту, а затем исправить ошибки, которые оставили в лесу незадачливые туристы.
Конкурс капитанов.
— Ну, а мы прибываем в конечный пункт нашего путешествия – город Словообразование.
11 конкурс. На сцену приглашаются по два участника, одному предстоит построить в две группы колонны слов, а другому – узнать по морфеме, т. е. части слова, какая часть речи имеется в виду.
12 конкурс. И последний конкурс в городе Словообразование – командный. По 10 человек от каждой команды должны выстроиться в шеренгу друг за другом. По сигналу по 1 человеку поднимаетесь на сцену к столу и выполняете первую строку вашего задания. Вам нужно на чистый лист бумаги выписать слово, соответствующее схеме, начинающей вашу строку. Если все участники конкурса правильно выберут нужное слово, то последний игрок сможет составить из полученных слов две пословицы.
Спасибо вам, ребята, за участие в нашем КВНе. Пока члены жюри подводят итоги, для болельщиков проведем конкурс «Перевертыши». Узнайте и назовите зашифрованные здесь названия литературных произведений, подобрав к данным словам антонимы.
Летняя ночь
Старость
Утро после Пасхи
В замечательном одиночестве
Бодрствующая крестьянка
Итак, слово для подведения итогов нашего КВНа предоставляется жюри. Награждение победителей.
nsportal.ru
План-конспект занятия по русскому языку (6 класс) по теме: Викторина по русскому языку 6 класс
Викторина по русскому языку «Знатоки русского языка» 6 класс
Цели мероприятия:
— пробудить интерес к изучению русского языка;
— развитие коммуникативных умений и навыков;
— воспитать любовь к родному слову.
Ход игры
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Рады приветствовать вас! Приглашаем понаблюдать за состязанием знатоков русского слова. Сегодня здесь встречаются две замечательные команды, и я приглашаю на сцены команду 6Б, 6Г и 6Д классов. (ребята занимают места за игровыми столами) Пожелаем ребятам успехов в состязании. Да победит сильнейший! Но сначала необходимо представить жюри конкурса. (представление жюри).
Чтецы.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре —
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость,
Бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
(Сабир Абдулла, узбекский поэт)
Чтец.
Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком…
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.
(И. Гришашвили)
Учитель. Сегодня в нашей игре встречаются сильнейшие ученики 6-х классов.
Дорогие друзья, добро пожаловать в страну русского языка. Девиз нашей игры: «Выучи русский язык». Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больших знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.
У каждой команды есть свой девиз, название, капитан.
Пожелаем им удачи! Просим команды представиться.
- Конкурс. Приветствие.
Капитан команды представляет команду, команды говорят девиз.
- Конкурс. Разминка. (Лексика)
Назовите слово по его лексическому значению.
1.Место стоянки судов (пристань)
2.Глава государства (президент)
3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)
4.Человек, совершивший подвиг (герой)
5.Руководитель предприятия (директор)
7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)
8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)
9.Больной, лечащийся у врача (пациент)
10.Титул древнеегипетских царей (фараон)
13.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)
14.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)
15.Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)
16. Смотр войск (парад)
17.Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)
18.Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)
19.Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)
20.Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)
21.Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)
22.Устное народное творчество (фольклор)
23. Машина для уборки хлеба (комбайн)
25.Общая часть родственных слов (корень)
26.Отверстие вулкана (кратер)
27.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)
28.Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)
29.Маленькие ячейки из воска, куда пчёлы кладут мёд (соты)
30.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)
31.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)
32.Научный опыт (эксперимент)
33.Научное справочное пособие (энциклопедия)
34.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)
35.Герой русских былин (богатырь)
36.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)
37.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)
38.Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)
39.Землеройная машина (экскаватор)
40.Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)
41.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)
42.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)
- Конкурс. Практический.
- Разберите по составу слово БЛАГОРОДНЫЙ?
- Назовите однокоренные слова к слову ВОДА ?
- Какого рода слова РОЯЛЬ, ПИАНИНО, КОФЕ, ВЕРМИШЕЛЬ, ГАИ, ДК?
- Назовите слова с корнем -РАСТ-, -РОС- объясните правописание?
- Определите способ образования слов привокзальный, розоватый, путешествие.
- Объясните правописание слов загар , загоревший.
- Придумайте три слова с приставкой при -, обозначающей неполное действия.
- Конкурс. Конкурс капитанов. (Орфография. Лексика)
Капитаны садятся за отдельный стол. За две минуты им необходимо написать как можно больше слов на свою тему: школа, вокзал, спорт (засчитывается каждое правильно и по теме написанное слово).
- Сценка. Наши падежи.
Действующие лица: учитель и ученик Петров
Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе
продиктую.
Ученик выходит к доске и готовится писать.
Учитель (диктует): ―Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.
Ученик пишет под диктовку на доске.
Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своем рассказе все имена существительные.
Ученик подчеркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».
Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?
Ученик: Да!
Учитель: Начинай!
Ученик: ―Папа и мама. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.
Ругали кого, чего? Вову. ―Вова — это имя. Значит, падеж именительный.
Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у ―поведения падеж творительный.
Вова молчал виновато. Значит, здесь у ―Вовы падеж винительный.
Ну, а ―обещание, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал !
Вот и все!
Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?
Ученик: Какую? Конечно, пятерку!
Учитель: Значит, пятерку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово — ―пятерку?
Ученик: В предложном!
Учитель: В предложном? Почему же?
Ученик: Ну, я же ее сам предложил!
- Конкурс. Покажи предложение. (Синтаксис)
В каждой команде распределяются роли – члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство). Каждый член предложения должен повторяться не менее двух раз. В течение 1 минуты участники команды рисуют таблички с названиями членов предложения, затем необходимо прикрепить их к одежде. Ведущий читает предложения. Обе команды должны «изобразить» это предложение. Выигрывает та команда, которая быстрее составила предложение, то есть «разобрала» его по членам предложения.
Предложения для конкурса:
- Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…
- Буря мглою небо кроет
- В сарафане красненьком заплясала Настенька
- Сижу за решеткой в темнице сырой
- Конкурс. Рассказ на одну букву. (Развитие речи)
Командам предлагается за 5 минут составить рассказ на букву К (не считая предлогов).
- Конкурс. Для болельщиков. (Орфография)
Болельщики должны назвать слова с удвоенными буквами Р, Л,М,Н,Н
- Конкурс. Покажи пословицу.
Командам раздаются пословицы. Они должны изобразить ее так, чтобы соперники угадали.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Конкурс. Фонетический.
Сколько раз в стихотворении используется звук [ш]?
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щёлкали орешки –
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути – отчего не подвезти? (24)
- Конкурс. Конкурс юных поэтов.
Дается начало четверостишия, его нужно закончить, чтобы получились забавные детские стихи.
- Вы слыхали, на базаре
Чудо-птицу предлагали?..
- В зоопарке плачет слон:
Увидал мышонка он…
- Удивляется народ:
Почему сердит Федот?..
Учитель. Закончен наш КВН. Но путешествие по дороге знаний продолжается.
Нашими верными проводниками будут книги. Это ваши верные товарищи. С ними всегда по пути!
А напоследок я хочу вам сказать, что не важно, кто победил сегодня, ведь всех нас объединяет дружба.
nsportal.ru