способствовать формированию представлений о местоположении и природных условиях Италии, образе жизни римлян; создать условия для ознакомления с устройством римского общества, управлением в древнейшем Риме; содействовать развитию умения работать с картой, текстом учебника | |||||
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование | ||||
Планируемые результаты (предметные) | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой для миропонимания и познания современного общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность | ||||
Личностные результаты | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традиции, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | ||||
Метапредметные результаты | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | ||||
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии | Древнейший период. Местоположение и природа Апенинского полуострова. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Основание Рима (753 г. до н.э.). Положение патрициев и плебеев. Рим эпохи царей. Восстание римского народа против Тарквиния Гордого. Весталка, патриций, плебс, легенда, ликтор, сенат, Народное собрание, царь. Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем, Тарквиний Гордый | ||||
Образовательные ресурсы | Карты: «Древний Рим», «Древнейшие государства», «Древнейшая Греция». Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Схема «Управление в Древнем Риме царского периода» | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | формы контроля |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
ционный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм | |
| Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа с картой | -Сегодня мы познакомимся с Древним Римом. Рим — один из древнейших городов Европы. В наши дни Рим – столица государства Италия. В древности словом «Рим» назвались и город, и государство. Нередко древнее государство и его главный город назывались одинаково. Приведите примеры, подтверждающие эту мысль | Называют и показывают на карте местоположение древнейших городов-государств: Афины, Спарта, Вавилон | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия; учатся работать по плану. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию | Беседа, работа с картой |
Местоположение и природа Апенинского полуострова | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический, проблемный. Рассказ, беседа, работа с картой | Обращает внимание на очертания Апенинского полуострова. Знакомит с местоположением и природой полуострова. Предлагает сравнить природные условия Апенинского и Балканского полуострова (см. Приложение 1) | Показывают на карте и описывают местоположение Апенинского полуострова. Осуществляют сравнение природных условий Апенинского и Балканского полуостровов | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют сравнение, делают выводы. Коммуникативные: слушают, и понимаю речь других | Беседа по вопросам, работа с картой |
Легенда о возникновение Рима | Фронтальная. Словесный. Комментированное чтение, беседа | Предлагает в ходе комментированного чтения познакомиться с легендой о возникновении Рима. Организует беседу по вопросам к п. 1 § 44 | Находят ответы на вопросы в тексте | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Беседа по вопросам |
Город на семи холмах и его обитатели | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа, работа с иллюстрациями | Рассказывает об основании Рима, условиях жизни и занятиях населения, опираясь на иллюстрации | Характеризуют условия жизни и занятия населения Рима | Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Беседа по вопросам |
Устройство римского общества, управление в древнейшем Риме | Групповая. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, таблицей, беседа | Предлагает. Работая с текстом п. 3 § 44, заполнить таблицу (см. Приложение 2), составить рассказ по схеме (см. Приложение 3) | Заполняют таблицу, составляют рассказ по схеме | Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умеют работать в группе | Таблица, рассказ по схеме |
| Фронтальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Работа с картой, иллюстрацией, беседа, рассказ | Организует работу с заданием к § 44: «Поработайте с картой», «Опишите рисунок», «Подумайте» | Находят на карте и называют племена Древней Италии, описывают область, в которой расположено Римское государство. Отвечают на вопросы | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других | Работа с картой, беседа по вопросам, рассказ |
| Фронтальная. Словесный. Сообщения учителя | Комментирует задание. § 44. Задания 55, 57 в рабочей тетради, по контурной карте (№ 56) | Воспринимают задание, уточняют, записывают в дневник | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задания в рабочей тетради, контурная карта | Различия |
|
| Патриции | Плебеи | ||
Определение | Потомки древних людей Рима | Люди, переселившиеся в Рим из других мест | |||
Пользование общественной землей | Пользовались общественной землей | Не пользовались общественной землей | |||
Участие в управлении Римом | Участвовали в управлении Римом | Не участвовали в управлении Римом |
История Древнего Рима (5 класс) – кратко о рабстве, периодизации и важнейших событиях
4. 7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 510.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 510.
Греко-Римская цивилизация античного мира сумела вобрать в себя успехи и достижения народов Средиземноморья, Азии и Западной Европы. Началом истории Древнего Рима следует считать образование в италийской местности Лациум города Рима. Древнейший Рим был первоначально деревней в IX веке до н.э.
Образование Римского государства. Царский период.
Периодизацию истории Древнего Рима условно разбивают на три части: Царский период (VIII-IV вв. до н.э.), период Республиканского Рима (VI-I вв. до н.э.) и период Римской Империи (I-IV до н.э.) Принято считать, что Рим основали Ромул и Рэм в 753 году до н.э. Объединение латинян, этрусков и сабинян, населяющих устье реки Тибр, привело к созданию в Риме общины.
Рис. 1. Волчица кормит Ромула и Рэма.
Община состояла из 300 родов, которые были объединены в 30 курий. Все курии были поделены на 3 трибы. Во главе общины стояли старейшины, именуемые патрициями. Род патрициев был наделён следующими правами:
- право на большой земельный надел, который был закреплён за ними пожизненно;
- род был обязан защищать и всячески помогать патрициям материально;
- без патрициев не обходился ни один религиозный праздник или пиршество.
Пришлые племена не имели права на голосование и вступление в брак с кем-либо из рода патрициев. Они получили название плебса или плебеев.
Внутренний конфликт внутри общества патрициев и плебеев в дальнейшем лишь усугублялся и не в последнюю очередь послужил одной из причин распада Римской Империи.
Царский период Римского государства представлен семью царями, заложившими основу древнеримского общества. Начиная с правления Ромула, главой общины был царь, который являл собой закон и порядок и выполнял при этом функции жреца.
- Ромул.
При Ромуле произошло объединение сабинян и римлян. Причём сделано это было без кровопролития. Самые знатные из сабинян вошли в состав Сената. - Нума Помпилий.
Этот царь был первым сабинянином, занявшим римский трон в 715 году до н.э. По его указу было проведено размежевание земель каменными столбами и введён луносолнечный календарь. - Тулл Гостилий.
Тулл развязал войну с албанским городом Альба-Лонга. Город был взят, а все уцелевшие жители были насильно вывезены в Рим. - Анк Марций.
В правление этого царя велись войны против латинян, которые совершали набеги на римские поселения. Римляне в ходе военных действий с боями вышли к морю, где отстроили свой первый порт – Остию. - Тарквиний Древний.
После получения трона продолжил внешнюю политику Анка Марция. В годы его правления к Риму были присоединены города Карникум, Камер, Номент. С боем был взят сабинский город Коллация. Тарквиний стал первым царём подготовившим себе преемника в лице Сервия Туллия. - Сервилий Туллий.
Провёл земельные и имущественные реформы, реорганизовал армию. Он также разделил римское общество на 6 имущественных разрядов. Каждый разряд был обязан выставлять вооруженные отряды, за исключением шестого. Родственные линии при Сервилии были ослаблены. К этому же периоду нужно отнести и возникновение рабства в Древнем Риме. Туллий был убит своим родным дядей Тарквинием, который организовал заговор. - Тарквиний Гордый.
Вероломно придя к власти, этот царь начал своё правление с истребления верхушки Сената. Вскоре Сенат был вовсе упразднён Тарквинием как орган власти. За свою заносчивость он получил прозвище “Гордый”, спровоцировал конфликт с сабинянами уничтожив у них все святыни. Недовольство царём вылилось в мощное восстание плебса подготовленное патрициями. Тарквиний бежал из страны.
Республиканский Рим. Ранняя Республика.
С изгнанием из страны Тарквиния Гордого начался новый период, который принято называть Ранней Римской Республикой. Власть в стране теперь принадлежала двум консулам, которые избирались Сенатом сроком на один год. Рассмотрим важнейшие события этого временного отрезка:
- 499-493 гг. до н.э. Первая Латинская война.
Победа римлян в этой войне закончилась договором с латинянами о военной взаимопомощи. - 390 год до н.э. Вторжение галлов.
Галлы нанесли поражение римским войскам на реке Амния, затем дошли до Рима и сожгли его. Несмотря на изгнание галлов, позиции республики в Средней Италии сильно ослабли. - 343-290 гг. до н.э. Самнитские войны.
В этих войнах племена самнитов потерпели поражение от римлян. Римом были присоединены Западные и Средние земли Италии. В 312 году была построена знаменитая Аппиева дорога сохранившаяся до наших дней. Дорога была построена для быстрой переброски войск. - 280-275 гг. до н.э. Война Рима с царём Эпира Пирром.
Начало военных действий складывалось неудачно для римских войск, однако, затем им удалось перехватить военную инициативу и нанести поражение Пирру. Риму удалось подчинить себе всю Великую Грецию и Луканию.
Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н.э.)
Если говорить кратко о истории Древнего Рима, то эпоху Поздней Республики можно смело считать расцветом культуры и искусства. Могущество Римской Республики возросло, выйдя победителем из серии Пунических войн, Рим стал мощной мировой державой. В результате захватнических войн Римская Республика получает приток новых рабов для мастерских, каменоломен и рудников. Во внутренней политике также происходят значительные изменения: крупные города теперь управляются ежегодно меняющимся магистратом. Все важнейшие события этого периода:
- 264-146 гг. до н.э. Пунические войны.
Кровопролитные войны Рима с Карфагеном за обладание Средиземноморьем. Война получила название Пунической от слова “пуны” или “пунийцы”, так римляне называли жителей Карфагена. Римская Республика продемонстрировала способность объединять свои силы для победы и грамотное использование своих ресурсов. Был построен мощный флот, которого до этого у Рима не было, модернизирована армия. Война закончилась поражением Карфагена и превращением страны в провинцию. - 133 год до н.э. Реформы братьев Гракхов.
Народный трибун Тиберий Гракх был необычайно популярен в народных массах. Тиберий предложил свой законопроект Сенату. Безземельные граждане Рима, согласно новому законопроекту, должны были получить кусок земли по 30 югеров без права передачи участка. Наделы сенаторов должны были ограничиваться 500 югерами. Сенат не принял законопроект, а Тиберий был убит подосланным убийцей. Дело брата продолжил Гай Гракх, его законопроект простирался ещё дальше: он предложил снизить цены на хлеб, отобрать у Сената право вершить суд и раздать общественные земли всем беднякам бесплатно. Сенат приказал схватить Гая Гракха. Чтобы не быть пойманным, Гай приказал убить себя. - 91-88 гг. до н.э. Союзническая война.
Союз италийцев объявил войну Риму. Италийцы были недовольны своим положением в обществе, так как только часть из них была уравнена в правах с римлянами. - 83-82 гг. до н.э. Гражданская война между Гаем Марием Младшим и Корнелием Суллой.
Война привела к установлению Суллой неограниченной власти. - 74-71 гг. до н.э. Восстание Спартака.
Рабство в Древнем Риме стало основой экономики. Положение рабов в Римской Республике становилось всё хуже, что привело к восстанию под предводительством Спартака. Восставшие рабы были разбиты весной 41 года до н.э. близ Апулии. - 49-45 гг. до н.э. Гражданская война между двумя консулами – Гаем Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем.
Юлий Цезарь в итоге пришёл к власти,а Помпей бежал из страны и был впоследствии убит. - 46-44 гг. до н.э. Диктатура Юлия Цезаря.
В эти годы проведены реформы, которые расширили полномочия власти консула. - 15 марта 44 год до н.э.- убийство Юлия Цезаря
В результате заговора, который возглавили Марк Юлий Брут и Гай Кассий. - 44-31 год до н.э. Гражданские войны.
Почти непрерывная череда гражданских войн за наследство Цезаря, которые закончились авторитарной системой правления и падением республиканского строя в Древнем Риме.
Ранняя Римская Империя
Период Императорского Рима (31 год до н. э.- 476 год н.э.) – это период единоличной власти. Летоисчисление этого периода принято считать с начала правления Октавиана Августа.
Становится очевидным, что управлять прежним государственным республиканским аппаратом уже нельзя. Невозможность управлять огромной страной, владеющей обширными землями далеко за пределами Италии, нашла выход в рождении единоличной власти.
Рис. 2. Колизей. Современный вид.
Рассмотрим приведённые ниже важнейшие даты правления императоров:
- 31-14 гг. н.э. Правление Октавиана Августа.
После победы в гражданской войне над царицей Египта Клеопатрой и консулом Антонием, трон занял Октавиан. Власть при нём стала носить название принципат, от слова “принцепс”, то есть глава, первое лицо. - 14-37 гг. н.э. Правление Тиберия Юлия Цезаря.
Тиберий сделал ставку на укрепление нравственных устоев общества. По его указу резко сократились зрелища, пиршества и гладиаторские бои. - 37-41 год н.э. Правление Калигулы.
Калигула пришёл к власти путём заговора и убийства Тиберия, которого отравили по его приказу. Он ввёл непомерные налоги, устраивал массовые казни своих соперников и видных сенаторов. Тратил деньги из бюджета страны на оргии, пиршества и зрелища. Убит в результате заговора. - 54-68 гг. н.э. Правление Нерона.
В годы правления Нерона усилилось гонение на христиан, сельское хозяйство пришло в упадок, провинции разорялись, что вынуждало население двигаться в столицу на заработки. Рим был переполнен. Во время народных волнений, вызванных его правлением, Нерон покончил жизнь самоубийством. - 235-275 гг. н.э. “Императорская чехарда”.
Этот период принято считать первым предвестником распада Римской империи. Провинции отказывались подчиняться центральной власти, римские легионы самовольно покидают границы государства, а имератором мог стать простой легионер. Всего в этот период было 29 императоров.
Поздняя Римская Империя. Закат Западно-Римской Империи.
Правление Константина Великого немного остановило разложение государственного строя Древнего Рима в период Поздней Империи. В качестве вооруженных сил страны стали всё чаще использовать наёмников. Воспользовавшись этим стал возрастать натиск галлов и германцев на Западе и гуннов, готов и парфян на Востоке. Их орды проникают всё дальше вглубь страны. Основные события этого периода:
- 306-337 гг. н.э. Правление Константина Великого.
Этот император покровительствовал христианам и незадолго до смерти крестился. В 330 году Константин возвёл город Константинополь, куда перенёс свою столицу. Он завещал Римскую Империю трём своим сыновьям и разделил её между ними. - 395 год н.э. произошло разделение Римской Империи на Восточно-Римскую и Западно-Римскую.
Теперь у каждой империи был свой император, свой Сенат и своя армия состоявшая из наёмников, в основном германцев. - 408 год н.э. нарушив договорённость в страну хлынули готы с под предводительством Алариха.
Варвары дошли до Рима и сожгли его.
Рис. 3. Сожжение Рима Алларихом
- 23 августа 476 года до н.э.
Рим вновь был взят, на этот раз германцами. Их предводитель Одокр, объявил, что отныне Риму не нужен император и все знаки императорской власти отослал в Константинополь. Именно с этого времени принято считать конец существования Римской Империи. Восточная Империя, или Византия просуществовала ещё 10 веков, до взятия её турками.
Что мы узнали?
В докладе на тему “История Древнего Рима”, мы познакомились с богатейшим наследием римской эпохи. Римский Атичный мир, изучаемый в 5 классе, просуществовал почти 1000 лет и включил в себя достижения завоёванных народов, чтобы стать культурнорй основой современной цивилизации.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Татьяна Миронова
10/10
Dima Ermolov
10/10
Иринка Панина
10/10
Ангелина Дубовая
10/10
Оценка доклада
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 510.
А какая ваша оценка?
География и карты Древнего Рима для детей и учителей
Развитие цивилизации
повлияла география. Рим не возник как держава.
на итальянском полуострове. Он начинался как крошечная деревня вдоль
река Тибр. Это было отличное место, с семью
холмы, предлагающие естественную оборону
барьер. Река Тибр дала
доступ этих первых поселенцев к пресной воде для питья и
купание, а также водный путь для торговли и еды. Равнина, по ту сторону Тибра
Река идеально подходила для сельскохозяйственных угодий. Почва была хорошей, поэтому урожай мог
легко вырастить.
В древности были
везде враги. Этих первых людей еще нужно было кормить,
укрыться, купаться и поить своих животных. Район вдоль реки Тибр, на семи холмах,
предложили то, что им было нужно. Они начали свой город на вершине
один холм. Они окружили его стеной. По мере расширения они также
расширили стену свою, так что одна стена окружила все семь холмов.
Рим был защищен двумя горными хребтами, Альпами
и Апеннины. Альпы шли вдоль северной границы и защищали Рим.
в зимние месяцы. Апеннины разрезают итальянский полуостров пополам,
давая Риму необходимую защиту, особенно в первые дни, когда Рим был
рост и развитие армии.
Рим также находился в центре города
Средиземноморский регион. Римляне могли добраться до Франции за пару дней.
верхом. На лодке они могли добраться до Испании, Греции и Африки. Это помогло Риму
стать центром международной торговли вокруг Средиземноморья.
Есть старый
говоря: Рим не за один день строился. Но со всеми этими
преимуществ, неудивительно, что Рим быстро рос.
Прочтите миф о Ромуле и Реме — кто все это начал
Спросить
Мистер Донн Q&A Interactive
— 5 тем по географии, Древний Рим
Карта Римской империи для детей — с помеченными древними городами
Карты Древнего Рима — см. ниже
(бесплатно используйте клипарт для детей и учителей, для детей и учителей, щелкните правой кнопкой мыши и сохраните в своем
компьютер)
Карта №1: Рим как королевство
Карта № 2: Рим как республика
Карта №3: Рим как империя
Карта № 4: Рим разделен на две империи: Западную Римскую.
Империя (включая Рим) и Восточная Римская империя (включая
Константинополь.)
Карта №5: Варвары атакуют Рим!
падение Западной Римской империи (темно-оранжевым цветом)
Восточная Римская империя (зеленым цветом), переименованная в Византийскую империю.
после падения Рима процветал еще 1000 лет!
Древний Рим | История, правительство, религия, карты и факты
Римский Форум
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 753 г. до н.э. — г. ок. 500
- Основные события:
- Пунические войны
Битва при Фарсале
Битва при Заме
Битва при Алезии
Битва при Каннах
- Ключевые люди:
- Юлий Цезарь
Август
Марк Туллий Цицерон
Помпей Великий
Диоклетиан
- Похожие темы:
- римское право
Сенат
акведук
цивитас
jus latii
- Похожие места:
- Италия
Римская империя
древний Египет
Помпеи
Петра
Просмотреть весь связанный контент →
Самые популярные вопросы
Кто был первым королем Древнего Рима?
Согласно преданию, Ромул был первым царем Рима. Его легендарное правление было наполнено делами, ожидаемыми от основателя древнего города и сына бога войны. Таким образом, он был описан как создатель первых политических, военных и социальных институтов Рима и как ведущий войну против соседних государств. Также считалось, что Ромул какое-то время делил свою королевскую власть с сабинянином по имени Тит Татиус. Это может быть имя подлинного правителя раннего Рима, возможно, первого настоящего короля Рима; однако ничего не было известно о нем в более поздние века, и поэтому его правление было объединено с правлением Ромула.
Какие два основных социальных уклада существовали в Древнем Риме?
Двумя основными общественными порядками в Древнем Риме были патриции и плебеи. Эти двое находились в политической борьбе, продолжавшейся более 200 лет. В начале предполагалось, что патриции обладают монополией на власть, в то время как плебеи не имели ничего, кроме права голоса в собраниях. Однако считалось, что в ходе борьбы плебеи постепенно добились уступок от патрициев путем политической агитации и противостояния и в конце концов достигли с ними юридического равенства.
Какие два собрания были в Римской республике?
Двумя ассамблеями Римской республики были центуриатная ассамблея (comitia centuriata), которая носила военный характер и состояла из голосующих групп, называемых центуриями (военными единицами), и племенная ассамблея (comitia tributa), невоенная гражданская ассамблея. Племенное собрание собиралось в городе и было более демократичным по своей организации.
Что такое Пунические войны?
Серия войн между Римом и Карфагеном известна как Пунические войны. Первая Пуническая война (Первая карфагенская война) велась с 264 по 241 г. до н.э., Вторая Пуническая война (Вторая карфагенская война) велась с 218 по 201 г. до н.э., а Третья Пуническая война (Третья карфагенская война) велась с 149 г. до н.э.–146 г. до н.э.
Кто был первым римским императором?
Август, также называемый Августом Цезарем, был первым римским императором после республики, которая была окончательно разрушена диктатурой Юлия Цезаря. Его автократический режим известен как принципат, потому что он был принцепсом, первым гражданином, стоявшим во главе того множества внешне возрожденных республиканских институтов, которые только и делали его автократию приемлемой. С безграничным терпением, умением и эффективностью он перестроил все аспекты римской жизни и принес прочный мир и процветание в греко-римский мир.
древний Рим , государство с центром в городе Риме. В этой статье рассматривается период от основания города и царственный период, начавшийся в 753 г. до н. э., через события, приведшие к основанию республики в 509 г. до н. э., установлению империи в 27 г. до н. э. и окончательному затмению Западная империя в 5 веке нашей эры. Чтобы узнать о более поздних событиях Восточной империи, см. Византийская империя .
Рим должен считаться одной из самых успешных имперских держав в истории. В течение столетий Рим вырос из маленького городка на реке Тибр в центральной Италии в огромную империю, которая в конечном счете охватила Англию, всю континентальную Европу к западу от Рейна и югу от Дуная, большую часть Азии к западу от Евфрата, северную Африки и островов Средиземноморья. В отличие от греков, которые преуспели в интеллектуальной и художественной деятельности, римляне достигли величия в своих военных, политических и социальных институтах. Римское общество во времена республики руководствовалось сильным военным духом. Хотя это помогает объяснить непрекращающиеся войны, это не объясняет успеха Рима как имперской державы. В отличие от греческих городов-государств, исключавших иностранцев и подчинявших народы участию в политической жизни, Рим с самого начала включал покоренные народы в свою социальную и политическую систему. Союзники и подданные, принявшие римские обычаи, в конечном итоге получили римское гражданство. Во времена принципата (см. ниже) места в Сенате и даже на императорском престоле занимали лица из Средиземноморского царства за пределами Италии. Длительные последствия римского правления в Европе можно увидеть в географическом распространении романских языков (итальянского, французского, испанского, португальского и румынского), которые произошли от латыни, языка римлян. Западный алфавит из 26 букв и календарь из 12 месяцев и 365,25 дней — это лишь два простых примера культурного наследия, завещанного Римом западной цивилизации.
Рим от его возникновения до 264 г. до н.э.
Ранний Рим до 509 г.
до н.э.
Знаете ли вы ЭТО о Римской империи?
Посмотреть все видео к этой статье
Когда Италия вышла на свет истории около 700 г. до н.э., она уже была заселена разными народами разных культур и языков. Большинство аборигенов страны жили в деревнях или небольших городках, поддерживали себя сельским хозяйством или животноводством (Италия означает «Земля теленка») и говорили на италийском диалекте, принадлежащем к индоевропейской семье языков. Осканский и умбрийский были близкородственными италийскими диалектами, на которых говорили жители Апеннин. Два других италийских диалекта, латинский и венетический, также были тесно связаны друг с другом, и на них говорили, соответственно, латиняне Лациума (равнина западно-центральной Италии) и жители северо-востока Италии (недалеко от современной Венеции). Япиги и мессапии населяли юго-восточное побережье. Их язык напоминал речь иллирийцев по ту сторону Адриатики. В V в. до н.э. долина реки По в северной Италии (Цизальпийская Галлия) была занята галльскими племенами, говорившими на кельтском языке и мигрировавшими через Альпы из континентальной Европы. Этруски были первым высокоцивилизованным народом Италии и единственными жителями, не говорившими на индоевропейском языке. К 700 г. до н. э. вдоль южного побережья было основано несколько греческих колоний. И греки, и финикийцы активно вели торговлю с итальянскими аборигенами.
Современный исторический анализ быстро показывает, как раннее развитие Рима происходило в мультикультурной среде и находилось под особым влиянием высших цивилизаций этрусков на севере и греков на юге. Римская религия была обязана верованиям и обычаям этрусков. Римляне заимствовали и адаптировали алфавит у этрусков, которые, в свою очередь, заимствовали и адаптировали его у греческих колоний в Италии. Высшие должностные лица Римской республики заимствовали свои знаки отличия от этрусков: курульное кресло, тога с пурпурной каймой ( toga praetexta ) и пучок стержней ( фасции ). Гладиаторские бои и военный триумф (см. ниже) были другими обычаями, заимствованными у этрусков. Рим находился в 12 милях от моря на реке Тибр, границе между Лацио и Этрурией. Поскольку это место управляло удобной переправой через реку и лежало на сухопутном пути от Апеннин к морю, оно стало местом встречи трех разных народов: латинян, этрусков и сабинян. Несмотря на латынь в языке и культуре, римское население должно было быть несколько разнообразным с самых ранних времен, и это обстоятельство может помочь объяснить открытость римского общества в исторические времена.
Викторина «Британника»
Викторина «Любитель истории»
Вы знаете основные факты истории от и до. Но как насчет промежуточных деталей? Проверьте свои исторические способности и узнайте, соответствуете ли вы званию любителя истории.
Исторические источники о раннем Риме
Царственный период (753–509 гг. до н. э.) и ранняя республика (509–280 гг. до н. э.) являются наиболее плохо задокументированными периодами римской истории, поскольку исторические отчеты о Риме были написаны намного позже. Греческие историки не обращали серьезного внимания на Рим до Пирровой войны (280–275 гг. до н. э.), когда Рим завершал завоевание Италии и сражался против греческого города Тарент на юге Италии. Первый местный историк Рима, сенатор по имени Квинт Фабий Пиктор, жил и писал еще позже, во время Второй Пунической войны (218–201 гг. до н. э.). Таким образом, историческое письмо в Риме началось только после того, как Рим завершил свое завоевание Италии, стал крупной державой древнего мира и начал титаническую борьбу с Карфагеном за контроль над западным Средиземноморьем. История Фабия Пиктора, которая началась с мифического троянского происхождения города и повествует о событиях до его дней, заложила форму последующих историй Рима. За последние 200 лет до н. э. 16 других римлян написали такие же всеобъемлющие повествования. Все эти работы теперь вместе называются «римской летописной традицией», потому что многие из них пытались дать год за годом (или летописный) отчет о делах Рима в республике.
Хотя ни одна из этих историй не сохранилась полностью, первые 10 книг Ливия, одного из величайших историков Рима, сохранились и охватывают дела Рима с древнейших времен до 293 г. до н.э. с 218 г. до н.э. по 167 г. до н.э.). Поскольку Ливий писал во время правления императора Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.), его отделяло 200 лет от Фабия Пиктора, который, в свою очередь, жил намного позже многих событий, описанных в его истории. Таким образом, когда писали о раннем Риме, античные историки столкнулись с большими трудностями в установлении истины. У них был список ежегодных магистратов с начала республики (консульство fasti ), которые составили хронологическую основу их рассказов. Религиозные записи и тексты некоторых законов и договоров давали лишь краткое описание основных событий. Древние историки дополняли этот скудный фактический материал как местным, так и греческим фольклором. Следовательно, с течением времени исторические факты о раннем Риме часто страдали от патриотических или спасающих лицо интерпретаций, включающих преувеличение правды, замалчивание смущающих фактов и выдумку.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.