5 класс

Учебник по истории 5 класс история древнего мира читать михайловский – Учебник по истории 5 класс Михайловский читать онлайн

Учебник по истории 5 класс Михайловский читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по всеобщей истории за 5 класс — Михайловский. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:


2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130;


131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289; 290; 291; 292; 293; 294; 295; 296


Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com

Trojden | Начало римской истории: Михайловский Ф. А.

РАЗДЕЛ IV

Глава 13

К западу от Греции расположен Апеннинский полуостров, к югу от которого находится остров Сицилия. Греки основали в этих местах свои колонии. Им очень понравилась новая земля. Но как же она не похожа на каменистую Грецию! Здесь мало удобных гаваней, зато много плодородной земли и хороших пастбищ, на которых местные жители пасли стада коров. Греки так и назвали южную часть полуострова — Италия, что в переводе значит «страна телят». Позднее это название распространилось на весь полуостров.

Италию населяло много племён и народов. Для греков все они были варварами. Однако именно в Италии появился народ, постепенно создавший великую культуру. Наравне с греческой она стала одной из основ современной европейской цивилизации. Этим народом были римляне.

Прошли века, и Рим превратился в столицу средиземноморского мира. А первоначально он был маленьким поселением на левом берегу реки Тибр. О том, как римляне создали своё государство, покорили племена и народы Италии, подчинили своей власти греческие колонии, вы узнаете из этой главы.

Как Рим из маленького поселения стал столицей огромной империи?

В чём своеобразие римской цивилизации? Какой след она оставила в мировой истории и культуре?

1. Страна и население. Как и Греция, Италия расположена на полуострове, но по территории она больше, чем Греция. Вдоль всего полуострова тянутся невысокие Апеннинские горы, но они не делят Италию на изолированные районы, как горные хребты в стране греков. На севере высокие горы Альпы защищают Апеннинский полуостров от холодных ветров, и климат здесь тёплый, дождей выпадает больше, чем в Греции. Плодородных земель и пастбищ много, и население страны всегда могло обеспечить себя продовольствием.

В I (1) тысячелетии до н.э. основную массу населения Италии составляли италики — множество племён, говоривших на родственных языках и имевших собственные названия. Например, по левобережью Тибра расселялись латины, по соседству с ними — самниты. Север полуострова захватили племена галлов. Район их расселения не относился к Италии и назывался Предальпийской Галлией. На юге, по побережью, и на Сицилии располагались греческие колонии.

Почти одновременно с греками на Апеннинском полуострове появились этруски. Большинство учёных считает, что они переселились из Малой Азии. Этруски раньше римлян создали высокоразвитую цивилизацию и долгое время господствовали на полуострове. Вероятно, что под их власть ненадолго попал и Рим. Этруски строили города, в которых правили цари, но единого государства не создали и в дальнейшем были завоёваны римлянами.

Впрочем, история этрусков до сих пор окутана тайной, потому что их письменность не дешифрована, хотя археологами найдено более 10 тысяч этрусских надписей. Алфавит этрусков сходен с греческим, но язык остаётся неизученным. Из сочинений греческих и римских писателей, а также на основании археологических исследований известно, что этруски занимались земледелием, славились как опытные мореплаватели, торговцы и пираты. Этрусские мастера изготовляли керамику, украшения и изделия из бронзы. Скульпторы создавали статуи и рельефы, а художники — великолепные фрески. Древние римляне многое заимствовали у этрусков в области государственного управления, в военном деле, религии, архитектуре, искусстве и в быту.

Древняя Италия

1. Этрусский керамический сосуд в виде женской головы.

2. Роспись этрусской гробницы

На карте (с. 205) найдите земли, населённые этрусками. Почему их называют загадочным народом?

2. Легенда об основании Рима. Древнейшая история Рима не была с точностью известна самим римлянам. О своём далёком прошлом они сочиняли легенды. Согласно одной из них римляне были потомками Энея — героя, который спасся на корабле из захваченной греками-ахейцами Трои и после многих приключений оказался в Италии, в устье реки Тибр. Жившие здесь племена латинов признали Энея своим царём.

Прошли столетия, и царём стал коварный Амулий. Он лишил власти своего старшего брата, а его маленьких внуков, близнецов Рдмула и Рема, приказал утопить в Тибре.

Римская волчица. VI (6) в. до н.э. Фигуры близнецов были добавлены к древней статуе через тысячу лет

Римские холмы. Современная схема

Слуги бросили корзину с малышами в воду, но она зацепилась за прибрежные кусты, а когда начался отлив, дети оказались на берегу. На их плач из леса пришла волчица. Она накормила малышей своим молоком, а затем их нашёл и воспитал пастух.

Ромул и Рем выросли сильными и отважными воинами. Узнав тайну своего происхождения, они убили Амулия.

В тех местах, где они чудом спаслись, братья решили основать новый город.

У излучины Тибра расположено семь холмов. Ромул выбрал Палатинский холм и начал сооружать стену будущего города. Рем в насмешку перепрыгнул через неё. Разгневанный Ромул ударил брата и убил его.

— Так будет с каждым, кто посмеет нарушить границы моего города! — воскликнул он.

Римляне даже вычислили точный день основания города. Получалось, что Рим был основан 21 апреля 753 года до н.э.

Почему на форуме — центральной площади Рима была установлена статуя волчицы?

3. Римские цари. В действительности троянцы не имели никакого отношения к римлянам. Проведя раскопки, археологи выяснили, что город возник задолго до легендарной даты его основания. Вначале здесь существовали маленькие поселения, которые затем объединились в один город.

А вот Ромул, возможно, жил на свете. Скорее всего, это был вождь латинского племени, сильный и опытный воин, объединивший под своей властью все поселения на холмах. Позднее стали думать, что именно он заложил город. По легендам, Римом правили один за другим семь царей, Ромул был первым из них.

Ликтор. Современный рисунок

Царь появлялся перед народом в пурпуровом плаще, в высоких красных сандалиях, с жезлом из слоновой кости, украшенным золотой фигуркой орла. Его сопровождали 12 ликторов (стражников), которые несли на плечах связки прутьев с воткнутыми в них топориками. Эти прутья и топорики означали, что царь вправе судить и наказывать любого римлянина.

Цари должны были советоваться с сенатом (советом старейшин), состоявшим из самых знатных и богатых римлян. Наиболее важные вопросы решались на народных собраниях. Постановление народного собрания имело силу закона.

Царская власть не передавалась по наследству. После смерти царя сенат обсуждал, кто достоин занять его место, а народное собрание утверждало и провозглашало нового царя. Выбор царя зависел от сената. Народ лишь одобрял то, что решили сенаторы.

Чем отличалась власть первых римских царей от власти правителей государств Древнего Востока?

4. Патриции и плебеи. В знак уважения римляне именовали сенаторов отцами, а себя называли патрициями, то есть «имеющими отцов» (отец — по-латински «патер»). Патриции являлись полноправными гражданами Рима. Они владели землями, могли участвовать в народном собрании. Были у них и обязанности, прежде всего участие в войске.

Но римский народ состоял не только из патрициев. Цари вели войны с соседними племенами и часто после победы насильно переселяли в Рим завоёванное население. Многие переселялись в Рим сами. Со временем переселенцев становилось всё больше. Их называли плебеями (наполняющими город). Они тоже были римлянами, но неполноправными — не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать высшие должности.

Патриций. Римский скульптурный портрет

Несмотря на это, плебеи служили в войске, сражались за Рим. Шестой римский царь Сервий Туллий создал новое народное собрание, в которое входили уже все римляне — и патриции, и плебеи. А последний царь, Тарквиний Гордый, одних патрициев казнил, других — выселил из Рима. Патриции изгнали Тарквиния Гордого и решили больше не выбирать царей, пусть управление Римом будет делом всего общества. Такое управление назвали республикой (общественным делом). Изгнание царя и установление республики произошло в 509 году до н.э.

Каковы были права и обязанности патрициев и плебеев в Древнем Риме?

1. Что общего в занятиях, религии и культуре этрусков с историей известных вам древних народов, а что особенного?

2. Кого римляне считали основателями своего государства? Подтверждают ли историки древнюю легенду?

3. Из кого состоял римский народ? Кто мог участвовать в управлении государством?

4. Как вы думаете, почему римляне отказались от власти царей и установили республику?

ПЕРВЫЕ ГЕРОИ РЕСПУБЛИКИ

Изгнанный из Рима Тарквиний обратился за помощью к Порсене, царю этрусского города Клузия. Тот решил помочь. Вражеское войско осадило Рим. В городе начались болезни и голод. Тогда римский юноша Гай Муций решился на отчаянный поступок. Спрятав под плащом кинжал, он пробрался во вражеский лагерь, чтобы убить Порсену. Но Муций не знал царя в лицо и по ошибке вместо Порсены заколол царского казначея.

Муция схватили и привели к Порсене. Тот приказал пытать римлянина. Но Муций, не говоря ни слова, сделал шаг к жаровне и положил правую руку на пылающие угли. Он стоял не дрогнув, пока его рука медленно обугливалась. Все поняли, что пытать юношу бесполезно. Потрясённый таким мужеством, Порсена приказал отпустить Муция.

— Знай же, царь, о том, что я бы не выдал и под пыткой, — сказал герой на прощание. — Триста юношей в Риме поклялись убить тебя. Мне по жребию выпало первому попытаться это сделать. Берегись, за мной придут другие.

Порсена испугался и снял осаду города. Гаю Муцию за его подвиг римляне дали прозвище Сцевола, что значит «левша».

Почему царь Порсена отпустил Муция, который убил его казначея?



trojden.com

Учебник Всеобщая история 5 класс Михайловский

Учебник Всеобщая история 5 класс Михайловский — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

ФГОС
ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА Ф.А. Михайловский
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений
2-издание
Рекомендовано
Министерством образования и науки
Российской Федерации
(экспертное заключение
РАН№ 10106-5215/816 от 14.10.2011 г.,
экспертное заключение
РАО № 01-5/7д-601 от 24.10.2011 г.)
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
Москва
«Русское слово» 2013
Дорогие пятиклассники!
В расписании ваших уроков появился новый учебный предмет — история Древнего мира. Вы узнаете, как начиналась история человечества, как люди заселили землю, сделали первые открытия и изобретения, какие государства были первыми на земле и какие народы их создали. В этом вам поможет )шебник, который мы постарались сделать интересным, полезным и удобным. Его текст делится на разделы, главы и параграфы. Каждый параграф тоже делится на части — пункты.
В начале глав помещены ключевые вопросы. Ответить на них вы сможете, если усвоите содержание главы. В этом вам помогут вопросы как к пунктам, так и к параграфу. С их помощью вы проверите свои знания, оцените важные события и выделите самое основное в тексте. Лучше представить изучаемую эпоху вам помогут отрывки из подлинных документов, данных в рубрике «Документ». В рубрике «Это интересно» приводятся любопытные факты и подробности.
Ориентироваться во времени и пространстве при изучении истории вам помогут основные даты, данные в конце учебника, и карты. Все новые слова и понятия в тексте параграфа вьщелены курсивом и объяашются в словаре основных понятий в конце учебника.
Пусть ваша работа будет увлекательной и успешной!
Условные обозначения
[Я — ключевые вопросы
— вопросы и задания к пунктам параграфа вопросы и задания к параграфу вопросы и задания к главе вопросы и задания к разделу документ это интересно
вопросы и задания к документу и к рубрике «Это интересно»
0-
ш-
ё-
НАЧАЛО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Древний мир
До наш1
Возникновение человечества — ок. 2 млн лет назад
■эры
Наша эра
Конец XV века
Средние века
476 год
Новая история
Новейшая история
Начало XX века
Увлекательный мир истории
1. Что такое история. Слово история имеет несколько значений. С каждым случалась какая-нибудь история (происшествие, ряд связанных между собой событий). У всего на свете есть своя история (прошлое). Говорят, например, об истории Солнечной системы, истории нашей планеты Земля, истории растительного и животного мира, истории науки и техники, истории человечества, народов и отдельных людей. Наконец, историей называется на)чг:»%Кз^,4^1б>с)*»:4
«^5^1(»Vi bili.-‘U*
•аЪАУЛмт ,tfu^Bi1n^ ’’I
,чЛ\,..Ц|л4*П‘^Я’¥
4e.trftl-v’ff4«’B»l.
:яЖ^
Вещественные и письменные исторические источники
Определите, где на иллюстрации изображены вещественные, а где — письменные источники.
самых древних на земле государств, первые из которых образовались в долинах больших рек. На современной карте мира это большой район, протянувшийся широкой полосой от Египта (в Африке) до Китая (в Азии). Тысячи лет назад на этой территории существовали государства. Некоторых из них сейчас уже нет. Их история заняла несколько тысяч лет.
Третий и четвёртый разделы истории Древнего мира носят названия история Древней Греции и история Древнего Рима. Это история первых государств Европы. Её можно назвать историей Запада, потому что историческое развитие древних греков и римлян отличалось от развития народов Древнего Востока. Первые греческие государства возникли около
3,5 тысячи лет назад, а закончилась история Древнего мира падением Римской империи в 476 году.
8
1. Рассмотрите карту на с. 4—5. Найдите на ней названия частей света, на которых обитали древнейшие люди.
2. Откройте оглавление учебника и выясните, историю каких древних государств вы будете изучать.
4. Исторические источники. Как же можно узнать о том, что было многие тысячи и даже миллионы лет назад? Ведь время стирает следы прошлого. Ржавеет железо, истлевает, превращаясь в труху, дерево. Погибшие и покинутые людьми города заносит землёй, они Геродот зарастают травой и кустарником. Но учёные-архедлоги производят раскопки и находят остатки строений, обломки древней посуды, оружие, монеты, украшения, кости людей и домашних животных. Всё это — вещественные источники, по которым можно судить о жизни в прошлом.
Ещё важнее письменные источники — надписи на камне, глине, металле, дереве и, конечно, древние книги. Правда, письменные источники рассказывают не обо всей истории человечества, потому что люди изобрели письменность не сразу, а примерно 5 тысяч лет назад.
Две с половиной тысячи лет назад древнегреческий учёный Геродот написал книгу, в которой рассказал о жизни своего и многих других народов. Эту книгу назвали историей, что в переводе с древнегреческого значит «описание». Так появилось название науки о прошлом. Недаром Геродота называют отцом истории.
Итак, историки узнают прошлое человечества, исследуя письменные и вещественные источники, стараясь отделить правду от вымысла, установить точные исторические события, понять, почему именно так, а не иначе развивалась исторрш разных народов и стран.
Н Какие исторические источники вы можете обнаружить в своём доме? (
IО чём они могут рассказать?
5. Путешествие в прошлое. Как древние, так и современные народы имеют между собой много различий. Они живут в разных странах, говорят на разных языках, имеют свои обычаи, исповедуют различную веру. Поэтому для изучения прошлого очень важна ещё одна наука — этнография, или наука о народах (по-гречески— этносах).
Оказывается, и в наше время можно увидеть своими глазами, как жили люди в глубокой древности. В отдалённых, труднодоступных уголках земли всё ещё обитают небольшие народы, жизнь которых почти не изменилась за многие тысячи лет. У них нет письменности, они не знают металлов. Учёные-этнбграфы отправляются в далёкие экспедиции, изучают их быт, хозяйство, обычаи. Благодаря этому можно больше узнать о первобытности.
Кроме археологии и этнографии, существуют и другие научные дисциплины, помогающие работе историков. Например, нумизматика изучает монеты, хронология — историю счёта времени.
1. Найдите дополнительный материал и подготовьте рассказ о работе археологов или этнографов.
2. Лучше представить мир, окружавший людей в далёком прошлом, помогают исторические карты. На них указаны границы древних государств, территории расселения народов, торговые пути, отмечены города, памятники культуры, места сражений. Найдите на страницах учебника исторические карты. На примере одной из карт определите, какую информацию можно из

uchebnik-skachatj-besplatno.com

ГДЗ Всеобщая История древнего мира 5 класс Михайловский

    • 1 класс

      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
    • 2 класс

      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Технология
    • 3 класс

      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Испанский язык
    • 4 класс

      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Информатика

gdz-putina.org

Trojden | Культура Древнего Египта: Михайловский Ф. А.

1. Искусство Древнего Египта. Понятие «культура» объединяет самые, казалось бы, разные вещи и явления: прекрасную статую, литературное сочинение, каменный топор и то, как человек ведёт себя за обеденным столом. Что же такое культура? Это слово означает «возделывание». Иначе говоря, культура — всё то, во что вложены вдохновение и труд людей. В любой своей деятельности, в произведениях искусства или ремесла, в словах и поступках человек выражает своё отношение к окружающему миру, к другим людям, к обществу в целом, к себе самому. Это и есть культура.

Как же древние египтяне относились к миру? Кем они чувствовали себя в нём?

Всё нарисованное или высеченное из камня имело для египтян магический (волшебный) смысл. По их мнению, оно обладало живой душой. На стенах гробницы изображали крестьян и ремесленников, которые и в загробном мире работают на вельможу. Рядом с саркофагом ставили статую умершего — в случае порчи мумии душа переселится в статую.

1. Нефертити, жена фараона Эхнатона. Древнеегипетская скульптура

2. Большой сфинкс и пирамида сына Хеопса. Современное фото

1. Фараон Тутмос III (слева) перед богом Амоном. Древнеегипетская настенная роспись

2. Фараон Тутанхамон с женой. Позолоченная спинка трона

Значит, скульптуры и рисунки должны были точно передавать внешнее сходство с человеком. Благодаря этому и через тысячи лет известно, как выглядели знаменитые египтяне.

Божественность фараона передавали не только огромными размерами его изображения. Рядом с тремя великими пирамидами до сих пор возвышается статуя, высеченная из целой скалы. Её длина — 57 метров, высота — 20 метров. Это Большой сфинкс — чудовище с телом льва и головой человека. Лицо сфинкса является портретом одного из фараонов.

1. Почему в древнеегипетском искусстве большое значение придавали портретному сходству?

2. Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены фараоны, вельможи, жрецы и обычные египтяне. Чем древнеегипетские изображения отличаются от современных портретов и скульптур?

2. Религиозные верования египтян. Своих многочисленных богов египтяне представляли в виде животных и птиц, в виде людей со звериными и птичьими головами. Были и боги, имевшие человеческий облик.

Апис. Древнеегипетская скульптура

Почитание животных осталось в Египте с первобытных времён, когда главную роль в жизни людей играла охота. Египтяне больше всего почитали крокодилов, кошек, обезьян, баранов, змей, коршунов. Особое место занимал священный бык Апис. При храме в Мемфисе содержался живой бык, которого жрецы объявляли Аписом. Он был обязательно чёрным с белой отметиной на лбу. Ему давали лучший корм, за ним тщательно ухаживали. Когда бык умирал, вся страна погружалась в траур. Из тела быка делали мумию и торжественно хоронили. Затем жрецы подыскивали нового Аписа. Апис считался душой бога Птаха. По преданию, Птах сотворил весь мир, богов и людей, называя их имена.

Представления египтян о богах за тысячи лет, конечно, менялись. Своего главного солнечного бога Ра египтяне изображали в виде сокола или человека с головой сокола. Днём бог солнца проплывал на солнечной ладье по небесному Нилу, ночью плыл по подземному Нилу через страну мёртвых. Так египтяне объясняли смену дня и ночи. После того как город Фивы стал столицей Египта, местный бог Амон был отождествлён с богом Ра. Объединённое божество Амон-Ра представало в виде человека в двойной царской короне. Амон-Ра считался царём богов.

Египтяне думали, что в природе всё является живым — и небо, и земля, и солнце, и река. Они особенно почитали тех богов, от которых зависел урожай, — Амона-Ра (солнце), Хапи (Нил), Осириса (бога плодородия). Его изображали человеком в высокой короне с телом зелёного цвета.

Каких богов и почему особо почитали египтяне?

Осирис, Исида и Гор. Древнеегипетские статуэтки

3. Миф об Осирисе и Исиде. Нам известен древнеегипетский миф о боге Осирисе и богине Исиде. Бог Осирис научил людей пахать землю, сеять ячмень, разводить сады. Прекрасен был бог Осирис — выше всех людей, с волосами чёрными, как нильская земля.

Ему завидовал младший брат — бог пустыни Сет с ярко-рыжими, словно красноватые пески, волосами.

Сет решил убить Осириса и завладеть Египтом. Однажды ночью, когда Осирис спал, слуги Сета незаметно сняли с него мерку и по ней изготовили деревянный гроб. Вскоре Осирис вернулся и в азиатского похода и устроил пир.

Во время застолья слуги Сета внесли драгоценный гроб.

— Дарю его тому, кому он подойдёт по росту! — воскликнул коварный Сет.

Гости начали по очереди примерять гроб, но каждому он оказывался велик. Осирис тоже улёгся в деревянный ящик. И тут по знаку Сета слуги быстро опустили тяжёлую крышку. Гроб с телом Осириса бросили в Нил, и его унесло далеко в море. Долго искала Осириса его жена — богиня Исида. Маленькие дети, игравшие на берегу, рассказали ей, что гроб унесло в море. Исида отправилась в чужие края.

Гроб с телом Осириса море выбросило на берег в Финикии, возле древнего города Библа. Прибрежный куст оплёл гроб ветвями и превратился в могучее дерево, внутри которого оказался гроб. Царь Библа приказал изготовить из ствола колонну для дворца. Здесь и нашла богиня Исида гроб с телом Осириса.

Вернувшись в Египет, она оставила гроб среди зарослей тростника в дельте Нила, а сама пошла к своему маленькому сыну Гору. Но в это время в зарослях охотился Сет, теперь уже правитель Египта. Он вытащил тело Осириса из гроба, разрубил его на 14 кусков и разбросал по всему Египту.

Исида отыскала и собрала части тела Осириса. А Гор, когда вырос, отомстил злому Сету, победив его на поединке. И тогда воскрес Осирис. Но не захотел он править Египтом, а отдал трон Гору. Сам же правил в подземном царстве мёртвых.

Миф об умершем и ожившем боге сохранил представление древних египтян о том, почему времена года сменяют друг друга. Египтяне верили, что, когда в Египте наступало время засухи и дул ветер с пустыни, Осирис умирал, а когда после разлива Нила вновь зеленели поля, он оживал.

1. Почему в Египте возник миф о воскресшем боге?

2. Как в мифе отражены представления египтян о временах года? Какие особенности природы и жизни египтян воплотились в образах главных героев, их взаимоотношениях и судьбах?

4. Научные знания египтян. Египтяне добились особенных успехов в математике, астрономии и медицине.

Математика у них была развита потому, что для строительства каналов, пирамид, храмов и других сооружений требовались точные измерения и расчёты. Числа они обозначали так: вертикальная чёрточка — это единица, стебель лотоса — тысяча, а для обозначения одного миллиона рисовали сидящего на корточках человека с высоко поднятыми от удивления руками. Египтяне умели складывать, вычитать, умножать и делить числа, то есть знали все четыре арифметических действия.

Развитие астрономии (науки о звёздах и планетах) было связано с земледелием. Египтяне заметили, что разлив Нила начинается с восходом звезды Сириус. С этого дня (19 июля) они начинали год, который делили на 12 месяцев по 30 дней, а в конце его добавляли 5 праздничных дней.

Изготовление мумий помогло египтянам хорошо изучить строение человеческого тела и внутренних органов. Искусство египетских врачей прославилось во многих странах мира. Они даже разделялись по специальностям, как в наши дни. Об этом писал Геродот: «Каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей; одни лечат глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвёртые — желудок, пятые — внутренние болезни». До нашего времени сохранилось 10 древних папирусов по медицине. В самом подробном из них упоминается около 450 болезней и более 700 лекарств. Археологи находят в Египте бронзовые медицинские инструменты, а в некоторых мумиях сохранились зубные пломбы.

Папирус египтян с математическими вычислениями

Египтяне достигли многого в самых разных областях науки и культуры. Искусство Древнего Египта до сих пор вызывает восхищение и интерес у людей из разных стран мира.

В области каких наук египтяне накопили наибольшие знания? Чем вы можете это объяснить?

1. Сравните статуэтки и пещерные рисунки первобытных людей со скульптурами и настенными росписями египтян. Какой вклад внесли художники и скульпторы Древнего Египта в развитие изобразительного искусства?

2. Придумайте кроссворд «Мифы и искусство Древнего Египта».

3. Нарисуйте один из сюжетов мифа об Осирисе и Исиде или из жизни древних египтян, соблюдая правила изображения людей, принятые древнеегипетскими художниками.

Вопросы и задания к главе 4

1. Покажите на карте границы Египетского государства при Хеопсе и при Тутмосе III (3), а также столицы Египта при Хеопсе, Тутмосе III (3) и Эхнатоне.

2. Какие события в истории Древнего Египта вы считаете важнейшими?

3. В чём проявлялось неравенство между людьми в Древнем Египте? Какие группы населения вы можете выделить?

4. Какие знаменитые сооружения Древнего Египта вы знаете? Нарисуйте карту путешествия по достопримечательностям Древнего Египта. Придумайте интересные задания для туристов на каждой остановке вашего пути.



trojden.com

ГДЗ по истории за 5 класс Михайловский Ф.А.

GDZ.RU

  • 1 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 5 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык

gdz.ru

ГДЗ по Истории за 5 класс Михайловский Ф.А.

Решебники, ГДЗ

  • 1 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Немецкий язык

    • Литература

    • Человек и мир

    • Природоведение

    • Основы здоровья

    • Музыка

    • Окружающий мир

  • 2 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Белорусский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Украинский язык

    • Немецкий язык

    • Литература

    • Человек и мир

    • Природоведение

    • Основы здоровья

    • Музыка

    • Окружающий мир

    • Технология

  • 3 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Белорусский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Украинский язык

    • Немецкий язык

    • Литература

    • Человек и мир

    • Музыка

    • Окружающий мир

    • Испанский язык

  • 4 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Белорусский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Украинский язык

    • Немецк

megaresheba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *