Проверочные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т.А. Ладыженской
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить
Аннотация
Издание предназначено для промежуточного контроля знаний учащихся по орфографии. Пособие содержит небольшие (выполнение упражнений займёт не более пяти минут) проверочные словарные работы по всем темам курса русского языка 5-го класса. Издание поможет не только проверить уровень усвоения учениками орфографических тем, но также повторить и закрепить изучаемый материал. После каждого упражнения предлагается выполнить работу над ошибками. Издание предназначено учителям, методистам, учащимся 5-х классов.
Пример из учебника
Выберите в скобках строчную или прописную букву; поставьте, где это необходимо, кавычки.
Брат (К, к)оля, река (В, в)олга, журнал Вокруг света, дедушка (М, м)азай, писатель (Л, л)ев (Т, т)олстой, теплоход (П, п)ирогов, фабрика (К, к)расный Октябрь, кот (Б, б)арсик, газета Известия, (С, с)пасская башня.
Составьте предложение с любым примером из упражнения.
Содержание
Работа 1. Проверяемые безударные гласные в корне слова 5
Работа 2. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова 6
Работа 3. Проверяемые согласные в корне слова 7
Работа 4. Непроизносимые согласные в корне слова 8
Работа 5. Непроверяемые согласные в корне слова 9
Работа 6. Обобщение. Орфограммы корня 10
Работа 7. Разделительные ъ и ь 11
Работа 8. Буквы и, у, а после шипящих 12
Работа 9. Раздельное написание предлогов с другими словами 13
Работа 10. Употребление ь на конце имён существительных после шипящих 14
Работа 11. Употребление ь для обозначения мягкости согласных 15
Работа 12. Обобщение. Употребление ь знака 16
Работа 13. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -з с) 17
Работа 14. Буквы з и с на конце приставок 18
Работа 15. Обобщение. Правописание приставок 19
Работа 16. Буквы о-а в корне -лаг- — -лож- 20
Работа 17. Буквы о-а в корне -раст— -ращ— -рос- 21
Работа 18. Обобщение. Чередование гласных в корне 22
Работа 19. Буквы ё—о после шипящих в корне слова 23
Работа 20. Буквы и-ы после ц 24
Работа 21. Большая буква и кавычки в именах собственных 25
Работа 22. Буквы еиив окончаниях имён существительных 26
Работа 23. Буквы one после шипящих и ц в окончаниях существительных 27
Работа 24. Буквы о-е после шипящих в окончаниях и суффиксах имён прилагательных 28
Работа 25. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных 29
Работа 26. Краткие имена прилагательные с основой на шипящую 30
Работа 27. Не с глаголами 31
Работа 28. Мягкий знак после шипящих в глаголе 32
Работа 29. -Тсяи -гпъсяв глаголах 33
Работа 30. Буквы е и и в корнях с чередованием 34
Работа 31. Буквы еиив окончаниях глаголов I и II спряжения 35
Работа 32. Обобщение. Буквы е-и в корнях с чередованием и окончаниях глаголов 36
Работа 33. Повторение. Орфограммы в приставках 37
Работа 34. Повторение. Орфограммы в корнях слов 38
Работа 35. Повторение. Орфограммы в окончаниях слов 39
Работа 36. Повторение. Употребление ъ и ъ 40
Работы 37-43. Обобщение изученного материала 41
Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.
znayka.pro
Русский язык. 5 класс. Тесты без выбора ответа. Ответы. Потапова Г.Н.
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить
Аннотация
Тестовые задания к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс», рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включенному в Федеральный перечень учебников, содержат задания по всем темам курса русского языка 5 класса. В пособии предусмотрена система заданий, помогающая освоить не только новый материал, но и повторять пройденный, что способствует выработке устойчивых навыков грамотного письма и речи.
Пример из учебника
3) Звонко поют в лесу птицы звенят под деревьями и кустами весенние ручейки.
4) Кнопочка отворила дверь и наши путешественники вошли в просторную комнату.
5) И девочке почудилось что волны как-то странно кивают ей. Ответ:
6. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Муму будила Герасима по утрам (1) караулила его мётлы (2) и лопаты (3) никого не подпускала к каморке. Была ранняя весна (4) и утки летели плохо.
Ответ:
7. Расставьте знаки препинания. Запишите номера двух бессоюзных сложных предложений.
1) Весна восторжествовала над последними порывами зимы солнце высушило землю.
2) Рыбаки вытащили лодки на берег унесли багаж в избушку. З) Небо уже потемнело в лес опустились сумерки.
4) В солнечный день змея забирается на верх кочки часами принимает свою любимую солнечную ванну.
5) Ёжик прибежал в гнездо положил туда яблоко побежал за другим.
Ответ:
8. Оформите предложения с прямой речью. Найдите предложение, соответствующее схеме: А: «П». (где А — слова автора, П — прямая речь.) Поменяйте в этом предложении местами слова автора и прямую речь. Измените, где это необходимо, порядок слов в словах автора. Запишите получившееся предложение, расставьте знаки препинания, составьте его схему.
1) Герда спросила Разве Кай живёт у принцессы?
2) Снежная королева сказала Теперь я полечу в тёплые края.
3) Постой, бабушка, постой немножко ей кричит она в окошко.
Ответ:
Содержание
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ 5
Правописание гласных и согласных в корне слова. Буквы И, У, А после шипящих 5
Разделительные Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами 9
Части речи. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Правописание окончаний глаголов, существительных, прилагательных. Правописание мягкого знака после шипящих 13
Анализ текста 18
Контрольный тест 21
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 28
Словосочетание и предложение 28
Тире между подлежащим и сказуемым.
Знаки препинания при однородных членах 31
Предложения с обращениями. Простые и сложные предложения. Прямая речь 35
Анализ текста 39
Контрольный тест 42
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ 48
Фонетика. Орфоэпия. Орфография 48
Лексика 50
Итоговый тест 53
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 60
Морфемика 60
Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы 3 и С на конце приставок 63
Буквы А — О в корнях -ЛАГ ЛОЖ-, -PACT РОС- 66
Буквы Ё — О после шипящих в корне. Буквы И — Ы после Ц 70
Контрольный тест 74
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 79
Имя существительное. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Род, число,
склонение, падеж имён существительных. Культура речи 79
Культура речи. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Правописание О — Е после шипящих и Ц 82
Анализ текста 86
Контрольный тест 89
Имя прилагательное 93
Анализ текста 97
Глагол. НЕ с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание мягкого знака после шипящих. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Виды глагола 99
Глагол. Культура речи. Буквы Е — Ив корнях с чередованием. Правописание гласных перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени. Безударные личные окончания 103
Контрольный тест 108
Итоговый тест 112
ОТВЕТЫ 119
Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.
znayka.pro
Русский язык. 5 класс. Диктанты и изложения. Соловьева Н.Н.
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить
Аннотация
Сборник содержит разнообразный дифференцированный материал по русскому языку для проведения диктантов, изложений, самостоятельных и контрольных работ, а также развивающих сочинений. К каждому разделу разработаны тестовые задания. Пособие структурировано по темам; в нём используется система графических обозначений, что помогает быстро ориентироваться в нужном материале и устанавливать его уровень в целях эффективного использования в учебном процессе. Охвачены все учебные темы, есть ключи к заданиям.
Пример из учебника
Диктанты, изложения, а также темы и тексты для сочинений размещены в соответствии с изучаемыми учебными темами, что позволяет быстро найти необходимый материал. Обобщающие тестовые задания разработаны ко всем темам раздела. Материалы для самостоятельных и контрольных работ ориентированы в основном на тренинг и промежуточный контроль учащихся.
Задания к отдельным диктантам, некоторым самостоятельным и контрольным работам, сочинениям, а также тесты дифференцированы и имеют три уровня сложности: А (низкий), В (оптимальный) и С (высокий). При распределении вариантов следует учитывать тот факт, что уровень С может включать задания повышенной сложности или несколько опережающие программу, поэтому они обозначены соответственно одной звёздочкой (*) или двумя (**).
Каждый раздел сборника снабжён ответами (на это указывает специальная пометка Ключ), которые в основном относятся к тестам.
Содержание
Предисловие 3
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 1—4 КЛАССАХ 6
Диктанты —
Изложения 11
Тестовые задания 12
Материал для самостоятельных и контрольных работ 17
Темы и тексты для мини-сочинений 19
Ключи к заданиям 21
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ 24
Диктанты —
Изложения 30
Тестовые задания 31
Материал для самостоятельных и контрольных работ 36
Темы и тексты для мини-сочинений 40
Ключи к заданиям 41
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 42
Диктанты —
Изложения 43
Тестовые задания 44
Материал для самостоятельных и контрольных работ 48
Темы и тексты для мини-сочинений 51
Ключи к заданиям 52
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 53
Диктанты —
Изложения 56
Тестовые задания 59
Материал для самостоятельных и контрольных работ 63
Темы и тексты для мини-сочинений 69
Ключи к заданиям —
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 71
Диктанты —
Изложения 75
Тестовые задания 76
Материал для самостоятельных и контрольных работ 79
Темы и тексты для мини-сочинений 82
Ключи к заданиям 83
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 85
Имя существительное —
Диктанты —
Изложения 90
Тестовые задания 91
Материал для самостоятельных и контрольных работ 97
Темы и тексты для мини-сочинений 101
Ключи к заданиям 102
Имя прилагательное 103
Диктанты —
Изложения 106
Тестовые задания 108
Материал для самостоятельных и контрольных работ 113
Темы и тексты для мини-сочинений 116
Ключи к заданиям 118
Глагол 119
Диктанты —
Изложения . 124
Тестовые задания 126
Материал для самостоятельных и контрольных работ 132
Темы и тексты для мини-сочинений 137
Ключи к заданиям 138
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО 140
Диктанты —
Изложения 143
Тестовые задания 145
Материал для самостоятельных и контрольных работ 152
Темы и тексты для мини-сочинений 157
Ключи к заданиям
Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.
znayka.pro
Русский язык. 5 класс. Диагностические работы. Соловьева Н.Н.
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить
Аннотация
Диагностические работы по русскому языку адресованы учащимся и являются составной частью УМК по русскому языку для 5 класса авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. Сборник включает в себя три варианта тестов по всем разделам русского языка, входящим в курс обучения пятиклассников, и соответствует структуре учебника.
Диагностическая работа позволяет определить уровень усвоения текущего материала по русскому языку или усвоения учащимися предметного содержания всего курса. Предлагаемые варианты диагностических заданий разработаны в соответствии со стандартом основного общего образования по русскому языку и ориентированы на учебник для 5 класса общеобразовательных организаций авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
Диагностические работы представлены по девяти темам, тесты по каждой теме даны в трёх вариантах.
Пример из учебника
Особого внимания заслуживают задания, в которых требуется выбрать подходящее по смыслу слово из ряда предложенных или подобрать синоним/антоним, опираясь на собственный лексический запас. Возникает возможность вариативного ответа, в связи с чем следует индивидуально подходить к каждому конкретному случаю и оценивать ответ учащегося исходя из общих филологических критериев. Тем не менее в большинстве случаев при внимательном прочтении текста, задания всегда обнаруживается предпочтительный вариант, на который и следует обратить внимание учащихся при обсуждении оценок и работе над ошибками и дать пояснение на этот счёт. В конце сборника приводятся ключи ко всем заданиям диагностических работ, где предполагается однозначный или наиболее очевидный ответ.
Содержание
Обращение к учащимся 3
Обращение к учителю
Повторение изученного в -—4 классах 5
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 12
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи 23
Лексика. Культура речи 29
Морфемика. Орфография. Культура речи 39
Морфология. Орфография. Культура речи 46
Имя существительное
Имя прилагательное 54
Глагол 64
Повторение и систематизация изученного 76
Ключи к диагностическим работам 87
Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.
znayka.pro
Методическая разработка по русскому языку на тему: «имя прилагательное» (5 класс)
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе c элементами ФГОС
Учитель русского языка и литературы Булатова Л.П.
ГБОУ коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; г.Уфа
«Имя прилагательное как часть речи»
(урок повторения и закрепления изученного)
Тип урока: урок систематизации знаний, умений, навыков.
Имя прилагательное как часть речи
Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль в предложении, правильно употреблять прилагательные в речи.
Задачи урока:
— обучающие: закрепление знаний учащихся о полных и кратких именах прилагательных; отработка умения и навыков морфологического анализа прилагательного, определение роли прилагательных в предложении, речи;
—коррекционно-развивающие: расширение словарного запаса учащихся, формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие навыков устной монологической речи
— воспитательные: воспитание бережного отношения к художественному слову, формирование умения определять художественную значимость слова.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: закрепить понятие «признак» применительно к имени прилагательному, умение определять синтаксическую роль прилагательного в предложении, отработать орфографические навыки написания прилагательных.
метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
личностные: формирование навыков фронтальной работы, осуществление контроля и самоконтроля, формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.
Оборудование: конспект урока, дидактический материал, учебник ( Русский язык: учебник для 5 кл. образовательных учреждений / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2016).
Оценочные листы.
Ход урока.
Организационный момент.
Записываем дату.
Мотивация. Отгадайте загадки: (чтение загадки учителем)
ЖГУЧАЯ И КОЛЮЧАЯ,
Жалит, как змея гремучая. (Крапива)
Стоят в поле сестрички:
Желтые глаза, белые реснички. (Ромашка)
— Что помогает отгадать загадку? (имя прилагательное)
Эпиграфом к нашему уроку будет пословица а) «Корень учения горек, да плод его сладок» (на доске) (записываем) Объясните ее смысл.
Целеполагание и постановка учебных задач. —Послушайте стихотворение
Учитель читает стихотворение:
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю (признак предмета).
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, (сладкий).
Изменяюсь по родам,
(Числам и падежам).
Люблю детей внимательных.
Кто я?..(имя прилагательное).
—- Итак, как мы сформулируем тему урока?: «Имя прилагательное как часть речи» (записывают)
— учитель обращается к учащимся: это для нас новая тема или мы будем повторять и закреплять уже изученный материал? (повторять и закреплять)
— Для того чтобы мы с вами все выполняли правильно, ничего не упустили и не забыли, мы должны сформулировать цель урока:
Но чтобы ничего не упустить, мы составим план повторения и закрепления
4. Проблемная ситуация: посмотрите на доску:
— я предлагаю вам расставить цифры, чтобы обозначить, в какой последовательности, по-вашему, стоит рассматривать учебный материал.
Б). План урока (на доске)
Роль прилагательного в речи (4)
Общее значение имени прилагательного(1)
Морфологические признаки имени прилагательного(2)
Синтаксическая роль (3)
— По опорным фразам сформулируйте цель урока:
Опорные фразы: (находятся у учащихся)
Повторить изученное об … (имени прилагательном)
Учиться … речи (использовать прилагательные в устной и письменной речи)
Определить … в предложении (синтаксическую роль прилагательных)
Закрепить знания правописания прилагательных: (правописание окончаний имен прилагательных)
Актуализация знаний, умений
Стихотворение на доске: (читает учитель, дети: учимся выразительному чтению)
Беседа по тексту: — какова тема текста? Земля как родина человека (анализ текста по схеме на доске)
Планета Земля – заглавие
— основная мысль: земля — красивая голубая планет
— ключевые слова: Земля, красота, любимый, голубоватый шар
В).Пилот в космической ракете —-Как вы думаете, какое задание я хотела бы вам предложить?
На Землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете — какая часть речи делает этот текст ярким, выразительным, кра-
Такой не видел красоты! сочным, образным?
Внизу, за стеклами кабины,
В молочных облаках лежал
Далекий, маленький, любимый
Земной голубоватый шар.
(Я.Аким)
Анализ поэтического текста
— Что конкретно могут обозначать прилагательные? (различные признаки предмета: цвет-голубоватый, место – далекий, величину — маленький, эмоциональную оценку предмета – любимый)
Вывод? Имена прилагательные могут обозначать самые разные признаки предметов.
Приложенное, добавленное к чему-нибудь.
К чему же «приложено» прилагательное?
К имени существительному.
– Почему к именам существительным? (Существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета)
– Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой»
Актуализация знаний, умений.
Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из иностранных языков. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное»
Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных — в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту.
Г).(на доске)
С. Есенин
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?
Дети: Потому что поэт использовал прилагательные.
Учитель: Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным? Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?
Дети: Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красивым.
Учитель: Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?
Дети: Использование эпитетов.
– А зачем нам нужно это знать? (Чтобы уметь отличать прилагательные от других частей речи, правильно употреблять имена прилагательные, чтобы речь была красивая, точная…)
6. Разрешение проблемной ситуации / по домашнему заданию
-Какая часть речи является наиболее употребляемой? И почему? —- По материалу домашних творческих работ
По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов, по частоте употребления – 5 место.
Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (при описании картин природы, характера человека, его чувств, настроений, душевных переживаний, при названии морей и рек, цветов, в загадках).
— Для чего нам нужно хорошо знать эту часть речи? Дети: Чтобы наша речь была красивой, красочной, яркой.
Актуализация знаний: чтение учителем текста «Лягушка-невеста» (Т.Рик «Доброе утро, имя прилагательное!» стр.38
-Что делает текст интересным, занимательным, смешным? (Краткие прилагательные)
— Учитель: К какому выводу вы пришли, для чего в речи используются прилагательные?
Дети: Для того чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более ярким, красочным, выразительным.
Прилагательные создают яркое зримое представление о предмете, явлении.
На какой вопрос они отвечают? (Каков? Какова? Каково?)
Актуализация знаний
Учитель: Прилагательные не только дарят признаки, но и сами имеют свои грамматические особенности
Выполните следующее задание: (письменно по упр. 583 стр.89 из учебника): определить род, число, падеж прилагательных. – Как вы это будете выполнять?
(Информация из учебника: зачитываем) стр. 87
Дети: Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и существительное.
А какая форма прилагательного является начальной? (И.п., ед.ч, м.р)
Выделение главного в изученном.
Вывод: Прилагательное — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей?
Прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам.
Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.
— Что мы сейчас сформулировали? (Мы назвали морфологические признаки имени прилагательного).
Физкультминутка: правило: если я называю имя прилагательное — изображаем его мимикой и жестами, глагол- выполняем действие, существительное – берем предмет в руки:
Злой, мурлыкать, учебник, ручка, печальный, ленивый;
— сказать быстро скороговорку:
На якоре ялик стоял у причла
Волна, набегая, тот ялик качала
А еж-капитан по причалу ходил
Насвистывал песню и трубку курил.
Хлопать в ладоши.
Актуализация знаний:
Прочитаем стихотворение учебник: стр. 91
Белый снег,
Белый мел.
Белый заяц тоже бел.
А вот белка
Не бела,
Белой даже не была. – О какой форме прилагательных мы еще не говорили? – О кратких прилагательных. Что мы о них знаем? (ищем материал по учебнику) Изменяются по родам и числам, не изменяются по падежам
— актуализация знаний: КАКИЕ орфограммы мы изучили? (правописание окончаний прилаг., правописание кратких имен прилагательных)
—— Какое задание можно подобрать к данному упражнению? (Назовите орфограмму стр. 92, №20): Д) пригож, могуч, хорош, свеж, пахуч, горяч, дремуч (без ь после шипящей) (на доске)
-вернемся к плану урока: — о какой роли прилагательного мы не говорили? Синтаксическая роль в предложении (по стихотворению)
— Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться.
Е). В ясный зимний полдень снег бел с едва заметными синими тенями. (на доске)
Вывод: имена прилагательные в предложении являются определением или сказуемым.
Систематизация и обобщение.
— Итак, вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?
(формулируем)
Рефлексия учебной деятельности
Смотрим на рисунки и повторяем основные тезисы урока:
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает……………………..
и отвечает на вопросы………………………
Изменяется по……………и ….…………
В единственном числе по…………………
Имена прилагательные ………………………с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.
В предложении является …………………и…………………
— Обращение к эпиграфу. «Корень учения горек, да плод его сладок».
Выразите своё мнение о том, почему именно эти слова стали эпиграфом к нашему уроку? И какие прилагательные здесь использованы?
— Попробуем подвести итоги работы каждого ученика. Учитель называет начало фразы, учащиеся продолжают:
— Сегодня на уроке я повторил….
— Теперь я умею определять….
— Было трудно…..
— Я научился….
Определение личных достижений:
цветные карточки: поднимаем красную, если затрудняетесь в этом материале, зеленую, если все хорошо поняли.
Д/З Задание: найти прилагательные в выделенном фрагменте, подчеркнуть их как члены предложения.
Родина! Это особенное слово полно глубокого смысла. Я вижу необъятные её просторы, чувствую ласковый ветерок.
Широки её знойные степи, обширны зелёные леса, высоки её неприступные горы, полноводны её красивые реки, необъятна глухая тайга.
На многих языках говорят люди, населяющие величественную эту страну. Хороши задушевные песни её прекрасного и мужественного народа. (И.Соколов-Микитов)
infourok.ru
№ урока | Количество часов | Тема урока | Примечание |
Русский язык как развивающееся явление (1 ч) | |||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | ||
Повторение изученного в 5-6 классах. Культура речи. Речевая деятельность (8+1ч) | |||
1 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | ||
1 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | ||
1 | Лексика и фразеология. | ||
1 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | ||
1 | Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» в форме письма. | ||
1 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова. | ||
1 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | ||
1 | Входная контрольная работа. | ||
Тексты и стили (3ч) | |||
1 | Анализ входной контрольной работы. Текст как продукт речевой деятельности. Стили литературного языка. Анализ текста. | ||
1 | Диалог как текст. Виды диалогов. | ||
1 | Публицистический стиль. | ||
Морфология и орфография. Культура речи. Речевая деятельность | |||
Причастие (17+2ч) | |||
1 | Причастие как часть речи. | ||
1 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | ||
1 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | ||
1 | Описание внешности человека. Подробное изложение художественного стиля «Воспоминания Т.Л. Сухотиной о детстве». | ||
1 | Действительные и страдательные причастия. | ||
1 | Краткие и полные страдательные причастия. | ||
1 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | ||
1 | Действительные причастия прошедшего времени. | ||
1 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | ||
1 | Страдательные причастия прошедшего времени. | ||
1 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. | ||
1 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. | ||
1 | Обобщение по теме «Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных». | ||
1 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие». | ||
1 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Морфологический разбор причастия. | ||
1 | Сочинение-описание внешности товарища. | ||
1 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | ||
1 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | ||
1 | Контрольное тестирование по теме «Причастие». | ||
Деепричастие (9+1ч) | |||
1 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании. Деепричастие как часть речи. | ||
1 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | ||
1 | Типы и стили текста. | ||
1 | Раздельное написание не с деепричастиями. | ||
1 | Контрольный диктант «Деепричастие» с грамматическим заданием. | ||
1 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Деепричастия несовершенного вида. | ||
1 | Деепричастия совершенного вида. | ||
1 | Морфологический разбор деепричастия. | ||
1 | Сочинение-описание действий человека по картине С. Григорьева «Вратарь». | ||
1 | Контрольное тестирование по теме «Деепричастие». | ||
Наречие (15+3ч) | |||
1 | Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. | ||
1 | Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег». | ||
1 | Степени сравнения наречий. | ||
1 | Морфологический разбор наречий. | ||
1 | Сочинение-рассуждение художественного стиля «Прозвища». | ||
1 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на-о и -е. | ||
1 | Устный рассказ по опорным словам. | ||
1 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | ||
1 | Описание действий. Сочинение о труде для рубрики школьной газеты «Учимся работать». | ||
1 | Одна и две буквы н в наречиях на-о и -е. | ||
1 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие». | ||
1 | Анализ контрольного диктанта по теме «Наречие». Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | ||
1 | Буквы о и а на конце наречий. | ||
1 | Дефис между частями слова в наречиях. | ||
1 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | ||
1 | Правописание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | ||
1 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Нормы образования форм причастий и деепричастий, наречий. | ||
1 | Контрольная работа по теме «Наречие». | ||
Учебно-научная речь (2 ч) | |||
1 | Анализ контрольной работы. Отзыв. | ||
1 | Учебный доклад. | ||
Категория состояния (4+1ч) | |||
1 | Категория состояния как часть речи. | ||
1 | Морфологический разбор категории состояния. | ||
1 | Контрольный диктант по теме «Категория состояния» с грамматическим заданием. | ||
1 | Анализ контрольного диктанта. Категория состояния как способ сжатия текста. | ||
1 | Сложный план. Сжатое изложение художественного стиля «Обыкновенная земля». | ||
Служебные части речи | |||
Предлог (7+1ч) | |||
1 | Предлог как часть речи. Употребление предлогов. | ||
1 | Производные и непроизводные предлоги. | ||
1 | Простые и составные предлоги. | ||
1 | Морфологический разбор предлога. | ||
1 | Сочинение художественного стиля описание по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа». | ||
1 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | ||
1 | Контрольная работа по теме «Предлог». | ||
Союз (10+1 ч) | |||
1 | Анализ контрольной работы по теме «Предлог». Союз как часть речи. | ||
1 | Простые и составные союзы. | ||
1 | Союзы сочинительные и подчинительные. | ||
1 | Запятая между простыми предложениями в сложном союзном предложении. | ||
1 | Сочинительные союзы. | ||
1 | Подчинительные союзы. | ||
1 | Употребление союзов в речи. | ||
1 | Морфологический разбор союза. | ||
1 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | ||
1 | Сочинение художественного стиля рассуждение на тему «Книга — наш лучший друг». | ||
1 | Проверочная работа «Служебные части речи». | ||
Частица (9+1 ч) | |||
1 | Частица как часть речи. | ||
1 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | ||
1 | Смыслоразличительные частицы. | ||
1 | Раздельное и дефисное написание частиц. | ||
1 | Морфологический разбор частицы. | ||
1 | Сочинение художественного стиля описание по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | ||
1 | Употребление частиц в речи. | ||
1 | Отрицательные частицы не и ни. | ||
1 | Частица ни, приставка ни-, союз ни… ни. | ||
1 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Частица». | ||
Междометие (3 ч) | |||
1 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. | ||
1 | Знаки препинания при междометиях. Употребление междометий в речи. | ||
1 | Самостоятельная работа по теме «Междометие». | ||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (5ч) | |||
1 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | ||
1 | Учебно-научная речь. Фонетика. Графика. | ||
1 | Итоговая контрольная работа за курс 7 класса. | ||
1 | Анализ итоговой контрольной работы за курс 7 класса. Синтаксис. Пунктуация. | ||
1 | Лексика и фразеология. Морфология. Орфография. |
infourok.ru