Учебник Биология 5 класс Плешаков Сонин
Учебник Биология 5 класс Плешаков Сонин — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин
БИОЛОГИЯ
Введение в биологию
# орофа
71
I Электронное I приложение
ВЕРТИКАЛЬ • www.drofa.ru
5
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин
БИОЛОГИЯ
Введение в биологию
Учебник для общеобразовательных учреждений
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
2-е издание, стереотипное
ВЕРТИКАЛЬ
Москва
д» орофа
2013
5
УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72 П38
Плешаков, А. А.
П38 Биология. Введение в биологию. 5 кл. : учеб, для общеобра-зоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2013. — 158, [2] с. : ил.
ISBN 978-5-358-11500-2
Учебник соответствует Федеральному государственному общеобразовательному стандарту основного общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников.
Учебник адресован учащимся 5 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплекс «Живой организм», построенный по линейному принципу.
Современное оформление, разнообразные вопросы и задания, дополнительная информация и возможность параллельной работы с электронным приложением способствуют эффективному усвоению учебного материала.
УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72
ISBN 978-5-358-11500-2
© ООО «Дрофа», 2012
Дорогие пятиклассники!
в новом учебном году вы продолжите изучение природы, начатое в начальной школе на уроках «Окружающего мира». Предмет, который вы будете изучать в 5 классе, называется «Введение в биологию». На уроках вы узнаете много нового об удивительном многообразии природы, о тесных связях между миром живой и неживой природы. Вы будете учиться проводить научные наблюдения, делать опыты и измерения, ведь без этого невозможно изучение природы. Многие из полученных знаний и умений пригодятся вам в повседневной жизни. Например, вы узнаете, какие правила безопасности нужно соблюдать в природе, научитесь оказывать простейшую медицинскую помощь. Также мы надеемся, что вы ещё больше полюбите природу. Сегодня, как никогда раньше, она нуждается в бережном отношении и заботе со стороны человека. Без этого не удастся решить многочисленные экологические проблемы.
Учебник «Введение в биологию» состоит из четырёх больших частей: «Живой организм: строение и изучение», «Многообразие живых организмов», «Среда обитания живых организмов», «Человек на Земле». Найдите эти части в учебнике и познакомьтесь с ними.
Вы видите, что в каждой части несколько тем. Откройте любую тему, например «Живые клетки». Тема размещена на нескольких разворотах книги. Сначала помещён основной учебный материал, затем — дополнительная информация к уроку, отмеченная знаком *. В данном случае это сведения о разнообразии клеток, встречающихся в составе живых организмов. Дополнительная информация в других темах расширит ваш кругозор, сделает более интерес-
Живой организм: строение и изучение
Многообразие живых организмов
Среда обитания живых организмов
Человек на Земле
ным изучение предмета. После учебного материала следуют вопросы и задания, а заканчивается каждая тема кратким изложением её основного содержания.
Важную роль в учебнике играют иллюстрации. Они передают поразительное разнообразие и красоту природы. Вместе с тем иллюстрации служат таким же необходимым источником информации, как и текст. Всегда внимательно рассматривайте иллюстрации, читайте подписи к ним.
Для работы на уроках и дома вам понадобится не только учебник, но и другие пособия, в первую очередь рабочая тетрадь. В ней вы найдёте задания по всем разделам и темам курса. Эти задания помогут вам усвоить новый материал, развить наблюдательность, внимание, умение мыслить, способность работать творчески.
Большую помощь при изучении курса вам окажет материал электронного приложения. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее. Пользуясь электронным приложением, вы сможете не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения.
Мы уверены, что изучать биологию вам будет интересно и что изученное обязательно пригодится в следующих классах.
Желаем успехов!
Авторы
Часть
Живой организм: строение и изучение
1. Что такое живой организм
2. Наука о живой природе
3. Методы изучения природы
4. Увеличительные приборы
5. Живые клетки
6. Химический состав клетки
7. Вещества и явления в окружающем мире
8. Великие естествоиспытатели
1. Что
такое живои организм
Объекты живой природы — это животные и растения, грибы и бактерии — от очень крупных до ничтожно малых существ, не видимых глазом
Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше — пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ.
Конечно, прежде всего это различные растения, насекомые, птицы, млекопитающие. Их много, они хорошо заметны. Но — вы уже знаете это — в капле воды из лужи, в каждом комочке почвы обитают живые существа. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим, многим другим признакам.
Но всех их объединяет главное — это живые организмы. Эти живые существа, или организмы, способны к самостоятельному существованию. ‘
Некоторые объекты неживой природы: планеты, комета, минералы, снег и лёд
Почему же мы считаем, что гриб, ландыш, заяц, бабочка — это живые организмы, а кристалл кварца, комету, ледяные сосульки относим к объектам неживой природы? Давайте разберёмся.
Оказывается, несмотря на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение и сходны по составу образуюгцих их ве-цдеств. Так, и большой слон, и маленькая муха состоят из клеток. Клетка — это мельчайшая часть организма, выполняющая все жизненно необходимые функции. Организмы бывают одноклеточными, например некоторые водоросли, бактерии, и многоклеточными, в которых все клетки тесно связаны между собой.
V
Основные признаки живого
обмен веществ и энергии питание выделение дыхание рост и развитие раздражимость подвижность размножение
f X Питание и движение
8
V. ХА
«/I
\
Раздражимость
Движение
Между организмом и окружающей средой происходит обмен веществ и энергии. Одни вещества организм поглощает и использует, другие, наоборот, выводит во внешнюю среду. В нём происходят сложные процессы, в результате которых из простых веществ образуются сложные; они идут на построение тела организма. В свою очередь, сложные вещества распадаются на более простые, при этом выделяется необходимая для жизнедеятельности организмов энергия. Обмен веществ невозможен без двух важных, но противоположных процессов — питания и выделения. При питании организм получает из внешней среды необходимые питательные вещества, которые в дальнейшем переваривает в процессе пищеварения. Выделение — это удаление непереваренных остатков пищи, а также вредных веществ, образуемых в процессе жизнедеятельности организма. Обмен веществ обеспечивает восстановление, рост и работу клеток организма.
Для поддержания своей жизнедеятельности живые организмы нуждаются в энергии. Она высвобождается из питательных веществ при наличии кислорода, а кислород поступает в организм в процессе дыхания.
Живые организмы растут и развиваются. Рост происходит за счёт потребляемых организмами питательных веществ, при этом размеры организма увеличиваются.
Некоторые деревья, живущие 1000 и более лет, достигают в высоту 150 м
Развитие — это изменение в строении организма или его отдельных частей. Обычно такие изменения связаны с возрастом. Например, у молодых оленей вырастают рога, головастик превращается в лягушку, растение зацветает.
Живые организмы обладают раздражимостью, т. е. способностью реагировать на изменения в окружающей среде.
Чтобы выжить, они должны чутко реагировать на все изменения внешней среды, а также на изменения, происходящие в них самих. Вспомните, как ведут себя комнатные растения, стоящие на подоконнике и хорошо освещаемые только с одной стороны. Листья у них всегда повёрнуты к свету.
Говорят, что жизнь — это движение. Это верно для всех живых организмов, и прежде всего для животных. Животные должны быть активными, чтобы добывать себе пищу, спасаться от врагов. Растения также обладают подвижностью, ведь их листья должны «поймать» лучи солнца. Однако их движения гораздо медленнее и не так заметны.
Важная особенность живых организмов — способность к размножению, т. е. воспроизведению себе подобных. Это один из главных признаков живого, благодаря которому на Земле продолжается жизнь.
Растения и животные — это живые организмы. У них много общего, но есть и различия. Это прежде всего способ питания. Зелёные растения способны самостоятельно образовывать питательные вещества, используя энергию света. Животные питаются только готовыми веществами, активно заглатывая пищу.
Рост растений не ограничен, т. е. они могут расти в течение всей жизни. Бол
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Читать книгу Биология. Введение в биологию. 5 класс Н. И. Сонина : онлайн чтение
Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин
Биология. Введение в биологию. 5 класс
Дорогие пятиклассники!
В новом учебном году вы продолжите изучение природы, начатое в начальной школе на уроках «Окружающего мира». Предмет, который вы будете изучать в 5 классе, называется «Введение в биологию». На уроках вы узнаете много нового об удивительном многообразии природы, о тесных связях между миром живой и неживой природы. Вы будете учиться проводить научные наблюдения, делать опыты и измерения, ведь без этого невозможно изучение природы. Многие из полученных знаний и умений пригодятся вам в повседневной жизни. Например, вы узнаете, какие правила безопасности нужно соблюдать в природе, научитесь оказывать простейшую медицинскую помощь. Также мы надеемся, что вы ещё больше полюбите природу. Сегодня, как никогда раньше, она нуждается в бережном отношении и заботе со стороны человека. Без этого не удастся решить многочисленные экологические проблемы.
Учебник «Введение в биологию» состоит из четырёх больших частей: «Живой организм: строение и изучение», «Многообразие живых организмов», «Среда обитания живых организмов», «Человек на Земле». Найдите эти части в учебнике и познакомьтесь с ними.
Вы видите, что в каждой части несколько тем. Откройте любую тему, например «Живые клетки». Тема размещена на нескольких разворотах книги. Сначала помещён основной учебный материал, затем – дополнительная информация к уроку, отмеченная знаком *. В данном случае это сведения о разнообразии клеток, встречающихся в составе живых организмов. Дополнительная информация в других темах расширит ваш кругозор, сделает более интересным изучение предмета. После учебного материала следуют вопросы и задания, а заканчивается каждая тема кратким изложением её основного содержания.
Живой организм: строение и изучение
Многообразие живых организмов
Среда обитания живых организмов
Человек на Земле
Важную роль в учебнике играют иллюстрации. Они передают поразительное разнообразие и красоту природы. Вместе с тем иллюстрации служат таким же необходимым источником информации, как и текст. Всегда внимательно рассматривайте иллюстрации, читайте подписи к ним.
Для работы на уроках и дома вам понадобится не только учебник, но и другие пособия, в первую очередь рабочая тетрадь. В ней вы найдёте задания по всем разделам и темам курса. Эти задания помогут вам усвоить новый материал, развить наблюдательность, внимание, умение мыслить, способность работать творчески.
Большую помощь при изучении курса вам окажет материал электронного приложения. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее. Пользуясь электронным приложением, вы сможете не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения.
Мы уверены, что изучать биологию вам будет интересно и что изученное обязательно пригодится в следующих классах.
Желаем успехов!
Часть 1. Живой организм: строение и изучение
1. Что такое живой организм
2. Наука о живой природе
3. Методы изучения природы
4. Увеличительные приборы
5. Живые клетки
6. Химический состав клетки
7. Вещества и явления в окружающем мире
8. Великие естествоиспытатели
1. Что такое живой организм
Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше – пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ.
Конечно, прежде всего это различные растения, насекомые, птицы, млекопитающие. Их много, они хорошо заметны. Но – вы уже знаете это – в капле воды из лужи, в каждом комочке почвы обитают живые существа. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим, многим другим признакам.
Но всех их объединяет главное – это живые организмы. Эти живые существа, или организмы, способны к самостоятельному существованию.
Объекты живой природы – это животные и растения, грибы и бактерии – от очень крупных до ничтожно малых существ, не видимых глазом
Некоторые объекты неживой природы: планеты, комета, минералы, снег и лёд
Почему же мы считаем, что гриб, ландыш, заяц, бабочка – это живые организмы, а кристалл кварца, комету, ледяные сосульки относим к объектам неживой природы? Давайте разберёмся.
Оказывается, несмотря на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение и сходны по составу образующих их веществ. Так, и большой слон, и маленькая муха состоят из клеток. Клетка – это мельчайшая часть организма, выполняющая все жизненно необходимые функции. Организмы бывают одноклеточными, например некоторые водоросли, бактерии, и многоклеточными, в которых все клетки тесно связаны между собой.
Основные признаки живого
• обмен веществ и энергии
• питание
• выделение
• дыхание
• рост и развитие
• раздражимость
• подвижность
• размножение
Рост и развитие. Питание и движение
Раздражимость. Движение
Между организмом и окружающей средой происходит обмен веществ и энергии. Одни вещества организм поглощает и использует, другие, наоборот, выводит во внешнюю среду. В нём происходят сложные процессы, в результате которых из простых веществ образуются сложные; они идут на построение тела организма. В свою очередь, сложные вещества распадаются на более простые, при этом выделяется необходимая для жизнедеятельности организмов энергия. Обмен веществ невозможен без двух важных, но противоположных процессов – питания и выделения. При питании организм получает из внешней среды необходимые питательные вещества, которые в дальнейшем переваривает в процессе пищеварения. Выделение – это удаление непереваренных остатков пищи, а также вредных веществ, образуемых в процессе жизнедеятельности организма. Обмен веществ обеспечивает восстановление, рост и работу клеток организма.
Для поддержания своей жизнедеятельности живые организмы нуждаются в энергии. Она высвобождается из питательных веществ при наличии кислорода, а кислород поступает в организм в процессе дыхания.
Живые организмы растут и развиваются. Рост происходит за счёт потребляемых организмами питательных веществ, при этом размеры организма увеличиваются.
Развитие – это изменение в строении организма или его отдельных частей. Обычно такие изменения связаны с возрастом. Например, у молодых оленей вырастают рога, головастик превращается в лягушку, растение зацветает.
Живые организмы обладают раздражимостью, т. е. способностью реагировать на изменения в окружающей среде.
Чтобы выжить, они должны чутко реагировать на все изменения внешней среды, а также на изменения, происходящие в них самих. Вспомните, как ведут себя комнатные растения, стоящие на подоконнике и хорошо освещаемые только с одной стороны. Листья у них всегда повёрнуты к свету.
Говорят, что жизнь – это движение. Это верно для всех живых организмов, и прежде всего для животных. Животные должны быть активными, чтобы добывать себе пищу, спасаться от врагов. Растения также обладают подвижностью, ведь их листья должны «поймать» лучи солнца. Однако их движения гораздо медленнее и не так заметны.
Важная особенность живых организмов – способность к размножению, т. е. воспроизведению себе подобных. Это один из главных признаков живого, благодаря которому на Земле продолжается жизнь.
Растения и животные – это живые организмы. У них много общего, но есть и различия. Это прежде всего способ питания. Зелёные растения способны самостоятельно образовывать питательные вещества, используя энергию света. Животные питаются только готовыми веществами, активно заглатывая пищу.
Рост растений не ограничен, т. е. они могут расти в течение всей жизни. Большинство животных растут до определённого возраста.
Животные подвижны. Растения способны лишь к ограниченным движениям: лианы обвиваются вокруг опоры, многие цветки закрываются на ночь. Однако эти перемещения несравнимы с движениями животных.
Некоторые деревья, живущие 1000 и более лет, достигают в высоту 150 м
Животные питаются готовыми веществами
Вопросы и задания
1. Что общего в строении всех живых организмов? Перечислите основные признаки живого.
2. О чём свидетельствует сходство в строении растительных и животных организмов?
3. Достаточно ли одного признака, чтобы отличить живое от неживого? Приведите примеры.
4. Что такое обмен веществ?
5. В чём сущность питания?
6. Что такое раздражимость?
7. Какова роль выделения в жизни организмов?
8. Способны ли растения к движению? Приведите примеры.
9. Чем рост растения отличается от роста животных?
10. Сформулируйте интересующие вас вопросы, на которые вы ожидаете получить ответ при изучении данного курса.
Обратитесь к электронному приложению
Изучите материал и выполните предложенные задания.
Живые организмы имеют сходное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.
У растений и животных много общего, но существуют и различия. Основные различия связаны с особенностями питания, роста, движения.
2. Наука о живой природе
Первобытные люди были более тесно связаны с природой, чем мы с вами. Их жизнь полностью зависела от окружающей среды. Одежду, пищу, жилище – всё это они находили в природе. Жизнь людей часто подвергалась опасности со стороны диких зверей. Укусы некоторых насекомых, змей вызывали тяжёлые заболевания или даже были смертельными. Употребление в пищу по ошибке ядовитых растений или грибов приводило к отравлению, а иногда и гибели человека. Для того чтобы успешно добывать пищу, уберечь себя от опасности, люди стали наблюдать за живой природой. Они описывали внешний вид и строение живых организмов, поведение, повадки животных, влияние на организм человека различных растений, грибов, насекомых, змей. Постепенно разрозненные знания о живых организмах объединялись, систематизировались и развивались. Так зарождалась наука о живой природе – биология. Её название произошло от двух греческих слов «биос» – «жизнь» и «логос» – «наука, слово». Биология изучает разнообразие живых существ, строение их тел и работу их органов, размножение и развитие организмов, а также влияние человека на живую природу.
Первобытная охота
Одним из основателей науки о живых организмах был великий древнегреческий учёный Аристотель (384–322 до н. э.). Он первым обобщил биологические знания, полученные до него человечеством. Учёный предложил первую классификацию животных, объединив в группы живые организмы, сходные по строению, и обозначил в ней место для человека.
Аристотель
Биология – развивающаяся наука. Учёные-биологи всего мира постоянно трудятся над решением задач, важных для всего человечества:
• создать лекарства, с помощью которых можно будет излечить больных раком, СПИДом и другими заболеваниями, которые пока считаются неизлечимыми;
• найти надёжные способы предотвращения распространения инфекционных заболеваний среди людей;
• создать условия для продления жизни человека до 100 и более лет;
• решить проблемы голода, повысив урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных;
• предотвратить экологические катастрофы, вызывающие гибель живых организмов.
Знание биологии необходимо современному человеку и применяется во всех сферах жизни общества.
Тушение пожара
Изготовление лекарств
Семья биологических наук*
Каждая наука о природе – это, если так можно выразиться, целая семья, состоящая из многих отдельных наук. Познакомимся с ними на примере большой семьи биологических наук. Вот некоторые из них.
Протистология – наука о простейших (от греч. «протистос» – самый первый).
Ботаника – наука о растениях (от греч. «ботанэ» – растение).
Анатомия – наука о строении организмов (от греч. «анатоме» – рассечение).
Физиология – наука о жизнедеятельности организмов (от греч. «физис» – природа).
Бактериология – наука о бактериях (от греч. «бактерион» – палочка).
Микология – наука о грибах (от греч. «микос» – гриб).
Ихтиология – наука о рыбах (от греч. «ихтис» – рыба).
Цитология – наука о клетке (от греч. «цитос» – клетка).
Зоология – наука о животных (от греч. «зоон» – животное).
Орнитология – наука о птицах (от греч. «орнис» – птица).
Энтомология – наука о насекомых (от греч. «энтомон» – насекомое).
Териология – наука о млекопитающих (от греч. «терион» – зверь).
Колеоптерология – наука о жуках («колеоптера» – латинское название жуков).
Мирмекология – наука о муравьях (от греч. «мирмекс» – муравей).
Лепидоптерология – наука о бабочках («лепидоптера» – латинское название бабочек).
Вопросы и задания
1. Что изучает биология? Какие ещё науки, изучающие природу, вы знаете? Какую часть природы изучает каждая из них?
2. Какие потребности человека привели к возникновению науки биологии?
3. Назовите древнегреческого учёного, который был одним из основателей биологии. В чём состоит его вклад в развитие биологии; других наук?
4. Какую роль играют биологические знания для современного человечества?
5.* Перечислите известные вам биологические науки. Что изучает каждая из них?
6. Какую роль в вашей жизни уже сейчас играют биологические знания?
Обратитесь к электронному приложению
Изучите материал и выполните предложенные задания.
Биология изучает разнообразие живых существ, их строение, размножение и развитие. Одним из основателей этой науки был древнегреческий учёный Аристотель. В области биологии постоянно ведутся исследования. Учёные работают над созданием новых лекарств, выведением новых сортов растений и пород животных и т. д.
3. Методы изучения природы
Наблюдение
…Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в чёрной широкополой шляпе. Он склонился над землёй, рассматривая что-то. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский учёный-энтомолог Жан Анри Фабр (1823–1915). В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги. Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь. Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчёлами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.
Ж. А. Фабр
Наблюдение – это один из методов, или способов, изучения природы (от греч. «методос» – способ, приём).
Наблюдение за очень мелкими или удалёнными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, микроскопа, бинокуляра, бинокля, телескопа.
Методом наблюдения пользуются, конечно, не только исследователи насекомых и других животных, но и учёные самых разных специальностей, например астрономы. Недавно, в июле 1994 г., телескопы всего мира были направлены в сторону Юпитера. Произошло событие, какое случается один раз в тысячу лет. С Юпитером столкнулись обломки кометы, летевшие с огромной скоростью. Учёным удалось тщательно пронаблюдать эту космическую катастрофу. Взрывы от падения кометы во много раз превысили мощность всего накопленного на Земле атомного оружия. Над Юпитером возникли гигантские вихри диаметром до 5000 км, а на самой планете остались «раны» глубиной 150–200 км.
Без насекомых нельзя представить себе нашу планету
Эксперимент
Но наблюдений в природе не всегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят эксперименты (опыты). Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает «опыт», «проба». Это ещё один метод изучения природы. При проведении опыта человек повторяет, воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление. При этом он внимательно следит за тем, как оно происходит.
Если необходимо, исследователь повторяет один и тот же опыт много раз. С помощью экспериментов можно, например, узнать, что бывает с телами при нагревании и охлаждении, какие тела притягиваются магнитом, а какие нет, какие вещества проводят электрический ток, а какие не проводят. Опыты помогают исследовать не только неживые тела, но и растения, животных. Можно, например, установить, как различные удобрения влияют на рост и развитие растений. С помощью опытов изучают поведение животных, их язык, память, сообразительность, способность находить дорогу.
Выяснено, например, что перелётные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звёздам. Узнать это помогли очень интересные эксперименты. Осенью и весной птиц содержали в специальной клетке, откуда они могли видеть солнце. Птицы поворачивались в ту сторону, куда они полетели бы, если бы были свободны. Когда с помощью зеркал учёные изменили направление солнечных лучей, как бы передвинули солнце, птицы повернулись вслед за ним. Так было доказано, что они ориентируются по солнцу. Подобные опыты проводили и по ночам. Пока птицы видели ночное небо, они располагались в правильном направлении. Но вот их поместили в планетарий и стали менять расположение звёзд на искусственном небе. И птицы, доверившись этому небу, поворачивались совсем не туда. Это означало, что они действительно ориентируются по звёздам.
Измерение
Очень часто при изучении природы применяют ещё один метод – измерение. Измеряют, к примеру, размеры и массу тел, их температуру, скорость движения, время протекания определённых явлений. Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер или часы и др. Биологам нередко нужно знать численность животных того или иного вида на какой-нибудь территории. Чтобы это определить, подсчитывают, сколько раз встретились животные, их следы, норы или гнёзда на определённом участке. Численность птиц определяют весной по их голосам.
Оборудование для научных исследований
Увеличительные приборы
Измерительные приборы
Лабораторное оборудование
Вопросы и задания
1. Перечислите основные методы изучения природы.
2. Чем различаются наблюдение и эксперимент?
3. Какие увеличительные приборы вы знаете? Что в них общего?
4. Учёные каких специальностей используют для своих наблюдений телескоп? А кто пользуется лупой?
5. Приведите примеры наблюдений, которые вы проводили, изучая природу в начальной школе.
6. Вспомните, какие опыты вы проводили в начальной школе на уроках «Окружающего мира».
7. Какие измерения проводят при изучении природы?
8. Назовите известные вам измерительные приборы. Что можно измерить при помощи секундомера? А с помощью весов?
9. Какие единицы измерения из правого столбика соответствуют величинам, приведённым в левом столбике?
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Обратитесь к электронному приложению
Изучите материал и выполните предложенные задания.
Природу изучают различными методами. Главные из них – наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.
4. Увеличительные приборы
Учёные и просто любознательные люди, которые изучают мельчайшие, не видимые глазом объекты, в своей работе пользуются такими увеличительными приборами, как лупа и микроскоп. Главной частью этих приборов являются увеличительные стёкла – линзы. У луп линзы имеют форму выпуклых стёкол и дают увеличение в 2–5 раз, особо сильные – в 10–20 раз.
Лупы бывают ручными и штативными. В штативных лупах увеличительные стёкла закреплены в специальных штативах.
Электронный микроскоп
Ручная лупа
Штативная лупа
Более сложным увеличительным прибором является микроскоп (от греч. «микро» – малый и «скоп» – смотрю). Он даёт увеличение в десятки и даже тысячи раз.
Чтобы микроскоп долго служил, научитесь правильно с ним работать и бережно к нему относиться.
Чтобы получить изображение объекта, увеличенное в 1–2 млн раз, используют электронный микроскоп. Он предназначен для исследования очень мелких объектов, которые невозможно увидеть в световой микроскоп.
Школьный световой микроскоп
Правила работы с микроскопом
1. Стёкла окуляра и объектива протирайте только специальными салфетками.
2. Храните микроскоп в футляре.
3. Переносите микроскоп всегда двумя руками, одну подкладывая под основание, другой держась за ручку штатива.
4. Работайте с микроскопом сидя.
5. Микроскоп устанавливайте ручкой штатива к себе на расстоянии 5–10 см от края стола. Во время работы микроскоп не двигайте.
6. Вращая зеркальце и глядя в окуляр, добивайтесь полного освещения поля зрения.
7. Стекло с изучаемым микрообъектом кладите на предметный столик и закрепляйте зажимами.
8. Сбоку глядя на предметный столик, вращайте регулировочный винт до опускания объектива на 5–7 мм от стекла с изучаемым объектом.
9. Глядя в окуляр и вращая регулировочный винт, медленно поднимайте зрительную трубку, добиваясь наиболее чёткого изображения объекта.
10. По окончании работы вращением винта приподнимите зрительную трубку, выньте стекло с изучаемым микрообъектом.
11. До упора опустите зрительную трубку. Уберите микроскоп в футляр.
Так выглядят под микроскопом кристаллы железа
Так выглядит под микроскопом внутреннее строение листа
Так выглядит под микроскопом голова насекомого
Вопросы и задания
1. Что является главной частью любого увеличительного прибора?
2. В чём отличие штативной лупы от ручной?
3. Опишите, как устроен световой микроскоп. Каково значение каждой из его частей?
4. В чём заключаются правила работы со световым микроскопом?
5. Расскажите об устройстве электронного микроскопа. Во сколько раз он увеличивает изображение объекта?
6. Какие объекты удобнее рассматривать с помощью ручной лупы; штативной лупы; светового микроскопа; электронного микроскопа?
7. Подготовьте сообщение об истории открытий увеличительных приборов.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Обратитесь к электронному приложению
Изучите материал и выполните предложенные задания.
Для изучения мелких объектов люди пользуются такими увеличительными приборами, как лупа и микроскоп. Лупа увеличивает изображение объекта в 2–20 раз, световой микроскоп – в десятки и даже тысячи раз, а электронный микроскоп даёт увеличение до 1–2 млн раз.
iknigi.net
ГДЗ ЛОЛ за 5 класс по Биологии Плешаков А.А., Сонин Н.И. ФГОС
☰
- ГДЗ
- 1 КЛАСС
- Английский язык
- Русский язык
- Математика
- Окружающий мир
- Литература
- Информатика
- Музыка
- Человек и мир
- 2 КЛАСС
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Математика
- Окружающий мир
- Литература
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Человек и мир
- Технология
- 3 КЛАСС
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Математика
- Окружающий мир
- Литература
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 КЛАСС
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Математика
- Окружающий мир
- Литература
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Человек и мир
- Испанский язык
- 5 КЛАСС
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Математика
- История
- Биология
- Физика
- География
- Обществознание
gdz.lol
Биология 5 класс в электронном виде
Биология 5 класс — учебники в электронном виде PDF, которые можно скачать бесплатно и читать (смотреть) в режиме онлайн.
загрузка…
Язык учебника: Русский.
Авторы учебника: Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С.
Издательство: Москва, «Баласс».
Год издательства: 2013
Количество страниц: 176
Учебник в формате: PDF Читать дальше »
Язык учебника: Русский.
Авторы учебника: Никишов А.И.
Издательство: Москва, «Владос».
Год издательства: 2012
Количество страниц: 240
Учебник в формате: PDF Читать дальше »
Язык учебника: Русский.
Авторы учебника: Пасечник В.В.
Издательство: Москва, «Дрофа».
Год издательства: 2012
Количество страниц: 144
Учебник в формате: PDF Читать дальше »
Язык учебника: Русский.
Авторы учебника: Плешаков А.А., Сонин Н.И.
Издательство: Москва, «Дрофа».
Год издательства: 2013
Количество страниц: 160
Учебник в формате: PDF Читать дальше »
Язык учебника: Русский.
Авторы учебника: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.
Издательство: Москва, «Вентана-Граф».
Год издательства: 2012
Количество страниц: 128
Учебник в формате: PDF Читать дальше »
wordgdz.ru