6 класс

6 класс общая география – Конспект “География 6 класс. Краткий курс”

Moregeo

Дата: 25.10.2015

География (от греч. Гео – «земля», графо – «пишу») – комплекс естественных и общественных наук, изучающая географическую оболочку (ее компоненты), закономерности размещения хозяйства и населения. География – единственная наука, которая объединяет знания о климате, почве, рельефе, растительном и животном мире, человеке и производстве – рассматривает окружающий мир как единую систему. Объект изучения географии – географическая оболочка, предмет изучения – процессы, закономерности, взаимосвязи между ее компонентами.

Дата: 20.10.2015

В разное время люди имели абсолютно разные представление о Земле. Формирование знаний о ее форме и размерах проходило не одну сотню лет. Как развивались знания людей?

Дата: 19.10.2015

Еще с древних времен люди пытались понять, насколько огромное пространство, где находится Земля, что такое звезды и т.п. Сейчас мы можем дать ответы на такие вопросы.

Дата: 25.10.2015

Раньше люди могли только догадываться о форме и размерах Земли. Многие ученые занимались этими вопросами. В наше время мы получаем исчерпывающие ответы, можем создать подробную модель формы Земли.

Дата: 25.10.2015

Земля движется не только вокруг своей оси и вокруг Солнца. А насколько много движений испытывает Земля?

Дата: 26.10.2015

Изображение земной поверхности на рисунке, плане, карте, глобусе, аэрофотоснимке и космоснимке.

Дата: 24.10.2015

Для перенесения земной поверхности на плоскость используются картографические проекции.При этом возникают картографические искажения: длины, площади, углов объектов карты.

Дата: 25.10.2015

Меридианы и параллели – составляющие градусной сетки. Как они возникли? Какие их характеристики?

Дата: 26.10.2015

Для понимания содержания карты необходимо понимать сущность условных обозначений, которыми на карте отражены объекты и явления. Поэтому все карты свод условных обозначений, который называют легендой карты.

Дата: 26.10.2015

Давным-давно появилась необходимость создавать карты и планы местности. Но каким образом уместить все объекты местности на карте, какую территорию нужно охватить и как? Ответом на такие вопросы было создание понятия “масштаб”.

Дата: 26.10.2015

Существующие географические карты достаточно разнообразны. Они делятся по пространственному охвату, по масштабу, по содержанию (тематике), назначению, способу использования, языку и т.п.

Дата: 27.10.2015

Для создания плана местности проводится снятие местности, которое предусматривает определение направлений и расстояний между объектами. Сориентироваться на местности – значит определить свое положение относительно некоторого начального направления.

Дата: 19.10.2015

Вели́кие географи́ческие откры́тия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят “Великие географические открытия” с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых путей в “Индии” за золотом, серебром и пряностями.

Дата: 19.10.2015

Но́вое вре́мя (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. В данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

Дата: 19.10.2015

Что же исследуют географы современности? На какие вопросы теперь отвечает наука география? Ведь “белые пятна” на карте заполнены, а Земля уже изучается из космоса.

Дата: 05.01.2016

За историю существования Земля претерпевала изменения.Формировалась не только ее форма, но и внутреннее строение, изменялся химический состав внутренних частей Земли.

Дата: 05.01.2016

В земной коре сформировалось множество элементов, но какие из них полезны, а что такое минералы?

Дата: 06.01.2016

Геология – наука о строении, составе и истории земной коры, о методах изыскания полезных ископаемых. Давайте же окунемся в интересный мир древности.

Дата: 08.01.2016

Внутренние процессы в литосфере, так же называемые эндогенными, проявляются не одинаково. Они могут влиять на жизнедеятельность человека как созидательно, так и разрушительно.

Дата: 08.01.2016

Земля за все время существования менялась. То на ее поверхности возникали материки, то покрывались водой. И вот на сегодня мы видим современное, привычное для нас, расположение материков и океанов.

Дата: 09.01.2016

Внешние процессы, так же называемые экзогенными, каждую секунду изменяют земную поверхность. Какие они? Каков принцип их действия? И насколько разрушительными они могут быть?

Дата: 18.03.2017

Рельеф (от лат. Relevo – «поднимаю») – совокупность неровностей земной поверхности, которые образовались под действием внутренних и внешних сил. По размерам формы рельефа делят на планетарные, основные и мелкие.

Дата: 19.03.2017

Атмосфера (от греч. Atmos – «пар» и sphaira – «шар») – газовая, воздушная оболочка Земли. Атмосферой считают ту область вокруг Земли, в которой газовая среда вращается вместе с планетой как единое целое. Строение же атмосферы обусловлено особенностями вертикального распределения температуры. Каждый слой отличается плотностью, температурой воздуха, содержанием водяного пара. Нижняя граница атмосферы проходит по поверхности земного шара, верхняя – определена условно.

Дата: 21.03.2017

Погода – состояние тропосферы в данное время, в данном месте. Характеризуется погода определенными метеоэлементами. Основным метеоэлементом является температура атмосферного воздуха.

moregeo.com

Учебник Общая география 6 класс Бойко Михели

Учебник Общая география 6 класс Бойко Михели – 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) – Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа – СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа – СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения – просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

БЬК26.8я721 Б77 Рекомендовано Министерством образования и науки Украины (приказ Министерства образования и науки Украины от 28.04.2006 г. № 344 на основании решения коллегии МОН Украины от 18.04.2006 г. протокол № 5/1—19 и от 25.04. 2006 г. протокол № 5а/1—19) Издано за счёт государственных средств. Продажа запрещена ТВОРЧЕСК.\Я ГРУППА СОЗДАТЕЛЕЙ УЧЕБНИКА Юрий КУЗНЕЦОВ — рукоподитель проекта, создатель концепций дизайна и художественного оформления; Валентина БОЙКО, Сергей МИХЕЛИ — авторы тексга, создатели мегодическою аппарата, карт и видеоряда; Олег КОСТЕНКО — координатор проекта; Андрей ВИКСЕНКО — макет, художественное оформление; Валентина МАКСИМОВСКАЯ — организатор производственного процесса; Галина КУЗНЕЦОВА — экономическое сопровождение проекта; Роман КОСТЕНКО — маркегинговые исследования учебника; Андрей КУЗНЕЦОВ — мониторинг апробации учебника © Издателыггво«Пелаг011чпа Цреса». Все права защищены. Ниодначаезь, элемент, идея, композиционный подход этого изда1 мя i le могут быть скопирова! lu или восг?роизведе11Ы в какой-либо форме и какими-пибо способами -11И эяектро! и 1ыми, i in фотомеханическими, в частности ксероконирова! 1ием, aai 1исыванием или компьютерным архивированием, – без письменного разрешения издателя. ISBN 966-7320-71-5 © В. М. Бойко.с. В. Михели, 2006 © Издательство«Педагипчпапреса».2006 © Идлаг1Сльсгво«Псдагог 1чнапреса». Художественное ск1юрли1сние, 2006 © Концепции: дизайна,художественного (х}юркЕПСния. К). Н. Кузнецш, 2006 ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! в 6 классе на уроках геофафии вы будете познавать окружающий мир. Геофафия — древняя и вместе с тем современная наука. Изучая её, вы получите знания о Земле. География и географические карты помогут вам определить своё место в мире, в пространстве. Изучение 1еофафии в школе разделено на отдельные части — курсы. В 6 классе из курса «Общая гсофафия» вы узнаете о путешественниках, их странствиях и открытаях, блаюдаря которым citbiO возможным геофа(1)ическое познание Земли. Вы научитесь понимать «язык» плана местности и i еофафической карты, отображающих земную поверхность. Вы откроете для себя оболочки-сферы нашей планеты — литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу, которые вместе ()х)рмируют особую гсофа-фическую оболочку Земли. Вы ознакомитесь с размещением и культурными особенностями 1Х)сударств и народов. Наконец вы узнаете, какое влияние на природу земною шара оказывает человек своей хозяйственной деятельностью. Изучение гсогра())ии даёт человеку целостное представление о родном крае, своей стране, Земле. Учебник расскажет много нового, итересного и нужного современному образованному человеку. ВВЕДЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ Как работа’1ъ с учебником……..6 § 1. Что и как изучает геофафия.8 Раздел I ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ ЗЕМЛИ Раздел II ЗЕМЛЯ НА ПЛАНЕ И КАРГЕ Раздел III ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ С(КТАВЛЯ101ЦИЕ Тема 1. Древняя эпоха познания Земли. Эпоха Средневековья § 2. Предсгавле! шя о Земле в древ» юсти…………13 § 3. География античною времени…………………16 § 4. География средних веков……………………20 Тема 2. Эпоха Великих географических открытий §5. Великие географические открытия……………..24 § 6. Продолжение великих открытий Земли………….29 Тема 3. Гео1 рафия нового времени §7. Географические открытия нового времени ………34 Тема 4. Современные географические исследования §8. Геофафическиеиса1едования новейшего времени……38 Тема 1. Способы изображепня Земли § 9. Орис! 1тирование на местности……………….45 § 10. Пла» 1 местности………………………….49 §11. Мае» I паб………………………………..52 §12. Изображение неровностей земной поверхности……55 § 13. Глобус…………………………………..58 § 14. Географическая карта………………………60 Тема 2. Градусная сетка Земли. Географические координаты точек §15. Градусная сегка i la глобусе и карте…………66 §16. Географические координаты…………………..69 Тема I. Литосфера § 17. Внутреннее строение Земли………………….75 § 18. Породы, ела» аюшие земную кору……………..78 §19. I еологическое время……………………….82 §20. Литосферные плиты………………………….86 §21. Землетрясения …………………………….90 § 22. Вулканизм. Горячие источники и гейзеры………94 § 23. Внешние процессы………………………….99 §24. Равнини………………………………… 105 §25. Горы…………………………………… 109 §26. Рельеф дна Мирового океана……………….. 114 § 27. Охрана поверхности и недр Земли………….. 118 Тема 2. Атмосфера § 28. Атмосфера……………………………… 122 §29. Температура воздуха……………………… 126 к. 4 §30. §31. §32. §33. §34. §35. §36. §37. §38. §39. 1ктры Климат………………………………… 160 Климатические пояса…………………….. 164 Охрана атмос(})еры……………………… 168 Гема 3. Гидросфера §40. Мировой океан…………………………. 173 §41. Свойства вод Мирового океана……………. 177 §42. Волны………………………………… 180 §43. Течения………………………………. 185 §44. Бо1 ai ства вод М ирового OKeai la………. 188 §45. Реки…………………………………. 193 §46. Рабагаихарактертечения рек……………… 197 §47. Озёра………………………………….202 §48. Болота. Капа^чы и искусственные чюдоёмчл…..206 §49. Ледники………………………………..210 § 50. Подземные воды………………………….214 I сма 4. Биосфера §51. Сфера жизни…………………………….220 § 52. Распространение растений и живоп чых………222 §53. Почвы………………………………….226 Гема 5. Гео1рафическая оболочка §54. Особенности геофафической оболочки………..230 §55. Геочрафическиепоясаи природныезошл ……….234 Гема 1. Колнчес I во и размещение населения Земли Раздел IV §56. Паселеччие. Человеческие расы……………..241 зкмля- Гема 2. Народы и юсударсгва I |,iiAHbT.\ §57. Народы мира……………………………..246 ЛЮДЕЙ § 58. Государсгва мира…………………………253 Тема I. Изменения природы под влиянием Раздел V хозяйствеиион деятельности человека ч |г-к)|}|.;к §59. Xo3n0cTBe4 44 4aaaeaTeabHOCTb4ej4OBeKa……….259 иГЕОГР.ЛФИЧЕСКЛЯ Гема2 Пасслеинеи природопользование ObOJIO^IKA §60. Природные ресурсы………………………….263 Материалы д,1я справок………………………….269 Пр иложения КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ Охватить В31ЛЯДОМ всё разнообразие данной в учебнике информации поможет Оглавление. Чтобы вспомнить уже извес1Ное вам из природоведения и курса «Родной край», изучаемых в 5 классе, отвечайте на вопросы, данные перед текстом параграфа. Для лучшего усвоения каждый параграф разделён на части. Вдумчиво читайте текст каждой части. Если в нём встречается географическое название, обязательно находите этот о&ьект на карте. Вопросы перед текстом параграфа помогут вспомнить уже известное вам из природоведения и курса «Родной край»,изученных в 5 классе. путгшЕавиЕ в слово Объяснение слов иностранного происхождения и географических названий. Увлекательная география Интересные сведения которые раоширяют знания по теме. Информация о рекордно высоких и глубоких, больших и маленьких, длинных и коротких, наиболее красивых и известных географических объектах и явлениях. .V ил * лоО • «***• … gsgStS; •ss-iT.-.s Ознакомившись с материалом темы, отвечайте па вопросы и выполняйте задания. На простые вопросы каждый из вас сможет ответить, прочитав параграф. Творческие задания, выделенные отдельно, более сложные. Тот, кто с ними справшея, может быть уверен, что понял тему. В учебнике также предусмотрены задания для практических работ, обязательных для выполнения. Кроме учебника, вам нужны разные географические карты. Они собраны в учебном атласе для 6 класса. Чтобы выполнить практические работы, вам понадобятся контурные карты и тетрадь. На карте показано расположение объектов, распространение явлений и процессов. ^ Кратко изложено самое главное, даиы определения термииов и понятии. Задания для проведения наблюдений на местности, работ на контурной карте, практических упражнений. КНИЖНАЯ ПОЛКА Когда выучены уроки, советуем прочесть дополнительную литературу. К 7 ВВЕДЕНИЕ § 1. ЧТО и КАК ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ Вспомните, какие наблюдения за погодой вы проводили в 5 классе. г- Гея — богиня Земли у древних греков ПУТЕШЕСТВИЕ В СЛОВО^ (/ Слово география образовано от имени богини Земли Геи и слова «графо» -пишу. В 11ереводе с греческого языка география означает землеописание. • Приведите примеры, которые свидетельствуют о разнообразии природы вашей местности. КАК ВОЗНИКЛА ПАУКА 1ТЮГРАФИЯ Географию называют древней наукой, потому что она возникла более 2,5 тыс. лет назад. В древности люди нс умели объяснять явления природы, а тем более — связи между ними. Они не мо1’ли понять, как возникает слабый и сильный ветер, почему фохочет nwM и сверкает мо

uchebnik-skachatj-besplatno.com

§ 49. Ледники | Общая география, 6 класс

§ 49. Ледники

 

1. Вспомните, как изменяется температура воздуха с высотой?

2. Какая вода тяжелее: жидкая или твердая?

 

Образование ледников. Часть воды гидросферы нашей планеты находится в твердом состоянии. Снег и лед покрывают большие пространства суши. Если бы все льды растаяли, то уровень океана поднялся бы на 64 м и были бы затоплены огромные участки суши с тысячами населенных пунктов.

Ледник - Это скопление льда на суше. В отличие от речного льда, он образуется не из воды, а из снега. Ледники образуются там, где в течение года выпадает больше снега, чем успевает растаять. Такие условия создаются только при отрицательных температурах зимы и лета, то есть в полярных районах и в горах выше определенного уровня. Предел, выше которого снег в течение года не успевает розтаты, называется снеговой линией. Высота снеговой линии уменьшается от экватора к полюсам, поскольку в этом же направлении снижается температура воздуха. Так, в горах на экваторе (например, на Килиманджаро) Снеговая линия проходит на высоте 4500 м, в горах умеренных широт (Альпах) - На высоте 3 000 м. В полярных широтах, где  температура воздуха постоянно низкая, снеговая линия проходит внизу – на уровне моря. Выше снеговой линии накопленный снег постепенно уплотняется и становится льдом.

Ледниками на Земле покрыто 11% суши. Ледовый покров отражает солнечные лучи обратно в космос. В таких местах нет почвы, Отсутствуют растения, редко поселяются животные и птицы. Среди ледников различают горные и покровные.

 

Рис. Горный ледник

 

Особенности горных ледников.Горные ледники образуются на вершинах высоких гор во всех широтах. Они различаются по форме и размерам. Форма ледников зависит от рельефа гор: одни шапками покрывают вершины, вторые занимают чашеобразные углубления на склонах, третьи заполняют горные долины. Крупнейшие горные ледники покрывают вершины Гималаев, Тянь-Шаня, Памира.

Под действием своей важнейшей ледники способны двигаться – течь. Их движение, на отличие от течения реки, заметить трудно. Так как скорость очень мала – Несколько метров в сутки. Горные ледники спускаются вниз долинами в виде длинных языков, напоминающие ледяные реки. Они могут принимать ледовые притока и иметь ледопад. При этом ледник, как и река, разрушает, переносит и откладывает горные породы. На поверхности он вспахивает глубокие борозды и сглаживает выступления. Дорогой в ледник вмерзають обломки горных пород (глина, песок, камни) и вместе с ним движутся вниз. Спустившись ниже снеговой линии, край ледника тает. Там скапливаются принесенные им обломки горных пород. Эти ледниковые отложения называются мореной. Из-под края ледника вытекают ручьи, которые  питающих реки. Самый длинный горный ледникДарвин длиной 350 км расположен в Андах в Южной Америке. “Чемпионом” по скорости движения есть ледник Кварайак, расположен на о. Гренландия. Он сползает в океан со скоростью 24 м в сутки.

Покровные ледники. Покровные ледники покрывают поверхность суши независимо от его рельефа. Они образуются в полярных широтах, где снежная линия проходит очень низко. Ледники, будто щиты покрывают материк Антарктиду, остров Гренландию, острова Арктики. Они имеют форму куполов, мощность которых более 3 км. Лед в таком леднике нарастает в центре купола и медленно растекается к краям. Поэтому и весь ледник движется к краям.

Края ледника, спускаясь в океан, отламываются большими глыбами. Глыбы сползают в воду и превращаются в – айсберги. Температура льда в айсбергах достигает -60 0С. Поэтому крупные айсберги не тают годами. Некоторые из них имеют огромные размеры – десятки километров в длину и ширину. Рекордно большие айсберги рождаются у берегов Антарктиды. Они могут быть длиной более 200 км, шириной 80 км и толщиной более 500 м. Большая часть айсберга - До 90% – находится под водой и ее не видно. Перемещаясь под воздействием течений и ветров, они становятся очень опасными для судоходства. Известно много случаев, когда столкновение с айсбергом приводило к гибели корабля и людей.

Значение ледников. Ледники можно сравнить с гигантскими природными морозильниками, которые очень выхолаживают воздуха. С поверхности ледника постоянно дуют сильные ветры. Поэтому ледовые щиты на полюсах планеты определяют погоду и климат всей Земли.

Благодаря кругооборота вода в горных ледниках задерживается от 10 до 120 лет, а в Антарктиде и Гренландии – до 250 тыс. лет. Следовательно, влага, выпавшая из атмосферы в твердом состоянии в районе Южного полюса, снова возвращается в океан через четверть миллиона лет. Поэтому ледники содержат огромное количество (Около 80%) “Законсервированной” самыхчистой пресной воды нашей планеты. Доставлять ее из полярных широт могли бы айсберги. Например, один айсберг средних размеров содержит столько же пресной воды, сколько ее за год приносит небольшая речка. Но пока существуют только проекты транспортировки айсбергов к берегам стран, которые остро ощущают нехватку пресной воды.

 

Вопросы и задачи

1. Что такое ледник? Как он образуется?

2. В чем проявляются особенности образования ледников в горах?

3. Где снеговая линия будет проходить выше – на 300пн. ш. или на 500пн. ш.?

3. Где распространены покровные ледники?

4. Что называют айсбергами? Чем они опасны?

5. Как вода ледников участвует в мировом круговороте воды?

6. Возможно образование ледников в Крымских горах или Украинских Карпатах? Что и как должно измениться для этого в природе?

 

geomap.com.ua

§ 23. Внешние процессы | Общая география, 6 класс

§ 23. Внешние процессы

 

1. Вспомните с уроков природоведения, Что называют выветриванием.

2. Как могут изменять земную поверхность внутренние процессы?

 

Понятие о внешних процессов. Земную поверхность формируют не только внутренние процессы, но и внешние. К ним относятся выветривания, работа ветра, поверхностных и подземных вод, моря, ледников. Эти процессы, в отличие от внутренних, происходящих на поверхности или в верхней части земной коры.

Отличаются внешние процессы и тем, что черпают энергию внутри планеты, а снаружи. Они “используют” энергию Солнца (Солнечное тепло), силу земного притяжения, Жизнедеятельность организмов. На первый взгляд эти силы кажутся значительно слабее. Однако, это только кажется, недаром в народе говорят: “Вода камень точит”. Внешние процессы выполняют одновременно и разрушительную, и творческую работу. Часто их называют скульпторами поверхности. Они рассекают, обтачивают, шлифуют монолиты, образованные внутренними процессами.

Выветривания. Оно охватывает почти всю поверхность планеты и является самым распространенным из всех внешних процессов. Различают физическое, химическое и органическое выветривание.

Физическое выветривание – Это разрушение горных пород до обломков во влиянием резких колебаний температуры и замерзания воды в трещинах. Особенно активно оно происходит там, где значительные контрасты суточных температур – в пустынях и горах. Например, в пустыни Каракумы температура песка и скал днем достигает 80 0С, а ночью спадает почти до 0 0С. Многократное нагревание и охлаждение приводит к быстрому растрескиванию пород. Разрушительное действие замерзшей воды распространена в полярных районах. Вода, замерзая, как известно, увеличивается в объеме и расширяет трещины. Впоследствии сплошная глыба распадается на куски.

Химическое выветривания– Это разрушение горных пород под действием воздуха, воды и растворенных в ней веществ. Они способны разъедать породы, тем самым образуя с ним новые минералы и породы. Так, твердый полевой шпат превращается в мягкую глину. Наиболее интенсивно химическое выветривание происходит в районах с влажным и теплым климатом.

Органическое выветривания– Это разрушение горных пород организмами. Чаще всего его начинают бактерии, мхи и лишайники, которые поселяются на породах. Корни растений, попадая в трещины пород, также способствуют растрескиванию. Среди животных ощутимо влияют на породы землеройные, дождевые черви, муравьи и др.

Вследствие выветривания образуются рыхлые отложения, которые легко развеиваются ветрами и размываются текучими водами.

 

Рис. Физическое выветривания

 

Рис. Органическое выветривания. Лишайники, поселившихся на скалах, ежесекундно ведут разрушительную работу

 

Работа ветра. Ветер выполняет три вида работы: разрушительную, транспортную и творческую. Разрушительная работа выражается в выдувании и развенчании рыхлых пород. Ветер может сдувать огромные массы пород и почвы. Например, в США во время бури в 1934 г. только при один день было снесены около 300 млн т грунта. Подхваченные ветром песчинки ударяются о скалы и обтачивают, шлифуют каменные выступы. В результате образуются не только царапины, но и удивительные скульптурные формы. Часто они напоминают столбы, грибы, фигуры людей и т.д. Их называют останцами. Причудливые останцы, например, образуют Долину привидений на горном массиве Демерджи в Крыму.

Транспортная работазаключается в переносе ветром обломков пород на большие расстояния. Так, пылевая буря в 1926 г. с юга Украины занесла пыль и чорнозем до Балтийского моря.

Творческая работа ветра – это откладывание перенесенных обломков и образование  различных эоловых форм поверхности (по имени мифического древнегреческого бога ветров Эола). Везде, где есть песок, формируются рябь – Мелкие песчаные валики, объединенные в цепочки. На побережьях морей, в долинах рек ветер нагребает дюны - песчаные холмы высотой 10-20 м, редко -100 м. В Украину они распространены в долине Днепра, На побережьях Черного и Азовского морей

. В песчаных пустынях образуются барханы – Холмы из песка высотой 70-150 м в виде полумесяца. Их много в пустынях Сахаре, Кызылкум, Каракумы. Дюны и барханы, гонимые ветром, постоянно перемещаются и за год могут “пройти” сотни метров. В истории известны случаи, когда из-за наступления песков Ливийской пустыне были полностью засыпаны два города Египта.

 

Рис. Останцы в пустыни

 

Рис. Дюны, барханы, рябь

Работа вод. Поверхностные воды – Временные (что образуются после сильных дождей или таяния снега) и постоянные (реки) потоки - осуществляют большую работу и изменяют поверхность.

Разрушительная работа поверхностных вод заключается в размывании пород. Этот процесс называют эрозией (От латинского эрозии – Разъедание). Временные потоки воды прорезают на поверхности промоины - углубление в 1-2 м. Если промоины не закреплены корнями растений, то после очередных ливней углубляются и расширяются. В результате промоины превращаются на овраги. Овраги растут после каждого дождя. Со временем эрозия уменьшается. Склоны оврага становятся пологими. На них вырастают травы и кустарники. Тогда овраг постепенно превращается в балку, Что дальше уже не растет. Влекут возникновения промоин и оврагов обильные осадки и наличие горных пород, которые легко размываются. Реки же выпахивают себе вытянутые углубления – речные долины, А также размывают берега. Кроме того, они переносят и откладывают разрушенный материал в русле и устье реки.

Подземные воды растворяют некоторые горные породы, например известняк, мел, гипс, соль. Вследствие этого под землей образуются полости – пещеры. Вымывание и вынос подземными водами рыхлых пород обусловливает проседание поверхности и движения впадин. Онинеглубокие и напоминают блюдца. В Украине такие впадины есть в лесостепи и степи, поэтому эти формы рельефа называют степными блюдцами.

Работа морей. Разрушительную работу моря обеспечивают удары волн (прибоя) о берег. Во время штормов ударная сила волн сильнейшая у крутых берегов. Многочисленные удары волн образуют в берегу ниши. Впоследствии часть берега, нависающей над ней, обваливается. Волны подхватывают обломки и бомбардируют ими новообразованный уступ, разрушая его с еще большей силой. Берег постепенно отступает вглубь суши, а крупные обломки пород измельчаются.

Одновременно происходит творческая работа моря. Морские волны переносят и откладывают обломки пород, образуя полосы рыхлых наносов – пляжи. Они бывают песчаные, ракушечниковые, галечниковые. Иногда волны вдоль берега намывают узкие косы. Например, в Украина коса Арабатская стрелка образовалась вдоль побережья Азовского моря.

 

Рис. Работа воды

 

Работа ледников. Деятельность ледников, покрывающих вершины гор и полярные районы, похожа на работу поверхностных вод. Сползая, ледники шлифуют поверхность и выпахивают углубления. При движении в ледник вмерзають различные обломки пород, перемещаются вместе с ним. Когда край ледника тает, все, что он принес, откладывается. Эти отложения называются мореной.

Работа человека. Деятельность человека все ощутимее влияет на земную поверхность. С помощью мощной техники люди научились изменять естественную поверхность планеты, приспосабливая ее для своих нужд. Как и силы природы, они разрушают поверхность, когда добывают полезные ископаемые, разоряют сельскохозяйственные угодья, строят различные сооружения и пути. Человек создает на поверхности рукотворные (неестественные) формы – углубления-карьеры, Повышение в виде насыпей т.д.   

Внешние процессы действуют постоянно и одновременно с внутренними. В результате такого взаимодействия поверхность Земли получает сложного вида и непрерывно меняется.

 

Вопросы и задачи

1. Какие явления относят к внешним процессов?

2. Что называют выветриванием и какие бывают его виды?

3. Какие последствия работы ветра и где их можно увидеть?

4. Какую работу проводят поверхностные, а какую – подземные воды?

5. Что и как разрушают и создают морские волны?

6. Как влияют на поверхность ледники?

7. Какие формы поверхности называют искусственными?

 

РЕЛЬЕФ

 

Величественные горы и необозримые равнины, высокие конусы вулканов и глубокие межгорные долины, песчаные холмы и овраги делают поверхность Земли чрезвычайно неровной. Формы неровностей материковой и океанической земной коры очень разные. Их различают по форме, размерам, происхождению, возрасту. Имеется выпуклые (холмы, горы), вогнутые (овраги, долины, впадины), плоские и холмистые. Совокупность неровностей земной поверхности называется рельефом. Разнообразный рельеф – это результат взаимодействия внутренних процессов, создающих неравенства, и внешних, которые пытаются их выровнять. Если представить поверхность Земли без океанической воды, то увидим самые неровности земной коры: впадины океанов и материки, Вздымающиеся над ними. Они определяют “лицо” планеты, поэтому их называют планетарными формами рельефа. И на материках, и на дне океанов основными формами рельефа являются равниныи горы. Их осложняют меньшие формы - холмы и долины, холмы и овраги, борозды и кочки и др.

 

Рис. Формы рельефа

 

geomap.com.ua

Повторение курса «Общая география». 6 класс (часть 1) – II СЕМЕСТР – ГЕОГРАФИЯ – разработки уроков География 6 класс – конспекты уроков – План урока – Конспект урока – Планы уроков

II СЕМЕСТР

 

Урок 65. Повторение курса «Общая география. 6 класс» (часть 1)

 

Цель: обобщить, закрепить и проверить знания за курс 6 класса.

Тип урока: обобщения и проверки знаний (урок-путешествие).

Оборудование: физическая карта мира, атласы.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

Учитель. Мы проводим соревнования «Путешествие вокруг одного из материков». Для путешествия нам понадобятся четыре экипажа. Соревнования оценивают судьи, им помогают ученики старших классов. Просьба к экипажам — занять свои места, во время путешествия быть внимательными! Правильные ответы оцениваются тремя баллами. За шум и подсказки болельщиков с команд снимаются баллы, поэтому просьба не подводить свои команды.

 

II. Проведение соревнования

Ведущий. Наше путешествие начинается с города, имеет координаты … (указать координаты своего населенного пункта). Как называется этот город? Когда впервые появилось это название?

Ведущий. Пока судна плывут к берегам Черного моря, давайте познакомимся с их экипажами. Начинает экипаж… дальше продолжает…

Ведущий. Итак, мы в Черном море. Какова его соленость? Почему его так названо? Какова его средняя глубина, если звук, посланный с корабля, вернулся за 1 с?

Конкурс 1

За 1 мин. экипажам нужно записать названия рек, которые они знают. Зачитуємо по порядку названия и, если они повторяются, их вычеркивают. Побеждает та команда, в которой записано больше названий, чем у других команд.

Ведущий. Через проливы Босфор и Дарданеллы мы выходим в море, на берегах которого ловят рыбу жители трех частей света. Каких? Как названо это море? Какова его глубина?

 

Конкурс 2. Музыкальный

Вам нужно вспомнить одну-две строчки из песен, посвященных временам года, и пропеть их. Команды поют по очереди, не повторяясь. На подготовку — 2 мин. В этот период звучат вопросы болельщикам команд. Каждый правильный ответ приносит вашей команде 1 балл.

Вопрос

• Что значит ориентироваться? (От лат. oriens — восток; ориентирование по Солнцу)

• Как ориентируются ночью? (За Полярной звездой и другими звездами)

• Что такое «азимут»? (Угол между направлением на север и названный предмет)

• Назвать старейшие горы. (Уральские, Апаллачі)

• Какой материк омывается всеми четырьмя океанами? (Евразия)

• В каком море нельзя утонуть? (Мертвом)

Ведущий. Через Ґібралтарську пролив мы выходим в открытый океан. Какое его название? Какова его средняя глубина?

 

Конкурс 3. Каждый экипаж должен за 15 сек ответить на как можно больше вопросов.

Чертеж поверхности Земли. (Карта)

Небесное тело. (Планета, комета, звезды)

Твердое состояние воды. (Лед)

Самый большой океан. (Тихий)

Внезапное поднятие воды в реке. (Паводок)

Кто создал первый глобус? (М. Беґайм)

Самая высокая точка планеты. (Джомолунґма)

Самая длинная параллель. (Экватор)

Модель Земли. (Глобус)

Самая большая равнина. (Амазонская)

Город, через который проходит нулевой меридиан. (Лондон)

Твердая оболочка Земли. (Литосфера)

Самая большая по площади низменность. (Амазонская)

Линия, выше которой снег не тает. (Снежная)

Сезонные ветры. (Муссоны)

Самая длинная река. (Нил)

Воронковидный отверстие в вулкане. (Кратер)

Крупнейший остров. (Гренландия)

Процесс разрушения горных пород. (Выветривания)

Прибор для измерения глубин. (Эхолот)

Самые опасные волны. (Цунами)

Самый высокий в мире водопад. (Анхель)

Самое большое пресноводное озеро на Украине. (Ялпуг)

Пассивные живые организмы в океане. (Планктон)

Ближайшая к Земле звезда. (Солнце)

Главная река Украины. (Днепр)

Залив, в котором наблюдаются самые высокие приливы. (Фанди)

Глубокая впадина. (Марианская)

Крупнейшее животное океана. (Кит)

Самое соленое озеро. (Мертвое)

Самый большой материк. (Евразия)

Движение воды в природе. (Круговорот)

Первый космонавт. (Ю. А. Гагарин)

Самая высокая часть горы. (Вершина)

Водная оболочка. (Гидросфера)

Количество материков. (Шесть)

Начало реки. (Утечка)

Прибор для измерения относительной высоты холма, ямы. (Нивелир)

Причина образования океанских течений. (Ветер)

Шпилевая вершина горы. (Пик)

 

Конкурс 4. Картограф

Есть на Волге большой город. Если пронумеровать по порядку все буквы, из которых состоит его название, то 1, 6, 7, 2-я буквы составляют название ночной птицы, а 5, 2, 3, 4, 1-ша — имя одного из героев известного произведения Н. В. Гоголя. Эти город, птица, имя? (Саратов, сова, Тарас)

Ведущий. Наши корабли подошли к мысу Доброй Надежды и получили «SOS». Нам сообщают из Тихого океана, на борту корабля тяжело заболел капитан, а лекарств в них, за исключением трав, нет. Врача на борту тоже нет, а у больного лихорадка, кашель.

 

Конкурс 5. Составьте рецепт для лечения больного. Над рецептами вы работаете 2 мин.

Конкурс для болельщиков

Вам необходимо узнать, на какой высоте полетит самолет, который доставит рецепты больному, если у поверхности Земли температура: +22 °С; +20 °С ; +24 °С; +18 °С, а за бортом самолета -20 °С.

Ведущий. Мы в Индийском океане. Которая течение поможет нам обогнуть материк. (Сомалийская)

 

Конкурс 6. Капитанский

Вам необходимо назвать по порядку известные вам географические объекты по теме «Гидросфера». Первый капитан называет одно слово, второй его повторяет и добавляет свое, третий называет слова первого и второго капитанов и добавляет свое. И так мы вияснемо, кто из вас запомнит больше слов.

«Белая ворона»

Красное, Черное, Гибралтар, Средиземное, Берінґове, Карское.

Дрейка, Маґеланова, Гренландия, Берінґова, Гибралтар, Керченская.

Мадагаскар, Тихий, Гренландия, Огненная, Алтай.

Ведущий. Мы в Красном море. Почему его так названо? Чем оно отличается от других морей?

 

Конкурс 7. О нашем путешествии узнал барон Мюнхгаузен и прислал нам письмо.

Прочитайте его внимательно: возможно, в письме есть что-то необычное. Подчеркните ошибки.

«Добрый день, уважаемые знатоки географии!

Пишет вам самая правдивая и самая честная человек на Земле — барон Мюнхгаузен. Я хочу рассказать вам о своем путешествии, которая проходила почти тем же маршрутом, по которому движетесь и вы. Я отправился одного летнего дня из большого города Полтавы вверх по реке Ворскле, название которой дал Петр i, до Днепра. Днепром я выплыл к Средиземному морю и через пролив Босфор вышел в открытый океан, который омывает северные берега Африки. Через пролив Дрейка подошел к западным берегам Африки. Хотел сразу же подойти к берегу и высадиться на него, но теплое течение Ґольфстрім отвергла мой корабль далеко в Тихий океан. Я только издали увидел на берегу пингвинов и тюленей. Несколько дней мой корабль боролся со штормами и холодом, но все-таки меня вынесло к мысу Доброй Надежды.

Здесь я пополнил запасы пресной воды, полюбовался прекрасным видом американской природы, увидел несколько динозавров, больших летающих страусов и отправился вдоль восточных берегов Африки. Быстро Сиамская течение несло меня к берегам Черного моря. Пройдя по ним, я попал в Панамский канал, откуда быстро доплыл до Красного моря. Теперь осталось рукой подать до Полтавы. Вот такой была моя поездка.

Барон Мюнхгаузен».

Ведущий. Наше путешествие подошло к концу. Слово судьям. Победила… команда.

 

III. Итог урока

Учитель. Какие оболочки Земли мы сегодня повторили? Сделайте выводы о задача наших занятий по географии и их выполнение. Достаточно ли их?

 

IV. Домашнее задание

Отдельным учащимся подготовить рассказы о Сахару, Йеллоустон – ский национальный парк, озеро Тітікаку, вулкан Эребус, Марсианскую впадину, Джомолунгму, Днепр.

schooled.ru

§ 3. География античной эпохи

§ 3. География античной эпохи

 

Открытие формы Земли. Знание о форме нашей планеты были чрезвычайно важны для дальнейшего развития географии и особенно для создания достоверных карт. В античные времена (VIII ст. до н. н.э. – ИVст. н. н.э.) наивысшее развитие знаний, в том числе и географических, был в древней Греции. Тогдашние путешественники и купцы сообщали о вновь открывшимся земли. Перед учеными встала задача – свести эти разнородные сведения в одно целое. Но первое, что важно решить, какой Земли – плоской, цилиндрической или кубической - касаются полученные данные. Греческие ученые задумывались над многими? Почему? ” Почему корабль, удаляясь от берега, вдруг исчезает из виду? Почему наш взгляд наталкивается на какую преграду – на линию горизонта? Почему с поднятием вверх горизонт расширяется? Представление о плоскую Землю не давали ответа на эти вопросы. Тогда появилисьгипотезыо форме Земли. В науке гипотезами называют не доказаны предположения или догадки.

Первым догадка, что наша планета имеет форму шара, высказал еще вVст. до н. э греческий математикПифагор. Он считал, что в основе предметов лежат числа и геометрические фигуры. Совершенной из всех фигур является сфера, то есть пуля. “Земля должна быть совершенной, – рассуждал Пифагор. - Следовательно, она должна иметь форму сферы! “

Доказал шарообразности Земли в IV в. до н. э другой грек –Аристотель.За доказательство он принимал округлую тень, которую бросает Земля на Луну. Эту тень люди видят при лунных затмениях. Ни цилиндр, ни куб, ни любая другая форма не дают круглой тени.Аристотельопирался также на наблюдение за горизонтом. Если бы наша планета была плоской, то при ясной погоде в подзорную трубу наш глаз видел бы далеко до края. Наличие горизонта объясняется изгибом, шарообразности Земли.

Неоспоримые же доказательства гениального предположения греков были получены через 2500 космонавтами.

Географическая литература и карты.Полученные путешественниками и мореплавателями сведения о ранее неизвестных земли обобщали греческие ученые-философы. Они написали немало произведений. Первые географические труды создали Аристотель, Эратосфен, Страбон.

Эратосфениспользовал данные истории, астрономии, физики и математики для выделения географии в самостоятельную науку. Он составил и древнейшую карту, которая дошла до нас (III век до н. до н.э.). На ней ученый изобразил известные в то время частиЕвропы, АзииіАфрики. Не случайно Эратосфенаназывают отцом географии, что свидетельствует о признанием его заслуг в ее развития.

Во второй ст.Клавдий Птолемейсоставил более современную карту. На ней известный европейцам мир уже значительно расширился. На карте было показано много географических объектов. Однако и она была очень приблизительной. Несмотря на такие “мелочи”, картами и “география” в 8-ми книгахПтолемеяпользовались 14 веков! Труда греческих ученых свидетельствуют о зарождении географии как подлинной науки уже в античные времена. Однако она была преимущественно описательной. А на первых картах была отражена лишь незначительная часть пространства. Зато более

 

Занимательная география

Первый географический документ

Таким документом считают поэму “Одиссея”. Ее написал известный поэт Древней Греции Гомер, как думают, в IX в. до н. э Этот литературное произведение содержит географические описания многих известных в то время районов мира.

 

  Занимательная география

Составление первых карт

Даже во время военных походов греков не покидало желание записать все, что они видели. В войсках выдающегося императораАлександраМакедонского (он был ученикомАристотеля) Назначали специальных шагомер. Эти люди вели отсчет пройденным расстояний, составляли описания маршрутов движения и наносили их на карту. Опираясь на эти сведения, другой ученикАристотеля – Дикеархсоставил достаточно подробную карту известных тогда земель.

 

Рис.  Карта мираЭратосфена(III век до н.э.)

 

Рис. Карта мира КлавдияПтолемея(II в.)

 

Рис. Современная физическая карта полушарий

 

Первые сведения о украинские земли.ВVст. до н. э греческий путешественник и историкГеродотпобывал в Северном Причерноморье – там, где сейчас находится Украина. Все увиденное и услышанное в ходе этой и других путешествий он изложил в 9-ти книгах ”Истории”. За это наследие Геродота называют отцом истории. Однако в своих описаниях он сообщил немало географической информации. Сведения Геродота есть ли не единственной достопримечательностью географии юга Украины. На те времена там была большая страна Скифия, Размеры которой вызвали наибольшее удивление заморского гостя. Веками люди узнавали из “Истории” Геродота о Европе, Азии и Африке. Нам ученый грек оставил достоверные сведения о нашей местности. Руководствуясь ими и позднейшими на 500 лет показаниямСтрабона, Мы получили четкое представление о нашу землю.

 

Вопросы и задачи

1. Кому принадлежат первые правильные представление о форме Земли?

2. Какие доказательства приводили греки в пользу шаровидной формы нашей планеты?

3. Кем были написаны первые географические труда?

4. Когда и кем были созданы первые географические карты?

5. Какие материки и моря были известны составителям первых карт?

6. Сравните географические картыЭратосфена і Птолемеяс современной картой полушарий и установите различия в изображении Европы, Азии и Африки. 

 

geomap.com.ua

§ 56. Население. Расы | Общая география, 6 класс

§ 56.  Количество населения. Расы

 

1. Вспомните, где на Земле возникли древние цивилизации.

2. Знаете ли вы, сколько населения проживает в Украина?

 

Количество населения на Земле. Сейчас на Земле во всех странах мира проживает более 6 млрд человек. Такое огромное количество людей даже трудно представить. Если бы их всех построить бок о бок, то эта шеренга опоясала бы Землю вдоль экватора 100 раз! Крупнейшая в мире страна за количество населения – Китай (1,2 млрдчеловек). За ним следует Индия (Более 1 млрд). В Украинепроживает 46,5 млн человек.

Количество населения на нашей планете непрерывно увеличивается. В далеком прошлом, до нашей эры и в начале нашей, она росла медленно. Объясняется это тем, что человек сильно зависела от природных условий, ей тяжело было преодолевать эпидемии и голод. Быстрый рост количества населения началось только в последние 400 лет, когда зависимость человека от природы стало меньше. К 1900 г. население достигло 1, 6 млрд человек. А из ХХ в. рост населения стало стремительным: в 1975 г. – 4 млрд человек, в 1987 г. - 5 млрд человек, а в 1999 г. появился 6-миллиардный житель. Главной причиной столь стремительного увеличения количества населения стало снижение смертности благодаря развитию техники и медицины. Даже в слаборазвитых странах удалось победить многие болезни, уносили тысячи жизней.

Ученые прогнозируют, что и в будущем количество населения будет расти.  Поэтому человечеству важно направлять развитие на то, чтобы удовлетворить потребности населения Земли в продовольствии, уровне образования и охраны здоровья, качества окружающей среды.

Размещение населения. Вместе с ростом численности населения происходило быстрое его расселения земным шаром. Однако расселялись люди неравномерно. Как вы знаете, первые очаги человеческой цивилизации возникли в долинах рек или на равнинах с благоприятным климатом – в долинах Инда, Тигра и Евфрата (Шумер, Ассирии, Вавилон), Нила (Древний Египет), равнинах Китая.

Ныне, как и много веков назад, природные условия и ресурсы определяют неравномерное размещение населения на Земле. Около 70% всех людей проживающих на 7% поверхности суши. А 15% суши с суровыми природными условиями – Антарктида, Гренландия и острова Северного Ледовитого океана – И теперь остаются незаселенными. Мало заселены пространства влажных экваториальных лесов, пустынь, тундры, тайги, а также горы. Наиболее густонаселенными являются равнины умеренного, субтропического и субэкваториального поясов, побережье морей и океанов. В целом в Северном полушарии проживает больше людей (90%), чем в Южной.

Среднее количество жителей на 1 км2территории отражает плотность населения. Чтобы ее определить нужно количество населения разделить на площади территории, на которой оно проживает. Следовательно, если население Земли составляет примерно 6 млрдчеловек, а площадь суши – 149 млн км2, То плотность населения на нашей планете будет составлять 40 человек на 1 км2.

Плотность населения сильно различается по материками и странами. Так, в Европе и Азии она почти вдвое превышает плотность населения мира, а в Африке, Северной и Южной Америке, Наоборот, – вдвое меньше мировую. В Азии в районах развитого земледелия плотность населения местами достигает 2 000 человек на 1 км2, а в Европе и Северной Америке в развитых  промышленных районах – 1 500 лиц на 1 км2. Наименьшая плотность населения – в Австралии (2 человека на 1 км2). В Украине она составляет 78 человек на 1 км2.

Человеческие расы.Землю населяют люди, разные по внешнему виду – цветом кожи, волос, глаз, формой лица. Эти различия появились очень давно, когда отдельные группы людей проживали далеко друг от друга. Тогда разные природные условия наложили свой отпечаток на различные группы людей. В результате многовекового приспособления к определенного среды в них сформировались различные внешние признаки. С тех пор внешние признаки передаются по наследству от родителей детям, из поколения в поколения, независимо от места проживания. Группы людей с похожими внешними признаками называют человеческими расами. Ученые-этнографы выделяют три основные человеческие расы.

Европеоидная раса – Наиболее многочисленная. К ней относятся около 45% населения Земли. Внешний вид представителей этой расы не одинаков. У людей, живших в северных районах, выработались света кожа и светлые волосы. У людей, живших в южных районах, кожа стала смуглой, а волосы темным. Представители европеоидной расы населяют главным образом Европу, Часть Азии. Многие из них за последние века переселились на другие материки.

 

Рис. Представители европеоидной расы

 

У людей монголоидной расы желтоватый цвет кожи, черные прямые волосы, узкий разрез глаз, лицо скуластое. Такие признаки возникли вследствие приспособления к частым ветров и пыльных бурь. В частности, узкий разрез глаз предотвращал попадание пыли и песка. К этой расе принадлежат народы Азии, А также индейцы – коренное населения Америки.

Представители экваториальной расы имеют темно-коричневый или черный цвет кожи, карие глаза, черные кудрявые волосы. Они имеют толще губы и широкий нос, чем люди других рас. Размещение в экваториальном и  тропическом поясах привело к приспособлению их организма к сильному облучению солнцем. За избытка солнца в коже выработался специальный пигмент (краситель). От него кожа постепенно приобрела темного цвета. Жесткое и курчавые волосы образуют на голове будто воздушную подушку – надежная защита от перегрева. А утолщенные губы и широкие ноздри облегчают испарение воды через слизистую оболочку. Основные области расселения народов экваториальной расы – Африка и Австралия. Многие их проживает в Америке, но там они не коренные жители, а потомки негров-рабов, вывезенных из Африки еще в XVI-XVIII вв.

 

Рис. Представители негроидной расы

 

Рис. Представительница монголоидной расы

 

Не все люди принадлежит только к этим рас. С ростом населения Земли представители разных рас постоянно смешивались. Поэтому расовые различия постепенно стираются. Примером смешанных групп является метисы и мулаты Америки.

 

Рис. Карта рас

 

Равенство рас. Ученые доказали, что способности человека к умственной и физического труда не зависят от того, к какой расе она принадлежит. Любые народы могут успешно развивать свою культуру, науку, хозяйство.

Большой вклад в обоснование равенства рас и народов внес наш земляк Николай Миклухо-Маклай (1846-1888 гг.) Он всю свою жизнь посвятил изучению народов, населяют тропические острова Тихого океана. Тогда мало что знали об аборигенах островов, которые не имели связи с внешним миром и стояли на низкой ступени развития. В 1871 г. М. Миклухо-Маклай поселился на острове Новая Гвинея, где живут папуасы, которые относятся к экваториальной расы. Ученый прожил среди них долгое время и установил дружеские отношения. Изучив жизни папуасов, Маклай пришел к выводу, что так называемые первобытные народы так же способны к умственному развитию, как и любой другой народ на Земле.

 

Вопросы и задания

1. Какое количество населения Земли?

2. Какие причины влияют на количество населения?

3. Объясните причины неравномерного размещения населения на Земле.

4. Как определить плотность населения? Вычислите густоту населения своего населенного пункта.

5. На какие расы делится населения Земли? Назовите признаки каждой расы.

6. Под влиянием каких факторов сформировались различные расы?

7. Узнайте больше из других источников о пребывании М. Миклухо-Маклая в Новой Гвинее и других островах. Какое значение имели исследования ученого?

 

 

geomap.com.ua

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о