5 класс

Учебник естествознание 5 класс плешаков сонин – читать Естествознание 5 класс Плешаков онлайн

Содержание

Читать книгу Природоведение. 5 класс Н. И. Сонина : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

А. А. Плешаков, Н. И. Сонин
Природоведение. 5 класс

Дорогие пятиклассники!

В новом учебном году вы продолжите изучение природы, начатое в начальной школе на уроках «Окружающего мира». Предмет, который вы будете изучать в 5 классе, называется «Природоведение». Это название образовано из двух слов: «природа» и «ведать». Значение слова «природа» вам хорошо известно. А слово «ведать» означает «знать», «изучать». На уроках природоведения вы узнаете много нового об удивительном многообразии природы, о тесных связях между миром живой и неживой природы. Вы будете учиться проводить научные наблюдения, делать опыты и измерения, ведь без этого невозможно изучение природы. Многие из полученных знаний и умений пригодятся вам в повседневной жизни. Например, вы узнаете, какие правила безопасности нужно соблюдать в природе, научитесь оказывать простейшую медицинскую помощь.

Но не только для этого нужен предмет «Природоведение». Мы надеемся, что он укрепит вашу любовь к природе. Сегодня, как никогда раньше, природа нуждается в бережном отношении и заботе со стороны человека. Без этого не удастся решить многочисленные экологические проблемы.

Учебник «Природоведение» состоит из пяти больших частей: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле», «Человек на Земле». Найдите эти части в учебнике и познакомьтесь с ними.

Изучение природы

Вселенная

Земля

Жизнь на земле

Человек на земле

Вы видите, что в каждой части несколько тем. Откройте любую тему, например «Как древние люди представляли себе Вселенную». Тема размещена на нескольких разворотах книги. Сначала помещен основной учебный материал, затем – дополнительная информация к уроку, отмеченная знаком *. В данном случае это сведения о жизни и научной деятельности великих ученых – Аристотеля и Птолемея. Дополнительная информация в других темах расширит ваш кругозор, сделает более интересным изучение предмета. После учебного материала следуют вопросы и задания, а заканчивается каждая тема кратким изложением основного содержания темы.

Важную роль в учебнике играют иллюстрации. Они передают поразительное разнообразие и красоту природы. Вместе с тем иллюстрации служат таким же необходимым источником информации, как и текст. Всегда внимательно рассматривайте иллюстрации, читайте подписи к ним.

Для работы на уроках и дома вам понадобится не только учебник, но и другие пособия, в первую очередь рабочая тетрадь. В ней вы найдете задания по всем разделам и темам курса. Эти задания помогут вам усвоить новый материал, развить наблюдательность, внимание, умение мыслить, способность работать творчески.

Большую помощь при изучении курса вам окажет компьютерный диск, созданный к учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее. Пользуясь диском, вы сможете не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения.

Мы уверены, что изучать природоведение вам будет интересно и что изученное обязательно пригодится в последующих классах. Желаем успехов!

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение» поможет легко и с интересом освоить новый материал.

Часть 1
Изучение природы

Науки о природе

Еще первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше и больше. Люди стремились как можно глубже познать окружающий мир. Постепенно возникли и стали развиваться различные науки. Одни из них исследуют природу, другие – жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику.

Еще первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает

Природу в старину называли «естество». Поэтому науки о природе получили общее название естественные науки. Они изучают разнообразные тела, вещества и явления природы. Телом, как вы помните, можно назвать любой предмет, любое живое существо. Вещества – это то, из чего состоят тела. А явления – это любые изменения, происходящие в природе. Рассвет и закат, молния и гром, растворение вещества, таяние льда, кипение воды, полет стрекозы, смена времен года – все это примеры природных явлений.

Познакомимся с основными науками о природе.

Астрономия (от греческих слов «астрон» – звезда, «номос» – закон).

Мир небесных тел кажется нам особенно таинственной частью природы

Астрономия – наука о небесных телах. Она изучает их строение, состав, движение в космическом пространстве, происхождение. Мир небесных тел, пожалуй, кажется нам особенно таинственной частью природы. И наверное, каждый, не раз вглядываясь в далекое, завораживающее звездное небо, чувствовал себя, и всех людей, и всю Землю маленькой частичкой огромного, необъятного мира – Вселенной. Астрономия уже раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать, поражая воображение людей новыми открытиями.

Физика (от греческого слова «физис» – природа).

Физика изучает разнообразные явления природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга… Но физика не только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основой техники. Без знания физики невозможно создать ни автомобиль, ни самолет, ни холодильник, ни подъемный кран, ни компьютер. Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики.

Химия (происхождение названия точно неизвестно, возможно, от греческого слова «химевсис» – смешивание).

Химия – наука о веществах и их превращениях. Вы уже знаете, что тела состоят из веществ. Вода, кислород, углекислый газ, сахар, крахмал, поваренная соль – все это примеры веществ. Их сейчас известно очень много – несколько миллионов. У каждого вещества свои свойства. При определенных условиях из одних веществ могут возникать другие. В таких превращениях нет никакого чуда, волшебства. Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах те вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту.

Геология (от греческих слов «гео» – земля, «логос» – наука, учение).

Геология – наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии. Отдельные разделы геологии изучают горные породы, минералы, ископаемые остатки организмов, движения земной коры. Без геологии невозможен поиск месторождений полезных ископаемых.

География (от греческих слов «гео» – земля, «графо» – пишу).

География – еще одна наука о Земле. Название ее в переводе с греческого языка означает «землеописание». Действительно, география описывает нашу планету: какие на ней есть океаны и материки, моря, озера и реки, низменности, возвышенности и горы, какие страны, города и села возникли на Земле, какова жизнь, хозяйство населяющих нашу планету народов… Очень многие вопросы изучает география. Как видите, они касаются не только природы, но и жизни, хозяйственной деятельности людей. Природу земной поверхности изучает один из разделов географии – физическая география (от греческого слова «физис» – природа).

Биология (от греческих слов «биос» – жизнь, «логос» – наука, учение).

Биология – наука о живой природе. Без живого нельзя представить себе нашу планету. Разнообразные существа – бактерии, простейшие, грибы, растения, животные заселили океаны и сушу, равнины и горы, почву и даже глубокие, таинственные пещеры. Мы и сами – часть живой природы. Биология отвечает на многие вопросы: какие живые существа есть на Земле и сколько их, как устроено и работает живое тело, как размножаются и развиваются организмы, как они связаны между собой и с неживой природой.

Экология (от греческих слов «экос» – дом, «логос» – наука, учение).

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

Экология возникла как часть биологии, но сейчас о ней все больше говорят как о самостоятельной науке – науке о природном доме человечества. Слово «экология» часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Это связано с тем, что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен хотя бы немного быть знаком с экологией.

Семья биологических наук *

Каждая наука о природе – это, если так можно выразиться, целая семья, состоящая из многих отдельных наук. Познакомимся с ними на примере большой семьи биологических наук. Вот некоторые из них.

• Протистология – наука о простейших (от греческого «протистос» – самый первый).

• Ботаника – наука о растениях (от греческого «ботанэ» – растение).

• Физиология – наука о жизнедеятельности организмов (от греческого «физис» – природа).

• Анатомия – наука о строении организмов (от греческого «анатоме» – рассечение).

• Бактериология – наука о бактериях (от греческого «бактерион» – палочка).

• Микология – наука о грибах (от греческого «микос» – гриб).

• Цитология – наука о клетке (от греческого «цитос» – клетка).

• Зоология – наука о животных (от греческого «зоон» – животное).

• Орнитология – наука о птицах (от греческого «орнис» – птица).

• Ихтиология – наука о рыбах (от греческого «ихтис» – рыба).

• Энтомология – наука о насекомых (от греческого «энтомон» – насекомое).

• Териология – наука о млекопитающих (от греческого «терион» – зверь).

• Колеоптерология – наука о жуках («колеоптера» – латинское название жуков).

• Мирмекология – наука о муравьях (от греческого «мирмекс» – муравей).

• Лепидоптерология – наука о бабочках («лепидоптера» – латинское название бабочек).

Проверьте свои знания

1. Какое общее название имеют науки о природе?

2. Что такое тела, вещества и явления природы? Приведите примеры.

3. Перечислите известные вам науки о природе.

4. Что изучает каждая из наук (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология)?

Подумайте!

1. Укажите в списке тела, вещества и явления.

Солнце, камень, восход солнца, птица, сахар, рост растения, Земля, полет птицы, кислород, растение, растворение сахара, падение камня, вращение Земли вокруг своей оси, образование кислорода.

Устно составьте из этих слов пары: тело (или вещество) – явление. Например, Солнце – восход солнца.

Назовите другие явления, которые могут происходить с этими телами и веществами. Например, птица – пение птицы, рост птицы, размножение птиц.

Составьте самостоятельно подобные пары с другими телами и веществами.

2. Великий английский ученый Исаак Ньютон писал: «Не знаю как другие, а я чувствую себя ребенком, который бродит весь день у кромки воды, находя то раковину, то отшлифованный волной камешек, тогда как огромный океан истины простирается перед ним, безграничный, неисследованный». Как вы объясните эти слова?

Обратитесь к диску

Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

Науки о природе получили общее название «естественные науки». Это астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология.

Ж. А. Фабр

Методы изучения природы

Наблюдение

…Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в черной широкополой шляпе. Он склонился над землей, рассматривая что-то. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский ученый-энтомолог Жан Анри Фабр. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги. Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь (1823–1915). Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчелами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются ученые и любители природы разных стран.

Ж. А. Фабр

Наблюдение – это один из методов, или способов, изучения природы (от греческого слова «метод ос» – способ, прием).

Без насекомых нельзя представить себе нашу планету

Методом наблюдения пользуются, конечно, не только исследователи насекомых и других животных, но и ученые самых разных специальностей, например астрономы. Недавно, в июле 1994 г., телескопы всего мира были направлены в сторону Юпитера. Произошло событие, какие случаются один раз в тысячу лет. С Юпитером столкнулись обломки кометы, летевшие с огромной скоростью. Ученым удалось тщательно пронаблюдать эту космическую катастрофу. Взрывы от падения кометы во много раз превысили мощность всего накопленного на Земле атомного оружия. Над Юпитером возникли гигантские вихри диаметром до 5000 км, а на самой планете остались «раны» глубиной 150–200 км.

Эксперимент

Но наблюдений в природе не всегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят эксперименты (опыты). Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает «опыт», «проба». Это еще один метод изучения природы. При проведении опыта человек повторяет, воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление. При этом он внимательно следит за тем, как оно происходит. Если необходимо, исследователь повторяет один и тот же опыт много раз. С помощью экспериментов можно, например, узнать, что бывает с телами при нагревании и охлаждении, какие тела притягиваются магнитом, а какие нет, какие вещества проводят электрический ток, а какие не проводят. Опыты помогают исследовать не только неживые тела, но и растения, животных. Можно, например, установить, как различные удобрения влияют на рост и развитие растений. С помощью опытов изучают поведение животных, их язык, память, сообразительность, способность находить дорогу.

Выяснено, например, что перелетные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звездам. Узнать это помогли очень интересные эксперименты. Осенью и весной птиц содержали в специальной клетке, откуда они могли видеть солнце. Птицы поворачивались в ту сторону, куда они полетели бы, если бы были свободны. Когда с помощью зеркал ученые изменили направление солнечных лучей, как бы передвинули солнце, птицы повернулись вслед за ним. Так было доказано, что они ориентируются по солнцу. Подобные опыты проводили и по ночам. Пока птицы видели ночное небо, они располагались в правильном направлении. Но вот их поместили в планетарий и стали менять расположение звезд на искусственном небе. И птицы, доверившись этому небу, поворачивались совсем не туда. Это означало, что они действительно ориентируются по звездам.

Измерение

Очень часто при изучении природы применяют еще один метод – измерение. Измеряют, к примеру, размеры и массу тел, их температуру, скорость движения, время протекания определенных явлений. Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер или часы и др. Биологам нередко нужно знать численность животных того или иного вида на какой-нибудь территории. Чтобы это определить, подсчитывают, сколько раз встретились животные, их следы, норы или гнезда на определенном участке. Численность птиц определяют весной по их голосам.

Оборудование для научных исследований

Увеличительные приборы

Измерительные приборы

Лабораторное оборудование

Проверьте свои знания

1. Каковы основные методы изучения природы?

2. Что можно узнать с помощью наблюдений?

3. Что такое эксперимент?

4. Какие измерения проводят при изучении природы?

5. Что можно измерить при помощи секундомера? А с помощью весов?

Подумайте!

1. Приведите примеры наблюдений, которые вы проводили, изучая природу в начальной школе.

2. Какие опыты вы проводили в начальной школе на уроках «Окружающего мира»?

3. Какие увеличительные приборы вы знаете?

4. Ученые каких специальностей используют для своих наблюдений телескоп? А кто пользуется лупой?

5. Какие единицы измерения из правого столбика соответствуют величинам, приведенным в левом столбике?

Обратитесь к диску

Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

Природу изучают различными методами. Главные из них – наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Великие естествоиспытатели

Ученых, изучающих природу, называют естествоиспытателями. Знания о природе добыты трудами очень большого числа ученых-естествоиспытателей, живших в разное время и в разных странах. Среди этих ученых есть великие, которые внесли в науку огромный вклад. О многих великих естествоиспытателях еще будет рассказано в учебнике, а с некоторыми мы познакомимся уже сейчас.

Интерес человека к природе возник в глубокой древности. Еще первобытные люди начали собирать сведения о растениях и животных. Например, о том, какие растения съедобны, о повадках животных, на которых приходилось охотиться. Со временем накапливалось все больше и больше сведений о разнообразии растений и животных нашей планеты. Возникала даже путаница в их названиях, потому что строгих правил, как давать живым существам научные названия, не было. Особенно трудно стало ученым разных стран понимать друг друга – одни и те же растения и животные назывались у них по-разному. Нужно было привести в порядок все знания о разнообразии организмов. Эту огромную работу проделал в XVIII в. великий шведский ученый Карл Линней (1707–1778).

Карл Линней

Линней дал каждому виду растений и животных название, состоящее из двух слов, причем на латинском языке, понятном ученым разных стран. Все организмы он распределил по группам, т. е. предложил классификацию организмов. Она была принята учеными всего мира и использовалась много лет.

В XIX в. жил и работал великий английский ученый Чарлз Дарвин (1809–1882).

Чарлз Дарвин

Он был убежден, что растения и животные не всегда были такими, какими люди их видят сейчас, что они изменяются с течением времени, постепенно приспосабливаясь к разнообразным условиям жизни на Земле. Дарвин сумел объяснить, как это происходит: в природе выживают те организмы, у которых признаки приспособленности к окружающим условиям проявляются хотя бы чуть-чуть сильнее, чем у других. Если эти признаки организмы передают по наследству, то в их потомстве тоже выживают более приспособленные. Так постепенно и появились боярышник с его колючками, цапля с ее длинной шеей, крот с ногами-лопатами, черепаха с ее панцирем, кузнечик зеленого цвета и все другие современные виды растений и животных.

Огромный вклад в науку внес русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863–1945).

Владимир Вернадский

Он создал учение о биосфере. «Биос», как ты помнишь, «жизнь», а греческое слово «сфера» означает «шар». Значит, биосфера – это «шар жизни», а точнее говоря, «оболочка жизни», одевающая наш земной шар. В нее входят сами организмы и среда их обитания. Учение о биосфере имеет особое значение для развития экологии, для охраны природы нашей планеты.

Что мы узнали из этого раздела

Уже первобытный человек начал собирать сведения об окружающем мире. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше.

Постепенно возникли и стали развиваться различные науки о природе: астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология. Науки о природе называют естественными науками. Природу изучают различными методами. Главные из них – наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Основные понятия

• естественные науки

• методы изучения природы

• наблюдения

• эксперимент (опыт)

• измерение

• астрономия

• физика

• химия

• геология

• физическая география

• биология

• экология

Часть 2
Вселенная

Как древние люди представляли себе Вселенную

Вы, наверное, не раз слышали слово «Вселенная». Что это такое? Под этим словом обычно понимают космическое пространство и все, что его заполняет: космические, или небесные, тела, газ, пыль. Иными словами, это весь мир. Наша планета – часть необъятной Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел.

Древний прибор для измерения расстояния между небесными телами

Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. И всегда задавали себе волнующий вопрос: как же устроена Вселенная?

Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля.

Вавилонская табличка с астрономическими сведениями

Древние индийцы полагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе. Огромная черепаха стоит на змее, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство.

Вселенная в представлении древних индийцев

Иной виделась Вселенная народам, живущим на берегах рек Тигр и Евфрат. Земля, по их мнению, это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звездное небо.

Вселенная в представлении древних вавилонян

Очень много для развития взглядов о строении Вселенной сделали древнегреческие ученые. Один из них – великий математик Пифагор (ок. 580–500 до н. э.) – первым предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара. Правильность этого предположения доказал другой великий грек – Аристотель (384–322 до н. э.).

Аристотель предложил свою модель строения Вселенной, или систему мира. В центре Вселенной, по мнению ученого, расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, твердых и прозрачных (в переводе с греческого «сфера» – шар). На них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звезды. Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это – двигатель Вселенной.

Аристотель и его система мира

Взгляды Аристотеля прочно утвердились в науке, хотя даже некоторые его современники не были с ним согласны. Древнегреческий ученый Аристарх Самосский (320–250 до н. э.) считал, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце; Земля и другие планеты движутся вокруг него. К сожалению, эти гениальные догадки были в то время отвергнуты и забыты.

Представления Аристотеля и многих других ученых развил величайший древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (ок. 90—160 н. э.). Он разработал свою систему мира, в центре которой, как и Аристотель, поместил Землю. Вокруг неподвижной шарообразной Земли, по мнению Птолемея, движутся Луна, Солнце, пять (известных в то время) планет, а также «сфера неподвижных звезд». Эта сфера и ограничивает пространство Вселенной. Свои взгляды Птолемей подробно изложил в грандиозном труде «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах.

Птолемей и его система мира

Система Птолемея хорошо объясняла видимое движение небесных тел. Она позволяла определять и предсказывать их расположение в тот или иной момент. Эта система господствовала в науке на протяжении 13 веков, а книга Птолемея была настольной для многих поколений астрономов.

iknigi.net

Природоведение 5 класс (Плешаков А.А., Сонин Н.И.)

Введение
Часть 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ
Науки о природе
Семья биологических наук
Методы изучения природы… 15
Наблюдение. Эксперимент. Измерение. Оборудование для научных исследований
Великие естествоиспытатели
Карл Линней. Чарльз Дарвин. В. И. Вернадский
Часть 2. ВСЕЛЕННАЯ
Как древние люди представляли себе Вселенную… 24
Система мира по Аристотелю. Система мира по Птолемею. Два великих грека От Коперника до наших дней… 29
Система мира по Копернику. Дж. Бруно и Г. Галилей. Ученые, перевернувшие мир
Соседи Солнца… 34
Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Еще немного о планете Земля и ее соседях
Планеты-гиганты и маленький Плутон… 39
Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, Плутон. Подробнее о планетах-гигантах и Плутоне
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты… 43
Таинственные соседи Солнца Мир звезд… 48
Солнце. Разнообразие звезд. Созвездия
Часть 3. ЗЕМЛЯ
Как возникла Земля… 54
Гипотезы Бюффона, Канта, Лапласа, Джинса, Шмидта. Современные представления о возникновении Земли. Ученые, объяснившие происхождение Земли
Что у Земли внутри… 60
Маленькая экскурсия в мир камней
Вещества и явления в окружающем мире… 64
Вещества. Многообразие явлений природы
Землетрясения и вулканы… 72
Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной Земли и огнедышащих гор
Суша… 78
Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова Воздушная одежда Земли… 85
Беспокойная атмосфера. Ураганы.
Смерч
Вода на Земле… 91
Гидросфера. Распределение воды на Земле. Океаны Земли
Неповторимая планета… 97
Часть 4. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ
Как развивалась жизнь на Земле… 102
Лес каменноугольного периода. Динозавры
Живые клетки… 107
Большой мир маленьких клеток
Разнообразие живого… 113
Царства живого. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Животные: беспозвоночные, позвоночные
Три среды обитания… 118
Среда обитания. Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда
Жизнь на разных материках… 123
Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Растения и животные Земли
Природные зоны Земли… 129
Тундра. Тайга. Широколиственный лес. Травянистая равнина. Пустыня. Влажный тропический лес
Жизнь в морях и океанах… 135
Сообщество поверхности воды. Сообщество толщи воды. Донное сообщество. Сообщество кораллового рифа. Глубоководное сообщество
Часть 5. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ
Как человек появился на Земле… 142
Жизнь наших далеких предков. Австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Неандерталец. Кроманьонец
Как человек открывал Землю… 149
Географические представления
древнегреческих ученых. Открытие Америки. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Десять великих путешественников
Как человек изменил Землю… 155
Экологические проблемы. Три «подарка» человека самому себе и своей планете. Озоновая дыра. Кислотные дожди. Парниковый эффект
Жизнь под угрозой… 160
Не станет ли Земля пустыней?… 163
Здоровье человека и безопасность жизни… 166
Первая помощь. Ядовитые животные и растения

uroki.tv

Рабочая программа по учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Естествознание. 5 класс. Введение в естественно-научные предметы».

Естествознание

5 класс

Рабочая программа по учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Естествознание.

5 класс. Введение в естественно-научные предметы».

Составила Кимерина Вера Васильевна, учитель географии.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по естествознанию для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. За основу взята авторская программа «Естествознание. Введение в естественно-научные предметы» 5 класс, авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» в 5 классе продолжает аналогичный курс «Окружающий мир» начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено истории познания природы человеком, раскрытию разных способов исследований, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира и жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.

В школе для детей с недостатками слуха сложились особые, в сравнении с массовой школой условия обучения, что предопределяет отбор материала, его дозировку и распределение, а также методику обучения. Особенности речевого развития учащихся определяют введение специальной работы над коррекцией речи: произношение звуков, слов, расширение словарного запаса, развитие связной речи, что чрезвычайно важно для развития логического мышления у глухих и слабослышащих детей. Роль предмета велика для общего речевого развития детей с неполным слуховым восприятием, для овладения языком, а также для дальнейшего усвоения материала по предметам естественно-научного цикла. В связи с особенностями психического и речевого развития при изучении предмета большая роль отводится введению в такие науки как география, биология и лишь косвенно изучению тел и веществ, а так же их свойствам. Овладение природоведческими знаниями, расширение, углубление и уточнение имеющихся у учащихся представлений и понятий в процессе социального обучения способствуют речевому развитию, развитию словесно- логического мышления.

Цели изучения предмета

Изучение естествознания в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи

Задачи изучения предмета

  • систематизация знаний учащихся о естественных науках, вселенной, природы и человека.

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся.

  • формирование первичных умений, связанных с выполнением лабораторных и практических работ.

  • формирование у школьников способности применять знания о естественных науках в современной жизни.

  • развитие умения работать с книгой и картографическим материалом.

  • формирование навыков пересказа материала учебника.

  • формирование умения пользоваться естественно-научными терминами и понятиями.

  • воспитание ответственного, бережного отношения к природе.

  • формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

Формы, методы, средства текущего контроля и промежуточной аттестации.

Рабочая программа предусматривает систему контроля всех видов речевой деятельности, говорения, чтения и письма. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. Формы текущего  контроля: фронтальный и индивидуальный опрос (монологические высказывания и диалоги), тесты, заполнение таблиц, отчеты по практическим работам, самостоятельные работы, творческие задания (защита рефератов), контрольные работы или зачеты.  Промежуточная аттестация проходит в конце изучения каждого раздела. Учащиеся сдают зачеты или выполняют контрольные  работы. Итоговая контрольная работа в конце года, позволяет оценить знания учащихся, полученных при изучении курса «Естествознание», коммуникативные умения учащихся в говорении.

Основные формы обучения

  • коллективная,

  • индивидуальная.

Основные методы обучения

  • Словесные методы (рассказ, беседа)

  • Частично-поисковый

  • Наглядно-иллюстративный

  • Словесно-наглядный

  • Сознательно-сопоставительный

  • Проектный

  • Проблемный

   Педагогические   технологии обучения

  • технология коммуникативного обучения,

  • технология личностно – ориентированного обучения,

  • технология исследовательских навыков

  • технология проблемного обучения

  • технология группового обучения

  • технология педагогики сотрудничества

  • информационно-компьютерная технология

  • технология здоровьесбережения

Место курса в учебном плане.

Курс естествознания является пропедевтическим, в его содержание включены интегрированные сведения из астрономии, биологии, географии, физики, химии. Общее число учебных часов — 70, из расчета 2 часа в неделю, включая 5 резервных часов.

Планируемые результаты освоения учебного курса.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

 Формировать представление о естественных науках.

 Осознавать целостность окружающего мира.

 Освоить доступные способы изучения природы и человека (наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификации и другие).

 Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе и жизни человека.

  • Формировать представление о строении Вселенной.

  • Сравнивать гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы.

  • Описывать внутреннее строение Земли.

  • Различать тела, вещества и явления.

  • Объяснять причины уникальности планеты Земля.

  • Характеризовать природные условия материков.

  • Описывать особенности основных этапов развития жизни на Земле.

  • Кратко характеризовать основные природные зоны.

  • Работать с различными источниками информации.

  • Сравнивать природные объекты

  • Формулировать научные представления

  • Анализировать и обобщать ранее изученный материал

  • Определять важнейшие экологические проблемы

  • Отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

  • Применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

  • Проводить наблюдения под руководством учителя.

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек Интернета.

  • Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий.

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  • Передавать содержание в сжатом или развернутом виде.

  • Давать определения понятиям

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УУД.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

  • Работать по составленному плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки

  • Оценивать результаты своей работы

  • Оценивать свои достижения на уроке

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.)

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и коннтраргументы

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его

  • Понимать позицию другого, различать в его речи: точку зрения, доказательство, факты

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

  • Оценивать свои учебные достижения, поведения, черты своей личности с учетом мнения других людей

  • Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Достижение личностных результатов образования, а именно:

 Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

.  Формирование чувства гордости за свою Родину.

 Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы.

 Овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире.

 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 Развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Социализация учащихся с недостатками слуха, развитие речи.

Учебно-тематический план курса

п/п

Наименование разделов

Количество часов

1.

Изучение природы

9

2.

Вселенная

12

3.

Земля

20

4.

Жизнь на Земле

14

5.

Человек на Земле

10

Резервное время

5

Содержание учебного курса.

Раздел 1. Изучение природы (9 часов)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдения, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы)

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Демонстрации:

Набор приборов и инструментов: часы, весы, линейка, термометр, лупа, световой микроскоп, бинокль.

Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Лабораторные и практические работы:

  1. Составление схемы наук о природе.

  2. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-великих естествоиспытателей, их вклад в развитие знаний о природе.

Учащиеся должны уметь:

-давать определения понятий: «астрономия», «физика», «химия», «география», «биология», «естественные науки».

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшие наблюдения, опыты.

Раздел2. Вселенная (12 часов)

Представление о Вселенной у древних индейцев, греков, Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю, Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия 14- 17 вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Копернику. Роль Дж. Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Коперника. Солнечная система и ее состав. Планеты земной группы. Планеты- гиганты. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

Демонстрации:

  • Карта звездного неба.

  • Модель Солнечной системы. Теллурий.

  • Фотографии планет Солнечной системы.

Лабораторные и практические работы:

Наблюдение суточного движения звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— представления о строении Вселенной у древних народов. Суть системы Н.Коперника. Состав Солнечной системы. Отличие планет от звезд. Особенности планет земной группы и планет-гигантов.

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать системы мира К. Птолемея и Н.Коперника. Указывать на модели положение Солнца и планет Солнечной системы. Проводить классификацию планет. Находить основные созвездия Северного полушария при помощи карта звездного неба.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— систематизировать и обобщать различные виды информации, выделять тезисы из текста, владеть таким видом изложения текста, как описание.

Раздел 3. Земля (20 часов).

Представление людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж, Бюффон, И.Кант, Дж.Джинс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Различие материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы и полезные ископаемые.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

Суша планеты. Материки, острова. Природные условия материков. Состав воздуха

Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека и состояние живых организмов.

Гидросфера. Распределение воды на Земле. Мировой океан и воды суши.

Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение вокруг своей оси и Солнца, наличие атмосферы, гидросферы и почвы, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Демонстрации:

  • Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)

  • Модели различных атомов и молекул.

  • Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).

Лабораторные и практические работы:

1. Ознакомление с местными полезными ископаемыми

2. Наблюдение признаков химических реакций.

3. Обозначение на контурной карте материков и океанов, островов.

4. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. Анализ состояния погоды.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— гипотезы возникновения Земли и Солнечной системы;

— внутреннее строение Земли;

— многообразие те, веществ и явлений природы;

— внешние оболочки Земли, состав воздуха;

— основные океаны и моря Земли.

Учащиеся должны уметь:

— выдвигать собственные гипотезы возникновения Земли и Солнечной системы;

— давать характеристику природных условий материков;

— объяснять причины уникальности планеты Земля;

— различать основные горные породы и минералы, полезные ископаемые;

— приводить примеры физических и химических явлений;

— находить на физической карте материки и океаны.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— описывать собственные наблюдения или опыты;

— описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел;

— использовать дополнительные источники информации;

— кратко пересказывать доступный по объему текст естественно-научного характера;

— следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Жизнь на Земле (14 часов)

Развитие жизни на Земле.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма, ядро — главные части клеток,. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки.

Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные.

Назземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания живых организмов.

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Природные зоны земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажные тропические леса.

Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Демонстрации:

  • Таблицы «Строение растительной и живой клеток», «Царства живой природы», «Природные зоны Земли», «Развитие жизни на Земле», «Природные сообщества».

  • Микроскоп, микропрепараты растительных и животных клеток

  • Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии (использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений и т.п.).

Лабораторные и практические работы:

1. Изучение строении клетки с помощью микроскопа

2. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, электронных коллекций и др.)

3 Размещение животных по природным зонам

4. Разнообразие природных сообществ Воронежского края.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— основные этапы развития жизни на Земле;

— основные части клетки;

— царства живой природы;

— среды обитания живых организмов.

Учащиеся должны уметь:

— в общих чертах описывать особенности основных этапов развития жизни на Земле;

— приводить примеры представителей царств живой природы

— приводить примеры организмов разных природных сообществ;

— называть наиболее распространенные виды растений и животных своей местности;

— определять названия растений или животных с использованием атласа-определителя;

-кратко характеризовать основные природные зоны Земли.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

Систематизировать и обобщать различные виды информации;

— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам

— находить и использовать причинно-следственную связь между строением организма и его образом жизни и обитания.

Человек на Земле (10 час).

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. человек прямоходящий. Человек разумный.

История географических открытий. Великие путешественники первооткрыватели далеких земель. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, причины его обеднения и пути сохранения. Опустынивание и его причины.

Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Демонстрации:

  • Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды,

  • Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— важнейшие этапы становления человека;

— имена основных первооткрывателей нашей планеты;

— изменения в природе, вызванные хозяйственной деятельностью человека;

— важнейшие экологические проблемы;

— факторы здорового образа жизни.

Учащиеся должны уметь:

— находить черты сходства и различия у современного человека и его далеких предков;

— показывать по карте пути, по которым двигались экспедиции Х.Колумба и Ф.Магеллана;

— объяснять причины экологических проблем;

— оказывать простейшую первую доврачебную помощь при кровотечении.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— соблюдать правила поведения в опасных ситуациях;

— составлять конспект текста;

— осуществлять сбор дополнительной информации;

— оказывать простейшую первую доврачебную помощь.

Личностные результаты обучения:

— формирование интереса к изучению природы;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей;

— воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

— признание высокой ценности жизни, своего здоровья и здоровья других людей;

— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Резервное время 5часов.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-методический комплект для учащихся:

1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Естествознание. 5класс. Введение в естественно-научные предметы: -учебник для общеобразовательных учреждений — М.: Дрофа, 2013.

2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Естествознание.5 класс. Введение в естественно-научные предметы 5 класс:- рабочая тетрадь — М.: Дрофа, 2013.

3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Естествознание.5 класс. Введение в естественно-научные предметы 5 класс:- альбом — задачник- М.: Дрофа, 2013.

Учебно-методический комплект для учителя:

1. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Программа «Естествознание.» 5класс. — М.: Дрофа, 2012.

2. Рабочая программа по учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. Автор-составитель Т.Н.Чеботарева. Издательство «Учитель»,Волгоград, 2014.

3. Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы — М.: Просвещение2012.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Дополнительная литература:

Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

А.А.Плешаков Атлас-определитель. От Земли до неба. — М.:Просвещение, 2011.

Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. — М.: Дрофа, 2005.

Интернет-ресурсы:

1. Электронный учебник «Естествознание» 5класс.

2. Сайты Интернет

Учебно- практическое и учебно-лабораторное оборудование.

1. Портреты великих ученых естествоиспытателей.

2. Карты:

Великие географические открытия.

Подвижная карта звездного неба.

Биосферные заповедники и национальные парки.

Заповедники и заказники России.

Зоогеографическая карта мира.

Зоогеографическая карта России.

Физическая карта мира.

Физическая карта России.

3. Таблицы:

«Правила использования лабораторного оборудования».

«Вещества вокруг нас».

«Физические явления».

«Погодные явления».

«Разнообразие живых организмов».

«Здоровый образ жизни».

«Способы оказания первой помощи».

«Строение клетки».

«Химический состав клетки».

4. Глобус Земли физический.

5. Компас.

6. Весы лабораторные.

7. Комплект оказания первой помощи.

8. Микроскоп.

9. Коллекция «Полезные ископаемые».

10. Коллекция «Горные породы и минералы».

11. Гербарий дикорастущих растений.

12. Гербарий (культурные растения).

13. Гербарий (лекарственные растения).

14. Микропрепараты по теме «Клеточное строение живых организмов».

15. Муляжи «Съедобные и несъедобные грибы».

Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3. Аудиоцентр.

4. Мультимедийный компьютер.

5. Мультимедийный пректор.

6. Экран проекционный.

Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Штатив для карт и таблиц.

3. Укладка для аудиовизуальных средств.

4. Шкаф для хранения карт.

5. Ящик для хранения таблиц.

Планируемые результаты изучения учебного предмета (на уровень обучения).

Изучение природы.

Ученик научится:

  • определять понятия «естественные науки», «тела», «вещества»

  • понимать, что изучают естественные науки

  • называть методы изучения природы

  • приводить примеры физических явлений

Ученик получит возможность научиться:

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе

  • описывать собственные наблюдения

  • пользоваться дополнительными источниками информации

Вселенная.

Ученик научится:

  • рассказывать о взглядах на Вселенную в раннем средневековье

  • понимать вклад Н.Коперника

  • характеризовать состав Солнечной системы

  • определять термины «астероиды», «кометы»

  • определять классификацию звезд

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать дополнительные источники информации

  • сравнивать разные точки зрения на модель Вселенной

  • указывать на модели положение Солнца, Земли и Луны в Солнечной системе

  • приводить примеры планет и спутников

  • вести наблюдение за движением Земли и ее спутника

  • работать с подвижной картой звездного неба

  • сравнивать, анализировать, обобщать

Земля.

Ученик научится:

  • обосновывать гипотезы о возникновении Земли

  • описывать внутреннее строение Земли

  • определять тела, вещества и явления

  • называть и находить на карте материки, океаны, острова

  • давать основные параметра погоды

  • характеризовать атмосферу и гидросферу

Ученик получит возможность научиться:

  • различать горные породы

  • характеризовать природные условия материков

  • вести наблюдения за погодой

  • определять расположение Земли в Солнечной системе

Жизнь на Земле.

Ученик научится:

  • рассказывать о строении живой клетки

  • определять разнообразие живых клеток

  • называть среды обитания организмов

  • кратко характеризовать природные зоны

  • определять природные сообщества морей и океанов

  • распределять растения животных по материкам

Ученик получит возможность научиться:

  • работать с текстом

  • пользоваться микроскопом

  • сравнивать объекты по 3-4 признакам

  • «читать» карту

  • использовать дополнительные источники информации

  • логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать

Человек на Земле.

Ученик научится:

  • характеризовать древних предков человека

  • описывать историю географических открытий

  • описывать историю открытия материков

  • характеризовать изменения в природе, вызванные деятельностью человека

  • определять причины опустынивания

  • определять факторы здорового образа жизни

  • различать ядовитые растения и грибы

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать дополнительные источники информации

  • предлагать пути решения экологических проблем

  • приводить примеры борьбы с опустыниванием

  • измерять свой рост и массу

  • определять наиболее распространенные в данной местности ядовитые растения и грибы

  • следовать нормам экологического и безопасного поведения в жизни

  • отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды

infourok.ru

Природоведение, 5 класс, Плешаков А.А., Сонин Н.И., 2009.

Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по природоведению, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Учебник адресован учащимся 5 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплект Н.И. Сонина. Современное оформление, разнообразные вопросы и задания, дополнительная информация и возможность параллельной работы с электронным учебным изданием способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Науки о природе.

Еще первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше и больше. Люди стремились как можно глубже познать окружающий мир. Постепенно возникли и стали развиваться различные науки. Одни из них исследуют природу, другие — жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику.

Природу в старину называли «естество». Поэтому науки о природе получили общее название естественные науки. Они изучают разнообразные тела, вещества и явления природы. Телом, как вы помните, можно назвать любой предмет, любое живое существо. Вещества — это то, из чего состоят тела. А явления — это любые изменения, происходящие в природе. Рассвет и закат, молния и гром, растворение вещества, таяние льда, кипение воды, полет стрекозы, смена времен года — все это примеры природных явлений.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Часть 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ
Науки о природе 6
Семья биологических наук
Методы изучения природы 15
Наблюдение. Эксперимент. Измерение. Оборудование для научных исследований
Великие естествоиспытатели 21
Карл Линней. Чарльз Дарвин. В. И. Вернадский
Часть 2. ВСЕЛЕННАЯ
Как древние люди представляли себе Вселенную 24
Система мира по Аристотелю. Система мира по Птолемею. Два великих грека От Коперника до наших дней 29
Система мира по Копернику. Дж. Бруно и Г. Галилей. Ученые, перевернувшие мир
Соседи Солнца 34
Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Еще немного о планете Земля и ее соседях
Планеты-гиганты и маленький Плутон 39
Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, Плутон. Подробнее о планетах-гигантах и Плутоне
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты 43
Таинственные соседи Солнца Мир звезд 48
Солнце. Разнообразие звезд. Созвездия
Часть 3. ЗЕМЛЯ
Как возникла Земля 54
Гипотезы Бюффона, Канта, Лапласа, Джинса, Шмидта. Современные представления о возникновении Земли. Ученые, объяснившие происхождение Земли
Что у Земли внутри 60
Маленькая экскурсия в мир камней
Вещества и явления в окружающем мире 64
Вещества. Многообразие явлений природы
Землетрясения и вулканы 72
Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной Земли и огнедышащих гор
Суша 78
Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова Воздушная одежда Земли 85
Беспокойная атмосфера. Ураганы.
Смерч
Вода на Земле 91
Гидросфера. Распределение воды на Земле. Океаны Земли
Неповторимая планета 97
Часть 4. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ
Как развивалась жизнь на Земле 102
Лес каменноугольного периода. Динозавры
Живые клетки 107
Большой мир маленьких клеток
Разнообразие живого 113
Царства живого. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Животные: беспозвоночные, позвоночные
Три среды обитания 118
Среда обитания. Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда
Жизнь на разных материках 123
Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Растения и животные Земли
Природные зоны Земли 129
Тундра. Тайга. Широколиственный лес. Травянистая равнина. Пустыня. Влажный тропический лес
Жизнь в морях и океанах 135
Сообщество поверхности воды. Сообщество толщи воды. Донное сообщество. Сообщество кораллового рифа. Глубоководное сообщество
Часть 5. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ
Как человек появился на Земле 142
Жизнь наших далеких предков. Австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Неандерталец. Кроманьонец
Как человек открывал Землю 149
Географические представления
древнегреческих ученых. Открытие Америки. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Десять великих путешественников
Как человек изменил Землю 155
Экологические проблемы. Три «подарка» человека самому себе и своей планете. Озоновая дыра. Кислотные дожди. Парниковый эффект
Жизнь под угрозой 160
Не станет ли Земля пустыней? 163
Здоровье человека и безопасность жизни 166
Первая помощь. Ядовитые животные и растения.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Скачать книгу

knigidarom.ru

Рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме: Рабочая программа по природоведению 5 класс А.А.Плешаков Н. И. Сонин

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Практические, работы

Формы контроля

Планируемые результаты обучения

Задания для учащихся в классе/ д/з

Оборудование

Наглядность

Дата проведения

план

факт

I триместр

1

Тема1.Изучение природы(3часа). 1Науки о природе

Ознакомление с новым материалом

Значимость изучения природоведения , комплекс наук

С.3-5 отв. на вопросы.

Учебник, глобус

2

2 Методы изучения природы

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

 Узнать методы изучения природы

С.6-14 отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации

3

3.Оборудование для научных исследований

Применение знаний и умений

Пр. раб.№1.Знак-во с оборуд. для научных станций

Прак. Раб.

Устный,

Оборудование для научных исследований углубление знаний

С.15-20 отв. на вопросы.

Учебник ,приборы

4

Тема 2 Вселенная.(14 часов) 1.Развитие представлений Вселенной.Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Ознакомление с новым материалом

Текущий;

Устный,

Индивидуальный,

Узнают  модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

С.24-28 отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

5

2. Развитие представлений о Вселенной от Н. Коперника до наших дней.

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают  системе мира Коперника. Бруно ,Галилея.

С.29-33 отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

6

3Солн. система и ее состав. Планеты земной группы.

комбинированный

Текущий;доклады.

Индивидуальный

 Узнать о солн. системе и ее составе. И возникновение

С.34-36 отв. на вопросы.доклады

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

7

4 Планета Земля и ее соседи

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о планета Земля и ее соседях

С.37-38 отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

8

5Планеты гиганты и маленький Плутон.

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

 Узнают о планетах гигантах и Плутоне

С.39-42 отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

          

9

6.Небесные тела          

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о небесных телах астероидах кометах метеоритах

С.43-45доклады  отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

10

7.Таинственные соседи Солнца

комбинированный

групповой

Узнают солн. системе

С.46-47 отв. на вопросы.

видео

11

8. Обобщение знаний о Солн. системе

Обобщения и систематизации знаний

Письменный итоговый

Показывают уровень усвоения материала

С.47 отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации

12

9.Солнце ближайшая к нам звезда

Применение знаний и умений

2.«Наблюдение суточного движения Солнца и звезд

Текущий;прак. Раб.

Индивидуальный

Узнают о значении солнца

С.48 отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

13

10 Мир звезд.

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о Многообразии звезд

С.49-50 отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

14

11. Созвездия.

Применение знаний и умений

3.Работа с картой звездного неба.

Прак. Раб.Текущий;

Устный,

Индивидуальный

. Узнают о Созвездиях

С.50 отв. на вопросы.

Карта звездного неба Учебник иллюстрации

15

12.. Многообразие галактик.

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о многообразии галактик.

С.50-51 доклады отв. на вопросы.

Картинки учебника

16

13Галактики . Далекие миры

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о многообразии галактик.

С.50-51 отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

17

14.Обобщающий урок по теме «Вселенная»

Обобщения и систематизации знаний

тест

Обобщение знаний о Вселенной

С.52 отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации

)

18

Тема 3.Земля(18 часов)1. Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.

Ознакомление с новым материалом

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о Гипотезах образования планеты Земля

С.54-59 отв. на вопросы.

учебник Учебник иллюстрации

19

2.Современные представления о возникновении Земли.

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о Гипотезах образования планеты Земля

С.59 отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

20

3.Что у Земли внутри.

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о Внутреннем строениеи Земли,земная кора

С.60-61 отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

21

4.полезные ископаемые Горные породы, минералы

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о полезных ископаемых Горные породах, минералах

С62-63 отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

22

5.Вещества и явления в окружающем мире.

Применение знаний и умений

4.«Описание и сравнение признаков 2-3 вещества»,

Прак. Раб.

. Узнают о Веществах и явлениях  в окружающем мире.описывать признаки веществ

С.64-71 отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации

23

6.Многообразие явлений природы.

комбинированный

5.«Наблюдение признаков химических реакций», «Исследование 1-2 физических явлений»,

Прак.раб.

Узнают о многообразии явлений приролы

С.71 отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации

24

7.Землетрясения.

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Осознают Землетрясения-.грозное явление

С.72сообщения отв. на вопросы.

Карты Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

II триместр

25

8.Вулканы .Гейзеры.

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о Вулканах .Гейзерах.

С73-77доклады

Карта Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

26

9.Обобщающий урок

обобщения

Письменный итоговый

Обобщение знаний  работа с картой

С73-77 отв. на вопросы.

Карта физическая

27

10.Суша планеты. Материки Острова.

Применение знаний и умений

6.«Практическая работа с физической картой мира и контурной картой (подписать материки, крупные острова, архипелаги)»,

Прак. работа

 Уметь Работать  с картой

С.78-84 отв. на вопросы.

Карты Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

28

11.Хар-ка природ условий материков.

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный тест

Получат представления об Антарктиде- самом холодном материке

С.78-84 сообщения

Карты Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

29

12 Атмосфера планеты Земля..

комбинированный

7.«Измерение температуры воздуха и направления ветра»,

Прак. раб

Углубляют знания о составе строении атмосферы и значении атмосферы

С.85-90 отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации

30

13.Погода. Климат.

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Систематизируют знания погоде и климате

С.85-90 отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации видеофильм

31

14. Гидросфера .Мировой океан.

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Расширят знания о гидросфере

С.91-96 отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

32

15Воды суши

Применение знаний и умений

8Практическая работа и контурной картой (подписать моря, омывающие Россию, крупнейшие реки)»,

Прак. работа

Умение работать с картой, узнают об основных источниках пресной воды

С.91-96 отв. на вопросы.

карты Учебник иллюстрации

33

16.Планета Земля как среда обитания

комбинированный

9.«Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»

Прак. Раб.

Осознают уникальность существования жизни на Земле

С.91-96 отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации

34

17.Неповторимая планета Земля

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Осознают уникальность существования жизни на Земле

С.97-100 доклады

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

35

18. Обобщающий урок по теме «Земля»

Обобщения и систематизации знаний

тест

Обобщат и систематезируют знания об особенностях Земли

отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации

36

Тема 4 »Жизнь на Земле»(14 часов)1Развитие  жизни на Земле

Ознакомление с новым материалом

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о совр. взглядах на развитие жизни

С.102-103 отв. на вопросы.

Видео Учебник иллюстрации фильм

37

2. Животные прошлого

комбинированный

10.«Изучение ископаемых останков организмов»,

Прак. Раб.

Узнают что животный мир изменился о чем можно судить по ископаемым остаткам

С.104-106 доклады

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

38

3.Живые клетки . Методы изучения.

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о строении увеличит. приборов о строении клетки

С.107-109 отв. на вопросы.

таблицы Учебник иллюстрации

39

4.Живые клетки. .Строение.

Применение знаний и умений

Прак.раб.

Узнают о строении клетки и многообразии

С.109-112 отв. на вопросы.

Таблицы  Учебник иллюстрации

40

5.Разнообразие живого на Земле

Применение знаний и умений

Прак.раб.

Узнают и систематизируют знания о разнообразии живых организмов

С.113-117

отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

41

6.Одноклеточные организмы

Применение знаний и умений

»,

Прак. раб

Узнают о строении многообразии однокл. Организмов роли в природе и жизни человека

С113

отв. на вопросы.

таблицы Учебник иллюстрации

42

7. Многоклеточные организмы.

Применение знаний и умений

Прак. Раб.

Узнают о роли растений и грибов в природе

С.114-117 отв. на вопросы.

таблицы Учебник иллюстрации

43

8 Три среды обитания

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о средах обитания организмов их особенности

С.118-119 отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

44

9.Организмы различных сред обитания

Применение знаний и умений

11. приспособленность организмов к среде обитания

Работа в группе Прак. Раб.

Выяснят приспособленность организмов к опр. среде обитания

С.120-122 отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

45

10Жизнь на разных материках

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о своеобразии раст. и живот. мира.

С.123-128 сообщения отв. на вопросы.

Видеофил Учебник иллюстрации ьм  

46

11.Природные зоны Земли

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о расположении особенностях живой природы в разл. прир.зонах

С.129-134 отв. на вопросы.

карта

47

12. Растения разных прир. зон.

комбинированный

12.«Особенности растений и животных разл. прир. зон.

Прак. Раб. тест

Узнают о растениях прир. зон.

С.134 сообщения

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

48

13.Жизнь в морях и океанах.

комбинированный

Прак. Раб.

Узнают о разнообразии обитателей морей и океанов

С.135-139 сообщения

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

III триместр

49

14.Обобщающий урок «Что мы узнали о живой природы»

Обобщения и систематизации знаний

тест

Обобщат и систематезируют знания о живой природе

С.140 отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации

50

Тема 5 .Человек на Земле(14 часов)1.Происхождение человека

Ознакомление с новым материалом

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают об ископаемых предках человека

С.142-144 отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации картинки

51

2.Первые люди

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о первых людях и их образе жизни

С.145-147 сообщения отв. на вопросы.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

52

3Обобщение темы «Происхождение человека»

Обобщения и систематизации знаний

итоговый

Обобщат и систематезируют знания о происхождении человека об усложнениях строения и поведения.

С.145-147 отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации

53

4.Страницы историй геогр. открытий

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о географ. открытиях и исследованиях

С.149-151 отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации рисунки

54

5.Великие путешественники

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о вкладе великих путешественников в развитии знаний о нашей планете

С.152-154

сообщения

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

55

6.Как человек изменил Землю

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о влиянии человека на природу, возн. Экол. проблем

С.155-157 отв. на вопросы.

видеофильм Учебник иллюстрации

56

7.Три «подарка» человека самому себе

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

возникновение. экол. проблем

С.158-159 сообщения

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение».

57

8.Жизнь под угрозой

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о влиянии человека на природу

С.160-1 62 отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации виеофильм

58

9.Не станет ли Земля пустыней?

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о влиянии человека на природу , об ответственности  за Землю

С.163-165 отв. на вопросы.

Видеофильм Учебник иллюстрации

59

10.Экологич. проблемы мира

комбинированный

13 .зколог. проблемы местности и пути решения.

групповой

Индивидуальный

Узнают об эколог. проблемах и путях решения

сообщения

презентация

60

11.Здоровье человека и безопасность жизни.

комбинированный

14 измерение роста и массы тела.

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Расширят знания о сохранении здоровья безопасности жизни

С.166-169 отв. на вопросы.

презентация

61

12.Первая помощь при травмах

комбинированный

15 способы оказания доврачебной помощи.

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Научаться приемам оказания первой помощи

С.169 сообщения отв. на вопросы.

таблицы

62

13.Ядовитые животные и растения

комбинированный

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Узнают о ядовитых растениях и животных

С.170-172 сообщения отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации».

63

14.Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

Обобщения и систематизации знаний

тест

Обобщат и систематезируют знания о влиянии человека на природу.

отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации

64

Повторительно- обобщающий урок

Повторения закрепления материала

Текущий;

Устный,

Индивидуальный

Обобщат и систематезируют знания оприроде Земли.

сообщения отв. на вопросы.

Учебник иллюстрации

65-70

Резерв времени

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *