Ответ 5 Живые клетки — Рабочая тетрадь по биологии 5 класс Н.И.Сонин, А.А.Плешаков
26. Дайте определение.
Клетка — это
- Ответ: То, из чего состоит все живое на планете.
27. Зарисуйте схему строения клетки. Подпишите ее основные части.
- Ответ: Основные части — митохондрия, лизосома, ядро, мембрана, цитоплазма.
28. Прочитайте §5 «Живые клетки» и составьте его план.
- Ответ: Открытие, виды клеток, состав клетки.
29. Рассмотрите рисунок и подпишите названия изображенных клеток.
- Ответ: Нервная клетка, клетка крови, сперматозоид, яйцеклетка, клетка кости.
30. Вставьте пропущенные слова.
- Ответ: Большинство клеток имеют три главные части: наружную мембрану, которая одевает клетку, цитоплазму — полужидкую массу и ядро — небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.
32. С помощью текста учебника составьте толковый словарик органоидов клетки.
-
Ответ:
Митихондрин — органоиды, отвечающие за дыхание клетки.
Лиасомы — органоиды, отвечающие за питание клетки.
Хлоропласты — органоиды ростительной клетки, учавствующие в фотосинтезе и дающие окраску листьям.
33. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о Роберте Гуке. Запишите план сообщения. Укажите источник использованной информации.
-
Ответ:
-
1) Биография Р. Гука
2) Вклад в науку
Источник: энциклопедия
34. Вставьте пропущенные буквы.
- Ответ: Мембрана, цитоплазма, яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение, хлоропласт, орган.
Составьте 2 — 3 предложения с этими словами.
- Ответ: Клетка имеет три основныз органоида — цитоплазма, мембрана и ядро. Еще существуют половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки.
tetrab.ru
Ответ 1 Что такое живой организм
1. Вспомните материалы курса «Окружающий мир» и ответьте на вопросы.
Что такое природа?
- Ответ: Среда обитания, совокупность живого и не живого.
Что называют организмом?
- Ответ: Организмы – это живые существа, самостоятельно существующие в живой природе.
2. Рассмотрите рисунок «Природные тела», подчеркните зеленым карандашом живые организмы.
- Ответ: В первой строке второй рисунок, а во второй строке все рисунки.
3. Прочитайте текст параграфа на странице 7 и ответьте на вопрос.
В чем сходство в строении тел живых организмов?
- Ответ: У всех живых организмов есть клетки.
4. Заполните таблицу «Проявление признаков живых организмов у растений и животных».
-
Основные признаки живых организмов Растения Животные Питание × × Дыхание × × Движение × Раздражимость × × Размножение ×
Используя текст учебника, отметьте особенности проявления основных признаков живых организмов у растений и животных.
5. Дайте определения.
Обмен веществ — это
- Ответ: постоянное обновление веществ в живом организме.
Раздражимость — это
- Ответ: способность организма реагировать на изменения в окружающей среде.
Рост — это
- Ответ: увеличение размера организма.
Размножение — это
- Ответ: воспроизведение себе подобных.
6. Подпишите название признаков, которые иллюстрируют фотографии.
- Ответ: лошадь – подвижность, лягушка – размножение, корова – питание.
7. Вставьте пропущенные буквы.
- Ответ: Организм, выделение, раздражение, раздражимость, подвижность.
Составьте 2-3 предложения с этими словами.
- Ответ: Выделение, размножение, раздражимость, подвижность – это основные признаки живых организмов. Способность организма реагировать на изменения в окружающей среде называется – раздражимость.
tetrab.ru
Урок биологии «Обмен веществ» 5 класс
Тема: «Обмен веществ и превращение энергии»
Цели урока:
Методы обучения: проблемный, эвристический.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Обмен веществ и энергии», «Рабочая тетрадь. Биология: 6 класс».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Проверка готовности класса к уроку.
II. Этап всесторонней проверки знаний.
Презентация.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте, попробуем ответить на вопрос «В чем отличие живых организмов от неживой среды?»
Признаки живого организма
Питание
Дыхание
Рост
Развитие
?
III. Актуализация знаний
Чтобы узнать какое свойство мы будем изучать следующим, давайте посмотрим на слайд. Как вы понимаете фразу «Организм – открытая, саморегулирующаяся система»?
Для каких веществ организм открыт? Как вещества поступают в организм? Как называются эти процессы?
Что происходит с избытком веществ? Каким образом вещества выводятся из организма?
Этот процесс называется обменом веществ. Сообщение темы урока
Давайте сформулируем определение? Что такое обмен веществ?
IV. Изучение нового материала
Давайте сформулируем определение? Что такое обмен веществ?
Известно, что обмен веществ можно рассматривать с разных сторон: обмен веществ различается у растений и у животных, а также обмен веществ — это химический процесс.
Для того, чтобы узнать как можно больше о процессе обмена веществ мы разделимся на группы:
Химики
Ботаники
Зоологи
Работа в группах:
1 группа: «Химики»
Задача: Изучить химическую природу обмена веществ.
Ход работы:
Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:
Как по-другому называется обмен веществ?
На какие стадии делится обмен веществ?
Что происходит на стадии катаболизма?
Что происходит на стадии анаболизма?
Что такое ферменты? Зачем они нужны в химических реакциях?
Заполните схему:
2 группа «Ботаники»
Задача: Выявить особенности обмена веществ у растений.
Ход работы:
Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:
О каком процессе рассказывается в вашем тексте?
Как выглядит уравнение фотосинтеза?
Какие вещества поступают в растение?
Какие вещества образуются на свету?
Как используются эти вещества?
Что дальше происходит с этими веществами?
Как называется этот процесс?
Благодаря чему происходит этот процесс?
Как используется полученная энергия?
Заполните таблицу
3 группа « Зоологи»
Задача: Выявить особенности обмена веществ у животных.
Ход работы:
Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:
Какие вещества поступают в организм животных?
Как называются процессы, при которых поступают вещества?
Что с ними происходит с веществами внутри организма?
Какие вещества выделяются в результате?
Заполните таблицу
Индивидуальные задания:
Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:
Перечислите факторы, влияющие на скорость обмена веществ? Составьте схему.
Какая зависимость обмена веществ от температуры?
Какие бывают группы животных относительно температуры тела? Чем отличается их обмен веществ?
Обмен информацией:
Выступление 1 представителя от каждой группы, заполнение таблицы, схем.
IV. Обобщение:
Значение обмена веществ:
Обеспечение организма энергией и питательными веществами
Рост и развитие
Круговорот веществ в природе
V. Закрепление нового материала:
Тест
1. Обмен веществ происходит у всех живых организмов.
2.Обмен веществ складывается из двух противоположных процессов.
3.В обмене веществ у растений принимают участие только листья.
4.В растения из окружающей среды поступают кислород, углекислый газ и вода.
5.В обмене веществ у животных принимают участие только органы дыхания и кровеносной системы.
6.В результате фотосинтеза образуются органические вещества и кислород.
7.Теплокровные животные имеют постоянную температуру тела.
8.Змеи и лягушки – это теплокровные животные.
9.Медведь – холоднокровное животное, так как впадает в зимнюю спячку.
10. Зимой у птиц обмен веществ протекает медленно, потому что температура окружающей среды низкая.
11. Активный обмен веществ у птиц и млекопитающих способствовал их широкому распространению на Земле.
12. Обмен веществ и энергии является основным признаком живого организма.
Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 11, 12 — да
V. Подведение итогов урока
Рефлексия:
– Узнали ли вы, что-то новое на уроке?
– Какие знания вы применили на уроке для понимания новой темы?
– Что произвело на вас наибольшее впечатление?
– Хочется ли узнать что-нибудь еще по этой теме?
Нарисуйте смайл.
VI. Домашнее задание
П. 44 – прочитать, выучить определения
Задание по выбору:
Кроссворд «Обмен веществ», 10 вопросов.
Сообщение «Питание и обмен веществ».
infourok.ru
§1. Что такое живой организм (Страницы 5,6,7)
Главная › 5 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии С голубем Сонин Плешаков 5 класс
1. Вспомните материал курса «Окружающий мир» и ответьте на вопросы:
- Что такое природа?
Это среда обитания, совокупность живого и неживого.
- Что называют организмом?
Это живое существо, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой природы.
2. Рассмотрите рисунок «Природные тела», подчеркните зеленым карандашом живые организмы.
3. Прочитайте текст параграфа на с. 7 и ответьте на вопрос. В чем сходство в строении тел живых организмов?
Ответ: Все живые организмы на Земле состоят из клеток, сходных по строению, сходны по составу образующих их веществ и имеют признаки живого.
4. Заполните таблицу «Проявление признаков живых организмов у растений и животных».
5. Дайте определения.
- Обмен веществ – это процесс поступления в организм одних веществ, преобразования их и выведения других, ненужных веществ, при котором образуется и тратится энергия.
- Раздражимость – это способность живого организма реагировать на внешнее воздействие окружающей среды изменением своих свойств.
- Рост – это увеличение организма или отдельных органов в процессе развития.
- Размножение – это присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных.
6. Подпишите названия признаков, которые иллюстрируют фотографии.
7. Вставьте пропущенные буквы.
Организм, выделение, размножение, раздражимость, подвижность.
Живые организмы обладают свойствами – выделение, размножение, раздражимость. Животные ведут подвижный образ жизни, в отличие от растений.
Тренировочные задания — стр. 102-103§2. Наука о живой природе — стр. 8-9
Сохраните или поделитесь с одноклассниками:
dourokov.ru
Ответ §7. Процессы жизнедеятельности клетки
1) Сформулируйте определение следующих понятий.
-
Ответ:
1. Обмен веществ – это процесс образования веществ и их распад.
2. Давление клетки – это процесс размножения.
2) Вставьте пропущенные слова.
-
Ответ: Клетка – это живая система, все части которой работают согласовано. Каждая часть клетки выполняет свои особые функции.
3) Перечислите главные процессы жизнедеятельности клетки.
-
Ответ: Деление, размножение, дыхание, обмен веществ и др.
4) Рассмотрите рисунок, на котором изображены различные этапы деления растительной клетки. Определите, верно ли они сейчас расположены. Ниже запишите правильный порядок этапов деления клетки.
-
Ответ:
5) Составьте схему «Клетка – живая система»
-
Ответ:
6)* Используя дополнительную литературу , Интернет, подготовьте сообщение на тему «Методы изучения жизнедеятельности клетки». Запишите план сообщения.
7) Соедините линиями имена ученых и заслуги, которые этим ученым принадлежат. Ниже запишите свой ответ в краткой форме.
-
Ответ:
Подведём итоги: что вы узнали о биологии как науке
1) Заполните таблицу
-
Ответ:
Ткани животных
Ткани
Сходства
Различия
Растительные:
Клеточное строение, питание, дыхание, выделение, размножение, обмен веществ
Питание автотрофное (образование органических веществ из неорганических), раздражительность меньше
Животные:
Питание гетеротрофное (готовые органические вещества), раздражительность больше
2) Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.
3) Выберите правильный ответ и отметьте его.
-
Ответ:
1 – А
2 – В
3 – В
4) Составьте слово, которое содержит предположенные гласные буквы в указанном порядке.
-
Ответ:
- е, е, и, е Дыхание
- и, о, а, а Цитоплазма
- я, о Ядро
5) Найдите лишнее понятие вреди предложенных и подчеркните его.
-
Ответ: 1. Ядро, цитоплазма, лупа, клеточная мембрана.
- Клеточная мембрана, ткань, вакуоль, хлоропласт.
6)* Закрасьте карандашом или фломастером все участки рисунка, на которых написаны названия домашних животных. Ниже напишите слово, которое обозначает то, что у вас получилось.
-
Ответ: Собака
Оцените самостоятельно
Прочтите перечень основных понятий главы 1, подчеркните те, которые пока еще недостаточно хорошо вами усвоены.
-
tetrab.ru
Методическая разработка по биологии (5 класс) по теме: Тема урока: Организм и его свойства.5 класс.Биология.
Урок 2.Тема урока: Организм и его свойства.
Цель урока: Выделять существенные свойства живого организма (Н), объяснять их взаимосвязь и значение (П).
углубить знания о телах живой и неживой природы; дать объяснение понятию «организм»; раскрыть свойства живых организмов.
Оборудование: таблицы с изображением животных и растений; цветные карандаши, учебное электронное издание Биология, презентация, проэктор, мультимедийный экран, компьютер.
Ход урока:
Фронтальный опрос: прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним (на доске вывешивается слово – биология).
Что такое биология?
А что нас окружает?
Какие бывают тела?
Приведите примеры тел неживой природы?
Приведите примеры тел живой природы?
А сейчас я вам задам вопрос. На который вы мне ответите после изучения новой темы.
Чем отличаются живая и неживая природа?
Тема урока «Организм и его свойства» записывается на доске и в тетрадь.
На доске вывешивается слово- организмы.
(организмы – это тела живой природы)
А какие вы знаете тела живой природы? (учащиеся рисуют в тетрадях любые организмы, кто-то выходит и показывает всем у доски).
Слайды
(бактерии, грибы, водоросли, покрытосеменные, голосеменные, человек)
Учитель: Мир природы очень разнообразен.
Чем же отличаются населяющие его организмы?
Что объединяет между собой живые организмы?
Слайд
(схема свойств живых организмов; 6 стрелочек и только у одной написано свойство)
По мере объяснения в слайдах появляются новые свойства.
1) Дыхание организмов.
Учитель: Все живые организмы получают из окружающей среды кислород, он необходим как для дыхания, так и для окисления сложных веществ с выделением энергии, которая используется для жизнедеятельности организма.
Слайд ( видео- сюжет работа жаберного аппарата рака, и легкие лягушки).
2) Питание организмов.
Учитель: Сложные вещества входят в состав пищи. В организме под действием кислорода они распадаются (окисляются) и дают энергию для жизни.
Слайд ( видео- сюжет питание речного рака)
Учитель: Животные используют в пищу готовые органические вещества, находящиеся в теле растения или других животных.
Растения питаются по иному.
На свету в листьях растений из неорганических веществ образуются органические вещества – углеводы.
3) Обмен веществ.
Учитель: Живые организмы получают из окружающей среды кислород и органические вещества, входящие в состав пищи. В свою очередь в окружающую среду они выделяют продукты жизнедеятельности или обмена – углекислый газ, воду и другие вещества.
4)Рост организмов.
Рост – это увеличение массы и размеров организма.
Слайд (схема роста тараканов в интерактивном режиме).
5) Размножение.
Размножение – это процесс воспроизводства себе подобных.
Слайд ( видео – сюжет деление инфузории туфельки).
6) Старение и смерть.
И последнее свойство, которое характерно только для живых организмов – это старение, а затем наступает смерть. После смерти в организме полностью прекращаются все жизненные процессы.
Схема у учащихся в тетради заполнена до конца, и учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос, поставленный в начале изучения темы. Чем отличается живая и неживая природа?
Вывод:
Живая природа отличается от неживой природы свойствами присущими только живым организмам: дыхание, питание, обмен веществ, рост, размножение, старение и смерть.
Домашнее задание: стр.8-11;&2вопросы биология 5 класс И.Н.Пономарева
Свойства живых организмов
Дыхание
Свойства живых организмов
Дыхание
Питание
Свойства живых организмов
Дыхание
Питание
Обмен веществ
Свойства живых организмов
Дыхание
Питание
Обмен веществ
Рост
Свойства живых организмов
Дыхание
Питание
Обмен веществ
Рост
Размноже- ние
Свойства живых организмов
Дыхание
Питание
Обмен веществ
Рост
Размноже- ние
Старение и смерть
nsportal.ru
Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост
30. Выполните лабораторную работу «Наблюдение движения цитоплазмы» (см. с. 42-43 учебника). Сделайте соответствующие рисунки и подписи к ним
Вывод: в клетке постоянно происходит движение цитоплазмы и перемещение органоидов. Движение – это свойство живого. Тем самым происходит перемещение в клетках питательных веществ и воздуха
31. Изучив текст параграфа, заполните схему «Процессы жизнедеятельности клетки»
Движение цитоплазмы: происходит перемещение питательных веществ и воздуха
Дыхание: происходит поступление кислорода в клетку
Питание: питательные вещества, получаемые из почвы и воздуха, поступают в клетку через клеточную оболочку в виде растворов
Размножение: происходит деление клетки, за которое отвечают хромосомы ядра
Рост: увеличиваются размеры клетки после деления
32. Рассмотрите схему деления растительной клетки. Цифрами укажите последовательность стадий (этапов) деления клетки
1 4 3
5 2 6
33. Цифрами укажите последовательность изменений от самой молодой до самой старой клетки. Чем отличается самая молодая клетка от самой старой клетки?
3 5 1 4 2
Ядро молодой клетки располагается в центре. В старой клетке – одна большая вакуоль, поэтому цитоплазма плотно прилегает к оболочке. В молодых клетках много мелких вакуолей, и они способны делиться
34. Какое значение имеют хромосомы? Почему их количество в клетке постоянно?
Хромосомы передают наследственную информацию от клетки к клетке. Их количество постоянно, так как это характеристика вида. При делении их количество всегда удваивается, а затем равномерно распределяется между дочерними клетками. Таким образом хромосомный набор сохраняется
35. Докажите, что клетка – живая частица растения
Клетка имеет все свойства живого: деление (размножение), дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие и старение
pobio.ru