5 класс

Учебник по технологии 5 класс для мальчиков симоненко – Учебник по технологии 5 класс Тищенко Симоненко читать онлайн

Учебник Технология Труды 5 класс для мальчиков Симоненко Тищенко Самородский

Учебник Технология Труды 5 класс для мальчиков Симоненко Тищенко Самородский — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

В.Д. Симоненко А.Т. Тищенко П.С. Самородский
f
г
Al
ТЕХНОЛОГИЯ 5
‘f
# ч
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
в. Д. Симоненко А. Т. Тищенко П. С. Самородский
ТЕХНОЛОГИЯ
О класс
Учебник
для общеобразовательных учреждений
Вариант ДЛЯ мальчиков
Под редакцией В. Д. Симоненко
Допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации
6-е издание
Москва
«Просвещение»
2010
УДК М Ui»/.I:(1^
iji>K :юл)я/?
сз/
Авторы:
б. Д О/жоненяо — Информационные технологии, творческие проекты; А. Т. Тищенко — Технология обработки металлов, элементы машиноведения, культура дома;
П. С. Самородский — Технология обработки древесины, элементы машиноведения.
На учебник получены положительные заключения Российской академии образования (№ 01-165/5/7 от 03.07.2006 г.) и ГОУ ВПО «Московский институт открытого образования» (Ns 352 от 02.10.2006 г.)
Симоненко В. Д.
С37 Технология. 5 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений : вариант для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. — б-е изд. — М. : Просвещение, 2010. — 176 с. : ил. — ISBN 978-5-09-024162-5.
УДК 373.167.1:62 ББК З0.бя72
Учебное издание Симоненко Виктор Дмитриевич Тищенко Алексей Тимофеевич Самородский Петр Степанович
ТЕХНОЛОГИЯ 5 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений
ЦЕНТР ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Руководитель Центра В. И. Егудин. Зам. руководителя Центра £ К. Липкина. Редактор £ £. Купцова. Младший редактор Г. И. Данилова. Художники В. С. Давыдов, А. А. Осколкова. Художественный редактор Т. В. Глушкова. Технический редактор Н. В. Лукина. Корректоры В. М. Гончар, Н. И. Князева, £. Г. Терскова
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД N» 05824 от 12.09.01. Подписано в печать 12.01.10. Формат 60x90Vi6. Бумага офсетная. Гарнитура Прагматика. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 9,07+ форз. 0,45. Тираж 40 000 экз. Заказ 790.
Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение».
127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Отпечатано в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфком-бинат детской литературы им. 50-летия СССР». 170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября, 46.
ISBN 978-5-09-024162-5
© Издательство «Просвещение», 2005 © Издательство «Просвещение», переработка и дополнения, 2006 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2005 Все права защищены
Введение
Вы приступаете к изучению новой учебной дисциплины — технологии. Прежде всего попробуем объяснить, ЧТО понимается под этим термином.
Слово «технология» происходит от древнегреческого techne — «искусство, мастерство, умение» и латинского logos — «учение, слово, наука».
Под технологией понимают совокупность операций, приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции. Точное выполнение всех операций и соблюдение их последовательности являются гарантией выпуска продукции заданного качества и в нужном количестве.
Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Совершенно по-разному, например, добывают полезные ископаемые и изготавливают машины, производят молоко и разводят домашних животных, строят дома и шьют одежду. Есть технологии, которыми пользуется каждый человек. Это прежде всего технология общения, технология ухода за жильем и др. Существует также ряд очень распространенных технологий, которые входят в содержание труда людей, работающих по наиболее массовым профессиям, — это технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ в доме и др.
В современных условиях все большую роль играет информация. Уже сформировалось целое научно-практическое направление — информационные техно-
3
логии, цель которых — передавать, хранить и перерабатывать информацию. Знание информационных технологий становится необходимым подавляющему числу специалистов, независимо от того, работают они в области производства продукции или занимаются ее реализацией и эксплуатацией.
На занятиях по новой учебной дисциплине — технологии — вы познакомитесь с технологией обработки наиболее распространенных материалов — древесины и металла, освоите основы информационных технологий, элементы культуры дома. Вы узнаете также, что такое творческий проект и каким образом, выполняя этот проект, можно получить полезное для школы или дома изделие.
й
правила
безопасной
работы
Технология обработки древесины
Элементы
машиноведения
Древесина — один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое.
И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т. д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать книжную полку для вашего дома, небольшую скамейку для садового участка, игрушки для младших братьев или сестер и многое другое.
1
Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины
Рабочее место. Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место.
Рабочее место для обработки древесины оборудуется столярным верстаком (рис. 1), стулом (рис. 2), стеллажами (рис. 3), ящиками (рис. 4), полками и тумбочками для размещения и хранения инструментов, приспособлений и заготовок. Слово «верстак» в переводе с немецкого означает «мастерская»*. Верстак представляет собой рабочий стол.
* Поскольку ремесло и промышленное производство вначале развивались в Западной Европе, то многие ключевые слова произошли от слов иностранного происхождения.
Рис. 1. Столярный верстак:
1—основание; 2—крышка; 3—отверстия под клинья; 4—лоток; 5—передний зажим; 6—задний зажим;
7—выдвижные или поворотные пальцы
Рис. 2. Стул
Рис. 3. Стеллаж для инструмента
Рис. 4. Яш,ик для инструмента
Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины, называется столяр. Произошло это название от основного вида деятельности — изготовления столов.
Существует два вида верстаков: столярный (деревянный) (см. рис. 1) и универсальный (комбинированный).
Столярный верстак применяют для обработки древесины, а универсальный — для обработки древесины и металлов.
Столярный верстак состоит из основания 1, крышки 2 с отверстиями 3, в которые вставляют клинья, лотка 4, переднего зажима 5, заднего зажима 6, выдвижных или поворотных пальцев 7. Передний зажили предназначен для закрепления заготовок, например, при строгании. Отверстия 3 с клиньями предназначены для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке 4, образованном крышкой верстака и брусками обвязки, размещают инструмент. Задний зажим используется для крепления заготовок, например, при строгании и распиливании. Выдвижные или поворотные пальцы служат для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Под верстаком размещают заготовки и изделия, хранят инструменты и приспособления.
Инструменты и приспособления. Для ручной обработки изделий из древесины на столярном верстаке применяют различные режущие и измерительные инструменты, а также приспособления.
К режущим инструментам относятся пилы, струги, стамески, сверла и многие другие инструменты.
Измерительными инструментами служат линейки, угольники, циркули, транспортиры и т. д.
Все инструменты и приспособления хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. При этом наиболее часто применяемые инструменты располагают
8
Рис. 5. Зоны досягаемости рук: а — сидя; б — стоя, сбоку; в — стоя, спереди
ближе к месту работы в зоне досягаемости рук (рис. 5). Каждый инструмент хранится строго на своем месте.
Правила работы. Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика.
Проверяют это так: нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на его крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту (рис. 6).
Рис. 6. Проверка соответствия верстака росту ученика
Рис. 7, Крепление заготовки на верстаке между клиньями с поджатием задним зажимом:
/ — крышка верстака; 2—клин; 3—заготовка; 4—задний зажим; 5— ручка зажима
Крепление обрабатываемых заго

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник Технология Труды 5 класс Тищенко Симоненко

Учебник Технология Труды 5 класс Тищенко Симоненко — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

ФГОС
Алгоритм успеха
A. Т. Тищенко
B. Д. Симоненко ‘
Технология
Индустриальные
технологии
5
класс
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва
Издательский центр «Вентана-Граф»
2013
Г)БК 74.212я72 Т47
Учебник включён в федеральный перечень Тищенко А.Т.
Т47 Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 192 с. : ил.
ISBN 978-5-360-04028-6
Цель и.зучения — формирование представлений об используемых в современном производстве технологиях, освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности.
Учащиеся овладевают необходимыми в повседневной жизни базовыми приёмами ручного и механизированного труда с исполь-.зованием распространённых инструментов, приспособлений, механизмов и машин, в том числе бытовой техники, а также знакомятся с миром профессий. Полученные знания применяют в практической деятельности, в том числе при выполнении творческих проектов.
Учебник входит в систему «Алгоритм успеха».
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего обра.зования (2010 г.).
ББК 74.212я72
ISBN 978-5-360-04028-6
© Тищенко А.Т., Симоненко В.Д., 2012 © Издательский центр «Вентана-Граф»,
в учебнике приняты условные обозначения
Знакомимся с профессиями
I f I Помним и соблюдаем правила безопасной работы Проводим исследование I Я I Работаем индивидуально Работаем в группе
Используем компьютер. Ищем в Интернете нужную информацию

Запоминаем опорные понятия I ^ I Проверяем
свои знания
Введение
Дорогой пятиклассник!
Многие окружающие тебя в школе, дома и на улице предметы, от простых до самых сложных, изготовлены руками человека. В них вложен большой труд людей. Ты постоянно сталкиваешься со множеством вещей, которые облегчают жизнь человека. Возможно, когда вырастешь, ты будешь создавать такие вещи сам.
Изготовление любого изделия требует применения каких-либо исходных материалов (заготовок) и осуществляется в определённой последовательности, т. е. по определённой технологии.
Слово «технология» произошло от двух греческих слов: «техно» — мастерство или умение и «логос» — наука или учение, т. е. технология — это наука о мастерстве. В настоящее время под технологией понимают совокупность способов преобразования материалов, объектов, энергии, информации для создания изделий, удовлетворяющих потребностям людей. Технология включает в себя методы, приёмы, режимы работы, последовательность действий, она тесно связана с применяемым оборудованием, инструментами. Чем сложнее изделие, тем сложнее применяемые технологии.
Этот учебник поможет тебе в изучении основ технологий обработки конструкционных материалов (древесины, металла и искусственных материалов), а также технологий домашнего хозяйства. Овладев простыми технологиями, ты сможешь перейти к более сложным.
Конечно же, не стоит ограничиваться только изучением различных приёмов обработки древесины и металла. Гораздо интереснее, применяя эти приёмы, создавать своими руками полезные или просто красивые изделия. Одно из таких изделий и станет твоим творческим проектом.
В начальной школе ты уже выполнял несложные творческие проекты. В 5 классе проекты будут не только более сложными.
но и более интересными. В разделе «Творческий проект» ты узнаешь подробнее, что называется творческим проектом, из каких этапов он состоит, что необходимо знать и уметь, чтобы твоё проектируемое изделие было хорошего качества и долго служило. ч
На уроках технологии ты будешь заниматься проектной деятельностью и изготовлять своё изделие, а в конце учебного года представишь его для оценки учителю, товарищам, родителям.
В учебнике приведены примеры выполнения пятиклассником творческих проектов. Они помогут тебе в работе над твоим проектом.
В различных областях деятельности человека применяется понятие «портфолио». Портфолио — это собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о том, каких успехов достиг человек в своей деятельности и что он умеет делать. Ты тоже можешь к концу учебного года подготовить портфолио, или журнал своих достижений, с фотографиями изделий, которые ты изготовил своими руками. В конце учебника приведён пример портфолио пятиклассника.
Успехов тебе в изучении и освоении технологии!
Авторы
творческий проект
Что такое творческий проект
Творческий проект — это самостоятельная творческая итоговая работа, которую ты должен выполнить к концу учебного года. Если твои знания в изучении технологий прочные, если на занятиях ты приобрёл хорошие умения и навыки, значит, качество творческого проекта также будет высоким.
В 5 классе школьники изучают технологии обработки конструкционных материалов (древесины, тонколистового металла и проволоки, искусственных материалов), поэтому объектами для творческих проектов являются изделия из этих материалов. Кроме того, можно изготовить комбинированные изделия, содержащие детали из древесины, металла, искусственных материалов (см. Приложение. Банк объектов для творческих проектов).
К выбору темы своего творческого проекта нужно отнестись ответственно: заранее провести поиск информации в книгах, журналах и сети Интернет, можно посоветоваться с учителем, родителями, товарищами. Не следует выбирать очень сложное изделие, так как тебе может не хватить времени на его изготовление. /
Если проект сложный, над ним можно работать коллективно, в группе одноклассников, разделив его на несколько частей между членами группы. При этом следует помнить, что все детали изделия должны быть изготовлены к определённому сроку, чтобы успеть соединить их в единое целое и завершить проект вовремя. Сложную деталь можно использовать в готовом виде, купив в магазине и встроив её в общее изделие.
Изготовлять своё проектное изделие ты будешь во время практических работ в течение всего учебного года по мере изучения учебного материала, освоения технологических приёмов. По окончании работы над проектом необходимо провести-испытание созданного изделия и только затем представить его на всеобщее обозрение и оценку.
6
а
Творческий проект.
1. Что называют творческим проектом?
2. Какое изделие ты планируешь выбрать в качестве творческого проекта? *’,,
3. Какими достЬинствами будет обладать твоё проектное изделие?
4. К каким источникам информации ты обратишься при выборе темы проекта?
Этапы выполнения проекта
Работа над творческим проектом состоит из трёх основных этапов: поискового (подготовительного), технологического и заключительного (рис. 1).
Рис. 1. Этапы выполнения творческого проекта
Поисковый (подготовитель} 1ый) этап начинается с выбора темы проекта. Для этого надо определить, какое изделие необходимо тебе или твоим близким, т. е. потребность. Побеседуй с учителем, расспроси родителей, сверстников. Необходимую информацию относительно выбранного тобой объекта для творческого проекта ты можешь найти в печатных изданиях, Интернете и постепенно сформировать базу данных по выбранной теме. Затем следует оценить, достаточно ли у тебя знаний и умений, чтобы изготовить данное изделие. Если да, то следующий шаг — проверить наличие необходимых материалов для его изготовления и оценить их стоимость. Если изделие сложное, то можно изготовлять его коллективно, сформировав рабочую группу из одноклассников.
После этого нужно изложить в письменном виде обоснован ние выбора темы проекта на основе личных или общественных потребностей в изделии.
Следующим шагом является формулирование требований к изделию по следующим критериям: простота изготовления, экономичность, эстетичность, удобство в эксплуатации, экологичность и др.
Затем разработать возможные варианты изделий в виде рисунков, эскизов, чертежей, опираясь на различные источники информации: материалы журналов, кииг, сайтов Интернета, а также на готовые промышленные образцы. Значительную помощь в проектировании изделия (в разработке рисунков, эскизов) может оказать персональный компьютер (ПК). Сравнивая достоинства и недостатки разработанных вариантов изделия по указанным выше критериям, нужно выбрать лучший.
Технологический этап начинается с разработки технической документации (чертежей деталей и изделия в целом) и техноло

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник Технология Труды 5 класс Правдюк Симоненко Самородский Синица

Учебник Технология Труды 5 класс Правдюк Симоненко Самородский Синица — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

ББК 74.212.0 Т38
Учебник включен в федеральный перечень
Авторы: В.Н. Правдюк, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко,
Н.В. Синица, О.В. Табурчак
Технология : 5 класс : учебник для учащихся общеобра-Т38 зовательных учреждений / [В.Н. Правдюк, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко и др.] ; под ред. В.Д. Симоненко. — 3-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 224 с. : ил.
ISBN 978-5-360-03233-5
Универсальная линия учебников технологии под редакцией В.Д. Симоненко предлагает единый учебник для мальчиков и девочек. Учебник развивает основные принципы, заложенные в программе и учебных пособиях по технологии для начальных классов, обеспечивая преемственность технологического образования. Учебник может использоваться как в городской, так и в сельской школе.
Рекомендуется для малокомплектных школ, а также школ, ориентированных на углубленное или профильное изучение естественнонаучных дисциплин.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.).
ББК 74.212.0
Условные обозначения
Правила безопасности
Практическая работа
Ч
Опорные понятия
Контрольные вопросы
ISBN 978-5-360-03233-5
© Издательский центр «Вентана-Граф», 2002 © Издательский центр «Вентана-Граф», 2007, с изменениями
Введение
Слово «технология» произошло от двух греческих слов; «тех-нэ» (мастерство, умение) и «логос» (учение, наука), то есть дословно технология — это наука об умении, мастерстве. Если говорить строгим языком науки, то технология — это процесс преобразования материалов, энергии, информации в нужный для человека продукт, услугу, а также процесс их создания.
Технологии бывают разные: очень простые (пришивание пуговицы и приготовление яичницы) и сложные (создание компьютерной техники и космических кораблей). Важная роль в хозяйственной деятельности человека отводится сельскохозяйственным технологиям — выращиванию и переработке различных растений, разведению домашних животных, поскольку сельское хозяйство обеспечивает человека самым важным — продуктами питания.
В 5 классе вы познакомитесь с технологиями изготовления изделий из древесины и металла, обработки продуктов питания и изготовления одежды, узнаете основные способы возделывания почвы и выращивания растений. Изучение этих технологий научит вас многим полезным навыкам, умению правильно выбирать подход к любой работе.
1. Основы аграрной технологии (Осенние работы)
http://kurokaiTi.ru
Сельское хозяйство и промышленность — два основных вида материального производства. Главные задачи сельскохозяйственного производства — выращивание культурных растений и разведение животных с целью получения продуктов питания и сырья для промышленности. Для решения этих задач используются важнейшие природные ресурсы: земля, вода, электроэнергия, растения и животные, а также сельскохозяйственная техника. Сельское хозяйство делится на две отрасли: растениеводство и животноводство.
Растениеводство обеспечивает население страны продуктами питания, животных — растительными кормами, а многие отрасли промышленности — сырьем. Растениеводство включает в себя полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство и цветоводство.
Животноводство обеспечивает население продуктами питания, живой тягловой силой, легкую промышленность — сырьем, а растениеводство — органическими удобрениями. Животноводческая отрасль подразделяется на скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство, коневодство, пчеловодство, рыбоводство и другие отрасли.
Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства тесно связаны между собой. Они комплексно (совместно) решают задачи повышения качества и количества урожая, увеличения надоев молока, привеса животных и т. д. Применение определенных технологических операций, современной техники, достижений науки позволяет решать эти задачи более успешно.
Сельскохозяйственные технологии иначе называют аграрными (от лат. «аграриус» — земельный).
Аграрные технологии — это комплекс приемов в растениеводстве и животноводстве, направленных на повышение урожайности растений, увеличение продукции животноводства, а также на повышение качества всей сельскохозяйственной продукции. Аграрные технологии включают в себя технологические операции по подготовке семян к посадке и посеву, по уходу за растениями, систему защиты их от вредителей и болезней, способы уборки урожая, его хранения и т. д.
Агротехнологии предусматривают широкое использование сельскохозяйственной техники и снижение доли ручного труда в производстве. На полях для этого используют различную сельскохозяйственную технику: тракторы, орудия поверхностной обработки почвы (плуги, бороны, культиваторы), посевные и уборочные комбайны, опрыскиватели и т. п. На приусадебном, дачном и пришкольном участках можно использовать малогабаритную технику.
Ведущими специалистами в аграрном производстве являются агрономы, зооинженеры, ветеринары и инженеры-механики. Помогают им осуществлять работу в растениеводстве мастера-полеводы, садоводы, овощеводы, цветоводы, в животноводстве — мастера машинного доения. Все технические операции на полях и животноводческих фермах выполняют машинисты различного профиля и другие рабочие и специалисты сельского хозяйства.
Растениеводство: полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство и цветоводство; животноводство: скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство, коневодство, пчеловодство, рыбоводство; аграрные технологии.
1. Чем обеспечивает человека сельскохозяйственное производ-ство?
* 2. На какие виды делится растениеводство? Животноводство?
3. Как связаны между собой растениеводство и животноводство?
4. Что такое аграрные технологии?
1. Многообразие
сельскохозяйственных растений
Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях, называются культурными растениями. Их также называют сельскохозяйственными растениями или сельскохозяйственными культурами.
Культурные растения получены человеком в результате специального разведения, возделывания, или культивирования (от лат. «возделывание»). Ценные для человека свойства, отличающие их от дикорастущих видов, культурные растения приобрели в процессе отбора лучших образцов и селекции. Для культурных растений характерны более крупные размеры и большая изменчивость тех частей растений, которые имеют хозяйственную ценность.
Сельскохозяйственные растения выращивают для потребления в пищу в свежем и переработанном виде, используют в качестве корма для домашних животных (кукуруза, подсолнечник, свёкла кормовая, картофель и другие).
Среди полевых культур ведущее место занимают злаковые зерновые культуры: пшеница, рожь, овес, ячмень (рис. 1). Их называют хлебами первой группы, так как из них делают муку и выпекают хлебобулочные и кондитерские изделия (ячмень используется для приготовления солода и дрожжей). К хлебам второй группы относятся зерновые крупяные культуры: гречиха, просо, сорго. Солому зерновых культур используют в животноводстве.
Зернобобовые культуры (рис. 2) — горох, бобы, фасоль, соя, чечевица — имеют высокую питательную ценность. В них содержится большое количество белков, необходимых для организма человека.
Рис. 1. Зерновые культуры. Хлеба первой группы: а — пшеница; б — рожь; в — овес; г — ячмень. Хлеба второй группы: д — гречиха; е — просо; ж — сорго
Плодовые (яблоня, груша, вишня, слива) и ягодные (смородина, крыжовник, малина, земляника) культуры (рис. 3) растут в России повсеместно. Абрикос, алыча, апельсин, лимон, мандарин, гранат, виноград — теплолюбивые растения и растут в нашей стране преимущественно в южных районах.
Плоды и ягоды имеют высокую питательную ценность. Они содержат необходимые для здоровья человека полезные вещества. Из плодов и ягод готовят с

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник Технология Труды 5 класс для девочек Крупская Симоненко

Учебник Технология Труды 5 класс для девочек Крупская Симоненко — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

5К 74.212я72 Т37
Учебнвк включен в федеральный перечень
Кам^тив авторов:
Ю.В, Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В, Литикова, БД, Симоненко
17
Технология. Обслуживающий труд : 5 класс ; учебник для учащихся общеобразовательных учреящений / [Ю.В, Крупская, Н.И, Лебедева, Л.В, Литикова и др.] ; под ред, В.Д, Симоненко. — 4-е изд., перераб, — М. : Вентана-Граф, 2010. — 192 с.: ил.
ISBN 978-5-360-01668-7
Учебник подготовлен в соответствии с авторской программой по технологии. Предназначен для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). Цель книги — дать пятиклассницам основополагающие теоретические знания по ряду технологий, которые применяются в домашнем хозяйстве (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие). Закрепить знания на практике поможет творческая работа над проектами.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.).
ББК 74.212я72
N 978-5-360-01668-7
® Издательский центр «Вентана-1фаф», » . 2007, с изменениями
© Издательский центр «Вентана-Граф», 2008, с изменениями ■
Введение
т:.f^
Уважаемая пятиклассница! У тебя в руках учебник «Технология» для девочек. Ранее элементы технологии ты изучала в начальной школе.
Слово «технология» происходит от древнегреческих t6hne — «искусство», «мастерство», «умение» и logos ~ «учение», «наука». Значит, технология — это наука об умении, мастерстве, искусстве.
Сегодня под технологией понимают совокупность производственных операций, методов и процессов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и т. п. Только строгая последовательность определенных действий, соблюдение норм расхода сырья, использование качественных материалов и соответствующих им технологических операций могут обеспечить получение продукции нужного качества и количества.
Технология изучает определенные правила обработки текстильных материалов и пищевых продуктов, а также процессы, происходящие при этом. Для ведения каждого технологического процесса необходимо оборудование, и порой очень сложное. Его создание тоже представляет собой технологию.
Говорят, что все новое — хорошо забытое старое. В этом высказывании есть доля истины. Так, начиная создавать что-либо, необходимо изучить уже существовавшее и существующее, определить все плюсы и минусы, а главное — ответить на вопрос: для чего создавать новое?
Различных технологий много. Есть очень простые (пришивание пуговицы), а есть очень сложные (создание космических кораблей).
Все продукты, которые мы употребляем в пищу, имеют свою технологию приготовления. Есть технология кондитерского, молочного, мясного производства и т. д.
Есть технология швейного дела. С ее помощью изготовляют различные изделия, одежду. Технология любого производст-
ja включает в сеоя материаловедение, то есть изучение сырья, материалов, необходимых для изготовления изделия.
Когда ты станешь взрослой, то будешь использовать ра.з-1ичные технологии в своей деятельности.
В 5 классе ты ознакомишься с основами материаловедения и машиноведения, технологией выполнения ручных работ н изготовления швейного изделия, лоскутной техникой, вышив-шй, уходом за одеждой, рукоделием, кулинарией, технологией зедения дома.
В учебнике раскрывается понятие «учебный творческий проект». Выполнение проектов поможет развить твои творче-:кйе качества, проявить самостоятельность, ответственность, 5ыть последовательной в любом деле.
Успехов тебе в освоении технологии!
Авторы
В учебнике приняты условные обозначения
— 5— Правила безопасной работы
— 44^— Практическая работа
Опорные понятия Вопросы для самопроверки
Основы материаловедения
Сколько на свете различных вещей и изделий из натуральных и искусственных тканей! И сами ткани такие ра.зные: гладкие и ворсистые, плотные и тонкие, легкие и тяжелые, теплые и прохладные… Но все они называются одним словом — «ткани», значит, они имеют много общего.
Рассмотри любую ткань через увеличительное стекло — увидишь переплетенные нити. А у некоторых тканей они видны даже невооруженным глазом.
Чтобы сшить любое изделие, надо правильно выбрать соответствующую ткань, узнать ее свойства. Поэтому, прежде чем приступать к изготовлению швейного изделия, познакомься с основами швейного материаловедения.
§1.
Классификация текстильных волокон
Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
Волокно—это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.
Текстильные волокна — это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий. В основе классификации волокон лежит их происхождение (способ получения) и химический состав. По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические (схема 1).
Схема 1. Классификация текстильных волокон
Текстильные волокна
Натуральные
Химические
Растительные
Животные Минеральные
Хлопок Лён
Практическая работа № 2
Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения
Материалы и инструменты: бумага, ножницы, клей,
учебник, рабочая тетрадь.
1. Вырежи из бумаги разного цвета два квадрата 10 х 10 см,
2. Разметь два квадрата через 1 см.
3. Проведи на одном из квадратов дополнительную линию, отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.
4. Разрежь второй квадрат по намеченным линиям на полоски.
5. Выполни переплетение, как показано на рисунке 8, и подклей концы полосок.
6. Приклей готовый макет переплетения в тетрадь.
Практическая работа № 3
Определение нити основы и лицевой стороны в хлопчатобумажных тканях
Материалы и инструменты: четыре-пять лоскутов хлопчатобумажных тканей полотняного переплетения (один-два лоскутка с кромкой), линейка, ножницы, карандаш, клей, учебник, рабочая тетрадь.
Определение нити основы в тканях полотняного переплетения
1. Выбери два лоскута тканей полотняного переплетения (с кромкой и без кромки). Определи в каждом лоскуте направление нити основы.
2. Вырежи из них два образца размером 5×7 см (так, чтобы в одном из них сохранилась кромка).
3. Приклей два образца в тетрадь и рядом стрелками или X покажи направление нити основы.
4. Рядом с каждым образцом напиши, по какому признаку ты определила нить основы.
Определение лицевой стороны тканей полотняного переплетения
1. Возьми два лоскута тканей полотняного переплетения. Определи в каждом лоскуте ткани лицевую сторону.
2. Вырежи из них два образца размером 5×7 см,
3. Приклей каждый образец ткани в рабочую тетрадь лицевой стороной вверх.
4. Рядом с каждым образцом ткани напиши, по какому признаку ты определила лицевую сторону.
Пряжа, прядение, ткань, нити основы и утка, печатание (набивка), готовая ткань, ткацкое переплетение, полотняное переплетение, лицевая сторона ткани.
‘7— 1. Что называют пряжей, прядением? 2. Какова цель прядения?
3. Что называют тканью? 4. По каким признакам определяют нить основы в ткани? 5. Как чередуются нити в полотняном переплетении? 6. По каким признакам определяют лицевую сторону ткани?
12
13
Ручные работы
Каждая ученица может научиться самостоятельно кроить 1 шить для себя несложные вещи. Например, фартук, юбку, топ л др. Умение шить приучает к аккуратности, усидчивости и да-;т ощущение удовлетворения достигнутыми результатами. Для того чтобы научиться шить, необходимо знать основные прави-la построения чертежей выкроек и раскроя ткани, а также тех-40Л0ГИЮ изготовления изделий, которая включает в себя соеди-1ение деталей вручную, на швейной машине и влажно-тепловато обработку.
§ 3 ■ Организация рабочего места
для выполнения ручных работ.
Инструменты и приспособления
К ручным относятся операции, которые выполняют руч-той иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалс-тию из деталей или изделия стежков временного назначения.
Следует помнить, что при выполнении ручных работ необходимо соблюдать требования безопасного труда.
Правила безопасной работы I при выполнении ручных операций
и —————-

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Рабочая программа по технологии (5 класс) на тему: Рабочая программа по технологии 5 класс мальчики ФГОС

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа № 31

Утверждаю:                                                        Согласовано:                                    Рассмотрено

директор МБОУ СОШ№ 31                      зам. директора по УВР                    на заседании МО

____________А. М. Корочкина          _____ _______________                                                                                   №________ от ________

«____»_____________20____г.       «____»____________20____г                          

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе

по предмету «______технология________» в     5     классах

                                                             ( наименование предмета)

Учитель  технологии   1-ой категории

                                                                                                                                                  (предмет)

Костюк Дмитрий Николаевич

                                                                                                                                                  (ФИО)

Срок реализации программы: 2015  — 2016 уч. г.

        


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика программы

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала В.Д.Симоненко (вариант для мальчиков) и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс».  Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана — Граф, 2012.

Цели обучения:

  • формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
  • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
  • становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;
  • приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности; 
  • формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства; 
  • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания.

Задачи обучения: 

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
  • приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.

Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы, выполнение творческих проектов. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по материаловедению и машиноведению. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки материалов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»

Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.

Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции па одну, две и три плоскости (виды чертежа).

Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов.

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта.

Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.

Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными инструментами.

Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.

Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.

Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание древесины и древесных материалов.

Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.

Организация рабочего места для столярных работ.

Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.

Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.

Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.

Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.

Тема 2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.

Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.

Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.

Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение ПК для разработки графической документации.

Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты.

Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление.  Особенности выполнения работ.  Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального оборудования.

Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.

Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и искусственных материалов.

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла фальцевым швом.

Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.

Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.

Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.

Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.

Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.

Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК.

Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки.

Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.

Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с инструментами и приспособлениями для гибки.

Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.

Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

Тема 3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов

Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.

Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.

Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.

Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с приспособлениями и инструментами для работы на станке.

Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах.

Тема 4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов

Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.

Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. 11риёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.

Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение требований к создаваемому изделию.

Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.

Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий.

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»

Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними

Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Требования к интерьеру помещений в городском и сельском доме. Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня: их назначение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство.

Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.

Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой, кухонной мебелью.

Экологические аспекты применения современных химическиx средств и препаратов в быту.

Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью.

Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение мелкого ремонта одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий  на мебели.  Удаление  пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.

Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).

Тема 2. Эстетика и экология жилища

Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические, эргономические.

Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.

Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.

Лабораторно-практические и практические работы. Оценка микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.

Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка планов размещения бытовых приборов.

Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).

Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.

Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).

Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).

Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.

Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.

Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.

Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации использованием сети Интернет.

Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.

Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.

Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.

Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки, блёсны, наглядные пособия и др.


Распределение учебных часов по разделам программы

Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, приведено в таблице:

Разделы и темы программы

Количество часов

Технологии обработки конструкционных материалов (50 ч)

1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов

4.Технологии художественно-прикладной обработки материалов

50

20

22

2

6

Технологии домашнего хозяйства (6 ч)

1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними

2. Эстетика и экология жилища

6

4

2

Технологии исследовательской и опытнической деятельности (12 ч)

Исследовательская и созидательная деятельность

12

12

Всего: 68 ч

68

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
   • проявление познавательных интересов и активности в данной области;
   • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
   • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
   • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
   • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
   • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
   • алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
   • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;

  • умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;

    • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
   • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
   • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;    

    • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
   •  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
   • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
   • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
   • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

Предметным результатом освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

в познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
  • распознавание  видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

в мотивационной сфере:

  •  оценивание своей способности и готовности к труду;
  •  осознание ответственности за качество результатов труда;
  •  наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;
  •  стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса;
  • подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;
  • соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;

в физиолого-психологической сфере:

   •  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
  •  достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  •  соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

   •  сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;

в эстетической сфере:

   •  дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

   •  моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»;

   •  эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

   •  рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

   •  формирование рабочей группы для выполнения проекта;

   •  публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;

   •  разработка вариантов рекламных образцов.

Критерии и нормы оценок знаний обучающихся.

При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.

«5» ставится, если обучаемый:

—  полностью усвоил учебный материал;

—  умеет изложить его своими словами;

—  самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

—  правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» ставится, если обучаемый:

—  в основном усвоил учебный материал;

—  допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

—  подтверждает ответ конкретными примерами;

—  правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«3» ставится, если обучаемый:

—  не усвоил существенную часть учебного материала;

—  допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

—  затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

—  слабо отвечает на дополнительные вопросы.

«2» ставится, если обучаемый:

—  почти не усвоил учебный материал;

—  не может изложить его своими словами;

—  не может подтвердить ответ конкретными примерами;

—  не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ.

Учитель выставляет обучаемым отметки, за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.

«5» ставится, если обучаемым:

—  тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

—  правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

—  изделие изготовлено с учетом установленных требований;

—  полностью соблюдались правила техники безопасности.

«4» ставится, если обучаемым:

—  допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

—  в основном правильно выполняются приемы труда;

—  работа выполнялась самостоятельно;

—  норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

—  изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

—  полностью соблюдались правила техники безопасности.

«3» ставится, если обучаемым:

—  имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

—  отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

—  самостоятельность в работе была низкой;

—  норма времени недовыполнена на 15-20 %;

—  изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

—  не полностью соблюдались правила техники безопасности.

«2» ставится, если обучаемым:

—  имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

—  неправильно выполнялись многие приемы труда;

—  самостоятельность в работе почти отсутствовала;

—  норма времени недовыполнена на 20-30 %;

—  изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

—  не соблюдались многие правила техники безопасности.

Нормы оценок выполнения обучающихся графических заданий и лабораторных работ.

«5» ставится, если обучаемым:

—  творчески планируется выполнение работы;

—  самостоятельно и полностью используются знания программного материала;

—  правильно и аккуратно выполняется задание;

—  умело используются справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.

«4» ставится, если обучаемым:

—  правильно планируется выполнение работы;

—  самостоятельно используется знания программного материала;

—  в основном правильно и аккуратно выполняется задание;

—  используются справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.

«3» ставится, если обучаемым:

—  допускаются ошибки при планировании выполнения работы;

—  не могут самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

—  допускают ошибки и неаккуратно выполняют задание;

—  затрудняются самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

«2» ставится, если обучаемым:

—  не могут правильно спланировать выполнение работы;

—  не могут использовать знания программного материала;

—  допускают грубые ошибки и неаккуратно выполняют задание;

—  не могут самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Место предмета в учебном плане

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

 На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 68 ч за учебный год.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

   • Стенды и плакаты по технике безопасности;

   • компьютерные слайдовые презентации;

   • набор ручных инструментов и приспособлений;

   • оборудование для лабораторно-практических работ;

   • набор электроприборов, машин, оборудования.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебник «Технология» под редакцией Симоненко В.Д. 5 класс. Москва. Издательство «Вентана- Граф», 2012.
  2. Гоппе Н. Н. Технология. Технический труд. 5 класс : тетрадь творческих работ : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений  / Н. П. Гоппе, А. Ю. Холодов, М. И. Гуревич, И. А. Сасова; под ред. И. А. Сасовой. — М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. /Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение,2009.
  4. Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 5 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда/

Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2009.

  1. Дополнительное образование и воспитание : журн. – 2010. – № 3.
  2. Коваленко, В. И. Объекты труда. 5 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. – М. : Просвещение, 2009.
  3. Копелевич, В. Г. Слесарное дело / В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов. – М. : Просвещение, 2009.
  4. Маркуша, А. М. Про молоток, клещи и другие нужные вещи / А. М. Маркуша. – Минск : Нар. асвета, 2008.
  5. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М. : Просвещение, 2010.
  6. Сасова, И. А. Технология. 5–8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. – М. : Вентана-Граф, 2011.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *